Православное коливо (кутья): что это, значение в православии, традиции приготовления и современные рецепты

Православное коливо (кутья): что это, значение в православии, традиции приготовления и современные рецепты

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий Пост: раскатишься – и сломаешь ногу.

От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, – великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, – такая прелесть. Я хватаю щепотками, – как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной. мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва. А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам. а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а. великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками. а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань». а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри. Неужели и т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное!

И.С. Шмелёв. Лето Господне

Традиции Православной Церкви донесли до нашего времени обычай в некоторые постные дни готовить особые кушанья, имеющие связь с тем или иным праздником.

Такое блюдо как кутья (кутья – общее славянское название сладкой праздничной зерновой каши) готовится в дни особого поминовения усопших. По традиции с кутьи (она могла быть из разваренных зерен пшеницы, ржи, ячменя или риса с мёдом или изюмом), начинался поминальный обед. Поминальный обед традиционно устраивается после смерти христианина на третий день (в честь трехдневного Воскресения Христа – победы жизни над смертью), на девятый день, на сороковой день (в честь сорокадневного Вознесения Христа на небо), а также в годовщину смерти. Поминальный стол на Руси традиционно был простым и сытным, за ним не принято было подавать изысканные блюда, а некоторые поминальные кушанья иногда предварительно освящались в храме. С давних времен таким кушаньем является мед (мёд ел Воскресший Христос, когда явился своим ученикам). Из фруктов и мёда на Руси приготовляли сладкий фруктовый взвар – прообраз современного компота, который также стал обязательной поминальным блюдом. Для поминок выпекали пшеничный дрожжевой хлеб, на который ставили зажженные свечи. В конце обеда его раздавали всем присутствующим. Этот хлеб напоминал о том, что ученики Христа после Воскресения всегда оставляли один хлеб во время трапезы, надеясь, что Христос придет к ним.

Самым простым способом приготовления кутьи для поминального обеда является такой (потребуется 2 стакана риса, 1-2 стакана изюма, 1 стакан меда):

Сварить рассыпчатый рис. Изюм промыть, залить кипятком на 10-15 минут, воду слить, изюм отжать салфеткой. Рис, изюм и мед смешать. В кутью можно добавить 1 стакан измельченного миндаля.

Среди разновидностей кутьи особое место занимают сочиво и коливо. Как утверждают некоторые знатоки обрядовой кухни, традиция готовить сочиво и коливо уходит в давние христианские времена.

В 362 г. император Юлиана Отступник хотел во время начала Великого поста осквернить христиан кровью языческих жертв и приказал, чтобы всю пищу, которая будет продаваться на рынке, тайно окропили кровью идоложертвенных животных. Тогда Константинопольскому епископу во сне явился святой Феодор Тирон и раскрыл ему коварный замысел, повелев сказать всем христианам, чтобы они не покупали ничего на рынке, а питались той пищей, которую святой Феодор назвал коливом. По преданию, архиепископ Евдоксий долго недоумевал и переспрашивал явившегося ему святого, что такое коливо и как его приготовить, поскольку в Константинополе такое название не было известно. Мученик Феодор пояснил, что в Евхаитах, где он погребен, так называют вареную с медом пшеницу. Епископ Евдоксий рассказал об этом христианам, и поэтому никто не покупал оскверненную пищу, как того хотел император Юлиан.

В память об этом чудесном событии в пятницу 1-й Недели поста в храмах Русской Православной Церкви совершается Чин освящения колива. Обычная молитва над коливом в данном случае предваряется особенным молебном великомученику. Профессор Киевской Духовной Академии Михаил Скабалланович объясняет в «Толковом Типиконе», что «вкушение колива – такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это – трапеза в день памяти святого. Что такое коливо, объясняется в самом заглавии настоящего чина: это кутия или вареная пшеница с медом, украшенная сладкими плодами и приносимая в церковь в честь и память «Господских (т. е. двунадесятых, великих) праздников или святых Божиих», святых великих, как видно из помещения этого чина именно здесь. Как показывает содержание молитвы над коливом, оно, с одной стороны, имеет такое же знаменование, как приносимое в память усопших, то есть предуказывает на воскресение, уподобляемое в Священном Писании прозябанию зерна из земли; с другой стороны, коливо имеет целью, как и благословляемые на вечерне хлеб и вино, освящение праздничной трапезы, являющейся образом наслаждения вечными благами».

Пшеница или плоды, приносимые в память усопших, означают, что умерший воистину опять восстанет из гроба, ибо и пшеница, посеваемая в земле, и плод, полагаемый в землю, сперва истлевают, а потом приносят обильные, зрелые и совершенные плоды. Мед сахар, употребляемые в кути, означают то, что после воскресения ожидает православных и праведных, не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Царстве небесном. Коливо или кутия, приготовленные из зерен, выражают веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни, подобно тому, как зерно, брошенное в землю, хотя подвергается тлению, но дает обильный урожай.

Сочиво – это блюдо родственное коливу. Когда практика празднования коливом дней памяти святых стала повсеместной, эта традиция перешла и на двунадесятые праздники. Однако для более торжественных праздников в Греческой Церкви в кушанье стали добавлять миндальное молоко, а в других культурах – заливать «соком» («сытой» – медовой водой или «взваром» – компотом из сухофруктов). Так появилось сочиво. Согласно церковному уставу, в дни Рождественского и Богоявленского сочельников православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво (церковнослав. сочиво – замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя).

В Покровском храме сочиво и коливо по традиции готовятся несколько раз в год. По словам старшего повара трапезной храма Елены Борисовны Беловой, эти кушанья могут готовиться по самым разным рецептам. Елена Борисовна поделилась рецептом, по которому готовилось коливо в пятницу Первой недели Великого поста 2011 года.

Коливо

1 ст. пшеничной крупы или цельного зерна пшеницы.

По 200 г. грецких орехов, фундука, кешью, миндальных орехов.

200 г. белого хлеба.

3/4 ст. светлого изюма.

150 г. сахарной пудры.

Корица по вкусу.

Орехи слегка подсушить в духовке (чтобы не потеряли цвет), натереть на мелкой тёрке. Хлеб нарезать на сухари, подсушить в духовке (без изменения цвета) смолоть на мясорубке. Пшеничную крупу просеять, набрать 1 стакан и залить 1 стаканом кипятка, варить на медленном огне до готовности, постепенно добавить еще ? ст. воды. Полученную смесь укутать на 1 час. Затем промыть холодной водой, отжать и разложить в один слой на полотенце. Если варим цельное зерно пшеницы, то нужно варить его до готовности в 3-х стаканах воды. Затем также промыть и просушить.

На следующее утро смешиваем пшеничную крупу или пшеницу с молотыми сухарями, тщательно перемешиваем, постепенно добавляем орехи всех видов. Затем добавляем сахарную пудру, корицу по вкусу, изюм, жареный кунжут.

Выкладываем полученную смесь в блюдо, сверху посыпаем сахарной пудрой, украшаем цукатами, зернами граната. Можно выложить крест.

Коливо должно быть рассыпчатым, светлым, в меру сладким с приятным ореховым вкусом. Ангела за трапезой!

Материал подготовила Татьяна Петрович

Чудо колива, или «бессмысленные» традиции

Об этом чуде святого мученика Феодора Тирона мы вспоминаем каждый год, хотя прошло более 1600 лет с того дня, когда христиане Константинополя были спасены от замышляемого против их веры злодеяния. И освящение колива остается значимой составляющей этого праздника. Но насколько важен для нас этот обряд? Зачем так много традиций далеких веков перенесено в современную жизнь Церкви? Не обросла ли сверх меры всевозможными обрядами наша православная вера?

О практических аспектах древних традиций, притягательной силе церковных обрядов, поиске причин и выборе человека – протоиерей Владимир Пучков, клирик Крестовоздвиженского храма города Винницы, главный редактор газеты «Православная Виннитчина».

Протоиерей Владимир Пучков

Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.

Таким же образом и многие традиции у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.

Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.

Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.

Очень интересное чудо

С освящением колива наблюдается то же самое. На какой-то момент Церковь переживала это событие как действительно очень значимое. Великий пост, время особого воздержания. И тут император Юлиан повелевает тайно окропить кровью жертвенных животных продукты на рынке, чтобы христиане осквернились, сами того не желая и не подозревая об этом.

Далее происходит чудо – причем чудо очень интересное, особенно если вдуматься, посредством кого действовал Господь. Мученик Феодор Тирон явился, как известно, архиерею. Но архиерей этот был арианином – православного архиерея в городе не было. Причем Евдоксий был еще и человеком, мягко говоря, не очень благочестивой жизни. Профессор Болотов пишет о нём: «человек малопривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения, как не всякий другой».

Вот такому человеку является мученик только потому, что его, в силу положения, услышат многие.

И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.

Конечно, для Церкви это событие было значимо. Им было явлено промышление Божие – причем речь ведь шла не о пресечении какого-то серьезного и явного злодейства, а об изобличении подспудного, тайного и подленького замысла. И Господь даже его изобличил и показал, как Он заботится о христианах, не погнушавшись для этого откровенно недостойным человеком – и отсутствие достойных не стало помехой.

Постное блюдо на скорую руку

Конечно, в нынешнее время само по себе коливо мало что значит. Ведь что такое коливо? Это постное блюдо, которое можно быстро приготовить. У нас и кутью в Навечерие Рождества Христова сейчас чуть ли не сакрализируют, придавая ей особый смысл. А смысл-то ведь простой и чисто практический: в монастырях служба Навечерия Рождества заканчивалась вечером, целый день братия ничего не ела, а скоро нужно идти на Всенощную Рождества. Поэтому готовили то, на что не нужно тратить много времени – варили пшеницу и ели ее с медом.

Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.

Но сегодня быстро приготавливаемых постных блюд очень много, и готовятся они быстрее, чем коливо. Поэтому практический смысл колива пропал. Осталась только традиция, которой много веков. И при том, что она потеряла актуальность, традиция эта дорога многим людям, для них она часть церковной жизни, «так было всегда».

Так и с коливом – традиция эта просто вросла в жизнь Церкви. Это и первый уставной молебен в Великом посту, и освящение пищи при отсутствии праздника, и неплохой повод интересное поучение произнести. Да и просто – написано в Триоди служить, значит надо служить.

Очень тяжело расставаться

Зачем же наша Церковь соблюдает традиции, смысл которых давно утерян?

– Мы соблюдаем традиции просто потому, что мы их соблюдаем. Какого-то практического смысла в них уже давно нет. В Церкви много такого, что давно потеряло первоначальный практический смысл. Например, священническое облачение – это фартук, нарукавники, пояс и плащ. Но со временем они потеряли свое первоначальное предназначение и стали красивыми богослужебными одеждами. Сегодня уже никто не задумывается, что епитрахиль – это фартук.

Или предшествование дьякона со свечой кадящему священнику. Служили ведь поначалу в катакомбах, где было темно и запросто ходить без света было сложно.

Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.

В основе очень многих обрядов – сугубо практический момент. Но практическая составляющая забылась, а обряд, поскольку он красив, остался. А когда традиции очень много веков, с ней всегда очень тяжело расставаться.

Помочь людям понять главное

А не обросла ли за столько веков церковная жизнь обрядами сверх меры?

– А где критерий определения меры? В Церкви есть то, что составляет основу ее жизни – Евангелие и Евхаристия. Всё остальное можно забрать, но наша Церковь всё равно останется Церковью Христовой. Есть вещи главные, есть второстепенные.

Но вот приходит в храм человек с улицы, берет в руки Евангелие – поймет ли он его сразу? И попробуйте ему тотчас объяснить, что такое Евхаристия – всё ли будет ему ясно? Если человек искушенный в знаниях, с высшим образованием – может, ему будет и проще. А как объяснить это бабушке, например, или человеку малограмотному?! А ведь грамотными людьми наши храмы наполнились только в ХХ веке. До этого в храмах, в основном, были люди простые, которые едва-едва читать умели.

Знати и чиновников с образованием на Литургии присутствовало, как правило, несколько десятков человек, не больше. В древности же это соотношение и подавно было не в пользу грамотных. Нельзя было сказать: вот Евангелие – читай. Или: причащайся и не мудрствуй. И, конечно, со временем Церковь, так сказать, обросла вспомогательными средствами, которые помогали этим людям понять главное.

Один из самых простых примеров – икона. Ведь недаром ее называют «богословием в красках». Ту же, например, Троицу Рублёва можно буквально «прочитать». Десятиминутный рассказ о том, что, как и почему изображено на этой иконе, способен открыть достаточное количество богословских истин как воцерковленному христианину, так и впервые переступившему порог храма неофиту.

Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?

Так стоит ли удивляться, что основное внимание Церковь уделяет не тем, кто всё понимает с полуслова и с полувзгляда.

Обрядов в Церкви много в первую очередь для того, чтобы Церковь, в ее существенном и главном, была понятна не только образованным и духовным людям. В конце концов, образованные и духовные вырастают из людей обычных, которым когда-то для понимания элементарных вещей нужны были иконы, обряды и многое другое.

Читайте также:  Пояс Богородицы: история и описание, чудеса и значение, где находится и как добраться, зачем и как носить

Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда

Но ведь сейчас именно обряды для многих становятся главнымлюди приходят в церковь освятить куличи, яйца, вербочки, воду.

– Давайте для начала разделим освящение и благословение. Если воду мы освящаем, то сказать буквально, что мы освящаем куличи, нельзя. Это лишь благословение на вкушение того, в чём мы отказывали себе на протяжении поста. Окончен пост, пришел праздник, и к нему приурочено благословение. Отсюда его торжественность. Но после благословения ни яйцо, ни верба не становятся святыней. Поэтому, кстати, мне совершенно непонятна забота некоторых православных о том, куда девать скорлупу от пасхального яйца или кочерыжку от яблока.

Но ведь абсолютное большинство людей, крещенных в православии, считают, что и яйца, и вербочки, и яблоки после окропления святой водой становятся освященными предметами. И люди, которые приходят на Пасху, Крещение и другие праздники к храмам только для того, чтобы окропить еду, букетики и воду – они идут за освящением, а не за благословением!

– В том-то и беда. Но когда так думают люди нецерковные – это полбеды. Однако, к большому сожалению, и многие наши сознательные прихожане этого не чужды. А всё потому, что в сознании некоторых людей происходит некая подмена: человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок учится ходить.

Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.

Жизнь Церкви укоренена в Евхаристии. Сходясь для совершения Евхаристии, разрозненные христиане собираются вместе и являют собой Церковь. Участвуя в Евхаристии, мы соединяемся с Христом и приобщаемся реальности Царства Божьего. Когда в сознании христианина Евхаристия отходит на второй план, то с нею на второй план отходит Христос.

Традиция возмутительно редкого причащения

Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.

Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.

Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.

А придумывать причины не нужно

Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?

– Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.

С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу – еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.

А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: «Я знаю многие замыслы Бога».

Так вот, единственное, чего не стоит делать – придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает. Важно помнить – церковные обряды для этого не предназначены.

Всему свое время и место

Так надо ли в Церкви пересматривать старые традиции – что-то отменять, видоизменять?

И да, и нет. Поставить Евхаристию, а с нею и Христа, на первое место в массовом церковном сознании нам жизненно необходимо. И это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.

Однако Церковь достаточно консервативная структура, поэтому никакие революционные перемены в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые, даже самые необходимые перемены в Церкви, должны происходить эволюционно. То есть необходимо понимать, что это всегда долгий процесс, основа которого – объяснение, разъяснение и т.п.

Постоянно происходит пополнение Церкви новыми людьми – воцерковляющимися разных возрастов, вырастающими детьми, молодежью. И вот этим людям необходимо вложить правильное понятие о центральности Евангелия в жизни Церкви, дать понять, что сердцевина Православия – Евхаристия. И если эти верующие станут носителями именно таких ценностей, со временем естественным образом начнут происходить некие перемены. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться – просто в сознании церковных людей обряды займут то место, какое они должны занимать, но не более того.

Подготовила Марина Богданова

Коливо когда едят. Что такое кутья: история, виды и секреты приготовления

Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт

Согласно традициям на Сочельник, Рождество и Крещение центральным блюдом стола является кутья.

Колево в православии — символ рождественских праздников. У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.

Когда и откуда появилась в России кутья

В православии коливо появилось не сразу. Его родиной является Греция, которая в каждом предмете находила смысл.

Первоначально это блюдо готовили как поминальное в странах, где существует культ поклонения усопшим.

Христианство возникло, когда мир жил по языческим законам. Множество обрядов того времени прижилось и поныне, только смысл их изменился.

В России коливо стало символом жизни и богатства, ее делают на свадьбы, крещение детей.

Вареная пшеница, приправленная маком и медом, в Греции получило название кутьи.

Как связано сочиво с рождением Бога богов, Царя царей, Спасителя человечества?

Как Иисус даровал людям вечную жизнь через веру в Него после отречения от грехов мира сего, так и зерно является символом плодородия, которое умирая весной, дает жизнь множеству колосков.

Человек, употребляющий в пищу коливо, символично приобщается к вечному круговороту жизни, возрождаясь через веру в Иисуса

  • Благо вечной жизни, сладостное пребывание в раю связано с медом.
  • Мак — символизирует достаток и плодородие, спокойствие и множество щедрот.

Каждая хозяйка старается в праздничные дни приготовить самую богатую и сытную кутью, чтобы привлечь богатство и достаток в дом.

Разновидности колива

Каждый рождественский праздник, будь то Сочельник, Рождество или Крещение, православные встречают за столом, «царицей» которого является коливо.

В зависимости от праздника, времени рождественского поста и правил Церкви есть несколько видов кутьи:

  • богатая, подается на Новый год и Сочельник;
  • щедрая отличается от богатой только способом заливки мака, в этом случае мае заливается горячим молоком;
  • голодная, как правило, готовится на вечер перед Крещением из зерен, небольшого количества изюма и подсластителя.

Читайте о Новогодних праздниках:

Коливо своей основой всегда имеет зерно.

В ночь перед Рождеством едят богатую кутью, в которую добавляют много компонентов, но при этом строго запрещено использовать скоромные блюда, такие как молоко, сливки или масло.

Рождественское главное блюдо стол поистине щедрое по количеству ингредиентов и способу приготовления сочива, это еще одно название кутьи. Сочиво от колива отличается только наличием жидкости, означает более сочное блюдо.

Важно! Несмотря на то, что пост уже закончился, ужин перед Крещением строго ограничен в выборе продуктов, коливо готовится постное, только зерно и сладости.

Народные традиции, связанные с сочивом

Главное рождественское блюдо, наполненное символами, связано с множеством народных традиций.

  • Во время праздника хозяин дома набирал полную ложку сочива и подбрасывал его к потолку. Все члены семьи внимательно считали прилипшие вверху зернышки. Чем больше зерен осталось на потолке, тем богаче будет урожай. Каждое прилипшее к потолку зерно — символ снопа, который дарует Бог в наступающем году.
  • Оберегом дома считались колоски, подложенные под миску с коливом. Их хранили целый год, до наступления следующих праздников.
  • Некоторые хозяева настолько верили в целительную силу сочива, что кормили ним и домашних животных, чтобы те меньше болели и давали хороший приплод.
  • На ночь на столе оставляли немного кутьи в память об умерших родственниках.
  • Дети обязательно относили вечером коливо бабушкам и дедушкам, живущим отдельно, и крестным родителям.

Еще рецепты православной кухни:

Как приготовить вкусную, рассыпчатую кутью — советы начинающим хозяйкам

Основой колева является зерно, в каждой местности используют свою составляющую:

Каждая крупа имеет свои секреты приготовления.

  • Рис получится рассыпчатым, если его залить водой в соотношении 1:2. 3 — 4 минуты проварить на сильном огне, который потом уменьшить до среднего. Варить кашу еще 6 минут. Последние 5 — 10 минуты доваривать на медленном. После этого огонь выключить, оставить рис «париться». Коливо из риса в основном готовится на Крещение, в него добавляется только изюм и немного меда.
  • Пшеницу, перловку и ячмень желательно замочить на ночь, чтобы уменьшить время варки, залить до готовности. Если в каше после полной готовности еще осталась вода, ее можно слить.

У каждой опытной хозяйки свой рецепт, как готовить рождественскую кутью.

Коливо получится сочным и насыщенным сладостью, если горячую кашу, сразу после приготовления, залить почти кипящим узваром так, чтобы он покрыл зернышки. Добавить немного сахара, укутать и оставить упариваться.

Если нет узвара, тогда можно развести в кипятке любое варенье, но в этом случае не кладется сахар.

Мед в горячую смесь добавлять запрещено, целебный эликсир при нагревании становится канцерогеном.

Пока каша набирается сладости и сочности, готовится заправка из таких ингредиентов:

  • промытого изюма,
  • перемолотого мака;
  • измельченных орехов;
  • мелких кусочков оставшихся от приготовления узвара сухофруктов.

Мак на Рождество разрешается залить горячим молоком, а в других случаях используется кипяток, чтобы убрать горечь.

После остывания каши до 30 — 40 градусов добавить все ингредиенты, мед и все тщательно перемешать и снова укутать до полного остывания. Тогда каждая составляющая колива наполнится вкусом «соседа».

Совет! Не готовьте сочиво впрок, это блюдо может забродить при нахождении длительное время в тепле.

Что такое кутья: история, виды и секреты приготовления

Кутья – это традиционное основное рождественское блюдо, которое готовят из вареной пшеницы, добавляя мед и мак. Кутья символизирует жертву Богу, потому что пшеница с медом является сакральной частью святой вечери. Мак символизирует мученичество, невинно пролитую кровь. Мед – символ Божьего слова и чистоты.

Кутья – главное блюдо на столе, с которого принято начинать трапезу. Горшок с кутьей должна нести хозяйка. Историю, символизм кутьи и ее виды – читайте в нашем материале.

История кутьи

Происхождение слова «кутья» берет начало еще из Древней Греции и дословно переводится как «вареное зерно». В Греции и Украине блюдо изначально было связано с традиционным поклонением покойным, и подавалось на стол накануне всех религиозных праздников. Кутья всегда присутствовала на столе в Рождество, Крещение и другие православные праздники.

Символизм кутьи

Основной компонент кутьи – зерно, которое является символом вечной жизни и перерождения, вера в бессмертие души и ее перевоплощение. Как и семя, которое попадает в землю и перерождается, так и дух человека возрождается в новом теле после захоронения. Зерно способно долго «спать», сохраняя в себе жизнь, а потом снова возрождать ее с приходом весны.


Что такое кутья: история и ее виды

Употребляя в пищу кутью, человек становится частью бесконечного круговорота жизни. В кутью часто добавляют пророщенные зерна, которые являются символом вечной жизни. Маковые зерна или ядра орехов в кутьи – означают плодородие. Добавляя эти продукты, человек программирует себя на богатство, щедрость и изобилие для всей семьи. Именно из-за этого, кутью часто готовят на свадьбах и при рождении или крестинах детей. Мед в сочиве символизирует удовольствие и сладкую жизнь, но не земную, а вечную, которая ждет человека в Царстве Небесном. Говорят, что блага загробной жизни настолько велики и прекрасны, что превосходят самые смелые мечты и ожидания.

Виды кутьи

Для каждого праздника существует отдельный способ приготовления. Кутья может быть полужидкой или рассыпчатой, все зависит от количества жидкости. Есть три разновидности приготовления кутьи:

– богатая кутья (постная кутя с разными компонентами, которую готовят в Сочельник);

– щедрая кутья (перед Новым годом, скоромное блюдо с добавлением сливочного масла, сливок или молока);

– голодная кутья (на Крещение, блюдо в основном состоит из зерновой основы и подсластителя).

Секреты приготовления кутьи

Кутью варят из разнообразных круп и зерен: пшеницы, перловки, ячменя, риса, овса и даже гречки. Пшеницу или другое цельное зерно толкут в ступе с добавлением воды. После этого ее надо варить в печи. Пшеницу и крупы надо замачивать, чтобы уменьшить время приготовления. Они должны хорошо развариться и стать мягкими.

Кутью традиционно заправляют жидким медом. Также в Украине была традиция готовить полужидкую кутью, разводя ее узваром (компотом из сухофруктов). В кутью можно добавлять многочисленные сухофрукты, распаренные и измельченные, вареные, замороженные фрукты и ягоды, а также всевозможные специи и пряности по вкусу.

Рецепт пшеничной классической кутьи

Ингредиенты:

– 1 стакан пшеничной крупы;
– 70 г мака;
– 1-2 ст.л. изюма;
– 1 ч. л. меда;
– 0,5 стакана грецких орехов;
– сахар по вкусу;
– курага для украшения.


Классический рецепт кутьи

Пошаговый рецепт приготовления кутьи:

1. Для приготовления кутьи залейте мак кипятком. Дайте некоторое время настояться.

2. Мак пропускайте через мясорубку или перетирайте в ступке.

3. Варите пшеничную крупу в соотношении 1:3 до готовности примерно 20 минут.

4. Промойте изюм, мелко нарежьте орехи или измельчите в блендере.

5. Смешайте все ингредиенты для кутьи из пшеничной крупы. Перемешивая, сверху кутью украсьте курагой.

Веселых Вам праздников и счастливого Рождества!

Кутья, сочиво и коливо. В чем особенность этих ритуальных блюд

Какой смысл в зерне?

Этнографы предполагают, что кутья как ритуальное блюдо существовала еще в дохристианские времена. Считается, что слово «кутья» означает «вареное зерно», попросту – каша. Но, по одной из версий, это ритуальное блюдо могли называть так от украинского слова «кут» — угол, ведь миска с кутьей в праздничные дни должна была стоять на «покутье» — в почетном углу хаты, который размещался по диагонали от печи.

Через кутью наши предки также пытались «держать связь» с умершими родными. Поэтому ее оставляли в тарелке с ложками всех членов в семьи на всю ночь. Это делалось для того, чтобы души умерших угостились и оставили «информацию». Например, если чья-то ложка была перевернута вверх, то, считалось, что в течение года этот человек должен умереть.

Читайте также:  В церкви упала или погасла свеча: приметы и суеверия, значения и причины

Свое почетное место кутья заняла и в жизни православных христиан.

«Кутья – это блюдо, с которого в Украине начинают трапезу в Святой вечер. О кутье впервые упоминают в начале XII века в летописи «Повесть временных лет». В старину кутью готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя. Сначала она была только с медом. В более поздние времена в нее стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи», — объясняет диетолог Светлана Фус.

По ее словам, продукты, из которых готовится кутья, имеют символическое значение: зерно – это символом воскресшей жизни, мед считается символом здоровья и благополучного быта или, можно еще сказать, — сладкой жизни, мак символизирует достаток в семье. Всегда считалось, что чем вкуснее и сытнее кутья, тем лучше будет в течение целого года урожай и достаток в семье. Поэтому каждая хозяйка старается приготовить очень вкусную кутью.

При этом в каждом доме на праздник была кутья со своим неповторимым вкусом. Но в целом, как говорит диетолог, с давних времен старались придерживаться классического рецепта. Он состоит в том, что на воде из чистых промытых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, затем охлаждают ее и подслащивают по вкусу. Дальше — отдельно растирают мак до образования, так называемого, макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и заливают в пшеницу. Если каша получилась слишком густой, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. А затем — изюм обдать кипятком, воду слить, перебрать, удаляя плодоножки. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов. Что касается пропорций, то они таковы: в среднем на один стакан зерен пшеницы потребуется 100 г мака, столько же ядер грецких орехов и несколько ложек меда. В автентичном рецепте – именно мед, а не сахар.

От богатой кутьи – до черной

Существует несколько видов кутьи – в зависимости от того, в какой день она должна попасть на стол. Перед Рождеством готовят богатую кутью, перед Старым Новым годом, когда принято щедровать, — щедрую, накануне Крещения – голодную. Есть еще один вид кутьи, но о нем – чуть позже. Вначале остановимся на трех перечисленных видах этого ритуального блюда. Все они готовятся по одному рецепту, хотя могут быть варианты на усмотрение хозяйки. Но в зависимости от того праздничного дня, в который подают богатую, голодную или щедрую кутью, меняется меню остальных блюд. И еще нюанс: иногда праздничную кутью еще называют сочивом. Почему? С древних времен сочивом называли сок из семян, которые использовали в качестве приправы еды, в том числе и вместо масла. Имеется в виду разбавленное медом маковое, миндальное или ореховое «молоко», его-то и называли еще «соком». Собственно, это то, что, как правило, и добавляют в кутью. И если кутью иногда называют сочивом, то это, по сути, звучит как название-синоним.

Вообще-то рецепты ритуальных блюд не прописаны в церковных книгах. Их только «констатируют» в летописях, трудах этнографов и в литературных произведениях – таких, как, например, «Энеида» И. Котляревского. Ведь кухня – это, по сути, вид народного творчества, ритуальные блюда, с особенным значением, тоже созданы народом. Поэтому в них всегда есть место для импровизации и современных «ноток». Известно, что в отдельных регионах страны появляются свои уникальные рецепты. Например, в некоторых районах Киевской и Полтавской областей коливо — это размоченные сухари, к которым добавляют мелко нарезанные яблоки. Но дело ведь не в ингредиентах, а в смыслах.

Кутья, сочиво и коливо. В чем особенность этих ритуальных блюд

Какой смысл в зерне?

Этнографы предполагают, что кутья как ритуальное блюдо существовала еще в дохристианские времена. Считается, что слово «кутья» означает «вареное зерно», попросту – каша. Но, по одной из версий, это ритуальное блюдо могли называть так от украинского слова «кут» – угол, ведь миска с кутьей в праздничные дни должна была стоять на «покутье» – в почетном углу хаты, который размещался по диагонали от печи.

Через кутью наши предки также пытались «держать связь» с умершими родными. Поэтому ее оставляли в тарелке с ложками всех членов в семьи на всю ночь. Это делалось для того, чтобы души умерших угостились и оставили «информацию». Например, если чья-то ложка была перевернута вверх, то, считалось, что в течение года этот человек должен умереть.

Свое почетное место кутья заняла и в жизни православных христиан.

«Кутья – это блюдо, с которого в Украине начинают трапезу в Святой вечер. О кутье впервые упоминают в начале XII века в летописи «Повесть временных лет». В старину кутью готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя. Сначала она была только с медом. В более поздние времена в нее стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи», – объясняет диетолог Светлана Фус.

По ее словам, продукты, из которых готовится кутья, имеют символическое значение: зерно – это символом воскресшей жизни, мед считается символом здоровья и благополучного быта или, можно еще сказать, – сладкой жизни, мак символизирует достаток в семье. Всегда считалось, что чем вкуснее и сытнее кутья, тем лучше будет в течение целого года урожай и достаток в семье. Поэтому каждая хозяйка старается приготовить очень вкусную кутью.

При этом в каждом доме на праздник была кутья со своим неповторимым вкусом. Но в целом, как говорит диетолог, с давних времен старались придерживаться классического рецепта. Он состоит в том, что на воде из чистых промытых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, затем охлаждают ее и подслащивают по вкусу. Дальше – отдельно растирают мак до образования, так называемого, макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и заливают в пшеницу. Если каша получилась слишком густой, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. А затем – изюм обдать кипятком, воду слить, перебрать, удаляя плодоножки. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов. Что касается пропорций, то они таковы: в среднем на один стакан зерен пшеницы потребуется 100 г мака, столько же ядер грецких орехов и несколько ложек меда. В автентичном рецепте – именно мед, а не сахар.

От богатой кутьи – до черной

Существует несколько видов кутьи – в зависимости от того, в какой день она должна попасть на стол. Перед Рождеством готовят богатую кутью, перед Старым Новым годом, когда принято щедровать, – щедрую, накануне Крещения – голодную. Есть еще один вид кутьи, но о нем – чуть позже. Вначале остановимся на трех перечисленных видах этого ритуального блюда. Все они готовятся по одному рецепту, хотя могут быть варианты на усмотрение хозяйки. Но в зависимости от того праздничного дня, в который подают богатую, голодную или щедрую кутью, меняется меню остальных блюд. И еще нюанс: иногда праздничную кутью еще называют сочивом. Почему? С древних времен сочивом называли сок из семян, которые использовали в качестве приправы еды, в том числе и вместо масла. Имеется в виду разбавленное медом маковое, миндальное или ореховое «молоко», его-то и называли еще «соком». Собственно, это то, что, как правило, и добавляют в кутью. И если кутью иногда называют сочивом, то это, по сути, звучит как название-синоним.

Вообще-то рецепты ритуальных блюд не прописаны в церковных книгах. Их только «констатируют» в летописях, трудах этнографов и в литературных произведениях – таких, как, например, «Энеида» И. Котляревского. Ведь кухня – это, по сути, вид народного творчества, ритуальные блюда, с особенным значением, тоже созданы народом. Поэтому в них всегда есть место для импровизации и современных «ноток». Известно, что в отдельных регионах страны появляются свои уникальные рецепты. Например, в некоторых районах Киевской и Полтавской областей коливо – это размоченные сухари, к которым добавляют мелко нарезанные яблоки. Но дело ведь не в ингредиентах, а в смыслах.

Кутья (Коливо): поминальное (праздничное) блюдо

Кутья – это православное поминальное блюдо, которая символизирует веру в вечную жизнь, воскресение и в царствие небесное.

Другое название Кутьи — Коливо.

В рождество, венчание, крещение, православные праздники… так же готовят Кутью, но называют её уже по другому — Коливо.

Коливо — это православное праздничное блюдо. Когда Коливо уже готово, ее необходимо освятить в церкви на службе и перед трапезой прочитать молитву. Коливо благословлённое в церкви и подается на стол в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.

Слово «кутья» в переводе с греческого означает вареная пшеница.
На самом деле кутью (Колово) готовят из любого злака, например риса, гречки, пшена. подслащивая медом или сахаром и добавляя изюм и др. сухофрукты, цукаты, мак, орехи, мюсли, варенье, мармелад.

К Кутье (Коливу) принято подавать в отдельном соуснике постное молочко — Узвар, которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, или из миндаля. Соответственно получается маковое, ореховое или миндальное молочко.

Кутья
Из расчёта на 25-30 человек. Ингредиенты:
Рис длинный – 100 грамм
Изюм – 70-100 грамм
Цукаты – 50 грамм
Мед или сахар – 1 столовая ложка
Вода очищенная – 600 миллилитров

Приготовление:
1. По православным обычаям фрукты, которые добавляют в Кутью, ассоциируются с райскими плодами, которые Бог даровал всему человечеству. В это блюдо можно добавлять не только изюм, но и по-желанию сухофрукты: курагу, чернослив, и также цукаты и мак.

Итак, выкладываем изюм в маленькую кастрюлю, заливаем его обычной водой и оставляем на 20-30 мин. После промываем его под проточной водой.

Вливаем в кастрюлю с сухофруктами 200 мл очищенной воды и провариваем его на среднем огне 5 мин. Если используете курагу или чернослив, после варки нарезаем их на маленькие кусочки.

2. В истории поминальные обеды символизируют собрание учеников Христа, которые были рады Воскресению их наставника и ждали каждый раз за столом его появления. Поэтому в раннехристианских обществах, проводя совместные трапезы, выражали любовь друг к другу и почитали умерших, рассказывая истории о них и вспоминая приятные моменты в их жизни. А когда Воскресший Христос явился к своим ученикам, он ел мед. Поэтому с давних времен на поминальный обед ставят мед или добавляют его в другие блюда, чтобы усопший мог насытиться райской сладостью.

Для того чтобы этот ингредиент хорошо впитался в рис, и Кутья получилась сладкой, необходимо его немного растопить.

Итак, выкладываем мед ложкой в маленькую кастрюлю и, постоянно помешивая, подогреваем его на среднем огне буквально 1-2 мин. Время контролируем самостоятельно, так как мед может быть засахаренным, а из-за этого с ним придется немного дольше повозиться. Вместо меда в Кутью можно добавить другой сладкий компонент – сахар. Для этого просто растворяем его в небольшом количестве горячей воды.

3. Измельчаем цукаты до тех размеров, которые вам больше нравятся. Этот ингредиент добавляют во многие блюда, например в пасхальный кулич. Ведь цукаты – это вареные в сиропе фрукты с плотной консистенцией. Они очень сладкие и служат прекрасным заменителем конфет. Поэтому, когда добавляете цукаты в Кутью, осторожно с сахаром, чтобы блюдо не пересластить.

4. Для начала замачиваем рис в кастрюле средних размеров с обычной водой на 1-2 часа. После – сливаем воду и заливаем рис уже очищенной водой. По пропорциям на 100 гр крупы необходимо 400 мл воды. Что касается риса, то можно взять или круглозернистый или длиннозернистый.

Ставим кастрюлю с крупой на плиту, доводим до кипения и после убавляем огонь до минимума. В процессе варки рис не перемешиваем ложкой. Не волнуйтесь — не подгорит. На маленьком огне рис будет «дышать», испаряя потихоньку воду.

Время от времени проверяем рис. Когда в кастрюле практически не останется воды, а зерна крупы станут мягкими, добавляем изюм или другие сухофрукты, измельченные цукаты, и вливаем мед или сахарную воду. Все хорошо перемешиваем ложкой и держим на огне еще 1-2 минуты.

5. Перекладываем ложкой готовую Кутью из кастрюли в глубокую тарелку или пиалу. Разравниваем поверхность блюда ложкой и по желанию украшаем изюмом и цукатами. И теперь накрываем крышкой от кастрюли, чтобы Кутья потихоньку остывала.

По православным традициям после того, как освятили Кутью, за столом читают молитву и начинают поминальную трапезу с ложки этого сладкого блюда.

Советы:
– Вместо риса в Кутью можно добавить другую крупу. Например, пшеницу, гречку, перловку.
– Поминальную Кутью готовят на поминки на девятый, сороковой день, на полгода, год, на поминальный день, а также специальные для этого отведенные даты.
– Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится.
– Кутью поминальную ставят в центр стола и, по-обычаю, каждый человек перед трапезой съедает одну ложечку. Можно также брать это блюдо вилкой или прямо руками.
– Если вы по каким-то причинам не смогли освятить Кутью в церкви, не расстраивайтесь. Блюдо можно просто сбрызнуть святой водой дома или просто помолиться перед поминальной трапезой.

Коливо
Ингредиенты:
Пшеница – 1 стакан
Грецкие орехи – 100 грамм
Мак – 1 стакан
Изюм – 100 грамм
Сухофрукты (яблоки, груши, абрикосы, сливы) – 150 грамм
Сахар – 4 столовые ложки
Мед – 3 столовые ложки
Вода очищенная – 500 миллилитров
Приготовление:
1. На Рождественский Святой Вечер на столе обязательно должна стоять именно Коливо. Это блюдо готовится вечером с 6 на 7 января, а также 13 января. Коливо — это традиционное славянское блюдо, которое отображает в себе изобилие и плодородие. Для того, чтобы Коливо получилась действительно вкусной и празднично, необходимо знать, как правильно ее приготовить.

Приступим к подготовке главного ингредиента — пшеницы. Для начала на кухонном столе перебираем зерна и отделяем подпорченные от хороших. После высыпаем крупу в глубокую миску и промываем под проточной водой. Заливаем водой так, чтобы она покрывала пшеницу, и замачиваем на 12 часов или на всю ночь. От воды они разбухают и становятся не такими твердыми. Вариться такая пшеница будет в два раза быстрей.

Утром сливаем оставшуюся воду с замоченной пшеницы. Перекладываем ее из миски в глубокую кастрюлю и заливаем свежей водой. Придерживайтесь пропорций. Например, для нашего рецепта: на 100 гр вымоченной пшеницы необходимо 500 мл воды.

Итак, ставим кастрюлю с пшеницей на плиту, доводим до кипения и только после этого убавляем огонь до минимума. Варим крупу не менее 2 часов до полного приготовления. Готовая пшеница по консистенции должна быть мягкой, но не сильно разваренной. Пшеничные зерна в нашем блюде символизируют жизнь долгую и вечную, в изобилии и добре.

2. Пока наша пшеница варится, мы готовим Узвар.
Берем сухофрукты, промываем их под проточной водой и после выкладываем в глубокую кастрюлю с водой. Доводим до кипения на большом огне. Сразу после закипания убавляем огонь и даем смеси дойти до готовности на медленном огне 15 – 20 мин. За 5 минут до готовности добавляем 2 столовые ложки сахара.
Узвар готов.
Чтобы он получился более вкусным и насыщенным, для этого настаиваем его еще 4-5 часов.

3. После того, как Узвар настоялся, отделяем жидкость от сухофруктов. Выкладываем фрукты в сито и даем стечь остаткам Узвара. Готовые сухофрукты выкладываем на разделочную доску и измельчаем ножом на небольшие кусочки. Размер кусочков не имеет особого значения. Измельченные сухофрукты перекладываем в тарелку.

4. Мак выкладываем в тарелку и заливаем крутым кипятком, чтобы он запарился. После того как вода в маке остыла, сливаем ее. К маку добавляем две столовые ложки сахара и измельчаем при помощи блендера до появления белого сока.

Этот сок называется «маковым молочком». А вообще, мак является символом достатка.

Читайте также:  Православные сувениры и товары из Иерусалима: что можно купить и привезти

5. В подготовке изюма нет ничего сложного. Желательно, чтобы он был без косточек. Если в этом ингредиенте есть виноградные хвостики, очищаем от них изюм. Потом промываем его под проточной водой, выкладываем в тарелку и заливаем крутым кипятком. Запариваем изюм 30 минут. Этот процесс нужен для того, чтобы сушеный виноград впитал в себя немного воды, набух и стал более сочным и мягким. После — сливаем остатки воды. Руками аккуратно отжимаем изюм и оставляем его в тарелке.

6. При помощи блендера на первом или втором режимах измельчаем очищенные грецкие орехи. Ни в коем случае не используйте турборежим, так как нам нужны маленькие кусочки ингредиента. А этот режим превращает любой продукт в крошку.

Перекладываем ореховые кусочки в тарелку. Кстати, по славянским обычаям грецкий орех добавляли в Коливо, так как он являлся символом плодородия, урожайности и удачи.

7. Наше Коливо почти готово!
Осталось несколько главных штрихов. Выкладываем в глубокую миску остывшую готовую пшеницу, изюм, измельченные сухофрукты, мак и орехи. Заправляем нашу смесь медом и Узваром.

Все хорошо перемешиваем ложкой до образования однородной массы.

Коливо необходимо не только ставить первой на стол, но и предлагать гостям отведать ее, так как это главное блюдо на Святой Вечер. Подается Коливо холодной со сливками, молоком или Узваром.

По православным традициям после того, как освятили Коливо, за столом читают молитву и начинают праздничную трапезу с ложки этого сладкого блюда.

Приятного вам аппетита!

Советы:
– Если под рукой у вас нет блендера для измельчения орехов, тогда вы можете использовать скалку, или растолочь орехи в ступке, или мелко порубить их ножом, а можно и просто поломать их руками.
– В процессе приготовления начинки для Коливо можно перетереть мак с сахаром в ступке. Также можно использовать миску и обычную столовую ложку. Конечно, на подготовку мака, таким образом, уйдет больше времени, чем, если бы мы могли воспользоваться блендером. В любом случае результат получится тот же.
– Если по каким-то причинам у вас нет сухофруктов для Узвара, вы можете приготовить сахарный сироп с вареньем. Для этого необходимо растворить сахар в небольшом количестве воды и после — добавить пару ложек вашего любимого варенья.
– К Коливо можно добавлять любые сухофрукты, замороженные ягоды, любые виды орехов и даже цукаты и мармелад.
– Для Коливо подойдет не только пшеница. Ее также можно приготовить из разных круп, таких как, например, крупа рисовая, гречневая, овсяная, перловая.
– Кашу лучше всего варить в чугунном казане или кастрюле с толстым дном. В таких емкостях крупа не пригорит и получится рассыпчатой.
– Если Коливо получилась очень густой, ее можно разбавить Узваром.
– Очень важно: Коливо не хранится долго, так как мед, в соединении со всеми компонентами блюда, может начать бродить.
– Если вы по каким-то причинам не смогли освятить Кутью в церкви, не расстраивайтесь. Блюдо можно просто сбрызнуть святой водой дома или просто помолиться перед поминальной трапезой.

Сочиво на Рождество: что это такое и когда едят + классические рецепты приготовления

Верующие восточной христианской традиции с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января) соблюдают Рождественский или Филиппов пост. В это время строго запрещено употреблять молочные, мясные продукты, а также яйца. Некоторые послабления допускаются в субботу, воскресенье, а еще праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Оканчивается пост Сочельником, на который готовят особенное блюдо — сочиво. Эта сладкая каша чаще варится из пшеницы. Но допускаются и другие крупы. Употреблять его разрешается не только верующим, а и мирянам.

Предлагаю короткий экскурс в историю блюда. А еще расскажу в какие дни и, самое главное, как его есть. Не обойдется дело и без традиционного православного рецепта. Для тех, кто не придерживается строгих традиций, будут интересны и другие варианты приготовления.

Что такое сочиво – история происхождения блюда

Один из символов Рождества называют кутья, сочиво, коливо. Большинству христиан известно, что кутья это поминальное блюдо, коливо — великопостное, а вот сочиво — каша, которая подается в Сочельник. Его корни находят в Древней Греции, где оно называлось “kolibo”. Дословно его переводят как “вареная пшеница”. Рецепт в его современном виде с небольшими изменениями пришел из Византии.

Трапеза стала частью христианской культуры как подражание Даниилу и трем отрокам, которые происходили из царских и княжеских родов. Они были взяты в плен царем Вавилонским Навуходоносором. Будучи способными к учению, без телесных недостатков и красивыми внешне, юноши попали на службу в царские палаты. Им было назначено трапезничать тем же, что и царь. Но Даниил и другие отроки отказались от языческих яств. Он уговорил начальника евнухов, который был приставлен к ним, дать им 10 дней доказать что даже на овощах, зернах и воде они останутся такими же, как те, что будут питаться с царского стола.

Когда и как едят сочиво

Православие предписывает употреблять блюдо исключительно вечером после полного отказа от пищи в течение дня. Приступать к трапезе разрешено как только первая звезда взойдет на небосклоне. Эта традиция отсылает к событиям, которые сопровождали рождение Иисуса Христа.

Сочивом не только начинают, но и заканчивают ужин в Сочельник. Обязательно при этом все члены семьи обмениваются пожеланиями, обязательно вспоминаются родственники, которые уже скончались. Кутью дают скоту, всем домашним животным. Детей отправляют с мисками, наполненными сочивом, к крестным, дедушкам и бабушкам, которые проживают отдельно.

Существует еще одна традиция. Во время ужина хозяин дома набирал в ложку остатки блюда и подкидывал. Подсчитывали количество крупинок, которые прилипли к потолку — полученное число говорило о том, сколько снопов хлеба удастся собрать.

Подавая сочиво, под каждую тарелку клали несколько колосков. Их нельзя было выбрасывать до следующего Рождества, поскольку они были своего рода оберегом. Угощали блюдом и умерших, для чего миску с пищей оставляли в месте, недоступном для домашних животных.

Как приготовить сочиво по православной традиции на Рождество

Многим верующим известно как сделать праздничное символическое блюдо. С давних пор для него берут зерна пшеницы. А если их не оказывалось под рукой, то ячмень или перловку. Но первый продукт — традиционен.

Пшеницу перекладывали в ступку, вливали небольшое количество воды и толкли. Так зерна освобождали от плевел. Затем ставили в печь и томили несколько часов. Признак готовности — изменение цвета с золотистого на белый. Получившаяся каша подавалась с постным молоком из орехов или мака. Для его приготовления первый ингредиент просто обдавали кипятком, а второй — распаривали. После перетирали в ступке до появления белесоватой жидкости. Заправкой служил жидкий мед. Некоторые хозяйки добавляли в блюдо сушеные фрукты.

Классический рецепт приготовления сочива из пшеницы

Такое блюдо чаще всего можно встретить на столах верующих, которые держат пост. От монастырского варианта его отличают некоторые послабления в виде сахара, соли. В дополнении рецепт взвара — напиток, который обязательно подается к сочиву.

Источник: https://youtu.be/8JQRrMvy0-s

Ингредиенты:

  • пшеница — 200 г;
  • мед — 3 ст.л;
  • сахар — 15 г;
  • изюм, грецкие орехи, сушеная вишня — по 100 г;
  • соль — 10 г;
  • вода — 1,5 ст.

Для взвара:

  • сушеные вишни, яблоки, груши, чернослив — по 100 г.

Как готовить:

Промойте в проточной воде пшеницу, удаляя весь всплывающий мусор. Залейте чистой водой, накройте крышкой. Доведя до кипения, проварите около 40 минут до мягкости. Через 20 минут после закипания посолите по вкусу. Готовое зерно отбросьте на мелкое сито и дайте стечь жидкости.

Промытый мак отваривайте в течение получаса. Аккуратно слейте всю воду, просушите. Затем смешайте с сахаром и растирайте в ступке, пока не появится белое молочко. Вымытый изюм заливают на 7 минут теплой водой, высушите. Орехи обжарьте на сухой сковороде, смешайте с маком, изюмом, пшеницей. Непосредственно перед подачей в блюдо влейте мед, разведенный в 1 стакане кипяченой воды. Заранее не делайте этого, так как смесь быстро закисает.

Для взвара сухофрукты промойте. Разложите по разным емкостям, залейте горячей водой. Для замачивания вишни и чернослива достаточно 20 минут, а яблоки и груши оставьте на полчаса.

В кастрюлю слейте всю жидкость от фруктов. Поместите в нее груши, яблок и проварите 20 минут с момента закипания. Добавьте вишню, чернослив. Варите еще 10 мин. Готовый взвар остудите, оставьте в прохладном месте на 3 часа, чтобы напиток настоялся.

Чтобы зерно хорошо сварилось, не сбилось в кучки, перемешивайте его во время варки каждые 10 минут.

Сочиво из пшена на Рождественский Сочельник

Эта крупа редко используется для приготовления традиционного блюда к празднику. Но ее можно использовать, поскольку она своим вкусом схожа с пшеницей, но легче для пищеварения. В рецепте предлагается готовить при помощи мультиварки, но тот же результат легко получить в казане, например.

Ингредиенты:

  • пшено — 2 ст.;
  • курага — 200 г;
  • изюм — 100 г;
  • кедровые орехи — 100 г;
  • сливочное масло — 50 г;
  • соль, сахар — по необходимости.

Замочите в крутом кипятке курагу, изюм. Достаточно 20 минут. Жидкость слейте. Высушенный абрикос произвольно нарежьте, но не очень мелко. На сковороде растопите сливочное масло (25 г), всыпьте крупу и слегка обжарьте. Переложите в чашу мультиварки, влейте 3 ст. воды (около 600 мл), посолите по вкусу. Установите режим “Варка”, время — полчаса.

Оставшееся сливочное масло растопите, обжарьте на нем орехи, затем добавьте сухофрукты. Достаточно 3 минут. В конце присыпьте корицей по своему вкусу. Когда крупа сварится, добавьте в нее ранее подготовленные компоненты. Тщательно перемешайте, вливая сахарный сироп или просто засыпая сахар. Перед подачей праздничное блюдо можно украсить сухофруктами и орехами. Кедровые легко заменить грецкими или любыми другими.

Простое сочиво с рисом и изюмом

Вкус пшеницы не всем нравится. Поэтому ее все чаще заменяют рисом. Сочетание с сушеным виноградом или абрикосом очень нежное. Сладкая, ароматная каша понравится детям.

Источник: https://youtu.be/C7HA0eyPkG0

Ингредиенты:

  • рис — 0,5 ст.;
  • изюм — 100 г;
  • курага — 80 г;
  • мед — 1 ст.л;
  • соль — по необходимости.

Рис отварите в подсоленной воде до готовности. Изюм и курагу промойте в теплой проточной воде. Сушеный абрикос обязательно нарежьте небольшими кубиками. Добавьте сухофрукты к рису, заправьте медом и оставьте на четверть часа, накрыв крышкой. Этого времени достаточно, чтобы крупа пропиталась ароматами.

Для этого блюда выбирайте круглозерный сорт риса. Он хорошо разваривается и дает приятную густоту.

Кстати, посмотрите видео, вы поймете, что сложного в готовке ничего нет.

Готовим рождественское сочиво из булгура

В этом рецепте используется та же пшеница, только избавленная от оболочки, затем пропаренная, высушенная и раздробленная. В остальном принцип приготовления сохранен. Вкус у такого блюда очень нежный.

Ингредиенты:

  • булгур — 2 ст.;
  • растительное масло — 80 г;
  • мед, орехи — по необходимости.

Как готовить:

В сотейнике нагрейте растительное масло. Выложите промытый и высушенный булгур. Осторожно влейте теплую воду. Дайте закипеть. Через 5 минут посолите и томите на среднем огне под крышкой до полной готовности. Остудите. На водяной бане, не доводя до кипения, растопите мед. Полейте булгур, перемешайте. Сверху выложите нарубленные орехи.

Приведенное количество ингредиентов рассчитано на 12 порций. Для приготовления сочива на 6 персон необходимы такие продукты: 1 стакан булгура, 40 г растительного масла. Процесс готовки можно перенести в мультиварку. Времени потребуется меньше, а получится даже вкуснее, чем на плите.

Как варить сочиво из перловки

В городе не всегда можно найти хорошую пшеницу. Предлагаю заменить ее перловкой. Вкус получится ничуть не хуже.

Источник: https://youtu.be/jBYZbdIhY2E

Ингредиенты:

  • перловка — 300 г;
  • мак — 150 г;
  • изюм — 100 г;
  • орехи — 200 г;
  • мед — 2 ст.л;
  • сахар — 50 г.

Как готовить:

Тщательно промойте крупу, залейте холодной водой и оставьте на 1 час. Затем слейте. Отварите в чистой с добавлением соли до полной готовности. Мак запарьте в кипятке. Достаточно 60 минут. Пропустите через мясорубку не менее двух раз. Изюм заливают горячей водой и оставляют на четверть часа. Орехи мелко измельчают. Мед растапливают на водяной бане.

В миске смешайте все ингредиенты. Добавьте сахар и тщательно перемешайте. Выложите на праздничное блюдо.

Сахар можно полностью заменить медом. И наоборот, если у кого-то из членов семьи есть аллергическая реакция.

Рецепт сочива из полбы на Крещенский Сочельник

Еще один вариант блюда с родственником пшеницы. Полба придает легкие ореховые оттенки. Такое сочиво можно употреблять в пищу людям с непереносимостью белка пшеницы.

Ингредиенты:

  • полба — 4 ст.;
  • апельсин — 2 шт.;
  • вода — 12 ст.;
  • орехи — 2 ст.;
  • мандарин — 2 шт.;
  • чернослив — 30 шт.;
  • лимон — 2 шт.;
  • мед — 4-8 ст.л;
  • гранат — 2 шт.

Как готовить:

Промойте крупу. Залейте крутым кипятком, доведите до кипения. Посолите и варите до полной готовности на малом огне. На это потребуется около четверти часа. Зерна должны сохранить свою форму, быть упругими в меру. Отлейте около 1 стакана жидкости и сохраните — им позднее будет заправляться сочиво. Крупу отбросьте на дуршлаг, остудите.

Очищенные орехи поджарьте на сухой сковороде. Измельчите блендером или мясорубкой. Цитрусовые очистите, разделите на дольки. Нарежьте небольшими кусочками. Гранат разберите на зерна. Чернослив выдержите 10-15 минут в крутом кипятке, затем порубите мелко.

Готовую полбу выложите в глубокую емкость. В отлитой жидкости разведите мед, заправьте этим составом крупу. Добавьте цедру лимона, орехи. Перемешайте. Выложите на тарелку и украсьте фруктами, гранатом.

Для этого блюда необязательно использовать цитрусовые. Можно взять яблоки, груши, персики, абрикосы. Не ограничен выбор и относительно орехов.

Как готовить традиционное сочиво на Рождество с чечевицей

По церковным обычаям для праздничного блюда используют только мед, сухофрукты, орехи и зерновые культуры. Но люди, у которых есть проблемы со здоровьем, не могут употреблять сочиво в традиционном виде. Чечевица не имеет жестких ограничений, поэтому ею можно заменить пшеницу. Вкус и аромат не пострадает.

Источник: https://youtu.be/BWw9jD8CVEU

Ингредиенты:

  • чечевица — 1 ст.;
  • мед, изюм, орехи — по необходимости.

Чечевицу отварите в подсоленной воде до полной готовности. Выложите на блюдо и дайте остыть. Затем полить медом, украсить орехами и изюмом.

Попробуйте измельчить распаренный мак блендером и заправить блюдо им.

Приготовление сочива по-монастырски из пшеницы

Каша из зерна — дань мужества, смелости отроков, которые бросили вызов царю. Если вы строго соблюдаете Рождественский пост, встречать Сочельник лучше с сочивом, приготовленным по всем правилам, которые соблюдают монахи. Поэтому их рецепт можно назвать самым аутентичным.

Источник: https://youtu.be/CtEhHeCe1Kc

Ингредиенты:

  • пшеница — 2 ст.;
  • мак — 2 ст.л;
  • изюм — 100 г;
  • мед — 3 ст.л;
  • грецкие орехи — 50 г.;
  • взвар — по необходимости.

Как готовить:

Промойте пшеницу. Залейте водой — ее уровень должен быть на 3 см выше. Доведите до кипения, снимите образовавшийся шум, уменьшите газ и варите около получаса. Когда жидкость практически выкипит, отключите газ и оставьте на час, не открывая крышки.

В готовую пшеницу добавьте взвар. Его точный объем зависит от того, насколько жидким вы хотите сделать сочиво. Влейте мед, всыпьте грецкие орех, изюм. Мак запарьте в кипятке, а потом также смешайте с пшеницей.

Монастырское сочиво должно быть в меру жидким. Сегодня ошибочно его подают как кашу. Но густота не свойственна для аутентичного блюда.

Как и сколько можно хранить блюдо

На срок хранения сочиво влияет то, из чего оно готовится. Традиционный вариант, который не содержит сухофруктов, может оставаться годным к употреблению на протяжении пяти дней. Для этого остатки помещают в стеклянную банку и ставят на нижнюю полку холодильника.

Сочиво с сухофруктами, разбавленное взваром, хранить нельзя. Его лучше готовить в объемах, которые можно съесть. Иначе следует на утро просто высыпать остатки птицам. А живущие в деревнях могут замесить их с тестом и отдать скоту.

Сочиво — традиционное блюдо. Оно готовится и подается в последний день Рождественского поста. Существует множество рецептов приготовления — от монастырского, подходящего для верующих и заканчивая блюдами с рисом, булгуром, чечевицей для мирян.

Ссылка на основную публикацию