Слово «удача» в православии: значение, почему нельзя желать удачи, ответ священника

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Слово удача в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Довольно часто можно услышать такую фразу «Такого и недругу не пожелаешь», которую обычно говорят тогда, когда с человеком случается какая-то беда или же несчастье. Люди привыкли постоянно друг другу желать удачи, при этом даже не подозревая, какой страшный вред они могут нанести этим самым пожеланием. А вот узнать более подробно о том, что представляет собой слово удача в православии и почему ее нельзя желать можно из нижеописанного источника.

Что означает удача в православии

Удача представляет собой положительное явление, которое предписываются везению или же случаю. В православной религии благое стечение обстоятельств считается, когда Всевышний помогает верующему, поэтому, когда один человек желает другому везения, то это причисляется к пожеланию помощи Господа, но при этом без упоминания его имени.

Следует отметить, что значение слова удача в православии имеет несколько негативный смысл, ведь верующему христианину не подобает надеяться на неведомое везенье, а в деле спасения должен стать соратником Всевышнего. Господний промысл — вот на что должен уповать и надеяться человек.

Почему нельзя желать удачи в православии

Большинство людей задаются вопросом «Почему же нельзя желать удачи в православии?». Ответ, же на него довольно прост, дело в том, что удача или как его еще называют Молох, считался главным из верховных существ семитского народа, которое представлялось как одно из воплощений Валтасара (Вельзевулаа, Ваала или Баала), то бишь сатана.

Упоминания об Вальтасаре в Священном Писании можно встретить несколько раз, а именно:

  • о Молохе в Писании Амоса – 5:26;
  • в Судейском писании – 10:6, 3:7 и 2:11;
  • а также 3 Книге Царств – 11:7.

Как и в большинстве языческих культах, поклонители Ваала проводили жертвоприношения, для которых они в основном использовали людей через всесожжение, и этим якобы прокладывая путь им через солнечный огонь жизни. Наиболее лучшими жертвами при этом являлись новорожденные дети, которые имели благородные фамилии:

И учинили в долине Енномовых сыновей Тофетовы высоты, дабы сжигать своих дочерей и сыновей в пламени, чего не: повелевал Я и что на сердце не наведывалось Мне (7:31 Иер.).

Самих младенцев клали на распростертые руки божества, имеющего лик тельца, а в самом низу располагался жертвоприносящий костер. Такого рода кошмарные деяния проводили, как правило в ночное время в сопровождении звуков лир, тамбуринов и флейт, благодаря которым заглушались крики бедных младенцев и кроме этого подогревали в народе возбуждение.

Идольские святилища постоянно были запятнаны кровью новорожденных, а в года бедствий или же больших празднеств людей, но по большей части все же маленьких детей приносили в жертву, а их количество доходило до сотен и даже тысяч особей. А ту семью, которую отдавала в дар идолу свое дитя, непременно должно было ждать удачный год, как для земледельчества, так и для сбора урожая.

Впоследствии эти ритуальные убийства подверглись запрету Законом Моисея и в наказание за его нарушение человеку была уготована смертная казнь, однако семиты продолжали и далее продолжать жертвоприношение вплоть до 586 до н. э., то есть до Вавилонского плена.

Поэтому церковь по отношению к везению сказывается не столь благоприятно, ведь оно со слов Архимандрита Клеопа является истинным воплощением имени дьявола и настоятельно рекомендует быть внимательными и желать ближнему своему Господней помощи и благополучия, а не бесового отродья.

Попускаемые или же посылаемые Всевышним события, направленны для того чтобы спасти верующего в вечности, а значение и суть жизненных явлений человеку может быть непонятно и спустя многие годы, однако упование на Господа, а не на неясный случай станет верным путем к обожению.

Почему нельзя желать удачи человеку

Считается, что нельзя желать удачи другому человеку или группе. Такое поверье наиболее распространено в православии, иудаизме и исламе, избегают таких пожеланий и обыкновенные рыбаки, охотники, актеры и некоторые язычники.

Откуда пошло суеверие

Существует две версии, откуда пошло поверье, что нельзя желать человеку удачи. Какой из них точнее, нельзя сказать наверняка.

  1. Есть мнение, что это древняя охотничья традиция. Пожелание услышит злой дух и сделает все, чтобы вышло наоборот. Поэтому в оборот шли иносказания или, наоборот, желали провала.
  2. Другая версия происхождения – христианская. Православные верующие считают, что это обращение к древнешумерскому богу Молоху, которому приносили в жертву детей.

По альтернативной версии дело в том, что древнеримская богиня Фортуна была обидчива и переменчива. Поэтому те, кто слишком часто к ней обращался или слишком сильно на нее рассчитывал, рано или поздно лишались ее покровительства за навязчивость, обрекались на полосу невезения. Преодолеть черную полосу можно было только жертвоприношениями, поэтому проще было лишний раз не упоминать богиню удачи.

Выяснить первоисточник теперь не представляется возможным. Каждый может считать как ему удобнее.

Почему нельзя желать удачи

Можно желать успеха, счастья, благополучия. Но нельзя удачи. Это связано с давними традициями. То, насколько они применимы в реальной жизни и как к ним относиться, личное дело каждого. Например, врачи, артисты и рыбаки охотно подтвердят, что стоит кому-то так их напутствовать, все идет не так. К ним присоединятся грибники и некоторые работники торговли.

Почему нельзя желать удачи по народным приметам

Существует несколько версий, почему, по народным поверьям нельзя желать удачи:

  • если вслух произнести такое напутствие, можно сглазить, и все выйдет наоборот;
  • удача отвернется, если часто вслух произносить пожелания ее расположения;
  • злые духи, бесы услышат и помешают человеку добиться успехов;
  • ободренный напутствием человек сделает не все, что в его силах, положившись на вмешательство судьбы.

Особенно не любят, когда им желают удачи рыбаки, охотники, врачи и актеры. Относительно добытчиков известно, что эта традиция связана с древней верой в духов, когда такое пожелание привлекало ненужное внимание к человеку.

Актеры в разных странах ответят по-разному. Так, в странах, где в древности верили в фей, считалось, что они из вредности обязательно обратят внимание на человека, которому пожелали удачи и намеренно навредят ему или вообще уведут в свое царство. В славянских странах подобное объясняется, в основном, христианской традицией, но некоторые предполагают, что в старину бродячие артисты избегали желать удачи, опасаясь, что вилы или русалки заберут их успех. Интересно, что пожелание сломать ногу перед выступлением почти интернационально.

Врачи вообще имеют свои собственные приметы, малопонятные непосвященным. Относительно пожелания удачи – нельзя желать потому, что после такого напутствия рабочий день, операция или дежурство будет настоящей катастрофой.

Почему нельзя желать удачи в православии

Христиане, особенно православные, уверены, что удачи нельзя желать ни при каких обстоятельствах. Это связано с тем, что они связывают такое пожелание, во-первых, с обращением за покровительством к богу Молоху, во-вторых, как обращение к Дьяволу. Если первое понятно, ведь древние христиане, возможно, лично видели, как Молоху приносили младенцев в жертву и просили об удаче, то второе остается не до конца понятным.

Есть версия, что в древности, недолго думая, верующие отнесли всех богов, кроме своего, к нечистой силе. В результате любое обращение к чему-либо хотя бы иллюзорно связанному с язычеством, стало обращением к Дьяволу или Сатане, а не отпадением от веры.

В исламе схожий взгляд. По мнению мусульман, любая удача исходит от Аллаха, а значит желать ее кому-либо – вмешиваться в промысел высших сил, а так делать нельзя. Иудаизм разделяет в этом вопросе взгляд православия полностью.

Альтернативная версия, почему нельзя желать удачи православным, заключается в том, что пожелание удачи – суеверие. Этим человек как бы выражает уверенность, что может влиять на события, хотя они подвластны только богу. Такое с точки зрения христианства недопустимо. Однако молится о помощи в делах – другое дело.

Это не значит, что стоит избегать желать удачи всем. Если у кого-то это вызывает неудобства, он об этом скажет и попросит больше так не делать. Если же нет, это уже не проблемы пожелавшего.

Как по-другому можно пожелать удачи

Если нужно пожелать удачи, но нельзя сказать напрямую, есть три метода, как угодить любым суеверным людям:

  1. Иносказание. Вместо того, чтобы желать удачи, можно напутствовать пожеланием успеха или благополучного исхода дела. Например, «успехов на экзамене!» или «благополучно пройти собеседование!».
  2. Пожелать провала. Обычно желают «ни пуха, ни пера». Это универсальное напутствие, на которое принято отвечать «к черту». Для специфических ситуаций, перед рыбалкой, походом за ягодами или визитом к начальнику народное творчество предлагает «ни хвоста, ни чешуи», «ни грибка, ни ягодки», «ни похвалы, ни денежки». Среди суеверных продавцов ходит специфическое «ни клиента, ни выручки».
  3. Переложить ответственность за судьбу человека на бога прямым текстом. Однако такие обороты как «бог в помощь», «с богом», «с божьей милостью» могут задеть неверующих людей или представителей нехристианских религий.

Некоторые ограничиваются дружескими рукопожатиями или поцелуями в щеку, подразумевая таким образом участие и поддержку.

В старину была в широком употреблении фраза «мир вам и вашему дому», что тоже было одной из форм пожелать удачи, благополучия и достатка, не привлекая внимания.

Формулировки «хорошо сдать» или «доброй дороги» продемонстрируют заинтересованность и искреннее желание, чтобы все прошло гладко. Иногда иносказания выражают это даже лучше, чем обыкновенное «ну, удачи».

Как избежать последствий, предсказанных в приметах

Тем, кто верит в приметы, следует знать, как предотвратить грядущую катастрофу, если кто-то опрометчиво пожелал удачи.

  1. Православному человеку достаточно перекреститься, для успокоения совести, потом можно зайти в церковь и помолиться.
  2. Просто суеверный человек может символически «откупиться» от неудач. Для этого либо незаметно кидают мелкую монету через плечо, либо, если еще много времени до мероприятия, откупаются алкоголем, ставя на шкаф или в темный угол дома стопку водки.
  3. На случай, если осталось несколько дней до мероприятия, подойдет соляная ванна. Соляные скрабы очистят не только тело, но и энергетическое поле. После того как процедура будет завершена, и останется только ополоснуться, произносят такие слова «вода и соль невезение унесут, чужие необдуманные слова мне вреда не принесут».
  4. Те, кто считает, что Фортуна обидится на поминание ее зря, советуют носить с собой амулет или талисман, привлекающий удачу. О нем нельзя рассказывать и нежелательно, чтобы он попадался посторонним на глаза.

Но лучший способ избежать каких-либо последствий, для тех, кто недостаточно сильно верит в приметы, это не обращать внимания на то, что нельзя желать удачи и относится к таким напутствиям, как к вежливости.

Считается, что вера в приметы, духов, магию не совместима с православием. В связи с этим некоторые церковные деятели стараются искоренить суеверия, даже, на первый взгляд, вписывающиеся в христианскую картину мира.

Читайте также:  Мощи Иоанна Крестителя: где находятся сейчас и как добраться, в чем помогает и что просить

Заключение

Нельзя желать удачи только тем, кто верит в то, что так человек навлекает на себя несчастье или гнев бога. В остальных случаях пожелание удачи, самое меньшее, поднимет настроение, а может быть, действительно настроит человека на правильный лад, и ему повезет.

Православная Жизнь

В сети порой встречаются предостережения, что пожелание удачи — большой грех, так как Удача — это второе имя Молоха, демона, которому приносили в жертву младенцев. Так ли это? Грешно ли не знать происхождения слов? Можно ли есть конфеты «Домовёнок» и смотреть мультики про домового Кузьку? Нам ответил священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья — чьё имя тоже вызывает вопросы, к слову.

Некоторые слои православного общества активно выступают за чистоту языка. Причём часто это проявляется очень странно. Например, мне говорили, что нельзя говорить слово «последний», правильно — «крайний». Это абсолютно абсурдно! В отношении, например, богослужения: «Я отслужил крайнюю литургию два дня назад» — каково? Также, оказывается, нельзя говорить слова «кошмар», «ужас» и ещё множество других, так как в них содержится призывание бесов или дурных событий; детей надо называть только именами святых. Однако не всё так просто. Например, имена. Моё имя — Димитрий. Значение его — «служитель богини Деметры». Да, был и святой Димитрий, и не один, но изначально какого-то святого ведь назвали в честь языческого божества! И таких имён множество. Получается, их нельзя произносить?

Что касается удачи — давайте разбираться. Когда ко мне приходят с какими-то сведениями, я прежде всего спрашиваю: где это написано? В интернете? Или у святых отцов? Многие люди отошли от церковного учения (или не дошли до него). Чем им заполнять пустоты в знаниях? — околоцерковными суевериями. Вот и получаем распространение слухов, глупостей и сомнительных фактов. Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё. Если заглянуть в словарь, оказывается, что слово «удача» происходит от старославянского слова «дати» — дать. Если открыть любой другой словарь или хотя бы Википедию, окажется, что среди имён Молоха никакой «Удачи» нет.

Эта ситуация напоминает мне то, что происходит с биометрическими паспортами и ИНН, принятие которых приравнивают к отречению от Христа. Мне кажется, люди вообще не понимают, что такое отречение. Вспомним таинство Крещения: священник трижды спрашивает у человека, отрекается ли он от сатаны, и тот трижды подтверждает это вслух: «Отрекаюсь!» Никакого заочного отречения быть не может, не может быть и отречения через пользование каким-то документом.

Ещё один момент: в сети байка о демоне Удаче бродит как изречение архимандрита Клеопы (Илие). Честно, не знаю, писал ли он об этом (хотя искренне сомневаюсь), но скажу вот что: если в интернете поискать трактат о драконах, то окажется, что его автор — преподобный Иоанн Дамаскин. А Дионисию Ареопагиту приписывают труд об ангельских чинах, но святой жил в I веке, а учение об ангельских чинах появилось в конце III — начале IV. Люди придумывают себе басни и верят в них. Жалуются, что им читать некогда, заняты очень — а вот на непроверенную информацию и глупости в соцсетях время есть. Чтение — это труд, да, но часто причиной того, что люди не читают, становится обычная лень. Признаться в ней сложно, вот и говорим, что нет времени. А ведь для того, чтобы прочитать роман, его нужно немного. Просто выделять себе несколько минут перед сном. Это в любом случае лучше, чем читать про то, что «кошмар», «удача» и «ужас» — это имена демонов. Когда мне приходят такие сообщения, я не нахожу ничего лучше, чем ответить: «Да вы что? Кошмар и ужас, я просто в шоке!»

Конечно, нужно всегда помнить слова: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4:29), — но также надо осознавать, что все мы — живые люди, немощные, со слабостями. Да, нужно стараться избавляться от ненужных слов. Наше мышление влияет на речь, как мы мыслим, так и говорим, как правило. Однако нельзя увлекаться и искать злой корень во всём, что нас окружает. Часто доводится слышать о том, что «православным нельзя читать „Гарри Поттера“, есть конфеты „Домовёнок“ и давать детям смотреть мультик про домового Кузьку». Давайте избегать крайностей! В вопросах информации нужно полагаться на свою интуицию и стараться проверять, что вы потребляете. К слову, не имею ничего против Джоан Роулинг и «Гарри Поттера» — считаю, надо быть осторожным совсем с другими писателями — например, Филипом Пулманом, одним из самых популярных авторов книг для подростков, который в своём интервью заявлял: «Я пытаюсь подорвать основы христианской веры».

Мне кажется, что такими вопросами, как тема нашей сегодняшней беседы, заморачиваются те, кто в православии ищет какое-то тайное знание. Истинные таинства их не интересуют, а вот борьба с кодами или отдельными словами — то, что нужно. Получается, что они выбирают себе не только ложных врагов, но и ложных богов, служат не Христу, а идолу чистого языка, идолу борьбы с кодам и так далее. Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А у нас любви нет, зато есть гордость, потому что «я не взял код, а вы взяли», «я не желаю удачи, а вы желаете, вам гореть в аду». Так что будем относиться к информации из интернета с рассудительностью, проверять факты и понимать, что написать можно всё что угодно. Не надо сеять разделение в Церкви. Это большая беда сейчас. Можем ли мы повлиять на это? — конечно, надо просто не поддерживать то, что нас разделяет, бороться с гордыней и стяжать такую добродетель, как рассуждение. Так победим.

Беседовала Екатерина Щербакова

Слово «удача» в православии: значение, почему нельзя желать удачи, ответ священника

я желаю вам удачи. любви. и терпения. УДАЧА — ЭТО ИМЯ БЕСА
Можно ли людям желать «удачи»

Будьте бдительны, желайте друг другу благополучия и Божьей Помощи, а не беса!

«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян. Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные. Какую жертву принимал Удача? Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!».

– Архимандрит Клеопа (Илие)

Можно ли людям желать «удачи»? «Такого и врагу не пожелаешь!», – говорят в тех случаях, когда происходит какое­то несчастье или беда. Однако мы привыкли постоянно желать друг другу «Удачи», даже не представляя, какое страшное проклятие насылаем на того, кому предназначается данное пожелание!

Дело в том, что Удача или, как нам более известно – Молох, – было главным божеством у семитских народов, которое являлось одним из воплощений Баала (или Ваала, Вельзевулаа, Валтасара), т. е. диавола. О Ваале в Библии упоминается несколько раз в Книге Судий – 2:11, 3:7, 10:6; о Молохе – в Книге Амоса 5:26 и 3 Книге Царств 11:7.

Культ Молоху-­Ваалу у семитов состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. Внешним символом его постоянно служил phallus, который изображался в виде колонны с усеченной вершиной. При капищах Ваалу жили так называемые кедешимы и кедешомы, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством.

Назначение данного культа было в том, чтобы глубоко развратить народ, прибегающий к нему. Плодами данного поклонения стали всем известные печальные события, произошедшие с городами Содом и Гоморра, где культ Ваалу был особо выражен.

Как сейчас, так и ранее, основной чертой семитских народов – поклонников и служителей сатаны, является ложь и лукавство. Не были исключением и жрецы Ваала-­Молоха, которые, стараясь завуалировать истинную цель культа, дабы не отпугнуть от ее диавольской сущности людей, распространяли идею о том, что они служат плодородному Солнцу, источнику теплоты и жизненного огня, проявляющегося в нем.

Как и во всех языческих культах, служители Молоха приносили ему жертвы. Как правило, это были человеческие жертвоприношения, которые совершались в честь Молоха через всесожжение, якобы проводя их сквозь солнечный жизненный огонь. Самыми же приятными жертвами Ваалу считались новорожденные младенцы, особенно дети знатных фамилий: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:31). Дети клались на проcтepтые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костер. Эти чудовищные жертвоприношения совершались ночью при звуках флейт, тамбуринов и лир, которые заглушали крики несчастных детей, а также усиливали возбуждение в народе. Алтари богов постоянно обагрялись кровью детей, в годы же крупных празднеств или в годины бедствий – людей и в частности детей приносили в жертву сотнями и тысячами.

«Сначала приближается Молох, ужасный король, забрызганный кровью человеческих жертв и слезами отцов и матерей. Но из­за шума барабанов не слышны крики их детей, когда их бросают в огонь в честь страшного идола» (Джон Мильтон «Потерянный рай»).

«Статуя Молоха сооружённая специально для принятия человеческих жертвоприношений и сожжения их. Она была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертв до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса… дети клались живыми на страшные докрасна раскалённые ладони чудовища. Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе они не только лишились бы всякого почёта, подобающего им вследствие оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежних. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена. Барабаны и флейты поддерживали беспрерывный шум не только для того, чтобы заглушить вопли жертв, но чтобы усилить возбуждение в народе». (Рагозина З. А. История Ассирии. СПб.: И­е А. Ф. Маркса, 1902. С. 151–152).

Читайте также:  Уход в монастырь мужчине или женщине: что нужно знать, особенности и правила жизни в монастыре трудником или послушником

Как было уже указано выше, Молох ­Валаам имел также прозвище «Удача». Почему? Потому что считалось, что семью, которая принесла в жертву божеству своего ребенка, непременно ждет удачный год в плане земледельческих работ и сбора урожая. Посему, когда жрецы Молоха привозили отлитого из меди или серебра своего идола на двухколесной тележке в очередное селение, они хлопали в ладоши и кричали: «Кто хочет удачи в делах, неси жертву Ваалу!» Тогда безумные женщины брали своих младенцев и отдавали их служителям сатаны.

Такого рода ритуальные детоубийства впоследствии были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью (Лев. 18:21; Лев. 20:2), однако вплоть до Вавилонского плена (586 г. до н. э.) семиты не прекращали их практиковать.

После революции 1917 года, когда была осквернена русская земля попранием веры и отступничеством от Бога, ритуальные жертвоприношения младенцев были насаждены посредством разрешения на государственном уровне абортов. Россия стала первой страной в мире, узаконившая аборты. В последствие, этот «законный» ужас распространился по всему миру. И до сих пор, эти чудовищные жертвоприношения совершаются, но уже замаскированные под медицинскую процедуру.

Или вы думаете, что абортированные младенцы, это не жертва бесу Удача? Ведь именно во избежание скорбей и ради удачи на работе или в личной жизни, ради безбедной жизни, люди иногда без колебаний принимают решение: «младенца в утробе матери надо убить!» И от того, что честное слово «детоубийство» заменили хитрым и безобидным на слух словом «прерывание беременности», а ребенка на бездушное слово «плод» – суть­то не меняется — ребенка в утробе матери разорвут живьем на кусочки или сожгут щелочным раствором, а потом уничтожат. Молох доволен и на короткое время может вознаградить детоубийц удачей, но иногда он может просто посмеяться своим демоническим смехом и сказать: «Зачем тебе удача, ты и так мой?!»

Почему нельзя желать удачи в православии?

Жили себе православные не тужили, как вдруг пришёл Интернет. Помимо позитивных его сторон, появилась возможность обмениваться абсолютно любой информацией. И тут началось! Оказывается, молимся мы неправильно, встаём не стой ноги, фильмы смотрим не богоугодные и т.д.

Невежи попытались превратить православие не то в пустой формализм, не то в сборник суеверий. И вот раз за разом возникают люди, которые спрашивают: «Батюшка, а почему нельзя желать удачи православным?». А батюшка и что отвить не знает. И он-то и слыхать не слыхивал, что нельзя. А тут ещё и требуют объяснить, почему.

Откуда пошло суеверие

Существует две версии, откуда пошло поверье, что нельзя желать человеку удачи. Какой из них точнее, нельзя сказать наверняка.

  1. Есть мнение, что это древняя охотничья традиция. Пожелание услышит злой дух и сделает все, чтобы вышло наоборот. Поэтому в оборот шли иносказания или, наоборот, желали провала.
  2. Другая версия происхождения – христианская. Православные верующие считают, что это обращение к древнешумерскому богу Молоху, которому приносили в жертву детей.

По альтернативной версии дело в том, что древнеримская богиня Фортуна была обидчива и переменчива. Поэтому те, кто слишком часто к ней обращался или слишком сильно на нее рассчитывал, рано или поздно лишались ее покровительства за навязчивость, обрекались на полосу невезения. Преодолеть черную полосу можно было только жертвоприношениями, поэтому проще было лишний раз не упоминать богиню удачи.

Выяснить первоисточник теперь не представляется возможным. Каждый может считать как ему удобнее.

Важно! Некоторые люди придерживаются мнения, что подобные суеверия – глупая выдумка.

В интернете цитируют слова старца Клеопу, будто удача — это имя беса или демона

В интернете в ходу вот один текст. Его копируют и даже цитируют на ряде православных ресурсов.

Люди более-менее образованные поражаются тому, как огромное распространение получают разного рода выдумки.

Из-за ошибки перевода появилась вера в бога Молоха, даже изображения его статуи. Но никакого Молоха не существовало и к удаче он отношения не имел. Фото: upload.wikimedia.org

«Будьте бдительны, желайте друг другу благополучия и Божьей Помощи, а не беса! Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сын», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник?

Вы знаете, кто такой был Удача?

Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.

Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке.

Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.

Какую жертву принимал Удача?

Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!».

Его приписывают румынскому Архимандриту Клеопе (Илие), сегодня его называют старец Клеопа. Но при всём уважении к заслугам старца, стоит разобраться в вопросе основательно. Потому что всякий человек может ошибиться.

Старец Клеопа уверен, что слово удача — это имя беса. И беса этого называет Молох. Но что же на самом деле?

Что означает удача в православии

Стоит заметить, что исторически среди русского народа пожелание «удачи» и само слово практически не встречались. В том случае, если была необходимость подкрепления человека какой-то позитивно-окрашенной фразой, то говорилось: «Помогай вам Бог». Сегодня многие верующие люди употребляют сокращенную форму данной фразы: «С Богом!».

Само понятие удачи входит в противоречие с христианским миропониманием

Противопоставление этих двух пожеланий представляется интересным по той причине, что в данном случае трактовка и того, и другого пожелания намного глубже и обширнее, чем мы привыкли думать.

Семантика слова «удача» для славян связана со словами «дать», «дано», что означает, что удача (или иначе везение) дано человеку свыше. В язычестве считалось, что удачей могут награждать боги. Соответственно удача — эта та сила, которая предопределяет поступки человека, и на которую он надеется.

Внимание! Для православного человека, характеризующегося совершенно иным мировоззрением, считается правильным полагаться в делах лишь на Бога и принимать его милость либо немилость, как нечто, не зависящее от человека. «Как Бог даст», «Как Господь рассудит» — говорят верующие христиане.

В православии любое пожелание везения означает, что человек в этот момент подразумевает помощь Господа в сущих делах.

Резюмируя сказанное выше, можно обобщить и сказать, что в православии удача и везение связаны с бесовством. Значит, желая удачи человеку, говоривший желает также и бесовской помощи в его жизни. Верующий человек же должен желать благополучия, помощи Господа и его милости к человеку.

Важно! Следует помнить, что жизнь верующего человека имеет своей целью спасение в Господе и возвращение в Небесные кущи — вечное пребывание души.

Однако пожелания, отсылающие к низким мирам или к языческим богам, не даруют спасение душе человека, а по мнению верующих, будут служить лишь препятствием на пути души на небо.

Читайте о жизни в православии:

Можно ли желать удачи православным

Истинному верующему следует избегать таких пожеланий, ведь слово «удача» по ряду причин содержит в себе негативный смысл.

  • Во-первых, само слово этническим происхождением связано с периодом язычества и соответственно с поклонением многим богам, а ведь христиане знают только лишь одного Бога. Поэтому желать удачи в некотором смысле означает отступать от собственной веры и осквернять имя Господа.
  • Во-вторых, по некоторым сведениям, «удача» — имя одного из верховных существ темного мира, также его называют Молохом, Валтасаром или Вельзевулом, однако для большинства его имя — Сатана. Соответственно, для православных христиан пожелание удачи связано с упоминанием этого запретного для них имени.

Среди христиан часто можно услышать напутствие — «с Богом!»

Самое страшное, что известно о вышеуказанном верховном существе, это то, что, по мнению русских православных христиан, языческие культы проводили в качестве служения Вельзевулу жертвоприношения. Часто людей, выбираемых для жертвы, сжигали заживо, считая, что через огонь для их душ будет проложен путь к лучшей жизни. Однако лучшими жертвами считались новорожденные младенцы, о чем упоминается в 7 главе книги пророка Иеремии: «И учинили в долине Енномовых сыновей Тофетовы высоты, дабы сжигать своих дочерей и сыновей в пламени, чего не: повелевал Я и что на сердце не наведывалось Мне (7:31 Иер.)».

Известно также, что верховное божество было представлено в виде человека с лицом тельца, во время жертвоприношений младенцев клали ему на руки, а внизу, у ступней Вельзевула, разжигался костер. Жертвоприношение происходило глубокой ночью и сопровождалось громкими звуками флейт, лир и тамбурина.

Конечно, можно верить в такие кровавые подробности жизни предков, но можно также и подвергнуть их сомнению. Ведь христианство по большей части разрушило языческие верования, и первым христианам было важно привлечь людей к новой религии, даже используя такие устрашающие описания и населяя ад якобы языческими богами.

Бога Молоха не существовало, хотя жертвоприношения младенцев практиковали в древности

Древний мир действительно знал божество по имени Молох. Оно было тесно связано с обрядом Молк. Суть его в том, что в случае сложной ситуации человек должен был принести в жертву первенца (или нескольких сыновей).

Место расположения Ханаана, где практиковали жертвоприношение младенцев. Но делали это не для удачи, а чтобы через жертву соединиться с богом. Фото: ic.pics.livejournal.com

Это называется «заместительная жертва».

Вообще, такого божества Молох не существовало. Это просто следствие неверной передачи еврейскими авторами чужих верований. Это просто название традиции, нисколько не персонифицированной.

При этом евреи без конца искали аналогии и пытались отождествить Молоха с кем-то из известных их богов и связать с корнем mlk, который использовался в словах «царь» и «царственный».

Ритуал этот приписывают следующим цивилизациям:

В Ханаане практиковали жертвоприношения детей, но удача тут ни причём.

В описании пунических войн Титом Ливием говорится, что в Карфагене детей помещали в пустое чрево Молоха. Или клали на руки Молоха, где был разожжён огонь.

В книге «История Ассирии» востоковеда Рагозиной З. А. детальное, но не основанное на археологии описание:

«Статуя Молоха сооружённая специально для принятия человеческих жертвоприношений и сожжения их. Она была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертв до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса… дети клались живыми на страшные докрасна раскалённые ладони чудовища.

Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе они не только лишились бы всякого почёта, подобающего им вследствие оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежних. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена. Барабаны и флейты поддерживали беспрерывный шум не только для того, чтобы заглушить вопли жертв, но чтобы усилить возбуждение в народе».

Читайте также:  Мощи Луки Крымского: где находятся и как проехать, история и тайна, чудеса

Евсевий Кесарийский пишет:

«У древних был обычай, по которому во время великих несчастий от опасностей властители городов или народа отдавали самое любимое дитя на заклание карателям-богам — в качестве искупления, вместо всеобщей гибели. Отданные убивались во время мистерий. Так, Крон… когда на страну обрушились величайшие несчастия вследствие войны, украсив царским нарядом (своего сына от нимфы Анобет) и соорудив жертвенник, принес в жертву».

В научных кругах высказывают мнение, что греческие авторы намеренно очерняли представителей других народов. Практика жертвоприношений существовала, но намного раньше.

Молох — не бог, а искажённое название ритуала.

Именно человеческие жертвоприношения стали той причиной, по которой Бог позволил евреям вытеснить жителей Ханаана. Господь говорил, что именно эта религия Ему отвратительна.

«Библейский справочник» сообщает, что в Мегиддо обнаружили останки детей, которых приносили в жертву.

В Библии этот ритуал упоминается в разных контекстах. Здесь с осуждением:

«Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им»

Но есть и отрывок, который, скорее всего, попал в Священное Писание из Ханаанских источников:

«Отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею (и с ослом твоим). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне»

Так что обряд такой существовал. Но это никакой не бог Молох. Никакие статуи для жертвоприношений археологии не известны, как и молитвы ему. Так что кто такой «удача»? Демон? Нет, просто выдумка.

Мнение священника

Архимандрит Клеопа предостерегает верующих христиан от заблуждений и поясняет, что Удача является именем языческого демона. Он же уточняет, что вообще-то у римлян и жителей Карфагена, Удача был одним из богов и приносил счастье.

Из этого пояснения можно сделать вывод о том, что вероятно, бог, приносящий везение, был идолом, имеющим в жизни важное значение, поэтому данное пожелание означало покровительство и счастливую жизнь.

С утратой языческого мировоззрения история, связанная со словом ушла на задний план, а слово вошло в обиход. Для тех, кто следует в своей жизни христианским духовным принципам, важно понимать смысл используемых выражений.

О правильном понимании слова «удача». Протоиерей Владимир Головин

Реальное происхождение слова «удача» — от праславянского «дать»

Любой этимологический словарь объяснит нам, что происхождение слова слова «удача». Это отдельное от религии явление. Оно образовалось от слова «дать», «удаваться». Подобные корни есть в разных славянских языках.

То, что где-то кто-то мог бы назвать своего бога богом удачи вовсе не означает, что отныне на этом слове или явлении клеймо. Можно ли отказаться от любви, отталкиваясь от того, что римская богиня любви Венера — языческая?

А если бы мы вдруг узнали, что Венере приносили человеческие жертвы? Тоже нет. Что это меняет? Какие-то люди жили иной, неприемлемой для нас религиозной жизнью. Это их воля и их проблемы. В православии от этого ничего не меняется.

Заключение

Нельзя желать удачи только тем, кто верит в то, что так человек навлекает на себя несчастье или гнев бога. В остальных случаях пожелание удачи, самое меньшее, поднимет настроение, а может быть, действительно настроит человека на правильный лад, и ему повезет.

Желайте людям удачи и ничего не бойтесь!

Итак, мы разобрались с несуществующими демонами, но остался основной вопрос, а можно ли желать православным удачи?

Даже Библия, если взять новый русский перевод, содержит слово удача в положительном значении:

«Лиина служанка Зелфа родила Иакову сына. Тогда Лия сказала: «Какая удача!» И она назвала его Гад»

«Ничто не спаслось от его обжорства, зато и удача его не удержится»

Но давайте немного пофантазируем. Допустим, произошло такое стечение обстоятельств, что был некий демон, и сегодня его именем называют удачу. Или он сам отвечал за то, чтобы людям везло.

И вот Вы от всего сердца желаете близкому человеку удачи в каком-то деле. Вы хотите, чтобы он достиг успеха. Но одних человеческих усилий часто мало. Столько обстоятельств влияют на нашу жизнь! Всего не предугадать. Потому и говорим: «Бог в помощь» — ибо человеку такая помощь никогда не бывает лишней.

Важно не что ты говоришь, а какой смысл в это вкладываешь.

А можно сказать абстрактно: «Удачи тебе». И кто вправе обвинить сказавшего в том, что он здесь приплёл какого-то демона, о котором даже не в курсе? Важно не то, что мы говорим, а какой смысл в это вкладываем.

Мы называем заболевания венерическими, но разве мы подразумеваем при этом римскую богиню любви или вторую от Солнца планету? Нет. Слова даже с одинаковыми корнями могут иметь разные значения.

Вот и отец Владимир (Головин) на видео ниже говорит, что важна суть фразы, а не её потайные значения:

Ссылка на видео:

Но при этом батюшка предупреждает, что слово «удача» надо правильно понимать. Удача — это не тогда, когда я сижу и жду, что что-то случится за меня. Удача — это успех, который достигнут в том числе и при помощи своих усилий.

Христианин — не пассивный человек, а тот, кто действует. Тот, чьи слова и поступки не расходятся друг с другом. Он понимает удачу как дополнение к своим усилиям, некую гарантию, Божью волю на то, что всё в итоге получится самым благополучным образом.

Кроме того, удача не подразумевает судьбу. Христиане в неё не верят. Она подразумевает, что всё в руках Божьих и человечьих. Желайте людям удачи и ничего не бойтесь!

Почему нельзя желать удачи православным

Согласно наставлениям Христа и служителей церкви, верующему полагается любить даже посторонних людей, желать им счастья, спасения, радеть за их судьбу. Казалось бы, при такой установке естественно и правильно напутствовать человека пожеланием удачи, но лишь если не задумываться над происхождением и скрытым посылом этого слова, над тем, почему нельзя желать удачи православным, а можно лишь просить за них у Бога.

Происхождение слова удача

Этимологически слово удача происходит от старославянского глагола “дати” и означает то, что было дано, даровано судьбой, богами. Благополучного стечения обстоятельств, обильного урожая, мирной счастливой жизни язычники просили у многочисленных идолов, расположения которых добивались благодаря жертвоприношениям. В христианстве благоволение Бога нельзя получить в обмен на подарки, нельзя договориться, упросить Его словно могущественного несговорчивого соседа. Верующему остается лишь искренне верить, смиренно трудиться и надеяться на помощь Господа.

Согласно архимандриту Клеопе, румынскому старцу, Удача — это также имя Молоха, или Ваала, ханаанского божества, которому вплоть от долины Еннома и до Карфагена приносились кровавые жертвы. В обмен на процветание, плодородность земель, успех в делах семиты отдавали на заклание маленьких детей. Во время ночных мистерий, по разным сведениям, младенцы либо умерщвлялись ритуальным кинжалом, либо сжигались заживо под звуки труб и тамбуринов. Тело ребенка клали на руки массивного медного идола с бычьей головой и раскаленной печью вместо ног. Молох, бог удачи, нередко отождествляется христианскими писателями с Сатаной, дьяволом, а потому безобидное на первый взгляд пожелание может рассматриваться как неосознанная попытка направить верующего к дьяволу, совет заручиться его поддержкой.

Значение слова удача в православии

Нередко верующие, слыша простое напутствие “Удачи!”, чувствуют себя неловко и неудобно. С одной стороны, им не хочется исправлять собеседника, вероятно, искренне желающего благополучия и успешного завершения дела. С другой же стороны, верующих беспокоят негативные коннотации, связанные с этим словом: упование на судьбу или бесовские силы, а не на Господа, гордыня, атеистическое стремление к материальным благам. Напутствуя православного человека, лучше говорить короткое, но емкое “С Богом!”, или же “Бог в помощь!”, “Помоги тебе Бог!”, “Благослови тебя Господь!”, ведь дела человеческие устраиваются именно по божьей воле, а не по везению.

Хотя далеко не все православные, включая священнослужителей, видят за пожеланием удачи языческий или даже сатанинский контекст, редко это слово встречается верующими благосклонно, употребляется без оговорок и легкой иронии. К примеру, Патриарх Кирилл усматривает за выражениями “удача”, “везение”, “неудачник” мировоззрение ни во что не верящих людей, для которых удача заключается в достижении материального благополучия, продвижении по карьерной лестнице, обретении власти, но никак не в спасении души. Верующий должен стремиться не к такой удаче атеистов, а к блаженству, нахождению духовного равновесия.

Негативное значение в православии удача имеет и из-за ее связи со счастливым случаем. Везет всегда словно бы задаром, незаслуженно и беспричинно, как будто успех “обломился на халяву”. Верующий должен предпочитать случайному везению смиренный, кропотливый труд, совершенствование данных богом талантов и веру в божий промысел. Как пишет протоиерей Александр Авдюгин, удача не поможет ни построить самолет, ни написать великий роман. Здесь требуются упорная работа и преодоление слабостей, а не упование на благоприятное стечение обстоятельств.

В некотором смысле, лучше уж тогда полагаться на собственные силы, чем на удачу или загадочную прихоть судьбы. При этом, правда, нельзя забывать о Боге и горделиво и самонадеянно думать, что все достигнутое человеком — лишь его заслуга.

Что отвечать, когда желают удачи

Зачастую в ответ на пожелание удачи верующие говорят: “Спаси, Господи!”. Таким образом, православный человек, с одной стороны, принимает искреннее напутствие, а с другой, показывает, что не ждет случайного, бесовского везения, надеется на помощь Бога в противостоянии этому искушению. Также можно ответить выражением “Бог в помощь!”, которое частично выражает противопоставление мировоззрению собеседника, будто показывая: авантюристская удача и незаслуженный успех не нужны, а вот благословение Господа никогда лишним не будет.

Если безобидное пожелание удачи вызывает сильную неприязнь из-за мыслей о Молохе и языческих жертвоприношениях в обмен на благоденствие, можно единожды возразить неуместным на первый взгляд выражением “К черту!”, имея в виду, что подобные пожелания обращают и ведут именно к черту. Удивленный собеседник спросит, чем вызван такой ответ, а затем будет внимательнее подбирать пожелания для православных верующих.

Ссылка на основную публикацию