Православие и ЗОЖ: отношение церкви и мнение священников, когда и чем можно заниматься

Каким должно быть отношение к спорту у православных христиан?

Ответы пастырей

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Не должно быть спорта ради спорта

– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Если можешь удержаться от азарта – смотри соревнования, если нет – лучше воздержись

– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Церковь и здоровый образ жизни

Руководит епархиальным отделом по взаимодействию с медицинскими структурами протоиерей Вячеслав Наумов, он и представлял Новосибирскую митрополию на конференции. Также от митрополии были приглашены мастер спорта Росси, старший пономарь Собора во имя св. бл. кн. Александра Невского Борис Евгеньевич Левитан и руководитель епархиального отдела по профилактике негативных зависимостей, помощник руководителя епархиального реабилитационного центра Андрей Геннадьевич Цыплов.

Первое ощущение – люди, присутствующие в зале, действительно интересуются предоставляемой информацией. Даже студенты, кажется, пришли по доброй воле. Конференция началась с приветственных слов ректора ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава РФ Игоря Олеговича Маринкина и начальника комитета по делам молодежи мэрии города Новосибирска Ирины Сергеевны Соловьевой. Они говорили о необходимости вовлечения молодежи в здоровый образ жизни и обязанности медицинских работников являть собой пример здорового поведения.

Но что же такое этот «здоровый образ жизни», в чем он заключается, какова роль Православной Церкви в формировании здорового образа жизни, и самое главное для православного христианина – какую роль может здоровье играть в спасении души? На эти вопросы мы попробуем ответить исходя из услышанного на конференции в НГМУ.

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья, предупреждение болезней и поддержки физической и умственной активности на протяжении всей жизни. В популярном сознании под термином здоровый образ жизни чаще всего подразумевается два похода в неделю в тренажерный зал и воздержание от алкоголя, табака и психоактивных веществ. Действительно, занятия спортом и трезвость являются неотъемлемыми составляющими здорового образа жизни, но не единственными. Не менее важны гигиена и правильное питание, а также эмоциональное, социальное и духовное самочувствие человека.

Формированию установок к здоровому образу жизни способствует профилактика употребления наркотических веществ, алкоголя и табакокурения на социальном уровне, популяризация спортивных программ и мероприятий на инфраструктурном уровне и духовное просвещение на личностном. Таким образом, Церковь принимает непосредственное участие в приобщении человека к здоровому образу жизни на каждом уровне.

Сразу после приветственных слов выступил доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии Цезарь Петрович Короленко с докладом «Психологические проблемы современных аддикций». Затронув проблему химической зависимости и упомянув о злободневном вопросе синтетических наркотиков, профессор Короленко сфокусировал свой доклад на так называемых социальных зависимостях – сексуальной зависимости, игровой зависимости и трудоголизме. Согласно докладу Цезаря Петровича, социальные зависимости имеют эффект не менее разрушающий, как на внешнее физическое состояние индивидуума – заболевания в случае сексуальной зависимости, трудное финансовое положение в случае игровой, так и на психо-эмоциональное состояние. Первые два случая не нуждаются в особых разъяснениях, здесь наука приходит к тому, о чем Церковь говорила последние 2000 лет – блуд и азартные игры разрушают человека изнутри, делают его пустым и, доводя до уровня животного, опускают на самую низменную ступень духовного развития, но какой вред в хорошей рабочей этике? Действительно, добросовестное исполнение рабочих обязанностей несет в себе только пользу, как для человека, так и для общества. Проблема начинается тогда, когда человек, в погоне за деньгами или социальным статусом, начинает уделять настолько много времени и сил своей работе, что это идет в ущерб его взаимоотношениям с семьей, с близкими, с Богом. Чем больше накапливается проблем вне рабочей обстановки, тем больше зависимый погружается в работу, так как здесь проблемы поддаются решениям по известным формулам, а там, во внешнем мире, нужно работать над собой.

Еще в своем докладе Цезарь Петрович затронул тему семьи. Аддиктивное поведение родителей, согласно докладчику, передается детям, у которых уже к двум годам от рождения начинают формироваться предрасположения к будущему зависимому поведению. Совет профессора родителям – следить за собой, так как молодое поколение начинается с нас.

Следить за собой также посоветовал протоиерей Вячеслав Наумов медицинскому сообществу в докладе «О приоритете человека над интересами общества и науки». Ссылаясь на работы доктора философских наук, кандидата медицинских наук и неоспоримого отечественного эксперта в области биоэтики Ирины Силуяновой и великого Русского философа Федора Михайловича Достоевского, отец Вячеслав предупредил собрание медиков против возведения науки в статус идола и говорил о неприемлемости поступления этическими принципами ради достижения научных целей. Вся современная западная этика основана на Христианских моральных принципах, в которых неприкосновенность личности основана на высшей морали – богоподобии человека. Ни одно научное открытие не стоит жизни любого человека, так как такая сделка с совестью является не просто преступлением против человечности, а преступлением против Божественности человека.
Не секрет, что Новосибирская митрополия занимает одну из наиболее активных позиций в нашей области по борьбе с проблемами наркомании и алкоголизма путем взаимодействия с силовыми структурами. Историю и развитие данного плодотворного сотрудничества осветил в своем докладе «об опыте взаимодействия Управления ФСКН России по Новосибирской области с общественными объединениями и религиозными организациями в сфере профилактики и реабилитации наркозависимых» старый друг епархиального отдела по профилактике, подполковник полиции, исполняющий обязанности начальника отделения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН по Новосибирской области, Игорь Владимирович Никулин.

В первой части своего выступления Игорь Владимирович рассказал о взаимодействии ФСКН с епархиальным реабилитационным центром и об уникальной программе выздоровления, оцененной в 2009 году на высшем уровне и удостоенной признания аппарата Государственного антинаркотического комитета ФСКН. Игорь Николаевич также коснулся совместной работы УФСКН Новосибирска и епархиального Отдела по профилактике негативных зависимостей в рамках профилактической операции «Лавина Сибирь», прошедшей в прошлом месяце по Новосибирску и Новосибирской области. Более подробно об успешной операции можно прочитать здесь.

Завершил Игорь Владимирович свое выступление словом о совершенно новой области сотрудничества Церкви и государства, где искусство, церковь и социальное служение сплелись воедино и результатом стала работа над профилактическим художественным фильмом «Меня это не касается». Как читатель скорее всего знает (а если не знает, то может восполнить свой информационный дефицит здесь), фильм снимается настоятелем Собора во имя св. бл. кн. Александра Невского, протоиереем Александром Новопашиным, по заказу УФСКН России по Новосибирской области. Игорь Владимирович рассказал о взаимодействии работников ОМОНА ФСКН со съемочной группой во время съемок боевых сцен, поблагодарил Церковь за то, что она отозвалась и пришла на помощь и сказал о необходимости подобной работы. В дополнение, Борис Левитан закончил свой доклад «Православные миссии в спорте», о котором мы вскоре расскажем, показом новейшего трейлера кинофильма.

Во второй половине конференции мы услышали доклад Андрея Цыплова «Педагогические методы профилактики негативных зависимостей среди молодежи на основе духовно-нравственных ценностей». Руководитель епархиального Отдела по профилактике дополнил сказанное Игорем Владимировичем о взаимодействии в проведении операции «Лавина Сибирь» сообщением о методике и теории работы Отдела. Основная причина обращения к наркотикам и алкоголю – потребительское мировоззрение, духовная опустошенность, давление со стороны сверстников и медиа (телевизор), потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров, стремление быть «как (мнимые) все». Наряду с мировоззренческой причиной стоит кризис современной семьи, отсутствие здоровых взаимоотношений, трезвых ориентиров. Так или иначе, всегда легче и дешевле предотвратить болезнь зависимости, чем вылечить – как для индивидуума, так и для общества. Андрей Геннадьевич закончил свое выступление призывом ко всем присутствующим и особенно к будущим медикам являть собой пример трезвости и здоровья, жить так, чтобы наши непосредственные действия можно было назвать профилактическими.

Доклад Бориса Левитана, «Православные миссии в спорте», продолжил тему православия и здоровья. Старший пономарь Собора во имя св. бл. кн. Александра Невского осветил деятельность Новосибирской митрополии в области спорта и объяснил, на чем основывается Церковь, принимая по отношению к спорту активную позицию. После изгнания Адама из Рая Бог заповедовал человеку «в поте лица добывать хлеб свой». Таким образом, физический труд является одним из неотъемлемых условий для полноценного существования человека. Недаром в православных монастырях молитва прерывается трудовыми послушаниями и рукоделием, а в епархиальных реабилитационных центрах трудотерапия является одной из неотъемлемых основ для успешного выздоровления.

К сожалению, вряд-ли кто сможет сказать о нашем сегодняшнем городском, малоподвижном образе жизни, что мы добываем свое пропитание, зарабатываем себе на жизнь в буквальном «поте лица». В лучшем случае мы садим картошку и роемся в огороде по выходным два месяца в год. Как же нам исполнять заповедь о трудовом послушании? Добровольными физическими нагрузками, конечно, – спортом!

Итак, какова формула здорового образа жизни? Получается, это спорт, правильное питание и эмоциональная уравновешенность. Сказать другими словами – трудовое послушание, пост и духовное бдение. Мы думаем, что стоит работать по всем трем направлениям, но не забывать что, как сказал один из докладчиков, Александр Иванович Пальцев, доктор медицинских наук, профессор кафедры внутренних болезней – «Дух превыше плоти». Или, словами Апостола Павла – «дух бодр, плоть же немощна».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Артур Гришкевич, сотрудник епархиального Отдела по профилактике негативных зависимостей

Лекарство для души. О главном признаке здоровой души

1. Приучите себя правильно относиться к еде

чистая превращается в кровь, а осадок образует желудочную слизь. Далее чистая часть крови образует мышцы, а нечистая – становится желчью. Из прозрачного сока мышц образуется жир, защищающий тело от холода, а нечистая часть мышц образует выделения девяти отверстий тела. Из прозрачного сока жира образуются кости и хрящи, а из нечистой части – лимфоузлы и жировые выделения.

Чистая часть костей образует костный, головной и спинной мозг, а осадок отрастает в виде зубов, ногтей и волос. Чистая часть костного мозга образует семя, а нечистая – превращается в различные смазки тела. Наконец, нечистая часть семени участвует в образовании спермы, а чистая часть стано­вится нематериальной субстанцией, цветом жизни – это основа жизненной силы, красоты и долголетия.

Тибетцы очень трепетно относятся к сочетанию продуктов. Несовместимые продукты – это яйца и рыба, яйца с любыми молочными продуктами, рыба с молоком или коричневый сахар и чечевица. Натощак полезно выпивать стакан теплой кипяченой воды (главное – всегда пить свежую, не вчерашнюю кипяченую воду!). Утром лучше есть теплую еду (кашу, хлеб грубого помола), на обед – мясо, на ужин – что-нибудь легкое, например тушеные овощи.

Отношение к душе

Чем современный человек насыщает свою душу?

Всевозможной информацией из телевидения, радио, газет, модных журналов, из интернета. Но она не приносит пользы нашей душе, а зачастую наоборот – только вредит, уводя от мыслей о Боге и спасении.

Такая информация забавляет ум, тешит наши грехи, убивает время, однако она никак не влияет на обогащение нашей души.

Человеческая душа, по словам святых, по природе христианка, и потому ей свойственно стремиться к Богу.

Мы же всеми силами пытаемся заглушить такой порыв, забывая о том, что только в случае если наша душа будет здорова, каждый сможет обрести внутреннюю гармонию и умиротворенность.

Читайте также:  Гонения на православную церковь: времена и причины, история православия в 20 веке, мифы

Мы изрядно заботимся о своем теле в течение жизни: лечим, расслабляем, укрепляем. Но практически никаких усилий не предпринимаем в отношении нашей души. Она по большому счету заброшена, забита, бесправная.

Какой основной признак здоровой души? Человек не просит у Бога только земных благ. Просьба исключительно о материальном благополучии — верный показатель того, что мы на ложном пути.

Христос прежде всего не чудотворец, а Спаситель, и Он пришел, чтобы спасти нас от греха и смерти.

Забывая об этом, мы сводим наше общение с Богом к выклянчиванию у Него всяческих подарков.

Чем питать душу?

Чтобы усладить свою душу, нужно ее правильно питать.

Для этого важно каждый день читать Писание, а особенно Новый Завет, хотя бы одну главу в день. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что чтение Священных Писаний есть собеседование с Богом. А это именно то, к чему стремится наша душа.

И не нужно оставлять этого дела, даже если вы с трудом понимаете прочитанное: все слова Священного Писания запечатлеются в вашей душе и со временем то, что не было понятно сегодня, станет ясным спустя некоторое время, а может, и годы.

Возникнут ситуация или такое состояние, когда именно эти слова будут для вас ориентиром, душа на них откликнется, и они откроются вам во всей своей глубине и полноте. Господь долготерпелив. Незримо просвещая наш ум по Своему человеколюбию, Он ждет, когда душа сама созреет к следующему шагу.

3. Принимайте пищу с промежутками не менее четырех часов

В противном случае вы обманываете организм: он принимается переваривать новую пищу, оставив прежнюю. Так возникает «машюпа», что означает «несварение», и образуются шлаки. Если вам захотелось перекусить, лучше выпейте чаю или воды, но не ешьте твердую пищу. Наш желудок имеет четыре «кармана». Два должны заполняться пищей, один – жидкостью, а оставшийся – для перемешивания и переваривания пищи.

Важно придерживаться именно этих пропорций и не переедать – часть желудка должна оставаться пустой, чтобы была энергия все хорошо переварить. Сначала надо есть пищу, которая переваривается быстрее, а затем более тяжелую еду. Поэтому фрукты идеально есть за полчаса до плотной еды, иначе в желудке начнутся процессы гниения и будут образовываться газы и токсины.

О чем молчит душа

Евангелие открывает нам важную истину: помощь от Бога порой приходит к нам не тогда, когда мы подолгу просим Его об этом, но когда мы умолкаем и даем Богу возможность сказать нам что-то.

Многие замечали, наверное, что многословная молитва не всегда приносит утешение нашей душе. А произнесенные от всего сердца несколько слов, выстраданные и прочувствованные, складываются в такую сердечную молитву, которая и дает нам утешение – в душу наконец-то приходит мир и покой.

А можно молиться часами, при этом думать о чем-то постороннем, и в результате ощутишь только опустошение в душе.

Один мудрец как-то сказал: «Христианин – это не тот, кто говорит что-то Богу, христианин – это тот, кто слышит Бога».

4. Запомните, что голодать ─ вредно

Мы считаем, что так вы теряете силу. Но иногда можно – только пока вы молоды и не чаще одного-двух дней. Входить в голод надо постепенно, так же как и выходить, отдавая предпочтение мягкой, теплой, маслянистой пище. Сидеть на соках и фруктах плохо, особенно людям Слизи и Ветра. Это снижает пищеварительный огонь и телесное тепло – особенно в холодное время года (много фруктов лучше есть летом и ранней осенью).

И, как я уже говорила, мы не приветствуем вегетарианство, а также биодобавки. Витамины, аминокислоты и микроэлементы лучше получать из натуральных продуктов, в том числе мясных. Например, если выяснится, что вам не хватает кальция, я обязательно порекомендую вам густой отвар из костей. Что касается моральной стороны мясоедения, тибетцы полагают, что если есть выбор между жизнью человека и жизнью животного, первая – гораздо важнее. Корова миллионы раз перерождается коровой, шансы получить человеческое воплощение у нее бесконечно малы.

Когда с нами говорит Бог?

Напрашивается вопрос: а как понять и услышать, что Бог говорит с нами?

Господь говорит в то время, когда мы откладываем все попечения о земном и временном и открываем свое сердце и уши для слышания слов Божиих.

По словам святителя Иоанна Златоуста, в храме Божием за Божественной литургией Творец, как нигде и никогда, говорит с каждым из нас.

Евангельские слова за богослужением обращены именно к нам, Господь к каждому говорит: дает мудрый совет, утешает, отвечает на сокровенное.

Общение с Богом – это искание Царства Небесного и правды Его, вхождение в таинственное и спасительное единение с Живым Богом, принятие спасающей благодати Святого Духа.

Жизнь – подготовка к переходу в вечность. И поэтому все наши усилия следует направить на приобретение именно тех качеств, которые поспособствуют нам унаследовать бессмертие во Христе. Вся наша жизнь должна быть соткана из добродетелей. Только в таком случае Господь пошлет нам все то, что необходимо для жизни вечной.

А стремление к жизни вечной – единственное лекарство для нашей мятущейся души.

Записала Наталья Горошкова

5. Поддерживайте баланс мозга и семени своего мужчины

Когда мужчина много говорит – это плохо, он уподобляется женщине. А еще в Тибете считают, что мужская уверенность в себе напрямую связана с хорошей работой почек (усилить их функции зимой можно с помощью корня женьшеня). В отношении секса мы тоже рекомендуем соблюдать сезонность. Зима, когда сперма плотная, – лучшее время для зачатия, надо заниматься сексом часто. Весной и осенью – два-три раза в неделю, а летом (это не идеальное время для зачатия) – два раза в месяц.

Практические советы по организации здорового образа жизни для православных

Очень часто в православной среде, особенно среди недавно уверовавших людей, бытует мнение, что любые занятия спортом — это культ тела. Человек считает, что любое совершенствование свое тела является греховным, поскольку тело — это тлен, и заботиться надо только лишь о здравии своей души.

Это заблуждение основано на преувеличении: действительно, православному христианину не пристало стремиться во что бы то ни стало иметь идеальную фигуру, а все силы тратить на укрепление здоровья и продление жизни. Но, с другой стороны, тело — это сосуд души, и оно тоже нуждается в любви и заботе.,

О христианской жизни:

Конечно же, для любого православного христианина главная цель — спасение души. И крепкое здоровье (если не делать его главной заботой всей жизни) может очень помочь в этом деле. Физически крепкому и выносливому человеку легче стоять на долгих службах, легче совершать поклоны и молитвенные правила. Здоровый человек может позволить себе тратить много сил на помощь ближним, его активность можно использовать для миссионерской и просветительской деятельности.

Любое дело в жизни важно совершать с Господом в сердце, и спорт — не исключение. Если человек не ставит цель накачать красивые мышцы, чтоб потом соблазнять ими всех вокруг — спорт пойдет только на пользу.

Еще один огромный плюс занятий спортом — тренировка терпения и силы воли. Как невозможно без усилий добиться результатов физических упражнений, так невозможно и в духовной жизни чего-либо достичь без терпения и упорства. А эти качества личности как нельзя лучше взращиваются регулярными тренировками.

Система здорового образа жизни не только не противоречит православным канонам, но даже помогает их выполнять. Каноны в широком понимании направлены на искоренение основных грехов и страстей. С другой стороны, все грехи и страсти негативно сказываются на здоровье человека.

К примеру, чревоугодие вызывает массу проблем со здоровьем, но не меньше вредит и душе. Итак, любой грех, любая страсть действует и на духовном уровне, и на физическом. Очищая душу, человек облегчает и функционирование организма. Но есть и обратная закономерность — укрепление тела можно использовать как путь для укрепления духа.

По словам апостола Павла, верующему человеку все позволительно, но не все полезно. Для того, чтобы занятия спортом принесли пользу, нужно сразу исключить направления, связанные с языческими или другими антихристианскими учениями. В первую очередь, это йога, различные виды восточных гимнастик, где тесно соединяются физические и духовные практики.

Важно! Занятия оккультными практиками, направленными на активизацию различных энергий в человеке, чревато серьезными духовными проблемами. Православный христианин должен избегать таких занятий, тем более что, не составит труда найти безопасный вид спорта.

Если человек не является профессиональным спортсменом, а хочет заниматься исключительно для собственного здоровья, отлично подойдут занятия лечебной физкультурой, групповые фитнес-тренинги, тренажерный зал.

Очень полезно приобщаться к физической культуре всей семьей — это не только объединяет, но и оздоравливает всех членов семьи. Если есть маленькие дети, отлично подойдут командные увлечения — лыжи, коньки или ролики, велосипед.

Выбор того или иного направления — дело очень индивидуальное, и нужно учитывать как физическую форму и подготовку, так и духовное состояние человека.

Здоровый образ жизни включает в себя не только физическую нагрузку. Это целый комплекс мероприятий по оздоровлению и поддержанию организма в хорошей форме. И первое, с чего надо начинать — это питание.

О вреде чревоугодия православие говорит очень много, поэтому духовных препятствий для выстраивания полезного рациона нет. Православный человек, соблюдающий посты, со временем привыкает ограничивать себя в пище и ему гораздо легче будет отказать себе в чем-либо запретном.

Многие верующие говорят, что для начала им было достаточно просто соблюдать все посты и постные дни, согласно уставу церкви, и они очень быстро начинали чувствовать улучшение своего здоровья.

Животная пища необходима человеку, как источник незаменимых питательных веществ, однако, ее избыток так же вреден, как и недостаток. Временное ограничение такой пищи очищает организм, помогает бороться с лишним весом. С духовной точки зрения, пост — необходимый инструмент духовного роста и борьбы со страстями.

Многие современные тренера говорят о вреде поста для тех, у кого повышены физические нагрузки. Это обусловлено тем, что для эффективной мышечной работы требуется большое количество аминокислот, которые содержатся в пище животного происхождения (в основном, в мясе). Поэтому не следует во время поста ставить себе какие-то серьезные спортивные цели. Лучше их перенести на дни мясоеда, а в пост давать щадящие нагрузки.

Кроме развития силы воли, пост помогает очистить рацион от вредной еды. Большинство колбас, кондитерских изделий, майонезов, полуфабрикатов является не только вредной, но и непостной пищей. Исключая на время пищу животного происхождения, человек автоматически оздоравливает свой рацион. Временный отказ от мяса не будет вреден для здорового человека, а вот польза от исключения вредных продуктов очевидна.

О питании во время поста:

Для того чтобы не впасть в крайность и не сделать здоровый образ жизни кумиром, нужно внимательно следить за своей внутренней духовной жизнью. Православный человек должен постоянно задавать себе вопрос «Зачем я это делаю?». Если ответ уходит в плоскость тщеславия, гордыни, если личные достижения выставляются на всеобщее обозрение с целью получения похвалы — нужно пересмотреть подходы к ЗОЖ.

Практически, если человек ведет внимательную духовную жизнь и регулярно посещает храм, у него не должен сформироваться перекос в сторону заботы о своем теле. Духовная жизнь требует много усилий и времени, и верующий человек должен, прежде всего, удовлетворять духовные потребности.

В жизненной иерархии христианина Бог всегда должен быть на первом месте, поэтому, если стоит выбор, куда отправиться — в храм или на тренировку — христианин всегда выберет храм. Но при этом никто не запрещает ему так выстроить график занятий, чтобы они не попадали в одно время с церковными богослужениями.

Важно! Таким образом, занятия спортом и в целом организация здорового образа жизни не только не противоречит канонам православной церкви, но даже способствует их выполнению.

Телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано, и глупо считать, что влияние на тело не сказывается на душе. И, напротив, очищая себя духовно, мы укрепляем себя и физически.

Протоиерей Андрей Ткачёв о занятиях спортом

6. Мыслите разумно

Вот пять обязательных правил здоровой жизни: уважение ко всем людям, скромность, честность, соблюдение обещаний, а также крат­кость, немногословность. Слишком много слов портят карму. Еще в тибетской медицине считается, что изначальные причины болезней – это «три яда ума»: неведение, гнев и привязанность.

Гнев и агрессивное поведение по отношению к другим людям, к природе – это провокация, которая, в свою очередь, может принести болезнь. Часто, сталкиваясь с трудностями, люди спрашивают: «За что?». Но даже если бы они получили ответ, что бы это изменило? Нет смысла ощущать себя жертвой – примите ситуацию как есть, а затем выясните, что можно сделать.

«Я не лечу как ваши доктора и не говорю, что «вы должны делать то-то, а того-то не делать», ─ говорит доктор Пунцог Вангмо. ─ Но многое действительно зависит от вас. Например, если вы будете дышать более осознанно (медленный вдох животом и спокойный выдох), здоровье и высокий уровень энергии гарантированы. Просыпаясь, настраивайтесь на позитивный лад, ведь солнце всегда светит, даже если вы его не видите».

7. Работайте над собой

Будда говорил: «Хотите узнать, кем вы были в прошлой жизни, – посмотрите на свою сегодняшнюю жизнь. Хотите знать, кем будете в следующей жизни, – посмотрите на свою сегодняшнюю жизнь». Если у вас, например, красивая внешность, значит, в прошлой жизни вы сделали что-то хорошее. Карма – не судьба. Это всего лишь принцип причины и следствия.

В переводе с санскрита это слово означает «действие». Любое действие, которое мы совершаем, создает предрасположенность к определенному результату. Считается, что в детстве мы отрабатываем прошлую карму (то есть по тому, какое у вас было детство, можно предположить, как вы себя вели в прошлой жизни), а в старости – будущую.

Православие и спорт

«Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: Насколько укорачивается жизнь человека во время сидения) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

Взглянем, к примеру, на средние рекомендации по двигательной активности Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры. Итак, усреднённые нормы занятий физкультурой (часов в неделю):

Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

Читайте также:  Причастие в церкви: что это такое, что делать и как правильно подготовиться, особенности и порядок обряда

Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула». Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

Далее лежит очень тонкая грань между психологическим и духовным.

Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других». Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

ЗДОРОВЬЕ КАК СИЛА ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ

Ольга Христофорова, кандидат культурологии, доцент Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, специалист в области медицинской антропологии, фольклористики, визуальной антропологии, Москва:

Западный менталитет таков, что люди вкладываются в свое здоровье, как в очень ценный проект, который может пригодиться в жизни. Сознание русского человека устроено иначе. Да, в нашей стране издается масса газет и журналов о здоровье. Но даже сейчас, в, казалось бы, просвещенном современном обществе существует огромный перекос в сторону нетрадиционных методов лечения. В чем причины этого?

Если посмотреть с исторической точки зрения, то научная медицина (ее еще называют биомедициной или медициной западного типа) довольно молода, ей всего около двухсот лет. В России XIX века медицина была распространена только в высших слоях общества, а крестьяне активно начали знакомиться с ней только при советской власти. Прошло чуть больше века, а традиционное крестьянское отношение к болезням осталось, по сути, прежним, поскольку три поколения – еще не срок для перемены менталитета.

В чем суть традиционного отношения к здоровью? Об этом еще в XIX веке писали этнографы и это предмет изучения современных ученых. С одной стороны, болезнь – «от Бога», она дана либо в наказание за грехи, либо как испытание. Раз Бог наказал болезнью – Он и вылечит. До сих пор в прихрамовой среде, особенно среди пожилых людей, можно встретить такое мнение, что болезни не нужно лечить — что их нужно «отмаливать».

С другой стороны, в сознании народа болезнь часто – следствие колдовства, порчи, сглаза. Все это лечили у знахарей. А вот профессиональных врачей крестьяне позапрошлого века очень не любили, считалось, что они могут «уморить». Причина – страх перед незнакомым, чужим человеком, еще городским к тому же! Часто врачи были немцами, а немцев, как всех иностранцев, недолюбливали. Кроме того, у врачей были горькие лекарства, а хорошая вещь, по мнению крестьянина, просто не может быть невкусной, горькая — значит, отрава. Потому врача, как и знахаря, боялись: захочет – вылечит, захочет – покалечит.

Еще одно следствие крестьянского отношения к здоровью – это поиск панацеи, единого средства от всех болезней, желательно дешевого и простого. Если лечить рак – то за три дня! Люди хотят чуда, но не хотят планомерно и тяжело трудиться каждый день. Тут, кстати, можно провести аналогию с отношением некоторых людей к Православию: вера в чудеса может сочетаться у них с неумением жить в любви и мире с ближними.

Кроме того, часто люди не понимают, что вклад в собственное здоровье обязательно приносит благие плоды. Ведь следствие здорового образа жизни – это не только хорошее самочувствие и красота, но и здоровье детей, радость близких. Здоровье – это силы для добрых дел.

РОССИЯНЕ ПЕРЕЖИВАЮТ СТРЕСС

Профессор Александр Чучалин, директор ФГУ НИИ Пульмонологии Федерального медико-биологического агентства, академик РАМН, Москва:

Здоровье — это душевное, духовное, физическое и социальное благополучие человека. Мы говорим о росте экономики, ВВП, при этом качество жизни, которое предполагает физическую активность, хорошее самочувствие, высокий эмоциональный фон наших сограждан, — остается крайне низким.

Полученные данные неутешительны. Здоровыми себя чувствует только одна пятая часть опрошенных. Эти данные, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают реальную ситуацию.

Большинство респондентов в качестве причины своего нездоровья отмечают невозможность соразмерно организовать отдых, работу, сон. Это характерно для периода роста рыночной экономики. Человек находится в постоянном беспокойстве, он много работает, чтобы удержаться на своем рабочем месте, он должен быть конкурентоспособным, чтобы расти карьерно. Это приводит к состоянию постоянного стресса.

В целом результаты опроса отражают тенденцию: люди устают физически и психологически, не находят времени, чтобы заняться физкультурой, пройти профилактику, лечение, у них появляются вредные привычки — злоупотребление кофе, курение, алкоголизм. Многие не могут позволить себе пройти лечение в платных клиниках и отмечают недостаточное качество медицинского обслуживания в общедоступных медучреждениях.

Россиянам свойственны депрессия, тревога, уход от социальных контактов. От этого человеку кажется, что его физическое состояние ухудшается — с каждым годом число граждан, отмечающих ухудшение своего здоровья, растет. И это не только субъективное ощущение самих граждан — это печальная объективная реальность.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ, А НЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

Александр Недоступ, председатель исполнительного комитета общества православных врачей России, профессор кафедры факультетской терапии №1, научный руководитель кардиологического отделения Московской медицинской академии им.КИ.КМ.КСеченова:

Состояние системы здравоохранения значительно влияет на отношение человека к своему здоровью. В общем-то, человеку свойственно заботиться о себе. Это нормальный инстинкт самосохранения. Однако с каждым годом, если верить статистике, самочувствие наших сограждан ухудшается. Проблема в том, что наша система здравоохранения не позволяет гражданину в полной мере удовлетворить потребность в поддержании и сохранении своего здоровья.

Показательно хотя бы то, что понятие «медицинская помощь» в языке профессионального сообщества и чиновников от медицины заменяется понятием «медицинские услуги». Государство пытается создать рыночные условия в медицинской сфере, оперируя аргументами — бездумными кальками с западной жизни: «самые выгодные инвестиции — в свое здоровье», «гражданин должен нести ответственность за свое здоровье». После системы здравоохранения, созданной в Советском Союзе, мы оказались просто не готовы к такому. В Союзе было много плохого, но давайте говорить честно — та система здравоохранения гарантировала человеку помощь, и в 1977 году на форуме Всемирной организации здравоохранения она была признана лучшей в мире.

Есть тенденция закрывать поликлинические отделения из-за высоких затрат на их содержание, за неотложную помощь берется плата по прейскуранту, люди годами не бывают у врача — чтобы записаться на прием к терапевту, больному нужно к шести утра прийти за талончиком.

Говорить о культуре отношения граждан к своему здоровью, при этом не создавая соответствующих условий, — это лицемерие.

И создавать эти условия должно государство. Если диагностика, профилактика и медицинская помощь будут доступны как в организационном, так и в материальном плане, то граждан не нужно будет долго призывать разумно относиться к своему здоровью.

Кроме того, я убежден, что просветительская деятельность в этом направлении не будет лишней. Начиная со школьной скамьи, а потом в вузе, подрастающему поколению нужно прививать навыки здорового образа жизни. И это не должно сводиться к рассказу об элементарных нормах гигиены. Нам не нужно рассказывать о том, что нужно чистить зубы дважды в сутки и мыть руки перед едой. Нам следует прежде всего дать некие нравственные ориентиры, сформировать целостное мировоззрение.

Для нас очевидно, что нравственное состояние влияет и на телесное здоровье.

И у медицины есть тому объяснение. Если человек совершает плохой поступок, действует против совести, то у него появляются беспокойство, тревога, раздражительность. Это воздействует на подкорковые структуры головного мозга, которые отвечают за жизнедеятельность внутренних органов, в результате чего возникают различные заболевания.

Если мы хотим, чтобы подрастающее поколение было здоровым, необходимо не только усовершенствовать систему здравоохранения, но и заботиться о нравственном воспитании молодежи.

ГЛАВНОЕ – ЗДОРОВЬЕ?

Священник Максим Обухов, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь»:

В отношении к здоровью встречаются две крайности: или полное пренебрежение, или забота о здоровье, доходящая чуть ли не до его обожествления. Так, демографы пытаются понять причину сверхвысокой смертности относительно молодых людей в России, особенно мужчин. Смертность у нас выше, чем в благополучных странах с развитой медициной, и даже чем в государствах, где медицина находится на более низком уровне. Причина в том, что наши соотечественники чаще других пренебрегают своим здоровьем, идут на неоправданные риски. В результате среднестатистический мужчина в России не доживает до пенсии. Это стало особенностью нашей психологии: рисковать на дороге, в жизни, рисковать везде и всюду, подвергая жизнь опасности. Такое безумное поведение граничит с попытками суицида и не вписывается не то что в рамки христианской морали, но и простого здравого смысла. Нельзя есть и пить что попало, переносить болезни на ногах, годами не обращаться к врачу до тех пор, пока не окажешься при смерти… Подумаем хотя бы о детях.

В то же время иногда забота о здоровье доходит до сверхидеи. Даже поговорка такая есть: «Главное — это здоровье!». Здоровье — это, конечно, не главное. Точнее, главное только для нашего тела, но ведь есть еще и душа. В последнее время модны различные опросы общественного мнения, касающиеся системы ценностей нашего общества. Здоровье неизменно занимает первые две-три строчки. В разном порядке первые места достаются здоровью, успеху в работе, деньгам, семье. Бог занимает в этой системе ценностей «почетное» четвертое место. Что это значит? Это значит, что человек верит в Бога, благочестив, ходит в Церковь, соблюдает обряды, но при этом у него есть ценности, которые он ставит превыше Бога. То есть если такой среднестатистический верующий встанет перед выбором: работа или Бог, здоровье или Бог, в обоих случаях будет выбрано первое. Или если для сохранения здоровья или успеха на работе потребуется нарушить заповедь, это будет сделано. И о здоровье зачастую думают больше, чем о Боге. Кстати, многие неоязыческие и деструктивные культы используют эту страсть и выстраиваются на заботе о здоровье — вплоть до того, что преподносят себя как системы оздоровления. Это примитивное языческое «Порфирий-Ивановство», и Рейки, и утонченная, сложная для понимания европейца йога со всеми ее многочисленными разновидностями, и шаманизм, тесно связанный с целительством, это и Сахаджа-йога… им же несть числа. Можно сказать, что большинство культов не обходится без обещаний дать посвященным некую систему оздоровления, которая принесет новому адепту здоровье и долголетие. Здоровье играет роль приманки, наживки. И ради здоровья человек отрекается от веры… Потом теряет и то, и другое. Иногда встречается такая крайность: человек готов беседовать о здоровье часами, проводить полжизни в разговорах о биодобавках, рецептах, завалить свой дом баночками, настойками, книжками по оздоровлению. Когда такие «озабоченные» встречаются, они могут часами говорить и говорить о лекарствах, витаминах, аптеках, болезнях… Увы, к великому сожалению, это встречается не только в сектах, но и среди православных. Такое трепетное отношение к здоровью показывает, что оно становится нашей страстью, чем-то настолько важным в жизни, что готово заслонить собой все остальное. На страсти к здоровью строится целая отрасль бизнеса, индустрия добавок, книжек, рынок услуг. Здоровья больше не становится. И чем хуже у нас здоровье, тем лучше для торговцев здоровьем.

По-настоящему христианское отношение к здоровью не предполагает постановку его на первое место как самоцель. На первом месте Бог, а второе, третье, четвертое пусть занимают такие замечательные вещи как здоровье, работа, семья и, конечно, любовь к Отечеству. Если здоровье нужно человеку, чтобы хорошо работать, служить ближнему, иметь детей, семью, разве это не дар Божий? А если так, то его нужно беречь именно как дар Божий, который не займет место Бога в нашем сердце. Здоровье требует разумного отношения, простого здравого смысла и определенной осведомленности, хотя бы отсутствия невежества. Может быть, в будущем в семинариях появится предмет «пастырская медицина», где будущие священники и смогут получить основные знания о биоэтике, базисные понятия о медицине и о скорой помощи. Народу необходимы минимальные знания о гигиене, о санитарии, о профилактике болезней. Наверное, невежество — самый главный враг здоровья и лечить его надо просвещением.

Читайте также другие материалы темы “Христианское отношение к здоровью”:

Сомнительные практики

Грех ли увлекаться астрологией

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.


Православие об астрологии

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодилера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке. Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится

Йога и православие. С чего все началось

Духовные искания начались примерно в 25 лет — это конец 2000-х годов. Они начались от безысходности. Ты молод и красив, у тебя работа, много денег, но на душе пустота, она растет и ничто не может ее излечить — даже занятия творчеством. Творчество дает не только ощущение вдохновения, но и зависимость от него — от вдохновения и от творческого полета.

Йога и православие — совместимы ли они? Так вопрос не стоял. Не стояло даже выбора, поскольку я был окружен счастливыми «открытыми» молодыми людьми и девушками, которые ходили на собрания буддистов, кришнаитов и медитировали.

Еще была знакомая, которая глубоко погрузилась в китайское учение Ци-Гун. Были эзотерики — например, последователи теософского учения Кут Хуми. Другими словами, большинство моих знакомых «искали», медитировали и занимались йогой, а потому такая жизнь и для меня стала верой, поскольку попытки медитировать, заниматься йогой и искать истину дали ощущение правды и мне тоже.

Кришнаитский праздник Шествия Колесниц. 2011 год, Москва. (с) Иван Афанасьев, ivandaf.ru

С другой стороны присутствовало православие, но «искать там было нечего». Я был полон всех предрассудков в отношении христианства:

  • православие культивирует в людях самобичевание и скорбь, когда удел человека — это счастье, любовь и свобода
  • христианство говорит только о страданиях и грехе
  • в храмах все выглядят грустными и болящими
  • вообще православие — это нечто устаревшее, которое говорит с людьми не на том языке, который нужен
  • не факт, что Россия пошла по правильному пути, крестившись когда-то
  • и т.д.

(Я не буду в этом тексте заниматься апологетикой христианства, а просто хочу показать, на каких позициях был когда-то — чтобы еще очевиднее стало то изменение, которое случилось позже.)

фото (с) patriarchia.ru

Думаю, меня и всех нас можно было понять — в мире, полном грубости, агрессии и диссонанса, мы нашли свое видение восточных религий — в форме радости, ярких одежд, улыбок, — и православные храмы казались нам какой-то ошибкой нашего времени.

Короче, мы практиковали и были счастливы.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

История про йога и юношу

В Греции (а это тоже православная страна) жил юноша, который много лет занимался восточными практиками и наконец собрал деньги на поездку к гуру, учению которого он следовал.

И как он был удивлен, когда индийский йог не только не обрадовался юноше, но посоветовал ему вернуться домой. Со словами: «Зачем ты ищешь святости здесь, если путь к ней есть у тебя под боком», — имея в виду множество православных монастырей и святую гору Афон, которая располагается на территории Греции…

Преподобный Паисий Святогорец, афонский старец.

Это очень хороший пример!

Я глубоко убежден, что каждый человек вокруг нас, который «ищет свой духовный путь», осознавая или нет, ищет в себе христианина.

И даже тот, кто ходит на практики в буддийские центры или ездит на встречи с гуру — на самом деле тоже ищет в себе христианина и Христа.

Ибо он ищет Жизнь, а Христос — это и есть сама Жизнь. И наша душа тянется к Нему, и находит утешение, когда оказывается с Ним — даже если сам человек до конца не осознает всего этого.

А погружаясь во многовековую традицию Православной Церкви — или Восточного христианства, как ее еще называют, — человек в церковных Таинствах, церковной и молитвенной жизни, в церковном предании, в предстоянии перед Христом и сонмом его святых, в любви к ближнему и доверию Божиему промыслу — во всем этом он обретает истинную полноту!

Слава Тебе, Боже, за это — слава Тебе!

Что это было

Не думаю, что нужно как-то аргументировать написанные в этом тексте слова, потому что аргументировать духовный путь невозможно. В данном случае можно лишь констатировать, что, когда-то будучи убежденным противником православия, я в итоге сам стал вести по мере сил Церковную жизнь.

Я прекрасно понимаю, что переубедить того, кто уверен, что Церковь это нечто устаревшее, этим текстом невозможно. Поэтому я просто говорю:

  • Сначала было увлечение восточными учениями и они помогли вырваться от привязанности к вещам действительно ненужным. Они по большей части были бессистемными (немного от одного, что-то от другого, и еще что-то по наитию, еще что-то — по собственному представлению), но они были искренними.
  • Потом наступила апатия, потому что «успокоив дух», эти практики продолжали успокаивать его и дальше, в результате почти лишив какого-либо движения вообще.
  • И новая жизнь началась в православной Церкви, — во Христе, которая, как открылось мне — обладает всеобъемлющим учением, полным мудрости, глубинного познания человеческом природы, и ничего общего не имеет с теми предрассудками, которые сложились в обществе.

Я расцениваю это как дар, и как чудо, которое, — когда я думаю о нем, — еще более утверждает во мне веру во Христа.

Йога и православие попытка их совмещения

Собственно, православие возникло в этот момент тоже от безысходности, как от безысходности возникла когда-то йога.

Рассредоточенный, я заходил в монастыри и храмы и тоже начал улавливать какой-то покой в их атмосфере. Постепенно все начало сформировываться в идею, что православие — это вид духовного пути, к которому тоже нужно относиться с уважением, потому что за тысячелетия — и века в нашей стране, — в этом учении накоплена мощная энергетика, и действительно миру были явлены сотни святых, которые так же, как и йоги, творили чудеса.

Поэтому я охотно представлял себе, что можно жить примерно так: и заниматься йогой и стоять перед иконами в храме или на службах в монастыре — стараясь при этом не потерять свою «восточную волну».

Но пустота в душе продолжала расти, и в какой-то момент ее уже нельзя было игнорировать. С одной стороны была апатия и бессмысленность бытия — потому что бытие социальное на самом деле бессмысленно, а с другой —восточные учения не давали никаких ответов, кроме учений, которые вообще непонятно, как было употребить в жизнь, кроме как сидеть и медитировать. Все же остальное, ведь, бессмысленно.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — на станции метро Цветной Бульвар. Это , которое вернуло меня к жизни. Причем все происходило в движение постепенно.

Сначала я просто проходя мимо, поддался зову и пошел на исповедь.

Затем мне показалось, что это помогло и я начал ходить в храм чаще, а затем — поскольку все равно делать было нечего, — устроился на Подворье работать. А перед работой и после нее — ходить на службы.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Я не хочу сказать, что было какое-то совмещение йоги и православия — его не было, но отношение к христианству тем не менее было довольно расчетливым:

«ОКей, я буду выполнять ваши православные правила и постараюсь погрузиться в христианскую традицию, а вы мне в ответ — мир и благодать».

Православие без йоги

И начало происходить чудо. Все менялось постепенно и на всех фронтах.

И сама традиция становилась ближе.

И многие взгляды на христианство, которые были у меня прежде, распадались, потому что основывались, как оказалось, на предрассудках, незнании и банальной необразованности.

И само учение постепенно раскрывалось: из набора внешних правил и установлений до целой системы познания человеческой души, ее природы и процессов в нем.

К тому же — лишившись метаний и под руководством священников-монахов на Подворье, — удавалось все лучше видеть самого себя. Очевидным становилось несоответствие Замысла, который был в тебя заложен Богом, и твоих действий: и это еще ближе делало то, что когда-то вызывало отторжение — например, слова о грехе и греховности.

И ты понимал, в числе прочего, что православные не грустные и скорбные, а — внимательные к себе.

Преподобный Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века.

И они свободные внутренне и радостные — просто не поддаются веселью, которое в отличие от радости — иссушает душу, а не наполняет ее.

И то, что покаяние — это не самокопание в прошлых проступках, а наоборот — устремление ума в будущее, в которым ты желаешь или полон решимости жить во Христе.

И понимаешь, что покаяние есть преображение природы человеческой, — и оно приходит не только от решимости человека, но и суть дар Божий, который человек обретает молитвой и жизнью во Христовой Церкви.

Укреплялось понимание, что без этого — без православного учения и Церкви — жизнь больше невозможна, что по сути — «Душа человеческая — христианка». Что все прочее — или бессмысленно, или в лучшем случае ошибочно, или попросту опасно.

Я понял, что Христос — это не только человек, который ходил когда-то по земле, — это ипостась Бога, которая существует в нас, которая дает нам жизнь, которая была всегда — еще до начала времен и до времен Нового Завета.

И я понял, что всё движение к жизни, которое во мне есть, это и есть Христос, и только разговор с Ним — назови его или молитвой или просто созерцанием мысли о Нем, — дает силу жить и смысл жить.

И что именно ради Него и есть смысл жить: возвращаться в социум и исполнять в нем тот свой долг, который возложил промыслительно на меня Господь.

И больше ничего не нужно — кроме как идти к Нему с Его помощью вопреки всему, что окружает человека вокруг — особенно в таком безумном большом городе, как Москва.

Я обрел Христа. И обрел всё то, чего недоставало.

Йога путь от счастья к апатии

Это не должен быть долгий текст, поэтому обо всем приходится писать в общих чертах. Йога, знакомство с буддизмом, индуизмом, учениями различных гуру — все это придавало сил. Во всем этом было нечто большее, чем в окружавшем нас мире, где люди озабочены деньгами и славой.

Это было познание самого себя и себя в мире. Наступал покой, наступало какое-то понимание вещей, которое расставляло все по своим местам и избавляло от гнетущего внутреннего беспокойства.

Лично у меня была возможность какое-то время не работать, и я не работал — потому что социальная суета на фоне вопросов Вечности утратила какой-либо смысл.

Отец Серафим Роуз — известный православный миссионер в Америке, который так же начинал свой путь через восточные искания, — описывал это состояние примерно так: медитации открыли жажду духовной жизни. И добавлял — но не смогли утолить ее.

Отец Серафим Роуз

Что стало происходить в моем случае?

Тут были два момента.

Первый — это идея самосовершенствования. Постепенно из некоего стержня, на котором зиждилась духовная жизнь, эта идея стала клетью.

Незаметно для себя ты перестаешь Жить, а принимаешься контролировать каждый свой шаг — продвинет ли меня это по пути совершенствования или нет? Внимательность к каждому моменту и любой мысли — это идеал всякого аскетического учения — и православного в том числе, — но в данном случае все это выливалось в постоянную заботу — «как бы все не испортить».

Любые поступки ты начинаешь рассматривать только с этой точки зрения, и даже добро (казалось бы, нечто, что должно нести в себе абсолютно бескорыстное начало), тоже совершается с оглядкой: это хорошее дело и оно «улучшит мою карму». И я думаю, это была проблема не только моя — кажется, так обстояло со всеми, потому что идея самосовершенствования, которая в состоянии гармонично «лечь» на ум восточного-индийского менталитета, в случае с умом «европейским» и даже «восточно-европейским» — подпитывает склонность к эгоизму, этому главному врагу вечности.

Эгоизм это одна сторона. Вторая сторона — идея реинкарнации, которая подпитывала и углубляла апатию. В сложившемся тогда внутреннем мире и состоянии не было диалога с Богом — все было безлично, вселенная была безличной, всё было безлично, только бесконечная череда причин и следствий. Жуткая система, которая превращала всю жизнь в цепочку событий, удаляя из нее самое главное, что есть в человеке — Живую Жизнь и внутреннее рвение.

Постепенно бессмысленной становилась не только социальная жизнь, но и любое утруждение себя.

Апатия. Говорят, это очень распространенный финал. И из него несколько выходов:

  • депрессия или психическое расстройство
  • уход от духовных поисков вообще: человек навсегда «закрывает» для себя эту сторону жизни и полностью, со всеми силами своей души, сосредотачивается, допустим, на бизнесе.
  • воцерковление

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Читайте также:  Промысел Божий: что значит, примеры и тайна, виды, мнение святых
Ссылка на основную публикацию