Икона Симеона Верхотурского: история и значение, в чем помогает и как молиться

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой праведный Симеон Верхотурский: житие, икона, мощи

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Симеон Верхотурский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Он – пример настоящего праведника, жизнь которого с самого рождения уже была отдана Богу. Его земные дела поистине велики и чудесны, ибо даруют веру и открывают дорогу в вечное царствие.

Настоящее достояние истории и культуры православной религии Симеон Верхотурский – чудотворец и праведник, врачеватель людских душ и великий назидатель. Его блаженная простота стала образцом для многих, кто уверовал в Господа, ведь именно в ней и заключается спасение.

Житие святого

Житие Симеона Верхотурского отличалось особым смирением. Родившись в достаточно обеспеченной семье и имея дворянское происхождение, он с самого начала своей сознательной жизни выбрал путь отшельника и странника. Главным аспектом его христианского подвига можно назвать так называемое “социальное опрощение”, когда человек не делит людей на классы и не относит себя к какому-либо из них. Все равны перед Богом и имеют равные права. И если Господь в душе, то нет разницы, кто есть кто, главное – праведная вера, непоколебимая и незыблемая.

После смерти родителей он пришёл на Урал и поселился в Верхотурье (откуда потом и пошло его церковное имя), где в то время было очень много ново-просвещённых жителей, которым нужна была его помощь и поддержка. Там он провёл большую часть своей жизни, скрывая от всех своё истинное происхождение. Именно с тех пор праведный Симеон Верхотурский почитается как небесный покровитель всей уральской земли.

Святой всегда был против праздного образа жизни и учил людей жить правильно, согласно законам Божьим. Также поразительным было и его отношение к несправедливости, которая нередко имела отношение и к нему самому. Не единожды терпя физическое и моральное унижение, он оставался несломленным и продолжал идти своим путём, так как знал, что с ним сам Господь, и всегда чувствовал Его защиту и любовь.

Скончался праведный в Меркушине (неподалёку от Верхоутья) в 1642 году в возрасте 35 лет и был похоронен на кладбище при тамошней церкви.

Святой Симеон Верхотурский явил собою новый тип святости – “опрощение”. Он открыл православному миру всю простоту и чистоту настоящего праведника, коим являлся сам, и показал, что настоящее и самое ценное находится в самом человеке, а не во внешних проявлениях.

Исцеляющие мощи

В 1692 году останки святого были подняты из могилы. Его тело оказалось нетленным, и местные жители расценили это как знак святости. Мощи Симеона Верхотурского стали настоящим чудом, ибо исцеляли от всяческих напастей, среди которых:

  • параличи, кожные заболевания, болезни глаз;
  • изгнание нечистой силы;
  • излечение от пьянства;
  • утешение и врачевание душевное;
  • защита от негативных природных явлений.

После множества освидетельствований 30 декабря 1694 года митрополит Игнатий перенёс их в церковь родного Меркушино, покрыл гроб шёлковой пеленой и дал наказ собрать все известные сведения о жизни праведного, дабы его след остался в истории христианства в виде написанного жития и акафиста.

В 1604 году был основан Верхотурский монастырь (Верхотурский Николаевский, Свято-Николаевский мужской монастырь) в том же городе Верхотурье иеромонахом Ионою из Пошехонья.

В 1704 году мощи праведного были перенесены в Николаевский монастырь и помещены в серебряную раку. Через 12 лет весь монастырь был поглощён пожаром, но мощи святого Симеона остались целыми и невредимыми.

Известен и тот факт, что при монастыре ещё до революции 1917 года действовали двухклассная школа и богадельня. А уже через 7 лет он был закрыт, а его помещения использовались как колония для малолетних преступников. И только в 1990 году монастырь был возвращён Русской православной церкви.

С этого же времени началось его полное возобновление.

Икона Симеона Верхотурского

На этом старинном шедевре православного иконописного искусства, который относится к иконографическому типу XIX века, праведный изображён в синем кафтане и с молитвенным свитком в левой руке на фоне красивой природы его родной тайги.

  • Неподалёку виднеется церковная маленькая часовня, как напоминание о скромности святого. Вверху – изображение Христа, который благословляет Симеона на духовные подвиги.
  • Его изображение на иконе поражает своей простотой, чистотой и искренностью: на нём он вечной молодой, добрый, излучающий радость и любовь к ближнему. Созерцание святого в таком обличии очень располагает к себе, несёт покой, умиротворение и веру в лучшее.
  • На свитке, находящемся в руке Симеона, можно прочесть надпись: “Молю вас, братия, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную”. Этими словами он зовёт каждого встать на праведный путь, который приведёт к вечному Небесному покою и счастью.

Икона, как и сам святой праведный Симеон Верхотурский, пережила интересную и долгую историю. Примечательно и то, что, имея возраст более 100 лет, она совсем не потеряла своей красочности и прочности. Также существует удивительный факт о том, что две иконы святого Симеона Верхотурского находились среди икон, которые сопровождали семью императора Николая II в её скитаниях.

День Симеона Верхотурского

12 сентября 1704 года по благословению митрополита Филофея было совершено перенесение святых мощей праведного в Верхотурский монастырь. С того времени именно в этот день церковь празднует второй день памяти святого (первый отмечается 18 декабря).

В этот день верующие люди приходят в храмы к иконам Симеона Верхотурского и воздают молитвы о спасении и исцелении. И сегодня известно немало фактов, которые свидетельствуют о настоящих чудесах. Праведный помогает побороть болезни телесные и душевные, найти свой путь в жизни тем, кто запутался в терниях земного бытия, учит в любых жизненных ситуациях оставаться Человеком.

Через молитвенные слова и песнопения к святому Всевышний являет душевное утешение, укрепление духа и вразумление. Также к помощи Симеона часто обращаются бедствующие путники с просьбами помочь им в дороге, избавив от смертельной опасности. К нему идут в поисках смирения, ибо это единственный путь к обретению Господней благодати и вечной жизни.

Да хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео о святом Симеоне:

Икона Симеона Верхотурского

Самым почитаемым святым на Урале и в Сибири является Симеон Верхотурский. Именно его считают покровителем и защитником этих земель. Ему возносят молитвы в минуты слабости, душевного беспокойства и болезнях. Икона Симеона Верхутурского висит в местных храмах и помогает нуждающимся.

Жизнь Святого

  • 11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
  • 25 мая – Второе обре́тение мощей
  • 23 июня – Собор Сибирских святых
  • 25 сентября – Перенесение мощей
  • 31 декабря – Прославление

Время рождения святого – 17 век. А место — европейская часть России. Симеон Верхотурский по своему происхождению был дворянских кровей, но тщательно держал это в тайне это и вёл бедную жизнь. Он приходил в деревни и даром шил полушубки и другую верхнюю одежду для нищих людей. Всю свою жизнь он много блуждал по стране. Жил Симеон в селе Меркушинское, которое находилось рядом с городом Верхотурье Пермского края. Святой очень любил природу уральского края и всегда с радостью любовался ее величием и красотами. В свое свободное время Симеон мог в одиночестве рыбачить, в таком состоянии он часто вспоминал последователей Иисуса, потому что сам продолжал их миссию. Праведник обладал настолько чудесными особенностями говорить и слушать, которые помогали жителям Урала и Сибири в решении их душевных и физических проблем. Именно в этих местах святого особенно почитают до сих пор. Умер Симеон в 1642 году и был погребен возрасте 35 лет совсем молодым юношей. Его тело было погребено на Меркушинском погосте при храме Архистратига Михаила. Считается, что даже после смерти Симеон помогал людям. Он часто снился больным и вылечивал их болезни, избавлял людей от порока пьянства.

Описание иконы Симеона Верхотурского

Это прекрасный иконописный шедевр девятнадцатого века, на котором изображён праведник в одежде синего цвета. В руках у него молитвенный свиток, фоном является его любимый край с прекрасной природой.

  • Позади виднеется маленькая церквушка, напоминающая о небывалой скромности святого. Слева можно разглядеть рисунок Христа, благословляющего праведника на духовные проповеди.
  • Икона, на которой изображён Симеон, удивляет своей искренностью и чистотой. В момент созерцания святого чувствуется покой, благодать и человек начинает верить в лучшее.
  • Свиток, который держит в своих руках Симеон, содержит следующие слова: «Молю вас, братия, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную». С их помощью он призывает верующих выбрать праведный путь, благодаря которому люди смогут обрести вечное Небесное счастье и покой.

Икона святого Симеона помогает людям в избавлении от разных недугов, в числе которых:

  • проблемы кожи и глаз;
  • душевная болезнь;
  • помощь в избавлении от алкоголизма;
  • защита от нечисти и негативных явлений природы.

День памяти Симеона Верхотурского

Дни памяти святого приходятся на 12 сентября и 18 декабря. Только в эти даты местные жители приходят в церкви, чтобы произнести молитвенные песни о помощи над иконами праведника.

В наши дни существует много известных фактов о чудесных исцелениях больных. Симеон может помочь в борьбе с болезнями души и тела, найти свою дорогу в жизни, учит оставаться человеком в сложных ситуациях.

Благодаря молитвам и песнопениям к великим святым людям получают утешение души, крепкий дух и разум

Кроме того, Симеон помогает путникам, которые оказались в беде, найти верную дорогу и предостеречь от гибели. Для многих важен путь смирения, так как люди считают, что это единственная возможность обрести Господнюю благодать и вечную жизнь.

Как молиться перед иконой

Молитва к иконе Симеону Верхотурскому:

Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу, да в видения восход обрящеши горе, отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца, но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к раце мощей твоих, праведный Симеоне! Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, и моли спасти души наша.

Главное, чтобы Ваша молитва шла от чистого сердца и была произнесена с чистой душой и добрыми мыслями, тогда Ваша просьба будет услышана и непременно исполнена Святым Симеоном Верхотурским.

Симеон Верхотурский Чудотворец – покровитель Уральской земли

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

В Сибири и на Урале до сих пор есть глухие места, где время словно остановилось. Там непроходимые болота, глухие леса, там скрываются от людских взоров подвижники благочестия. В начале 17 века один такой скромный и благочестивый человек жил в 50 верстах от Верхотурья. Родом он был не из этих мест, а из центральной России. Звали его Симеон.

Читайте также:  Грузинская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Содержание страницы

Житие

Дворянин по происхождению, он отрекся от мирской суетной жизни и пришел в глухую местность в районе села Меркушино. Окрестная природа, дикие места привлекали отшельника своей первозданной красотой. Он часто уединялся где-нибудь на берегу реки Туры, проводя время в молитвах и ловле рыбы.

Симеон Верхотурский
Школа или худ. центр: Невьянск
Вторая четверть XIX в.
Дерево, шпонки торцовые (нижние и боковые поля спилены). Паволока, левкас, темпера, золочение.
27.3 × 21.5 × 2.8 см
Музей «Невьянская икона», Екатеринбург, Россия
Реставрация: 1997 — Пузанков Ю. А.

И сейчас известен камень, на котором сидел праведный Симеон, неподалеку стоит Крест с памятной надписью. Кроме рыбалки святой зарабатывал себе пропитание шитьем зимой шуб для селян. В те времена, было принято так, что портные жили в домах, которые они обшивали. Хозяева кормили труженика, пока он работал. Но обычный портной мог заработать за сезон достаточно денег, чтобы позаботиться о себе.

Полезные материалы

Смиренный же праведник зная, что ему предстоит получение оплаты за труд, тайно уходил из дома, бросая работу чуть не доделанной. За это его обычно ругали, а где-то и били. Но вскоре селяне поняли, что он это делает, чтобы не брать денег за работу.

Подвижник с радостью переносил неудобства и лишения страннической жизни. Его доброе слово, растворенное любовью к Богу, укрепляло людей в вере Христовой. Но еще более святой проповедовал своим примером целомудрия, воздержания, чистоты душевной и телесной. Он часто посещал храм во имя Архистратига Михаила в селе Меркушино. И был погребен неподалеку от этого храма около 1642 года. Из-за крайнего воздержания и скудной жизни подвижник умер, не дожив до старости.

Симеон Верхотурский в молении
Школа или худ. центр: Екатеринбург
1830-е годы
Дерево (доска паркетирована). Левкас, темпера.
35.8 × 19.3 × 2.3 см
Свердловский областной краеведческий музей,
Екатеринбург, Россия
Инв. И-414

Явление мощей

Его смиренная, одинокая жизнь была неприметной и потому известно мало подробностей о его подвижнической жизни. И память о нем исчезла бы совсем, если бы не сам Господь чудом не напомнил людям о праведнике, достойном глубокого уважения.

Но к тому времени уже все забыли имя похороненного в этом гробу праведника. Набожные люди возносили благодарение Богу за явленное чудо нетления мощей и начали распространять молву о гробе, вышедшем из могилы.

Симеон Верхотурский
В окладе
1839 г. (оклад — 1847 г., Пермь, мастер «И. Р.»
Дерево. Левкас, масло. Серебро, чеканка, золочение.
На бортике оклада клейма: герб Перми,
«84» (проба серебра), «И. Р.» (мастер-изготовитель),
«И. Т./1847» (пробирный мастер Иван Титов?).
22.6 × 18 × 2.6 см
Музей «Невьянская икона», Екатеринбург, Россия

Между тем начали происходить исцеления. Воевода Антоний Савелов проезжал через Верхотурье к новому месту службы. Он взял с собой любимого прислужника Григория, который к тому времени уже целый год был разбит параличом. Там они услышали о чудесных мощах, явившихся недавно в селе Меркушино. Расслабленный попросил, чтобы его отвезли туда, помолился, потом взял землю, обтерся ей и сразу почуял, как в его члены возвращается сила. Выздоровевший больной прославил Господа и отправился обратно, прихватив с собой немного земли с чудесной могилы.

Вскоре Григорий встретился со своим другом, служившим другому воеводе, Ильей Головачевым, страдавшим сильной болезнью глаз. Тот находился в тяжелом унынии, боясь совершенно потерять зрение. Тогда Григорий рассказал другу о своем чудесном выздоровлении и предложил помолиться неизвестному подвижнику.

Илья с верой в силу праведника взял у Григория немного земли, положил ее под повязку к глазам и в следующую ночь проснулся от того, что из них текла кровь. Утром он обнаружил, что стал здоровыми и в великой радости поехал в Меркушино, чтобы поклониться чудесным мощам.

Между тем у воеводы Нарышкина тоже болела глазами дочь. Услышав о исцелении своего слуги он отправился с ней к могиле и заказал панихиду. После молитвы дочь приложила к глазам землю с гроба и сразу получила исцеление.

Скоро о явившихся мощах и чудесах узнали в Тобольске. Объезжая Сибирскую епархию по поручению архиерея, приехал в Верхотурье помощник митрополита. Это происходило в 1693 году. Помощнику рассказали о необычных чудесах и свозили на тот погост, где нашли гроб, вышедший из земли. Вернувшись домой, священник обо всем доложил своему владыке.

В следующем году произошли новые чудеса от мощей. Вначале исцелился житель Верхотурья Иоанна Григорьев от расслабления, затем выздоровела его дочь от болезни, покрывшей язвами все лицо. После произошло еще одно чудо. Всадник объезжал коня и упал, раздробив при этом ногу так, что не мог подняться. Больного привезли к могиле праведника. Там он попросил отслужить вначале молебен покровителю Храма рядом с которым находилась могила, а затем панихиду святому, имя которого все еще не было известно. После этого опухоль на ноге спала, боль прошла и человек стал здоров, как будто никогда не болел.

Симеон Верхотурский в житииШкола или худ. центр:
Верхотурский уезд
Середина — вторая половина XIX в.
Дерево, шпонки торцовые.
Паволока, левкас, темпера, имитационное золочение.
17.5 × 14.7 × 2.3 см
Частное собрание, Екатеринбург, Россия
Реставрация: 1997 — Бызов О. И.

Открытие

18 декабря 1694 года в Верхотурье нужно было освятить храм. Для этой цели туда направился митрополит Тобольский Игнатий. С ним были несколько священников и монахов. Они задержались в другом селе, в семи верстах от Меркушино. Владыка, зная об этой истории, не захотел сам осмотреть мощи, а послал туда Исаака, Далматовского игумена, и других представителей духовенства. Они прибыли на место и сняли крышку гроба, чтобы составить акт об освидетельствовании нетленных мощей. Они увидели сохранившееся тело праведника. Истлела только некоторая его часть.

На другой день прибыл в село митрополит. Он посетил храм Архистратига Михаила и выслушал доклад игумена Исаака о вскрытии мощей. Владыка пришел в недоумение, услышав рассказ священников. В тот же день у него начал болеть левый глаз. Вначале митрополит подумал, что это произошло от простуды, но потом ему пришла мысль, что эта болезнь послана за то, что не он сам проводил освидетельствование.

Тогда преосвященный после Литургии вместе с духовенством отправился к могиле и, открыв гроб, увидел все сам и сказал такие слова:

Даже сам гроб был целым, хотя прошло со дня захоронения больше пятидесяти лет. После панихиды он снова был частично присыпан землей. А над тем местом к тому времени уже стоял небольшой сруб — часовня. Так произошло первое освидетельствование святых мощей праведника. Но все еще не было известно его имя.

Преосвященный обратился к народу и спросил, не знает ли кто-нибудь похороненного здесь человека. Из толпы вышел старец по имени Афанасий и рассказал о жизни праведника, о его происхождении, но имени назвать он не смог. Тогда архиерей наказал всем, чтобы молились Богу, и сказал, что он сам тоже будет молиться, и Господь поможет узнать имя своего раба.

Отъехав немного, митрополит Игнатий размышлял о том, что если Господь явил мощи праведника, то откроет и его имя. Задремав с этими мыслями, владыка дважды услышал голос: «Симеон имя его!» А потом и в третий раз то же. Исполнившись радости, митрополит проснулся и понял, что это было откровение свыше. Такое же откровение было явлено иеродиакону Василиду. Во сне он так же услышал голос, что имя усопшего — Симеон.

Закончив дела в Верхотурье 27 декабря 1694 года, митрополит снова заехал в Меркушино. Священник Михайло-Архангельской церкви рассказал, что за день до прибытия владыки, ему приснился сон. Будто ему приказали служить литию у гроба, а он стоит и не знает, каким именем называть умершего. И, вдруг, ему слышится голос: «Поминай его Симеоном».

На другой день митрополит Игнатий еще раз осмотрел останки, поклонился им и торжественно объявил всем, что это праведный Симеон.. Вскоре записали историю явления святыни, сочинили акафист и стали собирать рассказы о чудесах от святых мощей, который с того времени стало еще больше.
Мощи переносят в Верхотурье.

В 1704 году народ решил, что святой Симеон достоин более высокой чести, чем находиться на Меркушинском кладбище. Для осуществления задуманного, вначале нужно было испросить благословение архиерея. К тому времени Тобольскую кафедру был назначен митрополит Филофей. Он дал согласие на перенос мощей в Верхотурье. Тогда священные останки благоговейно переложили в новую раку, и 12 сентября задуманное благочестивое дело благополучно завершилось. С тех пор праведного Симеона стали называть Верхотурским.

В 1798 году для мощей была изготовлена медная рака, в 1848 – серебряная, с позолотой стоимостью 14573 рубля.

В 1914 году по случаю открытия Крестовоздвиженского собора и перенесения туда главной святыни края, стараниями Государя Николая была изготовлена и привезена новая сень для мощей, которую поставили над серебряной ракой. На ней было выгравировано много украшений, икон и вся она была покрыта золотом. Два века великий праведник спокойно почивал в Верхотурье в своих мощах, пока не приблизились тяжелые испытания.

Николай Чудотворец и Симеон Верхотурский
Последняя четверть XIX в.
Дерево, пазы от врезных сквозных утраченных шпонок. Грунтовка, масло.
35.8 × 30.3 × 2.1 см
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург, Россия
Инв. И-423
Реставрация: 1997 — Гордиенко Т. А

Изъятие

С приходом к власти большевиков нарушилась спокойная жизнь святой обители. В 1920 году безбожники решили испортить верующим великий праздник. Была образована комиссия из представителей власти, которая должна была 25 сентября вынуть мощи из ковчега с целью надругаться над святыней. Это знали священнослужители и старались как можно дольше затянуть богослужение.

Храм и соборная площадь были переполнены богомольцами. После литургии начали медленно читать акафист. Люди начали рыдать, чувствуя недоброе. Уже два часа комиссия ждала окончания службы и, наконец, не выдержала.

Председатель комиссии приказал прервать службу, но получил отказ. Тогда красноармейцы с силой протиснулись через богомольцев, растолкали монахов, окружавших раку с мощами. Затем военные с большим трудом вынесли мощи на паперть.

Архимандрит Ксенофонт, сняв пелену с мощей, отказался дальше производить вскрытие. Тогда безбожники сами начали осквернять святыню, доставая руками части тела праведника и складывая их на стол. Толпа народа стояла в оцепенении от невиданного кощунства. Когда гробницу опустошили, ее перевернули, вытряхнув оттуда пух, на котором почивали мощи праведника.

Плачущие богомольцы старались схватить пушинки, чтобы спрятать их за пазухой. Комиссия, закончив кощунство, разрешила монахам сложить останки обратно в гробницу. На другой день был арестован архимандрит Ксенофонт и многие другие монахи.

В 1926 году Крестовоздвиженский собор был закрыт, мощи забрали в краеведческий музей г. Нижний Тагил. Когда набожные люди начал идти в музей как в паломничество, власти перевезли мощи в Свердловск в 1935 г., где они были помещены в качестве экспоната в музей атеизма в доме Ипатьева, а в 1946 году останки забрали из музея и они считались утерянными.

Читайте также:  Икона Божией Матери "Отрада и утешение": история, значение, в чем помогает и как молиться

Возвращение святыни

В год празднования Тысячелетия Крещения Руси некоторые святыни были возвращены православным. Мощи Верхотурского молитвенника были обнаружены в кладовых полуразрушенного собора Александра Невского. Даже после смерти смиренному рабу Христову опять пришлось терпеть лишения и скорби, как когда-то в земной жизни. В течение 63 лет останки праведника находились в поругании от безбожников.

Подарки от Симеона Верхотурского

Симеон Верхотурский вошел в мою жизнь рождественской сказкой, начало которой, впрочем, отнюдь не романтическое. Но ведь в сказках главное конец! И не случайно память его приходится на 31 декабря – день, в который так хочется чуда…

Предупреждаю, начало будет страшное. Итак… Вокруг цвела послепасхальная весна, а мой сын Николай сломал обе ноги, причем лодыжки в нескольких местах, порвал связки, мышцы и сухожилия. Я до сих пор вздрагиваю, когда слышу сочетание «множественные переломы».

Спросила у главного хирурга: «Сын ходить будет?» «Возможно, когда-нибудь…» – был ответ

Часа четыре врачи возились, а после вывезли на каталке наполовину загипсованного человека с чужим выражением лица. Я пошла за медсестрой в палату, присела на краешек кровати, и стало сверлить навязчивое «Почему?». Судя по тому, что со мной медики говорить не хотели, дела плохи. В коридоре я спросила у главного хирурга: сын ходить будет?

– Возможно, когда-нибудь… – ответил он и зашел в ординаторскую.

Я погладила гипсовые бугорки, под которыми были колени, и тихо заплакала. Если бы мне сейчас предложили с сыном поменяться местами, я, не раздумывая, согласилась бы. А бездвижная юность – это, ну, не знаю…

Сунув руку в карман в поисках носового платка, нашла там конверт с поздравлением: такие схиархимандрит Илий перед Рождеством и Пасхой ежегодно посылает всем духовным чадам; текст, понятно, каждый раз разный.

«Дорогая о Господе Ольга. Печать с кустодию двадцать столетий желает неизменно хранить Гроб Господень, но не убережет самовластной силы Божества. Благодатный огонь накануне самой Пасхи каждый год свидетельствует, что было и есть Воскресение Христово. Пробивая толщу времен и тьму земной жизни, Воскресение Христово каждый год нам свидетельствует, что Христос воскрес. В этом победа жизни открыла путь всякой плоти, совоскресив ее с собою.

Христос воскрес – и безнадежность смерти сокрушена. И сила смерти уже истощилась, и звучит благовест о воскресении и о жизни, он звучит праздничным победным звоном колоколов, пробуждая охладевшие души к жизни.

Дорогие возлюбленные, утвердим в сердцах пасхальный зов Воскресения, чтобы обильнее и дружней воскресала наша Святая Русь к вере и благочестию, чтобы победить власть лжи, греха, тьмы».

Я посмотрела на часы: по прогнозам врачей, сын должен был еще полтора-два часа спать. Чтобы куда-то себя деть, я тихо выскользнула из палаты и направилась в храм.

В церкви, где утром поздравляли нас с причастием, в обед отказывались верить в постигшее несчастье. Служащие собрались вокруг меня и предлагали помощь, кто-то инвалидное кресло, кто-то сорокоуст о здравии, а одна бабушка, услышав наш разговор, вспомнила, что у нас есть святой, которому молятся «персонально» при болезнях ног. Меня тогда очень смутило это «персонально», но водосвятный молебен праведному Симеону Верхотурскому тут же заказала и отстояла, как положено. Благо, подоспевший священник, узнав о беде, согласился отслужить его без промедления.

Водой с молебна брызгала гипс на ногах и плакала, про себя молилась Симеону

А потом водой с молебна брызгала гипс на ногах и плакала, про себя молилась Симеону, Николаю Чудотворцу и просто всем святым. Информацию о Верхотурском праведнике я нашла в интернете – не будь этой всемирной паутины, вряд ли бы я в полной мере открыла тогда для себя столь богоугодную личность. А пока – черно-белая икона на принтерной бумаге, закрепленная по углам кнопками, висела у изголовья больного и вселяла чувство радости. В самом деле, много ли мы знаем святых, которых бы изображали на фоне реки и леса? Мы тогда трактовали это так: «Значит, Симеон вымолит у Бога здоровья для ног, чтобы ходить в лес по грибы-ягоды, купаться и ловить рыбу».

В общем, безоговорочно верилось в это.

Сейчас за давностью хронологию не припомню, но уже 9 мая сын маршировал в колонне с флагом, а в конце месяца возобновил игру в футбол и даже попросил купить новый мяч, а то «из этого уже вырос». Когда мы пришли сдавать костыли сестре-хозяйке, она, выслушав наш рассказ, имя небесного заступника записала на коробке стирального порошка со словами: «Мне самой ой как надо».

Через год после быстрого и абсолютного выздоровления поехали и мы с Колей в Верхотурье – в Свято-Николаевский мужской монастырь. В величественном храме, где почивают мощи праведника, был отслужен благодарственный молебен Спасителю.

А мы после богослужения напросились на послушание. Нас определили в трапезную чистить рыбу. Глядя на чаны с большой, величиной с руку взрослого человека, горбушей, меня охватил страх: а справимся ли?

– Справитесь, справитесь, – вздохнул молодой повар Николай. – Батюшка Симеон здесь всем помогает.

– Часа за три успеете.

В это поверить трудно, но мы действительно управились, и когда к назначенному сроку Николай пришел смотреть нашу работу, цокнул языком и пожурил: что ж вы, мол, скрывали; профессионально ведь владеете мастерством: вон как лихо разрубили, обстругали; не каждый заправский кок на корабле так сможет!

В ответ я пролепетала, что вообще-то первый раз в жизни чистила рыбу, а про сына и речи нет – он еще школьник. И он тут же виновато добавил:

– Не умею я чистить рыбу… совсем…

Мне кажется, повар так и не поверил в наше дилетантство.

И небо становится ближе… Святой праведный Симеон Верхотурский

25 сентября – память святого праведного Симеона Верхотурского

Большинство людей любят путешествовать, бывать в интересных местах, видеть нечто необычное, знакомиться с новыми людьми. Ради свежих впечатлений некоторые преодолевают огромные расстояния, забираются в такие уголки планеты, куда редко ступает нога человека.

Но сколько бы человек не гонялся за впечатлениями, все рано или поздно приедается, радости с каждым разом становится все меньше и меньше и, в конце концов, наступает момент, когда этот удивительный и разнообразный мир кажется скучным, серым и неинтересным.

Однако совсем иначе смотрят на окружающую действительность те, кто, полюбив дорогу, выбрали целью своих поездок места, где можно отдохнуть душой, – святые места. Эти мудрые путешественники никогда не пресыщаются, потому что невозможно пресытиться благодатью.

Я решила последовать их разумному примеру и дать своей душе единственную потребную ей пищу, напоить ее из чистого источника отеческой веры: поехать в место дивное, святое. Помолившись, я отправилась в гости к праведному Симеону Верхотурскому.

«Сенькой звали его»

Это было очень давно – в XVI веке. В сибирском селе Меркушино в Верхотурском уезде поселился странный человек. Его манеры выдавали в нем благородное происхождение, однако жил он, как крестьянин: ел простую пищу, спал, как и все деревенские жители, на полу, своим трудом добывал себе пропитание. Собственного угла не имел, но зато знал ремесло – шубы шил. По тогдашней традиции, кого обшивал, у того в избе и жил, и питался тем, что дадут. Для сибирской стороны портняжничество – дело прибыльное, но этот чудак зачастую, немного не закончив работу у одних хозяев, переходил на постой к другим.

Сибирь тогда была дикая, полуязыческая, нравы у людей простые. Ох, и доставалось Симеону от разгневанных хозяев! И били его, и ругали, и денег за работу вовсе не давали. Ведь большинство людей думали, что им двигало корыстолюбие: в другом доме пообещали больше – вот он и ушел. Кому могло прийти в голову, что портной поступает так именно для того, чтобы избежать земного вознаграждения за свой труд и еще больше смириться? Симеон молча переносил оскорбления и побои, без ропота, без обид.

На местных девчат он не заглядывался: хоть и молод был годами, а семьи не заводил. Однако часто беседовал с детьми, рассказывал им о Христе, наставлял в истинной вере, и чистые души с детской простотой впитывали в себя слова праведника.

Когда в селе построили деревянный Михаило-Архангельский храм, многие часы Симеон стал проводить там, в доме Божием. Нередко видели Симеона на берегу реки Туры, где он подолгу просиживал с удочкой. И никто не мог даже помыслить, глядя на одинокую фигуру Симеона, что сердце его непрестанно беседует с возлюбленным Господом…

Он умер молодым, прожив чуть больше тридцати лет. Местные жители похоронили его и забыли, что был такой. А через пятьдесят лет земля сама вдруг вынесла из своих недр на поверхность гроб. Сквозь щели дощатой крышки сельчане увидели нетленные мощи праведника…

Кинулись вспоминать, кто такой, как звали – никто не знает. Слишком потаенную жизнь вел этот человек. Стали всем миром молиться, чтобы Господь, явивший Своим людям нового святого, открыл и его имя. Через некоторое время митрополиту Тобольскому Игнатию, проводившему освидетельствование новоявленных мощей, был голос во сне: «Сенькой звали его». Прославленного на Небе, Симеона, наконец, прославили и на земле.

Чудеса и исцеления от мощей святого праведного Симеона происходили бесчисленные, и в те далекие времена, и в наши дни. Глухое сибирское село наводнилось богомольцами, с той поры и до наших дней не прекращается в эти места паломничество: едут и едут верующие к святому – кто за помощью в житейских нуждах, кто за исцелением, кто за утешением в скорбях, а кто, как я, желая прикоснуться душой к святыне и обрести покой.

Благословенное Меркушино

Дорога вдоль реки Туры величественно-прекрасна: зеленые луга, холмы, ширь долин и темная зелень непроходимых лесов… Но вот, после очередного изгиба голубой ленты, взору предстает зрелище, от которого захватывает дух: ярче солнца горят на фоне лазурного осеннего неба золоченые кресты на куполах меркушинских храмов. На том месте, где были обретены нетленные мощи, возвышается Свято-Симеоновский храм, а рядом, соединенный с ним светлой галереей, храм в честь Архистратига Михаила. В середине прошлого столетия этот исторический храмовый комплекс был разрушен, но в 90-х годах его восстановили во всем его былом величии.

Самый большой храм – в честь Архистратига Михаила – столь просторный, и своды его так высоки, что кажется, будто он соткан из света. Купол уходит далеко ввысь, так что, когда смотришь вверх, даже кружится голова. Но самое удивительное впечатление производят бывающие в этих стенах Богослужения: необычайная акустика храма придает голосам певчих особое звучание. Сложно понять, где рождается звук, потому что он заполняет все пространство, долетает до самого купола и льется откуда-то с небес.

В цокольном этаже храма Архангела Михаила находится храм-баптистерий – необычайной красоты! Дневной свет туда не проникает, поэтому там всегда царит полумрак. В отблеске лампад таинственно мерцает позолоченный иконостас. Внушительных размеров купель для крещения выложена мозаичным орнаментом в византийском стиле.

Читайте также:  Икона Саваофа: история, значение, где находится, в чем помогает и как молиться

Престол этого храма освящен в честь священномученика Константина, расстрелянного в Меркушино во времена богоборческой власти. Удивительно, что мощи этого новомученика пролежали все в той же топкой сибирской земле даже дольше, чем мощи праведного Симеона – восемьдесят лет, – но при обретении их также оказались нетленны. Нетронутой временем была даже одежда убитого священника, тело его не закоченело и сгибалось. Поистине благословенна меркушинская земля, во все времена являющая миру святых угодников Божиих!

мощи священномученика Константина Богоявленского

Сколько бываю здесь, никогда не могу налюбоваться на эти места, глаза желают, но никогда не могут удержать в первозданной красоте величие храмового комплекса, сердце щемит при взгляде на трогательно-прекрасную природу здешних мест.

Первым делом иду поклониться гробнице святого праведного Симеона, испить воды из целебного источника, бьющего в том месте, где явился на поверхность земли его гроб. Симеоновский храм построен прямо над источником. Есть места, из которых не хочется уходить, одно из них – гробница святого праведного Симеона Верхотурского: под ласковым взглядом святого, взирающего на тебя с иконы, чувствуешь себя хорошо и уютно, как дома. Сейчас гробница праведного Симеона – это выложенная мраморными плитами маленькая комнатка с источником посередине, расположена она прямо под алтарем Симеоновского храма. Время здесь движется совсем незаметно, а иногда кажется, будто оно вовсе останавливается, замирает и превращается в вечность.

Самих мощей в гробнице нет. Они в Верхотурье, в Свято-Николаевском мужском монастыре, куда их торжественно перенесли почти сразу же после обретения – в 1704 году. Налюбовавшись милыми сердцу местами, я попрощалась с Меркушино и отправилась в дальнейший путь, поклониться мощам праведника. Ведь если не увидел хозяина, то как можно считать, что побывал в гостях.

По дороге мне предстояло сделать несколько остановок. Первая – в месте уединенных молитв праведного Симеона, это совсем близко, километров десять от Меркушино. Здесь сохранился камень, сидя на котором святой молился и удил рыбу. В XIX веке на этом пустынном берегу стояла часовня в честь святого, которую в советские годы разобрали, теперь на ее месте поклонный крест, а рядом – деревянный храм в честь Всех Сибирских Святых, в котором регулярно совершаются Богослужения. Когда бываю в этом месте, то всегда почему-то кажется, будто святой и теперь пребывает незримо здесь. Хочется, как он, сесть на камень близ реки и долго-долго сидеть неподвижно, размышляя о вечности и благодаря Творца за непостижимую Его милость к нам, людям. В душе возникает живая вера, что по молитвам Своего угодника Бог слышит тебя и все тебе прощает.

Следующая моя остановка связана с именем другого святого – блаженного Косьмы Верхотурского.

Путь блаженного Косьмы

Вскоре после того, как мощи святого праведного Симеона Верхотурского были обретены, их решили перенести в Верхотурье, в мужской монастырь, дабы облегчить доступ к ним многочисленных паломников. В резном гробе, выложенном лебяжьим пухом, мощи праведника с торжественными песнопениями и молитвословиями понесли из Меркушино в Свято-Николаевский верхотурский монастырь.

Перенесение мощей св. Симеона в 1704 г.

Вслед за Крестным ходом на коленях полз юродивый Косьма, он был увечный и не мог передвигаться иначе. Когда Косьма выбивался из сил, то обращался к святому Симеону, как к живому, с простыми словами: «Брате, Симеоне, давай отдохнем!» После этого гроб с мощами никто не мог сдвинуть с места, процессия останавливалась, а блаженный Косьма (также прославленный ныне в лике святых) отдыхал, славя Бога и благодаря своего брата во Христе – Симеона. Позже на местах этих остановок верующие воздвигли храмы и часовни.

Дорога петляет то влево, то вправо, оставляя позади леса и холмы. Но вот, за очередным поворотом на небе вновь засияли два солнца – так ярко сверкает, отражая солнечный свет, Крест Христов на луковичной головке белокаменной церкви. Это показалась во всей своей красе Свято-Косьминская мужская пустынь. В XIX веке в память об очередной остановке крестного хода, переносившего мощи праведного Симеона Верхотурского, здесь была построена церковь.

Теперь на этом месте – целый монастырь. Братия в нем живет по строгому афонскому уставу, согласно которому проход на территорию пустыни мирским лицам запрещен. Иногда братья выносят в архондарик (комнатку для гостей) ковчежец с частицей мощей самого блаженного Косьмы. Еще только переступая порог архондарика, чувствуешь необычайную духовную радость, которая усиливается при соприкосновении с самой святыней – мощами святого Косьмы. Кто знает, может, блаженный утешает таким образом тех, кто следует его дорогой и благословляет их в дальнейший путь? Хочется верить, что это так. Тем более что радость эта долго еще потом не покидает окрыленную душу.

К сожалению, другие святыни на пути блаженного Косьмы не сохранились: были разрушены в прошлом столетии, их восстановление идет медленно.

Хранитель уральской земли

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоан. 14:12).

Эти евангельские слова первыми приходят на ум, когда думаешь о тех многочисленных чудесах и исцелениях, которые происходили и продолжают происходить у раки с мощами святого праведного Симеона Верхотурского. Скольким слепым, хромым, увечным помог Господь во время Своей земной жизни! Чудеса не прекращаются и по сей день. Теперь их творят именем Иисуса Христа и Его святые угодники.

Симеоновы дни. Фото: Сестры.ру

Верующие едут в Верхотурье отовсюду: кто для того, чтобы попросить исцеления, кто с благодарностью за полученную помощь. Известно много случаев, когда исцеление происходило на расстоянии: человек с верой помазывал больное место масличком от мощей святого Симеона и получал полное выздоровление. Некоторые отправляются после этого в Верхотурье, чтобы поблагодарить сибирского чудотворца за его милость.

Но немало и таких, которые едут к любимому святому просто для того, чтобы еще раз увидеться с ним, помолиться, постоять в благоговейной тишине под громадными сводами величественного Крестовоздвиженского собора, в котором покоятся мощи. Обычно верующие стоят подолгу – уходить никому не хочется…

Святой праведный Симеон преставился ко Господу более трехсот лет назад, но он не покинул уральской земли, она вверена ему на хранение, как верному рабу Христову, до тех времен, пока не придет Владыка дома.

Вместо заключения

Люди долго могут скитаться по свету, заниматься разными важными делами, к чему-то стремиться, чего-то искать… Но стоит лишь попасть в святое место, как душу посещает ощущение, что все вокруг «суета сует». Душа замирает и, прильнув к святыне, кротко, но твердо возвещает: «Я нашла то, что искала, больше ничего не надо». И она долго не будет отпускать вас отсюда и потом станет всегда проситься назад, в то место, где коснулась ее Божия благодать. Моя душа полюбила Верхотурье и все те места, которые связаны с именем великого святого земли сибирской – праведного Симеона. Приезжайте и вы сюда, и кто знает, быть может, именно здесь Небо для вас станет ближе…

Симеон Верхотурский, прав.

Святой праведный Симеон Верхотурский

(память 12 сентября и 18 декабря по старому стилю)

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» — явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», — и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая — 18 декабря).

Ссылка на основную публикацию