Икона Божией Матери “Свенская” (“Печерская”): история, значения, в чем помогает и как молиться

Икона Божией Матери Свенская (Печерская)

Икона Божией Матери Свенская (Печерская).
Празднование 3/16 мая, 17/30 августа.

Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь — ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.

Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери — Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы — основатели русского иночества: справа от Пречистой — Феодосий Печерский, а слева — Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний — в полном схимническом облачении.

Феодосий Печерский — третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».

Размер Свенской (Печерской) иконы — 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.

Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.

В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.

Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.

Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери — 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).

Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.

Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:

«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».

Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами — глазами исследователей. Спасена икона была знаменитым искусствоведом Н.Н. Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи И.Э. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия — к заре русской иконописи. Затем Свенскую (Печерскую) изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов, М.В. Алпатов. Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н. Овчинников, который отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые — грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной Фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению. В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г.П. Федотова «Святые Древней Руси», где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: «Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский Устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси. Личные связи, путешествия связывали Киев, как и северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому»».

Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле — родине воплотившегося Христа и христианства.

«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» — как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.

Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.

Икона Божией Матери Свенская (Печерская)

Одна из самых древних икон, дошедших до нашего времени из глубины веков – икона Божией Матери Свенская (Печерская). Как гласит предание, она принадлежит кисти преподобного Алипия Печерского, который считается первым в истории русским иконописцем (почил ок. 1114 года). Алипий обучался этому искусству у византийских иконописцев, приглашенных для украшения Великой церкви в Киево-Печерской лавре.

Описание иконы

Образ, который являет Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием, широко распространен, — Божья Матерь с Младенцем Иисусом на коленях, поднявшим руки в благословляющем жесте. По сторонам от Нее стоят святые основоположники монашества на Руси Антоний и Феодосий Печерские. Эта икона изображает их в виде старцев со свитками в руках.

Небольших размеров Свенская Печерская икона Божией Матери (67х42 см) дошла до нас в не слишком хорошем состоянии, на первоначальном красочном слое было много потертостей, на которых позднее делали записи, но нельзя не ощутить, какая благодатная сила от нее исходит. Многочисленные списки иконы можно увидеть сегодня во многих храмах.

История иконы

Первоначально икона находилась в Киево-Печерском монастыре, откуда и пошла ее слава чудотворной. А потом произошла поразительная история, зафиксированная в летописи. Князь Роман Михайлович, сын князя Михаила Черниговского, которого зверски замучили ордынцы за отказ отступиться от своей веры и причисленного за это к лику святых православной церкви, находясь в Брянске, вдруг утратил зрение.

Читайте также:  Иконы, помогающие забеременеть: список икон для зачатия и рождения ребенка, где расположить

Он много слышал о чудодейственных исцелениях, произошедших в Печерском монастыре, и понадеялся на силу чудотворной иконы. Туда был послан гонец с просьбой привезти ее в Брянск, чтобы князь смог испросить у нее исцеления. Архимандрит дал согласие, и икону повезли в Брянск на лодке.

Однако там, где в Десну впадает речка Свена, лодка неожиданно остановилась. Монахи, которые сопровождали икону, решили устроить здесь ночлег. Когда же наутро они собрались в дальнейший путь, то увидели, что икона пропала. Ее стали искать и, наконец, нашли на ветвях большого дуба в устье реки Свены.

Когда князю Роману сообщили о таком чуде, он, несмотря на слепоту, вместе с сопровождавшим его духовенством пешком отправился к этому месту. Дойдя до иконы, князь вознес страстную молитву, и тут же зрение его прояснилось настолько, что он смог увидеть тропинку и сразу же велел воздвигнуть на ней памятный крест.

Но полностью зрение князя не восстановилось, и он продолжал молиться, дойдя до того самого дуба. Пав на колени, он вознес свое моление Божьей Матери с просьбой вернуть ему зрение, и оно действительно стало лучше. Но полностью зрение вернулось к нему, лишь когда епископ, сняв икону с дуба, поднес ее князю и дал облобызать.

Тут же пред иконою был отслужен благодарственный молебен, а князь вместе со всеми свидетелями этого чудесного исцеления, начали рубить деревья и возводить храм Успения Богородицы.

Вскоре князь Роман основал монастырь на том самом месте, где произошло чудесное исцеление, а для иконы сделал оклад из золота и серебра. Из чудесного дуба, на котором была обретена икона, настрогали досок и обустроили ими обитель. Именно тогда, в 1288 году, 3 (ныне 16) мая установили празднование иконе, именуемой с тех пор икона Божьей Матери Свенская (Печерская). Почти 7 веков ее почетное место было в иконостасе справа от царских врат Успенского собора при монастыре.

Впоследствии все русские цари, бояре, вельможи и купцы в знак почитания иконы делали сюда щедрые вклады, рос и поток богомольцев, наслышанных о ее чудотворной силе.

Одно из самых значимых чудес было явлено в 1812 году, когда Брянск оказался под угрозой нашествия наполеоновских войск. Жители города совершили крестный ход, неся на руках икону Божией Матери Свенской (Печерской) и вознося молитвы Заступнице, чтобы она избавила город от французского нашествия. И их моления были услышаны – враг обошел город стороной. В память об этом чуде в Брянске стал каждый год 17 августа проводиться крестный ход.

Но все закончилось после революции. Обитель закрыли в 1924 году, все постройки, в том числе Успенский собор 18 века, разрушили, и неизвестно, что случилось бы с древней чудотворной иконой, если бы ее не спас знаменитый искусствовед Н.Н. Померанцев. Привезя ее в Москву, он передал икону на реставрацию, и после сложнейшей кропотливой работы она была помещена в Третьяковскую галерею, где находится по сей день.

В чем помогает Печерская икона Божией Матери

Перед этой иконой молятся о том, чтобы больным было даровано исцеление, чтобы утратившим зрение оно было возвращено, а также о том, чтобы освободиться от бесов и восстановить душевное здоровье и равновесие – таково значение этой иконы.

Молитва перед этой иконой укрепляет веру, дарует душевную стойкость перед лицом жизненных испытаний

Молитву перед ней возносят даже те, кто не верует в Бога, и просят помиловать их души и ходатайствовать за них пред Господом. Те же, кому была дарована такая милость, возносят молитвы в благодарение за спасение душ своих близких и родных, за ниспосланное исцеление.

Существуют молитвы, которые читают перед чудотворной Свенской (Печерской) иконой Божией Матери. Ниже молитва, тропарь и кондак.

Молитва перед иконой

О, Пресвята́я и Пренепоро́чная Де́во Богоро́дице, на́ша Пече́рская похвало́ и украше́ние, держа́вный покро́ве свята́го ме́ста сего́, и́стинная Влады́чице избра́ннаго уде́ла Своего́. Приими́ нас, недосто́йных рабо́в Твои́х, убо́гое моле́ние, с ве́рою и любо́вию принося́щих пред чу́дным о́бразом Твои́м, да посети́ши ми́лостивно грехо́вное житие́ на́ше, просвеща́ющи его́ све́том покая́ния, осени́ нас, обремене́нных скорбьми́ мно́гими, Твое́ю Небе́сною ра́достию, сподо́би нас при́сно сла́вити Тя в ми́ре и благоче́стии на ме́сте святе́м сем, да, без поро́ка преше́дше путь жития́ на́шего, по́мощию Твое́ю дости́гнем ве́чнаго весе́лия во све́тлости святы́х и Богоно́сных оте́ц на́ших Анто́ния и Феодо́сия и всех преподо́бных Пече́рских и еди́ными усты́ и се́рдцы воспои́м Тя с Предве́чным Сы́ном Твои́м и Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Животворя́щим, Всеблаги́м и Единосу́щным Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь

Тропарь и кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Печерской»

Тропарь, глас 4

Днесь све́тло торжеству́ет Пече́рская оби́тель/ и ра́дуется явле́нием о́браза Богома́тере/ безме́рный лик Пече́рских отце́в,/ с ни́миже и мы непреста́нно вопие́м:// ра́дуйся, Благода́тная, Пече́рская похвало́.

Перевод: Сегодня светло торжествует Печерская обитель и радуется явлению образа Богоматери бесчисленное собрание Печерских отцов, с ними же и мы не переставая взываем: «Радуйся, Благодатная, честь для Печор».

Кондак, глас 3

Де́ва днесь неви́димо предстои́т в це́ркви/ и с ли́ки Пече́рских отце́в мо́лится о нас,/ благогове́йно велича́ющих Ея́ безме́рную ми́лость к ро́ду на́шему,/ я́вльшуюся в чу́дном о́бразе Ея́,// оби́тель Пече́рскую украша́ющем.

Перевод: Дева сегодня невидимо предстоит в церкви и с собранием Печерских отцов молится о нас, благоговейно прославляющих Ее безмерную милость к народу нашему, явившуюся в чудесном образе Ее, украшающем Печерскую обитель.

Печерская икона Божией Матери

Православный мир знает множество икон Божией Матери, многие из которых обладают чудотворной силой и способны исцелить прихожан от болезней, защитить от всевозможных неприятностей. Не является исключением Печерский образ Богоматери.

С древнейших времен православные христиане обращались с молитвами к Богоматери, которая внимала каждому слову. Они просили защиты не только для себя, но и для всех живущих людей. Написанная преподобным Алипием Печорским икона являла чудеса исцеления, а также наделяла православных христиан Божьей Благодатью.

Эта икона известна также под названием «Свенская-Печерская». По сей день она является чудотворной. Списки с иконы находятся во многих городах и являют миру доказательства могущества Высших сил.

История иконы

Согласно источникам, дошедшим до наших дней, икона была написана примерно в 1114 году, в августе. Вплоть до 1925 года она пребывала в Киево-Печерском монастыре. Там образ неоднократно проявлял чудеса, исцеляя прихожан об болезней, помогая в скорбях и защищая от негатива. Затем икона была перенесена в Брянский Свенский монастырь. Православные источники сообщают, что икона проявила чудотворную силу и исцелила ослепшего князя черниговского Романа Михайловича. По пути в Брянск икону сопровождал священник и путники. Утром после пробуждения они не обнаружили иконы в лодке. Она оказалась на берегу, стоящей в кроне дуба меж ветвями. Весть дошла до князя, и он пешком прибыл к иконе, где горячо молился Богоматери, прося исцеления от недуга. Со временем на месте дуба был построен монастырь, а дерево срубили, сделав из древесины заготовки для других икон.

Где находится чудотворный образ Печерской иконы Божией Матери

Известно, что икона находилась в Киево-Печерском монастыре. Затем она была перенесена, и сейчас можно предположить, что святыня находится в Нижегородском Государственном Историко-архитектурном музее заповеднике. Списки с иконы можно найти во многих городах России. Так, полюбоваться на святыню и вознести ей молитвы можно в следующих городах: в нижнем Новгороде, В Нерехте Костромской области, в Печорах Псковской области, в Лодейнопольском районе Ленинградской области, в Москве, в Торопце Тверской области, в Козельске Калужской области, в Кириллове Вологодской области.

Описание Печерской иконы Божией Матери

На чудотворном образе изображена Богоматерь, держащая на руках младенца Иисуса. Она восседает на троне и держит сына обеими руками. Богомладенец держит руки в благословляющем жесте. По правую и левую сторону от Богоматери выписаны Антоний и Феодосий Печерские. В их руках мы видим свитки с письменами. Великолепно написанная икона вызывает у прихожан душевный трепет и словно открывает им источник Божией Благодати, защищая каждого молящегося от невзгод.

В чем помогает чудотворный образ

Святыня с древних времен почитается в православном мире. Не раз являла икона чудеса исцеления, в том числе освободив князя Черниговского от слепоты. Ей молятся и при психических заболеваниях, при различных недугах, связанных с заболеваниями нервной системы. Каждый, кто желает получить помощь от Богородицы, может вознести молитвы и раскаяться в своих грехах. Недаром эту икону в древние времена брали в дом прихожане. Считалось, что она вносит в каждое жилище Благодать, защищая всех живущих от любого негатива и зла.

Молитва перед чудотворным образом

«Пресвятая Богородица! К Тебе взываем о помощи. Не откажи рабам Божьим в просьбах искренних. Раскаиваемся пред ликом Твоим во всех своих деяниях неблагочестивых да просим о Твоей милости. Помолись Господу нашему Всемогущему о Благодати его и даруй нам исцеление от недугов телесных. Кров наш да домочадцев сохрани в здравии да не допусти дьяволовых происков. Аминь».

Дата празднования

Дату празднования приурочили к явлению иконы на реке Свене, когда она перенеслась из лодки в ветви дуба. Православный мир 16 мая (3 мая по старому стилю) присутствует на торжественной литургии и вместе со священнослужителями молится перед ликом Богоматери о защите и покровительстве, просит исцелить телесные и духовные раны. Второй датой является 30 августа (17 сентября по старому стилю), в память об избавлении Брянска от армии Наполеона.

Каждый верующий может приобрести к себе в домашний иконостас список со святыни, который будет охранять дом и живущих в нем от любого зла и негатива. Помолиться Богоматери можно в любой момент. Главное, чтобы ваши слова шли от самого сердца, а в душе было искреннее желание встать на путь исправления и следовать заповедям Божьим. Желаем вам счастья и удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона Божьей Матери Свенская (Печерская). Значение. В чём помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Ежегодно 30 августа на брянской земле широко празднуется день Свенской иконы Божьей Матери. В этот день через весь Брянск проходит крестный ход со святым образом во главе. Но у иконы Божьей Матери Свенская есть второй день почитания и второе название – Печерская. Материал ниже подробно расскажет об этом Богородичном образе с интересной историей.

Происхождение двойного праздника и названия Свенской-Печерской иконы Божьей Матери

Празднование Свенской иконы Божьей Матери 30 августа было установлено в 1815 году в память о чудесном избавлении Брянска от нашествия наполеоновских войск. Однако сама икона появилась здесь намного раньше, ещё в XIII веке, и на протяжении шести столетий днём её почитания было 3 мая.

Этот святой образ в 1288 году привезли на брянщину монахи из Киево-Печерской лавры по просьбе князя Романа Брянского, который неожиданно стал слепнуть. В ту пору ходило множество преданий о Печерской Богородичной иконе, являющей чудеса исцеления.

Однако до Брянска образ Печерской Пресвятой Богородицы не добрался. Лодка внезапно остановилась на Десне, у её притока Свень, «в пяти поприщах от града», и монахам пришлось заночевать. А наутро оказалось, что икона исчезла. Всполошившись, монахи бросились на поиски и обнаружили её на огромном дубе.

Узнав об этом, Роман Брянский приехал в это место сам. Он долго молился у чудотворной иконы, висящей в ветвях, и прозрел. В благодарность князь выстроил на берегу речки Свень деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Дуб, с которого сняли икону, пустили на материалы для икон и крестов.

Поскольку чудо исцеления произошло 3 мая, в этот день чудотворной иконе установили празднование. Таким образом, сейчас у брянской святыни два дня почитания в году и два названия.

Вокруг церкви, выстроенной Романом Брянским для чудотворного образа, вскоре образовался Свенский Свято-Успенский мужской монастырь. В годы советской власти он был закрыт, а сам собор взорван. Однако сейчас монастырский комплекс восстановлен, и 20 октября 2019 года патриарх Кирилл освятил его.

Датировка, иконография и значение Свенской иконы Божьей Матери

Существует несколько версий датировки Свенской иконы. Согласно одному из предположений, она была написана преподобным Алипием Печерским в XII веке. Другие исследователи считают, что по стилю она ближе к концу XIII века.

Свенская икона Божьей Матери относится к иконографическому типу Панахранта и в этом отношении родственна таким известным реликвиям как Державная, Ярославская и Псково-Покровская Богородицы. Композиция Свенской иконы следующая:

  • Богоматерь расположена в центре, восседающей на троне, на алой подушке. Её фигура слегка непропорционально укорочена – это является попыткой иконописца передать нижний ракурс и высоту трона. Фигура Богородицы полностью укрыта красным мафорием с тремя золотыми звёздами, под которым прописана синяя туника.
  • На коленях Богоматери сидит Богомладенец. Обе его руки подняты и сложены в двуперстие. Голова также слегка приподнята вверх. Матерь Божия поддерживает его с двух сторон руками.
  • По обе стороны от Богородицы расположены предстоящие – преподобные Феодосий и Антоний Печерские. Их фигуры слегка непропорционально вытянуты. В руках они держат развёрнутые свитки.
Читайте также:  Старые иконы: что делать и куда деть, как почистить и обработать, как поступить с иконой от старых хозяев

Предстоящие у престола Богородицы преподобные Антоний и Феодосий – это великие подвижники русского православия, основавшие Киево-Печерскую обитель. Значение иконы полностью раскрывается в тексте кондака:

«Дева сегодня невидимо предстоит в церкви и с собранием Печерских отцов молится о нас, благоговейно прославляющих Её безмерную милость к народу нашему, явившуюся в чудесном образе Её, украшающем Печерскую обитель».

Преподобный Феодосий изображён на иконе с непокрытой головой, а Антоний – в полной схиме. Свенский образ выполнен на липовой доске, имеющей размер 67*42 см.

Свенская икона Божьей Матери является списком с ныне утраченной Киево-Печерской иконы, но имеет отличие:

«Была изменена икона. Алипий изобразил преподобных Антония и Феодосия, основоположников русского монашества, поменяв их местами. Так что у нас теперь эта икона изображается с предстоящим Феодосием с правой стороны от Матери Божией, а Антонием – с левой. В этом и есть отличие Свенского образа от Печерского. Они очень похожи, и иногда люди не обращают внимания на предстоящих, но именно их положение и определяет – Печерский это образ или Свенский».

Игумен Алексий (Тюрин), наместник Свенского Успенского мужского монастыря

Подлинник Киево-Печерской иконы датировался XI веком, но до нашего времени не сохранился. Однако на поздних списках с неё можно увидеть, что предстоящие, действительно, размещены иначе, чем на Свенской иконе.

Чудеса, явленные через икону Божьей Матери Свенская

С самого своего появления Свенская икона Божьей Матери почиталась чудотворной. Самые известные из явленных через неё чудес – следующие:

  • Спасение монахов из обрушившегося храма. Произошло в 1566 году, когда в Свенской обители на головы братии обрушились своды новопостроенной церкви. Все монахи во главе с игуменом Мартинианом остались невредимы и благополучно вынесли Богородичный образ из-под завала.
  • Излечение бесноватых Потапия и Афанасия. Оба случая произошли в 1673 году. Потапий после излечения постригся в монашество и остался жить в Свенской обители. Через несколько лет, в 1685 году зафиксировали ещё один случай излечения беснования – у крестьянина Иоанна из Трубчевска.
  • Излечение слепоты дочери брянского купца Климова. Произошло в 1830 году. Девушка ослепла после продолжительной глазной инфекции и излечилась во время молебна перед Свенской иконой.

В Брянске икона Свенской Божьей Матери считается защитницей города. О чуде избавления брянщины от французов здесь помнят до сих пор:

«В 1812 году наполеоновские войска должны были захватить город Брянск по его особому стратегическому положению. То, что произошло избавление – просто удивительно, потому что не было преград. Если уже Москву взяли, то Брянск не представлял никакого препятствия для наполеоновских войск. Но что делают жители? Только на Божью помощь уповают – с покаянием, с искренним желанием всё изменить. Они пришли в Свенский монастырь, взяли нашу святыню, и крестным ходом стали обходить с ней город и окрестные селения. И во время крестного пути, который шёл не один день, они узнали, что Наполеон повернул в другую сторону».

Игумен Алексий (Тюрин), наместник Свенского Успенского мужского монастыря

Интересно, что войска Наполеона не единожды направлялись в сторону брянщины, но всякий раз по каким-то причинам сворачивали. Так за всю Отечественную войну 1812 года ни один французский солдат не вступил в Брянск.

Местонахождения оригинала Свенской иконы Божьей Матери

В настоящее время оригинал брянской святыни находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Там он оказался после закрытия монастыря в революционные годы. В Свенской обители сейчас хранится его точная копия, которая и поднимается на ежегодный крестный ход по Брянску.

Свенский список выполнялся с подлинника, в Твери, и был подарен монастырю в 2015 году:

«Наша икона сделана идеально – и по размеру, и даже по тем следам, которые остались от ризы, украшавшей подлинник в своё время. Воспроизведены даже утраты, которые в течение многих столетий были на иконе».

Игумен Алексий (Тюрин), наместник Свенского Успенского мужского монастыря

На оригинале, хранящемся в Третьяковской галерее, утрачены надписи на свитке преподобного Феодосия. На списке из Свенского Успенского монастыря эта особенность древней реликвии показана в точности.

Храмы, имеющие списки иконы Божьей Матери Свенская

Свенская Богородичная икона пользовалась на Руси большим почитанием, поэтому списки этого древнего образа нередко встречаются в российских церквях. Один из них находится в самом Брянске – в кафедральном Троицком соборе. Также можно приложиться к чтимому образу в других городах и деревнях:

  • в храме Дмитрия Солунского в Москве;
  • в часовне Свенской иконы Божьей Матери в деревне Чёрный поток Калужской области;
  • в церкви Свенской иконы Божьей Матери в Бежичах Брянской области.

В белорусском городе Добруш Гомельской области также недавно была отстроена маленькая деревянная церковь в честь Свенской иконы Божией Матери.

В чём помогает икона Свенской Божьей Матери

Традиционно православные верующие несут к Свенской Богородице любые свои скорби и чаяния. Считается, что особенную помощь через этот образ Божия Матерь оказывает в вопросах душевного и телесного здоровья:

  • при болезнях зрения;
  • при неврологических расстройствах, включая эпилепсию;
  • при психических расстройствах.

Горячая молитва перед Свенской иконой помогает обрести душевное равновесие в отчаянии, унынии, депрессии и других тяжёлых ситуациях. Этот Богородичный образ способен даровать стойкость в трудных жизненных ситуациях и укрепить веру.

Куда вешать и как молиться перед иконой Божьей Матери Свенская (Печерская)

Икону Свенской Божьей Матери нужно поставить на видное место. Желательно – в импровизированный иконостас, где хранятся другие домашние иконы, рядом с образом Спасителя. Если нет иконостаса, надо постараться выделить под Богородичный образ отдельную полку или столик. Место должно быть свободным от предметов быта и светской жизни.

В дни празднования иконы Божьей Матери Свенская образ украшается цветами и читается тропарь:

«Днесь светло торжествует Свенская обитель; и радуется явлением образа Богоматери; Безмерный лик Печерских отце́в с ними же и мы непрестанно вопие́м: радуйся Благодатная Свенская Похвало́».

Молиться Богородице перед этой иконой нужно так:

«О, Пресвятая и Пренепоро́чная Де́во Богородице, наша Печерская похвало́ и украшение, державный покро́ве свята́го места сего́, истинная Владычице избра́ннаго удела Своего. Приими́ нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих пред чу́дным образом Твоим, да посети́ши ми́лостивно греховное житие́ наше, просвещающи его светом покаяния, осени́ нас, обремене́нных скорбьми́ многими, Твоею Небесною радостию, сподо́би нас при́сно сла́вити Тя в мире и благочестии на месте святе́м сем, да, без порока преше́дше путь жития́ нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты́ и се́рдцы воспои́м Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отце́м и Пресвятым, Животворящим, Всеблаги́м и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь».

Икона Божией Матери “Свенская” (“Печерская”): история, значения, в чем помогает и как молиться

О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

Молитва Черниговского князя
Романа Михайловича

Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь — ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.

Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери — Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы — основатели русского иночества: справа от Пречистой — Феодосий Печерский, а слева — Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний — в полном схимническом облачении.

Феодосий Печерский — третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».

Размер Свенской (Печерской) иконы — 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.

Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.

В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.

Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.

Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери — 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).

Читайте также:  Икона Божией Матери "Пряжевская": история, значение, в чем помогает и как молиться

Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.

Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:

«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».

Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами — глазами исследователей. Спасена икона была знаменитым искусствоведом Н.Н. Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи И.Э. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия — к заре русской иконописи. Затем Свенскую (Печерскую) изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов, М.В. Алпатов. Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н. Овчинников, который отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые — грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной Фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению. В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г.П. Федотова «Святые Древней Руси», где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: «Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский Устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси. Личные связи, путешествия связывали Киев, как и северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому»».

Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле — родине воплотившегося Христа и христианства.

«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» — как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.

Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.

Описание иконы Печерской Божией Матери и храм в ее честь

Чудодейственная икона Божией Матери Печерская известна во всем мире. Она знаменита благодаря многочисленным историям, повествующим об удивительных фактах, когда люди были успешно исцелены. Описанию этой иконы и храма, воздвигнутого в ее честь, посвящается данная статья.

Икона Божией Матери Печерская – это святой образ, к которому обращаются православные христиане в надежде получить поддержку в жизненных ситуациях. Божья Матерь заступится перед нами, обратившись к Господу. Искренность святой молитвы будет услышана, так как ее произносит Дева Мария.

Как создавался образ?

Лик Божией Матери (Печерской) на Свенской иконе считается одной из древнейших икон, которая дошла до нашего поколения. Она была создана в стенах Лавры силами преподобного Алипия – иеромонаха, который жил в обители Печерской Лавры. Лучшие мастера из Византии, которые расписывали Великую Успенскую церковь, обучали его искусству иконописи. Так зародилась русская школа написания икон.

На сегодняшний день местонахождением мощей преподобного Алипия и художников–иконописцев из Греции, которые стали его учителями, являются Ближние пещеры Лавры.

Описание полотна

На Печерской иконе Божией Матери запечатлена Богородица, которая восседает на троне и держит младенца Иисуса. Мария осеняет благословением находящихся у трона преподобных отцов – Антония и Феодосия. На Антонии схимнический куколь с острым верхом.

У преподобных отцов в руках находятся свертки с духовными поучениями У Антония написаны следующие слова:

Молю вас, чада: держимся воздержания и не ленимся, ибо имеем о сем Господа помощником.

Прочитать текст надписи, которая находится на свитке Феодосия, трудно, так как буквы практически невозможно различить. Свиток раскрыт и свисает вниз, прикрывая трон. Считается, что имел место факт изменения текста на этом свитке.

По типу изображения исследователи-иконографы считают икону Божией Матери Печерскую Панахрантой (Всемилостивой). Торжественность и строгость данного типа иконографии характерна для таких видов монументалистики, как мозаика и фреска.

Для создания иконы использована цельная доска из липовой древесной породы. Размеры полотна – 42 х 67 см. По мнению исследователей, предпосылкой к написанию иконы стали события, которые произошли во Влахернском храме. Тогда зодчие получили благословение Богородицы, которая вручила им икону Божией Матери “Успение” Псково–Печерскую и благословила в поход на Киев.

Судьба иконы

В период, когда местонахождением иконы была Киево-Печерская лавра, зафиксировано много случаев чудодейственного проявления ее силы. В конце XIII века Черниговскому князю Роману Михайловичу захотелось перевезти священное полотно в здание Брянского Успенского мужского монастыря. Там она находилась до конца ХХ века. Так как близ монастыря протекает река Свена, то и священное здание стали называть Свенским. И икону также принято стало именовать Свенской.

Чудесные проявления светлой силы

В истории известен факт, когда святой образ помог исцелить слепоту князя Романа Михайловича. Ему сообщили, что в стенах Лавры находится икона Богородицы, и князь приказал доставить ему это полотно. Гонцы и монахи, сопровождавшие икону к князю, заметили ее исчезновение. Поиски святого лика привели людей на берег реки Свены, где икона расположилась меж ветвей дубового дерева. Узнав о чуде, князь прибыл на это место и пообещал Богородице соорудить здесь храм, если она возвратит Роману зрение.

«О, Пречудная, Пресвятая Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услыши глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и увидеть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я увижу с места сего во все четыре стороны, я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила».

После прозрения князь выполнил данное Богородице обещание и на указанном ею месте соорудил храм в честь иконы, а позднее и стены мужского монастыря.

Существует как подлинник иконы, так и ее рукописная копия. Она была сделана в то время, когда святой лик явился перед князем Романом. Копия имела такой текст надписи:

Окладывана в лето 6796 (1288) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасией, месяца септембрия в 26 день, на память Иоанна Богослова

Вторая копия иконы находится в Успенском соборе Киево-Печерской лавры у алтаря. Так как святой лик высоко почитается православными христианами, он имеет множество копий.

Местом хранения чудотворного образа сегодня является Третьяковская галерея в Москве. Расположением самой древней иконы до закрытия стали Дальние пещеры Лавры. После восстановления Лавры икона заняла место у алтаря, где находятся все преподобные Печерские святые. Здесь ее можно увидеть и в наши дни.

Днем празднования иконы считается 16 мая.

Акафист Печерской иконе Божией Матери

Избранней от всех родов Пресвятей Деве Марии Богородице, яко воистину плотию рождшей Иисуса Христа, Спаса и Бога нашего, Владычице всея Вселенныя, избравшей вторым земным жребием страну нашу Российскую и обители иноческие чудотворными иконами прославившей, похвальное приносим пение; Ты же, о Всечестная наша Мати и Заступница, храни обитель Твою и спаси всех нас от враг видимых и невидимых да зовем Ти:Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Свенская Похвало и наше присное утешение.

Ангел Хранитель внуши князю Роману, егда той бысть во граде Брянске, вспомянути о чудесех от иконы Твоея, Владычице, во обители Печерстей бывших, да испросит иноков Печерских отпустити икону чудотворную, писанную преподобным Алипием, исцеления ради слепоты своея и возопи Ти тако:Радуйся, Всечестная наша Мати;Радуйся, дивная наша Заступнице;Радуйся, Надеждо нашего спасения;Радуйся, града Брянска Хранительнице;Радуйся, живущих в нем христиан Покровительнице;Радуйся, надеющихся на Тя, Руководительнице;Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Свенская Похвало и наше присное утешение.

О храме

Первым храмом Печерской иконы Божией Матери считается церковь, которую построил князь Роман Михайлович в благодарность за свое прозрение. Современная постройка в виде часовни украшает и Киевский вокзал в столице России. Храм называют Печерской церковью.

Датой основания священного здания считается 2002 год. Это действующий православный храм РПЦ, куда христиане приходят за молитвой и утешением.

Подведем итоги

Священное полотно иконы Божией Матери Печерской – одна из самых древних памяток, которые дошли до нашего времени. Над его созданием трудился иеромонах Алипий. Существуют версии и нерукотворного происхождения первого варианта этого священного образа. Считается, что он появился на пещерных стенах без помощи людей, и это явление стало поводом для написания иконы.

История о прозрении князя Романа стала предпосылкой для создания храма и мужского монастыря в честь Пресвятой Богородицы. Копии полотна широко распространены сегодня, так как икона имеет большую силу помощи и исцеления. Первые рукописные копии полотна появились практически сразу после ее создания. Через иконы святые помогают христианам определиться на сложном жизненном пути и не свернуть в сторону искушений.

Ссылка на основную публикацию