Шестопсалмие: текст на русском языке, что такое и когда читать, значение в православии, какие псалмы входят

Шестопсалмие

Чтец: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.(Трижды)
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.(Дважды)

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух и спах; востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людей Твоих благословение Твое.
Аз уснух и спах;востах, яко Господь заступит мя.

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеление в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко безззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, перед Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утайся. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближашася и сташа. И ближнии мои отдалеча мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою; и ищущиии злая мне, глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах, и яко нам не отверзаяй уст своих. И был яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя передо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая возблагая, оболгаху мя зане гонях благостыню.
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою , Господи спасения моего.
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалити Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о Имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуйся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли. Предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
На утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуются.Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духе, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне.

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с нисходящими в ров, бых яко человек без помощи, в мертвых свободь. Яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе; предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты; воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои. Едва мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя. Всякую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея, вознес же ся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя. Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему.

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его; очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сяновом израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпив и многомислостив. Не до конца прогневается, ниже в век враждует. Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Яко же щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава, дние его, яко цвет сельный, тако оцветет; яко дух пройде в нем, и не будет и не познвет ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.
На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвые века. И уны во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою; и милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Храм Казанской иконы Божией Матери

Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Иркутская митрополия, Иркутская епархия, Верхоленское благочиние, д.Усть-Куда, Иркутского района

Шестопсалмие. Почему на шестопсалмии не крестятся и не кладут поклонов?

Какой духовный смысл в выбранных псалмах? Почему на шестопсалмии не крестятся? Почему не кладут поклонов? Что общего у Шестопсалмия и Страшного Суда? Откуда взялось учение, что Страшный Суд будет длиться столько же времени, что и чтение Шестопсалмия? Почему Шестопсалмие читают не как Псалтырь, а как молитвы? Почему выбранные псалмы звучат именно в такой последовательности?

Читайте также:  Прощение в православии: значение и формула прощения, принципы и особенности, мнение и советы священников

Шестопсалмие – одна из важнейших частей вечернего богослужения (Утрени), состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду. Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие разделено на две части. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.

В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. Чтение шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.

Шестопсалмие

Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.

Чтобы подчеркнуть эту важность Шестопсалмия, его читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Верующие остаются в полумраке, чтобы удобнее было углубляться в смысл читаемого, чтобы особое сосредоточенное внимание ничем не развлекалось.

Устав предписывает слушать чтение в тишине и благоговении, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Слушать «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу».

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.

Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина.

Состояние души псалмопевца – это не просто “смена настроений”, которая «говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям». Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу. Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушении, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы – свободы жить по воле Божией.

Чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие? Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени.

Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность – все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.

В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.

В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову. Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»

Анатолий Баданов
Азбука Веры

Духовный смысл шестопсалмия и значение текстов в православном богослужении

Шестопсалмие в богослужении

Важность шестопсалмия подчеркивает тот факт, что его читают на каждой утрене в течение всего года, кроме Светлой Седмицы. Чтение его установлено в начале утрени, которая символизирует новозаветное время, по окончании вечерни, символизирующей, соответственно, ветхозаветный период. По словам православных толкователей, в этом чтении отражается величайшее событие – пришествие Господа.

Одна из важнейших частей утрени – шестопсалмие

Преп. Паисий Святогорец говорил, что шестопсалмие означает Страшный Суд.

Шестопсалмие представляет собой особый чин, одно целое, имеющее структуру и характер. Псалмы выбраны равномерно со всей Псалтири. Некоторые толкователи считают, что так символизируется прочтение Псалтири, как это бывало ранее, во время всенощного бдения.

Житие царя Давида по шестопсалмию

Все входящие в чин псалмы, за исключением 87-го, составил царь Давид. Это пророк, псалмопевец, избранный Господом древнееврейский государь, живший за тысячу лет до прихода на землю Иисуса Христа. Вся его жизнь сопровождалась многочисленными опасностями, гонениями, скорбями и искушениями. Но даже находясь в смертельной опасности, царь Давид не терял веры и упования на Бога. Всегда он призывал Господа, просил помощи в тяжелых ситуациях, благодарил и славил Бога в моменты радости.

Это высокое настроение души пророка задало тон всем составленным им псалмам. В них отражаются некоторые события его жизни, например, гонение Авессаломом. В них он кается, например, в 50-м псалме, а также славит Господа, выражает все упование на Него.

События из жизни пророка, отраженные в чтении шестопсалмия:

  • 62 – поиск пророком спасения в пустыне от гонения грозного преследователя;
  • 102 – поставлен царем в преклонных годах, выражает благодарность Господу за освобождение народа из вавилонского плена;
  • 3 и 142 – суть указана в надписании: восстание и преследование Авессаломом;
  • 87 – судьба народа, попавшего в плен в Вавилоне;
  • 37 – подготовка Авессалома к восстанию, страдания царя Давида, его мольба к Богу о помощи.

Видео «Шестопсалмие в богослужении»

В этом видеосюжете представлена аудиозапись прочтения шести псалмов.

Духовный смысл шести уникальных псалмов

Вся Псалтирь, даже рассмотренная на уровне разных тем, ведет неизменно ко Христу. По мнению святых отцов, в толковании книг Ветхого Завета можно выделить две основные темы:

  • духовно-нравственная;
  • мессианская (пророчества).

Царь Давид был пророком, в его псалмах отразилось виденное им пришествие Иисуса, становление Церкви, Страшный суд, жизнь будущего века. Тема мессианства проходит по всей Псалтири, в ней множество пророчеств. По мнению святого Афанасия Великого, если взять лишь некоторые из многочисленных пророчеств в псалмах о Христе и Церкви, то можно пропустить более важные их них.

Тема духовности и нравственности также может быть названа пророческой. Жизнь царя Давида, состояние его души на фоне разных скорбей показывает нам не столько праведника, живущего по закону Ветхого Завета, сколько обновленного человека, уже христианина. Вся Псалтирь показывает, как должен жить христианин.

Толкование псалмов Шестопсалмия

В каждом псалме заложен глубокий смысл, касающийся и Ветхого, и Нового Завета. Для лучшего понимания существует толкование.

Псалом 3

Изображается гонимый праведник. Но это не только царь Давид страдает от Авессалома, но и всякая душа, которая обратилась ко Христу и страдает от бесовских нападений. Враг внушает человеку, что он не имеет спасения во Христе, но душа отражает нападки и взывает к Богу, получая ответ.

Читайте также:  Староверы и православные: главные отличия и особенности, понятия, история и характеристики, обычаи и традиции староверов

Псалом 37

Смелый вызов врагу (бесам) приводит к еще большему и сильнейшему вражию нападению. Праведник хоть и терпит гонения, не пытается доказать свою правоту, не спорит, но кается в грехах, усиливает молитву к Богу. Подпись «в воспоминание о субботе» говорит, что как в субботу по закону приносилась двойная жертва, так и псалмопевец кается, что угодно Богу.

37-й псалом из Псалтыри

Псалом 62

В надписании говорится о пустыне. Чтобы устремиться к Богу всем своим существом, человек должен пройти через искушения. Евреи сорок лет находились в пустыне после побега из Египта, в пустыне долго находился сам Давид, прообразовав Христа, в пустыне жил Иоанн Предтеча, сам Иисус постился в пустыне сорок дней. Там многие подвижники духовно укреплялись. В другом понимании пустыней можно назвать душу человека без Бога. Лишь почувствовав себя опустошенным, отказавшись от суеты, душа придет в состояние готовности принять слово Божие.

Псалом 87

Псалмопевец молится Господу, но его положение лишь ухудшается. Кроме нападений врагов, он чувствует покинутость Богом. Автор уже не молится о спасении от врагов или даровании радостей, а просит Господа не отвращать Лица Своего, и смиряется перед волей Бога.

Псалом 102

После самого печального 87-го псалма говорится о том, что пришла помощь Господа. Бог внемлит молитве, дарует благодать, дает исцеление от болезней. Душа умудрилась опытом страданий, и теперь она словно получила второе дыхание.

Речь идет о Промысле Божием, Его долготерпении, любви к своему созданию, заботе о нем. Люди не получают того, на что они заслуживают. Псалмопевец призывает и людей, и небожителей славить Господа.

Псалом 142

Ликование предыдущего чтения сменяется горечью нового вражеского нападения. Так случается с каждым, ведь пока человек на земле, враг рода человеческого не оставит его. Но теперь в псалме предстает уже не слабый новоначальный человек, а опытный муж, закаленный в духовной битве. Имея опыт и опираясь на историю, он обладает знаниями, необходимыми для последующей борьбы.

Вся Псалтирь ведет неизменно ко Христу

Правила поведения во время чтения

Даже если человек только начал воцерковляться и пришел на вечернее богослужение впервые, он без подсказки поймет начало шестопсалмия. В храме гасят свет и свечи на подсвечниках. Чтец читает псалмы в центре храма, держа в руке свечу, а остальное помещение погружается во мрак.

Существует ряд правил поведения во время чтения. Нельзя разговаривать, ходить по храму. Нужно слушать внимательно, с благоговением, стоять ровно, словно предстоя перед Иисусом Христом.

Святой Паисий Святогорец рекомендовал устремлять ум к Страшному суду. Шестопсалмие читается на утрене. Имеет ряд особенных требований к чтению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом — что это такое и как его правильно читать

Псалом является жанром христианской лирики. По своему содержанию эти песнопения выражают обращение людей к Творцу.

Возникновение песнопений

В переводе с греческого языка псалтырь означает песнопение под игру на струнном инструменте. Еще до христианской эры в Иерусалимских храмах и синагогах звучали воззвания Богу, которые выражались во множестве разновидностей, они могли быть:

Псалтырь, время появления его неизвестно, стал первой книгой, которую Кирилла и Мефодий перевели на славянский язык. Церковные служения в храмах Древней Руси начинались и заканчивались чтением псалтыря, который одновременно был азбукой для христиан, по ней они учились грамоте.

По словам христианского подвижника Ефрема Сирина, гимнография обладает огромной силой, помогающей:

  • изгнать бесов;
  • дать успокоение;
  • избавить от страхов;
  • утешить;
  • защитить.

На заметку! Чтение псалмов наполняет пространство светом и чистотой, они даруют радость и успокоение.

Кто автор псалмов и псалтыря

В Псалтыре представлено 150 песнопений, которые написаны разными авторами в различное время.111 из них имеют автора, остальные анонимны.

81 песню приписываются царю Давиду, мужу по сердцу Бога.

Двенадцать песен написаны Асафом, песнопевцем, служившим в храме во времена царя Давида. Всеми любимый 50 псалом — его детище. Отличительной чертой песней Асафа являются пророческие тона, за что песнопевец был назван провидцем.

Двенадцать песен записаны сыновьями Кореевыми, теми, которые отошли от бунта отца и были поставлены впоследствии песнопевцами в храмах.

Два псалма приписываются мудрому царю Соломону, а один — пророку Моисею.

Пение гимнов в доме Божьем вел царь Давид, последующие за ним цари Соломон, Иосафат, Езекия и Иосия расширили применение в храмовых славопениях. Окончательная гимнография была отредактирована Ездрой после вавилонского плена.

Для сведения! Каждый гимн является законченным произведением, не связанным с остальными песнями.

Разнообразие псалмов

Гимнография наполнена хвалой и покаянием, она читается глазами сердца и пропускается через душу. Святой Афанасий Великий писал о том, что еврейские песни вошли в православие, неся различное наполнение.

Читая стихи Псалтыря, легко найти:

  • молитвы праведных — 16,19,24,27,54 и т.д.;
  • молитвы покаяния — 6,31,50,101 и т.д.;
  • хвалебные гимны — 64,95,97,110,112,145,150 и другие;
  • песни странника — 119-133;
  • исторические песни — 77,104,105 и т.д.;
  • мессианские песнопения — 21,109;
  • алфавитные гимны — 24,33,110,118 и т.д.

Молитвенные воззвания

Человек обращается к Богу за помощью по всякой нужде, когда душа беспокоится и наполнена заботой, испытывает опасность или чувство вины, тоскует или нуждается в ободрении. Псалом 90 заслужил у христиан наибольшее признание, как щит защиты и помощи в самых трудных жизненных ситуациях.

Молитвы праведных помогают христианам выразить в полноте сердце свои чувства.

Покаянные песни

В Псалтыре наиболее ярко выраженными являются покаянные тексты, в них отображены все внутренние чаяния кающейся личности.

Давид в 50 псалме буквально взывает к Творцу, царь, а с ним и все кающиеся, признает совершенное беззаконие, грех и лукавство, не пытаясь уклониться от ответственности. С крайним смирением христиане обращаются к Богу с огромной верой, что их сокрушенный дух да не будет отвергнут.

Псалом 31 подчеркивает, что Божье прощение и хвала касаются тех христиан, которые искренне покаялись.

Хвала и поклонение

Более всего в Псалтыре песен хвалы и благодарения. В гимнах прославления милости Божьей звучит восторг и благодарность за дела, совершенные Всевышним Богом.

В радости и поклонении восхищаются псалмопевцы делами Творца.

Псалмы странников

Эти гимны еще называют Песнями восхождения. Нет точных исторических фактов, когда они были написаны, но есть теории, согласно которым эти гимны пели израильтяне, поднимаясь на гору Сион во время праздничных паломнических походов.

По количеству эмоций и переживаний эти песни еще названы мини-Псалтырем.

Исторические псалмы

История Израиля наполнена различными переживаниями, через эти гимны показано отношение Бога к Своему народу в прошлом, а значит настоящем и будущем. Эти гимны полны надежд на чудные избавления и Божьи благодеяния, проявленные к верным Своим поклонникам.

Мессианские песнопения

В Псалтыре много мест, указывающих на пришествие Мессии, нашедших свое подтверждение в Новом Завете.

В Псалме 21 описываются пророческие страдания Иисуса Христа, которые впоследствии были описаны евангелистами в Новом Завете. В нем указывается на приход Миссии задолго до новой эры в истории человечества.

Алфавитные песни

Некоторые гимны, в частности Псалом 118, отличаются по стилю акростиха. Каждые восемь строк начинаются в алфавитном порядке одной из букв древнееврейского алфавита.

Православный порядок чтения псалмов

Православная церковь благословляет ежедневное чтение Псалтыря как во время молитвенных правил, так и при всякой нужде или благодарении Бога.

Постоянное чтение песнопений является христианским подвигом, его плоды быстро прорастают в жизни православных верующих.

Для создания молитвенной атмосферы можно зажечь свечу, но это больше рекомендация, чем закон.

Совет! Не стоит спешить читать все песнопения сразу. Следует найти толкование к каждому псалму, узнать историю его написания и в каких случаях его читают.

Есть гимны, читающиеся на свадьбах, а другие поются в день печали.

Можно выучить слова песен наизусть, но при этом помнить, что спасают не сами слова, а вера. Не следует допускать, чтобы псалом, который сам по себе является мощной молитвой, превратился в заклинание.

Каждый христианин по мере углубления в Псалтырь со временем составляет свой список песнопений, которые читаются в нужное время.

Красной линией через весь Псалтырь проходит идея о том, чтобы христиане раскаялись в греховной жизни и за все всегда благодарили Творца за Его милостивое отношение к нам, грешным людям.


ЧТО ЧИТАЮТ НА ШЕСТОПСАЛМИИ? И ПОЧЕМУ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ГАСЯТ СВЕЧИ?

Какой духовный смысл в выбранных псалмах? Почему на шестопсалмии не крестятся? Почему не кладут поклонов? Что общего у Шестопсалмия и Страшного Суда? Откуда взялось учение, что Страшный Суд будет длиться столько же времени, что и чтение Шестопсалмия? Почему Шестопсалмие читают не как Псалтырь, а как молитвы? Почему выбранные псалмы звучат именно в такой последовательности?

Читайте также:  Православное осколье: история и описание, что включает, особенности деятельности

Шестопсалмие – одна из важнейших частей вечернего богослужения (Утрени), состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду. Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие разделено на две части. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» – три поклона.

В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых “утренних” молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В “утренних” молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. Чтение шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения .

Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.

Чтобы подчеркнуть эту важность Шестопсалмия , его читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Верующие остаются в полумраке, чтобы удобнее было углубляться в смысл читаемого, чтобы особое сосредоточенное внимание ничем не развлекалось.

Устав предписывает слушать чтение в тишине и благоговении, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Слушать «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу».

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.

Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина.

Состояние души псалмопевца – это не просто “смена настроений”, которая «говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям». Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу. Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушении, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы – свободы жить по воле Божией.

Чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие? Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени.

Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность – все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.

В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.

В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову. Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»

Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается шестопсалмие

Шестопсалмие на Валааме читается неукоснительно на каждом утреннем богослужении (повседневном, субботнем и воскресном) в течение всего года, кроме дней Светлой Пасхальной седмицы, что указывает на его огромную важность. Православные толкователи, подчеркивая особую значимость Шестопсалмия в утреннем богослужении, видят в нем отражение величайшего события в жизни человечества – пришествия в мир Спасителя. Эта главная мысль Шестопсалмия раскрывается в контексте Вечерни и Утрени – двух взаимосвязанных церковных служб, символизирующих соответственно ветхозаветное и новозаветное время.

Когда читается шестопсалмие, говорит устав церковный, тогда «подобает нам со всяким вниманием прилежно слушать, ибо сии псалмы исполнены покаяния и умиления. Мы должны произносить их с благоговением и страхом Божиим, как бы беседуя невидимо с Самим Богом, и молясь о грехах наших. В сие время отнюдь никто не смей шептать или кашлять, внимая словам Псалмопевца, держи руки сложенными у груди, наклони главу, а очи опусти вниз, взирая сердечными очами к востоку, и приводя себе на память смерть, будущую муку и жизнь вечную”.

Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия

«Во время шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить, – пишет оптинский старец Лев – эта заповедь — душеспасительна. сего истина требует: пусть посмотрит в Триоди Постной и в Уставе о сем. ». И крестное знамение, даже творимое без поклонов, все равно вызывает некий небольшой шум в храме…Так же поступают монахи на Афоне и на Валааме. «Шестопсалмие символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда, – пишет Паисий Святогорец. – После первой статии (первых трех псалмов) мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия».

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.

В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами. О, как часто нужно бы нам повторять молитвенное воззвание, которым оканчиваются сии трогательные псалмы: Господи! не вниди в суд с рабами Твоими, ибо не оправдывается пред Тобою никто — никто из живущих.

Отцы Церкви называют сии псалмы размышлением кающегося грешника у яслей Христовых. И в самом деле: они начинаются славословием Ангелов при рождении Христа Спасителя: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…»

Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.

В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.

Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: “Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!”

Ссылка на основную публикацию