Православный патриарх – кто такой, роль в России, имена Руси и РПЦ, особенности служения и сана

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется “архидиакон”.

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Патриарх: кто это, что означает титул

Кто такой Патриарх

Патриарх — это почетный титул главы Православной Церкви. Слово происходит от греч. Πατριάρχης; образовано от слов πατήρ – отец и αρχή – начало, власть, начальник или глава отцов.

Православные Патриархаты

Существует 9 православных Патриархатов:

  • Вселенский Константинопольский Патриархат,
  • Александрийский,
  • Антиохийский,
  • Иерусалимский,
  • Московский,
  • Сербский,
  • Румынский,
  • Болгарский,
  • Грузинский.

Патриарх Московский и всея Руси

1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем.

5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.

6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода.

7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:

а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;

б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;

в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;

г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

д) обращается с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви;

е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;

ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;

з) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;

и) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;

к) имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

л) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий;

м) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;

н) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;

о) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;

п) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;

р) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;

с) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви (пр. 34 свв. Апостолов, пр. 9 Ант. Собора, Карф. 52 (63));

т) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;

у) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;

ф) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;

х) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;

ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;

ч) награждает клириков и мирян церковными наградами;

ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий;

щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.

8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.

9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.

Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси.

10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по Указам Патриарха Московского и всея Руси.

Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

11. Сан Патриарха является пожизненным.

12. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.

13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью Русской Православной Церкви. Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в сooтветствии с законом.

15. В период междупатриаршества:

а) Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством Местоблюстителя;

б) имя Местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви;

в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в п. 7 раздела IV настоящего Устава, кроме пп. «ц»;

г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.

16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном п. 2 раздела II настоящего Устава, созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.

17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

а) быть архиереем Русской Православной Церкви;

б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;

в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;

г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7);

д) иметь возраст не моложе 40 лет.

Устав Русской Православной Церкви

Фото: Сергей Власов / patriarchia.ru

Патриархи в России

Пат­ри­архпери­од прав­ле­нияколи­че­ство лет пат­ри­ар­ше­ствакано­ни­за­цияимпе­ра­то­ры вре­ме­ни прав­ле­ния
1Иов1589-1605161989Федор Иоано­вич
2Гермо­ген ­(Ермо­ген)1606-161261913Смутное вре­мя, Лжедмит­рий I, Шуйский
3Филарет1619-163314Михаил Федоро­вич
4Иоасаф I1634-16417Михаил Федоро­вич
5Иосиф1642-165210Михаил Федоро­вич и Алексей Михай­ло­вич
6Никон1652-166614Алексей Михай­ло­вич
7Иоасаф II1667-16725Алексей Михай­ло­вич
8Питирим1672-16731Алексей Михай­ло­вич
9Иоаким1674-169016Алексей Михай­ло­вич, Федор Алексе­е­вич, пра­ви­тель­ни­ца Софья, Иоан V, Петр I
10Адриан1690-170010Петр I
Стефан Яворский, место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла1700-172121Петр I
Синодаль­ный пери­од 1721-1917
11Тихон1917-192581989
Священ­но­му­че­ник Петр, мит­ро­по­лит Крутиц­кий, место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла1925-1936111997
12Сергий1936-1943 – место­блю­сти­тель; 1943-1944 – пат­ри­арх
13Алексий I1945-197025
14Пимен1971 – 199019
15Алексий II1990 – 200818
16Кирилл2009 – наше время

Глава православной церкви — структура РПЦ

У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.

Кто глава Русской Православной Церкви

Патриарх Кирилл – это руководитель РПЦ.

Глава РПЦ Патриарх Кирилл

Он руководит церковной жизнью страны, а также Патриарх — начальник Троице-Сергиевой лавры и еще нескольких обителей.

Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей

На самом деле церковь имеет довольно сложную структуру и иерархию. Каждый священнослужитель выполняет свою роль и занимает предписанное ему место в этой системе.

Схема православной церкви имеет три уровня, которые были созданы еще в самом начале зарождения христианской религии. Все служители делятся на такие категории:

Помимо этого, они поделены на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» относятся монахи, а к «белому» мирские священнослужители.

Структура РПЦ — схема и описание

В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.

Звания епископов

К ним относятся:

  1. Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
  2. Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
  3. Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
  4. Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
  5. Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.

Звания иереев

Иереи делятся на «черных» и «белых».

Рассмотрим «черное» духовенство:

  1. Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие».
  2. Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители.
  3. Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.

К «белым» чинам относят:

  1. Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода.
  2. Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии.
  3. Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, …», где после отца идет имя священника.

Звания диаконов

Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.

Список «Черного» духовенства:

  1. Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу.
  2. Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.

«Белое»:

  1. Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие».
  2. Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.

Заключение

РПЦ имеет одновременно сложную, но логичную организацию. Следует понимать основное правило: её устройство таково, что из «белого» духовенства невозможно попасть в «черное» без монашеского пострига, а также невозможно не будучи монахом занять многие высокие посты в иерархии православной церкви.

О РОЛИ ПАТРИАРХА

Безусловно, авторитет Патриарха настолько высок, что каждый из Предстоятелей Русской Церкви оказывал то или иное влияние на ее историю. И здесь особенно важно учесть, в каких условиях находилась Церковь со времени возрождения в 1917 году Патриаршества. Возможно, в других обстоятельствах на первое место вышли бы проблемы устроения церковной жизни, духовные вопросы, но в годы гонений главным вопросом, стоявшим перед всеми Патриархами, оказался вопрос о выживании Церкви и о ее отношениях с государством.

Время Патриарха Тихона пришлось на переломную эпоху в истории страны, и я уверен, что далеко не каждый Первоиерарх смог бы оказаться на высоте в подобный период. Сперва главе Церкви пришлось проявить смелость и решительность, обличая гражданскую войну и начавшиеся гонения на Церковь. Патриарх и сам пострадал за это: он был арестован, а его ранняя кончина во многом обусловлена преследованиями со стороны властей.

Но в то же время в начале 20-х годов он, в отличие от многих, считавших власть большевиков временным недоразумением, понял, что сложившаяся ситуация сохранится на целые десятилетия. И это помогло ему заложить тот стиль церковно-государственных отношений, который сохранялся до самого конца коммунистической власти. В основе его было, с одной стороны, невмешательство в политическую жизнь, а с другой — твердое отстаивание своей веры и противодействие различным расколам и лжеучениям, в том числе и навязанным властью.

То, какую важную роль сыграл в этой ситуации святитель Тихон, мы видим и на примере 30-х годов, когда после его кончины Церковь вообще оказалась без Патриарха: светская власть путем репрессий не давала избрать его с 1925 по 1943 годы. Практически все это время во главе Церкви стоял митрополит Сергий, лишь в 36-м ставший официальным Местоблюстителем (до этого официально он был лишь его заместителем), а Патриархом — лишь за несколько месяцев перед своей смертью в 1943 году. И именно это стало причиной возникновения в Церкви многих разделений.

И это были уже не церковно-преступные расколы, как самосвятский или обновленческий 20-х годов, напрямую инициированные ОГПУ. Теперь причиной разделений стали, к сожалению, люди искренние, но иначе, чем митрополит Сергий, понимавшие церковно-политический курс. Если бы во главе Церкви был Патриарх, бунтовать против него никто бы не стал, да и церковный народ не поддержал бы подобного бунта. Но Сергий был всего лишь «заместителем Местоблюстителя», и такая непрочность в устроении церковной иерархии стала причиной появления новых трагических разделений. В том числе и самого большого разделения Русской Церкви — на Церковь в Отечестве и Зарубежную.

Роль возрожденного в 43-м году Патриаршества вновь оказалась весьма высокой. Патриарх Алексий I сумел добиться определенной стабилизации положения Церкви и даже отчасти возродил утраченное в 30-е годы. Патриарх Пимен выстроил отношения с брежневской властью таким образом, что в течение эпохи «застоя» храмы практически не закрывались, а гонения почти прекратились.

Мне кажется, история лишний раз подтверждает, насколько важна роль Патриарха, но в то же время она показывает нам, что не только он оказывает влияние на церковную жизнь. В Православии нет папизма, Предстоятель не может делать все, что пожелает, без воли епископата, а кроме того, хранителем Православия является и простой верующий народ.

Это лишний раз доказывает более близкая к нам ситуация на Украине, где раскольнику Филарету, попытавшемуся создать свою Церковь, так и не удалось заручиться поддержкой большинства верующих. Несмотря на помощь со стороны властей и высокий сан, которым он обладал до отлучения, Филарет внес серьезную смуту, но не смог увести за собой людей.

Думаю, это подтверждает, что сложный церковный механизм был создан не напрасно. В экстремальных условиях гонений и других трудностей, обрушившихся на Церковь в прошлом веке, он продолжал работать довольно слаженно и в любой ситуации сохранял устойчивость, удерживая Церковь от катастрофы. ■

Патриарх Тихон (1918–1925)

Избран Поместным Собором 1917–1918 годов, стал первым Патриархом после двухсотлетнего «синодального периода», а избравший его Собор был самым представительным за всю советскую эпоху. На нем, помимо архиереев, присутствовали все члены Синода, а также представители епархий (по 2 клирика и 3 мирянина), делегаты от съезда монашествующих, представители от светских и духовных вузов, от воевавших фронтов Первой мировой войны и так далее.

В число соборян вошли даже делегаты от Государственного Совета и Думы.

Несмотря на такую представительность, в течение двух туров избрать Патриарха не удалось, были избраны лишь три кандидата. Сделать окончательный выбор предложили епископам, но те предпочли вверить конечное решение жребию.

Патриарх Тихон причислен ныне к лику святых.

Патриарх Сергий (1943–1944)

До своего избрания Патриархом митрополит Сергий почти двадцать лет возглавлял Церковь. В 1925 году, почти сразу после смерти Патриарха Тихона, Патриарший Местоблюститель митрополит Петр был арестован. До 1936 года его обязанности выполнял митрополит Сергий, и только в 36-м из-за сообщения о смерти митрополита Петра владыка Сергий был назначен местоблюстителем. На Патриаршество его возвел Собор в составе 18 епископов — к 1943 году это были все оставшиеся в живых архиереи (некоторых для участия в Соборе специально освободили из лагерей). Разумеется, ни о каком участии мирян и духовенства в той обстановке не могло быть и речи.

Патриарх Алексий I (1945–1970)

Избран Собором, состоявшим примерно из 300 представителей, среди которых было по 1 клирику и 1 мирянину от каждой епархии, а также делегаты от монастырей и духовных школ. Голосование было открытым, но право голоса имели только архиереи, голосовавшие не от себя, а от имени всей епархии, выступая в роли своеобразных выборщиков. Остальные члены Собора могли лишь наблюдать за ходом голосования.

Патриарх Пимен (1971–1990)

Выборы Святейшего Пимена состоялись точно по той же схеме, что и выборы его предшественника Патриарха Алексия I. Точно так же голосование было открытым, все архиереи, начиная с самого младшего, по очереди называли имя своего кандидата. Так же, как в 1945 году, последним в цепочке (то есть самым старшим из членов Собора) оказался тот, кто набрал большее число голосов, став очередным Предстоятелем.

Патриарх Алексий II (1990–2008)

Голосование на Соборе было всеобщим и тайным. В его преддверии собрался Архиерейский Собор, избравший трех кандидатов. Участники Поместного Собора могли предложить в дополнение к ним свою кандидатуру, но таковой не нашлось.

Что означает титул Патриарха

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Значение в Православной Церкви

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси

Понятие «патриарх» греки употребляли первоначально в значении «отец, начальник». В течении веков слово обогатилось многими смыслами. Это и старейшина семьи или клана (если речь идет о традиционном «патриархальном» мире) а так же именование кого-то, почитаемого за возраст и заслуги (например «патриарх российской науки»).

В Православии Патриарх — это носитель высшего духовного сана, глава Церкви. И этот титул объединяет в себе все прочие смыслы. Православный Патриарх — это и руководитель, и самый высокий авторитет, и, наконец, батюшка.

Появление термина

В Ветхом завете патриархами называют родоначальников еврейского народа. Они делятся на допотопных и тех, кто жил после потопа. Цепочку из ранних патриархов начинает сам первый человек Адам, а завершает Ной. После Ноя жили Авраам и его потомки – Исаак, Иаков и Иосиф.

Патриарх Авраам — родоначальник избранного народа

Ветхозаветные патриархи были в полном смысле этого слова старейшинами, начальниками кочевых родов и племен. Они управляли своими родами еще не по писанным законам, а на основе укоренных нравственных представлений, жили простой жизнью пастухов, и находились в постоянном и очень тесном Богообщении, гораздо более тесном, чем у представителей более поздних времен и «цивилизованных» народов.

Полезные материалы

Наделенные мудростью и долголетием, они были хранителями обетования, данного им Всевышним, и исполнителями первых, самых простых и гармоничных Богослужений на лоне природы.

В новозаветную эпоху Патриархами именовали глав Синедриона – так называлось высшая религиозная структура в древней Иудее.

Тем не менее, в ранние века существования христианской церкви понятия о Патриархии в ней еще не оформилось, оно появилось лишь в V веке. Патриархом стали называть самого почтенного и уважаемого епископа, пользующегося непререкаемым авторитетом. Когда церковная жизнь в Византийской империи оформилась, так стали именовать самого главного епископа.

После Великой схизмы 1054 года, когда случился трагический разрыв на Восточную (Православную) и Западную (Католическую) ветви, сан Патриарха остался на востоке. Глава Римской церкви получил именование Папы.

Чем отличается Патриарх от католических Пап

В противовес западному миру, в Православии нет представления о единоличной власти первосвященника над всеми епархиями и прихожанами. Если Папа мыслится как отец и начальник всех католиков без исключения, то Патриарх – это предстоятель лишь своей поместной церкви. Более того, само по себе Патриаршество не может считаться неотъемлемой чертой Православной церкви. Есть Церкви, не имеющие Патриарха, в их числе, Элладская и некоторые другие. Русская Православная церковь так же несколько столетий жила без Патриарха.

В Православии бытует представление о «первенстве чести». Речь идет исключительно о председательствовании на церковных соборах, о месте перед престолом в случаях, когда Патриархи служат вместе, о том, чья подпись стоит выше на общецерковных документах. Никакой властью один Патриарх над другими не пользуется, все они совершенно равноправны.

Место каждого определено документом, который называется «диптих» — это перечень Поместных Автокефальных Православных церквей. Патриарх Константинопольский, несмотря на то, что стоит в диптихе первым, пользуется лишь первенством чести. Патриарх Московский имеет исторически сложившуюся пятую позицию.

Первые Патриархи христианских Церквей

В самый ранний период церковью управляли пять Патриархов: Константинопольский, Римский, Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский.

После схизмы в Византийской церкви осталось четыре Патриарха, а когда крещение приняли другие государства, в том числе и славянские – Болгария, Русь — и в них со временем утвердилась автокефалия, Патриархия утвердилась и там.

Патриаршество в России

Первый Патриарх появился в России в 1589 году, при Государе Федоре Иоанновиче. До этого русской церковью управлял митрополит, поскольку она находилась в подчинении у Константинополя. Однако, с падением империи под натиском османов и возникновением формулы «Москва – третий Рим», Вселенский Патриархат из покоренной мусульманами страны, уже не мог претендовать на главенство над церковью крупнейшего православного государства.

Святитель И́ов Московский и всея Руси, патриарх

Первым Патриархом в нашей стране стал Иов. Тогда же за ним закрепилась пятая строка в диптихе. Патриаршество сохранялось чуть более ста лет, до начала 18-го века, то есть, до момента, когда преставился Патриарх Адриан. Царь Петр Алексеевич воспротивился выборам следующего предстоятеля.

Для руководства Церковью им была учреждена Духовная коллегия, которую вскоре переименовали в Святейший Синод. Период истории русской Церкви, который называют Синодальным, завершился в том же году, когда произошел Октябрьский переворот. Тогда на Поместном Соборе на Патриаршее место был избран Московский митрополит Тихон.

Роль предстоятеля в современной Русской Православной Церкви

Священный Синод под председательством Патриарха

Функции и роль Патриарха Московского и всея Руси определены Уставом Русской Православной церкви (принят в 2000 году).

В соответствии с этим уставом Патриарх

  • «попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви, каковой он управляет «совместно с синодом, являясь его председателем»;
  • созыв архиерейских и поместных соборов, на которых он председательствует;
  • попечение о том, чтобы решения Соборов исполнялись;
  • представительская роль в сношениях с другими церквами, а так же со светской властью;
  • поддержание иерархии РПЦ;
  • издание указов об избрании епархиальных архиереев и контроль над их деятельностью.
  • Патриарх Московский и всея Руси является правящим епископом Московской епархии, управляет церковными ставропигиями.

На своем посту Патриарх пребывает до конца жизни. Сместить Патриарха можно, но такими полномочиями обладает лишь архиерейский собор.

После того, как Патриарший престол освобождается, Синод назначает местоблюстителя, избрание которого происходит из членов Синода. У местоблюстителя и Синода есть шесть месяцев для того, чтобы созвать новый Поместный Собор, на котором будет избран новый Патриарх .

Кандидат на этот пост должен отвечать ряду требований: возраст не менее 40 лет, высшее богословское образование и опыт руководства епархией.

Сама процедура выбора Патриарха на протяжении XX и XXI столетий претерпела серьезные перемены. Первый постсинодальный предстоятель Тихон был избран жребием. Последующие Патриархи «назначались» на безальтернативных выборах при жестком контроле атеистического государства. Алексий II стал первым, кого избрали тайным голосованием. После избрания новый Патриарх должен пройти торжественную церемонию интронизации. После этого он считается вступившим в должность.

Какие Поместные Церкви возглавляются в настоящее время Патриархами

В настоящее время насчитывается 15 Поместных Православных церквей. Это: Албанская, Александрийская, Американская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, Русская, Русская Зарубежная, Польская, Румынская, Сербская, Синайская, Финляндская, Чехословацкая, Элладская, Эстонская, Японская Православные церкви.

9 из них управляются Патриархами. Это Церкви (в порядке диптиха):

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Антиохийская;
  • Иерусалимская;
  • Русская;
  • Грузинская;
  • Сербская;
  • Румынская;
  • Болгарская.

Все Патриархи, управлявшие Русской Православной Церковью

Первый Патриарший (досинодальный) период: Иов, Гермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф, Никон, Иоасаф II, Питирим, Иоаким, Адриан.

Патриарх Тихон (Белавин)

Второй Патриарший период (с 1917 года до настоящего времени): Тихон, Сергий, Алексий I, Пимен, Алексий II, Кирилл.

Ныне действующий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Патриарх Кирилл – в миру Владимир Михайлович Гундяев – родился в 1946 году в Ленинграде. Отец – главный механик на военном заводе, мать – учительница. Дед и старший брат будущего Патриарха были священниками. После окончания средней школы Владимир Гундяев поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем – в Ленинградскую духовную академию.

Будучи студентом академии, принял монашеский постриг и тогда же был рукоположен в иеромонаха. В 1970 году защитил диссертацию на соискание звания кандидата Богословия. С 1976 года – занимает пост епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. С 1984 года – архиепископ Смоленский и Вяземский. В 1989 году был назначен председателем отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 1991 года указом Патриарха Алексия II возведён в сан митрополита. В 2008 году, после смерти Алексия II был назначен местоблюстителем Московского Патриаршего престола.

Православный патриарх – кто такой, роль в России, имена Руси и РПЦ, особенности служения и сана

В Ветхом завете рассказывается о десяти допотопных патриархах — это Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной (Быт.5:1-32). После потопа и до дарования Моисею закона патриархами были Авраам, Исаак и Иаков. Сыновья Иакова также называются двенадцатью патриархами. Во всех данных случаях значение слова патриарх имеет не религиозный, а родовой характер, то есть означает прародителей.

В период между заветами и новозаветное время титул патриарха носили председатели Синедриона.

В ранней христианской церкви во главе церкви стоял епископ. Титул Патриарха распространяется с V века, — его получают епископы, главенствующие над митрополитами. Термин фигурирует в документах IV Вселенского Собора (451 год).

В IX веке в Византии сложилось учение о Пентархии: В Церкви может быть лишь пять патриархов. Рассуждения о Пентархии проникли и в русскую Кормчую Книгу (Гл. 40) из Синопсиса Стефана Ефесского чрез Кормчую св. Саввы.

После Раскола 1054 года титул Патриарха закрепился преимущественно за Предстоятелями Восточной Церкви.

Полная титулатура Римского епископа до 2006 года включала среди прочих титул «Патриарх Запада».

В православии сан и звание Патриарха не имеет значения иной, высшей степени священства, нежели вообще епископская, хотя в Москве в XVII веке такой взгляд был весьма распространён. Просто патриархах — это главнейший епископ, первоиерарх в автокефальной церкви.

На Востоке

С возникновением самостоятельных славянских государств (Болгария, Сербия) и обретением автокефалии их Церквами во главе их также становились патриархи.

В России

В России первый Патриарх был поставлен московским Собором под председательством Константинопольского Патриарха Иеремии II в 1589 году.

Первым Патриархом Русской Церкви стал Патриарх Иов (годы патриаршества: 1589—1607). Во время интронизации он был снова рукоположен в епископы. В 1606 году был избран Патриарх Гермоген. Его из кандидатов, предложенных Архиерейским собором, выбрал царь Василий Иванович Шуйский .

Наибольшего могущества Патриаршая власть в России достигла при Патриархе Филарете — отце нового царя Михаила Фёдоровича. В период патриаршества Никона произошло столкновение между ним и царём Алексеем Михайловичем, причиной которого были притязания Патриарха Никона на полный судебный и имущественный иммунитет Русской Церкви.

Патриарха Иоасафа I, который заступил на Московскую Патриаршую кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником с согласия царя сам Патриарх Филарет, но установленная форма Патриаршего избрания была соблюдена и над ним. Следующий Патриарх, Иосиф, был избран жребием.

Постепенное фактическое подчинение Патриархов светской власти завершилось при Петре I, который после смерти Патриарха Адриана в 1700 году назначил не Патриарха, а Блюстителя Патриаршего Престола, а в 1721 году учредил Святейший Правительствующий Синод.

Патриаршество было полностью восстановлено Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917—1918. В 1917 году Патриархом был избран святитель Тихон (Беллавин). После кончины Патриарха Тихона в 1925 году избрание нового Патриарха не проводилось.

Уже в 1943 году был вновь созван Поместный собор. В Соборе приняли участие 19 иерархов. Кандидатура при голосовании была единственной — митрополит Сергий (Страгородский), который и был избран открытым голосованием. Затем Патриархами были Алексий I, Пимен, Алексий II. В 2009 году шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси был избран Кирилл.

Положение о Патриархе в Уставе Русской Православной Церкви

Основным документом о Патриаршестве в Русской Православной церкви является Положение о Патриархе в Уставе Русской православной церкви. Согласно этому документу, Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси», имеет первенство чести среди епископов Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя рек), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

В современном православии

Титул имеют предстоятели церквей:

В Католической церкви

В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, а также иерусалимский патриарх латинского обряда.

Патриархи — главы восточнокатолических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.

По состоянию на 2011 год в католицизме титул патриарха носят три епископа латинского обряда и шесть предстоятелей восточных церквей.

ПатриархияЛитургический обрядТитулСтранаПредстоятель
Коптская католическая церковьКоптскийПатриарх АлександрииЕгипетАнтоний Нагиб
Маронитская католическая церковьЗападно-сирийскийПатриарх АнтиохииЛиванБешар эль-Раи
Сирийская католическая церковьЗападно-сирийскийПатриарх АнтиохииЛиванИгнатий Иосиф III
Мелькитская католическая церковьВизантийскийПатриарх АнтиохииСирияГригорий III Лахам
Халдейская католическая церковьВосточно-сирийскийПатриарх ВавилонаИракЭммануэль III Делли
Армянская католическая церковьАрмянскийПатриарх КиликииЛиван, ТурцияНерсес Бедрос XIX
Иерусалимский латинский патриархатЛатинскийПатриарх ИерусалимаИзраильФуад Туаль
Лиссабонский патриархатЛатинскийПатриарх ЛиссабонаПортугалияЖозе да Круж Поликарпу
Венецианский патриархатЛатинскийПатриарх ВенецииИталияФранческо Моралья

В Древневосточных церквях

Титул патриарха носят главы ряда Древневосточных церквей

Этот раздел не завершён.

Нетрадиционные патриархаты

Кроме патриархатов, сложившихся исторически, существует ряд церквей и религиозных течений, которые используют титул патриарха в своей религиозной иерархии. В большинстве своём это церкви, возникшие на протяжении последнего столетия и нередко не разделяющие ряд традиционных консервативных христианских позиций. К таковым относятся:

Читайте также:  Можно ли православным купаться в Мертвом море: разрешено или нет, ответы и советы священников
Ссылка на основную публикацию