Промысел Божий: что значит, примеры и тайна, виды, мнение святых

Промысл Божий

Про́мысл Бо́жий непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, непрестанное действие Божье, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечество в целом и каждого человека в отдельности. (Значение слова промысел, обозначающего ремесло или вид ремесла, например, народный промысел, не следует путать со значением слова «Промысл» (Божий)).

Если ты хочешь знать Божий Промысл, определи, каков твой христианский долг в той ситуации, в которой ты сегодня находишься.

Бог провидит и участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы наша свободная воля могла осуществлять добровольный выбор. Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу. Впрочем, глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере.

Очень часто боли и радости приходят к нам не из нашего прошлого, а из будущего. Бог иногда предостерегает нас от будущего, к которому мы несёмся на всех парах. Промысл Божий как бы ставит нам подножку, чтобы мы упали раньше, чем свалимся в яму, которую ещё не видим. Пусть будет разбита коленка, зато сохраним целой голову.
диакон Андрей

Один отшельник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Промысла, и наложил на себя пост. Когда он отправился к одному вдалеке жившему старцу, ему явился в образе инока Ангел и предложил быть спутником. К вечеру они остановились на ночлег у одного благочестивого мужа, который предложил им пищу на серебряном блюде. Но вот удивление! Тотчас после трапезы спутник старца взял блюдо и бросил его в море.
Пошли далее и на другой день остановились у другого благочестивого мужа. Но опять беда! Когда отшельник со спутником стали собираться в путь, принявший их привел к ним малолетнего сына своего, чтобы благословили его. Но вместо благословления спутник, коснувшись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец в отчаянии не произнесли ни слова. На третий день они приютились в полуразрушенном доме. Старец сел вкусить пищи, а его спутник сначала разобрал стену, а потом снова заделал ее. Тут старец не вытерпел: «Да ты кто – демон или Ангел? Что ты делаешь? Третьего дня у доброго человека блюдо отнял, вчера отрока лишил жизни, а сегодня поправляешь никому не нужные стены».
Не дивись, старче, и не соблазняйся о мне. Я Ангел Божий. Первый человек, принявший нас, богоугодно поступает, но блюдо то приобретено было им неправдою, потому я и выбросил его, чтобы не потерял он награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы сын его вырос, то был бы страшный злодей. Хозяин дома, где мы остановились, человек безнравственный, ленивый и оттого обнищал. Дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото. Посему-то я и поправил стену, чтобы хозяин его не нашел и через то не погиб. Возвратись, старче, в келью и не мучайся без ума, ибо так глаголет Дух Святой: «суды Господни – неведомы человекам». Посему и ты не испытывай их – не будет тебе это на пользу.

Все от Бога, – и благое и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, – когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, – когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, – когда и вразумляемые не обращаемся.
Бог благоволил, чтобы человек спасся, как и ангелы взывали говоря: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк. 2:14 ). Опять домостроительно Бог вразумляет нас согрешающих, чтобы не были мы с миром осуждены, как говорит апостол: Судими от Бога наказуемся, да не с миром осудимся ( 1Кор. 11:32 ). И несть зло во граде, еже Господь не сотвори ( Амос.3:6 ), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению греха, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе, как написано: ослепи Бог очи их и окаменил есть сердца их ( Ин. 12:40 ); и: предаде их в неискусен ум, то есть, попустил их свободе творити неподобная ( Рим. 1:28 ); также: ожесточая ожесточу сердце Фараоново ( Исх. 4:21 ), то есть, попущу ожесточиться за непокорность его.
преподобный Ефрем Сирин

Промысл Божий

протоиерей Александр Глебов

Можно ли сравнивать православное учение о промысле Божьем с понятием человеческой судьбы? Об этом мы сегодня поговорим с кандидатом богословия, преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии, протоиереем Александром Глебовым.

К: Отец Александр, что же такое – промысл Божий?

А: Разговор о промысле Божьем открывает очень важную тему – тему ответственности Бога за свое творение. Вот мы обычно говорим о своей ответственности перед Богом, о том, что нам придется держать перед Богом ответ. Такое понятие, как промысл Божий, говорит об ответственности Бога за род человеческий и за сотворенный Им мир. Есть такое религиозно-философское учение, которое называется «деизм» – в нем понятие промысла Божия отсутствует! Деизм говорит о Боге как о творце мира, но не говорит о Боге как о промыслителе мира. Да, Бог сотворил мир, Бог сотворил человека, наделил человека разумом, свободной волей и как бы отстранился от всякого участия в дальнейшей судьбе этого мира. Образно говоря, ему нет дела, что в этом мире происходит. Почему я упомянул о деизме? Потому что сегодня многие люди, может быть даже сами того не осознавая, разделяют именно такую точку зрения. Они видят в творческом акте Бога обоснование бытия этого мира, потому что представить себе, что вот этот мир, столь разумно устроенный, столь сложно организованный, развивающийся по каким-то определенным законам, возник просто сам по себе из ничего. Представить такое для многих людей довольно проблематично. Но в то же время они не видят какого-то разумного присутствия Божьего в этом мире. В этом мире – много зла, много несправедливости, люди болеют, страдают, умирают. То есть, с одной стороны, они признают, что Бог сотворил мир, потому что этот мир как творение прекрасен и разумно устроен, но, в тоже время, они отказываются признать промысл Божий, потому что то, что происходит в нашем мире часто не умно, не логично, жестоко и хаотично.
В христианском откровении такие понятия, как Бог-творец и Бог-промыслитель, неразрывно связаны между собой, потому что само решение Бога о творении мира принималось неразрывно вместе с Его решением о спасении этого мира. Вот это двуединое решение Бога о спасении и о творении мира получило название «Предвечный совет Святой Троицы». Предвечный – значит до времени, до века сего, до творения мира. И этот предвечный совет совершенно гениально изобразил преподобный Андрей Рублев на своей иконе, которая так и называется – «Троица». Поскольку Бога в его троичности невозможно не только изобразить, но и даже как-то представить, то в православной традиции Святая Троица изображается в виде трех ангелов, которые были явлены Аврааму у дуба Мамврийского. Но рублевская Троица описывает не этот исторический эпизод, когда три ангела пришли к Аврааму и возвестили ему гибель Содома и Гоморры. Он берет единственный возможный упоминаемый в Библии образ Святой Троицы и наполняет его не историческим содержанием, а доисторическим, предвечным, он как бы изображает вот этот совет предвечной Святой Троицы. Три ангела сидят за столом, на столе чаша, в чаше виднеется голова жертвенного животного и ангелы смотрят друг на друга, как бы советуясь, совещаясь между собой, кто из них станет вот этой жертвой – Агнцем Божиим. И когда принимается решение, что второе Лицо Святой Троицы пойдет в мир для того, чтобы стать этой жертвой, чтобы спасти этот мир, тогда уже после этого принимается решение о творении самого мира, то есть промысл Божий как бы первичен, а акт творения – вторичен.

К: Как соотнести человеческую свободу и промысл Божий, ведь человек свободен и может делать все, что хочет? Как распознать, что происходит в результате наших достижений и ошибок, по злой или доброй воле других людей, а что по воле Божьей?

–А: Довольно сложный вопрос и, наверное, дать какой-то исчерпывающий ответ на него невозможно! Здесь как бы явное противоречие, просто не хватает логики, чтобы это охватить. С одной стороны, мы веруем в то, что Господь ведет каждого человека, начиная с его рождения по жизни, но, с другой стороны, ведь Вы совершенно верно сказали, что человек абсолютно свободен и может делать все, что он хочет. Он сам планирует свою жизнь, правда практика показывает, что наши планы часто и остаются планами и жизнь идет совершенно по другому сценарию, не так, как мы это запланировали, и делать приходится в жизни не то, что ты хочешь, а то, что вынуждают тебя обстоятельства. Но все-таки все равно свобода выбора остается у человека всегда. Более того, мы попадаем под воздействие других людей, иногда это воздействие доброе, иногда — злое, и если государственный закон и уголовное право ограничивают как-то злую волю людей, карая их за совершенное преступление, то Господь ведь никого не ограничивает. За примерами далеко ходить не надо: сейчас наши телезрители посмотрят эту передачу, переключат на программу новостей и что они там услышат? Новости! Какие новости? Такие же, как и вчера! Войны, процветает террор, льется кровь, страдают невинные люди, насилие одних над другими, и ведь Господь никого не останавливает, потому что такова злая, но свободная воля людей. Но более того, есть законы природы, закон этого мира и мы, живя в этом мире, попадаем под действие этих законов. Поэтому что-то приходит в нашу жизнь по нашей воле, что-то по доброй или злой воле других людей, где-то мы подчиняемся законам мироздания, но и в том, и в другом, и в третьем случае есть место для промысла Божьего. Как-то провести в этом калейдоскопе такую четкую черту и сказать, где промысл Божий есть, а где его нет – это, наверное, невозможно! Правда, некоторые люди эту проблему для себя решают следующим образом: они говорят приблизительно так, что вот, если пришло что-то в мою жизнь, то, что не зависит ни от моей воли, ни от воли других людей, а вот совершенно неожиданно, как бы непрогнозируемое, что-то такое необычное. Знаете, как говорил покойный митрополит Никодим: «Все, что неожиданно – то от Бога». И собственно с этим, конечно, очень сложно не согласиться, но все-таки я бы не стал ограничивать промысл Божий только какими-то особыми событиями в нашей жизни. Мы веруем в то, что Господь промыслом своим ведет человека по жизни, не нарушая человеческой свободы, но каков механизм сочетания этих, казалось бы, несочетаемых реальностей сказать нельзя.

–К: Вы сказали, что многие люди отказываются признавать Божий промысл, потому что не видят разумного действия Бога в мире, но с этим невозможно не согласиться, потому что в мире много страданий, люди делают что хотят, они совершают преступления и Господь их не останавливает. Другие, проходя через испытания, просят Бога о помощи, но Господь не часто их слышит, а если слышит, то только усиливает эти испытания. Как совместить любовь Бога к своему творению, Божий промысл о мире с реальностью, которая происходит вокруг нас?

А: То, что касается благости Божией и зла, которое присутствует в мире, то обычно по этому поводу высказывают два соображения. Первое – это то, что зло можно уничтожить только с его носителем, то есть с человеком, ну а Бог как раз по своей благости хочет исправления человека, его покаяния, а не его смерти. Мы же с вами обращаемся к Богу как к отцу – «Отче наш», «Отец наш». Мы не называем Бога ни судьей, ни прокурором, ни законом, ни справедливостью, мы называем его отцом. И вот, если перенести наши отношения с Богом на внутрисемейные отношения, если ребенок чем-то провинился перед своим отцом, то что – отец его сразу бьет, уничтожает? Даже если ребенок болен, даже если ребенок распространяет вокруг себя зло, даже если этот ребенок вырос и стал преступником. Да, его осудит общество, его осудит закон, но отец его будет все равно любить, потому что отец относится к своему ребенку не с позиции юридического закона, даже не с позиции закона справедливости, он к нему относится с позиции закона любви. Вот то же самое происходит в наших взаимоотношениях с Богом. Собственно, почему Господь терпит зло, и до какого момента это будет продолжаться, Он пояснил довольно ясно, когда рассказал притчу о пшенице и плевелах. Ну и второе соображение: раз уж в мире существует зло, то Господь оборачивает его ради спасения людей, для исправления людей заблудившихся, грешных людей и для укрепления веры и испытания праведников. Это было хорошо подмечено Гете во фразе Мефистофеля, в известной фразе: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». Дьявол сеет зло, но Господь использует это зло, как горькое лекарство, для спасения людей и тем самым обращает зло во благо.
Но, в общем и целом вот этот вопрос, который Вы мне задали, я, наверное, не ошибусь, если скажу, что с апологетической точки зрения – это, конечно, самый сложный вопрос. Есть в богословии попытка разрешения этого вопроса, которая получила название «Теодицея», что значит «оправдание Бога». Нам это название тоже может показаться странным, потому что ведь мы ищем оправдания у Бога, а здесь мы говорим о том, что Бога надо оправдывать. Бога, действительно, иногда приходится оправдывать, но вот я приведу такой пример, который хорошо известен, наверное, каждому священнику. Например, приходит в храм мать и говорит, что у неё умер ребенок. Вот она подходит к священнику и задает ему примерно следующий набор вопросов: «Что это? За что? Почему? Чем она или её ребенок хуже других, и какое преступление они совершили? Как вообще можно понять вот это действие Бога, который отнял у неё ребенка и обрек её на такие страдания, сломал ей жизнь?» Священник, конечно, пытается как-то утешить этого человека, хотя ни о каком утешении здесь говорить невозможно, но и в то же время он пытается как-то защитить Бога, оправдать Его действия, чтобы этот человек веру не потерял. Другими словами, это попытка согласовать между собой все те противоречия, о которых Вы упомянули в вашем вопросе: что Бог действительно есть любовь, что его промысл направлен ко благу людей. Все эти положения подвергаются очень серьезным сомнениям, ведь абсолютно каждый человек, с очень разной степенью воцерковленности, вообще религиозного чувства, задавался подобными вопросами: что, если Бог так любит мир, что Самого Себя не пожалел ради спасения этого мира и, если Он всемогущий, то где проявление этого всемогущества и любви в нашем мире. А ведь иногда совершенно невинные люди проходят через такое горнило страданий, что просто в силу ужаса происходящего принять это как благую волю Божию, как некое добро не представляется возможным. И вот тогда люди соотносят то, что произошло и промысл Божий, у них остается не много вариантов ответа. Либо Богу действительно нет до нас никакого дела и все рассказы о его любви сильно преувеличены, либо Он не обладает всемогуществом, Он просто вынужден бессильно смотреть, как в мире царствует зло. Либо Его вовсе нет, а все это басни. Ответ о страдании невинного, о страдании праведника мы находим в Новом завете, в страдании в смерти невинного Христа. Если человек определяет для себя вечное спасение как цель своей жизни, если он идет к этой цели путем праведности и путем святости, то это будет крестный путь, только крестный, никакого обходного пути не существует! Это будет узкий путь и тесные врата, ведущие в Царство Божие. И ведь Господь никого не обманывает, Он не дает никаких ложных обещаний! Каждый, кто читал Евангелие, у него должны отпасть всяческие иллюзии относительно того, что значит следовать за Христом. Господь совершенно ясно говорит, что если ты хочешь за мной идти, то забудь про себя, возьми крест свой и за Мной иди. И чем праведнее человек, тем сильнее его духовная жизнь, тем тяжелее ему будет этот крест. И если человек осмысленно принимает Таинство Крещения, то он должен понимать, что он тем самым изъявляет желание разделить земную судьбу Христа. Не только Его вечность, не только Его Воскресение, а Его земную участь. Ну, а как Господь закончил Свою жизнь, всем хорошо известно.

Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни?

Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.

Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.

Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.

Читайте также:  Приветствия православных: как верующие приветствуют друг друга при встрече, основы православного этикета

Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.

Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.

Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.

В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.

И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.

Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).

Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.

В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, как сам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.

Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змей никогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.

Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.

Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».

Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальная цель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.

Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).

Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).

Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).

Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.

Как правильно понимать Божий промысел в жизни человека: что значит и примеры

В православии очень часто употребляют термин «промысел Божий». Верующие не всегда понимают, чем он отличается от понятия «воля Божья». Управляет ли Творец нашей судьбой и жизнью? Имеет ли человек свою волю?

Что такое божий промысел

Происхождение фразы

Термин «Божий промысел», или же провидение, (лат. Providentia) зародился в Древней Греции, ввел его великий философ Сократ. Означает он действие Высшего разума, которое несет всеобщее благо для мира. Он много рассуждал о Творце и влиянии его на ход мировой истории.

Значение фразы в христианстве

Митрополит Филарет определил свое определение промысла Божьего:

«Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует.»

В Святом писании и Священном придании подробно растолкована суть этого понятия. Идея заключается в том, что Господь несет в себе свет любви и добра. Все религиозные отношения построены на божественном провидении.

Определение в философии

Есть такое философское учение, которое называется «деизм». Там нет понятия провидения. Суть его заключается в том, что Бог — творец, но он не управляет эти миром. Некоторые люди признают, что Бог устроил этот мир, но раз в нем происходит так много катастроф, значит Господь им не занимается, а пускает все на самотек. Это учение широко распространено на Западе.

История понятия

Зарождение идеи

Понятие зародилось в философии и религии Древней Греции. Впервые о высшем разуме заговорил Сократ. Эту идею поддержали стоики, которые считали, что человек должен подчиняться природе и божественному промыслу. Позже появилось понятие, которое называют судьба.

Развитие и распространение

Идея провидения была популярна в александрийской философии, труды о нем были написаны Филоном Александрийским. Он поддерживает идею о том, что Бог управляет судьбами людей.

После Филона этим вопросом занимался Плутарх, который считал, что Бог заботится обо всех живых существах, которых он создал.

Дальнейшая судьба

В Средние века шло рассуждение о том, влияет ли Господь не только на частную жизнь человека, но и на мировые происшествия. Люди не знали, как согласовать добро и зло, которое происходит в мире.

Многие из философов не могли сопоставить волю Божью и наличие катастроф и бедствий на этой планете.

Идея о провидении заканчивается в христианских учениях, где рассуждается о бесконечной любви Бога к миру и человеку.

Современное значение

Промысел Божий в жизни человека заключается в том, что Создатель заботится как отец о своих творениях. Он не бросает никого в беде, а ведет к правильному выбору. Только грешная природа человека может ему не дать это сделать.

Святые отцы тоже много рассуждают о промысле Божьем, например, вот, что говорит Иоанн Златоуст:

«Уврачевать сердце может единственно Тот, Кто один создал сердца наши и знает все дела наши; Он может войти в совесть нашу, коснуться сердца и утешить душу.»

Он рассуждает о том, что кто бы человека не беспокоил, если в его сердце живет Бог, то его никакие внешние обстоятельства не сломят.

«Ни одна птичка не упадет без воли Божьей.»

Творец посылает только добро и любовь, у него нет темной стороны. Он посылает человеку болезни и страдания, чтобы тот пришел к спасению через боль и слезы. Страдая, человек понимает, насколько суетлива его жизнь, и обращается к религии.

Божий промысел в жизни людей

Как понять, что это он

Человеку нереально узнать, что на самом деле готовит для него Господь. И философы, и ученые много лет бились над тем, чтобы понять этот вопрос. Есть интересная история о верующем Авве Антонии, который задавался творцу вопрос, почему одни здоровые, а другие больные, почему кто-то бедный, а кто-то богатый. На что Бог ему ответил:

«Смотри на свою жизнь, а не занимайся чужими судьбами.»

Нужно знать, как проявляется провидение в человеческой жизни. Это может быть череда случайных событий, которые не поддаются контролю. Интересное, но не всегда удачное стечение обстоятельств, — это и есть божественный промысел в нашей жизни.

Примеры

Был случай с ветераном войны, которую зовут Валентина, ей сейчас 76 лет. Она спасла во время бомбежки одно высокопоставленное лицо. Об этом случае сохранились заметки в газете, она награждалась за свой подвиг Сталиным. Отец Вадим предложил ей исповедоваться и напомнил, что в окопах неверующих нет. Рядом был храм, но Валентина посмеялась над священнослужителем и наотрез отказалась его слушаться.

Она ему сказала:

«Да что вы, никакого Бога нет, я прошла войну и голод в Сталинграде, не осталось никаких ранений.»

Она высказала свое пренебрежение обряду причащения и не понимала, как можно вкушать дары из одной ложки со всеми.

С тех пор прошло 10 лет. Отец Вадим с еще одним священнослужителем поехал причащать больную в военный госпиталь в Измайлово. Старая женщина в палате была совсем худая, чем не могла не поразить. В одном из коридоров отцу Вадиму встретилась родственница Валентины. Она подошла к священнослужителю. Оказалось, что та старушка, которую причащали, была та самая Валентина, ей уже было на тот момент 86 лет. Врачи не знали, что с ней делать, она плохо спала и ворочалась.

Бог преподнес эту встречу людям, у отца Вадима остались еще Святые Дары. Валентина сказала ему:

«Мне очень страшно умирать, жизнь была пуста.»

Ей начали возражать, ведь она прошла войну, спасла человека, пережила голод, обзавелась детьми и даже внуками и правнуками. Отца Вадима она не узнала, даже когда он пришел во второй раз.

«Я рада, что у меня столько всего есть, но я жалею лишь об одном: что 10 лет назад сказала одному священнослужителю, что Бога нет, мне очень бы хотелось исповедоваться.»

Именно по воле Божьей устроилась эта случайная встреча. Вместе с отцом Вадимом был священник, который сразу же принял эту исповедь. Из глаз закостенелой коммунистки потекли слезы, ее душа очистилась.

Нужно еще обратить внимание на погоду, которая была за окном. На улице было пасмурно и собирался идти дождь. Хотели занавесить окно. Женщина сказала:

«Я вижу свет, ничего не закрывайте.»

Она попросила священников придти еще, и в следующий раз они совершили таинство Соборования. После этого обряда ее душа буквально в течение нескольких минут ушла в мир иной. Так бог решил их встречу и отправил ее душу к свету, который она узнала только в конце жизни.

С нами тоже происходит много событий в повседневной жизни, которые доказывают божественный промысел. Часто бывает такое, что нужно куда-то поехать, а билета нет. В этот день случаются аварии и ДТП на дороге, в итоге вы остаетесь целы и невредимы. Многие покупают билет на самолет, а потом его сдают, просто потому что есть плохое предчувствие. А это и есть промысел Творца, который бережет нас от потерь.

Грехи человечества велики, но Господь посылает нам через испытания и болезни вечное спасение. Сын Творца Иисус Христос даровал людям вечное спасение. Нужно возлагать искреннее упование на Бога, а не на себя. Тогда даже в случае ошибки Творец приведет вас к нужному решению и укажет верный путь.

Видео о промысле Божьем

Из представленного видео вы сможете узнать больше о промысле Божьем.

Святые «О Промысле Божием»

Течение жизни сокрыто от нас, и случайности ее бывают так непонятны, что нам ничего не остается, как взывать: Буди воля Твоя, Господи! Ибо знаем, что от Господа идет всегда одно добро.

Мы должны быть убеждены только в одном, что Бог все посылает для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, и не унывать, когда не знаем его. В том то, главным образом, и состоит Промысл, что причины для нас непостижимы. Если бы он не превышал нашего разумения, то, пожалуй, кто-нибудь и в самом деле счел бы человека причиной всего.

. Если не веруешь, что Бог промышляет и потому, кроме Его, сам заботишься о потребном для тебя, то ты самый жалкий из всех людей.

Исаак Сирин Ниневийский

Все от Бога — и благое, и скорбное, и недостойное; но одно — по благоволению, другое — по домостроительству, третье — по попущению. И по благоволению — когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству — когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же — когда и вразумляемые не обращаемся.

Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду Премудрого и Всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.

. Все строит Господь, и наилучшим для нас образом.

Что случится не по-вашему, в том и ощутительная польза для души вашей будет.
В таких случаях должно говорить: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси горделивую и грешную».

Антоний Оптинский (Путилов)

Наблюдая события и своей жизни, и других людей, с поразительной ясностью можно усмотреть стечение обстоятельств. Никакие осторожности и мероприятия не могли и не могут предупредить совершающегося, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить. Надо смириться и терпеть, иначе погрешим против Бога.

Никон Оптинский (Беляев)

. Как доброе некое врачевство для слабых глаз, содержи в уме Промысл Божий, которым охраняется все от начала и доныне.

Исаак Сирин Ниневийский

. Если домогаешься узнать: для чего жизнь грешника продолжается, а дни пришествия праведнику сокращаются? Для чего неправедный благоденствует, а праведный угнетается? Для чего похищен смертию отрок, прежде нежели пришел в совершенный возраст? От чего войны? Для чего кораблекрушения, землетрясения, засухи, излишество дождя? Для чего сотворено вредное для людей?
Для чего один — раб, другой — свободен? Один богат, другой беден? Даже много разности как между грешащими, так и преуспевающими в добродетели: иная продана содержателю непотребного дома и по неволе живет во грехе; а другая с малолетства досталась доброй госпоже и воспитана в правилах целомудрия: за что же последняя облагодетельствована, а первая осуждена? И какое каждому воздаяние от Судии? Когда все это приходит тебе на мысль, рассуди, что судьбы Божии бездна (ср.: Пс. 35, 7) и, будучи заключены в Божественных сокровищах, не для всех удобопостижимы. А верующему дано обетование от Бога: дам ти сокровища сокровенная, невидимая (ср.: Ис. 45, 3). Посему, когда удостоимся ведения лицом к лицу, тогда узрим и в сокровищах Божиих бездны.

. Нет человека, который бы не состоял под Его Промыслом.

Исаак Сирин Ниневийский

Если веруешь, что Бог промышляет о тебе, к чему тебе беспокоиться и заботиться о временном и о потребном для плоти твоей?

Исаак Сирин Ниневийский

. Какое можешь иметь себе извинение, какое снисхождение, предаваясь такому безумию и глупости, когда желаешь постигнуть непостижимое и доискиваешься основания всякого Промышления Божиего?

. Никто столько не старается сделать нас совершенными, великими и во всем благопризнательными, как сотворивший нас Бог. Потому-то Он благодетельствует часто и против воли, и еще чаще — без ведома нашего.

В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного. Не говори: злая случайность или недобрый час. Это слова людей невежественных.

Спасение человеческое служит для Бога предметом такой заботы, что из-за одного кающегося грешника радуются Небо и земля.

Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями.

Лев Оптинский (Наголкин)

Полезное редко сходится с приятным, разве только у крепких и мужественных духом.

Амвросий Оптинский (Гренков)

Вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его Промысл, управляющий тварями Своими и все на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти (см. Деян. 1, 7), и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего, и что без воли Его ни птица не падет, ни волос главы нашей не погибнет (см. Мф. 10, 29; Лк. 21, 18)! Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время и не в одних и тех же вещах; один испытывается бедностью, обременен семейством, не имея дневного пропитания, другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной через несогласность партии [в браке], недобрым поведением детей снедается сердечной печалью или скорбит, не имея детей – надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются, но все это происходит по всепремудрым и недоведомым судьбам Божиим.

Макарий Оптинский (Иванов)

Без преданности Промыслу Божию не приобретешь покоя. Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя.

Амвросий Оптинский (Гренков)

Многие страдают так называемым «совопросничеством». Постоянно задают себе и другим вопросы: а это почему? а это зачем? а это для чего? Когда-то и я страдал этим недостатком. Но когда я прочитал статью епископа Игнатия «Судьбы Божии», во мне произошел перелом. Я понял, что незачем испытывать судьбы Божии. Когда преподобный Антоний Великий задумывался над подобными вопросами, то услышал голос: «Человек, не твое дело испытывать судьбы Божии, смиряйся…».

Никон Оптинский (Беляев)

. Не земля, не вода, не воздух, не солнечный луч и не что-нибудь другое произращает плоды, но все — от Него .

Читайте также:  Воскрешение Иисуса Христа: история, факты и суть, свидетельства и объяснения, день и год

Должно. видеть и созерцать судьбы Божии оком веры, оком духовного разума и, не дозволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, погружаться благоговейно в священное недоумение, в священный духовный мрак, который вместе и чудный свет, которым закрыт Бог от умственных взоров и человеческих, и ангельских.

Промысл Божий делает многое сверх нашего соображения и надежды. И иногда предполагаемое нами на опыте бывает иначе; и одним словом: во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские.

Как врачи, тело врачующие, не одно и то же для всех предлагают лекарство, так и Бог, врачуя душевные болезни, не один, для всех пригодный, знает способ врачевания, но каждой душе подавая благопотребное, совершает исцеления. Возблагодарим же Его, будучи врачуемы, хотя бы бывающее с нами и муку имело: ибо конец блажен.

Ничто не находится вне зависимости от Господних определений, потому что все следует и служит Божественному повелению.

Часто, и не зная сытости, читай в книгах учителей о Промысле Божием: потому что они руководствуют ум к усмотрению порядка в тварях и делах Божиих.

Исаак Сирин Ниневийский

. Мы не знаем Промысла Божия, и потому должны предоставлять Ему устроять все, касающееся до нас.

Чтобы увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповеди Евангелия.

Вверься в простоте сердца Тому, у Кого и власы главы твоей сочтены: Он знает, какого размера должна быть подана тебе целительная Чаша.

Необходимо благоговеть перед непостижимыми для нас судьбами Божиими во всех попущениях Божиих, как частных, так и общественных, как в гражданских, так и в нравственных и духовных.

В том-то главным образом и состоит Промысл, что причины для нас непостижимы. Если бы это не превышало нашего разумения, то, пожалуй, кто-нибудь и в самом деле счел бы человека причиною всего.

Промысл никогда не попускает, чтобы живущие в искушениях впадали в руки демонские.

Исаак Сирин Ниневийский

Достоверно знай, что Господь зрит на сердца всех людей: и за тех, которые ненавидят первое появление лукавых помыслов, тотчас заступается, как обещал, и не допускает, чтобы множество многомыслия , восставши, осквернило ум и совесть их; а тех, которые не низлагают первые прозябения помыслов верою и надеждою на Бога, но услаждаются ими, оставляет как неверных без помощи быть биемыми последующими помыслами, которых не удаляет, ибо видит, что мы любим первое их приражение, а не ненавидим их при первом появлении.

Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет, потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет, потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив.

Амвросий Оптинский (Гренков)

За матушкой старайся не замечать, с каким видом она тебя принимает. Это тебе вовсе не нужно. А ты помни, зачем идешь к ней, и открывай, что нужно, она ответить тебе не откажется. И если ты послушаешь ее, то и польза будет тебе. А вид ее тебе пользы мало принесет. Притом же святые отцы не велят себе верить – ни своему сердцу, ни своему уму и ни глазам, потому что у страстных они часто обманывают. А смиряться надо, да слушаться, да Богу молиться. Одному ученику старец во всю жизнь не сказал ласкового слова, и ученик за терпение спасение получил.

Иосиф Оптинский (Литовкин)

Ты хочешь сделать так, а выходит попущением Божиим иначе. А Господь все попускает к пользе нашей душевной, к испытанию нашего терпения, и смирения, и покорности воле Божией, потому что без сих трех ничего мы полезного и душеспасительного не приобретем.

Амвросий Оптинский (Гренков)

Господь не вдруг посылает искушения, но по мере нужды, против нашего устроения. Что уже предназначено для тебя Промыслом Божиим, того не избежишь, то есть какой проходить путь служения.

Макарий Оптинский (Иванов)

Ты сомневаешься и в том, что будто бы о тебе и Промысла Божия нет, а так ты заехала в N., сама не знаешь как.
В Евангелии сказано, что ни одна птица не падает без воли Отца Небесного. Как же ты, разумное создание Божие, имеющее бессмертную душу, искупленное Кровью Единородного Сына Божия, просвещенное Святым Крещением, наученное закону Божию, предопределенное к вечной небесной славе, – оставлена будто бы Промыслом Божиим на произвол? Так думать – великая несообразность. Оставь эту неправильную мысль и крепко держись за псаломское слово: На всяком месте владычества Его благослови, душа моя, Господа (Пс. 102, 22).

Амвросий Оптинский (Гренков)

Дивен Промысл Божий, приводящий человека на истинный путь.
Были известные богачи в Курске, Антимоновы купцы, имеющие миллионные обороты. Был у них единственный сын Иван, постоянно стремившийся в монастырь, родители же хотели его непременно женить. Наконец, умирает мать и перед смертью говорит:
– Иди, Ваня, в монастырь.
Но проходит год, и отец, найдя богатую молодую красавицу невесту, идет смотреть ее для сына.
В прежнее время ведь в этом деле не рассуждали, а, как скажут родители, так и поступали. Возвращается отец.
– Ну, что же, тятенька, хороша невеста?
– Очень хороша.
– Когда же благословите меня ехать ее посмотреть?
– Да спешить нечего.
– Как же, тятенька, мне ведь жениться, все же надо посмотреть невесту.
– Незачем ее смотреть, так как, хоть невеста и есть, да не про твою честь.
– Как так?
– Да так, я сам женюсь на ней.
– Женитесь, тятенька, а меня отпустите на рыбные промыслы.
– Поезжай с Богом.
Он сел и поехал, да вместо рыбных промыслов прямо в Оптину. Едет на тройке, а кучер нечаянно и проехал мимо гостиницы.
Один гостинник вышел на звук колокольчика и видит – катит тройка и сидит в ней мирской человек, а на голове у него митра.
– Господи, Иисусе Христе, помилуй мя: что же это такое, ведь я в полном разуме и не сплю. – Побежал в гостиницу. – Так и так, – говорит, – вот что я видел.
– Да что ты, отец, в уме ли?
– Да вот выйдем на крылечко, посмотрим.
Вышли, а кучер в это время лошадей повернул и подъезжает. Выходит Антимонов, кланяется.
– Вы проезжали сейчас?
– Да, кучер нечаянно вперед проехал, да что ты, отец, так смотришь на меня?
– Да на голове-то у вас что было?
– Картуз.
– Да, картуз.
Отправился гостинник к архимандриту о. Моисею и рассказал ему обо всем. О. Моисею не было возвещено об этом.
– Не знаю, что тебе сказать, ступай к батюшке Макарию.
А батюшка сам его встретил:
– Ну что, видел архимандрита, какова митра-то на нем? Великим будет архимандритом Исаакий.
Так впоследствии и случилось. Но Антимонову в то время ничего
не сказали. Отец так рассердился на сына, что три года не видел его. Потом приехал и сказал:
– А ну-ка, покажите мне ослушника!
И так ему понравилось в Оптиной, что сам чуть не остался. Но батюшка о. Макарий сказал ему:
– Нет, уж вы живите, как живете, жизни вашей немного осталось.
Отец Исаакий управлял 38 лет… Разными путями приводит Господь людей ко cпасению.

Варсонофий Оптинский (Плиханков)

. Мы и сами не так знаем, что для нас полезно, как Он знает, и не столько сами мы заботимся о себе, сколько Он печется о нашем спасении и все творит и совершает так, чтобы только вести нас к добродетели и исхитить из рук диавола.

Бог, невидимый всей созданной твари, не имеющий количества и величины, всюду присутствующий и над всем надзирающий, все обнимающий, так что нет места вне Его владычества, открывает Себя каждому соответственно: святым Ангелам, как святым, посылая неизреченные повеления, а злому , как злому, давая согласие на испытание людей.

При наружном действии человеков и бесов, которые суть лишь слепые орудия Божественного Промысла, совершается таинственный высший суд — суд Божий.

Людям, во время их земной жизни, даются различные положения непостижимой судьбой. Все эти положения не случайны: их, как задачи к решению, как уроки для работы, распределяет Промысл Божий с тем, чтобы каждый человек в положении, в котором он поставлен, исполняя волю Божию, выработал свое спасение.

Как врача мы уважаем не только тогда, когда он питает, но и тогда, когда изнуряет голодом, не только когда выводит на улицу, но и когда заключает дома, не только когда намащает, но и когда жжет и отсекает, — потому что, хотя эти действия противоположны, но имеют в виду одну цель, — так и Бога должно прославлять за все, и тем более, что там человек, а здесь Бог, и что те действия часто имеют противоположный исход, а дела Божии совершаются с величайшею премудростию и промышлением.

Если же кто скажет: как делает Отец, когда Он в день седьмой почил от всех дел Своих, — тот пусть узнает образ Его делания. Каким же образом Он делает? Промышлением, сохранением всего сотворенного. Когда ты видишь восходящее солнце, бегущую луну, озера, источники, реки, дожди и движение природы — в семенах, в телах наших и в бессловесных животных, — и все прочее, чем держится вселенная, то и познавай в этом непрестающее делание Отца.

. Все существующее Бог сотворил к нашей пользе. Ангелы охраняют и научают нас. Демоны искушают, чтобы мы смирялись и прибегали к Богу; через них мы спасаемся и избавляемся от возношения и нерадения, по страху искушений. И опять, сладостное в мире сем: здоровье. благоденствие, крепость , покой, радость, свет, знание, богатство, успех во всем, мирное устроение, наслаждение, честь, власть, изобилие, и все, считаемое хорошим в этой жизни, приводит нас к благодарению и благоразумию в отношении Благодетеля и к тому, чтобы любить Его и делать по силе своей доброе, считая это естественным своим долгом и полагая деланием добра воздать за дары, хотя это и невозможно, но больший долг. Мнимые же бедствия: болезнь, злополучие. бедность, неудачи во всем, боязнь, лишения, бесчестие, удручение, скудость и все противоположное прежде сказанному приводит нас к терпению, смирению и благой надежде в будущем, и не только сие, но и в нынешнем веке это бывает для нас причиною великих утешений. Итак, Бог все хорошо устроил для нас чудесным образом по неизреченной Своей благости. Желающий познать это, как должно, пусть подвизается о приобретении добродетелей, чтобы все упомянутое принимать с благодарением, и доброе и кажущееся противным, и во всем пребывать без смущения.

Почему же мы будем исследовать Бога, Который так превосходит нас во всем, Который есть Сама Премудрость и никогда не ошибается.

От Божественного Промысла зависит — оказать помощь пловцам, а дел пусть требует каждый сам от себя. Посему и мы, зная, что Божественною десницею дано естеству стремление к добродетели, привнесем от себя труды. Ибо таким образом достигнут будет счастливый конец.

. Нужно убедиться только в том, что все устрояется для нас Богом на пользу, а каким образом — об этом не спрашивать, равно как не беспокоиться и не унывать, если мы не знаем этого. Знать это и невозможно, и неполезно; первое — потому что мы смертны, второе — потому что скоро впадаем в гордость.

д) Промысел Божий в повседневной жизни человека.

д) Промысел Божий в повседневной жизни человека.

Вспоминая свою прошлую жизнь и наблюдая настоящую, сообщает в одном духовном журнале некто г. Величков я пришел к убеждению, что не только в важных случаях жизни, но и в повседневной, Промысел Божий не оставляет человека, и самое незначительное, пропущенное без внимания в свое время обстоятельство имело смысл и значение в последующих случаях.

С целью поделиться своим убеждением с другими, я приведу несколько обстоятельств из своей жизни. Однажды, а был у всенощной в храме во имя Нерукотворенного Спаса (эта церковь вверху под куполом Можайского Николаевского собора) и, устав стоять, хотел во время чтения прислониться к стене, но, не доведя плеча своего на одну десятую вершка до стены, вздумал взглянуть на нее… и представьте мой ужас: я прислонился бы к двери, которая была не заперта, а за дверью зияло отверстие, шириной в 2 сажени, ведущее до самого фундамента вниз а на пути перекрещивались бревна, железные сваи ит. п. – Облокотись я, – и смерть неминучая; я разбился бы ранее, нежели долетел до земли.

Еще случай был в Москве: я пришел за покупкою в посудную лавку, тускло освещенную лампою, и подошел к прилавку. Бывший ранее меня покупатель потянулся через меня сбоку за сдачею. Желая дать место, я сделал шаг назад и упал в открытое отверстие, ведущее в подвал. Ноги мои, в поджилках зацепились за одну половинку двери; голова лежала на другом краю, а тяжесть корпуса увлекала меня вниз. Покупатель отшатнулся. Я онемел и только молча протянул руку, прося помощи… В тот момент когда я чувствовал что должен рухнуться, слышу, что меня кто-то пихает в спину, – одно движение, и я спасен. Рабочий, бывший в подвале, услышав шум, прибежал и спас меня, выталкивая в спину из отверстия. Будь он менее сообразителен и мешковат и я разбился бы о стеклянную посуду и каменные ступени.

Кто же спасал меня, как не Промысел Божий? Здесь видимо присутствовал Господь, исполняя Свои слова любви к человеку.

Я мог бы сотни случаев привести еще, но достаточно и того, что сказал и приглашаю всех и каждого не верить в слепой случай, не приписывать все только себе и только другим лицам но веровать в силу и власть Помощника и Покровителя – Бога Творца. Пусть каждый припомнит разные случаи в своей жизни, и он убедится, что самое незначительное обстоятельство не без воли Божией, а если так, то пусть не будет место ропоту и отчаянию, а покорность и терпение заменят, их («Душепол. чтен.», 1884 г., ч. I).

Похожие главы из других книг

Творчество как проявление внутренней Жизни бхайравайтов, как средство учения и опора учения в повседневной жизни

Творчество как проявление внутренней Жизни бхайравайтов, как средство учения и опора учения в повседневной жизни Живя своей садханой изо дня в день, мистик обожествляется все более и более проявлено. Постепенно в тантрике начинают просыпаться разные таланты и

А. Промысел Божий в частной жизни людей, как отдельных самостоятельных личностей.

А. Промысел Божий в частной жизни людей, как отдельных самостоятельных личностей. 1. Рассказы, выясняющие ту мысль, что пути промысла Божия неисповедимы. В третьей книге Царств (гл. 5 и след.) мы читаем что, когда Соломон строил храм Иегове на горе Сионе, то все материалы,

7. Промысел Божий в наказании преступников.

7. Промысел Божий в наказании преступников. 1) Мучение совести за совершенное человекоубийство. Преп. Зосима проводил безмолвную жизнь в синайской пустыне. Однажды пришел к нему разбойник и, исповедав свои тяжкие преступления, просил преподобного принять его в иночество,

А. Промысел Божий о человеке и, особенно о людях благочестивых.

А. Промысел Божий о человеке и, особенно о людях благочестивых. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. ? у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц (Лук. XII, 6 – 7).Так напоминанием о промысле

Б. Промысел Божий во всемирной истории рода человеческого.

Б. Промысел Божий во всемирной истории рода

А. Промысел Божий и наука.

А. Промысел Божий и наука. Христианское учение о Промысле Божием не только не противоречит здравым естественнонаучным понятиям о мире, но и требуется ими. Это должно сказать не только а) о естественном, но и об б) сверхъестественном Промысле.а) Сущностью первого вида

Б. Промысел Божий и человеческая свобода.

Б. Промысел Божий и человеческая свобода. Образ Божественного Промышления видоизменяется в зависимости от его предметов: иной он в отношении к неодушевленной и неразумной твари, другой – в отношении к разумной твари земли, т. е. человеку (и ангелам). Правда, и в том, и в

12:14–17 Промысел Божий о других народах

12:14–17 Промысел Божий о других народах Иеремия был призван Богом возвещать Его волю не только Иудее, но и языческим народам (1:10), которых также ждет наказание и обновление. Данный отрывок объявляет вначале, что те народы, руками которых Бог станет судить Иудею, в свою

Вера в промысел Божий

Вера в промысел Божий Святая преподобная Мария Гатчинская жила на рубеже XIX – XX веков. Именно в этот тяжелый для России период, когда умножались беззаконие и безверие, произошла революция, разрушались церкви, эта женщина нашла в себе силы не упасть в пропасть атеизма

О том, что делает любовь и Промысел Божий!

О том, что делает любовь и Промысел Божий! Послевоенные годы были очень тяжелыми, и люди много трудились, чтобы выжить, — вспоминал старец Порфирий. — Я, как вам уже говорил, в те годы был в поликлинике. Из тех лет помню множество случаев. Послушайте об одном из них.Эсфирь

Промысел Божий

Промысел Божий 12 июня 50-го года мы с Володей надумали съездить в Москву. Автобусы к нам в то время не ходили, поэтому мы пошли на поезд на станцию Фрязино-Товарная, куда было около четырёх километров пути. Мне все говорили, что надо больше ходить, тогда роды будут легче.

Читайте также:  Церковные соборы: что такое, история и решения, соборы русской церкви

Промысел Божий

Промысел Божий Осенью 1976 года вызвали в щёлковскую милицию моего батюшку. Он съездил. Ему показали серебряный подстаканник с надписью, по которой отец Владимир узнал свою вещь. Следователь сказал батюшке, что один из работников местного ресторана потихоньку распродаёт

9. Третья сторона человеческой жизни: жизнь духовная. Главные проявления духовной жизни: страх Божий, совесть и жажда Бога. Достоинство человека

9. Третья сторона человеческой жизни: жизнь духовная. Главные проявления духовной жизни: страх Божий, совесть и жажда Бога. Достоинство человека Пишете: «Я пробовала удержать свои мысли на серьезном и никак не смогла. Думала, что это зависит от моей непривычки рассуждать,

Промысел Божий распространяется на все

Промысел Божий распространяется на все Рассказывают об одном нищем, который осмотрев свою торбу, и увидев, что она полна кусков хлеба, собранного им у многих даятелей, говорит: теперь я благонадежен.На этого нищего очень похожи мы сами — мы тогда только благонадежно

Глава 38: О том, что не всякий может учительствовать, но только тот, кого поставил на то Божий промысел, как человека способного и делающего все то, чему учит других, и победившего страсти; и о том, что простой человек должен внимать себе, чтобы, желая укрепить других, не разрушал самого себя; и о т

Глава 38: О том, что не всякий может учительствовать, но только тот, кого поставил на то Божий промысел, как человека способного и делающего все то, чему учит других, и победившего страсти; и о том, что простой человек должен внимать себе, чтобы, желая укрепить других, не

В повседневной жизни

В повседневной жизни Для того, чтобы святость Бога, понятая неправильно, не истребила когда-нибудь почти весь народ, необходимо осуществить Его власть над над народом в повседневной жизни, удерживая его в страхе Божием, страхе, который означает, что человек не

Промысел Божий понять и принять

Легко благодарить Бога за приятные и радостные события в нашей жизни. Но ведь промысел Божий бывает разным… Болезни, беды и тяжелые испытания – на это тоже есть воля Всевышнего. Зачем нам даются горести – в наказание или это уроки для нашего же блага и спасения души? Как понять и принять все данное нам свыше?

Легко благодарить Бога за приятные и радостные события в нашей жизни. Но ведь промысел Божий бывает разным… Болезни, беды и тяжелые испытания – на это тоже есть воля Всевышнего.

Многие ли из нас в суете мирской жизни вспоминают о Боге? Мы погрязли в бытовых делах, вечные бытовые заботы, вечная нехватка денег, проблемы с детьми, нелюбимая работа, а к Господу если и обращаемся, то с просьбами или упреками, почему ты не даешь то? Почему отбираешь это? А если случается неприятность или несчастье искренне негодуем «за что?».

«Одним из самых распространённых занятий современного взрослого человека есть жаление самого себя, очень любим уединится, присесть и подумать о жизни и произнести фразу «почему это случилось именно со мной? Что же такое я сделал?». Это случай или же действие каких-то роковых сил, или же это промысел Божий?»

А ведь случайностей в нашей жизни не бывает, мы просто не понимаем, как события связаны между собой, почему нам на жизненном пути встречаются те или иные люди. И когда случается что-то приятное мы говорил: «это был Божий промысел», Господь позаботился о нас. А если случилась беда? Заболел близкий человек или лишились крова и всего нажитого из-за пожара, попали в аварию и стали инвалидом, остались без работы и денег, многие ли в таких ситуациях смогут понять и принять Божий промысел?

«Болезнь это чаще всего не наказание, а попущение Божие, человек в состоянии здоровом иногда очень далеко уходит от Бога, как блудный сын в Евангелии, в страну далечие, а когда появляются болезни он возвращается в спасительную ограду церковную и начинает анализировать что же я не так делаю, что Бог попускает этим болезням, то есть слово наказание тут неуместно, а попущение.

То есть допущение какой-то болезни в целях нашего исправления, в целях нашего уврачевания наших греховных язв. Ведь иногда греховные язвы бывают намного страшнее, чем болезни внешние, телесные, которые Господь попускает нам для нашего исправления. Поэтому без ропота относится к болезням это чисто христианский подход. Благодарить Бога подобно Иову праведного, о котором написано в Библии, который не только за благое и доброе благодарил его, но и за скорбь постигшая его по попущению Божьему. Почитайте книгу Иова и там наглядно написано, как Господь попускал Иову эти скорби в том числе и страшную, и неизлечимую по тем временам болезнь проказу, а сегодня называют ее лепра.»

Для родителей нет ничего страшнее смерти ребенка, почему Бог допускает смерти совсем невинного дитя, в чем тут его промысел?

«на это отвечает, даже святых отцов приводить не буду, отвечает сам Иисус Христос, таковых есть Царство Небесное. Даже святых отцов мне не надо, более того он говорил если вы не будите таковыми, подобными им не войдете в Царство Небесное. И он говорил о каких детях? Тогда и крещения не было еще. О не крещеных даже, таковых есть Царство Небесное. И эти дети уже вас родителей ждут там. Они уже достигли дома, представляете? И если хотите, чтобы это звучало более убедительно представьте себе, что вы идете по очень опасному участку пути, путешествуете, и в любой момент можете в пропасть упасть, и разбойники напасть, и звери растерзать. И вы идете с ребенком и вдруг появляется вертолет и видя ваше бедствие садится к вам и говорит, что есть только одно место мы летим как раз туда куда вы идете. Что вы родители сделаете? Упадете на колени, прося забрать вашего ребёнка думая, что вы как-то сами дойдете. Теперь поняли, что случилось? Вертолет подлетел и взял ребенка туда куда мы все идем и никуда не денемся, все идем. Ребенок уже там и ждет вас и постарайтесь достойно встретить вашего ребенка чтобы вам не стыдно было. Понятно, что значит достойно?»

«Существует промысел Божий над каждым человеком и всем миром и наше общество настолько недальновидное, что мы этот промысел не можем увидеть даже на метр, не говоря уже о большем расстоянии. Даже об одном человеке мы не может понять промысел Божий, не говоря уже о нескольких. И мы не можем сказать почему так произошло, мы можем только сказать, когда страдают невинные люди, что это такова воля Божия. Я могу привести несколько примеров из жизни. У одной матери была маленькая дочка и они с мужем развелись или он погиб. И вот дочь заболела. Мать настолько терзалась и ведь сказано, что если будите просить и просить с верой, то Господь даст, и вот они просила чтобы дочь выздоровела. Хотя врачи сказали, что она безнадежна. И происходит чудо, дочь мгновенно начинает выздоравливать. Мать очень рада, дочь вырастает и совершенно в юном возрасте, может 18-20 лет она начинает жить блудной жизнью, начинает пьянствовать, попадает в очень плохую компанию и наконец выгоняет из дома свою мать, которая как нищенка доживает свой век под забором. Вот была бы воля Божия чтобы это дитя умерло, потому что Бог предвидел, что будет дальше с этим ребенком и с этой женщиной. Она бы невинная умерла и получила Царство Небесное, а Бог устроил так чтобы мать нашлось кому доходить. Получилось, что одна страшно страдает, а другая духовно погибла.»

«Мы ведь не знает в чем промысел Божий, от чего нас Бог бережет, к чему нас Бог готовит, куда нас Бог ведет, ведь все что не происходило бы это к спасению души. Принимаем это как волю Божию, принимаем это с благодарением, а может быть и с плачем. Со слезами, но все-таки с благодарением. И обретаем радость, и обретаем жизнь, и обретаем Бога.»

Часто болезнь уберегает нас от чего-то более значительного и страшного. Хорошо если мы это понимаем и благодарим Бога за это.

«Или тот мудрый простой человек, водитель автобуса почему ты в храм пришел? На что он отвечает: «потому что мне Бог ногу поломал. Открытый перелом. Как? Что? Почему?

Ногу поломали, гипс наложили, друзья пришли, пойдем сейчас вот там вот выпьем, погуляем. Пошли они выпили, погуляли, групповое изнасилование, всем по восемь лет. Потом он говорит: «Как же мне Бога то благодарить? У меня за три месяца нога срослась я сейчас работаю и детей кормлю, а они уже какой год сидят.»»

Бог дал нам свободную волю и право выбора творить добро или зло. Он не заставит плохих людей стать хорошими насильно.

«Мы все дети Божие, мы все перессорились, переругались как братья и сестры нерадивые и мы в нашем человеческом обществе установили плохие порядки, не Божие порядки и Бог от нас ждет. Что мы будем исправлять ситуацию, сами наварили, сами создали эту ситуацию и сами будем и исправлять. вот и ответ на ваш вопрос. Мир для нас свободен и каждый может стать на сторону Бога и деятельно осуществлять волю Божию. Но это не значит, что мы гарантированы от злых людей, с которыми мы соприкасаемся. Потому что мы живем в обществе в социуме, мы не замкнутые индивидуумы. И грехи любого члена общества отражаются и на вас с нами. Повторяю, наш мир свободен.

Если кто-то плохо прикрутил какую-то гайку в самолёте и из-за этого самолет развалился и скажем я со своими детьми погиб ну вот видите я несу печать этого трагизма мира, халтуры человека, если какой-то врач с похмелья делал операцию и плохо сделал, и потом человек заразился и мер, ну вот видите пациент тоже несет крест жизни в грешном человеческом обществе, если какой-то пьяный человек садится за руль и сбивает невинных людей или кто-то там по-пьяни сжигает дом с детьми, ну что же, мы можем плакать об этих детях, мы отпоем этих деток. Мы будем верить, что они попадут в Царство Небесное, но при этом Господь не хочет сделать лоботомия, не хочет насильно всех людей перевоспитать плохих и злых. Он верит, что само человеческое общество найдет в себе ресурсы это сделать.»

Мы часто бываем неблагодарны и забываем, как Господь не раз выручал нас из передряг свои промыслом. Просто напрягите память и вспомните, ведь были такие случаи.

«Я хочу сказать вот что, я глубоко убежден что когда мы придем в мир иной, когда нам откроется правда о нашей жизни, ведь нам же что-то откроется, то мы узнаем от скольких бед нас уберег Господь. И нам станет так стыдно за нашу неблагодарность. Одна моя духовная дочь недавно написала очерк и называется он «Десять раз, когда Господь меня спасал от смерти.» мы можем сами с вами навскидку вспомнить десять раз. Я могу сразу вспомнить как зацепился за трамвай, и он меня затащил за собой, и чуть не погиб я. Да и много других случаев, когда мы идем по темному переулку мы не можем предугадать, что Господь отвернул какого-то наркомана, который уже наточил нож и шел чтобы нас прирезать или деньги у нас отобрать. Мы не знаем, может Бог послал ему мысль остаться дома пойти другим путем или может не употреблять сегодня наркотика, а лечь проспаться. Я не знаю, но я уверен, что, когда мы придем на тот свет мы увидим, что Бог нас бесконечное количество раз спасал. Может быть если бы не промысел Божий, то и машины чаще сталкивались и самолеты чаще падали, но Господь защищает нас и спасает, но не может быть это постоянно, потому что мы живём в рамках падшего, поверженного, больного мира. Мира, который только ожидает своего исцеления, поэтому помолимся о всех усопших, помолимся за всех страдальце и придадим себя в руки Божие. Когда святой Антоний молился почему Господи такие несправедливости допускаешь, что невинные страдают, Бог сказал: «Антоний, себе внимай, а то пути Божие, их не испытывай.» то есть что-то нам не открыто, стоит с этим смириться.»

«Для неверующий чудес нет, есть совпадения, есть случайности, а для верующего человека на каждом шагу чудо, не только в смысле мистики, а в том, что без промысла Божьего ничего в мире не происходит.»

Магдалина, дочь отца Никона Воробьева на примере собственной жизни познала, что такое промысел Божий.

«Матушка Магдалина в миру Ольга Андреевна Некрасова вот уже три года по возвращению на историческую родину из Франции она является носиельницей прославленной марфомаринской обители по отцовской линии наша героиня родственница поэта Некрасова, а по материнской линии ее род ведет от пророка Магомета персидского шейха, сбежавшего в Россию. Его сын, приняв православие стал родоначальником русского востоковедения. Прабабушка нашей героини была, дочь Льва Толстого, Мария Львовна. Самый почитаемый из родственников святитель Иосаф Белгородский. Наша героиня настоящая легенда, именно ей адресовано двадцать писем из книги отца Никона Воробьева «Нам оставлено покаяние». Никон Воробьев принял остриг в 1931 году, пережил арест, заключение, ссылку. Стяжал непрестанную Иисусову молитву и дар духовного рассуждения. Проповеди и письма духовным чадом «Нам оставлено покаяние» вошли в золотой фонд православной литературы.»

Удивителен Божий промысел, как девушка из не религиозной семьи русских иммигрантов пришла к Богу. В 1945 году Оля с мамой, отчимом и тремя детьми вернулась на родину. Вот многом благодаря митрополиту Ярошевичу, с которым промысел Божий еще сведет юную Ольгу, будущую монахиню Магдалину. Но на родине Олю ждали тяжелые испытания. Отчима арестовали, а семью выслали в южный Казахстан. Потом сильно заболела мать, шанс на выздоровление был только один, ехать в Москву за помощью к митрополиту Николаю.

«Девушка решается на побег, поимка означала двадцать лет строгого режима. Без денег, без документов, не зная толком страны с постоянной молитвой Божией матери она добирается до Москвы, встречается с митрополитом Николаем, а затем возвращается обратно. Из письма брату:

«После этих страшных 17 суток побега меня по логике просто не могут не поймать. Через несколько дней я оказалась-таки в поезде Ташкент – Москва это было настоящее чудо и у меня хватило ума послать маме зашифрованную телеграмму, она была перехвачена и меня должны были тут же снять с поезда. А я ехала еще четверо суток. Ты думаешь они плохо работали? Нет. Они работали хорошо к тому же чтобы меня поймать не надо было хорошо работать. Теперь для меня очевидно действие промысла Божьего во всех последующих событиях. Если раньше в самые трудные моменты Господь нас спасал, то в течении этих 17 суток это происходило со мной постоянно, как в фильме, прокрученном в ускоренном темпе. Ольга встретилась с митрополитом Николаем, который дал ей денег и отправил обратно, но за побег девушка получила четыре месяца тюремного заключения.

«Из письма брату:
Вдруг за стенкой раздался стук и послышался мужской голос, я тут же отскочила от стены, вспомнив что за ней находилась камера с бандитами, но голос мягко и отчетливо сказа мне: «не плачь девушка, не плачь в жизни все бывает только к лучшему.». И я вдруг вспомнила, что сегодня праздник, вспомнила, что есть Бог, о котором я совершенно забыла, как он спасал меня в самых безнадежных ситуациях и в этой заснеженной ледяной камере я пережила такую радость, какую больше никогда с такой силой не испытывала. Эти слова, произнесенные человеком, которого я и не увидели никогда были восприняты мною как сказанные Богом. Если только человек любит Господа все будет содействовать его благу.»

«Ни один волос не упадет с головы человека без воли Божией» – сказал Христос. Все что происходит с нами в жизни это уроки, призванные приблизить нас к Отцу Небесному. Главное вовремя понять это и принять его волю, довериться ему. После озарения пережитого Ольгой Некрасовой, пережитого в один из самых тяжелых периодов ее жизни, произошло неожиданное. Охранник принес телогрейку, подарок из соседней камеры, напоил горячим чаем. И тюрьма вдруг превратилась в храм Божий, а этот день, как говорит матушка Магдалина, стал одним из самых светлых дней в ее жизни. Утром доктор вырезал ей аппендикс и тем самым уберег ее от этапа.»

«Человек храм Бога живого – сказал апостол Павел – но прежде это храм нужно построить и не где нибудь, а в своей душе. Кто-то строит его всю жизнь, кто-то уходит так и не приступив и даже не осознав его необходимость, а кого-то в этот храм вводит сам Господь, одним рывком, как нашу героиню. Да что же есть промысел Божий? Каждый возьми свой крест и следуй за мной, казал Христос и еще спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся. Встреча с такими людьми как Магдалина, сумевшие увидеть и воплотить в своей судьбе все больше и больше укрепляет веру в то, что наш народ, прошедший через тяжкое духовное падение и возжаждущий света, войдет в Божий храм, а за ни мы и весь мир, ведь сказано святыми старцами прозревавшими промысел Божий, спасение мира придет из России.

Ссылка на основную публикацию