Икона Божией Матери “Радость всех ангелов”: история, значение, в чем помогает и как молиться

Икона Божией Матери «Всех ангелов радость»

Образ «Всех ангелов радость» является новописанной иконой, т.е. написанной в наше время. Прообразом для нее стал чудотворный образ «Благодатное небо», находящаяся в соборе Святого Архистратига Михаила (чаще его называют Архангельским собором) Московского Кремля, что стоит на Соборной площади в городе Москве. По легенде, икону «Благодатное небо» в качестве знака благословения от своих родителей привезла супруга великого московского князя Василия.

Икона «Радость всех ангелов» была преподнесена как дар Его Святейшеству — Патриарху Кириллу от архимандрита Феофилакта (Безукладников) на торжественной службе освещения вновь открытого после реставрации Воскресенского собора. Сейчас она входит в состав главного иконостаса собора НовоИерусалимского исторического ставропигиального мужского монастыря в г. Истра Московской области.

Несмотря на то, что святыня находится при монастыре, в соборе совершаются еженедельные богослужения, также по монастырю проводятся ознакомительные экскурсии и икона открыта для посещений.

Значение иконы Радость всех ангелов

Икона Божией матери «всех ангелов радость» изображает Пресвятую Богородицу, держащую Младенца, окруженную ангелами. Святая дева стоит на полумесяце, а ангелы парят над Богородицей, держа над ее головой корону. На полумесяце написаны слова, гласящие: «и луна под ногами ее». Эти слова – часть строки Писания о конце света, означающей, что будет знамение жены (можно понимать, как Церковь, и как образ Божией матери), одетой в солнце, стоящей на луне, в венце из двенадцати звезд. Под полумесяцем изображен Новоиерусалимский монастырь. В этой детали кроется отличие от иконы «Благодатное небо», с которой писали «Всех ангелов радость».

Можно также заметить, что символ полумесяца часто встречается на крестах над куполами церквей при монастыре, что связано с откровениями Иоанна Богослова о конце света.

Значение святого образа несет апокалиптический посыл: отсылая к библейской книге об Апокалипсисе, образ несет в себе видение будущего. Это можно расценить как предупреждение о неизбежно грядущем, как напоминание, что не всех ждет Царство Божие.

В чем помогает икона Радость всех ангелов

Считается, что прошению к любой иконе нужна определенная молитва. Однако молитвы обращаются к самим святым, изображенным на образах, икона лишь передает образ святого. Если вера крепка и помыслы чисты, то прошение будет услышано.

Матери Божией возносят молитвы и прошения о здравии, о помощи в болезнях и недугах, о защите детей и матерей, о наставлении на путь истинный тех, кто с него сбился

Крепость веры, любовь и искренность в сердце помогут справиться с несчастьем, постигшим человека.

Также Святую Заступницу просят об исцелении женских недугов, о помощи в родах и беременности, о даровании дитя. Пресвятую Богородицу почитают как Покровительницу Материнства. Но это не означает, что нельзя просить Пресвятую Деву о помощи в делах семейных или о прибавлении ума. Молитвы святые будут услышаны, если в них нет греховного намерения или желания.

Существует множество икон, посвященных различным изображениям Божией Матери. Как и икона «Радость всех ангелов».

Несмотря на то, что специальных молитв, читаемых перед этой иконой, нет, можно обратиться к заступничеству и помощи Божией Матери любой молитвой, обращенной к Ней.

Молитвы к Святой Божией Матери

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, «Всех скорбящих Радосте», услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая «Утоление печали», утоли и мою печаль; Ты, «Купино Неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.

Предстоятель Русской Церкви освятил Воскресенский собор Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря

Истра, 9 мая 2016 г.

8 мая 2016 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря в подмосковной Истре и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru.

По прибытии в Воскресенский собор, который является копией Воскресенского собора во Святом Граде Иерусалиме, Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился Гробу Господню в Кувуклии ротонды и приветствовал верующих пасхальным приветствием «Христос Воскресе».

Были освящены пять престолов Воскресенского собора: Воскресения Христова; Рождества Пресвятой Богородицы; Успения Пресвятой Богородицы; Небоявленного Креста Господня; святых равноапостольных Константина и Елены.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, председательСинодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Егорьевский Тихон, наместник Сретенского ставропигиального монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря; архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; архимандрит Тихон (Затёкин), наместник Вознесенского Печерского монастыря в Нижнем Новгороде; игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Силовьев, главный редактор Издательства Московской Патриархии, председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы; протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации; насельники Ново-Иерусалимского монастыря в священном сане; духовенство Москвы и Московской области.

На богослужении присутствовали председатель Правительства РФ Д.А. Медведев с супругой, председатель правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.А. Зубков, министр культуры РФ В.Р. Мединский, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, президент ОАО РЖД О.В. Белозеров, вице-губернатор Санкт-Петербурга И.Б. Дивинский, председатель Попечительского совета Фонда святого апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы В.И. Якунин, члены Попечительского совета фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря, строители и благотворители обители.

Богослужебные песнопения исполнил хор Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря (регент — Андрей Брильков).

На малом входе за многолетние труды по восстановлению монастыря Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Феофилакта (Безукладникова), наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря, в сан архимандрита.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении приснопамятного Святейшего Патриарха Никона.

Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Максима (Жилинского), насельника Свято-Введенской Оптиной пустыни, в сан иеромонаха.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Гавриил (Баглай), насельник Ново-Иерусалимского монастыря.

По завершении Литургии архимандрит Феофилакт (Безукладников) приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству икону Божией Матери «Радость всех ангелов» с изображением Ново-Иерусалимского монастыря.

Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом, посвященным Неделе апостола Фомы.

Святейший Патриарх Кирилл также поздравил собравшихся с освящением Воскресенского собора:

«Мы сегодня празднуем особенное событие — освящение Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре.

Это был замысел великого Патриарха Никона, который по стечению сложнейших политических обстоятельств и многих других факторов не сумел, к сожалению, довести до конца дело строительства этой обители. Патриарх пожелал, чтобы русские люди имели возможность, не подвергая себя огромным опасностям, с которыми в ту пору было связано путешествие в Иерусалим, прикоснуться здесь, на московской земле, к иерусалимским святыням, — войти в Храм Воскресения, в Кувуклию Гроба Господня, приложиться к Камню Помазания, пройти в храм Константина и Елены, где в Иерусалиме был обретен Крест. Патриарх хотел, чтобы вся эта местность вокруг Ново-Иерусалимского монастыря стала образом Святой Земли. Ему и его последователям это отчасти удалось.

Но история, как говорят, была очень жестока с этим местом. Еще в XIX веке некоторые строения монастыря начали разрушаться, и требовалась масштабная реставрация, к которой собирались приступить в XX веке. Что-то начали делать уже тогда, но началось революционное лихолетье, а затем страшное испытание Великой Отечественной войной. Здесь на несколько недель задержались немецкие войска, вокруг обители разразился страшный бой, и монастырь был полуразрушен.

Даже в трудное послевоенное время, осознав архитектурную и историческую важность этого места, монастырь начали постепенно восстанавливать. Но мы можем сказать, что по-настоящему восстановление началось с 2011 года. До того времени мой блаженнопочивший предшественник Святейший Патриарх Алексий II и тогдашний Президент, ныне премьер Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, здесь присутствующий, создали Попечительский совет. Начались изыскательские и проектные работы, а в 2011 году — беспрецедентная, широкомасштабная реставрационная работа, которая завершилась за рекордные четыре года, — как, собственно говоря, на том историческом заседании Попечительского совета, мы и запланировали.

У меня есть большая внутренняя потребность выразить глубочайшую благодарность Вам, Дмитрий Анатольевич, Виктору Алексеевичу Зубкову, который практически возглавил всю эту работу, и многим другим людям, которые составили Попечительский совет, отцу архимандриту Феофилакту с братией, а также нашим замечательным реставраторам, строителям, организаторам, которые действовали удивительно скоординировано, без спешки, но с удивительно правильным, поступательным ритмом. Всякий раз, когда мы сюда приезжали в течение этих четырех лет, — Дмитрий Анатольевич, я и все члены Попечительского совета, — мы видели несомненное продвижение вперед и свидетельствовали о замечательном уровне реставрационных и строительных работ. Сегодня все это позади — обитель почти полностью восстановлена».

В дар Воскресенскому собору Святейший Владыка передал евхаристические сосуды, а также пасхальное яйцо с изображением Воскресшего Спасителя.

К собравшимся обратился Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев:

«Ваше Святейшество, Ваши Преосвященства, уважаемые коллеги, дорогие друзья! Я хотел бы прежде всего всех поздравить с праздником Светлого Христова Воскресения, с Пасхой, и выразить чувство огромной радости, которую я и, уверен, все, кто сегодня находится в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря, испытываем по случаю его освящения. Святейший Патриарх только что рассказал о многотрудной истории и монастыря, и собора. Мне здесь нечего добавить.

Поделюсь лишь коротко своими ощущениями. Когда в 2008 году вместе с Патриархом Алексием II мы находились в стенах этого собора, у меня действительно было ощущение, что восстановление такой жемчужины будет исключительно сложным, можно даже сказать, практически нереализуемым. И сегодня мы видим, как прекрасно выглядит собор. Все его благоукрашения являются трудом огромного количества людей нашей страны.

Ваше Святейшество, я в свою очередь хотел бы искренне поблагодарить Вас за совместную работу, которую мы вели в Попечительском совете для того, чтобы организовать деятельность по восстановлению и этого собора, и монастыря в целом. Хочу поблагодарить своих коллег по Попечительскому совету ― Виктора Алексеевича Зубкова, которого я попросил тогда заниматься этим проектом, других членов Попечительского совета, естественно, настоятеля, братию монастыря. И сказать огромное спасибо всем, кто вложил частичку своего труда в этот прекрасный собор, ― это строители, реставраторы, специалисты, которые шаг за шагом, день за днем восстанавливали это уникальное творение.

Я испытываю чувство гордости за то, что тогда, в XVII веке, наши предки приняли сложное решение создать в России Новый Иерусалим. И несмотря на то, что происходило в нашем многострадальном Отечестве на протяжении веков, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря восстановлен и освящен. Близок тот час, когда закончится восстановление монастыря. Это наша с вами общая победа.

В преддверии праздника Великой Победы нашей страны я сердечно поздравляю Ваше Святейшество, всех, кто присутствует сегодня на освящении, с наступающим праздником. И хотел бы сказать, что испытываю чувство счастья по поводу того, что мы являемся свидетелями такого прекрасного события. Спасибо вам!»

В дар новоосвященному храму Д.А. Медведев передал старинный образ Христа Вседержителя.

Верующим были розданы иконки Божией Матери «Радость всех ангелов» с изображением Ново-Иерусалимского монастыря и Патриаршим благословением.

Читайте также:  Икона святой Александры Римской: история, значение, в чем помогает и как молиться

Затем Святейший Патриарх Кирилл и Д.А. Медведев в сопровождении архимандрита Феофилакта (Безукладникова) и членов Попечительского совета осмотрели Воскресенский собор и другие здания Ново-Иерусалимского монастыря.

Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году Патриархом Никоном (1605-1681). Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины.

В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории в 1920 году открылся музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден.

Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались уже в 1942 году, особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная жизнь.

23 июля 2008 года монастырь посетили Президент Российской Федерации Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

20 октября 2008 года в Кремле прошло первое заседание Попечительского совета фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря. С тех пор заседания Совета проходили регулярно с участием первых лиц Церкви и государства.

6 марта 2009 года Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.

Для обеспечения контроля и методической помощи был создан Экспертный совет Фонда, в который вошли видные российские ученые-искусствоведы, известные архитекторы и реставраторы, специалисты Московской Патриархии, Министерства культуры России, представители общественности.

Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 года, перед реставраторами была поставлена задача закончить реставрацию собора до конца 2015 года. Несмотря на внушительные объемы работ, эта задача была реализована. Напряженный ритм работ позволил завершить реставрацию Воскресенского собора всего за 4 года.

Воскресенский собор ― уникальный памятник русской архитектуры, состоит из четырех взаимосвязанных частей: непосредственно к собору Воскресения Христа с восточной стороны примыкает подземная церковь святых Константина и Елены, с юга ― колокольня, с западной части собора ― ротонда, возведенная над часовней Гроба Господня.

Были проведены работы по сохранению дошедшего до наших дней трехъярусного изразцового иконостаса XVII века в церкви Всех святых (на колокольне), фрагменты которого чудом сохранились после взрыва 1941 года. Также специалистами были проведены консервационно-реставрационные работы по сохранившимся до наших дней памятникам XVII века ― Голгофскому Кресту и Красным вратам Воскресенского собора.

Наряду с сохранением и воссозданием исторического облика монастыря, его архитектуры и интерьеров, стояла задача по приспособлению объектов к регулярной богослужебной жизни. Воскресенский собор никогда не отапливался, и богослужения проводились в нем только в теплое время года. Сейчас для поддержания температурного режима в целях создания комфортных условий для сохранности конструкций памятника, его внутреннего интерьера и для людей во время богослужений в соборе проведены современные коммунальные сети для круглогодичного отопления.

Особое место в соборе занимает воссозданный трудами современных иконописцев двенадцатиметровый монументальный иконостас.

Фото: свящ. Игорь Палкин, С. Власов

Икона Божией Матери Радость всех ангелов. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Образы с древней историей и давним почитанием, известные всем православным верующим. Но, есть такие, которые появились сравнительно недавно, о них знают не все и есть они лишь в немногих храмах. Тем не менее, весть о них распространяется все больше, и они становятся чтимыми, как древние святыни. Одна их таких икон Божией Матери Радость всех ангелов прибывает в главенствующем иконостасе Новоиерусалимского Воскресенского храма мужского монастыря, который находится в г. Истра Московской области.

История происхождения

Данный образ относится к новонаписанным. Так называют иконы, созданные нашими современниками. Имя автора не упоминается. О происхождении лика известно лишь, что архимандрит Феофилакт (Безукладников) настоятель Новоиерусалимского монастыря преподнес образ в дар патриарху Кириллу на торжественной службе освящения Воскресенского собора, на его открытии после реставрационных работ.

Несмотря на то, что икона находится в монастыре, свободный доступ к ней открыт всем верующим постоянно. Каждую неделю проводятся богослужения. Также, монастырем организованы экскурсии, в том числе и ознакомление с ликом Радость всех ангелов.

Икона Божией Матери Радость всех ангелов в иконостасе Воскресенского собора Новоиерусалимского мужского монастыря (г. Истра Московской области).

Иконография и значение

Пресвятая Богородица изображена в полный рост. Ее длинная одежда черного цвета расшита витиеватыми золотыми узорами. Голову и плечи покрывает мафорий красного цвета с нарядной отделкой по краю.

Ангелы держат царскую корону на Ее голове. Вокруг нее золотыми лучами сияет нимб правильной круглой формы. Ноги Божией Матери стоят на полумесяце, направленном рожками к верху. Это древние символы АллатРа, раскрывающие человеческую сущность личности и души, которые подчиняются двойственному началу – людскому и духовному.

Древний знак АллатРа, используемый на христианских иконах.

В канонической иконографии данный символ использовался довольно редко. Значение, вкладываемое в него, описано в книге «АллатРа»:

«Круг является символом Души, а также одним из символов проявления духовного Существа из мира Бога. А символический знак полумесяца рожками вверх — символом человека, который духовно освободился ещё при жизни. Знак «АллатРа» также использовался в качестве обозначения того, кто пришёл из духовного мира (иного, высшего) в этот материальный мир, обновляя утраченные исконные Знания».

Часто этот символ трактуют, как знак «идущих по духовному пути».

Иконы, на которых изображены круг и полумесяц, имеют не только защищающее и заступническое значение, но и являются даром духовного преображения на временном земном пути к жизни вечной.

В подтверждение этому внизу иконы изображен Новоиерусалимский монастырь, который символизирует единственно правильную связь человека земного и верующего, Царствием Небесным, изображенным в виде облаков вокруг Богородицы и Сына Ее.

Икона Божией Матери Радость всех ангелов.

Пресвятая Богородица держит на руках Младенца Своего, обнимая Его двумя руками. Таким образом, Пресвятая Матерь Божия защищает не только Свое Дитя, но и всех людей, заступаясь за них перед Господом Богом. Помогают Ей в этом ангелы, которые окружают Богородицу и Младенца Иисуса.

Сын Божий одной рукой прикасается к Матери, в другой держит державу – круглый шар с короной и крестом. Это символ духовного владычества над всем миром.

Как и у Матери, на голове Младенца Иисуса корона. Вместе с шаром-державой, она олицетворяет духовную власть Христа над людьми.

Одно из значений, вкладываемое в символику иконы выражено в полумесяце, который в Писании связан с концом света: «И луна под Ее ногами». Месяц, появляющийся в темное время суток, связан с темным, земным происхождением человека, а сияющее солнце над облаками и головой Богородицы и Ее сына – это светлый путь в Царство Небесное.

Данная икона это напоминание христианам о том, что не все смогут попасть в «жизнь вечную», а лишь те, кто получил духовное просветление на земном пути.

По типу иконографии образ Божией Матери Радость всех ангелов сравнивают с ликом Пресвятой Богородицы «Благодатное небо». Он, в свою очередь относится к «акафистным» иконам, которые прославляют Царицу Небесную.

Здесь стоячая фигура Пресвятой Дева изображена в полный рост. Ее темные одежды украшены золотистой каймой. На Ее голове Царская корона.

Матерь Божия двумя руками обнимает Своего Сына. Младенец Иисус одет в яркое длинное одеяние. Мать и сын окружены солнечным сиянием, которое иконописцы называют мандола.

Образ создан при помощи ярких, контрастных красок. Это сверкающий нимб, короны на головах Пресвятой Богородицы и Иисуса, золотая отделка на Ее темном одеянии. Подобный прием притягивает взгляд и вызывает трепетное благоговение.

Икона Богородицы Благодатное Небо.

Образ отличается многогранностью и сложностью композиции. Сохранилось предание, что Царица Небесная изображена так, какой она будет во время второго пришествия Христа, поскольку лик ее всем своим видом выражает мольбу о спасении мира. Так богословы трактуют скрытый смысл иконы, где Матерь Божия символизирует собой Церковь Христову.

По мнению иконописцев, тип изображения данной иконы относится к западноевропейскому направлению. Он зародился в 15-м веке. В российскую церковную живопись этот стиль вошел в 17-м веке, пройдя через Польшу, Литву, Белорусь, Украину. Самые известные иконы данного типа – «Неопалимая купена» и «Солнечная».

Для данного иконографического стиля характерны такие особенности:

  • Божия Матерь с Младенцем на руках,
  • Сияющий ореол, окружающий их овальной формы,
  • Обязательное наличие сюжета из акафиста, в котором присутствуют коленоприклоненные святые или парящие в небесах ангелы,
  • Индивидуальный, хорошо отличимый от других способ соединения элементов изображения. По ним легко можно узнать иконы акафистного типа.

Когда речь заходит об иконе Божией Матери Благодатное Небо, как правило, всегда упоминают о том, что ее прототипом, скорее всего, послужил образ более раннего исторического периода – «Жена облаченная в солнце».

Икона Божией матери Жена Облаченная в Солнце.

Богородица изображена в полный рост. На руках ее Младенцем Иисус. Ноги Ее ноги находятся на серповидном полумесяце, повернутом концами вверх. Вокруг фигур Матери и Сына сияет золотое свечение, ореол-мандорлу. Голова Богородицы увенчана царской короной. Такая же есть и на голове маленького Христа.

Данный образ это иллюстрация слов из Апокалипсиса:

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд… И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (0тк. 12:1,5).

Облеченной в солнце называется Божия Матерь в акафисте Успению Пресвятой Богородице (кондак 1): «Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней».

Изображения подобного типа характерны для старинных гравюр, скульптуры, витражей католических храмов в период, начиная с 15-го века.

Таким образом, если внимательно присмотреться к иконам Радость всех ангелов, Благодатное Небо и Жена Облаченная в Солнце, можно найти много общего.

В чем помогает икона Божией Матери Радость всех ангелов

К образу Матери Божией приходят просить:

  • О здравии для себя, своих родных и близких.
  • Исцеления от физических болезней и духовных недугов.
  • Заступничества от злых сил, пагубного влияния лихих людей.
  • Наставления на путь истинный и защиты от дурного соблазна.

Пресвятая Богородица всегда выступает покровительницей материнства. Спасает искренне верующих от бесплодия. Защищает семью от болезней и напастей.

Куда вешать

В доме икону Божией Матери можно поместить в иконостас или держать отдельно. Главное, что бы ее хорошо было видно и создать к ней свободный доступ. Образ можно вешать в любой комнате, где есть возможность уединиться, и сосредоточится на чистосердечной молитве.

По церковным правилам икону лучше расположить на восточной стене. Если такой возможности нет, тогда ее определяют в правый угол от двери. В случае, когда и там поместить лик не представляется возможным, его вполне допустимо повесить или поставить в другом месте, где молитве ничего не помешает.

Имеется в виду, что рядом с иконой не должно быть предметов, которые не дают сосредоточиться на духовной беседе с Господом. Это всевозможные картины, плакаты, сувениры, скульптура и другой декор интерьера. Если эти вещи нельзя переставить, то необходимо предусмотреть возможность накрыть их на время молитвы.

Поскольку перед иконой необходимо зажигать свечи, место где она расположена, необходимо защитить от открытого огня.

Как молиться и от чего оберегает

Среди активных прихожан бытует мнение, что с просьбой к каждой иконе необходимо к любой нужно приходить только с определенной молитвой. Однако, если верующий человек обратиться к образу своими словами, но с искренним раскаянием и чистыми помыслами, то мольба его будет услышана. И напротив, точно заученная молитва, прочитанная формально, не принесет желаемого ответа.

В данное время пока нет молитвы, посвященной иконе Божией Матери Радость всех ангелов. Поэтому пред ней произносят слова наиболее известных молитв Пресвятой Богородице.

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему;

услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа;

умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя.

О Пресвятая Богородице! Ты, «Всех скорбящих Радосте», услыши и мя, скорбнаго;

Ты, именуемая «Утоление печали», утоли и мою печаль;

Ты, «Купино Неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага;

Ты, «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих.

На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование.

Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица.

Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих.

Икона Божией Матери «Радость Всех Ангелов» и ее описание, значение

Каждый верующий приходит в церковь, чтобы поговорить с Богом и попросить о том, что тревожит и мешает спокойно жить. В православии принято изображать библейские сцены, святые образы на иконах. Икона Божией Матери «Радость Всех Ангелов» известна не всем прихожанам и находится не во всяком соборе. Каждому верующему стоит ознакомиться со смысловым значением священного изображения и молитвами, которые можно прочесть.

Читайте также:  Икона «Златые власы»: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

«Радость Всех Ангелов» получил как дарование Патриарх Кирилл после освящения Воскресенского собора. Икона является частью главенствующего иконостаса Ново-Иерусалимского Воскресенского храма при мужском монастыре в городе Истра Московской области.

Значение иконы «Радость Всех Ангелов»

Икона Божьей Матери «Радость Всех Ангелов» представляет собой недавно созданный православный образ. Основой создания священного писания явилась икона Пресвятой Богородицы «Благодатное небо», разместившаяся в Архангельском соборе Московского Кремля.

На иконе изображены Пресвятая Дева Мария в полный рост с младенцем Иисусом на руках. В Ее окружении порхают ангелы. Божия Матерь стоит на месяце, который гласит «И луна под ногама ея», а над Ее головой ангелы держат золотую корону. Младенец Христос держит в руках золотую державу (круглый шар), украшенный драгоценностями и увенчанный крестом. Данный символ олицетворяет монаршею власть.

Фраза «И Луна под ее ногами» является частью Писания о конце света, в котором ознаменован образ Пресвятой Богородицы в солнечных лучах, стоящей на полумесяце и окруженной звездами. Внизу иконы изображен Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь. Получается, что Дева Мария парит в воздухе над собором, освещая собой святое место. Эта особенность отличает икону от ее прообраза «Благодатное небо».

Полумесяц в церковном смысле обозначает откровения о Конце света. Полумесяц применяется также на крестах, размещенных на церковных куполах.

Прямое значение иконы Божией Матери «Радость Всех Ангелов» относится к пророческому концу света и говорит о том, что не каждый сможет попасть в Царство Божие.

Кому и в чем помогает икона Божией Матери «Радость Всех Ангелов»

Обращение ко всем иконам происходит через молитву к лику святого, которому посвящена святыня. Прошение защиты у икон должно быть совершено только, если прихожанин открыл свое сердце и делает это с чистыми, светлыми помыслами. Молить о помощи, если в душе преобладают грешные желания и помыслы, которые могут навредить кому-то, нельзя.

Образ Пресвятой Богородицы близок всем женщинам, так как олицетворяет материнство. Икону Божией Матери «Радость Всех Ангелов» молят о следующем:

  • о поправлении здоровья;
  • о благополучии детишек;
  • о благословении беременным женщинам;
  • покровительствует материнству;
  • наставляет на правильное направление жизненного пути людей, сбившихся с него;
  • об исцелении болезней;
  • об облегчении родового процесса;
  • о благословении в даровании ребенка;
  • об излечении от женских заболеваний.

Обращаться к иконе «Радость Всех Ангелов» нужно с чистым сердцем, искренними желаниями и верой в помощь Бога.

Молитвы иконе и Святой Божией Матери

Православный верующий может помолиться иконе Пресвятой Деве Марии с любыми словами, обращенными к Деве Марии. Главное — это чистые помыслы и «светлые» прошения.

Для иконы «Радость всех ангелов» нет какой-то особенной молитвы, ведь Вы читаете молитву тому святому, который отображен на образе. Так и в этом случае, перед иконой Вы можете произнести свою любимую молитву Богородице.

Три руки и луна на иконах Богородицы

С Ново-Иерусалимским монастырем, расположенным в городе Истра, связано появление в России необычной иконы «Троеручицы», на которой Богородица изображается с тремя руками. В Воскресенском соборе обители сегодня хранятся два варианта письма этого образа. Еще одна почитаемая ново-иерусалимская икона Богородицы «Радость всех ангелов» также несет в себе интересную символику – Богоматерь изображена стоящей на луне.

Никоновская икона «Троеручицы»

«Вступив в южные двери в собор… первыми предметами, обратившими на себя мое внимание были прямо против южных дверей «камень помазания тела Христова», а против него направо икона Божией Матери «Троеручица» – так описывал еще в XIX веке князь Николай Сергеевич Голицын свои первые впечатления от путешествия в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный знаменитым патриархом Никоном.

Во времена патриаршества Никона наладились постоянные контакты московского духовенства с православными священниками и монахами из Османской империи и Палестины. Реформы русских обрядов, которые проводил Никон в середине XVII века, должны были способствовать объединению всех православных народов мира под главой московского патриарха. Для осуществления этой амбициозной задумки нужно было «подогнать» русскую богослужебную практику под тот обряд, который употребляли православные христиане на Балканах, Ближнем Востоке и Украине. Мечте Никона не было суждено осуществиться, а изменение старого обряда вызвало болезненный раскол внутри самой русской церкви. Тем не менее, в это время в Москву попадают списки с разных чудотворных икон Востока. В 1661 году православные сербы подарили московскому патриарху необычную икону Божией Матери «Троеручица» из афонского Хиландарского монастыря.

Никон поместил подаренную сербскими монахами икону Богородицы в своем любимом монастыре на реке Истре, который мыслился им как подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме. Согласно завещанию, патриарх был похоронен в Предтеченском приделе Воскресенского собора, рядом с тем местом, где была установлена икона «Троеручица». Эта икона стала очень популярна в России, а ее копии появились и в других городах. Известный старинный список с никоновского образца «Троеручицы» до сих пор хранится в Москве в церкви Успения в Гончарах. К сожалению, подлинник иконы был утрачен, и сегодня в Истре хранится копия, сделанная с него в XIX веке.

Легенда о руке святого Иоанна Дамаскина

Почему же на иконе появилась третья рука? Согласно церковному преданию первый подобный образ появился еще в VIII веке в сирийском городе Дамаске. Серебряный медальон в виде кисти прикрепил к обычной иконе Богородицы святой Иоанн Дамаскин в благодарность за исцеление руки. Святой Иоанн жил во времена правления византийского императора Льва, который запрещал в своем государстве поклоняться изображениям Иисуса Христа, Богородицы и святых. Иоанн Дамаскин, будучи влиятельным чиновником соседнего с Византией Арабского халифата, напротив, активно защищал древний обычай почитать иконы среди христиан.

Не имея возможности напрямую расправиться со своим врагом, император оклеветал Иоанна Дамаскина перед халифом, обвинив его в подготовке мятежа против мусульманского владычества в Дамаске. Это противоречило мирному договору между Византией и халифатом, и, пришедший в ярость халиф, приказал тут же отсечь Иоанну Дамаскину руку. Когда гнев халифа прошел, а доказательств политической измены не обнаружилось, Иоанн попросил у мусульманского правителя вернуть ему отрубленную руку. Оклеветанный взял руку к себе в комнату и всю ночь молился у иконы Девы Марии. Проснувшись утром, Иоанн Дамаскин обнаружил, что отрубленная рука приросла обратно и была полностью здорова. В благодарность за это невиданное чудо святой и прикрепил медальон в виде руки внизу иконы.

Список «Троеручицы» из Ново-Иерусалимского монастыря, который стал образцом для многих других списков этой иконы в России, не вполне соответствует церковной легенде. Глядя на вариант иконы, подаренной Никону, складывается впечатление, что лишняя рука принадлежит именно Богородице, а не символизирует отсеченную руку святого Иоанна Дамаскина. Живописец почему-то изобразил руку в той же самой одежде, в которую облачена Матерь Божия. В этой связи позднее в Ново-Иерусалимском монастыре появилась новая трактовка, согласно которой рука появилась на иконе сама в процессе работы иконописца. Подумав, что это чья-то шутка, художник сначала пытался закрасить ее, но на протяжении нескольких дней лишняя рука снова и снова появлялась на доске. Наконец, монах услышал во сне голос, объяснивший ему, что Дева Мария двумя руками держит младенца Иисуса, а третьей рукой держит над почитающими ее людьми свой покров.

В 2011 году в канун 350-летия появления «Троеручицы» в Ново-Иерусалимской обители с Афона был привезен еще один список с подлинной иконы сербского Хиландарского монастыря. Новый список можно увидеть справа от входа в начале обходной галереи Воскресенского собора. Этот вариант иконы, который гораздо более точно соответствует изначальному афонскому образу, заметно отличается от «никоновского». Помимо строгих «восточных» черт лица самой Богородицы, третья рука здесь не нарисована, а изображена в виде серебряной накладки, из-за чего руку святого Иоанна никак нельзя спутать с руками самой Девы Марии.

Икона «Радость всех ангелов»

Еще один необычный образ Богородицы, который связан с Ново-Иерусалимским монастырем, находится в главном иконостасе Воскресенского собора. Икона изображает Деву Мария с младенцем, стоящую на полумесяце и как бы парящую над изображением монастыря. Головы Богородицы и младенца Иисуса венчают короны, которые поддерживают фигуры ангелов. На полумесяце есть надпись на церковно-славянском языке: «и луна под ногама ея». Это цитата из библейской книги Апокалипсис, которая полностью звучит так: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд…и родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы». Эти строки одни святые толковали как указание на Богородицу, а другие – на христианскую церковь.

Символ луны из книги Апокалипсиса часто изображается на надкупольных крестах церквей. К слову, полумесяц есть почти на всех крестах Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Иногда такие кресты украшались символами двенадцати звезд и солнечного диска, что еще больше связывало их с упомянутыми словами из Библии.

Прообразом ново-иерусалимской «Радости всех ангелов» являлась икона западного письма «Благодатное небо», которую привезла в Москву литовская княжна Софья Витовтовна в качестве благословения родителей на брак с московским князем Василием I. В конце XVII века с этого образа иконописцами была сделана копия, которая изображала Богородицу в полный рост с короной на голове и с полумесяцем под ногами, для Архангельского собора московского кремля. Там эту икону можно увидеть в нижнем ряду иконостаса и сегодня. «Радость всех ангелов» существенно отличается от иконы «Благодатное небо» только тем, что внизу у первой добавлено изображение Ново-Иерусалимского монастыря.

Икона Пресвятой Богородицы «Радость всех ангелов»

С Ново-Иерусалимским монастырем, расположенным в городе Истра, связано появление в России необычной иконы «Троеручицы», на которой Богородица изображается с тремя руками. В Воскресенском соборе обители сегодня хранятся два варианта письма этого образа. Еще одна почитаемая ново-иерусалимская икона Богородицы «Радость всех ангелов» также несет в себе интересную символику – Богоматерь изображена стоящей на луне.

Описание иконы

Одной из самых известных на сегодня икон Богоматери ─ икона Божьей Матери «Радость всех ангелов» новоиерусалимского монастыря. Она не является ни самой древней, ни связанной с историческими преданиями о заступничестве Девы Марии, как образы Донской или Тихвинской Богоматери. Тем не менее среди православных сегодня она наиболее популярна.

Икона Божией Матери «Радость всех ангелов»

Это одна из самых известных «новонаписанных» (то есть, написанных сравнительно недавно) икон. Точная дата написание неизвестна, но рисовали этот образ со смоленской иконы, привезенной женой сына Донского, Василия Дмитриевича, знаменитой «литвинкой» Софьей (не путать с Софьей Палеолог), дочерью Витовта ─ «Благодатное небо».

Искусствоведы считают, что до этого изображения Богоматерь рисовали или сидящей с младенцем (как на рублевской «Троице»), или в византийской традиции «одигитрия», где Дева Мария может стоять, но центральной фигурой композиции становится уже Христос (Казанская Богоматерь). На «Радости всех ангелов» же, как и на «Благодатном небе», Матерь Божья стоит во всей славе своей святости и взгляд притягивается прежде всего к ней.

Как и на большинстве икон, Богоматерь изображена в порфире и синей тунике. Но у новоиерусалимской «Радости всех ангелов» есть уникальные, только для этого образа характерные детали:

  • апокалипсические мотивы (Мария изображена попирающей ногами луну в виде перевернутого полумесяца, что вовсе не является намеком на символ писания, а иллюстрацией слов св. Иоанна: «и будет луна под ногами её»);
  • узнаваемое и реалистичное изображение Новоиерусалимского монастыря (башни его Воскресенского собора снизу почти дотягиваются до луны).
Читайте также:  Икона святого Трифона: история, значение, в чем помогает и как молиться

Любопытный факт: на «первичной» иконе, «Благодатное небо», Святая Богородица попирает… солнце! Это меньше согласуется с Писанием.

«Радость всех ангелов» ─ одна из редчайших икон с добавлением узнаваемого реалистичного пейзажа. Еще больше внимания к иконе привлекла её передача в дар Патриарху от Новоиерусалимского монастыря на торжественном богослужении по случаю завершения всех реставрационных работ весной 2016 года.

Никоновская икона «Троеручицы»

«Вступив в южные двери в собор… первыми предметами, обратившими на себя мое внимание были прямо против южных дверей «камень помазания тела Христова», а против него направо икона Божией Матери «Троеручица» – так описывал еще в XIX веке князь Николай Сергеевич Голицын свои первые впечатления от путешествия в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный знаменитым патриархом Никоном.

Во времена патриаршества Никона наладились постоянные контакты московского духовенства с православными священниками и монахами из Османской империи и Палестины. Реформы русских обрядов, которые проводил Никон в середине XVII века, должны были способствовать объединению всех православных народов мира под главой московского патриарха. Для осуществления этой амбициозной задумки нужно было «подогнать» русскую богослужебную практику под тот обряд, который употребляли православные христиане на Балканах, Ближнем Востоке и Украине. Мечте Никона не было суждено осуществиться, а изменение старого обряда вызвало болезненный раскол внутри самой русской церкви. Тем не менее, в это время в Москву попадают списки с разных чудотворных икон Востока. В 1661 году православные сербы подарили московскому патриарху необычную икону Божией Матери «Троеручица» из афонского Хиландарского монастыря.

Никон поместил подаренную сербскими монахами икону Богородицы в своем любимом монастыре на реке Истре, который мыслился им как подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме. Согласно завещанию, патриарх был похоронен в Предтеченском приделе Воскресенского собора, рядом с тем местом, где была установлена икона «Троеручица». Эта икона стала очень популярна в России, а ее копии появились и в других городах. Известный старинный список с никоновского образца «Троеручицы» до сих пор хранится в Москве в церкви Успения в Гончарах. К сожалению, подлинник иконы был утрачен, и сегодня в Истре хранится копия, сделанная с него в XIX веке.

Икона «Радость всех ангелов»

Еще один необычный образ Богородицы, который связан с Ново-Иерусалимским монастырем, находится в главном иконостасе Воскресенского собора. Икона изображает Деву Мария с младенцем, стоящую на полумесяце и как бы парящую над изображением монастыря. Головы Богородицы и младенца Иисуса венчают короны, которые поддерживают фигуры ангелов. На полумесяце есть надпись на церковно-славянском языке: «и луна под ногама ея». Это цитата из библейской книги Апокалипсис, которая полностью звучит так: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд…и родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы». Эти строки одни святые толковали как указание на Богородицу, а другие – на христианскую церковь.

Символ луны из книги Апокалипсиса часто изображается на надкупольных крестах церквей. К слову, полумесяц есть почти на всех крестах Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Иногда такие кресты украшались символами двенадцати звезд и солнечного диска, что еще больше связывало их с упомянутыми словами из Библии.

Прообразом ново-иерусалимской «Радости всех ангелов» являлась икона западного письма «Благодатное небо», которую привезла в Москву литовская княжна Софья Витовтовна в качестве благословения родителей на брак с московским князем Василием I. В конце XVII века с этого образа иконописцами была сделана копия, которая изображала Богородицу в полный рост с короной на голове и с полумесяцем под ногами, для Архангельского собора московского кремля. Там эту икону можно увидеть в нижнем ряду иконостаса и сегодня. «Радость всех ангелов» существенно отличается от иконы «Благодатное небо» только тем, что внизу у первой добавлено изображение Ново-Иерусалимского монастыря.

В чем помогает икона Радость всех ангелов

Считается, что прошению к любой иконе нужна определенная молитва. Однако молитвы обращаются к самим святым, изображенным на образах, икона лишь передает образ святого. Если вера крепка и помыслы чисты, то прошение будет услышано.

Матери Божией возносят молитвы и прошения о здравии, о помощи в болезнях и недугах, о защите детей и матерей, о наставлении на путь истинный тех, кто с него сбился

Крепость веры, любовь и искренность в сердце помогут справиться с несчастьем, постигшим человека.

Также Святую Заступницу просят об исцелении женских недугов, о помощи в родах и беременности, о даровании дитя. Пресвятую Богородицу почитают как Покровительницу Материнства. Но это не означает, что нельзя просить Пресвятую Деву о помощи в делах семейных или о прибавлении ума. Молитвы святые будут услышаны, если в них нет греховного намерения или желания.

Существует множество икон, посвященных различным изображениям Божией Матери. Как и икона «Радость всех ангелов».

Несмотря на то, что специальных молитв, читаемых перед этой иконой, нет, можно обратиться к заступничеству и помощи Божией Матери любой молитвой, обращенной к Ней.

Легенда о руке святого Иоанна Дамаскина

Почему же на иконе появилась третья рука? Согласно церковному преданию первый подобный образ появился еще в VIII веке в сирийском городе Дамаске. Серебряный медальон в виде кисти прикрепил к обычной иконе Богородицы святой Иоанн Дамаскин в благодарность за исцеление руки. Святой Иоанн жил во времена правления византийского императора Льва, который запрещал в своем государстве поклоняться изображениям Иисуса Христа, Богородицы и святых. Иоанн Дамаскин, будучи влиятельным чиновником соседнего с Византией Арабского халифата, напротив, активно защищал древний обычай почитать иконы среди христиан.

Не имея возможности напрямую расправиться со своим врагом, император оклеветал Иоанна Дамаскина перед халифом, обвинив его в подготовке мятежа против мусульманского владычества в Дамаске. Это противоречило мирному договору между Византией и халифатом, и, пришедший в ярость халиф, приказал тут же отсечь Иоанну Дамаскину руку. Когда гнев халифа прошел, а доказательств политической измены не обнаружилось, Иоанн попросил у мусульманского правителя вернуть ему отрубленную руку. Оклеветанный взял руку к себе в комнату и всю ночь молился у иконы Девы Марии. Проснувшись утром, Иоанн Дамаскин обнаружил, что отрубленная рука приросла обратно и была полностью здорова. В благодарность за это невиданное чудо святой и прикрепил медальон в виде руки внизу иконы.

Список «Троеручицы» из Ново-Иерусалимского монастыря, который стал образцом для многих других списков этой иконы в России, не вполне соответствует церковной легенде. Глядя на вариант иконы, подаренной Никону, складывается впечатление, что лишняя рука принадлежит именно Богородице, а не символизирует отсеченную руку святого Иоанна Дамаскина. Живописец почему-то изобразил руку в той же самой одежде, в которую облачена Матерь Божия. В этой связи позднее в Ново-Иерусалимском монастыре появилась новая трактовка, согласно которой рука появилась на иконе сама в процессе работы иконописца. Подумав, что это чья-то шутка, художник сначала пытался закрасить ее, но на протяжении нескольких дней лишняя рука снова и снова появлялась на доске. Наконец, монах услышал во сне голос, объяснивший ему, что Дева Мария двумя руками держит младенца Иисуса, а третьей рукой держит над почитающими ее людьми свой покров.

В 2011 году в канун 350-летия появления «Троеручицы» в Ново-Иерусалимской обители с Афона был привезен еще один список с подлинной иконы сербского Хиландарского монастыря. Новый список можно увидеть справа от входа в начале обходной галереи Воскресенского собора. Этот вариант иконы, который гораздо более точно соответствует изначальному афонскому образу, заметно отличается от «никоновского». Помимо строгих «восточных» черт лица самой Богородицы, третья рука здесь не нарисована, а изображена в виде серебряной накладки, из-за чего руку святого Иоанна никак нельзя спутать с руками самой Девы Марии.

Молитвы иконе и Святой Божией Матери

Православный верующий может помолиться иконе Пресвятой Деве Марии с любыми словами, обращенными к Деве Марии. Главное — это чистые помыслы и «светлые» прошения.

Для иконы «Радость всех ангелов» нет какой-то особенной молитвы, ведь Вы читаете молитву тому святому, который отображен на образе. Так и в этом случае, перед иконой Вы можете произнести свою любимую молитву Богородице.

Как молиться иконе

Древние церковные традиции могут показаться неофитам излишним формализмом и даже бюрократией, но на самом деле это не так. Накопленный тысячелетиями опыт, из которого и складывается традиция, диктует и общие правила молний перед иконами в храмах.

Вот основные из них:

  • к посещению церкви нужно готовиться заранее, оптимально даже ─ идти к молитве после исповеди духовнику, или даже после небольшого поста, чтоб предстать перед небесным покровителем с очистившейся душой;
  • женщинам, по словам Святого Павла-апостола, надо обязательно покрывать голову, мужчины же, напротив, должны снимать шапки на входе;
  • не слишком уместно (в первую очередь для самого молящегося) молиться в цветастой яркой или необычной одежде: вы рискуете впасть в грех гордыни, да и не стоит отвлекать на цветовые пятна других посетителей храма;
  • перед индивидуальной молитвой у любимой иконы о сокровенных просьбах и надеждах своих, желательно всё же отстоять службу.

Еще о правилах церковной молитвы:

Конкретно к иконе «Радость всех ангелов» православный канон предлагает обращаться с тестом той же молитвы , что и к «Благодатному небу».

Молитва перед иконой «Благодатное небо»

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие?
Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без Матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося.
О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве.
О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невесто Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходяшаго на небе солнца? Но Ты — самое Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесные силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь.
О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Однако православная церковь, благодаря тому, что именно в ней зародилось учение исихастов об умной и молчаливой молитве, вовсе не так требовательна. В минуту душевного просветления или крайней духовной нужды любой православный может попросить Святую Богородицу о чём угодно, теми словами, которые придут на сердце, просто поставив свечу или даже постояв пред иконой.

Богоматерь услышит его! И даже в том случае, если вам сложно подобрать слова ─ Святая Мария поймёт вас: иногда такая молчаливая мольба действует даже сильнее, ведь Божия Матерь увидит, что верующему не до того, чтоб «плести словеса».

Внимание! Важно помнить, что молитесь вы не изображению, каким бы красивым или модным оно ни было, а именно Богоматери и её Младенцу. Икона ─ всего лишь связующая нить.

Молитва пред иконой Матери Божией «Благодатное небо»

Ссылка на основную публикацию