Икона Романа Сладкопевца: история и значение, как молиться и в чем помогает

Икона Преподобного Романа Сладкопевца

Преподобный Роман Сладкопевец — один из основоположников церковного пения, святейший человек, благодаря которому православные верующие наслаждаются красивейшими напевами, сопровождающими каждое богослужение в храмах.

С самого рождения Господь приставляет к человеку небесного покровителя и заступника из числа святых. Преподобный Роман — православный святой, заслуживший почитание богоугодными делами и чудеснейшей поддержкой христиан, которые обращались к нему как при жизни, так и подле его святого образа.

История иконы

Святой Роман Сладкопевец был рожден в Сирии в 490 году. С самого детства его главным желанием было жить в угоду Господу. Он соблюдал все заповеди Божьи, ежедневно вознося молитвы святым. Святой отступился от всего мирского, желая полностью отдаться на служение Господу. Уже в юном возрасте в церкви Святой Софии он получил невысокую должность церковнослужителя. Юный прислужник упорно трудился и помогал в храме, завоевав любовь прихожан и местного духовенства.

Другие служители церкви завидовали особому положению юноши. В качестве наказания они обсмеяли Романа на одном из рождественских богослужений, вытолкнув его в центр храма и заставив петь. В тот день на богослужение в церковь Святой Софии съехались многие важные и уважаемые люди. Среди них был сам Византийский император и главный патриарх. Честь Романа была запятнана: пытаясь спеть сиплым голосом, он лишь вызвал смех публики.

После долгих молитв юноши с небес снизошла Богородица. Она передала ему в руки свернутый пергамент, приказав его съесть. Молодой священнослужитель сделал так, как велела ему Пресвятая Дева, и тут же случилось божественное чудо. Преподобный стал обладателем чудесного голоса и слуха, а вместе с тем Царица Небесная даровала ему талант к написанию церковных песен.

На следующей службе Роман спел перед всеми посетителями храма, поразив их красотой своего голоса. С того времени его стали называть «Сладкопевец». Юный прислужник не стал скрывать причину внезапного появления таланта. Он рассказал о даре Пресвятой Девы. Все, кто желал юноше зла, раскаялись и попросили прощения за свои дурные поступки. Патриарх же присвоил Роману Сладкопевцу сан диакона. С тех пор церковный певчий начал писать красивейшие песни для богослужений, после чего лично исполнял их в храме. Многие люди приходили в церковь, чтобы услышать божественный голос юноши. Роман получил уважение и любовь жителей. Он учил петь других людей, организовывал церковные хоры. Постепенно его песни начали петь во многих храмах города.

Где находится образ Преподобного Романа

Преподобный Роман Сладкопевец привнес огромнейший вклад в церковное песнопение, придав ему особую мелодичность и гармоничность. За свои труды и верность Господу он был причислен к лику святых, и в честь него была написана икона. В настоящее время его песни и молитвы читаются в каждой церкви.

Святой образ преподобного Романа Сладкопевца украшает многие храмы нашей родины. Особое почтение иконе Праведника отдают в Храме Рождества Богородицы в Санкт-Петербурге. Ежегодно 14 октября в церкви проходит служение в память о преподобном Романе. Также в честь мученика было возведено два храма: Церковь Романа Сладкопевца в Санкт-Петербурге и в Москве, на территории Преображенского собора при Ново-Спасском монастыре.

Описание иконы

Существуют различные иконы с ликом святого Романа. Очень часто образ мученика изображается на святыне в честь Покрова Богородицы. На ней иконописцы изображают святого в центре, в одеяниях монаха. Также существуют самостоятельные иконы, где Преподобный изображен в полный рост, а в руках он держит свиток, который является символом его божественного таланта и церковной деятельности.

В чем помогает Преподобный Роман Сладкопевец

Перед святым образом мученика молятся с просьбами о помощи в искусстве песнопения.
Также святой помогает и поддерживает людей, занимающихся творческой деятельностью. Особенно это касается музыки и поэзии. Православные люди обращаются к Роману с просьбами о помощи в духовном понимании Священной Книги.

Роман Сладкопевец уберегает от завистливых людей, помогает найти верных друзей, защищает дома от врагов, придает уверенности в своих силах и способностях и поддерживает в тяжкие минуты жизни. Преподобный также является покровителем и заступником мужчин, которые носят имя Роман.

Дни празднования

Дань памяти православные верующие отдают святому Роману в день, когда отмечают великий праздник Покрова Богородицы. Дата приходится на 14 октября (1 октября по старому стилю).

Молитва Роману Сладкопевцу перед иконой

«О, святейший мученик Роман! Не забуду я деяний Твоих до конца жизни своей. О Тебе мы всегда вспоминаем, когда возносим молитвы к святым и к Господу, ибо с Твоих слов читаем мы молебны наши. Помним мы поступки Твои благочестивые! Просим Тебя, Великий Праведник, убереги нас от зла, помолись перед Господом за души наши, за детей наших и не оставь нас без помощи, ибо наполнены сердца наши верой и любовью к Христу. Не позволяй нам пасть духом, убереги дома наши от врагов, защити души наши от проделок дьявольских. Упомяни имена наши перед Господом на Небесах и не переставай молиться за нас. Воодушеви нас, надели талантом и стань покровителем в наших деяниях и начинаниях! Да будет наша жизнь праведной, в угоду Господу нашему Иисусу, ибо вся слава и хвала Ему возносится, все почести и поклонения. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне и во веки веков. Аминь».

Каждая икона — это незримая связь человека с тем, кто изображен на святом образе. Именно поэтому молитвы, обращенные к святейшим подле их чудотворных ликов, обладают неограниченной силой и помощью. Мы желаем вам крепкой веры, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона Романа Сладкопевца — один из основоположников церковного пения

Христианское богослужение сложно представить без пения и славословия людей. Именно через музыку и пение люди могут вознести славу Всемогущему Господу. Часто через пение происходит обновление людских сердец. Преподобный Роман Сладкопевец является одной из важнейших фигур в православном славословии. Именно его руке принадлежат многие известные псалмы и молитвы. Сам преподобный был известен не только своими песнями и стихами, но и прекрасным голосом, благодаря которому и получил свое прозвище Сладкопевец.

История жизни святого

Икона «Роман Сладкопевец» написана в честь православного святого, который был рожден и жил в пятом столетии в Сирии. Греческая семья Романа жила в городе Емесе и была довольно зажиточной. Роман смог получить хорошее образование в христианской школе, где впервые начал изучать музыку, хотя выраженным талантом не обладал.

Святой Роман Сладкопевец был рожден в Сирии в 490 году. С самого детства его главным желанием было жить в угоду Господу. Он соблюдал все заповеди Божьи, ежедневно вознося молитвы святым. Святой отступился от всего мирского, желая полностью отдаться на служение Господу. Уже в юном возрасте в церкви Святой Софии он получил невысокую должность церковнослужителя. Юный прислужник упорно трудился и помогал в храме, завоевав любовь прихожан и местного духовенства.

Начало певческого пути

При правлении императора Анастасия Дикор Роман переезжает в столицу Константинополь и становится клириком в местном храме Святой Софии. Юноша был очень усердный в своей работе и всячески помогал патриарху, что не осталось незамеченным. Хотя в то время никаких особенных музыкальных талантов он не проявлял.

За свою кропотливую и честную службу Роман был приближен к патриарху Евфимию, который питал к юноше нежные чувства. Это не только не сделало юношу популярным, но наоборот, настроило многих служителей против.

Другие служители церкви завидовали особому положению юноши. В качестве наказания они обсмеяли Романа на одном из рождественских богослужений, вытолкнув его в центр храма и заставив петь. В тот день на богослужение в церковь Святой Софии съехались многие важные и уважаемые люди. Среди них был сам Византийский император и главный патриарх. Честь Романа была запятнана: пытаясь спеть сиплым голосом, он лишь вызвал смех публики.

Поскольку особых талантов он в музыке не проявлял, то это обернулось настоящим унижением. Сам император со своей семьей был на служении, и все слышали слабое и неуверенное пение Романа.

Помощь Богородицы

После провала Роман вернулся домой и долго молился Богородице, прося дать ему талант пения. Точно не известно сколько он молился, но в течение плача к нему явилась Богородица и подала бумажный свиток. По рассказам Романа он должен был съесть поданный свиток, что он немедленно и сделал. Сразу после этого юноша приобрел ясный и чистый голос и отменный музыкальный слух.

Кроме этого, он стал писать стихи и песни, тут же создав знаменитый кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает», который регулярно поется в храмах на Рождество.

На второй день после случившегося чуда Роман пришел в храм и настоял, чтобы ему дали исполнить несколько гимнов на амвоне. Все еще длилось Рождество и это была всенощная служба.

Он исполнил написанный им кондак и вызвал всеобщее восхищение. Сам император лично благодарил и нарек диакона Сладкопевцем. Каждое последующее собрание Роман Сладкопевец исполнял свои псалмы, а позже стал преподавать пение в Константинополе.

Врачебная практика святого

Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Его еврейское происхождение говорит о том, что, кроме ростовщического дела в византийском мире, евреи часто занимались медицинской практикой, и, скорее всего, и его семья относилась к этой среде. Он конфликтовал с врачебной корпорацией Эмессы, сбивал цену за лечебные услуги и часто лечил безвозмездно.

Поэтому есть предположения, что именно с этими вопросами и связан переезд святого Романа из Эмессы в развивающийся Бейрут, который в VI веке был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, где всегда было много соблазнов и хвастливо выставляемого богатства.

Вероятнее всего, внимание церковных властей привлекло его поэтическое дарование. И тогда его посвятили в диаконы для служения в Бейрутской церкви Воскресения, которая была очень величественной. Положение здесь его как диакона было связано с благотворительными обязанностями.

Познание в праве

На его творения повлияло и пребывание его в центре правоведения. В своих творениях он часто несет правовую мысль, где чувствуются его неплохие адвокатские и следовательские навыки.

Неизвестно, почему покинул Бейрут святой Роман и отправился в Константинополь, но есть некоторые предположения, что он переселился туда в 512 году, когда низложили православного патриарха Антиохийского Флавиана, и на его место пришел богослов и монофизит Севир Антиохийский.

Во время его правления начинаются серьезные притеснения православных служителей. Бейрут был заметным центром вместе с церковью Воскресения.

А святой Роман, ваявший кондаки и всегда исповедовавший православие и про-халкедонские взгляды, наверняка, сразу мог обратить на себя внимание и стать изгнанной жертвой монофизитских церковных управителей. Или, возможно, он сам уехал, не выдержав притеснений. Косвенное подтверждение этому – кондак «Трех отроков».

Константинополь

Переехав в Константинополь, он поселился в Кирах вблизи церкви Богоматери (Кириотисса). В ней и произошло видение, о котором говорится в синаксари. Доказательством этого могжет послужить постоянное пребывание святого Романа в Кирах (в этом скромном квартале его тело погребли возле церкви), хотя он мог претендовать и на большее.

А все потому, что Кириотисса стала для него святым местом. Еще одним доказательством видения является возникновение кондака на Рождество. Значит дарование поэтического таланта с благословения Богородицы все же свершилось.

Кроме краткого варианта этого события, есть еще и гораздо поздний распространенный вариант (XIII-XIV вв.). Преподобный Акадий Савваит повествует о том, что святой Роман не имел голоса и совсем не умел читать, за что его собратья часто подвергали насмешкам. Он молился Богородице, и тогда Она явилась к нему во сне и просила, что печалит его и дала ему свиток, взамен он обещает стать монахом.

Роман поглощает свиток и вскоре принимает монашеский постриг в обители Авассу. Однако признания того, что Роман стал монахом из повествования Акакия стали ошибочными, да и сама обитель Авассу в ранних источниках почти неизвестна.

Описание

Как правило, икона Романа Сладкопевца изображает благообразного юношу, иногда в облачении дьякона — в стихаре и с орарем (переброшенной через плечо лентой). Его правая рука поднята и совершает крестное знамение, а в левой он держит развернутый свиток с текстом своего самого известного кондака.

Юноша изображается с длинными густыми волосами, что как бы указывает на его молодость и девственную чистоту, ведь он с самого рождения посвятил жизнь Богу и не остригал волосы.

Существуют несколько типов икон Романа Сладкопевца:

  • Наиболее распространенный: поясное изображение святого со свитком в руке, как на указание чудесного дара от Богородицы.
  • Второй, тоже очень распространенный тип: изображение видения Романа. Самого святого рисуют привставшем на ложе и принимающим из рук Богородицы свиток.
  • Третий вариант иконы: святой, стоящий посреди храма, в окружении других молящихся. Здесь запечатлен тот самый момент, когда Роман впервые поет хвалу Богородице своим чудесно обретенным голосом.

Некоторые иконописцы изображают на этом свитке написанный Романом псалом Богородице. А различные поздние вариации образов содержат и Деву Марию, которая передает Роману свиток.

В чем помогает

По современным меркам Роман Сладкопевец является певцом и композитором, поскольку он самостоятельно сочинял музыку и слова гимнов. Именно поэтому он покровительствует всем музыкантам и поэтам. Особенно благоволит святой к церковным музыкальным деятелям, которые служат в церковном хоре или занимаются написанием гимнов и псалмов.

Читайте также:  Икона «Благословение детей»: история и значение, как молиться и в чем помогает

В чем помогает молитва святому? Помимо укрепления веры, она помогает:

  1. Справиться с завистниками и преодолеть вражду.
  2. Обрести уверенность в себе и своем таланте.
  3. Развить музыкальный и поэтический дар.
  4. Быстрее обучаться вокалу и иметь сильный голос.
  5. Решать конфликтные ситуации.
  6. Приобретать новых друзей и покровителей.
  7. Создавать музыкальные и поэтические произведения.

Историей молодого диакона вдохновляются многие музыканты и композиторы, которые испытывают трудности в реализации или страдают от завистников и соперников. Молиться преподобному Роману следует не только 1 октября в день его памяти, но и в любой другой день, когда в этой молитве есть нужда.

Молитва

Достаточно приобрести икону Романа Сладкопевца домой и ежедневно читать молитву перед ней:

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, кондак

Тропарь преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́/ и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест, ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Роман, дух твой.

Ин тропарь преподобному Роману Сладкопевцу, глас 3

От ю́ности житию́ равноа́нгельному ревну́я,/ ве́ру, смиренному́дрие и терпе́ние стяжа́в,/ преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче,/ оби́тель Свята́го Ду́ха был еси́,/ та́же избра́нник Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́,/ и от Нея́ ми́лостивно сподо́бися да́ра сла́вити Бо́га./ Сего́ ра́ди моли́ся о нас, недосто́йных ученице́х твои́х,// да воспое́м с тобо́ю сладкогла́сно сла́ву нас ра́ди Воплоти́вшемуся Преве́чному Бо́гу.

Перевод: С юности житию равноангельному ревнуя, веру, смиренномудрие и терпение стяжав, преподобный Роман Сладкопевец, ты стал обителью Святого Духа и избранником Божией Матери, и от Нее удостоился милостивого дара прославлять Бога. Потому молись о нас, недостойных учениках твоих, да воспоем с тобой сладкогласно славу нас ради воплотившемуся Превечному Богу.

Кондак преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8

Боже́ственными доброде́тельми ду́ха/ измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре,/ Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние был еси́:/ пе́нием бо прекра́сным украси́в ю́, блаже́нне./ Тем мо́лим тя: пода́ждь жела́ющим Боже́ственнаго дарова́ния твоего́,/ я́ко да вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.

Перевод: Божественными добродетелями духа с молодости украсившись, Роман премудрый, ты стал почитаемым украшением Церкви Христовой, ибо прекрасным пением украсил Ее, блаженный. Потому молим тебя: подай желающим Божественное дарование твое, да взываем к тебе: «Радуйся, отче преблаженный, красота церковная».

Дни празднования

Дань памяти православные верующие отдают святому Роману в день, когда отмечают великий праздник Покрова Богородицы. Дата приходится на 14 октября (1 октября по старому стилю).

Где находится образ Преподобного Романа

Преподобный Роман Сладкопевец привнес огромнейший вклад в церковное песнопение, придав ему особую мелодичность и гармоничность. За свои труды и верность Господу он был причислен к лику святых, и в честь него была написана икона. В настоящее время его песни и молитвы читаются в каждой церкви.

Святой образ преподобного Романа Сладкопевца украшает многие храмы нашей родины. Особое почтение иконе Праведника отдают в Храме Рождества Богородицы в Санкт-Петербурге. Ежегодно 14 октября в церкви проходит служение в память о преподобном Романе.

Творческое наследие

Наибольшую память о себе Роман Сладкопевец оставил как автор многих песнопений: кондаков, икосов, гимнов, молитв и акафистов. Роман был автором и слов, и музыки этих произведений, вошедших в сокровищницу православной гимнографии. Гимны Романа Сладкопевца, обычно, содержат вариации на темы библейских сюжетов.

Роман Сладкопевец считается автором более тысячи произведений. Несмотря на то, что со временем кондаки были потеснены в православной гимнографии другим типом песнопений – канонами, влияние творчества Романа Сладкопевца на позднейших авторов на протяжении столетий оставалось очень значительным.

В канонах разрабатывались темы, начало которых было положено еще Романом Сладкопевцем, сочиненный им кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает» и по сей день исполняется в Рождественских Богослужениях, начальные строфы многих канонов, которые мы именуем сегодня кондаками, сохранились со времен Романа.

К числу наиболее значительных творений Романа Сладкопевца следует отнести упоминавшийся уже кондак Пресвятой Богородице, а так же кондаки Святителю Николаю Чудотворцу, святым безсребренникам Косьме и Демиану, Симеону Столпнику и другие.

Преподобный Роман Сладкопевец , Константинопольский, диакон

День памяти

Житие

Пре­по­доб­ный Ро­ман, про­зван­ный «Слад­ко­пев­цем», был по про­ис­хож­де­нию гре­ком и ро­дил­ся в се­ре­дине V сто­ле­тия в си­рий­ском го­ро­де Еме­се. По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние, он стал диа­ко­ном в Вос­кре­сен­ском хра­ме в го­ро­де Бей­ру­те. При им­пе­ра­то­ре Ана­ста­сии Ди­ко­ре (401–518 гг.) он пе­ре­ехал в Кон­стан­ти­но­поль и стал кли­ри­ком при пат­ри­ар­шем хра­ме Свя­той Со­фии. Он усерд­но по­мо­гал при бо­го­слу­же­ни­ях, хо­тя не от­ли­чал­ся ни го­ло­сом, ни слу­хом. Од­на­ко пат­ри­арх Ев­фи­мий лю­бил Ро­ма­на и да­же при­бли­зил его к се­бе за его ис­крен­нюю ве­ру и доб­ро­де­тель­ную жизнь.

Рас­по­ло­же­ние пат­ри­ар­ха к свя­то­му Ро­ма­ну воз­бу­ди­ло про­тив него несколь­ких со­бор­ных кли­ри­ков, ко­то­рые ста­ли его при­тес­нять. На од­ном из пре­дрож­де­ствен­ских бо­го­слу­же­ний эти кли­ри­ки вы­толк­ну­ли Ро­ма­на на ам­вон хра­ма и за­ста­ви­ли петь. Храм был пе­ре­пол­нен бо­го­моль­ца­ми, слу­жил сам пат­ри­арх в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра и при­двор­ной сви­ты. Сму­щен­ный и на­пу­ган­ный, свя­той Ро­ман сво­им дро­жа­щим го­ло­сом и невнят­ным пе­ни­ем все­на­род­но осра­мил­ся. При­дя до­мой со­вер­шен­но по­дав­лен­ным, свя­той Ро­ман но­чью дол­го и на­пря­жен­но мо­лил­ся пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­ли­вая свою скорбь. Бо­го­ро­ди­ца яви­лась ему, по­да­ла бу­маж­ный сви­ток и ве­ле­ла съесть его. И вот со­вер­ши­лось чу­до: Ро­ман по­лу­чил кра­си­вый, ме­ло­дич­ный го­лос и од­новре­мен­но по­э­ти­че­ский дар. В при­ли­ве вдох­но­ве­ния он тут же со­ста­вил свой зна­ме­ни­тый кондак празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва: «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го раж­да­ет, и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит; Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют; нас бо ра­ди ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог».

На сле­ду­ю­щий день свя­той Ро­ман при­шел в храм к все­нощ­ной под Рож­де­ство Хри­сто­во. Он на­сто­ял, чтобы ему раз­ре­ши­ли сно­ва спеть на ам­воне, и на этот раз так пре­крас­но спел со­став­лен­ный им гимн «Де­ва днесь», что вы­звал все­об­щий вос­торг. Им­пе­ра­тор и пат­ри­арх бла­го­да­ри­ли свя­то­го Ро­ма­на, а лю­ди на­зва­ли его Слад­ко­пев­цем. С тех пор свя­той Ро­ман укра­шал бо­го­слу­же­ния сво­им див­ным пе­ни­ем и вдох­но­вен­ны­ми мо­лит­ва­ми.

Лю­би­мый все­ми, свя­той Ро­ман стал учи­те­лем пе­ния в Кон­стан­ти­но­по­ле и вы­со­ко под­нял бла­го­ле­пие пра­во­слав­ных бо­го­слу­же­ний. За свой по­э­ти­че­ский дар он за­нял по­чет­ное ме­сто сре­ди цер­ков­ных пес­но­пис­цев. Ему при­пи­сы­ва­ют бо­лее ты­ся­чи мо­литв и гим­нов на раз­лич­ные празд­ни­ки. В осо­бен­но­сти сла­вит­ся ака­фист Бла­го­ве­ще­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый по­ет­ся в пя­тую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста. По его об­раз­цу со­став­ля­лись про­чие ака­фи­сты. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ро­ман в 556 го­ду.

Творения в библиотеке

Труды о святом в библиотеке

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́/ и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест, ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Роман, дух твой.

Ин тропарь преподобному Роману Сладкопевцу, глас 3

От ю́ности житию́ равноа́нгельному ревну́я,/ ве́ру, смиренному́дрие и терпе́ние стяжа́в,/ преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче,/ оби́тель Свята́го Ду́ха был еси́,/ та́же избра́нник Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́,/ и от Нея́ ми́лостивно сподо́бися да́ра сла́вити Бо́га./ Сего́ ра́ди моли́ся о нас, недосто́йных ученице́х твои́х,// да воспое́м с тобо́ю сладкогла́сно сла́ву нас ра́ди Воплоти́вшемуся Преве́чному Бо́гу.

Перевод: С юности житию равноангельному ревнуя, веру, смиренномудрие и терпение стяжав, преподобный Роман Сладкопевец, ты стал обителью Святого Духа и избранником Божией Матери, и от Нее удостоился милостивого дара прославлять Бога. Потому молись о нас, недостойных учениках твоих, да воспоем с тобой сладкогласно славу нас ради воплотившемуся Превечному Богу.

Кондак преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8

Боже́ственными доброде́тельми ду́ха/ измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре,/ Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние был еси́:/ пе́нием бо прекра́сным украси́в ю́, блаже́нне./ Тем мо́лим тя: пода́ждь жела́ющим Боже́ственнаго дарова́ния твоего́,/ я́ко да вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.

Перевод: Божественными добродетелями духа с молодости украсившись, Роман премудрый, ты стал почитаемым украшением Церкви Христовой, ибо прекрасным пением украсил Ее, блаженный. Потому молим тебя: подай желающим Божественное дарование твое, да взываем к тебе: «Радуйся, отче преблаженный, красота церковная».

Молитва вторая преподобному Роману Сладкопевцу

О, преблаже́нне о́тче наш, Рома́не Сладкопе́вче! При́зри от го́рния сла́вы на нас, смире́нных и немощны́х, твоея́ по́мощи и утеше́ния прося́щих. Прини́кни к нам благосе́рдием твои́м и помози́ за́поведи Госпо́дни непоро́чно сохраня́ти, ве́ру правосла́вную кре́пко содержа́ти, покая́ние во гресе́х на́ших усе́рдно Бо́гу приноси́ти. Научи́ нас, уневе́стившихся Христу́, рабо́тати Ему́ со стра́хом и ра́доватися с тре́петом. Изба́ви нас от печа́ли и уны́ния, отжени́ от нас го́рдость и славолю́бие, да воспое́м сла́ву Бо́жию, да восхо́щем то́кмо сла́вы Небе́сныя. О, святы́й о́тче, всели́ в нас любо́вь нелицеме́рную к бли́жним, послуша́ние безро́потное нача́льником и страх Бо́жий в сердца́ на́ша. Да́руй позна́ти сла́дость отрече́ния во́ли своея́, ве́рой кре́пкой во благо́е Промышле́ние Бо́жие о спасе́нии челове́ка освяти́ ду́ши на́ша. Низпосли́ нам благослове́ние от Го́спода, да понесе́м благо́е и́го Христо́во в долготерпе́нии до конца́ дней на́ших, да сподо́бимся с му́дрыми де́вами вни́ти во бра́чный черто́г Жениха́ своего́ Небе́снаго и ку́пно со А́нгелами воспева́ти сла́ву вели́чия Его́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва преподобному Роману Сладкопевцу

Преподо́бне о́тче Рома́не! Воззри́ на на́с ми́лостивно и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Ты́ горе́ на небеси́, мы́ на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грехми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чудесы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помози́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно во труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Икона Рождества Божией Матери: история, значения, в чем помогает и как молиться

Икона Романа Сладкопевца

Христианское богослужение невозможно представить себе без церковного пения, возносящего душу в горние выси, глубоко проникающего в сердце и направляющего все помыслы к Божественному Слову. За сотни лет сложился определенный канон каждой церковной службы, в том числе и ее музыкального сопровождения. Некоторые песнопения дошли до нас из глубины веков, сотворенные неизвестными авторами, но имя одного из них хорошо известно каждому верующему – это святой Роман Сладкопевец, икона которого есть во многих храмах и обязательно у тех, кто посвятил себя церковному пению. Уже одно только прозвище свидетельствует о том, как высоко его оценили современники, да и сама история обретения им таланта – настоящее чудо.

Память св. Романа Сладкопевца отмечают 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

История жизни

Родился будущий святой в Сирии в конце 5 века, в молодости принял крещение и, мечтая посвятить свою жизнь служению Господу, стал дьяконом в храме в Бейруте и, наконец, отправился в Константинополь и стал одним из клириков в церкви Богоматери. Роман ничем не выделялся среди прочего клира, однако патриарх Евфимий полюбил юношу за его приверженность вере, добродетельную жизнь, стал выделять его и приблизил к себе.

Это вызвало зависть у некоторых клириков, они издевались над юношей из-за его необразованности, а также полного отсутствия голоса и слуха. Безропотно терпя эти обиды, Роман проявлял истинно христианское всепрощение, но один случай полностью перевернул его жизнь.

Как-то раз в храме шло большое праздничное богослужение, и завистливые клирики решили выставить робкого юношу на всеобщее осмеяние. Они вытолкнули его на амвон, и ему пришлось петь перед собравшейся паствой. Дрожащий голос Романа, его невнятное пение если и не вызвали смех, то произвели неблагоприятное впечатление, сам же он был в отчаянии.

Вернувшись домой, Роман стал страстно молиться перед иконой Божией Матери. А дальше последовало настоящее чудо: Богоматерь сошла к нему с небес, протянула свиток и велела проглотить его. Роман так и поступил. Оказалось, что он получил в дар от Богоматери не только прекрасный голос и слух, но и еще более ценный дар – слагать церковные гимны, для чего требовался талант не только стихосложения, но и музыкальный. Роман сразу же, под впечатлением явления Богородицы, составил Рождественский кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает», который стал знаменитым и поныне исполняется в православных храмах в великую праздничную ночь.

На следующий день он принес свое первое произведение в храм и сам пропел его прекрасным звучным голосом. Все были потрясены и его великолепным голосом, и красотой написанного им песнопения, а бывшие завистники и притеснители покаялись в плохом к нему отношении, и мягкосердечный юноша их простил.

Всего Роману принадлежит более тысячи церковных песнопений, среди которых тропари, кондаки и акафисты, которые стали настоящим украшением любого богослужения и производили, да и сегодня производят, огромное впечатление на верующих. Именно поэтому Роман и получил прозвище Сладкопевец.

Окруженный всеобщей любовью, Роман стал преподавать в Константинополе пение и немало сделал, чтобы богослужения приобрели еще большее благолепие. И современники, и ученые, занимавшиеся его творческим наследием, считали, что среди всех других греческих создателей церковных песнопений он выделяется возвышенностью поэтического дарования, глубиной, искренностью чувств и музыкальным талантом.

Скончался Роман Сладкопевец в 556 году, предварительно приняв постриг, и впоследствии был канонизирован церковным Собором. Теперь уже святому Роману Сладкопевцу был создан акафист и написана история его жития.

Описание иконы Романа Сладкопевца

Как правило, икона Романа Сладкопевца изображает благообразного юношу, иногда в облачении дьякона — в стихаре и с орарем (переброшенной через плечо лентой). Его правая рука поднята и совершает крестное знамение, а в левой он держит развернутый свиток с текстом своего самого известного кондака.

Присутствует на иконе и Богоматерь с тем самым свитком в руках, благодаря которому Роман получил свой дивный голос и талант сочинительства.

О чем молятся иконе Романа Сладкопевца и от чего она защищает

Роман Сладкопевец, если выражаться современным языком, был композитором, писавшим церковные произведения, поэтому икона «Святой Роман Сладкопевец» пользуется особым почитанием у всех, кто посвятил свою жизнь музыке и особенно церковному пению. А еще икона с молитвой чудотворцу Роману поможет обрести уверенность в себе и в своих силах, преодолеть козни завистников, как это случилось с самим Романом, а творческим людям развить свой поэтический, музыкальный и исполнительский талант. Обращаться к ней можно и в других трудных обстоятельствах.

Молитва Роману Сладкопевцу

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Роман Сладкопевец: жизнь и творчество

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Преподобный Роман Сладкопевец не прославился ни мученической кончиной за христианскую веру, ни подвигами благочестия. Не входил он и в число тех подвижников, что распространяют среди язычников слово Христово или усердно трудятся, создавая монастыри и храмы. Тем не менее, он стал одним из самых почитаемых святых.

Содержание страницы

Житие

Роман, прозванный Сладкопевцем, жил в Восточной Римской империи, на излете античности – в V-VI веках. Происходил он, как можно предположить из кондака, дошедшему до нас лишь во фрагментах и изданному византинистом Гродидье да Матоном, из еврейской семьи:

В молодости Роман подвизался клириком в храме Воскресения в городе Бейруте. Позднее перебрался в столицу Восточной Римской империи. Здесь, в Константинополе, будущий святой служил пономарем при храме святой Софии. Это был еще не тот величественный храм, выстроенный по приказу императора Юстиниана, а один из его предшественников. Однако, и эта, более ранняя и более скромная базилика, была важным для Константинополя Богослужебным центром. Здесь бывали члены императорской семьи и сам император, здесь служил Патриарх.

Полезные материалы

Роман был одним из многих клириков столичного храма, усердным, скромным и незаметным. Однако, Патриарх выделял его среди других, вероятно, именно за эту скромность и смиренное усердие.
И, как это часто случается, благоволение начальства стало причиной того, что его невзлюбили другие клирики. Они стали смеяться над «провинциальным выскочкой» и подстраивать ему всяческие злые каверзы.

Однажды, во время торжественного Богослужения накануне Рождества, они неожиданно вытолкали полномаря в центр храма. Момент службы был таков, что нужно было петь кафизмы. Присутствовали император, его семья, множество придворных, службу вел сам Патриарх. И вот при всем этом блестящем собрании Роман, не отличавшийся до сей поры ни голосом, ни слухом, начал петь – неумело, нелепо и некрасиво.

Придя в этот день в храм, Роман, не обращая внимания на насмешки, сам вызвался петь. Он встал на то самое место, где накануне потерпел столь мучительное фиаско, и запел свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго рождает».

Так Роман Сладкопевец стал создателем жанра кондака. Само это слово происходит от греческого «свиток».
Все, кто был в храме, пришли в восторг от дивного голоса, певшего дивные слова. Романа нарекли Сладкопевцем, и с тех пор над ним уже никто не смеялся.

Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Он был возведен в диаконы, занимался уроками пения, организацией хоров при храмах, и достиг на этом поприще многого. Незадолго до своей кончины диакон Роман принял монашеский постриг.

Память о преподобном диаконе Романе Сладкопевце в Константинополе бережно хранили и столетия спустя. В XIII веке в столице империи побывал путешественник из Новогорода, оставивший подробные записки о своих впечатлениях. Упоминает он и том, что ему показывали могилу Романа Сладкопевца.
День памяти этого святого отмечается 1 октября.

Иконы

Существуют несколько типов икон Романа Сладкопевца:

  • Наиболее распространенный: поясное изображение святого со свитком в руке, как на указание чудесного дара от Богородицы.
  • Второй, тоже очень распространенный тип: изображение видения Романа. Самого святого рисуют привставшем на ложе и принимающим из рук Богородицы свиток.
  • Третий вариант иконы: святой, стоящий посреди храма, в окружении других молящихся. Здесь запечатлен тот самый момент, когда Роман впервые поет хвалу Богородице своим чудесно обретенным голосом.

Творческое наследие

Наибольшую память о себе Роман Сладкопевец оставил как автор многих песнопений: кондаков, икосов, гимнов, молитв и акафистов. Роман был автором и слов, и музыки этих произведений, вошедших в сокровищницу православной гимнографии. Гимны Романа Сладкопевца, обычно, содержат вариации на темы библейских сюжетов.

Роман Сладкопевец считается автором более тысячи произведений. Несмотря на то, что со временем кондаки были потеснены в православной гимнографии другим типом песнопений – канонами, влияние творчества Романа Сладкопевца на позднейших авторов на протяжении столетий оставалось очень значительным.

В канонах разрабатывались темы, начало которых было положено еще Романом Сладкопевцем, сочиненный им кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает» и по сей день исполняется в Рождественских Богослужениях, начальные строфы многих канонов, которые мы именуем сегодня кондаками, сохранились со времен Романа.

К числу наиболее значительных творений Романа Сладкопевца следует отнести упоминавшийся уже кондак Пресвятой Богородице, а так же кондаки Святителю Николаю Чудотворцу, святым безсребренникам Косьме и Демиану, Симеону Столпнику и другие.

Явление Богоматери Роману Сладкопевцу. Ок. 985г.

В чём помогает святой

К этому святому обращаются те, кто:

  • стремится овладеть искусством пения, развить свои творческие способности;
  • хочет глубже понимать Священное Писание, молитвы и иные церковные тексты;
  • желает избавиться от неуверенности в себе;
  • страдает от завистников и гонителей;

Имя Романа Сладкопевца для всех православных навсегда останется примером того, что любое дело, творимое во славу Господа с чистым сердцем и искренней верой, не останется без награды.

Автор: Ольга Ельникова

Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобнаго Романа Сладкопевца, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Кондак преподобнаго Романа Сладкопевца, глас 8:

Божественными добродетельми духа/ измлада украсився, Романе премудре,/ Церкви Христове пречестное украшение был еси:/ пением бо прекрасным украсив ю, блаженне./ Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего,/ яко да вопием ти:/ радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

Молитва

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Икона святой Екатерины: история и описание, в чем помогает и о чем молиться, значение

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Роман Сладкопевец: в чем помогает?

Биография этого святого собрана, или, если точнее сказать, реконструирована на основе первичных источников – прижизненных свидетельствах и составленных им же кондаков. Известно, что он проживал на рубеже конца V и середины VI веков.

Преподобный Роман Сладкопевец прославился как один из величайших византийских гимнографов. Сведения о нем сохранились в ветхих синаксарях – Менологий Василия II (X в.); также стоит упомянуть Берлинский, Иерусалимский и Патмосский талмуды или кодексы, которые тоже связаны с недошедшим до наших дней житием святого.

Составление жития святого

Прежде чем узнать в чем помогает Роман Сладкопевец, подробно изучим те сведения, которыми располагают церковно-христианские архивы.

Вот, например, в Патмосском кодексе существуют сведения о том, что он был родом из Сирии и города Эмессы и родился в еврейской, но уже христианизированной семье. По прошествии некоторого времени он начал служить диаконом в святой Божией церкви (Воскресения) в Бейруте. А дальше его ждал Константинополь, где на то время правил царь Анастасий. В Кирах он начал служить в храме Божией Матери, где получил благодать от Самой Матери Божией. Она явилась к нему в тонком сне и дала пергаментный свиток, который повелела съесть.

Когда святой поглотил его, то сразу проснулся и, взойдя на амвон, стал возглашать благозвучное пение: «Дева днесь Пресущественного рождает». После Роман Сладкопевец, икона которого часто изображается с огромной грамотой, составил Господские праздники и дни памяти Святых кондаки, число которых оказалось около тысячи. Написанные его рукой, они и до сих пор хранятся в Кирах.

Новые свидетельства

Менологий Василия II к этим сведениям добавляет еще некоторые. Что, пребывая в благоговейном состоянии и непрестанных молитвах на бдении в церкви Богородицы в константинопольском поместье Влахерны, святой Роман Сладкопевец неоднократно возвращался в сирийские Киры. Еще один ранний источник – житие святого Артемия – имеет эпизод времен правления Ираклия, в котором описывается, что с юного возраста святой Артемий молился и воспевал «стихи иже во святых смиренного Романа».

Таков на первый взгляд Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает его святой образ? Этот вопрос интересует многих православных христиан. Церквные певчие молятся этому святому в помощи именно в певческом искусстве.

Служба святому Роману – другая группа свидетельств – канон, был опубликован в Минее и подписан именем Епифания в Богородичных. В нем тоже есть некоторые сведения о жизни святого Романа, в частности, указывается: «от юности святой Роман всего себя возложил Христу» (песнь 1,2), в Константинополе жил как аскет. В этом каноне описывается и чудо явления ему Богородицы (песнь 5, тропарь 2).

Еще некоторые сведения о святом дает канон Феофана Грапта, в котором говорится, что он был наилучшим диаконом (6 песнь, 1 тропарь), который служил как проповедник через свои гимны. В этом каноне (песнь 4,2). Также говорится, что он изучал Писание с раннего детства, и, когда прибыл в Константинополь, постоянно посещал церковь Богородицы во Влахерне.

Но самый интересный фрагмент кондака преподобному Роману издан кардиналом Питра и Гродидье де Матоном. До наших современников дошли всего три икоса, где восхваляется житие святого Романа, и особенно – во втором и третьем икосе.

Роман Сладкопевец

К третьей группе относятся кондаки, составленные самим Романом Сладкопевцем. Он был современником землетрясения 527-529 годов, а также свидетелем восстания «Ника» 532 года и построения храма Святой Софии 537 года. Святой также застал ужасные катастрофы 551-554 годов. Хронисты сообщают, что землетрясение 551 года привело к тому, что море отступило более, чем на милю. В 554 году землетрясения чувствовались и в Константинополе, и в Александрии. Это означает, что в это время святой был еще жив.

Молитва Роману Сладкопевцу начинается со слов: «Преподобный Отче Романе!» или «О, священное главо!».

Год его смерти можно датировать не позднее 562-м. Он пришел в Константинополь в правление царя Анастасия (518). В Бейруте начал служить в церкви Вознесения диаконом, когда ему было не менее 25 лет. Рождение святого Романа следует отнести к периоду между 480-490 годами. И наверняка он был хорошо знаком с медицинским искусством, так как в его кондаках достаточно часто можно встретить специфическую медицинскую лексику.

Судя по тому, что в кондаках упоминаются имена великих ученых Платона, Арата, Пифагора, Гомера, Демосфена (кондак на Пятидесятницу, 17 строфа), он получил великолепное и наиболее полное классическое образование. Не менее интригующе выглядят нападки святого Романа на врачей (кондак на Иоанна Евангелиста), что характеризует его как прекрасного знатока медицинской терминологии. Роман Сладкопевец инкриминировал врачам, что они берут мзду чрезмерную со своих пациентов, которые, оставаясь без средств, обрекали себя на голодную смерть. Некоторых врачей он называл «растленным собранием лжеврачей» и подчеркивал их жадность.

Врачебная практика святого

Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Его еврейское происхождение говорит о том, что, кроме ростовщического дела в византийском мире, евреи часто занимались медицинской практикой, и, скорее всего, и его семья относилась к этой среде. Он конфликтовал с врачебной корпорацией Эмессы, сбивал цену за лечебные услуги и часто лечил безвозмездно.

Поэтому есть предположения, что именно с этими вопросами и связан переезд святого Романа из Эмессы в развивающийся Бейрут, который в VI веке был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, где всегда было много соблазнов и хвастливо выставляемого богатства. В таком большом и искушенном городе еврею-провинциалу было очень нелегко пробиться. Для этого надо было обладать незаурядными способностями. И святому Роману, несмотря на все сложности, это все же удалось.

Вероятнее всего, внимание церковных властей привлекло его поэтическое дарование. И тогда его посвятили в диаконы для служения в Бейрутской церкви Воскресения, которая была очень величественной. Положение здесь его как диакона было связано с благотворительными обязанностями.

Познание в праве

На его творения повлияло и пребывание его в центре правоведения. В своих творениях он часто несет правовую мысль, где чувствуются его неплохие адвокатские и следовательские навыки.

Неизвестно, почему покинул Бейрут святой Роман и отправился в Константинополь, но есть некоторые предположения, что он переселился туда в 512 году, когда низложили православного патриарха Антиохийского Флавиана, и на его место пришел богослов и монофизит Севир Антиохийский.

Во время его правления начинаются серьезные притеснения православных служителей. Бейрут был заметным центром вместе с церковью Воскресения. А святой Роман, ваявший кондаки и всегда исповедовавший православие и про-халкедонские взгляды, наверняка, сразу мог обратить на себя внимание и стать изгнанной жертвой монофизитских церковных управителей. Или, возможно, он сам уехал, не выдержав притеснений. Косвенное подтверждение этому – кондак «Трех отроков».

Константинополь

Переехав в Константинополь, он поселился в Кирах вблизи церкви Богоматери (Кириотисса). В ней и произошло видение, о котором говорится в синаксари. Доказательством этого могжет послужить постоянное пребывание святого Романа в Кирах (в этом скромном квартале его тело погребли возле церкви), хотя он мог претендовать и на большее.

А все потому, что Кириотисса стала для него святым местом. Еще одним доказательством видения является возникновение кондака на Рождество. Значит дарование поэтического таланта с благословения Богородицы все же свершилось.

Кроме краткого варианта этого события, есть еще и гораздо поздний распространенный вариант (XIII-XIV вв.). Преподобный Акадий Савваит повествует о том, что святой Роман не имел голоса и совсем не умел читать, за что его собратья часто подвергали насмешкам. Он молился Богородице, и тогда Она явилась к нему во сне и просила, что печалит его и дала ему свиток, взамен он обещает стать монахом. Роман поглощает свиток и вскоре принимает монашеский постриг в обители Авассу. Однако признания того, что Роман стал монахом из повествования Акакия стали ошибочными, да и сама обитель Авассу в ранних источниках почти неизвестна.

Другие исследования

Никифор Каллист, например, об этом видении пишет, что в церкви Богоматери хранилась икона, которая мироточила. И как-то раз святой Роман во время бдения под Рождество задремал на шестой песни канона. В тонком сне к нему явилась Богородица и дала ему свиток, который он съел по Ее велению. Перед седьмой песнью он вышел на амвон и запел «Дева днесь». Но и здесь есть некоторые неточности: в Константинополе в VI веке не было канона. Поэтому этот рассказ можно назвать анахроничным, то есть, созданным, опять же, на основе синаксарей. Рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают информацию синаксарей.

Из тех же синаксарей можно узнать, что святой Роман занимался и политикой. Чего только стоит эпизод с восстанием «Ника» 532 года, весь константинопольский императорский двор готов был покинуть столицу в страхе и ужасе. Он пишет гимн, где есть слова сочувствия правящей власти императора и враждебная настроенность к бунтовщикам, которых автор называет безумцами. Получается, что святой Роман был сторонником жестких мер к бунтовщикам, и это не лишено основания.

Святость

Из жития святого Артемия можно узнать, что Роман Сладкопевец почитался как святой уже со времен Ираклия, так как сочиненные им гимны пелись на бдении. И могила его сохранялась веками, даже в XIII веке ее показывали Антонию Новгородскому, который потом записал, что в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы погребен святой гимнограф.

Роман Сладкопевец, храм которого можно посетить в Киеве и Нижнекамске, стал преподавать пение в Константинополе. Благодаря его трудолюбию, любви к Богу и, конечно же, таланту, было высоко поднято благолепие православных служб. Благодаря своему поэтическому дару, он занял особую нишу среди церковных песнописцев.

Святой сочинил более тысячи молитв и гимнов на разные церковные праздники. Особенно знаменит его акафист Благовещению Богородицы, который поется в пятую субботу Великого поста. Его творения стали образцами, по которым потом составлялись и прочие акафисты. Этот святой очень высоко поднял благолепие православного служения и поэтому занимает почетное место среди церковных песнописцев. Дата его смерти 14 октября (1 октября по старому стилю), где-то между 555 и 562 годами.

Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает

С ранней своей юности проводил жизнь богоугодную, подвизавшись в девстве и целомудрии, святой Роман Сладкопевец. Икона с его образом имеет и самостоятельное существование, где он изображен со свитком в руке, обращенным к лику Богородицы, как ознаменование его церковной поэтической деятельности, и на иконе в честь Покрова Пресвятой Богородицы 14 (1 октября), где по центру он изображен в обличие диакона, а рядом Матерь Божия подает ему тот же свиток.

В 1902 году царь Николай II в Московском Ново-Спасском монастыре в поклети Преображенского собора в родовой усыпальнице Романовых устроил храм Романа Сладкопевца, но в годы советского лихолетья, он был поруган и разрушен.

Ему так же молятся те, кто стремится уразумить Священное Писание, молитвы, богослужебные тексты и песнопения. Церковные служители просят его защитить от напраслин и козней завистливых врагов.

Ссылка на основную публикацию