Сон и православие: верить ли снам или нет, отношение, значение и толкование снов, как правильно спать

Сон и православие: верить ли снам или нет, отношение, значение и толкование снов, как правильно спать

Мне во сне приснился большой деревянный крест. Придавать ли этому сну какое-нибудь значение?

Мы с вами любители грешить. Если вдруг увидим – крест лежит на полу, на дороге, то боимся взять его: а вдруг какая-то скорбь к нам придет? Увидели иконы, крест во сне – боимся скорбей. А ведь скорби – дары от Бога, их тоже надо с радостью и любовью уметь принимать. Если нам приснился крест, церковь или что-то другое духовное, это значит, Господь нас призывает к покаянию, к церковной жизни, к исправлению. Плохого в этом ничего нет. Наоборот, это благо для души.

Верить ли сновидениям ? Если верить, то как узнать – от Господа сон или нет?

Сны бывают трех родов: от Бога, природные и от диавола. Природные сны те, в которых продолжается наша повседневная, жизнь и мы во сне заняты теми же заботами, что и днем. Сны, посланные Богом, показывают нам состояние нашей души, и Господь нас призывает покаяться, изменить образ жизни. Бывает, что человек видит бездну ада или блаженства рая, святых, которые призывают на путь истинный. Но святые обычно являются совершенным людям. Некоторые говорят: вот, я часто вижу во сне Матерь Божию, Она приходит ко мне и говорит мне то-то и то-то. Преподобный Серафим Саровский проводил святую жизнь, он прожил в монастыре 25 лет, умом ни разу не выходил из стен монастыря, потом по благословению жил 15 лет в Пустыне, питался только снытью – травой, раз в неделю вкушал хлеб и воду, 1000 дней и ночей простоял в молитве на камне. Ему Матерь Божия являлась 12 раз. А некоторые прожили жизнь в грехах, и им то и дело “Матерь Божия” является. Сны от диавола непростые, хитрые. Часто диавол человека под видом добра искушает. Был такой случай. Две подружки – девушки Фаина и Мария- вместе пели в церкви, собирались, вели духовные беседы, друг друга духовно поддерживали. А диавол духовной дружбы не любит. Через год спрашиваю Фаину: “А как Мария поживает? ” А она отвечает: “Я уже целый год с ней не дружу”. – “Почему?” – “А мне сон приснился, явился юноша и сказал : ты с ней не дружи, она плохая, предаст тебя, – я и перестала с ней встречаться” . Встречаю в тот же день Марию: “Что же ты с Фаиной не дружишь?” – “А мне юноша явился и сказал, чтобы я с ней не дружила, ненадежный она человек”. Собрал я вместе Фаину с Марией и попросил их свои сны рассказать. Рассказали и рассмеялись, что сон им один и тот же приснился. Помирились. А у диавола цель одна только была – душу погубить.

Отчего бывают страшные сны?

Когда человек пребывает в гордыне, когда все дарования и способности, данные ему Богом, приписывает себе и ставит себя выше других: “Я не такой, и я не такая, как все”, то благодать Божия отходит от него, не защищает его больше. А грех гордыни самый страшный, ведь человек все похищает, отнимает у Бога и себе приписывает. Находясь в таком безблагодатном состоянии, человек, когда ложится спать, может видеть во сне себя в плохом состоянии. Могут на него какие-то черные люди нападать, или собаки и другие звери гонятся, или стал он перепрыгивать большую канаву и, промахнувшись, полетел в такую пропасть, что от страха проснулся. Просыпается и радуется, что только во сне все это видел. Нападают всякие гады, змеи; да мало ли что приснится. Вот, через эти сны Господь показывает, что мы неправильно живем. Когда человек осознает свою греховную жизнь, поймет, что живет только по милости Божией, что без воли Божией ничего с нами не бывает, когда предаст себя в руки Божий, уступая не по праву занятое им место Богу, тогда все как надо, устроится благодатная жизнь. Когда позволим Богу творить нашу жизнь, тогда душа успокоится. Конечно, и святых людей бесы пугают, но там уже не страшно – их хранит благодать Божия.

Как Православная Церковь объясняет такое состояние человека, как летаргический сон? Что происходит с ним в это время?

Человек независимо от своего желания погружается в сонное состояние. Это может длиться и год, и два. Все процессы в организме настолько замедленны, что человек становится подобен мертвецу. Были случаи, когда людей хоронили в таком состоянии, а по прошествии какого-то времени, при вскрытии могилы тела оказывались не в том положении, в каком они были положены во гроб.

Нужно сказать, что душа в этот период не оставляет тело. Если душа хоть на малое время оставит тело, оно моментально начнет разлагаться, рассыплется в прах земли.

Бывает во время сна по промыслу Божию для спасения человека душе что-то показывают. Что показывает Господь душе и как – это уже тайна Божия.

Я хожу в храм. В последнее время лукавый стал искушать меня во сне. Что мне делать?

Когда ложишься спать, осени крестом свою постель и все четыре стены, начиная с середины потолка и до средины пола. Сначала одну сторону, потом другую, так, чтобы на стенах получилось начертание креста. Крест – это наша главная защита.

Один послушник возвращался из другого монастыря. Начался дождь, было пасмурно, мокро. Спрятаться было негде, на пути было только заброшенное языческое капище. В уголке нашел себе сухое место, послал себе подстилочку, все четыре стороны осенил крестным знамением. Свернулся клубочком и заснул.

Ночью явился сатана со множеством злых духов. Восседал в кресле, в короне. И вдруг говорит: “Чувствую здесь чужой нам дух! Кто-то здесь есть! Проверьте!”

Прошныряли бесы по всем уголкам, но никого не нашли, потому что этот послушник был сохранен крестом.

Полезно комнату святой водой окропить. И душу надо иметь чистую, без грехов, почаще ходить на исповедь. Возможно, есть какой-то грех, который стыдно на исповеди сказать, он-то и дает возможность злым духам мучить нас. Ангел Хранитель не отступит от чистой души, будет сохранять от злого духа.

Почему я по ночам часто просыпаюсь? Вычитываю вечернее правило, в течение дня молюсь, а сон все равно прерывается.

Значит, в течение дня не все спокойно было; возмущались, раздражались, потому после дневного труда дух не может успокоиться. Хотя тело уже устало, готово ко сну, душа находится в возбужденном состоянии.

Для того, чтобы спалось всю ночь, надо весь день сохранять душевный мир.

Есть и народные средства: за час до сна выпить воды с медом. Некоторым помогает прогулка на воздухе, душ, главное – не надо грешить.

Надо ли верить сновидениям?

Ответы пастырей

В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю через сновидения. И всегда это события чрезвычайной важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это скорее свойственно ветхозаветному времени.

Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную, очень опасно доверять сновидениям.

– Святые отцы говорили так: «Не отвергать и не принимать!» Проснулся, умылся, пошел на работу и не обращай особого внимания на сон. А вот те, кто слишком увлекается снами, находятся в большой опасности, потому что через сны человеком может начать руководить диавол, если видит, что у этого человека есть какое-то пристрастие. Диавол начнет показывать определенные образы, а результатом может стать духовная смерть. Поэтому верить снам – очень опасное дело.

Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить человеку суть.

НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ.

– Святые отцы говорят, что сон – явление сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и богооткровенным, и следствием естественной работы ума и сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые, как мы помним, стремятся принять «вид ангела светла», то есть стараются прельстить человека той или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует свои реакции во сне, чем наяву.

Если сон навязчиво «стоит перед глазами», надо мгновенно переключить внимание с него на молитву

Так что обычному человеку, не искушенному и не «отточенному» аскетической и трезвенной духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем более значение своих сновидений. Поэтому многие святые отцы советуют снам никакого значения не придавать, не разбираться в них, не «копаться». А если по пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво «стоит перед глазами», то надо мгновенно переключить внимание с него на пусть даже короткую, но внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как правило, уже через несколько минут этот сон или забывается полностью, или оставляет слабый и незначительный след в душе.

Вообще как в отношении «духовных видений», так и в отношении «духовных снов» актуальна известная монашеская формула: «не принимай и не отвергай». И даже если сон действительно был по внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное благоразумие. А если действительно Господь желает через сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как правило, повторяется, и Господь находит возможность удостоверить человека в истинности этого сонного видения. Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать сдержанное и осторожное отношение к снам.

Не стоит забывать простую истину: мы не библейские персонажи, не праведники

– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов могут быть различные причины. К снам, которые не напоминают нам о покаянии и грядущем Страшном суде, нужно относиться очень настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил такое откровение, после пробуждения, как правило, не остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон или нет? Все предельно очевидно и ясно.

Читайте также:  Православие и либерализм: отношение церкви и мнение священников, совместимы или нет, тонкости и ответы на частые вопросы

– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории – сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель – уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны в большинстве случаев людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.

Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов

– Есть исполненный святоотеческой мудрости монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи лишь «ослабу души и телу» и не придавайте сновидениям никакого мистического значения, ведь сны подчас – это просто сны.

– Сновидениям в современном обществе придается слишком большое значение. Многие люди думают, что сны – это отголосок если не высшего «промысла», то хотя бы интуиции или подсознания. Часто приходится слышать, что после того или иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в качестве подтверждения приводят в пример библейские повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых. Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину: мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и то очень редко) указывал Свою волю через Своих же посланников. А мы разве являемся Его посланниками, пророками или апостолами?!

Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел. В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять проигнорировал это. И только после третьего явления, когда ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и прочитал Символ веры, – только после этого монах пошел исполнять то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!

Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!

Сон и православие: верить ли снам или нет, отношение, значение и толкование снов, как правильно спать

Православная вера трактует сновидения человека по большей части как искушения, которое демонические создания насылают на спящего человека, чтобы показать ему, какой он якобы праведный и безгрешный или увлекая его в бесполезные мечтания. Они отвлекают верующего от работы над собой и уверяют его, что он уже достиг таких высот, что сам Господь посылает ему во сне пророческие видения.

Сны могут быть опасны

Святые отцы предостерегают мирян, указывая, что нечистые духи могут проникать в сны и использовать их как оружие против Бога. Православный святой Игнатий Брянчанинов, живший в XIX веке, считал, что демоны искушают во сне человека грехами, примешивая к мыслям человека свои, и стараются при этом придать снам увлекательность и правдоподобность, чтобы проснувшийся человек не оставил сон своим вниманием, а задумавшись о нём, впал бы в грех мечтания или даже уныния.

Преподобный. Исаак Сирин предостерегал верующих о том, что часто под видом ангелов или святых во сне к человеку может является бес для того, чтобы убедить его в своей правоте и заставить грешить. Даже занимательные, похожие на длинные красочные истории и вроде бы безопасные сны могут представлять опасность для души человека, если человек наяву будет уделять им слишком много внимания. Опытные старцы призывали днём не вспоминать ночные мечтания, не обдумывать их и уже тем более не представлять себе их продолжение историй, чтобы ни в коем случае не осквернить себя бодрствующего.

Куда ночь – туда и сон

Большинство православных священников относятся к снам еще более прозаически, следуя принципу: «куда ночь, туда и сон» и большую часть сновидений считают порождением человеческого разума.

Тот же Игнатий Брянчанино писал, что во сне человек находится «в полном отдохновении» и на какой-то промежуток времени теряет осознание самого себя, забывается, его ум и воля ослабевают. Между тем, в душе человека продолжают «плодиться» бессознательные мысли и мечтания, из них-то и составляются сновидения.

Святитель Григорий Нисский, живший в Малой Азии в IV веке, писал, что на содержание сна влияет состояние самого человека: жаждущему снится ручей, а голодающему – пир. На сон оказывает влияние и нравственность спящего – у невоздержанного грешника совсем иные сны, чем у человека целомудренного, а робкому не может присниться то, что сниться мужественному человеку. Но главное, о чем говорит святитель – это то, что сны человека являются отражением его привычек и мыслей.

Святым отцам вторят современные священнослужители: протоиерей Андрей Ефанов считает, что про сны не стоит ни думать, ни переживать о них. Нужно просто помолиться Богу и попросить у него поддержки и помощи. А протоиерей Игорь Фомин предостерегает, что ни в коем случае нельзя верить в сны и тем более искать в сонниках их токование – это суеверие и оккультизм, наносящие душе непоправимый вред. И даже если вам приснилось нечто вас поразившее, например, ангел или святой, следует, проснувшись, обратиться с молитвой к Господу и попросить, чтобы он избавил от такого сна.

Следует помнить, что православному человеку для духовного руководства Господь дал не сновидения, а Слово Божие и Церковь. В сложной жизненной ситуации следует идти за советом к опытному духовнику, а не доверять сновидениям.

Сон – это всего лишь сон

Просвещённый человек может на всё это возразить: но разве Бог не разговаривал с некоторыми святыми или с пророками во сне?

На это можно ответить строками из Ветхого Завета: «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно».(Иер.23:28).

Доверяя снам, легко впасть в мечтательность или в нездоровое фантазирование, – многие отцы и учители Церкви предостерегали об этом.

Иногда они сбываются

При этом верующие люди не отрицают, что бывают вещие сны, к примеру Св. Николай Сербский писал, что изредка Бог действительно посылает людям знаки – например, предупреждает о том, что не следует делать какие-либо вещи. Так, некоторым сербским женщинам, которые усиленно молились о даровании им детей, Господь посылал во сне знаки, что им не следует стремиться во что бы то ни стало обзаводиться потомством. Еще чаще бывает так, что во сне человек получает знак о том, что он скоро умрет.

Иоанн Дамаскин по поводу вещных снов говорил, что они порождаются самим человеком: во сне разум продолжает работать и осуществляет свою деятельность путем суждений и анализа произошедшего наяву, что и может быть причиной сбывающихся снов.

Бывают ли сны от Бога?

Св. Феофан Затворник (XIX век) считал, что сны бывают разные – одни посылает Господь, а другие – враг Его, но при этом человеку невозможно разобраться, где какие. Святой советовал полностью отвергать сны, враждебные православию и призывал не следовать снам, указывая, что сны «от Бога» посылаются повторно.

Сны «от Бога» не наводят страха, их образы неизменчивы, они не вызывают резких перемен настроения – смеха или отчаяния, а наполняют душу тихой радостью или (иногда) такой же тихой печалью.

Если же человек преисполняется гордости или о чем-нибудь сетует после сновидения или впадает в отчаяние – это считается верным знаком того, что сон не от Бога.

Прп. Иоанн Лествичник писал о том, что те люди, кто беспрекословно верит снам, не искусны в вере, и призывал верить только тем сновидениям, которые пророчествуют человеку вечную муку и Божий Суд. А прп. Великий Варсонофий говорил, что тот сон от Бога, в котором явно присутствует образ Креста Господня, так как бесы не в силах изобразить его. Но и в этом случае святой считал необходимым никак не толковать сновидение, а если пристало, то обращаться за этим к православным старцам, умудренным верой в Христа.

Стоит ли верить снам: православная точка зрения

Сновидения притягивают своей необычностью, пробуждают радость или печаль. Что с нами происходит во время ночного отдыха, в какой мир мы попадаем? Стоит ли верить снам или просто не обращать внимания на причудливые сюжеты? Рассмотрим вопрос с православной точки зрения.

Православный взгляд на сновидения

Во время сна человек становится совершенно беззащитным, теряет бдительность и контроль за своими мыслями. Если во время бодрствования мы можем противостоять соблазнам мира сего, то в мире сновидений ведем себя совсем иначе. Поэтому отцы церкви считают картины сновидений опасными для души человека, ведь нечистая сила может легко соблазнить на грешные помыслы и поступки.

В большинстве случаев лукавый пользуется беззащитным состоянием человека, чтобы ввергнуть его в пучину страстей и грешных помыслов. Бесы могут прислать картины кошмаров, насилия или телесного соблазна. Тем самым они пытаются воздействовать на разум и чувства, склоняя к греху. Также они могут являться в образе святых или ангелов, чтобы ввести человека в заблуждение.

Если человек поддается на эту уловку и после пробуждения обращается за толкованием к соннику, это является для бесов побуждением к действию. В следующий раз они пошлют картины сновидений, через которые будут управлять поступками человека. Поэтому на вопрос «Верить ли снам?» ответ однозначен — нет.

Искушения

Отцы церкви в назидание приводят пример из жизни одного инока, который верил сновидениям. Он вел праведную жизнь, но бесы воспользовались его доверчивостью снам. Лукавый хитро поступил с иноком, не отпугнув его кошмарами или святотатством. Инок все глубже втягивался в этот омут, легкомысленно доверяя соблазну лукавого. И вот однажды лукавый показал ему, что Спаситель на самом деле находится не в Свете, а вот Тьме. Бес пытался убедить инока, что истинными чадами божьими являются иудеи, а не христиане.

После этого сновидения инок решил примкнуть к «избранным» и обратился в иудейство. Он оставил православную обитель, чтобы идти путем иудейской религии. Долго инок не прожил, так как его скосила неисцелимая болезнь. Вот к чему может привести доверчивость человека сновидениям, посылаемым нечистым духом. Поэтому отцы православной церкви наставляют паству не доверять своим снам и не пытаться их истолковать.

Читайте также:  Благодать Божия: дар и сила, значение и действие в современном мире, что это такое и как она действует

Сны от бога

А бывают ли сны, посланные из вышнего мира? Да, они тоже бывают, но отличаются назидательным характером и никогда не противоречат евангелию. Если вы видите сюжет, не соответствующий Слову Божию, это приходит от лукавого.

Однако не следует ожидать послания сновидений из вышнего мира: Господь удостаивает такой чести лишь избранных.

В Ветхом Завете упоминаются праведники, которым Господь посылал свои откровения через сновидения. Например, вещий сон был послан праведному Иосифу, в котором он увидел себя и своих 11 братьев. Они были в поле и вязали снопы. И вдруг, именно его снопу все поклонились. Потом он увидел, что ему поклонились луна и солнце вместе со звездами. Число звезд тоже соответствовало одиннадцати.

Когда Иосиф рассказал свой сон братьям, они осерчали на него и продали в рабство. Но Бог устроил так, что через несколько лет братья Иосифа были вынуждены приехать в Египет, потому что в их земле настал голод и не было хлеба.

В Новом Завете мы видим другого Иосифа — Обручника. Когда дева Мария забеременела, он усомнился в ее порядочности и решил уйти. Но во сне к нему пришел архангел Гавриил и сказал, что дитя зачато от Духа Святого. Более того, архангел Гавриил сказал, каким именем нужно назвать младенца. Во сне Иосиф узнал, что дитя спасет мир от грехов и станет Искупителем.

Также во сне Иосиф был предупрежден о намерении Ирода убивать всех младенцев, поэтому святому семейству необходимо сочно уйти в Египет. Когда беда миновала, архангел Гавриил велел им вернуться домой.

Сны от бога видели и православные праведники. Например, Серафим Саровский несколько раз сновидел Божью Матерь. Однако молитвенный подвиг Серафима Саровского мало кто может повторить, тем более, прожить в пустыне 15 лет. Поэтому не следует впадать в прелесть и рассчитывать, что недостойным могут прийти сновидения от бога. Их нужно заслужить.

Недавно вставших на путь духовный могут поджидать многие соблазны, ведь бесам ничего не стоит явиться в образе Богоматери или какого-нибудь святого.

Духовная прелесть — один из самых сильных соблазнов, посещающих неокрепшие души праведников. Духовная брань происходит в умах человеческих, поэтому бесы активно атакуют православных в сновидениях.

Духовная защита

Отцы церкви считают, что сновидения отражают наш душевный мир и переживания, являются проекцией духовной жизни. По характеру сновидений можно определить, какие духовные недуги поразили человека. Если вас преследуют сны эротического характера, значит, бесы нашли слабое место через грех блудной страсти. Поэтому сны нужно использовать для обуздания своих пороков.

Можно ли верить снам, в которых приходят образы святых? Если вы ведете неправедную жизнь, вряд ли к вам придут святые старцы в сновидении. Скорее всего, это пришли бесы. Что же делать, как защититься от наваждений?

Православное духовенство наставляет не отходить ко сну без покаяния и осмысления своих поступков, совершенных в течение дня.

Если верующий читает перед сном вечернее правило, кается и осознаёт свои действия, то может спать сном праведника. Если вы все же опасаетесь влияния бесов во сне, то можете прочитать «Кресту животворящему» и окропить кровать и комнату святой водой. Крестное знамение — мощная защита верующих. Поэтому перед сном нужно перекрестить двери, окна, потолок, стены, пол и свою кровать.

Помните, что сны от Бога получают лишь единицы праведников, всем остальным под видом ангелов могут явиться бесы.

Поэтому не стоит верить сонникам, через которые лукавый может легко ввести вас в прелесть и даже погубить душу. Плохие сны забывайте, а сновидения с участием ангелов и святых подвергайте сомнению. Можно об этом поговорить с духовными наставниками из церкви. Они вам разъяснят ситуацию.


Сны — почему нельзя верить снам

Сны — почему нельзя верить снам

Сны, сновидения – призраки умственной деятельности, сопровождающие состояние частичного самозабвения (утраты самосознания) во время сна. Следуя св. Григорию Нисскому, сновидения есть «некие призраки умственной деятельности», «некие подобия бывшего наяву и отголоски произведенного чувством и мыслью».

«Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение, – говорит св. Игнатий Брянчанинов. – …Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него… В душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение».

Видящий сны, также как и во время бодрствования, человек открыт искушению падших духов. Православные подвижники считают, что падшие духи используют сновидения для вызывания особого доверия к себе, для введения человека на путь прелести.

«Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна, – говорит св. Игнатий Брянчанинов. – И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним». Поэтому православный подвижник совершенно не должен обращать внимание на сны, чтобы не подпасть влиянию падших духов.

«Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих», – учит св. Иоанн Лествичник.

Блаженный Диадох Фотикийский называет неверие снам «великой добродетелью», призывая: «совершенно не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы».

«Когда будешь верить снам, то, точно, немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам, нам страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию», – говорит святой Макарий Оптинский.

«Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения», – учит св. Амвросий Оптинский.

Описывая опасности, во время того, как человек видит сны, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его».

Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие монах может получить от сна: «Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага»

Преподобный Иоанн Лествичник еще подробнее пишет о том, как бесы используют сны в качестве способа борьбы с подвижником: «Когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Одни приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: «Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь». Другие предстоящих на молитве погружают в сон» «неискусный монах в беседах бывает бодр; а когда настал час молитвы, тогда и глаза его отяготились сном. Нерадивый монах искусен в многословии; а когда пришло время чтения, от дремоты смотреть не может».

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания: «Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше».

Преподобный Паисий Величковский пишет, что сны порождают леность, уныние, отчаяние, «и многие другие страсти». «Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти».

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык». Преподобный Паисий добавляет, что «как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в сутки: новоначальным – семь часов, средним – четыре, совершенным – два часа и всенощное стояние

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих»

А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на положение тела, готовясь ко сну: «Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает»

Читайте также:  Заповеди блаженства: толкование и объяснения, о чем говорится и где изложены

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь».

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене… да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой». И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело»

Однако в борьбе с многоспанием надлежит соблюдать разумную умеренность, поскольку впадение в другую крайность – чрезмерный отказ от сна – также приносит большой вред не только телу, но и душе монаха, как о том предупреждает преподобный Иоанн Кассиан, излагая опыт подвижников из Скитской пустыни: «По коварному действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна… И чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя»

О той же умеренности в подвигах пишет и святитель Игнатий (Брянчанинов): «Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка»

Верить снам или не верить — мнение Церкви

«Мне сегодня такое приснилось. Надо в Интернете почитать, что это значит», — типичная для нашего времени реакция. Но верить ли снам? Почему православие очень осторожно относится к таким «картинкам» и призывает не придавать им большого значения?

Человек во сне — беззащитный воин

Приблизительно треть своей жизни человек проводит в спящем состоянии. Его тело расслабляется, все утихает, но органы продолжают работать: перекачивается кровь, не прекращается дыхание, желудок переваривает пищу. Рассудок тоже пребывает в дреме, поэтому на первый план выходит подсознание. В таком особом состоянии человек не защищен.

Низостью у воинов считалось нападать на дремлющего противника. Но бесы не останавливаются 24 часа в сутки. Наоборот, человек во сне — это прекрасная мишень для искушения. Если днем человек может ограждать себя молитвой и крестным знамением, то чем защищаться ночью? Поэтому лукавые духи пытаются насылать человеку разные образы.

Они запугивают кошмарами, оскверняют страстными сценами, тем самым приближая человека к принятию греха. Иногда даже являются в образе святых и якобы открывают будущее. На какие только уловки не пойдут духи злобы, чтобы прельстить человека!

Если же человек расположен к позитивному ответу на вопрос «Верить ли снам?», пытается растолковать образы, то потакает бесам, давая сигнал: «Хорошо работаете! Я уже заинтересовался, продолжайте». После такой «похвалы» лукавые духи и рады стараться с еще большим усердием.

Об искушении инока

Часто как пример приводят рассказ об одном монахе. Он вел очень праведную жизнь, но имел один порок: верил снам, тем самым открывая настежь дверь своего сердца. Поэтому бесы посылали ему соответствующие мысли и образы.

Сначала они были безвредными. Инок придавал им много внимания, толковал. Потом лукавый посылал сны «поинтереснее», пока однажды не открыл для него якобы будущую жизнь: Христос с учениками пребывает во тьме, а Бог-Отец — в Свете. Он указывает на евреев со словами «Се чада Мои».

Монах в ужасе проснулся и ни с кем не посоветовавшись, ушел к иудеям, чтобы тоже стать «избранным». Через три года на него напала какая-то ужасная болезнь, от которой он в муках скончался.

Не беремся оценивать достоверность этой истории и правильность всех фактов. Можно точно согласиться с очень ценной мыслью: не нужно придавать снам особого внимания и пытаться их растолковать.

А можно ли защититься от ночных искушений дьявола? Все ли сны бывают от лукавого? Есть же и от Бога? Как их распознать? И вообще: можно ли получить пользу от снов? Разберемся со всем этим по порядку.

Исключения из правила «не верить снам»

Бесспорно бывают и сны от Бога. Различают два вида:

  1. с особой символикой;
  2. так называемые видения.

Иногда еще говорят о назидательных снах.

В чем особенность видений? Хоть тело и отдыхает, но сознание в это время становится очень ясным. Человеку открывается какая-то тайна. Даже не возникает сомнения, что это от Господа.

Но такого удостаиваются лишь немногие. В Ветхом и Новом Заветах можно найти примеры великих праведников, которые получали особое знамение с небес либо сны с особым толкованием.

Примером второго есть события в жизни всем известного праведного Иосифа. Однажды ему приснился сон: он вместе с 11-ю братьями вязали снопы, но потом почему-то его снопу поклонились все остальные.

Потом была картинка и поинтереснее. Ему поклонились солнце, луна и 11 звезд. Братья обиделись на Иосифа за такие «оскорбительные» рассказы, а однажды и вовсе продали в рабство в Египет.

Бог устроил так, что Иосиф через несколько лет разгадал сон правителя о семи коровах худых и тучных (символизировали урожайные и голодные года). Когда закончился хлеб, братья Иосифа прибыли в Египет и поклонились заместителю правителя, а потом привезли и своего отца — Авраама. Перед Иосифом даже не возникало сомнения, верить ли снам, потому что это было явное указание с небес.

В Библии есть много разных примеров обращения Бога к человеку. Вспомним историю еще одного Иосифа, правда, уже новозаветного персонажа. В Православной Церкви его называют Обручником, потому что он обручился с Девой Марией, зная, что она дала обет служить Богу. Но когда увидел, что Мария ждет ребенка, то усомнился и решил просто отпустить ее. Но во сне ему явился Архангел Гавриил и сказал: « Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». (Мф. 1:18-21)

После рождения Иисуса этот же ангел во сне предупреждал Иосифа, что надо бежать в Египет, потому что Ирод дал приказ убить всех младенцев в их земле. Когда опасность миновала, Архангел Гавриил снова во сне известил Иосифа Обручника, что пора возвращаться домой.

Благодаря таким примерам сны в православии не воспринимаются как нечто однозначное. Их можно найти не только в Священном Писании, но и в историях многих праведников. Например, в житии преподобного Серафима Саровского есть указание на то, что Он 12 раз видел Богоматерь. Но благодаря чему он удосужился такой благодати? 15 лет прожил в пустыне. Питался травой, один раз в неделю вкушая хлеб, 1000 (!) дней и ночей молился так, что на камне остались следы его колен.

Это свидетельствует о том, что такие видения открываются за особые заслуги. Людей, только становящихся на путь духовной жизни и дерзающих поскорее стать «святыми», поджидает много опасностей. Бесы с радостью придут к ним в образах Пресвятой Богородицы или святых. Поэтому нужно быть особо внимательными, чтобы не впасть в духовную прелесть.

Как живем, такие сны и получаем

В любом случае сны — проекция нашей духовной жизни. Если человек не сможет грамотно к этому подойти, то лучше ему и не верить снам. Не толкования по сонникам или беседы с друзьями помогут определить диагноз человека, а разве что разговор с опытным духовником. По ночной «картинке» можно определить, какие духовные недуги имеет человек, за какую веревочку пытаются потянуть падшие духи.

Если человек суетится, куда-то спешит, в постоянном круговороте мыслей, то и сновидения будут лишь продолжением этого. Если забывает о Боге, много грешит, то бесы подступают к нему совсем близко и прокручивают соответствующие «фильмы». Кто не удерживается от блудных помыслов, даже во сне страдает от этой страсти.

Иногда приходят и назидательные сны: человек наблюдает за собой и понимает, насколько он погряз в пороках. За такое вразумление надо благодарить Бога.

Если человек, стремясь совершенствоваться в вопросах веры, в самом деле только возрастает в самомнении («Какой я праведный!»), то бесы готовы прийти к нему в виде святых. Поэтому сны в православии часто воспринимаются в контексте прелести. Но что же делать? Как ограждаться?

Духовная защита

Подвижники благочестия советуют вечером подводить итог прошедшего дня, каяться в том, чем нагрешил, если есть возможность, примиряться с обидчиком. Также желательно читать вечернее правило и благодарить Господа за все события в течение дня. Если есть возможность, можно окропить комнату святой водой и прочитать молитву Животворящему Кресту, также перекрестить жилье с четырех сторон, пол, потолок и свою подушку. Почему? Потому что бесы боятся креста, так что вы просто закрываете им вход в свое жилище.

И не забывайте: сны от Бога люди получают очень редко и за особые заслуги. Либо по великому Божьему милосердию. Поэтому лучше вообще не пытаться расшифровать, к чему это было. Пытайтесь почаще молиться, каяться в грехах, причащаться. Перед тем как ложиться спать, подготовьте свои тело, дух и. жилище.

Ссылка на основную публикацию