Икона Спас Всемилостивый: история и значение, как молиться и в чем помогает

Икона Спас Всемилостивый

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого

К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона «Спас нерукотворный» в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона «Спас нерукотворный» считается одним из самых первых христианских изображений, на котором увековечили лик Иисуса Христа. Значение этого образа очень важно для православных верующих, его нередко приравнивают по значению к кресту и распятию. Верующие всегда интересуются значением этой иконы, а также от чего защищает икона «Спас нерукотворный».

История святого Лика

Образ Христа «Спас нерукотворный» имеет особо значение для иконописи. Эта икона имеет два варианта создания — на платке (Мандилиона), на плите (Керамион). Легенда появления образа гласит, что в своем время царь Авгарь заболел проказой и попросил Иисуса исцелить его. Спаситель написал ему ответное письмо, но излечение не наступало.

Поэтому Авгарь отправил своего слугу, чтобы тот нарисовал портрет Иисуса. Видя неудачные попытки художника, Сын Божий попросил принести ему чистое полотенце и воду. Умывшись, он запечатлел свое отражение на куске ткани. Когда слуга царя возвращался домой, он остановился на ночь в городе Иераполь и спрятал платок с ликом Христа в куче камней. Наутро на одном из них отпечатался образ Спасителя. Когда царь Авгарь прикоснулся к святому Лику, исцеление больного произошло сразу же.

Мандилиона и Керамион были доставление в Константинополь, а по истечению продолжительного времени попали и на территорию Руси. Образ Иисуса на платке имеет немного большее значение, чем на черепице. Но помощь обязательно приходит ко всем, кто молится перед этим чудотворными изображениями.

«Спас нерукотворный», значение иконы

Этот чудотворный лик Христа имеет несколько особенностей:

  • именно эта икона является обязательным элементом программы обучения иконописцев и их первой самостоятельной работой;
  • это единственное изображение Иисуса Христа с нимбом, замкнутого типа. Это символизирует гармонию и завершенность мирового устройства;
  • симметричность изображения лица Спасителя. Только глаза слегка скошены на бок для более живой картины. Симметрия иконы означает симметричность всего, что создает Господь;
  • святой Лик не выражает страдание или боль. В нем читается спокойствие, равновесие и чистота, свобода от всяких эмоций. Этот образ часто ассоциируют с понятием «чистая красота»;
  • на иконе изображен портрет Иисуса Христа, одна его голова без плеч. Эту особенность трактуют по-разному. Голова еще раз подчеркивает главенство души над телом, а также напоминает, что главным в церковно жизни остается Сын Божий.

Икона «Спас нерукотворный» — это единственное изображение лица Спасителя. Все остальные святые Лики демонстрируют Его в движении и во весь рост.

О чем молятся иконе «Спас нерукотворный»:

  • об исцелении от тяжелых болезней;
  • для получения милости себе и своим близким;
  • чтобы укрепить физические и духовные силы;
  • для избавления от глупых мыслей и жизненных бед;
  • чтобы получить помощь в решении проблем и найти правильный путь.

Перед началом прошения о помощи Спасителя, возле его образа необходимо покаяться и обязательно прочесть молитву «Отче наш».

Пусть хранит Вас Господь!

Икона “Спас Всемилостивый” — о чем перед ней молятся

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий – перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.

Читайте также:  Икона святой Марины: история, значение, в чем помогает и как молиться

История иконы

Появление святыни относят к началу XV века. Икона написана мастером по имени Дионисий Глушицкий. Она предназначалась для Борисоглебской деревянной церкви. Образ должен был занять место под куполом, чтобы каждый, кто захочет взглянуть на лик Иисуса Христа, поднял взгляд «к небу».

В XVIII веке его разместили в приделе благоверных князей Бориса и Глеба. Но там икона пробыла недолго. Ростовский митрополит Арсений отдал распоряжение перенести святыню в архиерейские покои. В 1749 году икона оказалась в архиерейском доме и пробыла там почти полвека.

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом.

Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор, который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль. Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя. Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.

Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века.

Состоит собор из двух храмов – нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний – Воскресенский – храм и окружающая его с трех сторон галерея – спустя несколько лет. Высота нижней церкви – 5 метров, верхней – 13,5 метров (до купола 24).

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии. На верующих образ производит неизгладимое впечатление. К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.

Описание святого лика

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост.

Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая.

Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

В чем помогает

К иконе Спаса приходят с разными просьбами. Бог помогает справляться как с духовными проблемами, так и с телесными.

Данный образ считается чудотворным. После молитвы перед ним необъяснимым образом отступают серьёзные заболевания костной системы, суставов. Человек ощущает прилив сил. Его вера крепнет, появляется чувство искреннего покаяния и смирения перед лицом Всевышнего.

Молитва Господу Иисусу Христу

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя.

Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

День празднования

14 августа по новому стилю (1 августа по старому стилю) православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

Где находиться

Образ находиться в Воскресенском соборе, который находится в Тутаеве. За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.

В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях.

Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней.

На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой с позолотой, весом более 35 кг. Венец и риза были изъяты большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время – его копия. Риза исчезла бесследно.

Икона “Спас Всемилостивый”: Значение и молитва

Икона «Спас Всемилостивый» — это образ, относящийся к иконографическому типу «Господь Вседержитель», хотя и написан в стиле византийской иконописи, но имеет исконно русское происхождение. Первая икона такого типа была написана в память о победе войска святого князя Андрея Боголюбского над отрядом волжских балгар. Образ этот был создан для прославления великого милосердия Господа к людям, проявленный в спасении от неприятеля. В последствии он стал символом победы над врагами Земли Русской.

Иконы «Спаса Всемилостивого» сейчас можно увидеть во многих православных храмах, а некоторые из них являются чудотворными и Господь через них по сей день изливает свою милость на всех искренне молящихся.

Читайте также:  Икона Святой Троицы: история, значение, в чем помогает и как молиться, где вешать и от чего оберегает

В этой статье мы расскажем об истории и значении данной иконы Спасителя, о чудотворные иконах, к которым и сейчас приезжают тысячи молящихся в надежде на милость Божию. Также расскажем, в чем помогает данная икона, как правильно перед ней молиться и где лучше её повесить в своём доме.

Описание и значение иконы

Икона Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор» или «Господь Вседержитель», представляющего Христа в образе Царя или Судьи. Характерной особенностью данного вида икон является благословляющими жест Спасителя правой рукой и Евангелие в левой. Господь здесь предстаёт пред нами милостивым и добрым Отцом, и, в отличие от других икон Вседержи́теля, на Лике Спаса Всемилостивого совсем нет строгости и грозности, есть только безграничная любовь и милосердие, изливающееся на весь народ Божий.

На таких иконах Спаситель может быть изображён как в полный рост, так и погрудно или по пояс.

История образа

Самый первый образ Спаса Всемилостивого был написан в XII веке по повелению Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукова, который впоследствии был прославлен в лике святых. История этого образа тесно переплетается с историей другой иконы — Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Христом, об этом нам повествует древний документ:

Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновать.

«Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года

История повествует нам о том, что во время сражения войска князя Андрея с полчищами волжских балгар, вместе с его воинами шли священнослужители с чудотворной иконой. Возвратившись с уверенной победой, в свой лагерь, князь увидел чудесное сияние, осходившее от иконы Богородицы. В то же время, византийский император, который был в дружественных отношениях с князм Андреем, одержал победу над хазарами. В своих письмах князю, он написал, что также молился перед чудотворной иконой и видел её чудесное сияние. В память об этом чуде, князь заказал написать образ Спаса Всемилостивого. Впоследствии, от этого образа было ещё много чудес, с него стали делать списки, некоторые из которых также прославились своими чудотворными свойствами. Самые известные из них это икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве и Кижах.

Образ Спаса Всемилостивого в Тутаеве

Одним из самых почитаемых образов на Руси считается Тутаевский образ Спаса Всемилостивого. Икона была написана в XV веке преподобным Дионисием Глушицким для купола деревянной церкви в честь Бориса и Глеба в городе Романове-Боисоглебске ( сейчас это город Тутаев). Позже образ разместили над Царскими Вратами в предел Бориса и Глеба. А ещё позже, в XVIII веке перенесли в главном храме.

На образе Господь изображён по грудь, правая рука приподнята в благословляющей жесте, в левой – раскрытое Евангелие. От времени образ очень потемнел.

Под иконой сооружён специальный лаз, через который, по установившейся традиции, проползают с молитвой верующие. Сейчас к святыне организуются паломнические поездки, каждый день у чудотворной иконы молятся сотни православных. Зафиксировано огромное количество чудес, произошедших благодаря молитве перед этой иконой.

Образ Спаса Всемилостивого в Кижах

Большое значение имеет икона Спаса Всемилостивого для жителей Кижей. Образ спас народ Кижей от Польско-Литовского нашествия в 16-17 веке. И, согласно легенде «о белом Спасе» в 19 веке спас народ от вражеской пули, закрыв его собой.

В Кижах было два образа Всемилостивого Спаса: чудотворный образ XVI века, украшенный серебряной ризой находился в пределе Николая Чудотворца в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Копия его также украшенная богатыми украшениями в храме Преобразования Господня. Чудотворная икона отличается своей индивидуальностью и тонким вкусом, это видно по манере письма, по фигурам святых и узображению растений сзади. Икона отличается мягкими и нежными красками.

В чем помогает

Перед иконой Всемилостивого Спаса молятся люди при разных жизненных ситуациях и проблемах со здоровьем. Особенно чудотворный образ помогает в следующем:

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата и суставов;
  • Помогает в укреплении веры и придаёт силы;
  • Помогает в покаянии и даёт смирение.

Совет#1 Не стоит считать образ оберегом от каких-либо болезней или неприятностей. Сама по себе икона не может давать благодать, её даёт на Господь при условии искреннего покаяния, смирения и молитвы к Нему.

Как правильно молиться перед иконой

Молиться перед иконой Всемилостивого Спаса можно храме или дома, главное, чтобы ничто не отвлекало вас от молитвы. Необходимо настроиться на молитву, прийти в чувство смирения и покаяния. Можно зажечь свечу или лампаду, осенить себя крестным знамением.

Важно! Молимся мы не иконе, а тому, кто на ней изображён, то есть самому Спасителю Господу Иисусу Христу. Господь услышит наше моление, если мы будем изливать ему все глубины своей души, с чистым сердцем обратимся к нему, открыв свое сердце.

Сначала можно прочесть текст молитвы данной иконы.

Молитва пред иконой Всемилостивого Спаса

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Затем можно обратиться к Господу своими словами, упомянув в прошении все свои нужды.

Где повесить икону в доме

Лучшим местом для иконы Спасителя в доме является «красный угол» или любое светлое и чистое место на стене. Лучше, если стена выходит на Восток.

Главное, чтобы в месте, где вы размещаете иконы небыло посторонних предметов, картин, плакатов, фотографий и т.п.

В молитвенном углу иконы размещаются в порядке духовной иерархии: икона Спасителя ставится в центре, Богородицы — слева, особопочитаемого святого — слева.

К иконам следует относиться с особым благогвением и почтением, не допуская образования слоя пыли на них и беспорядочного расположения. Тогда иконы станут незаменимыми помощниками в деле спасения и будут настраивать нас на сердечную молитву.

Икона Спас Всемилостивый: история и значение, как молиться и в чем помогает

В 50 км от Ярославля расположен Тутаев – небольшой провинциальный городок с многовековой историей. До революции он назывался Романовым-Борисоглебском, поскольку возник в результате объединения в 1822 г. города Романова и Борисоглебской Слободы. Современное имя он получил в 1918 году в честь рядового красноармейца Ильи Тутаева.

Со временем на Борисоглебской (правой) стороне выросли современные кварталы. Романовская (левая) сторона осталась очаровательным провинциальным уголком. Но кое-что осталось и в Борисоглебской стороне. Стоит там настоящая жемчужина русской духовной архитектуры – Воскресенский собор, в котором много лет хранится поистине удивительная святыня: икона Спасителя.
Икона не просто поражает своими размерами (2 метра 78 сантиметров ширины и 3 метра 20 сантиметров высоты): она чудотворная. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в «медицинских показаниях». Это – намоленная икона.
«Оглавный» лик Спасителя темен, едва различим (можно только увидеть, что лик Спасителя не грозен, но исполнен скорби, правая Его рука благословляет, а левая держит раскрытое Евангелие). И это неудивительно, ведь иконе более 600 лет. Кстати, икону никогда за эти столетия не пытались взвешивать, просто считается, что для ее переноски необходимы 30 мужчин. Для переноски Всемилостивого Спаса на специальных носилках необходимо вдвое больше этого числа. Напротив иконы – древняя фреска, изображающая Страшный суд. Написанные на стене Воскресенского собора картины с символическим изображением «неверных царств», всех земных народов, загробных мучений, грехов и бесов считаются самыми убедительными во всей древнерусской монументальной живописи. Возможно, именно поэтому Спаситель взирает на нас со скорбью.
В 1749 г. икона Спаса приглянулась Ростовскому митрополиту Арсению, и он распорядился отвезти ее в свой архиерейский дом в Ростов. Долгих 44 года икона находилась в вынужденном изгнании. Все эти годы борисоглебцы боролись за возвращение святыни, и наконец в 1793 году они добились своего. Из Ростова Всемилостивого Спаса несли на руках; не доходя до города трех верст, решили омыть образ от дорожной пыли в речке Ковать, после чего в этом месте забил ключ чистой воды. Этот источник существует и поныне, а вода в нём обладает целительной силой. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических недугов и духовных болезней. В память этого события для Спасителя был сделан драгоценный венец, а икону украшала богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.
Икона и весь Воскресенский собор сохранились почти в первозданном виде до наших дней. Собор никогда не закрывался, и службы в нем не прерывались. Рассказывают, что среди большевиков распространился слух о том, что, если кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, тотчас же погибнет. На сохранность храма повлияло еще и то, что приход Воскресенского собора насчитывал полторы тысячи человек, и его побоялись закрыть во избежание народных волнений.
Раз в год Всемилостивый Спас отправляется в большое путешествие. Он «идет» в гости на левый берег, из Борисоглебска в Романов. Крестный ход занимает целый день, ведь Спаситель должен благословить каждую церковь Романовской стороны, которых насчитывается шесть. Путешествию не мешает даже то, что на другой берег Волги надо переправляться на пароме (мостов через великую реку в Тутаеве нет).
Нести Спаса в течение 7 часов – труд нелегкий, но от тех, кто исполняет это послушание, не услышишь жалоб и сетований. Для людей эта работа – радость. А для жителей Романова крестный ход со Всемилостивым Спасом – большой праздник. Хозяйки выносят на улицу воду, чтобы напоить путешествующих, а ближе к вечеру в ограде Спасо-Архангельской церкви накрываются столы и романовцы угощают всех (набирается между прочим несколько сотен человек!) сытным обедом. Возвращается Спаситель на свое обычное место уже вечером, когда солнце завершает свой дневной путь.
Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи. Это снимает многие болезни, проблемы и просто душевную боль.

Паломнический отдел Шуйской епархии
и прихожане храма Пророка Илии
приглашают в паломническую поездку по маршруту:
Тутаев: Воскресенский собор (икона Всемилостивого Спаса, древнее резное Распятие, иконы Богородицы — Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», резной образ святого Николая Чудотворца Можайского.) – святые источники
Рыбинск:
– Спасо-Преображенский собор (частицы мощей св. Феодора Ушакова, св. Феодора Санаксарского, могила протоиерея Родиона Путятина – одного из известнейших проповедников XIX века)
– Казанская церковь (иконы Божией Матери «Достойно есть» и «Недремлющее Око», частицы мощей угодников Божиих)
– храм святителя Тихона Задонского (икона Божией Матери «Утоли моя печали», чм свт Тихона Задонского)
Отправление 30 мая в 5:00 от шуйского автовокзала. Молебен в 4:30 в храме Пророка Илии.
Справки и запись по телефону 8-905-155-95-19.

Значение и покровительство чудотворной иконы “Спас нерукотворный”

Легенды возникновения иконы «Спас Нерукотворный»

История создания этого образа была описана историком времён Римской империи Евсевием. Её также приводит преподобный Ефрем Сирин — великий церковный деятель IV века. А восходит она ко временам земной жизни Иисуса Христа.

Читайте также:  Икона «Златые власы»: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Икона «Спас Нерукотворный»

В то время пожилой правитель Эдессы Авгарь тяжело страдал от проказы. Слава о чудесах Спасителя уже распространилась по городам Римской империи, и Авгарь послал своего художника по имени Ханнан с наказом написать портрет Христа. Однако художник не смог запечатлеть Иисуса на холсте. Тогда сам Иисус взял полотенце и отер им лицо. После этого на убрусе, что на церковнословянском языке означает полотенце или платок, отпечатался Лик Иисуса. Поэтому считается, что автором самой первой иконы Спасителя является Иисус Христос.

Видео «Акафист перед иконой “Спас Нерукотворный”»

В этом видео вы можете прослушать аудиозапись акафиста перед иконой «Спас Нерукотворный».

Описание и особенности иконографии

Существует 2 типа изображений Лика Спасителя — «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии». Сама икона Спаса Нерукотворного не дошла до нашего времени. В 1204 году во время крестового похода Мандилион (так называлась ткань с отпечатавшимся на ней Ликом Спасителя) захватили крестоносцы. Позже следы его теряются. Предположительно Мандилион утонул во время шторма в Мраморном море вместе с кораблем крестоносцев.

Однако до нас дошли описания Мандилиона. По ним были выполнены списки чудотворного образа. На списках Лик Христа чаще всего изображён на фоне белой ткани. Такой иконографический тип называется «Спас на убрусе». На некоторых образах с помощью складок и узлов подчеркивается ее сходство с полотенцем. Иногда Лик Спасителя изображается на золотистом фоне. На образе запечатлён только Лик Христа, обрамлённый волосами. Такой отпечаток мог бы получиться, если бы кто-нибудь действительно умылся, а потом отёрся полотенцем.

Иконографический тип «Спас на чрепии» соответствует отпечатку Святого Лика на камнях, случившегося при обретении иконы в VI веке в Эдессе.

Святой Образ Спаса Нерукотворного имеет большое значение

Роль и значение образа в христианстве

После смерти царя Авгаря его внук стал иконоборцем. Чтобы сберечь Святой образ от уничтожения, жители Эдессы спрятали его в стене и замуровали это место камнями. За прошедшие столетия поколения христиан, подвергавшиеся гонениям, утратили информацию о местонахождении образа. И только в VI веке епископ Эдессы Евлалий во время сна получил откровение о месте, где он был спрятан.

Святой Образ Спаса Нерукотворного имеет большое значение. Его чудесное обретение в VI веке совпало со временем иконоборчества. Известны случаи, когда в те времена христиан, почитающих иконы, убивали.

Поэтому икона Спасителя, созданная самим Иисусом Христом, явилась решающим аргументом в спорах с иконоборцами. Вселенский собор, проходивший в VIII веке, приводил образ Спаса Нерукотворного, как самое важное свидетельство в пользу иконопочитания.

В чем помогает

  • в избавлении от болезней и недугов;
  • защищает от неудач в жизни;
  • укрепляет душевное состояние;
  • защищает от греховных помыслов;
  • помогает при выборе верного пути в жизни.

О чем молятся

Когда молятся перед образом Спаса Нерукотворного, обращаются к самому Господу. Спасителя просят о милосердии и помощи в выздоровлении от болезней, молятся о даровании здоровья своим детям и близким, обращаются с просьбой о помощи в принятии важных решений, о помощи в избавлении от пороков и прощении грехов, благодарят Спасителя за Его милосердие и помощь.

Чудотворные деяния образа

Первое чудо, связанное с этим образом, произошло сразу после того, как убрус был доставлен царю Авгарю. Царь исцелился, но его лицо ещё носило следы болезни. Позже, когда в город пришёл апостол Фаддей и крестил Авгаря, тот, выйдя из купели, исцелился полностью. После этого Святой убрус с Ликом Спасителя, исполненный чудотворной силы, был укреплён на доске и установлен над городскими вратами Эдессы. Позже Спас Нерукотворный был перенесён из Эдессы в Константинополь. Во время пути в Константинополь вокруг процессии беспрерывно происходили многочисленные случаи исцеления.

Икона «Спас Нерукотворный» в храме

Самые известные иконы «Спаса Нерукотворного»

В 1011 г. неизвестный иконописец сделал список Спаса Нерукотворного, который потом попал в Ватикан. Для хранения этого списка был выделен специальный алтарь, а сам список назвали «Вера эйкон», что означает «Истинный образ». Впоследствии он стал именоваться «Плат Вероники».

В наши дни в Третьяковской галерее пребывает самый древний образ Спаса Нерукотворного, написанный в XII веке. На нём изображён Лик Христа, запечатлённый на камнях при обретении иконы в Эдессе.

В городе Тутаеве в храме Воскресения Христова пребывает ещё одна древняя и самая большая в России икона Спаса Нерукотворного. Эта икона, находящаяся в Воскресенском храме Тутаева не поновлялась с момента своего написания в XIV веке и несёт в себе отголосок тех давних веков.

В 1918 году близ Успенского собора в Звенигороде были обнаружены три древние иконы. Эксперты предположили, что их авторство принадлежит русскому иконописцу, жившему на рубеже XIV – XV веков, Андрею Рублеву. В результате тщательного анализа происхождения этих находок эксперты признали их подлинность. Одна из этих трёх икон являлась образом, который стал называться «Звенигородский чин» Лика Спасителя.

Всякая икона является вратами в духовный мир, ведь традиция поклонения иконам была установлена самим Иисусом Христом. Чудесное обретение образа Спаса Нерукотворного в VI веке явилось большим толчком для бурного развития иконописи. Чудо запечатления Святого Лика Христа на ткани свидетельствует о Божественном начале иконописи.

Молитвы перед иконой «Спас Нерукотворный»

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш!
Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер,
чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю
во исцеление недуга его послати благоволил еси.

Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии,
лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем:
не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих,
Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас.

О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!
Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,
будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего,
и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего,
купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.
Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию