Православные похороны: правила и особенности обряда погребения у православных, традиции и обычаи

Обряд погребения

Омовение и облачение умершего.

Как молиться о человеке в первые дни после его смерти.

Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание.

Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.

Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он – член Тела Христова. В развалинах этого, некогда величественного храма, носился, жил и действовал животворящий Дух Божий ( 1Кор. 6: 15, 19 ). Тело христианина

освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием ( 1Кор. 15: 53 ). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.

Трогательные обряды, совершаемые Святой Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от Богопросвещенных апостолов и первых христиан.

Тело усопшего тотчас по смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении.

Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой (или губкой).

После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия ( 1Кор. 15: 53 ). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по Воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.

Если вдруг на человеке не было креста, то обязательно надевают крест.

Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего полагают икону (или крест), для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (имел всегда) Господа пред собою, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.

Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и ковчег его (гроб) извне и изнутри. Можно окадить и ладаном, затем тело переносят во гроб.

На чело (лоб) умершего(ей) кладут венчик, который дают в церкви, когда усопшего(ую) привозят для отпевания. Некоторые люди покупают венчик для себя заранее.

Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Трисвятое». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец ( 2Тим. 4: 7, 8 ) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.

Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.

Гроб полагается ставить перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к иконам.

Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь.

Как молиться о человеке в первые дни после смерти? Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» (см. «Православный молитвослов»). Если человек умер не дома, то в день его смерти все равно читают этот канон.

Чтение канона предваряют предначинательные молитвы, затем псалом 90, далее – по порядку.

Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего, (усопшей рабы Твоей)» (имя).

Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека. Поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (рабы Твоей)» (имя), произносить другие имена умерших (родителей, родственников, знакомых и т. п.). Канон читается только за одного.

В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением самого имени покойного: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя). ». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имя), Господи».

«Последование» читается от лица усопшего(ей) с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего(ую) облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.

Вот молитвенные прошения из этого канона. «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (песнь 5).

«Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (песнь 4).

«Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его(ее)» (из начального тропаря).

Затем в течение трех дней над умершим читают и Псалтирь. Она помещена в «Православном молитвослове».

Псалтирь начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.

Псалтирь разделена на двадцать больших частей – кафизм. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».

После этого призыва читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом Слава. трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды) Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди. » После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и т. д.)

В каждой кафизме трижды читается Слава, следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.

Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина во все то время, доколе умерший остается непогребенным.

Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешениями ободрения в наше скорбящее сердце.

Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем.

Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее как свои собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге. Поэтому, слыша над гробом христианина монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида как бы произносится запечатленными устами самого усопшего. Он как бы сам из гроба умоляет милосердие Божие о своем помиловании.

Вынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читают «Последование по исходе души от тела».

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство безплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.

Церковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники.

По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читают канон и Псалтирь, а в церкви совершают чин отпевания.

Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, един безсмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты – земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Но несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.

«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».

Чтобы не оставить в страждущем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, могущего родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает пред нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека ( 1Фес. 4: 13–17 ). Наконец, Сам Иисус Христос, устами священника, утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна ( Ин. 5: 25–30 ).

По прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в правую руку умершего его родными или близкими.

Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв):

«Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога. »

В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: «Приходите, братья! дадим последний поцелуй умершему, принося благодарение Богу. Вот, он оставил родных своих и спешит к могиле, уже не заботясь о суете земной и о многострадальной плоти. Где теперь родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его».

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землею (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущии на ней». Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают.

При выносе гроба с телом из храма поется Ангельская песнь – “Трисвятое”. Лицо умершего обращают к выходу.

Заочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшей церкви. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывают

Читайте также:  Крещение ребенка в пост: можно или нет, особенности и тонкости обряда

разрешительную молитву, на чело полагают бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, закрытое простыней с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, посыпают песком, чтобы получился правильной формы крест.

Погребение. В могиле усопшего полагают лицом к востоку, с той же мыслию, с какой мы молимся на восток: в ожидании наступления утра вечности, или второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.

При опускании гроба с телом в могилу вновь поется “Трисвятое”. Перед зарытием могилы все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: земля ecu, и в землю отыдеши ( Быт. 3: 19 ).

Крест, символ спасения, возвышается над могилой, всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сению креста. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.

По кончине человека на тело его елей (освященное церковное масло) не возливают. Освященное масло используется при жизни православного во исцеление его души и тела: оно употребляется внутрь или же им натирают больные части тела. Умершему оно ни к чему.

Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться об его упокоении – все это благочестивое дело. Не надо брезговать участием в нем: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Православный похоронный обряд

Православные похороны – это подготовка к погребению, само погребение и поминовение усопшего по канонам русской православной церкви.

Земная жизнь в христианстве понимается как преуготовление к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать душа и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон тела или успение на церковно-славянском языке. Умерший человек понимается как усопший, то есть, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» — человек, пребывающий в покое после треволнений земной жизни. Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойное погребение.

Православные традиции и обычаи при похоронах

Следствием такого отношения к телу усопшего являются православно-христианские традиции погребения и поминовения. Краткое описание того, как проводят православные похороны, на какой день проводят православные похороны и каковы православные традиции погребального обряда, дано ниже.

Правила православных похорон

Правила православных похорон – это соблюдение канонических этапов православного обряда. Обязательно нужно использовать обрядовые предметы для православных похорон, предписанные каноном.

  • омовение
  • облачение
  • уложение в гроб
  • крест, саван, икона
  • заупокойные молитвы по усопшему – панихиды
  • заупокойная лития
  • отпевание
  • погребение
  • поминовение (поминки)

Этапы православного погребального обряда

Омовение – это обряд очищения. Тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.

Покойного облекают в чистые одежды, надевают на него крест, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.

Положение во гроб

Глаза покойного закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом расположить крестообразно.

До выноса тела совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Начать нужно после положения облаченного тела на стол, затем в церкви. Перед выносом тела читается заупокойная лития.

Отпевание в храме

Отпевание оканчивается заупокойной литией.

При опускании в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.

После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зернами пшеницы, затем землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли. Предание тела земле символизирует надежду на воскресение –тело прорастет как зерно, брошенное в землю.

Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.

3-й день после смерти.

Это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).

Поминки в день погребения

Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.

На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем.

Меню поминального стола

Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала. Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.

Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего. На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно. На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и осознает грехи содеянные.

Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения. В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда. Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах. Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.

Отношение православной церкви к кремации

Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение. Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло. Кремацию церковь допускает только в тех случаях, когда иного выхода нет. Благословение на кремацию нужно получить у священника, описав обстоятельства дела. Урну с прахом после кремации в церковь приносить для отпевания не благословляется. Если человека кремируют, для него возможно заказать только сокращённый чин отпевания – заочное отпевание.

В силу различных социально-экономических обстоятельств в России все больше верующих предпочитают кремацию погребению.

Организация обряда похорон у православных – Ritual.ru

Похоронная служба Ritual.ru поможет вам провести похороны по православному обряду и организовать обряд отпевания в храмах и церквях Москвы и Подмосковья. Мы работаем в ритуальной сфере 25 лет и организовали за это время более 40 000 православных похорон с отпеванием.

Проконсультироваться по любым интересующим вас вопросам вы можете по телефону круглосуточной городской информационной службы 8 (495) 100-3-100 .

Возможно, вам будет интересно:

Ритуальные традиции погребения у православных людей

Традиции православных похорон: обычаи и суеверия

Православные традиции и обряды настолько тесно переплелись с древнеславянскими, что отделить одно от другого практически невозможно. Особенно это касается похоронных обрядов. Вспомните: всегда, если в доме кто-то умер, завешивают зеркала. Но мало кто знает, что это не православная традиция, а языческая. Батюшка назовет такое действие суеверием, хотя и строго судить не станет. Ведь наши корни и связь с предками настолько сильны, что легче закрыть на что-то глаза, чем пытаться полностью искоренить.

И все же нужно выполнять определенный порядок действий, чтобы провести родственника в последний путь по-православному, без язычества и собственных домыслов.

Подготовка к похоронам

Сразу после смерти тело омывают, читая молитвы. Облачают в чистые, лучше новые одежды, надевают нательный крестик, который покойный носил при жизни. Покойного укладывают в гроб, обрызгивают тело святой водой. Руки скрещивают на груди, обязательно, чтобы правая было сверху левой.

На лоб кладут венчик, рядом крест, в руки – икону (лик Спасителя мужчине, Божьей Матери женщине). Потом читают канон и в доме зажигают свечу или лампадку.

После смерти в храме заказывают Сорокоуст, так называется церковное поминовение за упокой. Похоже, это связано с тем, как православные крестятся – только правой рукой. Говорится, что все, что исходит от правой руки – божественное, а от левой – демоническое. Огонек свечи или лампадки должен гореть все время, пока умерший находится дома. Считается, что покинув тело, душа может испугаться темноты, а свет пламени ее успокоит.

Говоря начистоту, похоронный обряд у православных начинается еще при жизни. То, что наши бабушки “собирали себя на похороны”, очень по-христиански: Церковь одобряет, когда человек готовится к смерти. Это значит, что он осознает ценность жизни и со смирением принимает свою неизбежную участь. Поэтому неудивительно, что у православных сразу после смерти родственника под рукой должны быть и новые одежды, и иконы, и венчик, и свечи. Подразумевается, что все это было заготовлено заранее.

Отпевание и погребение

Отпевание – это не просто молитва за душу покойного. Это прощение всех грехов, в которых раскаялся умерший. Кстати, отсюда и пошла традиция приглашать священника к смертному одру, пока человек еще жив, в сознании и может раскаяться. Те грехи, в которых умерший не успел признаться и попросить за них прощения, батюшка отпустить не может, они “остаются за покойным”.

Есть и множество запретов, которые, тем не менее, в нашей стране часто нарушаются. К примеру, нельзя приглашать оркестр на похороны, кремировать тело, хоронить и отпевать на Пасху или Рождество. Отпевание проходит в храме, проводится уполномоченным лицом – священником. Обряды отпевания и погребения проходят так:

Гроб с телом привозят в церковь или часовню при кладбище, ставят перед алтарем. Возглашается “Вечная память”, священник читает молитву, отпускает покойному грехи. В это время родные держат свечи и молятся за душу близкого. Когда молитва батюшки окончена, родные подходят попрощаться, целуют икону или крест, обходят вокруг гроба. А вот и еще одно распространенное суеверие: гроб не должны нести близкие родственники. На православных похоронах тело умершего несут именно родные, это священный долг и большая честь. После этого гроб закрывают, погружают в катафалк и отправляются на кладбище.

Перед могилой священник читает молитву. Родные кидают на гроб по горсти земли. Обряд погребения завершен.

После этого ставят православный крест. Ставят его не так, как традиционный памятник, а в ногах, чтобы к нему было обращено лицо покойного. Конечно, не всегда есть возможность проводить похороны именно на третий день после смерти или приглашать священника: это платно, причем сумма далеко не символическая. Поэтому отпевание обычно заказывают “заочно”. В этом случае батюшка сам проводит необходимые ритуалы и передает родственникам горсть земли с отпевания. Эту землю надо будет как можно скорее высыпать на могилу.

Православные поминки

После похорон проводится поминальная трапеза. Если есть возможность, родные могут заказать поминки в кафе, если нет, поминают дома. Обычно, пока самые близкие родственники едут на кладбище, кто-то остается готовить. Например, можно попросить помочь соседей.

Поминки проводятся сразу после похорон, то есть на третий день после смерти. Если похоронили раньше, после погребения не поминают, ждут третьего дня. Если позже, тогда в день погребения. На 9, 40 дни и годовщину также поминают. Кстати, предписано в течение всех сорока дней после смерти раздавать милостыню, молиться и совершать всякие богоугодные дела – все это тоже считается поминовением.

Читайте также:  Православие и телегония: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Трапеза не должна быть “пышной”, похороны не повод для банкета. Запрещено слушать музыку, но главное, на поминках не должно быть алкоголя! Пусть это будут простые блюда, которые быстро готовятся, потому что поминки лучше проводить в молитве или воспоминаниях о близком, чем хлопоча по хозяйству. Например, традиционно православные поминают усопших кутьей. Это простая каша, приятная на вкус и, как говорят святые отцы, не требующая практически никакой мирской суеты.

Установка памятника

Спустя год крест, установленный на могиле в день похорон, скорее всего станет неопрятным или вообще придет в негодность. И не удивительно, учитывая, что большинство таких крестов деревянные. Дерево, как известно, гниет и портится от осадков, солнца и ветра. Деревянный крест нужно демонтировать и поставить на его место долговечный памятник, который будет хранить память о близком долгие, долгие годы. С этой задачей лучше всего справиться монумент из гранита.

Но православный памятник, неважно, из дерева он или из гранита, должен иметь форму восьмиконечного креста. На нем нельзя размещать фото, но разрешается сделать портрет и памятные надписи у подножия.

Как проходят похороны у русских, описание похоронных обрядов и традиций

Есть только два события, которые обязательно происходят с каждым живым существом без исключения: рождение и смерть. И одно и другое сопровождается большим количеством обычаев и ритуальных действий. Особенно это касается смерти и последующего погребения. Современный ритуал похорон значительно сокращен: у русских в древности погребение занимало столько же времени, сколько и свадебные гуляния. Ниже — о том, как менялись похоронные ритуалы с глубокой древности до наших дней.

Стихии в похоронных ритуалах

То, что следует делать с телом усопшего, с древних времен определялось местными обычаями и зависело от того, какой стихии поклонялось население. Тела после смерти сжигали, хоронили в земле, предавали усопших воде. И даже подвешивали в воздухе, на ветвях деревьев.

Взаимоотношения народа со стихиями отличалось от региона к региону. Среди древних славян были рыбаки, земледельцы, воины. Русское язычество прошло и через огнепоклонничество. Поэтому нельзя говорить о том, что русские традиции похорон были едины по всей территории.

Немалое влияние на местные обычаи похорон имели соседи. Так, северные племена, много веков контактировавшие со скандинавами, хоронили мужчин и женщин в огне и воде: снаряжали похоронную ладью, отправляли ее на воду и поджигали. Отражение традиции долгое время наблюдалось в форме гробов — их делали похожими на лодки, по сути, просто выдалбливали из колод.

Соседи степняков-азиатов предпочитали насыпать над умершими мужчинами и женщинами курганы из земли или возводили «домовины» — невысокие землянки, своего рода деревянные склепы. Но и в этом случае покойника сжигали перед тем как хоронить в земле. Верили, что вместе с дымом во время похоронного ритуала душа покойника отправляется на небо, а прах, соединившись при погребении с землей предков, хранит потомков.

Постепенно, по мере того как основным видом деятельности у мирных славян становилось земледелие, похоронные обряды русских стали тесно связаны с землей. На это повлияла и господствующая религия, православное христианство. Только с момента крещения Руси огненное погребение было постепенно заменено привычным сегодня преданием тела земле.

Древнейшие погребальные обычаи

Вера в загробную жизнь присуща каждой культуре. Отличаются только представления о том, на что похож загробный мир. Для одних это место вечных страданий души покойника, для других — место пиров и праздности. Третьи видят загробное существование как окончательное успокоение души в блаженстве. Объединяет культуры одно: отрицание небытия, нежелание верить в окончательность смерти.

Уже самые первые захоронения палеолита подтверждают это. Покойников принято было укладывать в землю в позе эмбриона: с подтянутыми к груди ногами, на боку. Это символизировало переход человека из одной жизни в другую. В более поздних захоронениях неандертальцев находят прощальные дары, которые понадобятся возрожденному в новой жизни: предметы обихода, соответствующие занятиям мужчины или женщины.

Прощальные дары

Обычай хоронить мужчин и женщин с подарками окончательно не изжит до нынешних дней. Однако древние русичи делали это с размахом.

Что дарили в прошлом

Чем более богатым и знатным был человек, тем более щедрые подарки сопровождали покойника в землю.

  • Мужчинам при погребении дарили оружие или инструменты ремесла.
  • Женщинам приносили как похоронный дар украшения, домашнюю утварь.
  • Вместе со знатным покойником хоронили убитых коней, собак, несколько слуг-соплеменников и даже жену.

Следует отметить, что жена и слуги мужчины шли на такую жертву добровольно, это считалось почетным. А после похорон по обычаю обязательно устраивали воинские состязания и пышный пир, на котором не принято было скорбеть и плакать.

Что дарят сегодня

Православная церковь неодобрительно относится к попыткам прихожан сопровождать похороны подарками. Мужчин и женщин считается правильным хоронить в том виде, в каком их допустили бы в церковь: в скромной сдержанной одежде без лишних украшений. Для женщин по церковному канону обязательна юбка и головной убор.

Однако скорбящие родственники все же пытаются превратить гроб в походный набор, укладывая туда любимые вещи усопшего, перед тем как хоронить. Чаще всего в России в гроб кладут:

  • носовые платки;
  • мобильные телефоны;
  • часы;
  • деньги;
  • расчески;
  • сладости.

Но все это считается излишним и не одобряется церковной православной традицией.

Почему покойного христиане называют «усопшим»

В глазах христианской церкви, православной и католической, вся земная жизнь считается подготовкой к более важной, загробной. Считается, что, когда человек умирает, бессмертная душа отправляется на частный Божий суд, а тело православного спит в земле в ожидании всеобщего воскрешения и Страшного суда. Именно поэтому в православии возникли понятия «усопший», то есть спящий, и «покойный» — спокойный. Похоронный ритуал у русских требует, чтобы гроб был обустроен изнутри наподобие кровати — словно тело кладут спать, а не хоронить.

Подготовка к ритуалу перехода в иной мир

Современники предпочитают обходить тему смерти стороной, не говорить о ней, чтобы не накликать преждевременно. Хранить дома предметы, связанные с погребальными ритуалами, тоже считается нежелательным.

Во всяком случае, для здоровых молодых мужчин и женщин. Да и незачем это делать: в городе все необходимое можно купить в любой похоронной службе.

Старикам по обычаю позволено иметь под рукой необходимое: одежду, покрывало, рушники, свечи. А вот у предков готовиться к смерти и похоронам было принято заранее.

Обычаи подготовки в прошлом

Если в семье имелся престарелый или больной родственник, гроб для него делали заранее и хранили на чердаке в доме. Внутрь гроба насыпали зерно: хранить гроб пустым считалось дурной приметой. В день погребения зерно отдавали птицам.

Умирающий старался делать добрые дела незадолго до смерти: раздавал долги и милостыню, прощал обиды. Почувствовав приближение кончины, умирающий ложился на лавку или на пол под образа, а дети умирающего разбирали угол крыши, чтобы дать душе покойника выйти.

Православные каноны

Христианская религия заботится о душе умирающего. Поэтому его душу начинают готовить к загробному существованию еще до перехода.

  • Пока умирающий жив, приглашают православного священника для ритуала соборования. Таинство проходит в присутствии близких. Они держат зажженные свечи, пока священник читает молитвы.
  • Если умирающий в сознании, необходимо попросить у него прощения за обиды и получить такое прощение от него.
  • После соборования умирающего исповедуют и обязательно причащают.
  • В момент смерти читают канон. Делает это либо священник, либо, если его нет рядом, любой из близких умирающего. Если душа умирающего отошла, пока читали канон, его завершают читать так называемым заупокойным припевом. Тексты канонов, которые надо читать, есть в молитвослове.
  • Бывает, что умирающий долго страдает, но душа не желает покинуть тело. В этом случае умирающему читают один особый канон, «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет».

Омовение и одевание: телесная чистота

Русский похоронный обычай требует обязательно омыть тело. Делать это разрешается любому взрослому человеку. Обязательное условие только одно — это должен быть православный. При омовении тела следует читать Трисвятое, «Господи, помилуй». Глаза и рот усопшего обязательно закрывают.

После омовения тело обряжают. Обычаи похорон у русских требуют обряжать покойника в чистую, желательно новую одежду. Русских мужчин и женщин по традиции одевают так, как собирали бы для посещения храма. Исключение по обычаю делается для незамужних девушек: их обычно хоронят в венчальном платье. Женщинам для погребения обязательно надевают косынку или шарф, мужчин предают земле с непокрытой головой.

Покойник в ожидании похорон

Усопшего укладывают на лавку головой к востоку. Чтобы его веки не открылись, на них кладут монетки. Руки складывают на груди, правую поверх левой, и фиксируют. Тело накрывают саваном. На лоб кладут венчик — полосу бумаги с текстом Трисвятой песни и изображениями Богоматери, Иоанна Крестителя и Спасителя. Венчик — символ Венца славы, награды православному христианину за верность вере. Вокруг усопшего крестообразно расставляют четыре свечи: в изголовье и изножье, и пару — по бокам.

Сразу после смерти Ангел Хранитель встречается с душой своего подопечного, чтобы провести мимо собравшихся вокруг бесов. Чтобы ослабить злые силы, близкие или приглашенные церковные служители читают Псалтирь и канон. Если тело хранится в морге, читать можно дома.

Перед выносом из дома гроб и покойника окропляют святой водой, после чего священник читает заупокойную литию. Отголоски древней традиции помогать душе вознестись дымом можно заметить в традиции окуривать тело фимиамом. Под чтение Трисвятого усопшего выносят во двор мужчины, ногами вперед.

Отпевание разрешается проводить дома, в храме либо на кладбище. Хоронить и отпевать усопшего принято на третий день, потому что по церковному канону только на исходе третьего дня душа покидает землю. Хоронят обязательно до заката солнца, головой к западу. Однако то, как проходят похороны у русских, регламентируется не одними церковными канонами, но и реалиями современной жизни. В городе церковную традицию сложно соблюсти, поэтому хоронят и на второй день, а церковные службы ограничиваются отпеванием.

Обрядовая атрибутика

В гроб по церковному канону не разрешается класть ничего лишнего. Обязательными атрибутами ритуала погребения считаются:

  • покрывало и подушка;
  • саван;
  • церковная атрибутика: крестики на шею и в руки, венчик, разрешительная молитва, икона Спасителя для мужчин либо Богоматери для женщин.

На могилу после погребения кладут венки, живые цветы, и устанавливают деревянный крест с прикрепленной табличкой, на которой указаны данные похороненного. В прежние времена крестом при погребении и ограничивались. Традиция устанавливать после года со дня смерти памятники возникла относительно недавно, и пришла в Россию из католических стран. В деревне нередко остаются верны старому обычаю и не делают памятников.

Похоронные приметы и народные традиции

  • Когда тело укладывают в гроб, руки и ноги усопшего связывают. Путы обязательно перерезают перед тем как хоронить. Родственники должны следить, чтобы веревки никто не забрал с собой — они являются сильнейшим атрибутом для черной магии.
  • Пока усопший дома, его не оставляют одного — хранят душу православного покойника от бесов.
  • Бывает, что родственники хотят положить в гроб дорогого им покойника фотографии «на память». Делать этого нельзя. Примета гласит, что тот человек, чей образ так погребен, вскоре уйдет в землю вслед за мертвецом.
  • На усопших мужчин не принято надевать галстук, на женщин — бюстгальтер.
  • Традиция занавешивания зеркал до погребения не относится к православным похоронным ритуалам и считается языческой.
  • В старину считалось, что покойного следует обязательно оплакать, только так его душа будет удовлетворена и беспрепятственно отойдет. Сегодня православные священники, наоборот, увещевают близких отпускать душу без слез и скорби, чтобы не держать душу при себе.
  • С кладбища после похорон ничего не выносят.
  • Воду, оставшуюся после омовения, обязательно выливают на землю за пределами двора, там, где не ходят люди. Лучше делать это под живое деревце.
  • Мыло, которым обмывали покойника, в старые времена высоко ценилось. Считалось, что оно продлевает красоту женщин, усмиряет мужской гнев.
  • Считалось, что смерть нередко возвращается в дом, чтобы забрать кого-то еще. Чтобы отогнать, «отсечь» смерть, один из родственников-мужчин брал топор и, держа его лезвием вперед, трижды обходил вокруг гроба, а потом бил обухом по крышке. После выноса топор клали на пороге.
  • Обряд похорон у русских требует, чтобы после выноса гроба обязательно вымыли пол одной водой, не меняя.
Читайте также:  Мощи Александра Невского: где находятся и как добраться, история, о чем просить

Поминальные обычаи

Поминки христиане по церковному канону проводят трижды: сразу после погребения, на девятый и на сороковой день. Дни отсчитывают с момента смерти, а не погребения. Эти траурные церемонии — не простая трапеза, а целый ритуал, главное в котором — вспомнить покойного, его добрые деяния при жизни. На каждый из этих дней обязательно заказывается православная церковная служба. Перед трапезой гости обязательно моют руки, осеняют себя крестным знамением и дружно читают «Отче наш».

В качестве первого блюда русские подают кутью, сладкую кашу из пшеничных либо рисовых зерен. Блюдо для похоронного ритуала должно быть освященным. Попробовать его по традиции обязан каждый из гостей.

Традиционными поминальными блюдами у русских считались блины с медом, сыта (мед, разбавленный водой) и кисель. Сегодня их заменили более современные блюда: ни один ритуал похорон у русских не обходится без пирожков и компота. По традиции, за угощение не благодарят.

Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

Православные похороны: традиции и обычаи

Похороны – православные традиции с ними связанные – это важный окончательный этап в жизни верующего христианина. Когда человек умирает, его похороны ведутся согласно традициями тех верований, которые он исповедовал при жизни. На территории России большинство жителей принадлежат к Православной церкви, поэтому стоит знать, как правильно совершать похороны по христианским традициям, чтобы избежать возможных ошибок или «перегибов».

Обряд православных похорон

Приготовление покойного к погребению

Еще тогда, когда душа не совсем рассталась с телом, священник начинает читать особые отходные молитвы. Если же служителя Церкви поблизости нет, текст могут озвучить и кто-либо из близких родственников.

Похороны православные, традиции которых верующие взяли из Священного Писания, проходят этапы, выполнявшиеся во время погребения Господа Иисуса Христа: омовение, облачении в специальную одежду и захоронение.

Считается, что тело человека – это Божий храм, поэтому, проводя его к месту упокоения, следует очень тщательно соблюдать положенный ритуал.

Но начинают процедуру только тогда, когда факт смерти засвидетельствуют официальные лица – врачи и полицейские.

Этапы подготовки тела усопшего:

  • Омовение. Сначала покойника обмывают чистой теплой водой и мылом, как символом воскрешения и чистоты перед Богом. Делают это близкие родственники, одновременно читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». По обстоятельствам может использоваться сокращенный вариант «Господи, помилуй». К телу не должны прикасаться женщины в период беременности или менструации.
  • Облачение. После омовения усопший облачается в новую одежду светлых оттенков, поверх которой может быть накинут саван, как напоминание об обязательном крещении человека. Нельзя ни в коем случае снимать с него нательный крест. Чтобы засвидетельствовать, что при жизни человек принадлежал православной церкви, его руки складывают крестообразно, влагая в них небольшую икону Спаса или Распятие.
  • Положение тела. Где бы не лежал покойник – в храме, дома или в часовне морга – его лицо должно быть повернуто на восток и направлено к иконостасу. Русские традиции похорон объясняют это требование предоставлением возможности усопшему совершать свою, безмолвную молитву Господу и святым.

Церковь считает, что молитвы могут облегчить душе переход в мир иной и общение с Господом и ангелами

Правила похорон и поминок описывают и необходимость присутствия некоторых ритуальных предметов. После положения в гроб под голову мертвого кладут специальную подушечку, набитую травой или ватой. Лучше всего, если внутри нее будут освященные растения, собранные человеком при жизни – например, веточки вербы, березовые листья, принесенные домой из храма после Вербного дня или праздника Святой Троицы.

Лоб усопшего накрывается бумажным «венчиком» с изображением Спаса, Матери Божьей и Иоанна-Крестителя, символизирующим драгоценный венец, которым Господь наградит каждого из спасенных. А вот традиции проведения похорон, диктующие класть в гроб продукты питания, личные вещи покойника или деньги – это языческое суеверие.

Проведение отпевания и панихид

Традиции и обычаи похорон в Православной Церкви уделяют особое внимание песнопениям и чтениям священных текстов на похоронах. Нужно, чтобы сразу после того, как мертвый человек был положен в гроб, началось чтение молитвослова – текста, который называется «Последование по исходе души от тела». Его может озвучивать как священник, так и близкий родственник. Считается, что это облегчит боль, которую испытывает душа, отделяясь от своего земного «жилища».

Во время панихиды читаются псалмы и молитвы

Далее следует молитва «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставлъшегося. ». После нее, до самого срока погребения, читаются строки из Псалтыря – книги, которую православные традиции похорон и поминок описывают как описание всех движений души: скорби, радости, надежды, покаяния. Псалмы перемежаются молитвой из молитвословного «Последования по исходе души».

Желательно, чтобы все то время, пока усопший не положен в могилу, в нескольких храмах по нему читались панихиды. Церковь считает, что они могут облегчить душе переход в мир иной и общение с Господом и ангелами, а также помочь обрести место в райских садах.

Погребение

Традиции похорон в России, установленные Православной Церковью, требуют, чтобы мертвые были обязательно преданы земле, а не кремированы. На кладбище открытый гроб несут близкие родственники, а в руках остальных участников процессии должны быть зажженные свечи. Перед тем, как закрыть крышку, из гроба убираются живые цветы, а лицо покойника накрывается находящимся там покрывалом. Когда «усыпальница» ляжет на дно могилы, первым горсть земли крест-накрест бросает священник, потом – поочередно все присутствующие.

Поминки

Православные традиции после похорон устанавливают черед нескольких поминок. Первые из них совершаются прямо на кладбище – всем присутствующим раздаются конфеты, пирожки или булочки. Следующие поминки устраиваются на третий, девятый и сороковой день после похорон. Впоследствии об усопшем особо вспоминают ежегодно, в день его смерти, а также облогораживают могилки в специально отведенные для этого дни.

Обычаи, обряды и традиции погребения умерших в России

Обряд погребения умершего, или тризна (древнее название) – это ритуал, который совершался после захоронения покойника. В древности восточные славяне сопровождали в мир иной человека песнями и плясками на месте сожжения тела.

Что такое смерть в православии

В любой религии признают, что после смерти тела душа человека не умирает. В православии считается, что после смерти наступает период, когда душа усопшего проходит путь осознания и принятия своих ошибок.

Толкование Библии

Погребение усопших у христиан ассоциируются с похоронами. Похороны – это дань памяти человеку, ушедшему в другой мир. К телу погребаемого относятся как к Божьему Храму. Это связано с верой в телесное воскрешение.

Что такое погребальный ритуал и его особенности

Погребальный ритуал – это ритуал прощания близких с человеком. Похороны встречаются в разных религиях.

Традиции похорон разнообразны: в современной России устраивают прощание с усопшим в траурной обстановке.

Армяне также проповедуют христианство, но обряды погребения проводят по своим традициям. В Армении принято по пути к месту захоронения бросать гвоздики, защищать свой дом от повторного появления смерти и укладывать покойника лицом на восток.

Правила православных похорон

Похороны: как правильно все сделать по-христиански, – зависит от народа. Мероприятия проводятся на 3-ий, 9-ый и 40-ой день после погребения.

Омовение тела

Тело покойника подготавливают перед грядущим воскрешением, чтобы человек вновь стал «чистым и непорочным».

Облачение покойника

Процесс облачения покойника в одежды происходит сразу после омовения. Перед покупкой одежды для захоронения необходимо определить несколько факторов:

  • отсутствие красных оттенков;
  • соответствие возрасту и полу усопшего, семейному положению.

Подготовка к похоронам

Самостоятельно подготовиться к похоронам очень трудно. Необходимо запомнить несколько правил:

  • нельзя ложиться спать в одной комнате и в одном доме с покойником;
  • во время нахождения покойника в доме нельзя разговаривать на повышенных тонах.

При подготовке к похоронам нельзя брать сдачу в магазине мелочью. Монетки означают слезы.

Положение в гроб

По православным традициям перед положением усопшего гроб, необходимо обмыть гроб снаружи и внутри святой водой. После того, как тело помещается в гроб и закрывается крышкой, его нельзя открывать.

Заочное отпевание

Заочное отпевание – это процесс, который не приветствуется, но и не возбраняется в РФ. Проводят его в случаях, если тело погибшего не найдено или по просьбе.

Панихида

Для соблюдения порядка проведения похорон и поминок у православного народа присутствует панихида. Церковная служба проводится на 3-ий, 9-ый и 40-ой день смерти.

Вынос тела и траурная процессия

Похоронные традиции в России обязуют правильно выносить тело из квартиры и мыть пол после покойника.

Что ставить на поминальный стол

Как правильно провести поминки и похороны по православным традициям: что поставить на поминальный стол?Церковь не регламентирует определенный список продуктов на поминальном столе.

Как заказать церковное поминовение

Церковные требы можно заказать во многих храмах и монастырях. Упоминание усопшего во время Литургии будет звучать до тех пор, пока стоит храм.

Требы – священнодействия и молитвословия.

Правила захоронения в родственную могилу

В родственную могилу подзахоронить только ближайших родственников. К ним относят:

  • бабушек/дедушек и внуков;
  • родителей и детей;
  • пары, чьи отношения официально зарегистрированы ЗАГСом;
  • родных братьев и сестер.

Людей, состоящих в гражданском браке, не имеют права захоранивать в общей могиле.

Нельзя приходить на похороны в светлой одежде

Считается, что одежда светлых оттенков привлекает внимание смерти. Необязательно надевать черную одежду на похороны, но рекомендуют использовать темные тона.

Допустима ли кремация для христиан

Российская церковь не одобряет кремацию, но и не запрещает ее. Служители церкви считают, что сожжение тела – это возврат к языческим временам.

Традиции православных похорон: обычаи и суеверия

В современной стране соблюдение традиций и обычаев при похоронах – это личное дело человека. Многие суеверия отходят на второй план, некоторые соблюдаются по сей день.

Беременным женщинам и детям до трех лет нельзя присутствовать на похоронах . Похороны – это большой стресс, который впоследствии скажется на малыше. Спонтанные события могут нанести вред психике ребенка.

На православных похоронах нельзя говорить: «Пусть земля будет пухом» . Популярное выражение можно услышать от множества людей, но служитель церкви не произнесет его. Фраза является отсылкой к языческим временам.

Нельзя выносить покойника головой вперед . Выносить покойника вперед ногами нужно для того, чтобы тело человека знало куда направляется. Также это объясняется тем, чтобы человеку, несущему гроб сзади, не стало страшно от лица покойника и он не уронил гроб.

Когда выносят гроб с покойным, живым нельзя оборачиваться назад . Если кто-то из присутствующих обернется назад и посмотрит на окна дома, то его снова посетит смерть. Также не стоит забывать закрывать ворота.

Можно ли вписывать некрещеных и неверующих в записку «Об упокоении» ? Не запрещается вписывать некрещенных и неверующих в записку. Категорически относятся к упоминанию в записке к самоубийцам и атеистам.

Можно ли стирать после похорон? Можно ли убирать квартиру после похорон? Регламента ведения домашнего хозяйства после похорон не существует. После выноса гроба помещение нужно продезинфицировать, а на следующее утро прибраться.

Иудейские погребальные традиции

У евреев погребальные традиции основываются на максимальном почтении памяти усопшего. Если у погибшего не осталось родственников и близких друзей, то его хоронят прохожие. Закон обязует захоронить человека как можно быстрее.

Исламские обычаи при погребении

По традициям мусульман и мужчин и женщин хоронят в просторной белой рубашке. При захоронении у татар отсутствуют гробы. Оформляют могилы без излишеств. Кремация строго под запретом.

Традиции и обряды при захоронении отличаются у представителей религий. Объединяет их максимальное почтение к усопшему, независимо от того, плохой человек или хороший.

Ссылка на основную публикацию