Смерть Иисуса Христа – главные факты, дата и год, история и особенности

Доказательства смерти Иисуса Христа на кресте: факты истории

Существуют ли исторические доказательства смерти Иисуса Христа на кресте? Есть ли доказательства, что гробница Христа была пустой на третий день? И есть ли доказательства того, что Иисус воскрес из мертвых?

Есть очевидные доказательства на два первых ваших вопроса, а вот ответ на третий вопрос вытекает из первых двух. Если Иисус действительно умер на кресте, а Его гробница на третий день оказалась пустой, значит есть только одно объяснение этому факту — Иисус воскрес из мертвых. Позвольте мне объяснить.

Доказательства распятия и смерти Иисуса Христа

Есть очень сильные доказательства того, что Иисус был распят и умер на кресте. У нас есть прямые указания на это во всех четырех Евангелиях — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Не существует никакой вероятности того, что авторы Евангелий придумали историю о распятии Христа. Помимо этого еще, как минимум три нехристианских историка пишут о распятии Иисуса Христа. Один из них — Корнелий Тацит, римский историк. Он писал свои труды в самом начале второго века. Вот что он пишет в своих «Анналах»:

И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. (Анналы, 15:44)

Существует также запись у иудейского историка Иосифа Флавия, вот что он написал в 94 году нашей эры:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любил его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нем и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по его имени». (Иудейские древности, 18.3.3)

Но есть небольшая проблема с этим отрывком из Иудейских древностей, т.к. существуют доказательства, что некоторые части в этом отрывке содержат интерполяцию (позже добавленные материалы, не содержащиеся в оригинале) из христианских источников. Вот как, скорее всего, выглядел текст изначально у Иосифа Флавия:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любил его, не прекращали этого и теперь. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по его имени».

Существует еще один нехристианский источник о распятии Христа — Вавилонский Талмуд (вторая половина второго века). Этот талмуд был написан для прямой атаки на христианство, но в нем, тем не менее, содержится ссылка на распятие:

«Вечером накануне Пасхи они повесили Иешу (из Назарета). В течение сорока дней перед этим ходил перед ним вестник, возвещавший, что его, Иешу из Назарета, намерены побить камнями за то, что он занимался колдовством, обманывал и сводил Израиль с пути истинного. Пусть имеющий сказать нечто в его защиту выйдет наперед и защитит его. Но не было обнаружено ничего в его защиту, и накануне Пасхи его повесили» (Вавилонский «Синедрион»).

Подводя итоги, можно сказать, что распятие Иисуса Христа в Иерусалиме во времена правления Понтия Пилата является одним из самых хорошо задокументированных событий древнего мира. Мы можем со всей уверенностью сказать, что это событие произошло на самом деле.

Доказательства пустой гробницы Иисуса Христа

Наличие пустой гробницы доказывает тот факт, что проповеди о воскресении Христа в Иерусалиме начались уже спустя несколько недель после распятия. Эти проповеди проходили публично, на глазах тысяч людей. Мы знаем об этом из второй главы книги Деяний. То, что воскресение Христа проповедовалось с самых ранних дней христианского движения, признают даже ярые критики христианства.

Если бы гробница Христа не была пустой, тогда воскресение не было бы проповедано. Можно было бы предъявить тело Христа — и христианское движение прекратило бы свое существование так же быстро, как и зародилось. Как гробница Христа оказалась пустой — это уже другой вопрос, но факт в том, что она была пустой.

Доказательства воскресения Христа из мертвых

Ясно, что ответы на два ваших первых вопроса ведут к ответу на третий вопрос. Можно спорить, есть ли прямые доказательства воскресения Христа из мертвых от неверующих, ведь все, кто поверил в Его воскресение, стали христианами! Существовали более 500 людей, которые своими глазами видели воскресшего Христа после Его смерти:

Ибо я передал вам прежде всего то, что сам получил: что Христос умер за грехи наши, согласно Писанию, и что Он был погребён, и что Он был воскрешён на третий день, согласно Писанию, и что явился Он Петру, а затем двенадцати. Затем Он явился более чем пятистам братьям одновременно, большинство из которых ещё живы сегодня, хотя некоторые из них умерли. (1-е Коринфянам 15:3-6)

Как еще можно объяснить смерть Иисуса Христа во время распятия и одновременно факт пустой гробницы, после того как Его туда положили? Ответ короткий. Есть лишь одно разумное объяснение — Иисус на самом деле воскрес из мертвых.

Скептики христианства настаивают на том, что либо тело Христа было украдено Его учениками из гробницы, либо Иисус не умер на кресте. Учитывая тот факт, что более 500 человек видели Христа после смерти, что у учеников Христа не было никакого мотива красть Его тело и что гробница Христа находилась под усиленной охраной римских воинов, первую версию скептиков можно смело отвергнуть.

Учитывая, что Иисус был мертв на кресте в течение продолжительного времени. Что смерть на кресте буквально невозможно сфабриковать. Что Иисус был проткнут копьем после Его смерти и что Его гробницу завалили огромным камнем, идея о том, что Иисус не умер, не имеет разумного объяснения. Есть лишь одно объяснение факта пустой гробницы Иисуса Христа — Он воскрес из мертвых.

В моей книге «Причины для веры» есть гораздо больше доказательств и деталей по этой теме. Вы можете заказать книгу на моем сайте www.ipibooks.com (на английском языке).

Джон Окс
Перевод Петров Игорь

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши “ctrl” + “enter”.

Был инженером и полиглотом: 25 фактов о жизни Иисуса Христа, подтвержденных наукой

Иисус Христос был инженером и совершил 37 чудес за свою земную жизнь. У него были родные братья и сестры, а Иоанн Креститель приходится ему кузеном. Казнили Иисуса не в пятницу, как принято считать, а в среду. В канун светлого праздника Пасхи редакция PROMAN Ukraine, изучив публикации доктора богословских наук Тони Джонаса и других ученых и исследователей, собрала интересные факты о человеке, который изменил мир и дал начало новому летоисчислению.

РОЖДЕНИЕ

1. День рождения Иисуса Христа – не 25 декабря

Большинство ученых считают, что Христос родился не 25-го декабря, а в другой день. Предполагается, что день, в который католики отмечают Рождество, стал просто удобной датой, поскольку совпал с еврейским праздником —фестивалем огня. Точная дата рождения Иисуса неизвестна, но некоторые исследователи предполагают, что он появился на свет весной или летом. Также, по мнению исследователей, есть все основания считать, что Иисус родился не в первом году нашей эры.

2. Иисус родился не в хлеву в окружении животных

Деревянные ясли, которые мы привыкли видеть на традиционных рождественских изображениях, — просто вымысел. Ученые, а также Греческое православное архиепископство Америки, считают, что Иисус родился в «месте, похожем на пещеру».

3. Кожа Иисуса не была кристально белой

Если взять за основу Библию, которая говорит о еврейском происхождении Иисуса, несложно предположить, что в он имел кожу светло-коричневого оттенка, а не безупречно белую, как все привыкли считать.

4. Мудрецы увидели Иисуса спустя год после его рождения

Исследователи опровергли утверждение о том, что волхвы увидели Иисуса сразу в день его появления на свет.Предполагается, что мудрецы прибыли в дом Иисуса, когда Христу было от года до двух. Даже Библия говорит о том, что волхвы посетили Иисуса в доме его родителей, а не на месте рождения.

5. Термин Рождество – относительно молодой

Люди начали использовать термин Рождество только в 16-ом веке.

6. Ирод казнил от семи до 20 детей

В Библии сказано, что царь Ирод, узнав от волхов, что они идут в Вифлеем поклониться новорождённому «Царю Иудейскому», испугался заговора: боялся, что с приходом нового правителя потеряет власть.Чтобы обезопасить себя, он отдал приказ уничтожить младенца. Но волхвы сумели скрыть местонахождения Иисусаа, после чего Ирод приказал убить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь». Евангелие не сообщает числа убитых младенцев. В церковном предании говорится о 14 000 и даже 64 000 убитых детей. Однако, по мнению экспертов, эти цифры невероятно завышены. Учитывая, что Вифлеем был небольшим городком, во время резни было убито от 7 до 20 детей.

РОДСТВЕННИКИ

7. У Иисуса были братья и сестры

У Иисуса было четыре брата – Джеймс, Иосиф, Иуда и Симон, а также сестры. Однако девушки не упомянуты в Библии или летописях тех лет.

8. Матери Иисуса и Иоанна были сестрами

Иоанн Креститель был двоюродным кузеном Иисуса (троюродным братом), потому что мать Иисуса —Мария, и Елизавета— мать Иоанна – были двоюродными сестрами. Иоанн был на 6 месяцев старше Иисуса и никогда не совершал никаких чудес.

9. Иисус был инженером

Евангелии от Марка предполагает, что Иисус, как и его отчим, был плотником. Но, по сегодняшнему классификатору профессий, Христа, скорее всего, назвали бы «инженером» .

10. Иисус был полиглотом

По данным историков, он говорил на трех языках: арамейский использовал в разговорной речи, иврит – для научных богословских споров, и греческий – для исключительных случаев.

ЧУДЕСА

11. Иисус в общей сложности совершил 37 чудес

Согласно Евангелиям, 24 из них – это исцеления, 10 – чудеса природы, 3 – воскрешения.

12. Рыба – самый популярный «инструмент» для чудес Иисуса

Иисус 4 раза использовал рыбу для своих чудес. В первый раз он накормил рыбой 5 000 человек. Во второй – во рту рыбы появилась монета для уплаты подати. В третий раз Иисус сказал апостолу Петру опустить свои сети в воду, после чего в них оказалось полно рыбы. И в последний раз рыба фигурировала в качестве чуда, когда Иисус сказал своим ученикам забросить сети с правой стороны лодки, и те, послушав мессию, получили богатый улов.

13. Только одно чудо упоминается во всех четырех Евангелиях

Именно о насыщении рыбой 5 000 человек писали все авторы-евангелисты.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

14. Иисус не был женат

Некоторые исследователи полагают, что Иисус и Мария Магдалина были мужем и женой и даже имели детей. Самый известный сторонник этой теории – американский писатель и журналист Дэн Браун. Он утверждает, что Христос был женат и имел дочь, которая стала предком династии Меровингов во Франции. Но такое утверждение категорически опровергается библеистами.

15. Мария Магдалина не была девушкой легкого поведения

Утверждениям о том, что Мария Магдалина была проституткой, неверны. По крайней мере, в Библии ни разу не говорится об этом. Некоторые исследователи считают, что причина появления таких предположений кроется в месте рождения Марии – городе Магдала, который в то время имел репутацию центра проституции.

КАЗНЬ И СМЕРТЬ

16. Только евангелист-врач описал состояние Иисуса перед распятием

Иисус находился в состоянии такого сильного стресса, когда молился в Гефсиманском саду перед распятием, что его пот стал напоминать «гигантские капли крови, падающие на землю». Медицинский термин, определяющий это явление – «гематоидроз» (симптом трофического поражения стенки сосудов, при котором пот смешивается с кровью и просачивается на неповрежденные участки кожи в виде жидкости розового или красного цвета). Из всех евангелистов, только Лука – врач – упоминает об этом факте.

17. Распятие Иисуса Христа не было уникальным явлением в историческом плане

Иисус из Назарета был только одним из многих тысяч людей, которые были казнены через распятие во время Римской империи. Только во время Восстания Спартака около 6 000 мятежников были распяты вдоль дорог, ведущих в Рим. Распятие было мучительной казнью, ведь смерть наступала медленно и болезненно. В зависимости от обстоятельств, некоторые люди могли висеть на кресте много дней. Учитывая характер распятия и его жестокость, римские граждане подвергались такой казни только в случае самого тяжкого преступления того времени – государственной измены. Распятие было популярной казнью на протяжении почти тысячи лет, пока в 337 году нашей эры своим указом его не запретил император Константин. Причем, сделал он это из уважения к Иисусу.

Читайте также:  Записки Ксении Петербургской: как правильно писать

18. Казнь Иисуа Христа произошла не в 33 году нашей эры

Основываясь на последних исторических данных, ученые считают, что Иисус, вероятно, родился в 4 году до нашей эры. Это значит, что казнен он был примерно в 29-м году.

19. Евангелия по-разному описывают смерть Иисуса Христа

Но все авторы согласны с основными выводами: Иисус умер на кресте по вине Римской империи и провокации толпы в Иерусалиме.

20. Церковь не дает точной трактовки причины смерти Иисуса

Фактически, церковь никогда не останавливалась на объяснении, как распятие Христа повлияло на нас. Согласно одной из теорий, Бог обрушил свой гнев на человечество за грехи, и, следовательно, нужно было заплатить за это. Другие видят смерть Иисуса как Божественное откровение и способ зажечь Божью искру внутри каждого из нас.

21. Иисус был распят не в пятницу

Многие считают, что Иисус был распят в пятницу днем, отсюда и традиция «страстная пятница – пасхальное воскресенье». Но это утверждение исторически неверно. Большинство ученых говорят, что Иисус был распят и погребен в среду днем, а совсем не в пятницу.

22. Иуда не слишком обогатился на предательстве Иисуса

30 «серебряников», которые Иуда получил за предательство Иисуса , которые представляли собой 30 римских динариев, в современном финансовом эквиваленте превратились бы в $4 200.

ВОСКРЕСЕНИЕ

23. В Римской империи свидетельства женщин не принимались во внимание.

Первыми очевидцами воскрешения Иисуа были женщины, открывшие гробницу, о чем сообщают все Евангелия. Однако в Римской империи показания женщин не принимались во внимание в судах. В еврейских судах показания двух женщин приравнивались к свидетельству одного мужчины. Если бы история с воскресением Иисуа была выдумкой, то женщины точно были бы последними, кто должен был свидетельствовать об этом.

24. У учеников Иисуса не было мотива придумывать историю о его воскресении.

Теория о том, что ученики украли тело Иисуса, чтобы усилить антиримские настроения или поднять мятеж, не выдерживает никакой критики. По утверждению профессора Уорнера Уоллеса, для создания заговора нужны три мотива: сила, жадность и похоть. Ученики Иисуса не имели силы, более того, они подвергались гонениям. Что касается жадности или алчности, то жили они очень бедно и проповедовали аскетизм. Это же касается и похоти. Получается, у них не было мотивации устраивать заговор против властей. Единственная причина, по которой ученики Иисуса проповедовали его воскресение, состояла в том, что он действительно воскрес.

25. Пророчество Исайи сбылось, а Иисус умер биологически старым

Иисус был очень беден, но похоронен в могиле богатого человека, о чем за сотни лет до казни Христа пророчествовал Исаия. Кроме того, многие ученые считают, что средняя продолжительность жизни во времена пребывания Иисуса на Земле составляла около 30-40 лет.

Смерть Христа

Беседы об Апокалипсисе

Мы продолжаем публиковать цикл бесед о Священном Писании с преподавателем богословского факультета ПСТГУ, автором спецкурса по Апокалипсису Иоанна Богослова Антоном Небольсиным. Сегодня, в Великую пятницу, мы говорим о том, почему в Евангелии так подробно описана смерть Иисуса Христа и что значит это событие для каждого из нас.

– Почему в Евангелии Христос – страдающий, а не победитель народов, как его желали видеть иудеи?

Израильтяне ждали политического лидера, подобного Моисею, только еще могущественней

– Ответ на этот вопрос зависит от ответа на вопрос, кого нужно побеждать? У израильтян к моменту прихода Христа было распространено представление о Мессии-Христе или Помазаннике Божием как о царственном и воинственном спасителе, избавляющим Израиль от политического порабощения. Они просто ждали политического лидера, подобного, может быть, Моисею, только еще могущественней, «царя», человека, имеющего «царство от мира сего».

Представление иудеев о Христе было атаковано Самим Христом. Его образ в данное представление не вписывался. Он учил, что Его царство «не от мира сего», что Ему надлежит пострадать и претерпеть смерть, быть закланным, подобно пасхальному ягненку, которых ежегодно на Пасху тысячами закалывали израильтяне в течении тысячи лет. А потом Ему надлежало воскреснуть из мертвых, как предсказывали пророки, и этим подвигом Ему, единственному из людей, победить смерть, чтобы даровать победу всему миру.

Противоположностью этих двух пониманий сущности служения Христа вызван резкий контраст между торжественностью входа Господа в Иерусалим, когда Его приветствовали десятки и сотни тысяч людей, и наступившим через несколько дней массовым неприятием Его, когда всем стало очевидно, что Он не станет политическим лидером евреев.

– Как евангелисты понимают смерть Спасителя и что Его смерть значит для человека?

– Согласно учению Христа, сохраненному в Церкви, главными вражескими силами человечества являются не внешние политические и социальные поработители. Главным врагом является грех, который в результате грехопадения первых людей вошел в жизнь этого мира. Греховность несовместима с божественным замыслом о мире. Бог сотворил мир совершенным, хорошим и благим, Бог говорит о Своем творении, что оно «хорошо весьма». Грех – это зло, это уклонение от воли Божией, он вносит дисгармонию в мир, а ярчайшим выражением дисгармонии является смерть. Через грех смерть приходит в мир. Смерть – вот тот враг, которого нужно побеждать.

– Чем же может быть побежден грех и смерть?

– Только абсолютным следованием воле Божией. Для людей это было невозможно в силу того, что греховность вошла в их природу. Христос, восприняв человеческую природу, воплотившись, дал людям совершенный образец человеческой святости, следования воле Божией и её исполнения.

Смерть и воскресение Христа явилась победой над смертью в том смысле, что Он стал первым человеком, живущим вечно, Который уже никогда не умрет. Чтобы преодолеть власть смерти над греховным человеческим естеством, нужно, чтобы была явлена такая человеческая природа, которая была неподвластна действию смерти, будучи абсолютно безгрешной.

Христос в Себе явил такое чистое, безгрешное человеческое естество и ввел его в соприкосновение со смертью. Оказалось, что смерть над ним не властна: она не смогла им овладеть и сама была умерщвлена. Таким образом, она принципиально побеждена и уже не властвует над людьми безраздельно. Как сказано в тропаре Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробех живот даровав».

Но есть еще один очень важный аспект смерти Христа: она является «заместительной жертвой» Христа. Смерть в Библии воспринимается как наказание за грех. Все человечество должно быть подвергнуто наказаниям, поскольку оно отступало от заповедей Божиих. Эти наказания хорошо классифицированы для иудейства в Моисеевом законе.

Смерть Христа является «заместительной жертвой». Восприняв человеческую природу, Христос несет наказание и проклятие вместо нас

Апостол Павел проводит параллель между двумя положениями Моисеева закона в своем послании к Галатам. Согласно одному из них, «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10), а согласно второму, «проклят всякий, висящий на древе» (Гал. 3:13). Смысл этого сопоставления заключается в том, что то проклятие, которое человечество навлекло на себя, не исполняя закона Божьего, понес Иисус Христос. Он не имел грехов, за которые должен был пострадать. Восприняв человеческую природу, Христос несет наказание и проклятие вместо нас. Он понес наказание за все грехи, которые были совершены до Его воплощения, поэтому от человека требуется только вера во Христа и усвоение верой спасительного дела, совершенного Христом.

Таким образом, Христос пришел в этот мир и пострадал за людей в том смысле, что он пострадал вместо них, пострадал за совершенные ими грехи. Апостол Павел, следуя этой мысли, говорит о заместительных страданиях Христа, о понесении Христом проклятия человечества.

– Зачем человеку нужно так подробно наблюдать за смертью Спасителя, как она показана в Евангелии?

– Апостолы хотели показать, что Христос истинно, а не призрачно умер, как потом учили многочисленные еретики. Ведь если Христос на самом деле умер, то и воистину воскрес из мертвых.

– Что об этом сказано в Апокалипсисе?

– В Апокалипсисе нет совершенно новых догматических идей. Сила этой книги в необычайно яркой образности, с помощью которой передается актуальность догматов. В Апокалипсисе мы видим Христа, находящегося перед престолом Божиим. Он стоит, как закланный Агнец, Который Своей кровью искупил христиан «из всякого колена, языка, народа и племени» (Откр. 5), и эта Кровь омывает людей: «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14; ср. также 1:5).

– Кому Христос принес жертву на Голгофе?

– Это сложный вопрос и ответ на него зависит от того, в каком смысле мы здесь говорим о жертве. В строго догматическом смысле, жертва Христа принесена Богу, который есть Троица. В силу учения, тщательно разработанного в XII веке в Византии, Голгофская Жертва приносится Богу-Троице, а не только Богу-Отцу. Поэтому Христос в этой Жертве является не только Приносящим и Приносимым, но и Приемлющим. По человечеству Он является Приносящим и Приносимым, по Божеству, как одно из Лиц Святой Троицы, – Он приемлющий.

Нужно различать две вещи: кому была принесена эта жертва, и в чьих интересах? На вопрос, кому она была принесена – отвечают решения соборов, и мы лучше отцов Церкви не скажем. А если рассматривать вопрос о том, в чьих интересах она была принесена, – то мы можем рассуждать в поисках ответа. Один из вариантов ответа в том, что Христова Жертва приносится Богу в интересах человека, Церкви и всего мироздания. Христос говорит, что Он приносит жертву за жизнь мира (Ин. 6:51).

Итак, у нас есть учение Константинопольских соборов XII века, которые говорят, что эта жертва приносится Богу-Троице (которое логично), и есть различные теоретические построения о том, каким образом эта жертва приносится (в большей или меньшей степени неудовлетворительные). Думаю, в этом вопросе мы должны воздерживаться от суждений, претендующих на окончательную истинность. Это та сфера, в которой можно только осторожно приближаться к истине.

– В Ветхом завете пасхальный агнец является центральным сюжетом. Иоанн Богослов в Апокалипсисе особенно часто использует образ Христа как Агнца. Какая связь между Ветхозаветным и Апокалиптическим агнцами?

– В Ветхом завете приношение многочисленных жертв было строго регламентировано. Но Пасхальный агнец не входит в систему жертв, это нечто уникальное. В Ветхом завете два главных текста, в которых пасхальный агнец используется как образ Христа. Первый – это повествование об агнце, чья кровь избавила израильтян от действия ангела-губителя, умертвившего египетских первенцев при исходе евреев из Египта (Исх. 12–14). Это явный прообраз Христа, кровь Которого становится спасительной для всего человечества.

Второй текст – это 53 глава книги пророка Исайи, где говорится о невинных страданиях праведного Раба или Отрока Господня, который «как агнец был веден для заклания и как овца был безгласен перед стригущим». Это одно из ярчайших мессианских мест Ветхого завета, где прямо говорится, что Христос должен умереть. В Апокалипсисе Агнец – основной образ Христа, это слово употребляется около десяти раз.

– В Евангелии от Иоанна говорится, что только Христос имеет в Себе жизнь: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1: 4). Следовательно, можно ли понимать жертву Христа, как жертву человеку в том смысле, что если человек потерял жизнь, умер, то Бог должен отдать ему Свою жизнь для спасения?

– Совершенно согласен с такой постановкой вопроса. Христианское богословие рассматривает две стороны спасения: отрицательную и положительную. Отрицательная – избавление человечества от того зла, которое оно совершило, от его греха. За ней логически следует положительная составляющая – приобщение к полноте святости в Боге. Христос, во-первых, уничтожает все грехи и побеждает смерть, а во-вторых, дает людям полноту жизни, полноту света.

Апостол Павел использует два термина, характеризующих эти составляющие: оправдание и усыновление. Оправдание у Павла означает, что человек был виновен перед Богом, и Бог его оправдал, хотя относительно содержания понятия идут споры. Усыновление – вторая составляющая – означает, что человек, избавившись от греховности, усыновляется Богом, входит с Богом-Отцом в те же отношения, в которых с Ним находится Христос. Человек по благодати получает статус, равный статусу Христа, который Он имеет по природе как Бог, и полноту тех благ, которыми пользуется Христос как Сын Божий.

Иоанновские образы света здесь тоже очень важны: Бог есть свет, но это не значит, что Он свет только для Себя, Он распространяет Свой свет для всех людей, проявляя этим личное отношение к каждому человеку.

Бог есть жизнь. Христос несет в Себе источник жизни, излучая ее, подобно свету

У Иоанна синонимом жизни является свет. Бог есть жизнь, а Христос как Лицо Божественное, несет в Себе источник жизни, излучая ее подобно свету. Человечество, как и все творение, не имеет в себе источника жизни. Чтобы человек получил жизнь, нужно чтобы кто-то ему ее дал. Именно это сделал Христос, умерев на Кресте и воскреснув. Через приобщение к Богу воплотившемуся – Христу – человечество может приобщиться к источнику жизни, к «жизни с избытком», как говорит Евангелие.

Читайте также:  Собеседование перед крещением ребенка: понятие огласительной беседы, что нужно знать родителям и крестным

— Что значат слова: «Христос отдал Себя за жизнь всего мира»?

— Писание утверждает, что результатом грехопадения явилось повреждение не только человеческой природы, но и всего сотворенного мира: «Тварь и сама будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих». (Рим. 8:21). Значит и спасение должно распространиться на весь сотворенный мир, а не только на человечество. Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит, что замысел Божий есть в том, чтобы все земное и небесное «соединить под Главою Христом» (Еф. 1:10).

— Можно ли эти слова понимать в том смысле, что весь мир, то есть весь природный, весь научный, культурный, политический мир … должен воцерковиться?

Замысел Божий в том, что все творение в своей совокупности должно составить Церковь

— Такое расширительное понимание возможно. Замысел Божий в том, что все творение в своей совокупности должно составить Церковь. Это принципиально, но в каждую эпоху этот замысел реализуется по-своему. Что нужно делать в наше время для решения этой задачи – это вопрос миссионерской тактики.

Иисус Христос, биография, чудеса, деяния

Имя: Иисус Христос (Jesus Christ)

Место рождения: Вифлеем, Палестина

Причина смерти: узнать Распятие

Место погребения: узнать Храм гроба Господня, Голгофа, Израиль

Рост: 182 см

Карьера: Религиозные деятели

Биография Иисуса Христа

Библия гласит, что он был совершенным, безгрешным, непорочно зачатым Богочеловеком, чудотворцем, целителем, главой созданного им Царства Божия, Церкви, основателем и главным персонажем религиозного культа, умершим, распятым на кресте, а затем воскресшим. В конце времен он вернется для суда над миром, после чего на Земле будут вечно жить и радоваться все спасенные.

Его жизненный путь и предназначение изложены в Евангелиях. В исламе он признается пророком, одним из посланников Аллаха, в иудаизме упоминается как Лжемессия (т.к. в священной книге Торе одним из признаков прихода истинного Мессии названо окончание всех войн, исчезновение зла и преступности).

Детство и юность

На восьмой день родители совершили обряд обрезания, дав сыну имя Иисус, на 40-й – жертвоприношения за родившегося первенца-мальчика в храме Иерусалима, где его благословил благочестивый Праведный Симеон. Встреча человечества в его лице с Мессией стала праздноваться как Сретение Господне.

Услышав о загадочном младенце, порочный и жестокий правитель Ирод I, опасаясь потерять престол, повелел истребить в городе всех детей мужского пола до 2 лет, надеясь, что среди них окажется Иисус. Но святое семейство, предупрежденное ангелом, успело вывезти его в Египет.

Служение

Затем он отправился в пустыню, где провел в молитве, посте и уединении 40 дней и готовился к исполнению своего предназначения по искуплению путем самопожертвования людских грехов. Там он сражался с Сатаной, отвергнув все его искушения.

Вернувшись из пустыни, Иисус занялся чтением проповедей, а также передачей своих знаний 12 апостолам. Он распространял учение о Царстве Божием, толковал ветхозаветные пророчества, побуждал к милосердию, покаянию, любви, к принятию его личности.

Для укрепления веры он также совершал невероятные деяния – чудеса. Первым из них стало претворение по просьбе матери на свадебном торжестве воды в вино. Впоследствии силой Бога он лечил безнадежно больных, включая несчастного прокаженного, излеченного одним прикосновением, воскрешал из мертвых, в частности, дочь Иаира в присутствии родителей и троих любимых учеников (Петра, Иакова и Иоанна), ходил по воде, остановил бурю на Галилейском море, накормил непостижимым образом пятью батонами хлеба 5 тысяч человек, обеспечил чудесный улов рыбы. Все его чудеса были проникнуты заботой и глубоким состраданием к людям.

Господь наставлял людей, дополнив 10 основных законов Моисея своими Заповедями блаженства, Золотым правилом нравственности (об отношении к другим так, как каждый хотел бы, чтобы относились к нему), призывом не судить, не противиться злу и пр.

Популярность сына Божьего росла, хотя он и старался избегать человеческой славы. Однако деятельность его сопровождалась постоянными стычками с представителями иудейской властвующей и религиозной элиты. К примеру, он обличал фарисеев за их гордость, высокое мнение о собственной праведности, презрительное отношение к грешникам. Кроме этого, многие люди, изнывавшие под гнетом римского владычества, хотели от Иисуса улучшения земной жизни. Он же предлагал им спасение души, отказ от всего мирского, и они, больные злобой и непониманием, считали себя обманутыми. На бунт их всячески подстрекали иудейские первосвященники, называвшие Христа «лжепророком» и намеревавшиеся расправиться с ним.

Личная жизнь

Смерть и воскресение

Последние события, принесшие господу эмоциональную и физическую боль, причисляют к его страстям. Среди них:

  • торжественный вход в воскресенье в священный город, когда он въехал в него на осле (символе мира), встреченный горожанами, устилавшими его путь пальмовыми ветвями. А в среду Иуда предложил представителям высшего религиозного учреждения – Синедриона – предать его за 30 монет;
  • в четверг пасхальная трапеза с апостолами (Тайная вечеря), где он преподал им величайший пример любви и смирения, омыв их ноги, предсказал предательство одного из них и судьбу мира, а также установил обряд Святого Причастия;
  • молитва в Гефсиманском саду, где просил Отца избавить его от предстоящих страданий;
  • арест стражниками, ворвавшимися в сад вместе с Иудой. Предатель поцеловал и тем выдал им своего учителя. Поздно ночью его приговорили к смерти, признав виновным в богохульстве;
  • подтверждение в пятницу римским наместником Пилатом несправедливого наказания. Вначале он не нашел вину праведника, заслуживающей казни, и с целью спасти невиновного, предложил его амнистировать ради праздника. Но народ, собравшийся на площади, выбрал для помилования вместо безгрешного Богочеловека убийцу Варавву. Тогда Пилат приказал подвергнуть его избиению в надежде, что толпа, увидев его окровавленным, смягчится. Но желаемого не произошло, и он утвердил вердикт.

Примерно в полдень Спасителя отвели на Голгофу и распяли на кресте. Предсмертные страдания его длились около 6 часов. Когда же он скончался, земля сотряслась и погрузилась во тьму.

Иудейский старейшина Иосиф из Аримафеи вместе с еще одним приверженцем учения Христа с позволения Пилата снял господа с креста и похоронил в принадлежавшей ему гробнице, прорубанной в скале.

На 3 день после гибели Сын Божий воскрес. Он являлся Марии Магдалине и апостолам, беседовал с ними, поручив распространение его идей. На 40-й день на виду апостолов он вознесся на небо.

Каков возраст Христа?

Как известно, у науки с церковью всегда были непростые отношения. Но вот противоборствующие стороны пошли на компромисс. В конце XIV века был заключен негласный договор: знание находятся в ведении науки, а моральные ценности отданы религии.

Здравый смысл императивно подсказывает – науке и религии необходимо держаться вместе, иначе человек «не докопается» до истины никогда. А знания наши еще очень и очень ограничены. Так до сих пор нам неизвестно, когда родился основатель христианской религии Иисус? Сколько ему было лет в момент распятия на кресте? Отчего он умер?

В любой научной дисциплине, как известно, определяющим является доказательство. Между тем история, как научная дисциплина, в силу субъективных и объективных причин пока стоит особняком. Несмотря на это, потребность в доказательности в истории ощущалась всегда. Однако как практически решить данную задачу? Каким образом исключить возможность различного рода фальсификаций? Выход из, казалось бы, тупиковой ситуации существует. История должна активно применять достижения других наук. Памятуя об этом, перейдем к делу.

Итак, никто в точности не знает, когда родился Иисус. Издавна исследователи Библии, пытаясь определить дату рождения Иисуса, рассуждали следующим образом. Он появился на свет в Вифлееме не позже 4 г. до н.э., так как смерть Ирода Великого (I в. до Р.Х.) в чье царствование Иисус родился, датируется указанным годом.

Родители будущего Мессии, согласно Евангелию от Луки, отправились в этот палестинский город, чтобы участвовать в переписи населения, проводимой римлянами с целью упорядочения сбора налогов в Иудее. По достоверным источникам, это мероприятие осуществлялось римским прокуратором Квиринием в 6 или 7 г. до н.э. Как видим, точную дату (год) рождения Спасителя определить таким образом не удается.

К слову, день Рождества Христова еще менее поддается определению. На Востоке оно стало приурочиваться к 25 декабря только в конце IV в. В Риме эта дата принята ради вытеснения языческого праздника рождества Непобедимого Солнца, а не на основании церковного предания, которое считало днем Рождества 6 января.

Но вот на помощь историкам пришли астрономы. В Евангелие от Матфея, одном из наиболее ранних описаний жизни Христа, говорится: «Где родившейся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (2:2) Исследователи попытались использовать эту историю о волхвах и Вифлеемской звезде для точного определения даты рождения Иисуса. Как известно, законы небесной механики необычайно точная и тонкая вещь, поддающаяся математическим расчетам.

Пионерами данного направления был великий математик и мистик, один из основателей современной астрономии Иоганн Кеплер. В ночь на 17 декабря 1603 года он наблюдал через телескоп за движениями планеты Юпитера и Сатурна, приближавшихся к точке астрономического соединения. Несколько позже к ним примкнул Марс. Прошло два года, и ученый увидел в созвездии Змееносца новую звезду. А весь фокус заключался в том, что когда две или несколько планет сходятся очень близко друг к другу, иногда даже сливаясь в одно целое, земной наблюдатель видит яркое светило в небе.

Руководствуясь старинным раввинским комментарием к книге пророка Даниила, где указывалось, что соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб особо значимо для израильтян, Кеплер выдвинул гипотезу – волхвы были очевидцами описанного явления. По расчетам математика соединение планет должно было случиться в 7 г. до н.э. Он сделал вывод, что это дата непорочного зачатия, а Рождество состоялось в 6 г. до н.э.

Значительно позже, в середине XX века доктор Дэвид Хьюджерс, читающий лекции по астрономии в Шеффилдском университете туманного Альбиона получил другие результаты. Используя информацию Евангелия, он сделал предположение – Вифлеемская звезда ничто иное, как комета.

Однако ближе всего к разгадке тайны рождения Иисуса похоже подошел английский астроном Крис Клейтон. Помогла ему в этом сверхсовременная техника. В 1998 году, воспользовавшись суперкомпьютером Rutherford–Appleton Laboratoru, он трудолюбиво рассчитал траектории планет Солнечной системы за два последних тысячелетия. И обнаружил кое-что любопытное! Оказывается, в июне 2 г. до н. э. Юпитер и Венера подошли на небосводе так близко друг к другу, что для невооруженного глаза земного наблюдателя наверняка слились бы в одну необычайно яркую звезду.

Именно это астрономическое событие, по мнению Клейтона, и легло в основу библейского сказания о Вифлеемской звезде. Вот что по этому поводу писал евангелист Матфей: «И ее, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (2:9).

Таким образом «рождественская звезда», во-первых, вовсе не была звездой; во-вторых, не являлась кометой, как предполагалось ранее; в-третьих, взошла на небосвод отнюдь не в декабре, как принято считать согласно христианской традиции.

Согласно широко распространенному среди верующих мнению, Иисус прожил 33 года, из которых последние 3 проповедовал людям учение о спасении. Действительно, святой евангелист Лука (I в.) пишет: «Иисус начиная Свое служение, был лет тридцати…» (3:23)

Все вроде бы верно, но вот апостол и евангелист Иоанн Богослов (I в.) утверждает иное в своем Евангелии: «На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет и пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» (8:57)

Как видим, между Лукой и Иоанном имеется явная нестыковка в датах. Кто из них прав? До сравнительно недавнего времени установить точно, в каком возрасте Иисус был распят, считалось едва ли возможным. Но вот за дело взялся исследователь из Афин Никос Коккинос. К слову, еще в 1980 году он детально исследовав римские источники и Новый Завет и убедительно доказал, что Христа распяли в 36 г. от Р.Х. (а не в 33-м, как традиционно считается).

После двадцати лет изысканий Н. Коккинос заявил – Иисус, в год своего распятия не мог быть молодым человеком 33 лет. Почему, может спросить удивленный читатель? Да все дело в том, что религиозным учителем в древнееврейском обществе считали лишь того, кто достиг не менее чем пятидесятилетнего возраста. Подтверждением этому служит и свидетельство Иринея Леонского ученика Поликарпа, знавшего людей, которые воочию видели Иисуса Христа. Он говорил, что Спасителю было около пятидесяти лет, когда Он начал учить людей. Подобная информация содержится в уже упомянутом нами Евангелие от Иоанна (8:57). В другом отрывке св. Иоанн (2:20) пишет, как Спаситель сравнивает свое тело, а на самом деле жизненный путь, с Иерусалимским храмом, строившимся «сорок шесть лет».

Оригинальное разрешение этой задачи предложил Коккинос. Спаситель говорил, что он с храмом одного возраста – то есть обоим было по сорок шесть лет. Возведение этого здания, находящегося в Иерусалиме в период жизни Иисуса, завершилось при царе Ироде в 12 г. до Р.Х. – первый год проповеди Христа. Таким образом, по мнению Коккиноса следует – Иисус был распят в 36 г. от Р.Х. в возрасте сорока восьми лет.

Читайте также:  Зосима Сокур: биография старца, проповеди и пророчества, труды

Руководствуясь теорией афинского ученого, Иисус родился в 12 г. до Р.Х. Небезынтересно отметить, что после того как Коккинос обосновал последнюю дату он сделал еще одну любопытную находку. Оказалось в 12-11 г.в небе наблюдалось появление кометы Галлея.

Совсем другой путь доказательств в 2012 году представили на суд общественности румынские астрономы Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу. Напомним читателям – в Новом Завете указывается, что Иисус Христос умер распятым на кресте, а затем воскрес и вознесся на небо. Там же говорится – он отошел в мир иной в день после первой ночи пополудни после весеннего равноденствия. Согласно Библии, во время казни Спасителя произошло солнечное затмение. Используя данные сведения, астрономы провели любопытное расследование и установили следующее.

В период между 26 и 25 г. н.э. полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза: 7 апреля 30 года и 3 апреля 33 года. А солнечное затмение наблюдалось лишь в 33 году! Отсюда следует, что Иисус умер в пятницу 3 апреля 33 года, примерно в три часа дня. Воскрес же Спаситель 5 апреля в четыре часа дня!

На сей счет имеются три версии. В XX веке в немецких концлагерях людей распинали и наблюдали, что с ними происходит. Как выяснилось, на кресте человек медленно погибает от удушья. Центром опоры распятого становятся не руки и ноги, а грудь. Грудные мышцы от напряжения со временем охватывает судорога, что не дает возможности расширять диафрагму и вентилировать легкие, откуда не может выходить воздух.

Вероятно именно так и умер Спаситель, а не от удара копья римского воина. Данную точку зрения подтверждают и исследования Туринской плащаницы. На очертании тела с правой стороны в области груди имеется кровавое пятно. Анализ показал, что вытекшая кровь уже не сворачивалась, как произошло бы еще при ранении живого человека. Значит воин вонзил копье уже в мертвое тело.

По другой версии – ее обнародовал в 2012 году ученый из Израиля Беньямин Бреннер, – Спаситель умер от тромба, попавшего в легкие. Являясь сотрудником медицинского центра в Хайфе, Бреннер изложил свою точку зрения в профессиональном журнале, посвященном тромбозам и другим подобным проблемам. Как известно из Священного Писания, смерть Иисуса наступила относительно быстро – в течение нескольких часов после распятия, хотя при такой казни человек умирает спустя несколько суток. Еще одно соображение Бреннера: Иисус был жителем Галилеи, где четверть населения страдает тромбофлебией (склонностью более вязкой крови к быстрому свертыванию и образованию сгустков). Так он тоже мог быть в их числе.

Между тем третья версия гласит: Спаситель умер от большой потери крови. В 1986 году экспертизу по этому вопросу провел «Журнал Американской медицинской ассоциации».

Кто же прав? Покажут, вероятно, дальнейшие исследования. Но ясно одно – точку ставить пока еще рано.

Как умирал Иисус Христос?

Что происходило в Великую пятницу

Рассвет в кандалах

«Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти…» (Мф 27, 1).

Осудив Спасителя на смерть, первосвященники, книжники и другие члены высшего суда Израиля – Синедриона, тем не менее, постарались снять с себя груз ответственности за откровенное убийство. Они отправили Его к представителю действовавшей тогда в Иудее римской власти прокуратору Понтию Пилату.

Не найдя вины в поступках Христа, римский ставленник направил Его к царю Ироду Антипе, номинально правившему тогда Галилеей. Ирод, прежде всего, жаждал от Спасителя чудес. Однако ничего не дождавшись и даже не услышав от Господа ни одного слова, Ирод вместе со своим двором надругался над Ним, насмеялся, обрядил в светлые одежды в знак невиновности и отправил назад.

Христос на суде у Пилата

К тому времени, когда Спасителя вновь привели к римскому наместнику, рядом с его домом – преторией, собралось множество народа. Все ждали, каким же станет окончательный приговор. Пилат вышел к собравшимся и заявил, что не находит никакой вины за Христом, также как не нашел ее и царь Ирод. Пытаясь смягчить недовольство толпы, он даже предложил наказать Господа, но потом все-таки отпустить. Однако не этого ждала мятущаяся толпа, подстрекаемая старейшинами. Последнее, что мог предложить Понтий Пилат, это отпустить Христа в честь праздника Пасхи, так как такой обычай существовал у евреев. Однако и этого ему сделать не удалось, толпа потребовала отпустить другого – разбойника Варавву.

Представив на последний народный суд обоих, Пилат еще пытался склонить чашу весов в пользу Христа, но все это было напрасно. Подстрекаемый и ослепленный своими «учителями», народ Израиля вновь и вновь требовал распять именно Христа, дойдя в своем требовании до страшных слов: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27, 25).

Что оставалось делать Пилату? Умыть руки и отправить Христа на казнь, что он, собственно, и сделал.

Путь, пройденный за всех

Отданный на казнь, Христос еще много пострадал до нее самой. Поруганию, избиению и насмешкам Спасителя предали римские воины, которые должны были сопровождать Его на место казни. Возложив на голову Господа терновый венец, впивавшийся своими колючками в плоть, и дав Ему тяжелый крест – орудие казни, они вышли на путь к Голгофе. Голгофой или лобным местом называлась возвышенность к западу от Иерусалима, на которую можно было пройти через городские Судные ворота. Этим путем и пошел Спаситель, пройдя его в итоге за всех людей.

На пути к месту казни Христа сопровождало множество людей, как Его врагов, так и друзей. Женщины, которые следовали за Господом ранее, шли и теперь, рыдая и плача о Нем. Однако Спаситель сказал им, чтобы они плакали не о Нем, а о себе: «дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (Лк 23, 28-30). Тем самым Христос предсказал будущую катастрофу Иерусалима и всего Израиля. (В 70 году по Рождеству Христову Иерусалим был захвачен и полностью разрушен войсками римского императора Веспасиана и его сына Тита.)

Когда Господь совсем обессилел от тяжести креста и поруганий, римские солдаты вырвали из толпы одного человека – Симона Киринеянина и заставили его некоторое время нести орудие казни.

На Голгофе же все уже было готово. Солдаты даже приготовили особый напиток для осужденных на смерть – смесь из кислого вина, уксуса и других веществ. Это питие вводило распятых в одурманенное состояние, при котором они частично не чувствовали боли. Вместе с Господом казнь на кресте ожидала еще двоих – преступников.

На кресте

Самые последние и тяжелые часы земной жизни Спасителя начались с момента распятия. Смерть на кресте вообще во всем древнем мире считалась рабской, позорной и, в тоже время, самой жестокой и мучительной. Пригвожденный ко кресту умирал медленно сразу от нескольких причин. Он испытывал страшную жажду, терял сознание и снова приходил в себя, страдал от боли, но главное, постепенно задыхался. Именно задыхался, так как вес его собственного тела, в частности грудная клетка, постепенно сдавливал легкие и сердце, которому жизненно необходим кислород. Даже в обычном состоянии человек от нехватки кислорода чувствует себя плохо и быстро утомляется, что же тогда говорить о висящем несколько часов на кресте.

В шестом часу дня (по-нашему около полудня) Господа пригвоздили к кресту, который Он принес на Голгофу на Своих плечах. По преданию Церкви, это был шестиконечный крест, где вертикальную линию пересекает две поперечных, одна из них – нижняя – косая.

Верхняя (и самая длинная) перекладина была непосредственной частью креста, именно к ней и прибили руки Спасителя. Нижняя косая перекладина представляла собой подпорку для ног. К ней распинатели прибили обе стопы Господа.

Христос на кресте.
Франциско де Сурбаран, 1627

Руки и ноги Христа прибили к древу железными гвоздями, тем самым сбылось пророчество, которое предсказал царь-псалмопевец Давид: «Пронзили руки мои и ноги мои» (Пс 21, 17). Вместе с Господом были распяты и двое разбойников, и в этом также сбылось еще одно пророчество: «И к злодеям причтен был» (Ис 53, 12).

Божественная любовь Спасителя к людям проявилась в самом начале Его крестных мук, ведь когда Его распинали, Он уже простил распинателей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23, 34).

На крест Господа по приказу Пилата прибили дощечку с надписью на трех языках – еврейском, латинском и греческом – «Иисус Назорей Царь Иудейский». Многим из Синедриона она не понравилась, так как провозглашала Христа Царем, однако Пилат не позволил поменять текст, настояв: «Что я написал, то написал».

В то время пока Господь умирал на кресте, римские воины кидали жребий о Его одежде. Верхнее платье они разодрали на четыре части – каждому по одной, нижнее же – хитон – которое было единым, решили разыграть. В этом действе также сбылось одно из ветхозаветных пророчеств царя Давида о Христе: «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс 21, 19).

Люди, проходившие мимо и видевшие все происходящее, злословили и смеялись над Господом: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк. 23, 35). Однако Господь делал все наоборот – в этот момент Он спасал не Себя, а все человечество. Вместе с народом над Ним смеялись и воины, и даже один из распятых разбойников. И только второй преступник, еще сохранивший в себе остатки разума и совести, сказал своему подельнику: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк 23. 40-41). Спасителя он попросил помянуть себя в Царствии Небесном, на что Господь ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23, 43).

Кроме римских воинов под крестом остались и самые близкие Христу люди – Его Пречистая Матерь, Ее сестра, две Марии – Клеопова и Магдалина, а также Его любимый ученик Иоанн. (Имя сестры Божией Матери неизвестно; Мария Клеопова, согласно преданию, дочь праведного Иосифа Обручника; Мария Магдалина – из которой Христос изгнал 7 бесов; ученик Иоанн – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.) Увидев Свою Матерь и Иоанна, Господь заповедовал им оберегать друг друга после того, как Он покинет этот мир: «Жено! се, сын Твой… се, Матерь твоя!» (Ин 19, 26 -27). В дальнейшем они исполнили Его наказ, Иоанн взял Божию Матерь жить к себе домой, где и ухаживал за Ней.

Последние мгновения

Все это время, то есть от шестого до девятого часа (по-нашему, от полудня до трех часов дня), было явлено знамение скорби – солнце померкло, а по всей земле наступила тьма. Свидетелями этому стали многие известные историки и философы той поры. Так, например, бывший тогда еще язычником, философ Дионисий Ареопагит, находясь в Египте, про наступившую тьму сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается».

Около девятого часа Спаситель «пришел в себя» и громко воскликнул: «Или, Или! Лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27, 46). По толкованию отцов Церкви, в этом крике выразилась человеческая природа Христа, которой присуще впадать в отчаяние. В то же время, этим словами Господь еще раз напомнил людям о Своем Богочеловечестве, ведь Он обратился к Своему Отцу Небесному.

Предчувствуя последние минуты Своих страданий и до того не принимавший уксуса, Спаситель произнес: «Жажду». Один из воинов намочил губку в напитке и поднес ее на копье к губам Христа. Испив чашу горечи до дна в прямом и переносном смысле, Господь произнес последние слова на кресте: «Свершилось… Отче! В руки Твои предаю дух Мой». Да, искупление человеческих грехов свершилось и сделал это Сам Бог. Видевший это римский сотник сказал: «Истинно человек этот был праведник».

Чтобы убедиться в смерти Распятого, один из воинов пронзил Его ребро, из которого вытекли кровь и вода, – по одному из толкований, символы будущих таинств Евхаристии и Крещения.

В момент, когда Христос испустил дух, небо померкло, в храме Иерусалима разодралась надвое завеса, камни раскололись, многие гробы открылись и из них вышли ожившие праведники. Так завершился путь страданий Спасителя.

Вечером после казни, по просьбе одного из тайных учеников Христа Иосифа Аримафейского, Его тело отдали близким. После необходимого обряда умащения благовониями, тело Спасителя обвили в плащаницу и положили во гроб, высеченный в скале… Приближалось время торжества жизни.

Другие тексты, посвященные Страстной седмице, читайте в рубрике «Страстная неделя»

На заставке: фрагмент картины “Распятие” Гарри Андерсона.

Ссылка на основную публикацию