Стоглавый собор: дата, решение и деятельность, суть, святые

Проведение, решения и значение в истории Стоглавого собора

В прошлом церковь играла огромную роль в жизни общества. Неудивительно поэтому, что возник вопрос, как упорядочить сосуществование духовных и светских норм и законов, а также обеспечить их эффективное правоприменение в условиях укрепления централизованного государства — а именно такой стала Россия в XVI столетии.

И проблему в известной мере удалось решить. Это явилось следствием созыва и деятельности Стоглавого собора, который проходил в Москве в 1551 году.

Что такое Стоглавый собор

Мероприятие представляло собой второй по счету Земский собор в русской истории. Так назывался государственный орган сословно-представительной монархии, существовавшей в России в XVI-XVII веках.

Всего с 1549 по 1684 год такие соборы созывались от 45 до 60 раз.

Однако точное их количество установить не удается из-за малого числа источников и письменных памятников начального периода. На них рассматривались преимущественно вопросы внешней и внутренней политики, правила сбора налогов и прочие законодательные акты.

История события

Однако созыв данного собора выделяется на этом фоне. Здесь главной темой стало взаимодействие государственного и церковного права, в том числе в имущественной сфере.

Разделить сферы влияния духовной и государственной власти при одновременном укреплении иерархической вертикали обеих в целях усиления и централизации Российского государства — именно это стало общим знаменателем вопросов и решений собора.

Предпосылки и причины проведения

Избавившись в конце XV века от ордынского ига и начав собирание земель вокруг Москвы как столичного города, страна активно укрепляется. Династия Рюриковичей породнилась с византийскими Палеологами, крепнет концепция России как Третьего Рима и последнего суверенного оплота православия. Внук греческой принцессы Иван Грозный принимает царский титул — впервые в русской истории.

Однако на этом фоне становится актуальным и византийский по своей сути вопрос — «симфония» церкви и государства при политическом доминировании последнего. Особенно сильно и остро он проявлялся в имущественных вопросах — монастыри на Руси были в числе крупнейших землевладельцев. Церковное право также нуждалось в доработке и урегулировании, особенно в контексте светских вопросов. Все эти проблемы выносятся на собор.

Место проведения и участники

Собор был созван по инициативе Ивана Грозного и проходил в Москве с февраля по май 1551 года. Впрочем, дата проведения оспаривается. Есть версия, что 23 февраля мероприятие не началось, а уже завершилось, а далее шла лишь подготовка материалов — до мая включительно. Государственные органы представлял сам царь, князья и члены Боярской думы.

Также присутствовали и основные иерархи Русской православной церкви на тот момент:

  1. Макарий, митрополит московский и глава РПЦ.
  2. Акакий, епископ Тверской.
  3. Гурий, епископ Смоленский.
  4. Кассиан, епископ Рязанский и Муромский.
  5. Киприан, епископ Пермский и Вологодский.
  6. Никандр, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский.
  7. Савва, епископ Крутицкий, Сарский и Подонский.
  8. Трифон, епископ Суздальский и Тарусский.
  9. Феодосий, архиепископ Новгородский и Псковский.
  10. Феодосий, епископ Коломенский и Каширский.

Структура собора

Как принято считать, заседание открылось вступительным словом царя, зачитавшего участникам свое послание. В нем самодержец сетовал на непростое детство и каялся в грехах. Далее речь пошла о Судебнике, принятом еще на первом земском соборе 1549 года. Сей документ теперь утверждался окончательно.

Судебник стал одним из важнейших светских нормативно-правовых документов в отечественной истории.

Он содержал 100 статей и отражал следующие изменения в юридической практике:

  • ограничивалась власть на местах;
  • расширялись права представителей служилого сословия;
  • упорядочивание отношений между феодалом и крепостным, права крестьянской общины на самоуправление;
  • «прогрессивная» шкала штрафов — в зависимости от социального положения истца;
  • регламентация правил судебного поединка.

Сборник принятых решений, известный как Стоглав (назван по количеству включенных в него глав), показывает в общих чертах программу и спектр обсуждаемых тем. В целом схема следующая — участники отвечают на вопросы, предложенные царем.

По главам же распределение такое:

  1. Открытие собора, участники и тематика (гл. 1-4).
  2. Первая часть царских вопросов (гл. 5).
  3. Ответы (гл. 6-40).
  4. Вторая часть царских вопросов (гл. 41).
  5. Ответы (гл. 42-98).
  6. Упоминание о посольстве в Троицкий монастырь (гл. 99).
  7. Ответы митрополита Иоасафа, замечания и дополнения (гл. 100).
  8. Приговор о вотчинах (гл. 101, добавлена позднее к основному списку).

Основные положения

Анализ материалов Стоглава показывает, что на соборе были комплексно рассмотрены все основные стороны церковной жизни, а действующее право Русской церкви — собрано воедино и систематизировано.

При этом помимо собственно Писания и священного канона использовался церковный устав князя Владимира, Кормчие книги, более ранние распоряжения иерархов и постановления церковного собора 1503 года.

В целом же положения касались следующих тем:

  • унификация церковных обрядов и богослужения;
  • дисциплина и моральный облик духовенства;
  • работа церковных судов;
  • уклад жизни монастырей;
  • укрепление веры в народе и борьба с остатками язычества.

Решаемые вопросы

В материалах собора — 69 вопросов, заданных царем собравшимся.

Они разбиты на два списка, пронумерованы и могут быть разделены на следующие группы:

  • фискальные вопросы и пополнение государственной казны;
  • управление делами в монастырях;
  • упорядочение богослужения;
  • предрассудки и пережитки языческих верований среди народа.

Сборник решений собора

Соборное, либо царское и святительское уложение — так назван сборник постановлений собора в тексте самого документа. И лишь к концу XVI века утвердилось более известное нам название — Стоглав.

Он собрал и систематизировал не только все нормы церковного права того времени, но и многие светские законы.

Финансовые вопросы

Сбор пошлин перестает быть делом архиерейских чиновников и переносится на низовой уровень. Для этого теперь существует выборная должность поповских старост — помощников местного епископа по хозяйственным, фискальным и надзорным делам. Старосты существовали и ранее, однако с этого момента они избираются повсеместно.

Именно материально-денежный вопрос оказался тем аспектом, где были сокращены льготы религиозных учреждений в наибольшей степени. Так, церкви запретили ростовщичество в денежной и натуральной форме, а также получение земли и недвижимости в дар без царского дозволения. За нарушение вводятся санкции.

Государство начинает преследовать людей, укрывающихся в монастырях от уплаты податей под благовидными предлогами. Таких нарушителей надлежало находить, выдворять обратно, вернуть к работе и несению повинностей согласно их сословной принадлежности.

Нравственность духовенства

Официально признавались нестроения и слабая дисциплина в рядах церковнослужителей. Утверждение должности старост было призвано также улучшить надзор за благочинием и надлежащим отправлением служб. Старостам подчинялись десятские священники в сельской местности, также выборные.

Постановление осуждает бесконтрольное попрошайничество, которым порой оборачивался сбор милостыни монахами. Важным нововведением стало создание так называемых «двойных» монастырей. Отныне монашествующие обоих полов могли проживать в одной обители, но при условии строгого обособления мужчин и женщин, соблюдения устава и хранения целомудрия.

Безнравственность мирян

Внимание уделялось также исправлению нравов, царящих в народных массах. Сохранились свидетельства, что служители церкви писали царю жалобы на все еще сохранявшиеся пережитки языческих культов и дохристианских обычаев. Небрежное отношение к службам, недостаток благоговения среди верующих и даже волхвование на просфорах — все это, согласно тексту уложения, стало обыденностью русской жизни того времени.

Западное влияние привело к известному распространению моды на бритье бород, что явно шло вразрез с предписаниями церкви и древними нормами благочестия. Это было запрещено под угрозой штрафа либо отлучения и почти приравнивалось к «ереси» и «латинству». Принимались меры против колдовства, скоморошества, азартных игр и некоторые других народных увеселений.

Богослужение и религия

Благодаря влиянию митрополита Макария на обсуждение выносились также богослужебные и религиозные вопросы, по которым на тот момент также накопилось немало нестроений.

Поэтому официально утверждаются следующие нормы православных обрядов:

  • двоеперстное крестное знамение;
  • сугубая (двукратная) аллилуйя;
  • крещение через полное троекратное погружение;
  • запрет иереям проходить Царские врата без богослужебного облачения (риз и епитрахили);
  • наличие антиминса с частицей мощей как обязательное условие освященности церкви;
  • служба после колокольного звона;
  • отправление богослужения священником только в облачении.

Семья и брак

Устанавливается брачный возраст с 15 лет для юношей и с 12 — для девушек.

Венчать дозволялось лишь первый брак — второй теперь разрешалось лишь благословлять, но с наложением епитимьи на 1-2 года, третий же не благословлялся вовсе и наказывался отлучением от церкви на 5 лет. Четвертый брак не признавался таковым вовсе, считался преступлением, блудом и «свинским житием».

Церковный суд

Уложение разделяет светскую и церковную систему судопроизводства на две отдельные ветви. Так называемые «несудимые грамоты» отменялись — монастыри и приходские клирики отныне становились подсудными епископам своей епархии.

Церковнослужители более не могли быть привлечены к государственному суду.

Впрочем, нововведение столкнулось с трудностями, ибо сразу поменять систему не удавалось. Принимается компромиссное решение в виде права священников представлять свои интересы в светском суде через собственных выборных представителей. Однако их роль в судопроизводстве так и не была четко определена.

Церковное землевладение

Проблема церковных земельных угодий и другого имущества оказалась едва ли не самой острой и злободневной из описанных в тексте уложения. В этом отношении священнослужители разделялись на две соперничающие группировки. Нестяжатели составляли меньшинство, однако поддерживались царской Избранной радой, включая и священника Сильвестра, приближенного Ивана Грозного. Иосифляне же составляли большинство и численно доминировали среди участников собора.

Нестяжатели исповедовали аскетический подход и предлагали ограничить монастырское землевладение, допуская изъятие угодий в пользу государства. Их противники — иосифляне — продвигали идею монастырей как сильных институтов феодального общества, владеющих обширными землями и контролирующих запасы продовольствия для обеспечения населения в неурожайные годы.

Тема землевладения оказалась острой и не включена в текст уложения, хотя и поднималась в обсуждении.

Однако вышедшая позднее в качестве дополнения глава, известная как «Приговор о вотчинах», говорит о следующих путях решения земельного вопроса:

  1. Архиереям и монастырям запрещено приобретать земельные угодья без царского разрешения.
  2. Равно и запрещается без доклада царю дарить земли монастырям.
  3. При этом допускается дарение наделов «на помин души» только при установлении условий и порядка их выкупа родственниками составившего завещание.
  4. Указанные выше законы не имели обратной силы и не распространялись на сделки и договоры, совершенные ранее.
  5. Отныне в случае нарушений вотчина должна конфисковаться в пользу государства без каких-либо компенсаций любой из сторон.

Вопрос подлинности Стоглава

Изучение уложения, текстологический анализ и реальная дата создания долгое время были одной из острых проблем в отечественной историографии.

Вплоть до середины XIX века его подлинность оспаривалась.

В 1862-м году выходит первое издание — теперь читать текст документа могли все желающие. Но даже в предисловии происхождение уложения оспаривается, оно описывается как сборник «черновых записок».

Такой подход во многом объяснялся позицией РПЦ — многие постановления документа позднее оказались отменены реформой патриарха Никона и действовали лишь в среде раскольников. Однако исследования профессора истории Беляева позволили обнаружить так называемые наказные списки Стоглава, подтвердившие историческую достоверность документа.

Читайте также:  Православие и праздник Ивана Купала: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

Но и в дальнейшем историки не исключали, что в тексте уложения присутствуют и более поздние по времени вставки.

Значение события в истории

Принятые законы и постановления сыграли большую роль в русской истории того времени.

Они отразили следующие процессы в жизни общества:

  • укрепление личной власти царя и института самодержавия в целом;
  • смещение баланса сил внутри феодального класса в пользу дворянства;
  • формирование сословного общества с собственными органами управления и внутренней организацией у отдельных социальных слоев;
  • дальнейшее развитие и укрепление институтов сословно-представительной монархии.

Видео

В этом видеоролике священнослужитель отвечает на вопрос о смысле названия Собора, его значении и роли в церковном расколе при патриархе Никоне.

Cтоглавый собор 1551 – кратко

На своем пути становления Русская Православная Церковь прошла немало этапов, прежде чем стала одной из ведущих. За это время были и подъемы и падения. Невозможно представить современную РПЦ без такого важного события как Крещение в 988 году. Эта дата считается началом организованной жизни в России, ведь до этого восточнославянские племена верили во множество богов. В 1054 году христианская церковь разделилась на католическую и православную. Несмотря на сложное политическое положение дел, Россия приняла православное вероучение. Много изменений произошло с тех пор, в том числе в обрядах, культах и традициях.

Важным событием в истории Русской Православной Церкви произошло в середине 16 века-Стоглавый Собор 1551 года. Правителем Московского государства в то время являлся Иван Васильевич, прозванный Грозным за проведение многих жестких реформ (введение опричнины). По инициативе царя и действующего митрополита Макария был подготовлен свод религиозных вопросов для Стоглавого Собора.

Ни одно историческое событие не происходит без вынужденных мер. Стоглавый Собор не стал исключением. Для выяснения причин обратимся к более ранним периодам развития государства.

Тяжелым этапом для Руси стали княжеские междоусобицы, которые фактически привили к установлению монгольского ига. Ведь князья, которые боролись между собой, замечали опасности нападения внешнего врага. А между тем сильное подготовленное войско монголов установило над русскими землями свое покровительство с 1240-1480 год. Почти два столетия великие князья должны были платить дань Золотой Орде, получать ярлык на княжение. Стоит отметить, что монголы не стремились изменить веру подчиненных народов, им было достаточно денег и земель. Но в ходе разорительных походов были утрачены многие важные летописи и своды церковных правил, хранившие в себе информацию о традициях и обрядах. Разрушенными оказались церковные постройки в Киеве, Новгороде, Владимире и других городах.

Итогом победы в 1480 году на реке Угра стало снятие зависимости от Орды. Все два столетия население Руси отдалилось от общих традиций. Для окончательного закрепления всех городов за Москвой нужно было организовать единые установки обрядов по всей Руси. Вся политика Ивана Грозного была направлена на собирательство земель: Ливонская война за выход к побережью Балтийского моря, присоединение Казанского, Астраханского, Крымского ханства. Рос и ускорялся процесс централизации. Разные богослужебные порядки не могли привести к объединению народа.

Кроме того, постоянное иностранное влияние сказалось на развитии церкви. Разница в церковных обрядах византийцев и греков отразилась на Руси. Конечно, для формировании веры такие детали, как написание имя Бога, величина поклона совсем не важны. Но в середине 16 века большая часть населения Руси была безграмотной или малограмотной. Священное Писание, Евангелие читали только образованные священники, составлявшие меньшинство. Вера, как и на территории средневековой Западной Европы, воплощалась в обрядах. Люди проникались в религию под действием внешних моментов, а не содержания.

Ответы на вопросы, поставленные царем Иваном Васильевичем Грозным и митрополитом Макарием, искали множество образованных священнослужителей, в том числе и сам Митрополит. Прежде всего, вопросы касались существенных различий в богослужебных порядках. Было создано 100 глав официальных унифицированных церковных положений. Кроме того, церковь получила неприкосновенность имущества. Государство не могло без соглашения митрополита лишить церковь земель.

Одним из очень важных и спорных решений, принятых на Соборе 1551 года, стало утверждение двуперстия. Важно отметить, что до этого ни один Вселенский церковный собор не рассматривал вопрос о перстосложении.

На территории Руси троеперстии появилось с приходом греческих священников, приходивших за милостыней. Считалось, что прежде этого русский народ никогда не знал о троеперстии, а вот двуперстии-исконная форма данного обряда, появившаяся еще во времена Владимира Красное Солнышко. Хотя никакие летописи данный факт как официальный не подтверждают. Но решением Стоглавого Собора двуперстие закреплялось в догматах и канонах русской церкви. За несоблюдение порядка обряда накладывалась анафема.

Теория «Москва-третий Рим» укреплялась и при Иване Грозном. Расширение территорий на востоке и юге привели к появлению мощного государства. Стоглавый собор унифицировал все церковные обряды, действующие на Руси. Земли начали активно объединяться вокруг единого центра-Москвы. Память об известном Стоглавом Соборе 1551 года жива в истории Русской Православной Церкви.

Стоглавый собор 1551 года

История Стоглавого собора

Стоглавый собор, проходивший в Успенском соборе в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года, является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви.

Название «Стоглавый» происходит от количества входивших в него частей (отдельных глав). По своей сути он представлял определенный законодательный акт, регулировавший многие сферы жизни, и обязательный для исполнения церковью. Однако некоторые из принятых введение так и остались лишь на бумаге.

Участниками Стоглавого собора помимо царя Ивана Грозного были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы.

Вся работа происходила в два этапа:

  • совещание с обсуждением вопросов,
  • непосредственная обработка материала.

В соответствии со структурой Стоглава:

  • 1-4-я главы содержали сведения об открытии собора, участниках, причинах и целях;
  • царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 – в 41-й главе;
  • ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
  • глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
  • 100-я глава содержит ответ Иосафа, предложившего ряд замечаний и дополнений.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоглавый собор был, прежде всего, необходим для разрешения многих значимых вопросов всех сторон духовной жизни. В их числе укрепление духовной дисциплины в рядах духовенства, объем полномочий церковного суда, борьба с пережитками язычества и порочным поведением священнослужителей, необходимость унификации церковных служб и обрядов, регламентация порядка строительства церквей и писания икон.

Собор также был призван обсудить проблемы церковного управления, ростовщичества монастырей, избрания благочинных – поповских старост, а также достойных и грамотных служителей алтаря.

Был поставлен вопрос о необходимости создания духовных училищ в целях подготовки духовенства. Все это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.

Решения

Итогом Стоглавого собора был сбор и систематизация норм действующего церковного права.

Порочившие церковь беспорядки были также признаны собором, и в целях их ликвидации были введены должности поповских старост, определяемых для каждого города в индивидуальном порядке. Также вводились должности помощников поповских старост – десятских, избираемых из числа священников. К их обязанностям относился контроль за ведением службы в подведомственных церквях.

Было вынесено решение о «двойных» монастырях, где могли проживать как мужчины, так и женщины.

Стоглавый собор осуждал пережитки язычества в виде скоморошества, пьянства и азартных игр, а также запрещал общаться с иноземцами.

Но, конечно, большинство решений собора касались богослужений.

К примеру, двуперстное сложение при крестном знамении было узаконено именно тогда. Также важное значение имел вопрос об иконографии Святой Троицы, а именно в обсуждении традиционного православного изображения Троицы в виде трех ангелов. Тем не менее, не имеется информации об определенном ответе, и скорей всего данный вопрос так и остался неразрешенным.

Что касается Церковного суда, то итогом Стоглавого собора стало определение взаимоотношений духовной и гражданской власти. Был применен принцип самостоятельности церкви в церковных делах. Были отменены «несудимые» грамоты, вследствие чего все монастыри стали подсудны епископам. А вот светские суды не могли судить духовных лиц.

На соборе также обсуждался вопрос о церковном землевладении, однако он не был включен в Соборное уложение. Тем не менее, позднее была добавлена 101-я глава под названием «Приговор о вотчинах», в которой и были закреплены основные решения по вопросу.

Значение Стоглавого собора

Стоглавый собор был значимым событием, произведя фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Немаловажной стала разработка своеобразного кодекса взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. В конце концов, русская церковь отныне обрела самостоятельность.

Земский и Стоглавый соборы стали равными.

Также было наконец законодательно разграничено церковно-монастырское землевладение, что было особо важно для Ивана Грозного, так как государство остро нуждалось в свободной земле для обеспечения поместьями расширяющегося военно-служивого сословия, а церковь твердо отстаивала свою имущественную неприкосновенность.

Стоглавый собор был не вполне успешен с точки зрения возникновения раздора между православными и старообрядцами по многим обсуждаемым вопросам. На протяжении долгого времени не утихали споры между представителями официальной церкви и раскольниками. Однако все же для своего времени проведение Стоглавого собора было весьма важным и актуальным.

Стоглавый Собор и его итоговые документы. Роль Стоглава в формировании отечественного церковного права XVI в

Стоглав — сборник решений Стоглавого собора1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение (гл. 99). Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

В 1551 годуИван IV принялся за дело созыва собора, считая себя преемником византийских императоров [источник не указан 742 дня] и не желая ни в чем от них отставать, в том числе и в созыве церковных соборов.

В двух главах (5 и 41) содержатся царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Главы с 6 по 40 содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолжение ответов содержится в 42-й и последующих главах.

1) преследующие интересы государственной казны;

2) обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни;

3) касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян.

Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Поскольку государство целиком перепоручало эту область церкви, видело в ней свою идеологическую опору, то естественным было для царя желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения.

Среди особенностей структуры «Стоглава» следует особо выделить наличие 101-й главы — приговора о вотчинах. Она, видимо, была составлена после окончания работы Стоглавого собора и прибавлена к основному списку в качестве дополнения.

Уложение Собора 1551 г. затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 г ., послания митрополитов.

Читайте также:  Крест на могилу: правильный православный крест, размеры и надписи

Постановления «Стоглава» касаются архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и призрения нищих и других вопросов.

Вопреки постановлению Собора 1503 г. «Стоглав» разрешил взимание ставленнических пошлин, но установил для них, равно и как для треб, твердую таксу. При этом было решено, что все пошлины должны собирать не архиерейские чиновники, а поповские старосты с десятскими.

Одним из самых важных нововведений Собора является повсеместное введение института поповских старост. Это были выборные от священников. Количество поповских старост в каждом городе определялось особо, видимо, епископами по царскому повелению. Собор определил количество старост лишь для Москвы — семь. Этому числу соответствовало и число соборов то есть центральных по значению в данном округе храмов. Поповские старосты должны были служить в соборах. В помощь им, согласно «Стоглаву», избирались из священников десятские. В селах и волостях избирались только десятские священники. «Стоглав» зафиксировал, что в обязанности этих выборных лиц входил контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях, за благочинием священников.

Собор 1551 г. вынес важное решение относительно «двойных» монастырей в которых одновременно проживали монашествующие обоих полов: монастырям было приписано строго соблюдать обособленность полов и выполнять общежительный устав. Но все это лишь было принято, а на практике осталось мертвой буквой.

В соборном постановлении осуждались распространенные в народном быту бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, скоморошеские представления, азартные игры, пьянство.

Другое постановление Собора касалось осуждения безбожных и еретических книг. Этими книгами были объявлены: «Secveta secvetovum», сборник средневековой мудрости, известный на Руси под названием «Аристотель», астрономические карты Эммануила Бена Якоба, называвшиеся у нас «Шестокрылом». Также был наложен запрет на общение с иностранцами, которые во временаИвана Грозного стали все чаще приезжать в Россию.

Стоглав официально узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую аллилуию в Московской Церкви. Соборный авторитет данных решений впоследствии стал основным аргументом старообрядчества.

Быть может, под влиянием Максима Грека Собор занялся вопросом об исправлении священных книг и постановил открыть в Москветипографию, где должны были печататься книги, исправленные по наиболее точным образцам. Но эта типография просуществовала недолго.

«Стоглав» отменил «несудимые» грамоты, тем самым сделав все монастыри и приходские причты подсудными своим епископам. Светским судам он запретил судить духовных лиц. До этого церковный суд, вверявшийся епископами боярам, дьякам, десятникам, вызывал постоянные жалобы. Но об упразднении этих должностей Собор не мог и помышлять — они ведь существовали и примитрополитах Петре и Алексее . Поэтому было решено дать священникам право участия в судах через своих выборных старост и сотских. Но при этом законодатели совершенно позабыли определить роль этих представителей.

Видимо, этот вопрос хотя и обсуждался на Стоглавом соборе, но он не был включен в первоначальное Соборное уложение. Позже к его тексту была добавлена дополнительная 101-я глава — «Приговор о вотчинах». Приговор царя с митрополитом и другими архиереями о вотчинах отразил стремление царя ограничить рост церковных земельных владений. «Приговор о вотчинах» закрепил следующие пять основных решений:

1. приговором запрещается архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя;

2. земельные вклады на помин души допускаются, но при этом оговаривается условие и порядок их выкупа родственниками завещателя;

3. вотчинникам ряда областей запрещается продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям;

4. приговор не имеет обратной силы, не распространяет своего действия на сделки (договоры дарения, купли-продажи илизавещания), заключенные до Стоглавого собора;

5. на будущее же устанавливается санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу.

Стоглав зафиксировал порядок богослужения, принятый в Московском государстве: «А кто не крестится двумя перстами, якоХристос и апостолы, да будет анафема» (Стоглав 31; имелись в виду многочисленные иконы Спасителя с двуперстием); «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — слава тебе Боже…» (Стоглав 42).

Указанные нормы продержались до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви, приведшая, в частности, к следующим изменениям:

Замена двуперстного крестного знамения трехперстным;

Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая);

Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

Резкость и некорректность проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, что привело к расколу церкви на новооборядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев (не принявших реформы).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Стоглавый собор: дата, решение и деятельность, суть, святые

Дата проведения собора вызывает споры. Е. Голубинский признает дату 23 февраля за начало работы Собора, тогда как священник Д. Стефанович, говорит в своей магистерской диссертации, что Собор начался в первых числах января 1551 г., что к 23 февраля он мог и окончиться. А к маю была составлена редакция решений собора [2] .

Решения собора

Принял Судебник, отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства; решения, сведённые в сто глав, в литературе имеют название Стоглава.

Царь представил собору также новый Судебник и уставные грамоты, просил прочесть их и рассудить и, если дело будет признано достойным, скрепить их подписями для хранения в казне. Царь говорил, между прочим, на соборе, что его бояре и вельможи впали во многие корысти и хищения, называл их лихоимцами, хищниками, творящими неправедный суд; но в то же время он признал, что всех обид и разорений, происшедших от бессудства и лихоимания властей, исправить невозможно, и просил оставить «друг другу вражды и тяготы». На Стоглавом соборе царь подтвердил, что он предписал боярам «помиритися на срок» по всем делам «со всеми христианы» своего царства [3] .

Некоторые решения Собора, касающиеся обрядов, были отменены Московским Собором 1667 года, наложившим проклятия и на сами обряды, и на придерживающихся их: двоеперстие, сугубую аллилуйю и пр.

Примечания

  1. Сергей Левицкий, “Очерк по истории русской философии” т.1
  2. Стоглавый Собор 1551 года
  3. Судебники 1497 и 1550 гг. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Литература

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005 (DVD)
  • Статья посвященная 455-й годовщине Стоглавого Собора [1]
  • Игумен Кирилл (Казанская духовная семинария), «Русские канонические постановления об изобразимости Бога», глава 5 [2]
  • Архимандрит Макарий (Веретенников) «Стоглавый собор 1551 года», Журнал Альфа и Омега, № 1(8) 1996 [3]
  • Сергей Левицкий, Очерк по истории русской философии т.1

См. также

Ссылки

  • Стоглавый Собор: Антон Карташёв. История Русской Церкви
  • Стоглавый собор (Энциклопедия Кругосвет)
  • Стоглавый собор (Хронос)
История Москвы
Ранняя история
Центр Московского княжества
Центр Русского царства
В период Российской империи
В годы Первой мировой и Гражданской войны
Москва в советские годы и
во время Великой Отечественной войны
Современность
Тематические ресурсы: Портал «Москва» | Проект «Москва»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Стоглавый собор” в других словарях:

СТОГЛАВЫЙ СОБОР — СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, состоялся в Москве в январе мае 1551. Унифицировал церковные обряды, провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и неподсудность духовенства светским … Русская история

СТОГЛАВЫЙ СОБОР — СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковно земский собор в Москве, в январе мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства царя Ивана IV, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав (судебник, состоящий из … Современная энциклопедия

СТОГЛАВЫЙ СОБОР — церковно земский собор в Москве, в январе мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав … Большой Энциклопедический словарь

Стоглавый собор — СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковно–земский собор в Москве, в январе мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства царя Ивана IV, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав (судебник, состоящий из … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Стоглавый Собор — церковный собор с участием царя Ивана IV Грозного и представителей Боярской думы. Состоялся в Москве в январе мае 1551. Унифицировал церковные обряды, провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и неподсудность духовенства светским… … Энциклопедический словарь

Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы (См. Боярская дума), заседавший в Москве в январе феврале 1551 (окончательное завершение работ С. с. относится к маю 1551). Своё название получил от сборника соборных … Большая советская энциклопедия

СТОГЛАВЫЙ СОБОР — церк. собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в янв. февр. 1551 (окончат. завершение работ С. с. относится к маю 1551). Свое назв. получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, Стоглав … Советская историческая энциклопедия

Стоглавый собор — церковно земский собор в Москве в январе мае 1551 г. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав … Краткий словарь историко-правовых терминов

Стоглавый собор — см. Стоглав … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Стоглавый собор — Стогл авый соб ор (1551) … Русский орфографический словарь

Стоглавый собор 1551 года. История России

Стоглавый собор является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви. Он проходил в 1551 году. Назван стоглавым, так как в него входит 100 частей из постановлений (деяний или уложений) – отдельные главы. Стоглав является своего рода законодательным актом, который касался многих сфер жизни. И этому документу Церковь должна была следовать неукоснительно. Однако некоторые введения остались существовать только на бумаге, на практике им никто не следовал.

Место проведения и участники

  • митрополита Макария – председателя;
  • архиепископа Акакия из Тверской епархии;
  • архиепископа Гурия из Смоленской епархии;
  • архиепископа Касьяна из Рязанской епархии;
  • архиепископа Киприана из Пермской епархии;
  • архиепископа Никандра из Ростовской епархии;
  • архиепископа Савву из Крутицкой епархии;
  • архиепископа Трифона из Суздальской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Новгородской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Коломенской епархии.

История создания

Иван Грозный в начале 1551 года принялся за созыв Стоглавого собора. Он взял на себя эту миссию, поскольку был убежден, что он преемник византийских императоров. Во второй главе Стоглава есть упоминание о том, что иерархи испытывали великую радость по поводу царского приглашения. В первую очередь это объясняется необходимостью разрешения многих вопросов, которые были особенно значимы в середине XVI века. К ним относилось укрепление церковной дисциплины среди духовенства, вопросы о полномочиях церковного суда. Надо было бороться против порочного поведения священнослужителей и прочих представителей церкви. Много проблем также было с ростовщичеством монастырей. Продолжалась борьба с пережитками язычества. Кроме того, возникла необходимость в унификации церковных обрядов и служб. Порядок переписки церковных книг, строительства церквей и писания икон должен быть жестко регламентирован. Поэтому Стоглавый собор Русской православной церкви был необходим.

Читайте также:  Почему женщины покрывают голову в храме и как правильно выбрать платочек в церковь

Собор начался с торжественного молебна по случаю открытия. Произошло это в московском Успенском соборе. Далее Иван Грозный зачитал свое обращение к участникам, которые можно расценивать как его раннее сочинение. В нем уже можно было заметить художественный стиль царя. Он рассказывал о своем раннем сиротстве, плохом обращении бояр, каялся в своих грехах и просил покаяния. После этого царь представил новый судебник, который собор быстро утвердил.

На сегодняшний день исследователи не могут назвать точную дату, когда собор начал свою работу. В первой главе указано 23 февраля. Существует две версии, что произошло в этот день:

  1. Началось заседание собора.
  2. Составлялось Соборное уложение.

Вся работа протекала в два этапа: совещание (и обсуждение вопросов) и обработка материала.

Первая глава также содержит примерную программу: собор дает ответы на вопросы царя. Он выдвигал различные проблемы для соборного обсуждения. Участники могли высказать только свое мнение по предложенным темам. Всего царь предложил 69 вопросов. Составитель Стоглава явно не ставил перед собой задачу полностью раскрыть те исправления, с которыми работал. Вместо ответов составитель предлагает документы, в соответствии с которыми принимались решения. Каноническая литература не позволяла принимать решения, которые не соответствовали ей. Некоторая литература отражена в первой главе:

  • правила святых апостолов, отцов церкви;
  • правила, которые были установлены на соборах духовенства;
  • поучения канонизированных святых.
  • 1-4-я главы – сведения об открытии собора, участники, причины и цели;
  • царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 – в 41-й главе;
  • ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
  • глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
  • 100-я глава содержит ответ Иосафа. Он предложил ряд замечаний и дополнений к Стоглаву.

Знакомясь со Стоглавом, можно оценить, насколько сильна была роль царя. Но больше всего видно, насколько различны мнения между царем и Макарием. Каждый из них преследовал свои цели и старался продвинуть их вперед.

Цели Стоглавого собора

Стоглавый собор 1551 года основной целью считал преодоление “нестроений” в жизни Русской церкви. Следовало благоустроить и упорядочить все стороны духовной жизни. В ходе работы был прослушан огромный список вопросов и сообщений. Во всех них описывались недостатки и трудности церковно-народной жизни. Собор обсуждал проблемы церковного управления, соблюдение церковного устава в богослужении. Для осуществления последней задачи необходимо было избрать поповских старост – благочинных. Кроме того, большое внимание уделялось проблемам избрания грамотных и достойных служителей алтаря. Возникли вопросы о создании духовных училищ, где подготавливали бы священнослужителей. Это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.

Решения Стоглавого собора

Стоглавый собор собрал и систематизировал все нормы действующего права Церкви. В постановлениях Стоглава говорится об архиерейских пошлинах, церковном суде, дисциплине духовенства, монахов и мирян, богослужениях, монастырских вотчинах, народном образовании и так далее.

Нравственность и контроль за жизнью

Беспорядки, порочившие церковь и угрожавшие ее будущему, все-таки были признаны собором. Именно поэтому повсеместно был введен институт поповских старост. В каждом городе число старост определялось индивидуально. Так, для Москвы было определено 7 поповских старост. Это число соответствовало числу соборов, которые были центральными в своем округе. Поповские старосты также имели помощников – десятских. Последние избирались из священников. В селах и волостях избирались только десятские священники. В Стоглаве были зафиксированы обязанности: контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях и благочиниях священников.

Также было вынесено важное решение о “двойных” монастырях. В них проживали как мужчины, так и женщины.

Стоглавый собор русской церкви осуждал народные бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, пьянство, скоморошеские представления, азартные игры.

Постановления Стоглавого собора также касались еретических и безбожных книг. К ним относились Secreta secretorum, “Аристотель” – сборник средневековой мудрости, астрономические карты Эммануила Бена Якоба. Также было запрещено общаться с иностранцами.

Богослужение

Большинство решений собора касаются богослужений.

Двоеперстное сложение (при крестном знамении) было узаконено именно в 1551 году. Также узаконена была сугубая аллилуйя. Спустя время эти решения были основными аргументами старообрядчества.

Существует мнение, что именно Максим Грек приложил руку к тому, чтобы священные книги начали исправлять. Также было постановлено открыть Московскую типографию. Но она просуществовала недолго. В ней печатались исправленные книги.

Икона “Святая Троица”

Во время собора также рассматривался очень важной вопрос об иконографии Святой Троицы. Он состоял в том, что обсуждалось традиционное православное изображение Троицы как трех ангелов.

Часть исследователей полагает, что участники собора не дали определенный ответ, или вовсе вопрос остался неразрешенным. Одно мы знаем точно: осталась только надпись “Святая Троица” без надписей и перекрестий. Однако богословское обоснование этому предписанию отцы дать не смогли, ссылаясь на Андрея Рублева и древние образцы. Это оказалось слабым местом Стоглавого собора, что привело к печальным последствиям. Большинство сохранившихся икон Святой Троицы не имеет крестчатых нимбов и выделяющей надписи.

Еще одним важным вопросом, неразрывно связанным с написанием Троицы, был вопрос об “изобразимости Божества” (43-я глава). Текст постановления относится по прямому его значению как будто к Божеству Христа. Но проблема в том, что Божество неизобразимо. Скорее всего, здесь имеется в виду неизвестное изображение. И правда, при Стоглаве имели место три манеры изображения: традиционная, Отечество и новозаветная.

Новозаветная Троица имеет наиболее известное изображение в Благовещенскм соборе на четырехчастной иконе. Ее написали мастера по заказу протопопа Сильвестра. Не заметить тогда это изображение было невозможно. Кроме того, на эту икону ссылался царь, когда обсуждался вопрос об изображении не святых людей на иконах.

Собор имел причины замалчивать иконографию Святой Троицы. Во-первых, никто не имел четкого представления, как изображать Божество на иконах. Во-вторых, некоторые исследователи утверждают, что собор и митрополит не обладали единомыслием.

Церковный суд

Определились взаимоотношения между духовной властью и гражданской. Это происходило на принципе самостоятельности церкви в делах церковных. Стоглавый собор решил отменить “несудимые” грамоты. В результате все приходские причты и монастыри стали подсудными своим епископам. Светские же суды не могли предавать суду духовных лиц. Но так как не могли сразу упразднить существующую систему, то решили предоставить священникам право участвовать в судах посредством собственных выборных старост и сотских. Последним забыли определить роли в суде.

Церковное землевладение

По-видимому, вопрос о землевладении поднимался на соборе, но его не включили в Соборное уложение. Но через некоторое время появилась 101-я глава – “Приговор о вотчинах”. В этом документе царь и митрополит отразили свое стремление снизить рост церковных земельных владений. В последней главе были закреплены пять основных решений:

  1. Архиепископы, епископы и монастыри не имеют права покупать без царского разрешения у кого-либо вотчины.
  2. На помин души допускаются земельные вклады, но необходимо оговорить условие и порядок их выкупа родственниками.
  3. Вотчинники некоторых областей не имеют права продавать людям иных городов вотчины. Также запрещено дарить вотчины монастырям без доклада царю.
  4. У приговора нет обратной силы, он не распространяется на сделки, совершенные до Стоглавого собора.
  5. Установлена санкция за нарушение договора: вотчина конфискуется в пользу государя, и продавцу деньги не возвращаются.

Значение собора

Реформы Ивана Грозного несли в себе большое значение:

  • они поспособствовали усилению самодержавия;
  • изменилась расстановка сил внутри класса феодалов в пользу дворянства;
  • царская личная власть была укреплена;
  • начало создаваться сословное общество. Каждый слой имел свою внутреннюю организацию и собственные органы самоуправления. С властью можно было договариваться;
  • вельможи потеряли часть своих прав и влияния. Но теперь они имели новый вес и значение, став верхушкой создававшегося дворянского сословия. Когда роль и значение дворянских объединений стала расти, знать опиралась на их поддержку. Таким образом, она занимала более самостоятельную позицию по отношению к своему монарху.

Выводы

Стоглавый собор, кратко говоря, произвел фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Также был разработан своего рода кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. Русская церковь приобрела самостоятельность.

На соборе было подтверждено, что двуперстное знамение и сугубая аллилуйя правильны и спасительны. Но споры вокруг правильного написания долго не утихали.

Церковный Стоглавый собор требовал писать все иконы по старому образцу, не внося каких-либо изменений. При этом следовало повышать качество иконописи, а также нравственный уровень иконописцев. Вся 43-я глава была посвящена этой проблеме. Порой она вникала в самые разные подробности отношений и жизненных положений. Этот вопрос остается самым пространным и неясным.

Земский и Стоглавые соборы стали равными.

Для Ивана Грозного было необходимо ограничить церковно-монастырское землевладение. Государство нуждалось в свободной земле, чтобы обеспечивать поместьями растущее военно-служивое сословие. В это же время священноначалие собиралось твердо отстаивать имущественную неприкосновенность Церкви. А также следовало узаконить множество возникших общецерковных преобразований.

Стоглавый собор нельзя назвать удачным, так как многие обсуждаемые вопросы стали причиной раздора между старообрядцами и православными. И со временем этот спор только разгорался.

Спустя 100 лет

Древняя православная традиция теперь была ограждена от искажений и изменений, проявлявшихся за границей. Обсуждая необходимость введения двуперстного знамения, собор повторил греческую формулу XII-XIII веков, что если кто-то крестное знамение делает не двумя пальцами, как наш Христос, будет проклят. Собравшиеся полагали, что такое исправление духовных непорядков способствует приведению всех сфер церковной жизни к благодатной полноте, совершенству. Следующие десятилетия собор представлял собой непререкаемый авторитет.

Поэтому деятельность Стоглавого собора очень не любили последователи патриарха Никона, реформаторы и гонители церкви. Через 100 лет – в 1666-1667 годах – на Московском соборе новообрядцы не только отменили клятву, которая была положена на не крестящихся двоеперстно, но и полностью отвергли весь Стоглавый собор, осудив некоторые догматы.

Московский собор утверждал, что положения Стоглава написаны неразумно, просто и невежественно. Неудивительно, что вскоре многие засомневались в подлинности этого сборника. Долгое время не утихал жаркий спор между раскольниками – старообрядцами и представителями официальной Церкви. Первые возвели собор в ранг незыблемого закона. Последние же осуждали постановление как плод заблуждения. Все участники Стоглавого собора были обвинены в невежестве. Желая смыть позор, противники постановлений выдвинули версию о непричастности собора 1551 года к Стоглаву.

Ссылка на основную публикацию