Женское священство: возможно или нет, мнение священников, проблемы и споры, особенности

Фраза.ua – авторский взгляд на жизнь

ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

Недвижимость

Криминал

КУЛЬТУРА

ОБЩЕСТВО

СПОРТ

ЗДОРОВЬЕ

Наука

Образование

Технологии

Транспорт

Курьезы

Все новости Украины

Региональные

ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

Недвижимость

Криминал

КУЛЬТУРА

ОБЩЕСТВО

СПОРТ

ЗДОРОВЬЕ

Наука

Образование

Технологии

Транспорт

Курьезы

Все новости Украины

Региональные

Православный психолог Наталия Скуратовская: Если Церковь введет женское священство без подготовки, в духовенство ринутся самые проблемные прихожанки

Каковы особенности женской религиозности? Почему она зачастую нетерпимее, чем мужская? Каковы потенциальные преимущества и риски женского священства в Православной церкви? Гарантирует ли единство в вере религиозное взаимопонимание в семье? На эти и другие вопросы «Фразы» отвечает Наталья Скуратовская, психолог-психотерапевт, преподаватель курса «Практическая пастырская психология», генеральный директор тренинговой компании «Viv Актив».

Многих возмущают слова апостола Павла о женщинах. Мол, с какой стати они должны быть в храме с покрытой головой, молчать, слушаться и повиноваться мужу? Разве это не дискриминация по половому признаку?

Для начала вспомним нормы того общества, в котором это говорилось. Речь идет о социуме, где у женщины не было права голоса и она не принимала участия в решении семейных вопросов, не говоря уже о церковной жизни. Ситуации, конечно, были разные, но в целом первый век — это время, когда вопрос о равенстве полов вообще не стоял.

Слова апостола Павла были адресованы конкретной общине и по конкретному случаю. И связано это, видимо, с тем, что женщины там все-таки не молчали. Я считаю, что переносить вне исторического контекста подобные наставления некорректно.

В той же цитате есть строки, что ходить без платка женщине так же позорно, как и быть стриженой. Вспомним, что в те времена подстригали блудниц — чтобы все видели, что они падшие. Но сейчас другие общественные нормы, которые существенно отличаются от того, что было в первом веке.

Не стоит забывать, что тому же апостолу Павлу принадлежат и другие слова: о том, что женщина и мужчина перед Богом равны. Тогда это была революционная идея, которую привнесло именно христианство.

Также в Новом Завете говорится, что жена должна уважать мужа, как Христа, а муж должен любить жену, как Христос любит Церковь. То есть обязательства взаимны. Причем если от жены требуется просто уважение, то с мужа спрос больше. Как Христос любит Церковь? Он жизнь за нее отдает.

Каковы особенности женской религиозности, если говорить в целом?

Женщины, понятно, все разные и по-разному религиозны. Самая общая особенность — сосредоточенность на отношениях. Женщинам очень важно, как относятся к ним священник и прихожане. В зависимости от этого они могут принимать или не принимать определенный стиль церковной жизни.

С этим же связан и повышенный риск попадания в созависимые, манипулятивные отношения и православные приходы сектантского толка. Если у женщины сформировалась привязанность, она может долго отрицать очевидные факты и ломать себя, чтобы приспособиться к тому, к чему прикипела.

Для прихожанок зачастую важнее обрядовая сторона веры, чем догматическая и богословская. Женщины чувствительны к внешним факторам — ритуалам, одежде, манере речи и так далее.

Что думаете об идее женского священства в Православной церкви?

Если разрешить его сейчас без определенного подготовительного периода, в священство ринутся те самые рьяные и нетерпимые прихожанки, которые нынче создают немало проблем в церковной жизни.

Если посмотреть на опыт западных конфессий, где уже есть женщины-священники, мы видим, что качество их пастырства, как минимум, не хуже, чем в мужском варианте. Связано это с тем, что им приходилось проходить более жесткий отбор и быть на голову сильнее мужчин по интеллектуальному и нравственному уровню.

Кроме того, первые женщины-священники очень строго относились к себе, чтобы осуществлять свое служение наилучшим образом, поскольку это был вызов традициям и на кону стояла репутация женского священства. Поэтому результаты были довольно положительные. Но весь этот процесс занял несколько десятилетий.

У меня нет однозначного мнения, нужно ли вводить женское священство в Православной церкви, но я категорически против, чтобы такое решение, если оно будет принято, было скоропалительным. Учитывая, какие женщины, скорее всего, захотят стать «священницами».

Есть такое мнение, что женская религиозность на самом деле авторитарнее и жестче, чем мужская. Вы согласны с этим?

Да. Обычно женщина гибче, в ней больше готовности подстраиваться, но если она уже приняла определенный образ мысли, основываясь, как правило, на иррациональных представлениях, она будет гораздо нетерпимее отстаивать свою позицию. Поскольку опорой служат эмоциональные факторы, а это — благоприятная почва для различного деструктива.

К слову, в женских монастырях чаще встречаются жесткость и конфликтность, чем в мужских.

Часто ли вы сталкиваетесь со случаями, когда жена и муж православные, но религиозного взаимопонимания, несмотря на единство в вере, не находят?

Такое встречается. Православие допускает разномыслие во многих вопросах. Если у жены один тип религиозности, а у мужа — другой и каждый из них считает, что он прав, это, несомненно, формирует условия для конфликта.

Более того, если один из супругов ради мира в семье старается не озвучивать свое мнение, задвигать себя и якобы смиряться, продолжая считать, что он прав, рано или поздно это с удвоенной силой выходит наружу и может привести к еще более серьезному конфликту.

Наступает момент, когда терпение кончается и высказываются все претензии, которые копились долгие годы. В том числе и по религиозным вопросам.

Наверное, вы неоднократно встречались и с такими ситуациями, когда православные супруги становятся перед дилеммой: жить вместе уже невыносимо, но разводится грешно. Что рекомендуете в таком случае?

Ощущения, что жить вместе больше невозможно, могут не соответствовать реальной ситуации. Семьи переживают определенные кризисы, и это нормально. При благоприятном развитии событий такие периоды могут укреплять взаимопонимание. Проходя через кризисы, супруги нередко находят более глубокие основания для единства.

Для этого нужно, чтобы они, как минимум, были настроены на сохранение семьи, а не на развод. В то же время встречаются, конечно, случаи, когда сохранить брак нельзя по объективным причинам.

Например, ситуация постоянного насилия при абсолютной неготовности агрессора менять свое поведение. Тиран в семье — это не всегда мужчина, а угнетать можно не только физически, но и психологически.

Бывают случаи, связанные с интимными сложностями. Некоторые из них преодолимы, а какие-то — нет.

Исцелить брак невозможно без участия людей, которые в нем состоят. Нельзя дать волшебную таблетку, после которой супруги станут милыми, добрыми и терпимыми. Они должны трудиться сами. Насколько они к этому готовы, настолько и решаемы проблемы.

О Церкви: честный разговор

В сообществе проходят обсуждения наиболее важных вопросов внутренней и внешней жизни церкви.
Призываем к активному участию в обсуждениях.
Важен каждый ваш голос, каждое КОНСТРУКТИВНОЕ высказывание и предложение пойдет на благо нашей Православной Церкви.
Приглашайте ваших друзей и знакомых прихожан принимать участие в живом общении. (выше есть кнопка “ПРИГЛАСИТЬ ПО Е-МАИЛ”)
Правила сообщества: принимаются Публикации и комментарии только по теме сообщества, не конструктивные — будут удаляться.

Почему женщина не может быть православным священником?

Автор: диакон Антоний Богоявленский.

В христианской истории отношение к женщине было не таким, как к мужчине, и её права были во все времена иными. Сейчас положение обоих полов в Церкви ближе друг к другу, но женщина не может быть священником, главой семьи и должна бояться мужа. Почему так сложилось и как с этим быть?

Проблема женского священства

Отсутствие в Православии женского священства — повод для обвинения Церкви в ущемлении женских прав со стороны ряда радикальных движений и воинствующих атеистов. Почему в этой профессии женщинам не нашлось места?

Бог на страницах Библии объясняет это так:

Я взял левитов (левиты — одно из 12-ти колен израильского народа, все мужчины в котором были священнослужителями, — примечание А.Богоявленского) из сынов Израилевых вместо всех первенцев …; они будут взамен их; …ибо все первенцы — Мои (Чис. 3, 11–13).

Когда исчислили всех левитов, то число их — 22 тысячи (см.: Чис. 3, 14–39) — оказалось почти совпадающим с числом первенцев мужского пола, которых было 22 273 (см.: Чис. 3, 40–43). Паззлы совпали.

В христианской Церкви традиция избирать на священство мужчин осталась, поскольку в Новом Завете это указание Христос не менял.

С другой стороны, проблемой для женского священства, по словам протод. Андрея Кураева, являются специфически женские качества. В целом, женщины будут испытывать в священнослужении ряд проблем:

– во время исповеди у женщины-священника сказанное можно будет «по лицу прочесть»;
– тяжёлый плавающий график священнослужения будет непосильным бременем для женского здоровья;
– то же можно сказать о постоянных физических работах, которые выполняет священник в храме;
– каноны Церкви запрещают причащение во время месячных, женщина не сможет совершать Литургию и другие Таинства в эти дни;
– сельский священник практически всегда служит без отпусков по причине невозможности его замены другим: женщина-священник в селе, таким образом, не сможет иметь детей. А если женщин в село не назначать, то будет неравенство между священниками обоих полов и т.д.
– если в одном Алтаре будут служить красивый священник-мужчина и красивая священник-женщина, то в церковной среде появится масса ненужных искушений… и компроматов…

Женская религиозность более жёсткая

Это факт. Вы были хоть раз изгоняемы из храма за отсутствие платка или юбки? И кто вас изгонял? Конечно, православные женщины! Женщина сложнее мыслит, более склонна к перфекционизму и «комплексу отличницы». Такие табу зачастую мелочны и условны, что мешает самим представительницам прекрасной половины — «женская логика».

Приход, возглавляемый женщиной, станет зачастую чрезвычайно жесткой организацией с массой правил, формальностей и, иногда, лицемерия. Хороших женских коллективов достаточно, но тот, кто прочувствовал на себе суть женского общества, именуемого «гадюшником», тот поймёт…

Глава семьи — муж, а женщина…

…А женщина в православной семье должна повиноваться своему законному супругу — в этом её церковное отличие от мужчины. Об этом читаем в Библии, в послании апостола Павла к Ефесянам:

Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. … Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (глава 5, пункты 24-33).

Под последней фразой нужно подразумевать не животный страх — да боится обидеть. В православных семьях, в которых муж любит жену, а она признает его главенство, сказанное апостолом работает на все 100%!

Что женщина может делать в Церкви

Наряду с особенным положением женщины в Православии, есть у женщины ряд богозданных качеств и способностей, которые делают её как для Церкви, так и для всего мира незаменимой. Помогла мне сформулировать большинство особенностей православной женщины моя подруга Дарья Е.:

Влияние матушек (каждая женщина призвана к материнству, поэтому всех тётенек, а не только монахинь и попадей, можно так называть) на своих мужей: хорошая жена умиротворяет и даже созидает мужа.
Старосты прихода в лице женщины прекрасно зарекомендовали себя в новейшей церковной истории.
Женщины как директора и преподаватели воскресных школ незаменимы в принципе.
Важны и нужны бабульки за свечным ящиком — именно им близка женская по большей части приходская компания.
По статистике на богослужениях женщин гораздо больше, нежели мужчин — женщины более открыты к слову Божию и проповеди пастыря.
Женщина-катехизатор важна в работе с новообращенными женщинами.
Роль женщины в семье поменялась — она берёт на себя больше мужских функций и т.п.
Подтверждая вышесказанное о женском священстве, Дарья написала мне:

если разрешат архиереям жениться, то церковь у нас станет «неуправляемая». Ибо женщины будут меряться епархиями (хотя это и у мужчин есть, но не так, как это будет у женщин)

А еще женщины красивы, и на них всегда приятно посмотреть, полюбоваться красотой утроенной Богом природы мироздания — не страстно, а по-христиански, эстетически…

В первую очередь, конечно, любоваться нужно своей женой, но моя жена не любит выкладывать себя в массмедиа, поэтому не могу поделиться ее красотой…

Прав ли феминизм?

В христианстве нет ущемления прав прекрасной половины, поскольку права мужчин и женщин Бог установил несколько отличными друг от друга. Права не одинаковые — вот и их ущемления попросту и нет. И как наличие разных цветов радужной оболочки глаза не означает, что одни хорошие, а другие — плохие, — они просто разные — так и наличие разных прав у мужчин и женщин в Православии. Они различны, и среди них нет лучших и худших. Главное — не ущемлять существующие права и не злоупотреблять своими полномочиями, тогда между женщинами и мужчинами в Православии будет гармоничное единство детей Божиих!

Читайте также:  Скит: что такое, женские и мужские православные скиты России

Существует ли в Церкви дискриминация по полу?

Ответы пастырей

Женское равноправие – модная тема, которая с особым размахом начинает обсуждаться накануне Международного дня солидарности трудящихся женщин – так на самом деле называется «праздник», отмечаемый 8 марта. «Нарушение прав женщин» видят и в Православной Церкви. Как же, ведь православная христианка не может быть священником (извините, священницей), ей закрыт вход в алтарь, в браке она подчинена мужу… Да уж, действительно дискриминация. А так ли это? Есть ли в Православной Церкви дискриминация по полу? Какова роль женщины в Церкви? И что сказать неправославным и неверующим по поводу женского священства? На эти вопросы мы попросили ответить пастырей Русской Православной Церкви.

«У мужчины и женщины различающиеся назначения в жизни»

У мужчины и у женщины немного различающиеся назначения в жизни. Так, мужчина не может быть матерью. Матерью может быть только женщина. Но женщина не может быть священником – им может быть только мужчина. Говорит ли это о дискриминации? Нет. Это говорит о разном замысле Творца в отношении мужчины и женщины. Но любой человек – и мужчина, и женщина – призван к достижению высшего совершенства, для человека возможного. И в Царстве Небесном, среди не только святых людей, но и высших горних чинов, пребывает Божия Матерь – Женщина по рождению и по естеству, – и Она выше всех.

В монашестве нет принципиального отличия в подвиге мужчины и женщины. Особенно если вспомнить, что большая часть монахов-мужчин в древности не имела священного сана, даже игумены монастырей. И когда игумен Савва был возведен в иерейский сан – это было так необычно, что он навсегда стал именоваться «Саввой Освященным», в отличие от многих других игуменов, не получивших священного сана.

А печение просфор, умение искусно пошить облачения и пелены, петь на клиросе и управлять хором, читать на службе и множество других трудов в устроении церковного совершения богослужения, включая возможность в старости, получив благословение архиерея, даже входить в алтарь и подавать кадило священнику!

Поэтому роль женщины в Церкви многообразна и многополезна, только при условии соблюдения сокрушения сердечного, послушания священнику и решительного отрицания природного желания властвовать и распоряжаться всеми и во всем.

Когда говорят о дискриминации, то вопрос сводится к тому, что у нас нет женского священства. Да, женского священства нет и не будет, потому что для Православия священство – это не род административного служения и личного жизненного призвания, но соотнесение этого служения с первосвященством Господа Иисуса Христа. А второе Лицо Святой Троицы – Бог Слово – воплотился, по неизвестной нам причине, но известной совету Пресвятой Троицы, как Бог Сын. Это данность, из которой Церковь Православная всегда исходила, исходит и будет исходить.

«И мужчина, и женщина – Божии творения»

– Жены-мироносицы, апостолы апостолов, по выражению Иоанна Богослова, – что же выше?!

Апостол Павел говорит: «Женщина да не учит», но он же сказал, что примером своей жизни, образом благочестия, благородным обликом она сделает то, что не под силу слову.

Кто выше? – Тот, кто достигает цели. Какая еще дискриминация?

«Равенства в принципе быть не может, и это не дискриминация»

Сколько феминистки и борцы за права женщин усилий приложили, добиваясь равноправия, но достигли не очень больших результатов. Почему? Потому что в любой стране у мужчины и женщины совершенно разные права и обязанности. В нашей стране, например, более ста лет пытаются бороться за равные права мужчин и женщин. И что же? Можно по пунктам перечислить, что никакого равенства и равноправия у нас нет. И это не воспринимается как дискриминация, это – данность, причем совершенно нормальная.

Итак, по пунктам.

Первое: у мужчин и женщин в России разный возраст выхода на пенсию: женщины выходят на пенсию гораздо раньше мужчин.

Второе: в России конституционно определена всеобщая воинская обязанность – но на женщин она не распространяется: женщины в армии служить не обязаны.

Третье: в случае развода дети почти всегда остаются с матерью, исключения редки. Только когда мать, например, алкоголичка или наркоманка, ребенок остается с отцом. А некоторые мужчины после развода хотели бы воспитывать своих детей, годами добиваются этого через суд; бывает, что в отчаянии пытаются выкрасть детей у бывшей супруги. Но наше государство почти всегда на стороне матери.

Четвертое: в большинстве видов спорта мужчины и женщины соревнуются отдельно. Мужчины и женщины не боксируют, не борются друг с другом, штангу они вместе не поднимают, в футбол они вместе не играют, в шахматах они соревнуются отдельно… И так почти во всех видах спорта.

Ставится вопрос о дискриминации женщин, но если на все вышеназванные ситуации посмотреть глазами мужчины, то можно скорее увидеть дискриминацию мужчин. Но никакого ущемления чьих бы то ни было прав тут нет. Просто у каждого пола свои функции. Функции прекрасные, замечательные.

И пятый пункт касается непосредственно женщин: во всем мире почти 99 процентов руководителей фирм, заводов, нефтяных компаний, банков, всевозможных предприятий – словом, руководителей всех уровней – от директора фабрики до главы государства – это не женщины, а мужчины. И очень незначительный процент – это женщины. Во всех странах, даже в супердемократических и суперфеминистических. Это можно счесть дискриминацией, но… кто же женщинам в странах с развитой демократией, где к женщинам и их правам очень трепетно относятся, мешает занимать руководящие посты? Почему пропорция такая: больше 90% руководителей – мужчины, остальные – женщины, а не наоборот?

Потому что мужчина от природы – глава, лидер, руководитель. Он Богом таким создан. У женщины иная роль, иные приоритеты: сначала – семья, дети; потом – всё остальное.

Теперь о роли женщины в Церкви. Роль у нее совершенно прекрасная – с первых веков христианства. Это диакония – социальное служение, помощь нуждающимся, бедным; это и «тыловая» часть, когда женщины служили апостолам, христианским общинам своим умением, искусством. В церковном искусстве женщины очень преуспели, да и в пении, в рукоделии – в чем угодно.

Равноапостольная Нина, другие равноапостольные жены просветили целые страны!

Апостол говорит: «Женщина в церкви да молчит» (ср.: 1 Кор. 14: 34). О чем тут речь? – О проповеди в храме. Но никто и никогда не запрещал женщинам проповедовать, катехизировать, просвещать. В воскресных школах, в подготовке к крещению на наших приходах в основном женщины трудятся. Можно и миссионерской работой заниматься. Равноапостольная Нина, другие равноапостольные жены просветили целые страны!

Вопрос о кажущейся «дискриминации» – это вопрос о женском священстве. Об этом надо отдельно и много говорить. Тут скажу только вот о чем. Есть сферы жизни, в которых видеть женщину абсурдно. Женщина может стать офицером. Но я ни разу не видел, хотя с военными много общаюсь, женщину-генерала или маршала. Не тылового, сидящего в Генштабе, а генерала боевого, в «горячих точках». Не видел! Женщина-военачальник, участвующая в боях – не как медсестра или врач, а как полководец… Или женщина-дальнобойщик, женщина-лесоруб… Юридически это возможно, и, конечно, всякое в жизни случается, но – зачем?

Священник – это образ Самого Христа в Церкви. Разве Христос – женщина? И этим все сказано.

Стоит напомнить, что именно христианство освободило женщину, возвело на невиданный до того времени уровень. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, Господь сказал Адаму: «Проклята земля от твоих дел», а Еве: – «Муж будет господствовать над тобою» – потому что жена злоупотребила своей свободой. Но это было сказано до пришествия Христа. А с пришествием Христа началась новая эра. История всего дохристианского мира, особенно Востока, – униженное, рабское положение женщины. Там к женщине относились чуть-чуть получше, чем к домашней скотине. Христианство по-иному относится к женщине. Апостол Петр говорит: «Оказывай жене честь как сонаследнице благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3: 7).

Христианство освободило женщину. И нынешнее положение женщины – это, можно сказать, итог того уважительного отношения, которое пошло из христианства.

У каждого пола свои права и свои обязанности, и это совершенно нормально. И даже самое светское государство не может женщину полностью уравнять в правах с мужчиной. Это просто невозможно.

«Святость в равной степени дарована и мужчине, и женщине»

А обязанности перед Богом по исполнению заповедей и Евангелия одинаковые. Перед Богом мужчины и женщины равны, как об этом пишет апостол Павел: во Христе нет разницы между мужским полом и женским, как нет разницы между национальностью, между социальным положением, – но всё Христос. Спасение в равной степени даровано и мужчине, и женщине, святость в равной степени дарована и мужчине, и женщине.

Замечательно, что в служении мирянском – в служении милосердия, в служении материнства – женщины дадут мужчинам большую-большую фору. Как и в служении мироносническом. Это один из любимых пасхальных праздников – день жен-мироносиц. И в этом огромный залог и огромный потенциал женского служения Богу.

Дискриминацией может казаться отсутствие в Православной Церкви женского священства. Но это не должно восприниматься как дискриминация, потому как тогда дискриминацией должно восприниматься и то, что мужчина не может родить, а женщина может. Потому как священническое служение – это отеческое служение. У женщин своя возможность служить Богу и людям. А у мужчин есть другая возможность служения, которой лишены женщины. Эти разные служения дополняют друг друга в нашем стремлении к спасению.

Мы можем говорить о разности, о неодинаковости, о том, что Бог делает вообще нас разными в смысле природном – мужчин и женщин, чтобы мы друг другу служили и друг друга восполняли. Но никак не о дискриминации.

«Иерархия – не дискриминация, а залог гармонии»

В Церкви существует иерархия – небесная и земная, а на иерархии вообще держится всё. Иерархия такая: Бог – мужчина – женщина. Причем в том, что женщина находится на месте после Бога и мужчины, нет ничего дискриминирующего. В иерархии все занимают свое место служения, которое почетно и возвращает достоинство человеческое, и женское достоинство здесь не умаляется.

У женщин в Церкви есть свое служение, которое не может выполнять мужчина, и наоборот, соответственно. Женщина – помощница мужчины, и в этом нет никакой дискриминации, потому что без помощника не может выжить тот, кому помогают. Они поэтому равны на самом деле: помощница-женщина равна мужчине по своему достоинству, данному Богом. А иерархия существует для того, чтобы всё выполнялось в гармонии и благообразии.

Бывают ли женщины-священники? Особенности назначения священнослужителей в церкви

Все чаще в сфере мужских профессий встречаются женщины. От руководящих должностей и политических постов и до таких специальностей, как водители общественного транспорта, токари и слесари. Но были и есть виды деятельности, которые женскому полу все-таки недоступны. Например, женщина не может исполнять обязанности священника в храме, эта должность возлагается только на мужские плечи. Истоки этой традиции берут начало из Библии.

Может ли женщина быть священником?

Можно выделить два основных пункта, почему женщина не может быть священником, исходя из почитания традиций, которые корнями уходят в древность:

  • Священник, в некоторой степени, является представителем Бога, а так как образ Всевышнего является мужским, то и служитель должен быть лицом мужского пола;
  • Женщина изначальна была создана в помощь и поддержку мужчине. Ей не следует главенствовать и управлять, ее задачей является помогать и поддерживать.

На литургии служитель участвует в символическом воссоздании событий Тайной вечери, во время которой Христос предлагал апостолам вино, как кровь Свою. Прихожане причащаются просфорой и вином из рук священника, а значит, он тоже должен быть мужчиной, как и Христос.

Что касается второго пункта, то женская помощь и поддержка являются важной задачей, в духовной жизни должен быть мир и порядок, для этого необходимо расставлять приоритеты по местам.

Священнослужитель — это в определенной степени управляющее и наставляющее прихожан высокопоставленное лицо, поэтому эта обязанность возлагается на мужчин.

Есть и физические причины для нежелания возлагать на женщину роль священника:

  • Менструации. Этот период у женского пола наступает ежемесячно, занимая от нескольких дней до недели. Конечно, с физиологией ничего не поделаешь, но если на обычном рабочем месте это почти не доставляет проблем, то в храме находиться во время кровотечения не следует. Могут быть исключения, но в основном, предписывается воздерживаться от посещения церкви в такие дни, потому что проливать кровь в храме нельзя;
  • Беременность и роды. Быть матерью — это очень важная и почитаемая роль в жизни, но есть предписанный срок, положенный для выжидания после рождения ребенка, не говоря уже о физической необходимости уходить в декрет.
Читайте также:  Православное коливо (кутья): что это, значение в православии, традиции приготовления и современные рецепты

Забота о своей семье — это почетная женская миссия, которая вовсе не рассматривается церковью пренебрежительно. Совсем наоборот, ей присваивается важное значение. Матери нужно постоянно иметь связь с детьми, часто звонить или отвечать на телефонные вызовы.

Работа священника нелегкая, требует самоотдачи и концентрации на своем деле. Во время службы люди обязательно выключают свои телефоны, и погружаются в атмосферу происходящего.

Женщины-священники в православии

Многие женщины почитаются в православии, среди числа святых есть много женских персон. Самая воспеваемая женщина в христианстве — Пресвятая Богородица, ей возносят много почестей и молитв.

Такое положение дел может не понравиться некоторым ярым феминисткам, которые практически везде стараются увидеть и искоренить унижение женского рода.

Однако, не стоит впадать в крайности, нужно уметь смотреть под разными углами, не ограничиваясь только несением флага феминистической революции.

Женщины священники в католицизме

В католической церкви также среди священников не найти женских лиц. Есть специальная энциклика, то есть документ от Папы Римского, посвященный вопросу значения пола человека для возможности его ординации (возведения в духовный сан).

Согласно этому письменному посланию, к священническому рукоположению можно допускать только мужчин.

Но ссылаясь на святость и авторитет Пресвятой Богородицы, в энциклике подчеркивается отсутствие во всей этой ситуации дискриминации, как таковой.

Люди различных полов играют разные роли в жизни и миссии Церкви, и следует толковать это не как дискриминацию, а как следование замыслу Божиему.

В каких направлениях христианства разрешена женская ординация

В настоящее время возведение женщины в духовный сан имеет место в некоторых других ответвлениях христианства, таких как протестантизм (реформатское направление), лютеранство и англиканство.
Некоторые из церквей, в которых производится женская ординация:

  1. Евангелическая церковь Германии;
  2. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии;
  3. Епископальная церковь;
  4. Церковь Швеции;
  5. Церковь Норвегии.

Как в начале Библии упоминается различие между женским и мужским родом?

Согласно священному Писанию, первый человек – Адам был мужчиной, сотворенным Богом по Его образу и подобию. Женщина же была создана из ребра мужчины, как его жена, друг и помощница.

Первые люди были сотворены для мирной жизни в Эдемском саду, и отношение их друг к другу не должно было иметь тех эмоциональных оттенков, что присутствуют в современном гендерном обществе. Просто они были различны, но в то же время частями одного целого.

Не было плохого в том, что Ева была помощницей своему мужу, ведь она была и радостью для него.

Потом события развились уже более прискорбным образом, Ева послушала искусителя и подбила своего мужа на нарушение запрета. Она злоупотребила своим близким к равенству положением, повлияв на Адама, убедив его сделать то, что было делать нельзя.

Таковы религиозные истоки различного отношения к мужчине и женщине. Церковь представляет собой ядро института религии, и нельзя просто взять и перевернуть с ног на голову часть лежащей в основе информации в угоду современным веяниям.

Ущемляет ли такое положение дел какие-либо женские права?

Феминисткам не стоит искать в этой ситуации несправедливость и ущемление прав. Церковная жизнь — это отдельная система, ее не следует путать с обычным мирским обществом.

Стремление к посту священника — это не обычная борьба за руководящую должность в организации или за высокооплачиваемую работу. Здесь не место тщеславию, желанию занять престижное место.

Человек, ставший священником, приобретает не просто значимую должность, ради этого он должен принести многое в жертву, в том числе и свою гордыню.

Ему придется вести строгую жизнь, отречься от немалого количества мирских утех, выслушивать человеческую боль во время исповеди, принимать на себя ответственность за свои слова, влияющие на разум и душу внимающих ему прихожан.

Это нелегкая работа, не предполагающая по своей сути большого земного вознаграждения. Сейчас, настроенная феминистически женщина может захотеть даже служить в армии. Но стоит ли ей возмущаться из-за того, что ее все же не отправят на передовую?

Видео про женщину-священника из Швеции

В этом ролике помощник епископа Мария Берьстранд ответит на несколько неудобных вопросов,касающихся ее личной жизни:


Женское священство угроза православию

«На Великом Соборе Православной Церкви нужно решить, допустимо ли рукоположение женщин в сан священника», — заявил митрополит Претории и Иоганнесбурга Серафим (Александрийская Патриархия).

Дискуссия о допустимости женского священства, давно принятого во многих протестантских деноминациях, началась в Элладской Церкви после того, как семь девушек подали документы на поступление в церковную гимназию на севере Греции. Лазейку для этого демонстративного шага создал циркуляр Министерства образования страны, требующий создать равные условия для абитуриентов обоего пола. Святейший Синод резко отреагировал на это решение, и Министерство от своих требований отказалось.

Но митрополит Серафим заявил, что настало время Православной Церкви вынести решение о женском священстве, и предложил сделать это на Великом Соборе Православной Церкви. «Существуют ли богословские причины, препятствующие допущению женщин к сану священника? До созыва Собора нам нужен диалог по существу этого вопроса, чтобы Собор вынес окончательное решение», — сказал он.

В Александрийской Патриархии подчеркнули, что владыка Серафим высказал свою личную точку зрения, которую Александрийская Церковь не разделяет. Является ли подобное мнение единичным или внутри Православной Церкви на Западе существуют течения, готовые рассматривать вопрос женского священства? Что ждёт православное христианство, если возникают попытки поставить на повестку дня проблемы, давно решённые соборным разумом Вселенской Православной Церкви? На эти вопросы отвечает профессор МДАиС доктор богословия Алексей Ильич ОСИПОВ.

— Православие стоит на строгих позициях традиции своей истории и не принимает идеи женского священства. Есть попытки восстановить диаконическое служение женщин, в частности, литургическое служение диаконис. Но, в отличие от западных конфессий, алтари у нас закрыты, и присутствие там диаконис не принесёт пользу Церкви. Заявление митрополита Серафима — вызов православному сознанию и общецерковной позиции. Православная Церковь по поводу женского священства неоднократно отрицательно высказывалась в официальных заявлениях и в церковных документах.

— Александрийская Церковь отметила, что это частное заявление иерарха, однако оно не было немедленно и резко осуждено…

— Может быть, соответствующая реакция ещё не подоспела. Но поскольку отрицательное влияние западного христианства на Православие усиливается, эта тенденция и в дальнейшем будет пытаться пробивать себе дорогу. Западное христианство носит обмирщённый характер. Религия там приспосабливается к языческим страстям, которые назвал один из древних Отцов авва Дорофей: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие. Это становится очевидным при взгляде на современное монашество. Издревле монашество было закрытым институтом, ибо для достижения своей цели требуется отречение от мирской суеты, чтобы целиком посвятить себя духовному подвигу. Ныне видим другое. Монашество включилось в решение вопросов мирской жизни: культурных, образовательных, социальных, экономических, политических… Монахи с молодыми девушками участвуют в рок-концертах, лагерях, походах, уходя от главного — от умного делания, т.е. молитвенного подвига.

— Каковы механизмы противодействия отрицательному воздействию западного христианства? Это вопрос церковной политики?

— Средства одни — внутренние, духовные. Но духовная сторона христианства сходит на нет. Православие понимается как организованная социальная деятельность или сводится к обрядовой стороне: какую в каком случае молитву прочитать, к какой иконе приложиться, от какой болезни какому святому молиться…

— Философ Ю.Самарин говорит, что «католицизм есть иудаизм в христианстве». Присутствует ли иудаизм в современном Православии?

— Речь идёт об обмирщении, т.е. наше внимание с искания Царства Божия и правды его переключают на погоню за земным благоденствием. Попытка исправить христианство на языческий манер не нова. Свт.Иоанн Златоуст ещё в IV веке обличал «иудействующих христиан». «Иудействующих» не в том смысле, что они принимают иудаизм, но в том, что живут, забыв о смысле христианства, о вечности.

— Христианский мир уже прошёл некую «точку невозврата»? Пагубные явления в Церкви приняли уже необратимый характер?

— Корабль, т.е. общее состояние христианства в мире, тонет. Остановить обмирщение уже невозможно. В настоящее время требуется другое: спасаться самим и помогать тем, кто просит о помощи, кто ещё способен понять и принять Евангелие. Думать о спасении всего церковного корабля наивно.

Александр Жучковский,
Русская линия

Женское священство

Тема женского священства в Православной Церкви поднимается в книгах православного богослова французского происхождения Элизабет Бер-Сижель «Рукоположение женщин в православной Церкви» и «Служение женщин в церкви».

В Католической Церкви дебаты на тему женского священства были официально запрещены, так как официальная позиция Ватикана признает только мужское священство, но дискуссии на эту тему продолжаются.

«… К настоящему времени в большинстве протестантских деноминаций давно уже остались позади бурные дебаты на эту тему и во многих церквах и общинах женщины допускаются до священнического служения. В католической Церкви вопрос этот также поднимался весьма настойчиво, однако Конгрегация вероучения запретила дальнейшее его обсуждение (после чего католики, как и следовало ожидать, стали дискутировать на эту тему с еще пущей страстью).» [24]

Либеральное лютеранство – конфессия, большинство деноминаций которой рукополагает женщин в священники. Сторонники женского священства прибегают к тексту Священного писания:

Гал.3:28 «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»

Либералы трактуют это как возможность женского священства, лютеране-консерваторы, православные и католики – как возможность спасения и для мужчин и для женщин.

При этом речь идет не об обязанности, а лишь о возможности ординации женщин, о том, что Библия не отвергает такую возможность, что либералы и претворяют в жизнь, повинуясь «знамению времени».

С одной стороны, любая позиция христианина опирается на Писание и заставляет искать именно там доказательства того или иного аргумента, а с другой стороны, Писание рассматривается, во-первых, как историчное, а, во-вторых, как надысторичное (то есть одни вещи относятся лишь к своему времени и своей эпохе, другие – ко всем временам). На этом основании лютеране и другие протестанты стали относить запрет на женскую ординацию к древним временам, видя в современной значительной роли женщин в мире знамение времени, в отличие от православных и католиков, придерживающихся позиции, что главенство мужчины установлено Богом от начала веков и до скончания. В настоящее время из 22 лютеранских церквей, насчитывающих более полумиллиона членов, лишь 3 не рукополагают женщин в пасторы. В России церкви, не рукополагающие женщин, представлены ЕЛЦИР, СЕЛЦ, церковью «Согласие».

Пастор ЕЛЦ (церкви, признающей рукоположение женщин) Дмитрий Зенченко в своей статье «Пресвитерское служение женщин: почему это важно» отмечает:

«Наше призвание должно подвергнуться испытанию. Непросто описать, каким образом мы осознаем свое призвание к служению. Это не только чувство: каждый из нас может испытывать сомнения в своем призвании. Определенные духовные качества, дар проповеди, здоровье, интеллектуальные способности, волевой характер необходимы для пастора, но все это не обязательно является знаками, указывающими на призвание Желание служить в качестве пастора ради духовного блага людей и славы Божией должно быть распознано телом Христовым – церковью. Рукоположение – это не награда за некие заслуги, но признание действительности божественного призвания.

Итак, если мужчина или женщина призваны Богом к самоотверженному пасторскому служению, они не просто могут, но обязаны следовать своему призванию. Церковь же должна распознать истинность этого призвания – ради блага и самой церкви, и мира.

Поставление женщин – больше, чем вопрос равных прав и обязанностей, возможностей, распределения ролей, стремления к власти, церковной дисциплины или слепого следования человеческим обычаям, «преданиям старцев». В первую очередь это вопрос божественного призвания, и препятствование такому призванию является сопротивлением воле Божией.» [10]

Факт, что Христос – биологический мужчина, не может быть гарантией, что у него нет фемининности в психотипе. Иисус – смешанный тип, у него много фемининных черт. Он Образ Бога и Бог, а Бог биологического пола не имеет.

К примеру, как отмечает Бер-Сижель в книге «Служение женщины в церкви», Иисусу присущи качества, которые в культуре принято относить к женским:

– кротость, смирение (Мф 11:29);

– прощение обид, ненасилие (см. Мф 5);

– способность не скрывать слез (Ин 11:34—35).

В отношении Иисуса к женщинам богослов отмечает следующее:

Читайте также:  Креационист: отношение христианства, список известных ученых

– Иисус не обращает к женщине специальных предписаний, как-то: повиноваться мужу или спасаться родами, молчать в церкви, покрывать голову, таковые появляются уже у Павла;

– Иисус не побуждает женщин отказаться от образа жизни, принятого в культуре, но не препятствует женщинам сопровождать его на большие расстояния (Мария из Магдалы и другие);

– не выделяет женское целомудрие, не презирает блудниц, взамен подчеркивая, что все люди могут быть грешны (Ин 8:7);

– беседует с женщинами, позволяет задавать ему вопросы, хвалит Марию из Вифании за то, что предпочла слушать его, а не заниматься женским делом – приготовлением обеда;

– не оценивает женщину как сексуальный объект, с использованием биполярности «целомудренная – блудница»;

– после Воскресения является сначала женщинам-ученицам. [4]

Женщины преданны Иисусу, сопровождают его к месту распятия, стоят у Креста, и ни одна из них не отрекается от него во время судебного процесса, когда все ученики отрекаются от страха – факт, признанный всеми конфессиями.

Таким образом, мы видим, что если Иисуса и нельзя назвать идейным борцом за права женщин, его нельзя обвинить и в стремлении господствовать над женщиной. Для Него женщина – личность, способная воспринимать Его проповедь и проповедовать сама (разговор у колодца с самаритянкой).

С установкой, что мужское доминирование установлено Богом, трудно бороться, потому что она дарует много привилегий, но не самонадеянно ли приписывать свои установки Иисусу? В переводе на более простой язык эта наивная иллюзия выглядит так: Он же мужчина, значит он против равноправия мужчины и женщины. Я же мужчина, я против, почему тогда Он должен был думать иначе? То есть факт принадлежности к мужскому полу – доказательство далеко идущее, причем исключительно в удобном для себя ключе. Идея, что кто-то может читать мысли Бога и знать его позицию по всем вопросам, включая гендерное равенство, сама по себе ничтожна. Честнее было бы признать, что мы не знаем точную позицию Христа по женскому вопросу.

Помимо специального священнического служения, есть и просто проповедь о вере, которая не может быть запрещена женщинам. Она лишь не облечена в специальную форму, но здесь и кроется противоречие – неофициально можно, официально нет. Запрет, возможно, многим женщинам помешал реализовать свое предназначение в той мере, в какой они были призваны Богом.

Для любого человека, посвятившего себя служению Богу, неизбежны сомнения и терзания, но есть разница, если бы человек решил сам, что не подходит из-за плохого характера, лени и слабого здоровья, если бы не подходил по причине отсутствия способностей (как это может случиться с любым, кто выбирает такое служение), а другое дело, если причиной является набор хромосом, и на этом основании церковь не признает, что Бог может дать женщине такое призвание, оставляя его прерогативой мужского пола. Будто бы мы, в самом деле, можем давать Богу указания, кому он должен дать дар нести свое служение. Это не сильно отличается от убеждения, что женщина не может быть адвокатом или программистом, ученым или художником. По сути, это и есть одно и то же убеждение.

Я предпочитаю говорить не о женских или мужских чертах, а о маскулинности и фемининности. Это специфические черты, приписываемые мужчинам и женщинам как социальным группам. Как правило, они достаточно похожи даже в разных культурах. Например, маскулинность отождествляется с агрессией, творчеством, активностью, уравновешенностью, логикой и т. д. Фемининность – с чувственностью, мягкостью, пассивностью, природностью и т. д. Обычно мало встречается ярко выраженных типажей, больше промежуточных, вне зависимости от биологического пола. К тому же, эти представления во многом чисто культурные, обусловленные представлениями о том, каким должен быть мужчина (должна быть женщина).

Что же касается силы (жестокости, агрессии), то это принцип построения общества (все общества, начиная с древнейших и заканчивая современностью, строятся на силовом принципе и иерархии, то есть подчинения слабого сильному). Это не исключение и в женских сообществах, особенно в местах лишения свободы.

Необходимо рассмотреть проблему также с позиции концепции первородного греха, который обычно рассматривают как причину подчинения женщины мужчине.

Бог сказал Еве: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, И ОН БУДЕТ ГОСПОДСТВОВАТЬ НАД ТОБОЮ». (Бытие 3:16)

Отсюда видно, что это следствие первородного греха, зависимость человека от которого Христос искупил (!). Исходя из того, что подчинение женщины сохранилось и после Христа, можно было сделать вывод, что оно установлено навечно. Однако эту же фразу Бога можно понимать и так, что это как раз отклонение от его первоначального замысла, и более того – констатация факта, что теперь в голом первобытном мире женщине будет тяжелее, чем физически более выносливому мужчине, чем и обусловлено ее подчинение. Но факт искупления Христом первородного греха – это повод поставить под сомнение законность господства над женщиной после его Воскресения. Здесь мы явно имеем место с субъективной трактовкой по факту, поскольку автоматически патриархат никуда не пропал, а проповедь Павла снова вернула женщин «на место». Таким же образом, по факту, мы можем, видя, что женщины добились равенства перед законом с мужчинами, поставить вопрос о том, что все-таки правда восторжествовала, и искупление первородного греха предполагало и искупление женщин от господства над ними, но освобождение затянулось по причинам господствовавших предрассудков и было замедлено деятельностью Павла и церкви на протяжении веков. Таким образом, мы приходим к выводу, что борьба женщин за свои права – ничуть не искажение Божьей воли, а напротив, исполнение ее.

Если рассматривать опыт Католической Церкви, то можно увидеть, что беспрекословного запрета на учительство женщине не было, тому примеры – Екатерина Сиенская, Тереза Авильская и другие. Женщина могла осуществлять духовное руководство, но при этом не могла совершать Мессу (то есть быть священником). То, что Терезу причислили к учителям Церкви (более того, она выступала как реформатор) и сохранили ее труды – это показательно. В Православной Церкви сложнее найти такие примеры. Видимо, восточный менталитет в отношении женщины изначально отличается от западного, и потому поучения женщин-монахинь не входили в копилку религиозной традиции, или причина в «маскулинности» монашеской культуры Православия. Хотя в наше время монахини так же пишут и издают книги, как и монахи.

Мэри Дейли, женщина-богослов и католическая феминистка, автор книги Church and the Second Sex («Церковь и второй пол»), пришла к выводу, что мизогиния в христианстве неустранима изнутри. То есть, находясь внутри современного христианства и принимая сложившийся патриархатный дискурс, женщины, желающие перемен, находятся на заведомо проигрышной позиции.

Что касается лютеран и англикан, то они применили «вмешательство снаружи» (поступили вопреки традиции, посчитав женское пасторство «знамением времени»), чем обязали менять дискурс внутри. К тому же, церквям Реформации не в диковинку менять традицию, у них и понимание священства несколько иное. У них уже был опыт, что перемены в традиции не означают обрушение неба на землю.

Католикам же и православным страшно что-то существенно менять. Их (точнее, их духовных лидеров – потому что среди простой паствы мнения могут быть очень разными) устраивает патриархат, и им мало интересно, что кто-то от этого чувствует себя плохо или не реализует свое предназначение. Но это не значит, что все бесполезно.

Как следует из христианской традиции, священство является особым даром, особым служением, сакральным, которое было получено от апостолов Христа – первых священников, совершивших обряд рукоположения (хиротонии), передав таким образом Духа Святого своим преемникам, а те, в свою очередь, своим преемникам, и так было вплоть до настоящих времен. Поэтому, если женщины не рукополагались, то, стало быть, рассуждает церковь, Бог не дарует им священства. Только священнику даровано совершать таинства. Однако Таинство Крещения может совершить любой человек, в том числе и женщина. Здесь уже противоречие, ведь в акте Крещения тот, кто крестит, выполняет роль священника. Но все остальные Таинства, особенно такое важное, как Причастие, миряне не совершают. Имплицитно это может предполагать некий культ священников, такую привилегированную касту с особыми дарами.

У наших братьев-лютеран истинная церковь понимается как сообщество верующих. Пасторы выполняют роль наставников, но не обладают функциями посредника между Богом и верующим. Таким образом, проще разрешается и проблема с рукоположением женщин у большинства лютеран, ведь там, где минимум иерархии, женщинам проще внедриться в систему. Если этот вопрос пересматривать в нашей церкви, возможно, придется создавать новую церковь. В церковной идеологии все слишком взаимосвязано, убрав один кирпичик, можно разрушить все здание. Лютер начал с реформ, а в итоге старое пришлось отвергнуть и делать новое. По мнению этой конфессии, истинная церковь – сообщество верующих. А организация не имеет никакого духа, это просто каркас. У нас же организация есть истинный дух, и служители – носители духа.

Также заслуживает внимания мысль пастора Дмитрия Зенченко о Причастии. В Причастии священник как бы рождает ребенка. В его руках хлеб и вино делаются младенцем. Таким образом, в Таинстве он исполняет роль женщины.

Интересно, что запрет на священническое служение женщин хронологически связан с извращением понимания Евхаристии (Таинства Св. Причастия). Священник «рождает» Христа в Евхаристических Дарах. Он исполняет роль, которой недостает мужчинам, чтобы ощущать себя совершенно полноценно; ведь таким образом можно становиться женщиной, оставаясь в то же самое время мужчиной. Поэтому отстранение женщин от священства связано с защитой этой, быть может единственной для них и важной для многих, «ниши». [9]

И священник уподобляется Деве Марии, то есть он может родить ребенка без греха, в отличие от женщины. И Мария – единственная женщина, которая родила без греха. Таким образом, почитая Деву, он как бы отвергает всех других женщин – ведь они родили в грехе. Однако он этого требует от женщины. Требует выполнить ее предназначение – родить, чтобы продолжить род человеческий. (Конечно, справедливости ради надо сказать, что мужчины не всегда осознают подобные мотивы). Культ Девы Марии не разрешает этой проблемы. Ведь почитают ее, потому что видят в ней особую женщину, то есть не-женщину, сверх-женщину, подобную им, которой священники могут уподобиться в сакральном желании родить – безгрешным образом.

Одна лютеранка возразила мне, что возможно гендерное равенство и без того, чтобы искать в третьей Ипостаси Бога женскую сущность. Она заметила – Бог не имеет пола, зачем же Его стараться «впихнуть» в наши полоролевые стереотипы?

Абсолютно верно, отвечаю я. Потому и возник вопрос – а зачем деятели церкви и теоретики древнего культа «впихнули» Бога (сначала единого, затем троичного) в свои полоролевые стереотипы, сделали его мужчиной и исключили женщин из служения, а заодно и очернили их несмываемыми грехами? [6]

Подождите, мы же ничего не придумываем. Ведь слово Дух на иврите – женского рода. В иудаизме вообще не только слово, а даже буква порой играет роль. Так откуда такая вольность? Где богословское осмысление? Пол в вульгарном, житейском смысле Богу невозможно приписать, но речь идет о метафизическом аспекте. Женский, фемининный аспект Бога – что это? Я вижу, что есть в изначальном тексте о нем свидетельство, а богословского христианского осмысления нет.

Мне нравится герменевтика подозрительности, предложенная феминистской теологией и теологией освобождения. Здесь имеет место принцип истолкования, который заключается в том, что под подозрение ставится не только интерпретации Библии, но и сама Библия. А критерием подозрительности является фактор угнетения, что также предполагает понимание угнетения как чего-то, чуждого Божественному замыслу, соответственно, привнесенного людьми.

Я захожу с другого конца: обобщенный опыт культурно-социального угнетения конкретной группы (рабы, женщины) берется в данном случае в качестве критерия интерпретации библейского текста. В рамках культуры, основанной на угнетении определенной социальной группы, данное угнетение (дискриминация) не может рассматриваться в качестве такового, будучи осмысляемо как естественная разница между людьми (свободные – рабы, мужчины – женщины, богатые – бедные и т. д.), что отражено и в Библии. Данная группа, являясь Великим Немым, находится в другой плоскости существования, невидимой для смертных. Но дело в том, что Великие Немые рано или поздно перестают ими быть и начинают осмысливать и озвучивать свой опыт. В данном случае, проблема женского священства и связанных с ней богословских проблем растет из общекультурного опыта женщин, когда женщины критически осознали, что доминирование мужчин является во всех отношениях нежелательным для их (женщин) развития. Исходя из этого, применительно к религиозной сфере, и возникла потребность в женском священстве и, как следствие, в новых принципах истолкования Библии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию