Православие и усыпление животных: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Вопрос архиерею. Новые ответы

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Фото: Патриархия.Ru

1. Я очень люблю, и всегда любила больше животных, чем людей. Они беззащитные, не способны мстить, у них нет злого умысла, при этом они любят нас… Скажите, что происходит после смерти животного? Есть ли у них рай или ад? Почему нельзя прийти в храм и помолиться за них? Почему такая дискриминация? Почему у нас в стране такое отношение к животным? Почему дети бывают к ним жестоки? Когда я где-нибудь слышу, что пострадало животное, у меня сердце кровью обливается, я начинаю переживать, и наоборот, мне все равно, если это происходит с людьми. Человек грешен, значит, должен быть наказан, но за что и почему страдают животные?

Для человека нормально и хорошо ― относиться к животным по-доброму. Но совершенно недопустимо и греховно ― любить животных больше, чем людей.

Однозначно ответить на вопрос, что происходит с животными после их смерти, мы не можем. Дело в том, что в Православной Церкви этот вопрос доктринально не разработан. В Священном Писании нет каких-то конкретных сведений о посмертной участи животных. Почему? ― Потому что Господь Сам, через Священное Писание и Предание, открывает людям то, что необходимо для их спасения. Мы можем быть уверены в том, что человек, сотворенный по образу и подобию Божию, обладает бессмертной душой, что мир во всем его многообразии и красоте был создан Богом ради человека, что человек призван к Богообщению и в жизни земной, временной, и в жизни вечной.

Мы знаем из Священного Писания и о том, что животные существовали в первозданном Эдеме, что праотец Адам нарицал им имена: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19). В этом наречении имен ― и главенство человека над животными, и глубинное понимание человеком всей твари, и ее добровольное подчинение ему. В этом ― и полная гармония между ними, утраченная после грехопадения человека.

Действительно, с грехопадением вошли в мир страдания и смерть: тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 20, 22). Однако я не советовал бы Вам идеализировать животных (на самом деле большинство видов вовсе не расположены любить человека, и если говорить о дикой природе, в своей среде они достаточно беспощадны друг к другу) и так резко, даже безжалостно относиться к людям, желая им наказания.

Взаимосвязь человека и живой природы так глубока, что только человек может избавить тварь от страдания, исполнив заповеди Божии: И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21),― говорит Апостол. В глобальном смысле это произойдет тогда, когда исполнятся пророчества Апокалипсиса, в новом мире, преображенном Богом. Пророку Исаие было открыто, что на новой земле будут и животные, но тоже в ином, преображенном состоянии, когда они никому не смогут причинить зла: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис. 65, 25).

Однако примеры восстановленной гармонии между человеком и животными можно видеть и сейчас: и в житиях святых, и даже в жизни наших современников. Вспомните, например, житие преподобного Герасима Иорданского: ему до конца дней служил лев, из лапы которого святой вынул занозу… Особо почитаемые в России преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский даже на многих иконах изображаются с дикими животными ― с медведями, которые с доверием приближались к ним и брали пищу из рук святых. Удивительно много подобных случаев встречается в воспоминаниях очевидцев о старце Паисии Святогорце, который относился с горячей любовью и к людям, и к твари, и она отвечала ему взаимностью (среди «близких друзей» старца были и птицы, и ящерицы, и змеи, и лягушки).

Однако, повторяю, восстановление утраченной гармонии происходит тогда, когда человек исполняет заповеди Божии. А главные из них, как говорит нам Сам Спаситель: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 37-39). Обретение полноты любви к Богу и людям ― вот к чему нам следует стремиться, чему следует посвятить все силы души. Опыт показывает, что всей жизни человека может не хватить на это…

Если попытаться коротко сформулировать то, как следует человеку относиться к животным, то трудно сделать это лучше Премудрого Соломона: Праведный печется и о жизни скота своего (блажен, иже и скоты милует ― церк.-сл.), сердце же нечестивых жестоко (Притч.12, 10). Однако в ХХ веке известный подвижник схиархимандрит Серафим (Романцов), зная изломанное состояние современного человека, так дополнил эту фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен [1] , кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». Очень схожие представления об отношении к животным можно найти и у преподобного Силуана Афонского: «Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь». Старец при этом говорил своему ученику, что Сам Дух Божий учит жалеть всякую тварь.

Значит ли из этих высказываний, что существует, как Вы пишете, «дискриминация» животных? Во-первых, я думаю, что это понятие в данном случае неприменимо. Во-вторых, такое отношение к животным, которое высказывают святые и подвижники Православной Церкви, призвано восстановить правильную иерархию ценностей для человека во благо самого человека.

Да, люди сейчас действительно бывают жестоки к животным. Но не менее жестоки они бывают друг к другу, к детям. Все это ― следствие утраты духовных ориентиров, порождение той атмосферы, которая нас окружает, того отчуждения людей друг от друга, которое сегодня господствует в обществе. Это результат и такого (популярного ныне) отношения к собственной жизни, когда люди предпочитают не связывать себя серьезными семейными отношениями, не рожать детей. И вот неправильное устройство человеческой жизни в самом ее основании приводит к крайностям: либо к неоправданной жестокости, либо к неумеренной любви ― к животным, вещам, самому себе…

Если оглянуться вокруг, заметно, что очень многие, скажем так, чрезвычайно активные любители животных сегодня — это люди, которые не имеют семьи. Человек расходует на это нерастраченные силы своей души. Ведь Господь вложил в нас много любви, с «запасом», благословив семейную жизнь, и поэтому семья должна быть большая. Животные в доме тоже могут быть, но им следует отвести определенное место. Если это собака, например, она должна караулить дом и жить в будке, а не спать в хозяйской постели или занимать две трети городской квартиры.

Поэтому главное, о чем должен в своей жизни заботиться человек ― о своем спасении, о восстановлении разрушенных грехом взаимоотношений с Богом, молиться о даровании любви ― к Богу и людям. Надо постараться построить свою жизнь на этом фундаменте, и тогда все в ней встанет на свои места.

2. Считаете ли Вы количество и доступность епископов для мирян нормой на текущий момент времени?

Нет, не считаю. Полагаю, что и епархий, и правящих архиереев в Церкви должно быть гораздо больше. Могу привести такой пример: в Греции, все население которой меньше населения города Москвы, около 70 епархий и 70 епископов. Так сложилось исторически. И у нас, в нашей огромной стране ― тоже 70 епархий, 87 архиереев (из них 70 епархиальных и 17 викарных). Думаю, что в этом ― источник многих проблем Русской Церкви организационно-управленческого характера: у нас слишком большие епархии и слишком мало архиереев.

Однако нельзя не заметить и того, что сегодня в нашей Церкви епархий гораздо больше, чем было 10–15 лет назад. В советские годы вся Сибирь, все пространство за Уралом представляло собой одну епархию… Саратовская кафедра была объединена с Волгоградской, а некоторое время, в послевоенные годы,― еще и с Астраханской. Сегодня все это ― отдельные епархии.

Дело в том, что церковную организацию нельзя увеличить одномоментно до невообразимых размеров. Всему свое время, этот процесс идет и он будет продолжаться. Открываются новые храмы, новые приходы, в духовных школах воспитывается новое поколение духовенства. Могут и должны учреждаться новые епархии, будут рукополагаться викарные епископы в уже существующих больших епархиях. Поэтому со временем, полагаю, проблема будет решена.

3. Проводит ли Православная Церковь какую-либо работу с так называемыми «пасторами» различных сект? Ведь не секрет, что в секты в период безвременья в России попали лучшие люди, идущие по пути духовных исканий и сделавшие в свое время роковую ошибку. Они искренне убеждены, что приносят людям пользу своей деятельностью. Читала о так называемом «Альфа-курсе» сектантов, есть ли что-нибудь подобное у нас?

Действительно, к сожалению, так сложилось, что в 1990-е годы, когда Церковь, еще лежащая в руинах, только начала выходить из «поднадзорного» и безгласного состояния, на которое ее обрекла советская власть, в нашу страну хлынуло огромное количество проповедников с Запада, хорошо вооруженных и достаточно состоятельных, которые, действуя разными способами, не брезгуя в том числе и прямым подкупом, смогли привлечь к себе достаточное количество сторонников. И вы абсолютно правы в том, что в это время в протестантские церкви и секты попали люди, которые искали Бога, но не получили должного ответа в православном храме или не встретили в нем такого человека, который мог бы показать им дорогу к Богу.

Сегодня Церковь считает просветительскую деятельность одной из главных своих задач (не случайно ведь существует и этот портал, посредством которого мы общаемся). Мы «ведем работу» с каждым человеком, который приходит в храм. И я думаю, что чем больше будет православных храмов и образованного, просвещенного и ревностного духовенства, тем больше людей, в свое время попавших сектантские сети, будет возвращаться в Церковь Православную.

Насколько я знаю, попытки перенести «Альфа-курс» в современную миссионерскую практику Православной Церкви были предприняты, но они получили очень неблагоприятные отзывы. Во-первых, потому, что в «Альфа-курсе» используются методы нейролингвистического программирования и эриксоновского гипноза, которые могут нанести вред душе человека. Во-вторых, потому, что такой курс может дать самое «внешнее», обедненное, отстраненное знание о христианстве, но не может помочь человеку войти в жизнь Церкви, начать участвовать в Таинствах, полюбить богослужение. Сейчас на многих приходах действуют воскресные школы для взрослых и детей, молодежные объединения. Они могут дать первоначальные знания и то человеческое общение, которое людям необходимо. Но войти в Церковь вне Церкви невозможно.

4. Я очень люблю своего жениха, мы хотим пожениться вскоре. Но он мусульманин (турок). Его семья не радикальная и вопрос о смене религии для меня не стоит. Он Православие тоже принимать не собирается. Но какие ограничения в Церкви ожидают меня при заключении нашего с ним брака в ЗАГСе? Спасибо. Ксения.

Видимо, Ксения, вы считаете себя крещенным, но не совсем воцерковленным человеком. Если бы Вы ходили в храм, участвовали в Таинствах Церкви, то знали бы, какие ограничения Вас ожидают в браке с мусульманином. Вы не сможете соблюдать многие установления Православной Церкви, и прежде всего ― вступить в церковный брак, венчаться, то есть получить Божие благословение на будущую семейную жизнь. Но самое главное ― ваши дети будут воспитываться в исламе. По мусульманским обычаям, дети от смешанного брака обязательно воспитываются в вере отца. И я думаю, что как бы ни была толерантна семья Вашего будущего мужа, они сделают все, чтобы это было исполнено.

5. Моей дочери снится один и тот же навязчивый сон, что ее покойная бабушка к ней приходит и зовет ее к себе. Моя дочь очень беспокоится, ведь такие сны к плохому. Что Вы посоветуете?

Я советую Вам не обращать никакого внимания на этот сон, вообще не пытаться запоминать и исследовать сны, забывать о них сразу же по пробуждении.

В Добротолюбии, сборнике святоотеческих наставлений для православных христиан, говорится о добродетели «неверования никаким снам», о правиле «отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают ничто иное, как ″идолы помыслов, игра воображения″» (блаженный Диадох, «Подвижническое слово», 3 том Добротолюбия). А преподобный Иоанн Лествичник учит: тот, «кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее» («Лествица», слово 3).

Поэтому не стоит обращать внимания на этот сон, ничего страшного здесь нет.

6. Владыка! Меня смущает, что в нашем городе часто перед исповедью не читаются положенные молитвы. Считается ли действительным таинство покаяния, если священник прочитал разрешительную молитву, однако не читал молитв перед исповедью?

Назовите мне, пожалуйста, храмы, где не читаются молитвы пред исповедью. Я исправлю это положение. Хотя таинство считается совершившимся после того, как священник прочитал разрешительную молитву над кающимся, но молитву перед исповедью читать тоже необходимо.

[1] Скаженный (просторечн.) ― бешеный, сумасшедший.

Православие и усыпление животных: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Здравствуйте, Ирина!
Очень хорошо, что Вы заботитесь о животных. В том, что эти люди, которые взяли животных и стерилизовали их, Вашего греха нет.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот. Алексей

Здравствуйте, отец Алексий! Прочитала вопросы и ответы о животных, что в крови животных содержится их душа. У меня появилось сомнение, правильно ли я делаю, что кормлю свою собаку по совету ветеринара сырым мясом и сырыми костями? Спасибо.

Марина
Серпухов
Россия
Православная
Дата – Wednesday, 17 Aug 2011, 07:54:03

Здравствуйте, Марина!
Ни образом Божиим, ни бессмертной душой животные не обладают, душа животных смертна. В том, что Вы следуете совету ветеринара кормить собаку сырым мясом, нет греха.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот. Алексей

Здравствуйте, отец Алексей. Я на машине сбил собаку. Правила дорожного движения вроде бы не нарушал. Собака выбежала прямо под колеса, я затормозил, но поздно. Я уехал, на собаку даже смотреть не стал, страшно как-то, жива она или нет – не знаю. Теперь очень переживаю, может быть, это мне наказание за то, что езжу слишком самоуверенно? Переживаю, что не остановился. Подскажите, пожалуйста, в каком мне грехе каяться теперь, и что просить в молитвах у Бога? Вообще – что делать? Большое спасибо Вам за Ваши ответы.

Дмитрий
Воронеж
Россия
Православный
Дата – Wednesday, 18 May 2011, 08:09:40

Здравствуйте, Дмитрий!
Всё так же на исповеди и расскажите.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот. Алексей

Здравствуйте, уважаемый отец Алексей! Скажите, пожалуйста, будет ли считаться грехом, если я отдам свою домашнюю (никогда не гулявшую на улице) кошку на стерилизацию? Дело в том, что во время “течки” она мучается, постоянно воет сутки напролет, жалко на нее смотреть в этот период, это длится около недели, затем перерыв недели на 2-3. и все заново. Гормональные таблетки и инъекции крайне вредны. Может быть, мы совершаем больший грех, зная, что можем, прооперировав животное, избавить ее от мучений, но не делаем этого?

Татьяна
Череповец
РФ
Православная
Дата – Tuesday, 22 Feb 2011, 15:58:08

Здравствуйте, Татьяна!
Стерилизация является грехом, лучше применить лекарственные средства.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот. Алексей

1. Почему души животных смертны в отличие от душ людей?
2. Убийцы людей после смерти попадают в ад, а убийцы животных тоже туда попадают?

Света
Санкт-Петербург
Россия
Православная
Дата – Tuesday, 08 Feb 2011, 12:23:54

Здравствуйте, Светлана!
1) Свщ. Писание прямо не говорит ни о смертности, ни о бессмертии душ животных. Мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении. Все отцы, высказывавшиеся по данной проблеме, придерживались мнения, что души животных смертны. Главное отличие человеческой души от душ животных заключается в том, что человеческая душа способна существовать без тела.
2) Животные также являются творением Божиим. И если человек убивает не ради пропитания, а по своей жестокости, это также является грехом.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот. Алексей

И еще один вопрос. У меня есть попугай. Так как я сам крещенный, я бы хотел и его покрестить. Можно ли это?

Читайте также:  Промысел Божий: что значит, примеры и тайна, виды, мнение святых

Иоанн
Москва
Россия
Православный
Дата – Wednesday, 19 May 2010, 06:16:28

Здравствуйте, Иоанн.
Нет, попугаев в Церкви не крестят 🙂
Храни Вас Господь!
Прот.Алексей

Здравствуйте! Как поступить, не знаю. Моей собаке 1 год, с самого детства мы постоянно лечимся, у него отек мозга, вроде бы антибиотики помогли, но собака стала агрессивной в отношении меня, не дает себя гладить, скалится, кусает. Приступы странные, вроде он сам и не рад, что так бросается. Врачи говорят, что нужно подождать, но про агрессию ничего не говорят. Усыплять, знаю, – грех, но как себя повести в данной ситуации правильно – не знаю. Буду ждать ответа. Спасибо.

Виктория
Вологда
РФ
Православная
Дата – Wednesday, 28 Apr 2010, 06:21:05

Здравствуйте, Виктория.
Христос Воскресе!
Грех усыплять здоровое животное, но если оно болеет, то это допустимо. Если собака бросается и кусает даже хозяев по причине неизлечимой болезни, из этого может быть один только выход – усыпление животного. Подождите еще некоторое время и если ничего не изменится, а только будет хуже, принимайте решение.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте! В моей жизни был такой случай, что в детстве у меня был щенок. Я его очень любила, но он потерялся. Я покоя себе не находила, искала везде, но никаких результатов. И вот однажды я пообещала Богу, что если щенок вернется, я уйду в монастырь и буду молиться во славу Его. Щенок нашелся на следующий день – сам пришел. Но я так обрадовалась ему, что забыла свою клятву. Через три дня щенок умер. Я винила себя в этом, т.к. нарушила клятву, данную Богу. Потом начались проблемы в семье, и я так и не исполнила обещанного. Сейчас я замужем, но иногда этот грех мучает меня, хотя я каялась в нем на исповеди. Батюшка сказал, что клятвы христиане не дают, это все от беса. Но меня мучает этот вопрос – воспринял ли мою детскую клятву Бог всерьез и стоит ли мне бросить все и уйти в монастырь (но ведь я замужем, и мы хотим родить детей), или эта история – стечение обстоятельств, и я зря себя виню в смерти щенка? (он умер от чумки)

Екатерина
Хабаровск
Россия
Православная
Дата – Wednesday, 21 Apr 2010, 18:28:26

Здравствуйте, Екатерина.
Христос Воскресе!
Зачем Вы нужны в монастыре Господу, если постоянно будете думать о собаке? 🙂
В монастырь уходят по любви к Господу Иисусу, а не из-за собак. На будущее, старайтесь не давать обещаний, а уж, тем более, клятв, если Вы их никогда не сможете выполнить. На исповеди назвали этот грех? Ну и хорошо.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте, отец Алексий!
Мой муж Александр – ветеринар, по долгу службы ему иногда приходится усыплять собак, кошек, как в случае представления угрозы от животного, так и в случае, когда хозяйка просит усыпить, чтобы животное не гадило. Александр не может отказать, думая, что это его прямая обязанность как ветеринара. Совершает ли грех мой муж?

Елена
Урай
Россия
Православная
Дата – Wednesday, 31 Mar 2010, 06:22:29

Здравствуйте, Елена.
Христос Воскресе!
Ветеринар – врач, а врач – не палач. А обязанность любого врача – спасать жизнь, а не калечить и убивать. Усыплять животное можно тогда, когда животное страдает и когда уже нет никакой возможности излечить его. Только в таком случае допустимо “усыпление”. Но, если ветеринар усыляет животное только потому, что оно гадит, он совершает грех.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте. Куда попадают животные после смерти? Пару дней назад родители подобрали ослабленного котёнка, боролись за его жизнь, но спасти так и не удалось. Ночью мама слышала звуки, похожие на мяуканье, такие звуки слышала и я. Очень переживаю, его душа находится все еще у нас? Заранее спасибо.

Мария
Ульяновск
Россия
Православная
Дата – Friday, 08 Jan 2010, 13:48:51

Здравствуйте, Мария.
Душа животного – смертна. Она не такая, как у человека, она НЕ живет вечно.
Хотя Священное Писание прямо не говорит ни о смертности, ни о бессмертии душ животных. Мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении. Все отцы, высказывающиеся по данной проблеме, придерживались мнения, что души животных смертны.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте, Отец Алексей, я желаю узнать, какую молитву мне можно прочитать по усопшей кошечке? Она умерла тяжелой смертью и мне ее очень жаль. В ее смерти я себя виню, так как не вылечил ее вовремя. Думаю о ней каждый день и я видел, как она не хотела умирать, ведь прожила половину своей жизни, 9 лет, и со своей смертью боролась, как могла, но смерть ее одолела. Можно ли как-то ей помочь? Спасибо за ответ.

Анатолий
Мурманск
Россия
Православный
Дата – Tuesday, 29 Dec 2009, 14:27:03

Здравствуйте, Анатолий.
За животных церковь не молится и молитв таких не существует.
Жаль, конечно, животное, но ничего поделать нельзя.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

У меня умерла собака. Будет ли она жить со мной после моей смерти?

Вероника
Петрозаводск
Россия
Православная
Дата – Monday, 28 Dec 2009, 12:22:49

Здравствуйте, Вероника.
Нет, не будет. У собак, как и у всех животных, душа смертна, она не такая, как у человека. Только человек имеет бессмертную душу.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте! Живу в сельском доме, есть хозяйство. Пришла пора зарезать корову. С точки зрения хозяйственной надобности всё просто. Корова оказалась тугодойная, таких выбраковывают. А как объяснить себе моральную сторону происходящего – не знаю. Я её из телёнка сама вырастила, молоком выпаивала с пальца. Пасла, чистила. Хлебушком угощала. Разговаривала с ней, плакать к ней ходила. И телиться ей помогала. В день забоя меня в доме не было. Но всё равно не знаю, смогу ли есть это мясо. А там ещё бычки подрастают, и старой коровы скоро черёд придёт. Пока только молоко от коровы было – радость была, а сегодня впервые задумалась: может не моё это дело – коров держать? Конечно же, я знала, что рано или поздно это произойдёт. Не ожидала, что так трудно будет объяснить себе происходящее. Но ведь веками люди разводили скот, и на мясо тоже. Есть, значит, какие-то правила поведения в подобной ситуации? Чтобы душу не травмировать? В смысле практическом – пригласили мужика знающего. А к моим переживаниям окружающие относятся, как к блажи. А для меня самой неожиданно, что эта проблема встанет так – всеръёз. Лет мне и вправду немало, но на селе живу всего четыре года. Может, в этом вся причина?

Марина
Биробиджан
Россия
Православная
Дата – Saturday, 28 Nov 2009, 14:58:07

Здравствуйте, Марина.
В том-то и беда, что человек привыкает к животным, как к своим лучшим друзьям. Не забывайте, что их и выращивают только для того, чтобы не терпеть голод.
Не стоит на это Вам обращать внимание.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте, отец Алексей. Меня очень мучает моя проблема. Я совершила грех. Понимаете, так случилось, мне пришлось бросить свою собаку, а точнее, подкинуть, просто так обстоятельства произошли. Я сейчас очень сильно переживаю за нее. Меня никак не может отпустить это чувство. Чувствую себя виноватой. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? И считается ли это большим грехом?

Екатерина
Нижний Новгород
Россия
Православная
Дата – Wednesday, 21 Oct 2009, 22:54:51

Здравствуйте, Екатерина.
Думаю что грехом это назвать вообще нельзя, Вы же не человека выгнали из дома? А вот если бы усыпили, это было бы хуже.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот.Алексей

Подскажите, пожалуйста, является ли грехом чипирование животных (без этого не дают справку для билета на поезд) и можно ли окроплять животных (кошек, собак) святой водой?
Спасибо.

Татьяна
СПб
РФ
Православная
Дата – Saturday, 08 Aug 2009, 18:45:19

Здравствуйте, Татиана.
Вынужден задать Вам встречные вопросы:
1) Что значит “чипирование животных”? Прошу Вас по-подробнее об этом.
2) Для чего кропить животных святой водой?
С Уважением,
прот.Алексей

Здравствуйте еще раз!
1) Чипирование – это электронный чип, с данными животного (с идентификационным номером животного, данными владельца, датами прививок. ), который вводят ему под кожу (с помощью шприца) в область лопатки и там он остается на всю жизнь, и этот чип, когда нужно, считывают с помощью специального электронного устройства, а все данные также находятся в единой электронной базе.
2) Окроплять животного в том случае, если оно заболело или беспокойно себя ведет.
Спасибо за ответ!

Татьяна
СПб
РФ
Православная

Здравствуйте, Татиана.
Теперь все понятно.
1) В первый раз слышу, что животных стали чипировать. Я думаю можно, т.к. чипирование относится не к Вам, а к животному. К собакам библейские пророчества и проречения пророков, и т.д. и т.п. не относятся. К человеку – да, но к животным – нет. Если это Вам очень сильно необходимо, тогда чипируйте.
2) Окропите, если животное действительно приболело. Только не давайте пить св.воду, воздерживайтесь от этого.
С Уважением,
Прот.Алексей

Здравствуйте, батюшка Алексий.
У меня живет собака в квартире небольшая, досталась от родителей. Сейчас это старый пес. Есть проблемы со здоровьем, вет.врач рекомендует усыпить. Как церковь относится к усыплению животного? Я боюсь совершить убийство, будет ли это смертным грехом или это только людей касается?

Татьяна
г.Санкт-Петербург
Россия
Православная
Дата – Friday, 03 Jul 2009, 11:23:09

Здравствуйте, Татьяна.
Усыпить – значит убить. Вам не стоит этого делать, это будет считаться убийством, пусть даже не человека, а животного, но все равно это будет убийство. В 150 Псалме есть такой стих: “Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия” (Пс.150.6). Для кого будет усыпление более полезным – для пса или для Вас? Не делайте лучше этого.
С Уважением,
† прот.Алексей

Здравствуйте! У меня ряд вопросов. Я очень переживаю, так как у меня недавно умерла кошка, точнее, мы её усыпили (она болела). Я очень по ней скучаю и не могу поверить в смертность её души. Ведь у животных тоже есть своё сознание. Как мне избавиться от этого гнетущего чувства? Неужели я её больше не увижу, даже на том свете? И ещё несколько вопросов: можно ли умываться святой водой или её можно только пить? Как избавиться от чужого взгляда? Я чувствую на себе взгляд практически каждого человека. Ну, во всяком случае мне так кажется. Я и молитвы читала. Благодарю Вас.

Инна
Челябинск
Россия
Православная
Дата – Saturday, 14 Feb 2009, 21:10:14

Здравствуйте, Инна!
У животных душа смертная, не такая как у людей. Душа у них неразумная и она находится в крови. Придется с этим смириться, Инна, и принять как есть, как установлено Творцом.
По поводу святой воды. Водой святой можно обтирать лицо, но не умываться ею. Нужно помнить, что несколько капель святой воды могут освятить море, так говорят святые отцы.
По поводу взглядов, что именно Вы боитесь? То, что человек смотрит на Вас, в этом нет ничего плохого, носите на себе нательный крест, и все будет хорошо. И конечно же, Вы сами не давайте повода к блудным взглядам (напр., неприлично короткая одежда и т.д.)
С Уважением,
Прот.Алексий

Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, как нужно относиться к домашним животным? Как к членам семьи или они только животные, без души? Собаки, например, имеют душу? Можно просить Господа дать им здоровья?

Юрий
Таллинн
Эстония
Православный
Дата – Friday, 06 Feb 2009, 09:17:21

Здравствуйте Юрий!
Животный имеют душу, но душу не бессмертную как у человека. Душа животного – неразумная, и она в крови (Втор 12. 28) ” только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом (Втор 12, 23) ; “Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови. Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа всякого тела (есть) кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится.(Лев.17, 10-14). Душа всякого животного смертна.
Просить Господа дать им здоровья можно, но только в домашней молитве. Считать же животного частью своей семьи не стоит.
С Уважением.
Прот.Алексий

Здравствуйте! У нас есть кошка, которой уже более 12 лет. Она долгое время болеет, мучиется сама и мучиет нас, нет сил уже. Лечить ее уже бессполезно (по возрасту), да и материально очень дорого, а гарантий на выздоровление нет. Родители хотят ее усыпить. Скажите считается ли это грехом? Спасибо.

Ольга
Москва
Россия
Православная

Добрый день Ольга!
Да это считается грехом. В Библии есть такой стих : “всякое дыхание да хвалит Господа!”
Видите Ольга, всякое дыхание, а не дыхание только человеческое. Потому как, все что мы видим – создано Богом, и мы не в праве отнимать жизнь у живых существ.
Если можете. облегчайте ей страдания, но только не усыпляйте.
С уважением.
Прот.Алексей

Зовите кота Васькой, а не Серафимом Саровским

Как поступить, если смертельно больной питомец сильно страдает перед смертью? Усыплять или не усыплять? Дозволительна ли христианину охота? Что делать с бездомными собаками и кошками? Как относиться к тому, что в лабораториях на животных испытывают новые препараты? На эти и другие вопросы отвечает корреспонденту “Правды.Ру” священник Алексей Плужников.

(Окончание. Читайте начало: Животные будут в раю)

— Однажды на форуме диакона Андрея Кураева разгорелся спор — как поступить, если смертельно больной питомец сильно страдает перед смертью. Усыплять или не усыплять? Рассматривался вопрос с позиций верующего православного человека, но к единому мнению так и не пришли. Усыпить животное, чтобы избавить его от страданий — грех это или нет? Можно ли это сравнивать с эвтаназией?

— Я уже говорил выше, что Бог нам дал власть над животными, поэтому мы можем употреблять ее в разумных пределах. Усыпить смертельно больное животное не грех, а сострадание, а вот эвтаназия — совершенно иное дело: право на жизнь человека в руках Божьих, а не в его собственных, его родных или врачей.

— Когда вообще животных убивать — не грех? Можно ли убивать животных на охоте? Как поступить с бродячей собакой, если она представляет опасность для окружающих?

— Животных убивать не грех, когда в этом есть необходимость. Если на охоте животное убивают ради пропитания, ради шкуры, как было в старину, то это не грех, а если охота — это вид развлечения скучающего бездельника с ружьем, не страдающего от голода, а порой просто бросающего труп убитого им льва или бизона на том же месте, — то это серьезный грех. То есть вся проблема сводится к побуждениям человеческого сердца: для чего он это делает.

Бродячую бешеную собаку убить необходимо ради безопасности людей. А вот просто убивать, потому что она “бродячая” — плохо, лучше искать иные пути решения проблемы: стерилизация, приюты…

— А что делать, если животное почему-то стало невозможно содержать? Например, у маленького ребенка обнаружилась аллергия, или умерла старушка, для которой кошка была отрадой, а родственники почившей бабушки уже не могут ухаживать за ней — работают целыми днями, уезжают в длительные командировки? Далеко не всегда удается питомца кому-то отдать. Далеко не во всех городах есть питомники. Что же делать? Усыпить? Выкинуть за порог? И то и другое — очень жестоко…

— Сам страдаю от аллергии, поэтому прекрасно понимаю вопрос. Но думаю, если приложить усилия, проблему почти всегда можно благополучно решить — надо лишь захотеть, а не сдаться при первой неудаче. Например, стало появляться немало сайтов, добровольных обществ любителей животных, которые занимаются пристраиванием таких “ненужных” питомцев.

Читайте также:  Грех злословия: значение в православии, примеры, борьба и избавление, причины и опасность, молитвы

— Как верующий человек должен относиться к тому, что над животными проводят опыты, что юные медики оттачивают на них новоприобретенные знания? Тут ведь мы снова возвращаемся к вопросу — где границы той власти, что Господь дал своему любимому творению, человеку, над животным миром?

— Относиться как к вынужденной необходимости, если цель этих опытов — добрая польза для людей, а не бессмысленное издевательство. Мы часто забываем, что колбаса, которую мы едим, тоже когда-то ведь мычала или хрюкала… Граница — в целесообразности и доброй разумности.

— Как верующий человек должен относиться… на этот раз спрошу — к циркам и зоопаркам? Мы всегда рассматривали их как благо — ведь у многих детей (да и взрослых тоже) нет другой возможности приобщиться к природе, своими глазами взглянув на разнообразных экзотических животных. В цирке звери послушны дрессировщикам, выполняют забавные трюки. Но не является ли это завуалированным — а иногда и открытым —издевательством над животными?

— Вопрос опять сводится к любви: где издеваются — там зло совершается, а где животных любят как родных, когда выступление на арене дарит радость, то это допустимо. Джеральд Дарелл, например, писал в своих книгах о такой проблеме: он начал собирать животных со всего мира в свой зоопарк для того, чтобы… не дать им погибнуть, ибо в “свободном” диком мире этих животных истребляют браконьеры. Поэтому зоопарк является спасением для будущего многих и многих видов зверей, птиц, которые рано или поздно навсегда исчезнут…

— Есть такое народное поверье — “голубиная молитва”. Кормят голубей, чтобы они “помолились” за души усопших. Особенно если в храмах почему-то молиться нельзя за покойников — некрещеных, самоубийц. Как к этому относиться?

— Как к бессмысленному и вредному суеверию. Ни за кого птицы не “молятся”, а вот о таком простом деле, как милостыня, люди почему-то забывают — вот лучший способ помочь усопших близким.

— Можно ли давать животным человеческие имена? Имена, как говорят некоторые священники, угодников Божиих даже в уменьшительном варианте мы не должны давать своим питомцам. То есть совсем неправильно называть кота привычным именем Васька. Это действительно так?

— Я не соглашусь с этими священниками: мне думается, надо проще к этому относиться. Любое имя — это условность. Мы привыкли, что есть “православные” имена, которые в святцах, а ведь если разобраться, то любое имя — это ведь в переводе просто… кличка. Ведь “Василий” — это василевс, базилевс, “царственный” по-русски. То есть на самом деле имя у человека — Царственный, Царек. Или меня можно звать не по-гречески Алексеем, а перевести на русский и звать Защитник. Ведь это будет одно и то же имя. Проблема лишь в наших привычках. В древности христиане не стыдились своих имен, а крестились даже с именами языческих богов, поэтому есть святой Вакх, святой Асклепиодот (“дар Эскулапа”, бога врачевания), святой Аполлон (“губитель”, имя греческого бога) и многие другие. И ничего: жили, не стеснялись, ибо знали, что “идол — ничто”. Поэтому если кота назвать “Серафим Саровский”, то это будет кощунством намеренным, а если его назвать Васькой, то ничего в этом предосудительного нет.

— Ну и в заключение хотелось бы узнать лично ваше, отец Алексий, отношение к животным. Какие звери и птицы вам наиболее симпатичны, живет ли у вас дома какая-нибудь животинка? Если бы условия позволили завести нескольких животных, вы воспользовались бы этой возможностью? Кто бы в таком случае стал вашим другом?

— Лично я с детских лет очень-очень люблю кошек. Кошки и коты всегда жили в родительском доме (недавно умер кот Бася, проживший с нами более 16 лет). Но сейчас, как я уже упомянул, у меня сильная аллергия, в том числе на кошек, поэтому дома не могу держать кота. Но зато при нашем приходе постоянно живут несколько кошек, приходят кормиться, подремать в уголке храма, порадовать меня и наших детей.

К собакам я более прохладно отношусь, то есть спокойно, но если бы жил в собственном доме, мог бы завести собаку, сенбернара, например. А вот дома у нас живет кролик, попавший к нам случайно: хозяева попросили подержать три дня его у нас, да так и бросили, не захотели забирать. Вот теперь это милое белое чудо со шмыгающим носиком живет у нас уже скоро как четыре года, чему мы рады, особенно дочка. Очень уютное существо, тихое, только порой топает задними лапами ночью. Приятно кормить его с руки, помогает расслабиться. Вот птиц и рыб я вряд ли бы стал заводить. А в глубине души — казачьих корней — живет неизбывная мечта о коне, верном скакуне, гнедом или вороном…

Читайте самое интересное в рубрике “Религия”

Считается ли грехом топить котят: ответы священников

Котята – тоже Божьи создания.

Есть два совершенно противоположных друг другу греха, связанных с животными. Первый — жестокое отношение к ним. Поскольку наши четвероногие друзья точно такие же Божьи создания, как и мы, то когда их бьют, мучают, истязают, это несомненный грех.

Является ли грехом усыпить кошку

Если Господь Бог дал людям власть над бессловесными тварями, то это налагает и ответственность перед Ним за «братьев наших меньших», и потому вопрос «грех ли топить слепых котят?» даже вставать не должен — это убийство живой души, хоть и не бессмертной. Заповедь «Не убий» распространяется и на животных.

Второй грех представляет собой страстную привязанность к домашним питомцам, когда они буквально возводятся в ранг членов семьи. Заботиться и жалеть животных надо, но нельзя доводить привязанность до такого уровня, когда кот или собака чувствуют себя хозяевами дома; когда на их внешнем виде хозяева буквально зацикливаются, выбирая им прогулочные наряды и таская на стрижки-маникюры.

Ответы священников по усыплению больных животных

Если пробежаться по форумам, то этот вопрос у владельцев домашних животных возникает довольно часто. У кого-то питомец тяжело и неизлечимо заболел, и его жизнь представляет собой сплошное мучение — и для собаки или кота, и для домочадцев.

Но есть и такие ситуации:

Иногда усыпить неизлечимо больное животное — самый гуманный поступок.

  • переезд на новую квартиру,
  • несоблюдение питомцев «санитарных норм».

В первом случае хозяева не хотят брать с собой четвероногое создание, мол, «не впишется» в интерьеры евроремонта.

Во втором — как ни приучивали кошку, во всех остальных моментах вполне умную и сообразительную, к лотку, она, словно назло, справляет свои естественные нужды на любимом кресле хозяина.

Как решение проблемы владельцы таких животных видят усыпление: грех или не грех?

Однако лучше всего узнать ответ православного священника.

Протоиерей Владимир Воскресенский, настоятель челябинского храма во имя Святого великомученика Георгия Победоносца:

— Если эвтаназия человека — это несомненный грех, то по вопросу «животной» эвтаназии в Церкви не существует однозначного мнения. Часть священнослужителей считает, что и это такой же грех; другие полагают, что все зависит от конкретной ситуации. Мое же личное мнение таково: когда заболевает человек, то болезнь надо расценивать как пользу для души, ибо, страдая, человек душу очищает. Святитель Иоанн Златоуст так это определял: «Болезнь сжигает страсть».

А если мукам подвержено больное животное? Как быть тогда?

  • Если есть хоть малейшая надежда на выздоровление, надо с большим терпением ухаживать за ним.
  • Если же домашнему любимцу суждено умереть, то молите Господа о том, чтобы Он избавил животное от лишних страданий.

Хотелось бы, конечно, чтобы эта смерть наступила не от укола, а естественным путем.

Если же все мыслимые способы испробованы и выхода просто нет, тогда и в самом деле наиболее гуманным будет отвезти животное в ветеринарную лечебницу и усыпить. Эта процедура, которая проводится там, лишена какой бы то ни было жестокости: страдальцу ставят укол, и тот засыпает. Так что в отсутствие реального выхода греха в усыплении не будет.

Это гораздо лучше и человечнее, чем выбросить больное домашнее животное на улицу, обрекая его на еще большие страдания, а нередко еще и смерть от голода. Тем более что в последнем случае опасности подвергаются и другие люди, ведь бездомные зверушки способны не только поцарапать, но и покусать, передать какую-то инфекцию или паразитов.

«Бытовые» же варианты с желанием усыпить вполне здоровое, но «непослушное» животное однозначно считаю грехом убийства живой души.

Поговорим о стерилизации

Второй по «взволнованности» вопрос — считается ли грехом стерилизовать животных, чтобы избежать нежелательного потомства?

Стерилизация — способ уменьшить рост бесхозных животных.

Приводим объяснение протоиерея Петра Дынникова, настоятеля храма Илии Пророка (Подольское благочиние).

Батюшка организовал на своем приходе приют для бесхозных домашних питомцев и не понаслышке знает о данной проблеме и ее масштабе, а также как следует относиться к подобной операции верующим.

— Я не беру на себя смелость выражать точку зрения всей РПЦ на вопрос о стерилизации животных, но могу высказать лично свое мнение — стерилизовать их надо обязательно! Поступая так, мы сделаем гораздо более доброе дело, чем оставляя все как есть.

Мы в своем «бездомном» приюте стерилизуем питомцев, потому что плодятся они беспрерывно и в больших количествах. Ведь как часто бывает? Один человек из лучших побуждений дарит животное другому человеку — может быть, даже исполняя желание того, а подарок этот через какое-то время надоел, стал ненужным, и его, образно говоря, выбрасывают на помойку, так он становится бездомным.

И вот через какое-то время на свет появляется еще два десятка никому не нужных, нередко больных животных. Или, бывает, хозяева, уезжая осенью с дачи, оставляют там кошку или собаку… Не подобное ли поведение является грехом?

Стерилизуем мы бесхозных животных, безусловно, с сердечной болью, но надо понимать: это просто-таки жизненная необходимость. Один наш прихожанин познакомился с подобными программами за границей. Он-то и принес нам данную практику, рассказал, что в Чехии, Англии да и в Германии существуют специальные центры по стерилизации животных. Это является наиболее безобидным и гуманным методом уменьшения количества бездомных «братьев наших меньших».

А вообще количество бездомных-бесхозных домашних животных — на совести их бывших хозяев, которым необходимо помнить: коль уж ты приручил зверушку, то будь добр — отвечай и за нее, и за ее будущее потомство.

Существует точка зрения, что подобным образом мы вмешиваемся в дела Господа Бога. Возможно, с этой позиции данный акт не является самым милосердным, но зато он самый милосердный с позиции гуманности и заботы о городских бездомных животных. Если же они будут бесконтрольно размножаться, то их потомство обречено на страдания и нередко гибель.

Одна из основных библейских заповедей гласит: «Не убий».

Так вот, стерилизовать кошку — это не есть убийство, здесь уместно говорить о контрацепции.

А вот ежели только что рожденного котенка или щенка выбрасывают на улицу или топят, вот это и является убийством в чистом виде.

В данной ситуации мы в частности из двух зол выбираем меньшее. Возможно, Божье создание в результате этого проживет на земле на какой-то год меньше, но зато жизнь эта будет, так сказать, качественной — счастливой и сытой, а на улицах будет меньше «ненужных» животных.

Усыплять или не усыплять домашнее животное — зависит от обстоятельств. Если человеку просто надоело заниматься им и он желает таким бесчеловечным образом избавиться от вполне здорового питомца, то здесь четко можно говорить о греховности такого решения. Но множество людей, искренне любящих своих кошек-собак, встают перед таким вопросом, когда животное неизлечимо заболевает и мучается.

С точки зрения гуманности, будет лучше прекратить мучения, усыпив и таким образом проявив сострадание. Примерно так же имеет смысл рассуждать и в вопросе о стерилизации: что ждет в будущем рожденных и уже заведомо никому не нужных малышей?

Полезное видео


Православное отношение к животным

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников 1 .

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­гоВ. К.) 2 .

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям” 3 . Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них 4 .

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” 5 .

Читайте также:  Слово «удача» в православии: значение, почему нельзя желать удачи, ответ священника

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо. ”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

1Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

2Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.

Эвтаназия для страдающего питомца – грех или милосердие?

Здравствуйте! У нас тяжело больна собака, врожденные нарушения суставов, она не может ходить и испытывает боль. Я благодарю Бога за эту ситуацию, которая учит меня любви и терпению. Благодарю за то, что мои дети здоровы, а могло быть хуже. Но и смотреть на мучения собаки и испытывать бессилие — слишком тяжело. Эвтаназия для страдающего животного — это грех или милосердие? Благодарю за ответ.

Лучший ответ по мнению автора

Мария Мирчевна

Надеюсь эта выдержка из журнала, который помогает многим людям получать ответы на свои вопросы из Библии поможет и Вам в Вашем вопросе.

Допустимо ли умерщвлять тяжело больное или старое домашнее животное ?

У большинства людей разные животные вызывают интерес и радость. Некоторые домашние животные становятся любимцами семьи. Например, собаки известны полной покорностью своим хозяевам и любовью к ним. Вполне понятно, почему люди привязываются к такому четвероногому другу, особенно прожившему с ними много лет.

Однако срок жизни большинства домашних животных сравнительно невелик. Продолжительность жизни собак составляет 10—15 лет, и то же самое можно сказать о некоторых породах кошек. Старые животные могут страдать от болезней и бессилия, что может приносить душевную боль хозяевам, помнящим, сколько сил и здоровья было у их питомцев в молодые годы. Допустимо ли усыплять таких животных, чтобы прекратить их страдания?

Христианину надлежит обращаться с животными в согласии с волей Бога. Его воля, несомненно, исключает жестокость по отношению к животным, так как в Божьем Слове сказано: «Праведный печется и о жизни скота своего» (Притчи 12:10). Но это не означает, что Бог относится к животным так же, как к людям. Создав людей, Бог показал, что между ними и животными существует четкое различие. Так, людям он дал надежду на вечную жизнь, чего нельзя сказать о животных (Римлянам 6:23; 2 Петра 2:12). У него, как у Создателя, есть право определять, какими должны быть отношения между людьми и животными.

О том, что это за отношения, мы узнаём из Бытия 1:28. Вот что Бог сказал людям: «Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Подобная мысль содержится в Псалме 8:7—9: «Все [Бог] положил под ноги… [человека]: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских».

Бог ясно показал, что человек может подобающим образом использовать животных для своих нужд и убивать их. Например, из их шкуры можно шить одежду. Кроме того, после Потопа, произошедшего во дни Ноя, Бог разрешил человеку, помимо растительной пищи, данной ему изначально, есть мясо животных (Бытие 3:21; 4:4; 9:3).

Тем не менее это не дает человеку права убивать животных по своей прихоти, ради забавы. В Бытии 10:9 (НМ) Библия называет Нимрода «сильным охотником». Но по этой причине он в том же стихе назван «противящимся Иегове».

Таким образом, хотя человеку и дано владычествовать над животными, ему нельзя злоупотреблять этой властью и он должен пользоваться ею в согласии с принципами из Слова Бога. А это может означать, что нет необходимости допускать бессмысленные страдания домашнего животного, связанные с возрастом, серьезной травмой или смертельной болезнью. В подобных случаях христианин сам должен решать, как поступить. Если он считает, что было бы милосерднее не продлевать страданий животного, когда нет никакой надежды на выздоровление, он может решить его усыпить.

Если что-то осталось непонятным или у Вас возникнут еще вопросы, пожалуйста, обращайтесь, с удовольствием помогу Вам узнать на них ответы из Библии.

18.09.13

Другие ответы

Сергей-Мистик Суфи Маг Ясновидящий

да усыпите вы его наконец то — это что ваши главные проблемы в духовной жизни — что все остальные грехи ваши прощены что ли — я вот в этом сильно сомневаюсь — судя по вашему слащавому псевдомилосердию

Евгений

Елена, благодарю Вас за вопрос!

Вопрос греха волнует многих людей (грешников), другие люди, служители религиозных культов (тоже грешники), этим пользуются. вводе в страх паству и тем самым порабощая ее. В результате получается по известному выражению «Сон разума рождает чудовищ».

Учение Иисуса Христа изложено в книгах Нового Завета, но думаю следует начать с осмысления значения Ветхого завета, по которому жил народ Израиля до прихода Иисуса Христа. Его основой были известные всем 10 заповедей. Вот они:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Далее Бог дал израильтянам правила, установления, обычаи которые записаны в Законе Моисея, который изложен в нескольких частях Ветхого Завета. Исполняя все это они могли быть безгрешны. Но надо добавить Бог дал им не только закон, но и землю, которую Он им обещал при исходе из Египта: города, скот, богатства народов, которые жили прежде на этой земле. То есть для того чтобы израильтянин мог соблюсти все заповеди Бог обеспечил его всем: и законом и средствами его исполнения!

Вопрос! Вам или Вашему народу Бог что-нибудь обещал? Где с этим можно ознакомиться?! Что он сказал Вам делать и чем для этого он Вас обеспечил. Думаю, Вы ошарашены этим вопросом и просто в недоумении отрицательно качаете головой. Это вполне естественно не только для Вас, но и для большинства людей говорящих о Боге и Иисусе Христе.

Вот что пишет в своем послании к римлянам апостол Иисуса Христа Павел говорит:

… потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех

То есть соблюдая 10 заповедей закона Моисея, который изложен в Ветхом Завете, его правила, установления, обычаи, имея все для его исполнения — землю, города, скот, богатства, народ Израиля не смог стать безгрешным, но закон обнаружил их грех, от которого сами они не могут очиститься.

Не странно, правда ли, что до сих пор многие почитаемые религии настаивают на соблюдении этих 10 заповедей?!

О таких деятелях от религии и людях, их слушающих, Павел в своем послании к римлянам говорит:

… нет праведного ни одного, нет разумевающего; никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.… все согрешили и лишены славы Божией.

Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия.

Лишь в Иисусе Христе и его учении, которое является основой Нового Завета Бог дает всем людям спасение и прощение их грехов. Спасение не делами плоти, исполнением закона, религиозных обрядов, религиозных предрассудков, а делами духа, исполнением заповедей Его Сына Иисуса Христа.

Как ни странно, я насчитал из тоже 10. Они изложены в 5-ой главе Евангелия от Матфея. Вот они:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
9. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
10. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

То есть 10 заповедей Моисея человек может исполнить соблюдая эти заповеди Господа Иисуса Христа, новые заповеди от Бога Израилева и теперь Отца небесного для любого человека Верующего в Иисуса Христа и соблюдающего Его заповеди.

Простите, что так долго пишу, но я уже заканчиваю!

Иисус говорит:«Я есть и Путь и Истина и Жизни». Очищение от грехов это не разовая акция, это путь, по которому верующих в Иисуса ведет его Истина к Вечной Жизни. В Иисусе Христе Бог обещает нам не только прощение грехов но и Вечную Жизнь. Да! Ведь именно так и должен поступать Бог, который нас любит! Он дарит нам надежду и после смерти!

Ныне учение Иисуса Христа до невозможности извращено. Любой желающий может говорить на эту тему.
Но Иисус ближе к людям, чем они могут себе представить. Он Сам хочет на прямую говорить с Вами. Читайте Новый завет, читайте Ветхий Завет и с вниманием и осторожностью относитесь к тому, что говорят люди об учении Иисуса Христа и к моим словам тоже.

Если Вы пожелаете, я с удовольствием отвечу на Ваш следующий вопрос.
В вас уже есть искра Божья, обратитесь к учению Иисуса Христа и обретете блаженство!

Как поет царь Давид в одном из своих псалмов:

Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!

Ссылка на основную публикацию
Лучший ответ по мнению автора