Свинина у православных: можно ли есть или нет, отношение в Библии и мнение церкви, ответы священника

Можно ли христианам есть свинину согласно Библии?

Очень многих людей людей интересует можно ли христианам есть свинину. Что говорится в Библии по этому поводу? На самом деле, ответ очень простой, давайте разбираться. Мы сначала посмотрим на практику Ветхого Завета для израильского народа, а потом посмотрим учение Нового Завета. Таким образом, мы рассмотрим все учение Библии насчет того, можно ли современным христианам есть свинину.

Свинина в Ветхом Завете

В Ветхом Завете содержатся указания для израильского народа относительно того, какую пищу можно есть, а какую нельзя. Книга Второзаконие повествует об этом, например:

«Можете есть любое животное, у которого раздвоены копыта и которое жуёт жвачку, но не ешьте верблюдов, зайцев и тушканчиков, потому что, хотя они и жуют жвачку, копыта у них не раздвоены, и потому эта еда для вас нечистая. И свиней также не ешьте: у них копыта хотя и раздвоены, но они не жуют жвачку, свиньи для вас — еда нечистая; не ешьте свиное мясо и даже не прикасайтесь к трупу свиньи» (Второзаконие 14:6-8).

На самом деле, в Ветхом Завете не так много отрывков, которые говорили бы об употреблении свинины в пищу. Тем не менее они все запрещают ее употребление. В книге пророка Исайи есть речь Бога, где Бог в негативном ключе высказывается о тех людях, которые употребляют свинину:

«Они всегда повергают Меня во гнев, приносят жертвы и воскуряют фимиам в своих садах. Они сидят среди могил и ждут вестей от умерших, они живут среди мертвецов, они едят свинину, их ножи грязны от гнилого мяса» (Исайя 65:3-4).

Таким образом, согласно Ветхому Завету, свиное мясо нельзя было употреблять в пищу еврейскому народу. Свинину нельзя было приносить в жертву Богу. К свинине даже нельзя было прикасаться. Эта еда считалась нечистой.

Почему израильскому народу нельзя было есть все эти виды пищи (подробнее смотрите отрывок из книги Левит 11 глава, с 1 по 47 стихи)? Израиль должен был повиноваться абсолютным Божьим стандартам. Вторая причина в такой диете в том, чтобы израильскому народу было трудно вкушать пищу поблизости или в присутствии народов, поклоняющихся идолам. Законы о пище служили барьером для смешения израильского народа с идолопоклонническими народами. Правильное питание и польза для здоровья были очевидны, но это было лишь второстепенной задачей Бога после послушания и отделения.

Свинина в Новом Завете

Слово Завет означает «соглашение» или «договор». Когда у вас есть один договор, а потом вы собираетесь заключить новый, то новый договор становится основой текущих взаимоотношений. Вот таким образом Новый Завет (новое соглашение) пришел на смену Ветхому Завету (старому соглашению). Вот как нам описывает нужду в новом соглашении автор послания Евреям:

«Если бы то, первое соглашение, было безупречно, то не было бы нужды в другом соглашении. Но Бог нашёл их виновными и сказал: «Приближаются дни, — говорит Господь, — когда Я вступлю в новое соглашение с домом Израиля и домом Иуды. И это соглашение будет не таково, какое Я заключил с предками в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести из страны Египетской, ибо они не сохранили верность Моему соглашению, и Я отвернулся от них, — говорит Господь. Вот какое соглашение заключу Я с народом Израиля после этих дней, — говорит Господь. Я вложу законы Мои в их умы, запишу в сердцах у них и стану их Богом, и они станут Моим народом. И не будет нужды в том, чтобы кто-то поучал соплеменников или сограждан своих, говоря «Познайте Господа», ибо все они будут знать Меня, от самого ничтожного до самого великого. Я буду милостив к их проступкам и забуду о грехах их». Назвав это соглашение «новым», Он сделал первое устаревшим, а всё, что устаревает и становится бесполезным, вскоре исчезает» (Евреям 8:7-13).

Таким образом, мы теперь понимаем, почему то соглашение стало устаревшим и «бесполезным», а ему на смену пришло новое соглашение — Новый Завет.

Понятие христианин впервые встречается на страницах книги Деяний, а в это время уже вступил в силу Новый Завет. Следовательно, христиане находятся под действием Нового Завета, а не Ветхого Завета, и не обязаны подчиняться требованиям Ветхого Завета. Стоит оговориться, что Новый Завет во многом повторяет заповеди Ветхого Завета, но об этом в другой раз. Нас сейчас интересует, можно ли христианам есть свинину? Давайте посмотрим теперь отрывок из Нового Завета:

«Ешьте любое мясо, продаваемое на мясном рынке, не задавая вопросов, вызываемых укорами совести, ибо «земля и всё на ней принадлежит Господу». Если неверующий пригласит тебя и ты решишь пойти, ешь всё, что ставят перед тобой, не задавая вопросов из-за угрызений совести. Но если кто-то скажет тебе: «Вот мясо, которое было предложено в качестве приношения», то не ешь его ради блага того, кто сообщил тебе об этом, и ради собственной совести» (1 Коринфянам 10:25-28).

Новый Завет нигде не запрещает есть свинину христианам. Более того, Новый Завет вообще не выставляет никаких законов относительно употребления какой бы то ни было пищи. Если говорить об отрывке, приведенном выше, то видно, что разрешается есть любое мясо. Не только разрешается есть мясо (это если кто-то спросит, можно ли по Библии есть мясо вообще или надо быть вегетарианцем), но разрешается есть любое мясо. В том числе и все те виды мяса, что были запрещены в Ветхом Завете, в том числе и свинину.

Почему в некоторых случаях не стоит есть свинину, например? Библия объясняет это совестью других людей, находящихся рядом. Можно ли христианину пить алкоголь? Библия нигде не запрещает пить алкоголь (есть указания против пьянства, но не употребления алкоголя, как такового), но в некоторых случаях его лучше не пить вообще. Например, когда рядом находятся люди, борющиеся с алкогольной зависимостью, дети и т.д. В случае, описанном выше, свинину не стоило есть из-за совести другого человека.

Таким образом, можно ли христианину есть свинину по Библии? Да, можно. Но в некоторых случаях этого не стоит делать из-за совести другого человека.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши “ctrl” + “enter”.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Можно ли есть свинину православным

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Большинство из православных христиан уверены в том, что исключительно в дни поста нельзя есть мясо, а также скоромную пищу. Однако в действительно все выглядит более сложнее, ибо в Ветхом завете можно отыскать довольно большой перечень тех продуктов, которые запрещено употреблять не только во время поста, к числу которых относится и свинина. А вот почему именно православным можно есть свинину или почему запрещается — вы узнаете из нашей статьи.

Почему православным нельзя есть свинину

Согласно писания, представленного в Ветхом завете, употребление в пищу животных, умерших естественной смертью (то бишь которым не спустили кровь), а также мясо удушенных божьих тварей запрещено. К тому же под запрет попадает поедание кровяной колбасы и аналогичных продуктов, при изготовлении которых используется кровь животного.

Воспрещение же такого рода связано со Священным писанием, где говорится, что животные имеют душу – душа божьей твари находится в крови ее. Нельзя ни в коем случае вкушать душу животного вместе с его плотью. Если же верующий будет поедать вместе с пищей кровь божьих тварей, то он обретет образ того животного чью кровь он поглотил.

Следует отметить, что согласно Ветхому завету в основном к нечистой звериной плоти относятся:

  • крабы, раки, а также рыба у которой отсутствует чешуя;
  • зайцы и кроли;
  • дохлое зверье (то бишь без выпущенной крови);
  • жареная кровь птиц и животных;
  • конина.

Но при всем при этом нечистое мясо, такое как, к примеру, свиное мясо, разрешается употреблять в периоды голода или же нужды.

Что говорит Священное писание

Однако почему православные едят свинину практически как повседневное блюдо, без какой-либо особой нужды? Что касается этого вида мяса, то тут также не все так просто, ведь на счет этого в Священном писании приведены следующие слова:

«А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь» (Библия. Второзаконие 14:8).

Немаловажным является тот факт, что все существующие запреты на употребление в пищу свиного мяса указаны лишь в Ветхом Завете, ибо основным предназначением такого закона считалось, то что он должен был подготовить православных людей к приходу Иисуса Христа, Сына Божьего. Вот что об этом говорил библейский апостол Павел:

«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя»(Гал.3:24,25).

Поэтому с приходом Спасителя, согласно Новому Завету необходимость в придерживании обрядового закона попросту отпала и даже более того, если убеждать верующих следовать ему означало бы возведение стены между языческими народами и Священным писанием.

Посему ниспослал Господь особое Откровение, поясняющее это:

«На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:9-15).»

Из этого следует, что любой человек волен принимать или не принимать в пищу свиное мясо и при этом это никак не отразится на его отношениях с Всевышним.

Господь всегда с Вами!

Читайте еще:

12 thoughts on “ Можно ли есть свинину православным ”

Чем употребление в пищу свиньи отличается от употребления в пищу человечины? Ведь люди, как и свиньи были очищены от скверны. И если считать, что «жрать можно всё», то это настораживает и вызывает обоснованные опасения.

пришествие Христа отменило Ветхий завет. Таким образом — отменяются все остальные запреты и установления. или же он пришел дабы отменить только запрет на употребление свинины.(так как он не принес свод уставов и положений)

Я думаю, можно есть, только в меру!

Свинину есть христианину запрещено ещё в Ветхом Завете, тогда как Господь подтвердил это, что пришел не разрушить Закон и пророки, а ИСПОЛНИТЬ. Ненадо путать о видении ап.Петру нечистых животных, якобы чтобы жрать всё без разбора. Он сам свидетельствует общине христиан не о жрачке богомерзкой, а нечистых яычниках к которым и послал его Бог учить и крестить. Думаю, уверен, что когда он покрестил дом Корнилия сотника, то ему и в голову не пришло вкушать нечистое, например свинью, ведь он, как думается, учил их как и его Учитель: исполнять Закон и пророки. Получается у нынешних христиан, что ап.Петр выше Бога, Христос исполнял Закон, утесняя Свое чрево, а ученик отменял через свои домыслы о чреве своем и разрешил всем христианам есть мерзких свиней и им подобных. Да не будет этого!
И всяких креветок, осминогов и прочих моллюсков есть запрещает Закон.
Священники православные , слава Богу не все, ссылаются на то что мы не под Законом, а под Благодатью! Но что это значит! Они отменяют сам Закон, так и говорят, что это просто моральные принцыпы которые можно не брать в расчет. Но позвольте, дорогие друзья, тогда что есть сами-то Заповеди? Откуда мы их берем и прощаем грехи людям на основании чего? Морали устаревшей? Якобы все смела Благодать и покорила под себя и «Законы и пророки»,а как жить-то в Благодати, без Заповедей что-ли»Ветхозаветных»? Тогда обьясните мне что по-вашиму есть Заповеди Новые? Неуж-то только Нагорная Проповедь? Не малова-то ли?

Я смотрю ПГМ неизлечим. «Не убий» касается всего живого на планете. А значит не только людей, но и животных нельзя убивать, это все чревоугодие. Кормиться можно и плодами животных (сыр, молоко, творог). А в остальном нужно питаться растительной пищей, плодами и злаками. Если человек пожирает мертвую плоть, он никогда не будет подобен богу.

Замутались вы по полной:)) в книге написано нельзя:) никто не верит а бывший римский стукач Павел сказку расказал и все поверили.Сейчас в основном не Христиане а Павлеяне.

Конечно можно, для христиантитанов запретов в этом поане нет. Мусульманам и иудеям нельзя, у них отличается от нас вера.

Конечно можно, для христиан запретов в этом поане нет. Мусульманам и иудеям нельзя, у них отличается от нас вера.

Конечно нельзя есть свинину ни мусульманину, ни христианину, ни иудею! Все три религии родственные — Авраамовские(Ибрахимовские)! Учитесь мыслить масштабно, стремитесь видеть полную картину во всём! Мир Вам братья! Ассаламу аляйна ва аля ибадил ляхи салихийн!

Читайте также:  Православие и гомеопатия: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Иисус учил своих учеников соблюдать закон, который вечен (Матфея 5:17:20 и 23:1-3,
Луки 16:17). Кто не выполняет учение Христа, тот не христианин.

Христиане должны делать обрезание, Христос был обрезан. Также запрещено есть свинину.

Христос был пророком, а не богом. Бог не может быть рождён, не может быть убит (распят), Бог самодостаточен. Христос был рождён и распят, а затем воскрешён самим Богом.

Благочиние

Взрослым

Благотворительность

Здравствуйте!
Объясните пожалуйста, почему христианам вначале запрещено было есть свинину, а потом в Новом Завете разрешено. У мусульман ничего не менялось. Кто вносил эти изменения и для чего?
Читал Новый Завет и все равно не нашел конкретного разрешения на употребления в пищу свинины. Я хочу быть настоящим христианином, и хотел бы разобраться в этом вопросе. Если запрещено, значит так тому и быть, а грешить не хочется. Спасибо.

Отвечает иерей Григорий Барашко

Давайте сразу вспомним, что запрет употреблять в пищу нечистых животных (в том числе и свиное мясо) был дан Богом Израильскому народу в Ветхом Завете через пророка Моисея. Но, что было до этого?

До грехопадения Адама и Евы мясной пищи, конечно же, не было вообще.

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Бытие 1, 29-30).

После грехопадения, хотя конкретно об этом ничего не говорится, по-видимому, мясо можно было уже вкушать, что видно из того, что сын Адама и Евы Авель был пастырь овец.

Но только лишь после потопа Господь указал Ною прямо: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Бытие 9, 3). Здесь важно заметить, что в пищу пока еще можно было вкушать все, т. е. всех животных.

Далее по хронологии Вы помните, что от Ноя род человеческий стал распространять по лицу земли и вскоре многие его потомки (главным образом, от сыновей Хама и Иафета) стали забывать Истинного Бога, стали язычниками. Забыв Бога, эти народы вели греховный образ жизни и все дела их, на всякое время, были зло.

Вот тогда-то Господь и захотел отделить Свой избранный народ (тот, который сохранял истинную веру) от язычников тем, что повелел им через Моисея неукоснительно соблюдать некоторые законы (один из которых и запрещал евреям вкушать в пищу нечистых животных).

Посмотрим с Вами на текст Священного Писания: «ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы. » (Втор. 14, 2-4), далее перечисляются и животные которых есть нельзя. Здесь хорошо видна эта взаимосвязь — избранничество от прочих народов и избирательных подход к пище.

Этот закон, как и многие другие, должен был оградить евреев от тесного общения с язычниками, которое всегда приводило к развращению нравов и, как следствие, искажению веры.

Необходимо указать, что огромное значение имеет и символическая сторона вопроса. Ветхий Завет полон символов: Неопалимая купина прообразовала Божию Матерь, сын Авраама Исаак — Самого Христа, прохождение евреев через чермное море — таинство крещения и т. д., и т. д.

Нечистые животные были прообразами языческих народов.

Вспомним о видении ап. Петра, который видел «отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деян. 10, 11-16). Данное видение показывало ап. Петру, что вера Христова должна отныне распространиться и среди прочих языческих народов. Что, впоследствии, и произошло.

Нечистые народы, через принятие истинной веры, очистились, а запрет на вкушение «нечистых» животных был упразднен, как многие другие законы и обряды еврейского народа.

На Апостольском соборе (см. Деян. гл. 15) было конкретно определено, что бы новообращенные христиане, из уверовавших язычников, никаких обрядов и законов иудейских не соблюдали, но только, «чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».

Так же интересным может показаться и следующее место Писания:

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4, 1-5).

Теперь, согласно Вашему вопросу, можно сделать вывод: запрет на вкушение свинины был отменен Самим Богом через св. апостолов, отменен потому, что он потерял свое значение и актуальность.

Можно ли христианам есть свинину

Когда Христос исцелил Гадаринского бесноватого, то бесов, которые в нем жили, переселил в стадо свиней до 2000 голов. Стадо бросилось в озеро, и утонуло. Народ селения вышел посмотреть на это чудо, и ужаснулся. Бесноватый, разрывающий железные цепи, сидел тихо у ног Иисуса.

Икона неизвестного автора «Исцеление Гадаринского бесноватого» с изображением гибели свиного стада

Несмотря на явное чудо, жители не приняли Мессию, поскольку Он сделал урон торговому бизнесу. Свиней жители продавали, и деньги оказались превыше Закона.

Для евреев существует запрет свинины, но христианам есть свинину можно, отвечает священник

Свинья для евреев — животное нечистое, и употреблять в пищу ее для правоверного еврея — грех. Запрет свинины действует и у мусульман. Можно ли христианам есть свинину?

На этот вопрос ответ священника будет однозначен:

«Принимать в пищу можно мясо любых животных».

Христианам вкушать свинину можно. Это не противоречит Евангелию.

На видео далее православный священник Павел Крысанов подробно разъясняет, что христианин может есть свинину.

До появления секты Адвентистов седьмого дня, свинина в христианстве серьезного отношения к себе не вызывала. Аргументы этой статьи по поводу употребления свиного мяса касаются неверного трактования Святого Письма.

Смотрите также статью Вера армян

По Ветхому Завету нельзя есть некоторых животных, в том числе и конину

Прочтите Ветхий Завет, и Вы увидите, что запрещенных в пищу животных много. Это не только свиньи, — но и верблюды, лошади, носороги, тапиры, зайцы, кролики, тушканчики.

Можно кушать только

«всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жуёт жвачку».

Нельзя есть и морепродукты (крабы, раки, креветки, моллюски и пр.). Из птиц и рыб — не имеющих перьев и чешуи.

Нельзя вкушать также птиц: орла, грифа, коршуна и сокола, всякого ворона, страуса, сову, чайку и ястреба, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цаплю, зуя, удода и нетопыря. Всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырёх ногах.

Все признаки, какое мясо нельзя есть ветхозаветным людям, определены в текстах Левит 11,3-47, Второзаконие 14,3-20. В них указаны признаки чистых и нечистых животных, под которые попадают все живущие на земле твари.

Почему вопрос сосредоточен на свином мясе? В Библии написано, что нельзя есть конину, из которой сделана Московская колбаса. Продается мясо страусов, нутрий и других запрещенных животных.

В Евангелии Господь снял запрет свинины, и разрешил есть мясо любых животных

Строгость Ветхого Завета по отношению к пище и другим условностям определена склонностью к соблазнам ветхозаветного человека, и постоянным увлечением язычеством. Ограничения имели воспитательный характер, чтобы Народ Божий не уклонялся от Единого Бога.

Эта изоляция от язычества достигла результатов, и в среде этого народа родился Спаситель. Он объявил не только пищу чистой, но и всех людей приравнял к евреям.

Он постоянно раздражал иудеев пренебрежением субботнего дня. Непонимание этих истин явилось одной из причин казни Христа и его последователей.

Христос тщетно пытался донести еврейскому народу, что всякая нечистота лежит в сердце и помыслах, а не в несоблюдении обрядов и пище. Эту мысль неоднократно повторяли апостолы.

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть».

Иисус говорил, что Он не пришел нарушить закон, а исполнить

Этот тезис Христа — основной аргумент сторонников запретов, установленных в Ветхом Завете.

Однако отношение Спасителя к субботе, которая для иудеев выше обрезания, — заставляет задуматься, и раскрывает другое значение этих слов. Он указывает, что

«суббота для человека, а не человек для субботы».

Чтобы это разъяснить, Христос нарушал самое ценное в глазах иудеев — это субботу, чем вызывал ярость и гнев законников.

Можно объяснить противоречие о исполнении закона жертвой Иисуса Христа

Весь Закон и пророки говорили о грядущем Мессии. Когда Иисус крестной жертвой поставил точку в завершении этого Закона, тогда он исполнился полностью. Другими словами, Он исполнил Закон Самим Собой.

Апостолы также указывали на бессмысленность исполнения ветхозаветных постановлений.

«…мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас,

смутили вас своими речами и поколебали ваши души,

говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон,

чего мы им не поручали».

В Новом Завете вопрос «какое мясо нельзя есть» потерял смысл

Прямым свидетельством отмены установленных гастрономических ограничений явилось видение апостолу Петру.

«Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

И почувствовал он голод, и хотел есть.

Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд,

как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные,

звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо».

Заколи и ешь — прямое указание Бога апостолу Петру касательно любого животного.

Апостол Петр задумался об этом видении до времени. Впоследствии, Петр объявил на апостольском соборе, что можно есть все.

Первый собор апостолов постановил — христиане из язычников не под Законом

Апостол Петр, выступая с речью перед собором апостолов, убеждал их не налагать на язычников, принявших христианство, бремени Закона.

«Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников».

В результате апостолы постановили:

«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более,

кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови,

и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите.

Соблюдая сие, хорошо сделаете.

Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении».

Доводом сторонников исполнять первобытный Закон, вопреки постановлению апостолов, являются слова:

«Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу».

По ошибочному объяснению, если язычники слушают постановления Закона, — значит должны его исполнять. Но слушать — это не значит исполнять, что и постановили Апостолы.

Христианин должен не заботиться о пище, а о чистой совести и любви

Апостолы неоднократно повторяют, что любовь к ближнему — превыше всякого постановления Закона. Если пища соблазняет ближнего, то ешьте все.

Это следует из текстов Нового Завета:

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест,

не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его».

«Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы,

как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся»,

«не вкушай», «не дотрагивайся» [что все истлевает от употребления],

по заповедям и учению человеческому?»

«Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования,

для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее.

Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все,

предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести».

«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть».

«через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил,

дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

Читайте также:  Наставления Серафима Саровского - духовные поучения святого инокам и мирянам

Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно,

если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою».

Если слово Божие говорит: ничто не предосудительно, то не верно говорить, что свинину православным есть нельзя.

Если перед едой молиться, тогда Бог освещает эту пищу, и в ней нет ничего предосудительного.

Апостолы ясно указывают, что христианам нельзя «есть» друг друга, а есть мясо можно любое. Ветхозаветными догматами губится любовь, которую заповедал Христос.

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец:

ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога,

Сторонники ветхозаветных запретов, игнорируя прямые Божественные постановления, насилуют ближних, заставляя исполнять правила по Библии. Они выдергивают из текстов цитаты, чтобы оправдать свою «истину».

Христос говорил, что пища не оскверняет человека

Христос объявил всю пищу чистой

«Он сказал им: неужели и вы так непонятливы?

Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?

Потому что не в сердце его входит, а в чрево,

и выходит вон, чем очищается всякая пища».

Этими словами Спаситель подчеркивает, что любая пища позволительна, и ничто не осквернит человека, если он свят.

Ни свинина, ни идоложертвенная еда. Беречь чистоту совести, любить ближнего как самого себя — венец исполнения Закона.

«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».

Никого не обижать, не раздражать, не портить другому настроение – так рекомендуют святые люди.

Многие христиане, соблюдая букву Закона, не придерживаются этих советов. Они принуждают ближних исполнять Закон, забывая про любовь.

«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов».

Свинина у православных: можно ли есть или нет, отношение в Библии и мнение церкви, ответы священника

Август 18th 2010 –

Прежде чем ответить на этот вопрос, хотим заметить, что Новый Завет не переписывался с арамейского, а был написан на греческом языке за исключением Евангелия от Матфея.

Теперь обратимся к заданному нам вопросу: Почему христиане едят свинину?


I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

1. До потопа люди ели растительную пищу.
Бытие 1:29-30 «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу ; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так».

2. После потопа Бог разрешил им есть мясо.
Бытие 9:3 « Всё движущееся, что живет, будет вам в пищу ; как зелень травную даю вам всё».

3. Ветхозаветный Закон запретил употреблять в пищу нечистых животных:
Левит 11:2-8 «Cкажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи , потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас».
Второзаконие 14:3-8 «Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи , потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их , и к трупам их не прикасайтесь».

II. НОВЫЙ ЗАВЕТ

1. Ветхозаветный Закон предназначен для тех, кто находится под Законом.
Во-первых, нужно понять, что Ветхозаветный Закон распространяется лишь на тех, кто под законом, то есть на евреев: Римлянам 3:19 «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом ».
Во-вторых, Ветхозаветный Закон был дан не для оправдания, а для того, чтобы люди осознали свою греховность: Римлянам 3:20 «…Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех ».

2. Закон, будучи детоводителем (нянечкой) ко Христу, был тенью будущего:
Галатам 3:13, 23-25 «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, — дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона , до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу , дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя».
Евреям 10:1 «Закон, имея тень будущих благ , а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними».
Колоссянам 2:16-17 «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего , а тело — во Христе».

3. Иисус исполнил Закон (только Он один был в состоянии его исполнить)
Многие считают, что раз Иисус исполнял Закон, то и мы – христиане – должны его исполнять. Но, дорогие друзья, Иисус не мог нарушить Закон. Иисус пришёл не нарушить Закон, но исполнить! Матфея 5:17 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
Римлянам 10:4 «. Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего».

4. Христиане находятся не под Законом, а под благодатью:
Бог, которому мы поклоняемся, не изменяется. Но Его подход к человеку последовательно меняется. Сначала Бог заключил завет с Израилем, дав ему Ветхозаветный Закон. Столетиями позже Господь заключил Новый Завет со всем человечеством посредством крови Иисуса Христа. Новый Завет не подразумевает исполнение прежнего Закона. Иначе зачем бы было заключать Новый Завет? Первый Завет основывался на Божьем Законе, тогда как Новый Завет основывается на Божьей благодати.
Христиане находятся не под Законом, а под Божьей благодатью. Именно поэтому мы не исполняем ритуалов, повелений и праздников Ветхозаветного Закона. Не путайте, разговор не идёт о том, что христиане стоят выше морального Закона Божия. Моральный кодекс Божьего Закона остаётся в силе, но только МОРАЛЬНЫЙ! А церемониальный, диетный и ритуальный кодекс к христианам не применяется. Наоборот, Новый Завет неоднократно напоминает христианам о том, что они НЕ под Законом, но ПОД Благодатью: Римлянам 6:14 «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом , но под благодатью ».

5. Видение апостолу Петру:
Читая Деяния Святых Апостолов, мы видим, что Господь Бог сам дал понять своим ученикам, что с началом Новозаветной эры, не существует ни нечистых людей и народов, ни нечистых животных и птиц. Обратимся к видению, которое Господь дал Петру перед тем, как послал его свидетельствовать о Христе язычникам:
Деяния 10:9-20 «Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери , пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого . Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым . Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их».
Согласно Библии, Бог никого не искушает злом и не подталкивает ко греху: Иакова 1:13 «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого». Однако мы видим в этом отрывке, что Бог приказывает Петру сделать две вещи, которые по Ветхозаветному Закону считаются грехом: есть «нечистое» и идти к «нечистому» народу. И то и другое запрещалось Законом Моисея. Однако Бог настаивает на том, чтобы Пётр это сделал. Как это понимать? А только так, что эти вещи больше не считаются грехом: ни общение с «нечистыми» язычниками, ни употребление в пищу «нечистых» животных.

Для апостола Павла это не составляло труда, но для Петра это было большой проблемой: он не хотел свидетельствовать о Христе язычникам, боясь нарушить Моисеев Закон: Деяния 10:28 «И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым». Через весьма странное ведение Господь показал Петру две вещи: Во-первых, что язычники больше не являются нечистым народом. Во-вторых, никакие животные больше не считаются нечистыми: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».
6. Повеление еврейских христиан христианам-язычникам:
На Иерусалимской конференции апостолы и другие евреи-христиане обсудили вопрос присоединения язычников к Церкви Иисуса Христа и решили не налагать на них бремени Ветхозаветного Закона, ограничившись лишь следующими повелениями: Деяния 15:19-20 «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».
Деяния 15:28-29 «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: ‘воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы’».
7. Христиане не должны исполнять Закон Моисея.

Согласно учению Нового Завета, Христиане не должны исполнять Ветхозаветный Закон: Колоссянам 2:20-23 «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений : ‘ не прикасайся ‘, ‘ не вкушай ‘, ‘ не дотрагивайся ‘ — что всё истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти».

Никто не может осуждать нас за то, что мы едим и пьём: ни человек, ни сам Бог: Колоссянам 2:16 «Итак никто да не осуждает вас за пищу , или питие…»

Согласно словам Иисуса, пища не может осквернить человека: Марк 7:18 «Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?»

8. Освящение пищи:
Новый Завет учит, что освящение пищи происходит, когда мы молимся над ней и воздаём за неё хвалу нашему Творцу: 1 Тимофею 4:1-5 «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил , дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо , и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением , потому что освящается словом Божиим и молитвою ».
Употреблять в пищу = еврейское «broma» – пища; обычно используется при описании церемониальной пищи, разрешённой или запрещённой к употреблению законом Моисея.
9. Учение Нового Завета о чистой и нечистой пище:
Римлянам 14:14 «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого ; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто ».
1 Коринфянам 8:8 « Пища не приближает нас к Богу : ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем ».
Титу 1:15 « Для чистых все чисто ; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть».
10. Можно ли христианам есть свинину?
1 Коринфянам 10:25-27 « Всё, что продается на торгу , ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её . Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести».
1 Коринфянам 6:13 «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое».
Римлянам 14:1-4 «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё , а немощный ест овощи . Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест , потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».

Читайте также:  Воскрешение Иисуса Христа: история, факты и суть, свидетельства и объяснения, день и год

Всё изложенное выше свидетельствует о том, что Господь не воспрещает христианам употреблять в пищу свиное мясо.

Господь Иисус Христос сам свинину не ел, потому что жил в ортодоксальной иудейской среде. По Закону свинина отноисилась к нечистым животным, запрешённым к употреблению. Иисус не мог есть свинину, так как это было запрещено Законом. Сам Иисус сказал о себе, что Он пришёл не нарушить Закон, но исполнить: Матфея 5:17 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Иисус в совершенстве исполнил Закон, а также умер за грехи мира, нарушившего Закон Божий, чтобы своею смертью искупить нас от «клятвы закона» (Галатам 3:13).

После смерти и воскресения Иисуса Христа всё очистилось Его святой кровью. Вот почему сам Господь повелел апостолу Петру (еврею из евреев) не почитать нечистым то, что Господь очистил: Деяния 10:15 «Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Также апостол Павел пишет в своём послании к Римлянам (то есть христианам, уверовавшим из язычников): Римлянам 14:14 «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто».Вот почему ученики Ииуса Христа могут есть свинину, хотя сам Господь её не ел.

Комментариев к записи: 1 “Вопросы к священнику”

  1. Михаил сказал:
    Июнь 2nd, 2014 at 19:57

Здравствуйте. Стал замечать за собой, что ориентируюсь на внешнее: если услышал, что батюшка какой — то где — то уличен в чем — то, стремлюсь оправдать (как же Господь попустил), озабочен вопросами апокрифов, подлинности Благодатного Огня и многого в таком духе. Наверное, это не подлинная вера, точнее слабая вера, если меня может смутить апокрифический «факт» о лобызании Иисуса в губы Марии, статья в бульварном журнале «Загадки истории», в которой говорится, что иудеи позаимствовали Ягве из египетсткого пантеона и что я волнуюсь насчет подлинности Благодатного Огня. Спасибо.

Православный взгляд на кошерную пищу

От редакции: Эту статью протоиерей Андрей Новиков прислал нам в редакцию, сопроводив следующим письмом, которое важно для понимания обстоятельств появления публикуемой статьи, поэтому его стоит привести: «Ув. редакция “Русской линии”! У Вас републикована старая статья о. Дионисия Дунаева о кошерной пище. В связи с тем, что на эту статью мною в свое время был дан о. Д. Дунаеву ответ, думаю, было бы честным дать и мою статью, на которую, кстати, сам о. Д. Дунаев прореагировал следующим образом: “Христос воскресе! Дорогой отец Андрей! Я по-своему рад, что Вы воскресили эту погребённую в архивах Форума тему! Но все, в том числе и я, давно уже поостыли и позабыли эту дискуссию! Евреи себе мирно хрумтят кошерной пищей, а мы, показывая им язык, прочитав “Отче наш”, едим свинину! А Ваша статья очень интересна и заслуживает внимания! В ней ни к чему не придерёшься, но иногда в жизни не всё складывается канонически, ведь и кодификация канонов давно уже не проводилась, меня по канонам давно пора лишить сана за нарушения канонического возрастного ценза – рукоположения в иереи раньше 30 лет. Спасибо за хорошее обличение! С любовью о Господе, Д.Д.”».

Прежде, чем рассматривать статью о. Дионисия Дунаева, с которым я знаком достаточно давно, считаю необходимым вспомнить о том, что такое «кошерная пища» в понимании современного талмудического иудаизма.

Именно так – современного. Ибо в древнем иудаизме, как справедливо замечает автор статьи «Как относиться к кошерной пище?», под кошерным подразумевалось «дозволенное в употребление для евреев», т.е. вся та пища, которая выделялась во времена Ветхого Завета как «чистая». Сюда входили различные виды животных, мясо которых израильтяне могли вкушать в отличие от мяса животных «нечистых». Но, к сожалению, автор упомянутой статьи, практически, совершенно игнорирует новый смысл кошерной продукции, придаваемый ей в наши дни. Лишь в самом последнем абзаце он замечает: «Пометка «кошерный продукт» стоит. из коммерческих соображений. Любая солидная компания хочет привлечь к своей продукции максимальное число покупателей, и с этой целью, возможно, даже платит синагоге, чтобы та признала упоминаемую продукцию пригодной в употребление иудеям. ».

Итак, мы видим, что «кошерная» продукция сегодня – не просто определенные виды пищи, разрешенные в употребление Моисеевым Законом. Различие кошерной пищи от некошерной уже не заключается в различии «чистой» говядины от «нечистой» свинины. Бывает и говядина «нечистая», запрещенная, «некошерная».

Суть кошерной продукции состоит в том, что производящая ее компания платит с каждой проданной единицы своего товара налог в пользу разных иудаистских раввинистических организаций. В частности, 80% от мирового «кошерного» сбора поступает на содержание Союза Ортодоксальных Еврейских Конгрегаций. То есть любой кошерный продукт изначально направлен на поддержку талмудического иудаизма. В этом его суть. А это значит, что, уже хотя бы по этой причине, такой продукт религиозен. Деньги, заплаченные за него, являются заведомым пожертвованием на чужую, враждебную Православию, религию. Поэтому совершенно неуместно сравнение о. Дионисия: дескать, как проверишь бензин, который заливаешь в бак своей машины – а вдруг он из какой-нибудь исламской страны? Здесь на лицо явное нарушение законов логики, подмена предмета разговора. Ведь речь идет совсем не о вероисповедании производителя.

Но есть еще и другой аспект. Вот, что пишет американская газета «Truth at Last» (N 340) о контроле за производством кошерной продукции: «Группа раввинов-специалистов посещает завод-производитель и составляет подробный отчет относительно деталей производства по каждому из специально предусмотренных пунктов. При этом производителю иногда приходится изменить состав компонентов, чтобы обеспечить их соответствие кошерным нормам, иногда должно быть закуплено новое оборудование». Таким образом, даже сама технология производства кошерной пищи должна быть выдержана в строгих рамках талмудических предписаний. Думается, комментарии излишни – мы имеем дело с иудейским религиозным продуктом.

Насколько я понял о. Дионисия, он призывает православных христиан не испытывать никаких сомнений насчет употребления кошерной пищи – в этом нет никакого греха. Удивительно, что это звучит из уст православного священника, который первым должен оберегать своих чад духовных от всякого соблазна и быть блюстителем святых канонов Православной Церкви. Кстати, о канонах. Во всей рассматриваемой статье не найдешь ни одной ссылки ни на каноны, ни на слова или примеры святых отцов.

Есть ли в каноническом праве Святой Церкви какое-либо указание, которое могло бы дать четкий ответ на обсуждаемый вопрос? Да, есть. Вот что читаем в 70 правиле святых апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Понятно, что в апостольские времена не было кошерной пищи в современном понимании этого слова. Но дух правила ясен: под страхом извержения из сана (для священно- и церковно-служителей) и анафемы (для мирян) запрещается не только вкушать, но даже принимать (что делаем мы, если покупаем кошерное) любой религиозный иудейский продукт.

А 11 канон VI Вселенского Собора, под той же угрозой извержения-отлучения, запрещает не то что жертвовать на содержание талмудистов с их синагогами и антихристианскими учреждениями, но даже «вступать в содружество с ними»!

В начале статьи «Как относиться к кошерной пище?» ее автор сокрушается: как это могут по храмам Киева вывешивать объявления, осмеливающиеся не только запрещать верующим употреблять «кошерные продукты», но даже безграмотно именовать «кошерное» жертвенным? Более того, некоторые даже называют такие продукты идоложертвенными!

Безусловно, нельзя говорить о том, что кошерная продукция окропляется кровью жертвенных животных, а тем более, что она является идоложертвенной. Тут можно согласиться с автором рассматриваемой статьи. Но, с другой стороны, кошерную пищу в определенном смысле можно назвать жертвенной, потому что покупка ее – жертва на синагогу. Да и, в духовном смысле, продукцию эту можно сравнить с идоложертвенной. Что идольские жертвы, что нечестивые иудейские «плоды» – согласно святым канонам, одинаково оскверняют человека и ведут его в погибель. Но и с этим не согласен автор обсуждаемой статьи. Добрая половина ее посвящена доказательству того, что «вкушать можно любую пищу», в том числе и идоложертвенную.

Автор исходит из того, что «христианство лишено примитивных магических представлений, единственным субъектом этической жизни личности является совесть». С этим, разумеется, никто не спорит. Понятно, что оскверняет христианина не кусок мяса сам по себе, а его посвященность демонам: когда человек вкушает пищу, зная, что она идоложертвенна, он впадает в тяжкий грех и его совесть уже не может быть чиста ни перед Богом, ни перед теми людьми, губительный пример которым он подает.

Не к чему и приводить в подтверждение допустимости вкушения идоложертвенной пищи 8 и 10 главы 1 послания святого апостола Павла к Коринфянам. Они заключают очень тонкое богословие, и понимать их содержание как принципиальное одобрение вкушения идоложертвенного – значит уподобляться протестантам, именно так, прямолинейно и по собственному разумению, толкующим Священное Писание.

Толкованию указанных мест пришлось бы посвятить не одну страницу, т.е. написать отдельную работу. Сейчас же лишь хотелось бы заметить, что любое толкование любых отрывков из Библии должно находиться в контексте всего учения и традиции Святой Православной Церкви. Вот лишь два небольших примера, не оставляющих и тени сомнения относительно того, как христианин (а тем более священнослужитель) должен относиться к идоложертвенной пище и чем она является для него.

Прежде всего – голос Священного Писания. В 15 главе книги Деяний святых апостолов повествуется об Апостольском Соборе, созванном для решения вопроса о необходимости христианам из язычников соблюдать Закон Моисеев. В решениях этого Собора, в частности, говорится: «Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда. » (Деян. 15, 28-29). Итак, воздержание от идоложертвенного перечисляется среди самого необходимого для христианина, а невоздержание, соответственно, приравнивается к блуду (ибо первое – блуд духовный)! Это является волей Господа Святого Духа, которую никто не может отменить. Очень ярко выражается великий отец и учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст в своем толковании приведенного текста книги Деяний: «Хотя это касается предметов телесных, но необходимо воздерживаться от них, потому что они производили великое зло».

Второй пример – житие святого великомученика Феодора Тирона. В нем описывается случай, произошедший во времена нечестивого императора Юлиана Отступника (361-363), возомнившего было реанимировать язычество в Римской Империи. Дадим слово житию:

«. Сей нечестивый царь замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу великого поста христиане соблюдают особенную чистоту. И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему, ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться. Приказание царя было исполнено. Но Всеведущий Господь. послал к константинопольскому архиепископу. святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в небесном царствии. Святой Феодор явился. наяву и сказал:
«Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью. Дай им коливо, ты избавишь их от затруднений!»».

Архиепископ так и поступил, и, таким образом, православные христиане были сохранены от осквернения.

Мы видим, что вкушение (даже невольное!) идоложертвенной пищи называется прямо осквернением, что такая пища является оскверненной, и что, принимая ее, христианин становится некоторым образом причастным к самим идольским жертвам, «от которых христиане всегда обязаны воздерживаться».

О всем великом значении описанного эпизода жития святого Феодора Тирона говорит следующее. Во-первых, для того, чтобы уберечь свое верное стадо даже от неведомого ему вкушения идоложертвенного, Господь сверхъестественным, чудесным образом воспрепятствовал осквернению христиан, послав к ним на землю Своего великого угодника (что, согласитесь, происходит не часто). А во-вторых, в память описанного события в Церкви был установлен особый чин освящения колива в каждую первую субботу Великого Поста. Чин этот совершается и поныне, о нем хорошо знают практически все православные христиане. Из года в год повторяя его, священник, если угодно, сакраментально отвергает идоложертвенное.

Подводя итог всему сказанному, с особой настойчивостью хочется повторить: любые построения и рассуждения, касаются ли они вопросов богословских, или церковной практики, необходимо строить на твердом фундаменте неповрежденного свято-отеческого Православия, ни на йоту не отступая от истинного понимания Священного Писания, от Божественных канонов, дорожа всей полнотой данной нам Богом Церковной Традиции.

Протоиерей Андрей Новиков, кандидат богословия, секретарь Одесского епархиального управления

Ссылка на основную публикацию