Зачем Бог создал человека: как и почему сотворил мир и человека

Как и зачем Бог создал человека?

Согласно описанию Сотворения мира в Ветхом Завете, в Книге Бытия, человек был заключительным творением Бога. Это не значит, что Бог не продолжает создавать. Как раз наоборот, в Новом Завете Христос говорит:

Отец Мой доныне делает, и Я делаю. (Евангелие от Иоанна, глава 5)

Это означает, что Бог продолжает творить. Когда мы говорим, что заключительным творением Бога был человек, мы имеем в виду процесс Сотворения мира, который длился шесть дней и описан в первых двух главах Книги Бытия.

Бог создал человека иначе, нежели животных.

Почему человек главное творение Бога? Просто потому, что человек не принадлежит ни к материальному миру, ни к духовному. Он – дитя двух миров: он имеет духовное начало (душу) и материальное тело. Человек, таким образом, является связующим звеном между духовным и материальным мирами. Чтобы лучше это понять, давайте посмотрим, что говорит Священное Писание о том, как Бог сотворил человека.

Бог создал всех животных и птиц одним лишь только словом. Но создавая человека, он избрал совершенно другой способ — действие.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Книга Бытия, глава 2)

Мы видим, что Бог иначе творил человека – Он сделал особые усилия, Он дал человеку душу и тело, и сделал его царем на земле, чтобы тот имел власть над всеми земными тварями.

Сотворение человека: Бох вдохнул в человека душу.

Душа человека, как его духовная составляющая, имеет большое значение, настолько большое, что даже Христос говорит нам:

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Евангелие от Марка, глава 8)

Библия часто говорит нам о душе и духе. Дух человека – это его душа. Его не следует путать со Святым Духом, или Духом Божьим. Сначала Бог создал тело человека, а затем он вдохнул в человека «живую душу». Так бог сотворил человека. Душа и тело человека задуманы и созданы одновременно. Именно данный факт стоит в основе того, что Церковь выступает против абортов. Считается, что в душа ребенка существует с момента зачатия – с момента появления первой клетки его тела.

Бог создал тело человека.

И тело также имеет большую ценность, так как душа неразрывна с телом. Тело – это храм души, которая обитает в нем.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (Первое послание Павла к коринфянам, глава 6)

Тело освящается духом Божьим, который живет в нем. Человек получает тело и кровь Христа во время Святого Причастия. После смерти тело вернется в землю, но во время второго пришествия Христа человек будет воскрешен. Воскрешен и воссоединен с душой.

Бог создал женщину.

Когда Бог создал человека, он решил создать ему помощника и партнера. Он создал Еву из ребра Адама. Почему женщина была создана из ребра? Это было сделано таким образом, чтобы не было никаких сомнений в том, что женщина имеет ту же природу и сущность, что и мужчина, и поэтому всегда будет сотрудничество и любовь между ними. Мужчина дополняет женщину, а женщина дополняет мужчину; оба дополняют друг друга. Они живут не в одиночку, а вместе. Женщина не уступает мужчине, и не превосходит его. Она плоть от плоти его. Женщина равна мужчине, так природа человека была установлена Богом.

Все люди являются потомками Адама и Евы. Это кажется странным, особенно если вспомнить, что есть несколько рас и множество языков. Даже после Великого потопа, во времена Ноя,

На всей земле был один язык и одно наречие. (книга Бытия, глава 11)

Это означает, что существует одна раса людей на земле, и что все они говорили на одном языке. Тогда что случилось? Как мы были раздроблены? Люди размножились. Они стали гордыми и перестали уважать Бога. Они решили построить Вавилонскую башню, но не для славы Божией, а для собственной славы.

Бог сошел и смешал их языки – и люди разделились на народы и расселились по земле. Проживая в разных климатических условиях, они изменились внешне. Однако, не стоит забывать, что все люди происходят от одного предка, Адама, от одной пары, Адама и Евы. От одной крови. Апостол Павел в Деяниях:

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деяния святых апостолов, глава 7)

Бог создал человека по образу своему.

Когда Бог творил человека, сказал Он:

сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Книга Бытия, глава 1)

Но что значит для нас быть сотворенными по образу и подобию Бога? Быть сотворенными по образу – не значит быть внешне похожими. Бог не имеет отношения к материальному телу. По образу Божьему означает, что мы суверенны и независимы. То есть, у нас есть свобода выбора. Без свободы выбора человек не был бы совершенным.

«Подобие» – образ в действии, это использование свободной воли человека для того, чтобы морально совершенствовать себя. Это движение к святости и совершенству.

Быть созданным по образу и подобию Бога означает иметь необходимые качества личности, интеллект и ум, чувственность и чувство, и волю, то есть способность делать моральный выбор. Этих качеств нет существуют нет у других существ. Они позволяют человеку общаться с Богом, а также быть морально ответственным за свои действия.

Первая глава Книги бытия дает нам представление о сотворении всего сущего, включая человека. Но человек имеет столь важное значение, что вторая глава Книги Бытия сосредоточена на дополнительных сведениях о создании человечества.

То, что человек был кем-то особенным для Бога свидетельствует тот факт, что бог создал дом для человека:

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (Книга Бытия, глава 2)

Следует обратить внимание на особую заботу Бога о человеке, он не создал для человека сад, а насадил его, приложил усилия для того, чтобы человеку было хорошо. Бог проявил личную заботу о человеке.

Согласно Библии, первый человек был совершенен, создан по образу Бога.

Бог Всевышний согласился поделиться с человеком господством и властью над животным миром.

Бог наделил человека некоторыми из его божественных атрибутов, тем самым отделяя и отличает его от зверей. Какие особые Божественные качества получил человек? Их шесть:

Для чего Бог создал человека.

Зачем Бог создал человека? Бог создал нас, чтобы явить свою благость и поделиться с нами своим вечным счастьем на небесах.

Создавая мир, Бог не увеличил свое счастье, так как он был бесконечно счастлив от всей вечности, но он явил Свою славу и Свою благость внешне.

Бог создал человека, чтобы особым образом проявить свою славу. Он дал человеку разум и волю. При жизни Бог дает нам свет Своей славы и свою благодать.

Зачем Бог сотворил мир?

Начнем с самого главного. По какой причине Бог принял решение создать мир? Это вопрос, который не имеет ответа. Однако мы не можем им не задаваться. И вероятный ответ на этот безответный вопрос мы находим у святого Максима Исповедника, когда он в своих “Главах о любви”, рассуждая об этом, говорит о взаимной радости: “Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-то имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались, Сам же Он веселился о делах Своих, видя их веселящимися” (“Главы о любви”, сотница 3:46).

Мысль, которую Максим Исповедник выражает, рассуждая о взаимной радости, также можно связать и с понятием взаимной любви. “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8), – говорит нам евангелист Иоанн. И эта Божественная любовь не эгоцентрична, а взаимна, она распределяется между всеми, кто к ней причастен. Бог – это не просто некое Существо, независимое, обособленное и любящее лишь Само Себя. Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Все Три Лица любят друг друга и соединены друг с другом в непрерывном движении взаимообщения. Бог не личен, но межличен, являя собой не просто объединение, но слияние. Один из характерных терминов, который отцы-каппадокийцы используют для описания Святой Троицы, – общение.

Следовательно, если Бог как Святая Троица представляет собой таинство разделяющейся любви, это означает, что решение о Сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога, поскольку Сотворение позволяет и другим, помимо Него, разделить это движение Троичной любви. Говоря, что этот выбор находится в согласии с природой Бога, я не имею в виду, что Бог был в той или иной мере “обязан” сотворить мир. Напротив, никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать такой жест. Он действовал абсолютно свободно. Бог необходим для мира, однако мир не является необходимым для Бога. Как говорил русский богослов Георгий Фроловский: “Мир существует. Но он начал существовать. И это значит: мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через внемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога” (“Тварь и тварность”).

Однако несмотря на тот факт, что Бог творит мир с абсолютной и совершенной свободой, а мир, соответственно, является выражением Его свободной воли, Бог в акте творения открывает и Свою истинную природу – любовь. Вспомним здесь слова святого Дионисия Ареопагита о том, что Божественная любовь экстатична, – это означает, что она находится вне Него. Бог сотворил мир, поскольку любовь его “разливается”. Без этой проливающейся любви мир никогда не стал бы существовать. И вместо того, чтобы говорить о сотворении ex nihilo (из ничего), правильней было бы говорить о сотворении ex amore (из любви).

Читайте также:  Пресвитер в церкви: кто это, история, требования и смысл, определение пресвитерианства

Если мы будем смотреть на Сотворение таким образом – как на выражение взаимной радости и взаимной любви – тогда никакие теистические воззрения, утверждающие, что вселенная есть произведение, а святой Создатель – архитектор или мастер, не смогут удовлетворить нас. Мы не можем принять образ вселенной как неких часов, которые часовщик лишь изготавливает, заводит и впоследствии оставляет идти.

Несомненно, подобные точки зрения ошибочны. Согласно замечанию святых Максима Исповедника и Дионисия Ареопагита, Сотворение не является актом, в котором Бог действует лишь вне, но актом, посредством которого Бог выражается и внутренне. Бог находится не только за пределами творения, но и внутри него. Первые образы, с помощью которых мы описываем связь Бога с миром, не должны изображать Того, Кто придает миру форму, изменяет его и организует. Мы должны представить себе Бога как некую сущность, живущую внутри всего, присутствующую везде и вечно. Когда мы говорим о том, что Бог есть Создатель вселенной, мы имеем в виду то, что Бог есть “везде сущий и все исполняющий”, пользуясь словами, которыми Православная Церковь обращается как к Христу, так и Святому Духу.

С этой проблематикой тесно связана и другая тема, которую я хотел бы затронуть. Сотворение мира должно трактоваться не как некое событие, единожды произошедшее в прошлом, но как продолжающее быть связанным с настоящим. Мир существует, поскольку Бог любит его, и не потому, что полюбил некогда в далеком прошлом, в самом начале, но поскольку любит его здесь и сейчас, в этот самый миг и в каждый следующий. Нам следует говорить о Сотворении не в какой-то неопределенный момент времени, но в настоящем. Мы не должны говорить, что некогда, много лет назад, Бог создал мир. Речь идет о том, что Бог творит мир со мной и тобой внутри него сейчас и всегда. Если бы святой Творец не пользовался своей творческой волей каждую долю секунды, то вселенная затерялась бы во мраке небытия. Как говорил святой Филарет Московский, “творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездною Божией бесконечности, над бездною собственного ничтожества” (“Слово в день обретения мощей иже во Святых Отца нашего Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца и по случаю возвращения к Московской пастве”). Это творческое слово Бога, “адамантовый мост” святого Филарета, есть слово, произносимое не единожды, но непрестанно, слово, сказанное вчера, сегодня и повторяемое “во все дни до скончания века” (Мф. 28:20).

Как творение Божье, мир является по рождению прекрасным: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31). Но одновременно это и мир грехопадения, изломанный, сокрушенный, разрушенный и искаженный грехом – первородным грехом наших предков и личными прегрешениями каждого из нас. Как говорит апостол Павел, все творение “покорилось суете” и “стенает”, ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Однако это падение не является всецелым. В тварной природе даже в падшем состоянии продолжают слышаться отзвуки священнодейственного присутствия Божьего. И мир продолжает оставаться прекрасным, пусть и красота его несовершенна. И мы поистине можем сказать слова, произносимые на каждой вечерне: “Дивны дела Твоя Господи”.

Неизвестный автор произведения русской прозы XIX века “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу” ярко подчеркивает эту врожденную красоту и великолепие мира. Проходя сквозь нескончаемую лесную чащу с Иисусовой молитвой на устах, странник чувствовал, как сердце его наполняется любовью ко всем людям, и не только к ним, но и ко всему сущему: “Когда при сем я начинал молиться сердцем, все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет, все как будто говорило во мне, что существуют для человека, свидетельствуют любовь Божию к человеку и все молится, все воспевает славу Богу. И я понял из сего, что называется в Добролюбии “ведением словес твари” (Рассказ второй). Опыт этого конкретного момента является не ложным ощущением, но подлинным познанием истинной природы тварного мира.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Зачем Бог сотворил мир

Как, а главное, зачем Бог сотворил мир? Действительно ли Бог создал мир для человека? И правда ли, что человек — венец творения? Как человек получил дыхание жизни и стал человеком? И как нам стать людьми? Для чего и как нужно жить? Об этом “Правде.Ру” рассказал настоятель Богоявленского кафедрального собора протоиерей Александр Агейкин.

— Зачем Бог сотворил мир?

— Это и есть основной вопрос: зачем Бог сотворил мир? А мы — часть этого мира. То есть следующий вопрос: зачем мы живем? Для чего? Каков вообще смысл нашей жизни? Что такое человек? В свое время пророк Давид в одном из псалмов тоже спрашивал: что такое человек, что Ты любишь его, что вообще есть человек, что Ты посещаешь его, — обращаясь к Богу.

Что такое человек по сравнению с этим мирозданием? Такое маленькое существо, а вокруг него — этот огромный мир, такой огромный и совершенно непознаваемый Космос. Человек тратит всю свою жизнь на то, чтобы что-то понять в этом мире и уходит из него, можно сказать, совершенно ничего не узнав.

Для чего Бог сотворил этот мир? Наверное, ни для чего. Это акт любви Божьей. Просто по своей любви сотворил, потому что он не мог поступить иначе. В Священном писании первые строки: “Вначале Бог сотворил небо и землю”. С этого начинается Библия, с этого вообще все начинается.

До этого творческого акта ничего, кроме Бога, не было. Учение Церкви говорит о том, что Бог сотворил мир из ничего. Вот ничего не было, и из ничего Бог дает начало всему. И если дальше читать книгу Бытия, то там все это достаточно подробно, поэтапно описано.

Уже в первой главе Библии раскрывается, что за чем сотворил Бог. Дни творения — это этапы развития Вселенной, огромные эпохи. И последнее, что творит Бог, — это человек. Значит, человек — это венец творения, это завершение творения, это апогей этой любви.

Поэтому Бог сотворил этот мир для человека, потому что Он его последним вводит в этот мир и дает ему этот дар — владеть миром. И вот надо, чтобы человек своей свободной волей, которую он получил от Бога в этом творении, привел что-то хорошее в этот мир, опять же, как дар Богу.

Вот для этого, наверное, Бог все и сотворил. Поэтому, осмысляя это, говоря об этом, мы и понимаем, для чего мы живем, какое наше место в этом мире.

Во Второй книге Маккавейской мать, наставляя своих сыновей, которые противостоят последователям Александра Македонского, умирают как первые мученики за свой мир, говорит, как бы укрепляя их, что они должны понимать: этот мир сотворен Богом из ничего. Это первый раз Священное писание упоминает термин “из ничего”.

Молитва — это есть некий акт благодарности Богу, стремления к восстановлению той изначальной гармонии в мире, которая наступила к седьмому дню творения, когда Бог почил от трудов своих, видя этот мир прекрасным и гармоничным.

И ежедневно священник в одной из главных молитв говорит такие слова благодарности Богу и обращения к Нему: “Ты от небытия в бытие нас привел еси”. То есть мы благодарим Бога за то, что Он вообще дал нам бытие, породил нас к этой жизни в этом мире, который он нам дал.

Богослужение поделено на особые типы богослужений. Есть вечернее и утреннее богослужения, есть служба, которая над всеми богослужениями. Это Божественная литургия как некий венец богослужений, главное богослужение. И у каждого богослужения есть своя тема. Вечерня начинается как раз с благодарности Богу за это творение.

Тема начала вечернего богослужения — воспоминание о сотворении мира. 103-й псалом пророка Давида читается в начале вечерни. Это песнь Богу-Творцу, благодарственная песнь, когда мы благодарим Бога за этот великий дар, наследниками которого мы сегодня и являемся, каждый из нас. Наверное, так можно сказать о том, почему или зачем Бог сотворил мир и нас.

— Вы говорите, что человек был сотворен уже после всего, когда уже все было создано. Но означает ли это все-таки, что именно он венец творения? Не проще ли было сначала сделать человека, а потом уже под него создавать природу, зверей, небо?

— Мы же говорим о любящем Боге, о том, что Бог есть любовь. Нам тоже Священное писание об этом свидетельствует. И вот, опять же, обращаясь к книге Бытия, можно вспомнить, что “Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездной. И Дух Божий носился над водами”. “Безвидна и пуста” — мог ли Бог такую землю подарить человеку?…

— Наверное, там было бы пусто и холодно.

— Вот. И там еще есть другой смысл, очень глубокий в премудрости этого творческого акта. Потому что сначала Бог сотворил все из ничего. А человека — уже не из “ничего”.

— Бог и физика, может быть, находятся где-то в разных измерениях. Тем не менее, мы же знаем, что из “ничего” не бывает чего-то. Как можно сотворить из ничего? Как это можно совместить?

— Священное писание очень четко говорит: И сказал Бог… И стало так. То есть Словом божьим. “Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть”, — говорит евангелист Иоанн Богослов. Это Евангелие мы читаем на Пасху — на самый главный, особый праздник.

И об этом как раз говорится в пасхальном евангелии. “Все, что начало быть, начало быть через Слово Божье”. А Слово Божье — это Логос, Сын Божий. То есть такой творческий акт: Слово, которое сказал Бог, сотворило все из ничего.

— А из чего сделан человек?

— А вот человек — из земли. Дальше же мы читаем, что взял Господь персть и из персти сотворил человека. Значит, это уже вещество, сотворенное Богом, в котором, можно сказать, сосредоточен весь мир. Только представьте, что Бог творит человека из земли, то есть из всего мира, который Он уже сотворил.

Читайте также:  Православие и инопланетяне: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Получается, что человек вобрал в себя весь мир, вот в этом и есть величина человека — в нем все. В нем и земля, и воздух, и птицы, и гады, и все животные, и весь космос… Ведь земля впитала в себя весь творческий акт. А потом из нее, из этой глины, Бог лепит, создает человека. Но чтобы человек стал человеком, он вдыхает в него дыхание жизни — Дух Божий.

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Зачем Бог сотворил мир?

Мысль, которую Максим Исповедник выражает, рассуждая о взаимной радости, также можно связать и с понятием взаимной любви. “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8), – говорит нам евангелист Иоанн. И эта Божественная любовь не эгоцентрична, а взаимна, она распределяется между всеми, кто к ней причастен. Бог – это не просто некое Существо, независимое, обособленное и любящее лишь Само Себя. Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Все Три Лица любят друг друга и соединены друг с другом в непрерывном движении взаимообщения. Бог не личен, но межличен, являя собой не просто объединение, но слияние. Один из характерных терминов, который отцы-каппадокийцы используют для описания Святой Троицы, – общение.

Следовательно, если Бог как Святая Троица представляет собой таинство разделяющейся любви, это означает, что решение о Сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога, поскольку Сотворение позволяет и другим, помимо Него, разделить это движение Троичной любви. Говоря, что этот выбор находится в согласии с природой Бога, я не имею в виду, что Бог был в той или иной мере “обязан” сотворить мир. Напротив, никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать такой жест. Он действовал абсолютно свободно. Бог необходим для мира, однако мир не является необходимым для Бога. Как говорил русский богослов Георгий Фроловский: “Мир существует. Но он начал существовать. И это значит: мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через внемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога” (“Тварь и тварность”).

Однако несмотря на тот факт, что Бог творит мир с абсолютной и совершенной свободой, а мир, соответственно, является выражением Его свободной воли, Бог в акте творения открывает и Свою истинную природу – любовь. Вспомним здесь слова святого Дионисия Ареопагита о том, что Божественная любовь экстатична, – это означает, что она находится вне Него. Бог сотворил мир, поскольку любовь его “разливается”. Без этой проливающейся любви мир никогда не стал бы существовать. И вместо того, чтобы говорить о сотворении ex nihilo (из ничего), правильней было бы говорить о сотворении ex amore (из любви).

Если мы будем смотреть на Сотворение таким образом – как на выражение взаимной радости и взаимной любви – тогда никакие теистические воззрения, утверждающие, что вселенная есть произведение, а святой Создатель – архитектор или мастер, не смогут удовлетворить нас. Мы не можем принять образ вселенной как неких часов, которые часовщик лишь изготавливает, заводит и впоследствии оставляет идти.

Несомненно, подобные точки зрения ошибочны. Согласно замечанию святых Максима Исповедника и Дионисия Ареопагита, Сотворение не является актом, в котором Бог действует лишь вне, но актом, посредством которого Бог выражается и внутренне. Бог находится не только за пределами творения, но и внутри него. Первые образы, с помощью которых мы описываем связь Бога с миром, не должны изображать Того, Кто придает миру форму, изменяет его и организует. Мы должны представить себе Бога как некую сущность, живущую внутри всего, присутствующую везде и вечно. Когда мы говорим о том, что Бог есть Создатель вселенной, мы имеем в виду то, что Бог есть “везде сущий и все исполняющий”, пользуясь словами, которыми Православная Церковь обращается как к Христу, так и Святому Духу.

С этой проблематикой тесно связана и другая тема, которую я хотел бы затронуть. Сотворение мира должно трактоваться не как некое событие, единожды произошедшее в прошлом, но как продолжающее быть связанным с настоящим. Мир существует, поскольку Бог любит его, и не потому, что полюбил некогда в далеком прошлом, в самом начале, но поскольку любит его здесь и сейчас, в этот самый миг и в каждый следующий. Нам следует говорить о Сотворении не в какой-то неопределенный момент времени, но в настоящем. Мы не должны говорить, что некогда, много лет назад, Бог создал мир. Речь идет о том, что Бог творит мир со мной и тобой внутри него сейчас и всегда. Если бы святой Творец не пользовался своей творческой волей каждую долю секунды, то вселенная затерялась бы во мраке небытия. Как говорил святой Филарет Московский, “творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездною Божией бесконечности, над бездною собственного ничтожества” (“Слово в день обретения мощей иже во Святых Отца нашего Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца и по случаю возвращения к Московской пастве”). Это творческое слово Бога, “адамантовый мост” святого Филарета, есть слово, произносимое не единожды, но непрестанно, слово, сказанное вчера, сегодня и повторяемое “во все дни до скончания века” (Мф. 28:20).

Как творение Божье, мир является по рождению прекрасным: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31). Но одновременно это и мир грехопадения, изломанный, сокрушенный, разрушенный и искаженный грехом – первородным грехом наших предков и личными прегрешениями каждого из нас. Как говорит апостол Павел, все творение “покорилось суете” и “стенает”, ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Однако это падение не является всецелым. В тварной природе даже в падшем состоянии продолжают слышаться отзвуки священнодейственного присутствия Божьего. И мир продолжает оставаться прекрасным, пусть и красота его несовершенна. И мы поистине можем сказать слова, произносимые на каждой вечерне: “Дивны дела Твоя Господи”.

Неизвестный автор произведения русской прозы XIX века “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу” ярко подчеркивает эту врожденную красоту и великолепие мира. Проходя сквозь нескончаемую лесную чащу с Иисусовой молитвой на устах, странник чувствовал, как сердце его наполняется любовью ко всем людям, и не только к ним, но и ко всему сущему: “Когда при сем я начинал молиться сердцем, все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет, все как будто говорило во мне, что существуют для человека, свидетельствуют любовь Божию к человеку и все молится, все воспевает славу Богу. И я понял из сего, что называется в Добролюбии “ведением словес твари” (Рассказ второй). Опыт этого конкретного момента является не ложным ощущением, но подлинным познанием истинной природы тварного мира.

Митрополит Каллист Уэр, “Начало дня”.

Зачем Бог создал мир и человека?

Французский философ Рене Декарт ещё в ⅩⅦ веке высказал ныне широко известное утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую». И, на самом деле, вполне можно сказать, что человек больше думает, чем дышит. Ведь пока мы набираем в легкие воздух, в нашей голове могут появиться тысячи мыслей. А когда человек идентифицирует себя верующим, то поле для разбега мыслей становится просто гигантским.

Другой американский философ сказал: «Вы то, что вы думаете». Вся наша жизнь — результат наших мыслей и их последствий. Христианин, помимо помыслов обыденной жизни, наполняет себя ещё и мыслями о Боге и смысле жизни, о мире и о себе самом. Думаю, не совру, если скажу, что львиная доля верующих людей когда-нибудь да думали о том, зачем Бог создал человека и вообще весь мир? Особо остро данный вопрос встаёт перед нами, когда мы читаем криминальные сводки или хотя бы просто включаем телевизор во время трансляции новостных передач. Но обо всем по порядку.

Пожалуй, начнем с самого главного. Что явилось причиной, по которой Бог принял решение создать мир? Если мы вспомним истории про античных богов, то увидим, что они питались и вообще жили за счёт благодарности людей; по крайней мере, голливудские киноленты упоительно нам рассказывают именно об этом. Но для православного христианина данная мысль несостоятельна, ведь книга Бытия говорит нам, что Бог Всемогущий, значит, Он не нуждается в чьей-либо помощи для существования.

ФОТО: www.tatmitropolia.ru

Может быть, Бог создал мир для того, чтобы властвовать и вершить судьбы всех «подчинённых»? Но и это не совсем похоже на правду с точки зрения православия, ведь Бог даровал этому миру свободу. Причем полноценную свободу, свободу, в которой человек является определяющей причиной своих действий. И без нашего позволения Бог не будет нарушать личные границы человека.

А, может быть, Бог создал мир для того, чтобы посмотреть, как этот самый мир будет справляться в тех или иных условиях. / (Эх, сейчас бы попкорн — и вышел бы потрясающий фильм, включающий в себя все жанры, кроме скучного!) Но нет, ведь рай, с которого все началось, не знал ничего, кроме радости и блаженства. Так зачем и почему Бог создаёт мир?

Прекрасный ответ на этот вопрос мы находим в третьей сотнице под номером 46 в «Главах о любви» преподобного Максима Исповедника:

«Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому что в чем-либо имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались: Сам же Он веселился о делах своих, видя их веселящимися и всегда ненасытимо насыщающимися ненасытимо» .

Получается, что Бог создал мир для его же (т.е. мира) радости. Евангелист Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). И, безусловно, это не та любовь, о которой многие твердят друг другу, а потом, разводя руками, вдруг говорят, что она исчезла, не оставив и следа. Бог — это не абстрактное существо, любящее Самого Себя и обособленное от окружающих. Бог это Троица: Отец, Сын и Дух Святой, и все три лица находятся в постоянном и непрерывном общении любви.

Читайте также:  Православие и фильм "Матильда": отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Следовательно, если Бог как Святая Троица есть таинство разделяющейся любви, то решение о сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога. Это не значит, что если Бог является непрерывным источником любви, то Он «обязан» сотворить мир. Нет, это, напротив, говорит о том, что никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать акт сотворения мира. Он действовал абсолютно свободно.

Как писал протоиерей Георгий Флоровский:

«Мир существует. Но он начал существовать. И это значит, что мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через всемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога» («Тварь и Тварность»).

Получается, что единственной причиной для создания мира является Сам Бог как неиссякаемый источник любви и добра.

Творение мира увенчалось созданием человека как венца всего видимого и невидимого. И ведь, казалось бы, Бог знал и знает, как поступит человек, и что, в конце концов, он, созданный некогда для райского блаженства, будет впоследствии находиться в постоянных мучениях и слезах, да ещё и по собственному желанию. Но любовь Бога настолько велика, что она не предполагает ограничения человеческой свободы в каком бы то ни было виде. Бог позволяет человеку все, вопрос состоит в том, как сам человек будет распоряжаться дарованной ему свободой. К сожалению, чаще всего мы, люди, не ценим этого проявления Божьей любви и используем ее во вред себе и ближним.

Но причин, которые смогли бы успокоить и удовлетворить нас, нет! Ведь к настоящему состоянию человека Бог не имеет никакого отношения. И не Бог силой заставил уйти человека из рая. Не Бог даёт в руки оружие, а в сердце поселяет злобу и ненависть по отношению к ближнему, заставляет убивать и идти на преступления. Эх, как же мы любим искать виноватых вокруг!

Почему Бог терпит все это?

Мне кажется, что прекрасным ответом на столь терзающие ум человека вопросы будет русская народная пословица: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Вся суть в том, что, чтобы человек всё понял и, наконец, осознал сладость, ему нужно примерить состояние, в котором он лишён всего, что казалось само собой разумеющимся.

Ведь цена здоровья понятна человеку тогда, когда он болен, особенно сильно. Цена жизни с Богом очевидна, когда понимаешь, кто ты без Бога. Кажется, Фридрих Ницше сказал: «Всё познается в сравнении». Жаль только, что иногда у этого познания сильный привкус горечи.

Сам человек и весь мир по своему рождению являются прекрасными: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот хорошо весьма» (Быт 3:31). Но, по словам апостола Павла, всё творение «покорилось суете» и «стенает и мучается доныне», ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Свободными от греха, так мучительно нас поедающего.

В конце концов, Бог — это не зло, просто мы сами часто забываем о том, как «дивны дела Твоя, Господи»!

Бог создал человека. Зачем?

Однажды человек, представивший себя как атеист, прагматик, искренне признался мне в том, что не может понять? зачем Богу нужна была морока создавать человека. Он попросил помочь ему в этом разобраться. Была ли в этом прихоть Бога или необходимость?
Действительно: зачем? Каждый ли христианин способен ответить на этот вопрос так, чтобы его понял человек, для которого Слово Божье не есть авторитетом? Я сразу не сообразил, как проще ответить ему. Но, Господь Духом Святым научает нас, помогает нам, и я уверен, что именно от Него и пришла ко мне помощь.
Я вдруг вспомнил анекдотичную особенность одеситов ( и некоторых из евреев) отвечать на вопрос вопросом. В результате между нами состоялся такой диалог:
— о чём вы с женой мечтали с первых дней супружеской жизни?
— о детях.
— а для чего вам нужен был ребёнок? Ведь некоторые пары сознательно не желают иметь детей.
— я и жена хотели иметь и детей, и внуков.
— вы с женой мечтали иметь только одного ребёнка?
— нет. По крайней мере, от трёх до пяти.
— вот так Господь создал человека, чтобы размножить себя через Адама и Еву, их потомков, создав человека По образу и Подобию Своему. Он велел человеку размножаться. Выходит, что вы размножая себя, размножали Его Образ и Подобие, то есть выполняли Его волю не, подозревая сами об этом.
— нам с женой это и в голову не приходило!
— вы любите своих детей?
— да.
— вам важна их любовь к вам или ваша к ним?
— я получаю удовольствие от того, что сам даю им любовь. Это — моя потребность.
— так и учит Господь, что лучше отдавать, нежели принимать. Он создал человека, чтобы любить. Человек — объект Его любви. Естественно, что Бог рассчитывает на проявление любви человека к Нему.
— как вы выражаете свою любовь к детям?
— я общаюсь с ними
— так и Бог создал человека для общения с Ним. Адам ходил рядом с Богом в Эдемском саду, пророки слышали голос Бога, а Енох, Илья и были забраны на небо, избежав физической смерти, и находятся сейчас рядом с Ним.
— значит, Богу Самому было скучно, и Он создал себе человека, как игрушку?
— вовсе не так. Скажите, а вам с женой было скучно до рождения первого ребёнка?
— конечно, нет.
— не скучно. Так зачем вам нужны были хлопоты, без которых живут другие? Вы ведь хотели не только зачать ребёнка, но и родить его, потом видеть, как он растет, воспитывать его и других ваших детей, а потом их детей (ваших внуков), видеть, как они развиваются?
— безусловно.
— вот так и Бог, создавая себе человека хотел видеть его развитие в духовном мире.
— а что вы делаете для развития своих детей?
— мы с женой приучаем их к труду (мой пятилетний сын сам стирает свои носки, а дочь — хорошая помощница жене во всём), учим тому, что хорошо и плохо, читаем сказки, стихи, учим читать, приобщаем к музыке и танцу и т. п.
— Господь, создавая землю, планировал создание человека. Доказательством сего служит то, что до появления человека на земле, Бог не давал на землю дождя, так как не было кому обрабатывать её. Человеку Бог сказал, что тот будет трудиться в поте лица. Бог создал человека для того, чтобы он владел землёй: трудился на ней, ухаживал за ней, нёс ответственность за неё перед Ним. Для этого Бог даёт человеку знания. Менделеев во сне увидел таблицу элементов. Разве это не от Бога ,или. как вы говорите, — от Высшего разума?
Помимо умения трудиться, что вы вкладываете в разум детей?
— мы учим детей иметь цель в жизни и уверенно стремиться к ней, быть хорошими людьми.
— Господь также определил цели Своим детям: говорить не знающим о том, что есть возможность спасения своей души от ада; стать Его средством (инструментом) для добрых деяний другим людям; духовно расти ради того, чтобы в вечности достойно стоять у Его престола .
— а как вы чувствуете себя, когда детей нет рядом или они вас не слушаются?
— очень плохо. Я волнуюсь за них или сержусь.
— Господу тоже нехорошо, когда человек не слушается Его и вредит сам себе. Например: Бог дал человеку «мирный атом» – разрешился мировой энергетический кризис. Но человек сразу же приспособил атомную энергию для уничтожения себе подобных. Вот – цена непослушания человека Богу!
Господа огорчает, когда человек не принимает Его, как своего Творца, а полагает, что он — результат сексуальных отношений отца и матери.
Бог даёт шанс всем не покаявшимся, в том числе и вам, сделать шаг в Его сторону и терпеливо ждёт.
Вы говорили о своей любви к детям. А ждёте ли вы сами что-то от них взамен?
— конечно. Приятно ощущать их ответную любовь и хотелось бы, чтобы дети не уронили чести своих родителей.
— вот так и Господь, создавая человека, благословляет его дарами и готов принимать искреннее благословение и хвалу в Свой адрес.
Господь, создавая человека для Себя, не нуждается ни в чём от человека, а наоборот, — человек постоянно нуждается в Божьей защите и поддержке и в Его дарах. Ведь для вас есть естественной потребность чувствовать уверенность ваших детей в полной безопасности в вашем присутствии? Дети — ваши чада, а вы — их отец. Если вы осознаёте радость ваших детей от того, что вы — их папа, то, когда вы придёте с покаянием к Богу, тогда Он станет вашим Отцом Небесным, а вы — Его чадом. Сыновняя радость (непременно!) коснётся и вашего сердца.
Сотворив человека на земле и видя его падение, Бог, через пророков и Своё Слово (Библию), через воскресение Иисуса Христа, показал путь возвращения к Нему и дал понять человеку, что он — Его творение, как и Сам Бог, — предназначен для вечной жизни. Что жизнь человека на земле – это репетиция перед жизнью в вечности.
— спасибо. Я понял, насколько я важен для Бога. Мне нужно подумать о том, что я услышал от вас и осмыслить всё. До свиданья!

Собеседник взял мои контактные телефоны и ушёл. Молюсь за него Господу, чтобы в вечности встретиться с этим человеком возле престола Всевышнего. Аминь!

Ссылка на основную публикацию