Воскресение мертвых: что значит и зачем нужно в православии, мнение пророков и святых

О воскресении из мертвых

Из непридуманного

Знатоки церковной истории немедленно ринутся в атаку. Они напомнят о телесном вознесении Матери Божией, о воскресении Иоанна Богослова. Они вспомнят и о воскресении дочери святого Спиридона Тримифунтского и о семи спящих отроках Эфесских. Но совопросникам века сего этого мало. Они скажут: «Это было давным-давно, если было. А почему сейчас не воскресают люди?»

Воскресают. Чудо воскресения не уходит из жизни Церкви. В связи с этим хотелось бы поделиться с читателями двумя известными мне случаями.

О первом рассказала мне моя мама, Галина Георгиевна Василик, заслуженный врач, ветеран труда. В детстве, в далекие сороковые годы, она слышала этот рассказ от своей соседки по коммунальной квартире Нины Ивановны Гнездиловой. В свою очередь Нине Ивановне его поведала ее тетушка Анна.

Дело было еще до революции. У тетушки Анны был дед, звали его, кажется, Николай. Жил он в деревне, был добрым работником, домовитым хозяином, человеком благочестивым. Пришло время отправляться деду Николаю путем всея земли — по болезни и старости. Он поболел немного и скончался. Его омыли, переодели, сняли с чердака гроб, лично им сделанный и положили покойника во гробу в чулан. Закрывать гроб не стали.

Вдруг родственники слышат голос из чулана: «Выпустите меня. Я живой». Заходят они в чулан, а дед в гробу сидит. Обомлела родня от ужаса и удивления, а дед и говорит им: «Живее зовите батюшку. Есть у меня один грех неисповеданный. Для исповеди меня с того света и отпустили». Позвали местного священника, а он был человек скептический и несколько вольнодумный. Время было такое — первая русская революция 1905 года, когда даже зажиточные хозяева временами на чердаках «Искру» прятали, а семинаристы в своих ректоров стреляли.

Итак, приходит священник, а дед Николай ему и говорит: «Батюшка, исповедай меня. Я на том свете был. Мне там об одном забытом грехе напомнили». А священник ему: «Брось сказки рассказывать». А тот ему: «Поверь мне. Я там взаправду был». А священник ему и говорит: «Да брось ты, сочиняешь». А дед Николай ему в ответ: «Хочешь, докажу? Давай я тебе все твои тайные молитвы перескажу, которые ты в алтаре втайне от нас читаешь». И начал ему по порядку излагать все, начиная от молитв проскомидии: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию». Батюшка обомлел. Дед Николай был неграмотным. В алтарь допущен не был. Молитвы священник всегда читал про себя так, что даже пономарь ничего не знал и не слышал. А если бы дед и знал грамоту, то никто бы ему служебник не продал. Неоткуда ему было это все знать.

Батюшкин скептицизм рухнул в одночасье. Он внимательно исповедал деда Николая, отпустил ему все грехи, а тот после этого почти сразу преставился. С чистою душою к Богу пошел.

И второй случай, еще более удивительный. Я слышал о нем в 1987 году от иеромонаха Феофилакта, в миру Константина Ивановича Белянина, насельника Псково-Печерского монастыря в 1986–1991 гг. Он рано потерял сына, которого звали Константин. Константин был человеком чистым, верующим. По сыну о. Феофилакт тосковал. И вот произошло чудо. В Псково-Печерском монастыре ему явился. воскресший сын. Причем не призрак, а во плоти. О. Феофилакт показывал мне фотографию, на которой был запечатлен Константин Константинович недалеко от иконы Божией Матери во время крестного хода 28 августа 1986 года. Более того, его воскресший сын участвовал в трапезе. С отцом он беседовал и говорил с ним о том, как важно хранить заповеди Христовы для того, чтобы войти в Царствие Божие.

В Псково-Печерском монастыре могут остаться письменные свидетельства об этом чуде.

Но остается вопрос: а почему тогда все не воскресают немедленно по смерти? Ответ прост: требование этого всеобщего чуда означало бы немедленное общее воскресение из мертвых и Страшный Суд. А готовы ли мы к нему? Все человечество вообще и каждый из нас конкретно? Еще не кончилась мировая история, не достроена великая башня Церкви (или колокольня, если хотите). Еще открыты для многих и многих врата покаяния. Парадоксально, но Господь попускает пока всем умирать телесно для того, чтобы многие и многие ожили духовно. Всеобщее воскресение наступит лишь тогда, когда определятся все, когда не останется ни одного нечестивца среди праведников, ни одного праведника среди нечестивцев. А пока отдельные воскресения усопших подобны Преображению Христа на горе Фавор: они лишь знаки и предвестия будущей славы Царствия Божия. Будем же к ним внимательны, братия и сестры, чтобы войти в эту славу.

Воскресение мертвых: что значит и зачем нужно в православии, мнение пророков и святых

…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Ин. 5, 28–29

Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев.

— Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых?

— Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).

— Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые?

— Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность — это своя особая сущность.

— Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин, и даже наши родные и друзья?

— Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность — и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде.

— А какие у людей будут тела?

— Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто…

Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15, 51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак — нетленность. В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 35–49, 53).

Преображение человеческого мира в пакибытии является следствием преображения всего мира, всей твари. Поскольку мир будет иной, то и тело у человека будет другим. Мир станет совершеннее, и телесно-душевно-духовное состояние человека тоже станет совершеннее. А то, что преображение всей твари есть ее обожение, тоже очень ясно раскрывается у апостола Павла, который говорит, что в преображенном мире будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28). Особо отметим, что апостол Петр, которого трудно назвать полным единомышленником апостола Павла, говорит о состоянии удостоенного Небесного Царства человека тоже как об об€ожении: …Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1, 4, 11).

— А в каком возрасте будут воскресать люди — в котором умерли, или же все воскреснут молодыми?

— В любом возрасте личность человека обогащается соответствующим опытом. Даже глубокая старость со всеми немощами, со всем Альцгеймером — тоже создает определенный опыт (хотя бы опыт умирания!), который, с точки зрения личности, имеет свою ценность. Старику дорого и детство, и юность, и зрелость, и даже старость…

Читайте также:  Духовный кризис: что такое, как выйти и вновь обрести веру

Мне кажется, что в вечности человеческая личность существует в интегрированном состоянии. Не то чтобы мы все там оказались глубокими стариками, но без «сварливого старческого задора», помнящими и ценящими свою молодость. Нет, это некое особое состояние пребывания и в детстве, и в зрелости, и в старости. Трудно представить, как это будет, но мы точно знаем: что невозможно во времени, возможно в вечности!

— Почему в Символе веры мы говорим, что чаем воскресения мертвых? В чем для христианина важность грядущего воскресения?

— Церковнославянское слово «чаять» означает ожидать с верой, ожидать с усилием. «Чаю воскресения мертвых» — значит, не просто пассивно жду, а серьезно готовлюсь к этому событию, прилагаю усилия к изменению самого себя. Ведь мы чаем не только воскресения мертвых, но и грядущей за этим жизни будущего века, тем самым, исповедуя свою веру в то, что наша земная жизнь — это, помимо всего прочего, еще и приготовление к вечной жизни, к полноте бытия с Богом и в Боге.

Беседовал Денис Каменщиков
Газета «Православие и современность» № 9 (413) 2010 г.

Какие святые воскрешали мёртвых

Вocкpeceниe yмepших coвepшaли вeтхoзaвeтныe пpopoки: Илия, кoтopый oживил yмepшyю вдoвy и Eлиceй, вocкpecивший cынa coнoмитянки. Ho хpиcтиaнcкиe cвятыe вo мнoгo paз пpeвзoшли дeяния пpopoкoв, пoкaзaв мaлoвepным чyдeca вocкpeceния и дoкaзaв иcтиннocть хpиcтиaнcкoй вepы.

Aпocтoл Пётp

Bocкpeшeниeм людeй пpocлaвилиcь aпocтoлы Пётp, Пaвeл, Филипп, Иoaнн, Фoмa, Мaтфeй и Aндpeй Пepвoзвaнный. Aпocтoл Пётp вocкpecил дeвицy Тaвифy (Дeян. 9: 36-42): дeвyшкa жилa в Иoппии, нo oднaжды зaбoлeлa и yмepлa; poдныe oмыли тeлo пoчившeй и пoлoжили в дoмe.

O cмepти Тaвифы ycлышaли yчeники aпocтoлa и пpивeли из Лидды aпocтoлa Пeтpa. B Иoппии eгo c pыдaниями вcтpeтили poдныe дeвyшки, paccкaзывaя o тoм, кaкaя oнa былa yдивитeльнaя иcкycницa и кaкиe вышивaлa пoкpывaлa. Пётp жe, выcлaв вceх вoн, cтaл мoлитьcя нaд тeлoм yмepшeй, a пoтoм пpикaзaл eй: «Тaвифa, вcтaнь!». Дeвyшкa oжилa, oткpылa глaзa и ceлa. Пётp пoмoг вocкpecшeнной вcтaть и пoкaзaл eё близким.

Bo вpeмя пpoтивocтoяния aпocтoлa Пeтpa и pимcкoгo вoлхвa Cимoнa, чью cилy пpизнaвaл импepaтop Kлaвдий, y eгo poдcтвeнницы yмep cын-пoдpocтoк. K пocтeли cкoнчaвшeгocя пpивeли aпocтoлa и вoлхвa. Eдинcтвeннoe, чтo cмoг cдeлaть Cимoн— этo зacтaвить мёpтвoe тeлo дepгaтьcя, a кoгдa к oдpy пoдвeли Пeтpa, aпocтoл пoмoлилcя и пpикaзaл юнoшe вcтaть «имeнeм Гocпoдa нaшeгo Ииcyca Xpиcтa»; пoдpocтoк oткpыл глaзa, пoднялcя и нaчaл paзгoвapивaть c poдными. Boлхвa хoтeли пpибить кaмнями, нo Пётp вeлeл oтпycтить eгo.

Aпocтoл Aндpeй Пepвoзвaнный

B «Книгe o чyдecaх aпocтoлa Aндpeя» eпиcкoпa Гeopгия Гpигopия гoвopитcя o cлyчae, кoгдa в гopoдe Фecaлoники дeмoн yдyшил peбёнкa, тeлoм кoтopoгo влaдeл. Бeзyтeшный oтeц oтнec тeлo мaльчикa к aпocтoлy, нaдeяcь нa чyдo; Aндpeй жe cтoял, oкpyжённый тoлпoй, и пpoпoвeдoвaл. Koгдa peбёнкa пoлoжили пepeд ним, Aндpeй мoлвил: «Вo имя Ииcyca Xpиcтa, вcтaнь, oтpoк!» и мaльчик тyт жe oжил.

Пopaжённaя тoлпa пpoвoжaлa aпocтoлa c фaкeлaми дo мecтa нoчлeгa, гдe oн пpoпoвeдoвaл eщё тpи дня.

Ecть cвидeтeльcтвo o тoм, чтo Aндpeй вocкpecил cынa pимcкoгo пpoкoнcyлa, пoгибшeгo oт yкyca oгpoмнoй ядoвитoй змeи; a в Мaкeдoнии вocкpecил 40 yтoплeнникoв, кoтopых вынecлo к eгo нoгaм мope. Эти люди плыли к нeмy, нo бypя пoтoпилa кopaбль, a тeлa пoгибших вынecлo нa бepeг.

Cвятoй Гeopгий Пoбeдoнoceц

Boин-хpиcтиaнин Гeopгий cлyжил в pимcкoм вoйcкe импepaтopa Диoклeтиaнa; oн oткaзaлcя пpинocить жepтвy язычecким бoгaм и был зa этo пoдвepгнyт пыткaм, нo чyдecным oбpaзoм кaждый paз ocтaвaлcя нeвpeдимым.

Тoгдa Диoклeтиaн пoжeлaл yзнaть, нacкoлькo дaлeкo пpocтиpaютcя cилы Xpиcтa, и пoтpeбoвaл, чтoбы Гeopгий вocкpecил мёpтвoгo. Юнoшy пpивeли к гpoбницe, и oн cтaл мoлитьcя, чтoбы Гocпoдь вocкpecил пoчившeгo и пoкaзaл, чтo «Oн ecть Бoг вceгo миpa».

Cлyчилocь зeмлeтpяceниe, гpoбницa paзвepзлacь и yмepший вoccтaл из гpoбa. Bce были пoтpяceны, и cлyх oб этoм oблeтeл oкpyгy. Koгдa Гeopгия вepнyли в тeмницy, к нeмy c пpocьбoй пpишёл кpecтьянин Гликepий, y кoтopoгo cдoх eдинcтвeнный вoл. Гeopгий пooбeщaл вepнyть живoтнoe к жизни, и дoмa кpecтьянин нaшёл вoлa живым и здopoвым.

Cвятaя мyчeницa Eвдoкия

Ho нe тoлькo мyжчины вocкpeшaли людeй имeнeм Xpиcтa, пoдoбнoe дeлaли и жeнщины. Caмapянкa Eвдoкия жилa вo гpeхe, нo пoтoм yвepoвaлa и yшлa в мoнacтыpь. В этoт мoнacтыpь пoд видoм инoкa пpoбpaлcя pacпaляeмый cтpacтью язычник Филocтpaт, кoтopый хoтeл вepнyть Eвдoкию к язычecтвy.

«Бoг oтмщeния дa зaпpeтит тeбe!» – вocкликнyлa Eвдoкия в гнeвe, и язычник пaл мёpтвым. Мoнaхини иcпyгaлиcь, oбнapyжив eгo мёpтвым, тoгдa Eвдoкия вcтaлa нa кoлeни, пoмoлилacь, и Филocтpaт oжил. Опыт cмepти ycтpaшил eгo, oн пpocил пpoщeния y Eвдoкии, кpecтилcя и вcтaл нa пyть пoкaяния. Eвдoкия вocкpeшaлa чeлoвeкa ёщe paз — этo был мaльчик, yмepший oт yкyca змeи.

Bapлaaм Xyтынcкий

Bocкpeшaли мёpтвых cвятыe Pycи, нaпpимep, cтapeц Bapлaaм Xyтынcкий, живший в XII вeкe нa Boлхoвe; oднaжды y чeлoвeкa, кoтopый знaл cтapцa, зaбoлeл cын, дeлo шлo к cмepти; oтчaявшийcя poдитeль, пoдхвaтив peбёнкa нa pyки, пoшёл к пoдвижникy в нaдeждe нa иcцeлeниe, нo мальчик yмep в дopoгe.

Oбливaяcь cлeзaми и yпpeкaя ceбя зa тo, чтo пoтaщил yмиpaющeгo в дopoгy, oтeц пpишёл в Bapлaaмy, и ocтaвив пoкoйнoгo нa пoпeчeниe cтapцa, пoшёл гoтoвить мoгилy, a вepнyвшиcь, yвидeл, чтo cын вocкpec. Bapлaaм, нe жeлaя cлaвы, oтнeкивaлcя oт чyдa, нo oтeц был нeпpeклoнeн: «Я яcнo видeл, чтo cын мoй мepтв был, a тeпepь oн жив!».

Иoaнн Kpoнштaдтcкий

Пo мoлитвaм пpaвeднoгo Иoaннa Kpoнштaдтcкoгo, жившeгo нa pyбeжe XIX и XX веков был вocкpeшeн млaдeнeц в yтpoбe мaтepи (И.Cypcкий «Oтeц Иoaнн Kpoнштaдтcкий»).

Жeнa нeкoeгo чинoвникa Eлизaвeтa дoлжнa былa poдить, нo дoктopa oбнapyжили, чтo млaдeнeц yмep в чpeвe— cepдцe eгo нe билocь, a caмa жeнщинa c кaждым чacoм чyвcтвoвaлa ceбя вce хyжe; былo peшeнo дeлaть кecapeвo. Ждaли oтцa Иoaннa, oн пpиeхaл, выcтaвил вceх пpoчь и нaчaл мoлитьcя y eё пocтeли.

Пo cвидeтeльcтвy дoмaшних, внeзaпнo двepь pacпaхнyлacь, и Иoaнн кpикнyл: «Гocпoдь Бoг coблaгoвoлил coтвopить чyдo! Oн coблaгoвoлил вocкpecить мёpтвoe дитя вo чpeвe! Лизa poдит cынa. »

Пpиeхaвшиe нa oпepaцию мeдики были пopaжeны. Oни знaли, чтo peбёнoк был мёpтв, a y жeнщины yжe нaчaлocь зapaжeниe кpoви, и чтo eё шaнcы выжить дaжe в cлyчae ycпeшнoй oпepaции были мизepными. Чepeз cyтки жeнщинa poдилa здopoвoгo мaльчикa.

Kpoмe этoгo, извecтны cлyчaи вocкpeceния yмepших людeй Hикoлaeм Чyдoтвopцeм, кoтopый вepнyл к жизни тpёх yбитых мaльчикoв; Cпиpидoнoм Тpимифyнтcким (вocкpecил млaдeнцa и eгo мaть); Пaнтeлeимoнoм (вocкpecил дитe, yмepшee oт yкyca змeи); Cepгиeм Paдoнeжcким (вocкpecил yмepшeгo мaльчикa) и Kceниeй Пeтepбypжcкoй, кoтopaя вocкpecилa peбёнкa, yтoнyвшeгo в Heвe. Этo лишь нeмнoгиe имeнa из длиннoгo cпиcкa cвятых, вoзвpaщaвших людeй c тoгo cвeтa.

8 вопросов про воскресение мертвых

Церковь верит в воскресение мертвых. Но у многих эта вера вызывает недоумение. Мы постараемся ответить на некоторые вопросы.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Не является ли ожидание воскресения мертвых просто принятием желаемого за действительное?

С тех пор, как люди осознали свою смертность, они испытывают по этому поводу стресс, пытаются как-то с ним справиться, и вера в воскресение тут просто напрашивается.

Это соображение не может служить аргументом против воскресения по ряду причин. Во-первых, в общем случае довод «вы хотите, чтобы это было не так, следовательно, это не может быть так» логически невалиден. Одно никак не следует из другого. Если, например, ученый страстно хочет, чтобы его теория была верна, это никак не доказывает ее ложности. Более того, если атеист страстно желает, чтобы Бога не было — а многие атеисты (например, хорошо известный нам Ричард Докинз) относятся к этому вопросу крайне эмоционально — это еще, само по себе, не доказывает, что Бог есть.

Во-вторых, те же атеисты, или адепты других мировоззрений, не предполагающих личного бессмертия, например, буддисты или конфуцианцы, могут жить вполне нормальной жизнью и вполне справляться со стрессом своей смертности и без веры в воскресение мертвых. Целые культуры не имели такой веры — и вполне функционировали.

Каким образом все воскресшие миллиарды людей смогут поместиться на Земле?

Мы не знаем технических подробностей (и, вероятно, сейчас мы были бы не в состоянии их понять), но знаем, что само пространство и время являются Божиими творениями, и поэтому у Бога не может возникнуть затруднений с пространством.

Кроме того, у нас нет оснований полагать, что место жительства воскрешенного человечества ограничится Землей. И после воскресения мертвых Бог преобразит весь материальный мир, всю вселенную. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», — пишет апостол Петр в своем Втором послании (2 Пет 3:20). А апостол Иоанн Богослов в своем Откровении пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21:1).

Таким образом, воскрешенные миллиарды людей будут жить в преображенном мире, свойства которого нам сейчас в земной жизни непредставимы.

Когда человек умирает, его тело разлагается, и его атомы включаются в водоворот воды — и других веществ — в природе, в том числе, становятся частями тел других людей.

При общем воскресении кому достанутся атомы, побывавшие в разных телах?

Воскресение совершенно не требует, чтобы воскресшее тело состояло из «тех же атомов». Когда мне было десять лет, мое тело совершенно точно не состояло из тех же атомов, что и сейчас: клетки тела постоянно обновляются, мы набираем вес и теряем его, отращиваем волосы и стрижем их, отмершие клетки покидают организм и их место занимают новые.

Наше тело постоянно меняется, воспринимает какие-то атомы из внешней среды, а какие-то сбрасывает вон. Да и не очень понятно, как мы могли бы говорить о «тех же» или «других» атомах — чем один атом, скажем, углерода отличается от другого?

Поэтому воскресшее тело, для того чтобы сохранять преемство с телом умершим, и не должно состоять «из тех же» атомов. Ему достаточно быть телом, связанным с той же самой душой.

Умершие во младенчестве будут воскрешены в младенческих телах?

Мы этого не знаем, Писание не говорит об этом прямо. Но мы можем обосновано предположить, что, поскольку воскресшие тела не стареют, они не проходят обычного в этом мире развития от младенчества к старости, но пребывают все время в одном состоянии. Так что, скорее всего, тела не будут младенческими.

Что будет с человеком, страдающим расщеплением личности, — каждая личность получит свое тело?

Расщепление личности — это, насколько мы можем судить, не признак существования в одном теле нескольких душ, а просто один из симптомов тяжелого душевного расстройства. В воскресении мертвых все эти болезни будут преодолены.

Читайте также:  Епитрахиль священника: что это такое, история и описание, значение в православии

Если тело человека было искалечено в земной жизни, воскреснет ли он искалеченным?

Нет, воскресшее тело будет совершенным и «нетленным», то есть не подверженным какому бы то ни было разрушению. Однако, подобно тому, как воскресшее тело Христа носит на себе следы Распятия, воскресшие тела мучеников могут нести на себе следы ран, которые они потерпели за Христа, как знак славы и отличия.

Если мы не будем есть и пить в жизни будущего века, то зачем нам тогда будут нужны зубы?

Писание часто сравнивает жизнь будущего века с пиром, и у нас нет оснований отрицать, что мы будем употреблять пищу. Даже в нашем мире еда — это нечто гораздо большее, чем просто средство поддержки наших распадающихся тел. Через еду мы познаем мир, радуемся благам, которые сотворил Бог, общаемся друг с другом, проявляем взаимную любовь, например, когда готовим угощение. Возможно, доброе дружеское застолье сохранится на той стороне вечности — в каком-то новом, прославленном и преображенном виде. Но, конечно, точно этого знать мы не можем.

Если там не будет брака и чадородия, останутся ли тела мужскими и женскими?

Насколько мы можем предположить из слов Господа, в «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22:30), брачная жизнь сменится чем-то более прекрасным, огромным и важным — по отношению к чему брак был как семя по отношению к цветку. Но воскресшие останутся мужчинами и женщинами, потому что это было и останется важной частью их идентичности. Как именно это будет, мы пока не знаем.

Воскресение мертвых: что значит и зачем нужно в православии, мнение пророков и святых

Воскресение мертвых

Всеобщее воскресение мертвых совершится в великий день Второго пришествия Иисуса Христа, при окончании жизни нашего мира.

Оно будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. По Слову Божию, тогда «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29).

Еще в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых.

Вера в воскресение мертвых была выражена Авраамом , при жертвоприношении сына его Исаака (Евр. 11, 17), Иовом , среди тяжких его страданий: “А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога” (Иов. 19, 25-26); пророком Исаией : “Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов” (Ис. 26, 19), пророком Даниилом , предсказавшем, что мёртвые «пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 2-3).

Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом (Иез. гл. 37).

Чрез пророка Осию Господь сказал: “От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня (Ос. 13, 14).

Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых ясно и определенно: “Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут. и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения” (Ин. 5, 25, 29).

Спаситель подтверждает проповедь о воскресении Таинством Причащения: “Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6, 54).

Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: “заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых” (Мф. 22, 29, 31, 32).

Когда Спаситель говорить о цели Своего пришествия на землю, указывает именно на жизнь вечную: “Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3, 15-16).

Во время пребывания Своего на земле Спаситель воскрешал мертвых и Сам воскрес из гроба, соделавшись, по слову апостола Павла , первенцем из умерших (1 Кор. 15, 20).

Апостолы ставили истину воскресения мертвых выше всякого сомнения и доказывали ее самою тесною связью с воскресением Христовым.

Апостол Павел говорит: “Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15, 20, 21, 22).

Кроме того, апостол Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения. “Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное” (1 Кор. 15, 35-44).

Сам Господь говорит: “Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” (Иоан. 12, 24).
Воскресение мертвых будет всеобщее и одновременное, как праведников, так и грешников. «Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 29). «Будет воскресение мертвых праведных и неправедных» (Деян. 24,15).

Тела воскресших людей по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел – они будут духовны – нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые, будут еще живы во время второго пришествия Спасителя.

Апостол Павел говорит: “сеется тело душевное, восстает тело духовное . не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые, воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся” (1 Кор. 15, 44, 51, 52), «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» (Флп. 3, 20-21).

Преподобные Варсануфий и Иоанн пишут:

«…тела наши восстанут с костями, жилами и волосами и останутся такими на веки; только они будут светлее и славнее, по гласу Господа, Который говорит: тогда праведницы просветятся, яко солнце, во Царствии Небесном (Мф.13:43), изъявляя чрез то славу тел Святых. … Эти же самые тела восстанут тогда, но только они сделаются нетленными, бессмертными и славными. … Господь сделает тела наши световидными, подобными Своему телу, как сказал Апостол Иоанн: егда явится, тогда подобни Ему будем (1Ин.3:2). Ибо Сын Божий есть Свет, а праведные, по словам Апостола, сынове Божии суть (2Кор.6:8) и сынове Света (1Сол.5:5); потому и сказано, что Господь преобразит (тела наши)».

Тела воскресших людей будут совершенно свободны от изнеможения и от немощей нынешней жизни. Они будут духовными, небесными, не имеющими земных телесных потребностей, жизнь по воскресении будет подобна жизни бесплотных духов-ангелов, по слову Господа (Лук. 20, 3).

Преп. Варсануфий и Иоанн :

«О будущем же состоянии так сказал Бог, что люди будут равны Ангелам (Лк.20:36), не вкушая ни пищи, ни пития, и не имея вожделения. А для Бога ничего нет невозможного; ибо Он уже показал сие на Моисее, когда дал ему силу сорок дней и ночей не вкушать пищи. Сотворивший сие может сотворить и то, что человек во все веки будет в подобном состоянии».

Св. Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье».

О воскресении мертвых

Слово в неделю антипасхи

Свое соборное послание св. апостол Петр начинает словами: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому. » (1 Пет. 1:3).

Апостол говорит, что они, святые апостолы, были мертвы.

Почему мертвы? Потому что после страшной крест-ной казни Господа Иисуса Христа рушились надежды их, и все покрылось непроглядной тьмой — надежды не было, все рушилось.

Как могло бы исполниться на них то обещание Христово, какое дал Он им в ответ на вопрос апостола Петра:

. вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19:27, 28).

Святые апостолы глубоко веровали в то, что Господь Иисус Христос был Мессия, Спаситель мира, Сын Божий. И что же?! Он пригвожден ко кресту, Он погребен.

Как, как же это возможно пережить?! Какое сердце выдержит такое страшное испытание?!

Но когда воскрес Господь, тогда сразу воскресли они из мертвых: Он воскресил их Своим воскресением.

И мы, все мы, уверовавшие во Христа, тоже были бы мертвы, если бы не воскрес Христос, ибо дух наш требует, как безусловно обязательного, бессмертия. Дух наш не может никак примириться с тем, чтобы такие великие праведники, как, например, преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский, просто умерли, исчезли, канули бы в какую-то бездну небытия.

Ведь требует сердце наше, безусловно требует того, чтобы злые дела злых людей были наказаны, ибо в этой жизни, как часто видим, они очень часто остаются безнаказанными.

Требует сердце, чтобы страдания праведников были вознаграждены вечной радостью небесной.

Если бы не воскрес Христос, то и эти надежды так же рухнули бы, как рухнули надежды святых апостолов.

Об этом так говорит св. апостол Павел в первом послании своем к коринфянам:

«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:12-14).

Во что бы мы тогда верили, если бы не воскрес Христос? Как могли бы веровать в вечную правду, в Божию абсолютную справедливость?

Читайте также:  Мощи князя Владимира: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес».

Если не верить воскресению мертвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы.

Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших.

Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его.

Такова наша вера. Этим объясняется и светлая радость наша в великий день Воскресения Христова.

«Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» (1 Кор. 15:35).

Это тот вопрос, который доныне задают все неверующие, считая невозможным воскресение мертвых.

Что за бессмыслица, говорят они, веровать в воскресение тех людей, которые были растерзаны дикими зверями? Как можно веровать, что воскреснет человек, проглоченный акулой, или сгоревший без остатка в огне?

Им кажется, что сила этого вопроса неотразима, что не может никто ответить на этот вопрос.

Не мы будем отвечать на него — ответит апостол Павел.

«Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. и когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое. но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1 Кор. 15:36-38).

Зерно, брошенное сеятелем во вспаханную землю, перестает существовать как зерно: оно распадается, разлагается, оно как бы умирает, но только как бы, потому что в нем заложены великие силы жизни. Из зерна, прекратившего свое существование зерна, силой Божией вырастает большое, прекрасное, полезное и необходимое для нас растение.

Не из всякого семени одно и то же растение, но каждому дает Господь Своей животворящей силой особое тело: особое тело у колоса пшеницы, особое тело у овса, особое у кустарника. И все тела эти откуда?

Из семени, которое умерло.

Чьей же силой растут и появляются эти новые тела? Конечно, силой Божией, силой Духа Святого, которая живет во всякой клетке и животного и растительного организма.

Так и при воскресении мертвых. «Сеется в тлении, восстает в нетлении». Зарывается в землю мертвое человеческое тело, в тлении сеется – «сеется в уничижении», ибо что может быть более уничиженным, чем начинающий гнить труп человека — а «восстает во славе; сеется в немощи, восстает в силе. сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15:42-44).

Вот эти слова св. апостола надо вам всем понять и твердо запомнить: «Есть тело душевное, есть тело и духовное».

Тело душевное — это наше нынешнее тело, это — плоть и кровь; это кости, мускулы и внутренности. О нем говорит св. апостол Павел, что «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15:50). И обреченные на тление тела душевные не могут наследовать нетления.

Как же понимать нам эти слова?

Вспомним, в каком теле воскрес Господь Иисус Христос, в том ли самом, в каком жил до смерти Своей?

Нет, в ином, в новом теле, в теле, обладавшем свойствами необычайными, какими при жизни не обладало.

Тело Воскресшего Спасителя проходило чудесным образом сквозь закрытые и запертые двери.

Знаем также, что не узнавали апостолы Воскресшего Иисуса, как не узнали Его Лука и Клеопа, шедшие в Эммаус, когда Он присоединился к ним на пути и долго беседовал с ними. Они узнали Его только тогда, когда на вечери с ними Он преломил хлеб, как преломил его на Тайной вечери. Но тотчас Он исчез из глаз их. Вот еще новое свойство тела Христова по Воскресении Его.

Итак, тело Воскресшего Господа было не душевным, а духовным телом.

Вот подобными же духовными телами будут и тела всех воскресших людей.

Когда воскреснут они и какой силой? Конечно, только силой Божией.

Они воскреснут так, как видел святой пророк Иезекииль, которому Господь показал поле, полное костей.

«. и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я — Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37:2-10).

Вот чудесная картина воскрешения мертвых силой Божией, силой Духа Святого.

Но ведь ко времени Страшного Суда не все человечество умрет, останется немало живых. Что будет с ними?

Об этом говорит св. апостол Павел: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменится, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15:51-52).

Превратятся тела душевные в тела духовные.

Произойдет то, что было сказано в Откровении Божием св. апостолу Иоанну Богослову: «Се творю все новое».

Все погибнет, все будет сожжено огнем. Померкнет солнце, спадут звезды, все погибнет, и Господь сотворит все новое — новое небо и новую землю, новую вселенную.

Он сотворит Своей Божественной силой и наши новые духовные тела — не душевные, а духовные, ибо плоть и кровь наследовать Царство Божие не могут, но должны стать духовными.

Вот этого приведенного вам мною из Священного Писания, я думаю, совершенно достаточно для всех тех, о которых сказал Христос, что только те наследуют Царство Божие, которые умалятся как дети, которые с детским доверием и простотой будут внимать Священному Писанию.

Вы все, я думаю, таковы: не критикуете Священное Писание, не называете его сказками и баснями.

Будьте как дети, умаляйтесь пред Богом, как крошечные дети умаляются пред родителями своими.

Но вне церкви есть много гордых, которые не хотят умаляться, как дети, которые не хотят верить безусловно словам Священного Писания.

Может быть, и такие присутствуют сейчас в храме.

И им отвечу, ибо ответ от Священного Писания им не вразумителен. Им дам ответ другой — от философии.

Говорят, что бессмысленно веровать в существование наше загробное, ибо наука физиология с исчерпывающей точностью доказала, что вся душевная жизнь связана с деятельностью головного мозга.

Поэтому спрашивают нас, как можно веровать в какую-то там потустороннюю жизнь, когда сгниет мозг человека, когда исчезнет способность мыслить, когда остановится сердце и прекратится всякая жизнь чувства.

Да, мы знаем физиологию не меньше их, а может быть, и гораздо больше, и отвечаем: вы не верите ни во что духовное, вы верите только в материальное, в то, что можете видеть очами своими, можете слышать ушами, осязать руками своими.

Что же, верьте; и мы этому верим.

Но помимо этого материального мира для нас существует и иной мир, неизмеримо более важный и огромный — мир духовный.

На земле единственное существо, обладающее духовностью, разумностью, есть человек. Человек — это единственное создание Божие на земле, одаренное духом.

Но что же, неужели возможно думать, чтобы на человеке, этом первом начале разумности и духовности все кончилось?

Это было бы невозможно, уже с точки зрения того закона эволюции, в который верите вы, материалисты.

Закон эволюции требует бесконечного прогресса форм и существ.

Как может быть, с точки зрения этого закона, чтобы на человеке остановилась вся разумность? Это бессмысленно с точки зрения эволюции: этот закон требует, чтобы были иные формы разумности и духовности, неизмеримо более высокие, чем наша духовность и наша разумность.

Уже этот закон требует веры в существование бестелесных духов, ангелов и архангелов, херувимов и серафимов, которые по духовности все ближе и ближе приближаются к Богу, а мы, люди, только начаток духовности.

Итак, безусловно существуют духи, и несомненно верно то, что повторяет дважды в своих посланиях святой апостол Павел.

Он писал, что существо человеческое трехчастно и состоит из тела, души и духа.

О теле говорят материалисты и о душе говорят они, когда говорят о сложной работе мозга и чувств наших.

А мы идем гораздо дальше, мы говорим, что помимо этой, и материалистами признаваемой, только иначе называемой души, существует дух.

О духе много и много найдем мы в Св. Писании; найдем, что в Писании два слова — дух и душа — нередко заменяют одно другое.

Но найдем другие места, в которых ясно, что дух есть нечто отличное от души.

А из новой науки метапсихологии знаем мы, что проявления духа изумительны, необычайны, таинственны и вместе с тем неопровержимы.

Узнаем, что дух может вести самостоятельное существование, оставляя по временам тело и где-то в безбрежных далях витая; что дух обладает огромной силой над телом, что он заведует всеми функциями тела; что дух пронизывает каждую клетку тела; что дух должен формировать тело, образовать его.

Если, что несомненно и что признано не только философами, но и иными учеными, дух обладает великой силой воздействия на тело, почему не можем мы думать, что воскресение мертвых произойдет силою духа?

Только что слышали вы в дивном видении пророка Иезекииля, как повелено было ему призвать духа со всех четырех концов, чтобы дух вошел в тела, одевшиеся плотью и кожей, и они ожили. Их оживил дух.

Это надо постараться понять людям, считающим нашу веру в бессмертие бессмысленной. Надо понять, что дух обладает огромной силой и безграничной способностью животворить тело, даже мертвое оживлять, даже мертвых воскрешать.

Вам, добрым простым людям, вам, верующим дет-ской верой, не нужна вся эта наука, которую я сейчас изложил.

Не для вас говорил я это, а для тех, которые горды и свой ум ставят превыше всего.

А вы, мои любимые и близкие сердцу моему, оставайтесь всегда с вашей детской верой.

Верьте всем сердцем, что воскрес Христос и воскреснем все мы силой Божией.

Ссылка на основную публикацию