Страдания Иисуса Христа – главные факты, суть и путь, святыни, проповеди

О Святом Кресте и человеческом страдании

Проповедь в неделю третью Великого поста

Не в цветах и золоте, не в серебре и драгоценных камнях заключается ценность Креста, а в ранах Господа и в Его пречистой Крови, пролитой за нас. Поэтому, когда увидим Святой Крест, не будем смотреть на его украшения, а посмотрим на капли крови, освящающие его, подумаем о слезах, две тысячи лет омочающих его, вспомним наших отцов, целовавших его с такой верой и благоговением!

Вот в чем истинная ценность Креста, и о ней, то есть о страдании и его значении на земле, я хочу рассказать вам сегодня.

Если слово Крест означает страдание, тогда страдать – значит взять свой крест и следовать за Христом (Мк. 8: 34) всю свою жизнь по пути добродетели и покаяния; это значит жертвовать собой ради своих детей, ради спасения тех, кто находится в опасности, ради исправления падших; это значит терпеть несправедливые обиды от наших братьев, это значит сораспяться Христу – на той же горе, на том же кресте и за тот же идеал.

Что же касается значения страдания в жизни христиан, то оно безмерно велико. Никто не может спастись без труда, без слез, без страдания. Никто не может увидеть Христа, если не будет идти вслед за Ним, если не почувствует Его ран, если не будет нести Его Креста. Вот каково значение страдания. Без него нет спасения.

Как душа человеческая тесно связана с телом, так же и страдание тесно связано с жизнью человеческой. Отделите душу от тела, и человек погибнет, отделите страдание, то есть скорби, от жизни христиан, и эти верующие будут всё больше отдаляться от Христа, от спасения. Вот каково значение страдания!

А если кто-нибудь скажет: «Если Христос пострадал за нас однажды, то зачем и нам страдать в этой жизни?» Да, нужно страдать и нам вместе с Ним! Он пострадал за грехи наши, но не отнял у нас дара страдания! Ибо страдание – это крест, это дар, это искупление, это место испытания, это милость, которую оказывает Бог каждой душе человеческой. И если эта жизнь – юдоль плача, тогда страдание – это лестница, надежнее всего выводящая человека из этой горемычной пропасти.

Иисус Христос пострадал за нас, но призывает нас, говоря: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест, и следуй за Мною (Мк. 8: 34). Он много претерпел за нас, но увещает нас к такому же терпению, говоря: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16: 33). Он положил душу Свою за нас, но увещает нас к такой жертве, говоря: кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8: 35).

Итак, если страдал Пастырь, то должны страдать и овцы. Если Жених наш принес Себя в жертву, то принесем себя в жертву и мы, званные на брак. Если Христос умер за наше спасение, то отдадим и мы свою жизнь за Его любовь. Любовь выражается любовью. За страдание воздают страданием.

Таков крест жизни и таков путь креста. Кто избегает пути креста, кто хочет стяжать рай без страданий, без скорбей, тот вор и разбойник, и участь его Бог с разбойниками положит. А мы будем оставаться со Христом. Где Он, там будем и мы, как увещает нас великий Павел, говоря: братия, будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11: 1).

А где Христос? Христос лежит в убогих яслях, Христос гоним Иродом, Христос смиряется перед Иосифом Назаретским, Христос не имеет где главу приклонить, Христос посреди прокаженных, Он на пути больных. Христу угрожают побить камнями, Его ненавидят фарисеи, Его хулят книжники, Его считают слугой сатаны, Он предан учеником, покинут апостолами; Он избит, оплеван, отведен на Голгофу, Он распят на Кресте посреди двух разбойников. Итак, где Спаситель наш, там будем и мы, Его последователи!

Но страдание имеет и другое значение: оно – самый лучший учитель и воспитатель для нас. Лишения, скорбь, боль, всяческие страдания – всё это говорит нам о Христе, напоминает о храме, о смерти и грядущем Суде. Страдание больше всего смиряет христианина, учит его молиться, прощать брата своего, приводит почаще в храм, вызывает слёзы покаяния, подает силу поститься, побуждает к исповеди.

Туда, куда не входит слово Евангелия, входит вопль страдания

Страдание – самый дерзновенный апостол во все времена. Безмолвно оно проповедует Христа. Ибо туда, куда не входит слово Евангелия, входит вопль страдания. Где не слышится голос апостольский, слышен стон страдания. Куда не может проникнуть священник, там водворяется скорбь, и чего не может сделать священник, то делает страдание.

Кто был до этого чужд Церкви, теперь спрашивает о ней. Кто смеялся над священником, теперь смиряется и ищет его. У кого не было времени молиться, теперь взывает к Богу день и ночь. Кто не открывал дверь Христу, открывает теперь нищим. Кто не слышал колокола церковного, теперь, погоняемый житейскими скорбями, попущенными ему Богом в меру, теперь всегда спешит в храм, открывает его дверь, переступает его порог со всецелой верой…

Вот как велика польза страдания в христианстве! Более того, страдания часто посылаются человеку, как искупительная епитимия за грехи. И кто не обращается к покаянию через страдание, тот никогда не сможет спастись, пребывая в счастье и довольстве.

Кроме того, страдание очищает человека, делает его тверже в вере, мужественнее в искушениях, терпеливее в бедах. Как ветер делает дуб крепким, как волны морские делают корабельщика опытным, как буря делает орлов ловкими и огонь – серебро чистым, так и скорбь делает христианина искусным. Приведу вам маленький пример.

Вы видели ладан? Пока он лежит в шкафу, о нем никто не знает. Но если положить его на раскаленные уголья, он заполнит дом своим благоуханием. Также и базилик. Пока лежит на полке, он едва пахнет, а если растереть его, он повсюду распространит свой аромат [1] . Так и христианин. Неискушенный, он не имеет большой ценности. А испытанный в огне искушений, делается для всех образцом терпения и удостаивается великих венцов на небесах. Потому что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5: 3–5). Святой Исаак Сирин говорит, что по мере скорбей, которые мы терпим, сходит на нас благодать Святого Духа.

Но страдание, как увенчание человека, несущего крест, рождает в его сердце великую радость Божественную. И как мать в муках рождения скорбит, а потом радуется, потому что родился человек в мир (Ин. 16: 21), так же и христианин. Во время испытания, в пламени болезней, в буре искушений он не испытывает особой радости, но когда минует скорбь, он веселится духом, ибо смог понести крест Христов.

Великими были радости святых апостолов и мучеников, страдавших за Христа, великими должны быть и наши радости, когда Бог посещает нас ударами. Ведь кто не страдает здесь малое время, тот будет страдать там вечно.

Удовольствие и сытость вводят в дом все грехи, а страдание приводит Христа

Удовольствие и сытость вводят в дом все грехи, а страдание приводит Христа. Удовольствие изгоняет Христа из сердца, а скорбь делает Его нашим другом. Удовольствие унавоживает все сорняки греха, а страдание рождает крин спасения.

Возлюбленные верующие, возлюбим страдание, ведь оно делает нас друзьями Христу. Возненавидим наслаждения, поскольку они лишают нас Его любви. Где наш Пастырь, туда пойдем и мы. А если Он наказывает нас и обличает, будем всё терпеть ради нашего спасения. Он ни разу не искусит нас выше наших сил. Но по мере скорби подаст нам и дар терпения, и венец спасения.

А если кто-нибудь получает беды превыше сил, то это значит, что у него тяжелейшие грехи, и он лишен Его милости. А мы будем дерзать, ибо не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных (Пс. 124: 4). Кроме всего, нам, христианам, дано не только верить во Христа, но и страдать за Него (Флп. 1: 29).

Итак, мы, христиане, страдаем, потому что хотим следовать за Христом. Страдаем, потому что через страдание нам прощается множество грехов. Страдаем, потому что страдание учит нас молиться, сплачиваться между собой, возлагать надежду только на Бога. Мы страдаем, потому что хотим быть примером для других во спасение. Страдаем, потому что скорбь вносит радость в нашу душу. Страдаем, потому что это единственный путь, ведущий на небеса. Остальные пути, все-все, ведут в погибель.

Каждый пусть несет свой крест, который выбрал сам или который судил ему Бог. А кто ищет иного креста, более легкого, тот подобен Иуде предателю, отрекшемуся Господа. Мы же будем оставаться там, где Христос: у колыбели своих детей, у изголовья больных, в огне искушений, в подвиге добрых дел. Там мы увидим лик бичуемого Господа, Его пронзенные руки и ребро, Его чело, окровавленное ради нас. Ибо печь искушений очистила святых, а Крестные раны породили для нас дух спасения.

Кровью написаны были Святые Евангелия. В цепях написано было столько святых посланий. В гонениях основана Церковь, она прошла через пропасти земные и удары и дошла до нас. Этим же путем будем идти и мы, ее чада.

Мы, христиане, не рождены от прелюбодеяния, мы – сыны Света, искупленные ценой невинной Крови. Мы также и не сироты, брошенные родителями. Отец нам Бог, мать нам Церковь, будем же слушать Отца своего и Мать.

Мы также и не овцы заблудшие, не находящие смысла в этой жизни, – мы овцы стада Христова, а Он наш Пастырь Добрый, душу Свою отдавший за нас. Мы Божьи, и нам не нужны наемники. У нас есть Архиерей, из любви пожелавший страдать за нас (Евр. 4: 15). Будем же терпеть и мы любую скорбь ради Его любви, чтобы там, где будет Пастырь, были и Его овцы!

Arhimandrit Ioanichie Bălan. Predici la Postul mare. Mănăstirea Sihăstria, 2007. P. 87–94.

Нагорная проповедь Иисуса Христа: содержание и значение

Нагорная проповедь Иисуса Христа считается одним из самых важных источников, повествующих о принципах христианской морали. По сути, проповедь являет собой некое собрание изречений Иисуса, произнесенных перед своими учениками и толпой людей и содержащихся в Евангелии от Матвея.

Место и слушатели

Гора Блаженств, на которой читал проповедь Иисус, получила позже такое название благодаря Заповедям блаженств, которые были озвучены в проповеди. Так как настоящих гор в той части Галилеи, о которой идет речь, нет, скорее всего, имелся в виду один из небольших холмов у Галилейского озера, а название “гора” появилось в результате сложностей с переводом.

Древнее византийское предание гласит, что гора Блаженств — это гора Карней Хиттин, расположенная недалеко от города Тверия. Этой же версии позже придерживались крестоносцы, а в католической и греческой православной традициях этой теории продолжают придерживаться до сих пор.

Перед произнесением проповеди Иисус садится, поэтому считается, что предназначена она была по большей части для учеников, а не широких масс, ведь учителя в синагогах обычно учили сидя. Но услышать проповедь мог любой желающий.

Содержание проповеди

Нагорную проповедь можно условно разделить на несколько логических частей:

  • Заповеди блаженства. Их можно счесть комментарием к Десяти заповедям. Однако основная суть Десяти заповедей состоит в запрете на греховные дела, ограничении. Они были даны людям ветхозаветных времен и были призваны удержать их от злых помыслов и деяний. Заповеди блаженства даны людям не для того, чтобы их в чем-то ограничивать и указывать, как себя вести, а чтобы они могли понять, как приблизиться к святости.
  • Притчи о соли и свете. Соль и свет — это некая метафора, которую использовал Христос. В Нагорной проповеди особое внимание уделяется выражению “соль земли”, которое в разные времена имело разное толкование. Для древних евреев соль имела огромное ритуальное значение, ведь ее использовали в ритуалах жертвоприношения. Соль считалась очищающим и консервирующим веществом, говоря метафорически, соль в данном случае означает сохранение чистоты. Также она входила в состав удобрения, а добрый христианин, как известно, должен дарить миру процветание, как соль дарит плодородность земле. Другое толкование гласит, что ввиду несовершенства методов солеварения соль во времена Христа не была похожа на ту, которую мы привыкли видеть в магазинах, — она была грязной, с частичками земли. Кроме того, некоторые торговцы, чтобы обогатиться, сэкономив на качестве товара, подмешивали в соль другие вещества.

  • Объяснение Закона. Как уже говорилось, Заповеди блаженства считаются пояснением Десяти заповедей Моисея, но для них не характерен прямой запрет на какие-либо действия, они содержат наставления, следуя которым, христианин будет вести праведный образ жизни, иметь лишь праведные помыслы, приблизится к Богу и собственной святости. Если в Десяти заповедях мы видим четкий наказ, например “не убий”, то Заповеди блаженства поясняют его так: не только само физическое убийство является грехом, но и мысль о причинении вреда другому человеку, излишний гнев на ближнего. Так, грехом прелюбодеяния считается не только сам греховный акт, но и испытываемое вожделение, мысль и даже страстный взгляд на объект желания. Иисус в Нагорной проповеди приводит исчерпывающие толкования каждой из заповедей, тем самым облегчая их понимание, он не изрекает новые законы, а объясняет Закон Моисея, подтверждая его истинность.
  • Не делай так, как делают лицемеры. Далее Иисус учит своих последователей, что земные блага не должны становиться целью их существования, ведь не помогут достичь святости и Царствия Небесного. Заботиться нужно в первую очередь о чистоте своей души, а не о благосостоянии тела.
  • Молитва Господня. Именно в Нагорной проповеди Иисус учит своих слушателей молитве “Отче наш”, которая сегодня известна каждому христианину.
  • Не судите, да не судимы будете. В этой части проповеди Иисус утверждает, что, прежде чем осуждать и критиковать других, нужно посмотреть на самого себя и собственные недостатки. Каждый верующий христианин должен заботиться в первую очередь о собственной душе, оценивать собственные поступки, а не судить дела других. Начинать путь к улучшению мира нужно с себя.
  • Благость Небесного Отца и святость. В завершение проповеди Иисус предупреждает слушателей о том, что не стоит слушать лжепророков, коих много на земле. Также он утверждает, что без божественного вмешательства человек не способен сделать что-либо благое. Поясняет это он на примере двух людей: один человек, в которого Бог вложил искру благоразумия, строит свой дом на камне, а второй, которого Бог не коснулся, — на песке. Разумеется, всем понятно, чей дом простоит дольше.

    Значение проповеди

    Несмотря на то, что Заповеди блаженства являются толкованием Десяти заповедей, для многих верующих они по-прежнему остаются не до конца понятными. Комментарии и трактовки этих заповедей можно найти в трудах многих богословов и священнослужителей, в которых дается исчерпывающее объяснение их истинного смысла.

    Считается, что именно Нагорная проповедь Иисуса Христа содержит основы христианского вероучения, является источником христианского пацифизма. Именно к ней обращались многие известные философы: Ганди, Мартин Лютер Кинг, Лев Толстой и другие.

    Тайная вечеря

    Когда Господь освободил Свой народ от египетского рабства, то Он заповедал им, чтобы они, вкушая пасхальный агнец, праздновали этот день вечные времена и чтобы при этом прославляли могущество и милость Своего Бога. Причем Он велел им сказать: «Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?», скажите (им): «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил» ( Исх. 12, 25–27 ).

    Мы, христиане, тоже имеем Пасхального Агнца ( 1Кор. 5, 7 ), и этот Агнец есть Христос, ради нас закланный. Но мы имеем еще и нечто другое, что гораздо лучше и величественнее освобождения ветхозаветного народа, так как Единородный Сын Живого Бога избавил нас не от земного рабства, но освободил нас от всех наших грехов, смерти и власти диавола. Об этом великом даре, который мы получили через Него, мы должны вспоминать в своих тихих комнатах, с верою обращая наши молитвенные взоры на первосвященническую Жертву. Об этом мы должны свидетельствовать в своих домах, читая и рассказывая истории святых страстей нашим детям и прислуге. Это спасение мы должны праздновать в наших храмах, воспевая здесь наши чудные церковные песнопения и слушая проповеди о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Это же спасение мы должны также возвещать и в Святом Таинстве Евхаристии, к чему усиленно приглашает нас ап. Павел, когда говорит: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11, 26 ).

    Перенесемся же мысленно в убранную горницу, находящуюся в городе Иерусалиме. Там мы застаем небольшой, близких друг другу кружок людей, собравшихся сюда, по обычаю своих отцов, вкусить пасхального агнца. Среди них сидит удивительный Муж. Он одет в простую без всяких украшений одежду и не отличается внешним, земным лоском и величием. Но, несмотря на это, в Его глазах и на лице отражается небесное величие и божеское могущество. Взоры всех сидящих за трапезой обращены при этом на Него и на Его уста, произносящие к ним слова наставлений и утешения. Это – Муж, исцелявший слепых и хромых, делавший прокаженных чистыми, глухих – слышащими и несчастным проповедовавший радостное евангельское благовестие. Это – Муж, повелевавший волнам и ветрам, которые переставали бушевать по одному Его слову. Это – Муж, Который у ворот города Наина, в доме Иаира и у погребальной пещеры в Гефсимании опять воззвал к жизни умерших. Это – Муж, Который незадолго перед тем совершил Свой царственный вход в Иерусалим. Тогда Ему по пути бросали зеленые пальмовые ветви и устилали дорогу одеждами. Тогда Ему торжественно возглашали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Но теперь Он знал, что Его час пришел, что Он за грехи мира должен вступить на путь страданий и смерти и для нашего спасения исполнить приговор Бога. Поэтому взявши по обычаю, существовавшему у Израиля, в конце тайной вечери хлеб, Он благодарит, преломляет его, дает Своим ученикам и говорит: «Примите, едите; сие есть тело Мое!» После этого Он берет чашу, еще раз благодарит, дает ее также ученикам и говорит: «Пейте из нее все; ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

    Этими словами Иисус Христос и установил святейшее Таинство Евхаристии. Он есть Тот, о Ком Симон Петр сказал: «ТыХристос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16, 16 ) и о Ком свидетельствовал Иоанн: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1, 14 ).

    Он есть Сын Божий, Который ради нас уничижил Себя, приняв образ раба, сделался подобным людям и по виду стал как человек, чтобы нас, несчастных грешников, этим самым освободить от всех наших грехов. Никакой земной владыка не в состоянии сделать того, что может сделать Сын Божий по Своему могуществу и великой милости. Он, Владыка неба и земли, в этом таинстве Сам уготовляет и предлагает нам пищу. И где бы только мы не приступали к нему: в благолепно украшенных храмах или в простых сельских церквах, в блестящих палатах или в убогой хижине; приступит ли к нему все общество христиан у святого алтаря или же – одинокий, больной и умирающий на своем смертном ложе: мы везде и всегда, говорю, будем участниками трапезы Сына Божия, предлагающего нам пищу и питье, которые приносят нам вечную жизнь. Приступивши к таинству, мы исполняемся радостным чувством по поводу Его милостивого обещания: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас! Если бы, например, земной Царь пригласил нас к Себе во дворец и усадил за Свой стол, то мы, конечно, считали бы это за очень большую и высокую честь. Но трапеза Царя Царствующих и Господа Господствующих превосходит в миллионы раз все трапезы царей земных! Поэтому мы и должны в сердечной радости спешить на Его зов: придите, ибо все уготовано! спешить, помня при этом, что мы входим пред Лицо вечного, святого Сына Божия, Которому даже серафимы служат с закрытыми лицами. И если так, то мы должны приступать к Его престолу с глубочайшим смирением и сердечным благоговением. Это таинство есть последний завет Его любви, – Богатое и высокое наследие, которое Он оставил Своим последователям, чтобы они получили чрез него спасение и всегда с любовью вспоминали о своем Спасителе.

    Во время тайной вечери возлежали только Иисус Христос и ученики Его. Они имеют перед нами очень большое преимущество и значительное превосходство. Так, они сопутствовали своему Господу и Учителю во всех Его путешествиях. Они слышали слова вечной жизни из Его святых уст, Они видели все Его чудеса, указывавшие на всемогущество и милость Того, Кто их совершал. Они стояли у Его креста и приходили к Его гробу. Они были свидетелями Его смерти и воскресения. После этого они прошли по всем странам и народам земли и везде проповедовали Евангелие. Благодаря этому они совершили важное и великое дело, так как своим служением они принесли обильный плод, послуживший к славе Христова имени. Но при всем том они были так же, как и мы, несчастные, грешные люди. Если бы мы пожелали прочесть Святое Евангелие, то мы там бы нашли, как они то своим неразумием и косностью сердца, то слабостью и безрассудством, то маловерием и неверием, то высокомерием и плотскою ревностью доставляли своему Господу и Учителю очень много забот и огорчений. Но, тем не менее, Он им уготовляет святую вечерю и во время ее обращается к ним со словами: примите и едите! Пейте из нея все! Для чего же Он, спрашивается, сделал все это? На это Он дал Сам ответ: «Во оставление грехов». Спаситель знал, что Его ученики в этом прощении грехов нуждаются тоже и что они добиваются его всем своим сердцем. Поэтому, будучи достойными соучастниками Его трапезы, они и получили во время тайной вечери отпущение грехов, вечную жизнь и блаженство. Все это нас ободряет и подает надежду, что и мы хотя и грешим ежедневно и слишком много в своих мыслях, словах и делах, но Спаситель ведь для того и пришел, чтобы призвать нас к покаянию в грехах, а не для осуждения. Он дал обещание: «напоить душу утомленную и насытить всякую душу скорбящую» ( Иер. 31, 25 ) и обращается к каждому из нас в отдельности со словами: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» ( Ис. 44, 22 ). Поэтому мы должны приступать к алтарю Его в сердечной печали о своих грехах, с твердым упованием на Его милость и с искренним желанием получить у Него спасение. Тогда мы, подобно ученикам Христа, будем достойными соучастниками Его трапезы и также наследуем вечное благословение и блаженство.

    Наша вера должна получить еще большее ободрение и подкрепление, если мы обратим внимание на то, что предложил Спаситель Своим ученикам на тайной вечери, и постараемся проникнуть, так сказать, в святое святых самого установления Св. Таинства Евхаристии. «Сие есть тело Мое!» и «сия есть Кровь Моя!» ― так сказал тогда Господь Иисус Христос и к этому и об этом Он более ничего не сказал и не добавил. Эти слова суть слова завета, и потому мы не смеем их изменять и прибавлять, так как «даже человеком утвержденного завещания, – говорит апостол, – никто не отменяет и не прибавляет к нему» ( Гал. 3, 15 ). Поэтому упомянутые слова завета мы должны принимать и понимать так, как они были произнесены Самим Сыном Божиим. Если бы Иисус Христос подразумевал нечто другое, чем что выражают эти ясные слова, то Он, конечно, не так бы и выразился. Церковь Господня на вопрос: что такое Таинство Причащения? дает ответ: Таинство Причащения есть такое таинство, в котором верующим под видом хлеба и вина преподается истинное тело и истинная Кровь Христа.

    Поэтому, принимая в известное время св. причащение, мы должны веровать, что они суть истинное тело и истинная кровь Иисуса Христа. И относительно этого не должно существовать никаких сомнений. Нужно сказать, что нет возможности перечислить все те благодатные дары – так они разнообразны и обильны, которые мы получаем в принятии с верою тела крови Христовой. Через Св. Таинство Евхаристии прощение грехов будет за нами упрочиваться, наша вера усиливаться, сознание будет укрепляться, мир совести, спокойствие души и в Св. Духе будет в нас возрастать. Наша надежда среди всех непостоянств и превратностей этой жизни сделается устойчивее, победа над всеми духовными врагами облегчится и уверенность в пребывании во Христе пребудет в нас до самой смерти. Подобно тому, как некогда пророк Илия на своем пути к горе Божией Хориву нужную пищу получал от Ангела, так точно и мы чрез принятие тела и крови Христовой можем находить подкрепление на своем пути среди всех опасностей и забот, борьбы и искушений, страданий и скорбей этой несчастной земли, пока не придем к горе и граду Бога живого. Наконец, Таинство Евхаристии служит для нас и трапезой воскресения. Когда Господь Иисус пребывал еще на земле в подобной нашей плоти и крови, то по одному Его слову и мановению руки многие мертвецы возвращались опять к жизни. Должны ли после этого подвергнуться смерти мы, едущие Его плоть и пьющие Его кровь? Ответ на этот вопрос дает нам Сам Спаситель, когда говорит: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин. 6, 53–54; 56–57 ).

    Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

    Страдания Иисуса

    М ир вам дорогие слушатели, продолжаем рассмотрение нашего Первосвященника Господа Иисуса Христа. Сегодня рассмотрим страдания нашего Господа Иисуса на Голгофском кресте. За основной текст возьмём Пс.88,39, где написано: «Но Ты отверг и изгнал, очень прогневался на помазанника Твоего». Так гласит этот стих в оригинале. Поразмыслим и займёмся страданиями нашего Господа, потому что мы знаем, что Его страдания являются ценой нашего вечного спасения. Поразителен тот факт, что страдания Христа очень точно и выразительно описаны в Ветхом Завете уже много столетий до Голгофы.

    А теперь наш верный Господь предоставляет нам возможность посредством этого Псалма глубоко заглянуть в Его суд. Его суд был нашим судом, который мы заслужили, потому что стояли на стороне греха, на стороне сатаны.

    В ст.36 этого Псалма Слово говорит: « Однажды Я поклялся...» Как поклялся? «…святостию Моею: солгу ли Давиду?» Сообщение о происхождении этой клятвы мы в Библии не находим. Поэтому мы постараемся понять, как Давид пришёл к этому познанию, о котором Бог в то время не оставил никаких сообщений в Своём Слове.

    Об этих взаимосвязях мы познаём только в Новом Завете из речи Петра в книге Деян.2,29-31: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня; будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престол его. Он предсказал о воскресении Христа…»

    В ст.29 Слово говорит о Давиде, а в ст.30 Оно сообщает, что он был пророком. И это является решением нашего вопроса. Будучи пророком, Давид точно знал, что Бог поклялся ему. В ст.31 он переходит ко Христу.

    Этот Псалом написал Ефам – «Бог постоянен!» Когда я занимался этим Псалмом, то думал: «Я бы с удовольствием с ним встретился. Нам было бы о чём побеседовать. У него не было колебаний ни вправо, ни влево, ни вверх, ни вниз. В жизни его веры было постоянство!

    Такие верующие являются свидетелями и примером для других». В ст.37 нашего текста Слово говорит, что семя Давида в перспективе на Христа сына Давида «пребудет вечно». Именно так светло, как стоит солнце перед Богом.

    В этом солнце праведности мы видим Иисуса Христа, Сына Божиего, стоящего перед Своим Богом и Отцом. В Мтф.17:2 мы читаем об этой полноте света в Иисусе: «…и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет».

    Это указывает на взаимосвязь с нашей темой. Согласно ст.37 семя и престол должны стоять вечно и прочно. А ст.38 добавляет: «Вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах“. Теперь знаем для чего Бог создал луну: «верный свидетель». Луна будет до тех пор существовать, пока существует материальное небо.

    Переходим к ст.39, исходному пункту нашей темы: «Но Ты отверг и изгнал». Это не человеческие слова, а высказывание Библии. Исходный пункт этого высказывания мы видим у Давида. Бог не изгнал Давида, но в семени Давида, это пророчество исполнилось.

    Иисус был отвергнут и изгнан. В выражении «Но Ты» имеется в виду Бог, совершающий суд. В соответствии с Его праведностью и святостью Христос должен был пострадать и понести на Себе этот суд, как Сам Иисус затем подтверждает в Евангелии от Лук.24,26.

    Причина Его изгнания заключается в том, что Он возложил на Себя грехи всего мира. Царская власть и священство Божиего народа пришли к концу. Почему? Из-за неверия, неверности, непослушания и мерзости, в которых пребывал Божий народ.

    Но производителями грехов, из-за которых Христос был изгнан, являются все люди. В конечном счёте, никто из нас не знает, чем являются наши грехи в глазах Господа. Даже по отношению к Своему Сыну праведный Бог не мог закрыть глаза.

    Грех является изобретением сатаны в активной борьбе против Бога. Осознают это люди или нет, в существе этого вопроса ничего не меняется. Праведный Бог должен был отвергнуть и изгнать Христа, поскольку Он нёс на Себе грех мира.

    Кто имеет общение с грехом, тот должен быть отвергнут и изгнан Богом. Даже если это Сын Божий, явившийся во плоти. Библия говорит: «Возмездие за грех – смерть». А мы можем добавить: не взирая на лица.

    Следствием изгнания Христа является то, что Бог должен был Его оставить. Поэтому в Пс.21:2 читаем: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?»

    Праведный Бог не может иметь общения с грехом, потому что преступление Божией праведности влечёт за собой суд, который совершается Богом. Никогда этот суд не будет совершён Отцом! Этот факт подтверждает Господь в Евангелии от Ин.5,22.

    Запомним это предложение: «Ибо Отец не судит никого». Это вопрос веры. Поэтому в Пс.21,2 не написано: «Отец мой! Отец мой! для чего Ты меня оставил?», но «Боже мой!…» Это не совпадение в Слове Божием. Так как небесный Отец не совершает суда, то Он не мог оставить Сына. Об этом написано и в других местах Нового Завета.

    В Евангелии от Ин.16,32 Господь говорит о том, что в связи с Голгофой ученики оставят Его одного, то есть покинут. Затем Господь говорит: «…но Я не один, потому что Отец со Мною». Это тоже является вопросом веры, признаём мы это или нет.

    Это будет лишь тогда признанием, когда оно не перейдёт в ложное толкование. Что касается вопроса Сына, то Отец очень любил и любит Его, и Он поддерживает связь с Сыном на основе Божией любви, но не суда.

    А я добавлю: Никогда Отец не мог прогневаться на Сына Своей любви за Его послушание и добровольное принесение Себя в жертву на Голгофе. Что касается праведности и суда в отношении греха, то этот вопрос лежал в руках Бога.

    Отец и Бог это одна и та же Личность, но, несмотря на это, мы не можем сказать: «Это всё равно, как мы скажем в молитве, так как Бог является и Отцом». Именно в этом Слово Божие понимается и растолковывается неправильно. В Церкви Иисуса и сегодня имеются такие люди, которые на основании своей страсти говорить, превращают истину в ложь. Мы это знаем, такое бывает.

    Хотя Бог объединяет в Себе обе Личности, но лично мне абсолютно не всё равно, впаду ли я в руки праведного Бога, совершающего суд или я попаду в руки Отца, Который на основании Своей любви является хранителем жизни и я буду предназначен для вечной славы. Я предпочитаю последнее, поэтому вверил свою жизнь Иисусу Христу.

    При разграничении понятий Отец и Бог, как нам показывает Библия, речь идёт о Его существе – любви и суде. Кто не разграничивает того, что разграничивает Библия, тому многого не достаёт в познании Самого Бога.

    Рассмотрим в книге Быт.22 прообраз Авраама, отца Исаака. В ст.6 читаем: «…и пошли оба вместе». Куда они шли? В землю Мориа, к месту приношения жертвы. Как долго они шли? В ст.4 читаем: три дня. Бог сказал Аврааму, чтобы он принёс во всесожжение своего сына.

    В течение этих трёх дней Исаак был для своего отца Авраама мёртвым. Ибо за этим событием стоит Слово Божие. Это были те три дня, в течение которых Христос был мёртвым для Своего Бога и Отца. Мы видим, как они идут к горе Мориа.

    Авраам возложил на Исаака «дрова для всесожжения», которые указывают на Голгофский крест.

    Здесь мы видим, что отец и сын идут одной и той же дорогой, на протяжении которой уже в прообразе отец страдал не меньше, чем сын. Но одно я должен сказать: советую всем внимательно и с молитвой прочесть эту историю.

    Ни в одном месте мы не найдём сообщение, что Авраам убежал и оставил сына одного. Это не библейское учение. Возвращаемся к нашему исходному тексту, где в ст.39 сказано: «Но Ты… очень прогневался на помазанника Твоего».

    Этим помазанником является Иисус Христос. Следовательно Бог очень прогневался на Господа Иисуса, когда Он находился в суде. Почему Бог так сильно прогневался? Ведь хватило бы обычной, скромной смерти, которой наш Господь Иисус мог бы умереть, чтобы представить истинную жертву Агнца.

    Не достаточно ли было бы, чтобы эта смерть свершилась где-нибудь в скромном месте Иерусалима и очень быстро?» Нет! нет! Обратим внимание на последовательность событий.

    Иисус пошёл за нас на суд. А так как Он нёс на Себе грех всего мира, то и суд над грехами всего мира был совершён над Ним на Голгофе. Из-за бесконечной массы грехов и вины всего человечества излился весь Божий гнев на Его Помазанника.

    По отношению к Иисусу, в Его (нашем) осуждении, не проявлено ни малейшей пощады, несмотря на то, что Он – Сын Божий. Сам Бог совершил суд над Помазанником. Сверх этого в излиянии Своего гнева Бог разрешил даже Своему творению выступить против Иисуса.

    Прообразно читаем об этом в Пс.21,13-14: «Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий».

    Какое намерение имеет львиная пасть мы все хорошо знаем. Я высоко ценю и придаю большое значение буквальной точности. В этом суде наш Господь погиб!

    Правомерно и совершенно точно мы можем сказать, что лишь на основании добровольности Его жертвенного хода, Он оставил Свою жизнь. Это верно! Но ценой Своей жизни Он оплатил наш суд и всю вину греха.

    Мы не можем себе представить, что пережил Иисус в часы суда на кресте. Но чтобы глубже заглянуть в страдания Иисуса, коротко коснёмся Иова, который является прекрасным прообразом Иисуса, о чём многие дети Божии к сожалению не знают.

    В послании Рим.3,10 и в книге Иов.1,8 и 2,3 читаем: «…нет праведного ни одного». «И сказал Бог сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый (или праведный), богобоязненный и удаляющийся от зла ».

    Такими качествами, какими Бог наделяет Иова, обладал единственный человек Иисус. Среди людей на земле, как говорит Бог, действительно не было равного Ему. Я думаю, что в Евангелиях по воле Господа Иисуса основное внимание уделяется Его служению людям во время Его пребывания на земле.

    Святой Дух открывает нам желание Господа спасти всех людей. Но чтобы мы могли немного глубже заглянуть в страдания Господа, Бог вводит в Своё Слово образ Иова. В книге Иов.6,2-4 читаем:

    «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание моё! Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьёт дух мой ; ужасы Божии ополчились против меня».

    Дорогой читатель, глубоко вдумайся в слова этих трёх стихов. Если ты теперь понял, что в лице Иова речь идёт об Иисусе, то здесь не требуется разъяснений.

    Стрелы Божиего гнева, Божиего суда во всей своей остроте мощной лавиной беспощадно обрушились и впились в душу Господа Иисуса! И яд этих стрел пил дух нашего Господа, наслаждаясь Его бесконечными страданиями.

    Это говорит о том, что духовные боли и страдания Иисуса были безмерно больше Его физических болей и страданий. И лишь потому, что Иисус возложил на себя грехи всего мира, стало возможным, чтобы стрелы Божиего гнева со всей яростью и силой вонзились в Него.

    В этом мы видим Божий суд гнева над нашими грехами. Наш суд, который нёс на Себе праведный Господь, был нашим вечным судом. Поэтому Бог излил Свой великий гнев на нашего Господа.

    Лично я убеждён, что только в вечности мы поймём, что в действительности претерпел Господь за нас на кресте. Освящённый, исполненный Святым Духом, помазанный Сын Божий был предан мраку, и согласно ст.40 нашего текста Бог пренебрёг (отверг или расторгнул) завет с рабом Своим.

    Поэтому мученическая смерть Иисуса из-за наших грехов была так ужасна. Теперь возникает вопрос: какой это был завет, которым Бог пренебрёг? Это мы должны знать, иначе не поймём это место Писания.

    На примере этого текста мы видим, как нам нужны глубокие познания Писания, чтобы хоть немного понять великие страдания нашего Господа.

    Обратим снова наш взор к ст.36 нашего текста, где Бог клянётся Своему слуге Давиду Своей святостью. Эта клятва связана со 2Цар.7,16, где Бог клялся Давиду и заключил с ним завет. Давид был пророком, и на этом основании Бог открыл ему Свои намерения.

    Именно об этой клятве, данной здесь Богом Давиду, говорится в Пс.88. В этой клятве Бог обещает сделать вечным и непоколебимым престол Давида и его сына, Соломона. По этому поводу читаем в Пс.88:4-5,29:

    «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду , рабу Моему: навеки утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой». «Вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен».

    Итак, мы оказались перед вопросом, который следует решить. В ст.29 Бог говорит, что «сохранит Свой завет», а в ст.40 сказано, что Бог «Пренебрёг завет с рабом Своим». Если бы либералисты это заметили, то наверняка ухватились бы за этот пункт, чтобы лишний раз доказать противоречивость Библии.

    Нет! Противоречия находятся только в мозгах беспризорных верующих. Я говорю вам об этом совершенно ясно, не утаивая не единой буквы. Либерализм идёт против Бога, является отрицанием Бога. Мы должны это знать. Слово Божие дано нам для того, чтобы получить в Нём понятие.

    Как можно объяснить это кажущееся противоречие? Оба пророчества находят своё исполнение во Христе. Что Бог сохранит завет и клятву, данную Давиду, исполнилось в том, что Он послал к нам Своего Сына.

    А пренебрежение (нарушение) заветом с рабом Своим вызвано неверностью и грехами потомков Давида на престоле: неверность царей Иудеи и Израиля. Было сказано: «из-за греха семени Давида».

    Тогда мы приходим к новому вопросу: Почему «пренебрежение завета» с Давидом возложено на Иисуса? Как оно могло вступить в силу? Лишь благодаря тому, что Господь Иисус возложил на Голгофе наши грехи на Себя и стал ещё грешней, чем все цари и сам народ Израиля. Грешней, чем Ахав или Ахаз!

    Если Библия говорит: «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех…»,

    то Ахаву было ещё далеко до этого. Из-за нашего греха завет престола Давида был в лице Иисуса, сына Давидова, расторгнут и «повергнут на землю венец его» (ст.40).

    В Англии престол занимает женщина, что указывает на феминизм. Под солнцем это не ново, потому что такой случай мы имели уже в Савве во времена Соломона. Мы видим откуда это исходит, но время не позволяет рассмотреть этот вопрос.

    Итак, царь – это личность, которая в определённое время одевает венец, украшенный золотом и драгоценными камнями. Грешные цари Израиля и Иудеи осквернили престол своими грехами. А наши грехи осквернили царский венец Христа до земли .

    Впрочем, это выражает образ Иисуса на кресте. Осквернять означает сделать недостойным. Осквернение нашего Господа выражено «терновым венцом». Повержение венца Иисуса указывает на Его погребение.

    Прообразно мы видим это в Быт 3,18, когда Бог выгнал Адама и Еву из Едемского сада. Там сказано: «Терние и волчцы произрастит она тебе».

    На столбе позора наших грехов было написано: «Царь Иудейский». Это возмутило фарисеев и книжников, и они хотели изменить эту надпись. Но Бог не допустил этого, потому что Иисус действительно был царём.

    В ст.41 далее читаем: «Разрушил все ограды его». Ограды городов в древние времена являлись защитой от нападения врагов. Когда стены Иерихона пали, то для его жителей остался только суд. Этот стих означает, что Бог удалил от Своего Помазанника всевозможную защиту; обнажил Его, чтобы суд полностью поразил Его.

    Иначе Иисус не мог бы взять на Себя наш суд. А далее Писание говорит: «…превратил в развалины крепости его». Крепость является укреплением сопротивления. Бог с неба преградил и уничтожил Своему Сыну всевозможные пути сопротивления путём разрушения «крепости».

    Иначе враги не добились бы своей цели – распятия Иисуса. Читаю Евангелие от Лук.20.14: «Но виноградари, увидевши его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдём убьём его, и наследство его будет наше».

    И если бы Бог не уничтожил Своему Сыну всевозможные пути сопротивления и дал Ему возможность избежать смерти, то мы не имели бы спасения от вечной смерти. А теперь обратим наш взор на Голгофский крест.

    Об этом мы читаем в ст.42: «Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих».

    Об исполнении этого пророчества читаем в Евангелии от Мтф.27,39 «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими».

    Писание обращается сегодня ко всем, кивающим головами на Иисуса, потому что они обворовывают Его. Не только римские воины, которые бросали жребий о Его одежде, но и все проходящие обворовывали Господа. В чём же заключалось их расхищение?

    Да в том, что киванием головы они обворовывали Божиего Сына в чести и славе. Поэтому каждый, кто сегодня равнодушно проходит мимо Иисуса Христа, является разбойником. В Библии это, правда, не написано, но можете мне поверить.

    Поэтому мы все должны придти ко Христу! Иначе Бог поступит с нами в Своей праведности как с такими, которые прошли мимо креста. Унижение Иисуса сделало Его посмешищем. Это «Поношение сокрушило сердце моё…» (Пс.68,21а).

    А согласно ст.43 нашего текста Бог «возвысил десницу противников его» (Иисуса), потому что власти и силы врагов не хватило бы, чтобы убить Иисуса. Все Божии враги безмерно радовались в часы страданий Иисуса; они ликовали над страданиями и смертью Иисуса.

    Даже враждующие между собой стали при этом друзьями (Лук.23,12). Но враг человеческих душ не знал, что Иисус Своей «смертью лишил силы имеющего державу смерти, то есть, диавола» (Евр.2,14).

    Чтобы достичь величайшей из всех побед победы Бог «обратил назад остриё меча его» – меча Своего Сына (ст.44), чтобы никого не поразить. В борьбе за Собственную жизнь Иисус не должен был побеждать. Он должен был погибнуть, иначе вечная смерть коснулась бы нас. Как бесконечно много претерпел Господь Иисус ради нашего спасения.

    Какую великую любовь Он явил! Как мы можем выразить Ему нашу благодарность? Не в том ли, чтобы стать всё более похожими на Него и вместе с Ним умереть? Но одно мы не можем: мы не можем взять на себя суд нашего Господа. На этом было бы всё закончено.

    Но мы все, принадлежащие нашему Господу, воскреснем с Ним и вечно пребудем в ликовании на небесах в Его славе. Потому что Христос возлюбил нас, когда мы были ещё Его врагами.

    На этом мы закончим рассмотрение страданий нашего Господа Иисуса и в заключение нашей серии передач перейдём к радости Иисуса. На этом моё время истекло. Аминь.

    Миссия Христа на земле – проповедь спасения и Царства Божия на земле и на небе.

    Энтони Баззард

    В любой системе знаний существует некая фундаментальная идея, основная концепция, которой подчиняются все остальные факты. Эта главная идея определяет характер всего явления и наделяет определенным смыслом каждый его аспект. Ключевое понятие, основной тезис становится критерием, в соответствии с которым оцениваются вспомогательные идеи. Христианская вера дошла до нас в Библии, сборнике документов, требующих от нас определенной реакции и действий. Источником представленной в ней информации является Сам Бог, Который передал Свое послание через пророков и учителей, но, прежде всего, через главного Своего представителя, Мессию Иисуса.

    В чем же состоит основополагающая доктрина Иисуса? Какие тезисы являются ключевыми в Его Вести? Какая идея лежит в основе Его проповеди и учения? Что должен усвоить человек, который хочет следовать за Иисусом?

    Ответ на этот вопрос может найти каждый, кто способен прочитать Библию, в любом переводе, и стремится выяснить, чему на самом деле учил Иисус. Значение ключевой идеи христианства, Евангелия, настолько воодушевляло авторов Нового Завета, что они вновь и вновь подчеркивали ее.

    Примером непостижимой утраты фундамента учения служит тот факт, что основная идея Иисуса крайне редко слышна в современных проповедях, а то и вовсе умалчивается. Удивительно, что руководители традиционного христианства сами признают, что проповедуемое ими Евангелие отличается от того Евангелия, которое провозглашал Иисус.

    Ряд важнейших отрывков, охватывающих промежуток времени от начала служения Иисуса в Галилее и до смерти Павла, свидетельствует о невероятно простом факте: Библии известно только одно Евангелие, предназначенное как для еврея, так и для язычника. Это Евангелие о Царстве Божьем:

    Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. (Марк. 1:14-15)

    Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. (Деян. 8:12)

    И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им [учение] о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались словами его, а другие не верили. (Деян. 28:23, 24)

    Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово… (II Тим. 4:1, 2)

    Ключевая идея христианства

    Три основных свидетеля служения Иисуса, Матфей, Марк и Лука, единодушно называют Его евангелистом, глашатаем Божьего Евангелия о Царстве Божьем. Не опасаясь возможных возражений, мы готовы заявить, что Царство Божье было осью, вокруг которой вращалось все учение Иисуса.

    Марк приводит краткое изложение деятельности Иисуса. Его публичное служение началось с провозглашения Евангелия о Царстве Божьем. Придя в Галилею, Иисус призвал Своих соотечественников изменить свое мышление ― покаяться ― и поверить в Добрую Весть, Евангелие, о Царстве Божьем (Марк 1:14, 15). Таким образом, они должны были присоединиться к великому плану Бога по спасению человечества.

    Лука подчеркивает грандиозное значение Евангелия Царства. Первые сведения, которые сообщает об Иисусе Лука, после того, как провозглашено рождение Мессии, касаются Царства Божьего: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1:32, 33).

    Каждый еврей прекрасно понимал, что речь шла о воцарении Иисуса в грядущем Царстве Божьем. Сам Иисус дал четкое определение главной цели Своего служения: «Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лук. 4:43). Эти слова помогают нам проникнуть в мысли Иисуса и предоставляют необходимый ключ ко всей христианской религии, основанной на Его учении.

    Далее Лука незамедлительно сообщает нам, что Иисус проповедовал «слово Божье» (Лук. 5:1). Это стенографический термин, используемый Лукой (и Новым Заветом) обозначает христианскую Весть или Евангелие о спасении. Матфей дает определение этой Вести, когда пишет о том, что Иисус провозглашал «слово о Царствии» (Мат. 13:19). Марк упоминает просто «слово» (Марк. 4:14).

    В Своей знаменитой притче, уподобляющей сеятеля евангелисту, который сталкивается с различной реакцией на свои слова, Иисус подразумевает, что Евангелие должно глубоко укорениться в сердце каждого человека как жизненно важная для него информация. Новообращенный, уяснивший это Слово, отправляется в христианское путешествие, целью которого является Царство. Нет ничего более важного для нашего духовного благополучия, чем понимание этой Вести ― Доброй Вести о Царстве Божьем. Согласно Лук. 4:43 и Лук. 5:1, Весть о Царстве и «слово Божие» являются равнозначными понятиями. «Весть», «слово», «Евангелие» и «свидетельство» ― это взаимозаменяемые термины. Все дальнейшие упоминания о «слове» и «Евангелии» в Новом Завете должны рассматриваться и толковаться в соответствии с наиболее полным «исходным текстом» ― «Евангелие о Царстве Божьем». Подобный подход придает гармонию и целостность всему новозаветному повествованию, а также помогает связать его с более ранним откровением, данным в еврейской Библии. Как отметил Джон Брайт:

    Концепция Царства Божьего, по сути, заключает в себе всю библейскую истину. Будучи ярко выраженной в учении Иисуса, она в той или иной форме появляется на протяжении всей Библии… Уяснить смысл Царства Божьего ― значит максимально приблизиться к сущности библейского Евангелия спасения29.

    Распространение Евангелия имело первостепенную важность для Иисуса и Его учеников, которых Он избрал в качестве помощников: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия…» (Мат. 4:23; 9:35). «И послал их проповедывать Царствие Божие» (Лук. 9:2). Он возложил на Своих последователей ответственность нести повсюду весть о Царстве: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лук. 9:60).

    Иисус указал Своим последователям, что основная цель их жизни состоит в поиске Царства Божьего: «Ищите же прежде Царства Божия…» (Мат. 6:33). Царство должно стать для них сокровищем, ради которого можно пожертвовать всем остальным (Мат. 13:44-46). Царство необходимо сделать темой своей ревностной молитвы: «Да приидет Царствие твое» (Мат. 6:10). Проникнуть в суть Божьего замысла о Царстве можно лишь при помощи особого дара, которым наделены те, кто искренне следует за Иисусом и верит Его учению. Однако этот дар не доступен поверхностным ученикам (Мат. 13:13-16).

    Тема Царства была основной в беседах Иисуса с учениками после Его смерти и воскресения. Когда Господь вновь явился Своим избранным представителям, на протяжении почти шести недель Он говорил с ними «о Царствии Божием» (Деян. 1:3). В последнем разговоре, непосредственно перед вознесением Иисуса на небеса, ученики спросили у Него, не настало ли время для восстановления Царства (Деян. 1:6).

    Что необходимо знать каждому верующему

    Лука знакомит нас с информацией, которую должен услышать и принять каждый человек, обращающийся в христианскую веру. Это своего рода ранний символ веры, лаконично передающий основные идеи Евангелия: «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины, и женщины» (Деян. 8:12).

    Филипп во всем следовал примеру Самого Иисуса, Который настаивал на необходимости веры в Царство Божье для спасения: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его», чтобы люди «не уверовали и не спаслись». Спасение было связано с обещанием Мессии о великой награде, ожидающей Его учеников. Они помогут Ему руководить новым миром, или новым веком грядущего Царства: «Вы, последовавшие за Мною, ― в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (см. Мат. 19:28; Лук. 22:28-30). Перед этим Иисус пообещал: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук. 12:32). Обращаясь к Своей аудитории, Иисус, фактически, приглашал слушателей принять участие в руководстве Царством.

    Неудивительно, что Павел, во всем подражавший Иисусу, назвал свое служение проповедью Евангелия Царства (Деян. 20:25). Лука постоянно напоминает нам о том, что именно апостолы вкладывали в понятие «Евангелие». Он сообщает, что Павел в течение трех месяцев проповедовал в синагоге Коринфа «о Царствии Божием» (Деян. 19:8). Дабы не оставить ни малейшего повода для сомнения или непонимания, Лука завершает второе свое произведение, Книгу Деяний, описанием деятельности Павла в Риме. Два года Павел находился в этом городе, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе» (Деян. 28:31). Именно эту евангельскую весть о спасении он адресовал как евреям, так и язычникам (Деян. 28:23, 28, 31).

    То же самое Евангелие Царства должно провозглашаться по всему миру и в наши дни, чтобы подготовить людей к окончательному установлению Царства в День Господа, когда Иисус вернется в силе, чтобы править землей. По словам Самого Иисуса: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной… и тогда придет конец» (Мат. 24:14).

    При наличии таких доказательств ― а их, на самом деле, гораздо больше ― тем, кто серьезно занят поиском библейской истины, не составит труда заметить основную идею, лежащую в основе христианской вести о спасении. Царство Божье, несомненно, является фундаментом проповеди Иисуса и апостолов, осью, вокруг которой вращается истинное христианство.

    Единодушие ученых в вопросе о цели Мессии

    Идея о том, что Царство Божье было основной темой проповеди Иисуса и целью Его прихода, не дает повода для существенных разногласий. «В отношении этого ключевого пункта существует полное единодушие… Оно сводится к следующему: центральной темой проповеди и деятельности Иисуса было Царство Божье». Этот же автор отмечает странный факт: в проповеди Церкви после времен апостолов «Царству Божьему не отводилась основная роль».

    Многие другие выдающиеся ученые подтверждают, что Весть о Царстве лежала в основе учения Иисуса: «Этот термин [Царство Божье] является отправной точкой Его провозглашения». Джон Собрино пишет:

    Что касается деятельности Иисуса, неоспоримым историческим фактом является то, что «Царство Божье» было основополагающей идеей Его проповеди, понятием, которое наделяло смыслом все Его служение. Вытекающие отсюда выводы чрезвычайно важны. Они предоставляют нам два ключа, помогающим нам понять Иисуса. Во-первых, Иисус, по общему признанию, не ставил собственную личность в центре Своего учения. Как выразился Карл Ранер, «Иисус проповедовал Царство Божье, а не Самого Себя».

    Хотя Иисус действительно претендовал на исключительность и не раз говорил об этом, Его проповедь, тем не менее, была сфокусирована на Царстве. Этот тезис подтверждают многие видные ученые: «В основе проповеди Иисуса было Царство Божье»34. «Согласно общепризнанному мнению, главное место в учении Иисуса занимало приближение Царства Божьего».

    На изломе двух веков британский ученый Арчибальд Робертсон, читавший лекции о Царстве Божьем, утверждал: «Нет никакого сомнения в том, что в учении нашего Господа Царство Божье является показательным и всеобъемлющим компонентом, вкратце передающим цель его прихода… Повсюду мы видим, что его главной вестью была добрая весть о Царстве».

    Известные толкователи Библии в один голос утверждают, что Царство Божье является основополагающей идеей христианской религии: Царство Божье ― это основная тема учения Иисуса, через которую он преломлял понимание собственной личности и своего служения.

    Царство Божье, в определенном смысле, можно назвать великой темой, объединяющей все Священное Писание… Правление Бога вытекает из Его суверенной природы. Оно было отражено в повелении о владычестве над миром, данном первому Адаму. Позже это право было утеряно человечеством по причине греха. Во Втором Адаме право на владычество было восстановлено юридически. Оно будет реализовано на земле на окончательном этапе человеческой истории и перешагнет за пределы истории, устремившись в вечность, когда, по словам Иоанна, будет установлен «престол Бога и Агнца» (Отк. 22:3). В библейской доктрине Царства Божьего заключена христианская философия истории38.

    Новый Завет настолько же движим мечтой о теократии и об эсхатологическом установлении Царства Божьего, как и Ветхий Завет.

    Сужение Иисуса было сконцентрировано вокруг захватывающего термина «Царство Божье». Все остальные идеи связаны с ним и освещены его светом40.

    Царство Божье занимало главное место в учении Христа… Основополагающие доктрины Иисуса естественным образом вращаются вокруг этой ключевой темы.

    Царство Божье является тем стержнем, который спаивает воедино различные части Писания. Джон Ройманн утверждает: Спросите у ста новозаветных ученых по всему миру, протестантов, католиков, или тех, кто не принадлежит к лону христианства: в чем заключалась главная Весть Иисуса из Назарета? Подавляющее большинство ― а, может быть, абсолютно все ― скажут, что Его проповедь была сконцентрирована вокруг Царства Божьего… Современные исследователи единодушны в следующем: «Благая Весть», провозглашенная Иисусом, касалась Бога и Его Царства…

    Однако сегодня, когда мы слышим о том, что Иисуса провозглашал Весть о Царстве Божьем, это кажется нам странным и немедленно ставит перед нами множество вопросов… Современному человеку, который составляет впечатление об учении Иисуса только по обрывкам воскресных церковных проповедей или после беглого ознакомления с отрывками Библии, может показаться, что учение Иисуса не имеет связующего элемента. Мы видим здравый тезис в одной проповеди, луч света в другой, часть истины в третьей, но крайне редко предпринимается попытка интегрировать учение Иисуса в единое целое… Вот почему так важно понимать, что у Иисуса была основная доктрина, и что она касалась Царства Божьего. Именно эта тема объединяет все слова и поступки Иисуса… Царство Божье является связующим элементом, который определял все то, что делал и говорил Иисус. Евангелие от Марка после краткого пролога сразу же переходит к упоминанию о доброй вести, что задает тон всей книги42.

    Австралийский теолог подчеркивает первостепенную роль Царства для проповеди Евангелия:

    Избавиться от наивного суждения, согласно которому Евангелие отделено от Царства, можно, следуя библейским наставлениям: в Новом Завете (особенно у авторов Евангелий) мы всюду видим «Евангелие Царства»… Сущность Царства имеет решающее значение, ибо она определяет сущность спасения, которое принес Иисус, и сущность Евангелия, которое мы должны проповедовать… Вопрос состоит в следующем: какое Евангелие мы проповедуем за две минуты до полуночи по шкале Судного дня. Неужели мы не можем прийти к согласию в этом вопросе и не уверены в содержании того Евангелия, которое мы призваны провозглашать?

    В свете этих фактов трудно понять, как можно проповедовать Христа, если Его Евангелие Царства не разъясняется потенциальным верующим. Неуверенность по поводу содержания Евангелия является не чем иным, как признанием хаоса, царящего в Церкви. Как заявлял Павел, «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). «Как они могут верить в Того, Кого не слышали» ― писал он (Рим. 10:14)44. Он подразумевал, что истинная евангельская проповедь Иисуса должна быть передана евангелистами, представителями Мессии. По мнению Павла, слова Иисуса должны достичь ушей потенциального новообращенного без искажений. Он писал жителям Эфеса: «И, придя, [Иисус] благовествовал мир вам, дальним и близким» (Еф. 2:17). Чтобы познать Христа, нужно слышать Его и учиться у Него, «так как истина во Иисусе» (Еф. 4:20, 21). Апостолы никогда не слышали популярную ныне теорию о том, что проповедь исторического Христа предназначалась только для евреев, и что воскресший Христос принес совершенно иную весть язычникам! Мы в очередной раз видим, как важно верить в Иисуса истории и строить свою веру на том Евангелии, которое проповедовал Он.

    В этом вопросе авторы Нового Завета выказывают полное единодушие. Согласно автору Послания к Евреям, христианское Евангелие было первоначально проповедано Самим Иисусом, а затем передано последующим поколениям верными свидетелями той же Вести о Царстве (Евр. 2:3). Иоанн предупреждал об опасности появления таких людей, которые искажают «учение Христово» (II Иоанна 7-9). Павел настаивал на необходимости следовать «здравым словам Господа нашего Иисуса Христа» (I Тим. 6:3). Существует полный консенсус относительно того, что главной целью Иисуса была проповедь Царства Божьего. При этом в наше время люди, претендующие на приверженность Евангелию, провозглашенному Иисусом, практически ничего не говорят о Царстве! Здесь явно нет логики. Нельзя быть учеником Христа, не принимая Его учения, а именно Вести о Царстве. Многие вносят путаницу, утверждая, что «Евангелие ― это Христос». Они, видимо, не изучают повествования Матфея, Марка и Луки, из которых ясно видно, что Иисус провозглашал некую объективную реальность, отличную от Него Самого. Это было Евангелие Бога, Его Отца: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Марк. 8:35).

    В Писании существует субъект проповеди, Христос, и четко выраженный объект. Иисус не был молчаливым распятым Спасителем (хотя его смерть имеет огромное значение). Он проповедовал Евангелие Царства. Иисус без Своего учения ― это вовсе не Иисус! Иисус, отделенный от Своего еврейского наследия и от своих корней, находящихся в книгах еврейских пророков, ― это не Иисус истории. Без должного наставления люди, обращающиеся в веру, будут рисовать в своем воображении тысячи портретов Иисуса. Поэтому очень важно, чтобы мышление христиан было укоренено в Библии и в словах Самого Иисуса.

    Элизабет Ахтемайер чувствует, что современные христианские проповеди лишены ключевого элемента:

    Одна из основополагающих идей Нового Завета, которую обычному прихожанину в наши дни почти не доводится слышать, ― это провозглашение грядущего Царства Божьего Иисусом Христом. Все основные теологические писания Ветхого Завета пронизаны идеей Царства… Пророки предвещали эпоху царства, и в то же время эпоху суда, изгнания и нового исхода (Ис. 52:11-12). Они писали о странствованиях по пустыне (Ис. 48:20-21), о вхождении в обновленную землю обетованную (Иез. 34:25-31), где Израиль будет жить в верности Богу и в полной безопасности, заключив с Богом новые договорные отношения (Иер. 31:31-34), о свете Израиля, который привлечет все народы (Ис. 60:1-3; 56:6-8). Израиль уповал на грядущее царство и предвкушал его приход в своем поклонении (Пс. 46, 95-98). На протяжении большей части Ветхого Завета он с нетерпением ожидает его установления.

    Не следует забывать о том, что истинное Евангелие Иисуса «обычному прихожанину в наши дни почти не доводится слышать».

    Сэр Энтони Баззард

    Царство небесное на земле. Забытое христианство еврея Иисуса.

    Воспоминание о страданиях Христа

    Как та жестокая история о распятии Иисуса Христа меняет нашу жизнь? Какова реакция верующего человека на то, что совершилось на Голгофе? Как Воскресение Христово относится к каждому из нас? Краткое наставление для жизни в вере. Проповедь Виталия Сергеевича Мороза в Центральной церкви ЕХБ Волгограда перед Вечерей Господней 3 мая 2015 года.

    Поразмышляем сегодня о вере и о том, как мы сегодня можем жить, как дети Божьи, ученики Иисуса Христа. Начнём рассуждения с нескольких мгновений жизни Христа перед началом и во время Его крестных страданий.

    15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

    16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, 17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; 18 и начали приветствовать Его: «Радуйся, Царь иудейский!» 19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. 20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

    21 И заставили проходящего некоего киринеянина Симона, отца Александра и Руфа, идущего с поля, нести крест Его. 22 И привели Его на место Голгофу, что значит «Лобное место». 23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. 24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. 25 Был час третий, и распяли Его. 26 И была надпись вины Его: «Царь иудейский». 27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. 28 И сбылось слово Писания: «И к злодеям причтён».

    Слава Богу за то, что мы можем приветствовать друг друга такими глубокими словами, свидетельствующими о Христовом воскресении («Христос воскрес!»). Слава Богу за то, что мы, собравшись как одна церковь, можем по нашему обыкновению иметь Вечерю Господню, святое Причастие. Слава Богу за то, что мы имеем отношения с Господом, и за то, что сегодня мы можем свидетельствовать, что Господь жив, что Он спасающий, любящий, святой. Слава Богу за все духовные благословения, которые мы наследуем через Иисуса Христа.

    Для чего нам вспоминать ту страшную историю?

    Но 15-я глава Евангелия от Марка погружает нас в другую атмосферу — атмосферу самого процесса искупления, который совершался ради тебя и меня.

    После каждого из этих стихов мы должны добавлять фразу: «Это Он сделал ради меня»

    Один из известных христиан нашего времени, пастор церкви, сказал, что после каждого из этих стихов, которые мы с вами прочитали, каждый из нас должен добавлять следующую фразу: «Это Он сделал ради меня». Это Он сделал по причине грехов моих. Это Он сделал для того, чтобы сегодня всё вышеперечисленное: и Пасха, Воскресение Христово, и прощение грехов, и торжество в Господе, — стало для меня возможным. Это мог сделать только Он, и Христос это совершил, потому что очень сильно любил тебя и меня.

    Всякий раз, когда я перечитываю повествование о страданиях Иисуса Христа, моё сердце плачет от того, что пришлось пережить моему Господу Иисусу Христу. И, когда мы читаем сердцем это повествование, мы можем понимать всю ту глубину, всю меру греха, которая была возложена на Христа — греха моего, моего извращения, моей безнадёжности. Он взял всё это, как пишет пророк Исаия (Ис. 53:7,12), и понёс на Себе добровольно, как Агнец Божий.

    И сегодня каждое первое воскресенье месяца мы собираемся вместе не просто для того, чтобы механическим образом исполнить заповедь Господню об участии в святом хлебопреломлении, а мы все вместе идём к подножию креста Голгофы для того, чтобы посмотреть, как досталось наше искупление и наша свобода Иисусу Христу.

    Поклонение должно быть только настоящим

    Эти воины, которые встретили Иисуса после решения Пилата сделать угодное народу, они ведь тоже изображали поклонение Царю царей, Сыну Божию. Мы читаем, что они собрались всем полком, одели Иисуса в особую одежду — багряницу (обычно оно была ярко-красного, алого цвета). Эти воины возложили на Него символ царской власти, но только венец не драгоценный, а венец терновый. Мы читаем, что эти люди на этом не остановились: они начали приветствовать Его: «Радуйся, Царь иудейский». Эти приветствия были насмешническими: они били Его тростью, они плевали на Него, они становились перед Ним на колени, они как бы кланялись Ему. Всё это происходило перед Христом, всё это было перед Тем, кто дал всему жизнь, всё это было выражением пренебрежения и презренного отношения к этому узнику. В 20-м стихе Марк пишет, что когда они насмеялись над Ним довольно, они Его раздели и одели в Его одежды и вышли с Ним в последнюю процессию на гору Голгофу.

    Что наполняет твоё сердце, когда ты размышляешь о Виновнике твоего спасения?

    Что наполняет твоё сердце, когда ты размышляешь о Виновнике твоего спасения? Какие изменения происходят в твоей жизни, когда ты приходишь на Голгофу для того, чтобы остаться с этим великим Господом, Царём славы, Богом, перенесшим всё это ради твоего и моего спасения? О чём ты думаешь? Что происходит в твоём сердце?

    Мы читаем, что когда Христос висел на кресте, уже распятый, не было ни одного слова из Его уст, которое могло бы как-то остановить их. Всё, что Он делал — Он молил Бога о прощении этих людей, ослеплённых собственной греховностью, собственной невежественностью и окончательной испорченностью. Он просил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34).

    Мы читаем, что когда Его привели на это лобное место, Ему давали пить вино со смирной. Это был обычный римский обычай, когда человеку, который должен был вот-вот перенести неимоверные муки, предлагали это средство: вино со смирной, которое могло хотя бы слегка снизить порог боли, притупить его сознание. Это было своего рода средство, которое могло бы Христу помочь перенести остроту всех ощущений. Но Он отказался — Христос хотел испить эту чашу страданий до дна, до самого последнего глотка. Мы читаем дальше, что когда Он уже был распят и жаждал, то один из них побежал, чтобы наполнить губку уксусом, чтобы усилить эту агонию и жажду. Но Христос, попробовав, не стал пить, потому что Его состояние, Его боль, Его внутренний мир не мог бы быть никогда сглажен ничем — ни вином со смирной, ни этим перекисшим уксусом. И в 39-м стихе потрясающее свидетельство:

    Воскресение Христа прямо связано с Его смертью

    В пасхальные дни мы много говорим о том, что мы имеем во Христе. Это не плохо, это очень хорошо. Но я бы хотел, чтобы наши сердца наполнялись пониманием Божьих истин.

    Если ты сегодня не живёшь жизнью сораспятия со Христом, то ты никогда с Ним не совоскреснешь.

    Если мы хотим и ожидаем воскресения со Христом, то, как Апостол Павел пишет: всякий, кто хочет совоскреснуть со Христом, должен сначала сораспяться со Христом. Если ты ожидаешь этого совоскресения, но сегодня живёшь не жизнью сораспятия с Богом, а живёшь для себя (Клайв Льюис однажды сказал, что нам в последнее время очень нравится верить в Бога, но жить для себя), то ты никогда с Ним не совоскреснешь. Если при участии в Вечере твоё сердце оказывается не готовым, то жертва Христа и личность Христа не являются для тебя самой главной ценностью. Для того, чтобы совоскреснуть, я должен быть сораспят.

    Путь, по которому Господь ведёт каждого ученика

    Павел продолжает дальше: для того, чтобы прославиться со Христом, нужно пострадать с Ним. Тема страданий — с одной стороны тема очень реальная, но с другой стороны — каждый христианин в своём сердце желает, чтобы его это коснулось как можно меньше, чтобы легче пройти эту чёрную полосу страданий. Но для Апостола Павла это было реальностью, и всё, что он перенёс ради Христа, он почитал огромной ценностью.

    Как для тебя сегодня? Готов ли ты быть со-страдающим со Христом, готов ли ты понести на себе поношение Христово, которого в нашем мире всякий христианин очень часто сторонится или избегает? Готов ли ты сегодня жить со Христом и быть, как пишет Павел, приговорённым как бы к смерти, но несущим в себе жизнь, для того, чтобы уподобиться Христу? Это тот путь, которым Господь ведёт Свою Церковь. Это тот путь, по которому Господь ведёт каждого ученика. Это тот путь, который прошёл Христос. И сегодня Он предлагает тебе и мне стать на эту тропу и идти за Ним, несмотря на то, что говорит мир, что предлагает мир, и как реагирует на это мир.

    Можешь ли ты сказать, что цена, заплаченная Христом за тебя, была не напрасна?

    Когда вся церковь коллективно вспоминает о страданиях Господа, также в этой Вечере участвуешь лично ты. Представь, что ты принимаешь эту Вечерю из рук самого Господа — готов ли ты? Можешь ли ты сказать, что этот путь уподобления Христу в твоей жизни происходит? Можешь ли ты сказать, что та цена, которую за тебя заплатил Сын Божий, Иисус Христос, пострадав добровольно, взойдя на крест по собственной воле, потому что знал тебя и меня, была не напрасна? Какое место этот Сын Божий занимает в твоей жизни сегодня?

    Вера христианина — это действие, а не состояние

    Ещё один прекрасный отрывок может направить наши размышления:

    Господь Святым Духом напоминает нам о том, что верить — это не просто иметь правильные убеждения; вера — это всегда активный залог. Посмотрите, что в этом стихе сказано:

    Во-первых, что мы должны делать — мы должны укрепляться, утверждаться в вере. «Назидать себя» — значит никто не будет назидать меня вместо меня самого, для этого Господь оставил Священное Писание, для этого Господь поместил меня в святую Церковь Свою.

    Второе — мы должны молиться Духом Святым, наши молитвы не просто связные слова с перечнем просьб к Богу, а разговор земного человека с самой главной личностью всей вселенной — Святым Богом. Дух Святой побуждает нас к молитве, влагает в наши сердца и уста те слова, которые мы должны говорить, и вводит в то состояние, в котором должны находиться.

    Третий шаг: сохраняй себя в любви Божьей, ожидая милости от Господа. Сохраняй от разложения этого мира, от невежества и греховного образа жизни, от состояния равнодушия и теплоты. Говоря о сохранении себя в любви Божьей, Апостол Иуда говорит о единственно возможном состоянии, в котором мы можем спасаться или сохраняться. Это любовь Божья и ожидание милости Господа нашего Иисуса Христа. И он указывает для чего — для жизни вечной.

    Участвуя в Вечере, мы можем свидетельствовать о нашем посвящении Господу, нашей любви к Богу, нашей радости о прощении грехов. Но если мы делаем это только когда приходим в дом Божий, только когда оказываемся среди себе подобных, если наша жизнь не является жизнью прославления Бога и посвящения Богу, то мы не исполняем волю Божью.

    Я хотел бы сегодня благословить всех нас этими словами. Хотел бы, чтобы в наших сердца было это состояние умиления перед Богом и исповедания. Я хотел бы, чтобы жизнь уподобления Христу была реальной для каждого из нас. Аминь.

    Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»

    Читайте также:  Миропомазание в церкви: особенности, правила и значение обряда, история и смысл, отличие от других православных обрядов
  • Ссылка на основную публикацию