Икона “Церковь воинствующая”: описание и история, значение, сюжет и автор

«БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ»

икона из Успенского собора Московского Кремля (в наст. время в ГТГ), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая». Первоначальное именование установлено В. И. Антоновой по описи Успенского собора XVII в. Икона (144 ´ 396 см) располагалась в соборе перед царским местом Иоанна IV Грозного. Время написания иконы неизвестно, считается, что ее создание связано со взятием Казани в 1552 г.

На иконе представлено шествие воинов к Горнему Иерусалиму, изображенному в левой части иконы в виде града на высокой горе, имеющего стену с 3 выступами и осененного как бы высеченным из камня шатром. Град окружен многоцветным кругом. Пешие и конные полки, предводительствуемые арх. Михаилом, к-рый также изображен в круге, движутся 3 параллельными нескончаемыми процессиями, каждая написана на золотом фоне и имеет полосу позема в виде горок с лещадками. Всадники верхнего и нижнего рядов представлены с нимбами. В центральном ряду – фигура всадника (бо́льшего размера) в царских одеждах, окруженного пешими воинами, в руках у него крест. Мерное движение процессий подчеркнуто позами и жестами воинов, а также горизонтальным форматом иконы. На фоне Небесного Иерусалима изображена Богоматерь с Младенцем Христом, подающим венцы ангелам, к-рые летят с этими венцами навстречу воинам. Горнему Иерусалиму противостоит «град лукаваго» в виде города с высокими стенами, башнями и множеством построек, объятый пламенем, изображенный в темном сине-зеленом круге в правом верхнем углу иконы. Надписи на иконе отсутствуют.

Наст. название иконы – это цитата из мученична стиховных стихир утрени понедельника 5-го гласа: « ». Ведущие духовную брань, мученики, так же как и преподобные, уподобляются воинам. Тексты Октоиха, где тема воина и воинского подвига присутствует во мн. тропарях и стихирах, не только определили сюжет иконы, но и явились источниками иконографических образов (напр., « » – мученичен 9-й песни утреннего канона среды 5-го гласа). Помимо ежедневных песнопений большое значение для осмысления образов этой иконы имеют субботние каноны Октоиха, посвященные всем святым (и в первую очередь мученикам), и заупокойные, где более явно, чем в др. текстах, выражена эсхатологическая тема: мученики повторяют подвиг «подвигоположника Христа» и первыми достигают «небесного пристанища», поэтому одним из повторяющихся мотивов в этих тропарях и стихирах является образ небесного града.

Атрибуты мученического чина – крест и венец – постоянно встречаются в песнопениях. В текстах Октоиха имеются слова, прямо указывающие на изображение Христа, держащего венцы, и сонма ангелов, с венцами в руках летящих навстречу воинам. Крест прославляется как «оружие непобедимое», сокрушающее врагов. Возможно, на иконе с крестом изображен имп. Константин, к-рому перед битвой с имп. Максенцием, положившей основание христ. империи, был явлен в небе крест с надписью: «Сим побеждай!» Ближайшей аналогией является фреска ц. св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, указывающим на крест в небесном сегменте. Столь же многочисленны и разнообразны в текстах Октоиха варианты темы «источника воды животней», воплощенной на иконе в изображении водоема с изливающимся из него потоком.

В одном из песнопений Октоиха предстает почти вся иконографическая программа иконы: « » (мученичен 6-й песни канона утрени среды 6-го гласа). Такое соотношение текста и изображения позволяет поместить икону в ряд произведений, в основе к-рых лежит литургическая поэзия. В сер. XVI в. были созданы новые иконографии, основанные на стихире Пятидесятницы « », тропаре 1-й песни воскресного канона 4-го гласа « », песнопениях « », « ».

Название иконы перекликается с одной из центральных тем в послании в Свияжск митр. Московского и всея Руси Макария, в к-ром подвиг рус. воинов в борьбе с Казанским ханством уподобляется подвигу мучеников и исповедников христианства. В связи с этим основное направление в изучении произведения обусловил исторический контекст. Ряд исследователей рассматривают икону как аллегорическую картину победоносного возвращения рус. войска в Москву, представленную как «Небесный Иерусалим», из покоренной Казани, отождествляемой с изображенным на иконе горящим градом. В соответствии с текстом послания митр. Макария предпринимались также попытки отождествить изображенных на иконе персонажей с различными святыми и деятелями рус. истории. Однако икона является примером духовного осмысления всемирной истории в образе воинствующей Церкви. Символизм, свойственный этому произведению, в целом характерный для сознания эпохи, не сводим к аллегориям или иносказанию, тем более к такому, когда образ высшего, небесного, понимается как аллегория земного.

Присутствие мотива шествия небесного воинства вслед за арх. Михаилом в иконах XVI в. «Страшный Суд» (Нац. музей. Стокгольм; Воскресенский собор в Тутаеве), на воинских знаменах XVI в. (напр., «Великом стяге» Иоанна Грозного) указывает на Апокалипсис как на один из идейных и иконографических источников «Б. в. и.». Тексту Апокалипсиса соответствует изображение на иконе «небесного Иерусалима» (Откр 21. 10-21), истекающей из рая «реки воды животныя» (Откр 22. 1) и града, объятого пламенем,- «Вавилона великого», о гибели к-рого радуются святые (Откр 18. 2-6,18-20). На иконе кон. XVI в. из Чудова мон-ря, уменьшенном списке иконы «Б. в. и.», арх. Михаил в соответствии с текстом Апокалипсиса представлен в виде огненного ангела (Откр 10. 1-2). На этой иконе сохранилось неск. надписей с именами святых и трудноразличимая строка на верхнем поле иконы: «Святии мученицы, на земли подвигшеся» (мученичен стиховных стихир утрени среды 5-го гласа) с ярко выраженным эсхатологическим содержанием. К этим произведениям примыкает греч. икона, созданная ок. 1500 г. (мон-рь Богородицы Платитеры на о-ве Корфу). На ней изображены 2 процессии, выходящие из «Иерусалима земного». Праведники со своими крестами поднимаются в гору к раю, «Иерусалиму небесному», вторая процессия низвергается во ад.

Появление подобных произведений в кон. XV в. было обусловлено эсхатологическими ожиданиями конца света в 1492 г. (по истечении VII тыс. визант. эры). В сер. XVI в., когда была создана икона «Б. в. и.», эсхатологические настроения на Руси приобрели характер осмысления рус. истории в контексте истории мировой, движущейся к своему завершению. Понимание Московского царства как «Второго Иерусалима», идея «Москва – Третий Рим», осознание борьбы с татарами и победы над Казанью как мученического подвига и победы исповедников христианства позволяют говорить не об эсхатологическом, а об экклезиологическом содержании иконы, отразившей важнейшие идеи макариевского времени о Царстве и Церкви.

Икона «Благословенно воинство Царя Небесного»

Свое название икона «Церковь воинствующая» получила не от служителей церкви, а от советских искусствоведов. На самом деле называется икона «Благословенно воинство Царя Небесного», по первой строке богослужебного песнопения о мучениках, в котором утверждается, что все мученики, пострадавшие за Спасителя и принявшие смерть в Его имя, становятся членами воинства Царя Небесного.

После своего успешного похода на Казань в 1552 году царь Иоанн Грозный повелел написать икону на этот сюжет. Когда именно был выполнен царский заказ, точно неизвестно. В качестве ее создателя обычно называют протопопа Андрея, царского духовника (впоследствии Афанасий, митрополит московский). С 1919 года икона «Церковь воинствующая» (16 век) находится в Третьяковской галерее.

Сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Эта сложнейшая многофигурная композиция поражает своим масштабом, и дело не столько в размерах иконы (144 × 396 см), сколько в ее содержании, опирающемся на Откровение Иоанна Богослова и писания апостолов и пророков.

В центре иконы – шествие воинов, конных и пеших, под предводительством архистратига Михаила Архангела, восседающего на крылатом коне. Они движутся с правой стороны, где изображен охваченный пламенем город, к левой, где в Небесном Иерусалиме восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом на руках. По направлению к воинам летят ангелы, увенчивающие праведников. Обращает на себя внимание, что нимбы есть не у всех воинов. Считается, что воины с нимбами – это те, что пали в бою, а без нимбов – те, что выжили.

Читайте также:  Икона пророка Ильи: история и значение, описание, как молиться и в чем помогает

Некоторые искусствоведы высказывают мнение, что огонь не разрушает город, а очищает его от скверны. Именно так воспринимал пожар, участвовавший в походе пресвитер Андрей, царский духовник, которому приписывается написание иконы.

В левой стороне иконы «Церковь воинствующая» перед вратами града восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом, он вручает ангелам венцы для увенчания праведников. Но град этот не обычный, а небесный, о котором писал в своем Откровении Иоанн Богослов. Это Небесный Иерусалим, находящийся на горе. Его окружает сияющий красно-зеленый нимб необычной овальной формы. К тому месту, где он разомкнут, подходит дорога, по ней воины войдут в Небесный Град, который трактуется как образ Москвы.

По-видимому, исходным постулатом для такой необычной иконографии послужило высказывание апостола Павла о «взыскании» себе града в будущем, а также богослужебные писания, прославляющие мучеников, которые ради своей веры пожертвовали жизнью и получили в качестве награды блаженство в Небесном Иерусалиме, то есть на небесах.

Фигуры воинов

Архангел Михаил изображен на крылатом коне перед средним отрядом, сразу же за ним – молодой воин со стягом в руках, выделяющийся на общем фоне благодаря алому плащу. Предполагают, что это сам царь (к моменту взятия Казани ему было 22 года). Он так же, как и архистратиг Михаил Архангел, обращен лицом к воинской колонне, призывая воинов идти вперед.

В центре колонны возвышается огромная фигура на коне и с крестом. Одни ученые полагают, что это Владимир Мономах, наследником которого считал себя Иван Грозный; по мнению других – император Константин Великий, превративший христианство в господствующую религию в Римской империи. За пехотинцами следуют три всадника: это князь Владимир, креститель Руси, и его сыновья князья Борис и Глеб, первые русские святые.

Во главе верхнего ряда скачет на коне Дмитрий Донской, нижний ряд возглавляют Александр Невский и Георгий Победоносец. Среди воинов этих рядов удалось идентифицировать ряд почитаемых святых, хотя многие исследователи полагают, что икона должна восприниматься аллегорически, без привязки к каким-либо историческим событиям.

Икона «Церковь воинствующая»

Икона «Церковь воинствующая» — это уникальный шедевр иконописного искусства. А, кроме того, она необычна сама по себе. Это и горизонтальное расположение композиции, и сам сюжет.

По фото сложно представить, но она имеет внушительный размер (144 на 396 см). По версиям исследователей, ее автором являлся Андрей — духовный наставник Ивана Грозного.

Икона «Церковь воинствующая» — истоки названия и загадка авторства

XVI век выделился из полотна исторической канвы ярким правлением царя-реформатора — Ивана IV Грозного. При нем были покорены Казанское и Астраханское ханства.

Именно после взятия Казани государь и заказал написать икону. Точная дата ее создания до сих пор не известна.

Большинство историков склоняются к версии, что автором иконы был протопоп Благовещенского собора Московского Кремля Андрей (в последствии митрополит Афанасий).

В пользу этого говорит и тот факт, что он сам участвовал в казанском походе и благословлял воинов на ратный подвиг.

Вероятный автор иконы протопоп Благовещенского собора Андрей (духовный наставник Ивана Грозного). На иллюстрации из Лицевого летописного свода он изображен с митрополитом Макарием в процессе поновления иконы Николы Великорецкого

Протопоп Андрей был учеником строгановской иконописной школы. Ее отличала особая манера написания. Среди прочего можно отметить сложность композиции, внимание к пейзажу и мелким деталям, чистые яркие краски и прочее.

Все вышеперечисленное можно легко рассмотреть на иконе.

Настоящее название иконы — «Благословенно воинство Небесного Царя». Это первая строка песнопения о мучениках:

«Благословено воинство Небеснаго Царя: аще бо и земнородніи беша Страстотерпцы, но Ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесехъ нерадиша, и страданьми безплотныхъ сподобишася чести. Темже молитвами ихъ Господи, низпосли намъ велію милость».

В ней выражена идея о том, что все, кто пострадал за Спасителя и принял смерть, попадают в Небесное воинство.

Название же — «Церковь воинствующая» — было дано ей гораздо позже. Придумали его искусствоведы, изучавшие реликвию.

Царское место кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Возле него находилась икона «Церковь воинствующая». А вместе они составляли единый ансамбль

Готовый шедевр поместили возле царского места кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Изображенные на нем рельефы, объединены общим сюжетом «Сказание о князьях Владимирских».

А вместе с иконой они составляли единый ансамбль, который должен донести до зрителя идею преемственности власти царей московских от князей владимирских и киевских.

Сейчас полюбоваться на «Церковь воинствующую» можно в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Здесь она обитает с 1919 г.

Сюжетная линия иконы отражает откровения Иоанна Богослова или результаты казанского похода Ивана Грозного

Исследователи предполагают, что сюжет был навеян Откровениями Иоанна Богослова. Есть аналогии и в православных песнопениях. А, кроме того, он может отражать казанский поход, как его видел протопоп Андрей.

В правом верхнем углу можно увидеть город, охваченный огнем. Это может быть «град лукавого» покинутый в поисках небесного царства. Или же это Казань, взятая в 1552 г.

В левом же углу находится Град Небесный или Иерусалим, куда ведет войско дорога. Здесь павших воинов ждет Царица Небесная. На ее руках — Младенец Иисус. Он раздает ангелам мученические венцы.

Возле Града Небесного стоят ясли. Отсюда вытекает райская река. Это сложный библейский символ, означающий «чистая река воды жизни».

У Града Небесного берет начало райская река. А во главе всей процессии находится Архангел Михаил на огненном крылатом коне

Во главе всей процессии — Архангел Михаил. Его фигура, верхом на огненном крылатом коне, наполовину развернута назад, в призыве следовать за собой.

Центральный ряд воинов возглавляет, вероятно, сам молодой Иван Грозный, призывающий воинов за собой. Центральная конная фигура — Владимир Мономах. Замыкают шествие князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом

Сразу за Архангелом следует молодой конный воин в алом плаще. Вероятно, это сам Иван Грозный. Ведь на момент взятия Казани ему было только 22. Он ведет центральный ряд воинов, призывая их за собой.

Среди пешего отряда в центре выделяется внушительная фигура конника. Это Владимир Мономах. Иван IV считал себя преемником этого «первого русского царя».

Замыкают шествие еще три всадника — Владимира, крестившего Русь и его сыновей, страстотерпцев Бориса и Глеба.

Верхняя колонна следует под предводительством князя Дмитрия Донского с покровителем — великомучеником Дмитрием Солунским.

Предводитель верхней колонны — Дмитрий Донской, со своим покровителем Дмитрием Солунским. Нижний отряд, в котором находятся святые-покровители русских воинов возглавили Александр Невский и Георгий Победоносец

Нижний отряд возглавили Александр Невский и Георгий Победоносец. Кроме них исследователи идентифицировали и некоторых святых – покровителей русских воинов.

Работавшие с иконой искусствоведы пытались опознать в лицах, изображенных на ней исторических личностей и святых.

Но многие склоняются к выводу, что ее сюжет — это аллегория и его не следует воспринимать буквально. А воины стремятся попасть в Небесный Град, победив в последнем сражении — Страшном суде.

Иконе молятся о погибших в сражениях за правое дело, текста молитвы нет

Как уже упоминалось выше, полное название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя». И оно является первой строкой песнопения утренней и вечерней службы, посвященной памяти воинов-мучеников.

При молитве иконе поминаются погибшие в сражениях за правое дело, с именем Христа.

Что символизирует собой икона “Церковь воинствующая”

Истоки названия и загадки авторства святого образа

В историю XVI век вошел под эгидой Ивана IV Грозного, который покорил Казанское и Астраханское ханства. В этот период он заказал протопопу Благовещенского собора Московского Кремля Андрею написать икону. Достоверно авторство не подтверждено, однако историки рассматривают его как единственную подходящую кандидатуру. Решающим фактом послужило непосредственное участие протопопа Андрея (позже митрополит Афанасий) в казанском походе. Он благословлял славянское воинство на ратный подвиг.

Читайте также:  Икона "Трилетствующая": история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Истинное название иконы – «Благословенно воинство Небесного Царя»

Протопоп был выходцем строгановской иконописной школы, которая отличалась особой манерой написания полотен. Их почерку свойственно:

  • красота;
  • поэтичность;
  • чистота красок;
  • пейзажные панорамы;
  • виртуозность.

Истинное название иконы – «Благословенно воинство Небесного Царя». Оно взято из первой строки песнопения о мучениках. Его читают на утренних служениях по понедельникам. Основная идея стихиры подчеркивает, что только пострадавшие за Христа могут стать небесными воинами. Второе название – «Церковь воинствующая» – икона получила от советских искусствоведов, которые занимались ее изучением.

Видео «Что нужно знать об иконе “Церковь воинствующая”»

В этом видео эксперт расскажет об иконе «Благословенно воинство Небесного Царя», получившей позднее название «Церковь воинствующая».

Описание и сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Размер и содержание картины поражают своим масштабом. Идея созвучна с Откровением Иоанна Богослова, писанием апостолов и пророков. Многофигурная картина проводит параллель между судьбой Израиля и России, подчеркивая тем самым богоизбранность Московского государства и Москвы.

Центральное место на полотне отведено воинам, пешим и конным. Их предводитель Архангел Михаил восседает на крылатом коне. Шествие берет начало с правой стороны, от охваченного пламенем города, и направляется к Небесному Иерусалиму, который расположен слева. Их встречает Царица Небесная, которая держит Младенца Иисуса на руках. Направляющиеся к воинству ангелы несут в руках венки, которыми увенчивают воинов.

Изучавшие икону искусствоведы сошлись во мнении, что ее сюжет несет двоякое послание. Пылающий город ассоциируют с «обителью лукавого» или с Казанью, которую покорил Иоанн Грозный. Языки пламени призваны не уничтожить его, а очистить от скверны. Мужские фигуры, по мнению историков, предшественники Ивана Грозного по престолу. Место назначения – Небесный Иерусалим, который трактуется как образ Москвы.

Венки от ангелов получают только погибшие в сражении воины. Автор в своей работе передал главную идею христианского подвига – победить, даже если после гибели. Достичь врат Святого Города можно выиграв Последнюю битву и пройдя через Страшный суд.

Шедевр иконописного искусства – икона Церковь воинствующая

О чем молиться перед иконой «Церковь воинствующая»

Первоначальное название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», которое взято с первой строчки песнопения утренней и вечерней службы. Оно посвящено памяти воинов, которые погибли мученической смертью. Вознося молитву перед иконой, вспоминают погибших в сражениях за правое дело.

Праведные люди, отказавшиеся от греховных поступков и соблюдающие все предписания святой книги, часто остаются неуслышанными и непонятыми. «Воинами Небесно Царя» становятся все, кто не поддался соблазну и не свернул с праведного пути, каким бы сложным он ни был. Благодаря тайному смыслу, понятному каждому верующему, икона стала реликвией православного мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Благословенно воинство Небесного Царя

(«Церковь воинствующая»)

Изображения с более высоким разрешением:

  • 5000 x 1859 пикс. [2629 кб]
См. ниже:

  • детали (2)
  • Смирнова 2008/1: 1550-е годы
  • Сказание о граде Свияжске 2018: 1540-е годы
  • Иконопись ГТГ 2019: 1550-е годы

Из Мироваренной палаты Московского Кремля.

22. «БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ»
ДЕТАЛЬ:АРХАНГЕЛ МИХАИЛ
1550-е годы
Из Мироваренной палаты Московского Кремля
144 × 396
Государственная Третьяковская галерея

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» была исполнена для Успенского собора Московского Кремля, где располагалась в специальном киоте, близ царского места. В начале XX века она оказалась в Мироваренной палате Московского Кремля, откуда в 1919 году поступила в Третьяковскую галерею.

Название иконы заимствовано из богослужебных песнопений, посвященных мученикам («Благословенно воинство Небесного Царя, аще и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесах нерадиша и страданьми бесплотных сподобишася чести» — Октоих, стихира V гласа к мученикам).

Центральную часть композиции занимает развернутое шествие святых воинов под предводительством небесного воеводы — Архангела Михаила на крылатом коне. Конные и пешие воины движутся тремя рядами от горящего города к небесному граду (Небесному Иерусалиму), стоящему на горе и увенчанному шатром ( ). В соответствии с текстом Откровения, гору с небесным градом окружает «чистая река воды жизни» ( ). Перед городскими стенами представлены Богоматерь с младенцем Христом, который вручает ангелам небесные венцы. Летящие навстречу воинству ангелы увенчивают праведников.

Исходная мысль для необычной иконографической программы была почерпнута, по-видимому, из послания апостола Павла к евреям: «. ибо не имеем мы здесь пребывающего града, но в грядущем града себе взыскуем» ( ). Содержание ее перекликается также с песнопениями Октоиха и других богослужебных книг, в которых прославляются мученики, пожертвовавшие своей жизнью ради истинной веры и получившие в награду небесное блаженство. Важным иконографическим источником здесь послужили также тексты Откровения Иоанна Богослова, содержащие не только описание Небесного Иерусалима, но и противоположный ему образ «погибельного града» — поверженного Вавилона, «духовного Содома и Египта» ( ), восходивший к «погибельным царствам» из эсхатологического видения пророка Даниила (Дан VII). Эта тема раскрывается в иконе не только через противопоставление двух градов, но и в символическом изображении трех водоемов у подножия райской горы, один из которых пересох («. источник воды живой оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» — ).

Вместе с тем, замысел иконы мог быть связан и с конкретными историческими событиями — как полагает большинство исследователей, она была исполнена в память о взятии Казани русскими войсками в 1551 году. Накануне Казанского похода митрополит Макарий в своем послании в Свияжск обещал отпущение грехов всем участникам похода и мученический венец — погибшим за правую веру. Таким образом, деяния погибших приравнивались к подвигу мучеников древности, а сами они становились членами единого небесного воинства.

Статья в Википедии, посвященная этой иконеru.wikipedia.orgДобавлено 09.12.2015
Детали
[A] Архангел Михаил[B] Богоматерь с младенцем Христом, вручающим ангелам небесные венцы

  • Кочетков 1985. [8246] Кочетков И. А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя») // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 38: Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. — Л.: Наука, 1985. — С. 185–209.
  • Сорокатый 1999/2. [7786] Сорокатый В. М. Икона «Благословенно воинство небесного царя». Некоторые аспекты содержания // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896–1990) [т. 21]. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. — С. 399–417.
  • Царство и Царствие 2002. [3066] Царство и Царствие. Русская икона XVI века : Книга-календарь на 2003 год. — Минск : Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano : La Casa di Matriona, 2002. — Стр. 23, илл. с. 23, табл. XXII.
  • Смирнова 2008/1. [1112] Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII веков: [Альбом]. — СПб.: Аврора, 2008. — Илл. 103-105.
  • Иконы Успенского собора 2016. [9358] Иконы Успенского собора Московского Кремля. Вторая половина XV — XVI век: Каталог. — М., 2016. — Прил. 1, кат. № 2, стр. 272.
  • Сказание о граде Свияжске 2018. [10134] Сказание о граде Свияжске: [Каталог выставки]. — М., 2018. — Кат. № 1, стр. 28-31.
  • Иконопись ГТГ 2019. [10752] Иконопись. — М., 2019. — Стр. 158-163.

«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц

Сегодня можно, пожалуй, сказать, что и символика и сам состав ее действующих лиц получили исчерпывающее истолкование. К публикации и расшифровке иконы «Благословенно воинство» обращалось немало исследователей. [П. П. Муратов. Два открытия.— «София», 1914, № 2, стр. 11 — 17, десять таблиц;
А. Грищенко. Русская икона как искусство живописи.— «Вопросы живописи», вып. 3, М., 1917, стр. 121;
«Первая выставка Национального музейного фонда». М., 1918;
А. Е. Песняков. Эпоха Грозного в общем историческом освещении.— «Анналы», журнал всеобщей истории, издаваемый Российской Академией наук, № 2, Пб., 1923, стр. 197;
P. Мurаtоv. La picture russa antica. Вота — Praha, 1925, стр. 128, рис. 52, 53, 54 (детали);
Р. Моurаtоw. Les icones russes. Paris, 1927, стр. 222, рис. 48, 49 (детали);
М. К. Каргер. К вопросу об изображении Грозного на иконе «Церковь воинствующая».— В кн.: «Отделение русского языка и словесности АН». Л., 1928, стр. 466-469;
D. Arialov. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Grossfurstentums Moskau. Berlin — Leipzig, 1933, стр. 104, табл. 57а, 57б;
А. И. Некрасов. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937, стр. 294 — 295, рис. 204;
«Русская историческая живопись». Выставка 1939 г. Каталог. М., 1939, стр. 50, № 2;
А. А. Федоров-Давыдов. Из истории древнерусского искусства.— «Искусство», 1940, № 5, стр. 85;
Н. Е. Мнева. Монументальная и станковая живопись вто рой половины XVI века. М., 1945. Фонд диссертаций МГУ, стр. 28 — 31;
«История Москвы», т. I. М., 1952, стр. 272, табл. между стр. 276 — 277;
В. В. Садовень. Русские художники баталисты XVIII — Х1Х веков. М., 1955, стр. 10 — 12; «История русского искусства», т. Ш. М., Ивд-во АН СССР, 1955, стр. 572 — 578, рис. стр. 568, 569, 571 (детали);
М. В. Алпатов. Всеобщая история искусств, т. 3, М.— Л., 1955, стр. 273;
«История русского искусства», т. 1. М., «Искусство», 1957, стр. 118, табл. 63а (деталь);
«Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской галереи». Альбом. М., 1958, табл. 56;
Д. С. Лихач е в. Человек в литературе древней Руси. М.— Л., 1958, табл. между стр. 112 — 113;
см. также: «Каталог. », т. II, стр. 128 — 134.]

Как известно, на иконе изображено множество воинов, направляющихся к прекрасному граду, Заключенному в радужном круге, в котором можно видеть «небесный Иерусалим», оставляя позади себя некий покинутый людьми и объятый пламенем град. Воины шествуют тремя

почти параллельно расположенными рядами. В центральной группе, окруженной тесным кольцом пеших воинов со щитами, мерно движется восседающий на великолепном коне, одетый в царское одеяние и с крестом в руке Владимир Мономах. В верхней части оживленно движутся конные воины, часть из которых имеет нимбы, и, наконец, на самом переднем плане медленным шагом направляется плотная вереница конников, вооруженных копьями, держащих щиты с геральдическими эмблемами. Все они в нимбах. Являя крепкую Защиту и основу воинского могущества Русской Земли, они состоят из прославленных князей и святых воинов, издавна почитавшихся образом мужества и идеалом воина на Руси.


Икона «Благословенно воинство небесного царя». Фрагмент

Особенно оживленной поры всадников всех трех рядов в правой части иконы, ближе к горящему зданию, расположенному в круге. Точно так же и в средней части позади войска Владимира Мономаха представлены скачущие воины, часть ив которых оборачивается к горящему граду. Все показывает их заинтересованность, их непосредственную связь с судьбами побежденного города, который принято рассматривать как только что покоренную Казань.

В среднем ряду воинов впереди войска Владимира Мономаха особое внимание привлекает фигура конного юного воина. Он в латах, за его плечами развевается алый плащ. Он полон боевого задора, юн и отважен. Он оборачивается на все множество следующих да ним воинов и их предводителей, как бы возглавляя их и предлагая устремиться за собой. Над ним ангелы несут венец славы. Именно его приглашает следовать за собой архангел Михаил, изображенный на коне, в латах, в сильном движении. Крылатый конь в неистовом скачке стремится вперед, к тому божественному граду, на фоне которого изображена Богоматерь с младенцем и от которого навстречу воинству стремятся многочисленные ангелы, несущие венцы славы. Бурное движение этих двух всадников, ритм расстановки фигур (своего рода «цезура», отделяющая легкий, исполненный движения силуэт молодого полководца и от предшествующего всадника, и от мерно двигающихся полков «небесного воинства»), а так же интенсивный цветовой акцент (алый плащ, вьющийся 3а плечами) — все вместе взятое делает смысловым центром фигуру юного всадника. В этом юном воине, следующем яа архангелом Михаилом, современники видели Ивана IV — победителя Казани. Это его воинский подвиг в порядке прямой преемственности унаследован вместе с царским достоинством от Владимира Мономаха и от многочисленных князей-воинов, среди которых можно видеть и Дмитрия Донского, и Александра Невского, и Михаила Черниговского, Федора, Давида и Константина ярославских, героя Куликовской битвы боярина Бренка, а также святых воинов Бориса и Глеба, Дмитрия Солунского, Георгия Победоносца, Федора Стратилата, чья «помощь обеспечила победу» и чье «участие» неотделимо от всех подвигов русского воинства, борющегося ва чистоту веры и незыблемость исконных русских земель, какими современники рассматривали и Казанское и Астраханское царство, а позднее и западные Земли, освобождавшиеся в процессе Ливонской войны.

Примечательно, что всех этих святых воинов, как и «доблестных прародителей», упоминает в своем послании под Казань Макарий. В числе прародителей там фигурирует и «Владимир киевский и всея Руси и сынове его и внуки и правнуки и все российские цари». Их подвиг вспоминает Макарий в качестве вдохновляющего примера: «Веси храбрость прародителей своих,— обращается он к Ивану IV,— богом венчанного царя Владимира Мономаха и храброго великого князя Александра Невского и прочих сродников своих, каковы победы над погаными сотворила и прославлени от бога была». [ПСРЛ, т. ХШ, стр. 203.]

Он называет среди помощников и небесных представителей Бориса и Глеба, и святых воинов Георгия, Андрея, Дмитрия и Федора Стратилата, т. е. всех тех, которые и изображены на иконе «Благословенно воинство».


Икона «Благословенно воинство небесного царя». Фрагмент

Среди нимбированных воинов в верхнем и.нижнем регистре можно найти Всеволода-Гавриила псковского, Михаила Ярославича тверского, Игоря Ольговича черниговского, Довмонта псковского, Владимира Ярославича и Мстислава Ростиславича новгородских, которые лишь недавно, на соборах 3547, 1549 гг., были канонизированы русской церковью. Помимо непрерывной цепи «прародителей», полагавших жизнь свою за «чистоту веры» и Землю Русскую, которые призваны в иконе «Благословенно воинство» показать особую значительность и предустановленность подвига Ивана IV, об особой роли Московского царства в судьбах христианского мира свидетельствует и символика отдельных деталей иконы. Так, например, водоем слева исследователи склонны рассматривать, как «ясли Христовы» в Римском царстве, иссякший источник — как навоеванную турками Византию (т. е. утративший свое значение «Второй Рим»), и меньший по размеру бассейн с текущей через него рекой — как преемник двух первых, «Третий Рим», Москву. [К, E. Голубински й. История русcкой церкви, т. 2, первая половина. М., 1900, стр. 765; «Каталог. », т. II, стр. 133.]

Таким образом, если теснейшая связь власти Грозного с его «скиптродержавными предками» раскрывается в рельефах царского места, то в иконе «Благословенно воинство» получает дальнейшее свое истолкование смысл его особой миссии на Земле. Иван IV вводится непосредственно в круг своих сподвижников, чью власть он «принял от Владимира Мономаха» (последний изображен и в рельефах и в центре иконы) и утвердил ее своим воинским подвигом, продолжившим подвиги великих князей русских, уже удостоенных непреходящей славы.

Читайте также:  Икона Жен-Мироносиц: история, значение, в чем помогает и как молиться
Ссылка на основную публикацию