Серафимы и херувимы: отличие и разница ангелов, что значит

Чем Ангелы отличаются от Херувимов

Слово «ангел» из библейского лексикона прочно вошло в нашу обыденную жизнь и далеко не всегда имеет сакральный смысл: часто мы так называем человека, обладающего какими-то прекрасными душевными качествами или просто – очень приятной внешностью. Однако в христианстве существует целая богословская дисциплина, изучающая природу и сущность ангельского мира – ангелология.

Кто такие ангелы?

Основной источник сведений об этом мире – Священное Писание и совокупный опыт христианских святых, отраженный в Предании Церкви – Божественное Откровение. Слово «ангел» – греческое и означает «посланник», ведь согласно христианскому учению, одно из главных предназначений ангелов – служить духовному спасению людей.

Когда именно Бог сотворил ангелов в Писании не указано, но принято считать, что они были созданы прежде всего живого. И в Ветхом, и в Новом Завете мы читаем о явлении ангелов людям и об их действии. Один из известных эпизодов, нашедший даже отражение в мировой художественной культуре – Благовещение, когда архангел Гавриил был послан к Марии, возвестить о том, что Она станет Матерью Спасителя.

Действуют ангелы как наделенные разумом и свободой существа, также имеющие образ Божий. В Священном Писании и святоотеческих текстах их именуют «бесплотными духами», относя к «невидимому» миру, однако, они способны принимать видимый образ, чтобы общаться с людьми. Природа их совершенна, что обусловлено близостью к Богу. У них совершенный разум, но ангелы не обладают всеведением. По мнению многих святых отцов, этих создания уступают человеку в том, что не способны творить.

Иерархия

Первым, кто наиболее обстоятельно попытался изложить устройство ангельского мира, был ученик апостола Павла – Дионисий Ареопагит. Своим трактатом «О небесной иерархии» он, фактически, заложил основы ангелологии. В этом труде он описывает христианские представления об ангельской иерархии, целью которой, по его мнению, является уподобление Богу и единение с Ним.

Ареопагит выделяет в своем сочинении девять чинов ангельских – по три в каждой триаде. Все девять имеют своё назначение в мироустройстве. Первая, самая высшая триада, это Серафимы, Херувимы и Престолы, вторая – Господства, Силы и Власти, третья – Начала, Архангелы и Ангелы.

Серафимы, Херувимы и Престолы

О Серафимах (с древнееврейского «сараф» – «пламенеющие») известно из Книги пророка Исайи, где упоминается, например, что имеют они по шесть крыльев. Дабы очистить уста Исайи для будущего пророческого служения, один из серафимов обжёг их горячим углем от жертвенника.

Этот ветхозаветный образ стал одним из популярных сюжетов в христианской культуре – можно, к примеру, вспомнить стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Серафимы призваны передавать «огонь» любви к Богу в человеческие души, очищая их.

О Херувимах написано в Ветхом завете, что один из них охранял путь к дереву жизни. Для Серафимов Бог является прежде всего источником высшей Любви, для Херувимов же – Разума. По Преданию, они заняты постижением и прославлением Божией Премудрости.

Престолы – третий чин. Согласно Преданию, это ангелы, созерцающие и прославляющие Бога как Творца и Вседержителя.

Господства, Силы и Власти

Господства – четвертый чин. Их миссия – постижение Промысла и заботы Божией о мире. Священномученик XX века, епископ Серафим (Звездинский) в книге «Ангелы» пишет: «Созерцая Бога как Промыслителя (…) Господствия и людей научают устроять сами себя (…) научают нас заботиться о душе, промышлять о ней; внушают человеку господствовать над своими страстями».

Силы и Власти – ангелы пятого и шестого чина, свидетельствующие о силе Божией, творящей чудеса, превозмогающей законы природы, и о власти Его, побеждающей силы тьмы.

Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала – чин ангелов, который, согласно Преданию, соотносится с миром видимым, и зовётся так потому, что поставлен «начальствовать» и наблюдать над стихиями, животными и даже народами.

Архангелы – имеют миссию среди людей: учить и наставлять, возвещать волю Божию, помогать в принятии решения, сообразуясь с ней.

Тем же занимаются и собственно Ангелы, последний чин. Если высшие ангельские чины непрестанно пребывают с Богом, то последние – столь же непрестанно с людьми. Они направляют и охраняют человека, подкрепляют его и помогают оступившемуся вернуться к Богу.

Поскольку эти чины в священных текстах упоминаются чаще, мы знаем имена некоторых из них. Наиболее известны семь: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

Архангела Михаила называют также Архистратигом – то есть главой святого воинства Ангелов и Архангелов. На иконах он изображается обычно с мечом или копьём, в ознаменование победы над силами тьмы.

Серафимы и херувимы: отличие и разница ангелов

Серафимы

Серафимы впервые были упомянуты в книге пророка Исайи. Это существо, которое имеет 6 крыльев. Первые два крыла нужны, чтобы прикрыть свое лицо, еще два покрывают тело, а пара третьих нужны для полета. Считается, что от этих ангелов идет очень лучистый свет, поэтому они закрываются, чтобы не ослепить людей.

На полотнах их изображают с человеческими лицами. Они держат престол, на котором находится Господь Бог. Как правило, иконы расписаны в красных или багряных тонах, так как серафимы связаны с огнем и любовью. Они призваны обдавать жаром сердца людей и подчинять их своей воле.

Серафимы доносят до людей всю правду о Боге и призывают их соблюдать христианские законы. Но главное, что делают эти ангелы, — передают другим чинам волю Бога.

Еще одна из основных функций этих существ — очищать души людей от грехов. Они легко сжигают души, тем самым уничтожая все прегрешения. Это, в самом деле, самые могущественные и таинственные создания.

Серафимы, Херувимы и Престолы

О Серафимах (с древнееврейского «сараф» — «пламенеющие») известно из Книги пророка Исайи, где упоминается, например, что имеют они по шесть крыльев. Дабы очистить уста Исайи для будущего пророческого служения, один из серафимов обжёг их горячим углем от жертвенника.

Этот ветхозаветный образ стал одним из популярных сюжетов в христианской культуре – можно, к примеру, вспомнить стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Серафимы призваны передавать «огонь» любви к Богу в человеческие души, очищая их.

О Херувимах написано в Ветхом завете, что один из них охранял путь к дереву жизни. Для Серафимов Бог является прежде всего источником высшей Любви, для Херувимов же – Разума. По Преданию, они заняты постижением и прославлением Божией Премудрости.

Престолы – третий чин. Согласно Преданию, это ангелы, созерцающие и прославляющие Бога как Творца и Вседержителя.

Иерархия

Первым, кто наиболее обстоятельно попытался изложить устройство ангельского мира, был ученик апостола Павла – Дионисий Ареопагит. Своим трактатом «О небесной иерархии» он, фактически, заложил основы ангелологии. В этом труде он описывает христианские представления об ангельской иерархии, целью которой, по его мнению, является уподобление Богу и единение с Ним.

Ареопагит выделяет в своем сочинении девять чинов ангельских – по три в каждой триаде. Все девять имеют своё назначение в мироустройстве. Первая, самая высшая триада, это Серафимы, Херувимы и Престолы, вторая – Господства, Силы и Власти, третья – Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала – чин ангелов, который, согласно Преданию, соотносится с миром видимым, и зовётся так потому, что поставлен «начальствовать» и наблюдать над стихиями, животными и даже народами.

Архангелы – имеют миссию среди людей: учить и наставлять, возвещать волю Божию, помогать в принятии решения, сообразуясь с ней.

Тем же занимаются и собственно Ангелы, последний чин. Если высшие ангельские чины непрестанно пребывают с Богом, то последние – столь же непрестанно с людьми. Они направляют и охраняют человека, подкрепляют его и помогают оступившемуся вернуться к Богу.

Поскольку эти чины в священных текстах упоминаются чаще, мы знаем имена некоторых из них. Наиболее известны семь: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

Архангела Михаила называют также Архистратигом — то есть главой святого воинства Ангелов и Архангелов. На иконах он изображается обычно с мечом или копьём, в ознаменование победы над силами тьмы.

Третий чин ангельский Престолы

Вы, конечно, знаете, что такое престол, с каким смыслом употребляется у нас часто это слово? Говорят, например, «Престол Царский» или «Трон Царский», «Царь сказал с высоты Престола». Всем этим хотят показать достоинство, величие царское.

Престол, таким образом, является олицетворением царского величия, царского достоинства. Вот и на небе есть свои Престолы, не наши вещественные, бездушные, сделанные из золота, серебра, кости или дерева и служащие лишь символами, а Престолы разумные, живые носители величия Божия, славы Божией. Престолы, преимущественно перед всеми чинами ангельскими, ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя Царствующих, как «Бога Великого, Крепкого и Страшного» (Втор. 10, 17). «Господи, Господи, кто подобен Тебе?» (Пс. 34, 10)… «Кто подобен Тебе в бозех. Господи, кто подобен Тебе: прославлен во святых, дивен во славе» (Исх. 15,11). «Велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца» (Пс. 144, 3)… «Велико и не имат конца, высоко и безмерно» (Вар. 3:25)! Все эти гимны величию Божию, во всей их полноте, глубине и истинности, понятны и доступны одним лишь Престолам.

Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают, как бы в сердца людские, преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной.

Бывают минуты, когда человек как-то особенно ясно сознает умом и с какой-то особенной силой чувствует сердцем величие Божие: раскаты грома, блеск молнии, дивные виды природы, высокие горы, дикие скалы, богослужение в каком-либо великолепном большом храме – все это часто настолько захватывает душу, так ударяет по струнам сердца, что человек готов бывает слагать и петь хвалебные псалмы и песни; перед ощущаемым величием Божиим исчезает, теряется, падает ниц. Знайте, возлюбленные, такие святые минуты ясного ощущения величия Божия бывают не без влияния Престолов. Это они как бы присоединяют нас к своему настроению, бросают в сердца наши блестки его.

О, если бы чаще посещали нас Престолы, чаще бы ниспосылали нам чувство величия Божия и собственного нашего ничтожества! Тогда не возносились, не надмевались бы мы так умом своим, как нередко надмеваемся и превозносимся, цены себе не зная, чуть не богом себя почитая.

Кто такие ангелы

Основной источник сведений об этом мире — Священное Писание и совокупный опыт христианских святых, отраженный в Предании Церкви – Божественное Откровение. Слово «ангел» — греческое и означает «посланник», ведь согласно христианскому учению, одно из главных предназначений ангелов – служить духовному спасению людей.

Когда именно Бог сотворил ангелов в Писании не указано, но принято считать, что они были созданы прежде всего живого. И в Ветхом, и в Новом Завете мы читаем о явлении ангелов людям и об их действии. Один из известных эпизодов, нашедший даже отражение в мировой художественной культуре – Благовещение, когда архангел Гавриил был послан к Марии, возвестить о том, что Она станет Матерью Спасителя.

Действуют ангелы как наделенные разумом и свободой существа, также имеющие образ Божий. В Священном Писании и святоотеческих текстах их именуют «бесплотными духами», относя к «невидимому» миру, однако, они способны принимать видимый образ, чтобы общаться с людьми. Природа их совершенна, что обусловлено близостью к Богу. У них совершенный разум, но ангелы не обладают всеведением. По мнению многих святых отцов, этих создания уступают человеку в том, что не способны творить.

Читайте также:  Православие и тибетская медицина: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Херувимы

Если прочитать Книгу Бытия, можно узнать что один из херувимов является стражем. Он стоит на вратах и охраняет вход в рай. Царь Давид пишет, что херувимы используются Богом в качестве перевозчиков. Именно на них Всевышний облетает свои владения.

Но основная цель херувимом — доносить до людей божью мудрость. Они рассказывают людям о Господе и учат их праведной жизни. Это своего рода учителя, которые дают знания не только простым христианам, но и чинам, которые находятся на нижних ступеньках лестницы.

Считается, что херувимы появились на свет в 3-й день сотворения мира и стали первыми, кто поселился на Земле среди всех живых существ.

Чаще всего херувимы изображаются на иконах и статуях с человеческим лицом и крыльями. Некоторые из них имеют еще и львиную морду. В древних писаниях херувимы изображаются как быки с крыльями.

По еврейской легенде считается, что когда человек погружается в сон, его тело шепчет душе обо всем, что было пережито за день. Душа далее сообщает информацию духу, затем ангелу, херувиму и, наконец, серафиму. Так о человеке и его делах узнает Господь.

Одним из самых могущественных среди херувимов считается Херувиил.

У христиан эти создания являются теми, кто поет в честь Бога гимны, восхваляя и возвышая его. Именно эти ангелы считаются самыми мудрыми и умными существами. В Библии упоминается о 12 крыльях херувимов.

Иоанн Златоуст же считал, что херувим полностью состоит из глаз, поэтому он все видит о человеке и передает все Богу. У христиан есть даже специальная молитва, песня херувимов.

Небесная Иерархия состоит из трех ликов; а в каждом лике по три чина. ПЕРВЫЙ ЛИК: Серафимы — занимают место в высшей Иерархии, ближайшие к Пресвятой Троице. Они, пламенея любовью к Богу, воспламеняют к тому же и других духов и земнородных. Херувимы — сияющие светом разума Божия и изливающие премудрость на все другие творения. Престолы — Богоносные, по образу их служения, ибо Бог через них устраивает праведные суды Свои. ВТОРОЙ ЛИК: Господства — превышают достоинствами своими низших Ангелов: они наделяют избранных дольнего мира силою благоразумного самообладания и способствуют смирять вожделения и страсти, порабощать плоть духу и вообще господствовать над собственной волей и искушениями. Силы — исполнители воли Божией и податели возможности совершения чудес в укрепление веры и для помощи нуждающимся и обремененным. Власти — укрепляют человека в подвигах благочестия и охраняют его от искушений диавола. ТРЕТИЙ ЛИК: Начала — им вручено управление вселенной и хранение царств. Они содействуют избранию добрых властей и распространяют между людьми славу Божию. Архангелы — благовестники и предвозвестники великих тайн Божиих для умножения веры среди людей. Ангелы-хранители — ближайшие существа к людям и как вестники меньших тайн Божиих.

Число Ангелов — по Писанию — неисчислимо велико, но нам известны по имени только семь из них: четыре библейских и три открытых Богомысленными Отцами Церкви. Михаил — по служению своему, победитель. Гавриил — вестник тайн Божиих. Рафаил — целитель недугов человеческих. Уриил — просветитель, как отблеск огня Божественного. Селафиил — молитвенник, предстательствующий у Бога о людях и возбуждающий их к молитве. Иегудиил — славитель Божий, укрепляющий трудящихся к славе Божией и ходатайствующий у Бога о прославлении их. Варахиил — благословитель, раздающий людям благословления Божии и испрашивающий у Бога благодеяния им.

Почитания Ангелов, как в Ветхом, так и в Новом Завете, было постоянное и впервые века христианства доходило у некоторых до идолопоклонства, вследствие чего Отцы второго века заповедали чествовать их, как служителей Божиих. Почему Православная Церковь и определила особенные дни для прославления бесплотных сил (Чет. -Мин. 26.03, 8.11 и 6.09).

Седьмой чин ангельский Начала

Ангелы эти так называются потому, что Богом вверено им начальство над стихиями природы: над водой, огнем, ветром, «над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами». «Творец и Строитель мира. Бог, – говорит учитель христианский Афинагор, – поставил некоторых из ангелов над стихиями, и над небесами, и над миром, и над тем, что в нем, и над их устройством». Гром, молния, буря… всем этим управляют Начала, и направляют, как угодно то воле Божией. Известно, например, что молния нередко попаляет кощунников; град одно поле побивает, другое оставляет невредимым… Кто бездушной, неразумной стихии дает такое разумное направление? Начала делают это.

“Видел я, – говорит тайнозритель св. Иоанн Богослов, – Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце… И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими» (Откр. 10, 1–3); видел и слышал апостол Иоанн и «ангела водного» (Откр. 16, 5), и «ангела, имеющего начальство над огнем” (Откр. 14, 18). “Видел я, – свидетельствует тот же св. Иоанн, – четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево… – им дано вредить земле и морю» (Откр. 7, 1–2).

Начала имеют начальство также и над целыми народами, городами, царствами, обществами человеческими. В слове Божием есть, например, упоминание о князе или ангеле царства Персидского, царства Эллинского (Дан. 10, 13, 20). Начала ведут, вверенные их начальству, народы к высшим благим целям, которые указывает и предначертывает Сам Господь; «возводят, – по словам св. Дионисия Ареопагита, – сколько могут тех, которые охотно повинуются им, к Богу, как к своему Началу». Они предстательствуют за свой народ перед Господом, «внушают, – замечает один святитель, – людям, особенно царям и другим властителям, мысли и намерения, относящиеся ко благу народов».

Второй чин ангельский Херувимы

Если для Серафимов Бог является, как пламенногорящая Любовь, то для Херувимов Бог – выну светящаяся Премудрость. Херувимы непрестанно углубляются в божественный разум, восхваляют, воспевают его в песнях своих, созерцают тайны божественные, с трепетом проникают в них. Вот почему, по свидетельству Слова Божия, в Ветхом завете Херувимы изображаются над Ковчегом Завета приникающими.

“И сделай, – говорил Господь Моисею, – из золота двух Херувимов… Сделай их на обоих концах крышки (Ковчега). Сделай одного Херувима с одного края, а другого Херувима с другого края… И будут Херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу, к крышке будут лица Херувимов» (Исх. 25, 18–20).

Дивное изображение! Так и на небе: Херувимы с умилением, со страхом взирают на Премудрость Божественную, исследуют ее, поучаются в ней, и как бы покрывают крыльями своими ее тайны, хранят их, берегут, благоговеют пред ними. И это благоговение пред тайнами Божественной Премудрости столь велико у Херувимов, что всякая дерзновенная пытливость, всякое горделивое взирание на Разум Божий ими тут же отсекается огненным мечом.

Вспомните грехопадение Адамово: прародители, вопреки заповеди Божией, дерзновенно приступили к древу познания добра и зла, возгордились умом своим, захотели все знать, как Бог; вознамерились как бы сорвать покров, скрывающий тайны Божественной Премудрости. И, смотрите, сейчас же снисходит с неба один из стражей-хранителей этих тайн, один из служителей Божией Премудрости – Херувим, с пламенным обращающимся мечом, изгоняет прародителей из рая. Так велика ревность Херувимов, так строги они к тем, кои посягают дерзновенно проникнуть в неведомые тайны небесные! Бойтесь же испытывать умом то, чему надо верить!

Если, по словам св. Василия Великого, «одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль нашу рассмотрением искусства, с каким она произведена», то что же сказать о той бездне премудрости, которая открыта Херувимам? Премудрость Божия, как в зеркале отпечатлевшаяся в мире видимом, Премудрость Божия во всем строительстве искупления нашего, – вся «многоразличная Премудрость Божия, …в тайне сокровенная, юже предустави Бог прежде век в славу нашу» (Еф. 3, 10; 1Кор. 2, 7)…

Какая, действительно, «глубина богатства, премудрости и разума Божия» предлежит перед очами Херувимов! Недаром и именуются они «многоочитые». Это значит: от непрестанного созерцания Божественной Премудрости Херувимы сами полны ведения, а потому они видят и знают все в совершенстве, и людям обещают ведение.

Херувимы и серафимы — что это такое в православии

Три иерархии различают в Ангельских чинах: Высшую, Среднюю и Низшую. А каждая из иерархий состоит из трех ступеней.

Серафимы и Херувимы принадлежат к первой и второй ступени высшей иерархии, третьими являются Престолы.

Кто такие херувимы и серафимы

Самые приближенные к Святой Троице стоят Серафимы. Их название происходит от древнего еврейского слова – сараф, что в переводе означает огневой, пламенный, а еще змееподобные молнии.

Серафимы пламенеют своею любовью к Богу и побуждают людей к ней. Передают другим чинам волю Господа.

Херувимы считаются 2-ми по близости к Богу после Серафимов. В Древних писаниях (Книге Бытия) Херувим охраняет вход в Эдемский сад, с мечом из пламени.

В описании Ковчега Завета со Скрижалями тоже упоминаются Херувимы, восседающие на крышке Ковчега и закрывающие ее крыльями.

Отличия серафимы херувимы престолы

Ранние поминания о Серафимах есть уже в древних книгах (например Пророка Исайи) где описание их следующее:

  • они имеют по 6 крыльев;
  • 2-мя крыльями закрывают лицо (дабы не смотреть в лицо Бога);
  • 2-мя крыльями закрывают свое тело, чтобы не ослепить людей своим ярким светом;
  • на двух оставшихся летают.
  • Серафимы беспрестанно прославляют Господа песнями: свят Бог Вседержитель!… Здесь же говорится о Серафиме, где он очищает горящим углем пророка от скверны.

В другой древней книге от Пророка Ареопагита, говорится:

  • Серафимы пребывают в непрерывном быстром перемещении вблизи божественного;
  • все кругом пронзают ярким огнем;
  • освобождают сердца от грехов и воспламенять;
  • образ их неугасим.

Визуальный точный облик Серафимов воспроизвести сложно. По пониманию преподобного Великого Антония:

  1. Серафим владел шестью крыльями « преисполненных очами».
  2. У него было четыре лица, а смотрели они в четыре стороны.
    • Первое лицо было как у человека. Оно означает «верных» христиан, принявших крещение и соблюдавших заповеди Божии.
    • Второе – лицо тельца. Те «верные», которые решили уйти в монашество, и где принимали тяжкий труд, дабы исполнять все правила монахов и совершать подвиги телесные.
    • Третье – лицо льва. Уподобление льву означает, что «сеи сражаются с темными силами зла», после усовершенствования в порядке жития.
    • Четвертое – лицо орла. После того как «верный» разгромит незримых врагов и справится после этого со страстями своими, узрит Бога. После этого приравняется лицу орла. А ум его станет зрить все вокруг, с 6-ти сторон вырастут крылья, полные очами.

После четырех стадий «верный» становился духовным Серафимом и унаследовал вечное блаженство.

Описание Херувимов в древнейших источниках и Библии разные, в одном описывается следующее:

  • его название обозначает – высочайшее знание, абсолютная мудрость, через Херувимов идет освещение для истинного познания Бога;
  • крылья, голова, тело, ноги – все в глазах, так как мудрость созерцает всюду;
  • имеют 4 крыла и лик человеческий;
Читайте также:  Православие и буддизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Однако есть описывание Херувимов, похожее с Серафимами. Так же описывается 4 лика: человека, льва, тельца и орла. Описывается тело схожее с человеческим, но ноги как у тельца, руки человеческие. Возле каждого лика колесо.

Престолы идут 3-им чином после Херувимов, они являются святыми бесплотными духами. На иконах их воспроизводят в виде многоглазых вихрей огня или смерчей из колес с крыльями. Считается, что Бог сидит на Престолах, как на троне. О Престолах говорят, что они Богоносные. Престолы совершенно загадочно и непонятно носят на себе Господа и служат Божию правосудию.

Имена серафимов и херувимов

Архангел Уриил – просветитель, несет огненный свет знаний и считается поставленным над Серафимами.

Обычное его изображения на всех иконах с мечем в правой руке у груди и с огнем просветителя в левой руке. Крылья его, так же как и у Серафимов, изображаются красными.

Архангел Гавриил поставлен Главным над Херувимами, согласно древним писаниям.

А по христианским традициям Гавриил открывает тайные знания Бога, тайны будущего.

Изображения на иконах и отображение в литературе

Как правило, на иконах Серафимов представляют огненно-красным цветом. Так олицетворяется их пламенная сущность, добродетель, сверхспособности. На иконах Серафимы расположены рядом с Богом.

На иконах и иконостасах, в росписях стен, сводов церквей Серафимов сразу можно увидеть по яркому красному цвету шести крыльев.

В литературе упоминания об этом Божественном чине писали в стихах:

  • Пушкин А. С. «Пророк»;
  • Гумилев Н. С. «О тебе»;
  • По Э. «Призрачный замок».

В отличие от красных Серафимов, Херувимов в иконописи показывали светло-голубым цветом (лазоревым). Их можно видеть на многих иконах и старых росписях церквей.

Со временем художники, рисующие Серафимов и Херувимов постепенно стали стирать грани различия между ними. Остались наиболее важные черты, по мнению иконописцев, это наличия крыльев и близкое расположение к Богу.

Херувимы и серафимы. Что это такое или кто это такие?

Когда человек общается с Богом, посещает службы, слушает песнопения, часто слышит такие определения, как “херувимы” и “серафимы”. Что это такое или кто это такие? Ответить на этот вопрос одним словом нельзя. Нужно разобраться, в чем их отличие и кто же они на самом деле.

Небесная иерархия

Одними из главных ангельских чинов являются серафимы и херувимы. Каждый из них выполняет определенную функцию. Небесную иерархию можно представить в виде лестницы. На самой верхушке находится Всевышний, далее идут ступеньки, на которых расположены ангелы:

  • 1 ступень, самая близкая к Богу. На ней стоят серафимы;
  • 2 ступень — херувимы.
  • 3 ступень — престолы.

Но все эти три ангела принадлежат к самой высшей касте.

Серафимы

Серафимы впервые были упомянуты в книге пророка Исайи. Это существо, которое имеет 6 крыльев. Первые два крыла нужны, чтобы прикрыть свое лицо, еще два покрывают тело, а пара третьих нужны для полета. Считается, что от этих ангелов идет очень лучистый свет, поэтому они закрываются, чтобы не ослепить людей.

На полотнах их изображают с человеческими лицами. Они держат престол, на котором находится Господь Бог. Как правило, иконы расписаны в красных или багряных тонах, так как серафимы связаны с огнем и любовью. Они призваны обдавать жаром сердца людей и подчинять их своей воле.

Серафимы доносят до людей всю правду о Боге и призывают их соблюдать христианские законы. Но главное, что делают эти ангелы, — передают другим чинам волю Бога.

Еще одна из основных функций этих существ — очищать души людей от грехов. Они легко сжигают души, тем самым уничтожая все прегрешения. Это, в самом деле, самые могущественные и таинственные создания.

Херувимы

Если прочитать Книгу Бытия, можно узнать что один из херувимов является стражем. Он стоит на вратах и охраняет вход в рай. Царь Давид пишет, что херувимы используются Богом в качестве перевозчиков. Именно на них Всевышний облетает свои владения.

Но основная цель херувимом — доносить до людей божью мудрость. Они рассказывают людям о Господе и учат их праведной жизни. Это своего рода учителя, которые дают знания не только простым христианам, но и чинам, которые находятся на нижних ступеньках лестницы.

Считается, что херувимы появились на свет в 3-й день сотворения мира и стали первыми, кто поселился на Земле среди всех живых существ.

Чаще всего херувимы изображаются на иконах и статуях с человеческим лицом и крыльями. Некоторые из них имеют еще и львиную морду. В древних писаниях херувимы изображаются как быки с крыльями.

По еврейской легенде считается, что когда человек погружается в сон, его тело шепчет душе обо всем, что было пережито за день. Душа далее сообщает информацию духу, затем ангелу, херувиму и, наконец, серафиму. Так о человеке и его делах узнает Господь.

Одним из самых могущественных среди херувимов считается Херувиил.

У христиан эти создания являются теми, кто поет в честь Бога гимны, восхваляя и возвышая его. Именно эти ангелы считаются самыми мудрыми и умными существами. В Библии упоминается о 12 крыльях херувимов.

Иоанн Златоуст же считал, что херувим полностью состоит из глаз, поэтому он все видит о человеке и передает все Богу. У христиан есть даже специальная молитва, песня херувимов.

Престолы

Херувимы и серафимы — что это такое, мы разобрались. Осталось определить, кто же такие престолы. Само определение говорит о том, что Бог восседает на них, как на троне, и вершит суд.

Чаще всего они описываются как колесницы с огненными колесами. У каждого из них имеется 4 крыла. С течением времени в церковной литературе их образ все больше походил на облик, который имеют серафимы.

Теперь вы знаете, кто же такие серафимы и херувимы. Это самые близкие к Богу ангелы. Именно они являются главными созданиями, которые несут нам всю святость и мудрость Божью. Поэтому очень часто мы слышим о них в молитвах и песнопениях. Но детальной информации о них в писаниях встречается немного. Есть только несколько выдержек из священной литературы, по которым мы имеет представление об этих ангельских чинах.

Эти образы очень интересны и загадочны, поэтому в литературных произведениях их наделяют самыми различными внешними и внутренними чертами.

Иерархия ангелов и демонов в христианстве

Впервые христианская небесная иерархия в царстве ангелов была описана Священным писанием в ранние годы возникновения религии. Ибо тогда люди были ближе к своему Богу, и он часто разговаривал с ними через своих посланников – высших ангельских существ. Ангелы в свою очередь рассказывали избранным священнослужителям устройство небесного мира. А те излагали их в своих книгах.

С тех пор личное общение Бога с людьми уменьшилось, но ангелы по-прежнему несут свою службу. И их иерархия не изменилась. В каких документах это раскрывается, можно узнать в Википедии, а здесь представлена информация о служебном разделении ангелов в небесной канцелярии и чертогах зла.

Общее устройство царства ангелов

Творец создал людей уже после того, как сотворил высших существ. Сначала он планировал именно такой мир, где царят исключительные создания. Однако со временем его планы изменились, а богоподобные ангелы встали на службе его интересов в обустройстве мира.

Со временем часть ангелов решила отделиться от Создателя, попытавшись свергнуть его. В результате отступники были отлучены от Отца и низвергнуты в отдельное адово царство. Однако и верные, и неверные получили свои качества и роли по задумке своих Творцов. Так возникла иерархия ангелов и демонов в Христианстве, согласно которой происходит контроль над человеческими душами, самим ангельским миром и всем, иным, что создал Господь.

Иерархическая лестница высших существ с обеих сторон принципиально отличается друг от друга. Светлые ангелы разделены на высших, средних и остальных только ввиду особенностей их деятельности. Небесный табель о рангах насчитывает 9 чинов исключительных сущностей, приближенных к Богу. Это:

Каждый чин входит в отдельный круг по обязанностям и степени удаленности от Создателя. И подобное разделение характерно для большинства авраамических религий, отличаются только названия чинов. Перечисленные должности полностью признает и небесная иерархия в Православии, наравне с католическим христианством.

Карьера же прислужников Дьявола складывается по другому принципу. Здесь главенствуют самые свирепые, отъявленные падшие ангелы, перерожденные в демонов, либо порожденные самим Люцифером.

Сильные держат в страхе слабых, вызывая у последних жажду занять высшее место возле Сатаны и порождая борьбу за власть.

Иерархия носит анархический характер, любой может ее изменить. Однако система высших и низших членов по степени влияния на людские души все равно присутствует.

Высший эшелон – серафимы, херувимы, престолы

Первая ступень, которой начинается небесная иерархия ангелов, это высшие служители Бога: Серафимы, Херувимы, Престолы. Все они – личные помощники Создателя, являющиеся людям в самых особенных случаях.Серафимы – с ивритского «подобные пламени» – громадные, богоподобные шестикрылые существа, способные сжигать целые города за отступничество. Лик их страшен, но загадочно прекрасен. Способности неограниченные. Они могут исполнить любое желание. Несмотря на свою власть карать, в первую очередь предпочитают славить Господа божественными песнями и открывать к нему души – это их главная миссия.

Серафимы – самые первые создания, которых явил Творец. Они настолько идеальны, что практически равны ему по красоте и силе. Это послужило основанием некоторым из них воспылать гордыней и восстать против Отца. Речь о самом любимом серафиме Господа – Люцифере. Иногда ангельская иерархия в Православии причисляет его к архангелам. А сериал “Сверхъестественное” ставит серафимов ниже архангелов. Но это не совсем верно.

Херувимы – вторые по близости к Творцу служители, более покладистые и исполнительные. Защищают огромными огненными мечами чертоги Создателя, а также небесные врата рая. Они столь же велики по размеру и прекрасны, как их предшественники, четырехкрылы. Однако их сущность – абсолютная мудрость. С ее помощью они читают души и ведут их к Отцу.

Узнать херувима можно по лазоревой одежде, серафима – по алой. Часто херувимы имеют 4 лика, в том числе, животных, смотрящих в 4 стороны сразу.

Самые загадочные помощники Бога – Престолы, единственные, что не повторяют антропоморфный образ, а являются чем-то ни на что не похожим. Это одушевленные существа в виде огненных колес, по краю которых идут тысячи неморгающих глаз.

Престолы переносят Бога с места на место по необходимости. А по своему второму предназначению зорко следят за исполнением заданий и правил Творца в ангельском царстве. И если они нарушены, то творят Праведный суд. Они – покровители и обычных судей среди людей.

Такова схема чинов высших служителей Бога. Это каста наиболее приближенных к Творцу существ. Количество их несметно, но не бесконечно. Однако достаточно, чтобы дать отпор злу.

Среднее звено – господства, силы, власти

Если высшие ангельские эшелоны выполняют роль личного ассистентства у Бога, средние чины – Господствия, Силы, Власти – обращены ликом непосредственно к его творениям. К людям, миру, созданиям.

Господствия, как предписывает им иерархия рая, отвечают за мудрое решение дел земными государями, теми, кто занимает ответственный пост и от кого зависят судьбы людей.

Они ведут своих подопечных к освобождению от страстей, порока, учат игнорировать искушения.

Представители Сил олицетворяют собой Благодать Всевышнего. Их миссия – поддерживать праведных верующих, излечивать их чудесным исцелением, подсказывать будущее, предупреждать. Силы являют христианам чудеса, как добрый знак. Поддерживают страждущих в тяжелые времена. Это негасимое послание верующим о том, что их Отец всегда рядом.

Читайте также:  Православные детские лагеря: обзор популярные мест для отдыха, программы и особенности, виды и преимущества

Следующими, кого небесная иерархия ангелов причисляет к возвышенным служителям рая, являются Власти. Они замыкают среднее звено ангельской иерархии и выполняют наказ Всевышнего оберегать людей от разрушительных нападок Тьмы на их души.

Поэтому темные силы никогда не могут нанести именно тот урон, который планируют, их удар всегда слабее. Власти смягчают либо совсем уничтожают выпады темных сил против духовных рамок людей.

Таким образом, согласно таблице ангелов в христианстве, первый и второй круг чинов предназначен для демонстрации защиты и воли Господа перед людьми. Неудивительно, что эти сущности практически не имеют имен среди смертных, поскольку редко кого-то персонализируют. Лично они могут явиться только святым.

Однако есть категория божественных посланников, что полностью служат жизням живых и всегда находятся с ними рядом. Это самые настоящие защитники людей.

Низшие ангелы в христианстве

По своей сути низшие ангелы являются совсем не низшими. Так их называют только потому, что на лестнице между Богом и его человеческими созданиями они стоят ближе к самому низу, рядом со смертными. Их миссия – защищать именно царство людское от сил падших. Их чины – Начала, Архангелы и рядовые Ангелы.

Начала – это воплощенные высшие духи самого мира. Они заведуют природой, планетами, явлениями. Родились на земле, прошли путь самопознания и продолжают познавать мир путем его развития, попутно оберегая его от гибельных мыслей.

Можно сказать, что Начала заведуют наукой. Верующие знают о них умеренно. Но вот тех, кого божественная иерархия поставила на 8 чин, знают и обожают буквально все по-настоящему просвещенные и религиозные создания божьи. Речь о прекрасных архангелах.

Самые ярые людские защитники, способные уберечь их даже от гнева самого Отца, настолько тесно вжились в мир своих подзащитных, что получили свои имена.

Восемь ангельских вестников, сопровождающих все без исключения души, от рождения до смерти тела, в рай, известны в Православии под именами:

  1. Михаил – тот, который, как Бог. Предводитель всех архангелов (архистратиг). Бессменный враг Люцифера, наравне со своей армией вечный воин в борьбе против падшего войска. Находится рядом во время отхода умирающего в иной мир и переводит его душу в небеса.
  2. Гавриил – левая рука Творца, его глашатай, его «уста» перед смертными. Появление архангела Гавриила предваряло рождение Христа. Он являлся перед Моисеем. Защищал родителей Девы Марии и саму Марию с ее необычным сыном. Имя Гавриила связано с чудесами.
  3. Рафаил – добрый целитель, защитник больных, врачей, путешественников, изгнанников, тех, кто далеко-далеко от дома.

Это самые яркие архангелы в Христианстве, которых знают все адепты.

Однако остальные не уступают им в силе:

  1. Варахиил – связывает смертных с Господом и передает божье благословение на праведные дела. Покровитель праведников.
  2. Селафиил – проводит людские молитвы к Создателю. «Уши» Господа. Ходатайствует о праведных молитвах смертных.
  3. Иегудиил – определяет, кто грешен, кто чист и направляет на путь истинный заблудших.
  4. Уриил – светлый архангел, зажигающий в душах надежду, веру.
  5. Иеремиил – возвращает отступников к Отцу, сопровождает души на пути к нему.

Архангелы главенствуют над последним чином ангельской иерархии – рядовыми Ангелами. Это бессметное количество созданий, что называются ангелами-хранителями, и есть у каждого человека в качестве личного защитника и наставника.

Отдельная иерархия падших ангелов

Люцифер в свое время смог собрать вокруг себя немало соратников, поддержавших его во время бунта против Отца. Бунт не удался, опозоренный, мятежник был изгнан из рая вместе с подвижниками в проклятое пространство, где создал свое собственное царство – ад. Во главе сел сам, стал называться Сатаной, Дьяволом, Лукавым. А приспешникам назначил роли.

Однако тьма избегает видимого порядка. Поэтому классификация ангелов мира падших носит индивидуальный характер и зависит от мерзости деяний, творимых темными тварями. Так что иерархия их меняется постоянно.

Неизменны лишь несколько максимально приближенных помощников. Правая рука – Бафомет.

Известно как минимум три вида «карьерных» лестниц у демонов:

  • по роду деятельности;
  • по ответственности за смертные грехи;
  • по ангельским чинам.

В первом случае место демона зависит от вида вреда, что он несет. Эта иерархия имеет 10 ступеней, где наверху стоят Парки, вмешивающиеся в судьбы людей, а внизу мелкие демоны, внушающие ложь старикам. Также это разделение содержит: полтергейстов, инкубов-суккубов, духи колдунов и ведьм, кошмары, демоны, совращающие мужчин и чистые демоны, нападающие только на святых.

Второе сверхъестественное разделение происходит по смертным грехам, за которые отвечают конкретные демоны. Иерархия сверху вниз выглядит так:

  1. Люцифер, гордыня.
  2. Мамон, алчность.
  3. Асмодей, похоть.
  4. Сатан, гнев.
  5. Вельзевул, чревоугодие.
  6. Левиафан, зависть.
  7. Бельфегор, праздность.

На последнем месте стоит Астарот, отвечающий за уныние – восьмой смертный грех человека.

Список часто меняется и расширяется по мере деяний демонов. Например, недавно в нем появились Пифон, князь лжи, Аббадон, демон войн.

Наконец, третий расклад основывается на изначальном чине падших ангелов. Так, Люцифер, Вельзевул, Левиафан и Асмодей были серафимами, поэтому составляют высший эшелон иерархии. Туда же входит бывший херувим Балберит, демон самоубийств, и четыре бывших престола. Во второй круг этого разделения входят бывшие господства, силы, власти – 5 демонов. В третий – один демон из начал и один, из архангелов.

Существует и четвертая ангельская иерархическая лестница бесов – по месту обитания. Высшие из них, огненные демоны ждут начала Страшного Суда, низшие – бесы тьмы, боящиеся света, живут рядом с людьми. Есть также воздушные, земные, водные и подземные… Дьявол практикует хаос и хитрость. Поэтому всячески запутывает устройство своей армии. Ведь сила его не в порядке, а в обмане и смятении, которые он сеет в умах и душах.

Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

Разница между серафимами, херувимами и ангелами

Основные различия

Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков) . Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября. Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы. В первую сферу входят: Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других. Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы. Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Престолы – «Богоносные» , на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой. Второй лик ангелов: Господства — наставляют земных правителей в делах управления, учат владеть чувствами, укрощать греховные страсти. Силы – творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Власти — имеют власть укрощать силу дьявола. Третий лик ангелов: Начальства или Начала — управляют миром и стихиями природы. Архангелы — начальники ангелов и учители небесные. Ангелы — наиболее близки к нашему миру, глашатаи Бога, рассказывающие людям о намерениях Божиих и наставляющие людей на путь добродетельной и святой жизни.

Серафимы

Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу

Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:

« Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

Основываясь на отрывке из Книги Пророка Исайи Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте. В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.

Херувимы

Херувимы — упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах, вместе с серафимами являются самыми близкими к Богу. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.

В Книге Бытия (3:24) херувим, вооружённый «пламенным мечом», охраняет вход в Эдемский Сад. Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога: «воссел на херувимов и полетел» (Пс. 17:11); частый эпитет Бога в Ветхом Завете — «Сидящий на херувимах. Пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез. 28:11–19).

Библия содержит несколько различных описаний херувимов. У херувимов в Скинии и в Храме по одному лику (Исх. 25:20) и по два крыла (Исх. 25:20, 3Цар. 6:24, 27). Пророк Иезекииль в своём видении (Иез. 1:5) описывает херувимов несколько иначе: это человекоподобные существа с четырьмя крыльями (два подняты вверх и касаются друг друга, а два опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобным бычьим, но сверкающими, «как блестящая медь», четырьмя руками под каждым из четырёх крыльев и четырьмя лицами: человека и льва (с правой стороны), быка и орла (с левой). Подробнее см. тетраморф. Возле каждого из них по колесу. Всё тело херувимов, и спина, и руки, и крылья, а также колёса, всё покрыто глазами. Способ передвижения — шествие и полёт.

Ангелы

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

  • Быть невидимым для физического восприятия;
  • Способность к полёту в духовном;
  • Способность к проявлению в материальном:
  • Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
  • Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
  • Способность уничтожать целые города;
  • Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме;

Также к ангелам относятся архангелы.

Подробнее о разнице между серафимами, херувимами и ангелами можно узнать из видео:


Ссылка на основную публикацию