Православный апокалипсис: значение, толкование сегодня и по откровениям Иоанна Богослова

Православная Жизнь

Апокалипсис — последняя и самая таинственная книга Библии. Святые Отцы её почти не толковали. Текст книги не читается на богослужении в православных храмах. И в то же время многие её символы широко известны. Но насколько мы понимаем их смысл?

Сойдёт с небес святой Иерусалим и примет верных Богу. Не будет в нём ни смерти, ни плача, ни болезней. Только Божественный свет, чистая река жизни и блаженство спасённых народов…

Этим видением завершается Апокалипсис. Радостным — вопреки расхожему представлению о мрачном пророчестве Иоанна Богослова. Его Откровение — последняя книга Библии. Книга, при чтении которой, по словам Василия Розанова, обжигается язык и прерывается дыхание. Она всегда поражала воображение и вызывала много вопросов. Почему текст о спасении христиан стал синонимом жутких бедствий? По какой причине Апокалипсис не читают в православных храмах? Как понимать его образы?

Трудности толкования

Откровение не вошло в круг православного церковного чтения. Русь приняла христианство от Византии, а там к Апокалипсису относились осторожно. Да, в нём много впечатляющих пророческих видений, но так ли важны они для верующих? И вправду ли их автор — Иоанн Богослов?

Этими сомнениями объясняется необычный факт: у православных есть всего одно святоотеческое толкование книги. Его составил в VI веке святитель Андрей Кесарийский. Оно лаконично и оставляет немало вопросов. В конце XIX века в России возникло научное богословие, и Откровение стали изучать русские библеисты. Но их работу прервала революция.

В итоге почти все труды по Апокалипсису написаны католиками или протестантами. У нас исследования возобновились не так давно. Авторитетным специалистом был профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (1943-2017). Его книгу «И увидел я новое небо и новую землю» можно найти на сайте predanie.ru. В Москве Откровение изучает группа преподавателей Православного Свято-Тихоновского университета под руководством профессора Антона Небольсина. Их статьи и монографии доступны на сайте apocalypse-st.ru.

Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе

«Кого Я люблю, тех обличаю»

В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан — ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели.

В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение.

Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих».

Чем же провинились верующие? По словам богослова архимандрита Ианнуария (Ивлиева), главный их грех — измена Богу, служение идолам. Они жили среди язычников, которые пировали, ели мясо жертвенных животных, возносили хвалу римским божествам. Не участвовать в этом, держаться особняком было рискованно. И некоторые христиане делали вид, что они такие же, как все. Бог уличает их и сурово предупреждает. Строгость — одно из проявлений Его любви. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», — говорится в Откровении.

Семь печатей и четыре всадника

Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».

Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».

Эти образы вошли в культуру, но, став массовым достоянием, утратили глубину. Богословием интересуются немногие, а вот картина тотального крушения Вселенной завораживает. Хотя главный смысл библейского текста не в этом. Только люди, далёкие от религии, воспринимают Апокалипсис как безжалостный приговор человечеству.

— В Откровении много света и святости, — говорит доктор богословия Антон Небольсин. — Да, верующих ожидают скорби, но в своём терпении они уподобляются Иисусу Христу. Им не страшны испытания и даже гибель. Их ждёт великая награда.

Кто они, избранные?

Перед снятием седьмой печати Иоанну открывается дивная картина: «Великое множество людей из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!»

Кто они, избранные? «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Поразительный образ: кровь Христа очищает верующих от греха. Стойко перенесённые жизненные испытания приобщают к святости. При этом неважно, какой национальности человек, на каком языке говорит. Главное — его вера, верность Богу, терпение.

— Откровение не содержит образа комфортной, спокойной христианской жизни, — отмечает Антон Небольсин. — Тот, кто искренне следует за Христом, должен быть готов к скорбям до мученичества. Но именно через земные испытания человек приближается к Господу.

Чернобыль и звезда Полынь

Снята седьмая печать — и в небе появляются семь ангелов с трубами. На землю обрушивается новая череда бедствий. На этот раз гибнут не только люди, но и растения, животные, рыбы. «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».

Этот фрагмент стал особенно актуальным в 1986 году. Народное название полыни — чернобыльник, чернобыль. В аварии на Чернобыльской АЭС увидели сбывшееся пророчество, начало конца света, за которым последуют более страшные катаклизмы. Но богословы предостерегают от упрощённых трактовок.

— Атомная электростанция не похожа на звезду, упавшую с неба, — объяснял архимандрит Ианнуарий. — Катастрофы в Апокалипсисе означают не конкретные события, а то, что всегда сопровождало и будет сопровождать нашу греховную жизнь на земле: войны, эпидемии, бури, падения звёзд, землетрясения.

Видеть в Откровении точный сценарий будущих событий, толковать его образы буквально — ошибочный подход. «Основная и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая проповедь, состоит в том, чтобы мужественно и до конца претерпеть историю, — писал известный русский философ протоиерей Сергий Булгаков, — ибо она есть путь к Царству Христову».

Что означает «число зверя»

В 13-й главе к людям выходят два чудовища — зверь из моря и зверь из земли. Первый действует грубым насилием — это символ языческого государства. Второй «заставляет всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю». Это пропагандистская машина, призванная поставить народы на службу злу. Она действует хитро: каждому кладут начертание, то есть печать, на правую руку или на лоб. Без неё нельзя ни покупать, ни продавать.

На печати изображено число имени зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

— Наши предки не знали арабских цифр, поэтому никаких шестёрок в Откровении нет, — объясняет известный миссионер священник Георгий Максимов. — В древности цифры обозначались буквами. Любое имя можно было читать по буквам, а можно было рассматривать как ряд цифр. Их сумма давала числовой эквивалент имени. В Откровении число зверя обозначено тремя греческими буквами: хи — 600, кси — 60 и сигма — 6. В греческом языке есть разные имена с такой суммой. Но гадать на эту тему Святые Отцы запрещали. Священномученик Ириней Лионский говорил, что вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать ­какие-либо имена.

Самая загадочная глава

Каждый образ Откровения многократно истолкован. Что значит, например, книга с семью печатями? Современный исследователь Вероника Андросова в монографии «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» указывает несколько различных интерпретаций: это может быть книга жизни, книга судеб мира, правовой документ, символическое завещание и даже разводное письмо, которым Всевышний расторгает союз с неверным народом Израиля.

Но больше всего споров вызвала 20-я глава Апокалипсиса. В ней сказано, что Бог на время парализует сатану, заключит в бездну. Позже дьявол ещё выйдет и попытается взять реванш, но до тех пор, пока он в оковах, на земле восторжествуют праведники. Вот описание их триумфа: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».

Многие поняли это так: святые станут реальной властью, наступит земной рай. Праведники будут молиться и радоваться, а Бог обеспечит им пищу райского сада — изобилие плодов и ягод.

Но как бы христианам ни хотелось верить в светлое будущее уже на земле, Церковь не приняла такой теории. Истинным считается толкование Блаженного Августина: земное царство Иисуса Христа возникло с момента создания Его Церкви. Благодаря искупительной жертве Спасителя сатана утратил абсолютную власть над людьми. Те, кто в Церкви, кто приобщается её Таинств, уже сегодня торжествуют с Господом.

Время близко

Судьба последней книги Библии парадоксальна. В церковной жизни к ней обращаются редко: её текст не звучит в храмах, нет проповедей на тему прочитанного. Многие пастыри полагают, что для спасения души мирянам достаточно Евангелия и апостольских посланий, а загадочные видения способны ввести в духовную прелесть.И в то же время символы Откровения широко известны. Мы встречаем их в книгах и кинофильмах, у талантливых художников и в бульварной прессе. На Апокалипсис ссылаются авторы надуманных сенсаций и устрашающих теорий, которые на поверку оказываются результатом незнания и суеверия.

Однако есть и реальные признаки нарастающей угрозы. В 1947 году американские учёные-ядерщики создали проект «Часы Судного дня». Близость минутной стрелки к полуночи отражает вероятность начала ядерного конфликта, мировой катастрофы. Каждый год положение стрелки корректируют, в этом участвуют ведущие эксперты из разных стран. В 1947 году до полуночи оставалось 7 минут, в 1991-м — 17. Сегодня — 2 минуты.

— История завершится, когда зло подчинит себе жизнь человечества, — объяснял Патриарх Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря». — Пока в мире есть добро, Господь даёт нам время для покаяния и изменения. Но мы не должны быть наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы.

«Время близко» — эти слова в Апокалипсисе сказаны дважды: в начале и в самом конце. Они призывают христиан к особому духовному вниманию, к борьбе со злом. Испытание на верность Богу происходит здесь и сейчас.

Апокалипсис и современный мир

Беседы об Апокалипсисе

– С чего должен начинать знакомство с Апокалипсисом современный христианин?

Понимать Откровение Иоанна Богослова нужно в контексте Предания Церкви

– Апокалипсис – это очень важная и яркая книга, но надо помнить, что мы не можем лишь на ее основании давать исчерпывающие ответы на вопросы, которые перед нами ставит духовная жизнь. Свидетельство Апокалипсиса не единственное, и понимать Откровение Иоанна Богослова нужно в контексте Предания Церкви. Следует особо подчеркнуть, что эта книга является самой сложной для понимания из всего корпуса Нового завета, но, несомненно, одной из самых известных библейских книг в современном мире.

– Как понимать смысл этих бедствий?

– Некоторые толкования говорят, что бедствия – это всего лишь фон, на котором показана святость Церкви. Но большинство толкователей учат, что цель посылаемых бедствий – подвигнуть людей к покаянию. Хотя тема покаяния не очень развита в Апокалипсисе – в нем мало говорится о возможности покаяния людей, которые живут не по заповедям Божиим.

Апокалипсис учит, что пребывание в языческом мире может быть опасно для духовной жизни христианина и что последователь Христа должен Царство Небесное предпочитать «миру сему». Эта опасность неоднородна, ее можно разделить на несколько частей. Во-первых, опасность гонений. Гонения могут быть прямыми – со стороны тоталитарной, государственной власти.

Государственная машина – мощная сила, могущая угрожать христианам гонениями за то, что человек является христианином и потому отказывается принять ее божественный статус. Святой Иоанн Богослов усматривал черты царства антихриста в современной ему Римской империи, так как там существовал культ императора как бога. Кто отказывался участвовать в императорском культе, рисковал многим, вплоть до потери жизни.

Действительно, когда христиане живут в языческом мире, то они могут начать думать таким образом: «Мы подвизаемся, подвергаем себя ограничениям, а ради чего? Ведь люди вокруг нас живут так хорошо. Почему бы и нам не жить, как они»? Христос говорит Лаодикийской Церкви, что тамошние христиане разбогатели, но они не знают, что они нищи и наги. Сегодня известно, что они действительно были очень богаты: когда землетрясение полностью разрушило Лаодикию, то его жители на свои деньги смогли восстановить город, не прибегая к помощи государства.

– Образ Вавилонской блудницы также пришел к нам из Апокалипсиса. Что пророчество говорит о ней?

– Пророческая книга объединяет образ Вавилонской блудницы и сам город Вавилон. В них мы можем видеть образ современного мегаполиса с множеством развлечений, возможностей для обогащения и для удовлетворения любых запросов: материальных и чувственных. Мир наслаждения очень обольстителен, поэтому опасен для христианского духа.

В 18-й главе интересны, говоря современным языком, «детали экономического кризиса» после смерти Вавилонской блудницы

Образ Вавилона, о котором мы сказали выше, – Великая блудница, падшая женщина, обольщающая народы своими прелестями. Над ней Бог совершает суд, которого она не ожидает, и казнит ее. В 18-й главе мы слышим всеобщий плач купцов и «царей земных» – как бы мы сейчас сказали: «правителей» и «бизнесменов» – при виде смерти блудницы. Ее падение – крах их жизни.

Раздел о плаче богачей интересен своей красочностью и подробным перечислением товаров, не имеющих сбыта после катастрофы, или, говоря современным языком, «деталями экономического кризиса». Прочитаем его полностью:

Образ Вавилонской блудницы в Апокалипсисе легко применить к окружающей нас действительности: достаточно сегодня выйти на улицу и посмотреть, что делается в Москве. Мы, жители XXI века, также должны отыскивать знамения конца света в наше время, как учит Христос, чтобы и нам не оказаться обольстившимися.

Церковь состоит из людей, имеющих в миру свою профессию. В древности для того, чтобы выполнять мирские работы, очень часто приходилось входить в контакт с язычниками, вступать в профессиональные содружества, которые имели своими покровителями языческих богов. Христианин должен был сделать выбор: либо он ограничит контакт с миром язычников, не будет участвовать в формах жизни, окрашенных языческой религиозностью. Но тогда он должен быть готов на жертвы, вплоть до мученичества. Либо он может взглянуть на это сквозь пальцы: «Что такого, если я буду участвовать в языческих жертвах, мне же надо как-то жить?». Но тогда Церковь растворится среди язычников.

Христианину лучше выбрать путь мученичества, нежели путь компромисса с падшим миром. Разве этот призыв не актуален сегодня?

Примером такого ассимилирующего воздействия мира на человека и была Римская империя – самое политически могущественное и экономически развитое государство того времени. Апокалипсис является кличем против этой ассимиляции. Он показывает, что, несмотря на все блага, предлагаемые языческим миром, христианину лучше выбрать путь мученичества, нежели путь компромисса с падшими людьми. Разве этот призыв не является актуальным и сегодня?

– Когда появляется тиран, устраивающий гонения, вроде Ленина, его называют антихристом. Как антихриста видит автор Апокалипсиса?

– В Апокалипсисе два образа антихриста и его царства: два зверя и блудница. В толкованиях на книгу Откровения звери антихриста традиционно понимаются и как царства, и как цари. С одной стороны, эти образы – указание на коллективные силы, с другой – на личности. Образы зверей связаны с книгой пророка Даниила. В индивидуализированном восприятии зверь из моря – это сам антихрист, а в коллективном толковании – это вся его государственная машина.

Читайте также:  Почему женщины покрывают голову в храме и как правильно выбрать платочек в церковь

В 13-й главе говорится о двух зверях – один выходит из моря, другой из земли. Образ зверя из моря являет власть антихриста в нахрапистой форме – как прямое гонение. Второй зверь – из земли – действует уже постепенно и незаметно, обольщением.

В Апокалипсисе чередуются рассказы о жизни, современной Иоанну Богослову, с эсхатологической перспективой Конца света. Римская империя казалась воплощением антихристианской системы государства. Черты города – носителя вселенского растления – можно было увидеть в Риме, куда везли товары со всего мира, куда стремились эмигранты со всех концов ойкумены, где можно было «пожить красиво». В то же время эти образы относятся к кончине мира.

– Что делал Иоанн, чтобы отвратить христиан от этих духовных опасностей?

– Иоанн, прежде всего, показывает, что конец богоборческого мира незавиден: он подвергнется карам, от которых нет бегства. Эти кары настигают мир как в ходе истории человечества, так они же, вне всякого сомнения, постигнут мир в конце истории.

– Применим ли сегодня Апокалипсис для миссионерских целей?

– Какая из форм этой логической стратегии применима в наши дни, я не знаю, так как не являюсь, так сказать, «профессиональным» миссионером. Но мне кажется, что в сегодняшней культуре катастрофические образы Апокалипсиса слишком активно используются, оказавшись «затертыми». Люди же стали менее чувствительны к образу катастроф. Если сказать человеку: «Ты будешь наказан», – он может никак не отреагировать. Полагаться на Апокалипсис в миссионерской тактике нужно с осторожностью, привлекая дополнительные источники убеждения.

Небесная Литургия

– Церковь – Небесная и земная – противопоставляется гибнущему миру – Вавилонской блуднице. Иоанн показывает образ Церкви – Небесного Иерусалима, Невесты Агнца – Церкви прославленной, святой, где люди находят полноту общения с Богом и со Христом.

В Апокалипсисе содержится распространенное в древней Церкви учение о двух путях жизни. Читая книгу, люди видели перед собой два пути: здесь ты имеешь временное наслаждение, но итоговую погибель, а вот здесь – временное страдание, но конечную победу.

Первый раз Небесную Церковь мы видим в 4-й главе, где мы оказываемся перед Небесным Престолом (прошу прощения за обширные цитаты, но в данном случае они необходимы для того, чтобы читатель имел представление об этих красочных образах):

«И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих».

Затем следует знаменитый образ четырех животных: «…и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей». Они поют песнь «Свят, свят, свят», которая является одним из центральных моментов в Литургии: «И ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

Затем мы читаем, что старцы произносят возглас «Достоин Ты», который вошел и в богослужение (Достойно есть): «И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4: 4–11).

Затем (в 5-й главе) к старцам и апокалипсическим животным присоединяются ангельские чины, и в конце концов вся тварь воспевает песнь Богу, Сидящему на престоле, и Агнцу, то есть Христу. Так совершается Небесная Литургия.

Самый яркий образ Небесной Церкви содержится в 7-й главе Апокалипсиса. Здесь большую роль играют представители человечества, которые достойно прошли свой жизненный путь и оказались в Церкви Небесной: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

Иоанн говорит о том, что за страдания христианам следует воздаяние на небе: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них, Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 9–17).

– Что мы можем сегодня сделать для того, чтобы современных христиан отвратить от опасностей?

Данные в Откровении примеры полноты общения Бога и людей имеют огромную силу убеждения. И они должны использоваться в пастырском обиходе

– Положительные образы Апокалипсиса – Небесного Иерусалима и Небесной Церкви, – пронизывающие всю книгу, многочисленные примеры полноты общения Бога и людей, прошедших через большие страдания, и сегодня сохраняют огромную силу убеждения. В пастырском обиходе они могут и должны использоваться, но, к сожалению, используются не часто.

Литургия в Апокалипсисе

– Упоминания о Тайной вечере в Апокалипсисе нет. Есть только сама идея искупительной Крови. Но значение искупления Кровью подчеркивается в Откровении Иоанна Богослова очень резко (см.: Откр. 1: 5; 5: 9; 7: 14). То, что пролитие Крови Христом становится искуплением для людей, сказано Самим Спасителем на Тайной вечере, когда Он благословляет Чашу и передает ее ученикам, говоря, что это Кровь Его Нового Завета, которая за них изливается.

– Апокалипсис говорит о том, как совершалась Литургия во времена апостола Иоанна?

– Подробно о влиянии образов и выражений Апокалипсиса на современное богослужение я говорить не могу, потому что для этого надо быть специалистом по литургике, но совершенно очевидно, что по своему стилю Апокалипсис очень близок к нашему богослужению. К примеру, престол, вокруг которого совершаются богослужения Апокалипсиса, не может не вызвать ассоциации с устройством алтаря в современном православном храме.

Апокалипсис – книга, насыщенная литургическими мотивами. Эти мотивы, как и значительная часть образности Апокалипсиса, имеют своим источником Ветхий Завет. Например, Трисвятая песнь, которую воспевают Богу четверо животных в 4-й главе Откровения Иоанна Богослова, появляется у пророка Исаии; мы видим в Апокалипсисе также много псаломских образов.

«Достойно есть»

– В богослужении мы часто слышим восклицания, что Бог и святые достойны славы. Это же мы читаем в Апокалипсисе. Эти культурные формы как-то связаны?

В Апокалипсисе встречаются образы, связанные с императорским культом. В этом есть глубокий смысл

– Некоторые ученые отмечают в литургических по характеру местах Апокалипсиса появление образности, связанной с языческой сферой, с императорским культом. В этом есть глубокий смысл. Вся честь, которая в языческом мире незаконно, не по праву воздается человеку, императору, по праву, законно и истинно должна относиться к Богу.

Но эти же самые возгласы вошли в богослужение. Так, в песнопении «Свете тихий» мы обращаемся ко Христу: «Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными». Слово «достоин» имеет перекличку с Апокалипсисом. В 4-й главе двадцать четыре старца поют песнь: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь, и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». В 5-й главе песнь четырех животных и двадцати четырех старцев обращена уже не только к Богу-Отцу, сидящему на престоле, но и к Агнцу, то есть ко Христу, и звучит так: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени». Чуть ниже: «Достоин Агнец принять силу, и мудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение». Такие возгласы получают подлинный смысл, примененные именно к Богу: «Достоин Ты принять Славу и Честь».

Евангелие как проповедь апостолов

– Иоанн Богослов написал Апокалипсис и Евангелие. В чем мы можем увидеть связь этих двух книг?

– Эти две книги так сильно отличаются друг от друга по стилю и жанру, что в древности многие сомневались в том, что авторство принадлежит одному человеку. Но для Церкви подлинность той и другой книги несомненна. Связь мы можем увидеть, прежде всего, в начальных строках каждой из них. Пророческое прозрение пролога Евангелия от Иоанна «В начале было Слово» и пролог Апокалипсиса отмечены печатью присутствия сверхчеловеческой силы. Других людей того времени, способных к пророчествам такого масштаба, мы просто не знаем.

– В чем изначальный смысл слова «Евангелие» для самих апостолов?

– Это другое название апостольской проповеди. Когда они приходили в какой-то город и произносили проповедь, то основное содержание проповеди апостолов было в том, что Христос жил, Его распяли и Он воскрес. По сути, синоптические Евангелия – это запись апостольской проповеди.

Слово «Евангелие», по-гречески означающее «благовестие», используется как обозначение литературного жанра, но оно также является обозначением первохристианской проповеди. Евангелие – это благовестие, благая весть, а содержание этой вести в том, что Христос воскрес и побеждена смерть.

Апостол Павел не написал Евангелие в том смысле, в котором мы говорим о Евангелиях «от Марка, Матфея, Луки, Иоанна». Но, тем не менее, он говорит: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое» (Гал. 1: 11). То есть под Евангелием он понимает не записанный текст, но всю совокупность своего возвещения. Мы можем точно сказать, что в состав Евангелия в этом прямом смысле – как благовестия – входила проповедь о воскресении Христа. Точнее, она не просто входила, а была его центральной частью.

Толкование откровения про апокалипсис Иоанна Богослова

Откровения святого Иоанна – это последняя книга Нового Завета и Библии. Уникальность откровения заключается в том, что это единственная книга, повествующая об апокалипсисе, которая вошла в канон Нового Завета.

Откровение, написанное Иоанном Богословом, содержит в себе 22 главы, каждую из которых можно прочитать в интернете или купив Новый Завет. Кроме того, выпускают видео, в которых рассказывают об откровениях Иоанна Богослова и толкованиях к ним.

Основные черты откровения Иоанна Богослова

В своём откровении автор описывает события, которые будут проходить во время второго прихода Иисуса на землю, как измениться жизнь простых людей, после появления сына Бога.

В откровении перечислен ряд катастроф, которые проявят себя перед вторым Пришествием, именно поэтому книга и вошла в раздел апокалипсических. Читать её можно на любом интернет-ресурсе соответствующей тематики.

Время вхождения откровения Иоанна Богослова в канон Нового Завета

Впервые о труде Иоанна Богослова упоминается в начале II века, в трудах таких известных людей, как Тертуллиан, Ириней, Евсевий, Климент Александрийский. Но ещё долгое время после своего появления, текст про апокалипсис был неканонизированным.

Только в 383 году откровение Иоанна Богослова вошло в новозаветный канон, поспособствовал этому Иппонский собор и непосредственно Афанасий Великий. Данное решение было окончательно принято и утверждено в 419 году Карфагенским собором.

Но у подобного решения были и ярые противники в лице Кирилла Иерусалимского и святого Григория Богослова.

Согласно ряду данных, на сегодняшний день, насчитывается около 300 манускриптов Апокалипсиса, но далеко не все из них содержат в себе полную версию откровения. Сегодня читать полные версии откровений, разрешается каждому, святые отцы церквей даже рекомендуют ознамиться и понять всю суть толкования.

Толкование апокалипсиса Иоанна Богослова

В своём откровении Иоанн Богослов описывает людям видения, которые пришли ему от Бога, во время этих видений он видит следующие события:

  • появление в мире антихриста;
  • второй приход Иисуса на землю;
  • апокалипсис;
  • Страшный Суд.

Откровение заканчивается информацией о том, что Бог одержит беспрекословную победу над Дьяволом.

Видения, изложенные Иоанном Богословом на бумаге, множество раз пытались толковать, но самыми популярными до сегодняшнего дня являются толкования святых отцов.

Читать одно из понятных толкований, можно ниже.

Первое видение

Первое видение описывает человеческого сына, который держит в руках семь звёзд и располагается в центре семи светильников.

Согласно толкованиям святых отцов можно предположить, что сын человеческий – это Иисус, ведь он ещё и сын Марии, которая являлась человеком. Иисус подобно Богу, содержит в себе всё сущее.

Расположение Божьего сына посреди семи светильников указывает на то, что толкование дано семи церквям. Именно такое количество церквей стояло во главе всей религии во времена жизни Иоанна Богослова.

На человеческом сыне были надеты поддир и золотой пояс. Первый элемент одежды указывает на первосвященническое достоинство, а второй элемент одежды на царское достоинство.

Наличие у Иисуса в руках семи звёзд указывает на семь епископов. То есть, человеческий сын пристально следит и управляет действиями епископов.

В процессе видения человеческий сын приказал Иоанну Богослову записывать все дальнейшие видения.

Второе видение

Иоанн возноситься к престолу Бога и видит его лик. Престол окружает 24 старца и 4 представителя животного мира.

Толкование трактует, что рассматривая лик Бога, Иоанн, заметил исходящее от него сияние:

  • зеленное – как признак жизни;
  • жёлто-красное как признак святости и кары грешникам.

Благодаря такому сочетанию цветов Иоанн понял, что это предсказание Страшного Суда, который истребит грешников и обновит землю.

24 старца, которые окружали Бога – это люди, которые угодили ему своими деяниями.

Животные возле престола – это стихии, которыми руководит Господь:

Третье и четвёртое видение

Иоанн Богослов наблюдал, как с удерживаемой в Божьих руках книги снимаются семь печатей.

Книга, представленная в видении, указывает на мудрость Бога, а присутствующие на ней печати, ознаменуют тот факт, что человек не может понять всех замыслов Господа.

Снять печати с книги смог только Иисус, который знает, что такое самопожертвование и отдал свою жизнь за других людей.

В четвёртом видении взору Иоанна Богослова представляется семь Ангелов, удерживающих в своих руках трубы.

После того как Иисусом будет снято семь печатей, на небесах будет полная тишина, которая указывает на затишье перед бурей. После чего явиться семь ангелов, которые заиграв на своих трубах, напустят на представителей человечества семь великих бед.

Пятое видение

В ходе видения Иоанн видит, как красный змей идёт по пятам своей жены, облачённой в солнце. Война между Михаилом и красным змеем.

Согласно толкованию святых отцов, жена – это Пресвятая Богородица, однако, ряд толкователей утверждает, что это церковь.

Под ногами женщины размещена луна – это признак постоянства. На голове у женщины находиться венок с двенадцатью звёздами – это указывает на то, что изначально он была создана из 12 колен Израелевых, а после этого её руководило 12 Апостолов.

Красный змей – это образ Дьявола, который своим видом символизирует злость, направленную в сторону созданных Богом 10 заповедей.

Цель змея отобрать дитя, которое скоро должно родиться у женщины. Но в результате ребёнок попадает к Богу, а женщина бежит в пустыню.

После этого происходит битва между Михаилом и Дьяволом, согласно толкованию святых отцов – это символизирует войну между христианством и язычеством. В результате битвы змей одержал поражение, но не погиб.

Шестое видение

Наблюдается появление из морской пучины неизведанного зверя, который имеет семь голов и десять рогов.

Зверь, возникший из морской пучины – это антихрист. Но, несмотря на наличие у него черт зверя он является человеком. Поэтому те люди, которые считают, что антихрист и Дьявол одно и то же совершают огромную ошибку.

Наличие у антихриста 7 голов указывает на то, что он действует под предводительством Дьявола. Подобное сотрудничество приведёт к тому, что антихрист воцариться на земле и будет властвовать 42 месяца.

Каждый, кто отречётся от Господа, и поклонится антихристу, будет заклеймён, на его лбу или правой руке появится цифра «666».

Седьмое видение

Следующее видение указывает на явление ангелов.

В этом видении взору Иоанна Богослова предстаёт гора Синай, на вершине которой стоит агнец, окружённый 144 тысячами людей, божьих избранников из всевозможных народов.

Поднимая взгляд вверх, Иоанн видит трёх ангелов:

  1. Первый рассказывает людям «вечное Евангелие».
  2. Второй – предрекает падение Вавилона.
  3. Третий – обещает неслыханные муки тем, кто предал Бога во имя антихриста.
Читайте также:  Православие и медицина: отношение к современной, нетрадиционной и народной, мнение священников

Ангелы ознаменуют начало жатвы. Иисус бросает на землю серп и жатва начинается. На данном этапе, под жатвой подразумевается апокалипсис.

Один из ангелов жнёт виноград, под этими ягодами подразумеваются все люди, которые оказывали негативное влияние на состояние церкви.

Восьмое и девятое видения

В восьмом видение описывается семь чаш гнева.

В этом видении взору Иоанна предстаёт стеклянное море, смешанное с частицами огня. Это море подразумевает тех людей, которые были спасены после конца света.

После этого Богослов видит, как открываются небесные врата и оттуда выходит семь ангелов в белоснежных одеждах, они получают от четверых животных 7 золотых чаш, наполненных гневом Господа. По указу Господа, ангелы должны до начала Страшного Суда, вылить все чаши на живых и мёртвых.

В девятом видении Иоанном описывается всеобщее воскресенье, которое заканчивается Страшным Судом.

Десятое видение

Иоанн видит новый Иерусалим, который был построен после окончательной победы над Дьяволом. В новом мире будет отсутствовать море, поскольку оно символизирует непостоянство. В новом мире, человек забудет о том, что собой представляют, горе, болезни, слёзы.

Но частью нового мира станут только те, кто устоит перед Дьяволом и не пойдёт к нему на поклон. Если же люди не сдержатся, то они будут осуждены на вечные мучения.

Апокалипсис Святого Иоанна, это та книга, которая заставляет людей чаще посещать церкви и действительно отдавать всего себя служению Господу, поскольку никто не знает, когда настанет судный день или в мир придёт антихрист.

Ознакомившись с откровением Иоанна Богослова можно получить базовые знания о развитии и появлении Церкви, а также получить ряд советов относительно того, как нужно правильно жить, главное, понимать, что хотел преподнести Иоанн Богослов.

Отзывы и комментарии

Слышала информацию, что на самом деле числом дьявола раньше считалось не 666, а какая-то другая, менее благозвучная цифра, это правда? У этого человека были очень пугающие видения. Все-таки не хотелось бы при жизни застать Апокалипсис и Страшный Суд.

Не знаю даже, я не особо верю про апокалипсис. Все что-то обещают, многие святые предсказывали конец света. Ученые говорят, что скоро будет опять.
Кто вообще верит, мне интересно? Вы готовитесь к концу света?

Я самостоятельно расшифровала многие откровения Иоанна. Например про ангела с поднятой к небу рукой (статуя свободы в Америке). Можно приводить множество примеров, но все их растолковывают по разному. Нельзя принимать все предсказания в буквальном смысле, ведь то, чему суждено случится в любом случае произойдет.

Конечно Бог одержит победу над Дьяволом, добро всегда побеждает зло, и мы всегда за того, в кого мы верим. Единственное, всегда слышала, что 666 плохое число, но не знала откуда это взяли и почему.Теперь буду знать. Ещё не понимаю, если антихрист-человек, то дьявол-зверь?

Про конец света много историй писали, рассказывали, предсказывали. Интересно, хоть одно предсказание сбудется? Каждый имеет право на то, чтобы верить в это или нет. Так что я не особо верю, если честно!

Апокалипсис — это ведь конец света? Помню, еще Ванга предсказывала, ученые тоже. У меня подруга так поверила в это, что собиралась копать бункер. Ну я не знаю, шутила она или нет. Сейчас опять говорят, что в каком-то году случится конец света.

Мне кажется, что про Апокалипсис всегда будут много писать, снимать кино и предрекать его чуть ли не каждый год. Ведь это главный страх человечества. Его ждут, но с великим страхом. Иоанн Богослов также описывал свое видение Апокалипсиса, вероятно также ощущая, что это неизбежно.

Диавола с большой буквы писать — это у вас фирменный стиль такой? Кому принадлежит сайт? Где благословение священноначалия?

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Апокалипсис Иоанна Богослова

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Всегда люди относились к священным письменам немного с опасением. Есть сведения, что в них хранятся не только рассказы о случившемся и поучения для потомков, но и предсказания о будущем. К таким писаниям относят книгу Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. Ее считают самым точным источником тайн и предсказаний. Перевод ее был сделан из греческого языка, так что многие ученные считают, что во время таких действий с текстом, были допущены некоторые неточности. Ко всему можно относится скептически, но многие верующие говорят, что совпадения есть во многом.

Что это за книга?

Ее относят к пророческим изданиям Нового Завета. Именно она завершает весь круг священных книг этого периода. В ней каждый может найти тайные пророчества по поводу будущей жизни церкви и всего мира. Толкование Откровения Иоанна Богослова — Апокалипсиса, не имеет четких правил и именно по этому поводу священнослужители не включают его чтение во время проведения богослужений. Но именно ее текст привлекает к себе внимание не только большого числа верующих, но и просто любознательных людей, которые стараются расшифровать смысл описанных в ней загадочных видений.

Есть много трудов по поводу происхождения и значения данных пророчеств. Некоторые из них считают даже абсурдными. Особое внимание к подобным рукописям проявляется именно в те периоды жизни человечества, когда оно переживает некоторые неприятные изменения, например:

Важно помнить, что если Вы хотите понять правильно смысл писания, то необходимо принимать во внимание и суть прочих священных книг, которые относятся к Священному Писанию. Особенно уделите внимание «Толкованию на Апокалипсис» св. Андрея. Также ценностью обладает Антология на Апокалипсис св. Ипполита Римского. Но есть и в наше время старатели, которые не покидают желание разгадать его.

Кто, где и когда сотворил эти предсказания?

Считается, что автором его стал самый любимый ученик Христа. Он говорил, что ему явилось откровение самого Всевышнего. Также его перу относят и несколько других трудов. Есть некоторые сомнения по этому поводу, но все чаще находятся сходства его других трудов между собой не только по духу, но и по слогу. Пребывая в заточении его греческий язык претерпел некие изменения. Он был отделен от всех других и поэтому в его писании все чаще можно встретить некий еврейский уклон.

Относительно точных данных по написанию пророчества Иоанна Богослова Апокалипсис нет. По некоторым упоминаниям – это конец 1 века. А вот место его написания – вероятнее всего остров Патмос. Именно там свое заточение он и проводил, откуда его и отправил к другим малоазийским церквям. Но есть и такое мнение, что место, где это было сделано — Эфес. Туда он возвратился после из ссылки.

Все верующие постоянно говорят о том, что Церковь Христа постоянно испытывала некоторые преграды во время своего становления. Она вступала в борьбу с язычеством и прочими заблуждениями. Ее основной целью было становление торжества Божественной жизни на земле. Это было показано через послание Сына Господнего и дарование человечеству блаженства и вечной жизни.

Именно в этой книге можно найти изображение данных событий и торжество Церкви над всем прочим, гибель врагов и прославление ее потомков. В таком смысле было заложено определенное послание. Оно помогало обрести веру тем верующим, которые поддавались гонениям, и давало им надежду на спасение.

Книга пророчества

Расшифровка Апокалипсиса Иоанна Богослова в православии отнимает немало сил и времени. Кроме этого, необходимо владеть некоторыми знаниями для того, чтобы правильно истолковать всю информацию. Ее считают достаточно трудной для понимания и толкования. Образы в ней и таинственность описания порой играют злую шутку с теми, кто пробует ее трактовать:

  • некоторые стараются соотнести происшествия с последними событиями;
  • другие – говорят о том, что это только исторические значения 1 века;
  • а вот третьи склонны думать, что эти предсказания относят к событиям позднего времени.

Но есть и немало сведений о том, что большое количество из написанного уже свершилось. Но не стоит относится ко всему этому очень придирчиво и злоупотреблять подобными фактами. Основной причиной неправильного понимания считают отход многих от веры. Правильное понимание основано только на глубокой духовной оценке.

Очень много противоречий и разбежностей относят к 13 главе Апокалипсиса Иоанна Богослова. Изучение ее помогает глубже проникнуть в грядущие изменения последнего времени. Изначально говорилось о том, что мир постепенно будет становится только лучше и лучше. Но это не подтверждалось Библией. Мы же можем увидеть, что все идет с точностью до наоборот. Мировая религия становится богохульной и сатанинской. Большое признаков говорит о том, что наш мир движется по пути разрушения. И поэтому есть мнение, что второе пришествие Христа произойдет совсем скоро.

Иоанн Богослов Толкование «Апокалипсиса» Иоанна Богослова

Последняя книга Священного Писания, а точнее Нового Завета, носит название «Откровение Иоанна Богослова». Но чаще ее называют «Апокалипсисом». Более таинственной книги невозможно представить. А ее второе название вселяет страх. То, что в «Откровении» зашифрованы события грядущего конца света, понятно уже из названия. Но как узнать, о чем именно писал Иоанн Богослов, ведь о своих видениях апостол рассказал неоднозначно?

Немного об авторе «Апокалипсиса»

Среди двенадцати апостолов, следовавших повсюду за Сыном Божьим, был один, которому Иисус, будучи уже на кресте, поручил заботы о своей матери — Пресвятой Деве Марии. Это был Иоанн Богослов.

Евангелист был сыном рыбака Зеведея и дочери святого Иосифа (Обручника Девы Марии) Саломии. Отец был человеком состоятельным, у него имелись наемные рабочие, сам он занимал значительное место в иудейском обществе. Мать служила Господу своим имуществом. Сначала будущий апостол был в числе учеников Иоанна Крестителя. Позже вместе со своим младшим братом Иаковом Иоанн покинул лодку отца на Генисаретском озере, откликнувшись на призыв Иисуса Христа. Апостол стал одним из трех самых любимых учеников Спасителя. Святой Иоанн Богослов стал даже называться наперсником — так говорили о человеке, особенно близком кому-либо.

Когда и как был написан «Апокалипсис»?

Уже после вознесения Иисуса, в ссылке, апостолом был написан «Апокалипсис» или «Откровение о судьбах мира». После возвращения с острова Патмос, куда и был сослан, святой написал свое Евангелие в дополнение к уже существовавшим книгам, авторами которых являлись Марк, Матфей и Лука. Кроме этого, апостол Иоанн создал три послания, главная мысль которых заключается в том, что идущим за Христом нужно учиться любить.

Уход из жизни святого апостола окутан тайной. Его — единственного из учеников Спасителя — не казнили и не убили. Примерно 105 лет было святому, когда сам Иоанн Богослов настоял на собственном погребении заживо. Могилу его раскопали на следующий день, но там никого не было. В связи с этим вспоминаются слова Христа, что апостол не умрет до второго пришествия Спасителя. Многие верующие уверены в правдивости этого высказывания.

«Апокалипсис» Иоанна Богослова

Само название книги апостола в переводе с греческого языка обозначает «откровение». Написание последней из частей Нового Завета происходило примерно в 75-90 годах после Рождества Христова.

Некоторые исследователи Библии сомневаются в отношении апостола к авторству самой таинственной книги, так как стиль написания «Евангелие от Иоанна» и «Апокалипсиса» отличаются. Но существуют доводы в пользу святого.

  1. Автор называет себя Иоанном и говорит, что ему было откровение от Иисуса Христа на острове Патмос (именно там находился в ссылке святой).
  2. Сходство «Апокалипсиса» с посланиями апостола и Евангелием от его имени по духу, слогу и некоторым выражениям.
  3. Древние свидетельства, признающие, что Иоанн Богослов является автором последней книги Священного Писания. Это рассказы и ученика апостола св. Папия Иерапольского, и св. Иустина Мученика, жившего долгое время в одном городе со святым старцем, и многих других.

Суть «Откровения»

От всего Нового Завета последняя книга отличается по стилю и содержанию. Откровения от Бога, которые получил апостол Иоанн Богослов в форме видений, повествуют о появлении на земле антихриста, его числе (666), повторном пришествии Спасителя, конце света, Страшном Суде. Вселяет в сердца надежду то, что последнее пророчество книги описывает победу Господа над Дьяволом после нелегкой борьбы и появление новых неба и земли. Здесь будет вечное царство Бога и людей.

Интересно то, что число зверя — 666 — до сих пор понимаемое буквально, при толковании всей книги оказывается лишь ключом к разгадке буквенного содержания имени антихриста. Наступит нужное время — и весь мир узнает, как зовут противника Христа. Появится человек, который вычислит каждую букву в имени Сатаны.

Толкование Откровения Иоанна Богослова

Необходимо знать и помнить, что «Апокалипсис», как и любая из книг Священного Писания, требует особого подхода. Нужно пользоваться другими частями Библии, трудами св. Отцов, Учителей Церкви, чтобы правильно понять написанное.

Существуют различные толкования на «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Многие из них противоречивы. И в этом свете, по высказыванию одного из толкователей, протоиерея Фаста Геннадия, причина противоречия в том, что каждый человек по своему разуму пытается понять смысл видений святого апостола, дарованного Божьим Духом. Потому и истинная расшифровка таинственной книги возможна только благодаря Ему же. А высказывание святого Иринея Лионского гласит, что Божий Дух там, где Церковь. Только Ее толкование «Апокалипсиса» может быть правильным.

Главным толкованием «Откровения» считается труд святого архиепископа Кесарии — Андрея, датированное VI веком. Но есть книги других священнослужителей и богословов, объясняющих значение написанного в «Апокалипсисе».

Содержание начала «Апокалипсиса»

Один из современных авторов толкований последней книги Священного Писания — отец Олег Моленко. Храм Иоанна Богослова — так называется церковь, настоятелем которой он является. Его пояснения к «Апокалипсису» отражают в себе прошлые труды святых отцов, но в то же время они пропущены через призму настоящих событий и сегодняшней жизни.

В самом начале «Откровение» рассказывает о том, зачем был написан «Апокалипсис», где и как его получил апостол Иоанн Богослов. Подчеркивается важность предсказаний грядущего, подаренных людям, чтобы успеть подготовиться к Страшному Суду.

Далее содержится послание семи церквям. Толкование Иоанна Богослова показывает, что многие из предупреждений апостола, данные им через откровения, впоследствии сбылись. Так, произошел крах Ефесской Церкви.

Число 7 же указано не случайно. Оно священно и выбрано самим Богом. Здесь же — предупреждение об отмене антихристом христианских праздников и воскресного дня. Вместо этого для отдыха будет отведена суббота. На особое место числа 7 указывает многое в Библии и Церкви:

  • 7 Таинств;
  • 7 Вселенских Соборов в Церкви;
  • 7 Даров Святого Духа (основных);
  • 7 Его проявлений;
  • 7 Добродетелей (основных);
  • 7 страстей (грехов, с которыми нужно бороться);
  • 7 слов в Иисусовой молитве;
  • 7 прошений молитвы «Отче наш».

Кроме того, число 7 можно наблюдать и в жизни:

Об особенностях «Апокалипсиса»

Церковь Иоанна Богослова, настоятелем которой и является автор популярного Толкования отец Олег Моленко, собирает немало прихожан, жаждущих понять «Апокалипсис». Следует помнить, что эта книга пророческая. То есть все, о чем она рассказывает, произойдет, возможно, уже в недалеком будущем.

Трудно было читать и воспринимать пророчества в прошлом, но в наши дни кажется, что все сказанное в Откровении, написано для нас. И слово «вскоре» следует понимать буквально. Когда же это наступит? События, описанные в предсказаниях, будут оставаться лишь пророчеством до тех пор, пока не начнут сбываться, а дальше будут развиваться стремительно, потом времени совсем не останется. Это все произойдет, по толкованию отца Олега, возглавляющего храм Иоанна Богослова, с начала Третьей мировой войны, когда в ход пойдут все виды оружия, существующие в мире. О ней повествует 9 глава «Апокалипсиса». Начнется война как местный конфликт между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией, в который будет втянут весь мир. А продлится 10 месяцев, опустошив землю на одну треть от живущих на ней людей.

Можно ли без толкований правильно понять предсказания?

Почему «Откровение Иоанна Богослова» так сложно для правильного восприятия даже святым? Необходимо понимать, что апостол увидел все описанное в откровениях более 2000 лет назад и рассказал об этом доступными для того времени словами. А что касается небесного (или духовного), то это простым языком передать невозможно, отсюда символизм в пророчестве. Загадки и зашифрованные предсказания — для людей, далеких от Бога. Истинное значение всего сказанного в «Апокалипсисе» может открыться лишь духовным людям.

Еще много и долго можно говорить о пророчествах святого апостола, но одной статьи для этого будет мало. Толкования не всегда вмещаются даже в целую книгу. Церковь Иоанна Богослова (то есть апостол, как Иисус, руководит ею и покровительствует), коей считается современное православие, может дать до восьми разных толкований Священного Писания (по числу степеней духовного развития). К святым высшего уровня относится сам евангелист. Но таких, как он, единицы.

Верить или нет предсказаниям — дело каждого. Пророчества святого апостола нужны, чтобы задуматься над своей жизнью, покаяться в грехах и бороться с ними. Необходимо быть добрее и стараться противостоять злу, словно это и есть сам антихрист. Мира вам в душе!

Читайте также:  Притча о талантах: толкование и смысл, о чем говорится и чему учит

Православный апокалипсис: значение, толкование сегодня и по откровениям Иоанна Богослова

— Почему современному христианину нужно читать Апокалипсис? Чего должны мы искать в этой книге?

— Читать Откровение Иоанна Богослова нужно потому, что само слово Божие побуждает нас к этому — Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко (Откр. 1, 3). И Церковь своим Преданием свидетельствует: книга Откровения на протяжении столетий изучалась ею, хотя и не читалась непосредственно за богослужением. В Апокалипсисе Господь через Ангела Своего открыл апостолу Иоанну судьбы мира, показал особенности той брани, которую Церковь Агнца ведет с древним змием — «багряным драконом». Читая Откровение, мы получаем представление о том, как лукавый воюет с чадами Матери-Церкви и о том, какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы в этой брани устоять и победить.

— Обывательское, иначе говоря, дилетантское восприятие Апокалипсиса таково: предсказание нашего будущего и, главное, конца света. Во все времена люди искали буквальных совпадений апокалиптического пророчества и современных им событий. В год Чернобыльской катастрофы вспомнили звезду Полынь (Откр. 8, 10), поскольку чернобыльник — это именно полынь, а в минувшее лето с его аномальной жарой и засухой — чашу, вылитую ангелом на солнце (Откр. 16, 8). Стоит ли заниматься такими поисками? Как разместить события Апокалипсиса в земном времени, как ответить себе на вопрос: что уже произошло, что происходит, что произойдет?

— Ставить вопрос таким образом — стали ли мы уже непосредственными свидетелями того, что предсказано в Апокалипсисе, или еще нет — душевредно или, во всяком случае, неграмотно. Людям, которые хотели бы видеть в Апокалипсисе буквальное предсказание будущего, зачастую все равно, что читать — Иоанново Откровение или сочинения лжепророков вроде Нострадамуса или Ванги. Слово Божие всегда выше и глубже той исторической конкретики, участниками которой мы все вольно или невольно становимся. Свести Откровение к конкретной исторической эпохе невозможно. Священное Писание велит нам распознавать дух времени, в котором мы живем, но при этом помнить: времена и сроки Своего Второго Пришествия Господь положил в Своей власти и блюдет в тайне. Православные люди должны избегать соблазнов католической и протестантской среды, десятки раз пытавшейся расшифровать Апокалипсис, привязать его содержание к той или иной эпохе. Подчеркнем еще раз церковную мысль: Апокалипсис имеет своим намерением обратить читателя к его собственному сердцу; хочет дать ему импульс и духовные силы для сопротивления страстям, к победе над лукавым духом. Апокалипсис должен побуждать нас к молитве, трезвению, бодрствованию. Как говорит сама книга: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр. 3, 11). Действительно, если мы потрудимся как следует изучить самые авторитетные толкования, начиная от святителей Андрея Кесарийского и Ипполита Римского и кончая таким толкователем XIX века, как Матвей Васильевич Барсов, или замечательной книгой ныне живущего священника Геннадия Фаста, мы поместим Откровение в контекст Священного Писания, обретем ключ разумения и не будем повторять ошибок так называемых независимых богословов, чуждых духа смирения, терпения, кротости и любви. Лучше применять каждую из величественных картин Апокалипсиса не к глобальным событиям современности, а к самим себе, познавая таким образом собственные немощи и страсти, учась веровать в Бога всемогущего и всеблагого, Промысл Которого ведет Невесту Агнца — Мать-Церковь и всех ее чад ко спасению.

Святой апостол Иоанн Богослов, сын Зеведеев, брат Иакова, был любимым учеником Христа. Читая Евангелие, мы все время видим его рядом со Спасителем: на горе Фавор; в доме, где лежала умершая и воскрешенная Господом дочь Иаира; на Тайной Вечере — припавшим к груди Учителя — и, наконец — единственного из учеников! — у Креста. Именно Иоанну умирающий Иисус доверил свою Мать, и Она жила при нем до Своего Успения. От Иоанна изошло Четвертое Евангелие и три включенных в новозаветный канон Послания, в первом из которых с подлинно апостольской силой утверждается, что Бог есть любовь (Ин. 4, 8); именно поэтому Иоанна Богослова называют апостолом любви.

После евангельских событий Иоанн прожил долгую жизнь, неустанно проповедуя и именем Господним творя чудеса. Житие повествует, что император Домициан пытался казнить апостола, но, после того, как чаша с ядом не принесла Иоанну никакого вреда, отправил его в ссылку на Патмос — маленький скалистый островок в Эгейском море, традиционное место ссылки. Пещера, в которой апостол уединился для молитвы и в которой ему было дано Откровение, сразу записанное с его слов учеником Прохором, сохранилась и до сего дня посещаема многочисленными паломниками.

Первые известные науке списки Апокалипсиса датируются II веком после Рождества Христова.

— Размышляя о судьбах Церкви в современном мире и о самих себе в лоне Церкви, должно ли вспоминать Апокалипсис?

— Образ Церкви — Жены, облеченной в солнце,— как и все другие величественные образы Апокалипсиса, должен врасти в сознание каждого христианина, дабы мы черпали в них силы для несения жизненного креста. Читаешь, что эта апокалиптическая Жена облечена в солнце — разумей, что Церковь водима кормчим — Духом Святым, и Христос — Солнце правды — всегда с нею. Слышишь о том, что Жена кричит от болезней рождения — вспоминай слова апостола Павла: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4, 19). Понимай, что Мать-Церковь носит нас в своем лоне и ожидает, покуда каждый из нас обретет нравственную свободу и подлинное достоинство во Христе, который соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему (см.: Откр. 1, 6). Разумей, что Церковь в этом мире продолжает миссию Христа-Искупителя, всегда согревает своим благодатным теплом и поддерживает путников, идущих узкой стезей спасения. Не думай, что ты один на один с этим страшным чудовищем — миром, лежащим во зле, но почитай себя птенцом, согреваемым под крыльями великой птицы.

— Вы сказали уже о том, что Откровение выше и глубже истории ческой конкретики и несводимо к ней. Но коль скоро Апокалипсис — неотъемлемая часть нашего христианского сознания, мы не можем не воспринимать исторические события и через эту призму тоже. Страшные катастрофы ХХ века, звериный оскал двух мировых и неисчислимых локальных войн — не повод ли сказать, что антихрист явился, мы его видим?

— Напомню, Откровение напоминает нам о трех страшных существах: одно низвержено с неба, это багряный дракон, падший дух (см.: Откр. 12), другое выходит из моря, это сын погибели, антихрист (см.: Откр.13), а третий, выходящий из земли, это лжепророк, он заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю (Откр. 13, 12). Своим нечистым духом антихрист уже присутствует в мире, действуя через многочисленных лжепророков, имена которых нет нужды упоминать. Но явление самого «человека греха» удерживается благодатью Святого Духа по причине благочестия православных народов и особенно тех подвижников благочестия, молитвы которых слышит Бог. Безусловно, минувший век явил особую демоническую активность, разрушительную и смертоносную деятельность дьявола — как будто бы он освободился из тех мрачных недр, куда он был повергнут Христовым нисхождением во ад, Его воскресением и восхождением на небо. Наступившее тысячелетие ознаменовалось освобождением новых и новых полчищ духов, которые представлены в Апокалипсисе в виде жаб, обольщающих Вселенную (Откр. 16, 13). Мы не ошибемся, если скажем, что это духи блуда, гордыни и сребролюбия, совокупное действие которых заквашивает атмосферу современной богоотступнической цивилизации. Однако отождествлять такие явления, как наступление на нас ювенальной юстиции и секспросвета, с явлением упомянутых духов было бы все же не совсем корректно. Земная реальность дробится и множится, а образы Апокалипсиса, как уже сказано, много превосходят любое из земных явлений.

— Связание сатаны на тысячу лет и предоставление ему затем недолгой свободы — как это понимать? Как соотнести с земным временем и земной историей? Или вовсе не надо соотносить?

— Связывание падшего Денницы золотой цепью есть не что иное как последствие боговоплощения и искупительного подвига Христова, завершившегося сошествием Святого Духа на апостолов. Это тысячелетнее заключение сатаны тождественно тысячелетнему Царствию Христову на земле; срок его не должен отождествляться с тысячей наших календарных лет. Священное Писание никогда не настаивает на буквальном понимании чисел, но всегда представляет нам их в символическом значении. Тысяча лет Царствия Христова — это время Церкви воинствующей, это время спасения человеческого рода в лоне Матери-Церкви — вплоть до лет последних, когда дьяволу будет дозволено с великой наглостью и дерзостью вести обольщение народов вследствие их добровольного отчуждения от Церкви. Интуитивно все мы чувствуем, какую силу каждодневно набирает мировое зло из-за отступничества некогда христианских народов и добровольной сдачи ими позиций в пользу антихристианского духа.

— Однако первые читатели Апокалипсиса воспринимали его очень непосредственно, соотносили со словами Спасителя о скором Втором Пришествии и ждали конца времен буквально со дня на день.

— Давайте вспомним, как молились первые христиане: «Господи, да прейдет мир сей». Послания апостола Павла говорят нам, что чаяние чадами древней Церкви Второго и Страшного Пришествия Иисуса Христа было очевидностью их внутренней жизни. Живя в эпоху мученичества, ученики Христовы выдерживали лютую брань с диаволом и побеждали его пролитием собственной крови. Они молились о том, чтобы этот мир — мир, полный скверны, неправды, мир, ощерившийся на них, христиан, подобно хищному зверю — уступил, наконец, место торжеству божественной правды. Однако Дух Святой, живший в сердцах апостолов, указывал этим флагманам христианства на то, что тайне спасения человеческого рода надлежит еще совершаться в веках. В противном случае, апостолы не писали бы о грядущих последних временах, о временах, когда люди настолько развратятся (внимая обольщающим их падшим духам), что станут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы… имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 2-5). Взятые в совокупности новозаветные книги говорят об определенной исторической перспективе. Они говорят о том, что подвиг Церкви не заканчивается апостольскими временами и героической эпохой мученичества. Однако само земное время представляется взору христиан чем-то очень быстро преходящим: Близ есть при дверех (Мф. 24, 33). Чем духовнее носитель христианской веры, чем более преображен он воздействием Духа Святого, тем на большую духовную высоту он поднимается и тем лучше он способен с высоты своего молитвенного полета увидеть христианскую историю как единый миг — не деля ее на прошлое и будущее. Поэтому для разумения апостольских пророчеств, в том числе и апокалиптических, мало знать светскую и церковную историю. Важно носить в себе начаток Духа Святого, который помогает нам в единой перспективе и ретроспективе созерцать прошедшее, настоящее и будущее и, таким образом, разуметь таинственные и непостижимые в своей глубине слова Откровения.

— Можно догадаться, что под влиянием Откровения формируются представления о посмертной судьбе человека, о вечной гибели или спасении, о конце времен и Страшном Суде. Именно здесь люди чаще всего задают вопросы, кажущиеся наивными: сразу ли после смерти душа человека попадает в ад или в рай, наступит ли конец света в конкретный, календарно определяемый день или как? Или об этом лучше не задумываться?

— Задумываться должно: все людские недоумения должны разрешаться в свете Божиего Откровения. Священное Писание и Священное Предание — вот два крыла, которые могут вынести любого вопрошающего из темноты его недоумений на свет Божий. Рай и ад, по учению Церкви, открываются после Второго и Страшного Пришествия Христова. В преддверии Суда судьба каждой души человеческой определяется предвкушением — либо адских мук, либо райского блаженства. Мученики, пролившие кровь за веру, сподобляются «первого воскресения». Они духом своим живы в Боге, и их уже не страшит «смерть вторая», то есть вечная погибель. Те же, кто скончался либо в добром исповедании, либо в отчуждении от Бога по неведению или по ожесточению своему — в первом случае наслаждаются мыслью о праведном воздаянии, причащаются Божественной благодати, которая раскрылась для них уже здесь, на земле, в подвиге их покаяния, а во втором томятся и ужасаются Второго Пришествия и того окончательного осуждения, которое постигнет диавола и всех его приспешников и служителей. Подсчитывание конкретных «времен и сроков» (и даже дат) наступления Страшного Суда свойственно исключительно сектантским, еретическим вероучениям, это дело людей, чуждых Матери-Церкви. Церковь учит нас всецело доверяться Промыслу Божиему: не пытаться «дешифровать» Откровение, но черпать от него дух бодрости и веры, вверяя себя всецело Божией милости, заботясь только об одном — чтобы наш собственный уход из этого мира не застал нас неподготовленными.

— Как отражается Апокалипсис в православном богослужении, в частности, в Божественной литургии? Почему он, в отличие от Евангелий и апостольских посланий, никогда не читается за богослужением?

Как книга, принадлежащая Церкви, Апокалипсис никогда не оставался под спудом. Свидетельство тому — те замечательные по древности и глубине постижения толкования этой книги, о которых я здесь уже говорил. В древности апостольские книги не читались индивидуально, они прочитывались и изучались всем христианским обществом, и существовала традиция прочитывать Апокалипсис Великим Постом — хотя и не за богослужением. За богослужением Апокалипсис действительно не читается, потому, может быть, что установилась традиция чтения апостольских Посланий, находящихся в полном согласии и резонансе с Апокалипсисом. Ведь толкователи всегда соотносят главы об антихристе, о лжепророке с соответствующими местами из Послания апостола Павла к Фессалоникийцам и из Посланий самого Иоанна Богослова. Что же касается православного богослужения — оно находится в теснейшей связи с видениями Апокалипсиса. Священный возглас «Благословенно Царство» (см.: Откр. 12, 10 — Ныне настало спасение, и сила, и Царство Бога нашего; Откр. 12, 6 — воцарился Господь Бог Вседержитель), Престол, семисвещник и жертвенник в алтаре, Евангелие на престоле, то, что просфору, употребляемую для Евхаристии, мы называем Агнцем — все это отражение Иоанновых видений. Нет никакого смысла отделять Апокалипсис от всего корпуса книг Нового Завета, равно как и от всего Священного Писания, ведь элементы апокалиптических прозрений мы находим и у пророка Исаии, и у Иезекииля, и даже в корпусе книг, не вошедших в канон — существует, например, так называемый апокалипсис Еноха.

— Апокалипсис — очень сложная для нас книга, язык ее символов нуждается в переводе. Как нам ее читать, какими толкованиями пользоваться?

— Безусловно, нужно пользоваться толкованиями. Один из наиболее удачных трудов современности — глубоко укорененная в Предании Церкви книга протоиерея Геннадия Фаста «Толкование на Апокалипсис». Он обобщает труды предыдущих благочестивых толковников и может быть признан образцовым. Тем паче труд Матвея Барсова, одного из ученых-библеистов XIX столетия. Их исследования соотносятся с писаниями преподобного Ефрема Сирина и названными уже здесь толкователями древней Церкви. Однако, если ты не успел еще добраться до святителя Андрея Кесарийского, это не значит, что ты не можешь читать Апокалипсис самостоятельно. Откажись лишь от этой лукавой мысли — механически прикладывать читаемое к современным тебе политическим событиям. Проецируй читаемое в глубину твоего собственного сердца, черпай от Писания непосредственное назидание. Пример — послания семи Асийским Церквам. Предание не позволяет нам отнести эти главы Откровения ко всему историческому периоду Церкви воинствующей, но благочестивый читатель Апокалипсиса может применить то, что он читает, к самому себе. Это тебя Господь упрекает в охлаждении любви к ближнему — имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою (Ангелу Ефесской Церкви — Откр. 2, 4), тебя обличает в отступничестве и призывает покаяться (Ангелу Сардийской Церкви — Я не нахожу, чтоб дела твои были совершенны перед Богом моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся — Откр. 3, 1-3), это тебя Он называет ни холодным, ни горячим, но только теплым (Ангелу Лаодикийской Церкви — Откр. 3, 15-16)[1]. Господь хочет, чтобы ты был светильником горящим, чтобы ты был воистину жив, а не мертв (Откр. 3, 1), чтобы ты был христианин в действительности, а не только по названию. Господь хочет, чтобы ты подражал в ревности святым апостолам и не боялся никакого страха, зная, что надо удержать венец жизни (Откр. 3, 11) и победить лукавого, которому попущено вести брань с чадами Церкви. В каждой черте и букве Апокалипсиса — премудрость, которая питает сердце благочестивого читателя, и именно так — с открытым, трепетным и смиренным сердцем — мы должны приступать к этой вещей книге.

Беседовала Марина Бирюкова

Журнал «Православие и современность» № 17 (33)

[1] Сказанное, разумеется, не отрицает, что слова Ангела были обращены к конкретным христианским церквам-общинам Малой Азии

Ссылка на основную публикацию