«Возлюби ближнего своего, как самого себя»: толкование заповеди, смысл и значение

Что означает заповедь Христова «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

Что говорит Священное Писание

Никто не может проявить любовь к Богу иначе, чем через любовь к другим людям. Неоднократно во времена земной жизни Иисуса Христа к Нему подходили разные люди и задавали вопросы, чтобы уличить и обвинить. Не с добрыми помыслами обратился к Нему законник, спросив, что ему делать для получения вечной жизни, но чтобы найти повод подловить на слове и обвинить Христа. Ведь у спрашивающего было хорошее знание закона.

Никто не может проявить любовь к Богу иначе, чем через любовь к другим людям

Господь, видя лукавство вопроса, ответил ссылкой на сам закон, в котором сказано о любви к Богу и ближнему. Действительно, как может человек проявить и доказать любовь к Богу? Только через любовь к людям, каждому человеку – любимому творению и образу Божиему. На заповедях любви стоит вся вера. Взращивая любовь к людям, легко исполнить остальные заповеди, ведь искренне любя человека невозможно сделать ему зло, осудить, осмеять, обокрасть, убить. Все остальные заповеди являются своеобразным продолжением заповеди «Да любите друг друга».

Кто такой ближний для человека

В ответ на слова Господа о необходимости любить Бога и ближних, законник, пытаясь оправдаться тем, что не понимает смысла слов заповеди, спросил: «А кто мой ближний?». На это Христос ответил не прямо, но притчею. Каждому православному человеку важно понять смысл этого рассказа, чтобы понимать, кто из нашего многочисленного окружения является ближними.

Был некий путник, который направлялся в Иерихон из Иерусалима. Крупный в те времена город Иерихон находился более чем в 20 км от Иерусалима. Дорога проходила через пустынные места, где обитали дикие звери и встречались разбойники, грабившие путников. Так случилось со странником: разбойники его ранили и бросили умирать. Мимо проходили священник и левит – люди, законом определенные на службу в храме. Логичнее было бы именно служителям Бога исполнить известный им закон и проявить милосердие. Но они пошли своей дорогой, хоть и видели пострадавшего.

Значение фразы «Кто такой ближний?»

Сжалился над пострадавшим лишь самарянин. Самаряне по национальности тоже были евреями, но из-за определенных различий в обрядовом законе иудеи считали, что с ними недопустимо общаться. Самарянин обработал раны путника маслом и вином – анестезирующими и ранозаживляющими средствами тех времен. Он привез его в гостиницу, оплатил все расходы и проявил готовность оплатить возможные дополнительные траты на содержание больного.

По содержанию и заключению притчи видно, что прямого ответа на вопрос законника нет, не называет рассказ конкретного человека, которого нужно любить. Он показывает, как и кто из трех описанных лиц сделался ближним раненому страннику. Так Господь учит законника и каждого из нас, как относится к другим людям, т. е. не делать разницы между близким и дальним. Следует оказывать посильную помощь всем, кто встречается на нашем жизненном пути.

Видео «Толкование заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя» церковнослужителем»

В этом видеоролике представлено трактование фразы протоиереем.

Какой должна быть христианская любовь к себе и ближнему

Законник хотел точнее узнать, кто его ближний, словно боялся, что может полюбить того, кого не нужно было любить. Господь же ответил: сам стань ближним нуждающемуся в тебе и твоей помощи человеку, а не выпытывай, кто он тебе. Не нужно следить за окружающими, следует быть внимательным к самому себе,чтобы не допускать злости или безразличия к людям, а проявлять, как самарянин, милосердие.

Нашими ближними становятся все, кому мы по силам помогаем. Каждый человек на земле в тот или иной момент нуждается в помощи и поддержке. Это значит, что все мы должны стать ближними друг другу.

Любовь к людям должна выражаться в милосердии, помощи, поддержке, в исполнении слов святого Апостола «носите тяготы друг друга». Но нельзя переходить к потаканию страстям другого человека, ведь самое ценное – его душа и ее вечная участь, а не мирские наслаждения. Поэтому вместе с милостью нужно иметь строгость и твердость, чтобы при необходимости со смирением уберечь человека от всякого греха и страсти. Например, нельзя оправдываться любовью и не противиться его уклонению в ересь или раскол, не пытаться его образумить.

Любовь к людям должна выражаться в милосердии, помощи, поддержке

Любовь к себе в форме потакания своим слабостям опасная и душепагубная. Св. Иоанн Златоуст учит: «Самый лучший способ, очищающий душу – постоянно окаивать самого себя». Мы проявим целебную любовь к себе, если будем бороться со страстями и грехами, работать над собой, исполнять заповеди Господа.

Соблюдая заповедь любви к ближним, человек легко сможет следовать всем остальным заповедям. Ведь в его сердце не будет места злости на окружающих его людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что значит Возлюби ближнего своего как самого себя?

Взращивание в сердце любви является одним из наиболее существенных процессов духовного делания для православного христианина. В Новом Завете говорится: возлюби ближнего своего как самого себя. Эта христова заповедь была и остается одной из главных для православного христианина.

Заповеди Христа

Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, где Иисус на вопрос фарисея отвечает следующим образом.

Таким образом, мы видим, как Христос концентрируется только на двух заповедях, которые относятся сугубо к морально-духовному аспекту.

Тут никаких запретов и предписаний, подобно Ветхому Завету, только путь духовного развития и путь к Господу, с которым Мессия предлагает установить личные отношения, причем не простые, а основанные на законе любви.

Люди, которые знают писание, могут немного возмутиться некоторым предыдущим фразам, ведь в чем-то опрометчиво говорить только о двух предписаниях, так как Библия содержит и заповеди блаженства, которые были даны во время Нагорной проповеди.

Обратите внимание! Если говорить о центральном элементе учения, то таковым является именно потребность возлюбить Господа и ближнего.

Подобное излагается также в Евангелиях от Луки и от Марка. Этот факт имеет весьма существенное значение, так как разные апостолы отметили и выделили эти слова Христа.

Эти слова имеют огромное концептуальное значение и определяют смысловой эволюционный переход от Ветхого Завета к Новому. Если вы помните скрижали Моисея, то 9 из 10 предписаний являются запрещающими, причем запрет дается на различные действия. В чем-то они подобны тому, как взрослый говорит ребенку: «не ходи туда», «не делай того».

Такие предписание имеют самое прямое и простое толкование, они просто требуют выполнения и являются как бы инструкцией для повседневного поведения человека. Тем не менее, нужно отметить своеобразный переход, преддверие Нового Завета. Этим переходом становится 10 заповедь, которая гласит.

Интересно! Что такое отчитка от пьянства отца Германа и как на нее попасть

Казалось бы, тоже запрет, но ведь тут говориться о запрете нравственном и таком, который простирается не на внешние действия, но на уровень сознания. Указывается на источник всяких неприглядных поступков – дурные помыслы. Поэтому Господь через своего пророка указывает верующим обратить внимание на сферу своих желаний и искоренить там всяческие пороки.

Важно! Список 20 мытарств души по дням после смерти

Многие не напрасно считают десятое указание переходом к Новому Завету, где Христос говорит: «возлюби ближнего своего как самого себя», то есть переводит акцент полностью в нравственную область. Никакие запреты и ограничения не потребуются, если будет миром будет править любовь.

Соблюдение заповедей

Нужно сразу сказать о трудности разъяснения рассматриваемого нами постулата веры. Легко сказать: люби ближнего твоего, но намного труднее понять, как выполнить такое предписание.

Как ни печально, но некоторые люди вообще на протяжении всего своего земного пути не испытывают любви, другие живут в пороке и подвластны страстям.

Более того, даже верующим христианам, порой, бывает трудно взрастить в себе истинное чувство. Путь веры труден, православному препятствуют сатана и бесы, а современный мир полон пороков.

Нужно сказать и про современную массовую культуру, которая активно развращает людей, предлагая суррогат любви, как заменитель подлинному чувству.

Познавательно! От чего помогает Киккская икона Божией Матери на Кипре

Поэтому православному нужно знать, откуда брать высокие духовные стандарты. Великолепным примером тут являются слова Христа из Евангелия от Матфея.

Спаситель на простых примерах разъясняет, в чем проявляется истина, которая порождается личным усилием и развитием веры. Ведь, действительно, даже животные любят (в доступном варианте) своих хозяев, потомство, в них действуют инстинкты, и для этого не требуется никакого разумения и личного усилия.

При этом православный развивает и проявляет чувство уважения и любви по отношению ко всем, для него возлюби ближнего своего как самого себя – не пустые слова, а прямое руководство к действию.

Итак, если рассмотреть тезисно, то нужно указать на следующие детали:

  • ровное, справедливое отношение ко всем окружающим людям;
  • доблесть христианина в его всеобъемлющей любви;
  • даже на зло следует отвечать благословением;
  • если сконцентрироваться на главной цели, то оттуда пойдут и остальные добродетели.

Не зря в православии любовь относится одновременно к Плодам и Дарам Святого Духа и считается одним из высших достижений верующего. Такое чувство, или вернее состояние, достигается в процессе духовной работы.

Конечно, не следует путать положительное отношение к приятной пище или наблюдению красивого пейзажа, с истинной добродетелью, которую развивает в себе православный.Истинная христианская добродетель представляет собой духовное достижение.

Правила любви

В обывательском смысле нередко подменяются понятия между настоящими чувствами и поддельными. Не следует путать какие-то симпатии, которые могут быть вызваны элементарными действиями, и настоящие чувства. Порой, симпатия проявляется как последствие простого механизма приязни.

Познавательно! Молитва Символ Веры: полный текст на русском языке

Конечно, подобные знаки взаимного расположения приятны и могут быть нужны в отношениях, но часто подобное перетекает в потакание порокам. Когда мы дозволяем себе и другим лень, чревоугодие, то такое может выглядеть как хорошее отношение, но, в действительности, оно является пагубным. Под словами «люби ближнего твоего» подразумевается совсем не потакание порокам или нечто подобное.

Тема предстает довольно трудной, здесь тоже пригодятся тезисы:

  • главной целью для православного остается спасение души, поэтому оно представляет собой и основную ценность, чтобы идти к этой цели следует возлюбить господа и ближнего;
  • следование религиозным предписаниям и взращивание веры также являются признаками любви к себе;
  • в православии эта добродетель подобно вере представляет собой динамический параметр, то есть может взращиваться и меняться;
  • по отношению к другим следует проявлять деликатность, не судить людей, не навязывать им свое мнение.

Конечно, для всего этого требуются глубокие размышления и собственный духовный опыт. Нужно самостоятельно стараться осмыслять каждый тезис и, возможно, развивать собственные.

Не всегда возможно описать, как проявляется истинное чувство в религиозном смысле, так как подобно вере оно ощущается на уровне, не всегда улавливаемом полностью разумом, то есть вы можете различать истинное от неистинного, но описать это словами будет трудно или вообще невозможно.

В процессе постижения того, как возлюбить ближнего твоего, как самого себя, нужно ориентироваться и на рассуждения, и на взращивание чувства, которое находится вне рассуждений и концепций. В этом могут помочь проповеди и книги, которые оставили святые православные подвижники, ведь в таких трудах заключается квинтэссенция духовного опыта.

Кто является ближним

Понятие «ближний» может иметь различную трактовку, так как подразумевает, с одной стороны, любого человека, который оказывается поблизости, то есть фактически всех. С другой стороны, речь идет о близких людях, которые всегда присутствуют в вашей жизни, а также о других.

Первый вариант вполне понятен, об этом сказано ранее, в месте, где даны слова Христа о любви к врагам и ненавидящим. Рассмотрим второй вариант слов Христа из Евангелия от Иоанна.

Каноническое сочинение апостола указывает на христианское сообщество. В частности, вполне разумно рассматривать его далее как сообщество православных верующих. Изначально нужно развивать отношения именно с теми, кто близок по вере, с разделяющими ваши взгляды.

Ближними могут называться самые разные люди:

  • не всегда члены семьи являются близкими по духу, нередко родственники ощущают себя невероятно «далекими» друг от друга;
  • также ближними (в духовном смысле) не следует непременно считать людей, с которыми вы работаете или которые являются частью повседневности по независящим обстоятельствам;
  • отношения могут быть не особенно развитыми, но некоторые люди имеют сходные с вашими взгляды, следует в делах идентичным принципам, тогда такой человек, в действительности, является более близким, чем многие;
  • тот, кто способствует спасению вашей души, становится для вас ближним, а тот, кто развращает и учит порокам, в действительности, оказывается «дальним».
Читайте также:  Грех злословия: значение в православии, примеры, борьба и избавление, причины и опасность, молитвы

Начинать всегда следует с себя, то есть развивать сначала собственные христианские добродетели, а потом искать отзывы в душах других людей, которые разделяют ваши взгляды. В сообществе, где процветает взаимная приязнь, добродетели взращиваются эффективнее и также быстро устраняются пороки.

Обратите внимание!Полезным может быть рассмотрение умом страданий и печалей, которые испытывают другие люди.

Если рассмотреть различные тяготы, то проще развивается сострадание, которое в дальнейшем перерастает в самое высокое отношение к каждому существу.

Полезное видео:»Возлюби ближнего своего как самого себя..»

Вывод

Следующей ступенью становится распространение своего отношения вообще на всех людей, когда ближним вообще становится каждый. Тут полезно ориентироваться на пример самого Христа, который общался и с мытарями, и с другими, скажем так, не самыми приятными людьми.

Тем не менее, он к каждому относился с лучшим чувством, и поэтому мог сделать, к примеру, из мытаря апостола новой веры и святого подвижника. В одном простом слове заключается квинтэссенция всей веры, ведь этим словом обозначается и сам Господь Бог.

Заповедь Христова «возлюби ближнего своего как самого себя»

Важнейшая заповедь Евангелия «возлюби ближнего твоего, как самого себя», на первый взгляд, является простейшим правилом, не требующим толкования. Тем не менее, именно вокруг этих простейших слов Христа мудрецы (и не только мудрецы) обожают вести интеллектуальные споры.

Прочитав ряд высказываний многих философов толкователей (от Ф. Ницше до отца Сергея Булгакова или Василия Розанова или Льва Красавина), верующий человек и сам может впасть в заблуждение. Перед ним неизбежно встанут вопросы, в одночасье превращающиеся из простых и понятных ─ в сложные и трудноразрешимые:

Кто есть ближний христианину, которого ему следует возлюбить?

Как именно следует любить ближнего – как самого себя?

Золотая заповедь христианской этики

Ведь в Евангелии действительно можно найти многократные упоминания Христом, что «много званых, да мало избранных», «враги человеку ─ близкие его» (от Матфея,10-39). «Нехорошо отнять хлеб у детей и давать его псам» (а женщине хананеянке, молившей о помощи, Мф., 15-26).

Следовательно, те, кого следует любить ─ вовсе не все окружающие христианина люди, но некие избранные? При этом » возлюбить ближнего своего как самого себя» Библия обозначает важнейшим условием Спасения? И как же «любить самого себя»?

Недавно пришедший к христианству человек, если не читает толкований Отцов Церкви и не ведет бесед со своим духовником, может усомниться и в том, что именно есть христианская любовь по отношению к самому себе. Несмотря на риторические спекуляции, верующий поймет, что «любить себя» в евангельском духе ─ вовсе не означает позволять себе новые роскошные автомобили, разнообразить стол фуа-гра и экзотическими фруктами. Напротив, из любви к себе следует вырвать себе «соблазняющий глаз», «оставить», а порой и «возненавидеть отца и мать» (от Луки,14-26).

То ж самое касается и любви к «ближнему твоему«, если уж она уподобляется любви к себе. Следует оберегать объект любви от излишеств, помогать, даже направлять с любовью на верный путь, не позволять усомниться в заповеди и Библии.

Чтобы избежать подобной пагубной путаницы, и следует знать толкования Святых отцов и просто церковных авторитетов на эту простейшую заповедь.

По своей сути, заповедь христова «возлюби ближнего твоего как самого себя» включает в себя, как и постулаты из Ветхого Завета, в частности, книги Иакова: «хорошо поступаете, любя ближнего, как самого себя (Библия, Иак., 2, 8) и современного золотого правила этики в положительном прочтении: «поступай с другими так, как хочешь, чтоб они поступали с тобой». В этом заповедь Христа ─ вторая по важности, после любви к Богу, ─ всеобъемлюща и проста.

Но необходимо отметить, что христианство резко различает «всех» близких людей (например, достающуюся человеку вне зависимости от его желаний родню или коллег), и истинных «близких».

В притче о пострадавшем от разбойников, прямо отвечая на вопрос «кто есть ближний христианину», сам Иисус подчеркивает эту разницу. ─ Человек был ограблен и избит бандитами, лежит на дороге. Мимо проходят те, кто должны бы позаботиться о нём: родич по племени и учитель законов (в применении к сегодняшним реалиям – кузен и народный депутат или даже недостойный батюшка). И только один из трех, человек неведомого племени («самарянин» во времена Христа или случайный кореец в нынешней ситуации), останавливается и помогает жертве налета. Из этой притчи становится ясно: кого, в первую очередь, имел в виду Христос под понятием «ближнего». Но не только!

Кто же есть для человека «ближние его»?

Если внимательно читать Евангелия, то «ближними» христианину становятся те, кто, как и он исповедует истинную веру, сам следует заповедям. При этом важно понимать, что таким может оказаться вовсе не близкий по жизни в миру человек. Даже не родственник: «Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф., 12-50).

Тем не менее даже не любя родителей, ─ так как любовь есть чувство от Бога, и ей крайне сложно возникнуть в отношении тех, кто сбивает с пути праведного, или злословит на учение Христа, ─ настоящий православный должен почитать отца и мать.

Очень хороший, чёткий ответ на этот вопрос даёт св. Иоанн Златоуст в своём толковании о «боголюбии и человеколюбии». Даже брат или жена (муж), даже если они «любят» тебя телесной любовью, но не заботятся о твоём христианском самосовершенствовании, поощряют греховные наклонности — например, лень и чревоугодие — не являются «ближними» в евангельском смысле слова.

Ближние по крови и по духу в Евангелии и Библии

Но нельзя забывать, что заповедь о любви к ближнему является второй по значимости, первая же ─ о любви к Богу. Из этого богословы делают вывод, что настоящий христианин, воспитанный в духе слов «Возлюби Господа от всего сердца, души и разумения», несмотря ни на что, сам должен стараться увидеть в каждом создание божие, относится, как отнесся самарянин к ограбленному, искать в сердце силы помочь самому заблуждающемуся, сделав того «ближним» своим. Нужно найти в сердце отзыв на страдания любого существа, и оно станет ближним твоим.

Тем более что слова Евангелия «возлюби ближнего твоего как самого себя» Библия многократно ставить в число важнейших заповедей и Ветхого Завета, например: книга Левит.19:18.

Вот краткий перечень трудов православных отцов церкви, в которых дается наиболее ясное толкование не только заповеди «возлюби твоего ближнего» но и того, кем должен является этот ближний (расширенный список литературы вы сможете найти на сайте Оптиной пустыни или на ресурсе «Азбука Веры» http://www.optina.ru/ , https://azbyka.ru/ ).

  • «Толкование на Святого Матфея» Св. Иоанна Златоуста.
  • «Заповеди Божии» епископа Южно-Американского из Буэнос-Айреса Александра Милеанта.
  • «О любви к Богу и ближним» преподобного Иоанна Кронштадтского.

Из этих ( и многих других сочинений или просто беседы со вдумчивым батюшкой), станет понятно, что истинный христианин должен считать «ближними своими»

  • тех, кто нуждается, кому он в силах помочь,
  • тех, кто хоть раз помог ему советом, наставлением или делом.
  • Но, в первую очередь тех, кто, как и он сам пытается постичь любовь к Господу, тех, кто близок ему по христианскому духу.

Остальных людей, особенно «злоречивых», христианин (если он не открыл в себе дара проповедовать и самому нести слово Божие) должен скорее избегать: «знайте, что вы и через брата будете (имеется в виду не «брат по Вере, но «брат по крови») выслушивать глубины сатанинские» (старец Амвросий Оптинский).

«Имейте общение с теми, кто Боится Господа и дает душе вашей утешение».

Для тех, кто хочет изучить проблему более углубленно, рекомендуем труд Н. Бердяева «Дух и реальность» или сочинение о. Павла Флоренского «Столп Веры».

Какой должна быть христианская любовь к себе и ближнему?

Никакое высокое, настоящее возвышенное духовное чувство не может прийти к человеку даром. Философ о. Сергей Булгаков писал: «любовь, даже дружба, приходят после духовного подвига, аскезы». Любовь к ближним, пришедшая христианину, должна быть достаточно суровой (как и к самому себе), чтобы стать чувством, способным уберегать ближнего — как и себя самого — от искушений, помочь удалиться от «делающих зло», спасти от ада.

Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца

Это чувство ни в коем случае не должно оказаться потаканием: «ах, ближний мой хочет миллион долларов, надо помочь». Христианская любовь в истинном православии, не смешанном с лютеранской теорий «успеха в жизни мирской», должна быть достаточно строгой. В примере с миллионом долларов христианин, скорее должен не помочь заработать ближнему этот миллион, а указать опасности для его души, поджидающие на пути стяжательства.

Но и видеть в каждом ином человеке подобие божие, настоящий православный тоже должен. И помогать, по силам своим, своей любовью выйти из пагубных заблуждений на ту дорогу, с которой его столкнули разбойники из притчи. Любите ближнего как самого себя и никогда не отчаивайтесь!

Отзывы и комментарии

Ближним может быть случайный человек, попутчик, встречный и др. Для Исуса Христа таковым был вор Варавва, распятый на Кресте рядом с ним. Отношение «Возлюби ближнего, как себя» изменило сознание Вараввы. Хотя после освобождения мог радоваться и продолжать воровать. Такова духовная сила заключена в этой заповеди

Николай, имена разбойников, распятых вместе с Иисусом в Евангелии не названы. Про Варавву потрудитесь узнать сами.

Заповеди Божии

За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.

«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин.14:23-24 ).

Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

Десять Заповедей Ветхого Завета
( Исх.20:2-17 ; Втор. 5:6-21 )

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради
  9. Не лжесвидетельствуй.
  10. Не пожелай ничего чужого.

Девять Заповедей Блаженств Нового Завета
(Евангелие от Матфея 5:2-12 )

В восполнение 10-ти ветхозаветных заповедей Христос в Нагорной проповеди преподал 9-ть заповедей блаженств. В них Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям, христианам. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству.

Заповеди Блаженств – декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века: плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (…).

Читайте также:  Целомудрие в православии: определение и значение, как достичь и сохранить, мнение святых отцов и священников

Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.

Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» ( Мф.22:37-40 , Мк.12:29-31 ). И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ) .

«Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему «просто так хочется». Всё, что Бог заповедал делать – полезно нам, а что запретил – вредно.
Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: «пей морковный сок – он полезный, не ешь много конфет – это вредно». А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок – нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.
Также и мы, взрослые «дети», больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям. И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем грех».
протоиерей Александр Торик, «Воцерковление».

Почему на вопрос о том, какие существуют заповеди, 80% крещеных людей отвечают не сговариваясь: «Не убий, не укради»? Почему называют именно шестую и восьмую заповеди Ветхого Завета? Не первую, не третью, не десятую. Я долго размышлял над этим и пришел к любопытному выводу: из всех заповедей человек выбирает те, для исполнения которых ему ничего не надо делать. «Я не убил, не украл – я отличный парень, и оставьте меня в покое!» А седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» знаете, почему пропускают? Да очень «неудобная» в наше распутное время заповедь. Вот и обманывает себя человек, выбирая из закона Божиего только то, что ему удобно, и попирая сознательно или неосознанно то, что мешает ему жить по-своему. Юристы говорят, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это верно и в отношении духовной жизни, и именно потому, что знание (или незнание) закона всецело зависит от нас, от нашего доброго или худого произволения. …
Нарушая заповеди, человек ведь не Бога оскорбляет даже. Бог свят и поругаем не бывает. Но человек калечит собственную жизнь и жизнь своих близких, потому что заповеди – это не какие-то кандалы: вот, мол, и так жизнь трудная, а тут еще какие-то заповеди нужно соблюдать! Нет, все не так. Заповеди Божии – это именно условия нормальной, полноценной, здоровой и радостной жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе и своим близким.

Из Нагорной проповеди, и прежде всего из Заповедей Блаженства, следует, что человек должен очиститься от страстей, очистить свое сердце от всех помыслов, обитающих в нем, обрести смирение духа, чтобы стать достойным увидеть Бога. Слово Христа ясно:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…
( Мф.5:3-8 ).

Заповеди Блаженства показывают духовную стезю человека, путь обожения, путь, который ведет к исцелению. Сознание своей духовной нищеты, то есть осознание страстей, вселившихся в сердце, приводит человека к покаянию и блаженной скорби. В меру глубины этой скорби в его душу приходит Божественное утешение. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие. Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божия оправдания и стремится к соблюдению заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Храня заповеди Божии, он сподобляется познания милости Божией и еще больше очищает свое сердце. В очищении души и заключается назначение заповедей. Одни из них относятся к очищению разумного, другие – к очищению раздражительного начала души. И когда душа очищается от страстей, человек достигает созерцания Бога.

Заповеди Блаженства раскрывают суть духовной жизни и способ исцеления человека. Человек, соблюдающий заповеди, запечатлевается печатью Святого Духа и становится членом Тела Христова, храмом Всесвятого Духа.
митрополит Иерофей (Влахос)

Пусть не подумает кто из нас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царствие Небесное. Нет; получит его тот, кто заповеди Божии соблюдает.
преподобный Феодор Санаксарский

Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы – не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы – это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова – это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.
митрополит Сурожский Антоний, «Быть христианином»

Если и трудно быть христианином, то не потому, что заповеди Господа тяжки, но лишь потому, что велика сила греха, наследственная порча души и тела.
профессор В.И. Экземплярский

Во времена Иисуса согласно традиции насчитывалось 613 запретов и предписаний, однако к этому же времени сложилась и традиция их сокращения до значительно меньшего числа.
Так, царь-псалмопевец Давид свел все заповеди всего лишь к одиннадцати ( Пс.14:1-5 ):
Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла
и не принимает поношения на ближнего своего;
тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
кто серебра своего не отдает в рост
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.

Пророк Исайя еще сократил число заповедей и довел его до шести ( Ис.33:15-16 ): Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах…

Пророк Михей ( Мих.6:8 ) ограничился лишь тремя заповедями: О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

Пророк Исайя в другом месте ( Ис.56:1 ) упоминает о двух заповедях: Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду…

Наконец, пророк Амос ( Ам.5:4 ) все заповеди обобщил до одной: Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы.

«Возлюби ближнего своего, как самого себя»: толкование заповеди, смысл и значение

— Отец Михаил, даже далекие от веры люди часто употребляют фразу «полюби ближнего, как самого себя» и понимают, что она имеет христианский смысл. А откуда эти слова?

— Заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» появляется в законодательстве Моисея. Она не относится к числу тех десяти заповедей, которые были начертаны на каменных скрижалях Самим Господом и определяли основные нравственные обязанности человека по отношению к Богу, обществу и самому себе. В Пятикнижии Моисея эта заповедь — люби ближнего твоего, как самого себя — находится в книге Левит (Лев. 19, 18), которая в иудейской традиции называется «Книгой Закона священников». К сожалению, мы плохо знаем Ветхий Завет. А ведь апостол Павел называл его детоводителем (по-гречески — педагогом) ко Христу (Гал. 3, 24). Зная и почитая десять главных заповедей, мы мало что можем сказать о других заповедях Закона, которых, как подсчитал средневековый ученый раввин Маймонид, ни много ни мало — 613. Интересующая нас заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» в списке Маймонида — 206-я. Так что нет ничего удивительного в том, что ученый книжник, задавая Христу вопрос: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? (Мф. 22, 36), меньше всего ожидал услышать именно ее. Нужно вспомнить, что вопрос этот был провокационным. Вся 22-я глава Евангелия от Матфея — это описание серии провокаций со стороны фарисеев и саддукеев: когда верхушка иудейского общества была уже готова к устранению Иисуса, нужно было найти повод для формального обвинения. Те, кого апостол Павел впоследствии назовет «совопросниками века сего» (см.: 1 Кор. 1, 20), задали целый ряд вопросов, последним из которых был вопрос о важнейшей заповеди Моисеева Закона. Смысл этой провокации был в том, чтобы запутать Иисуса в истолкованиях. Ожидалось, что он назовет какую-нибудь заповедь из десяти, начертанных на скрижалях,— но Он назвал именно ту, о которой мы с вами говорим. Нравственная новизна учения Христа состоит в том, что Он отождествляет любовь к ближнему и любовь к Богу. Любить невидимого Бога — то же, что любить самое совершенное и самое любимое Его создание, человека. Причем любить именно «как самого себя», то есть не за что-то конкретно, а полностью — со всеми добродетелями и заблуждениями. А поскольку личность — это образ Божий в человеке, то любовь к образу — это не что иное, как любовь к Первообразу, поэтому любить ближнего, как самого себя,— это и означает любить Бога. Надо заметить, что даже умный совопросник века сего умолкает (в изложении Матфея), пораженный открывшейся ему связью двух хорошо известных ему заповедей, а в изложении Марка — даже выражает свое восхищение, признавая, что любить Бога и ближнего есть больше всех всесожжений и жертв (Мк. 12, 33).

— Почему из любви к Богу вытекает любовь к ближнему, это понятно. А вот что означает любовь к самому себе?

— Что такое любовь к самому себе, как полюбить себя — очень актуальные вопросы. Как наш современник понимает любовь к себе? Очень просто: как возможность осуществить свои желания. Что бы такое еще приобрести? Чем бы себя еще украсить? Радости такая «любовь» к себе приносит немного. Вернее, приносит — но не надолго. Потому что требуется все новая и новая подпитка, новые удовольствия: не хочу жить в избе — хочу в палатах, не хочу быть простою крестьянкой — хочу быть столбовою дворянкой… Но наркоман увеличивает дозу, а обычный доморощенный пьяница не может выйти из запоя не потому, что каждая новая рюмка делает его более счастливым — а чтобы избавиться от мучительной тоски похмелья. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?(Мф. 16, 26). Другими словами, любить себя, руководствуясь слоганом «Я этого достойна»,— путь неверный и тупиковый.

— То, о чем вы говорите,— это все же скорее эгоизм, чем любовь… А что есть именно христианская любовь к себе?

— Человек — это образ Божий, покрытый многочисленными наслоениями греха. Есть те, кто эти наслоения в себе очень любит. Юровский, например, даже в старости, посещая комсомольские собрания, с гордостью рассказывал об убийстве царской семьи и с удовольствием вспоминал, как царица пыталась закрыть цесаревича подушкой. Много в нашей жизни и в нас самих есть того, что можно только оплакивать и никак нельзя, да и невозможно любить! Но вот образ Божий в нас — это святыня. И беречь его в себе, очищая от этих самых наслоений, и любить — это долг христианина. Говорит ли что-то об этом Священное Писание? Да, говорит. Причем не в общем смысле — возлюби образ Божий в себе, что для многих было бы непонятным, а то и соблазнительным, а вполне конкретно. Если Бог — это Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9), то и человек получает заповедь хранить этот свет в себе: Вы — свет мира…Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 14, 16). Если Бог — это Разум, то и человек получает заповедь будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Если Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), то и вечно новую заповедь оставляет Господь: да любите друг друга; как Я возлюбил вас… (Ин. 13, 34)

Читайте также:  Архангел Уриил: кто это, в чем помогает и за что отвечает, как ему молиться

Святые отцы много размышляли о сущности образа Божия в человеке. Если Бог бесконечен в Своем бытии, в Своих свойствах, в Своем отношении к миру, то и образ Божий в человеке бесконечен. Бесконечен образ — значит, бесконечна человеческая личность. И вот достоинство своей личности, свое сокровенное бытие, свои творческие порывы, свою любовь, свою благодарность, свою память «о милых спутниках, которые наш свет / своим сопутствием для нас животворили…» (В. Жуковский. «Воспоминание».— Ред.) — все это мы и должны любить!

— Да, но тогда как понять, где в нас кончается образ Божий — и начинается, скажем так, совсем другая «территория»?

— Многие святые отцы, богословы и философы пытались доискаться до того, что же составляет главную часть, так сказать, первооснову образа Божия в человеке. Наверное, главным будет то, чем человек отличается от всех остальных существ; что есть в человеке и чего нет ни в одном, даже самом развитом, животном. Это — свобода. Сейчас мы говорим о свободе, которую, например, Макарий Египетский считал главным свойством образа Божия, фундаментальным свойством человека. В Священном Писании, особенно в Посланиях апостола Павла, мы встречаем множество вполне категоричных требований относиться к личной свободе как к самому драгоценному достоянию: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7, 23); или из послания к Галатам — «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1). Или еще из послания к Галатам — К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал. 5, 13). Апостол Павел говорит о свободе в высшем смысле: не как об одном из многих душевных свойств человека, но как о фундаментальном качестве, без которого человек перестает быть человеком. И укоренено это свойство в Божественном бытии: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17); «…вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал. 4, 26).

Свобода образа Божия никак не сводится к свободе в социальном и политическом смысле. Апостолы были свободными и в узах, а их ученики были в высшем смысле свободными, оставаясь рабами в римском обществе. Не сводится эта свобода и к своеволию, анархии, апологии вседозволенности и безответственности, которые вовсе не являются свободой, а, напротив, самым настоящим рабством греху. Личная свобода, понимаемая как свобода выбора,— это образ Божий, с которого начинается восхождение к подобию, достигаемому в обретении нравственной свободы, свободы от греха.

Любовь к себе, которая является основанием для любви к ближнему, это любовь к образу Божьему в себе, любовь к своему достоинству христианина, ощущение высочайшей ценности своей личной свободы, которая неотделима от ответственности, связывающей нас с нашими ближними. И именно так, как мы должны любить себя в евангельском смысле, мы должны любить ближних.

— Вопрос короткий и практический: как?

— Есть простое, но бесконечно мудрое правило святых отцов: ненавидь грех, но люби грешника. Понятно, что при таком понимании «разумного эгоизма» сразу же исчезает вопрос о мере. Коротенькое слово «как» в заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя» означает не «в той же мере», а нечто иное: может быть, это прозвучит несколько неуклюже, но я бы сказал, что «как самого себя» означает здесь «в качестве самого себя». Другими словами, относись к любому другому человеку так, как будто он — это ты сам, только в другой жизни, в других обстоятельствах. У раннего Гессе есть маленькая повесть «Курортник». Некто приезжает на курорт, где ему все нравится. Прекрасный отдых, замечательная природа, ненавязчивое общество. Но одна помеха все же есть. За стеной живет еще один курортник, которого наш герой почти не встречает, но постоянно чувствует его присутствие. Сосед кашляет, постоянно что-то роняет, с шумом передвигает стулья, шаркает обувью… Он не делает ничего, на что можно было бы пожаловаться администратору гостиницы, но жизнь отдыхающего постепенно превращается в ад. И тогда герой повести начинает понимать, что выход из положения один: надо этого невыносимого соседа…полюбить! Услышав в очередной раз шум, он представляет пожилого, страдающего одышкой человека, которому трудно бесшумно передвинуть стул, которого одолевает кашель и т.д. И постепенно ненависть проходит, раздражение исчезает. А вместо них появляется жалость и сострадание к больному старику, для которого каждый глоток горного воздуха драгоценен, а курорт — может быть, единственная за всю жизнь радость почувствовать чью-то заботу.

Я думаю, что вот это и есть — «как самого себя».

Подготовила Маргарита Крючкова

Газета “Православная вера”, № 18 (446), сентябрь, 2011 г.

Возлюби ближнего своего как самого себя

Вы находитесь:

Заповедь: возлюби ближнего своего как самого себя, одна из самых важных заповедей для всех верующих. Толкование второй заповеди из Библии понятным языком.

Что значит: возлюби ближнего как самого себя? Чтобы понять заповедь, данную нам Господом, необходимо разобраться в том, кто есть наш ближний. Ведь каждая, религиозная организация, а иначе и не скажешь, так как если имели бы Духа Святого, то не имели бы названий, догматов, конфессий, но жили бы как один Божий дом, как Божия Церковь. Так вот религиозные организации ближними считают только тех, кто имеет единомыслие с ними, а остальные для них являются «чужаками» — справедлив ли такой подход, соответствует ли такое разделение на своих и чужих учению Иисуса Христа?

Если сейчас кто то возразит что это далеко не так и я ошибаюсь, то таковым задам следующий вопрос: если нет разделений на своих и чужих, и все считаются братьями, то почему тогда не могут примириться и стать одной Церковью — телом Христа? Что не даёт всем христианским конфессиям примирения в одном Духе Святом? Гордость? Надмение? Избрание Божие? Или может быть догматы не дают примирение в одном Святом Духе? Я бы хотел обратить внимание каждого христианина, считающегося себя христианином на тему о примирении христиан в одном Духе Святом.

Кто то может сейчас сказать, что такое не возможно, а я вам скажу: напротив, так должно быть по истине, по учению Иисуса Христа, или вы считаете, что учение Христа не совершенно, которое держится на двух основных заповедях?

Задумайтесь, что больше: учения и постановления человеческие или любовь Божия, истинная, христианская любовь? Если между христианами есть споры, разногласия, разделения, то вывод очевиден, все христиане плотские и не имеют духа правды, ведь именно так в спорах и разногласиях живут плотские люди, не имеющие познания Духа Святого. Если каждый защищает свой догмат, свою конфессию и при этом забывает о самом главном, о заповедях на которых держится весь закон Божий, то не по плоти ли поступают?

Но сказано в Писании, что всё исполнится и только останется любовь к Богу и ближнему. А теперь ответьте сами себе: что может быть больше любви к Богу и ближнему? Что вы поставите превыше этой заповеди? Разве может быть человеческий обряд, постановление, догмат, конфессия и прочие учения выше любви к ближнему, к Богу? Неужели так сложно исполнить одну, единственную заповедь Божию, которая исполняет весь закон Божий?

Исполнение заповеди:возлюби ближнего своего как самого себя”

Исполняя заповедь, вам легче станет жить самим, не нужно будет тратить силы на пустые споры, разногласия и прочие постановления. Поэтому лучшее что все мы можем сделать совместно, так это учиться любить ближнего как самого себя и если вы против этого, то нет вам места среди народа Божиего, ибо любовь очищает от всякого порока. А как известно из Писания:

Если ничто нечистое не войдёт в город Божий, чем и являются истинный народ Божий, то не значит ли это, что лучше учиться истинной любви к ближним, чем говорить о ней? Говорить о любви к ближнему возможно сколько угодно, но исполнять любовь гораздо сложнее и этому нужно учиться. Но как учиться, если нет понимания о том, кто для нас ближний? Да и для многих верующих открыт вопрос о том, как вообще учиться любить ближнего?

На первый взгляд всё очень просто изложено в Писании по поводу отношений к другим людям, но остаётся много вопросом и недопониманий. Например: идёт общение одного верующего с другим из разных конфессий, и вот затрагивается догматический вопрос, что происходит в диалоге? В большинстве случаев каждый станет отстаивать свою точку зрения или понимания догмата той церкви в которую он ходит. Отсюда вытекает недопонимание, спор, разногласие, а теперь давайте спросим сами у себя: кому нужен этот догмат? Вместо того, чтобы искать точки взаимодействия друг с другом, диалог превращается в ссору, ненависть друг ко другу.

Как быть в такой ситуации? На самом деле нет ничего сложного, нужно прибегнуть к мудрости и следовать ей. Для этого нам оставили предки замечательную Книгу притчей, псалмов. И я считаю, что если верующие чаще будут обращаться к мудрости и чаще рассуждать о мудрости и поступках её, то дело примирения начнёт продвигаться. Ведь если станет цениться мудрость, то и люди будут сдержанее, благоразумнее, чего очень не достаёт всем.

В Священном Писании очень много различных наставлений и назиданий, но на сколько серьёзно относитесь вы к ним? Соблюдаете ли наставления Писания? Знаний можно приобретать сколь угодно, но дадут ли они пользу вам для жизни в Боге? Как бы вы хотели чтобы вас слушали, рассуждали о вашей правде?

Допустим: вы общаетесь с верующим из другой конфессии и вам кажется что он заблуждается в том или ином вопросе. Чаще всего происходит следующее начинается разговор на повышенных тонах спор разгорается и в итоге верующие расходятся неудовлетворёнными общением друг с другом. После они уже не желают общаться в силу того, что каждый остался при своём мнении, но верно ли такое отношение между братиями во Христе? Почему братия во Христе? Так или иначе каждый остаётся верующим, исповедующим учение Христа.

Резюмируем: друзья, давайте учиться общаться, учиться уважать друг друга, пусть даже если есть среди нас заблуждающиеся, они получат исправление за счёт нашего с вами общения в Духе Святом, не нужно сомневаться, что Бог исправит, иначе нет и в нас Духа Божия. А если мы имеем Святого Духа, то с верою должны иметь общение и не укрываться от единокровного — от таких же христиан. Давайте создавать один Божий Дом молитв для всех народов и жить в мире и согласии между собою по учению Господа нашего Иисуса Христа.

Пишите в комментариях, что вы думаете о общении друг с другом и как исполнить заповедь: возлюби ближнего своего как самого себя?

Благодать и мир со духом вашим. Аминь.

Ссылка на основную публикацию