Великорецкий крестный ход: история и дата, маршрут и карта, описание и чудеса

Великорецкий крестный ход: история, дата, протяженность маршрута, отзывы паломников

Ежегодно в начале июня десятки тысяч наших соотечественников оставляют свои привычные занятия и со всех концов страны устремляются в город Киров, чтобы стать участниками Всероссийского крестного хода, вместе с которым им предстоит пройти 150 километров пути. Это древняя традиция несёт в себе духовную красоту минувших веков, неразрывно связывая их с сегодняшней жизнью.

Дивный свет в лесной чаще

История Великорецкого крестного хода берёт своё начало в XV веке, а связана она с одним весьма необычайным событием. Как повествует церковное предание, бытующее на Вятской земле уже более шести веков, благочестивый крестьянин из деревни Крутицы Семён Агалаков, проходя однажды лесистым берегом реки Великой, был поражён открывшимся перед ним зрелищем: чуть в стороне из чащи деревьев исходил таинственный свет, как будто там горела сотня свечей. Оробев при виде такого чуда, крестьянин осенил себя крестным знамением и поспешил дальше.

На обратном пути он вновь был остановлен светозарными лучами, исходившими из лесного мрака. На этот раз Семён пересилил страх и, творя молитву, углубился в чащобу. Каково же было его изумление, когда, раздвинув ветви деревьев, он увидел бьющий из земли родник, а возле него – источник дивного света которым оказался, образ святителя Николая Чудотворца.

Перенесение чудотворной иконы в город Хлынов

С великим благоговением поднял с земли Семён Агалаков свою находку и, принеся в деревню, передал настоятелю местной церкви. Далее предание сообщает, что вскоре после обретения иконы Господь стал через неё являть людям дивные чудеса исцелений, молва о которых быстро разнеслась по округе.

Произошло это событие в 1383 году, а спустя несколько лет решением епархиального руководства чудотворный образ был перенесён в город Хлынов, являвшийся в те времена столицей Вятского края. Причиной тому послужило принявшее широкий размах почитание новообретённого образа и невозможность разместить в деревне всё возрастающее количество паломников. Однако жители Хлынова дали обещание ежегодно возвращать бесценную реликвию к месту её обретения. Так и родилась в народе традиция раз в год совершать Великорецкий крестный ход.

Водный и сухопутный маршрут крестного хода

Спустя почти три столетия преосвященный архиепископ Вятский и Великопермский Александр (Ильин) издал указ о праздновании дня Великорецкой иконы (так её стали величать, поскольку обретена она была на берегу реки Великой) 24 мая (6 июня). Первоначально маршрут Великорецкого крестного хода был водным и пролегал по двум рекам ─ Вятке и Великой.

Все принимавшие в нём участие совершали этот длительный путь на лодках и плотах, но позднее, уже в 1778 году, епископом Вятским Лаврентием (Барановичем) было дано указание разработать сухопутный маршрут, который используется и поныне. Сегодня, как и в прежние времена, движутся нескончаемые процессии паломников из города, именовавшегося когда-то Хлыновым, в 1780 году переименованного в Вятку, а с 1934 года и поныне носящего имя Киров.

Традиция, пережившая революцию

В течение веков на всём протяжении своего 150-километрового пути от Вятки до села Великорецкого и обратно паломники совершали молебны в приходских храмах древних сёл: Макарье, Загарье, Бобино, Горохово, Монастырское, Филейское и Медяны. Едва появлялись вдали хоругви, за которыми тянулся нескончаемый поток Великорецкого крестного хода, как оглашал округу перезвон колоколов деревенских церквей.

В первые послереволюционные годы традиция, сложившаяся на протяжении минувших веков, неуклонно соблюдалась, несмотря на все противодействия новой власти. Как в прежние времена, тысячи паломников Великорецкого крестного хода собирались в установленный день на Соборной площади города Вятки и оттуда начинали свой пятидневный путь.

Утрата бесценного образа

Однако в 1935 году, во время очередной антирелигиозной кампании, городской кафедральный собор, в котором хранилась икона, почитаемая с конца XIV века, снесли, а всё находившееся в нём церковное имущество конфисковали, или, попросту сказать, разграбили сами же представители новой власти.

Тогда же бесследно исчез и чудотворный образ святителя Николая, что стало причиной прекращения массовых Великорецких крестных ходов, но не помешало отдельным верующим, а также небольшим их группам совершать ежегодные паломничества на берег реки Великой, где за пять с лишним веков до этого была обретена пропавшая святыня.

Запрет на проведение крестных ходов

Продолжались они и в тяжелейший период сталинских репрессий, развёрнутых в отношении служителей церкви, и в годы Великой Отечественной войны. Наибольшее же противодействие одиночному паломничеству, пришедшему на смену Великорецким крестным ходам, было оказано правительством уже в хрущёвские времена, когда в 1959 году вышло официальное постановление о их запрещении.

С тех пор каждый год в преддверии дня празднования Великорецкой иконы на всех подступах к месту её обретения расставлялись наряды милиции, в обязанность которых входило не только останавливать паломников, но и, посадив в автобусы, отвозить как можно дальше от цели их пути. Однако даже и эти меры не могли заставить благочестивых людей нарушить сложившуюся веками традицию.

Возрождение древнего обычая

С наступлением перестройки и изменения политики государства в отношении церкви нелепое постановление 1959 года было отменено, однако в течение последующих четырёх лет маршрут Великорецкого крестного хода был значительно сокращён и, начинаясь от села Чудинова, составлял всего 10 км. Лишь с 1993 года его участники получили возможность проделать в течение пяти дней все 150 километров, отделяющие город Киров от места обретения иконы на реке Великой.

Между тем в полной мере возродить традицию минувших веков тогда не удалось, поскольку все храмы, возле которых паломники некогда останавливались и совершали молебны, были разрушены или находились в запустении. Впереди предстоял ещё длительный период их возрождения. Именно тогда и вошло в обыкновение совершать литургии прямо в поле или на берегу реки, используя для этого походные церкви. Подобная форма богослужения широко практикуется и поныне.

Рождение новых традиций

Любопытно отметить, что в постперестроечные времена сложился целый ряд новых традиций Великорецкого крестного хода (Киров ─ село Великорецкое на берегу реки Великой). Одна из них состоит в том, что многие паломники, придя на место, окунаются в воды лесного источника, возле которого Семёном Агалаковым была обретена чудотворная икона.

Кроме того, в сёлах Мурыгино и Медяны, расположенных на пути следования процессии, вошло в обычай встречать крестный ход всем миром от мала до велика. При этом пожилые люди встают на колени и, крестясь, кладут поклоны образу Николая Чудотворца, тогда как молодёжь, взявшись за руки и выстроившись цепочкой, проходит под иконой, получая благословение Мирликийского святого.

Устав всероссийского крестного хода

К 2000 году число желающих принять участие в Великорецком крестном ходе возросло настолько, что ему был придан всероссийский статус, а в 2008 году их число достигло 30 тыс. человек, превысив тем самым максимальный показатель, зафиксированный в дореволюционный период и составлявший 27 тыс. паломников. Это послужило основанием для разработки и утверждения особого Устава крестного хода, регламентирующего все аспекты его организации и проведения.

В последующие годы, на основании этого документа, а также по благословению святейшего патриарха Кирилла, Великорецкий крестный ход совершается регулярно с 3 по 8 июня. Начинается он в Кирове и после пяти дней напряжённого пути, прибывает в село Великорецкое, расположенное на берегу реки Великой, где совершаются главные торжества.

Старообрядческий крестный ход

С 2002 года этот же путь, хотя и несколько изменив маршрут следования, стали проделывать и старообрядцы ─ представители ряда религиозных течений внутри православной церкви, отвергших предпринятую в XVII веке реформу патриарха Никона. Своё шествие они приурочивают к празднованию Рождества Николая Чудотворца и проводят его ежегодно в течение четырёх дней с 9 по 13 августа. Из этого можно заключить, сколько километров Великорецким крестным ходом преодолевают старообрядцы. Поскольку в день они могут пройти не более 30 километров, то, по всей видимости, их маршрут не превышает 120 километров.

В августе 2005 года во время очередного шествия от сердечного приступа скончался митрополит Московский и Всея Руси Андриан, занимавший пост предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви. Именно он являлся инициатором возрождения среди старообрядцев Великорецких крестных ходов.

Отзывы участников

Заслуживают внимания и высказывания тех, кто счёл нужным на страницах интернет-сайтов поделиться своими впечатлениями об участии в пятидневном шествии к берегам реки Великой. Многие, в словах которых чувствуется необычайный эмоциональный подъём, вызванный пережитыми событиями, пишут о том, какое на них произвела неизгладимое впечатление вера тысяч людей, движимых общим религиозным порывом.

Всех поражает необычайное духовное единство самых разных людей, принимавших участие в крестном ходе. Ведь среди них, по словам участников хода, есть молодые и старые, здоровые и больные, те, чей вид свидетельствует о принадлежности к обеспеченной категории граждан, и те, кто явно оказался за бортом жизни.

Ежегодно в середине июня в Сети и на страницах печатных православных изданий появляется множество отзывов паломников. Каждый из них делится своими впечатлениями и по-своему описывает пережитые им волнения. Но во всех сообщениях, как правило, красной нитью проходит общая мысль о том, что Великорецкий крестный ход – это «одно из чудес земли Русской». И ощутить это в полной мере можно лишь прошагав своими ногами 150-километровый путь, ведущий к роднику истинной православной веры.

Крестный ход

Что такое Крестный ход

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Читайте также:  Кафизма: правила и способ чтения псалтыря, текст на русском и славянском языке

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Крестный ход у католиков

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.

Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Крестный ход — молитвенное шествие с иконой

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход проводится и на Пасху

Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это — символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху — один из самых сложных видов колокольного звона, который называют «трезвоном». Если вы слышали выражение «трезвон колоколов», то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме «трезвонят» далеко не всегда.

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.

150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

Крестный ход для верующих

Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет «милости, а не жертвы». Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.

Крестный ход. Читать на Правмире:

Крестный ход. Видео:

Великорецкий Крестный ход

Молитвенное шествие на Пасху. Валаам

Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Великорецкий крестный ход: история и дата, маршрут и карта, описание и чудеса

Великорецкий крестный ход

Ежегодно одним из наиболее значимых событий в жизни православных христиан является совершение крестного хода по святым местам. Сегодня Кировская область известна многим своим Великорецким крестным ходом, куда каждый год в июне месяце (с 3 по 8 июня) съезжаются паломники не только из районов Кировской области, но и из других регионов России и Ближнего Зарубежья. Случается, что посещают святые места и иностранцы. 6 июня в селе Великорецком представители православной конфессии отмечают знаменательный праздник Великорецкой иконы.

В этот Крестный ход отправляются с почитаемой всеми христианами Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Это одна из наиболее значимых икон в России. Маршрут проходит от г. Кирова (обычно паломники собираются возле Серафимовской церкви) до реки Великой, к селу Великорецкому, Юрьянского района Кировской области. По своей протяженности маршрут составляет 150 км (90 км из г. Кирова до с. Великорецкое и 60 км обратный путь). Ночуют паломники в полевых условиях.

История Великорецкого Крестного хода

Свое начало Великорецкий Крестный ход берет в XV веке. Изначала паломники отправлялись туда на лодках по реке Вятке, а затем по реке Великой. Значительно позднее, в 1778 году был разработан новый сухопутный маршрут, по которому и ныне следуют паломники. Слава о чудотворной иконе дошла и до Москвы, куда по приказу царя Ивана IV она была доставлена. Когда икона следовала в столицу, от нее получили исцеление больные и люди воочию увидели чудеса, сотворенные образом Николая Чудотворца. Узнав об этом, царь распорядился освятить один из приделов строящегося в то время храма Василия Блаженного в честь Великорецкой иконы Святителя Николая.

В 1959 году Великорецкий Крестный ход претерпел нелегкие времена и его совершение было запрещено. Тем не менее, паломничество никогда не прекращалась, тысячи православных христиан отправлялись в путь к святому месту. Официально Великорецкий Крестный ход был вновь разрешен лишь в 1989 году, но только от села Чудиново, находящегося в 10 км от села Великорецкое.

В 2000 году по решению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Великорецкий Крестный ход был признан как всероссийский. В 2008 году паломничество побило все рекорды и составило почти 30000 человек.

Легенда о явлении образа Святого Николая

Почему же Великорецкий Крестный ход столь популярен у паломников? Согласно легенде, в 1383 году на берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ Святого Николая. С тех пор нуждающиеся в помощи люди стали получать от иконы исцеления и чудотворения. Вскоре об иконе стало узнавать все больше и больше людей, которые стали приходить на место явления иконы, благодарили за нее Бога и получали духовное успокоение и исцеление от разных недугов. Со временем на этом святом месте общими усилиями люди построили часовню, а несколько позднее началось строительство храма во имя чудотворного образа.

Читайте также:  Воцерковление в православии: что это такое, кто такой воцерковленный человек, ответы и советы священников

Из-за набегов языческих кочевых племен вятичи были обеспокоены безопасностью святой иконы. По этой причине было принято решение переместить ее с берегов реки Великой в город Хлынов (так назывался тогда современный г. Киров). Но каждый год икону приносили на место ее первоначального явления. Так родилась почитаемая сегодня тысячами паломниками религиозная традиция Великорецкого Крестного хода.

Великорецкий Крестный ход в наши дни

Сегодня Великорецкий Крестный ход по праву можно признать уникальным явлением земли Вятской. Из всех остальных Крестных ходов, существующих в нашей области, он является самым древним, самым масштабным по количеству паломников и самым величественным. Великорецкий Крестный ход – это всегда крупное и значимое событие в православной жизни города Кирова и области.

3 июня пришедшие паломники собираются возле Свято-Серафимовского собора г. Кирова, а затем, минуя село Макарье, проходят через села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Село Великорецкое является конечным пунктом всего маршрута. Здесь собираются тысячи верующих, участвуя в церковных молебнах и в молебнах на берегу реки Великой.

Обратный путь Крестного хода следует через село Медяны и поселок Мурыгино. Как правило, 8 июня паломники прибывают в Киров.

Что нужно знать паломнику перед совершением Великорецкого крестного хода? Рекомендации бывалых.

Список необходимых вещей

Туристический коврик (180 на 60 см, толщина 8-10 мм) будет Вам незаменим в полевых условиях, т. к. он необычайно легок, плохо проводит тепло и абсолютно непромокаем.

Рюкзак. При его выборе обратите внимание на ширину лямок. Чем шире лямки, тем рюкзак удобнее. Идеальны модели рюкзаков с поясничным ремнем, поскольку позволяют обеспечить равномерную нагрузку на позвоночник. В случае непогоды, вещи в рюкзаке рекомендуется упаковывать в полиэтиленовые пакеты, это обеспечит их непромокаемость.

Обувь. Бывалые советуют иметь в наличии две пары обуви. Одну на холодную и сырую погоду (кожаные кроссовки или ботинки), другую на случай сухой и жаркой погоды (матерчатые кроссовки или сандалии с закрытой пяткой). Можно взять с собой пару резиновых сапогов, несмотря на тяжесть, они незаменимы для преодоления грязевых луж. Имейте при себе как можно больше пар хлопчатобумажных носков. При частой смене носков снижается риск натереть мозоли. Некоторые паломники, зная проблемные места на ногах, заранее их заклеивают пластырем.

Учтите, что обувь должна плотно сидеть на ноге, должна быть разношенной и ни в коем случае не новой. Обувь лучше выбирать с мягкой и толстой подошвой. Если перед отправлением в Крестный ход, Вы решили надеть обувь, которую Вы носите в повседневной жизни, у Вас должна быть уверенность, что она не развалится.

Плащ из полиэтилена просто незаменимый спутник в дождливую погоду. Но даже более выигрышным вариантом для Вас может стать обычный кусок полиэтиленовой пленки, размером с Ваш рост с вытянутыми вверх руками. Он и утеплит холодной ночью и вместе с рюкзаком скроет Вас в пути от проливного дождя.

Одежда ни в коей мере не должна сковывать Вас, она должна быть предельно комфортной. С собой рекомендуется взять двое брюк или рейтузов, чтобы не замерзнуть во время ночного сна, а также легкие верхние брюки, которые не продуваются. Женщинам обязательно необходимо надеть длинную верхнюю юбку. Несомненно, пригодится Вам и легкая курточка (ветровка) на молнии для удобства процесса надевания и снимания, когда это будет необходимо. Ночью будет просто незаменим теплый свитер и шерстяные носки, а также вязаную шапку спортивного типа.

Головной убор. На случай, если сильно припекает солнце, лучшим головным убором для Вас будет кепка с козырьком или широкополая шляпа. Если же таких головных уборов у Вас не оказалось, то возьмите хотя бы защитный крем от солнца.

Спальный мешок пригодится в том случае, если у Вас нет специального места для ночлега. В палатке спальный мешок просто незаменим. При выборе спального мешка руководствуйтесь тем, что он должен выдерживать температуру до 0 градусов.

Емкость под воду. Ею может быть обыкновенная фляжка или пластиковая бутылка вместимостью 1,5 литра. В дороге вода Вам пригодиться не только для питья, но и для того, чтобы умыться и набрать святой воды.

Деньги возьмите в небольшом размере, не больше 1000 рублей.

Другие необходимые вещи: пластмассовая чашка, ложка, нож, котелок, мыло, зубная паста и щетка, туалетная бумага, влажные салфетки, необходимые медикаменты (йод, зеленка, пластырь, бинт, вата), ножницы, средство от комаров и клещей, ручка, записная книжка, сотовый телефон и зарядное устройство к нему, солнцезащитные очки, портативный примус на керосине или газовом баллоне для разогрева пищи, портативные рации, чтобы не потеряться друг с другом среди огромного множества людей, палатка.

Примечание: если у Вас есть хронические заболевания, возьмите с собой все необходимые медикаменты, а если проблемы с суставами, то Вам может понадобиться в дороге эластичный бинт.

Сегодня на одном их крупнейших социальных сайтов России vkontakte.ru создана группа людей, участвующих в шествии Великорецкого Крестного хода, и тех, которые лишь решили присоединиться к этой священной православной традиции. Участники группы здесь охотно делятся своими впечатлениями об этом процессе.

Присоединившись и пройдя весь нелегкий путь вместе с Великорецким крестным ходом, многие участники этого по истине грандиозного религиозного действия, щедро делятся своими воспоминаниями. Некоторые из них даже ведут особые дневники с записями, которые весьма интересно читать. Паломники описывают все радости и трудности, которые им приходилось преодолеть. Есть также и множество любопытных фотографий, где фрагментарно представлены основные события Великорецкого крестного хода. Если Вы действительно решили совершить крестный ход, то Вам просто необходимо познакомиться с дневниками бывалых.

Святой Николай Чудотворец

“Святитель Отче Николае, моли Бога о нас!”

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход — один из самых крупных, известных и многочисленных крестных ходов России. Он проводится в честь святителя Николая Чудотворца уже более 600 лет. Каждый год с 3 по 8 июня паломники со всей страны и Ближнего Зарубежья проходят путь с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой святого Николая. Крестный ход ежегодно собирает десятки тысяч людей. С ним связано множество свидетельств верующих о чудесном исцелении и святой помощи Николая Угодника.

Общая протяжённость пути — 150 км. Маршрут крестного хода: город Киров (Вятка) — река Великая (село Великорецкое, Юрьянский район Кировской области) — город Киров (Вятка).

История Великорецкого крестного хода

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от этой иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма – более достойного места для чудотворного образа.

В XIII-XIV веках русские люди только еще начали поселяться на вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.

Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая.

До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Великорецкое и образ Николая Чудотворца

Великорецкая икона Николая Чудотворца

Великорецкая икона Николая Чудотворца — это образ, состоящий из средника с поясным изображением Святителя Николая и восьми живописных клейм с изображением чудес Святителя. К сожалению, оригинал Великорецкого образа был утрачен в годы гонений на Церковь. Ныне крестный ход совершается с его точным списком XVII века, который является также чудотворной и чтимой святыней Вятской епархии.

Старинное село Великорецкое находится в 80 км. от города Кирова. Каждый год 3 июня сюда отправляется крестный ход с образом Святителя Николая Чудотворца. Место обретения чудотворной иконы на берегу реки Великой отмечено часовней над святым источником.

В день Великорецких торжеств, когда образ доставляется в село, прямо на берегу совершается Божественная литургия. Верующие отмечают, что богослужение в этот день всегда проходит с большой торжественностью и величием. Особую праздничность событию придает пение церковного хора.

После службы под звон колоколов происходит освящение воды на источнике и на реке Великой. Многие паломники считают своим долгом окунуться в воде. Говорят, что такая вода целебная, а от усталости не остаётся и следа. По окончании торжественных богослужений в Великорецком, крестный ход не заканчивается. Паломников ожидает не менее трудный путь обратно.

Чудесные исцеления от Великорецкого образа Святителя Николая

Множество свидетельств об исцелении людей от Великорецкого образа сохранилось в письменных источниках. В архивах можно отыскать описание чудес, которые были засвидетельствованы в Вятке с 1551 по 1647 годы. Это короткие рассказы о том, как много простых людей получали помощь в тяжелых болезнях после молитвы перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Например, два из них:

«10 января 1558 года прииде в соборную церковь жена некая Орлова города Некрасова Куклина, слепа тритцать недель, и постави свещу пред чюдотворный образ и молитвами святаго Николы прозре и бысть здрава»[1].

Или в этом же году записано:

«9 мая жена именем Матрона Федорова приведена бысть пред чюдотворный образ святаго Николы. Ногами не владела год и приложиша ея к чюдотворному образу и, святой воды испив, исцеление получи»[1].

Всего в архивных записях сохранилось более 200 чудес, совершенных по молитвам перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Их список пополняется и сегодня. С каждым Великорецким крестным ходом вера людей в святую помощь святителя Николая только крепнет.

[1]Источник: «Повесть о явлении чудотворного образа Великорецкого Николы архиепископа Мирликийского» (№ 403, Маз. Рукопись 17 века. – РГАДА.)

Великорецкий крестный ход: история и дата, маршрут и карта, описание и чудеса


НАШИ ДРУЗЬЯ – MEIDÄN YSTÄVÄT

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ВЕЛИКОРЕЦКИЙ


Великорецкая чудотворная икона святителя Николая

ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Большой интерес для исследования представляет группа икон с изображением «Св. Николая Великорецкого» XVI в.
Весьма редкой и необычной является икона «Св. Николай Чудотворец Великорецкий без житийных клейм» первой половины XVI в. Икона повторяет древний образ, еще не заключенный в раму, и косвенным образом подтверждает предположение о том, что рама была сделана после перенесения его в Вятку. Николай Чудотворец изображен в святительском одеянии, по пояс, с благословляющей правой рукой и с евангелием в левой руке.
Вторая икона указанной иконографии относится ко второй половине XVI в. и принадлежит к числу икон, созданных уже после путешествия чудотворного образа в Москву. Особенностью этого вида иконографии Великорецкой иконы является наличие определенного числа житийных клейм (восемь) и особый подбор их сюжетов, среди которых присутствует редкое чудо – служба Николы в Сионе. Центральный образ имеет отдельный ковчег. Каждое житийное клеймо по размеру равновелико среднику.

Читайте также:  Интересные и малоизвестные факты про Библию: факты, которые будут полезны верующим и атеистам

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ
В 1383 году Промыслом Божиим произошло явление на Вятской земле чудотворного образа святителя Николая. «Некоторый благоговейный муж из ближайшего к тому месту селения увидел в лесу, в стороне от своего пути, свет. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся». Так начинается описание явления иконы Николая Чудотворца. Когда местный крестьянин деревни Крутицы, Агалаков, принес икону домой, обнаружилась ее исцеляющая сила. Это произошло там же, в деревне, когда, приложившись к чудотворной иконе, исцелился крестьянин, который до этого не мог ходить.
Молва разнесла весть о явлении чудотворного образа. Люди шли к «Николе на Великую» получить от святого образа духовное утешение и исцеление. На берегу реки Великой построили деревянную часовню. Позже там был выстроен храм, в котором находилась чудотворная икона святителя Николая до перенесения ее в град Хлынов (столицу Вятского края). У сосны, где явился чудотворный образ, забил источник, вода из которого исцеляла страждущих. Забирая икону, хлыновцы дали обет ежегодно возвращать образ святителя Николая на место его явления. Так была заложена одна из самых давних традиций Вятской земли — Великорецкий крестный ход.
По велению царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария в 1554 году чудотворный образ начал свое первое путешествие в Москву, куда он прибыл 29 июня (ст. стиль) 1555 года. По пути следования от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса.
В те годы на Красной площади началось строительство из кирпича и камня собора Покрова Божией Матери на Рву (храм Василия Блаженного) — памятника Казанской победы. По указу царя один из приделов этого удивительного храма (южный) был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Для нового храма Митрополит Макарий повелел сделать списки с чудотворного образа.

Источник: Николо-Иорданская Церковь 2007-2008.

ВЕЛИКОРЕЦКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД


Фото Андрея Талалаева, участника Великорецкого Крестного Хода 2012
Крестный ход – это соборная молитва, по слову Святейшего Патриарха Алексия II, «. призывая на помощь Господа, Богородицу, святых, огнем нашей веры, молитвы выжигать всякую нечистоту в наших сердцах, в нашей жизни и наполнить жизнь делами истинно добрыми, спасительными».

Один из крупнейших ежегодных Крестных ходов России с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца.

Проходит ежегодно с 3 по 8 июня.
Маршрут: Вятка (Киров) — река Великая (с. Великорецкое, Юрьянский район Кировской области) — Вятка (Киров).
Протяжённость — 150 км (90 км из г. Киров до с. Великорецкое и 60 км обратно). Ночлеги — в полевых условиях.
Ход собирает десятки тысяч…

История крестного хода

Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения св. мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования — 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут — сухопутный, действующий и поныне.
В первые годы советской власти традиция крестного хода неуклонно сохранялась. C 1935 года, после сноса кафедрального собора в Вятке, где хранилась икона святителя Николая, крестные ходы прекратились в связи с утратой иконы. Но несмотря на неофициальный запрет проведения хода, он превратился в паломничество небольших групп верующих на берег реки Великой к месту обретения чудотворной иконы. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества к реке Великой. Несмотря на это, паломничество никогда не прерывалось.
Возрождение крестного хода начинается с 1989 года, когда запрет на паломничество был отменён. С 1989 по 1993 годы крестный ход разрешали совершать только от ближайшего села Чудиново (в 10 км). С 1993 года крестный ход стал совершаться по историческому маршруту.

Крестный ход в XXI веке

В 2000 году к 600-летию (ежегодно в крестном ходе стало участвовать несколько тысяч человек со всей России и СНГ) решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Великорецкий крестный ход получил статус всероссийского. В 2008 году в нём участвовало около 30 тысяч богомольцев (что превысило дореволюционный максимум — 27 тысяч) и был утверждён Устав крестного хода. Согласно Уставу, современный Великорецкий крестный ход совершается в период с 3 июня (21 мая ст. стиля) по 8 июня (26 мая ст. стиля), таким образом, что главные мероприятия в с. Великорецком проходят 6 июня (24 мая ст. стиля) в праздник Великорецкой иконы.[1]
В 2010 году число паломников, участвующих в Великорецком крестном ходе превысило 25 тысяч человек, а в день праздника в Великорецком собралось около 60 тысяч богомольцев.[2] Великорецкий чудотворный образ Святителя Николая, несмотря на его утрату в 1935 году — это самая почитаемая икона святителя в России.[источник не указан 550 дней] В 2012 году по подсчетам число паломников составило 32000 человек (при населении Юрьинского района 21 тыс. чел.).

Здорово тут!

Великорецкий крестный ход. Как все начиналось

Подготовка к крестному ходу. Страхи и сомнения


Когда моя подруга Надежда предложила пойти в крестный ход, мысль показалась мне безумной. Речь шла не о крестном ходе вокруг храма и даже не вокруг города. Речь шла о Великорецком крестном ходе, протяженность которого — 150 км.

Если добавить, что паломники находятся в пути 6 дней, из которых только один отводится на отдых, то нетрудно подсчитать, что каждый день придется проходить 30 км. Мы с ней обе уже давно «за пенсионного» возраста. Поэтому я с трудом могла представить нас с рюкзаками, проходящими многокилометровые расстояния.

А возникла у Надежды такая идея после кинофестиваля православных фильмов «Встреча», который регулярно проводится у нас в городе Обнинске Калужской области. На один из таких фестивалей священник отец Александр (Каратаев) привез фильм — «Река Великая». Так мы впервые услышали о Великорецком крестном ходе.

Немного истории


В конце XIV века на реке Великой была явлена икона Святителя Николая, которую позднее назовут Великорецкой. От нее сразу начали происходить исцеления. Резко возрос поток паломников в село Великорецкое.

И тогда, чтобы облегчить доступ всех желающих к иконе, решили перенести ее в город Хлынов – центр Вятского края. (Позднее город был переименован в Вятку, а ныне это город Киров). При этом жителями Вятки был дан обет: приносить икону каждый год к месту ее явления на реку Великую в тот день, когда она была обретена, и устраивать большой праздник в честь этого события.

С тех пор уже более 600 лет крестный ход ни разу не прерывался, несмотря на запреты и гонения. Только один раз в 1551 году жители Вятки отложили крестный ход. За это они были наказаны морозами в летнее время, убившими их посевы. Осознав свою вину, люди с глубоким покаянием отправились к месту явления иконы, и благодать вернулась на Вятскую землю.

Маршрут Великорецкого крестного хода, карта, расписание


Крестный ход совершается из г.Вятки (Кирова) на реку Великую (с.Великорецкое, Кировской области) и обратно. При этом паломники идут туда и обратно разными маршрутами.

Дорога до р.Великой занимает 3 дня (протяженность пути 82 км), а обратная дорога до г.Кирова занимает 2 дня (протяженность пути 68 км). Один день отводится на праздник в честь явления Великорецкого образа Святителя Николая.

Поскольку празднование осуществляется 6-го июня, даты совершения крестного хода каждый год одни и те же: с 3-го по 8-е июня.

Начинается крестный ход из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря (постоянного места хранения иконы) и заканчивается там же.

Проблема ночлега

Мне даже подумать было страшно, чтобы принять участие в таком крестном ходе. Количество паломников в нем достигает 30 тысяч. Вероятность того, что можно будет найти какой-то ночлег в пути, слишком мала, а нести с собой еще и палатку было для нас физически невозможно. Но неисповедимы пути Господни. Семя было брошено и постепенно начало прорастать.

С того фестиваля прошел год или полтора. И вот Надежда едет в Оптину пустынь с паломнической поездкой и в гостинице оказывается в одной комнате с девушкой Татьяной из Перми. Две паломницы ведут задушевные беседы, делятся впечатлениями о том, кто и где побывал в поездках. И оказывается, что Татьяна уже два раза ходила в крестный ход на реку Великую.

С огромным интересом Надежда выспрашивает у нее все подробности. И узнает, что Татьяна ходит с группой, состоящей примерно из 7-10 паломников. Состав группы от года к году немного меняется, но костяк остается постоянным. У членов группы есть адреса для ночлега (многолетняя договоренность). Татьяна великодушно приглашает Надежду присоединиться к их группе. Итак, вопрос с ночлегом решен. Но все еще страшно.

Благословение на дорогу

На очередной кинофестиваль «Встреча» в 2011 году вновь приезжает отец Александр (Каратаев). Мы с ним знакомимся лично. Узнаем еще много подробностей о крестном ходе, получаем его благословение и даже номер мобильного телефона, по которому мы можем найти его в городе Кирове, если возникнут проблемы.

Осталось получить благословение нашего приходского батюшки. Благословение священника особенно важно, если вы намереваетесь совершить какое-то трудное дело. Через священника нас благословляет сам Господь, а значит, берет под свою защиту.

К тому моменту я испытываю очень сложные и противоречивые чувства. Мне уже очень хочется пойти в крестный ход, но внутри постоянно присутствуют страх и сомнения. В голове сумбур и слабая надежда. А, вдруг, батюшка не благословит? Тогда будет гораздо проще. Ведь у меня появится внутреннее оправдание, чтобы не идти в крестный ход. А что, если благословит?! Это значит опять ожидание чего-то неизвестного, непростые сборы в дорогу, продолжение страхов и сомнений.

Надежда оказывается более решительной и постоянно напоминает, что пора поговорить с батюшкой. Я упорно оттягиваю этот момент. Наконец, после ночной пасхальной службы решаюсь и я. Мы с ней подходим к священнику и просим благословить нас пойти в Великорецкий крестный ход. «Конечно, идите. Вы еще молодые». И осеняет нас крестным знамением.

Все. Отступать после этого уже нельзя. Билеты до Кирова и обратно покупаем за 45 дней до начала крестного хода. Число паломников очень велико, поэтому нужно суетиться заранее. К тому же дешевые плацкартные билеты разбираются в первую очередь. Звоним Татьяне в Пермь, предупреждаем о своем приезде и договариваемся о встрече.

Теперь предстоят сборы, удивительные ощущения в поезде. И, конечно же, другие полезные советы и откровения.

Ссылка на основную публикацию