Воспитание любви у ребенка к Богу: ответы священников и примеры родителей, советы и рекомендации

Православная психология

Дорогие друзья, здесь вы сможете прочитать статьи по педагогике и психологии; высказывания Святых Отцев, священников, монахов; просмотреть фильмы на православную тематику. Будем рады, если Вы также поделитесь своими наблюдениями и рассказами. Может быть кому-то наше общее дело поможет справиться в его сложившейся ситуации. Спаси, Господи!

7 ПРАВИЛ В ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК.

Правило первое: Красавица.

Сомнение в своей внешней привлекательности – тяжелый крест для девочки. Какими бы внешними данными природа не наградила Вашу доченьку, Вы должны с самого нежного возраста воспитывать ее в убеждении, что она – красавица. Подчеркивайте достоинства. Не посмеивайтесь над ее недостатками: полнота, веснушки, курносый носик – все это неповторимые черты ее личного очарования.

 Правило второе: Та, которую любят.

Поколение женщин, взращенное супер требовательными родителями, не может избавиться от представления, что любовь нужно заслужить. Отсюда чрезмерная старательность, комплекс жертвы и неумение просто осознавать себя любимой.
Лишенная в детстве явных проявлений родительской ласки, девушка полетит на первый огонек того света, который покажется ей любовью. Следовательно, она может стать добычей любого проходимца, который не поленится погладить ее по голове и сказать пару нежных слов.

 Правило третье: Благоразумная.

Женщина – хранительница жизни. Внушите вашей дочке правила безопасности. Научите ее разбираться в людях и ситуациях. Не запугивайте, но предостерегайте от излишней доверчивости. Пусть она научится избегать всего того, что угрожает жизни, здоровью, репутации.

 Правило четвертое: Ангел-хранитель.

Если женщина не умеет заботиться о близких, то это не женщина. Научите девочку замечать чужую боль. Пусть по мере сил она старается помогать слабым и больным. Не бойтесь одернуть, если при Вас дочь высмеивает чьи-то недостатки. Девочки могут быть жестокими, и куда больше, чем мальчики.

Позволяйте ребенку заботиться о своих близких. В частности о вас – единственной и незаменимой мамочке. Пусть неумело, зато искренне. Будьте благодарны и показывайте это.

И – сложная задача! – постарайтесь воспитывать девочку так, чтобы она не направляла свое милосердие на людей недостойных. Баланс милосердия и благоразумия – вот рецепт истинной женственности.

 Правило пятое: Маленькая хозяйка любого дома.

Не сложно привить девочке навыки стирки и уборки, кулинарии и шитья. Куда сложнее научить юное создание обихаживать дом без жалоб и надрыва. Научите дочь рациональным приемам ведения домашнего хозяйства. Пусть она управляется по дому легко и привычно – а если задача сложная, пусть не постесняется привлечь к ее выполнению всех, кто способен ей помочь.

 Правило шестое: Деятельная и оптимистичная.

Не сковывайте инициатив вашей дочери. Позвольте ей попробовать себя. Отмечайте ее успехи. В современном мире женщины стремительно выдвигаются на ведущие роли. Умение не быть безапелляционной, способность выслушивать мнение других, приспосабливаться к коллективу – все это ей очень понадобиться.

 Правило седьмое: Индивидуальность.

Выявить и развить в ребенке индивидуальность, пожалуй, самое трудное. Способствуйте развитию личности ребенка – но не пытайтесь сломать его индивидуальность. Поддержите то положительное, что явно и неуклонно проявляется в вашем ребенке.

  • 3385 42
  • 12
  • 13

Василий, да) говорю это по своему опыту

Ольга, Благодарю за ответ

Всего лишь семь гениальных правил и ваша дочь превратится в эталон. Какая чушь. “Психология” – это, по своей сути, слово о душе. Что могут сказать все психологи мира о чужой душе, если они своей собственной души не знают, свою собственную душу исцелить не могут? А дают такие “могучие” правила д.

Всего лишь семь гениальных правил и ваша дочь превратится в эталон. Какая чушь. “Психология” – это, по своей сути, слово о душе. Что могут сказать все психологи мира о чужой душе, если они своей собственной души не знают, свою собственную душу исцелить не могут? А дают такие “могучие” правила для чужой души. Святые и праведные люди Божие, по праву могли бы именоваться “психологами”, они стяжали Духа Святаго, Которым видели души человеческие, видели их болезни и знали какое “лекарство” им требуется, но подобных правил для становления души не устанавливали. А теперь появилась “психология”, которая легко и просто может решить все проблемы и вопросы несколькими “правилами”, очень сложные проблемы и очень сложные вопросы связанные с человеческой душой. Хотите дать хорошее воспитание своему ребенку, мальчику ли, девочке, воспитывайте сами себя, потому как дети не по словам нашим воспитываются, а по нашим делам. Каковы родители, таковы и дети, каково внутреннее наполнение души родителей, тем наполняются и дети. Хорошее воспитание можно дать только любовью, а любовь это не сюсюкание, любовь своим источником имеет истинную Любовь. Истинную Любовь стяжать нужно, стяжать Бога Духа Святаго. Истинная Любовь имеет четкое и твердое проявление в Евангельских Заповедях Блаженства. Если человек стяжал Духа Святаго, значит имеет в сердце своем Любовь, значит живет Заповедями Христовыми, значит может любить и наполнять любовью своих детей, этой премудростью и светом. А если человек не имеет этой любви, то сколько бы правил на отлично он не знал, как четко бы их не внедрял, он только лишь медь звенящая, т.е. пустота, а пустотой никого не наполнить, пустота пожрет и уничтожит в душах детей и начатки верного воспитания и становления души. В заключение могу сказать только, что родителей, воспитывающих своих детей на “правилах” такой “психологии” неизбежно ждет разочарование, ибо что посеет человек, то и пожнет. 🙁 Спаси Господь!

И хочу еще предложить альтернативу на данные “семь правил воспитания девочек”. “Я вижу, насколько помогает детям добрый родительский пример. Сегодня у меня были гости: две девчушки — одна трёх, а другая четырёх лет от роду — со своими родителями, очень благоговейными людьми Сколько же радости п.

И хочу еще предложить альтернативу на данные “семь правил воспитания девочек”. “Я вижу, насколько помогает детям добрый родительский пример. Сегодня у меня были гости: две девчушки — одна трёх, а другая четырёх лет от роду — со своими родителями, очень благоговейными людьми Сколько же радости принесли мне эти крохи! Они были как ангелочки. Сидя рядышком, подолами платьиц они прикрывали свои коленочки. Сколько у них было скромности, сколько уважения! И всё от того, что они видели как поступают их родители. Видя, что родители имеют между собой любовь, уважение, ведут себя благоразумно, молятся и совершают подобное этому, дети отпечатывают всё это в своей душе. Поэтому я и говорю, что, если родители передадут детям своё благоговение, это будет самым лучшим наследством, которое они смогут им оставить”. “Ребёнок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведет себя беспокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни”. “Если в то время, когда младенец ещё находится в утробе матери, родители молятся, живут духовно, то малыш родится освящённым. И если они помогут ему духовно, то он станет освящённым человеком и в свою очередь будет помогать обществу: станет ли он служить в Церкви, войдёт ли в органы власти или займёт ещё какое-то место. Все мы должны помогать детям, чтобы они стали правильными людьми, чтобы и следующим поколениям осталось немного закваски. Ведь сейчас всё идёт к тому, чтобы не осталось даже закваски. А если её не останется, то к чему это приведёт?

Родители, рождая детей и давая им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению. Ведь, если человек не возродится духовно, его ждёт адская мука”. http://pravoslavie.by/page_book/starec-paisij-svjatogorec-semejnaja-zhizn

Итог подобных научений – воспитаие эгоиста.Когда девочка, наученная по этим практикам, вырастит и наделает кучу глупостей, порой роковых, ей придётся пересматривать своё отношение к другим людям. Спасение только в покаянии. А в статье об этом ни слова. Путь, не ведущий не Небо. Чертовски заманчив.

Итог подобных научений – воспитаие эгоиста.Когда девочка, наученная по этим практикам, вырастит и наделает кучу глупостей, порой роковых, ей придётся пересматривать своё отношение к другим людям. Спасение только в покаянии. А в статье об этом ни слова. Путь, не ведущий не Небо. Чертовски заманчивая статья.

Советы православным родителям

ДЕТИ – ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ

Человеческая жизнь, по Промыслу Божьему, проходит три состояния: во чреве матери, от рождения до смерти и в загробном мире. Если о втором и третьем мы знаем (или предполагаем, что знаем) многое, то о первом не знаем ничего, кроме того, что “Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь” (Иов, 33, 4).

С церковной точки зрения жизнь человека начинается после зачатия. В этом единомысленны все святые отцы, высказывавшие свое мнение по этому предмету (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Ефрем Сирин и др.). В микроскопической клетке, образовавшейся из слияния материнской и отцовской клеток, заложено уже все будущее человека, его пол, группа крови, даже цвет глаз и волос – все это уже есть и в дальнейшем будет только развиваться и выявляться. Все, что необходимо для образования из этой маленькой клеточки взрослого человека – это питание и время. В ней – с момента зачатия – безсмертная душа, которую, в отличие от тельца, физической оболочки, ни расчленить, ни убить никто не властен. И которая, как и души родителей, предстанет перед Всевышнем на Страшном Суде. По словам преподобного Ефрема Сирина, “кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам (во всеобщем Воскресении). Не видавшие здесь друг друга увидятся там и матерь узнает, что это – ее сын, и сын узнает, что это – его матерь. “

Дети – это благословение Божие, это родительский путь ко спасению. По словам апостола Павла, “жена. спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием” (1 Тим. 2, 15). Но, еще дети – это дар Божий, и как всякий Его дар, должны быть приняты с благодарностью и достойно сохранены (вспомним притчу о талантах). Воспитать детей христианами – это наш долг перед Творцом. Но своими силами, без Его помощи, без Пречистой Богоматери и угодников Божиих, мы вряд ли сможем это сделать. Сознавая всю полноту родительской ответственности за детей, мы хотим помочь верующим родителям – советами православных святых и современных священников, на основании которых нами и составлены ответы на наиболее волнующие родителей вопросы.

О причинах бездетности

В Таинстве венчания, среди прочего, христианским супругам дается благодать рождения и воспитания детей. Но своими грехами люди могут лишить себя этой благодати. В таком случае нужно исповедоваться священнику, принеся искреннее покаяние, исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Господними и надеяться на милость Божию (вспомним святых праведных Захарию и Елизавету, родителей Иоанна Предтечи, и святых Богоотец Иоакима и Анну). Можно, по благословению духовника, дать и исполнить обет Господу, в случае благополучного рождения ребенка. Обращаться к колдунам, “бабкам”, экстрасенсам – большой грех, могущий лишь усугубить положение. Обращаться к врачам – по благословению священника – можно. “Через врачей, через лекарство Ты, Господи, помоги! Матерь Божия, исцели!” (молитва схиигумена Саввы). Искусственное зачатие в пробирке, “суррогатную мать” и прочие подобные способы Церковь не благословляет. Если невозможно иметь своих детей, лучше, по согласию супругов, усыновить или взять под опеку чужих, заботиться о детях из приютов, из многодетных семей, помогать в воспитании родственников и крестников.

О рождении больных детей

“Грех родительский отражается на детях, они страдают и мучаются. А виноваты мы сами”. Священник Алексий Грачев (+1998), до принятия сана работавший врачом-педиатром в московском роддоме, предполагает, что, может быть, этот падший мир еще держится только потому, что есть дети, которые своими страданиями перевешивают чашу весов нашего безбожия и нераскаянности. Судьбы этих детей раскроются в вечности. Болезни и “ненормальности” суть явления только земной жизни. Если Бог не сотворил смерти, то тем более, Он не сотворил болезней. Святитель Феофан Затворник говорил: “Идиоты – да ведь только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет. Может статься, что мы, мудрые, окажемся хуже идиотов. А дети – все ангелы Божии суть”.

О посте и образе жизни православной женщины,
ожидающей ребенка

Читайте также:  Смертные грехи в православии: список по порядку и борьба с каждым из них

В христианском браке муж и жена получают благословение стать не просто отцами и матерями своих чад, “но соработниками Божиими в создании новой личности”. “Родители-христиане могут прямо повлиять на духовное благосостояние своих чад, окружая их любовью и молитвой с самого момента зачатия” (монахиня Магдалина). Во время беременности мать должна все внимание сосредоточить на любви к своему младенцу, на том, как сохранить его во чреве, и молиться об этом. Необходимо как можно чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин (ведь в Таинстве Причастия мы освящаемся, соединяясь с телом и кровью Христа, а это – залог духовного, душевного и телесного здоровья не только матери, но и еще не рожденного ею чада. Особенно важно принимать Святое Причастие в так называемые медиками “критические периоды беременности” (3-4, 12, 28, 36 недель) и в то время, когда у ребенка происходит закладка и формирование внутренних органов и систем, чтобы все чувства его были изначально освящены Благодатию Божией. Так, примерно на 23-й день, у плода начинает биться сердце (об этом подробно написано в медицинской литературе)).

Впечатления, которые получает ребенок во время внутриутробного периода, в значительной мере влияют на его физическое, душевное и духовное состояние. Ему передаются все материнские мысли и чувства. Если беременная женщина пьет вино, курит, ведет неумеренную супружескую жизнь, то можно предположить, что по Божьему попущению ребенок у нее может родиться страстным, предрасположенным к этим грехам, с зачатками блуда, пьянства, гнева, всех пороков и страстей.

Очень важно отношение отца к еще не родившемуся младенцу. По наблюдениям акушерок, новорожденный узнает голос отца, потому что еще до рождения он слышал его возле своей матери. Также известно, что еще в материнском чреве дети способны ощущать присутствие Божие. Вспомним святого Иоанна Предтечу, который взыграл в утробе матери, когда почувствовал присутствие воплотившегося Господа. В житии преподобного Сергия Радонежского читаем, что он трижды возгласил из чрева матери в наиболее важные моменты Божественной литургии, что, кстати, не противоречит представлениям ученых. В книге “Жизнь до рождения” (М., “Знание”, 1991) доктора мед.наук, профессора, зав.кафедрой гистологии и эмбриологии Крымского мединститута А.Брусиловского, на с. 109 читаем: “Могут показаться фантастическими сообщения о том, что плод способен издавать звуки. В зарубежной литературе приводилось 82 случая крика неродившегося младенца. Причины этого явления неизвестны. Механизм возникновения крика объяснить трудно. “

Не должно забывать и такого сильного средства, как крестное знамение и Иисусова молитва. Так, матери, готовящейся к родам, один старец советовал запечатлеть рождающегося младенца духовной печатью, творя постоянно Иисусову молитву (“Господи Иисусе Христе, Сыне Божий (молитвами Богородицы) помилуй мя, грешную”) во все время пребывания в роддоме, даже во время родов (кстати, известно, что у женщин, молившихся во время родов, они проходили легко и почти без боли).

По канонам Церкви для беременных и кормящих матерей строгого поста нет. В каждом конкретном случае женщина должна поговорить со священником и взять у него благословение. Нужно помнить о том, что пост – это отказ не от скоромной еды, а от греха, наше намерение исправить жизнь и проводить ее богоугодно.

Как поступить, когда существует угроза потери ребенка во время беременности?

Надеяться на милость Господа, молиться – Господу (есть особое “Молитвенное воздыхание беременной женщины, которую Бог благословил плодом чрева”), Божией Матери (“Молитвенное воздыхание христианской супруги во время беременности”), чудотворным Ее иконам (“Млекопитательница”, “Помощница в родах”, “Блаженное чрево”, Албазинской иконе “Слово плоть бысть”, “Скоропослушница”, “Целительница”, “Знамение”, “Феодоровская” и др.). Преподобный Амвросий Оптинский советовал одной духовной дочери, боящейся за благополучный исход родов, отслужить молебен иконе Божией Матери Феодоровской и каждый день читать ей акафист.

В книге “Акафист покаянный. ” описан случай “Из рассказа балашихинского священника И.”., когда ребенок во чреве жены священника умер, и по медицинским показаниям был необходим аборт. Супруги решиться на него не могли, и батюшка поехал за советом в Троице-Сергиеву Лавру. Вернувшись, он рассказал жене: “. Отцы сказали: аборт не делать ни в коем случае, а положиться на волю Божию. Нужно пить освященную воду и почаще крестить рукой плод во чреве”. Так матушка и сделала. Пьет святую воду и крестит рукою плод. А врач, в очередной раз совершая обход больных, сказал ей, что плод мертв и надеяться не на что, нужно поспешить с абортом. Когда пошла вторая неделя пребывания ее в больнице, однажды на обходе врач подошел к ней, послушал и сказал, криво улыбнувшись:
– Странно. Плод ожил. Но все равно, нужно делать “чистку” (аборт), потому что родится урод, больной. А роды будут тяжелые, патологические.
– Нет, – твердо сказала матушка. – Как Бог даст. А я буду рожать.

И вот, пришло ей время родить. И роды были самые легкие в ее жизни. И ребенок родился здоровым, вопреки всем предсказаниям врача. Одна только была странность в этих родах: родилась девочка, а прежде рождались только мальчики. Верьте Богу, а не врачам. Ибо надеющиеся на Бога не погибнут, и уповающие на Господа не посрамятся”.

Допустимо ли искусственное прерывание беременности?

Убийство ребенка во чреве матери – смертный грех, согрешает и женщина, которая таким способом хочет избавиться от ребенка (но ведь душа-то его вечная, и встреча их все равно произойдет – как тогда она оправдается перед ним?), и мужчина, которые ее на это отправляет, и врач, чьими руками убийство совершается (американский врач Бернард Натансон, специалист по абортам, покаялся после того, как снял на пленку ультразвуковое изображение того, что происходит в утробе матери с 12-недельным ребенком во время проведения аборта методом “вакуум-аспирации”. Его фильм, названный “Безмолвный крик”, – документальное свидетельство переживаний ребенка в том момент, когда его – с согласия матери – убивают. Чувство тревоги, страх от надвигающегося орудия убийства, боль в момент смерти (ведь наркоз при аборте дается женщине, но на ребенка он не действует).

“Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению, как за убийство”, – пишет святитель Василий Великий (канон 2-й). Последствия этого наступают уже здесь, в этой жизни: чувство безотчетного страха, вины, стыда, глубокого уныния и тоски, безсонница, кошмарные сны, физические и психические расстройства, иногда – приводящие к смерти; тяга к алкоголю, наркотикам; уже рожденные дети не слушаются, вновь рождающиеся – если родятся – больные; распадаются семьи. Но “для Господа нет греха непрощаемого, кроме нераскаянного”. Женщина, совершившая аборт, должна обязательно исповедаться священнику, которые выслушает ее и назначит ей епитимью – средства, необходимые для успокоения мятущейся совести. Кроме того, по благословению священника женщина может читать “Акафист покаянный жен, загубивших младенцев во утробе своей”, “Молитву к Милосердному Господу о сознательно загубленных душах во утробе своей”, творить добрые дела, раздавать милостыню.

Чем Церковь может помочь бездетным супругам?

Через Таинства – браковенчания (если супруги не состоят в церковном браке), исповеди, Евхаристии (Причастия), соборования; через молитву (можно заказать сорокоуст о здравии супругов); молебен (есть и особая “Молитва супругов о даровании детей”) – Господу, Богородице, угодникам Божиим – пророку Захарии и праведной Елизавете, праведным Иоакиму и Анне, преподобному Давиду Гареджийскому, преподобному Роману чудотворцу, преподобному Ипатию Руфиянскому, преподобному Евфимию Великому, мученику младенцу Иоанну Киево-Печерскому, великомученице Екатерине, мученице Параскеве-Пятнице, преподобной Мелании Римлянке, преподобному Александру Свирскому (о даровании младенца мужского пола), святым Царю-искупителю Николаю, Царице-мученице Александре, Цесаревичу Алексию, отроку-схимнику Боголепу Астраханскому, мученику-младенцу Гавриилу Белостокскому. Супруги могут съездить на поклонение мощам угодников Божиих, чудотворным иконам, в монастыри за советом к опытным духовникам.

Но, ожидая помощи, они должны ее стяжать – своей верой, молитвой, соблюдением постов, чистотой жизни, верностью. Например, схиигумен Савва одной женщине, приехавший к нему в монастырь в мае 1974 года, посоветовал: “Ты хочешь иметь ребенка? Давай молиться вместе. Ты молись за меня, а я – за тебя, и общая наша молитва будет услышана Господом. Читай каждый день тропарь Тихвинской иконе Божией Матери и святителю Николаю Чудотворцу. Когда вернешься в Москву, обязательно иди в храм, закажи молебен с водоосвящением Матери Божией Тихвинской и Николаю Чудотворцу, потом освяти всю квартиру и постель. Если родится дочь – назовешь ее Марией, а если сын – Николаем. Только не забудь и сделай так, как я тебе сказал”. 6 марта 1975 года в Братиславе (Чехословакия) у нее родилась дочь Мария. Получив такой дар от Господа по молитве схиигумена Саввы, она и муж старались воспитать дочь в вере в Бога (Воспоминания Л.А.Беловичовой).

Еще одно современное свидетельство приведено в книге о святом Феодосии, Кавказском (Иерусалимском) чудотворце: “Моя дочь не могла забеременеть, у нее были выкидыши. Кто-то ей подсказал, чтобы она попросила отца Феодосия о ребенке. У моей дочери родилась дочь”. (Мария Камынина, г. Минеральные Воды, с. Левокумка).

Об этих и других вопросах подробнее
можно узнать из следующей литературы:

1. Молитва за детей/ Сост. С.Давыдов. СПб: Светлояр, 1996.
2. Молитвы о помощи в семейных нуждах /Сост. Г.Щербина. М.: Благовест, 1997.
3. Свящ. А.Грачев. Когда болеют дети: советы врача-священника. М., 1996.
4. Почему болеют дети. М.: Центр БЛАГО, 1996.
5. Свящ. Сергий Филимонов. В помощь болящему. СПб, 1998.
6. Схиигумен Савва. Опыт построения христианского миросозерцания (Путь к совершенной радости). Пермь, 1998.
7. Сестра Магдалина. Мысли о детях в Православной Церкви сегодня. М., 1992.
8. Свящ. Т.Алферов. Слово к пришедшим на крестины. СПб, 1990.
9. Свящ. Ал. Захаров. Слово об абортах. Пермь, 1997.
10. Прибавление к газете “Наш свет”. Љ 5, 17/30 октября 1991 г.
11. Житие святого Феодосия Иерусалимского (разные издания).
12. Акафист покаянный жен, загубивших младенцев во утробе своей. М., 1995.

Воспитание детей в православных традициях

Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться. Почему же важно воспитывать детей по православным законам? С какого возраста знакомить малыша с религией?

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

Правила воспитания детей от святых отцов

7 правил воспитания детей в соответствии с учениями Иоанна Златоуста, Нила Синайского, Макария Оптинского, Иоанна Кронштадтского, Амвросия Харьковского.

1. Учите детей личным примером. Он во сто крат сильнее назидательных слов и поучений. «Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому». (Иоанн Златоуст)


2. Не балуйте детей, воспитывайте их в скромной обстановке с твёрдым укладом. «Кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих». Преподобный Нил Синайский

3. Не стройте воспитание на запретах, давайте детям свободу выбора (например, из двух приемлемых вариантов), учите разбираться в том, что вредно и что полезно для них, через рассуждения с ними: «К чему приведёт твой выбор? Как ты думаешь, будет ли это полезно?»
«Сколько можно, надобно внушать детям, что для них вредно, смотря на других детей, упражняющихся в сих забавах, или будут им завидовать, или осуждать, а себя считать лучшими их. И тут подобает иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да умудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских».
(Макарий Оптинский)

4. Не потакайте детским капризам, не идите на поводу, но научитесь спокойно находить причину негативного поведения детей: если в ответ на замечание, ребёнок на время уступает, значит ему не хватает Вашего внимания. Если продолжает настаивать на своём, «бросает вызов», а в Вас вскипает возмущение — «борется за власть». Ласково посмотрите в глаза, не ввязывайтесь в ссору, стойте на своём: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притчи 15,1). Если в ответ на замечание Вы видите попытку «отомстить», не вымещайте свою обиду в ответ, отделите грех ребёнка от него, вспомните о том, что эта скорбь дана Вам за грехи, начните восстанавливать отношения первыми. «Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу».
(Иоанн Кронштадский)

5. Учите детей жить в присутствии Божием. «При обсуждении детских проступков не ограничивайте ваши замечания словами: «Как это стыдно или неприлично», а говорите чаще: «Как это грешно и страшно, как Господь страдал из-за наших грехов». Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его — пусть это будет написано на лице вашем»

( Амвросий, архиепископ Харьковский)


6. Учите детей молиться. «Научайте детей не словам только молитвы, а знакомьте их с состоянием и опытом молитвы. Не делайте молитву слишком краткою, не бойтесь за усталость детей, введите их в труд молитвы, объясняя им науку собирания мыслей и бодренного предстояния ума перед Богом. Молитесь сами при них с горячностью и усердием: теплота вашего сердца сообщится и их сердцам, они узнают утешения, находимые в молитве, и она будет для них отрадою и прибежищем во всех испытаниях и скорбях жизни».
( Амвросий, архиепископ Харьковский)

7. Учите детей бороться со злыми помыслами. «Раскройте им науку испытания помыслов и внутренней борьбы с мыслями и склонностями греховными»
Амвросий, архиепископ Харьковский)

С самого младенчества начинается эта борьба за душу. И те родители, которые упустили время – например, крестили ребеночка не сразу или даже и крестили рано, а потом в церковь его не носят, не причащают, не воспитывают по-христиански, потому что сами ничего не знают, – они дают спокойно возрастать в ребенке злу. А когда человеку уже пятнадцать-семнадцать лет, зло, которое в нем было в зачатке, распускается пышным цветом, так что родители, небрегущие о своих детях, потом пожинают то, что они сеют, вернее, то, что посеяно грехом. И они обычно ужасаются: откуда в нем это? он был маленький такой хорошенький. Да, конечно, любое маленькое дерево очень нежное на вид, а когда ему лет триста, то это уже огромный корявый кряж, в нем и дупла, и сухие сучья, и черви, и гниль.

Многие отцы и матери потом ругают детей, проклинают, хулят их: вы такие-сякие, непослушные, – не задумываясь, кто в этом виноват. Конечно, само дитя тоже имеет часть вины на себе, но во многом виновато и его окружение. Тот родитель, который к Господу Иисусу пришел, сказал, что сын его беснуется. Но беснование – это же следствие порабощения грехами. И в наших детях тоже бесы сидят: бес гордости, зависти, непослушания, непочтения, хулы, ругательства и всякие другие. Многих бесов мы передаем детям сами, по наследству и через воспитание, потому что они в нас кипят и, естественно, переходят на наших детей; мы заражаем их этими дурными, греховными болезнями. Что есть в нас, то есть и в детях наших.

Воспитание любви у ребенка к Богу: ответы священников и примеры родителей, советы и рекомендации

Благонравная жена приобретает славу мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия

Ничто так не возвышает женщину, как благочестие. Наружная красота стареет и блекнет, а страх Божий облекает жену в красоту неувядаемую. Жена благочестивая – трудолюбива, скромна, покорна, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и мужу верная спутница. Чего, казалось, требовать еще от женщины? …благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4, 8).

Но цивилизация и прогресс развивающихся обществ сочли нужным посвятить и ее в таинства наук, оказав, тем самым, ей великую честь…

Вероятно, ей самой придется расставлять приоритеты, воздавая честь семье как домашней церкви. Престол женским добродетелям всегда и везде был воздвигаем под кровом домашним.

«Опасный возраст!» – фраза, которая вырывается из уст взрослых людей: родителей, педагогов и учителей, и воспитателей разных мастей. Что она означает? А означает она то, что в определенном возрасте, скажем от 10 до 16 лет, большинство детей начинают преподносить старшим «сюрпризы», от которых им становится не очень комфортно, а временами ставят и просто в тупиковое положение.

Известно, что человечество состоит из двух половин, из двух полов – мужского и женского. Принято думать, что мужчина – это существо, которому принадлежит честь первооткрывателя и двигателя прогресса, на котором лежит печать творчества и гениальная способность общественного устройства, а женщина – существо, которому суждено всегда оставаться на низшей ступени образования и государственной деятельности.

Это не совсем так. Давайте разберемся. А разобраться нам необходимо потому, что речь в этой брошюре пойдет как раз о женской половине человеческого рода, о ее юной части, точнее – о девочках так называемого переходного возраста. Поговорим о них!

Природа подростка очень сложна и противоречива. Начиная с десяти-двенадцати лет в организме происходят серьезные изменения, почти на пределе работают многие его органы, возбуждена нервная система, быстро и резко меняется половая сфера, вызывая у подростков новые интересы, влечения, переживания. Жизненный опыт вступает в противоречия с притязаниями юного существа и часто становится причиной конфликта со взрослыми.

О поведении родителей

Требуются от родителей тактичность и терпение, которые исходят из любящего сердца их. Повторим: из любящего, но не из гордого сердца. Детское сердце не приемлет гордыни. Родитель с гордыней в душе всегда будет врагом детства – от этого и многие семейные беды. Важничая среди близких, родитель становится деспотом своей семьи. Деспотизм рождает одиночество и полную отчужденность.

Отчужденность отца или матери в отношении к дочери переходного возраста может стать причиной замкнутости последней, подозрительности и недоверия первых и, как следствие, – непонимания сторон.

Посмотрим, какие еще требуются правила, точнее сказать качества родителей, которые помогали бы им в общении с «трудной» дочерью. Надо сказать, что родители, воспитывая детей, сами воспитываются, усваивают определенные правила поведения в семье.

Раздражительность – злейший враг семейного воспитания. И если мать или отец не будут воспитывать в себе незлобие, то «выход из себя» при конфликте с детьми (дочерью) будет частым явлением в семейных неурядицах, что может привести к потере контроля над собой и страшным последствиям. Родители, не гневайтесь! Будьте смиренномудрыми, да избавит вас Господь от гневливости, от этого бесовского состояния.

Старайтесь разговаривать (воспитывать дочь) с кротостью и тихо, чтобы из уст ваших не вырывались звуки, способные разрушить и стены иерихонские. Не должно забывать еще об одном правиле: диалог с дочерью должен быть уважительным, подростки не выносят сюсюкания и ценят людей, которые разговаривают с ними как со взрослыми.

С малых лет ребенок приучается к труду, но очень часто родители забывают, что трудовое воспитание будет наиболее успешным, если результаты труда находятся под контролем родителей.

«Все родители любят своих детей, знают об их неопытности, хотят всячески защитить их. Однако любовь и заботы родителей полезны только тогда, когда они проявляются разумно»[1].

Приводим здесь несколько полезных советов (правил) для родителей:

1. Нельзя бурно проявлять эмоции в общении с ребенком; сохраняйте спокойствие и уравновешенность.

2. Не показывайте свое безразличие к высказываниям дочери.

3. Не оставляйте без внимания вопросы и просьбы девочки; если не знаете ответа, скажите об этом прямо.

4. Не перебивайте речь ребенка, постарайтесь дослушать до конца.

5. Не поддавайтесь на провокации отроковицы, старайтесь при общении (и после него) анализировать ее мотивы.

6. Не сокращайте, но и не разрывайте дистанцию в общении с ней, держитесь друг от друга на разумном педагогическо-дидактическом расстоянии.

7. Не грубите и не отвечайте грубостью на грубость; корректность и сдержанность – залог успеха.

8. Не муссируйте один и тот же вопрос, не зацикливайтесь на нем, есть множество других тем и проблем, а к первому вопросу вернуться можно и в следующий раз.

9. В сложной ситуации ничего не требуйте – только предлагайте несколько вариантов решения проблемы, пусть ваша дочь сделает выбор сама, но только не читайте ей мораль.

10. Чаще всего озлобленность и раздражительность «трудного ребенка» вызваны его бессилием в разрешении каких-либо собственных внутренних противоречий, выявите причинно-следственные связи их и аккуратно распутайте клубочек этих противоречий. А не сможете – не унывайте, или, как сказано в Библии, Духа не угашайте (1 Фес. 5, 19).

11. И, наконец, если ваш собственный жизненный опыт не является авторитетом для дочери, ищите помощь у Бога. Просите, чтобы он умудрил вас и ее и поставил на путь спасительного благочестия.

Как сохранить родительское влияние

Не сотвори себе кумира

У родителей достаточно причин для беспокойства за детей-подростков. Одна из них – равнодушие (или неприятие) мнения отца или матери, а, может, и обоих сразу.

Большинство детей вроде бы и согласны считаться с требованиями родителей, но психологически это мешает им ощутить себя взрослыми. Возникает конфликтная ситуация, могущая привести подростка к открытому бунту. Поэтому многие из них считают благом свою изоляцию от взрослого мира. Они изобретают свои стили одежды и причесок, довольно лихорадочно оберегают свои занятия и пристрастия, стремятся иметь своих, особых кумиров в нашем мире развлекательной индустрии. А когда их кумиры еще и раздражают «стариков», то в этом они усматривают даже свои дополнительные преимущества.

Взрослые же люди с непонятным изумлением смотрят на огромные толпы подростков, девушек и юношей, встречающих у подъездов театров и концертных площадок своих «звезд», сопровождая их громовыми аплодисментами. Взрослые возмущаются, когда слышат, что девушки визжат, рыдают и падают в обморок от одного взгляда на обожаемого артиста. И вот такое поклонение девочек-подростков популярным певцам и актерам имеет ту особенность, что в своем воображении «влюбившаяся» может заставить своего кумира сказать или поступить так, как ей угодно. Пребывая в своих мечтах неотразимой героиней, она не рискует быть отвергнутой из-за непривлекательной внешности или косноязычия.

Повиновение родителям? Мнения священников

«Моя мама манипулирует моими дочерними чувствами, а я даже ответить ничего не могу, ведь заповедано детям повиноваться родителям, вот и пытаюсь им следовать, но, кажется, своей жизни у меня скоро не останется вообще». Такие утверждения нередко оставляют в комментариях к статьям и наши читательницы. Но в чём же на самом деле смысл евангельских слов? Должен ли ребёнок (особенно если он уже давно вышел из школьного возраста) безусловно повиноваться родителям?

Вопрос становится особенно острым, если обратиться к первоисточнику и почитать послание целиком: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6, 1-4).

Разная мера свободы личности человека

Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии

Во-первых, надо понимать, что почитание, повиновение и послушание – это очень разные вещи. Принципиально разные.

Что такое подчинение? Это такие отношения между людьми, при которых один является начальником, а другой – подчиненным. По каким причинам – по старшинству, по силе, по положению, по званию, по традиции — это уже другой вопрос.

Повиновение детей родителям является естественным в отношении между детьми и родителями. Дети вынуждены подчиняться родителям по многим причинам. До какого возраста? До тех пор, пока не повзрослеют.

Нельзя сказать, что 18 лет – уникальная цифра, когда все дети перестают быть детьми. Если по своему положению в семейной иерархии для родителей ребенок остается ребенком на всю жизнь, то к определенному моменту времени он перестает быть таковым в психологическом смысле.

Взрослые дети родителям не подчиняются. Грань взрослости у разных народов разная. В Чечне четырнадцатилетний мальчик — уже взрослый мужчина, и мать обязана его слушаться. А в России только восемнадцатилетие дает право юноше объявить себя независимым от родителей.

Эта цифра зависит от этноса, от религии, от культуры. В Америке, например, полное совершеннолетие наступает только в двадцать один год. Это юридические и традиционные нормы. Поэтому, когда наступает «взрослость», решается не отдельным подростком и отдельным родителем, а традицией народа, где семья живет, ну и еще традициями самой семьи.

Теперь вопрос: а что является предметом освобождения из-под подчинения родителей? Прежде всего, это способность принимать самостоятельные решения — те самые, которые определяют жизнь взрослого человека: куда ходить и с кем, что есть, как лечиться, какую выбрать профессию, какого партнера по жизни… То есть желание и умение принять на себя ответственность за свою жизнь, свое здоровье, свои поступки. И вот с этого момента ни о каком подчинении ребенка родителям речь идти не может.

Теперь по поводу послушания. Послушание – это духовная добродетель. Ее у детей быть в принципе не может, потому что добродетели являются прерогативой взрослых, зрелых личностей. Ни ребенок, ни подросток не в состоянии воспитать в себе добродетель послушания, потому что они в принципе не знают, что это такое, ибо имеется в виду именно духовная добродетель, а не общепринятое понятие и словечко.

Так вот, взрослый человек может оказать послушание. Послушание родителям, начальнику… Это его внутренняя добрая воля, её можно воспитать. Но принудить к послушанию нельзя, потому что исходит это из сердца. Навязать снаружи можно только подчинение. При послушании я не только выполняю поручения своего начальника. При послушании я принимаю волю своего начальника — родителя, духовника, руководителя, как свою. И прежде всего внутренне соглашаюсь с тем, что начальник прав. При подчинении я могу выполнять волю своего начальника и при этом совершено спокойно думать, что он дурак, что он ошибается и что неправильно мною руководит. То есть в этом случае я освобожден от того, чтобы внутренне принять мнение начальника. При послушании все наоборот.

Что касается беспрекословного повиновения родителям, то если родитель переходит всяческие границы и злоупотребляет властью, то это уже семейная ошибка. Никогда не бывает ответственности одного. Когда родитель эксплуатирует свое право и свой вес (родитель всегда сильнее: социально, психологически, на его стороне авторитет), то это уже общесемейная проблема. И если он эксплуатирует это право – это значит, что у него что-то не в порядке, он психологически зависим от ребенка, если все время стремится подчинить ребенка своей воле. Это тревожный симптом.

Слепое беспрекословное подчинение ребенка взрослому ничего общего не имеет с послушанием. Когда первоклассник в течение 40 минут держит руки сложенными на парте и поднимает их, когда разрешит учитель – это еще туда-сюда, хотя он очень устает от этого. Но если так ведет себя 13-14-летний подросток и боится неловким движением вызвать гнев или раздражение учителя, то это сигнал бедствия. Есть разная мера свободы личности человека.

Вообще, каждый конкретный случай требует особого отношения. Если ребенок считает, что взрослый «перегибает в отношении него палку», нужно идти к духовнику, к психологу, к другу – к любому авторитетному человеку, которому ребенок верит и который может помочь ему решить его проблему.

Слушать Того, кому больше верим

Протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божьей матери, с. Душоново

На самом деле все достаточно просто… В послании к Ефесянам речь идет о справедливом повиновении в Господе, когда родители не противоречат тому, о чем говорит Бог. То, что противоречит воле Божьей, не подлежит исполнению.

Мы должны слушать того, кому больше верим, кому доверяем. Если кто-то начинает противоречить словам Иисуса Христа, это означает, что его мы его слушать не можем и не обязаны.

А что касается детей, то в связи с их возрастной психологией и развитием существует, конечно, какая-то граница, после которой человек способен сам принимать решения за свою жизнь. Но она не проводится в один день и час для всех. Пока ребенок маленький, слушаться родителей для него естественно, потому что родители природно — так Богом задумано — несут в себе полноту жизни, дают детям то лучшее, что имеют сами.

Другое дело, что ребенок, когда вырастает, начинает уже по-другому относиться к тому, чему его родители научили, и в этом смысле его никто не стесняет. Он не обязан слушаться родителей бесконечно.

Но важно при этом не забывать и другую заповедь — ветхозаветную: почитай отца и мать своих. И это почтение по-разному будет выражаться в разные периоды жизни. В детстве всё, что могут сделать дети по отношению к родителям — подчиняться им беспрекословно. А в старшем возрасте это почтение может быть в том, что они не оставят их без куска хлеба, без попечения.

Эта заповедь с обетованием. Тут прямо сказано: и дни будут исполнены всякого блага. Люди, которые с почтением относятся к родителям, хорошо живут, у них все складывается. А поскольку в массе своей люди перестали с почтением относиться к родителям, то в этом и есть один из ответов на вопрос «почему люди стали плохо жить?».

Оценивать происходящее и рассуждать на тему повиновения или неповиновения человек начинает в достаточно позднем возрасте. Я думаю, что способность адекватно оценивать действительность к мужчинам и женщинам приходит в разное время. А до этого периода все мы, как апостол говорит, иносказательно, как через тусклое стекло, на ощупь, только по ориентирам идем, слышим знакомый голос, верим ему и следуем за ним.

Направление движения, а не конкретный рецепт

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, директор портала «Православие и мир»

Мой сын занимался конным спортом и через несколько лет стал заядлым спортсменом. К восьмому классу встал вопрос, что делать: по-прежнему тратить все усилия на увлечение или заняться науками, чтобы поступить в университет?

Для него это был очень трудный выбор. Очень! Конный спорт — это же благородный спорт. Прекрасный спорт! И от него надо отказаться… Это стоило сыну больших переживаний. Он говорил со мной, думал, ходил к духовнику и в конце концов пришел к осознанному решению и отказался от спорта. Но зато у него теперь несколько высших образований, и он священник. А если ему представляется возможность на лошадке поскакать, он с удовольствием скачет.

Так вот это пример того, как ребенок соглашается с волей родителя и это становится для него благом.

Тот фрагмент из послания в Ефесянам, что вы цитируете, даёт нам направление движения, а не конкретный рецепт. В каждой конкретной ситуации, исходя из общих указаний, мы сами должны находить правильное решение. Апостол говорит о том, чтобы дети почитали родителей и о том, чтобы родители не раздражали своих чад. И ребенок, если он не согласен с волей родителя, со всем уважением и почтением всегда может спросить у него: мамочка или папочка, а почему я должен так делать, что-то до меня не доходит, объясните мне, пожалуйста.

Что касается родительской власти, то она гораздо больше, чем нам представляется. Только власть эта — не деспотизм и не самодурство.

Бывает и так, что родители «перегибают палку», когда стремятся во всем контролировать и руководить без меры взрослыми уже детьми, манипулировать ими. И чтобы не обидеть их, не огорчить, дети, которые сами уже давно стали папами или мамами, подчиняются воле этой. И правильно делают, потому что Господь воздаст им за это. Всякие революции, перевороты происходят тогда, когда люди начинают качать свои права, чтобы доказать, что они должны получить больше. Вот и наполучались. Хватит нам этих революций!

Послушание святоотеческое выше поста и молитвы. Апостол Павел так и говорит: покоряйтесь властям. Попробуй не покоряться! Получили одну революцию, другую. Неужели недостаточно? Совершенно справедливо изречение, что каждый народ достоин того правительства, которое имеет. Будем хорошие, будут правители хорошие, будем плохие — будет и правительство плохое… надо на себя смотреть. Об этом Евангелие и говорит, и учит этому.

Граница добра и зла проходит через сердце человека. Если каждый человек будет стремиться быть добрым не перед своими представлениями, а перед лицом Божьим, все будет хорошо. Не нужно забивать голову думами о том, справедливо поступил кто-то по отношению к тебе или нет. Нет справедливости. И тут уместно вспомнить еще одно парадоксальное изречение святоотеческое: не говори, что Бог справедлив, он несправедлив, но он милостив.

Если судить по справедливости, то от каждого из нас, за редким исключением, осталось бы мокрое место. А Господь всех нас терпит. И если есть святые, по-настоящему угодники Божьи, то всех остальных надо было бы уже просто прихлопнуть. Так вот и мы должны быть милостивыми и милосердными, а не правоведами какими-то: ты — мне, я — тебе, ты мне столько-то, я тебе — столько-то, в расчете — в расчете… Таких отношений быть не может.

Ни о какой справедливости речь идти не должна. Но в эпоху капитализации деньги решают все, и человек начинает считаться. А если мы начнем строить отношения на любви, как в хорошей гармоничной семье, где каждый старается друг другу помочь, быть полезным, доверяет, разбивает скорби, то все будет в порядке…

Ссылка на основную публикацию