Терновый венец Иисуса: где находится и хранится, описание

Терновый венец Спасителя

Терно́вый вене́ц (др.-греч. στέφανον ἐξ ἀκανθῶν) — христианская святыня, венец из ветвей растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. На сегодняшний день хранится в Париже в соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris).

Содержание

Исторический экскурс

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)

О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.

До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите.

Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.

Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.

Однако несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, в традиции которых святыни хранятся открытыми для поклонения. Ведь Терновый венец Спасителя — это общехристианская святыня. Поэтому между епископом Парижа Жеромом Бои и епископом Корсунским Иннокентием (Васильевым) было достигнуто соглашение, по которому Терновый венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем от него будут выноситься для поклонения верующих раз в месяц».

Описание

Венец заключен в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Cтеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения Венца. Во время революции терновое плетение из предосторожности был разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни. Однако все части благополучно сохранились.

Местонахождение. Доступность для паломников

Адрес: Париж, 6 pl. du Parvis Notre-Dame, metro Cite.
Часы работы: с 8.00 до 18.45 с понедельника по пятницу, 08.00-19.45 — в субботу и воскресенье.

Венец доступен для поклонения далеко не каждый день. Его, вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от Креста, выносят для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте, а также в Страстную пятницу католического Великого поста. Эта служба называется чином Поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, затем начинается поклонение Венцу. Перед Венцом принято кланяться (православные делают земной поклон), можно прикладываться.

В другие дни доступа к этим святыням нет. Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и православных часто не совпадают. Поскольку желающих очень много, очередь лучше занимать заранее, до начала церемонии в 15.00.

Священные реликвии

Религия: Христианство

Легенда: Туринская плащаница – это древнее льняное полотно (длиною 4,3 м и шириною 1,1 м), в которое, согласно преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его смерти.

Вот как это описано в Евангелии от Марка: «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия. Он осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисуса. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к двери гроба».

Считается, что на священной реликвии по сей день сохранились отпечатки тела и лика Христа. Исследователи уже более полутора веков спорят по поводу подлинности плащаницы, которая хранится в Турине. Одни специалисты считают, что ткань была изготовлена в Средневековье. Другие – что её можно датировать первым веком нашей эры. Католическая церковь подлинной Туринскую плащаницу не признаёт, но считает важным артефактом среди религиозных реликвий. Православная церковь официальной позиции по этому поводу не высказывала.

Религия: Христианство

Легенда: Считается, что пояс принадлежал Деве Марии, матери Иисуса Христа. Согласно преданию, она его сама соткала из верблюжьей шерсти. В момент Вознесения Дева вручила свой пояс апостолу Фоме в знак утешения. В честь этой реликвии в Православной церкви установлено празднование — «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы» (13 сентября по новому стилю).

Христиане считают эту реликвию сильнейшим оберегом среди религиозных реликвий, особенно для женщин. У частей Пояса освящают небольшие лоскуты ткани, которые затем раздают для ношения паломникам, верящим в их целительную силу.

Местонахождение:
Пояс Девы Марии разделён на части и хранится в нескольких местах. Самые известные из них (прославившиеся множеством чудес) – монастырь Ватопед (на Святой Горе Афон) и монастырь Троодитисса (Кипр).

Из Ватопедского монастыря в 2011 году Пояс привозили в Россию. В 14 городах нашей страны ему поклонились более 3 млн христиан. Кстати, спустя 9 месяцев пресса сообщила о всплеске рождаемости в стране!

Между тем, частице Пояса можно поклониться в Москве и сейчас. Фрагмент святыни хранится в храме Ильи Пророка (в Обыденском переулке).

Религия: Христианство

Легенда: Венец из ветвей с шипами (терниями) воины возложили на голову Иисуса Христа, чтобы усугубить его страдания во время поругания. Впиваясь шипами в голову, венец вызывал невыносимую боль и обильное кровотечение.

Вот как эта реликвия описана в Евангелии от Матфея: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию… и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову… и насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове»

До 10 века венец хранился в Иерусалиме, затем в Константинополе. А в 12 веке крестоносцы привезли его в Париж, где он находится и сегодня.

Религия: Христианство

Легенда: Копьё Судьбы ещё называют Копьём Христа, Копьём Власти, Копьём Лонгина. Это пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье распятого на Кресте Иисуса Христа. После казни Лонгин стал христианским проповедником.

Вот как это описано в Евангелии от Иоанна: «Один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода».

Как говорится в книге «Копьё милосердия», «древнее пророчество гласит: «Владеющий этим Копьем и разумеющий, каким силам оно служит, держит судьбу мира в своих руках – добрых или злых». На протяжении веков многие правители в это верили и стремились завладеть Копьём. Среди его бывших владельцев – императоры Юстиниан и Карл Великий.

Известно, что Копьё Судьбы было любимым артефактом Адольфа Гитлера. Будущий фюрер впервые увидел реликвию в 1909 году в венском музее. Позднее он писал, что практически впал в транс при виде копья и с тех пор стал о нём грезить. Вот как он описывал свои ощущения: «Копьё было чем-то вроде магического носителя откровения; оно открыло такое прозрение в идеи мира, что человеческое воображение казалось более реальным, чем реальность материального мира. Что за безумие овладело моим разумом и родило бурю в моем сердце. »

Спустя почти 3 десятилетия, в 1938 году, Гитлеру удалось заполучить копьё в свои руки. По приказу политика, копьё доставили из Вены в Нюрнберг бронепоездом вместе с другими священными реликвиями: зубом Иоанна Крестителя, лоскутом скатерти со стола Тайной Вечери, кошелем Святого Эльма, библией первого Римского Папы и камнем из стены Иерусалимского храма. Но после разгрома фашистов в 1945 году реликвии разошлись по рукам победителей.

Религия: Христианство

Легенда: Гвоздей четыре. Согласно Евангелию, ими были распяты руки и ноги Иисуса Христа на Кресте. Считается, что Животворящий Крест и гвозди были переданы царице Елене Равноапостольной (матери римского императора Константина Великого) в 4 веке. Позднее с них стали делать копии, в которые вкладывали подлинные частицы, и распространяли по храмам всей Европы. Попал такой гвоздь и в Россию. На протяжении многих веков реликвия принадлежала русским царям, а после революции была передана в музей Московского Кремля. В 2008 году из запасников музея гвоздь был передан РПЦ.

Читайте также:  Благодать Божия: дар и сила, значение и действие в современном мире, что это такое и как она действует

Отображение в искусстве: О религиозных реликвиях можно прочесть в сочинении «Трактат о религиях» Жана Кальвина.

Религия: Ислам

Легенда: По преданию, после смерти пророка преданный ему цирюльник сбрил его бороду и сохранил её для потомков. В исламе не приветствуется поклонение реликвиям (помимо некоторых суфийских течений, где верят в сверхъестественные свойства волос и бороды Мухаммеда). Поэтому мусульмане обычно подчёркивают, что реликвиям не поклоняются, а просто чтут через них память пророка.

Религия: Ислам

Легенда: Кааба – это главная святыня ислама. Мусульмане называют её «священный дом». Это здание, к которому обращают взгляды мусульмане 5 раз в день – во время молитвы. Чёрный камень Каабы – это камень, вмонтированный в одну из стен этого дома. Во время хаджа считается особой честью прикоснуться к нему.

По исламскому преданию, Чёрный камень когда-то находился в раю. Как он попал на землю – есть две версии. Первая – он был послан Аллахом пророку Адаму. Изначально он был белым, но почернел, потому что пропитался грехами людей. По другой версии, камень был послан пророку Нуху (Ною) в память о потопе.

Религия: Буддизм

Легенда: Зуб Будды – главная реликвия буддизма. По легенде, во время ритуального сожжения Будды Шакьямуни одна из его учениц выхватила из пепла зуб «Просветлённого». Несколько столетий святыня находилась в Индии. Но там из-за неё шли войны: считалось, что только владелец этого зуба может править государством. В 4 веке царь Калинги Гухазива счёл, что индийцы недостойны больше хранить реликвию. И завещал своей дочери вывезти зуб на Цейлон (ныне Шри-Ланка). Позднее на острове был выстроен Храм Зуба Будды.

В 1998 году террористы попытались уничтожить реликвию. Они заложили бомбу в храм. Однако даже после взрыва зуб остался цел.

Религия: Христианство

Легенда: Святой Грааль – единственная из перечисленных в этой статье реликвий, которая не упоминается в священных текстах. Но согласно распространённым легендам, Святой Грааль – это чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и куда была собрана кровь из его ран после распятия. Действительно, в описании Тайной вечери в Библии сказано, что Иисус пил из некой чаши, но ей уделено не больше внимания, чем любому другому элементу легендарной сцены. Однако в народе Святому Граалю приписывают неимоверную силу. Как о значимом объекте впервые о нём упоминается в эпосе о британском короле Артуре и его рыцарях. Но особой силой её наделил поэт Кретьен де Труа в своём романе «Персеваль, или Легенда о Граале» (1181—1191 годы). С тех пор и до наших дней о Святом Граале в произведениях искусства упоминалось множество раз.

«Святой Грааль» не является предметом земного рода, но всегда был наивысшей Духовной субстанцией, вечным Истоком Силы, породившей и поддерживающей Мироздание», – так описывает эту реликвию немецкий натурфилософ О.Э. Бернхардт.

Местонахождение: доподлинно неизвестно. Однако некоторые храмы уверяют, что Грааль хранится у них. Например, это утверждает Кафедральный собор Валенсии (Испания).

Отображение в искусстве: Святому Граалю посвящено множество романов. Начиная с уже упомянутого произведения «Персеваль, или Легенда о Граале» (12 век) и заканчивая нашумевшим романом нашего современника Дэна Брауна «Код да Винчи» (21 век). Среди фильмов, посвящённых Граалю, наиболее известны комедия «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975 год) и приключенческая кинолента «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989 год).

Религия: Иудаизм, христианство, ислам

Легенда: Ковчег Завета (другие названия – Ковчег Всевышнего, Ковчег Бога Израиля, Ковчег Завета Божия, Ковчег Могущества) является величайшей святыней еврейского народа. В Библии говорится, что в нём хранятся каменные скрижали Завета с десятью заповедями. В Торе же уточняется, что Ковчег – это символ союза Бога с народом Израиля.

«… там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым», – описываются указания Господа Моисею в Книге Исход.

Известно, что Ковчег Завета хранился в Святая святых Скинии собрания (походного храма), затем — в Святая святых Иерусалимского храма. Последнее упоминание о нём в Священном Писании приходится на правление иудейского царя Иосия (640 — 609 до н. э.) Тогда он был в храме Иерусалима. Спустя несколько десятилетий, в 586 году до н.э., этот храм был разрушен, а Ковчег исчез. Дальнейшая его судьба неизвестна и уже много столетий будоражит умы учёных.

Считается, что Ковчег обладает сверхъестественной силой и даёт практически безграничную власть тому, кто им владеет. Между тем, недостойные могут погибнуть от одного лишь прикосновения к этой реликвии.

Местонахождение:
По одной из множества версий, Ковчег Завета спрятан под Храмовой горой (Иерусалим, Израиль). По другой – в одной из церквей города Аксум (Эфиопия). А мусульмане считают, что до прихода Мессии он будет храниться в Антаркье (Турция). Однако ни одна из версий пока не получила подтверждения, и местонахождение Ковчега Завета остаётся одной из величайших тайн в истории человечества.

Отображение в искусстве: Ковчег Завета можно увидеть на картинах Доменико Гарджуло и братьев Лимбургов. Также о нём можно узнать из киноленты «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» и из документальных фильмов «Разгадка тайн истории с Олли Стидсом. Ковчег Завета», «Загадки истории. В поисках утраченного ковчега». Что касается литературы, то особенно интересно загадки этой реликвии описаны в книгах британского писателя Грэма Хэнкока «Ковчег завета» и нашего русского автора Дмитрия Миропольского «Тайна трёх государей».

Кстати, исторический детектив Дмитрия Миропольского «Тайна трёх государей», из которого вы подробно узнаете об одной из главных загадок человечества, можно купить в интернет-магазине «Комсомольской правды».

Терновый Венец Христа

До наших дней сохранилось описание Тернового Венца, сделанное Николаем Месаритом – ризничим императорского храма. Оно было составлено в 1200 году, то есть ровно за четыре года до разграбления Константинополя крестоносцами.

Вот что он пишет: «Первым для поклонения предлагается Терновый Венец. Еще зеленеющий, цветущий и остающийся нетленным, так как был причастен к бессмертию от прикосновения главы Христа. На вид он негрубый, при прикосновении не колючий, выглядит благоцветным, и если можно было бы дотронуться – гладкий и нежный».

Подлинный Терновый Венец Спасителя, тот самый, который воины перед казнью возложили на главу Иисуса Христа – эта величайшая святыня всего христианского мира и главная святыня Франции, – хранится в ризнице собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари).

Прежде чем оказаться в соборе Парижской Богоматери, реликвия прошла долгий, полный опасностей путь. Церковной истории хорошо известно событие, именуемое Обретением Креста Господня. Равноапостольная царица Елена после долгих поисков обнаружила Крест, на котором был распят Спаситель. Вместе с ним царицей были найдены и другие реликвии, связанные с жизнью Искупителя, Его Смертью и Воскресением. Среди них был и Терновый Венец. По преданию, до 1063 года он хранился на горе Сион в Иерусалиме, а при императоре Константине X Дуке, в 1063 году, был перевезен в Константинополь. Здесь Венец почивал в ризнице Императорского дворца.

В 1204 году произошло одно из самых драматических событий в жизни Византии: крестоносцами был взят и разграблен Константинополь. Высокая цель, которая ставилась рыцарями – освобождение Святой Земли от иноверцев, – обернулась страшным разорением христианского государства. Почти на шестьдесят лет в Византии была установлена латинская империя. Во время правления императора Балдуина II де Куртене императорская казна испытывала недостаток в денежных средствах. Пытаясь восполнить его, император заложил французскому королю не только все свои владения во Франции, но и ценнейшие византийские святыни, среди которых был и Терновый Венец Спасителя.

В августе 1238 года король Франции Людовик IX Святой (в 1297 году он был канонизирован Католической Церковью за свое благочестие) торжественно встречал Венец за десять миль от Парижа. Благоговея перед святыней, Людовик снял все королевские регалии и обувь и вместе с братом нес ковчег с драгоценной реликвией на плечах до самой столицы. Через некоторое время, в 1243-1248 годах, в центре Парижа, на острове Ситэ, специально для Тернового Венца была воздвигнута изумительная по красоте и изяществу часовня готической архитектуры – Сент-Шапель. Вместе с Венцом и фрагментом Честного Креста (частица Креста Господня была принесена в Париж в 1241 году) здесь хранился также один из гвоздей, пронзивший тело Христа при распятии.

От Венца отделили часть шипов – их принесли в дар храмам и монастырям христианских стран.

Реликвия хранилась в часовне Сент-Шапель вплоть до Великой французской революции. В пылу революционного безумия часовня была подвергнута разорению и сожжена. Верующие спасли святыню, перенеся ее в хранилище Национальной библиотеки Франции. Хрустальное кольцо, украшенное золотым растительным орнаментом, в котором хранился сплетенный пучок терновых прутьев с несколькими ароматическими веточками зизифуса, предосторожности ради разделили на три отрезка, чтобы в случае посягательств безбожников спасти хотя бы часть святыни. К счастью, все фрагменты Венца благополучно сохранились. Сегодня хорошо видно, что хрустальный корпус, защищающий реликвию, состоит из трех равных частей, соединенных непрозрачными перемычками, которые закрывают места разрезов.

В 1806 году Церковь обратилась с просьбой к Наполеону о возвращении святыни. Несмотря на свою атеистическую настроенность, он вернул верующим Терновый Венец и даже преподнес в дар ковчег для его хранения. Святыня обрела свое место в ризнице собора Парижской Богоматери. Здесь, в главном храме Франции, Венец почивает уже более двух столетий. Реликварий имеет вид средневековой королевской короны, опирающейся на подставку с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Венцом: равноапостольной царицы Елены, императора Латинской империи в Константинополе Бодуэна де Куртене и короля Людовика Святого, который и держит в руках доставленную им в Париж святыню. По традиции Терновый Венец выносили для поклонения лишь раз в год, в Великую Пятницу.

Читайте также:  Венчальные кольца: как выбрать и как носить, что делать при потере

Однако несколько лет назад между Католической и Православной Церквами было достигнуто соглашение, по которому Терновый Венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем теперь выносится для поклонения верующих в каждую первую пятницу месяца в 15.00 – в час, когда Распятый Христос испустил дух. В это время совершается чин поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия – рыцари, дамы в черном и хранители Венца торжественно шествуют вместе с католическими священниками. Святыни проносят по храму и возлагают на престол.

Читается Евангелие Страстей Господних, затем начинается поклонение. В октябре 2007 года у Тернового Венца в соборе Парижской Богоматери отслужил молебен Святейший Патриарх Алексий II. В память о своем поклонении святыне он преподнес в дар собору Нотр-Дам де Пари Владимирскую икону Божией Матери, которая с тех пор хранится в левом приделе.

Известны многочисленные случаи чудесной помощи от Венца Спасителя.

По материалам статьи из журнала «Церковный ювелир» № 38 (весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», автор Ирина Есинская

Реликвии, связанные с Иссусом Христом (14 фото)

В глазах верующих описанные ниже предметы являются высшими ценностями на Земле. Вокруг этих скромных вещей построены великие соборы, что бы увидеть их, собираются сотни тысяч людей, из за них велись войны, и совершались подвиги человеколюбия.

Как воинствующий атеист я, разумеется, не могу разделить священный трепет. Аутентичность всех святынь без исключения вызывает большое сомнение. Но как любителю музеев и всяческих достопримечательностей, как записному зеваке, мне очень понятна страсть лично увидеть что-то редкое и необычное.

1. Гвозди Святого Креста

Как ни странно, точно не известно, сколько именно гвоздей использовалось при распятии. На традиционном изображении распятия гвоздей 3. Но единственная на сегодня находка неполного скелета распятого человека указывает скорее на 4 (Причём ноги прибивались не спереди, а с боку).

Как бы то ни было, в настоящий момент известно около 30 настоящих гвоздей, которыми Христос некогда был прибит к кресту. Сюда нужно добавить некоторое количество, которые перековали в другие предметы. Например, так называемая ломбардская корона укреплена железным кольцом, перекованным из одного из гвоздей.

То что реликвий оказывается больше, чем положено по здравому смыслу, известный феномен ещё из ранних времён христианства. Классическим объяснением этого является свойство реликвий к чудесному размножению. Господь в своей неизъяснимой милости позволяет существовать реликвиям во множестве экземпляров, все из которых признаются настоящими, что бы осенить их благодатью как можно большее количество верующих.

2. Терновый Венец

В настоящий момент Терновый Венец существует в единственном экземпляре и хранится в Соборе Парижской Богоматери. Его диаметр составляет 21 см, что соответствует нормальному размеру головы взрослого человека. Венец находился в Константинополе. Когда его в 1205 захватили Крестоносцы, он попал в руки европейцев. В конце концов король Балдуин, испытывая финансовые трудности, заложил его венецианцам, а король Франции выкупил его.

Некогда венцов было больше, из него вынимали отдельные пряди, что бы выставить в каком либо другом месте, потом вставляли обратно и т.п.

3. Туринская Плащаница

В отличие от большинства других перечисленных предметов, Туринская Плащаница, как ни странно, официально реликвией (т.е. предметом, обладающим священным статусом и способностью к сотворению чудес) не считается. Именно поэтому она относится к наиболее изученным предметам такого рода. К изучению настоящих реликвий церковь учёных допускает с гораздо большим трудом. Однако, церковь, разумеется, не препятствует её демонстрации и поклонению.

Скептиками вроде меня Плащаница признается скорее подделкой. Однако, ни время производства, ни автора, ни метод указать не удалось. Плащаница не имеет аналогов и, судя по анализам пыльцы, ткань действительно происходит с Ближнего Востока. Поскольку в качестве времени создания указывается 12-13 век, изображение было создано вероятнее всего в Европе, поскольку Ближний Восток уже был исламским.

Существует уникальная иллюстрация в написанной в 11 веке в Сербии Библии, которую можно интерпретировать, как изображение Плащаницы (по характерному L-образному расположению дырок на ткани).

Сударион представляет собой нечто вроде полотенца (по размерам 80х50см, скорее банного), покрытого пятнами крови. Он хранится в соборе в Овьедо, начиная с 7 века. Само слово означает «для утирания пота». Согласно легенде, им была укрыта кровоточащая голова Христа. Что, очевидно, не помешало за одно появиться изображению на Туринской Плащанице, которая, согласно другой легенде, была погребальным саваном и укрывала все тело целиком.

Ещё один кусок ткани, пропитанный кровью Христовой, хранится в Брюгге, куда она попала после 2 Крестового похода.

5. Плат Вероники

Библия не упоминает эпизода со святой Вероникой, тем не менее легенда настолько популярна, что Плат существует в 4 экземплярах – в Ватикане, в Вене, в Аликанте и в Хаэне (оба в Испании).

6. Мандилион

Мандилион, или Спас Нерукотворный, является восточно христианским аналогом Плата Святой Вероники. Согласно легенде, он был произведён самим Иисусом, когда тот ещё был на свободе и в добром здравии, в ответ на просьбу правителя города Эдессы прислать свое изображение.

Существует в 2 вариантах. Первый хранится в Генуе, в армянской церкви Святого Бартоломея. Другой ныне хранится в Ватиканском Дворце, в капелле Святой Матильды.

7. Святое Копьё

Копьё, которым центурион Лонгин ткнул Христа в бок, что бы проверить, жив ли тот ещё, существует в 3 экземплярах. Самое известное хранится в Вене. Оно почти наверняка ложное, известно с 10 века и было чудесным образом найдено во время вооружённых стычек на ближнем востоке. Именно его в свое время присвоил Адольф Гитлер, уверенный в том, что обладание копьём даёт власть над миром.

Копьё, хранящееся в Ватикане, возможно более аутентичное. По сообщениям, именно его видели в Иерусалиме вместе с Терновым Венцом и платком, пропитанном кровью ещё в 7 веке н.э. В Рим оно попало только в 15, в качестве подарка султана Баязида 2 папе Иннокентию 3. Ватиканское копьё так надёжно охраняется, что, похоже, фотографий не существует.

Третье, самое сомнительное копьё, находится в Армении, в Эчмиадзине. Оно совершенно не похоже на оружие, годное к применению в бою.

8. Крайняя плоть господня

Иисус родился в нормальной еврейской семье и прошёл все положенные в иудаизме ритуалы, включая обрезание. По идее, единственная зримая часть тела господня должна была бы стать одной из главных святынь. Но её иудейское происхождение, а так же место, от куда была взята плоть господня, вызывало что-то вроде стыдливости. Возможно поэтому уже в раннем средневековье появились сомнения в её подлинности. Достаточно распространено было мнение, что в момент вознесения Христа на небо так же должны были вознестись на небо и все части его тела, вроде ногтей, волос и т.п., включая, разумеется, и крайнюю плоть. Кроме того, существовали несколько крайних плотей, из них самые известные в аббатстве Шарру во Франции и в городке Кальката в Италии. При этом существовало упорное мнение, что Новый Год не спроста назначили на 1 января, дату обрезания Иисуса.

В конечном итоге, в 1960 году папа Иоанн 23 постановил, что любое упоминание крайней плоти господней будет караться отлучением от церкви, а день 1 января стал просто восьмым (литургическая октава) от рождества.

9. Святой Грааль

Святой Грааль, равно как и Туринская Плащаница, не признан официальной реликвией. Главным претендентом на роль сосуда, который использовался во время Последней Вечери, претендует чаша, хранящаяся в соборе в Валенсии. Для простых людей, какими были Иисус и апостолы, сосуд слишком богат, но, согласно исследованиям, стеклянная часть сосуда действительно имеет возраст порядка 2000 лет и происходит с Ближнего Востока, из Финикии.

10. Святая Рубаха

Рубаха, которую Иисус носил в момент ареста, хранится в Соборе в Трире. С течением времени в нее вплетались все новые нити, но согласно сообщениям часть все ещё оригинальная. Ещё одной святой рубахой (или по крайней мере её частями), по её собственным уверениям, обладает русская православная церковь.

Терновый венец Иисуса Христа: значение в христианстве

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится Терновый венец Иисуса Христа – терновник с острыми шипами был возложен на голову Спасителя, усугубляя Его мучения.

Образ Иисуса Христа с терновым венцом – образ страдания, ведь венец был «шутовским» коронованием и являлся орудием пытки. Но это и предмет почитания и надежды. Почему – вы узнаете в этой статье.

Терновый венец Иисуса Христа: значение и история

Терновый венец – одно их оружий, которым издевались над Христом римские воины. Об этом написано у трех из четырех Евангелистов:

«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)

То есть, римляне сплели Ему венец именно затем, чтобы унизить, а не только ради боли. Все атрибуты этого момента свидетельствуют о том, что над Господом смеялись, это было такое развлечение. Плевали ему в лицо, били по голове, надели багрового цвета верхнюю одежду, дали в руки трость, короновали венцом – изображая жалкое подобие атрибутов земных царей, — и смеялись над Царем, который сотворил и небо, и землю, и их самих. «Радуйся, Царь иудейский». Что может быть обиднее и подлее. Словно сам сатана развлекался вместе с ними, и солдаты, сами того не понимая, упивались дьявольским весельем, сделав из обыденных для них пыток, которые были положены для всех, кого вели на распятие, — наслаждение. Это была крайняя степень поругания, словно опасаясь упустить хоть что-то, возложили терновый венец – как заключительный штрих к невыносимой тяжести мучений.

Читайте также:  Таинство Крещения ребенка и взрослого: правила и порядок обряда, что нужно знать родителям и крестным

12 страстных Евангелий – те отрывки из Четвероевангелия, которые посвящены непосредственно страданиям – читаются накануне Пасхи. Пожалуй, это самая торжественная служба, превзойти которую может лишь Воскресение Христово. Безумство для мира – как страдания могут быть поводом для торжества, как это может быть блистательным и славным, когда случилась самая позорная смерть из мыслимых, самая унизительная. Когда оплевывали, неистово терзали свои же соплеменники. «Кровь Его на нас и на детях наших» — сказал иудейский народ. Только спустя тысячелетия мы начинаем понимать, как сбывается это отречение. Только зная эту фразу, понимаешь, как могло выйти из ада такое немыслимое зло как Освенцим…

Но христиане верят и твердо знают, что Бог перетерпел такие страдания ради нас, чтобы спасти и научить всякой добродетели. Очень полезно помнить об этом чаще: как можно обижаться, зная это? Как оставаться черствым и надменным, когда ты видишь Его Таким, заставленным терпеть невыразимые муки – тут и камень станет как теплый воск.

Где хранится терновый венец Иисуса Христа

Одна из величайших святынь христианского мира находится в красивейшем месте. Славный город Париж хранит святыню в великолепном готическом Соборе парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари). Не многие знают, что кроме знаменитых витражей и химер, скрытая от посторонних глаз, здесь находится святыня такой величины, что перед ней меркнут все достижения поистине шедеврального готического искусства. Что и говорить, даже не все парижане знают об этом.

До X века Терновый венец Христа, как и большинство христианских святынь, хранился в Константинополе. После захвата латинянами он оказался в венецианском банке. В 1238 году король Людовик IX выкупил святыню из банка, куда ее поместил под залог латинский завоеватель Византии Балдуин II, за половину годового дохода всей Франции – 135 тысяч ливров. Он встретил Венец за 40 км от Парижа и, сняв королевские регалии и обувь, нес ее на плечах. За его любовь к Богу Людовика IX прозвали Святым.

Во время революции святыню, пытаясь спасти от обезумевшего Парижа, разрезали на три части. Все они уцелели. Венец помещен в футляр из хрусталя с золотым орнаментом, по уровню разрезов находятся непрозрачные скобы.

Спаситель в терновом венце: икона

Икона Спасителя в терновом венце пришла в православную культуру из католической церкви, где это изображение было очень популярным и начало распространяться еще в 13 веке, сразу после покупки Людовиком IX. В русской иконографии образ появляется после реформ Петра I и усиливается в 19 веке. У христиан пользуется популярностью эмоциональный портрет Христа в венце «Се человек», написанный Гвидо Рени в 17 веке. На нем Христос изображен с поднятой чуть наклоненной головой, с закатившимся взором. Изображение передает момент физической боли, телесных страданий Спасителя.

Терновый венец Иисуса Христа напоминает нам каждый раз о том, как мы можем помочь себе быть снисходительней по отношению к другим людям. Ведь стоит только задуматься над глубиной пережитого Спасителем и смыслом всех этих страданий, как становится очевидным – христианство не может быть выдумано. Это просто нельзя придумать. Невинный взял на себя все раны мира, чтобы искупить виновных. Безгрешный пришел на землю, чтобы искупить от греха и смерти. Вся современная культура, известные нам ценности, понятие свободы, человеческого достоинства – все, что дорого для современного прогрессивного человека – все это родилось из христианства. Как часто мы вспоминаем об этом?

Происхождение Святого Тернового Венца Христа

В Четверг на Пятницу Страстную
Приказ солдатам: к четырём –
Судить Христа и бить вчистую,
Представив Господа царём!
Христа в багряницу одели,
Чтоб был смешон, на самом деле,
Вручили посох, а в конце
В Терновом он предстал Венце.
Господь поруган был злодейски,
Венец терновый весь в крови;
Кричат: «распни его, распни»
И «радуйся, Царь иудейский!»…
Но где хранится, наконец,
Святой Терновый тот Венец?!

Стихи. Ру, Александр Кочетков 3: Святой Терновый Венец Христа, 1

(По материалам моего перевода статьи Sainte Couronne свободной энциклопедии Wikipedia (Fr)

Суд Понтия Пилата над Иисусом Христом и последующее распятие Господа описаны в Евангелиях и в художественной литературе достаточно подробно. А вот, история Святого Тернового Венца, которая началась в ту роковую ночь с Четверга на Страстную Пятницу и продолжается до сих пор, освещена очень скупо, в первую очередь, в российской публицистике вследствие политических и религиозных разногласий между католичеством и православием. Нас же интересует, прежде всего, история на протяжении двадцати веков и художественная ценность реликвариев (вместилище для хранения ценных реликвий) Святого Тернового Венца…
Терновый венец — венец из ветвей растения с шипами (терниями), который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания в ночь с Четверга на Страстную Пятницу.
О возложении на Иисуса Христа венца из тёрна пишут три евангелиста:

И воины, «сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу» (Ин. 19:2);
«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29);
«и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него» (Мк. 15:17).
В отличие от багряницы (символа торжественной верхней одежды или мантии монархов или царей пурпурного или червленого цвета), о том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано.

Согласно древней традиции, Венец благоговейно сохранялся и почитался. Тем не менее, по различным свидетельствам, тёрны были рассеяны в течение веков дарами, совершёнными либо византийскими императорами, либо королями Франции. Их насчитывается около 70, такого же свойства, они объявляются подлинными.

От Иерусалима до Византии (I-й; ;XII-й века)

Из многочисленных рассказов, в частности, паломников в Иерусалиме в IV-м веке, констатировали существование Святого Венца. Уже в 409, Saint Paulin de Nole упоминает его среди священных реликвий базилики Mont Sion в Иерусалиме.
Эти реликвии были перенесены в VII-м веке Византию, в императорскую часовню, чтобы укрыть их в безопасном месте от нашествий персов, а затем арабов. Однако, подлинность этих реликвий и период перемещения их в Константинополь, в сокровищницу византийских императоров не могут быть установлены.
Достоверно известно, что реликвия вновь появилась в Константинополе до середины X-го века, поскольку фрагмент помещался в реликварии из эмалированного золота с посвящением имени «императора Константина VII Багрянородного, поднявшегося на трон в 913». Кроме того, с середины X-го века, как свидетельствует об этом Константин VII в своём Трактате церемоний, императоры Востока преуспели в собирании впечатляющей коллекции реликвий Страсти. Nicolas M;sarit;s, хранитель сокровищ часовен Священного Дворца Константинополя, около 1200 г., в манускрипте оставил описание десяти самых престижных предметов, среди которых был Святой Венец:
« Первая предлагаемая вещь для почитания, это Терновый Венец, ещё зеленеющий и остающийся нетронутым, так как, прикоснувшись головы Господа Христа, он содействовал в его неподверженности порче… Он не жёсткий на вид…, и, если попробовать дотронуться до него, он будет только податливым и мягким…».

Венец в латинской Империи Востока (XIII-й век)

После разграбления Константинополя в 1204, Крестоносцы основали латинскую Империю Востока, которая просуществовала до 1261. Латинские императоры попадают в тяжёлое финансовое положение и закладывают различные реликвии у венецианских банкиров: Святой Венец, был, таким образом, отдан в залог латинским императором Бодуином II де Куртенэ (Baudouin II de Courtenay) актом от 4 сентября 1238, который предусматривал, что банкир будет оставаться собственником реликвии, если залог не будет погашен до июня 1239.
Несколько лет спустя, Людовик IX, король Франции отправился за приобретением христианских реликвий, в том числе, Святого Венца. Это позволило бы ослабить Ватикан и Священную Римскую империю. Потребовалось два года, чтобы закончить сделку с Бодуином II де Куртенэ, так как король хотел удостовериться в подлинности реликвий. За сумму 135 000 турских ливров, венец был приобретён в августе 1238. 19 августа 1239, процессия прибывает в Париж, король несёт Святой Венец в Notre-Dame de Paris, где реликвия хранилась лишь временно: Людовик IX распорядился построить часовню Сен-Шапель в центре Парижа, на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец.
Таким образом, Святой Терновый Венец, скитаясь от Иерусалима до Константинополя, наконец-то добрался до Парижа, правда, в Кафедральном соборе Нотр-Дам-де-Пари не задержался, но обосновался рядом, на острове Сите. Что касается его нового владельца, Людовика IX (1214 – 1270), то он, наоборот, отправился из Франции в очередной крестовый поход в Тунис, там и умер. И только через 27 лет после его смерти папа Бонифаций VIII провозгласил Людовика IX святым, и он стал называться Saint Louis. А вот история Святого Тернового Венца в XIII-ом веке не заканчивается и связанные с ним события разворачиваются уже в конце XVIII-ого, начале XIX-ого веков… Но, об этом в следующей статье.

Ссылка на основную публикацию