Православие и телегония: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

«Енарал»

Беседа с игуменом Довмонтом (Беляевым) о власти и властолюбии

«Да, я хочу стать епископом, – с вызовом говорит юноша в подряснике, студент одной из провинциальных духовных семинарий. – Написано же, чтобы вы молили Господина жатвы о ниспослании делателей. Я – один из таких делателей, и я хочу быть епископом. Это же логично в конце концов: “Плох тот солдат, который не хочет стать генералом”. Я согласен на испытания, даже унижения, но при одном условии: если они приведут меня к сану».

Такая логика вызвала у собеседников семинариста не просто потрясение и печаль – отторжение: «Не дай ему Бог принять сан! Нашелся “пастырь”. Делатель. Енарал».

Были и другие эпитеты, но я предпочел обратиться к человеку, имеющему способность к взвешенным суждениям. Он осторожно обращается с эмоциями, и ответы его поэтому спокойны. Проще говоря, я опять напросился в гости к отцу Довмонту в Ивангород. «Дело есть, батюшка. Можно приехать?» – «Опять чайник ставить, что ли? Приезжайте».

Приехал. Сидим, беседуем. Пересказал я ему возмутившую провинциальных студентов историю.

Отец Довмонт, что можно сказать людям, которые искренне считают, что плох тот монах, который не хочет стать епископом, по примеру: «плох тот солдат, который не хочет стать генералом»?

– Начать читать Евангелие, в конце концов! Не глазами, а умом и сердцем. Ведь с евангельской-то, христианской точки зрения всё совсем наоборот! Господь Иисус Христос учил Своих учеников так:

«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 25–28), «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 14), – этими словами заканчивается притча о мытаре и фарисее.

А еще в Евангелии от Луки сказано Господом:

«Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: “уступи ему место”; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: “друг! пересядь выше”; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14: 8–11).

Опять вывод тот же: «всяк возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий возвысится».

И что значат приведенные вами цитаты в современном мире?

– В любом мире – что тысячи лет назад, что через сто – желать первенствовать в Церкви – это значит желать пить Чашу Христовых страданий.

Желать первенствовать в Церкви – это значит желать пить Чашу Христовых страданий

Вот это, интересно, понимают те юнцы, которые хотят стать епископами? Способны ли они принять хотя бы малую толику этих страданий по-христиански, так, как это сделали апостолы? Ведь подлинная власть в Церкви не ведет к, как это сейчас называют, «комфортному» существованию. Тем, кто стремится к этому самому «комфорту», я бы от души посоветовал искать себя на другом поприще.

То есть не обманывать себя?

– Ни себя, ни других. Не нужно играть в театр. Дешевое зрелище. Лицемерие. Хотите театра – идите в актеры, но не в Церковь.

Вы привели пример апостолов, их отношения к данной им духовной власти. Но сначала даже апостолы неправильно понимали свое призвание. На пути в Иерусалим, где Христа ожидала позорная казнь на кресте, они не понимали этого. Они спорили, кто займет первое место в Его Царстве… И они, между прочим, верили, что Христос – Бог.

– Спорили, потому что хотели власти на земле, царства земного, а не Небесного. Но Господь строго предупредил их:

«Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф. 20: 22–23).

Только потом, после Воскресения и Пятидесятницы, они поймут, что значит жребий апостольства и чаша Христовых страданий. Ведь почти все они приняли мученический венец.

Апостол Павел так говорит о служении епископа:

«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3: 1– 7).

Помнится, святого Амвросия, того самого – автора «Te Deum» («Тебе Бога хвалим»), великого святителя, спасшего от смерти тысячи людей, учителя святого Августина, – по всему Милану ловили, чтобы поставить в епископы, – он вообще сбежал от православных, потому что, зная требования к епископам, не считал себя достойным. Скрывался, боялся.

Итак, все ли условия, названные апостолом Павлом, соблюдаются сейчас?

– Нет, не все. К слову сказать, изначально епископское и пресвитерское служение никак не были связаны с безбрачием и монашеством. И апостолы имели семьи (вспомним Петрову тещу). Но само развитие истории Церкви привело в конце концов к безбрачному епископату.

Еще тот же апостол Павел писал:

«Если и женишься, не согрешишь; и, если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7: 28–31).

Что имел в виду апостол?

– Всё очень просто: наступала эпоха гонений. Епископ, связанный семейными узами, более уязвим. Если сам он не боится страданий за Христа, то семья, дети могут не выдержать. Вот почему апостол Павел говорил: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я…» (1 Кор. 7: 8). У апостола семьи не было. Женатым же он предрекал скорби по плоти. И действительно, в период гонений на Церковь именно по епископам наносится первый удар. Именно в те времена созревает традиция безбрачного епископата.

Игумен Довмонт (Беляев)

Но, отец Довмонт, если епископы изначально занимались пастырским окормлением христианских общин в городах, то монашество развивалось как совсем иной вид служения. И расцвет монашества приходится как раз на время окончания гонений и, как кажется, внешнего благоденствия Церкви.

– Да… Когда императоры Рима становятся христианами, статус Церкви в империи резко изменился. Теперь христианство становится престижным или, используя приведенную вами студенческую лексику, «комфортным». Членами Церкви становятся патриции, придворные вельможи. Римская аристократия делает щедрые пожертвования епископам и духовенству на нужды Церкви. А может, и так: «на нужды Церкви» – кавычки здесь важны. На смену темным катакомбам, в которых молились и скрывались гонимые христиане, приходит пора величественных базилик и храмов с просторными баптистериями. Стены которых сверкают золотом мозаик. Но сама Римская империя в IV веке находилась в стадии упадка.

Особенно должно было усилиться бегство от мира тогда, когда готовы были рухнуть самые мощные силы этого мира – Римская империя и греко-римская культура. В Египте уже в IV веке возникло монашество в виде особого учреждения, созданного ради ясно осознанной цели. Одни находили, что мир есть царство гибели, от которого надлежит совершенно отречься; другие полагали, что мир, лежащий во зле, должен быть покорен для Бога влиянием монашества. Первый взгляд есть взгляд древнейшего монашества, сохранившийся в наибольшей чистоте в восточном, православном монашестве; второе воззрение пыталось осуществить на практике главным образом западное, католическое монашество.

Именно дух «мира сего» вошел в церковную жизнь вместе с эпохой окончания гонений на христиан. И монашество стало своего рода протестом против обмирщения церковной жизни. Первоначально у монастырей не было определенных отношений к церковной иерархии. Древние подвижники-анахореты – такие как Павел Фивейский, Антоний Великий и ряд других – не были священниками. Мало того, непринятие сана было изначально само собою разумеющимся правилом древнего монашества.

Вот как? Не знал.

– Игумен (от греч. ἡγούμενος – «ведущий») монастыря не был священником. Его избирала братия, и он был таким же братом.

Игумен монастыря тогда не был священником; его избирала братия, и он был таким же братом

Разница лишь в том, что, становясь игуменом, брат уже не мог оставаться самим по себе. Он с момента избрания должен был стать отцом для монашеской общины. То есть испить ту самую Чашу Христовых страданий. Монахи не получали священного сана и для совершения богослужения приглашали посторонних священников; затем стали ставить из числа лучших монахов священников для богослужения исключительно в монастыре, а не для мирян; лишь в очень позднее время сложился существующий ныне в Русской Церкви обычай возводить почти всех грамотных монахов по выслуге лет в сан иеродиакона или иеромонаха. По правилам IV Вселенского Собора монахи были причислены к клиру и подчинены ведению епархиальных архиереев. Итак, идеал духовной жизни в восточном монашестве – это диада: старец (восприемник в постриге) и его ученик.

Так откуда же всё-таки возникли эти карьерные стремления, рассказами о которых, уверен, мучаю вас не я один?

– Как вы говорите: «плох тот солдат, который не хочет стать генералом»?

Это не я говорю…

– Да. Так вот, как я уже упоминал, на Западе монашество пошло по иному пути, а можно сказать, и вся Западная Церковь.

Тот главный постулат: мир, лежащий во зле, должен быть покорен для Бога влиянием монашества и Церкви. Причем покорен не только в духовном, но и в прямом административно-политическом смысле. Особенно активно эти идеи продвигались в католичестве возникшим в XVI веке монашеским орденом иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, 1534). Но монахи-иезуиты пошли еще дальше. От борьбы за территории они перешли к борьбе за умы и души молодежи. Лучшими школами Европы в XVII–XVIII веках стали иезуитские коллегии. Выпускниками этих коллегий были такие известные люди, как Декарт, Вольтер и другие деятели европейской культуры. Именно по образцу иезуитских коллегий устроит в XVII веке и свою духовную академию в Киево-Печерской Лавре митрополит Петр Могила. И ее выпускниками станут большинство архиереев, поставленных на русские кафедры императором Петром Великим. Именно в этот период западная иезуитская система образования получает распространение в России.

Вот как рассказывает Е. Поселянин в жизнеописании митрополита Димитрия Ростовского устройство занятий в семинарии, которую организовал святитель при своем митрополичьем доме:

«Интересен порядок жизни семинаристов, заимствованный из тогдашних латино-иезуитских заведений. Дурные ученики сидели сзади. Лучший назывался император и сидел впереди на особом месте, которое всякий новый император занимал с особым церемониалом. Рядом с императором сидел первый сенатор. Все это развлекало учащихся в их жизни, которую и без того нельзя назвать скучной» (Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века). Как видим, карьеризм не только не порицался, но всячески приветствовался. Если ранее в восточной традиции священнослужение считалось подвигом, а епископская власть крестом, причем не просто считалась, а таковым и была, то благодаря иезуитской системе образования священство становится просто профессией.

В духовных учебных заведениях, организованных по образцу иезуитских, карьеризм не только не порицался, но всячески приветствовался

Теперь понимаю некоторых ребят в подрясниках: «Just business».

– Вот-вот. Из чадолюбивого отца епископ становится просто сухим администратором, а сама Православная Церковь получает статус «духовного ведомства» при государственной власти, лишившись патриаршества в 1721 году. Кстати, именно слово «администратор» стало сейчас наиболее популярным применительно к епископскому служению. Сейчас! Увы! Но возникает вопрос, разве именно это имел в виду апостол Павел, когда говорил: «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11: 28–29).

А разве просто администраторами были святитель Николай или Спиридон Тримифунтский? Пример святителя Амвросия Медиоланского я уже приводил.

– Именно как любящие отцы относились они к своей пастве. За каждого человека у них болело сердце. Вот почему святитель Николай тайно подбрасывал кошельки с золотом в семью, где обезумевший от горя отец от нищеты хотел отдать своих дочерей в публичный дом. Но благодаря милосердию епископа дочерей выдали замуж, и души и тела были спасены. А святитель Спиридон в Великий пост, когда к нему в дом пришел падающий от усталости путник, сначала накормил его вяленым мясом и только потом начал беседовать с ним. Вот почему спустя много столетий люди не могут забыть то добро, которое сделали эти святые, и до сих пор почитают их и обращаются к ним в молитвах за помощью.

А сегодня во многих высоких кабинетах своим собратьям по служению многие талантливые «администраторы» даже стакан чая не предложат. Да что там чай! К некоторым без предварительной записи и не попасть просто. Интересно, была ли предварительная запись к апостолу Павлу или Петру? Стать «талантливым администратором» может любой бойкий карьерист. А вот любящим отцом может стать далеко не каждый. Но именно в таких отцах как никогда нуждается сегодня святая Православная Церковь.

Любящим отцом для верующих может стать далеко не каждый – но именно в таких архипастырях нуждается сегодня Церковь

Обратимся к тем, которых мы не боимся, а любим, – к настоящим старцам. Вот отец Павел (Груздев) или отец Николай Гурьянов простые вроде священники. Но почему мы можем говорить, что они обладали какой-то властью? Какого рода эта их власть? В чем она выражается? И почему я, несмотря на все мое отношение к власть имущим, сформировавшееся в советское время, с почтением и благодарностью принимаю эту их власть?

– Власть старцев – власть родительская. Они не повелевали. Они советовали и молились. Ведь властвовать по должности и добиться уважения подчиненных – это непросто. Можно заставить бояться. Но заставить любить себя нельзя. Молитва и искренняя любовь, забота, ношение вашего бремени – вот те условия, из-за которых мы не просто признаём власть настоящих старцев, но и стремимся к подчинению им. То есть это власть Христова.

Власть старцев – власть родительская. Они не повелевали. Они советовали и молились

Как бороться с властолюбием и его проявлениями? Помогает ли добрый юмор в этом деле?

– Всё зависит от интеллекта и культурного уровня властителя. Где-то юмор может помочь. Но в большинстве случаев юмор действует так: «Тому, кто смеется, шутка жизнь продлевает, а тому, кто шутит, наоборот, укорачивает», – так шутил в пьесе Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен» главный герой пьесы. Поэтому по поводу смеха можно сказать, что добрый смех не является грехом. Хорошо смеяться над своими недостатками. Но над недостатками ближних мы не должны смеяться или осуждать их. За них мы должны молиться независимо от их сана. Священнослужитель это или мирянин. Ведь все они – наши ближние. Без которых мы не спасемся.

Читайте также:  Бытовые суеверия и православие: отношение и мнение церкви, верить или нет

Сомнительные практики

Грех ли увлекаться астрологией

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.


Православие об астрологии

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодилера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке. Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится

Йога и православие. С чего все началось

Духовные искания начались примерно в 25 лет — это конец 2000-х годов. Они начались от безысходности. Ты молод и красив, у тебя работа, много денег, но на душе пустота, она растет и ничто не может ее излечить — даже занятия творчеством. Творчество дает не только ощущение вдохновения, но и зависимость от него — от вдохновения и от творческого полета.

Йога и православие — совместимы ли они? Так вопрос не стоял. Не стояло даже выбора, поскольку я был окружен счастливыми «открытыми» молодыми людьми и девушками, которые ходили на собрания буддистов, кришнаитов и медитировали.

Еще была знакомая, которая глубоко погрузилась в китайское учение Ци-Гун. Были эзотерики — например, последователи теософского учения Кут Хуми. Другими словами, большинство моих знакомых «искали», медитировали и занимались йогой, а потому такая жизнь и для меня стала верой, поскольку попытки медитировать, заниматься йогой и искать истину дали ощущение правды и мне тоже.

Кришнаитский праздник Шествия Колесниц. 2011 год, Москва. (с) Иван Афанасьев, ivandaf.ru

С другой стороны присутствовало православие, но «искать там было нечего». Я был полон всех предрассудков в отношении христианства:

  • православие культивирует в людях самобичевание и скорбь, когда удел человека — это счастье, любовь и свобода
  • христианство говорит только о страданиях и грехе
  • в храмах все выглядят грустными и болящими
  • вообще православие — это нечто устаревшее, которое говорит с людьми не на том языке, который нужен
  • не факт, что Россия пошла по правильному пути, крестившись когда-то
  • и т.д.

(Я не буду в этом тексте заниматься апологетикой христианства, а просто хочу показать, на каких позициях был когда-то — чтобы еще очевиднее стало то изменение, которое случилось позже.)

фото (с) patriarchia.ru

Думаю, меня и всех нас можно было понять — в мире, полном грубости, агрессии и диссонанса, мы нашли свое видение восточных религий — в форме радости, ярких одежд, улыбок, — и православные храмы казались нам какой-то ошибкой нашего времени.

Короче, мы практиковали и были счастливы.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

История про йога и юношу

В Греции (а это тоже православная страна) жил юноша, который много лет занимался восточными практиками и наконец собрал деньги на поездку к гуру, учению которого он следовал.

И как он был удивлен, когда индийский йог не только не обрадовался юноше, но посоветовал ему вернуться домой. Со словами: «Зачем ты ищешь святости здесь, если путь к ней есть у тебя под боком», — имея в виду множество православных монастырей и святую гору Афон, которая располагается на территории Греции…

Преподобный Паисий Святогорец, афонский старец.

Это очень хороший пример!

Я глубоко убежден, что каждый человек вокруг нас, который «ищет свой духовный путь», осознавая или нет, ищет в себе христианина.

И даже тот, кто ходит на практики в буддийские центры или ездит на встречи с гуру — на самом деле тоже ищет в себе христианина и Христа.

Ибо он ищет Жизнь, а Христос — это и есть сама Жизнь. И наша душа тянется к Нему, и находит утешение, когда оказывается с Ним — даже если сам человек до конца не осознает всего этого.

А погружаясь во многовековую традицию Православной Церкви — или Восточного христианства, как ее еще называют, — человек в церковных Таинствах, церковной и молитвенной жизни, в церковном предании, в предстоянии перед Христом и сонмом его святых, в любви к ближнему и доверию Божиему промыслу — во всем этом он обретает истинную полноту!

Слава Тебе, Боже, за это — слава Тебе!

Что это было

Не думаю, что нужно как-то аргументировать написанные в этом тексте слова, потому что аргументировать духовный путь невозможно. В данном случае можно лишь констатировать, что, когда-то будучи убежденным противником православия, я в итоге сам стал вести по мере сил Церковную жизнь.

Я прекрасно понимаю, что переубедить того, кто уверен, что Церковь это нечто устаревшее, этим текстом невозможно. Поэтому я просто говорю:

  • Сначала было увлечение восточными учениями и они помогли вырваться от привязанности к вещам действительно ненужным. Они по большей части были бессистемными (немного от одного, что-то от другого, и еще что-то по наитию, еще что-то — по собственному представлению), но они были искренними.
  • Потом наступила апатия, потому что «успокоив дух», эти практики продолжали успокаивать его и дальше, в результате почти лишив какого-либо движения вообще.
  • И новая жизнь началась в православной Церкви, — во Христе, которая, как открылось мне — обладает всеобъемлющим учением, полным мудрости, глубинного познания человеческом природы, и ничего общего не имеет с теми предрассудками, которые сложились в обществе.

Я расцениваю это как дар, и как чудо, которое, — когда я думаю о нем, — еще более утверждает во мне веру во Христа.

Йога и православие попытка их совмещения

Собственно, православие возникло в этот момент тоже от безысходности, как от безысходности возникла когда-то йога.

Рассредоточенный, я заходил в монастыри и храмы и тоже начал улавливать какой-то покой в их атмосфере. Постепенно все начало сформировываться в идею, что православие — это вид духовного пути, к которому тоже нужно относиться с уважением, потому что за тысячелетия — и века в нашей стране, — в этом учении накоплена мощная энергетика, и действительно миру были явлены сотни святых, которые так же, как и йоги, творили чудеса.

Поэтому я охотно представлял себе, что можно жить примерно так: и заниматься йогой и стоять перед иконами в храме или на службах в монастыре — стараясь при этом не потерять свою «восточную волну».

Но пустота в душе продолжала расти, и в какой-то момент ее уже нельзя было игнорировать. С одной стороны была апатия и бессмысленность бытия — потому что бытие социальное на самом деле бессмысленно, а с другой —восточные учения не давали никаких ответов, кроме учений, которые вообще непонятно, как было употребить в жизнь, кроме как сидеть и медитировать. Все же остальное, ведь, бессмысленно.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — на станции метро Цветной Бульвар. Это , которое вернуло меня к жизни. Причем все происходило в движение постепенно.

Сначала я просто проходя мимо, поддался зову и пошел на исповедь.

Затем мне показалось, что это помогло и я начал ходить в храм чаще, а затем — поскольку все равно делать было нечего, — устроился на Подворье работать. А перед работой и после нее — ходить на службы.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Я не хочу сказать, что было какое-то совмещение йоги и православия — его не было, но отношение к христианству тем не менее было довольно расчетливым:

«ОКей, я буду выполнять ваши православные правила и постараюсь погрузиться в христианскую традицию, а вы мне в ответ — мир и благодать».

Православие без йоги

И начало происходить чудо. Все менялось постепенно и на всех фронтах.

И сама традиция становилась ближе.

И многие взгляды на христианство, которые были у меня прежде, распадались, потому что основывались, как оказалось, на предрассудках, незнании и банальной необразованности.

И само учение постепенно раскрывалось: из набора внешних правил и установлений до целой системы познания человеческой души, ее природы и процессов в нем.

К тому же — лишившись метаний и под руководством священников-монахов на Подворье, — удавалось все лучше видеть самого себя. Очевидным становилось несоответствие Замысла, который был в тебя заложен Богом, и твоих действий: и это еще ближе делало то, что когда-то вызывало отторжение — например, слова о грехе и греховности.

И ты понимал, в числе прочего, что православные не грустные и скорбные, а — внимательные к себе.

Преподобный Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века.

И они свободные внутренне и радостные — просто не поддаются веселью, которое в отличие от радости — иссушает душу, а не наполняет ее.

И то, что покаяние — это не самокопание в прошлых проступках, а наоборот — устремление ума в будущее, в которым ты желаешь или полон решимости жить во Христе.

И понимаешь, что покаяние есть преображение природы человеческой, — и оно приходит не только от решимости человека, но и суть дар Божий, который человек обретает молитвой и жизнью во Христовой Церкви.

Укреплялось понимание, что без этого — без православного учения и Церкви — жизнь больше невозможна, что по сути — «Душа человеческая — христианка». Что все прочее — или бессмысленно, или в лучшем случае ошибочно, или попросту опасно.

Я понял, что Христос — это не только человек, который ходил когда-то по земле, — это ипостась Бога, которая существует в нас, которая дает нам жизнь, которая была всегда — еще до начала времен и до времен Нового Завета.

И я понял, что всё движение к жизни, которое во мне есть, это и есть Христос, и только разговор с Ним — назови его или молитвой или просто созерцанием мысли о Нем, — дает силу жить и смысл жить.

И что именно ради Него и есть смысл жить: возвращаться в социум и исполнять в нем тот свой долг, который возложил промыслительно на меня Господь.

И больше ничего не нужно — кроме как идти к Нему с Его помощью вопреки всему, что окружает человека вокруг — особенно в таком безумном большом городе, как Москва.

Я обрел Христа. И обрел всё то, чего недоставало.

Йога путь от счастья к апатии

Это не должен быть долгий текст, поэтому обо всем приходится писать в общих чертах. Йога, знакомство с буддизмом, индуизмом, учениями различных гуру — все это придавало сил. Во всем этом было нечто большее, чем в окружавшем нас мире, где люди озабочены деньгами и славой.

Это было познание самого себя и себя в мире. Наступал покой, наступало какое-то понимание вещей, которое расставляло все по своим местам и избавляло от гнетущего внутреннего беспокойства.

Лично у меня была возможность какое-то время не работать, и я не работал — потому что социальная суета на фоне вопросов Вечности утратила какой-либо смысл.

Отец Серафим Роуз — известный православный миссионер в Америке, который так же начинал свой путь через восточные искания, — описывал это состояние примерно так: медитации открыли жажду духовной жизни. И добавлял — но не смогли утолить ее.

Отец Серафим Роуз

Что стало происходить в моем случае?

Тут были два момента.

Первый — это идея самосовершенствования. Постепенно из некоего стержня, на котором зиждилась духовная жизнь, эта идея стала клетью.

Читайте также:  Грехи и болезни: таблица взаимосвязи в православии, происхождения и исцеления

Незаметно для себя ты перестаешь Жить, а принимаешься контролировать каждый свой шаг — продвинет ли меня это по пути совершенствования или нет? Внимательность к каждому моменту и любой мысли — это идеал всякого аскетического учения — и православного в том числе, — но в данном случае все это выливалось в постоянную заботу — «как бы все не испортить».

Любые поступки ты начинаешь рассматривать только с этой точки зрения, и даже добро (казалось бы, нечто, что должно нести в себе абсолютно бескорыстное начало), тоже совершается с оглядкой: это хорошее дело и оно «улучшит мою карму». И я думаю, это была проблема не только моя — кажется, так обстояло со всеми, потому что идея самосовершенствования, которая в состоянии гармонично «лечь» на ум восточного-индийского менталитета, в случае с умом «европейским» и даже «восточно-европейским» — подпитывает склонность к эгоизму, этому главному врагу вечности.

Эгоизм это одна сторона. Вторая сторона — идея реинкарнации, которая подпитывала и углубляла апатию. В сложившемся тогда внутреннем мире и состоянии не было диалога с Богом — все было безлично, вселенная была безличной, всё было безлично, только бесконечная череда причин и следствий. Жуткая система, которая превращала всю жизнь в цепочку событий, удаляя из нее самое главное, что есть в человеке — Живую Жизнь и внутреннее рвение.

Постепенно бессмысленной становилась не только социальная жизнь, но и любое утруждение себя.

Апатия. Говорят, это очень распространенный финал. И из него несколько выходов:

  • депрессия или психическое расстройство
  • уход от духовных поисков вообще: человек навсегда «закрывает» для себя эту сторону жизни и полностью, со всеми силами своей души, сосредотачивается, допустим, на бизнесе.
  • воцерковление

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Принуждение к целомудрию: стоит ли верить в телегонию?

С недавних пор телегония все чаще становится инструментом церковной проповеди. И действительно, если наука доказала, что добрачные связи влекут за собою необратимые и печальные последствия — не лучший ли это аргумент в защиту целомудрия?

Может ли у белой мамы и белого папы родиться «черненький» ребенок? Да, если за несколько лет до брака у мамы была связь с африканцем, утверждают сторонники телегонии : «Первый мужчина передает свой геном всему будущему потомству». С недавних пор телегония все чаще становится инструментом церковной проповеди. И действительно, если наука доказала, что добрачные связи влекут за собою столь необратимые и печальные последствия — не лучший ли это аргумент в защиту целомудрия?

Дистанционный папа
Противники телегонии рассказывают такую историю: когда священник в воскресной школе рассказывал детям о телегонии, в классе находился мальчик, чья мама еще до того, как познакомиться с отцом ребенка, была замужем за другим мужчиной, и малыш об этом знал. Выслушав священника, он спросил: «Так значит, мой папа — это не мой папа? Значит я вообще, родился неизвестно от кого?».

Телегония (от греч: теле — «далеко» и генос — «происхождение») — это представление, согласно которому первый половой партнер оказывает влияние на фенотип (внешние признаки) последующего потомства, даже рожденного от другого партнера. Уверенность в существовании феномена телегонии была распространена в XIX веке среди «селекционеров» — людей, занимавшихся разведением породистых животных: собак, лошадей, и т. п. Однако на долгие годы телегония была прочно забыта, и лишь в конце XX века о ней вспомнила православная общественность. «Когда моя ученица принесла мне брошюру, посвященную телегонии, у меня просто волосы встали дыбом от псевдонаучного уровня обсуждения этой проблемы! Имеет ли телегония научный статус сегодня? Можно уверенно говорить, что это заблуждение, — комментирует Галина Муравник, генетик, преподаватель Библейско-богословского института св. ап. Андрея. — Эта теория возникла в 60-х годах XIX века, когда не были еще известны ни законы генетики, ни особенности эмбриогенеза, не было возможности провести точные научные опыты, необходимые для подтверждения любой научной гипотезы».

Брошюра, которой телегония обязана нынешней своей популярностью, вышла десятитысячным тиражом в начале двухтысячных годов и получила название «Целомудрие и Телегония — Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий». Кроме загадочных апелляций к анонимным «ученым» («ученые доказали…», «ученые обнаружили…»), аргументация статей, вошедших в сборник, в основном опирается на труд некоего Феликса Ледантека — французского биолога, дарвиниста конца позапрошлого века, имевшего титул «главного атеиста Франции».

«Работу, на которую ссылаются сторонники телегонии, — «Индивидуальная эволюция, наследственность и неодарвинисты», я нашла в Ленинке, ее 24-я глава так и называется: «Телегония, или влияние первого самца», — говорит Галина Муравник. — Ледантек в ней не приводит никакого строго научного материала: кто-то что-то сказал, кто-то где-то слышал… Но при этом он делает попытку объяснить механизм телегонии: Ледантек утверждал, что, если связь с первым самцом закончилась беременностью, то плод, находящийся в утробе матери, оказывает влияние на другие ее половые клетки, находящиеся в яичниках. Позже, когда эти клетки в результате последующих контактов окажутся оплодотворены, из-за «влияния» первого плода потомство будет нести явный отпечаток первого партнера».

Про обязательную первую беременность, на которой настаивает Ледантек, современные телегонисты умалчивают, представляя картину телегонии как последствие любого блуда (включая и те случаи, когда беременности не последовало). В то же время оригинальная трактовка французского ученого подразумевает беременность как обязательное условие проявления эффекта телегонии. Однако в чем состоит это таинственное влияние, которое плод оказывает на клетки матери, каков его механизм, Ледантек не уточняет.

«Ответить на вопрос о том, что это за влияние, невозможно, потому что феномен телегонии находится вне научного поля. Ее сторонники — и в XIX веке, и авторы современной брошюры — не приводят никаких научных аргументов, а ее идеи противоречат основам современной генетики и эмбриологии», — утверждает Галина Муравник. После появления работы Феликса Ледантека телегонию пытались экспериментально проверить. «Именно потому, что на большом количестве экспериментальных объектов — голубях, лошадях, собаках, кроликах, мышах — такого феномена как телегония зафиксировано не было, интерес к ней пропал». Идея же о том, что плод может как-то влиять на половые клетки женщины, по мнению Галины Муравник, созвучна лишь идеям печально знаменитого «борца с генетикой» академика Т. Д. Лысенко. Именно ему принадлежит «теория» о том, что соматические (не половые) клетки могут оказывать влияние на половые клетки и каким-то образом изменять их. «Для Лысенко такое предположение было продолжением его антинаучной идеи о том, что наследственность организма можно «воспитать» путем подобных воздействий на соматические клетки. На доказательство этой идеи-фикс автор потратил немало не только государственных средств, но и человеческих жизней — сотни ученых-генетиков, цвет Российской науки, были расстреляны или оправлены в лагеря. Но найти механизм воздействия плода на яйцеклетки, то есть опытно подтвердить свою гипотезу, Лысенко не смог. И вообще, о каких тонких генетических исследованиях можно говорить, если Лысенко до последних дней жизни упорно отрицал реальность гена, законы генетики, известные как законы Менделя».

Самый известный свидетель «телегонии», граф Мортон, жил в середине XIX века. Историю его кобылы, записанную со слов графа самим Чарльзом Дарвином, пересказывают практически все сторонники телегонии. Свою лошадь граф скрестил с кваггой (вид зебры), но через несколько лет продал ее новому хозяину, который покрыл кобылу арабским жеребцом. У жеребенка, которого после этого принесла лошадь, Мортон, мельком видевший его, заметил на крупе полосы — как у зебры, с которой когда-то он скрещивал кобылу. В 1997 году два университетских профессора — Александр Спирин, директор Института белка в Пущино, крупнейшей специалист в области молекулярной биологии, и профессор Марлен Асланян, профессор кафедры Генетики биологического факультета МГУ, специалист в области селекции животных, — написали статью «Полосатая дочь кобылы лорда Мортона», в которой проанализировали этот случай и показали, что обнаруженная графом «полосатость» была вызвана гормональным сбоем, разблокировавшим древние гены. Таким образом, граф Мортон столкнулся не с феноменом телегонии, а с обычным атавизмом.

Последний довод телегонистов: консервация сперматозоидов в матке. Мужские половые клетки якобы надолго сохраняются в половых путях женщины и якобы могут значительное время спустя дать начало новой жизни. «Но и это противоречит тому, что мы точно знаем сегодня об эмбриогенезе человека: сперматозоиды не могут храниться или накапливаться в организме женщины, — утверждает Галина Муравник, — попадая в половые пути, сперматозоиды сохраняют свою жизнеспособность там не более трех суток. Если даже представить, что сперматозоид или, на крайний случай, его хромосомы захватываются эпителиальными клетками, которые выстилают половые пути женщины, то есть сам сперматозоид разрушился, а его генетический материал “захватился”, как это предполагают защитники телегонии, то и этот вариант объяснения не состоятелен. Ведь и эпителиальные клетки также короткоживущие: они погибают уже через несколько дней и заменяются новыми! То же касается и открытых не так давно прионных инфекций — еще одна попытка некоторых защитников телегонии объяснить ее эффект. Прионные инфекции передаются не вирусом, и не бактерией, а прионом — особым белком. Эти инфекции могут нарушать работу ДНК клетки, вызывая страшные заболевания (коровье бешенство). Но вносить в организм какие-либо новые признаки — на это прионы не претендуют. Так что и этот «механизм» телегонии исключен. С точки зрения науки аргументация защитников телегонии несостоятельна, даже когда они, отходя от идей Ледантека, пытаются эксплуатировать “современные” аргументы для своей теории».

Можно ли строить проповедь на «белых пятнах»?
Тем не менее в православной среде мы видим настойчивые попытки «встроить» телегонию в систему православной антропологии и апологетики. Бывает, что теория находит своих последователей, однако есть и другие примеры. Галина Муравник: «Одна молодая девушка, ученица воскресной школы, наслушавшись про телегонию, поступила на биофак. Проучившись год, прослушав курс эмбриологии, она приехала на каникулы, пришла в воскресную школу и сказала: “Знаете, я вообще не желаю быть в Церкви, где есть такое мракобесие”».
«В православной среде уважение к науке очень велико. К сожалению, иногда происходит эксплуатация нашего уважительного отношения к науке, и мы наблюдаем мимикрию лженауки под науку, — комментирует протоиерей Роман Братчик, настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области, выпускник биофака МГУ. — Телегония — это однозначно лженаучная теория. И нельзя Слово Божие подпирать очевидно ложными учениями — это безнравственно! Утверждать нравственность безнравственными приемами — это не Православие».

«Я думаю, что апологетика от науки в миссионерстве допустима, — считает диакон Сергей Кривовичев, профессор СПбГУ, заведующий кафедрой кристаллографии, лауреат премии президента России в области науки и инноваций. — Только она должна основываться не на попытках доказать, например, истинность потопа (с геологической точки зрения его продолжительность была чрезвычайна мала) или существование ангелов путем измерения торсионных полей, а на указании тех глубоких интуиций, которые заложены в основы современной науки — например, антропный принцип (устанавливающий определенное соотношение между фундаментальными свойствами Вселенной в целом и наличием в ней жизни и человека, не утверждающий при этом, в отличие от антропоцентризма, исключительности человеческого рода — прим. ред.) или фундаментальные отличия живой и неживой материи. Надо только учитывать, что наука Нового времени по духу значительно отошла от церковного мистического мировоззрения, от духа святых отцов. Она и зародилась, и развивалась вне Православной Церкви, в недрах западного христианства, в котором иссяк ток живого Предания и которое вступило на путь гуманистической философии. Это неизбежно исказило и духовную жизнь, и само мировоззрение. В глазах ученого-гуманиста Вселенная перестала быть причастной Творцу (вспомните спор о природе Фаворского света и о нетварных энергиях, причастных, по святым отцам, каждой вещи) и подлежала безжалостному (если так можно сказать, неблагоговейному) анализу. С точки зрения святых отцов путь к познанию природы вещей лежит не через анализ и эксперимент, а через стяжание благодати Святого Духа. Это познание в корне отличается от научного знания и не является самоцелью. Так вот, мне кажется, что было бы очень важным выработать такой взгляд на науку, который был бы, с одной стороны, вполне осведомленным (не дилетантским с точки зрения самой науки) и, с другой стороны, — глубоко церковным. Мне кажется, что, учитывая путь Русской Церкви и русской науки в XX веке, такая задача была бы русскому богословию вполне по силам, хотя она требует не только научного, но и духовного напряжения и подвига.

Однако лженаука может только дискредитировать Церковь. В инославной апологетике есть такой термин «God of holes» — Бог, затыкающий дыры. То есть в нашем познании существуют какие-то белые пятна, недоработанные теории, на которых можно строить апологетику, но здесь нужно быть крайне осторожным. Нередко возникают такие случаи, когда духовенство, не имеющее специального естественнонаучного образования, может попасться на удочку лженаучной теории и построить проповедь на ней, а человека, разбирающегося в науке, это отпугнет от Церкви».

Священника люди часто спрашивают обо всем на свете и считают, что батюшка должен все знать, но священник — не специалист по всему на свете. «В науке, кроме доказанных теорий, существуют многочисленные гипотезы — предположения, пока не имеющие доказательств, которые могут быть, тем не менее, хорошим стимулом для движения научной мысли, для поиска истины. А вот опираться в богословии на такие гипотезы — крайне опасно, ведь завтра большинство из них будут опровергнуты и забыты», — предупреждает отец Роман Братчик.

«На приходе мы обсуждали телегонию, когда один чтец принес книжку, — вспоминает диакон Сергей Кривовичев. — Наш настоятель рассудил тогда очень мудро: сказал, что телегония богословски несостоятельна уже потому, что она призывает жить нравственно, исходя из опасности повреждения только физической природы человека. И тут теряется очень важный духовный аспект! Мы призваны не грешить не ради сохранения здоровья, а потому, что есть нравственные заповеди, которые мы должны соблюдать перед Богом. Христианство вовсе не обещает нам постоянного благополучия, наоборот, ко Христу идут через Голгофу. Тут мы должны иметь большую чуткость и духовную зоркость. Такие учения, как телегония, распространяются в православной среде потому, что их логика понятна простому человеку. Ведь если сказать: не греши, а то заболеешь, то это ему будет проще это принять, чем “не греши, потому что тебя ждет радость Царства Небесного”».

Православие и телегония: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

А чуть позже я написал небольшое предостережение, которое после утверждения и корректировки профессором Александром Дворкиным было опубликовано от имени РАЦИРС.

Текст собственно говоря не полностью мой, некая такая компиляция.

НАДЕЖДА СЕМЕНОВА И ТЕЛЕГОНИЯ: ПРЕСС-РЕЛИЗ РАЦИРС

В последнее время на территории России широкое распространение получили многочисленные оккультные издания, посвященные так называемому явлению телегонии. Особенно активно распространяется через сеть эзотерических магазинов книга “Гликерия против телегонии” известной в стране лжецелительницы Надежды Семеновой. Пользуясь незнанием россиян госпожа Семенова открыла в городе Сочи центр “Надежда”, где помимо различных сомнительных медицинских практик людям предлагается пройти платный курс избавления от последствий телегонии. Методы курса не имеют никакого отношения к науке или религии, а представляют собой набор оккультных практик смешанных с церковными таинствами.

Читайте также:  Пресвитер в церкви: кто это, история, требования и смысл, определение пресвитерианства

Особые опасения вызывает стремление Надежды Семеновой прикрыться авторитетом Православной Церкви. Именно для этого, по нашему мнению, на ее средства был выстроен храм в честь царя страстотерпца, фактической хозяйкой которого она и является.

В 2005 году на XIII Международных Рождественских образовательных чтениях на секции “Сектоведение” деятельности Надежды Семеновой был посвящен доклад “Православный взгляд на деятельность псевдоцелительницы Надежды Семеновой” священника Михаила Карпеева из Удмуртской епархии. Книга “Гликерия против телегонии” помимо нескольких собственных глав автора представляет собой перепечатку статей из книги “Целомудрие и телегония. Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий”. Решением экспертной коллегии Издательского совета Русской Православной Церкви по запросу Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии книга не рекомендована к распространению в церковной книжной сети, как противоречащая вероучению Церкви.

Телегония представляет собой выдуманное явление, не подтвержденное фундаментальной наукой. Кроме того, телегония прямо противоречит Священному Писанию: “Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею” (Мф 1, 6). Если положения телегонии применить к этому эпизоду, получится, что царь Соломон не был сыном царя Давида. Следовательно, Христос родился не из рода Давидова, не от корня Иессеева, как говорит пророк Исаия (Ис 11,1), а от Урии Хеттеянина. Иначе говоря, телегония, проведенная последовательно, это идеальный инструмент для создания тяжелейших ересей.

Для оправдания отсутствия научных фактов подтверждающих телегонию, сторонники этого явления повсеместно заявляют, что на протяжении 150 лет от человечества скрывалась эта важная информация. И вот, наконец, совсем недавно, заговор молчания был прерван, и правда стала известна людям. При этом не указывается, кем информация скрывалась, и кто же докопался до правды. Нужно отметить, что это типичный прием всех оккультистов: отсутствие фактов списать на происки врагов и недоброжелателей. Подобная тактика применяется при создании оккультно-зотерических фильмов, например таких как “Секрет”, где так же утверждается о сокрытых веками тайных знаний.

Характерным является и то, что псевдонаучную теорию телегонию использует в своих лекциях другой оккультист и шарлатан от науки Владимир Жданов. Чтобы убедиться в ложности данной теории можно открыть словарь Брокгауаз и Эфрона и почитать о проведенных опытах естествоиспытателей Ланга и Белля. В Большой советской энциклопедии 1976 года издания сказано, что “точные генетические эксперименты многих ученых в конце 19 века не подтвердили телегонию”.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы рекомендуем не распространять книги госпожи Семеновой в храмах и на православных мероприятиях, что она неоднократно пыталась делать. Мы призываем православных людей отказаться от посещения центра “Надежда”.

Зависимость. Взгляд священника

Мы попросили ответить на это письмо психотерапевта Константина Ольхового – Что делать, если любимый человек оказался во власти зависимости?, исполнительного директора благотворительного фонда «Диакония» Елену Рыдалевскую – Помощь зависимому. Пошаговое руководство, и протоиерея Андрея Лоргуса.

На вопрос читателя отвечает протоиерей Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии (Москва)

Проблема зависимости имеет много разных сторон. Одно дело, когда человек имеет дурную наследственность, когда в его роду есть алкоголики, и он рождается уже с предрасположенностью к алкоголизму, с потенциальной зависимостью, которая может впоследствии проявиться. Зависимость здесь воспринимается как беда, в которой человек частично не виноват. Хотя и в такой ситуации он очень многое может сделать, чтобы не стать алкоголиком.

И совсем другое дело, когда здоровый человек, которого не толкала никакая наследственность, сам начал выпивать и скатился до алкоголизма, сам предпочел такой образ жизни. Он сделал свой духовный выбор и несет за него полную ответственность.

Зависимость — это типичная страсть. Но все-таки страсть — понятие более широкое, включающее в себя целый комплекс антропологических свойств и качеств личности. А в зависимости превалирует психологический аспект, определяющий отношение человека к тому или иному объекту. С аскетической точки зрения зависимость — это пленение. Человек, который становится рабом алкоголя, курения, наркотиков, отказывается от своей свободы — от свободы выбора, чувств, оценок, действий, попадает в плен, в ловушку.

Церковь стремится помочь зависимым людям сразу по нескольким направлениям. Первое — это, конечно, духовная помощь зависимым и членам их семей. Очень важно поддержать больного алкоголизмом или наркоманией пастырским словом, поддержать в церковных таинствах, включить его в евхаристическую жизнь.

Но этого недостаточно, потому что зависимому человеку необходима социальная реабилитация. Дело в том, что мы часто таким образом устраиваем свою жизнь, начиная от распорядка дня, заканчивая друзьями, которыми мы себя окружаем, что, даже если мы и захотим вырваться из своей зависимости, наша среда не позволит нам этого сделать. Поэтому Церковь организует всевозможные общества трезвости, реабилитационные центры, общества анонимных алкоголиков, наркоманов, которые действуют при храмах и монастырях. Часто люди приезжают в такие центры издалека, многие центры находятся в удалении от городской среды — и это позволяет человеку оторваться от привычного образа жизни, помогает укрепиться в своем стремлении вылечиться, помогает вернуться обратно уже другим человеком.

Проблема алкогольной зависимости — мы все люди грешные — увы, распространена и в священнической среде. Церковь этого не скрывает и тоже стремится бороться с этим пороком. Поэтому уже много лет существуют отдельные общества анонимных алкоголиков-священнослужителей.

Следующее направление, по которому в Церкви ведется борьба с зависимостью, тоже очень важное. Это духовная проповедь и работа по просвещению людей. В России существует целый культ алкоголизма. Он проявляется во всех сферах культуры и искусства — в литературе, в кино, в рекламе, он поддерживается в народе. Народ сверхлояльно относится к алкоголику, которому часто прощается то, что не прощается трезвому.

Сегодня очень важно вывести алкоголизм за рамки приемлемого в нашей культуре. И, слава Богу, в этом вопросе люди ждут от Церкви строгости. Мы пытаемся донести до людей, что подобное отношение к алкоголю и к другим психоактивным веществам — это ненормально, что нельзя обращать употребление алкоголя в национальный вид спорта или в образец правильного времяпрепровождения. Церковь должна внушать людям, что алкоголизм — это страшное зло, к которому невозможно относиться лояльно. И свидетельство Церкви о том, что алкоголизм — это тяжкий порок, должно звучать все громче и громче.

Что касается письма, которое «Фоме» прислала читательница, то в нем есть целая человеческая драма. Совершенно очевидно, что жить с алкоголиком — это настоящий ад, это чудовищно. И то, что женщины оставляют своих мужей-алкоголиков или, наоборот, мужчины оставляют своих жен-алкоголичек — такое тоже бывает, совершенно объяснимо, в этом нет ничего предосудительного. Даже если они любят друг друга, любят своего ребенка, жить вместе все равно невозможно. Но могу ли я посоветовать развестись читательнице, которая пишет, что не может оставить своего мужа? Разумеется, нет.

Чтобы давать конкретные советы, нужно видеть человека лично, нужно знать его историю как можно подробнее, нужно во многом вместе разбираться. В данном же случае, когда передо мной только одно письмо, состоящее из нескольких предложений, любой совет окажется грубейшим вмешательством в личную жизнь.

Именно поэтому Церковь всегда призывает искать опытного духовника, который будет близко знаком с жизнью человека, с его семьей, который будет смотреть на его проблемы с открытыми глазами. Потому что очень часто бывает следующая ситуация. Женщина приходит к батюшке и говорит: «Батюшка, у меня муж — алкоголик. Что мне делать — бросить его или остаться с ним?» И священник отвечает: «Ну конечно, надо остаться и бороться за достоинство этого человека и за спасение его души». Через два года эта женщина приходит к священнику совершенно изможденная и говорит: «Вот, батюшка, вы сказали остаться с мужем. Посмотрите, как он нас с ребенком измучил своим пьянством, посмотрите, на кого мы теперь похожи». Кто тут неправ — священник, который, возможно, не до конца разобрался в ситуации, или женщина, которая всю ответственность переложила с себя на того, кто взялся ей что-то советовать, — непонятно. Но очевидно, что всякий конкретный совет в такой ситуации — лишний.

Единственное, что я могу сказать Анастасии, исходя из ее письма, — что ей нужно максимально прояснять отношения между ней и мужем, прояснять чувства, которые они друг к другу испытывают, положение, в котором находится их семья, динамику алкогольной зависимости мужа. Они должны понимать, что с ними происходит. Для этого надо обращаться за психологической и духовной поддержкой. Письмо девушки вызывает у меня много вопросов: к примеру, я очень сомневаюсь, что психологи стали бы называть человека животным и убеждать, что нужно развестись, — потому что профессиональные психологи так не говорят. Ни в одной группе психологической помощи созависимым вы такого не услышите. Возможно, Анастасии стоит тщательнее отнестись к выбору специалистов, к которым она обращается. Но при этом ни психолог, ни врач, ни священник, ни родственник — никто не может взять на себя ответственность за то, чтобы советовать человеку расходиться или оставаться. Решение о своей жизни — это свободная воля человека.

И вот что еще очень важно. Конечно, зависимость — это грех, но надо не забывать, что это еще и болезнь. И, независимо от выбора — расходиться или бороться за спасение человека, очень важно крепко молиться за него как за болящего. И, возможно, как бы ни сложилась семейная жизнь Анастасии и ее мужа, молитва даст свои плоды.

Проект “Общее дело”

Именно Церковь в 2009 году стала организатором одной из самых масштабных антиалкогольных кампаний. Благодаря проекту «Общее дело», инициатором которого стал епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), по телевидению впервые за многие годы был показан альтернативный взгляд на алкоголь. На Первом канале, а затем и на уличных рекламных поверхностях по всей России были размещены материалы, которые со всей откровенностью показывали катастрофическое влияние алкоголя на организм человека. За эти годы к акции присоединились многие активные люди в десятках регионов России, которые стараются сделать все для того, чтобы через просвещение сформировать отрицательное отношение людей к алкоголю и наркотическим веществам.

Узнать больше о масштабах трагедии, а также стать участником проекта можно, посетив сайт общее-дело.рф

Текст подготовила Дарья Баринова

Телегония по христиански

Протоиерей Николай Головкин

М онастырская православная газета «Ковчег»

Люди, вступающие в брак, в большинстве своём хотят иметь детей. Но не все знают, как влияет на здоровье потомства девственная чистота, что именно от неё зависит – какими будут ваши дети. Наши предки знали об этом; они умели подметить, что от гулящей девушки не было хорошего потомства. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества.

В наше время связь девственности с качеством потомства смогли объяснить генетики, открывшие в прошлом веке явление телегонии. А началось открытие с того, что примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения выносливости решили скрестить лошадь с зеброй. Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия – ни у лошадей от мужских особей зебр, ни у зебр-кобыл от обычных жеребцов. Опыты прекратили и о них постарались забыть, полагая, что дело закончено. Однако через несколько лет у кобыл, побывавших в опытах, стали рождаться полосатые жеребята. От породистых жеребцов. Ошеломлённый научный мир назвал это явление телегонией. Опыты современников — Ч. Дарвина, проф. Флинта, Феликса Ланд аптека и иных учёных — с другими животными — подтвердили данный феномен. Ф.Ландатаек написал книгу «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты (М.1889 г.), где в главе Телегония, или влияние первого самца», описал проводимые опыты.

Только практики собаководы знали давным-давно: если хотя бы раз породистая сука повяжется с кобелём-дворнягой и даже, если у неё от него щенят не будет, то а будущем всё равно породистого потомства от неё ждать нечего. Голубятники также об этом хорошо знают. Если непородный голубь «потоптал» породистую голубку, её сразу убивают, потому что, даже при самом «элитном» супруге, у неё будут только не чистопородные дети; то перышки в хвосте не те, то цвет клюва, то ещё что-нибудь.

Должны ли современные девушки, принимающие решение до брака начать интимную жизнь, знать это? Бесспорно. Однако об этом мало кто знает.

И к нашему времени сложилась парадоксальная ситуация: знают об этом явлении, имеющем прямое отношение к рождению полноценного потомства, преимущественно тишь животноводы. Иначе в России не было бы лучших пород животных – ни породистых скакунов, ни молочных коров, ни отменных соболей. К слову сказать, отечественные меха завоевали третью часть мирового пушного рынка, в основном за счет селекционной работы в пушных зверосовхозах.

Открытие телегонии в XIX веке сразу же было спрятано от людей, так как приоткрывало таинственные завесы судеб множества людей — простых и великих. Но главное, оно накрепко закрывало дорогу для всякого рода сексуальных революций, а это не входило в планы врага рода человеческого. Для засекречивания была найдена и даже внесена в энциклопедию удобная фраза: якобы явление телегонии не подтвердилось.

Но, как говорится, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Особенно, когда стали проводиться на территории Советского Союза международные фестивали, стали нередкими факты, когда наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых своих мужей — детей «ни в мать, ни в отца». а в чёрного, и, к сожалению, зачастую, дебильного молодца. Причиной появления этих детей была генетическая мутация хромосомной цепочки. Много лет тому назад происшедшая внебрачная связь стала виной семейной трагедии. Что тут скрывать, «девушки – добрачные женщины», особенно из многочисленных проституток, «диких» или организованных «экскорт-услугами», сегодня дарят своим «законным любимым» скрытые плоды добрачных половых связей — наркоманов, токсикоманов, гомосексуалистов или психически неполноценных, бесноватых придурков – детей.

Итак, телегония (от слова «теле» – далеко и «гони» – рождение) — наука, которая утверждает, что на потомство женской особи влияют все её предыдущие половые партнёры. И особенно — первый мужчина. Именно он, а не будущий отец ребёнка, закладывает генофонд потомства каждой женщины, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать своих детей. Он, нарушивший девственность, становится как бы генным отцом всех будущих детей женщины.

Естественно, что и в настоящее время у теории телегонии бесчисленное множество противников, которые приводят «результаты исследований и опытов», доказывая, что телегония — это бред, что считаться с ней — это не уважать себя и свои желания. Большинство этих теоретиков — люди заинтересованные, ибо индустрия порнографии потерпит существенные убытки, если явление телегонии будет изучаться детьми со школьной скамьи. Поэтому для них прибыльнее, если наши дети начнут изучать в школе программу «планирования семьи», способствующую растлению будущего поколения, а, следовательно — пополнению их кошелька.

И ещё вопрос: всё ли потеряно для женщин, которые потеряли девственность, но желают иметь семью?

В Православной Церкви — в обряде Крещения и Таинстве покаяния, можно обрести второе рождение и оружием Духа разрушить физическую немощь. Но покаяние должно быть истинное, чтобы душа очистилась и преобразилась. С духовной точки зрения телегония объясняется очень просто: душа влияет на тело. Гены – это эмоции, впечатления души матери к зачатому в ней ребёнку: если мать о чём-то думает — это обязательно отразится на детях, и обязательно родятся похожими на того, кого она полюбила первый раз – потому что чувство это очень сильное, практически незабываемое. Святой Амвросий Медиоланский назвал его «даром первого брака от Бога. Оно возникает даже при отсутствии физической близости, – именно поэтому раньше девушек прятали в теремах. А теперь девушки видят всё. Святой Иоанн Златоуст писал: «Как может быть девственницею та, у которой сожжена совесть. Ты не вступала в брак? Но это ещё не девство»

Так детство сохранить не просто, а вернуть его – ещё больший труд. Зато и награда большая: дети, которые рождаются от целомудренных родителей – это благословение Божие, они на радость в жизни, на помощь и утешение в старости, а не на позор и страдание.

Ссылка на основную публикацию