Всенощное бдение: определение и значение в православии, время и пояснения, история возникновения и структура

Всенощное бдение

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне», то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки [1] . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием. » — начинается чтение канона.

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа. ». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу. » Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Всенощное бдение и его происхождение

Всенощное бдение и его происхождение

«Всенощным бдением» называется торжественное богослужение, которое совершается в ночь накануне воскресных дней, а также и великих праздников, имеющих в Типиконе знак + креста в круге, напечатанного киноварью (красным цветом), и средних праздников, имеющих знак креста в полукружии, напечатанного киноварью. К великим праздникам, накануне которых совершается всенощное бдение, относятся все так называемые «Господские» и «Богородичные» «Двунадесятые праздники», а также: Рождество Иоанна Крестителя 24 июня, Усекновение главы Иоанна Крестителя 29 августа, свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла 29 июня, Обрезание Господне и память св. Василия Великого 1 января и Покров Пресвятыя Богородицы 1 октября.

Средние праздники со знаком креста в полукружии, напечатаннаго киноварью (красным цветом), накануне которых также совершается всенощное бдение, суть следующие: день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 26 сентября, св. Иоанна Златоуста 13 ноября, св. Николая Чудотворца 6 декабря, Трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго 30 января, св. Георгия Победоносца 23 апреля и второй день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая. Кроме того, всенощное бдение совершается еще в двух случаях: 1. Накануне храмовых праздников или в честь святаго, мощи котораго почивают в данном храме, и 2. Накануне средних праздников, имеющих знак + креста, напечатаннаго киноварью (красным цветом) и примечание: «Аще изволит» или «Аще восхощет настоятель, творим бдение», исключая случая, если храмовой святой празднуется в день Св. Духа. В этом случае Великая Вечерня, бываемая обычно по литургии в день Пятидесятницы, совершается в свое время.

Слово «бдение» значит «бодрствование», то есть провождение времени без сна. Всенощное бдение и ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшаго Христа. Возглас иерея в конце всенощнаго бдения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» относится к появлению первых солнечных лучей на востоке при наступлении утра. В некоторых местах, как, например, на Афоне, всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь. В большинстве же современных монастырей и особенно в приходских храмах бдение, по немощи людской, а также несомненно и по крайнему небрежению к соблюдению устава и церковной молитве, сокращаясь все больше и больше, доведено до минимума продолжительности, чего признавать законным, конечно, нельзя.

Читайте также:  Освящение квартиры: правила и особенности, способы и суеверия, смысл и значение в православии, молитвы

Согласно указанию 2–ой главы Типикона, всенощное бдение должно начинаться «по еже зайти солнцу мало», то есть вскоре после захода солнца. Хотя порядок и содержание песнопений и чтений всенощнаго бдения во многом приближаются к порядку и содержанию так называемой «Великой вечерни» и «Полиелейной утрени», однако Типикон строго различает «бдение» и «полелей». Основное их различие в том, что Великая вечерня и Полиелейная утреня это два самостоятельных богослужения, совершаемых отдельно одно от другого, одно вечером, другое утром, в то время как Всенощное Бдение это одно цельное, неразрывное богослужение, совершающееся при том и с большей торжественностью. Всенощное бдение — богослужение составное, состоящее из трех неразрывно связанных, соединенных в одно последований: Вечерни, Утрени и Перваго часа.

В богослужебных книгах слово «бдение» иногда заменяется словом «собор» указание на то, что это богослужение, ради большей торжественности, совершается целым собором священнослужителей. Например, нередко встречается в Типиконе и в Минеях такое выражение: «совершается собор, идеже лежат мощи его и идеже храм его», то есть там, где почивают мощи данного святого, или храм посвящен его имени, следует по уставу совершать всенощное бдение. Слово «бдение» также иногда в богослужебных книгах заменяется греческим названием «агрипния» (. ).

Малая вечерня

Так как всенощное бдение начинается Великой вечерней, уже после захода солнца, то перед заходом солнца, чтобы не оставлять этого времени дня без церковной молитвы, всегда полагается совершать по уставу (см. главу 1–ую), так называемую Малую вечерню. Главной отличительной особенностью Малой вечерни является отсутствие обычных для всякой другой вечерни ектений, кроме краткой заключительной ектении, и то, что она вся совершается при закрытых царских вратах и задернутой завесе.

Малая вечерня предваряется чтением Девятого часа, который с ней неразрывно связан. Устав 9–го часа изложен в Часослове. Так как 9–й час относится к уходящему дню, то тропарь и кондак читаются уходящего дня. По окончании Девятого часа, без отпуста, произносится иереем начальный возглас: «Благословен Бог наш…» и дальше малая вечерня следует таким порядком:

Приидите поклонимся… 3–ды.

Предначинательный псалом 103–й, Слава, и ныне,

«Господи воззвах:» на глас данной недели или стихир.

Стихиры на «Господи воззвах:» всего на 4, (воскресные или праздника, смотри Малую Вечерню в Октоихе или в Минее).

Богородичен или стихира праздника.

Свете тихий: (читается, но не поется),

Прокимен дня, причем великий прокимен: «Господь воцарися…» вместо 4 1/2 раз, поется только 2 1/2 раза.

Стихиры на стиховне.

Богородичен или стихира праздника.

Трисвятое по «Отче наш».

Тропарь, Слава и ныне, Богородичен (если не двунадесятый праздник), а если двунадесятый праздник, то тропарь праздника.

Краткая сугубая ектения, какая положена в начале утрени.

Возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…»

История формирования и происхождение всенощного бдения

Научная работа по литургическому богословию на тему: «История формирования и происхождение всенощного бдения» имеет большое значение в системе православного богословия и философии. Данная тема будет раскрыта в нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалаврской работе, ВКР и дипломной работе. План работы будет состоять из трех глав в каждой главе будет по три под пункта.

Введение

Семестровое сочинение для Духовной Академии рассматривает и изучает тему: «История формирования и происхождение всенощного бдения», имевшее место в литургическом богословии и развитии церковного устава Русской Православной Церкви.

Актуальность данной работы определяется в связи с недостаточной изученностью темы в литургическом богословии и святоотеческом понимании. Несмотря на многочисленные исследования по данной тематике многие авторы не раскрывали в полной мере тему нашей работы или раскрывали не полностью. Надо отметить, что источники свидетельствуют о важности данного вопроса, как в литургическом богословии так и в святоотеческом осмыслении.

Среди нерешенных проблем находится вопрос о главных причинах, а именно скрупулёзном изучении данного вопроса в литургическом богословии. Также большое значение придается изучению вопроса о значении литургического анализа рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, а также его развития и формирования в православном богослужении. Называются, например, такие факторы, как история возникновения данного вопроса в церковном уставе Русской Православной Церкви.

В данной работе мы попытаемся рассмотреть все известные источники, основные исследования и ответить на поставленные вопросы о значении литургического анализа рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, а также его развития и формирования в православном богослужении.

Исследование настоящей темы актуально еще и потому, что ее результаты могут послужить достижению взаимопонимания в литургическом богословии и святоотеческом понимании.

Основой целью нашего сочинения для Духовной Академии является изучение данного вопроса в литургическом богословии , богословском анализе и святоотеческом понимании содержания данной работы, а также анализ их развитие данного вопроса в нравственном богословии .

Объектом настоящего исследования являются, изучению вопроса о значении литургического анализа рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, а также его развития и формирования в православном богослужении.

Предметом нашего семестрового сочинения является, изучение вопроса о значении литургического анализа рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, а также его развития и формирования в православном богослужении.

В основе сочинения по литургическому богословию на тему: История формирования и происхождение всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы литургического характера. В нашем сочинении мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы, которая рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение литургического анализа рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения. В нашем сочинении по литургике на тему: История формирования и происхождение всенощного бдения, мы изучаем, анализируем и рассматриваем важную богословскую тему в которой раскрыта определенная научная позиция подтверждающую наши доводы в поддержку выдвигаемой темы сочинения для Духовной Семинарии.

Предметом изучения православных историков дореволюционного периода заключалось именно в отделении исторического сюжета, имеющего отношение к теме нашего семестрового сочинения для Духовной Семинарии, в котором мы рассмотрим:

Значение формирования всенощного бдения;
История формирования и происхождение всенощного бдения.
Происхождение всенощного бдения.
Важность истории формирования всенощного бдения;
Основные аспекты истории формирования всенощного бдения;
Свидетельства Святых Отцов о формировании всенощного бдения;
Литургический анализ истории формирования всенощного бдения;
Архивные свидетельства о истории формирования всенощного бдения;
Исторический анализ формирования всенощного бдения;
Исторические сведения о происхождении истории формирования всенощного бдения;
Основные источники свидетельствующие о истории формирования всенощного бдения;

На протяжении достаточно большого периода времени, многие православные историки практические не замечали проблему богословского восприятия роли История формирования и происхождение всенощного бдения. Изучение церковного устава и литургического богословия, позволяет выяснить действительные исторические факты которые дают возможность сегодня нам говорить о том, что сама форма взаимодействия между историей и богословием носит глубокий и осмысленный характер.

Цель научной работы История формирования и происхождение всенощного бдения

Заключается в развитии основных богословских навыков, а также самостоятельного творческое мышление. В нашей научной работе в ее письменном изложении большое внимание будет уделено исследованию основных смысловых идей данной темы.

Формирование научной работы История формирования и происхождение всенощного бдения

Формирование нашей научной работы на тему «История формирования и происхождение всенощного бдения» чрезвычайно полезно, поскольку она позволяет автору четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, описать Литургический, философский, научный и исторически опыт соответствующими примерами. В нашей научной работе, также будет приведена серозная богословская аргументация ключевых выводов, что позволит основательно раскрыть основную тему работы.

Основной методикой раскрытия темы История формирования и происхождение всенощного бдения

Основной методикой раскрытия темы нашей научной работы «История формирования и происхождение всенощного бдения», будет заключается в раскрытии основ богословского, философского и исторического анализа выбранной нами плана работы и его структуры. Основным способом раскрытия нашей темы, также послужит углубленный и структурированный анализ и осмысление ключевых факторов, послуживших глубоким основанием в ее развитии.

Структура и план научной работы

Структура нашей научной работы определяется предъявляемыми к нему требованиями:

мысли автора научной работы по раскрытию основной проблемы излагаются в форме кратких тезисов (Т).
Основные мысли автора научной работы также будут подкреплены цитатами св. отцов и другими историческими документами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Основными аргументами нашей работы будут, является основные богословские учения или труды святого Отца или учителя Церкви. Историческими аргументами могут является события, истории из жития, Литургический опыт, научные доказательства, ссылки на мнение св. отцов, историков, философов, богословов или ученых. Также в нашей работе будут приводится два аргумента в пользу каждого из наших тезисов.

Таким образом, наша научная работа приобретает кольцевую структуру, в которой количество тезисов и аргументов зависит только от разрываемой нами темы — « Особенности устава литургии Василия Великого»

При написании нашей научной работы, также большое значение будет уделено раскрытию таких моментов как:

  1. История возникновения вопроса особенностей происхождения всенощного бдения;
  2. Развитие и становление вопроса особенностей всенощного бдения ;

Развитие основных вопросов связанны с раскрытием темы нашей научной работы. Ответы на них позволят вам более четко определить основные направления раскрытия нашей темы:

Формирования и генезис темы нашей научной работы:
Формулирование цели и задач научной работы:
Теоретические исследование научной работы:
Богословское исследование научной работы:

Основные научные методы, которые применимы в раскрытии научной работы:

Внедрение и эффективность научного исследования:

Основные признаки научной стилистики нашей работы

Научный стиль нашей научной работы по предмету Литургика, является функциональным стилем речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей:

  • · предварительное обдумывание высказывания,
  • · монологический характер,
  • · строгий отбор языковых средств,
  • · тяготение к нормированной речи.

Основная цель научного стиля нашей работы, будет заключаться в сборе объективной информации, как доказательство подлинной научности нашей работы.

Цель конкретизируется в задачах, которые с учетом ситуации определяют отбор материала, используемого на протяжении всего научного текста.

Доминирующая функция научного стиля нашей работы – информативная; основная форма речи – письменная; типичный вид речи – монолог.

Значение происхождения и формирования всенощного бдения

Значение происхождения и формирования всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости анализа роли рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

История формирования и происхождение всенощного бдения.

История формирования и происхождение всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости анализа роли рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Происхождение всенощного бдения

Происхождение всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости анализа роли рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Важность формирования всенощного бдения

Важность формирования всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости анализа роли рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Читайте также:  Мощи Луки Крымского: где находятся и как проехать, история и тайна, чудеса

Основные аспекты истории формирования всенощного бдения

Основные аспекты истории формирования всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости анализа роли рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Учение Святых Отцов о происхождении истории формирования всенощного бдения

Учение Святых Отцов о происхождении истории формирования всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости анализа роли рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Литургический анализ истории формирования всенощного бдения

Литургический анализ истории формирования всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости анализа роли рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Архивные свидетельства о истории формирования всенощного бдения

Архивные свидетельства о истории формирования всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости анализа роли рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Исторический анализ формирования всенощного бдения

Исторический анализ формирования всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости анализа роли рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Исторические сведения о формировании всенощного бдения

Исторические сведения о формировании всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости анализа роли рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Основные источники свидетельствующие о истории формирования всенощного бдения

Основные источники свидетельствующие о истории формирования всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости анализа роли рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Мнение современных Богословов о истории формирования всенощного бдения

Мнение современных богословов о истории формирования всенощного бдения, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости анализа роли рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Заключение

Результаты проведенного настоящего методологического анализа семестрового сочинения по предмету «Литургическое богословие» на тему: «История формирования и происхождение всенощного бдения». По мнению автора данного сочинения, основные направления в раскрытии темы сочинения находятся в историческом анализе, рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, а также его развития и формирования в православном богослужении.

Основные моменты этой научной новизны определяют, как литургические, так и определенные богословские границы. Вклада научного рассмотрения поставленных задач литургического и богословского анализа в системном научном решении проблем по предмету литургическое богословие и его роли в представленной теме.

Объективные результаты настоящего семестрового сочинения для Духовной Семинарии на тему: «История формирования и происхождение всенощного бдения», составляет необходимую методологическую основу для дальнейшего изучения в литургическом богословии и святоотеческом осмыслении, а также системного и научного подхода в рассмотрении роли происхождения и формирования всенощного бдения, а также ее смыслового значения и основных аспектов в рассмотренном нами семестровом сочинении. Основные задачи нашего сочинения для Духовной Семинарии связанны с анализом условий, при которых литургическое понимание и сложность вызванных развитием обусловлено в раскрытии исторических процессов, которые не превосходили бы определенные литургические и богословские границы.

Сколько длится и как проходит всенощное бдение в православной церкви

Что такое всенощное бдение

Впервые этот обычай ввел в практику Иисус Христос вместе со своими учениками. Последующие столетия ритуал постоянно пополнялся новыми ектениями и молитвословиями, которые сохранились до сегодняшнего дня.

По сути, всенощные – это долгие ночные священнодействия, совершающиеся в храме. Православие называет такую молитву поистине добродетельной, так как для обретения свободы духа недостаточно короткой церковной службы.

Смысл богослужения

Как правило, всенощное бдение проводится около шести часов вечера перед великими православными торжествами:

  • Двунадесятыми празднествами;
  • храмовыми событиями;
  • особыми датами, отмеченными в Типиконе;
  • церковными праздниками, установленными отдельными приходами.

Также ночное священнодействие совершается перед воскресной службой и является обязательным при подготовке к Таинству Евхаристии. Не явиться на такое богослужение считается грехом, если только причины не были довольно вескими.

Всенощное бдение проводится перед Двунадесятыми празднествами

Главная идея вечерних богослужений – духовное освобождение и исцеление. Длительная молитва помогает прогнать посторонние мысли, сосредоточиться на смысле грядущего празднества, подготовить христианина к принятию Божьей благодати.

Всенощное бдение является нераздельной частью Воскресной Литургии. При этом последняя отображает грядущее Небесное Царство, а предшествующая ей служба – минувшие ветхо- и новозаветные времена. Иными словами, оба священнодействия дополняют друг друга, будучи объединенными общим смыслом.

Видео «Всенощное бдение с объяснением»

В этом видеосюжете дается объяснение богослужению.

Как проходит богослужение

Ночная служба начинается около 16:00–18:00 часов с Великой Вечерни, символизирующей становление Церкви во времена Ветхого Завета. Священнослужители открывают Царские Врата, а затем окуривают алтарь ладаном в знак Божьей благодати, наполнявшей Эдем и проживавших там прародителей. Во время каждения воспевается Святой Дух, создавший этот мир, а также возводится честь всем святыням. При этом батюшка просит у Господа благословения для мирян, пришедших в храм.

Далее Царские Врата закрываются, символизируя изгнание из рая Адама и Евы, нарушивших Закон Божий. Прося у Всевышнего прощения, церковники поют великую ектению. Она представляет собой просьбу смилостивиться над грешниками, помочь им в мирской жизни. Затем церковник читает светильничные молитвы, которые содержат прошения к Богу о духовном озарении, возможности познать Его любовь, одарить радостью.

Во время молитвенного песнопения церковники выносят свечи, означающие свет христианского учения, диакон несет икону Иоанна Предтечи, а священнослужитель идет с пустыми руками, опустив их вниз. После слов «Мир всем» прихожане преклоняют головы, а батюшка обращается к Всевышнему за помилованием, спасением и защитой от сатанинских сил. Далее начинается продолжительное моление, которое называется литией.

Лития совершается в притворе как знак смирения перед Господом Богом.

Заканчивается первая часть всенощного бдения ектенией «Ныне отпущаеши», воспевающей обет Божий о пришествии Мессии. Затем начинается утренняя служба, посвященная уже Новому Завету. Церковники поют псалмы, изображающие радость и одновременно скорбь души, показывающие необходимость искупления грехов. Произнеся евангельские тексты, священнослужитель выходит из алтаря, символизируя собой Спасителя, а затем читает 12 утренних молитв.

Вновь открыв Царские Врата, духовные лица окуривают весь храм. Такое действие отображает учеников Христа, пришедших после Воскресения к Его Гробу. Далее Святое Писание выносят из алтаря, а после этого читают прокимен и само Евангелие. По окончании совершается помазание освещенным елеем. Сначала священнослужители проводят его над собой, а затем над прихожанами, чертя на лбу каждого елейный крест.

Совершив церковный обряд, духовные лица читают девять канонов, описывающих житие святых, во имя которых грядет празднество. После последних строк, произнесенных батюшкой, хор спускается и поет катавасию. Заканчивается ночная служба благословением священнослужителей своей паствы.

Сколько длится всенощное бдение

В раннехристианские времена всенощная продолжалась до самого утра, а потому и была названа именно так. Сегодня же ее длительность не превышает трех часов. Церковь пошла на подобные послабления по единственной причине: не все прихожане могут выстоять такую долгую службу. Как правило, священнодействие начинается с 17:00, а заканчивается около 22:00. Самым длинным действием считается Рождественское ночное богослужение.

Отличие всенощной от вечерней службы

Люди, не так часто посещающие церковь, редко задумываются, чем отличаются эти два священнодействия. Однако разница есть, хоть и не слишком существенная. В основном она состоит в продолжительности – вечерняя служба длится меньше.

Оба богослужения совершаются накануне воскресных дней или великих церковных празднеств. Открываясь вечерним богослужением, которое начинается около 16:00–18:00 часов, бодрствование плавно переходит к утренним молитвам. Сегодня само слово «всенощная» не совсем отвечает скрытому в нем смыслу, так как продолжительность церемонии была существенно сокращена. Ранее такие бодрствования длились не до полуночи, как сейчас, а до самого рассвета, полностью оправдывая свое название.

Вечерняя служба длится меньше

Ночные бдения – очень важная и распространенная практика, пришедшая к нам еще с раннехристианских времен. Совершаясь перед церковными празднествами, она помогает верующим христианам очистить душу, отринуть мирские переживания, настроиться на грядущее празднество, полностью осознав его сакральный смысл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всенощное бдение

Многие из нас часто бывают на всенощном бдении, которое служится в большинстве церквей каждую субботу вечером. Сегодня мне хочется немного […]

Многие из нас часто бывают на всенощном бдении, которое служится в большинстве церквей каждую субботу вечером. Сегодня мне хочется немного рассказать о том, что же происходит во время этой службы и что символизирует каждая ее часть.

Начинается всенощное бдение обычно в 5-6 часов вечера великой вечерней. Вечерня отображает историю Церкви Божией в ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет свое логическое завершение в Новом Завете.

Перед началом вечерни отверзаются царские врата, и священнослужители совершают каждение алтаря, которое знаменует Божественную благодать, наполнявшую рай, и блаженное пребывание в нем прародителей.

Совершается каждение всего храма в знамение Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мира. Каждением воздается честь иконам и всем святыням, призывается освящающая благодать Божия на предстоящих людей.

Нарушение прародителями нравственного закона глубоко исказило сущность человеческого естества и привело к утрате ими благодатного общения, связи с Богом – источником и основанием правды, добра, любви и нравственной чистоты. Последствием грехопадения – отпадения от Бога – явилось нравственное растление потомков Адама и Евы. Святая Библия на своих страницах повествует об этом как о горьком опыте человека, потерявшего Бога и устремившегося за обманчивой сладостью греха.

Как райские двери, закрываются царские врата. Изгнанные из рая прародители, лишившись общения с Богом, подверглись болезням, нуждам и страданиям, духовным и физическим. Раскаяние и молитва о помощи ко всеблагому Богу сопровождали трудности и скорби их земной жизни. И подобно осознавшим свой грех прародителям – Адаму и Еве – Церковь молит Бога о прощении: произносится великая ектения.

Читайте также:  Православие и прививки: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Великая ектения – это обязательно моление всей Церкви, испрашивание Божественной помощи грешному человеку в различных нуждах его земной жизни. «Ектения» по-гречески – усердие, протяженное моление.

Священник в алтаре читает семь тайных молитв, по числу дней творения. В них содержатся прошения к милостивому и долготерпеливому Богу о нашем духовном просвещении, о даровании нам любви к Нему, страха Божия и благоговения – страха оскорбить Его любовь к нам, о даровании нам радости петь от чистого сердца хвалу Богу ныне и в Вечной Жизни. Молитвы эти в Уставе церковном называются светильничными, поскольку с самых древних времен вечерня совершалась при возжженных светильниках, и сама вечерня часто именовалась светильничной службой.

Вечерний вход символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей. Свещеносцы идут со свечами, которые знаменуют свет учения Христова. Диакон – образ Предтечи Господня Иоанна. Священник идет «прост», как указывает книга Служебник, то есть с опущенными руками, как бы уничиженный, как Сын Божий при воплощении.

Священник возглашает «Мир всем», а диакон призывает молящихся преклонить главы во образ смирения и сокрушения духа. Священник в молитве над преклонившими главы смиренно умоляет Бога, сшедшего с Небес для спасения человечества, помиловать преклонивших Ему свои главы, ибо только от Него они ждут милости и спасения, и просит сохранить нас на всякое время от диавола.

Лития – усердное моление, вне храма или в его притворе. Стоя у входа в храм, священнослужители знаменуют наше смирение пред Богом. Как бы изображая Адама, изгнанного из рая, или блудного сына, ушедшего от отца на чужбину, выходят они из алтаря и встают для молитвы в притворе, во образ мытарева смирения, согласно притче евангельской.

Песнопение «Ныне отпущаеши» благовествует об исполнении Божия обетования о ниспослании в мир Спасителя. Эта молитва воспета Симеоном Богоприимцем – последним ветхозаветным праведником, который в конце своей жизни сподобился увидеть Спасителя Израиля – Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир.

Утреня – вторая часть всенощного бдения. В ней изображаются события новозаветные.

После песнопения «Слава в вышних Богу» начинается чтение шестопсалмия (Пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142). Псалмы изображают и радостное состояние души человека, с которым милость Господня, и скорбь души, находящейся под тяжестью грехов, осознающей нужду искупления. Слушать чтение шестопсалмия надо благоговейно, молясь о прощении своих грехов.

По прочтении чтецом трех псалмов священник исходит из алтаря, изображая собой небесного ходатая за нас пред Богом – Господа Иисуса Христа. Стоя перед закрытыми царскими вратами, он безмолвно читает 12 утренних молитв, освящающих часы всенощного бдения.

«Поклонение перед Евангелием и иконой праздника, благоговейное целование их – это наше поклонение Самому Христу»

Открываются царские врата. Священнослужители совершают каждение всего храма, изображая жен-мироносиц и апостолов, которые рано утром пришли ко Гробу Спасителя и, узнав от ангелов о Воскресении Христовом, возвестили эту радость всем верующим. Евангелие, символизирующее воскресшего Господа, износится из алтаря на солею, и возглашается утренний прокимен. Евангелие на утрене читает сам священник, изображая Господа, Который питал Своих учеников Божественным словом. Поклонение перед Евангелием и иконой праздника, благоговейное целование их – это наше поклонение Самому Христу.

Далее следует чин елеепомазания. Священники помазываются сами, после чего под помазание подходят все остальные присутствующие за богослужением, начиная с диаконов. По традиции, начертывая елеем на челе молящегося крест, священник повторяет припев канона праздника: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас». Растительное масло (преимущественно оливковое — елей в собственном смысле) издревле употреблялось в Средиземноморье как лекарство (о чем упоминает и Сам Спаситель — Лк. 10, 34), со временем оно стало символом исцеления и укрепления человека. Поэтому к помазанию верующие подходят в чаянии получения от Бога милости молитвами того святого, в праздник которого они все собрались в храме.

Далее следует чтение канонов. «Каноном» первоначально называлась церковная служба, последование или правило с указанием порядка числа молитв и псалмов, которые положено пропеть или прочитать в течение суток. Канон – это священное поэтическое произведение, объединяющее девять песней, в котором прославляются жизнь и подвиги святого или лика святых, славословится праздничное событие.

Заканчивается пение канона песнопением, которое называется катавасией, от греческого «катавэно» – «схожу вниз»: для пения катавасий хор сходил с солеи вниз, на середину храма, где и пелось это песнопение.

Священник благословляет паству, благодарит за совместную молитву и желает ей Ангела-хранителя. На этом всенощная служба оканчивается.

Храм Божий ждет каждого из нас! Поэтому нам нужно находить время в мирском цейтноте и посещать всенощное бдение и Божественную литургию!

Всенощное бдение: определение и значение в православии, время и пояснения, история возникновения и структура

С. Рахманинов «Всенощное бдение»

Монументальное произведение для хора a cappella с солистом, входящее в золотой фонд всемирного культурного наследия – «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Несмотря на принадлежность и строгое следование православным традициям богослужения, его знают, любят и почитают во всем мире, неизменно признавая его высочайшую художественную ценность.

Человек трудной судьбы, вынужденный покинуть родину после революции, Сергей Васильевич Рахманинов до последнего вздоха любил Россию и считал себя русским. А его характер был отражением всего лучшего, что может воспитать в человеке православие – скромность, смирение, сострадание. Всю свою жизнь он жертвовал на благотворительность если не половину, то треть доходов точно. Во время Первой Мировой войны он отдавал все заработки от концертов на нужды армии. После революции, когда уже работал в Америке, он регулярно отправлял переводы в Москву – существует даже свидетельство, что однажды почтальон, выдавая очередной денежный перевод, спросил: «Что у вас за Рахманинов такой? Пол Москвы от него получают деньги». А во время Второй мировой войны, когда сам уже болел неизлечимо, до самой смерти он успел отправить в Россию сумму, что в пересчете на сегодняшние деньги можно измерить как 300 тысяч долларов – неоценимый вклад в ту Победу.

Многие исследователи, в том числе, прославленный современный хоровой дирижер Владимир Минин, склонны считать, что «Всенощная» родилась у композитора как молитва о судьбе Родины, которая переживала в тот момент времена суровых испытаний – начало первой мировой войны, предвестие революции, падения Самодержавия и смены государственного строя.

Ранее он уже обращался к жанрам духовной музыки. Еще в 1910 году он написал Божественную Литургию, или Литургию Иоанна Златоуста. Впоследствии он признавался, что не полностью удовлетворен тем, как удалось ему это сочинение. Оно не вполне отвечало требованиям русской церковной музыки, которая отличается особенной строгостью и молитвенностью. И в конце 1914 – начале 1915 года он принимается за «Всенощную».

Это особое обрядовое богослужение в православии, совершаемое накануне воскресных и праздничных дней по церковному календарю. Иногда говорят Всенощная служба. Она состоит из 2 масштабных частей – Вечерни, где вспоминаются ветхозаветные события, и Утрени, где поминают новозаветное время и пришествие Христа. Внутри службы есть неизменяемые песнопения (именно эти части Рахманинов включил в свое произведение) и изменяемые – это стихиры, тропари и другие стихи, приуроченные к конкретному празднованию. Общая динамика Всенощного бдения – от мрака к свету.

В традиции православия служба представляет собой чередование напевных возгласов священника, хорового пения и чтения святых книг чтецом. Церковные хоры на Руси всегда были сильными, с развитыми голосами, не редкостью были басы-профундо – очень низкий, глубокий бас, придающий звучанию насыщенность, основу, глубину. Несмотря на довольно широкие возможности хоровых коллективов, а существовали целые хоровые училища (как Синодальное, например), церковнослужители не приветствовали излишне эмоциональную музыку для служения. Считалось, что верующий должен молиться, обратить душу к покаянию во время службы, а не услаждать слух приятным мотивом. Тем не менее, даже не исполненные экспрессии обиходные православные мелодии вызывают у прихожан то особое молитвенное состояние, которое приближает их к Богу.

Прекрасно сохранились дневники Сергея Васильевича. Он много пишет о своих детских воспоминаниях, как поразили его и навсегда врезались в память простые запевы обихода. Он всегда чувствовал необходимость гармонизировать их. И в конце 1914 года решается написать «Всенощную». Работа продвигалась чрезвычайно быстро – меньше чем за 2 недели было написано все. «На святках написал Всенощную и отдельно к ней из Евангелия от Иоанна глава 15 строфа 13 «Нет больше той любви…»», – напишет он в своем дневнике. Впервые исполнено 10 марта 1915 г. – все сборы пошли на нужды раненным.

Во время работы он много общался, советовался с видными экспертами того времени – церковным композитором Александром Кастальским и директором Синодального училища, композитором, палеографом Степаном Смоленским. Оба они известны, скорее, регентам и певчим церковных хоров, в концертном исполнении их музыку можно слышать гораздо реже, нежели во время службы среднего по масштабам храма. И оба они, благодаря своему опыту, помогли Сергею Васильевичу воплотить в жизнь творческий замысел – написать произведение, в достаточной степени профессиональное с точки зрения музыкального материала и подходящего для церковного служения, не выходя за рамки светского концертного звучания. И сегодня в среде священослужителей «Всенощную» Рахманинова высоко ценят и признают, такое принятие со стороны церковников есть не у каждого духовного произведения великих композиторов – Чайковского , Т анеева , Чеснокова.

Репетиции проходили в зале Синодального училища, который своими акустическими данными полностью воссоздает великолепную акустику Успенского собора в Кремле. Сергей Васильевич присутствовал на репетициях, проводимых Николаем Данилиным, и однажды сказал ему: «Я и не знал, что написал такую хорошую музыку!»

Высочайшее композиторское мастерство Рахманинова проявилось в умении работать с аутентичными напевами, знаменным распевом, в создании собственных мелодий, близких народным, в едином стиле с ними, но не упрощаясь до стилизации.

По форме оно близко кантатно-ораториальному жанру – в нем сочетается и глубокий драматизм, свойственный всем произведения духовного характера, и эпичность, и масштаб. Торжественный возглас «Приидите, поклонимся и припадем кресту!» знаменует начало Всенощной службы и в обиходе принадлежит священнику. Рахманинов, дабы подчеркнуть важность этого момента (единственный композитор, кто так поступил), передает реплику хору. Это придает сочинению торжественность, и сразу настраивает на внимание величественному действу.

Сердцевина Всенощной – «Богородице Дево, радуйся». Это его смысловая кульминация. Часто исполняется отдельно в концертах хоровой музыки. Образ Богородицы особо почитается в православии, и во время исполнения «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова многие, даже не очень верующие испытывают катарсис – момент высочайшего взлета помыслов и очищения, облегчения, избавления от боли и страданий. При том, что само произведение не изобилует гармоническим и мелодическим разнообразием, прозрачное и строгое по звучанию в начале, все драматургическое развитие происходит внутри – тема отдана альтам, а сопрано, которые традиционно ведут мелодию, лишь выполняют фоновую функцию, позволяя накапливаться эмоциональному напряжению, которое вырвется в мощнейшее форте на словах «Благословен плод чрева Твоего».

«Всенощное бдение» Рахманинова сегодня

Во время написания произведения части из него вполне могли быть исполнены в Великий праздник в большом соборе. В те времена церковным хорам это было под силу. Но после революции именно эта музыка в творчестве Рахманинова игнорировалась, умалчивалась культурологами и музыковедами. Она практически не исполнялась более 70 лет в концертах. А церковного служения и подавно не было. Во всем остальном мире «Всенощная» Рахманинова исполнялась и считалась лучшим образцом своего жанра.

После переворота 1990-х годов в Россию постепенно возвращается Церковь с ее обиходом, вспоминаются позабытые композиторы и их сочинения. Так же произошло с духовной музыкой Рахманинова. Но сейчас уже исполнять ее могут только профессиональные хоры. Нередко фрагменты или целиком ее исполняют в музыкальных учебных заведениях. Сейчас уже многие традиции церковного исполнения возрождены именно благодаря учебным хорам и их руководителям, стремящимся к максимально близкой авторской трактовке. Это важно для сохранения нашего культурного наследия.

Пожалуй, мало какое произведение может сравниться по силе воздействия на человека с «Всенощной» Рахманинова . Это подлинное русское искусство, сочетающее все моменты, присущие ему – широкую душевность, внутреннюю экспрессию и порыв. Знать его и любить необходимо каждому, кто считает себя русским.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать «Всенощное бдение»

Ссылка на основную публикацию