Притча о талантах: толкование и смысл, о чем говорится и чему учит

Притча о талантах: толкование и смысл, о чем говорится и чему учит

Притча о талантах

По материалам ответа Роберта Киосаки

Очередное сомнение относительно отношения Бога к деньгам возникло у меня еще в детстве, когда мама одного из моих приятелей, которая была достаточно богата, но постоянно напоминала нам о том, что деньги являются злом, и по этому поводу я был очень удивлен тем фактом, что она до сих пор не отнесла свои деньги в церковь.

Тогда я еще не знал о том, что говорит Бог о желании стать богатым, и я начал разбираться в том, что можно ли из Божиих заповедей сделать вывод, что только бедные попадут в рай, а богатые пойдут в ад. Противопоставление денег и Бога меня просто преследовало.

Я долго искал ответ на этот вопрос, а нашел его в детском христианском лагере, куда к нам на летний сезон приехал молодой священник. У меня перед глазами до сих пор стоит тот момент, когда он приехал к нам в лагерь с гитарой в руках, голубых джинсах и ковбойских сапогах. Своим внешним видом он изрядно смутил пожилых священников, находившихся в лагере.

Я хочу вам напомнить, что все это происходило в начале 1960-х годов на Гавайях и одетых таким образом людей мы раньше видели разве что в кино и вполне естественно, что детская часть церковного лагеря его сразу же полюбила.

В отличие от остальных священников, которые занимались только тем, что читали нам нотации и проповеди, он пел вместе с нами песни и танцевал: вместо постоянного внушения нам чувства вины он так поставил общение с нами, что мы были рады и вес

Вместо проповедей и нотаций, он предложил нам песни и танцы. Вместо внушения нам чувства вины, он сумел добиться, чтобы мы были радостными и веселыми. Самым главным у нас был начальник лагеря, который в своих живописных одеяниях напоминал нам изрядно высохший фасолевый стручок и у меня в ушах до сих пор стоит его ворчливый голос, которым он нас постоянно предостерегал от плотских жизненных радостей.

И только незрячий не смог бы увидеть ту напряженность, которая не могла не возникнуть между ним и веселым и довольным жизнью приехавшим священником.

И вот однажды, когда мы вечером сидели у костра, я опять поднял не дающую мне покоя тему денег. Пожилой священник тут же включил свою обычную шарманку про те всем известные факты , что

«удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие»

«корень всех зол есть сребролюбие»,

после чего я совсем пал духом и ощутил непомерную тяжесть вины из-за своего желания стать богатым.

А вот молодой священник решил подойти к этому спорному вопросу с другой стороны: он не стал осуждать любовь к деньгам, а решил рассказать нам притчу о талантах из Евангелия от Матфея, в которой рассказывается о богатом хозяине и трех его слугах.

Однажды богатый хозяин, отправляясь в путешествие , выдал своим слугам деньги в виде талантов. Первому он дал пять талантов, второму – два таланта, а третьему – один талант.

Слуга, который получил пять талантов, сразу же вложил их в дело и получил прибыль в десять талантов. Другому, которому дали два таланта, удалось заработать с их помощью еще два. А тот слуга, который получил один талант, не мудрствуя лукаво, просто закопал его в землю, вот откуда пошла сентенция «закопать талант в землю», правда, уже с другим смыслом.

И вот пришло время хозяину вернуться с далекой стороны и выслушать от слуг отчет об использовании выданных им денег. Тем слугам, которые вложили с прибылью данные им деньги, он сказал:

«Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина своего» (от Матфея, 25:21).

После этих слов молодой священник прервал свой рассказ и спросил нас:

— Возможно, что вы обратили внимание на фразу: «войди в радость господина своего?» Как, по-вашему, следует понимать эти слова?

Мы задумались в поисках ответа на этот вопрос. И вот одна маленькая девочка ответила:

— Этот хозяин хочет, чтобы мы имели достаточное количество денег и всякой всячины, он был бы рад, если бы мы были богатыми.

Молодой священник едва заметно улыбнулся, но ничего не сказал. Вместо ответа он продолжил свое повествование:

— А теперь послушайте, что сказал хозяину третий слуга, который решил закопать свой талант.

Он убрал свою гитару в сторону, достал Библию, открыл ее и прочел:

«Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (от Матфея, 25: 24-25).

После этого священник посмотрел на нас, чтобы удостовериться, что мы его слушаем, и сказал:

— Третий слуга сказал, что его хозяин жестокий человек и таким образом объяснил свою нерадивость.

-Так что же получается, выходит, что он обвинил своего хозяина? – опять спросила та же девочка.

Священник опять улыбнулся и прочел ответ господина нерадивому слуге:

«Лукавый раб и ленивый!» (от Матфея, 25:26).

— Почему хозяин назвал своего слугу лукавым и ленивым? –спросил кто-то из находящихся у костра, -Наверное это потому, что он ничего не заработал. Выходит так, что тот человек, который не хочет зарабатывать деньги, является лукавым и ленивым?

И снова молодой священник лишь улыбнулся, ничего не ответил, а вместо ответа продолжил читать притчу:

«Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал: Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я придя, получил бы мое с прибылью: Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов (от Матфея, 25: 26-28)

— Получается, что господин наградил работника, который принес ему наибольшую прибыль? –поинтересовался я.

-Ага, ты понял эти слова таким образом? – уточнил священник.

— По всей видимости, дело обстоит именно таким образом, — сказал я, — Естественно, что чем больше я могу заработать денег, тем больше мне будет даваться.

Молодой священник снова улыбнулся, промолчал и начал потихоньку играть на гитаре.

— А кто господин и хозяин в этой притче – наверное, Бог? – предположила одна девочка, — А мы, получается , его рабы и слуги?

— Из этой истории напрашивается вывод, что Господь Бог награждает богатых людей щедрее, чем людей бедных? – раздался еще чей-то голос.

— Если Бог – это хозяин из притчи, то выходит, что Господь Бог награждает богатых людей и наказывает бедных людей? – спросила моя соседка.

Увидев, какие выводы мы делаем из этой притчи, пожилой священник неодобрительно начал качать головой, а молодой священник продолжал что-то ненавязчиво наигрывать на гитаре, тем самым предоставляя нам возможность самим порассуждать, о чем повествует данная притча. Наконец, я услышал его голос, доносившийся до нас сквозь потрескивание костра и дым, столбом поднимавшийся в ночное, звездное небо:

— Какой, на ваш взгляд, можно сделать вывод из этой притчи о людях, которые имеют деньги, и о людях, которые их не имеют?

— Если человек не имеет денег, получается, что он ленивый? – предположил сидевший рядом со мной мальчик.

— Нет, так думать нельзя, — ответили ему, — Это не соответствует реальным положениям вещей . В нашем мире очень много бедных людей и не все они ленивые.

— Интересно, а что тогда могут означать слова: «войди в радость господина твоего»? Не означает ли это, что богатство должно приносить радость?

— Отнюдь, — возразил ему кто-то из детей. – Мои родители утверждают, что богатые лишены счастья. Папа говорит, что только бедный и хороший человек попадет в небесное царство, а мама говорит, что все зло от денег.

-Тише, тише, — послушав нас, наконец вступил в разговор молодой священник, чтобы загасить начавший было спор между нами. – Послушайте, о чем дальше говорится в этой притче.

Он отставил гитару в сторону и начал читать Библию:

«Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет» (от Матфея, 25 : 29).

В наступившей тишине особенно явственно было слышно, как потрескивал костер. Все сразу замолчали, даже оба священника, старый и молодой.

— Мда, получается, что богатые будут богатеть, а бедные — беднеть? – уточнил какай – то мальчик.

Оба священника ничего не ответили на этот вопрос.

Да где же она эта справедливость, — не унималась правдолюбивая девочка. – Ведь Господь должен помогать тем, у кого нет ничего. Где же Его милость к бедным людям.

— Да, что-то тут справедливостью и не пахнет, — сказал еще кто-то. – Как же так получается, что у имеющего человека и еще приумножится, а у не имеющих людей отнимется даже то, что есть. Ну, это уже совсем чересчур, как говорится, ни в какие ворота…

-Это что же получается, что бедные люди очень плохие? – послышался чей-то негромкий голос. В наступившей темноте я уже не смог разглядеть лица говорившего.

Мы вели неспешный разговор до тех пор, пока костер полностью не выгорел, после чего молодой священник, заливая оставшиеся угольки водой сказал нам:

— Пора идти спать. А вы перед сном подумайте над этой притчей и найдите свой ответ на нее: Одни из вас утвердятся в своей идее о том, что деньги в его жизни не имеют никакого значения. Кто-то будет думать, что все зло в этом мире происходит от богатых людей, а вот у бедного человека гораздо больше шансов попасть в небесное царство. Отнеситесь к этому очень серьезно, потому что какой бы ответ из этой притчи вы для себя ни нашли, возможно, что он определит всю вашу оставшуюся жизнь.

Правда, тогда, у костра, я не до конца понял сокровенный смысл этой библейской притчи, но все-таки для меня дошло, что господин дает деньги тому, кто умеет их приумножать и получать дополнительную прибыль. Мне показалось, что этот хозяин и господин может делать деньги буквально из ничего. Выходит, что он обладает изобретательным умом, а его творчество просто бесконечно, и, следовательно, и денег он сможет создать бесконечное множество, причем в таком количестве, что их хватит на всех.

Радость хозяина и кроется в этом его творчестве и изобилии. Жаль, что я так до сих пор и не разобрался, что же произойдет с теми людьми, которые не умеют или не хотят приумножать деньги. Конечно, кое-какие соображения у меня на этот счет имеются, а вот слова молодого священника, сказанные нам на сон грядущий, оправдались в полной мере.

Читайте также:  Канинозация Николая: почему и когда канонизировали царскую семью, история, основания

Я для себя в ту ночь нашел ответ, который определил всю мою последующую жизнь.

Ваш ответ в комментариях:

Каковы ваши взгляды на Бога и религию?

  • Как ваши религиозные убеждения влияют на отношение к деньгам?
  • Как бы вы назвали наш мир: миром изобилия или миром дефицита?

Притча о талантах — толкование и главный смысл

Притча о талантах имеет очень много толкований. Эту Притчу произносит Иисус Христос в Евангелии от Матфея. Что же на самом деле имел в виду Господь, рассказывая Притчу о талантах? Стоит отметить, что Он говорил ее в контексте второго пришествия.

О чем говорится в Притче о талантах

В Притче о талантах речь идет о богатом господине, который отъезжал с дома и дал своим рабам талантами. Первого из рабов наделил пятью талантами, второго – двумя, а третьего – одним. Каждого из них он наградил соответственно с их способностями и возможностями. Когда господин возвратился, то потребовал обратно таланты, которые он раздавал прежде. Первый раб, вместо пяти талантов, принес господину своему десять.

И похвалил его владелец за то, что он был верным рабом и умножил его богатство. Второй раб вернул тоже вдвое больше талантов – четыре. И этого раба похвалил господин. А третий раб принес один талант, тот, которым наделил его господин. Он сказал, что закопал его в землю, зная как жесток и сребролюбив его господин. Вероятно, он хотел просто сохранить то, что имел и вернул то же, что и получил от господина своего.

Но господин рассердился на его и сказал, что зная о том, каков его владелец, раб все равно закопал и спрятал талант, а не умножил его. За это он наказал раба своего и забрал у него тот талант. Господин отдал талант тем двум, которые приумножили их. А злого раба бросили в темницу. Оттуда был слышен его плач и скрежет зубов. Вывод таков: кто не имеет, у того заберется, а кто имеет, тот получит еще больше.

Толкование притчи от святителя Луки Исповедника

Святитель Лука Исповедник толкование притчи сей начинает с конца. Он говорит о последних словах в ней. Тот, кто имеет, умножится ему, тот, кто не имеет, потеряет и то, что имеет. Для земного неверующего человека эта притча вообще непонятная. Поскольку уразуметь это невозможно. В мире эта фраза кажется сверх несправедливой. И только духовные люди смогут правильно потолковать ее. Лука Исповедник говорит о том, что господином однозначно является сам Иисус Христос. Речь идет о Суде Божием.

Он считает, что талантами в притчи можно назвать все дары Духа Святого. Это и любовь, и вера, и милосердие, и разум, и мудрость и так далее. Господь очень хорошо знает всех людей, их жизненные перипетии, поэтому, как и в притче, в зависимости от возможностей человека, кому-то дается пять талантов, а кому-то только один. Но задание каждого – развивать и умножать талант, а не закопать и спрятать его. Именно это и спросит Господь на Суде: умножили ли люди талант, который им был дан. Вот за что придется ответить. Святитель Лука говорит, что умножать таланты можно по-разному.

Если это вера и любовь, то нужно каждый день думать о жертве Иисуса Христа и о том, что Он чувствовал в тот момент, когда шел на Голгофу и отдавал за нас, грешных, свою праведную жизнь. Тогда люди станут любить Его сильнее. Если талант – это ум, то нужно наполнять его и развивать, читая интересные, полезные послания, либо жития праведников.

Толкование притчи от Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

В толковании Притчи о талантах Святой Иоанн Кронштадтский также говорит о том, что господин – это Сын Божий, а мы, люди, – рабы Его. Согласно его трактовке, все мы получаем как таланты Божью благодать. Если человек имеет на земле богатство, то естественно, он должен поделиться с другими, не имеющими. С бедного человека справедливый Бог не будет этого требовать. Третий раб же сказал господину, что тот жесток. Иоанн Кронштадтский уверяет, что таким образом люди также обвиняют самого Господа Бога. Но если подумать, то Господь имеет право требовать с человека большего, нежели он дал.

Святой Иоанн наводит очень интересный пример с жизни и еще один с Евангелия. Когда люди сажают зерно, то они ожидают высокого уровня урожайности. Одно зерно должно принести плод в двадцать и больше зерен. Смоковницу, которая не приносит плода, вырубают. Иисус говорил, что если одна ветка винограда усохла, то ее нужно отсечь. Ибо, зачем она нужна, если не приносит плод. Также и с людьми. Господь имеет право требовать у человечества большего, чем то, что Он дал им. Сокровище должно сохраняться не в земле, а на небе. Земное – это временное, оно пропадет, а небесное – будет жить вечно.

Толкование притчи о талантах от Митрополита Антония Сурожского

Трактуя притчу о талантах, Митрополит Антоний Сурожский выделяет три проблемы, из-за которых человек не развивает данный ему талант. Первая причина – это иллюзия беспечности. Талант получил, надежно закопал, все хорошо. Вторая причина – малодушие. Как много люди теряют из-за этого качества, просто потому, что боятся рискнуть. Да, в какой-то мере, это очень большой риск, но и этот факт не оправдает человека на Суде.

Господь справедливо заберет у него талант и отдаст тому, кто готов рискнуть и вернуть больше. Третья причина, по словам Митрополита Антония, – это недостойная человека жизнь. Возможно, Господь подарил кому-то очень доброе, чувственное сердце, но из-за того, что человек слишком любит себя, он не может воспользоваться им правильно и найти в сердце место для кого-то еще.

Притча о талантах учит людей тому, что в земной жизни нет времени для того, чтобы материально обогащаться или жить в свое удовольствие. Ведь на Суде Господь спросит с каждого, где находится его сокровище: в земле или на небе.

Видео: Смысл притчи о талантах

Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
>> Исследуйте Писания
Просмотров: 16016

Страниц в этой нити: 1 | 2 | 3 | 4 | (показать все)

Island
Христианин
# 769894
Новое толкование притчи о талантах(вн.)

Исправлено пользователем Island 20/06/10 14:27.

Реформат
# 769900
Re: Новое толкование притчи о талантах(вн.) [re: Island, #769894]
alexey957
Верующий
# 770101
Re: Новое толкование притчи о талантах(вн.) [re: Реформат, #769900]

Допустим, некий грешный человек услышал Благую весть, пришёл в Церковь, с радостью принял Христа, крестился. При этом он получил некий дар Благодати. Но вера его не имела глубоких корней, как семя, посеянное на каменистых местах. Свой образ жизни менять не захотел: ходил по кабакам, пьянствовал, блудил, обманывал, сквернословил и т.п. Потом и Церковь посещал всё реже и реже. Вот это и называется: закопать талант в землю. И, конечно, Господь Бог не позволит ему так пренебрежительно относиться к Своим духовным дарам и отнимет у этого нечестивца всю благодать, которая у него была и отдаст тому доброму христианину, который всерьёз встал на путь духовного возрождения.

Island
Христианин
# 770104
Re: Новое толкование притчи о талантах(вн.) [re: ВСЕМ, #769894]
НиколайС
)всегда радуюсь, за все благодарю, всем доволен, верю в большее, надеюсь на лучшее, стремлюсь к умножению любви, постоянно торжествую, всегда в победе )
# 770133
Re: Новое толкование притчи о талантах(вн.) [re: Island, #769894]
IEDIDIYA
христианин
# 770138
Re: Новое толкование притчи о талантах(вн.) [re: Island, #769894]

Там вполне ясно сказано: хозяин (Иегова) был весьма заинтересован в том, чтобы рабы умножали именно его богатство

Исправлено пользователем IEDIDIYA 22/06/10 01:54.

Мозговед
# 770147
Re: Новое толкование притчи о талантах(вн.) [re: НиколайС, #770133]

Я бы даже более точный диагноз поставил. Это сознательное извращение написанного.

НиколайС
)всегда радуюсь, за все благодарю, всем доволен, верю в большее, надеюсь на лучшее, стремлюсь к умножению любви, постоянно торжествую, всегда в победе )
# 770162
Re: Новое толкование притчи о талантах(вн.) [re: Мозговед, #770147]
alexey957
Верующий
# 770166
Re: Новое толкование притчи о талантах(вн.) [re: Island, #770104]

alexey957, вы попались на подмене понятий для нас талант – это одно а для иудеев – совершенно другое

Исправлено пользователем alexey957 22/06/10 09:53.

leib2009
# 770187
Re: Новое толкование притчи о талантах(вн.) [re: alexey957, #770166]

путь к Иисусу всегда открыт, чтобы снять покрывало.

Вере еврея предшествует потребность в истине, добре, справедливости, что, собственно, и проповедовали еврейские пророки. Сущность иудаизма в проникновенной близости к Б-гу, любви к ближнему, активном служении добру. Еврей,приняв Б-жественный смысл и волю Б-жью, становится творцом, источником добра; из получателя делается помощником Все­вышнего.
Самым драгоценным даром, талантом для иудея яляется Б-жественная душа, которой одарил Творец творение Свое. Не только не осквернить ее, но и возвысить, приумножить свое Б-гоподобие – является смыслом и назначением жизни верующего еврея.

То, что будет после ухода нашего, Всевышний называет сокровенным и берет на себя осуществление нашего инобытия. И, по моему мнению, предназначение, смысл и цель нашего существования, драгоценная сердцевина блаженства земного бытия состоит в том, чтобы не только сохранить душу в первозданной чистоте, но и возложить на алтарь, сотканный из светлого, осмысленного добра, еще новый луч, зажженый и нами.

Суть иудаизма не столько в покорности и смирении, сколько в жажде справедливости, истины, в творческом поиске путей приближения к Вечносущему. Кротость и смирение не чужды иудаизму, но при этом, доминирующее значение имеет духов­ное устремление, мужественное, активное служение добру, принося­щее в миробытие Б-жественное преображение.

Притча о талантах: толкование и смысл, о чем говорится и чему учит

От данной евангельской притчи происходит крылатое выражение «Зарывать талант в землю». Им обозначают оставление без пользы каких-либо знаний, опыта или духовных качеств, пренебрегать ими. [5]

От церковно-славянского текста притчи произошло другое крылатое выражение, употреблявшееся в России XIX века: «овому талант, овому два». Его использовали как для обозначения социального и имущественного неравенства людей, так и для отражения разносторонности чьих либо дарований. [6]

Примечания

Притча о талантах на Викискладе ?
  1. Иосиф Флавий. «Иудейские древности» (книга XVII)
  2. 12Евангелие от Луки // Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А. П. Лопухина
  3. 12Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета
  4. 12Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея
  5. Зарывать талантъ свой въ землѣ // Яндекс. Словари
  6. Зарыть талант в землю // Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
Притчи Иисуса Христа
Канонические
новозаветные
притчи
О Царствии БожиемО сеятеле • О плевелах • О посеве и всходах • О горничном зерне • О закваске • О сокровище • О жемчужине • О неводе
О закваске фарисейской,
страхе человеческом
и уповании на Бога
О безумном богаче • О бодрствующих рабах и домоправителе • О рабах верных и неверных воле господина
О покаянииО заблудившейся овце • О потерянной драхме • О блудном сыне
Обличительные притчиО двух сыновьях • О злых виноградарях • О брачном пире
Увещания
к бодрствованию
О верном и злом рабе • О десяти девах • О талантах (О десяти минах) • О Страшном суде
ДругиеО человеке, просящем хлеба в полночь • О немилосердном заимодавце • О первых и последних местах • О званных на вечерю • О добром самарянине • О Добром Пастыре • О бесплодной смоковнице • О строителе башни • О царе, идущем на войну • О неверном управителе • О богаче и Лазаре • О неправедном судье • О мытаре и фарисее • О работниках и винограднике • Притча о неплодной смоковнице в винограднике • Притча о распускающейся смоковнице • Притча о верном слуге • Притча о семени, возрастающем в земле неприметным образом • Притча о свече под сосудом • Притча о работнике пришедшем с поля • Новое вино в ветхие мехи • Притча о купце, ищущем хорошего жемчуга • Притча о сильном человеке • Притча о дереве и плодах его • Притча о двух должниках • Притча о немилосердном должнике • Притча о мудром и глупом строителях
Апокрифические
притчи
Евангелие от Фомы: Притча об убийце • Притча о пустом кувшине (одиннадцать прочих притч имеют новозаветные параллели)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Притча о талантах” в других словарях:

Притча о богаче и Лазаре — (Codex Aureus Epternacensis, 1035 1040 годы) Притча о бо … Википедия

Притча о двух сыновьях — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея. У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел … Википедия

Притча о работниках в винограднике — Притча о работниках в винограднике … Википедия

Притча о добром самарянине — «Добрый самарянин», Рембрандт Притча о добром самарянине (Притча о добром самаритянине, П … Википедия

Притча о десяти девах — Мудрые и неразумные девы (Петер Йозеф фон Корнелиус, ок. 1813) Притча о десяти девах одна из прит … Википедия

Притча о блудном сыне — Запрос «Блудный сын» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Притча о заблудившейся овце — Добрый Пастырь (Филипп де Шампань, XVII век) Притча о заблудившейся овце одна из притч Иисуса Христа … Википедия

Притча о потерянной драхме — Найденная драхма (Джон Эверетт Милле, 1864) Притча о потерянной драхме одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от … Википедия

Притча о человеке, просящем хлеба в полночь — Настойчивый друг (Джон Эверетт Милле, 1864) Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в … Википедия

Евангелие. Притча о талантах

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

По прошествии веков смысл рассказанной Спасителем притчи о талантах сделался настолько общепонятным, что само слово «талант», означавшее некогда крупную сумму денег, стало обозначать человеческую способность к труду и овладению ремеслами, занятиями искусством и наукой.

Талант – дар Господень. Все, что люди привыкли называть своим: здоровье и силы телесные, богатство и житейская смекалка, умелые руки мастера, глубокий ум ученого, чувство красоты у художника – все это не наше, а Божие. Эти дарования даются людям не просто так, но чтобы каждый в меру сил приумножал их ревностным служением Всевышнему и ближним. И в урочный час Правосудный Господь строго спросит каждого: на добро или на зло использовал ты вверенные тебе таланты?

Вот так в евангельской притче господин вручает своим рабам таланты: одному – пять, другому – два, третьему – один, каждому по его силе (Мф. 25, 14). Прошло много лет, прежде чем господин вернулся и потребовал у слуг своих отчета. Получившие пять и два таланта вдвое приумножили врученное им некогда достояние и удостоились похвалы: добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Не таков оказался третий раб: получив всего один талант, он пошел и закопал его в землю, а теперь принес господину и дерзко говорит: …я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф. 25, 24–25).

Услышав такой ответ, разгневанный владыка приказывает выбросить лукавого раба во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30). Постигшим смысл этой притчи ясно: так же поступит Господь господствующих и Царь царствующих с теми из нас, кто зароет в землю данные ему от Бога таланты.

Что значит зарыть талант в землю? Земля – это тело наше, созданное из земли и предназначенное земле, но жадное до пищи и питья, ненасытное в удовольствиях. Земля – это земное богатство, честь и слава, людская похвала и человеческая зависть. Отдавая жизнь служению своему телу или суетному тщеславию, мы зарываем данные нам от Бога таланты во прахе. Суровый приговор изрек таковым Господь!

Христиане призваны бодрствовать над своей душой, подвизаться в делах благочестия, неустанно нести на себе бремя семейного и общественного служения, прилежать к выпавшему на их долю труду. Разнеженная лень, лукавая праздность, допущенные даже на время, могут стать непреодолимым препятствием на пути к спасению. Постоянство в служении Богу и ближним, постоянный порыв к совершенству – только так умножаются человеческие таланты, только так торится тропа в Царство Небесное.

«Жестоким» назвал лукавый раб господина, требовавшего от него труда для приумножения вверенных ему богатств. Жесток ли Отец Небесный, заповедавший падшему человечеству: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19)? Нет, только не понимающий путей Промысла Божия может счесть это жестокостью и проклятием. За внешней суровостью слов, обращенных к изгоняемым из рая прародителям нашим, скрывалось Небесное Милосердие, дарующее надежду. Дабы очиститься от скверны первородного греха, душа человеческая должна осолиться двойной солью, омыться двойной влагой: солеными слезами покаяния и соленым потом труда.

Небесный Отец – строгий Учитель и Воспитатель. Его Благость ничего не имеет общего с безумием тех «добреньких» родителей, которые всячески ублажают своих детей, а потом удивляются: почему они вырастают ленивыми и злыми, неприспособленными к жизни и ни на что не годными? Сквозь множество испытаний проводит Господь Своих избранников, и так крепнут и расцветают их души.

Мускулы атлета, оставшись без упражнений, постепенно слабеют – и красивое мощное тело превращается в заплывшие жиром телеса. Вот так же душа дряблая и разнеженная, не закаленная в трудах, становится неспособной к брани духовной и с легкостью порабощается диаволом. «Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидают непрестающий плач и скрежет зубов», – восклицает святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В этом мире, созданном Премудростью Божией, все приносит плод: земля взращивает растения, плодоносят злаки и деревья, звери, птицы и рыбы приносят потомство. А человек, как духовное существо, должен взращивать в себе плоды духовные. Горе бесплодному! Его таланты, зарытые в землю, омертвеют и сгниют, а опустошенная душа сделается непригодной для Горнего Царства, станет годной только на потребу пламени адского. Благо плодоносному! Велика награда, ожидающая его, заслуженная им во время земного служения. Очевидно, что якобы жестокий господин из евангельской притчи о талантах желал просто испытать своих слуг, чтобы в трудах они сделались искусными, закаленными, стойкими и стало можно поставить их над многим (см.: Мф. 25, 21). Вот так же и Господь, взирая на умножающих данные им таланты во славу Божию, готовит им небесные венцы.

Некоторым кажется, что их дарования слишком малы, такие иногда даже впадают в ропот и зависть к более талантливым. Но на всяком месте можно угодить Господу! Трудолюбивый крестьянин или рабочий может взойти на высоты Царства Божия, а повелитель стран и народов – низринуться на самое дно преисподней. Бездушный богач после смерти своей с нестерпимой завистью смотрел на нищего калеку Лазаря, удостоившегося райского блаженства. Ленивому рабу из евангельской притчи не надо было наживать на данный ему талант еще пять или десять, достаточно было приумножить вверенное хотя бы вдвое, чтобы услышать: войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Господь наделяет каждого талантами по силам его души и не требует от человека непосильного ему. О разных же поприщах служения Богу в земной жизни святой Апостол Павел говорит:

Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 13–27).

Откуда человек знает, малы или велики данные ему Господом таланты? Рыбак Петр сделался первоверховным Апостолом. Молитва нищего Алексия, человека Божия, восходила прямо к Престолу Всевышнего. Не князем и не боярином, а простым купцом был Косма Минин, но заслужил славное звание спасителя отечества.

Преподобный Арсений Великий в юности получил блестящее светское образование, был воспитателем императора. Но удалившись в поисках спасения в пустыню, он сделался смиренным учеником египетских старцев-отшельников. Когда его спросили, чему он учится у этих старцев, многие из которых не знали даже грамоты, преподобный Арсений отвечал: «Науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал азбуки, которая преподается этими ничего не знающими в учености мира».

Большие дарования таят в себе и великий соблазн, и грозную опасность для наделенного ими человека. Такому легко впасть в прелесть диавольскую, счесть таланты не Божиим даром, а собственными достоинствами, возгордиться, и тогда случается страшное. История знает множество примеров того, как высокоодаренные люди не просто зарывали свои таланты в землю, но и приумножали это ставшее преисподним достояние – не во славу наделившего их талантами Господа, а на потребу человекоубийце-диаволу. Таковы бездушные богачи, ростовщики, жиревшие на слезах стариков и сирот, таковы тираны-правители, но худшие из них – это авторы соблазнительных книг, создатели еретических, богоборческих и человеконенавистнических теорий. Эти люди, называвшие себя писателями, учеными и философами, в очах Господних хуже самых свирепых убийц и самых гнусных растлителей, ибо зло, посеянное ими в мире, не исчезает с их собственной смертью, но длится порой веками, ввергая в пагубу тысячи и тысячи душ.

«Соблазн подобен моровой язве, которая в одном человеке начинается и многих заражает», – говорит святитель Тихон Задонский. И нет преступнее тех, кто выпестовал в себе духовную чуму, чтобы потом пустить ее в мир. Они не пачкали своих рук в крови и грязи, они таились в тиши кабинетов, склонившись над белой бумагой, но безумным мороком для целых народов оборачивались их «тихие труды». Это «глубокий мыслитель и примерный семьянин» Карл Маркс зверствовал руками большевиков в несчастной соблазненной России в годы красного террора. Это «пылкие демократы» Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов были жесточайшими из надсмотрщиков в сталинских лагерях. Это «блестящий философ и поэт» Фридрих Ницше посылал гитлеровцев умерщвлять людей в газовых камерах. «Ученый новатор» Зигмунд Фрейд призвал «раскрепостить инстинкты», то есть дать волю низким страстям человека, – и вот теперь тень Фрейда витает в притонах разврата, поощряет похоть и блуд, грехи содомские и гоморрские, с детства растлевает воображение людей порнографией, чтобы потом превратить их в нечистых животных.

В списке соблазнителей и развратителей человечества есть крупные и мелкие – от властителей дум до авторов бульварных книжонок. Но чем талантливее несущие семена соблазна книга или картина, фильм или музыка, тем горший для себя приговор услышат их авторы на Страшном Суде Господнем.

Но как много добра может совершить тот, кто к талантам своим приложил Боголюбие и братолюбие, усердно трудясь на ниве Господней. Как прекрасны и поучительны творения святых отцов, духоносных наставников наших, – словно мед и млеко поныне текут из их уст, питая верных. И в светском искусстве немало таких, кто посвятил себя не заигрыванию с низкими страстями, но служению высшему. Не просто картинами, но святыми иконами сделались лучшие полотна Нестерова, Васнецова, Александра Иванова. Духовная музыка Бортнянского, Глинки, Мусоргского не только услаждает слух, но и возвышает душу слушающего. Верными своими сынами считает Церковь Российская писателей Николая Гоголя и Федора Достоевского, Сергея Аксакова и Алексея Хомякова, Сергея Нилуса и Константина Леонтьева, лучшие страницы их книг поистине озарены светом Христовым.

И нынешние люди искусства могли бы многое сделать для просвещения духовно обескровленного народа, но увы! Немного мы видим среди них ревнителей благочестия.

Усердный труд во славу Божию – вот единственный путь, на котором во всей красоте и полноте раскрываются таланты человеческие. Видя благое усердие и постоянство труженика, Господь не преминет возвести его из силы в силу и из славы в славу, откроет перед ним широкое поприще и укрепит Своею благодатью.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Каждый из нас наделен от Господа высочайшим талантом – Божественной способностью любить. Это дарование, любовь к Богу и ближним, мы должны особенно бережно взращивать в себе, особенно старательно приумножать. Если утратим мы этот талант из талантов, все прочие достоинства наши станут бесполезными и даже вредными душам нашим. А если сумеем преуспеть в любви, благие дела станут для нас потребностью, труд – радостью, а служение Господу и ближним – сладостнейшим из блаженств. Об этом-то царственном пути говорит святой Апостол Павел, призывая верных: Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший (1 Кор. 12, 31). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

Библия: одна мысль в день

“Чтобы вы продолжали стоять на твёрдом основании веры. Бог поручил представить вам Его Слово во всей полноте. Пусть в вас живет слово Христа во всём его богатстве” (Библия, послание к Колоссянам)

суббота, 4 марта 2017 г.

Почему притча Иисуса о “талантах” – не о талантах в буквальном современном смысле слова

“Тогда будет, как у того человека, который, отправляясь в далекое путешествие, созвал своих слуг и поручил им свое имущество. Одному он дал пять талантов, другому – два, третьему один, каждому по его способностям, а сам уехал. Получивший пять талантов сразу пошел, вложил деньги в дело и приобрел еще пять. Получивший два таланта тоже приобрел еще два. А тот, который получил один талант, пошел, вырыл яму и закопал деньги, которые ему доверил хозяин. Прошло много времени, и вот хозяин этих слуг вернулся и потребовал у них отчета. Человек, которому было доверено пять талантов, принес и другие пять: «Смотри, – сказал он хозяину, – ты доверил мне пять талантов, и я выручил еще пять!» Хозяин сказал: «Молодец! Ты хороший и верный слуга! Ты был верен мне в малом, и я поручу тебе более важное дело. Заходи и веселись со своим хозяином!» Пришел и человек с двумя талантами. «Хозяин, – сказал он, – ты доверил мне два таланта, смотри, я выручил еще два!» Хозяин сказал: «Молодец! Ты хороший и верный слуга! Ты был верен мне в малом, и я смогу поручить тебе более важное дело. Заходи и веселись со своим хозяином!» Затем пришел и тот, кому был доверен один талант. «Господин, – говорит он, – я знал, что ты человек суровый, жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал. Я очень боялся и поэтому пошел и спрятал твой талант в землю. Вот то, что тебе принадлежит». Хозяин же ответил: «Злой и ленивый слуга! Значит, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал? В таком случае ты должен был пустить мои деньги в оборот, чтобы, когда я вернусь, ты мог отдать их мне с прибылью. Заберите у него этот талант и дайте тому, у кого десять талантов. Потому что каждому, у кого есть, будет дано еще, и у него будет избыток. А у кого нет, будет отнято и то, что у него есть. Выбросьте этого негодного слугу вон, во тьму, где будет плач и скрежет зубов».” (От Матфея 25:14-30)

Вчера по дороге на работу я задумался об этой притче и понял, что в большой степени я ее не понимаю, и что некоторые выводы из нее, казавшиеся мне раньше очевидными и само собой разумеющимися, – не кажутся мне теперь правильными.

Вот главный из них.

Выражение “зарыть талант в землю” вошло в поговорку, люди говорят так о талантах в смысле “способностях”, которые человек решает не развивать и не использовать. Мне кажется, только из-за этой поговорки мы привыкли думать, что эта притча Иисуса – о таких талантах-способностях. Но я не думаю, что это верно. “Талант” в этой притче – это мера веса серебра, т.е. денежная единица. Буквально, хозяин раздает не “способности”, а свои деньги, потому что он уезжает далеко и надолго, и хочет, чтобы деньги не лежали мертвым грузом, не были разворованы, а приумножились, и чтобы слуги его не обленились, а были заняты делом для господина.

Способности присутствуют в этой притче тоже, но не там, где написано слово “таланты”, а вот где: господин “поручил им свое имущество. каждому по его способностям”. Т.е. господин в этой притче не раздает способности – они уже есть, и он на них просто полагается! А раздает он свои средства. Слуги же используют свои способности, чтобы приумножить средства. Они не пускают в оборот способности – они пускают в оборот средства (и простейшим способом даже для самого малоодарённого из них было бы просто “отдать серебро моё торгующим, чтобы я, придя, получил его с прибылью”). А способности влияют только на то, сколько средств господин доверил каждому из них.

Итак: если вам говорят: “ты умеешь играть на фортепиано / у тебя талант к рисованию / ты прирожденный руководитель – а не используешь свой талант для Бога, ты зарыл свой талант в землю, это грех” – знайте, притча о талантах НЕ об этом! Нет заповеди раскрыть ВСЕ свои таланты и задействовать их “для Бога”. Если вы смогли это – прекрасно, если нет – это не делает вас сразу же “злым и ленивым слугой”.

А о чем же эта притча?

Что мне понятно:
– господин – это Иисус; Он отправляется в далекую страну, чтобы венчаться там на царство – т.е. проходит через распятие, воскресение, вознесение и ожидание Второго Пришествия уже как Царь-победитель;
– слуги – это одно из двух: или 1) ученики Иисуса, которые должны бодрствовать духовно, дожидаясь Господа, или 2) иудеи, часть из которых не оправдала доверия Господа.

Чего я до конца не понимаю:
– что это за денежные средства, которые Господь даёт каждому ученику по способностям, ожидая приумножения к моменту Своего возвращения?
– как “вложить их в дело” и как их “приумножить”?
– почему эти 5 талантов или 2 таланта Господь называет чем-то “малым”?
– почему, хотя слуги приносят Ему эти средства, Он как будто не забирает их Себе? Он даже отдает 1 талант “злого и ленивого слуги” тому, у кого уже 10.

Читайте также:  Обожение: что такое и что значит в православии, учение, особенности
Ссылка на основную публикацию