Православная кухня: традиции и обычаи, главные особенности готовки в православии

Русская Православная Кухня

Русская кухня имеет долгую историю и весьма популярна во всём мире. Именно из Руси на столы многих иностранцев попали икра, красная рыба, греча, ржаной хлеб, студень, уха, щи, блины и многое другое. Особое место в русской кухне занимают блюда православной кухни, поскольку Православная Церковь своим уставом определяет до 220 постных дней в православном календаре.

Традиции православной кухни

Православная кухня различает постный и скоромный стол. Согласно традициям православной кухни, если к повседневному постному столу обычно подают одну-две закуски, то к праздничному – сколько позволяет мастерство и фантазия хозяйки.

Постные закуски издавна были многочисленными и разнообразными. «Подножный корм» был доступен всем, да и хранить овощи несложно (можно сделать запасы на зиму). Кроме того, многие овощи, а тем более грибы солили, мариновали, сушили и потому могли использовать в приготовлении во время многодневных постов.

В православной кухне есть множество рецептов самых разнообразных супов, которые готовили испокон веков – и холодных, и горячих. Наиболее известный из холодных супов – окрошка. Основные её компоненты – овощи и квас. Главный горячий суп русской кухни являются щи.

Одно из ведущих мест православной кухне занимают каши, которые являются обрядовой едой. Различают кашицы – жидкие каши, размазни – вязкие каши, а также крутые – рассыпчатые каши.

Питание в особые даты православного календаря

Рождественский сочельник (6 января)
Рождественский сочельник, или канун Рождества, отмечают в ночь перед Рождеством Христовым. Название «Сочельник» произошло от слова «сочиво», которое означает сок семян или молочко семян. Сочиво – кушанье с соком семян или кутья обязательное для этого вечера. Именно с него начинали трапезу в Рождественское навечерие. Готовили его из сока миндального, макового с мёдом и каши из красной пшеницы, ячменя, ржи или гречихи, позже – из риса.

В Сочельник Церковь предписывает строгий пост до вечернего богослужения или до первой звезды – в память о звезде Вифлеемской. Это заключительный день Рождественского поста. В дохристианское время этот день назывался Коляды. Поклонялись Солнцу, теплу, в песнях – колядках – звучали просьбы о богатом урожае, счастливом браке и т.п. Со временем Коляды как бы слились в народной памяти с Рождеством, которое приходит, когда Солнце поворачивает от зимы к весне.

Канун Рождества отмечают семейным ужином, обязательными блюдами которого были раньше сочива, колядки, блины.

Рождество Христово (7 января)
К этому празднику готовятся основательно, встречают обильным столом. Праздничный стол скоромный. Выбор блюд зависит от традиций, местных обычаев.

Святки (8-18 января)
Святки – святые дни. Христианские традиции слились с древними языческими. Было принято гадать, рядиться, устраивать гуляния.

Стол скоромный хлебосольный. Эти дни называют ещё мясоедом – именно в эти дни можно было отведать редкие мясные блюда, различные деликатесы.

Крещенский сочельник (18 января)
В Сочельник надо выдерживать однодневный пост накануне Крещения Спасителя. В этот день проводится водосвятие – в церквях освящают воду, которая имеет целебные свойства и не портится на протяжении долгого времени.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (19 января)
Подавали крестильную кутью. Готовили её на молоке, добавляли много масла, яйца, сливки.

Пекли пироги из дрожжевого теста с творогом, брынзой, яблоками, ягодами, маком.

Стретение Гоподне (15 февраля)
День принесения Иисуса Христа Пресвято Марией в Иерусалимский храм.

По народным приметам в этот день зима встречается с весной. Выпекали из сдобного теста жаворонков – предвестников весны.

Масленица
Неделя до начала Великого поста. В эту неделю мясные блюда уже нельзя есть. Разрешены сыр, масло, яйца, молоко, сметана, блины, символизирующие солнце.

Главные блюда недели – блины со сметаной, мёдом, сёмгой, икрой, вареньем.

Великий пост (от Прощёного Воскресенья до Пасхи)
Длится 49 дней. Самый строгий пост: два первых и последний день вообще не принимают пищи. Рыба разрешалась только в праздник Благовещения и Вербное Воскресенье. В остальные дни разрешались грибы, ягоды и фрукты, мёд, зелень, похлёбки, толокно, кисель, каши. Но наиболее распространённым кушаньем была тюря – хлеб с водой, приправленные солью и луком.

Сорок мучеников(22 марта)
В этот день поминают Сорок Мучеников Севастийских, пострадавших за веру Христову. В народе этот день связывали с приходом весны. Выпекали специальный пирог – лиру с жаворонками.

Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля)
В этот день готовили пироги с рыбой, кулебяки с визигой, сёмгой.

Пасха
Главный праздник Православной Церкви. Праздничный православный стол отличается обилием: жарят телятину, баранину, зайчатину. Рыбу обычно не подают. Выпекают куличи, делают пасхи, красят яйца.

Радоница (вторник на следующей неделе после Пасхи)
День поминовения усопших. Ритуальные блюда – постная кутья, крашеные яйца, куличи, блины. На могилах оставляли пасхальное яйцо, кусочек кулича, рюмку водки.

Петров день (12 июля)
День первоверховных Апостолов Петра и Павла. Подавали курятину, молодой картофель, пироги с черникой, земляникой или первыми грибами, крошева из первых овощей (огурцов).

Успенский пост (14-27 августа)
Начинается с Медового Спаса и длится до Хлебного Спаса. Разрешены овощные и фруктовые крошева, уха, супы и вторые блюда из овощей с растительным маслом.

Преображение Господа Бога нашего Иисуса Христа (Яблочный Спас – 19 августа)
В этот день благословляют виноград и пшеницу, освящают яблоки (с этого дня разрешается есть яблоки нового урожая). Пекут постные пироги с яблоками.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи (11 сентября)
Однодневный пост – готовят постные пироги с грибами, варят грибной суп. Сладкое, картошка и орехи не разрешаются. В прежние времена с этого дня начинали солить огурцы.

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
Готовят различные караваи, хлебы, булки.

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
Пекут пироги с капустой, начинают засолку, квашение овощей.

Нужно отметить, что в любой день благословлён хлеб – как во время строгого поста, так и в праздники. Хлеб из дрожжевого теста на Руси начали выпекать более десяти веков назад. Примерно тогда же стали изготавливать сайки, блины, пироги, баранки.

Главное отличие исконно русской кухни в том, что на Руси готовили в печах – пища практически не кипела, то есть не варилась и не жарилась, а парилась – томилась. Поэтому и вкус у каш или щей получался особым. А о пользе для организма можно судить по русским богатырям.

Сейчас на печи готовят разве что в редких деревнях. Создать воссоздать вкус, похожий на тот, что давала печь, помогает лишь духовка, если готовить в керамической посуде под крышкой из теста.

Много нового в русскую кухню принесли немецкие, голландские и французские повара, которые стали приезжать в Россию с петровских времён. Что-то в нашей кухне, увы, было утрачено, что-то новое прочно вошло в обиход. Но всегда одной из главных особенностей русского стола было и остаётся обилие. Связано оно с исконно национальной чертой – гостеприимством. И наш долг хранить славные кулинарные традиции, завещанные нам предками.

В христианской традиции пища всегда воспринималась как дар Божий

15 октября 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стала директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия “Русь”» В.Н. Крисько.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».

В Евангелии описывается случай, когда с помощью пяти хлебов и двух рыб Христос накормил около пяти тысяч человек, а затем велел собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Бог, будучи Творцом, показал пример бережного отношения к еде, созданной для поддержания жизни человека.

Сегодня в нашей передаче мы поговорим о бережном отношении к творению Божию и о благотворительности. У меня в гостях — директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия “Русь”» Виктория Николаевна Крисько. Здравствуйте, Виктория!

В. Крисько: Здравствуйте, владыка! Большое спасибо, что пригласили меня на эту передачу.

Наш фонд, действительно, помогает большому количеству людей уже более пяти лет. За это время мы раздали 15 миллионов килограмм еды. Мы много работаем с Русской Православной Церковью. Исторически так сложилось, что нуждающиеся люди приходят за помощью в храм. Вместе с нами работают 15 епархий, через которые мы передаем наши продукты. У нас есть большой проект «Народный обед». Мы собираем продукты в магазинах. Все это делается для людей, которые сейчас оказались в непростой ситуации. Я благодарна Богу, что у меня сейчас такая замечательная работа, такое служение.

Митрополит Иларион: В моей передаче обычно участвуют люди, которые, занимаясь своим делом, болеют за него. Думаю, очень важно, чтобы мы всегда имели возможность обмениваться нашим опытом.

О Церкви часто думают, прежде всего, как о некоем бюро ритуальных услуг. Об этом я могу судить даже по вопросам телезрителей, которые поступают в мою передачу. В основном это вопросы ритуального характера: какой крестик носить? Что можно есть в пост, а что нельзя и так далее.

Но у Церкви гораздо шире тот мандат, который она получила от Самого Господа. Церкви не безразлично, что происходит с людьми в их реальной жизни, в быту. Об этом очень часто говорит Святейший Патриарх. Например, как-то раз, посещая Московскую городскую думу, он сказал о том, как надо утилизировать отходы, как нужно обращаться с мусором. Казалось бы, почему Святейший Патриарх должен об этом говорить? Да потому, что Церкви это небезразлично.

Тема, которой Вы занимаетесь, Церкви также не безразлична, потому что мы все ответственны за Божий мир и за Божие творение. Мы все несем ответственность за то, чтобы люди у нас были сыты, накормлены. Церковь, конечно, не только хлебом насущным занимается, но она заботится, в том числе, и о том, чтобы у людей была еда, и чтобы та пищевая продукция, которая производится, не пропадала. Вы как никто другой знаете, что у нас, кажется, около трети пищевых продуктов пропадает. Поэтому то, чем Вы занимаетесь, очень важно.

В. Крисько: Это действительно так, Вы хорошо осведомлены. Треть продукции уничтожается. Но мы стараемся сделать так, чтобы продукция с ограниченным сроком хранения все-таки поступила в семью, которая будет этому очень рада, ведь ей эта продукция очень нужна.

Читайте также:  Монастырский пирог: рецепты, советы и особенности приготовления

Одна из наших задач сейчас — бережное отношение к еде. И мы стараемся это нести в жизнь. Работаем с семьями, с нашими приходами, в которые передаем нашу продукцию. Бережное отношение к еде очень важно, особенно сейчас, в такое непростое время, когда, с одной стороны, нам очень хочется помочь, а, с другой стороны, мы понимаем, что отчасти это происходит потому, что нет бережного отношения к продуктам. Мне кажется, что люди, которые приходят в храм, действительно понимают насколько бережно и внимательно нужно относиться к продуктам питания, к еде.

Митрополит Иларион: С одной стороны, у нас есть малоимущие люди, которым реально не хватает средств на жизнь, на продукты питания. Есть семьи, которые питаются очень скромно, им не хватает калорийной пищи, витаминов. С другой стороны, конечно, мы все знаем, что у нас пропадает много еды. Это касается как отдельных семей, так и пищевого производства.

Я помню, как в детстве мои бабушки учили меня, что нельзя оставлять еду: надо положить в тарелку столько, сколько сможешь съесть, а потом еще хлебушком протереть, чтобы ничего не осталось. Сейчас люди отвыкли от бережного отношения к еде: сколько съел — столько съел, а остальное выбрасывается. Иногда у людей пропадает очень много. С другой стороны, есть немало тех, кому еды не хватает. Как же сделать так, чтобы этого дисбаланса не было? Чтобы малоимущим семьям хватало еды, а те, у кого еды много, как говорится, не переводили продукты, не выбрасывали?

В. Крисько: Я с Вами абсолютно согласна. У нас как раз сейчас зреет идея, как обратиться с этой темой в семью, потому что к производителям, к магазинам, к рознице мы уже обратились. У нас есть несколько программ, направленных на то, чтобы производители передавали нам продукты, которые, может быть, впоследствии они бы утилизировали, а в данном случае мы их передаем людям, который сейчас в них нуждаются.

Вторая тема: мы работаем с торговыми сетями, чтобы они помогали нам собирать продукты, которые нужны в семьях. Кстати, нам очень много помогают церковные волонтеры. В Москве у нас началась акция, она проходит в московских торговых сетях. Мы приглашаем волонтеров из храмов, и они для своих же прихожан собирают продукты, то есть у нас есть договоренность с торговой сетью, и, соответственно, нас туда приглашают, создавая нам возможность продуктового сбора. И те продукты, которые семья хочет себе купить, она покупает и для себя, и для людей нуждающихся. Через Вашу программу хотела бы еще раз пригласить к нам волонтеров из храмов.

Митрополит Иларион: В христианской традиции всегда было особое отношение к пище. Пища воспринимается не только как что-то, чем мы удовлетворяем голод, насыщая свои физические потребности. Пища в христианской традиции всегда воспринималась как дар Божий. Ведь неслучайно мы говорим о том, что нельзя садиться за стол, не помолившись, нельзя выйти из-за стола, не поблагодарив Бога за еду.

В монастырях есть даже специальный чин благословения остатков. Например, на Афоне трапеза заканчивается тем, что игумен монастыря благословляет избытки, то есть остатки этой трапезы, чтобы ничего не пропало. Потом все, что не съедено, съедается на следующей трапезе, то есть прилагаются специальные усилия к тому, чтобы еда не пропадала.

Одно из прошений молитвы «Отче наш», которую мы читаем каждый день — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это прошение означает очень многое. С одной стороны, мы просим Бога о том, чтобы Он дал нам ежедневную пищу, чтобы мы не остались голодными. И, естественно, мы просим не только за себя, но и за наших близких, за наши семьи. С другой стороны, Церковь говорит, что есть и тот Хлеб, который сходит с небес — Сам Христос, Который преподает Себя в Таинстве Евхаристии. Все это взаимосвязано. Таинство Евхаристии является благодарением за то, что Бог дарует Себя человеку, но вместе с тем это и благодарение за пищу, которую Бог посылает людям. Всякий раз, когда мы садимся за стол, мы благодарим Бога за пищу, потому что если бы не Божие благоволение, то этого бы не было.

Думаю, нашим телезрителям будет интересно узнать, каким образом происходит распределение продукции, которую Вы находите — тех излишков, которые остаются на производстве. Я знаю, например, что в этом Вам помогает Марфо-Мариинская обитель в Москве на Большой Ордынке.

В. Крисько: Да. Марфо-Мариинская обитель и матушка Елизавета нас очень поддерживают. На территории обители реализуется наш проект «Народный обед». Практически мы кормим ежемесячно порядка 300 семей в Москве. Мы обеспечиваем людей крупами, сейчас добавляются тушенка, масло. Но проект «Народный обед» — это не просто обеспечение продуктами людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Проект имеет большую социальную значимость, потому что приходят волонтеры, которые фасуют эти обеды. По средам в Марфо-Мариинскую обитель могут прийти люди, нуждающиеся в продовольственной помощи, чтобы получить этот обед. Таких цехов фасовки у нас 20 по всей России. Все они расположены либо при храмах, либо при монастырях.

Объем продовольственной помощи ограничен. Мы выделяем, безусловно, те категории граждан, которые действительно находятся в крайне тяжелой ситуации. Как это ни печально, сейчас это большое количество многодетных семей. Когда мы приезжаем в наши цеха фасовки либо в другие центры, где происходит раздача продуктов, и смотрим, кому раздаются обеды, то это, к сожалению, зачастую семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации с большим количеством детей. Много, конечно, и пожилых людей.

Митрополит Иларион: Я, например, вырос в коммунальной квартире. Мы с мамой жили в комнате площадью 14 квадратных метров. Питались на рубль в день. Конечно, в советское время рубль — это хорошие деньги, но все-таки это скромная сумма для пропитания двоих. Но я не хотел бы для себя другого детства.

Мы должны заботиться обо всем. Мы должны и жизнь давать нашим детям, и заботиться потом о том, как их прокормить. У нас во многих приходах созданы кассы взаимопомощи, когда многодетные семьи в значительной степени питаются от прихода. Я знаю, что и в других религиозных общинах такое есть, в частности, у мусульман. И такие инициативы как ваша тоже помогают решить эту проблему.

В. Крисько: Абсолютно верно. Для нас это одна из главных задач. Для меня это дело всей моей жизни, ибо, проработав много лет в больших корпорациях, я поняла, что действительно хочется сделать что-то доброе, полезное. Наш фонд помогает не одной семье, а большому количеству людей. Со своей стороны мы действительно стараемся сделать продовольственную помощь и поддержку здоровой, то есть в нее также входит и молочное питание. Это наша задача. Пусть мама потратит деньги не на молочные продукты, а на что-то другое, а у нее при этом будет продовольственный запас.

Митрополит Иларион: Важно, чтобы расширялись масштабы этого дела. 300 семей…

В. Крисько: Это только в Марфо-Мариинской обители, а у нас таких 20 цехов.

Митрополит Иларион: Думаю, что потребность людей в такой помощи по масштабам страны гораздо больше. И поэтому нужно, чтобы и таких инициатив было больше, и росло число самих людей, которые озабочены этой проблемой. Мне бы хотелось, чтобы и наша передача оставила отклик в сердцах наших телезрителей, у которых обеспеченные семьи. Именно поэтому я и затронул данную тему.

Сегодняшнюю передачу я начал с удивительного рассказа о том, как Господь напитал пять тысяч человек пятью хлебами. Казалось бы, речь идет о чуде, но когда это чудо было совершено и осталось много лишней еды, то Господь сказал: соберите все, что осталось, чтобы ничего не пропало. Почему Он так сказал? На это редко кто обращает внимание. Я, признаюсь, написал целую книгу о чудесах Иисуса Христа, но я не обращал прежде внимание на этот момент, вплоть до того, пока не начал готовиться к нашей передаче. Действительно, Господь позаботился не только о том, чтобы людей накормить, но еще и о том, чтобы ничего не пропало.

В. Крисько: Одна из следующих инициатив, которую мы хотим реализовать, — это бережное отношение к еде в семье. Чтобы семьи, у которых остаются излишки продуктов, могли передать их тем, кто в них сейчас нуждается. Эта акция или инициатива должна быть масштабной. В преддверии зимы особенно хочется, чтобы семьи, которые оказываются в непростых жизненных условиях, были накормлены, сыты.

Митрополит Иларион: Есть, конечно, разные продукты. Есть продукты скоропортящиеся, а есть продукты долгосрочные. Допустим, вы купили арбуз. Вы его разрезали, половину съели, вся семья уже накормлена, а он такой большой, что все равно остается, и вы все равно его целиком не съедите. Тогда отнесите оставшуюся половину соседке, пусть соседские дети порадуются, съедят арбуз.

С другой стороны, есть очень много продуктов, предназначенных для долгосрочного хранения: это крупы, консервы — то, что люди закупают в больших количествах, а потом в какой-то момент, совершая очередную ревизию своего кухонного шкафа или холодильника, обнаруживают, что накупили гораздо больше, чем нужно. И в таких случаях у людей должна быть возможность передать свои запасы тем, кто сможет их распределить нуждающимся.

В. Крисько: Абсолютно верно. Повторюсь, что мы сейчас как раз думаем о том, как это технически организовать, потому что есть люди, которые готовы помогать.

Митрополит Иларион: Я благодарю Вас за Ваши труды, благодарю за участие в нашей передаче. Надеюсь, что наши телезрители откликнутся на то послание, которое мы с Вами попытались им передать, и что бережное отношение к еде действительно поможет, в том числе, и тем людям, которые нуждаются сейчас в помощи.

Традиции православной семейной трапезы

Одна из проблем современных семей — отсутствие культуры семейного питания, отход от традиций Святой Руси, в эпоху которой одной из важных обязанностей женщин было накормить своих домочадцев вкусной домашней едой. В наш же век сверхбыстрых темпов женщины заняты на работе не меньше мужчин, из-за нехватки свободного времени всё большее количество людей предпочитают не утруждать себя приготовлением домашней пищи, а вместо этого посещать кафе общественного питания.

Читайте также:  Православие и бесплодие: причины духовные и физические, как преодолеть верующим, отношение церкви и мнение священников

Родители и дети отчуждены от христианских традиций наших предков, для которых собираться за общим столом было радостным ежедневным событием. Их культура семейного питания была на очень высоком уровне, в старину было принято принимать гостей и угощать их разными яствами. Даже в тех семьях, где был небольшой достаток, старались готовить простую, но в то же время вкусную еду. Традиции вкусной и здоровой пищи ярко и красочно описаны в православной литературе прошлых лет, где явно показано насколько важно относились люди к семейным мероприятиям, среди которых совместная трапеза была одним из главных домашних событий.

Хозяйки готовили еду с молитвой, перед вкушением пищи вся семья также молилась. Такая еда, согласно православному учению, полезна не только для физического здравия человека, но и для духовного.

Что же представляет собой современная культура питания? Это, прежде всего, отсутствие уюта, комфорта, общности. Еда «на ходу», в спешке, скорее разделяет, а не объединяет людей. Да и в самих заведениях общественного питания чаще всего шум, гам, громкая музыка. Все это отвлекает людей друг от друга, мешает общению и эмоциональному сближению.

Славянские женщины издревна славились своим умением вкусно готовить. Девушка, которая в мастерстве владела кулинарным мастерством, считалась завидной невестой. Женщина, умеющая хорошо готовить, была гордостью супруга, источником его радости.

Но как же обстоят дела в наше время с кулинарными талантами женщин? Некоторые современные невесты большую часть своих усилий направляют на усовершенствование своего внешнего вида, считая первоначальной обязанностью выглядеть «на все 100». Женская красота — это, конечно, неоспоримый плюс для каждой девушки, но умение вкусно готовить должно, все-таки быть в приоритете. Никакие шикарные рестораны и изысканные блюда не заменят мужчине еду, приготовленную любимой женой. Каждый мужчина, даже ярый любитель ресторанов и фаст — фуда, еще до свадьбы мечтает о том, что после женитьбы супруга будет стараться готовить вкусную и полезную еду.

В православных семьях прошлых столетий девочки с ранних лет помогали матерям и бабушкам готовить еду. В 16 лет девушки уже могли быть полноценными хозяйками в доме.

Многих же современных девочек родители не приучают к тому, что они будущие хозяйки и хранительницы домашнего очага. Из них вырастают ухоженные, красивые, но совершенно беспомощные в бытовом плане «куклы». «Будь женщиной, а не служанкой»,- убеждает вовсю современная реклама. В семьях, где было принято питаться полуфабрикатами, повзрослевшие дети реализовывают эту практику уже в своей взрослой жизни. Настоящие проблемы начинаются тогда, когда муж, привыкший к домашней еде, живет с супругой, родители которой не придавали особого значения культуре домашнего питания. Замена здоровой пищи полуфабрикатами и « фаст — фудом» — это признак отсутствия должной заботы со стороны жены, ее невнимательность к здоровью членов семьи. Ведь давно известно, что быстрое питание губительно влияет на организм человека, создавая благоприятную почву для развития болезней. К сожалению, многие об этом не хотят помнить, махая рукой на предупреждения медиков. «Авось пронесёт…»,- надеются поклонники вредной пищи.

Главный секрет вкусной и полезной еды — это молитва и любовь, вложенная в работу. Только тогда сам процесс приготовления еды будет доставлять радость, а явства пойдут на пользу тем, кто их будет вкушать.

Однажды великий киевский князь Изяслав посетил монастырь преподобного Феодосия Печерского (+1074) и остался у него обедать. На столе была простая монашеская пища – черный хлеб и овощи. Но эта пища показалась князю столь вкусной, что он попросил преподобного: «Вот у меня всего много, припасы дорогие, заморская приправа. Ученые повара, — но я никогда не ел с таким вкусом, как у тебя. Отчего это?».

«Государь!»- отвечал святой старец.- У нас братия, когда варят пищу или пекут хлеб , вначале берут у настоятеля благословенне, потом кладут три поклона перед олтарем, зажигают свечку от лампады пред иконой Спасителя и этой свечкой разводят огонь в кухне и хлебне. Когда же нужно вливать воду в котел,служитель также исправшивает на это благословенне у старца. Таким образом,у нас все делается с благословением. Вот причина, почему у нас все так вкусно. Твои же слуги каждое дело начинают с ропотом и досадой друг на друга. А где есть грех, там не может быть удовольствия ,кроме того, ваши дворовые управляющие часто бьют служителей за малейшую провинность; а слезы обиженных также прибавляют много горечи в кушанья, сколь бы дороги они не были».

Великий князь Изяслав не мог не согласиться с правотой слов святого Феодосия. Тоже самое следует помнить и нам.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ.

В древней Руси существовали тесная связь и взаимодействие между церковной и домашней жизнью наших предков. Православные люди большое внимание уделяли не только тому, что готовят на обед, но и как готовят. Делали они это с непременной молитвой, в мирном состоянии души и с добрыми помышлениями. И еще особенное внимание уделяли церковному календарю — смотрели, какой нынче день — постный или скоромный.

Особенно строго соблюдали правила в монастырях.

Древние русские монастыри владели обширными вотчинами и угодьями, имели самые благоустроенные хозяйства, дававшие им средства делать обширные продовольственные запасы, что в свою очередь давало им обильные средства для широкого странноприимства, завещанного обитателям их святыми основателями.

Но и дело странноприимства в монастырях было подчинено как общему церковному, так и частным уставам каждой обители, то есть, одна пища предлагалась братии, слугам, странникам и нищим в праздничные и кормовые (поминовенные по вкладчикам и благотворителям) дни, иная в дни будние; одна — в дни скоромные, другая — в дни постные и в посты: Великий, Рождественский, Успенский и Петровки, — все это строго определялось уставами, которые тоже различествовали по месту и средствам.

В наши дни далеко не все установления церковного устава, ориентировавшиеся прежде всего на монастыри и церковнослужителей, можно применить в повседневной жизни. Однако православному человеку необходимо усвоить некоторые правила, о которых упомянуто выше.

Прежде всего, перед тем как приступить к приготовлению еды, надо обязательно помолиться Богу.

Что значит молиться Богу? Молиться Богу — значит прославлять, благодарить и просить Его о прощении своих грехов и о своих нуждах. Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу.

Для чего нужно молиться Богу? Бог есть наш Творец и Отец. Он заботится обо всех нас более всякого чадолюбивого отца и дает нам все блага в жизни. Им мы живем, движемся и существуем; поэтому мы и должны Ему молиться.

Как мы молимся? Молимся мы иногда внутренне — умом и сердцем; но так как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью мы произносим молитву вслух, а также сопровождаем ее некоторыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным знамением, поклоном в пояс, а для сильнейшего выражения наших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед Ним преклоняем колени и делаем поклоны в землю.

Когда нужно молиться? Молиться следует во всякое время, непрестанно.

Молитва после обеда и ужина :

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Аминь.

Земные блага — все нужное для земной жизни, например, пища и питие.

О чем мы молимся в этой молитве? В этой молитве мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас пищей и питием, и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.

Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе, которая непременно должна находиться на кухне, вслух или про себя, совершая крестное знамение в начале и в конце молитвы. Если за столом сидят несколько человек, молитву читает старший по возрасту человек вслух.

Что можно сказать о том, кто во время молитвы неправильно и небрежно крестится или стыдится креститься? Такой человек не желает исповедовать веру свою в Бога; того постыдится Сам Иисус Христос на Страшном Суде Своем (Мк. 8,38)

Как нужно креститься? Для совершения крестного знамения три первые пальца правой руки — большой, указательный и средний — складываем вместе; два последние пальца — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Сложенные таким образом пальцы мы кладем на лоб, на живот, на правое и левое плечо.

Быть может, современному человеку покажется странным или вовсе фантастическим утверждение, что от молитвы или настроения может зависеть вкус обеда. Однако в Житиях святых есть очень убедительный рассказ на эту тему.

Однажды к святому преподобному Феодисию Печерскому (преставился в 1074 году) приехал в монастырь князь Киевский Изяслав и остался отобедать. На столе были лишь черный хлеб, вода да овощи, однако эти простые кушанья показались князю слаще заморских яств.

Изяслав спросил Феодосия, отчего монастырская трапеза показалась есть столь вкусной. На что преподобный отвечал:

«Князь, наша братия, когда варят пищу или пекут хлеб, вначале берут у настоятеля благословение, потом кладут три поклона перед алтарем, зажигают свечку от лампады перед иконой Спасителя и этой свечкой разводят огонь в кухне и пекарне. Когда же нужно вливать воду в котел, служитель также испрашивает на это благословение у старца. Таким образом, у нас все делается с благословением. Твои же слуги каждое дело начинают с ропотом и досадой друг на друга. А где есть грех, там не может быть удовольствия. Кроме того, ваши дворовые управляющие часто бьют слуг за малейшую провинность, а слезы обиженных добавляют горечи в кушанья, сколь бы они дороги не были».

Читайте также:  Православие и усыпление животных: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Относительно приема пищи Церковь не дает особых рекомендаций, однако перед утренней службой и уж тем более перед причащением есть нельзя. Этот запрет существует для того, чтобы отягощенное пищей тело не отвлекало душу от молитвы и причастия.

В чем состоит Таинство Причащения? В том, что христианин принимает под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина истинную Кровь Христову для соединения с Господом Иисусом Христом и для вечной блаженной жизни с Ним (Ин. 6, 54—56).

Как должно приготовляться к Святому Причащению? Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен прежде говеть, т.е. поститься, больше молиться в церкви и дома, примириться со всеми и потом исповедоваться.

Часто ли должно причащаться? Должно причащаться как можно чаще, по крайней мере, раз в месяц и обязательно во все посты (Великий, Рождественский, Успенский и Петров); иначе несправедливо называться православным христианином.

За какой церковной службой совершается Таинство Причащения? За Божественной литургией, или обедней, почему эта служба и считается важнее других служб церковных, например, вечерни, утрени и других.

В богослужебной практике Русская Православная Церковь пользуется Типиконом. Типикон, или Устав — богослужебная книга, содержащая в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах. В Типиконе также уделяется большое внимание и вкушаемой верующи ми пище.

Как вести себя в Храме Божьем.

Церковь – особое, священное место. Именно поэтому следует знать и строго соблюдать правила поведения в ней. Особенно это касается людей, редко посещающих храмы и не очень часто присутствующих на службах. Прежде чем отправиться в святое место, необходимо изучить и запомнить, как правильно вести себя в церкви. Излишне говорить о том, что на вас должен быть нательный крестик и соответствующие одежды. Мобильный телефон лучше оставить дома, в крайнем случае – отключить на время посещения храма.

Посещая церковь, необходимо соблюдать следующие правила:

ВВЕДЕНИЕ

Праздники, посвященные воспоминаниям о разных событиях из жизни Иисуса Христа и его учеников, Пресвятой Богородицы, святых угодников и мучеников, играют в жизни православных христиан нашей страны очень важную роль. Не менее важна и праздничная трапеза, позволяющая людям отдохнуть после богослужения, набраться сил, укрепить тело и дух, поговорить и пообщаться с родственниками, друзьями и единомышленниками.

Православная кухня имеет многовековую историю. Наши предки относились и к праздничной, и к будничной трапезе очень серьезно, считая ее важным моментом своей жизни. За стол они садились с молитвой, благословляя «ястие и питие» и благодаря Господа за Его милости и щедроты. Особые молитвы, произносимые перед трапезой и после нее, способствовали созданию настроя именно на «вкушение» пищи, а не на простое ее поглощение, не приносящее пользы ни телу, ни духу. Неслучайно во всех православных монастырях существует традиция чтения вслух жития святых и поучения Отцов Церкви, что дает пищу и разуму. Причиной многих заболеваний является то, что люди не молятся перед трапезой и после нее, не призывают на еду Божие благословение.

После революции 1917 года пропаганда безбожия отвратила народ от Церкви. Христианские традиции, складывавшиеся веками, ушли из жизни людей, а православные праздники были заменены новыми, советскими. Праздничная кухня настолько упростилась, что в памяти жителей нашей страны остались лишь единичные блюда торжественной трапезы, например куличи и крашеные яйца – главные символы Пасхи. А ведь существует много других замечательных блюд, которые готовились к каждому конкретному празднику. К счастью, традиции и секреты русской православной кухни не были утрачены. Сохранившись в монастырской трапезе, они вернулись к народу, когда отношение к Церкви в нашей стране изменилось. С 1993 года Рождество вошло в календарь государственных праздников, возможно, и Пасха – любимый праздник православных россиян – в скором будущем станет общенациональной. С восстановлением разрушенных храмов и монастырей возрождаются многие православные традиции, а вместе с ними и забытые рецепты праздничной православной кухни.

Хотя многие различия праздничных блюд, характерные для каждого православного праздника, стерлись, до наших дней все же дошло немало оригинальных рецептов. У каждого праздника имеются свои блюда-символы. Так, на Пасху современные православные христиане, так же как и их предки, пекут куличи, красят яйца, делают пасху из творога. В день святых апостолов Петра и Павла, который считается днем рыбаков, благочестивые люди ставят на стол изумительные кушанья из рыбы и морепродуктов. В Масленицу, или Сырную неделю, пекут блины, а в Рождественский и Крещенский сочельник делают сочиво и взвар из сухофруктов.

Далеко не все знают, какие блюда принято готовить для рождественского стола. Эта праздничная трапеза, первая после окончания 40-дневного поста, всегда была очень богатой. Православная традиция здесь совпала с дохристианской, когда обильное застолье в канун нового года символизировало надежды людей на богатство будущего урожая. Изобилию калорийных мясных кушаний на рождественском столе способствовали и наши суровые зимы, а также подледный лов рыбы и крестьянская традиция приурочивать забой домашнего скота к крещенским морозам. Многие мясные и рыбные блюда люди могли отведать лишь в холодной время года.

Трапеза в рождественский сочельник была постной. На стол подавалось сочиво. А вот утром, в день Рождества, готовили скоромные блюда: мясную лапшу или бульон с курицей («уха курячья»), блины, заливное, студень, молочного поросенка или свиную голову с хреном, солонину с чесноком, лапшой и гусиными потрохами. Праздничными блюдами также считались домашняя свиная колбаса, жареная свинина или баранина с гречневой кашей, колядки, медовые пряники, ломанцы с медом и маком. Позднее к Рождеству стали готовить святочную пряженину (в Белоруссии это блюдо называли мачанкой). На стол подавали и другие рождественские блюда – гуся с яблоками, дичь в маринаде, гурьевскую кашу, расстегаи, кулебяки, печенье, хворост, торты.

В православном календаре есть праздники, которые выпадают на время поста. Однако постные блюда тоже могут быть «праздничными» и очень вкусными, ведь Церковь разрешает в праздничные постные дни вкушать такие продукты, как грибы, фасоль, мед, овощи, фрукты и рыба.

Начинаясь в храме, православные праздники продолжаются дома. Готовя разнообразные кушанья, не нужно забывать о благодарственных молитвах, славословиях и благих действиях. Только в этом случае праздничная трапеза станет для вас настоящим священнодействием.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Духовная пища: как народная кухня помогает продвигать православие

Приход храма великомученика Пантелеимона в Петрозаводске получил грант главы Карелии на проект «Карельская трапеза». Прихожане уверены, что благодаря кулинарии и искусству колокольного звона люди становятся ближе друг к другу. Так ли это, «Республика» проверила на первом в карельской столице фестивале православной кухни.

Фестиваль православной кухни в Петрозаводске. Фото: “Республика” / Любовь Козлова

9 августа православные отмечают день памяти великомученика Пантелеимона. Для служителей и прихожан храма на улице Сыктывкарской в Петрозаводске это престольный праздник: церковь носит имя греческого святого. В пятницу после службы здесь решили устроить фестиваль православной кухни — первую часть большого проекта, на выполнение которого приход получил грант главы Карелии.

«Мы думали, как сделать, чтобы храм был местом встречи не только людей воцерковленных, но и тех, которые идут к Богу или раздумывают об этом. Думали, каким образом их можно объединить. И тот проект, который у нас сегодня начался, — одна из таких точек объединения», — рассказывает настоятель храма протоиерей Вадим Антипин.

Протоиерей Вадим Антипин. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Проект под названием «Карельская трапеза» состоит из трех направлений. Первое — создание музея колокольного искусства в Петрозаводске. Второе — организация тематических конференций и взаимодействие с православными приходами республики. Третье — кулинарные мастер-классы, отправной точкой для которых стал пятничный фестиваль.

«Под трапезой в названии нашего проекта мы понимаем не просто прием пищи, — объясняет звонарь храма Ксения. — Трапеза собирает людей за одним столом. Это слово раньше имело разные значения: это был и обед, и стол, и место, где собираются люди. В старинных карельских храмах тоже можно встретить трапезную — там люди собирались не только для того чтобы поесть, но и чтобы решить какие-то важные вопросы».

Блюда на фестиваль православной кухни мог принести любой прихожанин, говорит отец Вадим. Благодаря этому достигается одна из главных целей проекта: люди собираются в одном месте, общаются и делятся друг с другом тем, что у них хорошо получается.

После службы настоятель храма наградил участников конкурса рецептов. В нем участвовали блюда, которые принято есть на праздники в семьях прихожан. Победители конкурса получили дипломы от прихода и подарки от Ладвинского дома-интерната.

«Я прислала рецепт, по которому мы часто готовим для всей семьи, это мясо в горшочках. Вниз кладется мясо или куриное филе, затем идут слоями картошка, лук, помидоры, майонез и сыр. В принципе, всё легко, продукты все доступные. Победила, наверно, потому, что у меня был отдельный рецепт для мужа: он не любит тушеный лук и печеные помидоры, поэтому для него я готовлю немного по-другому», — рассказывает Ольга Смирнова, получившая диплом в номинации «Самая дружная семья».

Ольга Смирнова с детьми. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

На праздничную службу и начавшийся после нее фестиваль собралось около ста человек. Для них на территории вокруг храма установили столы с блюдами нескольких национальных кухонь — от карельской и белорусской до французской и английской. Русские кулинарные традиции организаторы решили представить постной кашей, приготовленной на полевой кухне.

«Кухня — это то, что связывает людей, на ней мы становимся ближе и теплее друг к другу, — говорит координатор фестиваля Ирина. — Поэтому у нас представлены самые разные национальные кухни. У людей есть стереотип: если ты православный, значит, ты русский. На самом деле, это совсем не так. Вера не имеет границ, и национальности не имеют значения».

Ссылка на основную публикацию