Православие и язычество: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Православие и язычество: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Это уже подход по существу. Тогда мы увидим, что более существенно.

Всегда существуют тенденции некой подмены одного явления, которое требует некоторого напряжения для удержания его в надлежащем виде – другим явлением, которое такого напряжения не требует. Т.е.тенденция упрощения. Это психологич. закон.

Язычество – история самого термина такова, что В.З. иудеи называли язычниками, народами – все те народы, которые были нееврейскими, и их верования – языческими. Их религии отличались от иудейской. Хотя многие религии поражали глубиной своего откровения и некоторой верностью, но они, понятно, не досягали «уровня» иудейской религии.

Религия прежде всего как образ жизни, а не только сумма знаний.

В христианскую же эпоху язычеством стали называть те религии и вообще тот образ жизни, которые принципиально не соответствовали христианскому образу жизни. И прежде всего это касается: 1) жизни, 2) веры – это по степени значимости. Обычно же мы оцениваем эти явления наоборот.

В Евангелии нас поражает мысль – вы были такими-то, жили так-то, а теперь вы призваны изменить свою жизнь, жить по-другому. Т.е.все время речь идет об изменении жизни, а вероучительная сторона (или сегодня бы мы сказали – догматич. сторона) – присутствует, но только как бы в виде некоей основы, присутствует только в оч. незначительной степени, в самых основных положениях. Нет никакой детальной разработки вероучения, ничего этого нет – почему? – По той простой причине, что все наши рац. представления об истинах веры оч. далеки от той реальности, которую на самом деле представляют эти истины. Само понятие Бога – если попросить любого из нас – уже будет такой необыкновенный букет. Посмотрите – множество святых, которые нигде не учились и совершенно не были знакомы ни с какими тонкостями догматич. учения – достигали вершин Богопознания, обожения, Богопросвещения – и об этом свидетельствуют плоды их жизни. Потрясающие чудеса, прозрения, сам облик их – какой он был.

Есть лишь несколько положений основных – что Бог един, Бог Триипостасен, Господь Иисус Христос есть Бог и Спаситель наш, что есть святые, которые молятся за нас и которым мы можем молиться – вот лишь несколько положений, которые делают человека православным. А вся прочая масса знаний, деталей, споров – кто еретик, а кто нет – это не делает простых верующих богоподобными. Но некоторые вещи нужны для священнослужителей, знать несколько больше.

Так в чем же состоит язычество? – Прежде всего в нехристианском образе жизни. Это номер один. Само знание христ. вероучения без христианского образа жизни – не делает человека православным. Более того, не делает человека христианином. Им делает только правильная христианская жизнь.

К сожалению, с введением церковных школ на западе, а затем и у нас – свели православие к какой-то сумме знаний о религии и забыли о самом главном. В этом – беда духовных школ.

Чем характеризуется язычество? – Это великолепно показано в искушениях Христа. Язычество нам предлагает – «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская», как сказал Иоанн Богослов. Авва Дорофей – еще более ярко выразил – три «С» – сластолюбие, славолюбие, сребролюбие.

Вот что такое язычество. Или одним словом – гедония. Смысл жизни – гедонистический, стремление к наслаждению, здесь и только здесь.

Первое и главнейшее отличие христианства от язычества: Ап. Павел – не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем.

Т.е.мы здесь в гостинице, а точнее – в больнице. Мы здесь в путешествии, но не дома. И безумен тот, кто шалаш принимает за дом, и все силы отдает на этот шалаш, забыв о доме.

Христианство говорит, что наш дом – это Бог. Бог – это не объект, не какое-то существо, которое живет в созвездии Лебедя или Раков. Он есть Дух, он – природа всех вещей. Наше благо, наш дом – это Он. И мы стремимся не к получению благ от Бога (да избавит Бог от этого, это язычество), а – Самого Бога ждем, стремимся к Нему Самому, к уподоблению Ему, ибо им живем и движемся и существуем, Он есть Дух всеобъемлющий. К Богу мы стремимся, а не к раю. Не благ от Бога ждем, а Самого Бога.

А языч. сознание наполнено чем? – дай, дай, дай то, другое, третье. Ты мне не нужен (сам Бог), а только дай мне то-то. Попробуйте, скажите так любому человеку – ты мне не нужен, а дай то, что я хочу от тебя получить.

Итак, первое главнейшее отличие христианства от язычества – в различном понимании смысла человеч. жизни. Для язычества весь смысл здесь, в этой земной жизни. Это безумие – цепляться за мыльный пузырь, который м. сейчас, в любой момент лопнуть – и лопается на наших глазах! Наша жизнь – это действительно мыльный пузырь. Не м.быть смысла жизни в том, что лопается в любой момент. Это ли не безумие?

Христианство же видит смысл жизни видит в вечной жизни – непрекращающейся, в жизни с Тем, Кто сам вечен и бесконечен – в жизни с Богом.

Но могут сказать – а в индуизме или буддизме – тоже речь идет о слиянии с божеством?

Лучше всего это можно представить в таком образе – соляная кукла, погруженная в океан и растворившаяся в нем – вся она там? – Да. – Она в нем? – Да. – Но осталась кукла? – Нет.

Брахман – это бесконеч. океан, в котором каждая личность растворяется. Для буддизма это так, там даже души нет, буддизм отрицает существование души. Индуизм же рассматривает вечность как трансформацию этой земной жизни, как некое подобие этой земной жизни, как бесконечное состояние перевоплощений, потому что редко кто освобождается от сансары.

В христианстве личность в соединении с Богом не растворяется, а напротив – достигает апогея своего раскрытия. Вот в чем принц. раскрытие от индуистских и буддистских концепций.

И это проявление вершины личности – как это эстетически выглядит? Личность – это богоподобная красота. Не случайно самые авторитетные святоотеч. сборники мыслей названы Филокалиями – Добротолюбиями, хотя калия – это красота (хотя есть иногда и значение добро), воссоздание той богообразности, к крой предназначен человек.

Вот каков смысл жизни в христианстве – достижение богоподобия, вечной жизни в Боге, при котором личность раскрывается, а не растворяется. Человек становится богом по благодати. Кстати, это его назначение – до прохождения человеком опытного пути познания себя – и явилось источником того, что мы называем первым грехопадением. Не познав себя и увидев себя богом, человек возомнил себя богом. И наступило средостение, противопоставление между человеком и Богом.

Христианство дает возможность человеку через опыт земной жизни познание себя, когда человек видит, что он без Бога – ничто. В этом и закл. смысл земной жизни. Когда человек познает, что без Бога он – ничто. Тогда только человек м. видеть, что с Богом – он бог, со славою и честью.

Разве язычество это знает? Где мы это найдем в язычестве? – нигде, только христианство открывает это.

И когда мы говорим «язычество» – мы смотрим за окно, что оно там. Это глупо. Язычество здесь, во мне, в каждом христианине – тоже живет язычник. Ап. Павел так и сказал – в нас живет и ветхий человек, та гедонистическая, животная сторона – она постоянно бунтует, находится в состоянии перманентной революции – чтобы свергнуть человеч. начало, чтобы восторжествовало начало животное и демоническое – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.

Чем христианин отличается от язычника? – что христианин видит в себе это язычество как недолжное начало, с которым надо бороться и противостоять. Почему? – потому что это начало является источником страданий – и душевных, и телесных для человека. Славянское слово страсть – это и есть страдание, это то, что приносит человеку страдание. Одни страдания могут проявляться сразу, другие – постепенно, и они закладывают основу, чтобы потом проявиться.

Это как развитие рака – сначала опухоль маленькая, а потом она доходит до того, что уже становится поздно.

И христианин отличается тем от языч., что видит это язычество и противостоит ему, он борется с ним, как с болезнью. А для язычества это не болезнь, а цель стремления – богатство, слава, наслаждение – это цель. А христианство говорит – что это страсть, которая тебе здесь уже поставит подножку, что потом и веревку на шею повесит. А когда душа освобождается от тела, то страсти в тысячи раз сильнее начинают в ней действовать. Здесь я могу отвлечься, время чем-то занять – а там страсти не находят себе пищи, ибо там пищи нет.

Поэтому церковное учение и предупреждает – борись здесь со страстями, а то потом будет поздно. Язычество этого не знает, а стремится к этим мыльным пузырям, и не знает, в какой миг истяжут душу от тебе, и всю душу полагает на это. Христианство же говорит – не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем.

Поэтому ни о каких языч. источниках христианства говорить и не приходится.

Другие черты – уже производные от первого.

2. Натурализм – следование природе (той, в крой сейчас находимся). И какое следование – казалось бы, Христос был на браке, и пил вино, и более того – даже претворил воду в вино – то есть, христианство нисколько не исключает естественные человеч. потребности, но что говорит христианство? – пей, но не упивайся, ешь, но не нажирайся, женись и выходи замуж – но не развратничай. Христианство указывает норму правильного, здорового, самого благого пути в человеч. жизни. И мы на каждом шагу убеждаемся в этом. Что происходит с пьяницами? – вот в этом и убеждаемся.

А напр., на празднике Диониса или Вакха кто являлся наиболее угодившим богу? – тот, кто более всего выпивал вина. И когда уже как скотина валяется – вот это уже и самый угодивший.

И чем человек в данной сфере отличается от животного? Животное наестся и отходит, а человек обязательно объестся. Но мало этого, есть еще более худшее.Человек насыщенный и пресыщенный обязательно переходит меру естественного потребления земными благами, он обязательно вступает в сферу противоестественную.

Например, сегодня оч. много говорят о т. наз. голубых. Но не было бы этих голубых, а это было бы редчайшее явление, если бы их в колхозы сталинские загнать, где бы они работали по 20 часов. А когда пресыщенность появляется – что бы такого еще нового? Начинаются такие противоестественные страсти. Как на пирах у Рим. патрицией – тот же Петроний, когда на десерт подавали на серебряных тарелочках по два соловьиных язычка? Пресыщенность требует чего-то нового, и начинается развращение. И это касается всех без исключения сфер.

Животное к этому не способно, а человек обязательно при пресыщении вступает в такую противоестественную сферу.

И язычество обязательно к этому приходит. Но не просто приходит, а наступает следующий этап – оправдание этого. Сами юридич. нормы подгоняются под это.

И мы видим, что если касаться нашей современности – мы видим, что уже так называемые христианские протестантские церкви начинают церковно оправдывать эти извращения, эти дикие вещи. И как оправдывают – христианство же проповедует любовь!

Так вот, натурализм язычества – и напротив, здравость, разумность христианства – Христос на браке в Кане Галилейской пьет вино, я уверен – пел и песни, не сомневаюсь – эти брачные песни, не сидел же Он в углу и говорил – у, греховодники, напились и поют сейчас!

А посмотрите, какую карикатуру рисуют на христианства, будто бы они что-то отнимают у человека. А какие у нас были народные обычаи, какая красота, где сохранялось еще христианское начало.

3. Мифотворчество языческих религий – это следующий момент. Их боги – это не историч. личности, а мифы. Вы не найдете никаких координат, когда этот бог родился, когда он крестился. Мифы – это идеи, поданные нам в образах. Это мифотворческое мышление – оно присуще всем религиям. Даже в библейском повествовании много такого мифологического языка, т.е.образности, метафоричности, аллегоричности. Эта образность всюду в восточных языках присутствует. Но чем отличается сама религиозность язычников? – она не имеет историч. основы, это все неисторично, все их бога – это лишь идеи, порождения языческой фантазии. Христианство же – насквозь исторично. Сколько научных, исторических, археологических свидетельств!

4. Нравственное учение христианства и язычества – это особый аспект. Христианство говорит о духовной стороне жизни человека, ставит это как первичное начало человеч. жизни. Даже не нравственное, а духовное – это разные вещи, хотя и взаимосвязанные и похожие. Но это не одно и то же. Первый в рай вошел совсем не нравственный человек. По своей нравственности фарисеи, распинатели – были выше, они были исполнителями закона, не то, что разбойник. Но они оказались отвергнутыми, а разбойник – принятым в Царство Божие. И оказалось первичной духовность, а не нравственность. Нравственность тогда хороша, когда она приводит к правильной духовности, в противном случае она является источником гибели для человека. «Вот, например, я живу – ничем не грешу, хожу в церковь, причащаюсь, никого не убиваю, не граблю, не изменяю, не пьянствую» – прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай. Вот какой я святой!

Читайте также:  Перепечинское кладбище: как доехать и адрес, часы и режим работы, памятники и могилы

Но нравственность и духовность – это разные вещи. Нравственность может быть такой, что человек превратится в святого сатану – безупречен снаружи, и сатана по своей гордыни – да избавит Бог каждого от такой нравственности!

И чем спасся разбойник? – осознанием того, что он, конечно, не достоин ни Царства Божия, ни спасения – и раскаянием в этом. В этом – центр духовности, осознание своей безобразности, т.е.видением. Без этого видения и осознания никакой правильной духовности у человека нет. Когда же, напротив, присутствует др.сознание – сам дрянь дрянью, а все твердит – несмь, якоже прочие человецы – тогда можем сказать, что это духовность не христианская, а сатанинская.

Увы, язычество этого не понимает. Там самое большое, что под духовностью подразумевается – это высокая нравственность. А гордыня – такая, что Боже мой!

5. Уникальность личности Христа. Этим христианство отличается без исключения от всех религий. Для др.религий основатель их не имеет существенного, принципиального значения. Сущность религии не изменится от того, кто был там основателем, потому что сущность всех нехристианских религий без исключения, в т.ч.и ветхозаветной – в указании правильного пути жизни и веры, т.е.к научению. А сами основатели тем и велики, что открывают этот путь жизни, путь спасения.

В христианстве – совсем иначе. Христос прежде всего велик не тем, что он Учитель, хотя и является им. Совсем нет. Уникальность Его личности – в том, что Он совершил Жертву спасения человека, которую никто не мог совершить. И только благодаря именно этой Жертве человечеству открылся полный доступ к Богу. Учитель Он? – Да, но на втором месте.

Поэтому критика так усиленно и боролась со Христом, в частности – на почве Его существования, даже отрицали Его реальное историч. бытие. Потому что понимали, что если нет Христа – христианства нет, это абсурд, чепуха полная. Жертва – вот где корень христианства.

6. В отношении женского божества – во всех языч. религиях наряду с богом присутствуют и женские божества. Потому что все языч. религии строятся как проекция человеч.жизни в бесконечность (то, что предлагал Фейербах). В этом из заземленность, их недальновидность.

В христианстве же нет женского божества, и в В. Завете – тоже нет. Язычество – напротив, наполнено этим.

В католицизме же Богоматерь фактически сегодня возведена на уровень богини. Я сам присутствовал в диалогах с католиках, и я помню, как один французский кардинал Эльчигирай сказал, что Богоматерь – соискупительница. Это – полнейшее не понимание того, что совершил Христос. В католицизме уже эти языч. тенденции привели к тому, что Богоматерь поставлена на уровень Христа. Помню, сидим в Венеции, и там большая картина – Богоматерь и Христос сидят рядом, а над ними Бог Отец – увенчивает их одинаковыми царскими коронами. Христос – царь, Она – царица, в равном достоинстве.

И все эти тенденции идут оттуда же, из нашего ветхого человека, земного понимания, народного языческого восприятия той действительности.

Но женского божества нигде нет, в отличие от язычества.

Это основные моменты, а их намного больше, если коснуться вероучительных истин, истин духовного порядка – по каждому из этих положений христианство учит совершенно иначе, чем язычество: догмат спасения, Боговоплощение, понимание Логоса, понимание Бога Троицы – все аналоги этих христианских истин есть в язычестве, но это вещи совсем различные.

Так, если посмотреть без увеличительного стекла на роскошный иней, который покрывает деревья зимой – то можно сказать, что деревья стоят в великолеп. цветах, что это чудо. А если поближе посмотреть – окажется, что это мертвые льдинки, ничего живого нет. Так и здесь – то, о чем говорит язычество и христианство – совершенно разные вещи.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Христианство и православие: в чем разница, основные отличия

Христианство многолико и является одной из трех главных религий мира вместе с буддизмом и исламом. Православные все являются христианами, но не все христиане придерживаются православия. Христианство и православие — в чем разница? Этим вопросом я задалась, когда знакомая мусульманка поинтересовалась отличием православной веры от баптистской. Я обратилась к своему духовному отцу, и он мне объяснил разницу вероисповеданий.

Христианство

Христианская религия образовалась более 2000 лет назад в Палестине. После воскресения Иисуса Христа в иудейский праздник кущей (пятидесятница) Святой Дух сошел на апостолов в виде языков пламени. Этот день считается днем рождения церкви, так как во Христа уверовало более 3000 человек.

Однако не всегда церковь была единой и Вселенской, так как в 1054 году произошел раскол на православие и католицизм. На долгие столетия воцарились вражда и взаимные упреки в еретицизме, главы двух церквей предали друг друга анафеме.

Единство внутри православия и католицизма тоже не удержалось, так как от католической ветви откололись протестанты, а у православной церкви появились свои раскольники — староверы. Это были трагические события в истории некогда единой Вселенской церкви, которая не удержала единомыслия по заветам апостола Павла.

Православие

Чем отличается христианство от православия? Православная ветвь христианства официально образовалась в 1054 году, когда Константинопольский Патриарх демонстративно растоптал пресный хлеб для причастия. Конфликт назревал давно и касался обрядовой части богослужений, а также догматов церкви. Противостояние закончилось полным расколом единой церкви на две части — православную и католическую. И только в 1964 году обе церкви примирились и сняли друг с друга взаимные анафемы.

Тем не менее обрядовая часть в православии и католицизме осталась без изменений, и догматы веры тоже. Это касается основополагающих вопросов символа веры и проведения богослужений. Даже на первый взгляд можно заметить существенные различия между католиками и православными во многих вещах:

  • одежде священников;
  • чину богослужений;
  • убранству церкви;
  • способу наложения креста;
  • звуковому сопровождению литургий.

Православные священники не бреют бороду.

Отличием православия от христианства иных конфессий является восточный стиль богослужений. Православная церковь сохранила традиции восточной пышности, во время богослужений не играют музыкальные инструменты, принято зажигать свечи и кадить кадилом, а крестное знамение кладут справа налево щепоткой пальцев и совершают поясной поклон.

Православные христиане уверены, что их церковь берет начало от распятия и воскресения Спасителя. Крещение Руси произошло в 988 году по Византийской традиции, которая сохраняется и поныне.

Основные положения православия:

  • бог приедин в ликах Отца, Сына и Святого Духа;
  • Святой Дух равен богу Отцу;
  • Иисус является единородным Сыном бога Отца;
  • Сын Божий вочеловечился, принял образ человека;
  • воскресение истинно, как и Второе пришествие Христа;
  • главой церкви является Иисус Христос, а не Патриарх;
  • крещение освобождает человека от грехов;
  • верующий человек будет спасен и обретет жизнь вечную.

Православный христианин верит, что после смерти его душа обретет вечное спасение. Всю жизнь верующие посвящают служению богу и выполнению заповедей. Любые испытания воспринимаются безропотно и даже с радостью, ведь уныние и ропот почитаются за смертный грех.

Католицизм

Эта ветвь христианской церкви отличается своим подходом к вероучению и богослужению. Главой римско-католической церкви является Папа Римский, в отличие от православного Патриарха.

Основы вероучения католиков:

  • Святой Дух нисходит не только от бога Отца, но и от бога Сына;
  • после смерти душа верующего попадает в чистилище, где проходит испытания;
  • Папа Римский почитается прямым приемником апостола Петра, все его действия считаются непогрешимыми;
  • католики верят, что Дева Мария была вознесена на небеса, не увидев смерти;
  • широко развито почитание святых;
  • индульгенция (искупление грехов) является отличительной особенностью именно католической церкви;
  • причастие совершается пресным хлебом.

Богослужение в католических храмах называется мессой. Неотъемлемой частью костелов и церквей является орган, на котором исполняют боговдохновенную музыку. Если в православных церквях поет смешанный хор на клиросе, то в католических храмах песнопения исполняют только мужчины (хор мальчиков).

Но самым главным отличием католического вероучения от православного является догмат о непорочности Девы Марии.

Католики уверены, что она была зачата непорочно (не имела первородного греха). Православные утверждают, что Богоматерь была обычной смертной женщиной, которую избрал бог для рождения богочеловека.

Также особенностью католического вероучения являются мистические медитации на муки Христа. Это иногда приводит к тому, что у верующих на теле появляются стигматы (раны от гвоздей и тернового венка).

Поминовение усопших проводится на 3, 7 и 30 день. Миропомазание проводится не сразу после крещения, как у православных, а после достижения совершеннолетия. Причащать детей начинают после семи лет, а в православии — с младенчества. Иконостас в католических храмах отсутствует. Все священнослужители дают обет безбрачия.

Протестантизм

В чем разница между христианами протестантами и православными? Это течение возникло внутри католической церкви как протест против авторитета Папы Римского (он считается наместником Иисуса Христа на земле). Многим известна трагическая Варфоломеевская ночь, когда во Франции католики массово вырезали гугенотов (местные протестанты). Эти страшные страницы истории навсегда останутся в памяти людей как пример бесчеловечности и безумия.

Протесты против авторитета Папы Римского прокатились по всей Европе и выливались даже в революции. Гуситские войны в Чехии, лютеранской движение — это всего лишь малое упоминание о широком размахе протеста против догматов католической церкви. Жесткое гонение на протестантов вынудило их бежать из Европы и найти пристанище в Америке.

В чем отличие протестантов от католиков и православных? Они признают только два церковных Таинства — крещение и причастие. Крещение необходимо для присоединения человека к церкви, а причастие способствует укреплению веры. Протестантские священники не пользуются беспрекословным авторитетом, а являются братьями во Христе. В то же время, протестанты признают апостольскую преемственность, но относят ее к духовному действу.

Протестанты не отпевают умерших, не поклоняются святым, не молятся иконам, не возжигают свечи и не кадят кадилом. У них отсутствует Таинство венчания, исповедь и священство. Протестантская община живет как одна семья, помогает нуждающимся и активно проповедует евангелие людям (миссионерство).

Богослужения в протестантских церквях проходят особенным образом. Сначала община прославляет бога песнями и (иногда) танцами. Затем пастор читает проповедь на основе библейских текстов. Заканчивается богослужение тоже прославлением. В последние десятилетия образовалось множество современных евангельских церквей, состоящих из молодежи. Некоторые из них признаны сектами в России, но в Европе и Америке эти движения разрешены официальными властями.

В 1999 году состоялось историческое примирение католической церкви с лютеранским движением. А в 1973 году состоялось евхаристическое единство реформаторских церквей с лютеранскими. XX и XI век стал временем примирения между всеми христианскими течениями, что не может не радовать. Вражда и анафемы ушли в прошлое, христианский мир обрел покой и мир.

Христианин — это человек, который признает смерть и воскресение богочеловека Иисуса Христа, верует в посмертное существование и вечную жизнь. Однако христианство не однородно по своей структуре и делится на множество различных конфессий. Православие и католицизм являются ведущими христианскими вероучениями, на базе которых были сформированы иные конфессии и течения.

В России от православной ветви откололись староверы, в Европе образовалось значительно больше разных течений и конфигураций под общим названием протестантов. Кровавые расправы над еретиками, ужасавшие народы долгие века, ушли в прошлое. В современном мире между всеми христианскими конфессиями царит мир и согласие, однако, различия в богослужениях и догматах сохранились.


Русская традиция: православие или язычество?

«Славянам нужна новая религия. В марксизме слишком много модернизма и цивилизации. Можно скрасить эту сторону марксизма, возвратившись к нашим славянским богам, которых христианство лишило их свойств и их силы, но которые они вновь приобретут»[1], – это не строки из фантастического романа, это реальные размышления маршала Советского Союза М.Н. Тухачевского. Им же была направлена в Совнарком записка с предложением объявить язычество государственной религией РСФСР… Советские вожди с интересом изучили предложение красного командира, на столь радикальный шаг было решено не идти, однако идея противопоставления язычества ненавистному для большевиков Православию, судя по всему, понравилась. Действительно, формально атеистическое советское государство на протяжении всей своей семидесятилетней истории делало недвусмысленные реверансы древнему язычеству.

Исторически сложилось так, что русская нация была сформирована Православием, а русская народная культура была глубоко христианская по своей сути. Однако советские вожди рассматривали Россию лишь как плацдарм для последующей мировой революции, а русский народ как субстрат для нового вненационального «советского общества».

Русская народная культура была глубоко христианская по своей сути

Православие и национальная культура мешали этим глобальным планам, а, следовательно, были приговорены. Поэтому понятен интерес к язычеству со стороны советских руководителей, которое рассматривалось как естественный союзник в борьбе с Православием. Грубая атеистическая пропаганда в духе газет типа «Безбожник» подходила лишь для совсем примитивной публики, основная часть населения, большую часть которого составляло крестьянство, была достаточно религиозна и слабо реагировала на стандартную атеистическую пропаганду. Именно крестьянству как основному носителю традиционного народного уклада был нанесен главный удар. Помимо раскулачивания, колхозов и иных экономических мер порабощения, были предприняты шаги по изменению народной культуры. Стало активно внедряться такое явление, как «самодеятельное народное творчество», которое по сути своей представляло авторскую переработку народного фольклора, осуществленную советскими специалистами. Повсеместной унификации подвергались народные песни и танцы. Был по сути уничтожен самобытный народный костюм, на смену которому пришли атласные сарафаны с вульгарным орнаментом кричащих расцветок и несуразные кокошники. Современные этнографы по крупицам восстанавливающие утраченное, неспроста называют этот синтез русско-советского фольклора «развесистой марсианской клюквой».

Читайте также:  Православные старцы: кто это и чему учат, советы и пророчества, наставления

Однако основной целью советской идеологической машины, призванной перемолоть русскую культуру, стали народные праздники. По мнению известного религиоведа Мирча Элиаде, «праздник — это период непосредственного контакта сакральной и мирской сторон существования человека. Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации, в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями»[2]. Поэтому праздники очень важны для народного самосознания. Русская культура обладала богатой традицией праздников, которые были наполнены образами и иносказательным символизмом, отлично понятным народу. Основу череды праздников составляли церковные памятные даты. Конечно же, с таким вопиющим клерикализмом советское правительство мириться не хотело и изобретало всякого рода подмены. Так, Рождество стало Новым годом, Успение – днем урожая, Масленица – праздником проводов зимы и т.п. Как правило, из основы праздника удалялось все, связанное с христианством, но оставался народный символизм – лишенный своей сути, он уже не воспринимался в качестве христианского, а, напротив, казался неким языческим отголоском, дожившим до наших дней. Именно эти проявления изучают светские специалисты, основывающиеся на материалистическом мировоззрении, при этом, как правило, очень слабо разбирающиеся в христианстве, находя язычество там, где его просто никогда не было. Больше всего в этом преуспел советский академик Б.А. Рыбаков, который ничтоже сумняшеся просто взял и приписал всю народную культуру к язычеству. Тогда никто не смел возразить маститому академику, но в наши дни его работы подвергаются аргументированной и объективной критике и расцениваются как очень слабые.

Стоит заметить, что наши предки отнюдь не были невеждами в религиозных вопросах и отлично понимали, что нельзя одновременно славить Христа и языческих богов. Рассмотрим, к примеру, столь любимую нашим народом Масленицу.

Наши предки отлично понимали, что нельзя одновременно славить Христа и языческих богов

Масленица – последняя неделя перед Великим, сорокадневным, постом. С одной стороны, это праздничный, разгульный период, когда еще можно и даже нужно петь, плясать, веселиться, с другой – подготовка к посту, и на богослужении уже звучат покаянные песнопения. Светские ученые видят здесь только языческие гульбища, приуроченные к весеннему равноденствию, однако объективный подход способен выявить совсем иной смысл Масленицы. В работе «Что скрывает народная культура? Смыслы и символы Масленицы» доцента ТГУ к.ф.н. Д.Е. Крапчунова приводится подробнейший анализ масленичной атрибутики и обрядности и делается следующий вывод: «Анализ масленичной обрядности, выявление мифологемы праздника через фольклорные тексты и его календарная привязка к Пасхе не подтверждают распространенное представление о Масленице как об исключительно языческом наследии. Несмотря на то, что в традициях Масленицы прослеживается общеиндоевропейское прошлое, есть все основания видеть в этом празднике глубокие христианские смыслы, раскрываемые через различные вербальные, визуальные и драматургические образы»[3].

Масленица, появившись на Руси с принятием христианства, получила свое название – «белая», «сырная» или «масленая неделя». Однако суть иносказательных символов масленицы сугубо христианская. Масленичное чучело в Христианской культуре – это символ человеческой «ветхости», греховности, которая сгорает, «как сено, прикоснувшееся к огню». «Огнь сый Владыко, не смею, сено, прикоснуться огню, да не опалиши мене сено суща!» – абсолютно понятный христианский образ, взятый из службы Собора Иоанна Предтечи. Греховность сгорает, человек погружается во дни Великого Поста и возрождается к новой вечной жизни с победным возгласом «Христос Воскресе!» в день светлого праздника Пасхи! Сама традиция сжигания чучела не является уникальной для христианского мира, к примеру, в Греции есть традиция сжигать чучело Иуды.

Сейчас, когда советские эксперименты уже в прошлом, набирает популярность неоязыческое перетолковывание христианских праздников. Неоязычество — это достаточно молодое псевдорелигиозное движение. К историческому язычеству данное явление отношения не имеет. У славянских народов в дохристианский период не было письменности, к тому же религиозная традиция индоевропейских народов традиционно передавалось устным способом. Поэтому сведения о славянском язычестве дошли до наших дней только в виде апологетических заметок христианских летописцев и миссионеров, а также мусульманских путешественников, то есть аутентичных источников просто нет, и сама идея реконструкции этой давно ушедшей религиозной традиции звучит абсурдно. Характерной особенностью неоязычества является его ярко выраженное антихристианство, а в связи с прерванной традицией – поверхностность и примитивизм. Для неоязычников основной задачей является очернение Православного христианства, которое они представляют чуждым для Руси явлением, так и не укоренившимся в народном сознании. Неоязычники активно эксплуатируют фольклорное наследие, ими публикуется масса дилетантских статей, в которых делаются попытки найти в русских праздниках языческие следы, а то и просто объявить их языческими. К сожалению, даже воцерковленные люди, а порой и духовенство принимают за истину подобные агитки. Однако не стоит бояться народной культуры и не доверять ей.

Христианство никогда не подстраивалось под культуру, не боролось и не уничтожало традиции народов, оно постепенно преображало сознание людей, а те в свою очередь творили новую, пронизанную истинной верой, одухотворенную культуру. И нет совершенно ничего плохого, что в традиции православных японцев принято снимать обувь перед входом в храм, в традиции православных сербов – приносить из леса дубовое полено, которое должно гореть в домашнем очаге все Рождественские праздники, а в традиции православных русских – плести березовые венки на Троицу или сжигать соломенное чучело на Масленицу. В этих столь различных культурных особенностях прослеживается одинаковое уважение и благодарность ко Творцу, который дал возможность спастись людям всех народов. Важно знать и понимать истинный смысл народных традиций и постараться при необходимости объяснить его заблуждающимся.

Православие и язычество: отношение и мнение, главные отличия от православной церкви

Сегодня известно два православия: богословское и народное. И если к первому относятся официальные догматы и установки церкви, то второе более походит на веру, основанную на славянском язычестве. Язычество изучают в школе на уроках истории, где рассказывают, как ранее поклонялись славянским богам все, кто жил на территории Европы и стран СНГ.

Сегодня главной церковью России является Православная Церковь, но и в ней есть некие языческие традиции, что не отрицает и само священство. Как относится к славянскому язычеству традиционное православие?

Языческая история Руси

Всем известны славянские боги Перун, Даждьбог, Сварог, Ярило и прочее благодаря их популяризации в народной среде посредством фильмов, клипов и рекламных роликов. Например, Ярило стал представителем целого квасного бренда. Это происходит за счет популярного сегодня так называемого неоязычества — движения, целью которого является реконструировать славянское язычество и его обряды, популяризируя их в обществе.

Прежде чем разобраться с этим следует вспомнить, кому и чему поклонялись предки.

Человек нуждается в вере, сам того не понимая. До прихода христианских проповедников на Русь (по преданиям это был апостол Андрей) люди поклонялись целому пантеону славянских богов, среди которых были боги грома, дождя, пшеницы, семьи, воды и пр. По сути, человек, не зная ничего об Истинном и Едином Боге, поклонялись чему-то непонятному — силам природы.

Сегодня даже 5-летний ребенок скажет, что гром — это следствие столкновения электронов и резкого повышения атмосферного давления, но раньше люди верили, что это бог грома гневается. Стараясь задобрить непонятные им явления, люди начали поклоняться силам природы.

Спасение пришло на смену славянскому язычеству лишь в 988 году н. э. когда князь Владимир принял христианство и уничтожил весь богатый пантеон славянских богов.

Уже более 1000 лет на всей территории бывшей Киевской Руси и Московского царства люди исповедуют истинного Бога — Господа Иисуса Христа, а также Святую Троицу. Но несмотря на это, существуют люди (сторонники неоязычества), которые желают вернуть поклонение природным силам и прочие языческие традиции в современную жизнь.

Плохо понимая всю концепцию этого (ведь история сегодня не дает людям полного представления о тех временах и о многом приходиться просто догадываться), они предпочитают просто выдумывать те или иные вещи. Поэтому движение хаотично и наполнено отрывочными и неясными вещами.

Смешанные традиции

Славянские боги и поклонение им не прошло совсем бесследно. Несмотря на уже 1000-летию историю христианства на территории Руси, языческие традиции сильны и продолжают жить в обществе.

В качестве примера можно привести праздник Рождества. По официальным данным, Иисус Христос родился летом или в начале осени (данные основаны на сезонных явлениях, описанных в Писании), но праздник Рождества празднуют зимой повсеместно.

Дело в том, что во времена Римской империи был весьма популярен культ солнца, частью которого был праздник зимнего солнцестояния — самого длинного дня в году. Язычество стало серьезным препятствием распространения христианства, тем более, что оно затрагивало все слои общества и особенно бедные, в то время как сторонники Христа происходили из более высокого класса населения в силу обстоятельств.

Император Константин, приняв указ о равноправии христианства среди прочих религий, и сам покрестившись, начал искать пути распространения этой религии. И праздник зимнего солнцестояния был заменен на Рождество. Так, языческий праздник приобрел совершенно новый смысл и стал поводом активного роста числа исповедующих истинного Господа.

Этот процесс называется сублимация — очищение старых обрядов и привнесение в них нового смысла. Можно найти множество примеров в современной церкви, когда Синод принимает решение оставить традицию, чтобы не давать поводов для ссор и разделения, но привносит в нее новый христианский смысл.

Еще одним таким примером может стать праздник Масленицы.

Это древний языческий обряд прощания с зимой и приглашение весны, который отмечался и во время которого приносили дань весне для удачного земледельческого сезона. Понятно, что с христианскими традициями и убеждениями тут не может быть ничего общего. Так как для людей это было уже родная традиция, Православная церковь приняла решение ее видоизменить или сублимировать.

Поскольку ее празднование приурочено к началу Великого Поста перед Пасхой, то священство решило оставить празднование с пирогами и блинами, как последнее перед началом Поста, во время которого нельзя позволять себе ничего лишнего из еды или гуляний. Кукла, которую сжигают в этот день, стала символов греховной плоти, которую человек распинает и уничтожает посредством молитв и поста.

Так что, языческие традиции имеют быть в современном православии, но уже с кардинально другим смыслом, на котором и необходимо сосредотачиваться.

Православие и язычество: сравнение

Что общее в язычестве и православии? Любая религия о поклонении, это, безусловно, общая черта между ними, но в православии люди поклоняются Истинному и живому Богу, а в язычестве — силам природы, которые облечены в мифические персонажи.

В православии Господь — это Личность, обладающая божественными чертами, а в язычестве боги ведут распри, между ними постоянно происходят стычки или войны, они ничем не отличаются от людей. У бога Перуна было второе имя — Прорва, таким образом люли подчёркивали, что сколько ему жертв ни приноси, все равно толку не будет, в отличие от немых и тупых божков древних славян, Господь Иисус всегда слышит людей и отвечает на их молитвы.

Различий между этими двумя ветвями множество, но главное заключается в том, что язычество подразумевает жертвоприношения (иногда и человеческие), чтобы задобрить божка. Отец Небесный не требует никаких жертв, он послал своего Сына в жертву за людей. И только Он достоин поклонения. А язычество — это отжившая древняя вера в то, что невозможно было объяснить необразованным людям.

Отношение православия к язычеству

Человек не может обходиться без веры, поэтому без встречи с Истинным Господом он начинает придавать привычным вещам божественные качества и поклонятся им.

Важно! Православная Церковь имеет четкое представление о язычестве — это заблуждение, которое начинает развиваться от недостатка знаний о Боге, Творце всего сущего.

Знания эти на Русь принес святой Андрей Первозванный и тем самым отвратил людей от мнимых богов.

Христианство — это религия мира и она всегда старается избежать конфликта и борьбы. Именно поэтому священники предпочитают сублимировать традиции и наделить их христианским смыслом, нежели выдирать их из человеческих жизней, тем самым прививая отвращение к православию. Оно никогда не боролось с культурой или традицией, но стремилось показать людям истинность всего.

Нет ничего плохого в поддержании старых традиций. Так, японцы снимают обувь перед храмом, сербы — приносят в рождественский камин дубовое полено из леса, а русские сжигают чучело из соломы весной.

Важно лишь понимать и помнить, что есть Господь и Он превыше всего этого, превыше любой традиции. Что прежде всего следует поклоняться Ему и ставить Отца на первое место в своей жизни. Подчинив Господу все сферы жизни, человек просто не оставит места никаким чужеродным течениям.

Можно проследить в совершенно разных культурных особенностях уважение и благодарность к Творцу.


Православие и язычество: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Крайне интересным является и аналогия русского язычества с христианством. Естественно, языческая модель предшествовала христианской, но в христианстве, можно заметить доработки, делающие людей ближе к богу. Исключая великанов (предшественников человеческой цивилизации) христианство вводит догму об Адаме и Еве (по всей видимости – клона, из ребра Адама). Это исключает неведомых ныне великанов (коими изобилует все языческие воззрения) и леденящий (вместе с ледниковым периодом) душу сюжет об уничтожении бессмертных волотов которые пренебрегали языческих богов.

Читайте также:  Крест на могилу: правильный православный крест, размеры и надписи

Лишь Мать Земля восстала против гнева богов и спасла оставшихся в живых волосынь (великанш, последних из рода волотов). Приговором богов – всему живому стала смертность, и лишь после этого Землёй был рождён первый человек (муж волосыни). Этот сюжет в христианском видении был существенно изменён, по всей видимости, из-за неведения ледникового периода, который обернулся для библейских народов – всемирным потопом, талыми водами ледника. Поэтому, христианским сюжетом вводится персонаж по имени Ной, ковчег которого служит спасению праведников. Различие наблюдается и в божественном вмешательстве, где Ною даёт подсказку Господь, а волотов защищает Мать Земля. Так или иначе, оба воззрения сходятся в том, что спасаются невинные. Волосыни, как и обитатели ковчега невинны пред богами, так как лишь берегли огонь домашнего очага.

В этой связи интересна схожесть божественной кары – за пренебрежение к христианскому богу христианами, аналогичное пренебрежению волотов, которые зашли чуть дальше христианских грешников, возомнив себя богами. Одно очевидно, что кара ждёт не только тех, кто забыл о христианском боге, но и о языческих богах. И если в наличии языческих богов у всего изначального рода людского не вызывает сомнения, то бог появившийся две тысячи лет тому назад, может вызвать закономерное подозрения о том, что восстание против языческих богов возглавил новоявленный дух скверны. Аналогичный дух присутствует и в христианстве – в качестве сатаны, дьявола. Возможно, христианством и предлагается некий языческий бог, что некорректно по причине многочисленности богов, но по определению язычество предшествовало христианству, а христианский сатана – выходец из христианских ангелов. Подстать этому противостоянию как христианская, так и языческая сторона посылают на борьбу своего представителя, – героя, сына Ярилы с языческой стороны и мессию, сына Бога с христианской стороны. И если мессия является непорочно зачатым, то героем может стать любой человек, ибо в язычестве весь род людской – дети Ярилы (по мужской линии). Волоты же были детьми Волоса, дочерью которого была волосыня Мокос (жена Ярилы).

В христианстве мессии помогают апостолы, в то время как в язычестве герою сопутствуют богатыри – как люди в ком сильна материнская линия с могуществом Волоса. Святым же в христианстве подобны языческие ведуны, кои при жизни противостоят скверне и помогают роду людскому, а после смерти становятся “ангелами-хранителями” для всего человечества (детей божьих). Поэтому, в христианстве нет точного ответа о том, кто именно является “ангелом-хранителем”, в отличие от язычества, где ими являются духи умерших ведунов – охраняющих живущих своих родственников. Именно родственная связь служит причиной появления “ангела-хранителя”, называемого в русском язычестве Кумиром.

Принципиальным отличием язычества от христианства является запрет обращения к языческим богам, в то время как язычникам доступно обращение к любому христианскому святому, если возникнет такая необходимость. Независимо от веры, люди (в том числе и причисленные к лику святых), посвятившие свою жизнь во благо Русского Народа, признаются русским язычеством – Кумирами.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Православие и язычество: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Конечно, есть. По крайней мере, названия отличаются. Но тем не менее. И язычество, и православие – это религии. Основное их отличие в том, что в православии якобы один бог (монотеизм), в язычестве много богов (политеизм).

Бытует мнение, что монотеизм – это высшая стадия развития религии. Однако исследования говорят о другом. Все религии и культы развились именно из монотеизма. То же самое происходило и с религией славян. Всегда у славян почиталась высшая сила, создавшая все живое и сущее. Предположим, что первоначально имя этой силе было – Род. В последствии единственный бог распадается на большое число богов.

А что же с православием. Христианство вообще молодая религия, а, следовательно, начинаться она должна была с монотеизма. Но на сегодняшний момент от монотеизма не осталось ничего. Оказывается, бог триедин: бог-отец, бог-сын, бог-святой дух. У них уже разные функции. А у бога еще в услужении есть сверхъестественные силы: разные ангелы, архангелы, серафимы и т.п. Тоже себе божки с определенными функциями. И это еще не все. В богов еще превращают людей, создавая различных святых и покровителей. Если взять в целом, то в православии пантеон божеств побольше, чем в древней Греции или древнем Риме.

Таким образом, язычество славян и православие – это политеистические религии, развившиеся из монотеизма.

На этом совпадения не заканчиваются. Внешне религии тоже похожи. В православии обращение к богу (часто к другим божкам, типа святых) происходит перед иконой, что, по сути, деревянный размалеванный языческий идол.

Опять же, при обращении к богу и в язычестве и в православии присутствует огонь. Конечно, цивилизация приводит к модификации обрядов. И сейчас в церквях не сжигают людей и животных, просто зажигают свечи. Естественно, свеча – это символ. В том числе символ жертвы богу. Я думаю, в основе зажигания свечи лежит как раз этот символ. Остальные додуманные и более поздние символы.

Аналогии можно проводить и дальше: например, жрецы-попы. Мне лично ясно одно. Что по сути религии чрезвычайно сходны. Различны в этапе развития, современниками которых мы являемся. По форме также различны, в основном из-за времени зарождения.

Короче, я принципиального различия не вижу.

И меня очень удивляет вот такое противостояние:

From:mrtoday
Date:August 12th, 2008 09:47 am (UTC)

Со многим согласен

From:new_paradigma
Date:August 12th, 2008 11:13 am (UTC)

Re: Со многим согласен

From:guramych
Date:September 23rd, 2008 08:43 am (UTC)
From:new_paradigma
Date:September 23rd, 2008 10:02 am (UTC)
From:guramych
Date:September 23rd, 2008 02:04 pm (UTC)
From:new_paradigma
Date:September 23rd, 2008 02:56 pm (UTC)
From:guramych
Date:September 26th, 2008 09:02 am (UTC)
From:new_paradigma
Date:September 26th, 2008 11:52 am (UTC)
2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить себе в:
Ссылка на основную публикацию