Заговение: что такое и что значит в православии, правила и особенности традиции

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что такое заговенье на Рождество, Великий пост, мясо и т.д.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Задаваясь вопросом, что такое заговенье, в православной религии имеется объяснение — оно означает завершающий день пред начинанием длительного поста, то бишь это время, когда последний раз разрешается употреблять скромную еду (к примеру, молочные продукты, животные жиры, мясо, яйца и не только).

Что значит заговенье на мясо и когда происходит

Такого рода событие происходит перед одним из четырех наиболее главных постов в православной религии.

Заговенье перед Великим постом бывает всего двух видов, то есть сначала на мясо в воскресение мясопустное, перед началом сырной седмицей или как ее еще называют масленица, а затем в Прощенное воскресенье и на прочие скромные продукты питания.

В полном смысле слова, завершение подготовительной недели приходится как раз в преддверии Великого поста (сырная седмица), во время которой согласно Уставу православной христианской церкви позволительно есть исключительно рыбу, молочные продукты и яйца. Целью же этой старой традиции, отмечаемой еще до нашей эры в V веке, заключается в великопостном длительном воздержании и постепенном отказе от вкусного излюбленного кушанья и с отсутствием грусти примеряться с великопостным воздержанием.

Обряд на Великий пост

Заговенье на Великий пост завершается, как правило, в воскресенье, именуемое прощенным, когда верующим христианам еще разрешается употребление скромной пищи, то бишь наслаждаться продуктами животного происхождения, к тому же разрешается отвлечься от выполнения служебных обязанностей, а также можно веселиться в преддверии ограничений.

В этот день родные и близкие обязательно должны попросить у друг друга прощения за все принесенные на протяжении всего года тяготы и огорчения. К тому же в прощенное воскресенье разрешено проводить поминание и ходить на кладбище чтоб проститься с усопшими.

Обряд на Петров пост

Проведение этого обряда приходится и на Петров пост, который обычно начинается после праздника Троицы в первое воскресенье (или же первая неделя по Пятидесятнице). Православных верующих церковь зазывается придерживаться такого поста на примере праведных апостолов, принявших в день Пятидесятницы Святого Духа в период поста и в произнесении молебни готовясь к всемирному Евангелийскому наставлению.

Стоит заметить, что подвиг поста Петрова является не таким строгим по сравнению с Четыредесятницей, то есть во время воздержания согласно предписаниям церковного устава каждодневно по трое суток (понедельник, среда, пятница) необходимо отказаться от употребления:

  • рыбных блюд,
  • масла,
  • вина.

А также после вечерни сухоясти где-то в девятом часу, в другие же дни можно отказаться лишь от блюд с рыбой. Во время проведения поста субботне-воскресные дни (в том числе и в дни памяти великих святых или же в период храмовых празднований) разрешено употребление рыбы.

Обряд на Успенский пост

Обряд проводится и на Успенский пост ежегодно 13 августа и длится он всего 14 дней, однако по своей строгости его приравнивают к Великому. В соответствии с монастырскими строгими уставами в период его проведения разрешается есть лишь растительную пищу, но без добавления растительного масла, которое разрешено вкушать, но только в субботу и воскресенье.

Обряд на Рождество

Также есть заговенье на Рождество, приходящееся на 27 ноября во время которого верующим людям еще разрешено вкушать молочные продукты, яйца и мясо, т.к. во время поста дабы очиститься духовно христианину следует строго ограничивать себя в еде.

Однако в случаи если дни заговенья на Рождественский пост, Великий, Успенский и Петров приходятся на пятницу или же среду, которые считаются постными днями, то в этом случае обряд переносят на предыдущий день.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно так же посмотреть видео проповеди на заговенье на Великий пост:

ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ.

В древней Руси существовали тесная связь и взаимодействие между церковной и домашней жизнью наших предков. Православные люди большое внимание уделяли не только тому, что готовят на обед, но и как готовят. Делали они это с непременной молитвой, в мирном состоянии души и с добрыми помышлениями. И еще особенное внимание уделяли церковному календарю — смотрели, какой нынче день — постный или скоромный.

Особенно строго соблюдали правила в монастырях.

Древние русские монастыри владели обширными вотчинами и угодьями, имели самые благоустроенные хозяйства, дававшие им средства делать обширные продовольственные запасы, что в свою очередь давало им обильные средства для широкого странноприимства, завещанного обитателям их святыми основателями.

Но и дело странноприимства в монастырях было подчинено как общему церковному, так и частным уставам каждой обители, то есть, одна пища предлагалась братии, слугам, странникам и нищим в праздничные и кормовые (поминовенные по вкладчикам и благотворителям) дни, иная в дни будние; одна — в дни скоромные, другая — в дни постные и в посты: Великий, Рождественский, Успенский и Петровки, — все это строго определялось уставами, которые тоже различествовали по месту и средствам.

В наши дни далеко не все установления церковного устава, ориентировавшиеся прежде всего на монастыри и церковнослужителей, можно применить в повседневной жизни. Однако православному человеку необходимо усвоить некоторые правила, о которых упомянуто выше.

Прежде всего, перед тем как приступить к приготовлению еды, надо обязательно помолиться Богу.

Что значит молиться Богу? Молиться Богу — значит прославлять, благодарить и просить Его о прощении своих грехов и о своих нуждах. Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу.

Для чего нужно молиться Богу? Бог есть наш Творец и Отец. Он заботится обо всех нас более всякого чадолюбивого отца и дает нам все блага в жизни. Им мы живем, движемся и существуем; поэтому мы и должны Ему молиться.

Как мы молимся? Молимся мы иногда внутренне — умом и сердцем; но так как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью мы произносим молитву вслух, а также сопровождаем ее некоторыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным знамением, поклоном в пояс, а для сильнейшего выражения наших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед Ним преклоняем колени и делаем поклоны в землю.

Когда нужно молиться? Молиться следует во всякое время, непрестанно.

Молитва после обеда и ужина :

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Аминь.

Земные блага — все нужное для земной жизни, например, пища и питие.

О чем мы молимся в этой молитве? В этой молитве мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас пищей и питием, и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.

Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе, которая непременно должна находиться на кухне, вслух или про себя, совершая крестное знамение в начале и в конце молитвы. Если за столом сидят несколько человек, молитву читает старший по возрасту человек вслух.

Что можно сказать о том, кто во время молитвы неправильно и небрежно крестится или стыдится креститься? Такой человек не желает исповедовать веру свою в Бога; того постыдится Сам Иисус Христос на Страшном Суде Своем (Мк. 8,38)

Как нужно креститься? Для совершения крестного знамения три первые пальца правой руки — большой, указательный и средний — складываем вместе; два последние пальца — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Сложенные таким образом пальцы мы кладем на лоб, на живот, на правое и левое плечо.

Быть может, современному человеку покажется странным или вовсе фантастическим утверждение, что от молитвы или настроения может зависеть вкус обеда. Однако в Житиях святых есть очень убедительный рассказ на эту тему.

Читайте также:  Десница Спиридона Тримифунтского: что такое и где находится, как выглядит, история

Однажды к святому преподобному Феодисию Печерскому (преставился в 1074 году) приехал в монастырь князь Киевский Изяслав и остался отобедать. На столе были лишь черный хлеб, вода да овощи, однако эти простые кушанья показались князю слаще заморских яств.

Изяслав спросил Феодосия, отчего монастырская трапеза показалась есть столь вкусной. На что преподобный отвечал:

«Князь, наша братия, когда варят пищу или пекут хлеб, вначале берут у настоятеля благословение, потом кладут три поклона перед алтарем, зажигают свечку от лампады перед иконой Спасителя и этой свечкой разводят огонь в кухне и пекарне. Когда же нужно вливать воду в котел, служитель также испрашивает на это благословение у старца. Таким образом, у нас все делается с благословением. Твои же слуги каждое дело начинают с ропотом и досадой друг на друга. А где есть грех, там не может быть удовольствия. Кроме того, ваши дворовые управляющие часто бьют слуг за малейшую провинность, а слезы обиженных добавляют горечи в кушанья, сколь бы они дороги не были».

Относительно приема пищи Церковь не дает особых рекомендаций, однако перед утренней службой и уж тем более перед причащением есть нельзя. Этот запрет существует для того, чтобы отягощенное пищей тело не отвлекало душу от молитвы и причастия.

В чем состоит Таинство Причащения? В том, что христианин принимает под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина истинную Кровь Христову для соединения с Господом Иисусом Христом и для вечной блаженной жизни с Ним (Ин. 6, 54—56).

Как должно приготовляться к Святому Причащению? Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен прежде говеть, т.е. поститься, больше молиться в церкви и дома, примириться со всеми и потом исповедоваться.

Часто ли должно причащаться? Должно причащаться как можно чаще, по крайней мере, раз в месяц и обязательно во все посты (Великий, Рождественский, Успенский и Петров); иначе несправедливо называться православным христианином.

За какой церковной службой совершается Таинство Причащения? За Божественной литургией, или обедней, почему эта служба и считается важнее других служб церковных, например, вечерни, утрени и других.

В богослужебной практике Русская Православная Церковь пользуется Типиконом. Типикон, или Устав — богослужебная книга, содержащая в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах. В Типиконе также уделяется большое внимание и вкушаемой верующи ми пище.

Как вести себя в Храме Божьем.

Церковь – особое, священное место. Именно поэтому следует знать и строго соблюдать правила поведения в ней. Особенно это касается людей, редко посещающих храмы и не очень часто присутствующих на службах. Прежде чем отправиться в святое место, необходимо изучить и запомнить, как правильно вести себя в церкви. Излишне говорить о том, что на вас должен быть нательный крестик и соответствующие одежды. Мобильный телефон лучше оставить дома, в крайнем случае – отключить на время посещения храма.

Посещая церковь, необходимо соблюдать следующие правила:

5 местных церковных особенностей, которые расширят ваши познания о православной традиции. Часть I

Сергей Фёдоров

Не следует и ныне думать, будто наша православная вера развращается оттого, если один говорит свое последование немного различно от другого в несущественных вещах, лишь бы только согласовался в важнейших, свойственных соборной Церкви.

Паисий, патриарх Александрийский (+ ок. 1678)

Для православного человека, регулярно посещающего свой храм, но не особенно интересующегося историей и традициями православия, со временем может сложиться убеждение, что уклад его прихода, богослужения, практик благочестия, к которым он привык, является единственно возможным вариантом спасительного православия. Возникает путаница догматики с обрядовой частью православной традиции. При безусловной взаимосвязи этих понятий, неправильно делать вывод о том, что единое вероучение предполагает лишь единую форму его выражения. Еще свт. Феофан Затворник напоминал, что некоторыми разностями в церковных порядках нечего смущаться. Они всегда были позволительны, и по существу дела таковы. Грех только неблагоговеинство, а самые чины могут быть изменяемы все, кроме существенного в святых таинствах.

Таким образом, при уважении и следовании местной церковной традиции, христианин не должен забывать, что она не является единственной из возможных и тем более не осуждать тех верующих, чьи формы угождения Богу не совпадают с его стереотипами. Ниже представлены некоторые примеры таких различий, существующих за пределами типичного русского православия, но не мешающих православным христианам едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа ( Рим. 15:6 ).

1. Употребление музыкальных инструментов за богослужением.

Принято считать, что православное богослужение традиционно исполняется a cappella, а католическое, напротив, с использованием музыкальных инструментов. Для восточных Православных Церквей это зачастую так, но этим все не ограничивается. Приходы православного западного обряда Америки (Антиохийской Православной Церкви) и часть приходов РПЦЗ используют орган или синтезатор за богослужением. В восточной традиции тоже есть примеры: в храме святителя Спиридона на Корфу приходилось видеть органное сопровождение. Не спешите думать об искажениях и нововведениях: некоторые монастыри оплота православия Святой горы Афон сопровождают пение на каждении храма стихов полиелея множеством ударных музыкальных инструментов, рождая в душах непередаваемое ощущение духовного ликования и торжества всепобеждающей силы Божией. Да и наш колокольный звон, который исполняется по Уставу во время важных частей богослужения, можно считать неотъемлемой частью русской церковной традиции.

Западнообрядный храм Спаса Эммануила, Антиохийская Православная Церковь. Уоррен, штат Массачусетс, США.

2. Форма крестного знамения.

Мы привыкли, что креститься нужно сложив три пальца вместе и два загнув. Все брошюры о крестном знамении учат о том, как правильно его совершать. Приходилось слышать, как некоторые священники заявляли, что есть православная и неправославная форма наложения креста. Согласен, для большинства православных вышеобозначенная форма самая знакомая и широко используемая. Немногие знают, что не только древние христиане крестились по разному, но и в современном православии это разнообразие сохраняется. Единоверческие приходы РПЦ, верные дореформенному обряду, крестятся двумя перстами (согласно определению Поместного собора РПЦ 1971 г. старый и новый обряд признаны равночестными и равноспасительными). Кроме того, на приходах западного православного обряда РПЦЗ, наряду с привычным троеперстием, практикуется одноперстное крестное знамение (крест на лбу большим пальцем правой руки).

3. Дни, когда запрещено венчание.

Наверное все слышали о днях, когда нельзя венчаться и о мнении, что дети, зачатые в то время, когда оно запрещено, будут ущербными. Но вот, что интересно: оказывается дни совершения венчания разнятся в зависимости от традиции Поместной Церкви. В дни многодневных постов ни греки, ни русские однозначно не венчают. В отличие от русских, греки венчают в период Святок, в будни Сырной седмицы (кроме пятницы), накануне воскресных дней и двунадесятых праздников (кроме Богоявления и Пятидесятницы). Что до среды и пятка, то у нас запрещается бракосочетание не в самые эти дни, как у греков, а накануне их, и при том чрез весь год без всякого исключения *. Как вы можете заметить, единого правила для всех не существует, а потому подобные ограничения следует признать дисциплинарными мерами Поместных Церквей.

4. Исповедь.

Здесь можно отметить две особенности.

1) У православных греков и у румын не все священники имеют права исповеди, а лишь опытные духовники, имеющие специальное поставление от архиерея.

2). В греческой традиции нет четкой связи между таинством покаяния и Евхаристии, то есть не нужно как у русских исповедоваться без острой необходимости перед каждым причащением. Оба таинства существуют отдельно друг от друга. Хорошо это или плохо — вопрос другой, главное, что эта традиция широко распространена в православии.

5. Кому можно кадить?

Кому-то вопрос покажется странным, но для русского православного, каждение — это привилегия диакона и священника. Тем не менее, в других Церквях этой привилегией пользуются и миряне. В греческой традиции в отдельные моменты богослужения его совершают пономари, также дело обстоит и в западном православном обряде. А в Антиохийской Православной Церкви кадить позволяется даже женщинам!

Читайте также:  Крещенская вода: свойства и особенности, где набрать и что делать, как использовать и почему не портится

* Серединский Т., прот. Особенности в священно-богослужебных обрядах и обычаях Греческой и Русской Церкви. // Христианское чтение. 1871, № 10. С. 544.

Заговение: что такое и что значит в православии, правила и особенности традиции

Рождественский пост — один из четырёх многодневных постов церковного года и служит сорокадневным приготовлением к празднованию Рождества Христова. Соблюдается с 28 ноября по 6 января включительно. Заговенье (канун поста) — 27 ноября — приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым. Если заговенье выпадает на однодневные посты, среду или пятницу, то оно перемещается на 26 ноября.

История Рождественского поста

Установление Рождественского поста относится ко времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Впервые о нём написал Амвросий Медиоланский. Первоначально длился семь дней, после чего реформой 1166 года по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным.

По словам преподобного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Значение

Рождественский пост отличается особым настроением. Рождество — это праздник предшествия в мир Бога.

В Евангелии говорится не о силе, а о слабости новорожденного Младенца. Бог приходит в мир не как всемогущий тиран, а как беспомощный и беззащитный ребёнок, который полностью зависит только от любви. Мы видим спеленатого младенца в яслях, в Вифлееме. Мы должны не подчиниться Богу как рабы, а полюбить Его как сын и как дочь, принять Его в своё сердце.

Рожественский пост — это пост Матери Божией. Она готовится родить. Под её сердцем — Богочеловек. Начинается её крестный путь. Мы, ожидая Рождество, сострадаем и стареемся помочь нести Ей этот крест. И всё делает нас особенно восприимчивыми к делам любви. К тем, кому нужна наша помощь.

В Рождественский пост Матерь Божия сорок дней готовится к родам, и то же значение имеют сорок дней Великого поста, когда Господь готовится стать Голгофской жертвой. Крестношение Матери Божией — это путь, предвосхищающий Голгофский путь за сорок дней до распятия Христа. Матерь Божия родила Богомладенца, и это созвучно Пасхе.

Что можно делать и что нельзя?

Рождественский пост — это время покаяния и молитвы. Поэтому нежелательны:

  • посещение развлекательных мест;
  • праздное времяпровождение за гаджетами, компьютером, телевизором;
  • интимная близость;
  • шумные вечеринки и обильные застолья;
  • ссоры, обиды, интриги, сплетни, злословие.

Что пойдёт на пользу душе в Рождественский пост:

  • ежедневные молитвы;
  • регулярное посещение храма;
  • благотворительность;
  • чтение духовной литературы;
  • сдержанность в эмоциях, одежде, мыслях, поступках;
  • смирение.

Рождественский пост, как и другие периоды отказа от скоромной пищи и подготовки тела и души к истинной вере, имеет значение, если человек не только соблюдает правила питания в пост, но и ежедневно совершает молитву, приходит в храм с покаянием, пересматривает свое отношение к жизни и стремится делать только благие дела. Если нет возможности в соблюдении поста в плане еды, главное — очистить свою душу и постараться вести себя согласно Священному Писанию.

Более подробно о том, как правильно поститься, можно прочитать в отдельной статье.

Устав трапезы

По правилам воздержания Рождественский пост близок к Петрову посту. Согласно церковному уставу, во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца.

От начала поста и по 19 декабря включительно предписывается:

  • по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение;
  • по вторникам, четвергам — горячая пища с растительным маслом;
  • по субботам и воскресеньям — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;
  • 4 декабря (в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы) и 19 декабря (в день святителя Николая) — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино.

С 20 декабря по 1 января пост в эти дни становится более строгим. Отменяется рыба в любые будние дни. Теперь её можно кушать только по субботам и воскресеньям. Кроме среды и пятницы разрешено пользоваться растительным любым маслом и кушать горячие блюда.

Самое опасное время для постящегося — новогодние праздники, которые по новому стилю всегда выпадают на Рождественский пост. Именно этот факт нередко ограничивает желание поститься. Но, если вера сильна, приготовьте для себя несколько постных, но праздничных блюд (рецепты смотрите здесь). Поверьте, вашим родным они тоже придутся по душе. Ведь встреча Нового года — это не повод объедаться. Но и не стоит укорять собравшихся: как отмечать праздник и придерживаться ли поста — личное дело каждого. Ведь самое главное — доброжелательность и понимание.

Внимание! В те дни, когда разрешается вино, подразумевается его умеренное употребление.

Со 2 января по 5 января включительно (период предпразднства Рождества Христова) предписывается:

  • по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение;
  • по вторникам и четвергам, по субботам и воскресеньям — горячая пища с растительным маслом.

Это самый строгий период поста. В эти дни полностью запрещена рыба.

6 января, в Рождественский сочельник — горячая пища с растительным маслом (по Уставу). Кроме того, по обычаю едят сочиво (коливо) — сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы, обычно только после вечерни. До появления «первой звезды» кушать не положено. На праздничный стол выставляют 12 постных блюд — начинается празднование Сочельника, последнего дня Рождественского поста.

Народные традиции

В народе особыми днями Рождественского поста были заговенье 27 ноября и сочельник 6 января.

Филиппов день

Главные традиции 27 ноября — заговенье перед постом и заготовка куделей.

Традиционно этот день праздновался на «широкую ногу». Закончился сбор урожая, и закрома ломились от зерна, с полей был собран урожай картошки, капусты и других овощей, забита часть скота. Всё это ставили на стол. Со следующего дня начинался Рождественский (Филипповский) пост длиною в 40 дней, поэтому народ наедался накануне.

С этого дня заканчивались свадьбы и прочие шумные праздники. Все время полагалось посвящать работе и благочестивым занятиям. С Филипповок начинались «бабьи засидки»: женщины собирались в одной избе, пряли лён и шерсть. При этом пели тихие песни или беседовали.

Сочельник

Главные традиции 6 января — приготовление 12 постных блюд, основное из которых — сочиво; ходят в гости с угощениями.

С самого утра хозяйки проводят тщательную уборку, выкидывают хлам, после чего приступают к приготовлению праздничного ужина. Традиционно к столу подают 12 постных блюд и ждут, пока на небе загорится первая звезда, чтобы начать трапезу с молитвы, в которой прославляют Христа, просят благополучия и счастья для всех присутствующих. В первую очередь отведывают сочиво, после чего приступают к остальным блюдам. В Сочельник следует попросить прощения у людей, которых обидели, простить всех своих врагов.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Петровское заговенье – провожаем весну и очищаем растения от болезней

Петровское заговенье – народный и, одновременно церковный праздник, отмечаемый в канун поста после Троицы. Мы расскажем, о необычных традициях древних славян, которые в этот день прощались с весной и встречали лето, а также об обряде очищения огнем, избавляющим от плохих воспоминаний, и защищающим растения на участке от заболеваний.

История и значение праздника

Традиционное название праздника Петровское заговенье, поскольку он отмечается перед началом Петровского поста (в 2019 году с 24 июня по 11 июля), и всегда начинается через неделю после Троицы. В 2018 году канун поста и дата празднования выпадает на 23 июня.

Проводы весны – большой славянский праздник

Несмотря на то, что торжество связано с великим христианским праздником, оно имеет более глубокую историю. Еще в древние времена отмечали первый летний день, который считался неким рубежом в жизни человечества, символизирующий конец весны. Наши предки называли его Русальным и Ярилиным заговеньем из-за своеобразных ритуалов: имитации похорон и воскрешения русалок, Бога Ярилы, Костромы.

Читайте также:  Таинство Крещения ребенка и взрослого: правила и порядок обряда, что нужно знать родителям и крестным

В некоторых поселениях день называли Яишное заговенье из-за традиции выпекать в этот день пироги с яйцами. А неделю после этого дня называли Водяной, что связано с традиционными гуляниями и обрядами, проводимыми на берегах рек и озер.

Пироги с яйцом – традиционное блюдо перед летним постом

Со временем языческий праздник был забыт, а традиции смешались. Пост верующие начинали с понедельника, потому Петровское заговенье всегда отмечают в воскресение.

Традиции и приметы в день прощания с весной

В Петровское заговенье по всей Руси проходили массовые гуляния. Традиции праздника тесно переплетались с язычеством, поскольку посвящены поклонению природе, солнцу. Основные обряды символизировали принятие природного круговорота: жизнь – смерть.

Молодежь собиралась на берегах рек, парни разводили костры, а девушки готовили трапезу. На закате люди собирали цветы и травы, прогуливались по околице и выходили в поле для проведения обряда прощания с весной. Когда солнце уходило за горизонт, было принято кланяться земле и говорить: “Прощай весна, возвращайся снова”!

Прощаясь с весной на закате, её благодарили за будущий урожай, и просили вернуться в будущем году

В этот день, как и на Масленицу, мастерили из соломы чучело, символизирующее Ярилу, Чехонь, Горюна, или Русалку. Затем с наигранным плачем и причитаниями несли его в поле, где разрывали на мелки куски, или же топили в реке. Такой ритуал обозначал смерть весны.

Считалось, что необходимо к ужину позвать старших родственников, иначе самим не видать уважения от детей. Как правило, народные гуляния длились сутки.

Старшее поколение после захода солнца расходилось по домам, а парни и девушки веселились всю ночь. Люди устраивались компаниями на берегах, разводили костры, отпугивая русалок, и ходили друг к другу за угощениями.

Что сделать на Петровское заговенье огородникам

До сих пор существует предание, что в день первого летнего заговенья огонь не только отпугивает русалок и злых духов, но и имеет очищающую силу. Поэтому в этот день рекомендуется не только готовить на углях, но и сжигать на костре заболевшие растения, ветки деревьев, а также вещи, с которыми связаны плохие воспоминания.

Чтобы растения и деревья не болели сожгите зараженные ветки и кусты на Петровское заговенье

День перед постом не благоприятен для выполнения каких-либо работ на участке. Поэтому, в этот день рекомендуется отдыхать и проводить время с родными и близкими. Приготовьте блюда на мангале или барбекю, сожгите подальше от посадок и посевов зараженные растения. Чтобы развлечь детей – из соломы и сухих веток сделайте чучело, и сожгите его, попрощавшись с весной.

Сажать овощи и деревья в этот день не следует, но можно выполнить подготовительные работы. Так как в начале и середине июня можно высаживать в грунт белокочанную и цветную капусту, лук-порей, а также рассаду сладкого перца, томатов, баклажанов.

С понедельника также можно заняться окучиванием подросшего картофеля, рыхлением междурядий гряд. Посадите еще одну партию картошки – для сбора осенью молодого урожая.

Не стоит забывать об уходе за садом и огородом. В июне нужно следить за сорняками и прополкой грядок, окучиванием и прореживанием всходов. Если забыть о последней процедуре, корнеплоды будут мелкими и невкусными.

Петровское заговенье – древний славянский праздник прощания с весной, отмечаемый многими христианами в наши дни, как день перед началом поста. Старайтесь избегать работ в этот день – съездите на природу к водоему, или на дачу, отдохните, проведите время с друзьями и близкими.

Постная трапеза. Заговенья и разговенья

Постная трапеза. Заговенья и разговенья

Что же представляет собой постный стол и что такое заговенья и разговенья?

Как уже говорилось, постами разрешена только пища растительного происхождения. Многие православные хозяйки очень серьезно подходят к этому запрету и, придя в магазин, тщательно вычитывают на этикетках состав продукта, подолгу простаивая у прилавков. И если продукт содержит, например, яичный белок, сухое молоко или сыворотку, то он нещадно выбраковывается. Продукты, содержащие компоненты животного происхождения, называются скоромными — например, скоромный майонез, скоромное печенье, скоромный шоколад и так далее.

Постами особое предпочтение отдается грибам, орехам, бобам — всем тем продуктам, которые восполняют недостаток белка.

Растительное масло не всегда разрешается. Постами бывают особо строгие дни, когда даже эта последняя радость запрещается. Правда, столь строго постятся только в особенно радикально настроенных религиозных семьях.

Многие постами набирают лишний вес, так как скудный рацион, особенно в малоимущих семьях, где не могут позволить себе особое разнообразие овощных блюд и фруктов, с лихвой пополняется большим количеством хлеба, картошки и макаронных изделий.

Постная еда уже примерно через месяц начинает сильно приедаться и надоедать. Тем не менее многим посты очень нравятся.

Детей принято постить только с семи лет. До этого возраста для них не существует никаких запретов. Хотя, опять же, в некоторых радикально настроенных семьях детей приучают к посту с младенчества, для начала исключая только мясные продукты. Пост разрешается ослаблять беременным и кормящим женщинам, а также больным. Но в радикальных семьях беременные и больные зачастую постятся наравне с другими членами семьи.

День пред началом поста называется заговеньем и приравнивается к праздничному. Заговенье — это всегда хороший повод устроить семейный праздник или посиделки с друзьями, выпить, закусить и приятно провести время за увлекательной беседой, так как впереди длительный пост и развлечения будут сведены к минимуму. Скоромные блюда, оставшиеся после заговенья, нельзя употреблять на следующий день, а поскольку в России на праздники принято готовить обильный стол, то на заговенье существует реальная опасность переесть. Правда, эту угрозу могут устранить вовремя подоспевшие гости. А если переедание все же случилось, то впереди длительный пост — хороший повод устроить себе разгрузку.

Особой торжественностью отличаются трапезы на разговенья, так как они приходятся на самые большие праздники, особенно на Рождество и Пасху. На Пасху традиционно готовят куличи, крашеные яйца и пасхи — творожное блюдо, название которого часто путают с самим куличом.

У каждой хозяйки есть собственный фирменный рецепт приготовления кулича и пасхи, которым она всегда готова поделиться. Для православных хозяек, особенно священнических жен, неделя перед Пасхой является, пожалуй, самой тяжелой в году. Кроме многочасовых каждодневных богослужений, необходимо убрать дом, не просто убрать, а провести генеральную уборку, дабы встретить праздник в чистоте и уюте. Необходимо приготовить традиционную пасхальную трапезу, без которой праздник немыслим. А в семьях священников всегда готовятся к большему наплыву гостей; пекут огромное количество куличей — на раздачу прихожанам, на подарки… Хорошо, если матушке в такой ситуации помогают прихожанки. В общем, к концу страстной недели прихожанки и матушки валятся с ног от усталости; единственное, что укрепляет и ободряет — это приближающийся всеми любимый праздник.

Разговляться положено после торжественного богослужения. Во многих приходах принято разговляться всем вместе в трапезной при храме. Поэтому в трапезных перед праздником кипит бурная работа.

Батюшка всегда садится во главе стола. Если батюшек несколько, они располагаются по старшинству. Если на трапезе присутствует епископ, то первенство чести переходит к нему.

Трапеза начинается с общей торжественной молитвы, затем священник благословляет стол, и только после этого все приступают к еде.

Многие думают, что священники пьют исключительно кагор. Это совсем не так. Священники не любят кагор и крайне редко его пьют. Но этот стереотип настолько сильно укоренился в умах, что если священнику хотят подарить вино, то это обязательно кагор. Батюшка, принимая в дар бутылочку кагора, с трудом сдерживает кислую гримасу. Священнику лучше всего дарить красное сухое виноградное вино.

Раз уж зашла речь о винопитии, то стоит заметить, что употреблять спиртные напитки в православии не запрещено. Как говорится, «вино веселит сердце человека». Вопрос в количестве выпитого. Праздничный стол у православных, как правило, не обходится без спиртного, в том числе и крепкого.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию