Икона Преображения Господня: история и значение, как молиться и в чем помогает

Икона «Преображение Господне»

Икона имеет огромное значение в православном христианстве. В ней отражено великое событие преображения Господа во время молитв Всевышнему на горе Фавор. Верующие почитают святой образ и молятся перед ним для очищения душ от негатива и зла.

Праздник Преображения Господня приходится на Успенский пост. Одноименная икона отражает события, произошедшие с нашим Спасителем, и явление Божественной сути последователям Иисуса. В этот день отмечается и Яблочный Спас, в который каждый православный освящает в церкви плоды нового урожая.

История иконы

Значимое событие, произошедшее перед окончанием земной жизни Иисуса, послужило написанию иконы Преображения Господня. К Иисусу явились пророки Моисей и Илия, которые вели с ним беседу о предстоящих страданиях и о том, что кровь Спасителя искупит все грехи человечества. Это судьбоносное событие говорит о том, что истинная вера, всепрощение и смирение даруют вечную жизнь и бессмертие души каждому, кто встанет на путь православия.

Где хранится икона

Икону Преображения Господня можно встретить повсеместно. События, происходящие на горе Фавор в виде фресок. мозаики и росписи украшают многие храмы России. Один из наиболее древних написанных образов можно найти в Третьяковской галерее города Москва.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

Молитвы перед иконой помогают христианам обрести истинную веру и освободить душу от грехов. Во время произнесения молитвенных слов каждый может получить ответы на любые вопросы, попросить у Всевышнего защиты и покровительства. К одной из самых главных икон можно обратиться с любой просьбой, душевной раной, в поиске истины. Она символизирует преображение, которое подвластно каждому, вставшему на путь исправления и искупления своих неблаговидных поступков.

Описание иконы

На иконе отображено событие, произошедшее на священной горе Фавор, куда Иисус отправился со своими учениками. Они еще не знают, что Иисус хочет показать им, что ожидает его и его последователей после физической смерти. Преображение во время вознесения молитв изменяет цвет одежд Спасителя на Белоснежные. Он находится в центре иконы, окутанный сиянием, а внизу располагаются его ученики, как символ неоконченных земных дел. Пораженные последователи молча спускаются с горы, а их Учитель просит не рассказывать о случившемся на горе до тех пор, пока его не станет.

Дни празднования

Дата празднования приходится на 19 (6) августа. Этот день является одним из двунадесятых церковных праздников и его значение в православном мире огромно. В это время идет Успенский пост, поэтому каждая молитва и следование церковным канонам помогут вам в духовном росте и очищении.

В русской традиции Преображение Господне названо Вторым или Яблочным Спасом. В этот день после освящения в церкви православные христиане пробуют свой урожай, угощают дарами нуждающихся и обязательно посещают могилы предков, чтобы оставить им яблоки.

Молитва перед иконой

«Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь».

Празднование Преображения Господня сопровождается торжественной литургией и молитвами Господу о прощении грехов и очищении. В этот великий день каждый может вознести молитвы о помощи и поддержки для себя и своих близких. Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона Преображения Господня на горе Фавор

Икона изображает событие Преображения Господня на горе Фавор (Матфея 17:1-8; Луки 9:28-36). Преображение — праздник Божественной славы Христа. В православной традиции День Преображения Господня (19 августа) входит в число 12 великих праздников, которые имеют такое значение, что полностью заменяют тексты даже для воскресной службы.

История

Восхождение на гору Фавор произошло в самый критический момент служения Господу, когда он отправлялся в свое последнее путешествие в Иерусалим, которое, как он знал, закончится унижением и смертью.

Праздник Преображения — это не просто напоминание о событии, произошедшем в жизни Христа. Оно также содержит в себе «эсхатологическое» измерение, направленное в будущее — во славу Царства Божия, которое ожидают увидеть все христиане.

Все было озарено и тронуто славой небес, пришедшей от Иисуса: трава, горы и их вершины, животные, птицы и насекомые и ученики Христа — Петр, Иаков и Иоанн. То, что апостолы видели на горе, было, по объяснению Отцов Церкви, предзнаменованием будущего мира после воскресения из мертвых, видением преображенного мира, достигшего своего предельного совершенства.

Апостолы, видевшие Преображение Господа, постепенно совершали это преображение на протяжении всей своей жизни. Они преобразили общество. Они преобразили тех, кого встретили, и приложили большие усилия, чтобы объявить им:

Иисус воскрес из мертвых, Иисус превратил смерть в жизнь, Иисус превратил странников в паломников, которые знают, откуда, куда и зачем они идут.

Значение

По воображаемой горизонтальной оси икона делится на две равные части. В верхней половине изображен новый совершенный мир, представленный прославленным Иисусом Христом и пророками Илией и Моисеем. В то время как в нижней части изображена наша временная земная реальность, представленная учениками Иисуса — Петром, Иаковом и Иоанном.

В центре верхней части находится Иисус Христос, стоящий и благословляющий обеими руками, одетый в белую одежду. Его туника белого цвета (нежный светло-голубой тон) и пальто с оттенком красного (тонкий красноватый или скорее розоватый тон). Эти цвета могут символизировать Божественную, а также человеческую природу Христа, потому что даже в своей славе он сохранил человеческое тело.

На правом плече есть полоса на тунике — клавус, символ царского достоинства Иисуса, подчеркивающий силу его благословения. Серьезное благородное лицо Христа, обрамленное длинными, темными, гладкими, зачесанными назад волосами и короткой бородой, обращено как бы ко всему человечеству.

Христос окружен круглым ореолом, наружное кольцо которого окрашено в темно-коричневый цвет, затем, ниже, светло-коричневое кольцо, а внутренняя часть образована глубоким оранжево-красным кругом с Гребешковым краем, который выходит из фигуры Христа.

Равномерно и густо во всех направлениях расходятся тонкие золотые лучи от ореола, представляющего Солнце, источник света, символ Христа (Христа, света мира). Рядом с круглым ореолом справа находятся буквы IC, а слева XC, которые являются начальными и заключительными буквами имени Христа (IHCOC, XPECTOC) (исход 3:14).

Фон иконы имеет оранжевый оттенок. Оранжевый создается путем смешивания красного и коричневого цвета. Красный цвет на фоне иконы означает торжество вечной жизни, а коричневый — цвет земли и всего временного. Таким образом, оранжевый цвет фона может символизировать победу вечного над временным.

Справа от Христа мы видим пророка Илию, босого, одетого в сине-зеленую тунику темного оттенка, с темно-пурпурным гиматионом (накидкой), украшенным позолотой.

Он изображен как пожилой человек, с длинными, с проседью, слегка вьющимися, зачесанными назад волосами и длинной бородой. Его серьезное лицо с красивыми чертами обращено к Господу. В левой руке он держит свиток, а правой указывает на Господа.

Слева от Христа стоит пророк Моисей (Святой пророк Моисей), его лицо обращено к Господу.

Он изображен как мужчина средних лет, с высоким лбом, короткими вьющимися темно-каштановыми волосами и короткой бородой. Он одет в длинный темно-синюю тунику, на которой ярко-красный гиматион, украшенный позолотой. В руках он держит книгу.

Золочение одежд обоих святых означает, что они уже прославлены. Все три персонажа стоят на холмах, которые имеют различные оттенки коричневого цвета.

Массивный луч золотых лучей сияет от фигуры Христа, он тонирован ярко-красным, разветвляясь на три луча, каждый из которых указывает на одного из трех апостолов, изображенных внизу иконы, на Земле, на преимущественно травянистой местности, темно-зеленой, иногда прерываемой различными оттенками коричневого. Это как реальные, так и символические цвета земного мира. Зеленый цвет здесь подразумевает Святого Духа, который повсюду и все освещает.

Справа изображен апостол Петр, стоящий на коленях лицом к Господу. Он протягивает к нему левую руку, удивляясь неожиданному откровению, свидетелем которого он является. У него короткие вьющиеся седые волосы и короткая курчавая борода. Он одет в темно-синюю тунику и орехово-коричневый гиматион, украшенный позолотой.

Двое других учеников Иисуса только что проснулись, они спали из-за усталости. В центре изображен апостол Иоанн, стоящий на коленях с вытянутыми руками и опущенной головой, изображен молодым человеком с нежным лицом, без бороды и с длинными темно-каштановыми вьющимися волосами. Его одежда — темно-зеленый хитон и темно-красный химатион, украшенный позолотой.

Слева лежит апостол Иаков, его лицо обращено вниз, а взгляд устремлен вперед. Он имеет короткие вьющиеся каштановые волосы и короткая борода, красная туника, украшенная позолотой и темно-сине-зеленый гиматий. Позолота апостолов символизирует, что на них падает отражение славы Христовой.

Иконография

Формирование традиционной православной иконографии Преображения Господня завершилось к IX веку. На иконах Христос изображается на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него, тоже в воздухе, стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.

Монастырь Святой Екатерины на Синае

Самый ранний сохранившийся образ преображения — из монастыря Святой Екатерины на Синае, где из-за своего уединения находятся многие ранние иконы. В апсиде храма находится мозаика Преображения Господня, датируемая серединой VI века.

Христос — это центр и фокус образа, его рука в благословении, глаза направлены на нас. Его одежда изображена «белой, как свет», как описывают авторы Евангелий. Слава Бога, омрачающая сцену, показана мандорлой вокруг Иисуса. Из его тела видны лучи света, поражающие каждого из пяти присутствующих: справа от Христа — пророк Илия; слева — Моисей; у его ног — апостолы Иоанн, Петр и Иаков.

Моисей запечатлел драму события: три апостола в смятении на лицах, в то время как Христос спокойно стоит в центре над ними, по бокам Моисей и Илия, которые, кажется, благословляют его. Все последующие иконы Преображения мало отличаются от этого основного состава.

Монастырь Дафни

Гора, на которой произошло Преображение, названа Святым Иеронимом горой Фавор. Гора играет важную роль в Божественном Откровении, как описано в Священных Писаниях, и связывает Моисея и Илию, которые чудесным образом присутствуют рядом с Христом.

Моисей взошел на гору Синай, чтобы принять Десять Заповедей и беседовать с Богом в Великом облаке Божественной славы. Илии было сказано подняться на гору Хореб (вероятно, альтернативное название Синай), где он услышал голос Бога в «нежном ветре».

В библейском повествовании, как и в иконах, эти два собеседника с Богом показаны теперь в беседе с Самим Христом, что является ясным указанием на божественность Иисуса.

В дальнейшем иконы показывают Моисея, держащим книгу — Тору. Илия в шкурах животных, напоминающий Иоанна Крестителя, представляет пророков, в то время как Моисей представляет закон. Иисус Христос есть исполнение обоих.

Икона Феофана Грека

Феофан Грек (ок. 1340-ок. 1410) был одним из величайших иконописцев Московской Руси и был известен как учитель и наставник великого Андрея Рублёва. Он переехал из Константинополя в Новгород в 1370 году, а оттуда в Москву в 1395 году.

Современники Феофана в Москве описывали его как «ученого в философии». Он достиг того, что перенес учение святых отцов о Преображении в свою собственную икону.

Геометрия изображения подчеркивает безмятежность Христа по сравнению с беспорядком апостолов: Петр протягивает руку, как будто в середине предложения: «Господи, хорошо нам быть здесь…» (МФ 17:4)

Смелая икона Феофана разделена надвое: Христос и апостолы на горе Фавор, а Моисей и Илия удаляются на отдельные, но смежные вершины.

Феофан был не первым иконописцем, сделавшим это: горы Фавор и Синай/Хорев различны, и поэтому было принято изображать Моисея и Илию, стоящих на разных вершинах, склоняющихся ко Христу.

Феофан подчеркивает различие между двумя ветхозаветными святыми, с одной стороны, и апостолами Христа — с другой. Через три луча света он привлекает трех апостолов и нас к ослепительному свету, который окружает Иисуса.

Таким образом, Феофан представляет нам уже древнее учение о том, что преображение было не только событием, свидетелем которого мы были, но и процессом, в котором мы сами должны были участвовать.

Молдавская икона

В Евангелиях преображение происходит всего через шесть дней после долгого повествования Христа о Конце света, Страшном Суде и Втором Пришествии Христа. Христос заканчивает свои слова обетованием:

Здесь стоят некоторые, которые не вкусят смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём.

Преображение, таким образом, есть осуществление обетования Иисуса, и поэтому то, что переживают апостолы, есть предвкушение будущей жизни — «силы и пришествия Господа нашего Иисуса Христа», согласно апостолу Петру.

В иконе Феофана, пожалуй, впервые показано восхождение и спуск с горы Фабор. Это важная часть события: Христос не внезапно преобразился среди своих учеников, проповедуя в Галилее. Вместо этого Христос избрал трех своих учеников, повел их на гору молиться, и там они увидели будущую славу Божью в настоящем.

Однако после подъема начался спуск. Никто не может испытывать такую божественную славу в течение длительного времени в этой жизни: это обещание будущей жизни. Изображение на иконе — это опыт для всех нас. Геометрия иконы Феофана, втягивающая нас в эту сцену, делает это не для того, чтобы мы могли наблюдать ее, а для того, чтобы мы могли испытать ее.

Мы тоже должны взойти на духовную гору. И на вершине, в молитве, эти лучи Божественного света могут проникнуть и в нас.

Икона в Рыбинске

На более поздних иконах апостолы изображены в том же «упорядоченном беспорядке» первой Синайской мозаики, но выражение их лиц изменилось с испуганного на сонное.

Это следует из рассказа Луки, где он описывает апостолов, пробужденных от тяжелого сна, чтобы стать свидетелями Преображения. Именно эта усталость объясняет их неспособность понять значение события и разговор между Христом и ветхозаветными святыми о его будущем распятии.

Читайте также:  Икона Божией Матери "Геронтисса": история, значения, в чем помогает и как молиться

Это тоже урок: наряду с духовным согласием и молитвой необходима бдительность. Когда Илия услышал Бога на горе Хорив, это было не в ревущем ветре, землетрясении или огне, а в ошеломляющей тишине.

Что бы он услышал, если бы был невнимателен? Что мы можем получить от Бога, если мы невнимательны?

О чём молятся возле иконы

В праздник Преображения в каждом храме проводится торжественная Литургия, во время которой перед святым образом читаются акафист и молитвы о даровании:

  • очищения от грехов;
  • исцеления;
  • укрепления веры;
  • спасения родных и близких.

Молитва

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!

Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченноек падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

Всякий, кто стоит перед иконой Преображения Господня с открытым сердцем, получает импульс превратиться из «старого» человека в «нового».

Икона «Преображение Господне» — описание святого лика

Преображение Господне, или, по-народному, «Яблочный Спас» — православный праздник, который верующие отмечают 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным — во всей Божественной, вечной славе.

История иконы

В основу иконы положена история, описанная во всех четырех Евангелиях. Иисус пророчествовал Своим ученикам, что вскоре Ему уготована смерть, но через три дня после этого Он воскреснет. Ученики опечалились, но им было трудно уверовать в слова Учителя о воскресении, ведь все считали Его пророком, Мессией, но не ведали Его Божественной природы.

Через несколько дней после этого пророчества Он взошел для молитвы на гору вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были Ему наиболее близки. Здесь и произошло событие, которое описывает икона «Преображение Господне»:

Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Но чудо на этом не кончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, ветхозаветные пророки, говорившие с Ним

об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).

На учеников Преображение произвело совершенно потрясающее впечатление, особенно когда из облака, осенившего всех, раздался Глас Божий:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Когда же облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине с учениками. Он запретил им рассказывать о том, что они видели,

доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9:9).

Появление святых икон с изображением Иисуса появилось намного позже христианской символики, и намного раньше православных праздников, во время которых христиане вспоминают о важных исторических событиях в истории христианства.

В первых церквях не было икон с изображениями ликов святых.

Эпоха гонений на христиан наложила отпечаток на христианское искусство, когда вместо святых образов изображали символы в виде:

  • рыбы;
  • восьмиконечной звезды;
  • ягненка;
  • Креста;
  • якоря и других.

Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор

К числу редких иконографических особенностей относятся изображения ангелов, несущих на облаках пророков Илью и Моисея (иконография основана на апокрифах)

Тема Божественного света — одна из главных тем «Преображения». Она последовательно прослеживается в богословских толкованиях евангельского сюжета и в праздничных богослужебных текстах: «Ныне Христос, просияв на горе Фавор, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, […] они же, исполнившись светоносного Божественного сияния, в радости воспевали […]» (канон Преображению Господню).

В соответствии с мистическими толкованиями Преображение Христа на Фаворской горе указывало людям путь приобщения к Божественной славе.
Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром „горним“ и миром „дольним“.

Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах. Живопись одежд и пейзажного фона в иконе — свободная, прозрачная.

Сквозь основной цвет просвечивает более тёмный, эскизный по своему характеру подготовительный рисунок, которой не всегда совпадает с последующей живописной проработкой (эту особенность можно видеть также в несовпадении рисунка и живописи рук у падающих апостолов).

Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

На Руси этот праздник получил народное название «Яблочный Спас». Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда. Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу. В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки. Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».

Описание иконы «Преображение Господне»

В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».

Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.

Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.

Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.

Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28).

В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».

Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.

Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.

Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.

У православных особым почитанием пользуется икона «Преображение Господне» Феофана Грека, выдающегося русского иконописца. Безусловным центром иконы является преображенный образ Иисуса. Согласно Евангелиям, Он вел аскетический образ жизни, соответственно, и одежда Его была более чем скромной.

Здесь же Спаситель после Преображения явлен во всем Своем величии и силе, что подчеркивает ослепительно-белый цвет Его одежд и исходящее от Него сияние, пронизывающее все вокруг, а также светло-голубой круг, в который помещена Его фигура.

Резко контрастируют с этим сияющим образом фигуры учеников, в испуге павших ниц, и фигуры ветхозаветных пророков Илии и Моисея, на которые падает отблеск Божественного сияния.

В композиционном плане икона «Преображение» Феофана Грека разделена на две части, что имеет особое значение: верхняя, небесная ее часть решена в светлых тонах, нижняя же – в темных, земных цветах камня и травы, что символизирует контраст между Божественной чистотой Неба и греховностью тварей земных. По бокам, как бы в небольших нишах, показано, как Иисус вместе с учениками вначале поднимается на гору, а затем спускается с нее.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Она действительно помогает очистить душу от скверных, от греховных помыслов, укрепить веру.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.

В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

Дни празднования

Дата празднования приходится на 19 (6) августа. Этот день является одним из двунадесятых церковных праздников и его значение в православном мире огромно. В это время идет Успенский пост, поэтому каждая молитва и следование церковным канонам помогут вам в духовном росте и очищении.

В русской традиции Преображение Господне названо Вторым или Яблочным Спасом. В этот день после освящения в церкви православные христиане пробуют свой урожай, угощают дарами нуждающихся и обязательно посещают могилы предков, чтобы оставить им яблоки.

Зачем на Преображение освящают фрукты в церкви

Со времен апостольских Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу, с произнесением при этом особой молитвы.

В начале все создания Божии были «добры зело», т.к. на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его «Да будет». Тогда всему было заповедано пребывать на земле без особых освящений. Но первозданный человек преступил заповедь Божию и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятие Божье нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3, 17).

Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, «покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8, 20), т.е. все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке–человеку вещественные средства к блаженству, – эта природа сделалась причиной его болезней и смерти.

Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные последствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.

И что было бы с нами сегодня, и с окружающей нас природой, если бы премилосердным Христом Богом, Иисусом Христом, не была снята ужасная печать отвержения нашего, и не были преподаны средства к возвращению благословения и освящения всему, что идет на потребу нашу?

Поэтому только истинно верующий во Христа Спасителя может победить враждующую против нас природу. Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных и, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.

Читайте также:  Икона Божией Матери "Радость всех ангелов": история, значение, в чем помогает и как молиться

Где хранится икона

Спасо-Преображенский собор является хранителем иконы Преображения Господнего, время написания которой относят к началу XV века. До недавнего времени авторство этого образа приписывали Феофану Греку, но по решению комиссии Третьяковской галере и ее отнесли к произведениям неизвестных мастеров.

Центральной фигурой этого образа является Иисус Христос в обрамлении сияющей восьмиконечной звезды, известной в православии, как Вифлеемская.

Господь стоит на вершине горы Фавор, где, согласно всем четырем Евангелиям, Иисус явился перед апостолами в блестящих белоснежных одеждах. Около него стояли пророки Моисей и Илья, над ними находятся изображения ангелов.

Петр и братья Иаков, Иоанн изображены на образе павшими в поклонах на землю. Состояние апостолов на горе Фавор приравнивается к ощущениям рая, где ученики и предлагали Спасителю оставаться там, построив палатки для Него, Моисея и Илии.

Отблески Божественного света отображены и на павших на землю учениках Христа. По обе стороны иконы изображены апостолы со Спасителем, с одной стороны они восходят на горе, с другой — сходят, после увиденного чуда.

Интересно, что местность, где находится гора Фавор, пологая, а каждой иконе мы видим скалы, как символ веры и духовного очищения, на них растут деревья. Деревянный Крест — символ спасения человечества. Павшие на землю ученики — пример покаяния перед славой и величием Спасителя.

Икону Преображения Господня можно встретить повсеместно. События, происходящие на горе Фавор в виде фресок. Мозаики и росписи украшают многие храмы России. Один из наиболее древних написанных образов можно найти в Третьяковской галерее города Москва.

Икона «Преображение Господне»

19 августа – день празднования Преображения Господня, когда Иисус впервые явил свою Божественную ипостась Своим ближайшим ученикам. Это одно из самых знаковых евангельских событий, имеющее огромное значение и сегодня – недаром этот праздник вошел в число двунадесятых, то есть двенадцати важнейших в православии.

В основу иконы положена история, описанная во всех четырех Евангелиях. Иисус пророчествовал Своим ученикам, что вскоре Ему уготована смерть, но через три дня после этого Он воскреснет. Ученики опечалились, но им было трудно уверовать в слова Учителя о воскресении, ведь все считали Его пророком, Мессией, но не ведали Его Божественной природы.

Через несколько дней после этого пророчества Он взошел для молитвы на гору вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были Ему наиболее близки. Здесь и произошло событие, которое описывает икона «Преображение Господне»:

Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Но чудо на этом не кончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, ветхозаветные пророки, говорившие с Ним

об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).

На учеников Преображение произвело совершенно потрясающее впечатление, особенно когда из облака, осенившего всех, раздался Глас Божий:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Когда же облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине с учениками. Он запретил им рассказывать о том, что они видели,

доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9:9).

Описание иконы «Преображение Господне»

У православных особым почитанием пользуется икона «Преображение Господне» Феофана Грека, выдающегося русского иконописца. Безусловным центром иконы является преображенный образ Иисуса. Согласно Евангелиям, Он вел аскетический образ жизни, соответственно, и одежда Его была более чем скромной. Здесь же Спаситель после Преображения явлен во всем Своем величии и силе, что подчеркивает ослепительно-белый цвет Его одежд и исходящее от Него сияние, пронизывающее все вокруг, а также светло-голубой круг, в который помещена Его фигура.

Резко контрастируют с этим сияющим образом фигуры учеников, в испуге павших ниц, и фигуры ветхозаветных пророков Илии и Моисея, на которые падает отблеск Божественного сияния. В композиционном плане икона «Преображение» Феофана Грека разделена на две части, что имеет особое значение: верхняя, небесная ее часть решена в светлых тонах, нижняя же – в темных, земных цветах камня и травы, что символизирует контраст между Божественной чистотой Неба и греховностью тварей земных.

По бокам, как бы в небольших нишах, показано, как Иисус вместе с учениками вначале поднимается на гору, а затем спускается с нее.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Она действительно помогает очистить душу от скверных, от греховных помыслов, укрепить веру.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.

В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

Иконография Преображения Господня

Преображение Господне. Икона.
Великий Новгород. XVI в.

В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам – те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.

История возникновения иконы Преображения

Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон – их попросту не было. Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это – еще ничего, есть и другая особенность. В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа – вместо них на стенах там были Его символы – Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.

Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти. В этой обстановке и возник обычай шифровать наиболее важные элементы веры под примитивными, на первый взгляд, образами и символами. Например, Крест, который в языческой Римской империи очень долго оставался орудием казни, часто изображался в виде обычного корабельного якоря. Еще более прозаичной была рыба, которая, однако, в глазах христианина превращалась в сакральный символ, связанный лично с Христом. Спасителя также часто изображали и в виде ягненка, и в образе пастуха, под личиной мифического героя Орфея.

Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто. Но еще очень долго – особенно на Западе империи – Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков. Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.

Мозаика конхи апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Источник: ru.wikipedia.org

Первая известная композиция Преображения опирается на ту же – традиционную во многом для раннего христианства – символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише – апсиде – и представляет собою огромное мозаичное панно. В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя. Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим – слева и справа от круга – размещены полуфигуры Моисея и Илии.

Нетрудно понять, что Крест в круге – это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты – символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне – это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. VI в.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки – Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, – это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним – именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

Хлудовская Псалтырь, миниатюра “Преображение”

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней – как бы парит в воздухе. По бокам от Него – тоже в воздухе – стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах – они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет. Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь – византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя. С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это – исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей – выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может – книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки – как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности – редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля. Ее мы и рассмотрим подробно.

Символика иконы Преображения

Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение – они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

Преображение Господне, икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, xv в

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно – Фавор гора лесистая. Но деревья – это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение – это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл – они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы – как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея – целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей – умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира – мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Читайте также:  Игоревская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно – ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно – Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит – и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей

Преображение Господне. Икона.
Мастерская Феофана Грека. 1403 г.
Собрание ГТГ. Ранее Спасо-Преображенский собор г. Переславля.

Преображение Господне. Икона.
XVI в. Владимирская область.

Преображение Господне. Фреска.
Церковь Спаса на Ковалеве под Новгородом. Конец XIV века.

Преображение Господне. Византийская икона XII в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Преображение Господне. Икона из иконостаса церкви Свв. Флора и Лавра с. Мегрега, Олонецкого р-на.
Россия. Карелия. XVII в.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск

Преображение Господне. Икона из Праздничного чина.
Псков. XVI в.
Псковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

. Преображение Господне. Фреска.
Мирожский монастырь. Псков. XII в.

Преображение Господне. Икона.
Греция. XVI в.
Местонахождение – Канада. Монреаль. Частная коллекция

Преображение Господне. Икона.
Россия. XVI в. Находится в частной коллекции

Преображение Господне. Икона.
Россия. Великий Новгород; XVI в.

Преображение Господне. Псковская икона.
XVI век

Преображение Господне. Мозаика.
Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.

Преображение Господне. Икона с праздниками в 24 клеймах.
Первая половина XVI в.

Икона Преображения Господня: история и значение, как молиться и в чем помогает

КНИГА “СПАСИТЕЛЬ ДУШ НАШИХ”

научно-популярное издание

Автор и составитель
Кристина Кондратьева

Москва, 2016 – 240 стр

ИКОНЫ БОЛЬШИЕ
Видевшие большие иконы кузнецовского письма описывают свои ощущения как всеохватывающий трепетный восторг, словно смотрят они в окно, распахнутое в бесконечность.
ОТЗЫВЫ ОБ ИКОНАХ
«Красота дивная!», – сказал 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
интервьюстатьивидеоотзывы
КУЗНЕЦОВСКОЕ ПИСЬМО
. иконописный стиль, разработанный Юрием Кузнецовым и зарегистрированный Российским Авторским Обществом в 2006 году

подробнее >>

экскурс в историюавтор
ИКОНОПИСЦЫ
Юрий Кузнецов
биография
выставки
награды
иконы
фото
Марина Филиппова
биография
иконы
Посмотрите все иконы кузнецовского письма
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
Культурный феномен «кузнецовского письма» открывается нашей интуиции
как неисчерпаемо богатый источник новой и уникальной информации, выраженной.
подробнее >>
семинарыстатьиинтересные книги
ПОДАРКИ

Дарите их по праздникам и просто так! С подарками авторской работы ваши родные и друзья получат частицу радости и любви.

КНИГА “НА ПУТИ К МЕЧТЕ”
Красочное подарочное издание в твердом переплете,
112 страниц.

Стоимость книги 1250 рублей.

КНИГА “ВРЕМЯ ВЕРЫ”
В книге описаны истории жизненного пути двух великих духовных деятелей.
Автор Игорь Оболенский.

Стоимость книги 1200 рублей.

Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1 , отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2 . Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3 . Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4 . И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5 .

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери, икона Богородицы Всецарица, икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6 .

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как – «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7 . Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8 . Прорез в иконах «кузнецовского письма» – это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9 . Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10 , именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11 . «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12 .

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона, то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13 . Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14 .

_____________________________________________________________________
1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М., 2008. с. 117
2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4
3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 79
4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002, с. 267
5 Флоренский П. Иконостас. М., 2009. С. 36
6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 66-67
8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 63
9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 71
10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111
14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111

Ссылка на основную публикацию