Икона «Девпетерувская»: в чем помогает и о чем молятся, где находится, история, описание и значение

Редкие и необычные иконы

Здесь будут размещаться изображения редких икон. Возможно, краткое описание.

ДЕВПЕТЕРУВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Девпетерувская икона Божией Матери

Явление святой иконы Девпетерувской произошло 29 февраля 1392 г. Ее древний список чтился в Николаевской церкви в селе Батюшкове Дмитровского уезда Московской губернии. Матерь Божия изображена со стоящим Младенцем Иисусом, правая рука Ее покоится на плече Сына. После закрытия и разграбления храма в 1937 году икона исчезла. Не сохранились и исторические сведения, связанные с этим образом Богородицы. Первые службы в разрушенном до руин храме с. Батюшково начались в 1997 году.

Один из наиболее чтимых чудотворных списков Девпетерувского образа находился в Тамбовском Преображенском кафедральном соборе над гробницей свт. Питирима (келейная икона владыки). «Икона Девпетерувской Божией Матери, или Божией Матери Питиримовской, была постоянной свидетельницей всех подвигов святителя. Пред ней протекла вся его чистая, светлая, угодная Богу жизнь, пред ней возносились его искренние, пламенные, денные и нощные моления. . Это была самая заветная святыня для святителя, ни с чем несравнимая для него драгоценность, которую он мог завещать только тому, кто ближе всех был к его сердцу. По преданию, Девпетерувская икона Божией Матери была дана ему родителями на благословение и никогда не расставалась с ним ни во время пребывания его в обители, ни во время его управления Тамбовской паствой. . Готовясь оставить мир, святитель завещал свою драгоценность любимому им соборному храму, где всякий чтитель его памяти и всякий член его паствы мог возносить свои моления пред ней. По преданию, икона Девпетерувской Божией Матери, никогда не расстававшаяся в жизни со святителем, по смерти его сопутствовала его телу, вынесенному в соборный храм, где и осталась, по завещанию святителя, с его телом, погребенным в соборе. Она сохранилась во всей целости и неприкосновенности и сначала стояла около гробницы святителя, но после, когда отделан был верхний храм, неизвестно когда и кем и по какому случаю перенесена была в верхний собор и поставлена на горнем месте. Какая бы ни была причина удаления иконы от мощей святителя, только перенесение это. послужило поводом к прославлению и к возобновлению несомненного о ней предания. Чудесное знамение от иконы Девпетерувской последовало в половине 1832 года. По несправедливому оклеветанию один из Тамбовских граждан попал в острог и готовился уже к ссылке в Сибирь. Жена несчастного мужа, не имея надежды на человеческую помощь, возложила все свое упование на Господа и на Царицу Небесную и молила о благодатной защите и помощи. Святитель Питирим в виде благолепного и благоговейного старца явился во сне скорбной женщине и, утешая ее небесной помощью, велел отыскать ей в соборе икону Девпетерувской Божией Матери и отслужить пред нею молебен. За тем прибавил: «По молитвам небесной Заступницы муж твой будет оправдан и избавится от наказания». Женщина исполнила приказание явившегося, и муж ее действительно был признан невинным и выпущен из острога. После того в благодарность муж и жена поставили себе за долг сходить в собор и отслужить молебен Девпетерувской Божией Матери. В ночь опять явился святитель женщине и сказал ей, что икона эта принадлежит святителю Питириму, была прежде у него в его доме, собственно в его молельне, и по смерти вместе с его телом, по его распоряжению, принесена была в собор. Когда муж и жена явились в собор, . они обстоятельно рассказали как о чуде, с ними совершившемся, так и о чудных явлениях благолепного старца, в котором, по портрету святителя над его гробницей, они узнали епископа Питирима. После этого решили более приличным чудную икону Девпетерувской Божией Матери взять из верхнего храма и поставить в нижнем собственно при гробнице святителя. Таким образом, по особой воле Царицы Небесной, чудная Ее икона опять явилась при святителе. Она стоит в головах гробницы. Прибегающие с молитвой о помощи к святителю, беря масло из его лампады для мазания больных, с особою верою прибегают и к чудной иконе Царицы Небесной. Девпетерувская икона Божией Матери празднуется в один день с самим святителем 28 июля (10 августа). Икона Девпетерувской Божией Матери – редкой кисти. Божественная Матерь с какой-то небесною улыбкой смотрит на Божественнаго Сына, весело и спокойно лежащего на Ее руках. Колорит красок необыкновенно свеж и почти не потемнел нисколько. Размер иконы не велик, она обложена серебряными, позлащенными листами, только с кольцеобразной на них чеканкой, придающей особую красоту отделке. По очерку полууставных литер подписи и кольцеобразной чеканной работе полагают, что икона Девпетерувской Божией Матери написана и украшена ризою в конце XV-ro или в начале XVI-ro столетия. Если вывод справедлив, то можно полагать, что эта была фамильная икона, перешедшая к святителю по наследству от благочестивых его предков». (Н. Молчанов «Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского», г. Тамбов, 1914 год).

Милостью Божией чудотворный келейный образ владыки Питирима сохранился и сейчас снова пребывает в Тамбовском Спасо-Преображенском соборе. В большие праздники при службе архиерейским чином он выносится для поклонения верующих. А на аналое слева от мощей свт. Питирима находится список Девпетерувской иконы конца XIX – н

Девпетерувская икона божией матери о чем молятся

Явление Девпетерувской иконы Божией Матери произошло 29 февраля 1392 года. Один из древнейших списков с этой иконы находился в Николаевской церкви села Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губернии.

В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу и Пресвятой Богородице.

Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного события. Некая женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, приказавшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить перед ней молебен. Он показал ей также и саму икону. После того, как женщина выполнила все приказанное, муж ее был оправдан и освобожден из тюрьмы.

Много богомольцев притекает к святой иконе Божией Матери на поклонение, и все, кто обращается к Ней с горячей молитвой и верой, получают исцеление и утешение.

О появлении образа иконы Божией Матери Девпетерувской в истории русского православия существует несколько противоречивых версий. По одной из них Девпетерувская икона возникла по причине неверного прочтения текста Днепрской иконы Богоматери, вследствие чего и саму икону, и списки с нее стали именоваться Девпетерувскими.

Первое упоминание иконы Божьей Матери Девпетерувской относится к 1392 году, о чем свидетельствует самый древний список данного образа, находящийся в небольшой церкви села Батракова Московской губернии. В этой сельской церкви Девпетерувская икона в богатом окладе размещалась рядом с левым клиросом до 30-х годов 20 века, когда случилось ограбление храма, во время которого был убит сторож и украдена старинная икона.

Как оказалось позже, святой образ Богоматери Девпетерувской был найден недалеко от церкви, но уже без оклада, видимо, ставшего первопричиной кражи. Икона, как только ее привели в порядок, была вновь помещена на алтарь. По прошествии 9 лет, храм, как и многие другие по всей стране, был закрыт, а все имущество церкви разграблено.

В том числе пропал и этот редкий образ Божией Матери.

На заметку! С тех пор о судьбе иконы Божьей Матери Девпетерувской ничего не известно, не сохранились также и сведения о типе иконографии и размерах иконописного образа.

К иконе Божией Матери Девпетерувской обращаются верующие с самыми разными просьбами. По свидетельствам очевидцев молитвы, обращенные к сему чудотворному образу, помогают даже тогда, когда отчаяние и неверие во спасение от невзгод берут верх над состоянием человека.

Существует также мнение, что лик Богоматери Девпетерувской помогает при следующих заболеваниях:

С Девпетерувским образом Божией матери связана одна известная история, происшедшая в 1833 году. С мужем прихожанки храма, где в то время находилась икона, случилась беда — по ложному обвинению он угодил в тюрьму. Жена его, зная, что в миру защиты искать не у кого, не желала мириться с такой тяжелой участью любимого супруга и много времени проводила в молитвах к Господу.

Через некоторое время ей приснился сон, в котором незнакомый ей старик советовал поскорее направиться в церковь, к чудотворному образу Девпетерувской Богоматери, чтобы склонить пред ним голову в молитве. Женщина наутро отправилась в храм и, сделав то, что советовал старец, отправилась домой. По прошествии нескольких дней муж вернулся домой, объяснив, что предъявленные ему обвинения посчитали ложными.

Икона Девпетерувской Божией матери представляет собой оплечное изображение Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Взгляд младенца устремлен на мать, в то время как у нее взгляд более отвлеченный, устремленный далеко вперед и наполненный печалью, ведь Богоматерь знает, на какие муки ею был рожден этот младенец.

В православии Божья Матерь в иносказательном плане выступает символом церкви, поэтому икона с изображением Богоматери олицетворяет также отношения между Богом и человеком, наполненные любовью и пониманием.

С Девпетерувским образом Божией матери связана одна известная история, происшедшая в 1833 году. С мужем прихожанки храма, где в то время находилась икона, случилась беда — по ложному обвинению он угодил в тюрьму. Жена его, зная, что в миру защиты искать не у кого, не желала мириться с такой тяжелой участью любимого супруга и много времени проводила в молитвах к Господу.

Читайте также:  Икона Воскресение Христово: описание и значение, в чем помогает и как молиться

Через некоторое время ей приснился сон, в котором незнакомый ей старик советовал поскорее направиться в церковь, к чудотворному образу Девпетерувской Богоматери, чтобы склонить пред ним голову в молитве. Женщина наутро отправилась в храм и, сделав то, что советовал старец, отправилась домой. По прошествии нескольких дней муж вернулся домой, объяснив, что предъявленные ему обвинения посчитали ложными.

Несмотря на то, что подлинный образ Девпетерувской Божией матери был утерян, сохранились некоторые списки с этой чудотворной иконы.

Один из них, наиболее известный, находится в городе Тамбове, в Преображенском кафедральном соборе, рядом с иконой расположена гробница святителя Питирима, чьей келейной иконой являлся при жизни этот образ Богородицы.


Икона Божией Матери Девпетерувская

Су­ще­ству­ет пред­по­ло­же­ние, что про­ис­хож­де­ние та­ко­го об­ра­за про­изо­шло из-за оши­боч­но­го про­чте­ния над­пи­си на Дне­пр­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­сле че­го её спи­сок на­зва­ли Дев­пе­те­рув­ским. Со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ное мне­ние утвер­жда­ет, что имен­но Дне­пр­скую ико­ну на­зва­ли оши­боч­но, де­лая спи­сок с Дев­пе­те­рув­ско­го об­ра­за, над­пись на ко­то­ром бы­ла тра­ди­ци­он­но на­пи­са­на со­кра­щён­но.

Ис­хо­дя из вы­ше­из­ло­жен­но­го, мож­но сде­лать два вы­во­да: ли­бо из­на­чаль­но су­ще­ство­ва­ли две со­вер­шен­но раз­ные ико­ны под на­зва­ни­ем Дев­пе­те­рув­ская, ли­бо оплеч­ный об­раз был ко­гда-то на­зван оши­боч­но, и впо­след­ствии за Дев­пе­те­рув­ским об­ра­зом за­кре­пи­лась имен­но та­кая ико­но­гра­фия.

ДЕВПЕТУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

[Девпетерувская, Девпетерусская] (празд. 29 февр.), чудотворный образ «Умиление», явленный в 1392 г.; происхождение названия и подробности явления иконы неизвестны. Архиеп. Сергий (Спасский) упоминает икону в ряду местночтимых в России образов (Т. 2. Ч. 3. Указатель 3. С. 659).

Девпетуровская икона Божией Матери. XVI в. (ГТГ)

Девпетуровская икона Божией Матери. XVI в. (ГТГ)

Один из ранних списков Д. и. находился в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Батюшкове Дмитровского у. Московской губ., известной с XVI в. В 1666 г. был построен каменный 3-престольный храм с шатровой колокольней. По сведениям очевидцев, небольшого размера украшенный богатой ризой образ помещался у левого клироса в киоте.

Девпетуровская-Тамбовская икона Божией Матери (Спасо-Преображенский собор в Тамбове)

Девпетуровская-Тамбовская икона Божией Матери (Спасо-Преображенский собор в Тамбове)

В 30-х гг. XX в. в церковь, убив сторожа, проникли грабители и выкрали икону. Ее нашли близ храмового дома без оклада, омыли и поместили в алтаре храма. Священник ежедневно выносил икону и возлагал на аналой. В 1939 г. храм закрыли, церковное имущество разграбили, судьба иконы с того времени неизвестна, сведения об особенностях иконографии и точные размеры не сохранились.

В 1997 г. храм возвратили РПЦ. Через 2 года иконописец В. Харламов по заказу человека, искавшего помощи от Д. и., написал новый образ, переданный в Никольскую ц. За его основу был взят образец XIX в., широко известный в составе гравированных или живописных изображений Свода чудотворных икон Божией Матери, где Младенец Христос представлен в рост стоящим с правой стороны на коленях Богородицы, правой рукой Она придерживает Христа за плечо, левая – в молении. Христос прильнул к щеке Богородицы и, как на Владимирской иконе Божией Матери, обнимает Ее, охватывая левой ручкой шею, а правой касаясь мафория. Он облачен в длинный, скрывающий ножки хитон. Лики написаны по подобию Владимирской иконы Божией Матери. Икона помещена в киот с зап. стороны сев. столпа. Каждую субботу перед ней совершается молебен с Акафистом Пресв. Богородице.

В 2002 г. иконописцем О. Гундеевой для местного ряда иконостаса (слева от царских врат) был создан еще один образ той же иконографии, отличающийся лишь положением ручек Богомладенца: левая, охватывающая шею Богоматери, не видна из-под мафория. Икона дополнена 17 клеймами с изображением Акафиста Божией Матери. В клеймах с иллюстрациями проимия «Взбранной Воеводе», где представлены служба иконе Божией Матери с литией (1-е клеймо) и 24-й икос «О, Всепетая Мати» с изображением поклонения иконе (17-е клеймо), в центр помещена Д. и. Отдельными сюжетами для 2 клейм стали чудеса от Д. и. В 16-м клейме изображена история исцеления в 2001 г. отрока Василия по молитвам матери перед Д. и. в храме в Батюшкове: Богородица с лентием в руках стоит перед больничным ложем отрока, за оградой, на 2-м плане,- храм. В 15-м клейме представлена история обретения Девпетуровской-Тамбовской иконы, однако вместо тамбовской святыни, извод к-рой отличается от Д. и. из Батюшкова, показан тот же образ, что и в среднике.

Девпетуровская икона Божией Матери. Иконописец В. Харламов. 1999 г. (ц. свт. Николая в с. Батюшкове)

Девпетуровская икона Божией Матери. Иконописец В. Харламов. 1999 г. (ц. свт. Николая в с. Батюшкове)

Одной из ранних сохранившихся Д. и. является икона XVI в. под серебряным окладом (27,4×21 см), датированным 1769 г., поступившая в ГТГ в 1971 г. по завещанию внучки П. М. Третьякова М. Н. Гриценко; история этой иконы в настоящее время не выявлена.

Девпетуровская-Тамбовская икона

считается одним из списков Д. и. (празд. 29 февр. и 28 июля – в день памяти св. Питирима, еп. Тамбовского). Согласно преданию, зафиксированному в публикациях XIX в., этот образ называется фамильной святыней («благословение») свт. Питирима (†1698). Икона находилась в доме святителя в период его пребывания на Тамбовской кафедре, «после же смерти и погребения в нижнем соборе поставлена была где-то на другом месте» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). Образ прославился в 1833 г., когда в сонном видении некой женщине, чей муж по ложному обвинению был заключен в тюрьму, явился старец (по варианту 1913 г. приводится чудо явления иконы женщине, получившей от нее исцеление, см.: Там же). Он велел отыскать келейную икону святителя в Спасо-Преображенском соборе Тамбова (начало строительства в 1694) и отслужить перед ней молебен. Икона была найдена (по одной из версий, в соборе женщине показали 2 иконы, свт. Питирима и образ Богоматери, в к-ром она признала икону, указанную старцем, см.: Снессорева. С. 111), ее омыли, отслужили перед ней молебен; муж женщины вскоре был оправдан. Икона была поставлена «на южной стене против того места, где покоится Преосвященнейший Питирим» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). Согласно описи Спасо-Преображенского собора за 1920 г. (копия – Арх. Тамбовской епархии. Б. н. Л. 9), образ помещался над гробницей свт. Питирима, рядом со Смоленской иконой Божией Матери.

После закрытия собора в 1929 г. (возвращен РПЦ в 1993) в нем разместился краеведческий музей. Из его запасников в 1988 г. была передана Девпетуровская-Тамбовская икона. В наст. время она находится в Спасо-Преображенском соборе на горнем месте в алтаре и выносится для поклонения при службе архиерейским чином.

Девпетуровская икона Божией Матери. Иконописец О. Гундеева. 2002 г. (ц. свт. Николая в с. Батюшкове)

Девпетуровская икона Божией Матери. Иконописец О. Гундеева. 2002 г. (ц. свт. Николая в с. Батюшкове)

Иконография образа отличается от Д. и. из Батюшкова: Богоматерь и Младенец представлены оглавно, левая ручка Богомладенца раскрыта ладонью вовне вверх и едва не касается подбородка Богоматери. Икона написана на тонкой доске, размер с заправленными тканью широкими полями 41,5×36 см. В нижней левой части средника имеется след ожога, на правой щеке и шее Богоматери небольшие вздутия красочного слоя, возможно также являющиеся следствием ожога. По нижнему полю средника идет надпись: .

Описания иконы XIX-ХХ вв. указывают на древнее происхождение иконы. Так, в 1913 г. сообщалось, что в соборе, «на южной стене Дефтерувския Божия Матери, иконописной работы, небольшого формата. Колорит свеж и почти нисколько не потемнел. Судя по очерку полууставных литер подписи и кольцеобразной чеканной работе, надобно полагать, что икона Дефтерувския Божия Матери написана и украшена ризой или в конце XV, или в начале XVI в.» (Там же). Находящийся ныне в Спасо-Преображенском соборе образ по стилистическим признакам можно отнести к нач.- 1-й трети XIX в.: традиционные приемы иконописания соблюдены лишь формально, живопись в целом выполнена в академическом стиле. Драгоценный убор иконы не сохранился, известно, что она была «обложена серебряными позлащенными листами с кольцеобразной на них чеканкой» (Там же), серебряные венцы были дополнены эмалевыми вставками (Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993. С. 100-101). На наличие оклада указывают следы гвоздей по контуру мафория Богоматери и небольшой фрагмент желтого металла, покрытый ромбовидным орнаментом, в левом нижнем углу средника.

В 1913 г. для образа была создана рама-икона «при возобновлении нижнего собора. в симметрию св. икон иконостасов, вставлена в средину иконы, окружена ликами святых, украшенными серебряною чеканною ризою» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). опись Спасо-Преображенского собора за 1920 г. подтверждает, что икона «древнего письма. вставлена в другую, на которой вверху изображена Св. Троица, а внизу херувимы» (Л. 9) (местонахождение неизв.).

В наст. время икона находится в специально созданном для нее металлическом киоте с орнаментированными полями, на обороте выгравирована надпись ( . 1862 го. октебря 27 дня. Д. С.), икона украшена плетеным венком.

Трижды во время визитов в Тамбов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в день памяти свт. Питирима в 1993, 1998 и 2002) мощи свт. Питирима и Девпетуровская-Тамбовская икона обносились крестным ходом вокруг Спасо-Преображенского собора. В 2005 г. в честь Девпетуровской-Тамбовской иконы Божией Матери была освящена домовая церковь при городской тюрьме.

На аналое в центральной части Спасо-Преображенского собора, близ мощей свт. Питирима, помещена еще одна икона, также называемая «Девпетуровская-Тамбовская». Она писана на старой доске, однако ее датировка невозможна из-за обильных прописей кон. XX в. Несмотря на близость изводов этой иконы и чудотворного образа, свиток в левой ручке Богомладенца – один из определяющих признаков иконографии Днепрской иконы Божией Матери, т. о., эта икона не является списком с иконы свт. Питирима.

Читайте также:  Иконы в спальне: можно ли ставить или нет, как вешать и куда расположить, ответ и мнение священника

Оснований для смешения Д. и. с Днепрской иконой, объясняемого, в частности, упрощением наименования «Девпетуровская» «в народном быту» (Красилин. С. 395), нет как с т. зр. иконографии, где прототипом Днепрской иконы является Корсунская икона Божией Матери с типичным для этой иконы изображением рук Богомладенца и Его Матери, так и с т. зр. истории почитания икон.

Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 111; Поселянин Е. Богоматерь. С. 172; Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор // Изв. Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбов, 1913. Вып. 55; Молчанов Н. Жизнеописание свт. Питирима, еп. Тамбовского. Тамбов, 19142; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 65-66; Bentchev J. Die Bibliographie des Gottesmutterikonen. Bonn, 1992; Красилин М. М. Иконографический архетип и народное почитание чудотв. образов // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 395-396; Мон-ри и храмы Моск. епархии. М., 2004. С. 130-131.

Православная энциклопедия. – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

В ГОСТЯХ У КУДЕСНИЦЫ

ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ,МОЙ ГОСТЬ! Я ДУМАЮ НАЙДЕШЬ В МОИХ ВЛАДЕНИЯХ ОТВЕТЫ НА СВОИ ВОПРОСЫ. А КОЛДОВАТЬ МЫ БУДЕМ СОЗДАВАЯ КРАСОТУ ИЗ НИЧЕГО,ИЗ ПОДРУЧНЫХ НЕВЗРАЧНЫХ,НЕКЧЕМНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

no copi

Pages

воскресенье, 13 марта 2011 г.

* Девпетерувская икона Божией Матери *

Икона Божией Матери Девпетерувская
Девпетерувская икона Божией Матери

Явление Девпетерувской иконы Божией Матери произошло 29 февраля 1392 года. Один из древнейших списков с этой иконы находился в Николаевской церкви села Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губернии.

В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу и Пресвятой Богородице.

Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного события. Некая женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, приказавшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить перед ней молебен. Он показал ей также и саму икону. После того, как женщина выполнила все приказанное, муж ее был оправдан и освобожден из тюрьмы.

Много богомольцев притекает к святой иконе Божией Матери на поклонение, и все, кто обращается к Ней с горячей молитвой и верой, получают исцеление и утешение.

Икона Божией Матери Девпетерувская
Украина,
источник:http://pravicon.com
Богоматерь Девпетерувская
с клеймами акафиста Божией Матери
1999 г., иконописец В.Харламов,
повторена в 2002 г. О.Гундеевой для местного ряда иконостаса
Село Батюшково Дмитровского района Московской обл.

Икона Божией Матери Девпетерувская

Явление Девпетерувской иконы Божией Материпроизошло 29 февраля 1392 года. Один из древнейших списков с этой иконы находился в Николаевской церкви села Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губернии.
В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу и Пресвятой Богородице.
Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного события. Некая женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, приказавшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить перед ней молебен. Он показал ей также и саму икону. После того, как женщина выполнила все приказанное, муж ее был оправдан и освобожден из тюрьмы.
Много богомольцев притекает к святой иконе Божией Матери на поклонение, и все, кто обращается к Ней с горячей молитвой и верой, получают исцеление и утешение.
На иконе изображается Богородица со стоящим младенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Его покоится правая рука Богоматери.

Келейная икона святителя Питирима Тамбовского

Блаженный Николай, Христа ради юродивый, жил в XVI веке в городе Пскове.

Святой Николай нес подвиг юродства. Жители называли его Микулой Салосом (салос, в переводе с греческого, – блаженный, юродивый). Когда царь Иоанн Грозный вошел с опричниками в Псков, весь город трепетал от страха. Жители стояли на коленях с хлебом и солью. Блаженный Николай спокойно встретил грозного царя, стал укорять его за подозрительность и жестокость, приговаривая: “Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови”. Царь Иоанн сменил свой гнев на милость и не разорил Пскова. После кончины блаженного Николая, последовавшей в 1576 году, благодарные жители погребли его в Троицком соборе, где хоронили только князей и архипастырей.
Явление Девпетерувской иконы Божией Матери произошло 29 февраля (ст. ст.) в 1392 году. Один из древнейших списков с этой иконы был помещен в Николаевском храме села Батюшково, Дмитровского уезда Московской губернии. На этом образе Младенец Иисус изображен стоящим на коленях Божией Матери.
Другой чудотворный список с Девпетерувской иконы был прославлен в тамбовском Преображенском кафедральном соборе. Перед этим образом воссылал свои келейные молитвы святитель Питирим, прославляя Господа и Божию Матерь.
И ныне чудотворный образ помещен у его гробницы.

ДЕВПЕТУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

[Девпетерувская, Девпетерусская] (празд. 29 февр.), чудотворный образ «Умиление», явленный в 1392 г.; происхождение названия и подробности явления иконы неизвестны. Архиеп. Сергий (Спасский) упоминает икону в ряду местночтимых в России образов (Т. 2. Ч. 3. Указатель 3. С. 659).

Один из ранних списков Д. и. находился в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Батюшкове Дмитровского у. Московской губ., известной с XVI в. В 1666 г. был построен каменный 3-престольный храм с шатровой колокольней. По сведениям очевидцев, небольшого размера украшенный богатой ризой образ помещался у левого клироса в киоте.

В 30-х гг. XX в. в церковь, убив сторожа, проникли грабители и выкрали икону. Ее нашли близ храмового дома без оклада, омыли и поместили в алтаре храма. Священник ежедневно выносил икону и возлагал на аналой. В 1939 г. храм закрыли, церковное имущество разграбили, судьба иконы с того времени неизвестна, сведения об особенностях иконографии и точные размеры не сохранились.

В 1997 г. храм возвратили РПЦ. Через 2 года иконописец В. Харламов по заказу человека, искавшего помощи от Д. и., написал новый образ, переданный в Никольскую ц. За его основу был взят образец XIX в., широко известный в составе гравированных или живописных изображений Свода чудотворных икон Божией Матери, где Младенец Христос представлен в рост стоящим с правой стороны на коленях Богородицы, правой рукой Она придерживает Христа за плечо, левая – в молении. Христос прильнул к щеке Богородицы и, как на Владимирской иконе Божией Матери, обнимает Ее, охватывая левой ручкой шею, а правой касаясь мафория. Он облачен в длинный, скрывающий ножки хитон. Лики написаны по подобию Владимирской иконы Божией Матери. Икона помещена в киот с зап. стороны сев. столпа. Каждую субботу перед ней совершается молебен с Акафистом Пресв. Богородице.

В 2002 г. иконописцем О. Гундеевой для местного ряда иконостаса (слева от царских врат) был создан еще один образ той же иконографии, отличающийся лишь положением ручек Богомладенца: левая, охватывающая шею Богоматери, не видна из-под мафория. Икона дополнена 17 клеймами с изображением Акафиста Божией Матери. В клеймах с иллюстрациями проимия «Взбранной Воеводе», где представлены служба иконе Божией Матери с литией (1-е клеймо) и 24-й икос «О, Всепетая Мати» с изображением поклонения иконе (17-е клеймо), в центр помещена Д. и. Отдельными сюжетами для 2 клейм стали чудеса от Д. и. В 16-м клейме изображена история исцеления в 2001 г. отрока Василия по молитвам матери перед Д. и. в храме в Батюшкове: Богородица с лентием в руках стоит перед больничным ложем отрока, за оградой, на 2-м плане,- храм. В 15-м клейме представлена история обретения Девпетуровской-Тамбовской иконы, однако вместо тамбовской святыни, извод к-рой отличается от Д. и. из Батюшкова, показан тот же образ, что и в среднике.

Одной из ранних сохранившихся Д. и. является икона XVI в. под серебряным окладом (27,4×21 см), датированным 1769 г., поступившая в ГТГ в 1971 г. по завещанию внучки П. М. Третьякова М. Н. Гриценко; история этой иконы в настоящее время не выявлена.

Девпетуровская-Тамбовская икона

считается одним из списков Д. и. (празд. 29 февр. и 28 июля – в день памяти св. Питирима, еп. Тамбовского). Согласно преданию, зафиксированному в публикациях XIX в., этот образ называется фамильной святыней («благословение») свт. Питирима (†1698). Икона находилась в доме святителя в период его пребывания на Тамбовской кафедре, «после же смерти и погребения в нижнем соборе поставлена была где-то на другом месте» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). Образ прославился в 1833 г., когда в сонном видении некой женщине, чей муж по ложному обвинению был заключен в тюрьму, явился старец (по варианту 1913 г. приводится чудо явления иконы женщине, получившей от нее исцеление, см.: Там же). Он велел отыскать келейную икону святителя в Спасо-Преображенском соборе Тамбова (начало строительства в 1694) и отслужить перед ней молебен. Икона была найдена (по одной из версий, в соборе женщине показали 2 иконы, свт. Питирима и образ Богоматери, в к-ром она признала икону, указанную старцем, см.: Снессорева . С. 111), ее омыли, отслужили перед ней молебен; муж женщины вскоре был оправдан. Икона была поставлена «на южной стене против того места, где покоится Преосвященнейший Питирим» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). Согласно описи Спасо-Преображенского собора за 1920 г. (копия – Арх. Тамбовской епархии. Б. н. Л. 9), образ помещался над гробницей свт. Питирима, рядом со Смоленской иконой Божией Матери.

Читайте также:  Икона Григория: в чем помогает и о чем молятся, история, описание и значение

После закрытия собора в 1929 г. (возвращен РПЦ в 1993) в нем разместился краеведческий музей. Из его запасников в 1988 г. была передана Девпетуровская-Тамбовская икона. В наст. время она находится в Спасо-Преображенском соборе на горнем месте в алтаре и выносится для поклонения при службе архиерейским чином.

Иконография образа отличается от Д. и. из Батюшкова: Богоматерь и Младенец представлены оглавно, левая ручка Богомладенца раскрыта ладонью вовне вверх и едва не касается подбородка Богоматери. Икона написана на тонкой доске, размер с заправленными тканью широкими полями 41,5×36 см. В нижней левой части средника имеется след ожога, на правой щеке и шее Богоматери небольшие вздутия красочного слоя, возможно также являющиеся следствием ожога. По нижнему полю средника идет надпись: .

Описания иконы XIX-ХХ вв. указывают на древнее происхождение иконы. Так, в 1913 г. сообщалось, что в соборе, «на южной стене Дефтерувския Божия Матери, иконописной работы, небольшого формата. Колорит свеж и почти нисколько не потемнел. Судя по очерку полууставных литер подписи и кольцеобразной чеканной работе, надобно полагать, что икона Дефтерувския Божия Матери написана и украшена ризой или в конце XV, или в начале XVI в.» (Там же). Находящийся ныне в Спасо-Преображенском соборе образ по стилистическим признакам можно отнести к нач.- 1-й трети XIX в.: традиционные приемы иконописания соблюдены лишь формально, живопись в целом выполнена в академическом стиле. Драгоценный убор иконы не сохранился, известно, что она была «обложена серебряными позлащенными листами с кольцеобразной на них чеканкой» (Там же), серебряные венцы были дополнены эмалевыми вставками ( Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993. С. 100-101). На наличие оклада указывают следы гвоздей по контуру мафория Богоматери и небольшой фрагмент желтого металла, покрытый ромбовидным орнаментом, в левом нижнем углу средника.

В 1913 г. для образа была создана рама-икона «при возобновлении нижнего собора. в симметрию св. икон иконостасов, вставлена в средину иконы, окружена ликами святых, украшенными серебряною чеканною ризою» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). опись Спасо-Преображенского собора за 1920 г. подтверждает, что икона «древнего письма. вставлена в другую, на которой вверху изображена Св. Троица, а внизу херувимы» (Л. 9) (местонахождение неизв.).

В наст. время икона находится в специально созданном для нее металлическом киоте с орнаментированными полями, на обороте выгравирована надпись ( . 1862 го. октебря 27 дня. Д. С.), икона украшена плетеным венком.

Трижды во время визитов в Тамбов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в день памяти свт. Питирима в 1993, 1998 и 2002) мощи свт. Питирима и Девпетуровская-Тамбовская икона обносились крестным ходом вокруг Спасо-Преображенского собора. В 2005 г. в честь Девпетуровской-Тамбовской иконы Божией Матери была освящена домовая церковь при городской тюрьме.

На аналое в центральной части Спасо-Преображенского собора, близ мощей свт. Питирима, помещена еще одна икона, также называемая «Девпетуровская-Тамбовская». Она писана на старой доске, однако ее датировка невозможна из-за обильных прописей кон. XX в. Несмотря на близость изводов этой иконы и чудотворного образа, свиток в левой ручке Богомладенца – один из определяющих признаков иконографии Днепрской иконы Божией Матери, т. о., эта икона не является списком с иконы свт. Питирима.

Оснований для смешения Д. и. с Днепрской иконой, объясняемого, в частности, упрощением наименования «Девпетуровская» «в народном быту» ( Красилин. С. 395), нет как с т. зр. иконографии, где прототипом Днепрской иконы является Корсунская икона Божией Матери с типичным для этой иконы изображением рук Богомладенца и Его Матери, так и с т. зр. истории почитания икон.

Икона «Девпетерувская»: в чем помогает и о чем молятся, где находится, история, описание и значение

Девпетерувская икона Божией Матери

Явление святой иконы Девпетерувской произошло 29 февраля 1392 г. Ее древний список чтился в Николаевской церкви в селе Батюшкове Дмитровского уезда Московской губернии. Матерь Божия изображена со стоящим Младенцем Иисусом, правая рука Ее покоится на плече Сына. После закрытия и разграбления храма в 1937 году икона исчезла. Не сохранились и исторические сведения, связанные с этим образом Богородицы. Первые службы в разрушенном до руин храме с. Батюшково начались в 1997 году.

Один из наиболее чтимых чудотворных списков Девпетерувского образа находился в Тамбовском Преображенском кафедральном соборе над гробницей свт. Питирима (келейная икона владыки). «Икона Девпетерувской Божией Матери, или Божией Матери Питиримовской, была постоянной свидетельницей всех подвигов святителя. Пред ней протекла вся его чистая, светлая, угодная Богу жизнь, пред ней возносились его искренние, пламенные, денные и нощные моления. . Это была самая заветная святыня для святителя, ни с чем несравнимая для него драгоценность, которую он мог завещать только тому, кто ближе всех был к его сердцу. По преданию, Девпетерувская икона Божией Матери была дана ему родителями на благословение и никогда не расставалась с ним ни во время пребывания его в обители, ни во время его управления Тамбовской паствой. . Готовясь оставить мир, святитель завещал свою драгоценность любимому им соборному храму, где всякий чтитель его памяти и всякий член его паствы мог возносить свои моления пред ней. По преданию, икона Девпетерувской Божией Матери, никогда не расстававшаяся в жизни со святителем, по смерти его сопутствовала его телу, вынесенному в соборный храм, где и осталась, по завещанию святителя, с его телом, погребенным в соборе. Она сохранилась во всей целости и неприкосновенности и сначала стояла около гробницы святителя, но после, когда отделан был верхний храм, неизвестно когда и кем и по какому случаю перенесена была в верхний собор и поставлена на горнем месте. Какая бы ни была причина удаления иконы от мощей святителя, только перенесение это . послужило поводом к прославлению и к возобновлению несомненного о ней предания. Чудесное знамение от иконы Девпетерувской последовало в половине 1832 года. По несправедливому оклеветанию один из Тамбовских граждан попал в острог и готовился уже к ссылке в Сибирь. Жена несчастного мужа, не имея надежды на человеческую помощь, возложила все свое упование на Господа и на Царицу Небесную и молила о благодатной защите и помощи. Святитель Питирим в виде благолепного и благоговейного старца явился во сне скорбной женщине и, утешая ее небесной помощью, велел отыскать ей в соборе икону Девпетерувской Божией Матери и отслужить пред нею молебен. За тем прибавил: «По молитвам небесной Заступницы муж твой будет оправдан и избавится от наказания». Женщина исполнила приказание явившегося, и муж ее действительно был признан невинным и выпущен из острога. После того в благодарность муж и жена поставили себе за долг сходить в собор и отслужить молебен Девпетерувской Божией Матери. В ночь опять явился святитель женщине и сказал ей, что икона эта принадлежит святителю Питириму, была прежде у него в его доме, собственно в его молельне, и по смерти вместе с его телом, по его распоряжению, принесена была в собор. Когда муж и жена явились в собор, . они обстоятельно рассказали как о чуде, с ними совершившемся, так и о чудных явлениях благолепного старца, в котором, по портрету святителя над его гробницей, они узнали епископа Питирима. После этого решили более приличным чудную икону Девпетерувской Божией Матери взять из верхнего храма и поставить в нижнем собственно при гробнице святителя. Таким образом, по особой воле Царицы Небесной, чудная Ее икона опять явилась при святителе. Она стоит в головах гробницы. Прибегающие с молитвой о помощи к святителю, беря масло из его лампады для мазания больных, с особою верою прибегают и к чудной иконе Царицы Небесной. Девпетерувская икона Божией Матери празднуется в один день с самим святителем 28 июля (10 августа). Икона Девпетерувской Божией Матери – редкой кисти. Божественная Матерь с какой-то небесною улыбкой смотрит на Божественнаго Сына, весело и спокойно лежащего на Ее руках. Колорит красок необыкновенно свеж и почти не потемнел нисколько. Размер иконы не велик, она обложена серебряными, позлащенными листами, только с кольцеобразной на них чеканкой, придающей особую красоту отделке. По очерку полууставных литер подписи и кольцеобразной чеканной работе полагают, что икона Девпетерувской Божией Матери написана и украшена ризою в конце XV-ro или в начале XVI-ro столетия. Если вывод справедлив, то можно полагать, что эта была фамильная икона, перешедшая к святителю по наследству от благочестивых его предков». (Н. Молчанов «Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского», г. Тамбов, 1914 год).

Милостью Божией чудотворный келейный образ владыки Питирима сохранился и сейчас снова пребывает в Тамбовском Спасо-Преображенском соборе. В большие праздники при службе архиерейским чином он выносится для поклонения верующих. А на аналое слева от мощей свт. Питирима находится список Девпетерувской иконы конца XIX – начала XX в.

Ссылка на основную публикацию