Воцерковление в православии: что это такое, кто такой воцерковленный человек, ответы и советы священников

Что значит быть воцерковленным?

В одну из программ на православном телеканале позвонила зрительница и попросила священника дать совет, как ей, недавно воцерковленной христианке, общаться с неверующими подругами? Она теперь живет церковной жизнью, а у них совсем другие интересы. Батюшка задал встречный вопрос: а было ли воцерковление? И почему позвонившая женщина решила, что она теперь принадлежит к особой касте людей – воцерковленных? Иногда жизни не хватает, чтобы стать настоящим христианином, не то что двух-трех лет. Ведь «храм не в бревнах, а в ребрах», сказал священник. Так что же означает слово «воцерковление» и кто может назвать себя действительно воцерковленным христианином? Разобраться в этом нам помог благочинный Краснокутского округа, председатель дисциплинарной канонической комиссии протоиерей Александр Писларь.

– Отец Александр, так что же такое – воцерковление, чем оно определяется? Количеством лет, проведенных в храме, знанием церковной жизни, участием в таинствах или чем-то иным?

– В широком смысле слова воцерковление – это участие человека во всей полноте церковной жизни, прежде всего в таинствах Церкви. В наше время этот термин действительно понимается людьми по-разному. Так сложилась история нашего народа, страны и Русской Православной Церкви в минувшем ХХ веке, что большее число людей, будучи формально членами Церкви, т.е. крещеными, православными христианами, не имели возможности, по понятным причинам, вести настоящую церковную жизнь. Процесс их приобщения к Церкви и называют воцерковлением. Особенно активно он пошел в 90-е годы прошлого столетия, когда Церковь получила возможность открыто вести свою деятельность, и тысячи православных людей заполнили храмы.

Хотя мы должны помнить и церковный смысл этого понятия, которое имеет прямое отношение к крещению человека в младенческом возрасте, когда после совершения Таинства Крещения священник подносит младенца, если это мальчик, к церковным святыням алтаря с чтением соответствующих молитв. Девочек подносят к иконам иконостаса. Этот обряд тоже называют воцерковлением в узком смысле слова.

– То есть формальным?

– Да, но все-таки давайте вернемся к тому его значению, в котором мы чаще всего это слово и употребляем. Ведь люди за редким исключением приходят к вере не вдруг, не сразу, это постепенный процесс познания Бога. Сегодня есть все возможности для получения знаний о православной вере, люди имеют возможность самостоятельно проходить внутренний духовный путь, пользуясь православной литературой, православными сайтами и телеканалами. С Божией помощью человек преодолевает неуверенность, робость, приходит в храм, здесь получает первый опыт соборной молитвы, приступает к Таинствам Исповеди и Причастия, которое является важнейшим из всех церковных таинств.

Наверное, ключевой момент в процессе воцерковления – это когда человек почувствует действие на его душу благодатной силы. Получив такой опыт, он чувствует, как начинает меняться, как преображается его душа, ему уже не надо ничего доказывать, в чем-то его убеждать, – человек вступил на путь воцерковления. И идти по этому пути он будет всю жизнь, все больше и больше приближаясь к Богу.

– Какие этапы должен пройти человек, чтобы стать «своим» для Церкви, стать ближе к Богу? Ведь можно годами ходить в храм, а благодати Божией так и не почувствовать.

– Многовековой христианский опыт говорит о том, что именно в начале пути Господь дает особо ощутимое духовное утешение. И эти чувства, как правило, не забываются. Это самые сильные благодатные ощущение, о которых говорят все святые отцы. Бывает и по-другому, когда нужно прикладывать большие усилия, труд, чтобы начать свой путь к воцерковлению. В любом случае, не стоит спешить с заявлением о своей воцерковленности, надо иметь духовное смирение. Я бы вспомнил евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Фарисей не сомневался в своей воцерковленности, он был полностью собой удовлетворен. Был ли мытарь воцерковлен? То, что он находился в храме и молился со всеми, тоже говорит о его воцерковленности. Однако он понимал свою удаленность от Бога, это было причиной его скорби, сопряженной, разумеется, с глубоким покаянием.

– То есть формальное воцерковление и внутреннее ощущение приверженности себя к Церкви – это разные вещи.

– Да, именно так. И как мы знаем, вышел из храма смиренный грешник более оправданным, нежели возвышающий себя праведник, который не сомневался в своей воцерковленности.

– Часто приходится слышать, что люди, считающие себя достаточно воцерковленными, не читают Священного Писания, плохо знают евангельскую историю. Возможно ли это?

– Начнем с того, что люди делятся на книжных и не очень книжных. Некоторые вообще ничего не читают. Но когда мы говорим о Священном Писании, мы же ведем речь не о простых книгах, которые можно читать, а можно и не читать. Священное Писание занимает такое место в жизни православного христианина, которое никак нельзя обойти. В те времена, когда не все люди были грамотными, они постоянно слышали священные тексты в храме, впитывали их в себя с детства и хорошо знали. Сейчас каждый может иметь дома любую духовную литературу, и это чтение, особенно Евангелия, – насущная потребность христианина. Если не питать свою душу истинной духовной пищей, она будет наполняться каким-нибудь суррогатом. Ежедневное чтение Писания для православных христиан просто необходимо.

– Очень распространено мнение, что для христианина важно быть хорошим человеком, а посещать храм, участвовать в церковной жизни, т.е. воцерковляться, совсем необязательно.

– Да, такое мнение существует, как и рассуждения о «Боге в душе». И опять обратимся к притче о мытаре и фарисее. Если следовать логике фарисея, то ему тоже ведь Церковь не нужна. По его разумению, он и так «добрый» христианин, все внешние формальности соблюдает. И сколько в наше время так называемых православных людей, искренне убежденных, что они уже спасены, как тот фарисей. Но мы-то понимаем, насколько далек он от спасения.

Так и люди, которые заявляют, что Церковь им не нужна, и они могут общаться с Богом напрямую, без посредников, не понимают, что они даже не начали путь к спасению. Я бы сравнил их с положением больного, который не знает о своей болезни и думает, что все у него хорошо, и врач ему не нужен. Движение к Богу начинается с видения своего гибельного положения, своих грехов. Это видение было у мытаря, когда он молил Господа: Боже, буди милостив мне, грешнику (Лк. 18, 13). И когда человек убедится, что исцеляющую силу он получает в церковных таинствах, то Церковь навсегда станет для него духовной лечебницей.

– Может ли прихожанин, имеющий духовный опыт, помочь воцерковлению другого человека? Что для этого нужно?

– В день праздника Торжества Православия мы как раз читали Евангелие от Иоанна, где повествуется о том, как Господь призвал своих первых учеников, в том числе и Филиппа. Он позвал своего друга Нафанаила, и когда тот засомневался, Филипп сказал: Пойди и посмотри (Ин. 1, 46). Так происходит и с воцерковлением человека. Мне один человек о себе рассказал, как он, начав молиться, не понимал смысла молитв. А батюшка посоветовал ему продолжать. И произошло чудо. Через несколько дней появилось спокойствие, ясность мысли, как будто в душе произвели уборку. Такой же действенный результат он почувствовал после первой исповеди и Причастия. И если человек ищет спасения, то он обязательно придет в храм Божий и там найдет свой путь к спасению, как нашел свой путь Нафанаил.

– Как понять, что ты погряз в грехах и без Церкви, без помощи Божией не очистишься?

– Видение грехов – это то благо, которое Господь дает человеку в самом начале его пути к спасению. Но к этому надо стремиться, однако далеко не все хотят видеть себя такими, каковы они есть. Гораздо спокойнее жить с мыслью, что ты «не таков, как прочие люди», а гораздо лучше, как думал о себе фарисей. Тут происходит встреча воли Божией, Который хочет спасения каждому человеку, и воли человека, который или смиряется перед Господом, соглашается с Ним, или всячески отторгает от себя волю Божию, чтобы жить спокойно и комфортно, ничем себя не утруждая. Не каждый соглашается начать новую жизнь, исторгая из себя ветхого человека. Это подвиг, новое рождение, это крестоношение.

Вспомним еще одну притчу о блудном сыне. Когда он вспомнил о покаянии и возвращении к отцу? Когда дошел до крайней точки падения, и падать уже было некуда. Так и Господь предает нас, по слову апостола, «изнуряющим страстям», чтобы человек, потеряв все земные блага, возможно, и здоровье, пришел, наконец, в себя и вспомнил, что у него есть Отец Небесный. Но это опять-таки будет свободный выбор человека. Кто-то может и в этой последней стадии продолжать отвергать Бога и Церковь.

– Отец Александр, почему одним достаточно серьезной житейской встряски, чтобы прийти в Церковь и начать свой долгий путь воцерковления, а другие, «с Богом в душе», так и остаются за ее оградой?

– Есть некая тайна приближения человека к Богу, о которой говорит Сам Господь в Евангелии, сравнивая веру человека с зерном, которое, упав в землю, прорастает. И никто не видит, как оно растет. Умерло оно или в какой-то прекрасный день пробьется ростком через толщу земли. Мы можем вспомнить притчу о пшенице и плевелах, ведь это тоже образ людей, которые по-разному проходят свой жизненный путь. Иногда мы думаем о человеке, что это плевел, сорняк. А потом окажется, что это был раскаявшийся разбойник, или блудница, или мытарь, подобные евангельским.

Нам, пастырям, конечно, приходится видеть, как некоторые прихожане годами ходят в храм, не сомневаются в своей воцерковленности, а некоторых вещей так и не смогли понять, и совершают грубые ошибки в своей духовной жизни. Но всегда есть надежда, что не через многолетнее хождение в храм, а через какой-то, пусть даже горький, духовный опыт они начнут по-настоящему воцерковляться.

Беседовала Ольга Стрелкова

Кого можно считать воцерковленным человеком?

Ответы пастырей

Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством?

Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru

Пока человек в отношениях с Богом ищет только своего,
он и есть «недохристианин»

– Помню, рассказывала мне одна молодая женщина, как она однажды, будучи в областном центре, будним днем зашла в кафедральный собор. Народу почти никого. Взяла несколько свечек и пошла молиться.

Помолившись, направилась к выходу, и в этот момент ее окликнула одна из тамошних бабушек и сочувственно поинтересовалась:

– Кто? Муж? Нет, всё в порядке.

– Тогда что же, гуляет?

– С чего это вы взяли? Нет, не гуляет.

Священник Александр Дьяченко – Сама болеешь? Или дети?

– Слава Богу, как у всех.

– Так, может, на работе у тебя неприятности? – недоумевает старушка.

– Всё в порядке, бабушка.

– Тогда убей не пойму, что ты здесь делаешь, зачем в храм пришла.

Реальный разговор, а звучит словно анекдот. Так бывает, когда идет человек в церковь, потому что надо ему проблемы свои решить. Сейчас он Богу свечку поставит, лоб перекрестит – Господь и поможет.

Так вот, пока человек в отношениях с Богом ищет только своего, он и есть, как вы говорите, «недохристианин». Христианин ищет Самого Бога. Удобно ему будет идти с Ним по жизни или не очень, сытно или впроголодь, вопрос для него неглавный.

«Должно вам родиться свыше» (Ин. 3: 7), – говорит Господь Никодиму, и без покаяния здесь никак не обойтись. Слезет человек с пьедестала памятника собственной гордыни, встанет перед Христом на колени, тогда от храма, от Причастия его уже будет не оторвать. Палками бить станут – он всё равно пойдет.

Сопричастность христианина Церкви определяется
мерой реальной приверженности заповедям Спасителя

Священник Димитрий Выдумкин – Думаю, что при осмыслении этих вопросов нам меньше всего следует опираться на те или иные внешние критерии. Ибо есть ли у нас четко сформулированный и вполне ясный ответ на вопрос: «что такое воцерковленность»? И можем ли мы как-то описать подлинную церковную жизнь, не оказавшись в плену ограниченности своих собственных представлений?

Отвечая на эти вопросы, мы можем лишь попытаться направить мысль того, кому предназначены ответы, в правильном направлении. Лично для меня это направление было задано одним опытным духовником еще в период моей юности. Тогда, помню, он сказал мне: «Если ты захочешь понять, насколько глубоко ты находишься в Церкви, прислушайся к своему сердцу после того, как тебе случится вдруг пропустить воскресную Литургию. Если при этом на сердце будет тоска, которая не будет оставлять тебя в течение дня, значит, ты живой ее член. Если же для твоего внутреннего мира это событие пройдет почти незаметно и никакой скорби ты не ощутил, то ты в реальности пока лишь у врат ее стоишь, как оглашенный, и тебе еще только предстоит по-настоящему в нее войти».

Если сердце твое тоскует без Литургии, тогда ты живой член Церкви

Этот первый критерий, как мы видим, носит глубоко личный характер. Лишь сам человек, прислушавшись к своему сердцу, может попытаться понять, насколько он «вживлен» (не люблю слово «интегрирован») в жизнь Церкви. Но со стороны это понять нам не дано.

Другой критерий мы могли бы поискать в области внеритуальной жизни христианина. Церковное богослужение и Таинства для нашей нравственной жизни есть училище благочестия. Церковные тексты, содержащие в себе либо отрывки из Священного Писания, либо поэтическое истолкование их, либо примеры воплощения Евангелия в жизни святых, выстраивают для нас систему координат. Насколько воспринял христианин эту систему координат, насколько верен он в жизни тем идеалам, которые Церковь воспевает в Своем богослужении, настолько он и церковен. Жизнь Церкви вся выстроена вокруг заповедей Спасителя. И сопричастность христианина Церкви и вообще истинному христианству определяется лишь мерой его реальной приверженности этим же заповедям.

Важнейший критерий воцерковленности –
присутствие мирного духа, духа Христова

Священник Димитрий Шишкин – Всё-таки первое, что просится на ум, – это исполнение каких-то простых, но обязательных правил церковной жизни, известных всем мало-мальски воцерковленным людям. То есть присутствие на вечерней службе в субботу или накануне праздника, а также на Литургии в воскресный день хотя бы раз в месяц. Причем присутствие не на пять-десять минут, а как положено – от начала и до конца службы. Конечно, если нет каких-то объективных препятствий. Это важно, потому что и болезни бывают, и отсутствие храма в пределах реальной доступности, и разные погодные (природные) обстоятельства и т.д. Но при отсутствии всех этих коллизий посещение храма и службы нормально каждую неделю.

Далее, конечно, критерием воцерковленности надо признать участие в Таинствах исповеди и Причастия хотя бы несколько раз в году. Раньше говорили о необходимости Причащения каждым многодневным постом, которых у нас, напомню, четыре. Но сейчас (и это радует) большинство прихожан стараются причащаться чаще, хотя бы раз в месяц. И это хорошо.

Читайте также:  Православная церковная иерархия: чины по возрастанию, особенности каждого сана

Кроме того, надо сказать о правиле домашнем, то есть о каких-то минимальных требованиях исполнения утренних и вечерних молитв, молитв перед едой и после еды, перед работой и после работы. Обязательной нормой для воцерковленного человека можно назвать и чтение Священного Писания, а особенно Нового Завета.

Обязательная норма для воцерковленного человека – чтение Священного Писания, а особенно Нового Завета

Периодичность может быть разной: каждый день, раз в два-три дня или раз в неделю, в зависимости от обстоятельств, но постоянство – это норма. Кто-то скажет: ригоризм и начетничество! Ничуть – обычный христианский образ жизни.

Но и это еще не всё. Важнейшим критерием воцерковленности надо назвать присутствие мирного духа, духа Христова. Апостол говорит: «Кто духа Христова не имеет, то и не Его» (Рим. 8: 9). А один из основных признаков, если можно так сказать, духа Христова – это строгость к себе и снисхождение к другим. Не потакание грехам и не оправдывание лжи, но именно сострадательное и духовное отношение к человеку как к высшему творению Божиему, призванному ко спасению. Мне кажется, это важно: при исполнении всех правил, о которых мы говорим и которые действительно необходимы, не забывать, что цель наша состоит в том, чтобы стяжать дух Христов, уподобиться Христу, облечься в Него. Вот это в собственном смысле слова и есть воцерковление, потому что Церковь – это и есть тело Христово.

Насчет же того, что можно считать недовоцерковленностью и недохристианством… я бы воздержался от употребления этих терминов, хотя бы уже потому, что за всю историю жизни Церкви устами бесчисленного множества святых отцов были оговорены самые разные тонкости и нюансы церковной жизни и определены наименования всех важных для нашего спасения состояний, понятий и отношений. Насколько я знаю, среди этих терминов нет слов «недовоцерковленность» и «недохристианство», отчасти, может быть, потому, что суть человеческой жизни, особенно в духовном ее измерении, знает только Сам Господь, и нам легко ошибиться, оценивая человека только по каким-то внешним признакам, не зная содержания жизни его сердца и обстоятельств жизни вообще. Но это, конечно, не значит, что мы сами вправе пренебрегать теми критериями церковной жизни, о которых мы говорили выше.

Невозможно жить настоящей церковной жизнью обособленно,
в отрыве от общины

Священник Сергий Бегиян – Этот вопрос совсем не такой простой, как кажется. Несомненно, что жить настоящей церковной жизнью – это идеал каждого верующего человека. Наверное, в разные годы я бы по-разному отвечал на этот вопрос. Сегодня я могу сказать так: невозможно жить настоящей церковной жизнью обособленно, в отрыве от общины. Настоящая церковная жизнь общинна, соборна по духу. Где нет такого общего начала, там мало и церковности в высоком смысле слова.

Можно ходить на службы, участвовать в Таинствах, то есть пытаться осуществить свое индивидуальное христианство, но исполнить заповеди в одиночку затруднительно. Невозможно смириться, когда нет смиряющего; невозможно утешить, когда нет плачущего и т.д. Это простые, грубые примеры, но суть именно такова. Христианство осуществляется через двойную жертву – Богу и ближнему. Церковная община помогает усовершенствовать и первое, и второе.

Если община сильна – то тогда действительно приход подобен кораблю, плывущему по житейскому морю. Если община разделена на многих молящихся знакомцев (как оно происходит почти повсеместно), то мы переплываем море на байдарке. Может, конечно, повезти, и ты переплывешь. А может, и нет.

Христианство осуществляется через двойную жертву – Богу и ближнему

Недовоцерковленность – когда человек только берет от храма: Таинства, благодать, молитвы и прочее, – а сам ничего не дает, никогда не спросит, чем помочь. Может, банально после службы убрать некому. Недовоцерковленность еще и поверхностное хождение на богослужения без попытки что-то понять, стать ближе к Богу, хождение в церковь в силу традиции или по инерции.

Недохристианство – это некая косность, нежелание работать над собой. Человек ходит в храм, но уже не думает о своем исправлении, а уже его мозг работает, как бы исправить детей, внуков, мужа и проч. Недохристианство – это Ветхий Завет. Когда ты читал, читал: «не укради», «не прелюбы сотвори», «чти отца и мать» и прочее, а вот до «блаженны плачущии» – не дочитал. И так и остался христианским фарисеем, почитающим свой покой и комфорт превыше всего и на любое обвинение так и отвечающим: «Благодарю Тебя, Боже, что я не как другие человецы, пощусь дважды в неделю» и т.д.

Недохристианство – это успокоенно почитать себя «достигшим» и имеющим «гарантии спасения»

Христос пришел низвести огонь (ср.: Лк. 12: 49) Божественной любви. И желает, чтобы этот огонь снедал нас и от любви к Нему мы восходили бы все к большему подвигу. Этот огонь не позволяет душе успокоиться на достигнутом (поскольку, в сущности, мы ничего не достигаем), но все время толкает нас вперед, как говорит апостол Павел: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3: 13–14).

Поэтому, говоря кратко, недохристианство и значит успокоенно почитать себя «достигшим» и имеющим «православные гарантии спасения», а не в «муках рождения» каждый день распинаться миру.

Для воцерковленного человека радостью являются радости Церкви

Священник Валерий Духанин – Воцерковленность определяется по достаточно четкому критерию. Воцерковленный человек – это человек, который не может без Церкви. Его тянет в храм, в храме его душа расцветает, радуется, наполняется жизнью. Без богослужения и Таинств он задыхается, угасает. Он, конечно, может по усталости пропустить молитвенное правило, но без молитвы все равно не может.

Поэтому насколько жизнь Церкви стала жизнью твоей души, настолько ты и чадо Церкви. Насколько ты жаждешь общения с Господом в Таинствах и богослужениях, настолько Божия благодать и очищает тебя. А вот если тебя не тянет в храм, если ты думаешь, что лучше вместо всенощной пойти в гипермаркет, а вместо Литургии отоспаться, то какая у тебя воцерковленность?

Для воцерковленного человека радостью являются радости Церкви: Рождество, Воскресение Господа, ниспослание Святого Духа апостолам. Он переживает эти события как сопричастный Евангелию, воспринимает самым сердцем события из жизни Господа как имеющие отношение к каждому из нас. Он живет постами и праздниками церковного года, а мирские праздники отступают на второй план.

Важный критерий воцерковленности – насколько твоя душа стала милостивой к ближним

И еще добавлю, что важный критерий воцерковленности – насколько твоя душа стала милостивой к ближним. Ведь когда касается сердца благодать Христова, то внутри сияет что-то чистое, доброе, такую душу ничто не гнетет и она с радостью и любовью относится к окружающим. Если же ты ходишь в храм и тут же грубо одергиваешь стоящих рядом, если везде провоцируешь с кем-то конфликт, то, значит, еще не воспринял ты от Церкви мирный и любвеобильный дух, еще есть тебе над чем работать. Каждый из нас имеет свою степень недовоцерковленности. Но каждому открывается и удивительный путь – воспринимать у Матери-Церкви несказанные духовные дары, которые утешают, укрепляют, радуют и приобщают благодати Духа Святого.

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.

Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru

Что означает термин “воцерковленный”?

Братья и сестры! Часто приходиться слышать этот термин, особенно когда люди говорят друг о друге. “Он невоцерковленный”, “Она воцерковленная”, “По мере воцерковления”. И речь может идти не обязательно только о младенцах, но все больше о взрослых, иногда даже о престарелых. Так что же это такое, воцерковление?
Если человек знает всю Службу поминутно, с точностью до запятой и при этом, бьет свою супругу и детей, он может считаться воцерковленным? Или человек не знающий куда и как надо ставить свечку, но при этом неукоснительно дающий милостыню, считаться воцерковленным не может? И если воцерковление это термин, символизирующий определенную степень духовного роста, то какую именно? И для чего нам важно выделять именно этот этап христианского роста?

  • 2584 15
  • 117
  • 4

Воцерко́вленным в точном терминологическом смысле называется младенец, прошедший обряд воцерковления. Воцерковле́ние — особый обряд «Чин воцерковления отрочати», совершаемый в 40-й день по рождении младенца. Чин воцерковления предполагает вхождение его в ряды членов Церкви до таинства крещения, л.

Воцерко́вленным в точном терминологическом смысле называется младенец, прошедший обряд воцерковления. Воцерковле́ние — особый обряд «Чин воцерковления отрочати», совершаемый в 40-й день по рождении младенца. Чин воцерковления предполагает вхождение его в ряды членов Церкви до таинства крещения, либо завершающий это введение, если ребёнок уже крещен.
В этот же день своего рода воцерковление проходит и мать младенца: священник прочитывает над ней в притворе специальные очистительные молитвы, чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и причащаться Святых Тайн.
Следовательно, в полном смысле воцерковленными считаются только младенцы, над которыми был совершён этот обряд.

Воцерковле́нием стало считаться постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения (а иногда и уже крещённого). Также воцерко́вленные — наименование православных, не просто крещённых в православной церкви, но и соблюдающих обрядовую сторону религии — пытающихся жить по-православному. Воцерковленным считается тот, кто регулярно причащается и регулярно посещает службы; обычно он поддерживает также социальные отношения в пределах своей церковной общины. Термин «воцерковленные» может применяться к любой христианской конфессии, но чаще всего речь идёт о православии.

Многие, но не все современные воцерковленные православные придерживаются традиционных православных канонов одежды и внешнего вида (женщины носят платки и длинные юбки, в том числе — вне церкви, мужчины — бороды). Многие воцерковленные проходят катехизацию и разбираются не только в обрядовой, но и в вероучительно-догматической стороне православия. Воцерковленных нередко противопоставляют невоцерковленным, или захожанам (крещёным, считающих себя православными, но пренебрегающими богослужениями и Таинствами Церкви). Численность воцерковленных колеблется, по разным оценкам, от 2 до 10 %.
В соответствии с данными Фонда общественного мнения, в 2010 году количество воцерковленных православных в Российской Федерации составляло около 4%.

Самосознание воцерковленных предполагает полное подчинение всех сторон внутренней и внешней жизни человека внешнему для него идеалу. Идеалом является Христос в том виде, в каком он предстаёт в православной церкви.

иерей Александр, – как много определений ))) . а проще – нет ни чего? . зачем такими заумными речами говорить? почитайте Евангелие, разве Господь говорил как то – сложно, витиевато? . нет – ОН говорил – просто, а мы тут начинаем – звания определять : кто – есть кто! проще надо быть вот и все!

Что такое воцерковление в православии и что означает воцерковленный человек

Чтобы понять, что такое воцерковление в православии, достаточно представить, как река вливается в море, так и верующий человек познает в течение жизни глубину общения с Богом, растворяясь в церковных служениях и поклонениях.

Этому процессу нет конца, но есть начало — катехизация, которая помогает новообращенному человеку влиться в лоно православной Церкви.

В чем смысл воцерковления

Звучание самого слова «воцерковление» говорит само за себя, это действия, совершаемые людьми, которые решили принять православное крещение и жить полноценной жизнью христианина.

Предшествующим действием внедрения людей в церковную семью является катехизация — изучение основ христианской жизни, которое призвано пробудить в человеке жажду познания глубин православия.

Прихожане, посещающие церковь только по праздникам и ведущие мирскую жизнь независимую от церкви, особо нуждаются в воцерковлении. Ведь в результате человек преображается духом, меняет свои нравы и отношения, стараясь подражать образу нашего спасителя Иисуса Христа.

Для православного человека «воцерковиться» означает:

  • влиться в организм православия;
  • наполниться духом церковной жизни;
  • быть духовно и нравственно связанным с людьми из церкви;
  • свой дух, нрав, отношения соизмерять с Христовыми заповедями.

Важно! Воцерковить — стать клеточкой церковной общины, православной Церкви, важнейшими свойствами которой являются свойства:

Святость является основным из свойств, характерных для истинного христианина.

О христианской жизни:

Христианская честь, нравственная чистота, благочестие, богобоязненность для воцерковленного человека не просто слова, это показатели его жизни.

Апостольность означает всей своей жизнью свидетельствовать о благой вести, принесенной Иисусом в этот мир. Каждый истинный православный в какой-то мере апостол, если он несет христианскую веру людям, не знающим спасительной миссии Христа.

Единство — непоколебимая вера в Бога Отца, Сына и Святого духа, исповедание целостности Святой Троицы.

Соборность проявляется в единодушии и единомыслии общности в церкви.

Обрести настоящую веру в Бога — познать реальную глубину Божественной жизни, почувствовать веяние Духа Святого.

Это нельзя ощутить на физическом уровне. Нецерковному человеку трудно понять, что воцерковление — это погружение в Божью жизнь, чтобы взлететь духовно вверх. Этот процесс нельзя разделить на составляющие: физически жить вне церкви, душевно оставаясь в миру, а духовно стараться понять Бога. Только полное погружение в Божье присутствие гарантирует воцерковление.

Истинное наполнение Церковными традициями, законами, канонами, постами и молитвами преображает, очищает человека. Новоцерковные люди, познавая глубину и красоту жизни во Христе, вливаются в океан любви, под названием народ Божий.

Огромная гордость охватывает православных людей, когда они каждой клеточкой своего разума осознают, что они не только прихожане определенного храма, а сопричасники Богу, великой Церкви. Это и есть воцерковление, нелегкая, но очень счастливая жизнь, наполненная присутствием Божьим.

Условные этапы воцерковления

Первый этап

Желание обратиться к Богу, посещение храма, разовые посещения богослужений.

Самостоятельное не долгое размышление о Боге, «молюсь, как могу».

Первая Исповедь и первое Причастие.

Вновь пропали из храма до поры до времени…

Повторные Исповедь, Причастие.

И так до бесконечности, пока человек не сделает решительный шаг к Богу, причем было бы очень хорошо, если этот шаг поможет сделать неравнодушный священник, под таким руководством дальнейшие шаги будут шире и правильнее.

Второй этап

Посещение воскресных богослужений.

Более регулярные Исповедь и Причастие.

Интерес к богослужению.

Начало духовного роста, взлеты.

Третий этап

Разгар максимализма — все по жестким правилам. Неофитство.

Каждое воскресенье в Храм и во все праздники по максимуму.

«Все неправильные — я правильный».

Утренние, вечерние молитвы.

Начало духовной брани. Искушения. Трудности.

Регулярные Исповедь и Причастие.

Очень много вопросов к священнику.

Взлеты и падения.

Четвертый этап

Нежелание исповедоваться, причащаться.

Возможны обиды, разочарование во священнике.

Серьезная духовная брань. Искушения. Трудности.

Остановка духовного роста и духовное падение

Опасность надуманных разочарований.

Пятый этап

Поиск своего прихода

Поиск постоянного, внимательного священника — духовника.

Элементы неофитства все еще присутствуют.

Наработка молитвенных навыков.

Читайте также:  Грех сребролюбия в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Шестой этап

Нахождение своего прихода и духовника.

Регулярные Исповедь и Причастие.

Появляется желание помочь приходу.

Духовная работа над собой, с работой над ошибками и «духовным корректировщиком». Духовный рост.

Взлеты и падения.

Седьмой этап

Усвоение основ христианской жизни.

Грамотный пост, более грамотная молитва.

Более грамотная духовная жизнь.

Стабилизация отношений в семье и обществе.

Духовный рост и падения.

И теперь многое будет зависеть от того, куда Вас конкретный священник будет вести. По какому пути, насколько Вы будете ему доверять и какова Ваша конечная цель. И, безусловно, многое зависит от чистоты Ваших мыслей, укоренения страстей, способности изменяться.

Дальнейшие этапы описать сложно (выше указанные этапы условны), слишком много особеннос

Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви

В современном обществе у нецерковного человека может возникнуть вопрос «Как правильно воцерковиться?»

Православному верующему легче влиться в церковную жизнь при помощи духовного наставника, который поможет познать тайны и методы познания жизни в Боге.

Библия, Священное Писание

  • Приобретение веры, православия не заключается только в ношении нательного крестика и посещении храма по воскресеньям и великим праздникам, а в жажде обновления общения со Святой Троицей, Богоматерью и всеми святыми.
  • Только познав Благодать Святого Духа, Божественную энергию, наполняющую людей во время Божественных Таинств, человек приобретает силу исполнить вторую заповедь Христа. (Иоан. 13:34).

Почувствовать Благодать нелегко, для этого нужно вникать в учения, в Писания, воцерковиться с теми людьми, которым Бог даровал радость общения в Святом духе. Одной из святынь в Церкви является святая вода, которая может храниться много лет после освящения и не менять свою структуру.

Воцерковление невозможно без познания Таинств Церкви. В каждом из них христиане принимают участие:

  • Без Крещения человек не войдет в царство Божье. (Иоан. 3:5), сам Спаситель принял Крещение, чтобы показать пример послушания всем своим ученикам.

Если человек принимает Таинство крещения во взрослом возрасте, то порой говорят, что он второй раз рожденный. Новоцерковному человеку дается новое имя и ангел-хранитель на Небесах, что является великой Благодатью.

Создавая семьи, православные проходят через таинства Брака, в последние дни жизни имеют Благодать участвовать в Таинстве Соборования.

Важно! С помощью духовного наставника новоцерковный человек познает секреты служений, поведения в храме и распорядке церковной жизни, которая постепенно становится частичкой его собственной судьбы.

Так рождается воцерковленный человек.

Рождество и Пасха — Храмы полны… Но каждое воскресение для кого?

Много людей крещеных, еще больше верующих, но по-настоящему воцерковленных людей очень мало, а еще меньше правильно воцерковленных. Храмы в воскресенье довольно слабо загружены, что является основным подтверждением низкого процента воцерковленности населения.

Воцерковление женщины после родов и еще некрещеного ребенка

Женщина после родов, рождения ребенка на сорок дней отделяется от Церкви ввиду своей физической нечистоты. Ребенок, проживший 9 месяцев в лоне матери, является с ней единым целым.

Как православная мать принадлежит Церкви, так и младенец является Ее частицей, после воцерковления они будут приняты в Церкви, которая станет и матерью, и семьей.

По молитве священника происходит возвращенине молодой матери в лоно Церкви, которая принимает в лице младенца еще одну Свою частичку, дитя.

Молитвы роженице по истечении сорока дней

Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное словом Твоим создавый, вся от несущих во еже быти приведый, Тебе молимся, и Тебе просим, Твоею волею спасл еси рабу Твою (имярек), очисти от всякаго греха и от всякия скверны, приходящую ко Святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Тайн.
И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрствуй, яко Ты привел еси е и показал еси ему свет чувственный, да и умного сподобится света, во время еже определил еси: и сопричтется Святому Твоему стаду…

…Сам и ныне, сохраняяй младенцы, Господи, благослови отроча сие, вкупе с родители и восприемники его, и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения: сопричти е святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего…

В заключение обряда воцерковления младенца крестят, мать получает отпуст.

Воцерковляется раб Божий (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
Во-первых: «врата». Крещение как вступление в Церковь и в ней — в новую жизнь Царства Божия.
Также вводит ее во храм, глаголя:
Внидет в дом Твой, поклонится ко храму Святому Твоему.
После входа: сама жизнь Церкви предстает как восхваление и поклонение, как «радость, мир и праведность» Царства.
И входит посреде храма, глаголя:
Посреде Церкве воспоет Тя.
И, наконец: Церковь сама как шествие и восхождение к небесному Царству, конечному исполнению всей жизни в Боге.
Также вводит пред дверьми жертвенника…

Как правильно начать воцерковление? Андрей Ткачев

Первый Шаг к Богу

Воцерковление – это период в жизни человека, когда он переходит из статичного ничего не знающего христианина в настоящего, адекватного верующего человека.

Стать «Своим», стать ближе к Богу

Воцерковленный человек — это тот, кто чувствует себя в храме как рыба в воде, он знает основы закона Божьего, понимает смысл таинств Церкви, чувствует себя на богослужении счастливым человеком, регулярно исповедуется, причащается, старается быть лучше, осознает свои страсти и борется с ними, трезво смотрит на различные ситуации, понимает слабости других людей, знает определение и механизм искушений, знаком с принципиальными законами духовной жизни и фундаментальными основами христианства. Правильно воцерковленного человека можно сравнить, например, с мирским технически грамотным инженером, который свои знания использует в нужном направлении, и его умениям и знаниям удивляются все окружающие – от коллег по цеху до соседей по даче, ведь, с одной стороны, такой специалист обеспечивает выдающийся порядок и успех на работе, а с другой, правильно построен и продуман его дачный дом, правильно распределен участок и технически правильно подобрана техника.

Уметь отличать суеверия и традиции от истинного Христианства

Особенности правильно воцерковленного человека — это не столько знания, блуждение мыслей о великом и рассуждения о смысле жизни, сколько правильно заложенное мировоззрение и понимание простых фундаментальных вещей, которые дают возможность человеку быть с Богом, духовно трезво и бесстрастно оценивать ситуацию и не превращать отношения с Богом в фанатизм или прочие неразумные перегибы. Правильно воцерковленный человек счастлив, и счастливы так же его семья и окружающие его люди. И это происходит потому, что их отношения правильны и разумны и в семье, и с Богом, и в обществе. При этом сам человек отнюдь не становится святым, а лишь делается лучше, изменяется и пусть не так быстро, как кажется многим, но твердо и уверенно переходит с одного этапа на другой в своем духовном росте.

Как и в любом начинании, воцерковление имеет условные этапы

Воцерковление можно разделить условно на этапы. Воцерковление – дело не быстрое, но постепенное, осмысленное, неторопливое. Со взлетами и падениями. Анализом. Переосмыслением. Духовным руководством или советом от священника. Срок полного воцерковления разный, но это тоже опыт только духовный. Этот процесс можно сравнить с овладением мастерством вождения автомобиля. Когда водитель становится профессионалом? Кто как. Вот и здесь тоже так же. Но ведь с опытным тренером и наставником результат будет куда лучше и будет достигнут быстрее. Дело в том, что у духовного наставника, на мой взгляд, должен быть правильный подход к конкретному человеку, нужно человеку рассказать, пояснить, а решение он принимает самостоятельно и дальше виноватых не ищет, потому как решение принимал самостоятельно, так как это его жизнь и человек абсолютно свободный. Но при всем при том доверие к духовнику должно быть очень высоко. До всего этого нужно дорасти, многое из этого нужно пройти, и духовника по душе нужно встретить… Одним словом, было бы желание, и все сложится.

Воцерковление можно разбить на несколько условных этапов, которые так или иначе, с некоторыми особенностями проходили многие.

Условные этапы воцерковления

Первый этап

Желание обратиться к Богу, посещение храма, разовые посещения богослужений.

Самостоятельное не долгое размышление о Боге, «молюсь, как могу».

Первая Исповедь и первое Причастие.

Вновь пропали из храма до поры до времени…

Повторные Исповедь, Причастие.

И так до бесконечности, пока человек не сделает решительный шаг к Богу, причем было бы очень хорошо, если этот шаг поможет сделать неравнодушный священник, под таким руководством дальнейшие шаги будут шире и правильнее.

Второй этап

Посещение воскресных богослужений.

Более регулярные Исповедь и Причастие.

Интерес к богослужению.

Начало духовного роста, взлеты.

Третий этап

Разгар максимализма — все по жестким правилам. Неофитство.

Каждое воскресенье в Храм и во все праздники по максимуму.

«Все неправильные — я правильный».

Утренние, вечерние молитвы.

Начало духовной брани. Искушения. Трудности.

Регулярные Исповедь и Причастие.

Очень много вопросов к священнику.

Взлеты и падения.

Четвертый этап

Нежелание исповедоваться, причащаться.

Возможны обиды, разочарование во священнике.

Серьезная духовная брань. Искушения. Трудности.

Остановка духовного роста и духовное падение

Опасность надуманных разочарований.

Пятый этап

Поиск своего прихода

Поиск постоянного, внимательного священника — духовника.

Элементы неофитства все еще присутствуют.

Наработка молитвенных навыков.

Шестой этап

Нахождение своего прихода и духовника.

Регулярные Исповедь и Причастие.

Появляется желание помочь приходу.

Духовная работа над собой, с работой над ошибками и «духовным корректировщиком». Духовный рост.

Взлеты и падения.

Седьмой этап

Усвоение основ христианской жизни.

Грамотный пост, более грамотная молитва.

Более грамотная духовная жизнь.

Стабилизация отношений в семье и обществе.

Духовный рост и падения.

И теперь многое будет зависеть от того, куда Вас конкретный священник будет вести. По какому пути, насколько Вы будете ему доверять и какова Ваша конечная цель. И, безусловно, многое зависит от чистоты Ваших мыслей, укоренения страстей, способности изменяться.

Дальнейшие этапы описать сложно (выше указанные этапы условны), слишком много особенностей у конкретного человека

Многое зависит от того, удалось ли победить свое «я» и навести порядок в себе, своей семье и так далее, если нет, то ничего существенно более положительного происходить не будет, пока человек не победит свое «я».

Да и, честно сказать, описанные выше этапы настолько условны, что описывались они лишь для того, чтобы читатель смог понять что-то, что, возможно, переживает он сейчас. Это лишь новый этап, и до конечного воцерковления произойдет много событий и пройдет некоторое время. Порой время, желание и решимость исправления с помощью Божией, покаянием и причастием — это то, что является основополагающими факторами при изменении себя.

Что такое воцерковление. Условные этапы воцерковления

Рождество и Пасха – Храмы полны. Но каждое воскресение для кого?

Много людей крещеных, еще больше верующих, но по-настоящему воцерковленных людей очень мало, а еще меньше правильно воцерковленных. Храмы в воскресенье довольно слабо загружены, что является основным подтверждением низкого процента воцерковленности населения.

Первый Шаг к Богу

Воцерковление – это период в жизни человека, когда он переходит из статичного ничего не знающего христианина в настоящего, адекватного верующего человека.

Стать “Своим”, стать ближе к Богу

Воцерковленный человек — это тот, кто чувствует себя в храме как рыба в воде, он знает основы закона Божьего, понимает смысл таинств Церкви, чувствует себя на богослужении счастливым человеком, регулярно исповедуется, причащается, старается быть лучше, осознает свои страсти и борется с ними, трезво смотрит на различные ситуации, понимает слабости других людей, знает определение и механизм искушений, знаком с принципиальными законами духовной жизни и фундаментальными основами христианства. Правильно воцерковленного человека можно сравнить, например, с мирским технически грамотным инженером, который свои знания использует в нужном направлении, и его умениям и знаниям удивляются все окружающие – от коллег по цеху до соседей по даче, ведь, с одной стороны, такой специалист обеспечивает выдающийся порядок и успех на работе, а с другой, правильно построен и продуман его дачный дом, правильно распределен участок и технически правильно подобрана техника.

Уметь отличать суеверия и традиции от истинного Христианства

Особенности правильно воцерковленного человека — это не столько знания, блуждение мыслей о великом и рассуждения о смысле жизни, сколько правильно заложенное мировоззрение и понимание простых фундаментальных вещей, которые дают возможность человеку быть с Богом, духовно трезво и бесстрастно оценивать ситуацию и не превращать отношения с Богом в фанатизм или прочие неразумные перегибы. Правильно воцерковленный человек счастлив, и счастливы так же его семья и окружающие его люди. И это происходит потому, что их отношения правильны и разумны и в семье, и с Богом, и в обществе. При этом сам человек отнюдь не становится святым, а лишь делается лучше, изменяется и пусть не так быстро, как кажется многим, но твердо и уверенно переходит с одного этапа на другой в своем духовном росте.

Как и в любом начинании, воцерковление имеет условные этапы

Воцерковление можно разделить условно на этапы. Воцерковление – дело не быстрое, но постепенное, осмысленное, неторопливое. Со взлетами и падениями. Анализом. Переосмыслением. Духовным руководством или советом от священника. Срок полного воцерковления разный, но это тоже опыт только духовный. Этот процесс можно сравнить с овладением мастерством вождения автомобиля. Когда водитель становится профессионалом? Кто как. Вот и здесь тоже так же. Но ведь с опытным тренером и наставником результат будет куда лучше и будет достигнут быстрее. Дело в том, что у духовного наставника, на мой взгляд, должен быть правильный подход к конкретному человеку, нужно человеку рассказать, пояснить, а решение он принимает самостоятельно и дальше виноватых не ищет, потому как решение принимал самостоятельно, так как это его жизнь и человек абсолютно свободный. Но при всем при том доверие к духовнику должно быть очень высоко. До всего этого нужно дорасти, многое из этого нужно пройти, и духовника по душе нужно встретить… Одним словом, было бы желание, и все сложится.

Воцерковление можно разбить на несколько условных этапов, которые так или иначе, с некоторыми особенностями проходили многие.

Условные этапы воцерковления

Первый этап

Желание обратиться к Богу, посещение храма, разовые посещения богослужений.

Самостоятельное не долгое размышление о Боге, «молюсь, как могу».

Первая Исповедь и первое Причастие.

Вновь пропали из храма до поры до времени.

Повторные Исповедь, Причастие.

И так до бесконечности, пока человек не сделает решительный шаг к Богу, причем было бы очень хорошо, если этот шаг поможет сделать неравнодушный священник, под таким руководством дальнейшие шаги будут шире и правильнее.

Второй этап

Посещение воскресных богослужений.

Более регулярные Исповедь и Причастие.

Интерес к богослужению.

Начало духовного роста, взлеты.

Третий этап

Разгар максимализма — все по жестким правилам. Неофитство.

Каждое воскресенье в Храм и во все праздники по максимуму.

«Все неправильные — я правильный».

Утренние, вечерние молитвы.

Начало духовной брани. Искушения. Трудности.

Регулярные Исповедь и Причастие.

Читайте также:  Башмачок Спиридона Тримифунтского: где находится и о чем просят, история мощей

Очень много вопросов к священнику.

Взлеты и падения.

Четвертый этап

Нежелание исповедоваться, причащаться.

Возможны обиды, разочарование во священнике.

Серьезная духовная брань. Искушения. Трудности.

Остановка духовного роста и духовное падение

Опасность надуманных разочарований.

Пятый этап

Поиск своего прихода

Поиск постоянного, внимательного священника — духовника.

Элементы неофитства все еще присутствуют.

Наработка молитвенных навыков.

Шестой этап

Нахождение своего прихода и духовника.

Регулярные Исповедь и Причастие.

Появляется желание помочь приходу.

Духовная работа над собой, с работой над ошибками и «духовным корректировщиком». Духовный рост.

Взлеты и падения.

Седьмой этап

Усвоение основ христианской жизни.

Грамотный пост, более грамотная молитва.

Более грамотная духовная жизнь.

Стабилизация отношений в семье и обществе.

Духовный рост и падения.

И теперь многое будет зависеть от того, куда Вас конкретный священник будет вести. По какому пути, насколько Вы будете ему доверять и какова Ваша конечная цель. И, безусловно, многое зависит от чистоты Ваших мыслей, укоренения страстей, способности изменяться.

Дальнейшие этапы описать сложно (выше указанные этапы условны), слишком много особенностей у конкретного человека.

Многое зависит от того, удалось ли победить свое «я» и навести порядок в себе, своей семье и так далее, если нет, то ничего существенно более положительного происходить не будет, пока человек не победит свое «я».

Да и, честно сказать, описанные выше этапы настолько условны, что описывались они лишь для того, чтобы читатель смог понять что-то, что, возможно, переживает он сейчас. Это лишь новый этап, и до конечного воцерковления произойдет много событий и пройдет некоторое время. Порой время, желание и решимость исправления с помощью Божией, покаянием и причастием — это то, что является основополагающими факторами при изменении себя.

Церковь и мир (Астрахань). Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово «воцерковленный»?

Аудио

Беседа с иереем Виталием Семеновым.

– Как часто сегодня многие люди приходят или хотя бы заходят в Церковь? Кто-то из них называет себя воцерковленным, а другие пока считают себя невоцерковленными. Какая между ними разница? Что такое «невоцерковленный христианин»? Влияет ли это как-то на его личные или служебные качества?

– Человек становится членом Церкви Христовой, приняв святое крещение, в котором он получает от Господа разрешение от первородного греха (если взрослый человек крестится – от всех его личных грехов). Но воцерковление – чин, который, кстати, совершается сразу после крещения, и он помогает новоявленному христианину сделать первые шаги как члену Церкви в открытые во время крещения врата рая. Господь так устроил, что во время этого таинства раскрываются для души врата рая, врата жизни вечной.

Но многие люди, приняв крещение, становятся формальными христианами: по праздникам в храм заходят, когда трудно, придут записочку подадут, помолятся в храме, свечечку поставят. Это означает, что человек на самом деле не воцерковился. То есть ему помогли сделать первый шаг в открытые врата рая, в жизнь вечную, но он не пошел.

Что такое «воцерковленный»? Воцерковленный человек – тот, кто во всей полноте стремится быть частью Церкви Христовой, Глава которой – Христос, и жить так, как заповедал Христос, по Евангелию, – участвовать в таинствах, каяться в своих грехах, бороться со своими страстями, регулярно давать Господу возможность воссоединиться со своим телом, со своей душой в таинстве Евхаристии. А если он так не делает и крайне редко причащается, то через свою жизнь обычную, нецерковную, недуховную он отдаляется от Христа и Его Церкви.

– Может ли невоцерковленный человек считаться христианином?

– Священник во время приготовления пришедших на исповедь читает молитву. В ней есть удивительные слова, с которыми священник обращается к Господу: «…соедини его святей Твоей Церкви» – священник молит о пришедших, чтобы Господь через таинство Исповеди, разрешая их от уз греха, воссоединил их со Святой Своей Церковью: человек через грех отпадает от Христа и, как следствие, от Церкви. Вот это очень важно понимать: можно называть себя христианином, но в глазах Господа таковым не быть, ибо Мною аще кто внидет, спасется – Господь свидетельствует, что через Него можно войти в жизнь вечную, других средств нет.

И Господь говорит: Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Глава Церкви – Христос, Он хранит Свою Церковь для того, чтобы врата ада ее не одолели, а тот, кто по разным причинам отходит от Церкви, охлаждается в вере, – и к тем средствам, которые Господь вложил в Церковь Свою, чтобы человек усваивал плоды Его Воскресения, плоды победы над смертью, над адом, над дьяволом и обретал через Господа возможность вечной жизни с Ним, в итоге не приобщается.

– Очень многие люди, которые приходят в храм креститься, даже не скрывают того, что после таинства не собираются ходить постоянно в храм. Зачем это делается? Как дань моде?

– Я все-таки не склоняюсь к тому, что это дань моде. Скорее всего, это человеческие страхи – они связаны с тем, что люди боятся смерти…

– «А вдруг что-то есть, а вдруг наказание какое-то»?

– «А вдруг меня какие-нибудь колдуны заколдуют? А тут я могу в церковь сходить, свечечку поставить». Это разные страхи. Самый, конечно, благоприятный для участия в этом таинстве – страх Божий. Но многие люди крестятся просто потому, что «кто меня от всякого зла будет хранить? А если у меня какие-то неудачи будут или сложности с учебой, с работой? Это же надо куда-то обратиться – а как я приду в храм, если я некрещеный?» – люди крестятся не потому, что они хотят жизни вечной со Христом, не потому, что они возлюбили Господа и хотят следовать за Ним, а чтобы страшно не было на земле жить или просто потому, что такая традиция – говорят: «Я же русский, как это я не крещен?» или: «Я татарин – я должен быть мусульманином». Это ошибка.

Не из-за национальной принадлежности принимают крещение и не из-за страхов – умереть или еще что. Мы вступаем на этот путь – а это путь крестный – из любви к Богу, потому что мы хотим любить Его, и жить Его любовью, и в этой любви оказаться в вечности.

– Отвечает ли за духовное состояние человека священник, который его крестил?

– Однозначно, если священник принял решение допустить… Речь идет о взрослом человеке, но и, кстати, о младенце тоже, – младенцы крестятся по вере родителей и вере крестных, и поэтому, если священник не видит веры, если он видит, что крестные не то что не знают, но и не хотят знать Символ веры – суть и основание всей нашей веры… Святые отцы говорят, что если человек не доверяет хотя бы слову из Символа веры, то он не имеет права считать себя христианином вообще. А если я не знаю Символ веры, какой я крестный? Какой я христианин? Люди, когда шла борьба с ересями, жизнь свою отдавали, чтобы отстоять истинное исповедание веры, чтобы человечество не ушло на ложный путь, чтобы не погибли, пойдя по ложному пути, по пути ереси, дети, внуки. А мы даже не хотим знать Символ веры, который написан Духом Святым и который помогает нам понять, почему кто-то христианином себя называет.

Сейчас есть благословение Святейшего, чтобы в каждой епархии, в каждом приходе существовали катехизаторы, которые занимаются подготовкой людей к таинству Крещения. В нашем приходе таких катехизаторов двое, и еще священники: они проводят огласительные беседы перед крещением. Если взрослый человек собирается креститься, то обязательны две беседы в нашем храме, но в каждом храме по-своему установлено.

Когда человека научат, что значит жить по-христиански, посты соблюдать (и зачем), участвовать в церковной жизни, быть человеком воцерковленным, то есть членом Церкви Христовой, – если человек не желает этого, то зачем обманывать Бога, священника, себя? Такого человека не допускают до крещения.

В моей практике были люди, которых я не допустил до крещения, взрослые. С детьми сложнее, ведь с родителями и крестными сегодня сложно провести доскональную беседу, но мы стараемся, насколько возможно, это делать. Некоторые люди это негативно воспринимают, но мы с такими сразу расстаемся: если человек не хочет ничего знать о Церкви, зачем тогда ему быть членом Церкви?

– Почему люди прекращают ходить в храм? Ведь среди них не только захожане, которые переступают церковный порог раз-два в год, но и те, кто уже успел приблизиться к вере.

– На моем жизненном пути было несколько случаев, когда люди церковные переставали ходить в храм. И мне доводилось общаться с ними: мне было страшно, – это были люди, которые, как я видел, ведут более высокую духовную жизнь, чем я, и дольше были в Церкви, чем я (это я сейчас рассказываю о периоде, когда я еще не был священником). Мне, помню, тогда стало очень страшно: «Если такой человек перестал ходить в храм, если он стал как обычный светский человек, то и я могу потерять Христа и Его Церковь».

Был такой случай. Я работал на мирской работе и ночь через две сторожил в одном из храмов города Астрахани. У меня был напарник, молодой человек, который занимался резьбой по дереву, он резал иконостас в этом храме, преподавал в воскресной школе, занимался с детьми рукопашным боем. И мы ночь делили на две части – надо было хоть несколько часиков поспать, так как на следующий день на работу, а работа была очень ответственная, а он в свою смену, когда должен был отдыхать, читал Псалтирь, когда его время было бдеть, он занимался резьбой по дереву. Я удивлялся – как человек мог нести такой подвиг ради Христа? Он вообще не спал, молился, для Господа все делал. Он учился в одном из наших вузов и даже оставил вуз, чтобы посвятить себя Богу. И однажды я выяснил, что он познакомился с девушкой. Эту девушку привела в храм ее церковная подруга просто на беседу со священником – девушка общалась с сектантами, насколько я понял. И вот моему напарнику она понравилась, он стал с ней общаться, и потом он пропал. Я спрашиваю: «А где он? Что с ним случилось?» Мне ответили, что он с девушкой познакомился, сказал, что будет восстанавливаться в университете, и пропал. Через полгода я уезжал в командировку, зашел в храм помолиться перед поездкой и вдруг вижу – он. Я так обрадовался, что он в храм пришел. Он был в каком-то растерзанном свитере, с рюкзаком на спине. Говорю ему: «Как ты? Что с тобой?» Он отвечает: «Да я вот сейчас на острове городском был, мы там через костер прыгали». Спрашиваю: «А что с тобой случилось? Почему ты пропал?» – «Да я, – говорит, – с этой девушкой стал общаться, она сказала: “Если ты хочешь, чтобы я была твоей невестой, ты меня должен обеспечивать, кормить, поэтому восстанавливайся в вузе, оставляй храм, иди на мирскую работу”». И он пошел по этому пути. Говорю: «Ну как ты с ней?» Отвечает: А мы с ней расстались».

Потерять легко. Я видел, как ему тяжело было возвращаться в храм. Он пришел в другой храм, не в тот, где работал и где мы с ним общались. Я видел, как его всего изнутри распирало, он не знал, что делать.

– А с другой стороны, писатель Сергей Нилус в своих книгах рассказывает о периодах взлетов и падений, когда он то приближался к Богу, то удалялся от Него. Что это? Эмоциональное выгорание человека или недостаточное его воцерковление?

– Скорее, второе. Под воцерковлением подразумевают ведение человеком настоящей духовной жизни. Бог раскрывается через взаимное проявление любви человека к Богу. Любовь к Богу можно проявлять только через духовные средства. Господь говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». Если человек живет заповедями Христовыми… Как еще святые отцы говорили, Бог познается не через знания, а через жизнь по заповедям, то есть через опыт духовной жизни, через опыт любви к Богу и к ближнему.

Если любовь не искренна, если человек скатывается в самолюбие, в саможаление и идет к Богу только потому, что ему хочется только получать помощь от Бога для себя и больше его ничего не интересует, то он ненадолго в Церкви. Например, я знаю тех, кто из-за того, что «уж замуж невтерпеж», говорит: «Я в храм хожу, но вот молодой человек, я с ним познакомлюсь, он нецерковный совсем, безбожник, и я буду с ним, а сама буду верной Господу». Ничего подобного: когда ты не ради Христа живешь, не ищешь Божьего, то ты отходишь от Бога.

И еще очень важно. Преподобный Силуан Афонский пишет, что когда он прибыл на Афон молодым послушником, то очень сокрушался в сердце своем и жил покаянием, но «в первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом. Чего мне еще более надо? Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов». И вот так бывает со всяким, кто перестает сокрушаться: гордость вновь возобладает в сердце… Христианин, который живет церковной жизнью, благоговеет перед Господом, в сердце своем всегда предстоит перед Творцом.

– По результатам социологических опросов людей, назвавших себя православными, на 20 процентов больше, чем тех, кто считает себя верующими. О чем это говорит?

– О том, что человек считает себя православным только по названию, не по своей жизни, не по своим отношениям с Господом, а только по факту крещения. Но сам факт крещения – не гарантия, что ты православный. Это просто тебе дан шанс, Господь открыл для тебя врата рая, но ты можешь развернуться и идти в совершенно противоположную сторону. Господь по Своей любви будет тебя, конечно, вразумлять, Он говорит: Се, стою у двери, и стучу и: Сыне, даждь Ми твое сердце, но если человек не развернется и не будет карабкаться туда – чрез труд, подвиг духовной жизни, обращение к духовнику за советом, – то он будет катиться туда, где Бога вообще нет. И это очень страшно. Мы должны понимать, что вера – это труд, это подвиг, и это жизнь прежде всего духовная, причем через те средства, которые дал нам Сам Христос и которые Он вложил в Свою Церковь.

– Спасибо, отец Виталий. До новых встреч в эфире!

Ссылка на основную публикацию