Реинкарнация в христианстве: есть ли в православии или нет, отношение РПЦ история и суть, доказательства

Что такое реинкарнация? Как относится к этому Русская Православная Церковь?

Вопрос задан:
10 октября 2015

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Переселе́ние душ, перевоплощение, реинкарна́ция, (лат. reincarnatio «повторное воплощение), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») — группа религиозно-философских доктрин, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях — только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту бессмертную сущность в различных традициях называют духом или душой, «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я»; в каждой жизни развивается новая личность индивидуума в физическом мире, но одновременно определённая часть «Я» индивидуума остаётся неизменной, переходя из тела в тело в череде перевоплощений. В ряде традиций существуют представления о том, что цепь перевоплощений имеет некоторую цель и душа в ней претерпевает эволюцию. Представление о переселении душ присуще не только ряду религиозных систем, но встречается также в отрыве от какой-либо религиозной системы (в личном мировоззрении). Вера в переселение душ представляет собой древний феномен. Согласно С. А. Токареву, наиболее ранняя форма представлений связана с тотемизмом. У некоторых народов (эскимосов, североамериканских индейцев) считается, что в ребёнка входит душа деда или иного представителя той – же родовой группы. Доктрина реинкарнации является центральным положением в большинстве индийских религий, таких как индуизм (включая такие его направления как йога, вишнуизм, и шиваизм), джайнизм, и сикхизм. Идея переселения душ также принималась некоторыми древнегреческими философами, такими как Сократ, Пифагор и Платон. Вера в реинкарнацию присуща некоторым современным языческим традициям, движениям Нью-Эйдж, а также принимается последователями спиритизма, некоторыми африканскими традициями, и приверженцами таких эзотерических философий, как каббала и гностицизм. В каком – же соотношении находятся представления о переселении душ с христианским учением? Христианство, по словам Фридриха Энгельса, возникнув, сразу – же вступило в резкое противоречие со всеми остальными религиями (чем подчеркивается неотмирность его вероучительных истин). Основываясь на Божественном Откровении, с первых дней своего существования, оно отвергло реинкарнацию. Хотя среди гностических сект и делались попытки соединить христианское учение и эллинские представления о переселении душ, это не привело к нужным результатам. Ибо в контексте Христианства, в противовес, например, тому – же гностицизму, или восточным религиям, человек обладает субстанциональной, личностной, бессмертной душой, предназначенной после восстановления полноты человеческой природы в воскресении тела, соединиться с Личностным Богом, и в то – же время, не раствориться в Нем. И земная жизнь ему дается единожды для самоопределения по отношению к Творцу, к добру и злу, для подготовки к Вечности. Плоды этого самоопределения, он и будет бесконечно пожинать, переступив порог физической смерти. И выбор ему предстоит сделать лишь один раз. Об этом недвусмысленно пишет апостол Павел: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9. 27). Хотя современные теософы, типа Рериховцев, и пытаются приписать Христианству учение о реинкарнации в древности (яко – бы оно было «исправлено» и «скрыто» Отцами в пятом веке), этот миф вполне развенчивается фактами. Кстати, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви от 2 декабря 1994 года было определено, что лица, исповедующие учение Елены Рерих «Живая этика» или «Агни Йога» (в том числе, и доктрину реинкарнации), тем самым отлучают себя от Церкви. Для ознакомления с этими материалами рекомендую прочитать книги диакона Андрея Кураева: «Сатанизм для интеллигенции» и «Раннее Христианство и переселение душ». Однако, существуют любопытные факты о том, что некоторые люди «вспоминают» «прожитые» ими ранее жизни, что сторонники реинкарнации истолковывают в пользу своего учения. Как данные феномены оцениваются с точки зрения Христианства? Отвечая на этот вопрос, известный современный миссионер, Алексей Ильич Осипов говорит, что, во – первых, здесь может себя обнаруживать, так называемая, «генная память», сохраняющая информацию о жизни наших предков. Во – вторых, эти случаи могут объясняться состоянием одержимости, или прямым вмешательством в деятельность человека демонических сил, «помогающих» ему «вспомнить» свои «прошлые» жизни для того, что – бы поддерживать безответственность к той жизни, что он проживает сейчас. Мол, у тебя будет ещё много шансов всё исправить, а сейчас беспокоиться не о чем.

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Как идея реинкарнации исчезла из христианства

  • 276 поделились
  • Facebook
  • VKontakte
  • Odnoklassniki
  • WhatsApp
  • Mail.ru
  • Viber
  • Telegram
  • Facebook Messenger

Это вторая публикация из цикла “Реинкарнация в мировых религиях”:

  • Часть 1 — Реинкарнация в иудаизме
  • Часть 2 — [Вы здесь] Реинкарнация в христианстве
  • Часть 3 — [Скоро] Реинкарнация в индуизме
  • Часть 4 — [Скоро] Реинкарнация в буддизме
  • Часть 5 — [Скоро] Реинкарнация в исламе

В предыдущем материале мы рассматривали понятие реинкарнации в рамках иудаизма. А ведь христианство родилось из его истоков. У этих религий даже общее писание есть — Ветхий завет. И к тому же, христианство родилось на земле иудейской, и последователи Иисуса тоже изначально были иудеями.

Отсюда осмелимся предположить, что картина мира тех, кто стоял у истоков христианской религии, была схожей и реинкарнация наряду с вознесением были ее неотъемлемой частью.

Но что же произошло дальше? Почему современное христианство так категорично отрицает реинкарнацию? Хотя даже мне лично знакомы духовные лица, которые в нее верят и используют память души для исцеления своих учеников и прихожан.

Жизнь души по-христиански

Сначала разберемся с тем, как христианство видит путь души в прошлом и в будущем.

Во-первых, мы рождаемся на Земле не только физически, но и наша душа также рождается впервые.

Во-вторых, перерождение нас ждет лишь после смерти, когда душа выйдет из бренного тела и попадет в рай или ад, где будет жить вечно. Однако эта позиция уже тысячелетия назад казалась нелогичной. Как может бессмертная душа родиться?

Бессмертное должно быть вечным, а то, что рождается, то умирает. Именно такое рассуждение в совокупности с устойчивыми древними представлениями о перерождении душ заставляло даже основателей христианства придерживаться понятия бессмертности души, что подразумевает отсутствие ее зарождения в каком-либо виде.

Так как же получилось, что в итоге христианство стало одним из немногих религиозных течений, которое отрицает реинкарнацию?

В Библии нет прямого упоминания о переселении душ. Загадок добавляет откровение Иоанна, которое запрещает вносить новые священные писания. Дело в том, что очень трудно сказать, какие священные тексты были до этого, а каких не было.

Существует устойчивая теория, согласно которой учение о реинкарнации было еще задолго до «Апокалипсиса» и, возможно, входило в так называемую «доцензурную» Библию, когда нынешний взгляд на рождение, ад и рай вообще был нетипичным для ранних христиан.

Эту идею поддерживают известный писатель и священник методистской церкви Лесли Уайтхед, профессор теологии Фордхемского университета Джон Дж. Хирни и многие другие, в том числе известный экстрасенс первой половины XX века Эдгар Кейси, бывший учитель воскресной школы.

Многие из этих авторов уверены, что даже Иисус был не просто приверженцем реинкарнации, но и множество раз перерождался. И это не выглядит чем-то особенным, когда многие пророки в Ветхом Завете… появлялись на свет по нескольку раз в разных обличиях.

По сути, католическая идея чистилища, так же как и реинкарнация, не имеет прямых упоминаний в Библии, однако никто не сомневается в его существовании. Не сомневались в существовании перерождения такие ключевые для христианства личности, как Климент Александрийский, Григорий Нисский, Арнобий, Иероним и даже Блаженный Августин.

Михаил Радуга, из книги «Загадки человека»

Реинкарнация в христианских текстах

Реинкарнация входила в систему мировоззрения философа Филона, и он подробно исследовал её. Он писал:

Те [души], что поддаются желанию смертной жизни, снова возвращаются к ней.

А ведь Филон оказал немалое воздействие на развитие христианства, и в современном православии он является почитаемой личностью.

В Ветхом Завете идея перевоплощений встречается не единожды. Например, в книге «Экклезиаст» (41:9) Соломон говорит:

О горе вам, безбожники, отказавшиеся от закона высшего Господа! Ибо когда вы родитесь, вы родитесь, чтобы быть проклятыми.

Вероятно, этими словами Соломон подтверждает возможность ещё одного рождения для человека.

Ветхий Завет заканчивается следующими словами:

Вот, Я пошлю к вам Илию, пророка, пред наступлением дня Господня, великаго и страшнаго.

И затем, уже в Новом Завете, это пророчество исполняется, когда Иисус, после обезглавливания Иоанна Крестителя (который, по сути, являлся его предшественником), разговаривает со своими учениками, и те спрашивают его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

Иисус сказал им в ответ:

Правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё. Но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе

Современные сторонники учения о реинкарнации неоднократно ссылались на Иустина Мученика (100 — 165 гг. н.э.), одного из первых христианских апологетов. Анонимный британский клирик пишет: «Нет сомнения, что многие отцы церкви придерживались [учения о реинкарнации] или были более-менее склонны к этому.

Иустин Мученик ясно говорит о том, что душа живет не в одном человеческом теле, и утверждает, что души, не справившиеся со своими обязанностями, переходят в более грубые формы. (Reincarnation and Christianity (London: Wm. Rider and Son, 1909), стр. 51)

Величайшие споры по поводу реинкарнации в ранней церкви были сосредоточены вокруг учений Оригена (185 — 254). Джозеф Хэд и С.Л. Крэнстон категорично утверждают:

Не подлежит сомнению, что Ориген проповедовал предсуществование души в прежних домостроительствах этого мира и ее реинкарнацию в будущих домостроительствах.

(Head and Cranston, Phoenix Fire Mystery, стр. 145)

Блестящие способности Оригена, одного из величайших мыслителей раннего христианства, приобрели ему в церкви как почитателей, так и противников.

Находясь под сильным влиянием греческой философии, Ориген действительно писал о предсуществовании душ, т. е. о том, что люди некогда были ангельскими существами, чьи хорошие или плохие дела определили их благоприятное или не столь благоприятное рождение на земле.

Иероним, живший в четвертом столетии, святой и выдающийся лингвист, также проповедовал реинкарнацию.

Дэвид Кристи-Мюррей в своей работе “Reincarnation: Ancient Beliefs and Modern Evidence” утверждает, что

Св. Иероним предположительно подтверждал учение о реинкарнации в своем «Послании Авиту» и что это учение проповедовалось среди первых христиан как эзотерическое. Кроме того, Иероним был переводчиком и почитателем Оригена.

(David Christie-Murray, Reincarnation: Ancient Beliefs and Modern Evidence (London: David and Charles, 1981), стр. 59)

Учение о реинкарнации было настолько распространено в раннем христианстве, что еще в середине VI века после Христа понадобилось созвать специальный собор церкви, чтобы наконец подавить его.

Леолин Райт (Leoline L. Wright, Reincarnation (San Diego, Calif.: Point Loma Publications, 1975), стр. 67)

Хэд и Крэнстон в своей книге о перевоплощении «Реинкарнация: Тайна огня Феникса» утверждают, что

Новый Завет не был записан еще в течение долгого времени после смерти Иисуса, и его книги впоследствии прошли через цензуру церковных соборов.

В шестом и последующих веках, когда была принята теперешняя Библия, существовало несколько различных евангелий. Те из них, которые сочли неприемлемыми, были сожжены.

(Joseph Head, S.L. Cranston, eds., Reincarnation: The Phoenix Fire Mystery (New York: Warner Books, 1977), стр. 134)

Решение Пятого Вселенского собора 553 года

Известный оккультист Е. П. Блаватская тоже писала о том, что христианство признавало доктрину реинкарнации с самого момента своего зарождения.

Она говорила, что идея реинкарнации как основополагающий метафизический принцип, присуща всем религиям мира. А то, что она отсутствует в христианстве — намеренное искажение первоначального смысла этого учения недобросовестными популяризаторами.

Так и идея реинкарнации существовала лишь до Пятого Вселенского (или Второго Константинопольского) собора 553 года, созванного императором Юстинианом I, который значительно расширил территорию империи, построил храм святой Софии в Константинополе, находился под влиянием своей супруги Федоры, которая в прошлом была наездницей в цирке.

В то время он стремился максимально распространить веру по всей империи, чтобы таким образом контролировать народы. Умер в 565 году.

На этом соборе были осуждены Платон, Ориген, Дидим Слепой, Несторий, их сочинения, платонизм и идеализм в целом, арианство, а также некоторые сочинения близкие к учению Нестория.

Тогда в мире преобладали взгляды, схожие с позицией Оригена, что было совсем не выгодно Юстиниану, потому что человек менее ответствен за свои поступки и менее упорен в жизни, если он знает, что у него будут еще другие жизни. Именно это заставило церковь поставить последнюю точку в спорах о перерождении.

Получается, сугубо корыстный интерес не самого добродетельного человека в истории заставил всех нас ныне веровать в ад, рай и рождение души.

Юстиниан обладал незаурядным умом и использовал религию для объединения масс и управления ими. Для этого он не гнушался управлением законами того же христианства.

И вот, на Втором Константинопольском соборе, который состоялся 5 мая 553 года, где председательствовал патриарх Константинопольский и присутствовали представители церковных властей западной и восточной частей христианского мира, решался вопрос оригенизма и его преемственность для христианства.

Некоторые считают, что на исход повлиял заговор против западных представителей, которые были наиболее подвержены теории переселения душ. И вот результат:

Если кто уверует в немыслимое существование души до рождения и в нелепейшее перерождение после смерти, того надлежит предать анафеме.

С тех пор реинкарнации в христианстве не стало, зато уже точно определилось существование ада и рая. Именно тогда наша непоколебимая вера рассталась с возможностью перерождения души, что было принято фактически голосованием, как на выборах.

Почему церковь против реинкарнации

Церквям, на самом деле, выгодно, чтобы человек старался «угодить Богу» именно сейчас. Пока он находится в «их епархии», пока он может прийти в церковь и исповедаться, помолиться, заказать требу и пр. Пока он находится в их власти.

Ведь именно стремлением к земной власти объясняется внушаемая мысль, что только в церкви существует спасение (причём каждая конфессия учит, что только в ней), без неё никак, «кому церковь не мать, тому Бог не отец».

Что именно своим послушанием церкви человек и спасается. Или послушанием своих близких, молящихся за его упокой в церкви же. Или стараниями самой церкви в виде молебнов-панихид.

Это удобное для земной власти церквей положение дел будет поколеблено, если признать, что путь человека гораздо больше, чем одна краткая земная жизнь, что эта данная земная жизнь лишь малый эпизод пути, который состоит из многих периодов жизни в материи и даже более длительных периодах существования в тонких мирах, “на том свете”.

И ведь не важно, кто мы — православные, католики, протестанты, мусульмане или буддисты, если мы хорошие, добрые, чистые, любящие, справедливые люди. А достигается это не участием в земной жизни церквей, а любовью к ближним, внутренней чистотой, смирением и твердой приверженностью истине.

А истина проста и доступна даже детям, поэтому нам и сказано «будьте как дети». Ибо только детская непосредственность не даёт погрязать в мудрствованиях, отклоняясь от простого истинного пути. А что есть истина, по-моему, можно лишь почувствовать своим сердцем и душой.

В статье использованы материалы:

Михаил Радуга, «Загадки человека», Весь, 2015 г. Марк Альбрехт “Реинкарнация, Библия и ранняя церковь” г. Санкт-Петербург Сергей Круглов “Почему церкви против реинкарнации”

А кому доверяете вы: учениям и писаниям или своим внутренним порывам и чувствам?

Консультант Реинкарнационики.
Капитан 1 и 2 курсов Института Реинкарнационики.
Ведущая проекта и автор книги «Путешествие одной души»

  • 276 поделились
  • Facebook
  • VKontakte
  • Odnoklassniki
  • WhatsApp
  • Mail.ru
  • Viber
  • Telegram
  • Messenger

НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!!…

Оставьте комментарий и расскажите, что Вы думаете.

Спасибо за подтверждение моих мыслей…))

Угу. Можно сравнить с решениями 2 Буддийского собора по поводу священных текстов и тд , очень грубо — сохраняем суть учения, а если текст устарел ввиду изменения условий жизни — спокойно и с благодарностью кладём текст на полку и не пользуем.
А с христианством — так народ от нехороших поступков как раз идея инкарнации удерживала, и как её убрали — началось: «Гуляй рванина от рубля и выше»(С) — ведь «живём мы однова»(С).

Да церкви выгодно держать народ в неведении и страхе.Когда человек боится им легко управлять.Нарушать каноны нужно иметь упорство и доказательную базу.И люди всё равно повернут законы вселенной как им выгодно.А потом за одну жизнь человек не может накопить опыт и им воспользоваться и когда человек что-то видит на тонком плане,то это сразу от лукавого.Лукавый тоже управляется Богом.Для церкви выгодна борьба,что человек не углублялся в познание души

У Фазиля Искандера есть рассказ «Кролики и удавы». Со своеобразной манерой автор говорит именно об этом: испуганным, обездоленным и невежественным народом управлять легче. А я , когда читала этот рассказ, вспомнила сценку из детства: женщина долго ловила курицу во дворе. Потом поймала, стала почему-то живьём её ощипывать. А когда ощипала, отпустила курицу. Муж должен был позже придти и отрубить голову курице. А ощипанная курица не стала убегать от женщины, а стала жаться к её ногам. Эту дикую сцену я, городская девочка, увидела в 8-летнем возрасте.

На мой взгляд, статья так и не прояснила, почему убрали реинкарнацию. Какая разница, чего НЕ бояться: ада или плохого перерождения? В церкви хоть грехи можно отмолить.

Павел, а может не бояться, а жить по совести? ))) Статья как раз про это

Читайте также:  Благоговение в православии: определение и значение, примеры и синонимы

Замечательная статья! Благодарю.

Я с детства чувствовала, что меня обманывают, что я здесь не в первый раз. Но меня смущало, что миллионы людей (верующих) уверенны в другом. Сегодня меня «попустило». В истоках веры было иначе.

Благодарю за рассматриваемую тему! Я прошла обучение 1-го и 2-го курсов ИР. «Посмотрела» более 80-ти своих воплощений, провела достаточно много «просмотров прошлых жизней» другим и теперь уверена в переповлощении души в новые тела. Откуда такая уверенность? В текущем воплощении имею достаточный жизненный опыт, мне 65 лет. Было несколько значимых событий и много раздражающих ситуаций, и всегда вставал вопрос » Почему?». События и ситуации являются «незавершонкой» прошлых воплощений. В интернете познакомилась с женщиной, она живёт в Италии, сложились теплые дружеские отношения, были ощущения очень близкого человека. Посмотрела сначало сама, откуда такие ощущения, а потом предложила ей посмотреть. Я была удивлена, она рассказывала о том же с подробностями. И такое было ещё с другими людьми. Все жизненные события и ситуации стали понятны, отпал вопрос «Почему?», а появился «Для чего?Какой урок прохожу? Чему учусь.» Жизнь наполнилась пониманием происходящего, тихой РАДОСТЬЮ и смыслом.

Спасибо за статью! Акценты на выгоду церкви, от которой временами прямо тошнит, очень правильные. А наши души древние, развивающиеся — это чувствуется всем сердцем.

В 1990 году я пошла с 7-летней дочкой и 9-летней племянницей в церковь . Эта церковь тогда только восстанавливалась. Пошли натощак. А идти туда пешком надо было через лес. Жара. Девочки сначала терпели, потом начали беспокоиться. Но выдержали. С собой у нас было в термосе холодное молоко и несколько булочек домашних. Когда служба закончилась, мы хотели на свежем воздухе расположиться и утолить голод. А рядом на завезённых строительных материалах расположились постоянные прихожане. Они пригласили нас присоединиться к ним. Подошёл батюшка, прочитал молитву и все приступили к еде. Вроде как всё хорошо. Разговорились по душам, и тут я рассказала, как я пришла к вере в Бога. Подробности опущу, но из моих уст прозвучало слово АСТРОЛОГИЯ. И тут такое началось!…. Больше я в ту церковь не ходила. И вообще не ходила.
Но искала духовный стержень… Вскоре узнала, что один из ведущих физиков-учёных , работающий долго в Филиале Института Атомной Энергии, живший когда-то со мной в одном доме, стал батюшкой в другой восстановленной церкви. Узнала, что он в Доме Ученых (а мы жили тогда в Академгородке) проводит беседы с жителями Академгородка. Я пошла на эти встречи-беседы. Я ждала бесед о Боге от человека современного. А услышала нудную проповедь. Слово за словом. Одна женщина сказала, что её муж был католиком, а сын — некрещёный. Оба они погибли. Может ли она молиться за них в православном храме. Сколько же на неё было слито гнева ! Я смотрела на этого своего соседа и удивлялась его изменениям в худшую сторону. Немного погодя я сказала, что по моим понятиям Бог в сердце у нас. И тут гнев его на меня метнулся : «Если у вас Бог в сердце, то в голове у вас колокольня!» Больше я на эти встречи не ходила. В церквях бываю крайне редко, но ни с кем там ни о чём не говорю.
ДОВЕРЯЮ СВОЕЙ ДУШЕ

Как христианство лишилось реинкарнации

Если обратитесь к служителю христианской церкви, католической или православной, и спросите мнение о реинкарнации, то услышите однозначный ответ: вера ее отрицает, и тот, кто верит в перерождение, не может быть христианином и может быть предан анафеме. Все четко и понятно.

Кажется, так всегда и было, и никто никогда в этом не сомневался. Кажется, что это естественно и ничему не противоречит в слаженной и годами выточенной одной из самых распространенных религий.

Реинкарнация – путь перерождений души в новом теле

Но это официальная точка зрения, которая так явно и безапелляционно сформировалась лишь в последние века. Когда-то все было совсем иначе. И если соблюдать полную объективность, то можно с уверенностью утверждать, что отказ от явления перерождения душ произошел в христианстве далеко не по воле его основателей и идейных лидеров древности. Был в истории всего один человек, который пошел по этому пути, причем не совсем честным образом, как говорят достоверные исторические источники.

Сначала разберемся с тем, как христианство видит долю рядового верующего в непосредственном прошлом и ближайшей перспективе.

Во-первых, мы рождаемся на Земле не только физически, но и наша душа также рождается впервые. Во-вторых, образно говоря, своеобразное перерождение нас ждет лишь после смерти, когда наша душа выйдет из бренного тела и попадет в рай или ад, где душа будет жить вечно.

Однако эта позиция уже тысячелетия назад казалась нелогичной. Как может бессмертная душа родиться? Бессмертное должно быть вечным, а то, что рождается, то умирает. Именно такое рассуждение, в совокупности с устойчивыми древними представлениями о перерождении душ, заставляло даже основателей христианства придерживаться понятия бессмертности души, что подразумевает отсутствие ее зарождения в каком-либо виде.

Так как же получилось, что в итоге христианство стало одним из немногих религиозных течений, которое отрицает метемпсихоз, как еще называют реинкарнацию? Действительно, в Библии нет прямого упоминания о переселении душ. Загадок добавляет откровение Иоанна, которое запрещает вносить новые священные писания.

Дело в том, что очень трудно сказать, какие священные тексты были до этого, а каких не было. Существует устойчивая теория, согласно которой учение о реинкарнации было еще задолго до «Апокалипсиса» и, возможно, входило в так называемую «доцензурную» Библию, когда нынешний взгляд на рождение, ад и рай вообще был нетипичным для ранних христиан.

При всем этом есть и такие интерпретации священных писаний, которые утверждают, что даже в нынешнем их состоянии в них все же нет противоречия с теорией о переселении душ, хотя и явно не указывается на это.

К примеру, такую идею или близкую к ней поддерживают известный писатель и священник методистской церкви Лесли Уайтхед, профессор теологии Фордхемского университета Джон Дж. Хирни и многие другие, в том числе известный экстрасенс первой половины XX века Эдгар Кейси, по совместительству бывший учитель воскресной школы.

Многие из этих авторов также уверены, что даже Иисус был не просто приверженцем реинкарнации, но и множество раз перерождался. В общем-то, это не выглядит чем-то особенным, когда многие пророки в Ветхом Завете. появлялись на свет по нескольку раз в разных обличиях.

По сути, католическая идея чистилища, так же как и реинкарнация, не имеет прямых упоминаний в Библии, однако никто в этом направлении христианства не сомневается в его существовании. Не сомневались в существовании перерождения такие ключевые для христианства личности, как Климент Александрийский, Григорий Нисский, Арнобий, Иероним и даже Блаженный Августин.

Но больше всего откровенней на эту тему говорил один из самых значимых святых отцов зари христианства — Ориген (Ориген Адамант – Origenes Adamantius), который жил в III веке.

Этот серьезнейший и уважаемый мыслитель был буквально раздражен тем взглядом на природу рождаемой души, который мы все с вами знаем. Он также отрицал судный день и воскрешение мертвых, говоря о том, что это полная глупость, поскольку тела мертвых, разлагаясь и попадая в пищевую цепочку со временем становятся частью других людей.

Однако у Оригена было свое, уникальное понимание переселения душ. Он веровал, что за грехи люди перерождаются животными, а потом могут вовсе стать растениями. И наоборот, чтобы достичь царствия Божьего, нужно идти вверх, не совершая плохих поступков. В чем-то это очень близко современному буддизму, однако идея такого наказания за проступки необычна даже для него.

Однако впоследствии, после смерти мыслителя, римская католическая церковь кардинально поменяла отношение к нему: с очень положительного до отрицательного.

Масло в огонь добавляла самокастрация еще юного Оригена, чем он пытался сохранить вечное целомудрие. А ведь человек, что способен себя изувечить, никогда не сможет достичь святости, как гласят каноны. В итоге он не был канонизирован, несмотря на свои труды и заслуги, и к его мнению стали прислушиваться меньше.

Окончательную точку в диспутах вокруг реинкарнации в христианстве поставил римский император Юстиниан в VI веке.

Юстиниан — восточно-римский император; родился в 483 году; значительно расширил территорию империи; построил храм святой Софии в Константинополе; находился под влиянием своей супруги Федоры, которая в прошлом была наездницей в цирке; умер в 565 году.

В то время он стремился максимально распространить веру по всей империи, чтобы таким образом контролировать народы. Однако в это время фактически в мире преобладали как раз взгляды, схожие с позицией Оригена, что было совсем не выгодно Юстиниану, потому что человек менее ответствен за свои поступки и менее упорен в жизни, если он знает, что у него будут еще другие жизни.

Только это заставило церковь поставить последнюю точку в спорах о перерождении. Получается, сугубо корыстный интерес не самого добродетельного человека в истории заставил всех нас ныне веровать в ад, рай и рождение души.

На беду всем этот человек обладал незаурядным умом, и религию он использовал сугубо для объединения масс и управления ими (сейчас ситуация похожа во многих странах). Для этого он не гнушался управлением законами того же христианства.

И вот, на Втором Константинопольском соборе, который состоялся 5 мая 553 года, где председательствовал патриарх Константинопольский и присутствовали представители церковных властей западной и восточной частей христианского мира, решался вопрос оригенизма и его преемственность для христианства.

Некоторые считают, что на исход повлиял заговор против западных представителей, которые были наиболее подвержены теории переселения душ. И вот результат: «Если кто уверует в немыслимое существование души до рождения и в нелепейшее перерождение после смерти, того надлежит предать анафеме».

С тех пор реинкарнации в христианстве не стало, зато уже точно определилось существование ада и рая. Именно тогда наша непоколебимая вера рассталась с возможностью перерождения души, что было принято фактически голосованием, как на выборах.

Что же теперь делать простому человеку? Если же вы отойдете от догм, предлагаемых ортодоксальной церковью, вы от нее отступите. Но насколько вы действительно нарушите какой-то божественный закон?

Автор: Михаил Радуга, из книги “Загадки человека”

Реинкарнация: почему православие не может ее принять?

Этот разговор вырос из одной услышанной нами истории. Истории мальчика, который родился в семье алкоголиков, был сдан в детдом, а в подростковом возрасте связался с дурной компанией и после первого же «дела» угодил в детскую тюрьму. Там над ним надругались. И мальчик повесился… Ужасная жизнь, ужасная смерть. Заслуженная ли? Как ее объяснить?!

Для многих людей такие истории — аргумент в пользу реинкарнации, или веры в перевоплощение, переселение душ. Она, казалось бы, дает ясный и простой ответ: такая участь — не что иное, как наказание за прегрешения прошлых жизней.

Почему христианство не может принять реинкарнацию? Говорим об этом с протоиереем Игорем Фоминым.

Бог и бюрократия

— Отец Игорь, история этого мальчика — далеко не единственная в своем роде. Строго говоря, этого несчастного и за гробом ничего хорошего не ожидает, ведь он, получается, самоубийца. Такая судьба просто не укладывается в голове…

Во-первых, мы с Вами должны сразу понять, что Бог — это не бюрократ. Допустим, если ты в заупокойной записке написал имя здравствующего человека — это не значит, что тот умрет. Бог не бюрократ!

ПРАВОСЛАВИЕ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО МЫ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ МОЖЕМ СЕСТЬ НА ПРЕСТОЛ СУДЬИ ВСЕВЫШНЕГО И РАСПОРЯЖАТЬСЯ, КУДА КОГО ПОСЛАТЬ — В АД ИЛИ В РАЙ.

В Православии почитаются святые, которые стяжали благодать у Бога и являются для нас образцом следования за Христом. Но это не значит, что кроме них больше никто благодать не стяжал, — это очень важный момент.

Если парнишка покончил жизнь самоубийством, его дальнейшую участь знает точно только Бог, ведающий всю его жизнь. Милосердный Бог разберется, понимаете?

Есть такая замечательная мысль в православном Предании. Если мы попадем в рай, то удивимся трем вещам: мы не увидим в раю тех, кто там должен бы быть по нашим человеческим понятиям; мы увидим тех, кого вроде бы там быть не должно; и, наконец, мы удивимся, что сами там оказались.

— А разве нельзя сказать, что судьба этого парнишки была фактически предопределена условиями, в которых он рос?

— Нет никакой предопределенности судьбы, Православие этого не принимает.

Я могу Вам привести аналогичный пример. В одном из церковных учреждений работал парень. Мама родила его очень рано, в 15 лет, и сразу отдала в детский дом. Это происходило еще в советское время, мама была бесправна, за нее решение принимала ее мать — бабушка этого парня.

Впоследствии он мне рассказывал о своем житии-бытии в детдоме — у нас в армии не было такого кошмара, какой происходил там! Однажды парень не выдержал, схватил стол и швырнул его в закрытое окно. Начальство, чтобы с ним не возиться, на основании этого случая оформило ему диагноз — слабоумие или что-то в этом роде — поставило самую тяжелую группу инвалидности и отправило в интернат для умалишенных. Там я с ним и познакомился — мы с женой ходили помогать в это учреждение еще до того, как поженились.

Так вот он, представьте себе, вырвался из этой системы! Как? Он «уцепился» за Церковь: сначала нашел священника Алексия Грачева* и стал его духовным чадом, а после его смерти попал ко мне. Нашел школу, восполнил свое образование и попросил, чтобы с него сняли группу инвалидности. А это было очень и очень непросто сделать! Но у него получилось. Затем он поступил в техникум, потом — в семинарию, окончил ее… Вы представляете, какими усилиями все это было сделано! Большинство его товарищей по детскому дому умерли, спились, стали бездомными…

Я хочу сказать, что мы свою судьбу творим сами, и этот парень тому пример. Тот, кто плывет по течению, может говорить: «Это мой фатум, мне это предначертано» — так легче жить и думать. Можно еще свалить на кого-нибудь — на папу, маму…

— Но ведь статистика говорит о другом: процент тех людей, которые растут в детдоме и потом вписываются в обычную жизнь, очень мал. Все остальные катятся по наклонной…

— Да, я согласен. Но мы сейчас говорим о личности, о том, что у любого человека есть возможность вырваться. Статистика в таком разговоре не есть последний аргумент, мне кажется. Допустим, сколько людей могут заболеть полиомиелитом? Скажем, один на миллион. Но какое дело родителю, у которого заболел ребенок, до статистики? Мы говорим сейчас о личности.

Почему жизнь одна?

— Но ведь, действительно, кто-то рождается, скажем, в православной семье, с детства знает, что такое Библия, у него есть интерес к духовной жизни. И есть дети, которые рождаются в «глубинке» в семье алкоголиков. Это значит, что предпосылок стать лучше у одного изначально больше, а у другого — меньше? Как это объяснить с христианской точки зрения?

— Человек отвечает только за свои поступки. Это однозначно. Да, люди рождаются в разных условиях, но жизненный итог любой человек подводит сам. И это будет единожды.

Мы не можем судить, у кого тяжелее жизнь, у кого легче — у каждого свои испытания.

Неблагополучные обстоятельства могут стать, наоборот, предпосылкой к тому, чтобы крепче «зацепиться» за Бога. А благополучные — вспомните фарисеев…

Они родились в религиозных семьях, получили прекрасное образование, закон знали назубок, но именно они распяли Христа. Из самого низкого состояния можно подняться, и из самого высокого пасть очень глубоко.

Человек живет однажды. Православие не исповедует перевоплощения. По многим причинам.

— По каким?

— Начнем с того, что теория реинкарнации подразумевает усиление добра и усиление зла в мире. Допустим, умирает бандит — и в следующей жизни воплощается в крысу, из крысы «выбраться» тяжело — ведь она только за счет воровства и живет. То есть следующее перевоплощение будет куда хуже.

Реинкарнация — это принцип утверждения такой жесткой справедливости: если ты воровал, у тебя потом будут воровать; если ты работал в гестапо, значит, тебя будут мучить. Но это, мне кажется, не совсем справедливо и правильно. Ведь человек, по этому учению, не помнит своей прошлой жизни. Даже если, скажем, он родится не животным, а человеком, которого всю жизнь будут обворовывать, он ведь не будет знать, почему его обворовывают. У него нет возможности сделать выводы.

Есть такие слова христианского философа первых веков, Тертуллиана: «Каждая душа по природе своей — христианка». Она вышла от Бога. Согласно Библии, человек творится для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» свое спасение хорошими поступками. Это просто исключено.

Почему?

— Потому что с Богом не может быть рыночных отношений.

Допустим, мы придем к Господу и скажем: «Господи, я не убил, не украл, я не позавидовал, не блудил. Я выполнил Твои заповеди?» — Господь скажет: «Нет». — «Почему?!» — «Потому что Моя заповедь не в том, что бы „не делать“, Моя заповедь: люби!».

А реинкарнация, по сути, предлагает человеку сделку:

делай так — и будешь в следующей жизни жить лучше, а потом достигнешь нирваны.

Читайте также:  Православие и эвтаназия: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

— И Бог в такой схеме оказывается, в общем-то, человеку не нужен…

— Да, получается так. Если хорошие поступки совершаются из любви — отлично. А если из корысти — человек пытается откупиться. «Я Тебе — правильную жизнь, а Ты мне — вечное блаженство». Вот это Евангелием осуждается.

Кроме того, православные не исповедуют реинкарнацию потому, что ее результат — это слияние с мировым Абсолютом. Бог (Абсолют), по этой теории, всех делает одинаковыми, всех посылает в мир одинаковыми, «расщепляет», скажем так, для того, чтобы потом опять соединиться вместе.

— Допустим, это одна из возможных интерпретаций. Есть течения, которые считают, что нет такого слияния…

Хорошо. Но тогда где конец совершенствования? Если человек остается личностью, где конечная точка его перевоплощений? Где критерий? Когда Господь прекращает перевоплощения?

В православии нет «финиша» — есть «старт», но нет «финиша».

Христианство говорит о том, что совершенен один Бог. Христос в Евангелии сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть это призыв к совершенству, направление пути, недостижимый образец — потому что человек никогда не сможет сравняться с Богом, это невозможно. Бог есть совершенная Любовь, Он это показывает на кресте. А человек стремится уподобиться Христу в меру своих сил: Подражайте мне, как я Христу, — говорит апостол Павел. Но абсолютное совершенство запредельно, оно недостижимо…

И потом, еще одна очень важная сторона вопроса —христианское отношение к телу. Христиане верят в воскресение из мертвых, и Христос воскрес телесно и телесно вознесся к Отцу. И ведь

Православие придает большое значение телу — это не какой-то ненужный хлам, от которого человек избавится после смерти, тела тоже преобразятся.

А если за 1000 жизней накопилось 1000 тел — в каком ты воскреснешь?

И что с остальными, грубо говоря? Это просто мусор, который истлеет, — и все? Христиане верят иначе.

Человек создан для радости

Отец Игорь, если страдания и несправедливость — не результат предыдущих неправедных жизней, ошибок, то результат чего?

— Господь творит человека для конкретной цели — для сорадования, творит свободного человека, который сам волен выбирать между добром и злом. Человек выбирает зло — происходит его падение, отпадение от Творца.

Не надо думать, что Бог людей как-то демонстративно изгоняет из рая.

добро не может сосуществовать со злом.

Как горячая вода не может сосуществовать с холодной водой — получится теплая; или свет с темнотой тоже не могут — получится полумрак, так и тут. Это у нас в жизни есть какие-то полутона, мы находим себе оправдания, а на самом деле все очень конкретно: пограничного состояния между добром и злом нет.

Поэтому человек уходит от Бога — не Бог его выгоняет. У него был выбор — остаться. Для этого нужно соблюдать какие-то элементарные правила, причем из этих правил существовали исключения: только признайся, что ты действительно нарушил заповедь, съел запретный плод. А первые люди спрятались в кустах… Как ребенок, которому говорят: «Не ешь варенье», а он съедает всю банку и прячется. И потом с честными глазами и измазанным вареньем ртом сообщает маме: «Нет, я варенья не трогал».

Так вот, когда человек уходит от Бога — перестает пользоваться помощью Божьей, помощью Родителя, — начинаются страдания.

Наше состояние определяется нашими взаимоотношениями с Богом, а не какими-то внешними обстоятельствами. Если страдающий человек смог сквозь свою беду увидеть любовь Божию к себе, тогда эта радость у него может растворить в себе все: и страдания, и горе, и какие-то несчастья.

Иногда мы смотрим на другого человека и говорим: «Ой, бедный, как он страдает. Как ему не повезло». А разговоришься с ним, он скажет: «У меня все прекрасно, я счастлив».

Понимаете, страдания — философская величина, относительная. Мы можем видеть их только с одной стороны. Например, парень бросает девушку. Тут есть страдания?

Да, допустим.

Жуткие! Почему? Потому что тебя лишили чего-то — тебе больно. И когда начинаешь беседовать с такими людьми и говоришь: «Слава Богу, это прекрасно!», они, конечно, сильно удивляются: «Батюшка, что Вы такое говорите?» — «Ну, представь себе, что вы бы сейчас поженились, обвенчались, и этот разрыв произошел бы уже в браке, когда у вас дети родились. Он бы «загулял», а у вас уже семья?… Так что — слава Богу! Подумай, может быть, над тобой свершается промысл Божий».

Разве физические страдания могут быть относительными?

— Страдания физические — относительные, потому что их может оценить только тот, кто их переносит. Тот, кто не перенес, не имеет права об этом говорить, оценивать. Я знаю много связанных с этим историй. У меня была замечательная прихожанка, в 6 лет она умерла от лейкоза. Она, бедная, столько «химии» перенесла… Ее привозили к нам в храм в маске, на колясочке, потому что ей тяжело было ходить. Но настолько радостный это был ребенок. Она всегда обнимет тебя, скажет: «Батюшка, а можно я Вас поцелую?» Я говорю: «Только не через маску, давай так». — «Конечно-конечно!» Ну совершенно замечательный ребенок, очень умный, очень глубокий. Когда у нее спрашиваешь: «Тебе больно?», она отвечает: «Больно. Мне тяжело». Иногда она была не в состоянии даже ручку поднять от слабости. А через минуту — уже могла смеяться! Вы сейчас скажете, что она так отвлекалась. Нет, эта девочка жила. Отвлечься от боли можно, когда ты руку сломал, когда тебе операцию сделали. А когда боль — это вся твоя жизнь, и ты при этом еще радостный…

— Говорят, дети, которые тяжело болеют, совсем другие?

— Абсолютно! Просто небо и земля. Они глубже. Кстати, священник Даниил Сысоев, которого убили три года назад — мы с ним вместе учились в семинарии, дружили семьями, — рассказывал, что в детстве тяжело болел. Умирал. Но в какой-то переломный момент все изменилось, он выздоровел, хотя проблемы со здоровьем у него оставались и впоследствии, до конца жизни. И он стал совершенно другим человеком! У отца Даниила ведь была потрясающая память, очень цепкий ум… Господь никогда не остается «должником» в этом смысле: у человека глухого — прекрасное зрение, если говорить упрощенно.

А у этой маленькой прихожанки, о которой я рассказывал, было потрясающее чувство справедливости. И очень много любви. Когда она умирала, ее мама с папой в какой-то момент очень сильно поссорились. А она умерла только тогда, когда их помирила…

В общечеловеческом плане мы не можем разобраться со смыслом страданий!

Потому что для человека, особенно советской формации, особенно, скажем так, любящего удовольствия и спокойствие, очень важно, чтобы жизнь была долгая, устроенная, комфортная, «дом — полная чаша» и так далее. А смерть и болезнь рассматриваются как наказание.

Но для человека верующего такой «математики» в мире нет. Для него смерть — освобождение. Например, когда умирал мой духовник, он был очень спокоен. Хотя, казалось бы, должен был тосковать — батюшка был потрясающим жизнелюбцем. Это не значит, что жизнь — наказание. Но лучшая участь человека ждет после смерти.

Для человека, любящего удовольствия, очень важно, чтобы жизнь была устроенная и комфортная. Смерть и болезнь для него — наказание. Для верующего смерть — освобождение.

Реинкарнация и христианство

РЕИНКАРНАЦИЯ
Элизабет Клэр Профет и Эрин Л. Профет
Утерянное звено в христианстве
Смелая работа, доказывающая, что Иисус давал своим ученикам знания о реинкарнации. Авторы прослеживают развитие идеи реинкарнации в христианстве – от Иисуса и ранних христиан через историю церковных соборов и преследований так называемых еретиков. Используя исследования и свидетельства Манускриптов Мертвого моря и гностических писаний, авторы убедительно доказывают, что Иисус был мистиком, который, опираясь на знания о перевоплощениях души, учил, что наша судьба – вечная жизнь в единении с Богом.
http://www.longfellow.ru/?item_ >

Из книги Реинкарнация

Глава 9

Учение Иисуса о реинкарнации

Я могу найти идеи реинкарнации в Библии, и вы, вчитавшись, сможете узнать о них.

В некоторых отрывках из нового завета косвенно выражена идея реинкарнации. Другие, кажется, содержат противоположное мнение – что у нас есть всего лишь одна жизнь. Еще более запутывая дело, многие ученые полагают, что в стихах, где подразумевается перевоплощение душ, представлены взгляды авторов Евангелий, а не учения Иисуса.

Главным пунктом споров о том, дается ли в Новом Завете учение о перевоплощении душ или нет, стали отрывки, в которых сказано, что Иоанн Креститель был вновь пришедшим пророком Илией. Несмотря на то, что об этом говорится в трех Евангелиях, толкование с позиций реинкарнации церковью отвергнуто.

Давайте воссоздадим обстановку того времени: среди евреев во времена Иисуса бытовало верование, что Илия вернется как предтеча Мессии и судного дня. В последней книге Ветхого Завета пророк Малахия сказал, что Бог направит посланника «приготовить путь». Тогда, после его появления, Бог придет «к вам для суда». В заключительных стихах «Книги Пророка Малахии» сказано о наступлении «дня Господня, великого и страшного». И когда Бог пошлет «Илию пророка», люди узнают, что близок тот день.

Существовало две версии возвращения Илии. Первая – он должен вновь явиться в небесном, или духовном, теле. (Предполагалось, что его земное тело было полностью трансформировано, когда он унесся в огненной колеснице за девять сотен лет до этого). В иудейском мистицизме и фольклоре обычно описывалось явление Илии в духовном теле, поэтому люди, естественно, могли ожидать, что предсказанное возвращение также произойдет в теле духовном.

Но некоторым возвращение Илии виделось иначе – посредством перевоплощения. И именно этот взгляд отражают Евангелия. Матфей, Марк и Лука рассказывают нам о том, что, как только Иисус начал проповедовать, возникли домыслы, не является ли он воплощением Илии, или Иеремии, или «одного из пророков».

В Евангелиях неоднократно говорится, что люди задавались вопросом: был или не был Иоанн Илией. Этот вопрос поднимается трижды. В первом случае, когда Иоанн проповедует в пустыне, а первосвященники и левиты приходят, чтобы допросить его. Тогда он категорически отрицает, что является Илией, но называет себя гласом «вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу».

Евреи времен Иисуса в большинстве своем верили, что этот «глас», названный в «Книге Пророка Малахии» Илией, и был предтечей Мессии. Если подобная беседа действительно состоялась, возможно Иоанн по весьма определенной причине дал уклончивый ответ, отрицая, что является Илией, дабы избежать возможных преследований со стороны духовных и политических властей, – которыми он впоследствии был обезглавлен, – но тем не менее в завуалированной форме подтверждая это, дабы успокоить своих последователей.

В двух других случаях, когда возникает вопрос об Илии, сам Иисус объявляет о том, что Иоанн является вновь пришедшим Илией. В первый раз Иисус принародно отдает дань почтения заключенному в темницу Иоанну. Он говорит: «. все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти».

Более важное из двух откровений приходит после смерти Иоанна Крестителя, во время преображения [Иисуса]. Сценой служит «гора высокая», куда Иисус приводит Петра, Иакова и Иоанна. Когда Иисус преображается, его лицо сияет и одежды становятся «блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». Затем появляются Илия и Моисей, дабы побеседовать с Иисусом. Внезапно они исчезают, и ученики видят, что нет никого, кроме Иисуса.

Спускаясь с горы, ученики спрашивают его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Другими словами: «Если Илии надлежало прийти прежде как пророку, чтобы приготовить пути для твоего пришествия, почему же он является нам с небес в своем духовном теле? Что он делает на небесах, когда мы еще не видели его на земле?»

По утверждению Марка Иисус отвечает: «. правда, Илия должен придти прежде и устроить все. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем». Матфей приводит ту же историю, но добавляет к своему рассказу о преображении: «Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе».

Авторы Евангелий стараются показать, что Иоанн действительно был воплощением Илии и что он исполнил предсказанную ему пророчеством роль посланника ГОСПОДНЯ и подготовителя пути. Ученики должны были понять, что слова «поступили с ним, как хотели» относятся к казни Иоанна. Царь Ирод Антиппа повелел обезглавить Иоанна за то, что тот порицал брак царя с женой собственного брата.

Казалось бы, после этих трех подтверждений трудно отрицать, что Иисус давал учение о реинкарнации, – хотя бы в отношении Илии. Но существуют еще два толкования отрывков, касающихся этого пророка. Согласно первому, которого придерживаются главным образом христианские теологи, эти отрывки представляют истинные слова Иисуса, но в них нет и намека на доктрину реинкарнации. Согласно второму мнению, которое разделяет большинство современных ученых, Иисус не делал тех утверждений об Илии, которые ему приписывают; вероятнее всего, они были вставлены в Евангелия впоследствии, чтобы доказать мессианство Иисуса, а потому их нельзя использовать как доказательство, что Иисус учил перевоплощению душ.

Давайте сначала рассмотрим аргументацию теологов. Они настаивают на том, что Иисус и не думал намекать на реинкарнацию пророка, хотя называл Иоанна Илией, «которому должно придти». Илия был единственным в своем роде, потому что умер не обычным образом, а унесся на Небеса в колеснице. И потому его тело отличалось от тел других людей.

Доктор Роберт Морей в своей книге «Реинкарнация и христианство» выступает в поддержку стандартной христианской точки зрения: поскольку Илия никогда не умирал, появившись на Горе Преображения, он продемонстрировал, что «все еще жив и находится в своем изначальном теле». (Роберт Морей не упоминает о том, в каком теле пришел Моисей!)

Морей отвергает и другую вероятность – появление Илии в духовном теле. Именно к такому заключению мог бы прийти человек, знакомый с иудейским мистицизмом. (Преображение имеет ряд сходных черт с видениями мистиков Меркавы, как мы увидим из главы 23). Эти мистики, как позднее и каббалисты, считали обожествленными существами и Еноха (чье вознесение походило на вознесение Илии), и Моисея. Их тела претерпели превращение из недолговечных, смертных тел в духовные – «тела небесные», как их описывает Павел.

Представление о том, что Иоанн был воплощением Илии, могло быть с легкостью воспринято евреями, верившими в перевоплощение душ. А поскольку на тот момент Иоанн был мертв, его душа могла появиться во время преображения в духовном теле как Илия.

Когда Морей пытается убедить нас в том, что Илия все еще пребывал в своем девятисотлетнем физическом теле, он игнорирует ясное утверждение, данное в Евангелии: «Илия пришел, и поступили с ним, как хотели». Очевидно, что здесь авторы имели в виду перевоплощение.

Многие ученые считают, что Иисус не делал утверждений относительно воплощения Илии в Иоанне. Они убеждены, что это – вставки авторов Евангелий. Высказывая мнение, принятое многими исследователями, католический богослов двадцатого века Ганс Кюнг говорит, что отрывки об Илии являются «народными преданиями, проникшими в Евангелие». Более двухсот умеренно настроенных и либеральных ученых, собиравшихся на семинар, посвященный Иисусу, рассматривают эти отрывки как изобретение тех, кто стремился доказать, что Иоанн Креститель был предсказанным пророчеством предтечей Иисуса – Мессии.

Правы ученые или нет, их аргументы не опровергают того, что христиане, писавшие Евангелия в конце первого века, верили в реинкарнацию. И нам известно, что по крайней мере некоторые из христиан пытались использовать эти отрывки, доказывая перевоплощение души.

Если вера в реинкарнацию действительно имела место в раннем христианстве, не исходила ли она от самого Иисуса? Когда мы пойдем по следам этого верования к истокам христианского гностицизма (главы 12 и 13), а затем соотнесем его с иудейским мистицизмом (главы 22 и 23), ответ, возможно, станет ясен.

Давайте рассмотрим историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна, как еще одно свидетельство существования в раннем христианстве веры в реинкарнацию.

Иисус проходит мимо человека, «слепого от рождения». Ученики спрашивают: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Иисус делает «брение» из слюны и дорожной пыли, мажет им глаза слепого и велит ему: «Умойся в купальне Силоам». Человек возвращается прозревшим.

Наиболее важная фраза в этом отрывке – вопрос учеников: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Ученики предлагали два возможных объяснения тому, отчего люди рождаются разными. Последнее было общепринято в иудаизме: дети страдают за проступки родителей. Разве не сказал ГОСПОДЬ, давая Моисею десять заповедей, что накажет детей за грехи родителей?

Но как быть с первым объяснением, предложенным учениками, – человек страдал за свои собственные грехи? Включив его в повествование, автор Евангелия от Иоанна дает понять, что воспринимает реинкарнацию как закономерное объяснение того, почему люди рождаются разными. Он не принял бы во внимание вопроса, являются ли грехи человека причиной врожденной слепоты, если бы не верил, что у того были прошлые жизни, в которых он мог согрешить.

Читайте также:  Фарисейство: определение и значение в православии, понятие фарисеи, история и особенности их появления

Изображенный Иоанном Иисус даже не вступает в спор о реинкарнации, что сделал бы, если бы не принимал ее. Вместо этого Иисус выходит за пределы умозаключений своих слушателей и выводит их на новый уровень понимания. «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Автор этого Евангелия показывал, что слепота не была связана с его прошлыми поступками, но явилась добровольным откликом его души на призыв Бога. Он согласился терпеть слепоту, пока не встретит пророка, который восстановит его зрение.

Прежде чем мы закончим историю о слепорожденном, давайте рассмотрим те противоречивые вопросы о реинкарнации, которые она ставит: виновны ли в своем несчастье люди, которые рождаются с какого-либо рода физическими и умственными недостатками? Во многих случаях ответ положительный. Их действия в предыдущих жизнях могут привести к тому, что, родившись вновь, они испытают ограничения и извлекут из этого урок. И действительно, ограничение может способствовать росту души. Различные потребности души определяют, рождаются люди богатыми или бедными, добры их родители или жестоки.

Но смотреть на людей свысока из-за их несчастий или увечий является ошибкой. Слишком просто говорить: «Должно быть, они совершили что-то такое, что заслуживают этого». И хотя знание о перевоплощении души может оказать нам помощь в понимании собственного страдания и страданий других людей, не следует претендовать на то, что это позволяет нам измерять глубины личной кармической истории кого бы то ни было.

Дело в том, что увечье может вовсе не быть кармическим, но представлять собой состояние, которое душа – как тот слепой – согласилась стойко вынести с целью обучения людей или воодушевления их своим примером. Бедняки и неудачники могут быть необъявленными святыми, несущими на себе грехи мира.

История о человеке, родившемся слепым, показывает, что в первом веке вера в перевоплощение души была частью христианских представлений.

Мой комментарий.

Что делать?

“Зло начинается тогда, когда человек свою ошибку и заблуждения начинает распространять как истину, а истину объявляет ложью. Такая замена истины ложью произошла в христианском учении. Из него была изъята жемчужина- непрерывность жизни, и вместо ценностей была дана бессмысленнейшая теория вечных мук или вечного блаженства за дела одной короткой жизни. Сама смерть есть непрекращающееся действие жизни, которая отжившие формы жизни заменяет новыми, более совершенными.”
©А.Клизовский
из книги “Основы миропонимания новой эпохи”.

Христианство должно исправить ошибку и признать, как было раньше,что Душа бессмертна и развивается проходя множество перевоплощений в различные тела людей, то мужчин, то женщин. Веруя в принцип непрерывного перевоплощения Души, человек получает новую Точку Зрения Души (ТЗД), которая отличается от религиозной точки зрения, что Душа рождается вместе с телом, живёт на Земле всего один раз и после смерти тела попадает в Ад или Рай.
Новая ТЗД о непрерывности воплощений, снимает множество противоречий, которыми манипулируют власти и религиозные фанатики. Подумайте над следующими положениями:
1. С ТЗД – Душа воплощается в разных странах и нациях на протяжении множества исторического времени, поэтому бессмысленно раздувать национализм или религиозный фанатизм. Возможно, белый расист вспомнит, что в одной из прошлых жизнях был темнокожим и жил в Африке. Тоже самое и для религиозного фанатика будет шоком узнать, что его Душа в прошлых жизнях накапливала опыт познания разных религий.
2. С ТЗД – для Души смерти нет, так как Она бессмертна и вселяется разные тела людей. Душа видит только череду жизней тел и момент смерти она воспринимает, как переход в иной мир, где чувствует себя свободной от проблем физического мира. И у неё уже нет привязки к конкретному телу или одному какому-то воплощению, ведь они, может быть сотня, ей по своему все дороги.
3. С ТЗД – последнее воплощение в физическом теле позволяет исправить те негативные действия, которые были ею совершены. Душа знает, что если совершил убийство в прошлом, то могут убить, украл – украдут в этой жизни, изменил супруге в прошлом, придётся испытать измену. И чтобы в реальной жизни этого не произошло, надо просить прощение у Бога -Отца и Земли-Матушки. Если Они простят, ведь Душа для них ДИТЯ, которое учится на своих ошибках, то негативных событий может и не быть.
4. С ТЗД – все болезни и несчастья в жизни происходят от негативной кармы – грехов прошлых воплощений. Значит, чтобы выздороветь и жить счастливо надо просить Бога-Отца простить эти грешные жизни и осознанно заверить Его, что больше не будете грешить.
5. С ТЗД – в разных жизнях мы встречаемся с одними и теми же Душами, которых знали в прошлом.Особенно сильное притяжение мы испытываем к тем Душам, когда сильно любили или ненавидели. В первом случае происходит эффект “любви с первого взгляда”, а во- втором, возникает неприязнь к человеку, хотя первый раз его видите. И знание прошлых жизней, помогает обрести терпение, если страдаешь за прошлые свои грехи. Как винить алкоголика мужа, если сама жена в прошлой жизни тоже этим увлекалась, а теперь испытывает на себе, каково другим жить с алкоголиком.
6. С ТЗД – не стоит цепляться за благополучие своего тела, ублажать его изысканной едой, дорогой одеждой и украшениями, холить и лилеить своё тело, ведь тогда Душа не может проявить свои знания и талант, так как всё бытие сосредоточено на внешнем теле. Внешний физический мир должен помогать Душе в раскрытии внутреннего содержания Души, её уникальности таланта, а не наоборот, глушить проявление Души в искусстве, науке и философии.
7. С ТЗД – все Души людей делятся на два прямо противоположных принципы бытия:
Первый – “служение другим”, помогать добрыми делами и делиться знаниями, чтобы Любовь и Мудрость Души проснулись в других людях. Эти Души называют Светлыми и они входят после смерти тела в Мир Светлых Душ.
Второй – “служение себе”, жить за счёт страдания других “добрых лохов”, гордится собой, что с помощью обмана живёшь лучше, чем твой сосед, который не ворует и живёт скромно. Эти Души называют Тёмными и они входят после смерти тела в Антимир Тёмных Душ.
8. С ТЗД – есть Космические Души – 40%, которые пришли на Землю за уникальным опытом, которого нет на их планетах и звёздных системах. В этом случае эти Души выполняют важную миссию относительно своих планет и можно назвать их СПАСИТЕЛЯМИ! Основной опыт, который получают Космические Души, это опыт ЛЮБВИ и испытания богатства чувств и эмоций, которых порой мало у других цивилизаций, сделавших своей целью развитие только разума и технической цивилизации.
9. С ТЗД – есть Земные Души – 60%, которые были созданы из компонентов животного конгломерата Души и элементов привнесённых на Землю Космическими Душами. Их задача развиться так, чтобы появилась возможность перейти Душе на другие планеты, чтобы набраться звёздного опыта от других цивилизаций. Для земных Душ, привыкших больше находиться во всевозможных эмоциях и переживаниях, сложно научиться правильно мыслить, чему они должны учиться у Космических Душ.
10. С ТЗД – все многочисленные религии и духовные практики нужны для одного, показать Душе направление движения к Богу- Творцу, а когда она установит с Ним связь, через свой Дух или Высшее Божественное Я, то надобность в религиях отпадает. Дух через Душу одухотворяет человека и он становится проявленным богоподобным существом Вселенского масштаба. Но этот путь Духовной Эволюции Души сопряжён с трудными испытаниями и искушениями Силами Тьмы, чтобы Душа сделала свой окончательный выбор, в какой из двух противоположных Иерархиях, она продолжит развиваться. Поэтому Души, сделав окончательный выбор, уходят после смерти тела не в Рай или Ад, а переходят под управление Бога или Антибога, тогда как на Земле происходило Познание Добра и Зла.

Если вы, уважаемый читатель, вникли и осмыслили эту НОВУЮ для вас Точку Зрения Души или сомневаетесь, а так ли это, то советую посетить форум “ВСЁ О КАРМЕ ДУШИ”, где более подробно всё это рассматривается, приводятся многочисленные примеры, подтверждающие эту ТЗД, а главное вы можете сами просмотреть свои прошлые жизни, согласно авторских методик.

Успехов в преодалении отживших и ложных точек зрения человечества!

Почему христианство категорически не принимает идею реинкарнации

Часть 1. Реинкарнация в истории мировых религий Языческая идея о многократном воплощении богов неразрывно связана с идеей т.н. перевоплощения личностей. […]

Часть 1. Реинкарнация в истории мировых религий

Языческая идея о многократном воплощении богов неразрывно связана с идеей т.н. перевоплощения личностей. Метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις «переселение душ») или более привычная для нашего слуха реинкарнация (лат. reincarnatio «повторное воплощение») – идея, присущая (в той или иной степени) почти всем восточным религиям (индуизм, буддизм), а также имевшая хождение в мире греко-римских философов. Термин «реинкарнация» означает «инкарнировать снова», слово «инкарнация» происходит от латинского существительного inсarnatio – воплощение. Корень carn буквально можно перевести как «плоть и кровь» или «мясо» (отсюда происходит слово «карнавал» как обозначение в западном христианстве периода мясоядения перед Великим постом). Соответственно, «метемпсихоз», «реинкарнация», «перевоплощение», «переселение душ» могут пониматься как синонимы.

К слову сказать, идея переселения душ не прослеживается в древнейшей из вед, «Ригведе» (XVI в. до н. э.), и первое упоминание о перевоплощении находится в Брихадараньяке (ІІІ, 2, 13; IV, 4, 5), среди индоариев и по существу как доктрина появляется только в Упанишадах (VII-III вв. до н. э.), где опять же именуется «знанием, которое не пребывало ни с одним брахманом»[1]. Другими словами, идея реинкарнации не является изначальным догматом индуизма и «древнейшим учением» (на чем настаивают теософы). В Упанишадах теория метемпсихоза выражена мифологически и только с течением времени эта идея соединяется с учением о нравственном миропорядке. В частности, термин «карма» или «камма» (санскр. कर्म, пали kamma) первоначально означал «жертвоприношение» или «ритуальное действие»[2]. В Упанишадах он трансформировался и приобрел более широкий смысл, олицетворение универсального принципа причины и результата, деятельности и ее последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Таким образом, достаточно поздно (VII-III вв. до н. э.) в индуистской мысли возникает представление о том, что каждый поступок человека в этой жизни влияет на его последующую жизнь[3].

Суть появления этой идеи вполне объяснима: общечеловеческая религиозная интуиция постоянно напоминает о том, что человек целиком не умирает со смертью тела, нечто (какая-то «часть») от него остается и продолжает жить и после смерти. Идея перевоплощения отчасти объясняла несоответствие нравственных достоинств людей и их судеб, а также вселяла надежду, что идеал, к которому человек хотя бы и стремился постоянно, вкладывая подчас в это все свои силы, недостижим в земной жизни, и его исполнение должно осуществиться в будущем. Наконец, в рамках примитивных религиозных течений некое подобие этой идеи появилось вследствие сходства между потомками и предками, особенно поразительное иногда в третьем поколении. Иной раз она есть следствие соотнесения человека с каким-то животным. Т.е. тотемизм и анимизм явились своего рода прародителями метемпсихоза.

Древнеегипетская религия не знала идеи реинкарнации[4], а смысл столь бережного обращения с мумиями заключался в том, что древние египтяне верили в магическую связь между душой и телом (мумией), и нарушение целостности последнего влекло за собой и уничтожение души[5]. В «Книге пирамид» особенно подчеркивается ценность тела умершего человека[6], а в эпоху Второго переходного периода (1715 — ок. 1554 гг. до н. э.) сожжение тела считалось самой тяжкой участью для умершего[7] (в то время как в традиции индуизма кремация является нормой вещей). Геродот, правда, указывал именно Египет родиной реинкарнации (и на основании его авторитета подобное уже утверждали некоторые святые отцы), однако египтологи основательно доказали, что Геродот неверно понял некоторые тексты. Действительно, в «Книге мертвых» содержатся различные заклинания «о перевоплощении…», однако речь идет о надежде на обретение человеком после смерти новой природы в мире богов, а вовсе не о получении человеком нового тела на земле.

В рамках магической религии Древнего Египта птицы и животные (в тела которых «воплощаются» души усопших древних египтян) являются тотемными символами божеств и их сверхъестественных сил. Соответственно, «новое воплощение» возможно в мире божеств, а не в теле человека или животного на земле[8] (как на том настаивали индуистские религиозные течения). Лишь во II в. по Р. Х. оккультист Гермес Трисмегист (по мнению В.С. Соловьева – вымышленный автор[9]) в своем произведении «Изумрудная скрижаль» приписывает египетской религии наличие идей метемпсихоза, однако таковое утверждение является исторической фикцией. Более того, целый ряд историков вообще датируют возникновение трактата «Изумрудная скрижаль» средними веками (а вовсе не II в.). Скажем, русский философ и антиковед А.Ф. Лосев писал: «Но рукописи, содержащие эти трактаты в цельном виде, относятся только к XIV веку»[10]. Также ученые высказывают большие сомнения в факте принадлежности герметистов к миру не только древнеегипетской письменности, но и к миру классической греческой философии[11].

Из мест посмертного пребывания человека в Древнем мире (у шумерского народа «кур», у персов «царство Йимы», у греков «аид», «где мертвые только тени отшедших, лишенные чувства, безжизненно реют»[12], у евреев «шеол») нет возврата. Религии Шумера, Египта, Вавилона, Хетты, Ассирии, Финикии, Ханаана, Ирана, Рима и Китая не знают о реинкарнации. Античная культура буквально переполнена паническим страхом перед собственным небытием (т.е. смертью), чего, конечно же, было бы легко избежать, будь в данной культуре хотя бы намек на возможность повторной жизни на земле. Около VI в. до н. э. в Греции возникает экстатический культ Диониса, где впервые появляется идея бессмертия души. Орфические секты, пользовавшиеся идеями дионисизма (и, возможно, под влиянием гостей из Индии) высказывают некие взгляды, схожие с идеями метемпсихоза. Единственным, кто последовательно развивал в мире эллинизма учение о метемпсихозе, был Пифагор (современник Будды). Но тут следует заметить, что пифагорейцы являлись своего рода маргиналами в мире древнегреческой культуры, их идеи (в частности и теория метемпсихоза) часто высмеивались, в том числе и Диогеном Лаэртским. Эту идею принимает Платон, однако мы не можем утверждать, что реинкарнация была центральной идеей в платонизме. На рубеже эпох метемпсихоз получает некоторое общенародное признание и популярность, однако очень ненадолго. Уже ученик Платона Аристотель отверг реинкарнацию, и с тех пор она надолго исчезает из мышления греческих философов. Все же в античном мире гипотеза о перевоплощении широкого распространения на долгий срок так и не получила, оставшись достоянием только некоторых узких философских кругов[14].

«Приписывать идее реинкарнации некий древний общерелигиозный статус – ошибочно»

По сути же какая-то системная проповедь идей реинкарнации появляется именно в «Изумрудной скрижали», исторический статус, равно как и претензия на древность которой сильно подмочены. Отсюда вполне очевидно, что идее реинкарнации ошибочно приписывать некий древний общерелигиозный статус. Системно метемпсихоз характерен только для индуизма и буддизма. При этом следует отметить, что первые сведения об индуизме относятся к VI тысячелетию до н. э., первые письменные источники – к XVI веку, а первые упоминания о переселении душ – не ранее VII в. до н. э. Т.е. даже в рамках истории индуизма реинкарнация является достаточно новой и поздней идеей. Через 1-2 века ею «заражаются» некоторые философы греко-римского мира, но опять же в эллинской философии она не получает какого-то значимого распространения. Вопреки утверждениям теософов идеи реинкарнации не было ни в религиях Древнего Египта, ни в религиях Ближнего Востока, ни в Китае. Но самое главное, идея метемпсихоза совершенно чужда религии Ветхого Завета и, как следствие, христианству.

В следующей части данной работы мы подробно рассмотрим, есть ли в Священном Писании Ветхого и Нового Завета какие-либо указания на реинкарнацию. Не является ли утверждение теософов о том, что идея реинкарнации есть основополагающий метафизический принцип, присущий всем религиям, попросту надуманным и абсурдным?

[1] Брихадараньяка-Упанишада. VI, 2,8

[2] Морей. Р. Реинкарнация и христианство. https://azbyka.ru/reinkarnaciya-i-xristianstvo

[3] DeSmet R. A Copcrnican Reversal: The Gilakara’s Reformulation of Karma. Phil. East & West, 1977, 27 (1), pp. 53-63.

[4] Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб.: Петро-РИФ. 1993. -С.154

[5] Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб.: Петро-РИФ. 1993. -С.181

[6] Коростольцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976, с. 186.

[7] Коростольцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976, с. 188.

[8] Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ. // Переселение душ. Сборник. — М., 1994. с.101.

[9] Соловьев В. С. Гермес Трисмегист // Энциклопедический словарь. т. XIII. Издание Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., б.г., стр 293-296.

[10] Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. кн. 1. М., 1992, с. 225.

[12] Семушкин А. В. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991, сс. 95 и 103-104.

Ссылка на основную публикацию