Воскресные школы при церкви: что это, роль и значение, зачем и как учатся, пример уроков и программ

«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»
статья на тему

Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в православное воспитательное пространство через воскресные школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_na_temu_2.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»

Сегодня мы с тревогой следим за теми негативными процессами духовно-нравственного характера, которые происходят в нашем обществе. Такое быстротечное падение нравственности, культуры, распространение насилия, агрессии ведет к деградации общества. Как передать детям то ценное, в русской духовной культуре, что создавалось нашими предками в течение столетий, созидавших Святую Русь? Актуальность этих вопросов очевидна.

В условиях духовного кризиса, охватившего все сферы общественной жизни, возрождение духовно-нравственных ценностей российской нации выступает как жизненная необходимость, связанная с дальнейшим существованием страны как самостоятельного государства.

Сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Это происходит не только на уровне Церкви, богословов, отдельных лиц, а на самом высоком уровне. Многим известно, что наш Президент ,посещая северные обители говорил, что трудно не согласится с теми, кто утверждает, что без православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. Очевидно, что это не просто дань моде или очередная кампания. К этой теме нас уже вынуждают обращаться обстоятельства.

Одним из наиболее эффективных способов решения данных задач является привлечение детей в православное воспитательное пространство через церковно-приходские воскресные школы.

«Воскресная школа является составной и неотъемлемой частью храма, призванная организовывать духовное просвещение и содействовать воцерковлению (создание условий активного совершенствования в духовной жизни) детей и взрослых»

Отрицать существование и повсеместное распространение воскресных школ как элемент образования сегодня уже невозможно.

Положение современной воскресной школы, находящейся на стыке религиозной и светской систем образования открывает перед ней новые перспективы развития. Исходя из особенностей, возможностей и пожеланий прихода, организаторы воскресной школы могут выбрать для нее наиболее приемлемую стратегию. Значимость деятельности воскресной школы обусловлена ее высоким социально- педагогическим потенциалом. Религиозное просвещение, духовно-нравственное воспитание детей, приобщение их к богослужению и церковным таинствам, воспитание молитвенного навыка, возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка в системе творческих занятий, приобретение опыта общения в православной среде – все это создает условия для традиционного религиозно-культурного понимания мира и человека, где есть место совершенству, нравственности, общим ценностям и мирному настроению сердца, без чего невозможно здоровое воспитание детей.

Воскресная школа при храме во имя свт. Николая Чудотворца в р.п. им. Ст. Разина была организованна в 2001 году. Занятия в ней все эти годы ни разу не прерывались. Первые занятия в ней проводил настоятель храма отец Вячеслав Осьминкин, впоследствии ставший духовником школы. В начале было очень нелегко, ведь у нас в поселке никогда не было церкви, а значит , и какой бы то ни было православной культуры поведения тоже не было. Первые занятия проводили в неотапливаемом необорудованном помещении колокольни возле храма. На первые занятия приходили из любопытства до 40 детей. Потом остались те, кого заинтересовала история православной церкви, красота богослужения, а значит затеплился огонек веры. Сейчас здание школы отапливается газом, в ней сделан современный ремонт. Имеется компьютерное оборудование, видеотека и библиотека. В 2014-2015 уч. году в школе обучается 18 учащихся, составляющих две группы: младшая – от 6 до11 лет, старшая в возрасте от 11 до 15 лет.

Несмотря на общие причины возникновения и традиционную для всех религиозную направленность, воскресные школы ставят перед собой различные образовательные задачи, которые лежат в основе выбора форм организации учебно- воспитательного процесса и методов работы.

Наша школа ставит перед собой следующие задачи:

1.Религиозно-нравственное обучение и воспитание детей;

2.Всестороннее развитие личности воспитанников;

3. Адаптация воспитанников к жизни в современном обществе.

Религиозно-нравственное обучение и воспитание осуществляется по следующим направлениям:

– воцерковление и приобщение к литургической жизни церкви;

-воспитание патриотизма активной гражданской позиции, уважение к своему народу, служение Отечеству;

-формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим;

-усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота, духовная и эмоциональная близость членов семьи;

-знание культурно-исторических традиций российской семьи в целом и своей семьи в частности.

Основные направления по всестороннему развитию личности воспитанников:

– помощь в развитии творческих способностей;

-эстетическое развитие ( формирование чувства прекрасного через литературу, искусство, посещение музеев, самостоятельное творчество)

Основные направления по адаптации воспитанников к жизни в современном обществе:

-беседы с учащимися по вопросам связанным с жизнью в современном мире;

-формирование уважительного отношения к представителям другой культуры;

– воспитание человека способного к благотворительности, милосердию, состраданию;

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

Начало и конец учебного года. Время занятий

Учебный год начинается в первое воскресенье октября и заканчивается в День славянской письменности и культуры , который связан с памятью свв. равноапост. Кирилла и Мефодия (24 мая).Дети приходят к началу Божественной Литургии. Занятия всегда начинаются и заканчиваются детской молитвой. Продолжительность занятий 30 минут. После занятий в школе проходит чаепитие. Это способствует объединению всех в единую семью, создает возможность общения со сверстниками.

Очень важную роль в этих встречах играет присутствие священника, духовника воскресной школы, непосредственно общающегося с детьми и родителями. В нашей школе каждое воскресенье проходят беседы о. Вячеслава Осьминкина. Прием учащихся осуществляется в течение года, всем желающим гарантируется доступность независимо от материального достатка, возрастных ограничений и национальных принадлежностей. В школе существует система поощрений учащихся и родителей. Два раза в год к празднику Рождества и Пасхи из учеников Воскресной школы выбираются лучшие по следующим критериям: успеваемость, посещаемость, активное участие учеников в жизни школы. Дети и родители награждаются подарками и грамотами.

Учебный процесс регламентируется расписанием уроков. Три педагога ведут занятия по Закону Божию, церковнославянскому языку, «Основам православной культуры». На уроках Закона Божия задача преподавателя состоит не только в том, чтобы обучить детей основам веры , дать ребенку некое рассудочное знание о Боге, но и привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, преподаваемой «от сердца к сердцу»

Знакомство со славянской азбукой стимулирует интерес детей к чтению на ее основе. Раскрытие учащимся причин создания славянской письменности, формирует их взгляд на владение грамотой, чтением как на путь к духовному просвещению. « Основы православной культуры»- предмет духовно-нравственного цикла преподается по программе А. Бородиной. Знакомство учащихся с историей православия, его идеями направляется нами на то, чтобы :

  1. Показать особенности прорастания христианства в национальной почве, породившей такие нравственные содержания как праведничество, патриотизм;
  2. Проявить «добрые обычаи» (К.Д. Ушинский) в православных традициях и праздниках;
  3. Обогатить понятия Отечества, Родины смыслом нравственной общности в вере.

Средством решения указанных задач выступает чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (« Кто добро творит, того Бог благословит»), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений), несущих по выражению Д.С. Лихачева «этикет миропорядка, этикет поведения, этикет словесный» и отечественной духовной классики, наполненных «светлым мироотношением»

Занятия проводятся в форме бесед, лекций, игры, экскурсий, паломничества. Дети с огромным желанием посещают занятия, которые приносят им радость познания нового, и встречу с единомышленниками.

Кроме занятий в классе учащиеся воскресной школы участвуют в богослужении, в жизни прихода, оказывают посильную помощь храму ( на территории храма вместе с педагогами и родителями сажаем цветы и ухаживаем за ними). Центральным звеном в работе воскресной школы является Литургическое общение ( совместное участие детей , родителей и педагогов в таинствах Покаяния и Причастия). По благословлению настоятеля совершаются организованные причастия детей (участие добровольное)

Образование учащихся завершается экзаменационным испытанием на основании экзаменационных билетов. Выпускникам, успешно окончившим школу, вручается Свидетельство об окончании школы.

Помимо сугубо учебной деятельности в школе ведется работа по организации досуга детей. Самыми популярными видами внеклассной деятельности в школе являются церковно- хоровое пение, театральные постановки к праздникам, занятия рукоделием. Занимаясь музыкой, ребята поют с сопровождением в храме на службе.

Большое внимание уделяется совместным мероприятиям: экскурсиям, паломническим поездкам. В ходе этих поездок ребята узнают об исторических местах, святых людях и святынях, оставленных нам в духовное наследие. Такого рода поездки не только сближают родных людей, но и помогают установить новые христианские взаимоотношения. Мы побывали с детьми в Свято- Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, монастыре св. прп. Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца- г. Лысково, Спасском монастыре и монастыре свв. Петра и Февронии – г. Муром, в историко- краеведческих музеях Н. Новгорода, Казани, Арзамаса, Городца, Б. Болдина.

Одним из важнейших условий успешной работы нашей воскресной школы является тесное взаимодействие с семьями учащихся .

Родители активно участвуют в жизни школы: присутствуют на уроках, участвуют в организации праздников , посещают родительские собрания. На занятиях родители присутствуют не только для помощи детям ,но и для самообразования. В наше время нередко бывает, что не родители детей приводят в Церковь, а наоборот: заинтересовавшись детскими занятиями в воскресной школе, мамы и папы становятся церковными людьми.

Важным направлением является проведение праздников, посвященных памяти святителя Николая, Рождеству Христову, Пасхе, Дню святых Жен- мироносиц, а также участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, концертах. Изготовление подарков для прихожан храма, участие в концертах, посещение с театрализованными постановками детей СРЦ стали доброй традицией в школе.

Достижения учащихся Воскресной школы

Ребята из Воскресной школы- активные участники Всероссийской Олимпиады по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру православную!», проводимой Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом. В районном фестивале «Пасха Красная» в епархиальном конкурсе « Рождественская открытка» номинации «Изобразительное искусство» работы наших воспитанников Гниловой Екатерины и Востряковой Елизаветы заняли призовые 3 и 2 места. За участие в фестивале «Лукоянов- православный». Выпускница Воскресной школы 2011 Гнилова Екатерина стала студенткой миссионерского факультета ПСТГУ. Но главное для учителей- это не награда воспитанников, а возможность вложить в души детей бережное уважительное отношение к православному наследию нашей страны.

Сегодня Русская Православная Церковь говорит о важности соединения воспитания и образования. Пустые разговоры не помогут, если сегодня не объединить усилия российских граждан в вопросе сохранения базисных народных ценностей и в формировании культуры на основании этих ценностей. Много лет назад русский философ Иван Ильин выразил обсуждаемую нами сегодня проблему следующим образом: «Люди- писал он,- постепенно переложили цель и смысл своей жизни из внутреннего мира во внешний: материя стала первенствовать, духовность перестала цениться, все стало сводиться к земному на земле: небесное в земной жизни и небесное в небесах перестало привлекать взоры и сердца» . Философ говорил, что воля к совершенству уходит, а именно без нее культура не мыслима. Нам захотелось выйти за ограду церкви и предложить детям эти представления как прекрасную образовательную среду для формирования у молодых людей нравственных ценностей.

Спасибо за внимание. Мира всем и благоденствия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с е.

Методы и приемы, которые я применяю на уроках ИЗО по формированию духовно-нравственного и эстетического воспитания учеников 5-9 классов.

Роль педагога в формировании «Духовно-нравственных ценностей учащихся».

Эссе на тему “Роль школы в духовно-нравственном воспитании детей”.

Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур.

Саамы наедине с природой; использование ментальной карты.

Данный материал знакомит с опытом совместной работы общеобразовательной и Воскресной школы по духовно-нравственному воспитанию детей. Многолетний опыт работы в общеобразовательн.

Воскресные школы при церкви: что это, роль и значение, зачем и как учатся, пример уроков и программ

15 февраля – Великий праздник: Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Подайте записки на Престольный праздник в Сретенский монастырь за ваших родных и близких и поздравьте их, подарив Именные подарочные Сертификаты. Пример здесь. Вы получите их автоматически на эл.почту после отправки записки.

Зачем ребенку воскресная школа?

Дети должны посещать воскресную школу в первую очередь для того, чтобы воцерковиться. Когда ребенок приходит в церковь, он многого не понимает, и даже самые простые вещи, понятные верующему человеку, будут вызывать у ребенка пяти – шестилетнего возраста удивление.
Не ознакомленный с азами религии ребенок мало что поймет в богослужении, и оно принесет для него совсем небольшую пользу. А для человека, ничего не понимающего в этом процессе, посещение церкви – это простая формальность, не связанная с миром духовного.
Воскресная школа призвана подготовить ребенка к посещению церкви, к осознанному ее посещению. Благодаря обучению в такой школе ребенок постепенно и в доступной для него форме получает информацию религиозного характера, и со временем начинает понимать, что и для чего делается, и почему все это необходимо. Но важно отнюдь не это. Про все внешние проявления службы и атрибутику узнать не сложно, об этом могут рассказать другие верующие, про это можно прочитать. Важно другое – воспитание ребенка в церковной среде, обращая его внимание не на внешние проявления церковной службы, а на внутренние переживания, приобщение его к церкви и к религиозному обществу.
В воскресной школе ребенок может общаться с другими детьми верующих, находиться в хорошей для него среде. Он может проводить свой досуг с благовоспитанными сверстниками, и получать много нового и полезного также и в общении с ними.
Дети, не получившие специального, церковного, пусть и не образования, но хотя бы введения в него, с трудом понимают духовный смысл молитв, церковных таинств, Божественной литургии. Они не понимают необходимости духовного общения с Христом, не желают воспринимать его как нравственный идеал. И потому приобщение к религии не может сделать их лучше. Церковная жизнь оказывается отделенной от их повседневности даже в том случае, если они еженедельно посещают церковь. Возможно, такие дети будут отлично понимать необходимость соблюдать социальные нормы, помогать беспомощным, подавать милостыню. Но даже при самом большом их желании быть истинными христианами им будет очень сложно научиться молиться Богу по-настоящему, общаться с Богом, потому как они просто не будут знать, как это правильно делать. Этому их должны научить взрослые. Мало того, дети должны почувствовать интерес к религии, желание следовать заповедям и ходить в церковь самостоятельно, а не по принуждению взрослых. Душа ребенка сама должна тянуться к церкви, к божественной любви, и тогда он сможет самостоятельно принимать верные решения.

В воскресную школу принимают детей в возрасте от пяти лет. Однако посещать ее могут и отроки, и совсем малые дети. Маленькие дети оказываются в воскресной школе обычно вместе со старшими братьями или сестрами, и это очень полезно для них. Для детей разного возраста проходят разные занятия, включающие в себя и досуг, и, безусловно, учебу. Дети могут здесь общаться, выражать себя в творчестве, и даже заниматься в кружках по интересам. Крупная воскресная школа может занять детей совместными занятиями в музыкальных и хоровых кружках, рисованием и театральным кружком, спортом, и многим другим. В таких школах дети могут ходить в паломничества и походы во время каникул, собираться в лагери. По сути, она становится детской общиной, пространством для общения с другими православными детьми и взрослыми, что помогает ребенку не потерять интерес к религии в будущем. Ведь, к сожалению, в отрочестве многие ребята отказываются от дальнейшего посещения воскресной школы и церкви, и уходят с истинного пути, ведомые собственными внутренними проблемами.
Необязательно отправлять своих детей именно в крупную школу, если с поступлением в такое заведение связаны серьезные сложности. Пользу ребенку и отроку может принести и небольшая школа, не предлагающая большого разнообразия занятий. Самое важное – чтобы ребята, поступающие в такую школу, происходили из богобоязненных православных семей, где родители также чтут Закон Божий. Если ребенок будет посещать воскресную школу, но при этом видеть неправедную жизнь своих родителей, это только добавит ему бед в настоящем и грядущем. Он будет долго метаться в поисках истинного пути.
Нужно ли отправлять в воскресную школу ребят в нынешнее время, когда многие люди относятся к религии и Богу без подобающего почтения и уважения? – Безусловно, это необходимо. Школа научит ребенка правильно понимать Церковь, и воплощать ее заветы в свою жизнь. Это поможет сформировать ему крепкий внутренний стержень, и прожить свою жизнь достойно. Отроки, посещающие воскресную школу, могут противопоставить своим метающимся страстям Слово Божие, и избежать греховных соблазнов.
Говоря о примерах, стоит вспомнить несколько случаев, когда воскресная школа помогла отроку отказаться от соблазнов этого мира, и совершить правильные, богоугодные поступки. Родители одного ребенка обратились к возможностям воскресной школы, когда отрок начал очень часто употреблять алкогольные напитки. Бороться с этим злом силами семьи оказалось невозможным, и родители обратились к духовным наставникам, вверив им своего сына. Сначала ребенок неохотно посещал школу, однако уже вскоре его поведение в значительной силе изменилось, и он отказался от диавольской привычки. Юноша смог сменить круг общения, стал больше времени проводить среди духовных единомышленников, и даже помог познать Слово Божие своим родителям, рассказывая им о своих занятиях в воскресной школе. И таких примеров множество. Дети могут сформировать в таком окружении правильное, богоугодное поведение, а отроки – отказаться от того зла, что предлагает им окружающий мир, и справиться со своими страстями.

Чему учат в воскресной школе?

(Моя статья, вышедшая в сентябрьском номере журнала “Мой Кроха и Я”)

Что такое Воскресная школа.
Не стоит обманываться названием, воскресная школа – не школа в нашем обычном понимании. Бесконечно тянущихся уроков, лекций, контрольных, экзаменов здесь стараются не устраивать. Ведь дети и родители приходят в воскресную школу, да и в церковь, вообще, не из чувства долга и не за очередной порцией ограничений, а за спокойствием, верой и пониманием. Детей здесь не учат, их воспитывают, растят, погружая в мир, полный радости. О школе напоминают разве что деление на «классы», которое обычно довольно условно: в начальном классе – дети до 4 лет, во «втором» с 4 до 8 и так далее (количество классов в каждой школе разное и зависит от подхода к обучению). Вся «школьная форма» – это платки для девочек, которые далеко не все любят поначалу носить, и которые являются основным полем для экспериментов в вышивании или рисунку по ткани.

Всего на один день в неделю – субботу или воскресенье – в такой школе дети могут окунуться в жизнь прихода, где каждому найдется свое место, где каждого ждут и втречают с радостью. Ведь воскресной называется эта школа не только потому, что работает по выходным, но скорее потому, что дети здесь приобщаются к миру, в котором настоящее Воскресение – это реальность.

«Политика» воскресной школы во многом зависит от батюшки – её руководителя. Где-то преподавание идет по традиционной программе, разработанной в полном соответствии с рекомендациями отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, и дети должны следовать достаточно строгим правилам поведения.
А в некоторых школах главным принципом становится не столько приучить к дисциплине, сколько, сохраняя верность основам, показать, что вера – это сама жизнь, постоянно меняющаяся и удивительно интересная.

Чему учат в воскресной школе
6 месяцев – 4 года. Пока ещё лишь в немногих приходах есть занятия воскресной школы для малышей раннего возраста. В Москве такая группа открыта в воскресной школе при Новоспасском монастыре. Малыши занимаются вместе с мамами и занятия эти похожи на любые другие развивающие занятия для малышей: час-полтора малыши заняты пальчиковыми играми, лепкой, рисованием, песнями и хороводами. Только если истории – то из Святого писания, если поделки – то к празднику, будь то Рождество или Пасха. Начинается и оканчивается занятие короткой молитвой, если малыш не капризничает, с ним идут и стоят небольшую часть службы или только к помазанию.

С самого раннего возраста, приходя в монастырь или церковь, где проходят занятия, дети пребывают в окружении верующих светлых людей. Они воспринимают молитву, таинства, погружение в собственный духовный мир, не как какую-то краеведческую экзотику, а как нормальную полноценную жизнь, возможно, даже более полноценную чем у лишенных этого источника радости сверсников. Ирина Мещанинова-Межинская, преподаватель воскресной школы при храме Георгия Победоносца в старых Лучниках: «Обычно малыши попадают в воскресную школу вслед за своими старшими братьями и сестрами, которые уже ходят в более старшие группы. Но бывает и так, что мама ребенка, даже будучи сама совершенно далека от воцерковления, но желая ему добра, приводит его на наши занятия, а потом и сама постепенно приходит к вере. Я часто вижу, что именно дети приводят родителей к тому, что они давно искали, но никак не могли осознать».

Поведение детей в храме
Дети есть дети. Малышу не объяснишь, почему нельзя в храме петь или посреди службы задавать важные вопросы. Если ребенок капризничает, не нужно заставлять его обязательно отстоять всю службу – любое насилие, угрозы или чрезмерная строгость здесь неуместны! Только постепенно дети учатся уважать других и саму атмосферу храма. Это должно прийти само, только тогда уважение будет искренним, а понимание – идущим изнутри.

4 года – 8 лет. Занятия продолжаются уже на новом уровне, их становится больше (в общей сложности, уроки длятся 2-3 часа), дети посещают их уже без родителей. Ребята получают больше самостоятельности: они участвуют в театральных постановках, сами предлагают темы для занятий, участвуют в подготовке общих мероприятий вместе со взрослыми. Ответственность тоже растет: дети не только берут, но учатся и отдавать. Все занятия в воскресной школе – это не развлечение, а труд во благо других. Поделки – вышивки, открытки, украшения – дарятся прихожанам на праздники или продаются на благотворительных базарах. Деньги потом передаются, например, в детский дом, точно таким же ребятам, чтобы ребенок знал, что труд его не напрасен, что и он приносит пользу другим, делает жизнь лучше, и ценил то, что имеет. Одно из самых ценных свойств воскресной школы – причастность ребенка общей «большой» жизни. Никто не скажет здесь: «вырастешь-поймёшь», ведь ребенок – человек и он понимает всё уже сейчас.

8-10 лет. В это время у ребят уже появляются «предметы»: Закон Божий, церковнославянский язык, наравне с обычным – церковное пение, в целом, уроки могут занимать по 3-4 часа в день. По воскресеньям дети наряду со взрослыми поют на клиросе во время службы, иногда бывают даже детские литургии, во время которых поет только детский хор под руководством кого-то из молодежи. И конечно, дети продолжают творить: к всевозможным народным промыслам в этом возрасте может добавиться, например, возможность заниматься иконописью.
В воскресной школе продолжают заниматься и дети более старшего возраста 11-13,13-15 лет.

• Узнать, где проводятся занятия ближайшей воскресной школы можно в любой православной церкви. Занятия начинаются с сентября, так что сходить туда, познакомиться с порядками и договориться обо всем лучше заранее. Также лучше заранее поговорить с руководителем школы (обычно это батюшка), если ребенок ещё не крещен или в целом ваша семья не воцерковлена.
• Занятия в воскресной школе проходят по субботам или воскресеньям. Продолжительность зависит от возраста ребенка и программы конкретной школы. Обычно в день занятий, дети также идут на службу в церковь.
• Занятия в воскресных школах бесплатны. На занятиях, особенно для маленьких детей, как правило, организуется чаепитие, к которому каждый приносит то, что посчитает нужным. Тем не менее, вы всегда при желании можете сделать пожертвование на организацию жизни прихода, помочь вещами нуждающимся или выполнить какую-то необходимую работу.
• В воскресной школе мальчики и девочки могут быть разделены по разным классам. Это имеет свой смысл, ведь даже в храме поведение и роли их различны: мальчики с определенного возраста помогают служить в алтаре, девочки – поют на клиросе.
• Здесь, как и в обычной школе, могут проводиться экзамены по основным предметам: Закону Божьему, церковнославянскому языку, Священной истории, истории Церкви. Обычно их устраивают в конце учебного года. Насколько серьезным испытанием будут эти экзамены, зависит от подхода конкретной школы. Но обычно, дети отвечают хорошо, в основном потому, что не отстраненно изучают вопросы религии, а искренне верят и интересуются верой.
• Пока дети занимаются в воскресной школе, родители параллельно могут поговорить с батюшкой (часто беседы для взрослых на религиозные темы специально устраиваются в то же время, что и занятие воскресной школы) или заниматься церковным пением, рукоделием.

Учителя воскресной школы.
Руководит школой батюшка или иеромонах, если школа открыта при монастыре, иногда матушка – жена священника. Преподавание в воскресной школе – это послушание, на него человека должен благословить батюшка, который знает духовное состояние человека, его опыт и стремления. Он же может и отстранить преподавателя, если считает, что он не справляется со своими задачами.
Ирина Мещанинова-Межинская: «Жестких педагогических требований к наставникам нет, хотя преподаватели обычно сами стремятся развиваться – изучают и богословие и педагогику. Немало среди учителей воскресных школ и профессиональных преподавателей. Отработав по 10-20 лет в детском саду или школе, они приходят к осознанию того, что невозможно воспитывать детей без нравственного начала, без религиозной составляющей. Слишком уж много у детей вопросов, не которые в сухой школьной программе на найти ответов».

Валя Сухарева, 15 лет, о своей учебе в воскресной школе при Новоспасском монастыре:
«Я начала ходить в воскресную школу в четыре года сразу в один класс со старшей сестрой, которой было уже восемь. Нас привела мама. Она говорит, что сама стала верующей прямо в роддоме, поняла что чего-то ей не хватает, что пусто в душе без веры. Она стала приобщать нас, а потом и папа тоже пришел к вере.
Из начального класса воскресной школы помню только, что я сидела на последней парте и играла. А батюшка, который рассказывал про веру, был очень строгий и даже экзамен потом пришлось сдавать. Сейчас, я вижу, малышей совсем по-другому учат: преподаватели больше уважают детей, да и дети совсем другие стали, они чувствуют себя хозяевами в школе.
Был момент, когда мне не хотелось идти в воскресную школу. Мне было лет десять, в обычной школе было трудно, я видела, что все дети как дети, спят по выходным, отдыхают, а мне нужно в храм, да ещё на семи-часовую службу. Было тяжело, но потом это прошло через несколько месяцев как-то само собой. Ведь в воскресной школе – всегда радость, всегда весело.
В воскресную школу я хожу до сих пор. Сейчас, когда все основное по вере мы уже прошли, мы больше ездим в поездки, даже фильмы об этом снимаем, устраиваем спектакли.
Я учусь в обычной, неправославной, школе и с ребятами общаться не всегда легко. После Пасхальной службы, например, с утра хочешь спать на уроке, а никому и не скажешь, где была, почему устала – сразу будут смешки, вопросы. Ребята обычно не пытаются понять, жестоко ведут себя. Воскресная школа тем и дорога, что там тебя окружают люди, которые тебя понимают, с которыми тебя многое связывает».

Олег Кавокин, отец троих детей: «В воскресной школе учатся наши старшие дети: Маша, ей сейчас 12, и Максим, ему 6 лет. Началось всё с Маши, она присоединилась к воскресной школе четыре года назад. Её больше всего увлекли подготовка к праздникам и концерты, которые устраивали ребята вместе с преподавателями. Два года назад к ней присоединился и Максим. Он не ходил в детский сад, поэтому для него очень важно было ещё и общение со сверсниками, возможность заниматься вместе с детьми из семей, близких нам по духу.
Вообще, посещение храма по воскресеньям традиционно для нашей семьи, но маленьким детям не всегда всё понятно во время службы, в воскресной же школе им всё близко, всё обясняется простым и доступным языком. Все уроки проходят в игровой форме, преподаватели творчески перерабатывают Закон Божий для детей. Например, к праздникам разучивают песни, в которых изложена самая суть события или деяния святого.
Для нас, как для родителей, очень важно, что мы хорошо знаем преподавателей воскресной школы, можем доверять им, можем быть уверены, что они тщательно подходят к выбору тем для обсуждения с детьми, ограждают их от того, что неприемлемо для нас, как для верующих.
Сейчас в воскресенье дети проводят в воскресной школе практически по полдня: в 8 утра служба, затем занятия, обед, младший Максим заканчивает где-то к полудню, Маша может задержаться и до 2-3 часов дня.
Для меня, как для отца, и для Максима, как для будущего мужчины, немаловажно, что в нашей воскресной школе большое внимание уделяется, если так можно сказать, патриотическому воспитанию. Храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках, при котором организована наша воскресная школа – гарнизонный храм центрального казачьего войска. Мальчишек вдохновляет образ Святого Георгия – воина, защитника – они много говорят на уроках о родине, об уважении и любви не только к ближнему, но и к своей стране. К тому же, занятия ведь не всегда проходят в классе – у нас много спортивных мероприятий – походов, игр, соревнований. Так что воскресная школа многому его учит как мужчину: уважению, стремлению к справедливости, умению самостоятельно принимать решения, смелости».

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы, г. Озёры

Альманах “Дорога к храму”

Смотреть (нажать на изображение)

Вышла в свет книга “Храмы над Окой”

История Никольского храма села Комарёво

История Никольского храма села Комарёво

Фильм о воскресной школе Троицкого храма

Сергиевский храм села Горы

Успенский храм села Белые Колодези

Военно-патриотическая игра «Тропа разведчика»

Фильм «Летопись Троицкого храма»

Фильм о Вознесенском храме

фильм о Покровском храме (Сосновка)

Смотреть (нажать на изображение)

Сенницы — жемчужина Озерского района

Смотреть (нажать на изображение)

Официальный сайт

Икона дня

Православный календарь

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Ипполита и с ним мчч. Кенсорина, Савина и 20-ти мучеников: Хрисии девы и прочих (III). Блж. Пелагии Дивеевской (1884).

Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зинона, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967).

Сщмч. Владимира Хрищеновича пресвитера (1933); мч. Стефана Наливайко (1945).

@Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16. Лит. – Свтт.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Мф., 11 зач., V, 14–19.@

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем особые припевы. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую небесных воинств Деву Пречистую Богородицу».

На литургии – «Достойно есть».

Мобильное приложение «Православная библиотека для всех»

Московские епархиальные ведомости

О воскресной школе в Озёрах… и зачем она нужна?


Мы надеемся, что воспитываем, прежде всего, благодарных Богу детей, которые, к счастью, не забывают нас и снова и снова направляют свои стопы в храм Божий, где всегда им рады, где помнят их улыбки, ликования, моменты грусти, первых разочарований, взрослое осознание происходящего вокруг. Пожалуй, это то, что дарит нам вдохновение и понимание всего сделанного нами не впустую.
Мы живём в сложное время, особенно для детей и молодёжи, когда теряются ориентиры, меняются моральные ценности. Мы все стремимся, чтобы наши чада становились разносторонне развитыми личностями: хорошо учились в школе, играли на фортепиано, недурно рисовали, были в хорошей спортивной форме. И это всё правильно и хорошо. Но, к сожалению, зачастую даже физически не остаётся времени, чтобы просто пообщаться со своим ребёнком, поговорить с ним по душам. А ведь существуют такие практические, жизненные знания, которым могут научить только родители: для девочки – как правильно выйти замуж, не растратить себя, свою чистоту, как стать мудрой и любящей женой для своего мужа, заботливой матерью своих детей; для мальчика – как научиться быть ответственным отцом семейства, бесстрашным защитником Родины.

Современная школа постепенно снимает с себя воспитательные функции, делая акцент исключительно на образовательном процессе (конечно, есть и исключения). Так что ответственность за воспитание полностью лежит на родительских плечах. И здесь, именно в воспитании детей, подспорьем для родителей всегда выступала Православная Церковь. Издревле обучение грамоте невозможно было представить без знакомства детей со Священным Писанием: Псалтирью, Евангелием. Да и само обучение проходило в стенах церковно-приходских школ и было непосредственно связано с жизнью церкви. Но эта традиция была, казалось, безвозвратно утеряна в годы советской эпохи. Однако с распадом Советского Союза началось возрождение церковной жизни в масштабах всей страны, родители стали приводить своих детей в храм, начали создаваться воскресные школы на базе приходов.

Основная цель занятий – радостное общение в стенах церкви: на уроках закона Божия дети изучают библейскую, евангельскую историю, узнают о жизни замечательных святых нашей Церкви, знакомятся с устройством храма и порядком богослужения; они также занимаются радостным творчеством на уроках выжигания, рисования, русского языка и церковного пения; применяют все свои таланты при подготовке к церковным праздникам, таким как Рождество Христово и Пасха. Такими постановками и стучится юный актер в души своего разновозрастного зрителя, познавая любовь к ближнему, милосердие, стремление жить по заповедям Божьим. Благое дело поощряется: дети, которые потрудились выучить к празднику стихотворение или песню, одариваются подарками, а ученики воскресной школы, кроме того, получают в награду организованный для них праздник, где уже они могут отдохнуть и развлечься. Эти замечательные праздники проводятся по-семейному душевно и остаются в памяти надолго.

Занятия в воскресной школе не являются принудительными, как в обычной школе, — это свободный выбор детей и родителей, которые приводят своих чад в церковь по воскресениям. Нет никакой обязаловки, но есть ответственное отношение к этим занятиям, и к тем, кто трудится в воскресной школе.

Еще одной особенностью и отличием является живая связь воскресной школы с церковной жизнью детей. Без участия в церковных таинствах, без слышания Святого Евангелия на богослужении, все знания, полученные ребёнком на занятиях, не могут возыметь в нем никакой воспитательной силы, на которую мы все так рассчитываем: зачем нужно знать устройство храма, если ты туда не ходишь; зачем тебе знать житие преподобного Сергия, если лично он для тебя ничего не значит, ты его не любишь, не молишься ему.

Воскресная школа – это лишь путеводитель детей в церковной жизни, подспорье для родителей. И уж, конечно, совсем печально, если одни истины ребёнок слышит на уроках закона Божия и совсем другие истины он наблюдает в своей семье. Обучение в воскресной школе не является гарантией того, что ребёнок станет послушным, вежливым, добрым, мы лишь даём те ориентиры, которым следует Святая Церковь. Следует знать, что воскресная школа это только небольшое внесение истины в жизнь детей и родителей школа не заменит.

Господь наделил людей свободной душой, умом, в том числе и детей, поэтому стать хорошим, отзывчивым, любящим должен захотеть сам ребёнок и предпринять немалый труд над красотой своей души, а мы можем показать ему примеры таких решительных людей, возлюбивших Бога и ближних больше своей жизни.

Хочется также обратиться к тем маленьким прихожанам, которые часто посещают богослужения вместе со всеми детьми, участвуют в таинствах, но не считают необходимым посещать воскресную школу. Это замечательно, что у таких детей есть возможность читать Евангелие, жития святых вместе со своими родителями, так и должно быть. Однако и у воскресной школы есть свои преимущества. Дело в том, что на уроках ребята занимаются в группе, и ребёнок понимает, что те религиозные истины, которые дороги ему самому, его семье, также представляют значимую ценность и для других детей, его сверстников. А это крайне важно для подростков – находить в среде сверстников поддержку и понимание своих взглядов.

Очень радостно видеть, что мамы и тётушки некоторых учеников нашей Воскресной школы всегда участвуют во всех мероприятиях. Они помогают деткам в репетициях по подготовке праздников, они помогают на уроках рукоделия, участвуют не только в поездках, но и в самих Богослужениях Церкви, таким образом, выражают свою любовь, соучастие и сопричастность к тому, чему они стараются научить своих детей. Родители, участвуя в богослужениях и таинствах Церкви, своим личным примером показывают, что они учатся вместе. И тогда семья действительно становится той самой «малой церковью».

Конечно, такие семьи для всех нас являются примером образа доброй, крепкой, дружной семьи, состоящей из родных и любимых людей, от которых мы учимся любви и взаимопониманию.

Вообще, воскресная школа – это особый, очень своеобразный мирок, со своей таинственной жизнью, в которой дети получают знания о Боге, о Церкви и многих насущных вопросах, ответы на которые даются с православной точки зрения. И дети воскресной школы – это единая семья, единый живой организм, где ребёнок довольно быстро понимает, что Православие – это не только прийти в храм в воскресенье, это значит – жить по Божьим заповедям все семь дней в неделю.

Воскресная школа прихода. Что это и какую роль играет в жизни православных людей?

В 1867 году на территории Сургутского уезда была открыта духовная миссия. Для распространения грамотности среди коренного населения Севера, приобщения его к святыням христианства члены православного миссионерского общества создавали церковно-приходские школы, школы грамоты, во главе которых стояли приходские священники. В миссионерских школах, помимо изучения Закона Божьего, заповедей христианской морали, родного и русского языков, овладения навыками чтения, письма и счета, шло обучение ремеслам, основам земледелия, гигиены, домоводства, оказания первой медицинской помощи.

Это был тип церковно-приходских школ, которые содержались на средства приходов и пожертвования частных лиц. Во второй половине ХIХ века Сургут населяли грамотные в большинстве своем казаки, а местные священники знали грамоту в обязательном порядке. Для детей в 1779 году в Сургуте была открыта первая духовная школа, в 1835 году – школа для казачьих детей, в 1866-м – церковно-приходская школа для девочек.

В Сургуте XXI века в каждом приходе работают воскресные школы и православная классическая гимназия при храме Преображения Господня.

Воскресная школа прихода храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» существует уже 16 лет. Ее посещают свыше ста детей самых разных возрастов.

Сегодня воскресная школа сильно отличается от церковно-приходской. Грамотности, письму и счету детей обучают в общеобразовательных школах. В воскресные приходят в свободные от работы, выходные дни родители и дети – нередко вместе.

Воскресная школа ставит своей целью сформировать в ребенке духовные ценности, высокие нравственные нормы, такие как уважение к старшим, чувство сострадания и милосердия к ближним, жизнерадостное отношение к миру, твердость и мужество в перенесении жизненных испытаний и трудностей.

Об этой замечательной школе расскажем ниже.

Как птица для полета

Неизменный руководитель воскресной школы в приходе храма Всех скорбящих Радость Людмила Максимовна Афанасьева – педагог с 65-летним стажем. Да-да, вы не ошиблись, именно шесть десятилетий подряд эта скромная и одновременно очень требовательная, с огромной внутренней силой женщина выпускает в жизнь десятки юных граждан.

Трехлетним ребенком она осталась без матери. Детские воспоминания четко запечатлены в памяти Людмилы Максимовны – поэтому-то она уверена, что с детьми нужно обращаться особо бережно, с уважением: ведь каждый шаг, каждое слово учителя остаются впечатанными в их память навсегда, и по ним они строят впоследствии свою жизнь.

Истина вечная и непогрешимая: каждый день Людмила Максимовна полностью – с утра и до позднего вечера – посвящает себя своим ученикам.

Кроме уроков, у нее внеклассные занятия, подготовка к спектаклям, экскурсии, беседы, участие в конкурсах и фестивалях – школьная жизнь насыщена до предела.

С детьми прихожан Людмила Максимовна начала заниматься буквально с первого кирпичика, заложенного в основание будущего храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Тогда она была преподавателем русского языка и литературы в первом лицее и вела факультатив православной русской культуры, который именовался так: «В начале было Слово…». Эту работу в лицее она вела давно – с конца 80-х годов, то есть с начала перестройки и пробуждения нашего общества. Программа общеобразовательной школы давала большие возможности по нравственному воспитанию детей, и педагог стремилась дать углубленное изучение творчества Пушкина и Лермонтова, Лескова и Некрасова.

Классический афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полета» становился предметом оживленной дискуссии о вещах возвышенных, трогательных и интересных. И неслучайно выпускница лицея Олеся Веремеева написала в экзаменационном сочинении: «По-моему, человек создан не только для счастья и радости, но и страдания тоже…».

Это сочинение – настоящее откровение! – Людмила Максимовна хранит и по сию пору.

Плоды учения

Какая разница между общеобразовательной школой и воскресной, спрашиваю я Людмилу Максимовну? Небольшая пауза – и ответ:

– Фактически небольшая, дети воспринимают все, что им преподносят учителя, с большим интересом. В воскресной школе основной предмет – православная вера, и можно спокойно, не боясь выйти за рамки программы, говорить с ними о Боге, об истории религии, о канонах нашей веры. Дети выходят из воскресной школы, я бы сказала, одухотворенными. Ведь родители сегодня, стремясь дать им все, что они способны усвоить, отправляют их во всевозможные кружки, курсы, спортивные секции. И наша программа словно бы приводит сумму всех этих знаний и навыков в единую систему.

В воскресной школе прихода храма насчитывается 120 ребятишек самого разного возраста. Сменилось уже несколько поколений выпускников, а первыми были лицеисты выпуска 1989-1990 годов, «основатели» приходской школы. К этому ядру примкнули дети прихожан микрорайонов нефтяников, число их непрерывно возрастает.

Начало учебного дня открывает общая молитва и беседа в храме.

– Дети молятся так трогательно, – делится Людмила Максимовна. – Слушают с таким интересом, что не можешь не вдохновиться и сам.

Среди предметов, которые преподаются в воскресной школе, главный, конечно же, Закон Божий. Кроме того, дети занимаются чтением на церковно-славянском языке, музыкой, пением, рисованием. Дети сюда приходят по доброй воле.

Педагогический состав воскресной школы довольно интересный – это воцерковленные и неравнодушные люди, нередко сочетающие основной род занятий с преподаванием в школе. Есть врач – Надежда Александровна Донникова, кандидат медицинских наук. С мальчиками вот уже несколько лет работает Валентина Сергеевна Жукова – почти все они помогают в алтаре священникам.

Любовь к детям объединяет и таких людей, как Светлана Ивановна Марченко, Александр Васильевич Груздев, Максим Юрьевич Донников, Татьяна Александровна Кокорева и другие.

Конечно же, частенько перед детьми выступают священники.

Что же родители «воскресных» учеников – они-то, несомненно, и приводят своих чад сюда, в школу, они-то и помогают им учиться? Оказывается, далеко не всегда. Порой дети сами приходят в школу, а вслед за ними уже папа с мамой. Нередкий случай: именно благодаря своему ребенку родители находят дорогу к храму.

Но все же большинство взрослых ведут сынов и дочерей в приходскую школу с единственной целью – воцерковить. Само собой сложилось так, что большая часть прихода – это школьный родительский актив.

Для Людмилы Максимовны работа в воскресной школе – огромная радость, источник сил – душевных, духовных и физических. И эту радость она старается передать всем: детям, преподавателям, родителям – любому, кто готов воспринять.

Сегодня рядом с храмом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» строится новый храм, больших размеров – во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Рассчитан новый храм и на воскресную школу с ее 120 учащимися.

Образно говоря, воскресная школа – это своеобразная организация спасения, без которой, на взгляд Людмилы Максимовны, невозможно полноценное образование. Посеянные здесь семена – то, что заложено в ребенка, – становятся основой его нравственности, стержнем его личности. Придет время, и нынешние мальчики и девочки поступят в вузы, придут на производство, создадут свои семьи. Через какие бы преграды и испытания они ни проходили, в трудный, решающий момент ученики Людмилы Максимовны Афанасьевой поступят как православные христиане.

И в один прекрасный день они приведут сюда своих детей – чтобы свет Истины засиял и перед ними.

Роль воскресной школы

Воскресная школа – прибежище детский душ

Милостию Божией и попечительством настоятеля иерея Григория (Микаеляна) в октябре 2008 года при храме открылась воскресная школа для детей и юношества. В настоящее время (2014 г.) обучается более 40 детей с 5 до 16 лет в трёх возрастных группах. Младшая и средняя группы занимаются по программе «Вертоград» рассчитанную на 7 лет обучения.

Выпускная группа, насчитывающая 16 учащихся в возрасте от 12 до 16 лет, работала по программе пятилетнего обучения и в мае 2015 года, надеемся с помощью Божией, 13 выпускникам, проучившимся 4 и 5 лет, провести итоговую аттестацию и вручить свидетельства об окончании воскресной школы.

Для решения современных задач Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования используется практический опыт работы других воскресных школ. Духовным наставником школы является настоятель храма протоиерей Григорий (Цуркан).

Главные направления духовного научения (Правила добра, поучения, молитвенное правило, канон книг, правило личной жизни в Церкви и т.д.) раскрываются не только на тематических занятиях в группа, но и в сочетании с паломничествами по святым местам, домашними и общешкольными праздниками, занятиями прикладным творчеством, пением, а также при участии в делах милосердия, благотворительности и просвещения, в посильных детских служениях, участии в богослужениях.

Основные понятия церковной христианской жизни ребёнок усваивает и закрепляет в процессе приобретения собственного опыта церковной жизни, имея в своём окружении старших наставников, родителей и сверстников, живущих в вере и Церкви. Поэтому главное внимание уделяется формированию целостного мировоззрения.

Ко всем праздникам, а особенно к Рождеству Христову и Пасхе, дети готовят литературно-музыкальные композиции и спектакли, с которыми выезжают в социальные учреждения и в воинские части.

Все чаще молодые родители, приходя в храм, спрашивают о воскресной школе, о режиме работы школы и о учебном процессе.

И сегодня я попробую раскрыть роль и задачи воскресной школы при православном храме.

Воскресные школы существовали и до 1917г., после которого в нашей стране изменился политический строй, и церковь оказалась под запретом.

Только не путайте воскресную школу с церковно – приходской, т.к. последняя – это школа с шестидневной учебной неделей, аналог современной начальной школы. Обучение в церковно – приходской школе было раздельным для девочек и мальчиков. Детей обучали арифметике, письму, чтению, при этом значительная часть времени уделялась изучению Закона Божия, Священного Писания (преподавать его имели право только священнослужители). Такая школа для девочек существовала и у нас, на железнодорожной слободе, до 1917 г.

Воскресные школы для детей и взрослых появились уже в 20 веке, но с 20х по 90е годы 20 века они, как и Православная Церковь, были под запретом. И только в конце 90х годов 20века, когда была разрешена деятельность Православной Церкви и началось возрождение церковной жизни, постановлением Архиерейского Собора начались открываться воскресные школы при храмах.

Как в благочестивой семье добрые родители заботятся о своих детях: учат их, воспитывают, так и члены прихода не могут не заботиться о воспитании, обучении и, главное, воцерковлении детей.

Собственно, воскресная школа это и есть систематическая деятельность прихода по воцерковлению и церковному воспитанию детей.

Следовательно, воцерковление детей, т.е. приобщение, вживание в приходскую общину — главная задача преподавателей школы.

Но как этого достичь? Ведь на этом пути нельзя расставить «указатели»: сделаем это, научим тому. Здесь другое, здесь Божий Промысел о каждом ребенке.

За 8 лет работы нашей школы у нас выработались следующие направления:

1. Участие в Божественной Литургии.

Детям сложно простоять 3 часа на службе, и поэтому учащиеся школы приходят к моменту начала Литургии верных, важнейшей части Богослужения, что дает возможность духовно подготовиться к таинству Причащения.

2. Изучение вероучительных предметов на протяжении 6 лет: Священная История, Закон Божий, Православный Катехизис, Литургика, История Церкви (первые два года в младшей группе подготовительный курс).

3. Обучение детей церковно – славянскому языку, церковному пению, православному этикету.

4. Краеведческая работа, которая осуществляется индивидуально с отдельными детьми старшей группы (сбор материала об истории храма, церковнослужителях и святынях нашего храма, монастырях Приморья).

5. Участие авторов этих исследовательских работ в мероприятиях городского и краевого уровня, что значительно повышает их статус в глазах одноклассников, родителей, преподавателей общеобразовательных школ.


6. Паломнические поездки, расширяющие представление детей о святынях православного Приморья.

7. Подготовка и участие в православных праздниках.

8. И, конечно, участие в торжественных службах, крестных ходах, концертах на выезде.

Очень важно, чтобы школа была привлекательна для детей через благословение священника, любящих преподавателей, совместную трапезу после занятий, поздравлением с днем Ангела, участием в благотворительных акциях, а для родителей — своей воцерковленностью, престижем, возможностью приобщить бесплатно ребенка к христианской культуре.

Хотелось бы сказать несколько слов о педагогическом потенциале церковных обрядов. Все мы знаем, что обряды не спасают сами собой.

Важно, что внутри человека, а внешнее благочестие ценно лишь постольку, поскольку оно имеет проявление благочестия внутреннего. Но, с другой стороны, внешнее влияет на внутреннее и, когда ребенок по примеру взрослых, по простоте, целует икону или зажигает свечу или кланяется, душа его подстраивается под тело, и тогда телесные действия обретают духовное значение, помогают ребенку настроится на молитву.

К тому же, церковный обряд имеет еще и обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, ребенок узнает, что икона есть предмет поклонения, учится почитать того, кто на ней изображен. А когда ребенок целует благословляющую руку священника, он узнает даже без объяснения, что батюшка – значительное лицо.

Приобщая детей к церковным обрядам, мы тем самым ненавязчиво, но эффективно способствуем укоренению в их сердцах и умах многих важных христианских истин.

На каждом занятии преподаватели вероучительных предметов напоминают о важности ежедневного чтения Священного Писания (но не сказочной Детской Библии) хотя бы в небольшом размере. Слово Божие ложится в сердце ребенка как семя, и при должном уходе родителей прорастет и даст плоды. Таким плодом для нашего прихода стал выпуск 15 учащихся в мае этого года.

И все же не все дети, пришедшие к нам, остаются в школе или на приходе после окончания школы. Нам не дано знать Промысел Божий о каждом из них. Но нужно полагаться на Бога, нужно молиться о них Господу. И для преподавателей работа с детьми в воскресной школе является внешним проявлением сердечной молитвы за них. Только сердечное обращение к Господу поможет подростку стать на истинный путь Христов, ведущий в жизнь вечную.

Насколько сильно в нас это желание и обращено ли оно к Богу? На этот вопрос каждый из нас ответит сам. Но мы должны помнить, что наши дети находятся большую часть времени в опасном окружении, при этом они душевно слабы и духовно не вполне определились. И поэтому родителям и преподавателям нужно буквально их вымаливать.

Господи милосердный, услыши наши молитвы!

Руководитель воскресной школы
Андрейкина Надежда Федоровна

Читайте также:  Православие и соцсети: отношение церкви и мнение священников, можно ли регистрироваться или нет, ответы на частые и популярные вопросы, популярные православные соцсети
Ссылка на основную публикацию