Икона Севастийских мучеников: в чем помогают и о чем молится, значение и история, память

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона и молитва — Сорок Севастийских мучеников, в чем помогают

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Один страж Аглаий и тридцать девять православных воителей замученные на озере неподалеку от армянского городка Севас (Севастий) являются олицетворением духовной стойкости, сильной веры, а также образца мужественности. В этой же статье вы сможете узнать о житие Святых, когда день сорока мучеников Севастийских, как молится им, в чем помогают и многое другое.

Житие Севастийских мучеников

Страдальцы являют собой святых первых веков православия, а само их бытие оставило по себе значительный отпечаток в летописи Христовой веры. Римский правитель святой Константин Великий в 313 г. дал православным христианам долгожданную свободу. Однако в Римской империи был и другой правитель Ликиний, который олицетворял собой яростного язычника замыслившего восстановить прежние гонения на православных людей, а также вынашивал план предательства Константина, дабы стать единоправным римским правителем.

Предатель решил начать свои смертоубийства с военнослужащих, среди которых можно было найти немалое количество последователей Бога.

Как раз таки одно из войск с целой дружиной православных, восхваляемых за многие одержанные победы, находилось в городе Севастии, под началом язычника Агриколая. Под внушением Ликиния, язычник попытался заставить людей принести языческим богам себя в жертву, на те в свою очередь наотрез отказались, за что и были подвергнуты тюремному заключению. И будучи под стражей они, не переставая, взывали в мольбе к Всевышнему и снизошло на них откровение, что тот, кто претерпит до конца будет спасен.

Агриколай на утро вновь повторил свою попытку склонить дружину к отречению от Господа, однако он и в этот раз его ожидало поражение и дней православных вновь отправили в заточение. Спустя 7 дней состоялся суд язычников, где благородные христианские воины твердо стояли на своем отвечая: «Берите не только наши воинские чины, но и жизни, ведь для нас не существует ничего ценнее Всевышнего».

Сорок Севастийских мучеников хотели избить булыжниками, но те падали, даже не долетев до них, как будто сам Святой Дух оберегал их от гибели. После православных вновь отправили в темницу, где они во время произнесения молебни услышали: «Тот, кто верит в меня, если и погибнет, то возродится. Решайтесь и ничего не страшитесь, ибо ощутите вы нетленные венцы».

Когда наступил зимний морозный день, воинов привели к здешнему водоему оставив их там под присмотром стражников, обнаженными прямо на льду в том месте где плескалась морозная вода, а рядом с ними растопили парилку, дабы в смертельных муках получить от дружины отречение от Господа меняя его на тепло. Однако только один из всех мучеников не в силах устоять бросился к бане, но и тут же пред ней пал бездыханным.

Когда на утро один из стражей проснулся то обнаружил над головами каждого из 39 православных воинов сияющие нимбы и осознав, почему венцов всего лишь тридцать девять воскликнул «Я тоже христианин!», сбросил с себя одежду и встал рядом с дружиной. На следующее утро всех воителей заодно со стражником вывели из водоема и перебили ноги, после чего тела сгрузили на колесницы и отвезли к кострищу предав их огню.

А спустя трое суток после наказания, митрополит Петр Севастийский во сне увидел всех святых воителей, которые сказали ему схоронить их останки. Митрополит вместе с помощником собрал по косточкам все священные мощи и предал их земле произнося при этом молебень.

Икона мученикам Севастийским: о чем можно просить?

Наиболее часто православные верующие люди преклоняются пред этим чудотворным изображением, взывая о помощи в различных ситуациях, а именно:

  • Когда нужно обрести стойкость;
  • Получить способность достойно преодолевать все беды, возникшие на жизненном пути человека;
  • Молитва Севастийским мученикам также способна помочь сохранить или даже вернуть утраченную веру;
  • Не в состоянии преодолеть отчаяние;
  • Отсутствие сил для того чтобы бороться с возникшими неурядицами и тяжелыми испытаниями, преподносимыми жизнью;
  • Икона сорок мучеников Севастийских поможет справиться с нехваткой душевной стойкости и убежденности в своей правоте.

Когда совершается день празднования чудотворного изображения

День памяти в честь сорока страдальцев является одним из наиболее прославляемых праздников, который в Христианской православной религии отмечается 22 марта (9 марта – по старому стилю). Стоит отметить, что сам праздник является не переходящим, т. е. его дата является фиксированной и вместе с тем облегчается и строгость Великого Поста, а также проводится песнопение Преждеосвященных даров.

Но есть также и интересные особенности этого праздника. 21 марта день сорока мучеников Севастийских припадает на весеннее равноденствие, считаясь началом весны и потому существует интересный обычай готовить обрядовое печенье в виде птицы – «Жаворонок».

Где можно найти чудотворное изображение 40 мучеников

Священный образ с изображением страдальцев имеет ярко выраженную и довольно богатую иконографию. На самой иконе особенно хорошо отражается тот постулат, что образ являет собой красочное богословие, а рассматривая лик можно узреть всю ту историю, которые пережили страдальцы за свою веру.

А вот сами изображения и мощи Святых можно найти в следующих храмах:

  • В Спасской слободе в Соборе сорока Севастийский мучеников (Патриаршее подворье, город Москва) находится ковчег с частицей мощей страдальцев;
  • Церковь в Троицком монастыре в Тюмени;
  • Храм в Псковской области в городе Печоры.

Молитва 40 мученикам Севастийским звучит так:

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих.

Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем.

Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о 40 мучениках Севастийских:

40 мучеников севастийских — история, значение иконы, в чем помогает молитва

Первая четверть 4 века была ознаменована переломами между Римским государством и христианами.

Римским правительством проводились враждебные действия по отношению к верующим во Христа, настаивая на возврат в веру предков.

Именно в такой борьбе, нашли свои страдания за христианскую веру молодые воины, 40 мучеников Севастийских.

Житие 40 мучеников Севастийских

При правлении Святого Константина, произошли изменения, решающие проблемы христиан, дающие возможность исповедовать свою веру и строить помещения для молебна. Но другой правитель, Лициний, примыкал к жестким антихристианским деятелям, полностью поддерживая языческую веру и преследования христиан. Эти разногласия спровоцировали между двумя правителями военный конфликт, который разразился в городе Севастия.

Войска Константина состояли сплошь из верующих христиан, а вот войска Лициния были смешанных вероисповеданий, христиане и язычники. Лициний, испугавшись, что воины христианской веры предадут его или не станут воевать против единоверцев, решился на уговоры поклонения и жертвоприношения идолам.

Этими воителями были 40 каппадокийских солдат под руководством командира Агриколая, ярого язычника. Они ответили отказом на отречение от Христа, что привело к заключению под стражу, в пещеру, где страстно предавались молитвам. В ночное время воинами был услышан глас, говоривший о смиренном терпении ими испытаний, и о грядущем спасении.

Следующий день принес испытания лестью. Воинов всячески восхваляли, указывая на юность, смелость и доблесть, пытаясь тем самым расположить их к себе и подвигнуть на отречение от Христа, но вновь получили отрицательный ответ.

По прошествии недели, прибыл известный крупный чиновник Лисий, свершавший суд над 40 воинами, которые смело говорили об отказе всех своих званий и заслуг, и о твердости в вере своей. Суд присудил воинам быть битыми камнями, но исполнить казнь оказалось невозможным делом.

Все булыжники пролетали, не задев воителей, что позволило судьям понять, что их охраняет мистическая сила. В ночное время, при чтении молитв, воины вновь услышали глас Господень: «Поверившие в меня, умерев воскреснут. Не бойтесь, ибо венцы воспримете от меня.» Следующий день не принес никаких изменений.

Изощренные мучители придумали новые испытания для воинов. Так как время было зимнее, морозы стояли лютыми, судьи приказали отвести 40 мучеников на озеро, где раздели их донага и поместили на замерзшем льду. А напротив, на берегу, установили теплые бани и развели костры, дабы это помогло скорее сломить их волю.

Читайте также:  Икона Стилиана Пафлагонского: история и описание, где находится и в чем помогает, значение

В полночное время, каппадокийский воин не выдерживает холода, сломился душой, и бежит к дверям бани, где мгновенно же умирает. Всевышний свершает отраду для воинов, рассеивая ночной мрак, делая ледяной пласт мягким, а воду теплой. Над самими же 39 воинами воссияли венцы.

Все это видел один из стражников, Аглаий, который из всей охраны бодрствовал. Увиденное им чудо подвигло его отказаться от веры языческой, и всей душой обрести веру христианскую. Он разбудил спящую стражу, скинул одежду и со словами: «Я теперь верю во Христа», присоединяется к святым.

С рассветом стражники увидели невредимых святых, подле которых был и Аглаий, прославлявших Бога живого. Тогда они получают приказ казнить 40 мучеников, и не теряя времени приводят его в исполнение, выведя воинов из озера и перерубив им ноги. Упокоившихся 40 мучеников Севастийских были преданы сожжению на огромном кострище.

Епископ Севастийский получил известие во сне от святых мучеников, велевшие ему пойти к месту казни и захоронить как полагается их останки.

Икона 40 мучеников Севастии

Икона «40 мучеников Севастии» хранит в себе наследие тех времен, напоминая о стойкости духа пред лицом страшных испытаний.

На ней изображены сорок святых воинов христовых, составляя из себя плотную композицию из нескольких рядов. Позы мучеников неповторимы, лики святых отличаются своим многообразием, на одних читается вдохновение, на других трогательность или заботливость, сдержанность или сосредоточенность.

Пластичная самоценность ликов и обнаженных тел не нарушается нанесенными четкими контурами. Несмотря на всю лаконичность сочетания синих, красных и золотисто — охристых цветов икона выглядит богато.

Помогает икона в обретении силы в вере, мужества, стойкости в посланных испытаниях и горестях.

Икона написана в конце 12 и начале 13 веков. Находится в Местии (Грузия).

Молитва 40 мученикам Севастийским

Молитвенное обращение к святым мученикам помогает в обретении святых помощников при заточениях и преследованиях, при тягостных моментах жизни, и для получения покровительства и защиты людей, находящихся в горячих точках.

Так же обращение помогает в моменты отчаянья и в приобретении стойкости перед страшными неурядицами в жизни.

Церковь 40 мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря

Первая церковь, посвященная 40 мученикам Севастийским, была построена в Московской области, предположительно в 16 веке. Она была деревянной, и спустя век на ее месте была построена каменная, которая стала просторней за счет расширенной трапезной, с примыкающими по сторонам приделов Петра и Павла и святителя Николая.

В 19 веке была пристроена колокольня, в стиле позднего классицизма, и началась перестройка трапезной, на пожертвования купца Маслова. Чуть позже трапезную снова начали перестраивать, добавляя в нее более современный декор.

В 30-х годах 20 века советские власти закрыли церковь, и по их приказу колокольня была обезглавлена, от нее остался только первый нижний ряд. В 90-х годах церковь вернули во владение православным, которые совместными усилиями сумели восстановить колокольню и предать церкви прежний образ.

День памяти 40 мучеников Севастийских

Памятный день: 22 марта.

В такой день в православных храмах совершаются таинственные богослужения, литургии.

Местонахождение Севастийского озера

Севастийское озеро, послужившее местом испытания, где нашли свою смерть сорок святых великомучеников Севастийских, находится на территории Турции, в Сивасе. Но самого озера, в обычном понимании, уже нет. Оно высохло много столетий назад.

Рядом с этим местом сохранился свод, в котором находились арестованные воины, заполненный родниковой водой, проникающей из разных источников.

Икона 40 севастийских мучеников

Когда нужно проявить стойкость и мужество, чтобы перенести все, что выпадает на долю, верующие просят помощи у иконы 40 Севастийских мучеников, которая есть во многих храмах, а праздник в их память глубоко почитается верующими. Явившие непревзойденный образец стойкости и мужества, они и сегодня служат нам примером.

В чем подвиг 40 Севастийских мучеников?

Этот подвиг был совершен в 320 году в городе Севастии на территории Малой Армении, ныне относящейся к Турции. За семь лет до того Св. Константин Великий повелел своим указом разрешить христианам исповедать их религию. Однако его соправитель Ликиний погряз в язычестве и, замыслив свергнуть Константина, решил заставить всех воинов, служивших под его началом и исповедавших Веру Христову, отступиться от нее и вернуться к язычеству.

Были среди них и каппадокийцы-христиане числом 40. Их начальник, язычник Агриколай, хотел сподвигнуть их на языческие жертвоприношения. Но храбрые воины ответили отказом, и их бросили в темницу. Вознося молитву Господу, как-то ночью они услышали глас с небес, поддержавший их в вере.

На следующий день Агриколай попытался действовать не силой, но лестью: он стал восхвалять победы воинов в сражениях, их силу и воинские доблести. Он обещал, что за отказ от своего Бога получат милость императора, но воины не сдавались и вновь были брошены в темницу. При этом Агриколай хотел заковать их в оковы, но Кирион, старший в отряде, заявил, что император не давал ему такого права, и Агриколай вынужден был отступить.

Спустя семь дней, проведенных ими в заточении в непрестанных молениях Господу, они были вызваны на суд к Лисию, знатному сановнику, прибывшему в город. Он также пытался заставить их отречься от Господа Вседержителя, и вновь воины ответили отказом. Тогда Лисий повелел побить их камнями. Но тут вмешалась Десница Господня: камни в них не попадали, а один камень, пущенный Лисием, даже угодил в голову Агриколая. Тут начальники-язычники почувствовали, что некая Высшая Сила хранит и оберегает мужественных воинов.

И вновь после ночи, проведенной в молитвах, получив Господне утешение, воины предстали перед своими неправедными судьями. После нового отказа смириться им велели раздеться и бросили в воды Севастийского озера. Стоял трескучий мороз, вода была ледяная, а на берегу специально растопили баню и поставили стражника. Если бы кто-то из мучеников согласился отступиться от Христа, ему нужно было бы только заявить об этом, чтобы отогреться в бане и тем самым спастись. Но и теперь мужественные страдальцы не пали духом и простояли в ледяной воде до утра, вознося молитвы.

Однако один из воинов все же не смог вынести таких мук и кинулся к бане, но, едва только он к ней приблизился, как пал замертво. Стражник Аглаий, который охранял страдальцев, увидел в это мгновение, как над озером с неба стали опускаться сорок 40 мученических венцов. Но ведь после гибели товарища их осталось только 39! И тогда, впечатленный мужеством воинов-христиан, он возгласил: «И я христианин!». Таким образом, число 40 было восполнено.

Начальники, явившиеся после этого, обнаружили, что их жертвы живы и по-прежнему крепки в своей вере. Тогда им молотами перебили голени, а тела сожгли. Чтобы единоверцы не смогли захоронить останки, кости были брошены в реку.

Прошло три дня, и блаженный Петр, епископ Севастийский, узрел во сне явление страстотерпцев, которые повелели похоронить свои останки. Но собрать останки можно было только тайно, и тогда ночью епископ, взяв с собой несколько клириков, собрал их кости и провел обряд захоронения по церковному чину.

Такова история невероятного мужества и верности Господу, которую отражает икона 40 святых мучеников.

Что изображает икона?

Икона сорок Севастийских мучеников изображает полуобнаженных воинов разного возраста, стоящих в ледяной воде и обхвативших себя руками от холода. Однако на их лицах нет уныния, а лишь твердая решимость вынести все муки до конца, но не поступиться своей верой. Видно, как на переднем плане один воин поддерживает другого, лишившегося сил. Никто из них не станет отступником.

Икона сорока святых, замученных язычниками, пользуется особым почитанием. В их честь возводились храмы по всему миру. Один такой храм находится по левую сторону Храма Гроба Господня в Иерусалиме; в Москве им посвящена Сорокосвятская церковь, возведенная в 1645 году напротив Новоспасского монастыря.

О том, как чтят икону 40 святых и саму память об этих мужественных воинах-христианах, свидетельствует и тот факт, что в день их памяти 22 марта, приходящийся на Великий пост, служат Литургию, а верующим дозволяется ослабление поста. Издавна крестьяне пекли к этому празднику булочки-жаворонки, поддерживается эта традиция и в наши дни.

В чем помогает икона 40 святых мучеников?

Эти святые мученики показали столько мужества и стойкости, что молитва перед их иконой способна придать молящемуся хотя бы малую толику их силы. Вот к ним и обращаются за ниспослание силы, мужества и стойкости в вере, которых многим не хватает в жизненных скорбях и испытаниях.

Ниже приведен тропарь, который считается мощным оберегом. Особую силу он приобретает в день поминовения святых, 22 марта. Зажгите свечу, поставьте ее перед иконой и прочтите тропарь 7 раз, крестясь после каждого раза.

Молитва Севастийским мученикам

О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез огнь бо и во́ду проидо́сте, и я́ко дру́зи Христо́вы в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском: наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу, и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву, и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем. Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея, и та́ко просла́вим вели́кое и достопокланя́емое и́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Икона Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастии (Латинская Себастия) в так называемой Малой Армении (ныне Сивас, Турция) были мучениками в 320 году до н. э. в городе Себасте во время правления императора Лициния. Они были солдатами римского легиона Legio XII Fulminata, который можно перевести как двенадцатый молниеносный Легион, известный своей храбростью.

Читайте также:  Икона Божией Матери "Невеста Неневестная": история, значение, в чем помогает и как молиться

История

Древнейшее сообщение о существовании и мученичестве Сорока Севастийских мучеников было дано епископом Василием Великим (Василием Кесарийским) (370-379) в проповеди в день их мученичества. Таким образом, праздник Сорока мучеников старше самого Василия, совершившего жертвоприношение через пятьдесят-шестьдесят лет после смерти. Кроме проповеди Василия Великого сохранились проповеди Григория Нисского, Ефрема Сирийского, а также Сирийские, греческие и латинские биографические предания. Все они подтверждают достоверность легенды.

В 313 году император Константин Великий подписал Миланский эдикт, который положил конец гонениям на христиан и гарантировал свободу вероисповедания всем гражданам империи. Однако его соправитель, император Лициний (308-324), продолжал преследования в провинциях, где он был правителем.

Основной сюжет легенды произошел в 320 году, в холодную зиму, когда император приказал принести жертву идолам. Сорок христианских солдат Legio XII Fulminata отказались выполнять приказ императора. Полководец пытался убедить их, обещая богатство или славу, но они оставались твердыми в своей вере во Христа.

За свою упрямую веру они были заключены в тюрьму, подвергнуты допросам, жестоким пыткам, а затем император снял с них одежды и оставил стоять морозной зимой на замерзшем озере недалеко от города. И чтобы сделать эту пытку еще более мучительной, на берегу озера затопили горячую паровую баню, которая должна была соблазнить их отречься от своей веры.

Но воины ободряли друг друга и страдали с непоколебимым умом и сердцем, вознося Бога и молясь:

Господи, сорок воинов здесь, в битве за веру, готовы умереть за тебя, дай благодать всем сорока, число которых ты освятил своим святым постом, чтобы мы получили венцы славы.

И Господь услышал их молитву и явил свою чудесную силу.

Стражник, стоявший у окна, вдруг увидел необыкновенный голубой свет, освещавший все пространство, где стояли мученики. Ему показалось, что ангелы слетели с небес и держат венцы над головами мучеников. Стоя в изумлении при виде этой сцены, он заметил, что ангелов было всего тридцать девять, а мучеников — сорок. И как только он подумал об этом несоответствии, вдруг один из сорока, молодой человек, охваченный болью, бросился к окну и попросил стоявшего там охранника впустить его. Он склонился перед алтарем ложных богов и погрузился в теплую воду. Но сердце его не выдержало этой перемены и разорвалось. Таким образом, в стремлении спасти свою земную жизнь, он принес в жертву вечность и потерял земную.

Стражник-язычник увидел это и, внезапно просветленный Духом Божьим, поверил. Он быстро стянул с себя одежду, снял доспехи и с исповеданием веры на устах ступил на лед между мучениками. В этот самый момент сороковой ангел слетел с небес с сороковым венцом славы.

Замерзшие, скрюченные тела Сорока мучеников, все еще проявлявшие признаки жизни, были брошены в большой огонь, сожжены, а пепел брошен в реку. Христиане, однако, собрали драгоценные останки, и мощи были распределены по многим городам. Таким образом, почитание Сорока Мучеников стало широко распространенным и в их честь были воздвигнуты многочисленные церкви.

Значение

Зрителя, скорее всего, привлечет необычный вид группы из сорока мужчин разных возрастов и желаний, которые, сложив руки в молитве, стоят на замерзшем озере. Несмотря на то, что резкий мороз причиняет им почти невыносимые страдания, их лица выражают решимость, и их взгляды сосредоточены на солдате, стоящем посередине.

Слева (справа) мы видим здание, где была приготовлена паровая баня для тех, кто хотел бы отказаться от своей веры во Христа и принести жертву языческим идолам. Через открытую дверь входит человек, который не перенес страданий и предал свою веру. За этот поступок он заплатил жизнью. На переднем плане страж, который решил стать христианином и присоединиться к мученикам. Над головами мучеников зритель может увидеть сорок царских корон, венцов мученичества. Христос Пантократор благословляет всю сцену с небес.

В чём помогают святые

Наиболее часто святым молятся в следующих случаях:

  • чтобы избавиться от отчаянья;
  • для обретения стойкости, мужества;
  • чтобы преодолеть беды и преграды на жизненном пути;
  • для сохранения и возврата веры.

Молитва

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем.

Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Храмы, посвященные Сорока мученикам, мы можем найти в Севастии и Кесарии. В Иерусалиме, в храме Гроба Господня находится часовня Сорока мучеников. Им посвящены монастырь Ксиропотам на Афоне и церковь Сорока святых мучеников 13 века в Велико-Тырново, Болгария.

В сирийском городе Алеппо армянский собор посвящен Сорока мученикам. В храме Святой Софии в Охриде в современной македонской Республике и в Киеве находятся их иконы, датируемые XI и XII веками. В Риме молельня VIII века посвящена Сорока мученикам, а в храме Санта Мария Антика мы можем найти фрески, которые изображают их историю.

Сорок Севастийских мучеников

Житие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.

В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».

Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной

И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.

Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» – сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.

Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.

Когда празднуется память сорока Севастийских мучеников

Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, празднуется в Русской Православной Церкви 22 марта по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована.

Читайте также:  Икона Божией Матери "Табынская": история, значения, в чем помогает и как молиться, где находится

Храм 40 Севастийских мучеников

Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28.

В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.

Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.

Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной

Молитвы святым сорока мученикам Севастийским

Молитва первая

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона 40 Севастийских мучеников

В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.

В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых.

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков».

На заставке: фрагмент – Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной

Сорок мучеников Севастийских, в Севастийском озере мучившихся

День памяти 22 марта.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СОРОКА МУЧЕНИКАМ СЕВАСТИЙСКИМ

Тот подвиг, который совершили эти люди, напоминают нам о человеческой стойкости и преданности. Святым Севастийским мученикам обычно молятся для обретения стойкости, о помощи в преодолении бед и тяжелых испытаний, в отчаянии, и самое главное- о сохранении и укреплении веры.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ИСТОРИЯ ПОДВИГА СОРОКА МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

Триста лет после распятия Господа Иисуса христиане подвергались гонению со стороны язычников. Так продолжалось до 313 года, когда святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но во многих провинциях все равно властвовали язычники, такие, как Агриколай, командовавший гарнизоном в городе Севастии (на территории современной Турции).
Зимой 320 года он приказал своим воинам совершить жертвоприношения идолам, но нашлись сорок человек, которые отказались выполнить приказ и объявили, что они — христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.

Сначала Агриколай попытался уговорить их, посулил деньги и повышение по службе. После этого принялся угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но бесстрашные солдаты отвергли все предложения и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Заключенные стали молиться и однажды ночью услышали глас:

«Претерпевший до конца спасется».

Спустя неделю в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и приказал побить воинов-христиан камнями. Но камни не причинили мученикам вред, они просто летели мимо цели. Даже камень, который бросил сам Лисий, попал в лицо Агриколаю.
Мучители смутились от увиденного и решили вернуть узников в тюрьму, чтобы придумать, как с ними поступить.
Ночью в темнице люди снова услышали утешающий голос Господа:

«Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день храбрых воинов связали и повели к озеру, которое было возле города Севастии. В тот день был сильный мороз, воинов раздели, а потом загнали прямо в ледяную воду. При этом, на берегу мучители соорудили баню, затопили ее и сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа.


Всю ночь воины стояли в ледяной воде, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А ведь муки эти по силе сравнимы с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но, только он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

Ночь продолжалась. Один из стражников, Аглаий, был очень удивлен тем, что он видел: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял.
Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда человек сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» — и побежал к мученикам. Он молился:

«Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины до сих пор живы, да еще среди них оказался один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.
Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости были брошены в реку.
По истечении трех дней мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке. О чудо: кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их.

Эти люди, любящие Христа, не на словах, а на деле доказали свою любовь, не отрекшись от Господа даже при угрозе своим жизням. Явивши своим мучителям образец стойкости и твердости духа, они уже при жизни были отмечены Божией Благодатью, которая помогает людям вытерпеть любые, даже самые невообразимые мучения. Они показали настоящий пример веры в Бога.

В день памяти Севастийских мучеников на Руси издавна был обычай лепить из теста и печь «жаворонков» — булочек в виде птиц.
Почему жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взлетает вверх, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется наверх, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз.
Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем вас, святии мученицы, и чтем честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Ссылка на основную публикацию