Икона святой Людмилы: история, значение, в чем помогает и как молиться

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона равноапостольных св. Константина и Елена в чем помогает и значение

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святая Елена — мать святого равноапостольного Константина Великого, христианского просветителя, благодаря которому христианство стало государственной верой, и лишилось всяческих гонений.

История иконы

Равноапостольными называют тех святых, которые совершали действия по распространению христианства на одном уровне с теми, что сделали непосредственные ученики Иисуса Христа — апостолы. За всю историю христианства известно мало женщин, которые заслужили звание равноапостольных, и Святая Елена относится к ним.

Что знаем мы о её жизни?

Родилась Елена в III в г. Дрепана, в простой семье, сейчас это небольшой городок Херсек, расположенный в Турции. Отцом ее был смотритель конной станции.

В 270 г. она познакомилась с правителем Западной части Римской империи Констанцием Хлором, и через некоторое время вышла за него замуж. Именно от него женщина родила Константина Великого, который стал первым христианским императором.

Муж Елены быстро шел вверх по карьерной лестнице. Однажды ему предложили важный пост правителя римских земель, но было одно условие, для этого ему требовалось бросить жену и обручиться с дочкой императора. Констанций согласился и в итоге стал правителем Западных территорий Римской империи.

Данный титул унаследовал сын Константин, который тоже был воином. Со временем Константин вступает в союз с правителем Восточных земель – Максимилианом и становится правителем всей империи. Именно его указом христианство легализуется.

Когда Константин стал императором, он возвел свою мать в достоинство августы (царицы), сделав её, таким образом, фактически своей соправительницей.

Святая Елена обернулась в веру в 60-летнем возрасте под влиянием своего сына, а свое паломничество в Святую Землю, Иерусалим, совершила в 80 лет, после того, как ей явилось видение во сне, в котором повелевалось найти на Голгофе величайшие христианские святыни.

После совершенных раскопок был найден Крест Господень, гвозди и дощечка с надписью: «Иисус Назарянин, царь Иудейский». Кроме того, была обретена пещера погребения Иисуса Христа.

Как выглядит икона

На иконе Елена изображается вместе со своим сыном Константином. Святые держат в руках Крест Господень, таким образом, иконописец рассказывает о вкладе матери и сына в развитие и распространение христианства.

Описание святого образа

До наших дней дошли прижизненные изображения образа царицы, ее скульптура и монеты с профилем. Конечно, на данных изображениях черты лица царицы чуть искажены, но все же отвечают реальности.

Почитать Святую начали сразу же после ее смерти, а через несколько столетий была написаны первая икона с ее ликом. Со временем выработалась особая традиция, как именно изображать Елену на иконах. Очень редко женщина изображается на иконах одна, как правило, она всегда вместе с сыном, который стоит от нее по левую руку, а между ними расположен крест.

Также встречаются образы с житийными клеймами, небольшими миниатюрами, где показаны сюжеты основных событий в жизни святой: видение, путешествие в Святую Землю и обретение Креста Господня.

На всех иконах женщина изображается молодой, хотя к вере она пришла в 80-летнем образе, таким образом, иконописцы подчеркивали ее духовную молодость.

Современные иконописцы чаще всего изображают святую царицу без сопровождения своего царственного сына, но неизменно держащей в правой руке крест.

Значение иконы святых Константина и Елена

Икона имеет огромное зрительное влияние на человека и имеет огромное значение для всех христиан:

  • · иконописный образ, где Святая вместе со своим сыном символизирует незыблемость семейных ценностей и сыновней любви к матери;
  • · крест в руках женщины символизирует преданность истинной вере и готовность к страданиям за Христа.

В христианском мире Елена почиталась во все времена и пользовалась большим уважением.

Именно имя Елена взяла княгиня Ольга во время крещения.

В чем помогает икона Константина и Елена

Перед образами Святых нужно молиться с просьбой о помощи, потому что они близки к Богу, и смогут помочь в ваших просьбах.

Кроме того, Бог дал каждому святому возможность помогать людям в том или ином деле или просьбе. Молясь перед иконой равноапостольной царицы Елены, люди должны знать, что и у нее есть сферы, где она может быстро оказать помощь человеку, при условии, что он искренне верует.

В основном перед ликом молятся:

  • об исцелении от болезней и недугов;
  • при начале сложного, но необходимого дела;
  • перед строительством храмов;
  • участникам выборов на ответственные должности.

Также святая помогает людям, которые занимают высшие государственные посты.

Основная сфера деятельности Святой Елены сосредоточена на том, чтобы помогать и молиться за тех, кто обладает властью, и кто просит материальной помощи.

Не забывайте о том, что Святые помогают всем тем, кто просит о помощи, не зависимо от их должности и вида занятости.

Молитва святым Константине и Елене

Молитва первая святым

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая святым Константине и Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость,

женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона святой Людмилы: история, значение, в чем помогает и как молиться

КНИГА “СПАСИТЕЛЬ ДУШ НАШИХ”

научно-популярное издание

Автор и составитель
Кристина Кондратьева

Москва, 2016 – 240 стр

ИКОНЫ БОЛЬШИЕ
Видевшие большие иконы кузнецовского письма описывают свои ощущения как всеохватывающий трепетный восторг, словно смотрят они в окно, распахнутое в бесконечность.
ОТЗЫВЫ ОБ ИКОНАХ
«Красота дивная!», – сказал 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
интервьюстатьивидеоотзывы
КУЗНЕЦОВСКОЕ ПИСЬМО
. иконописный стиль, разработанный Юрием Кузнецовым и зарегистрированный Российским Авторским Обществом в 2006 году

подробнее >>

экскурс в историюавтор
ИКОНОПИСЦЫ
Юрий Кузнецов
биография
выставки
награды
иконы
фото
Марина Филиппова
биография
иконы
Посмотрите все иконы кузнецовского письма
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
Культурный феномен «кузнецовского письма» открывается нашей интуиции
как неисчерпаемо богатый источник новой и уникальной информации, выраженной.
подробнее >>
семинарыстатьиинтересные книги
ПОДАРКИ

Дарите их по праздникам и просто так! С подарками авторской работы ваши родные и друзья получат частицу радости и любви.

КНИГА “НА ПУТИ К МЕЧТЕ”
Красочное подарочное издание в твердом переплете,
112 страниц.

Стоимость книги 1250 рублей.

КНИГА “ВРЕМЯ ВЕРЫ”
В книге описаны истории жизненного пути двух великих духовных деятелей.
Автор Игорь Оболенский.

Стоимость книги 1200 рублей.

Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1 , отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2 . Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3 . Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4 . И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5 .

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери, икона Богородицы Всецарица, икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6 .

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как – «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7 . Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8 . Прорез в иконах «кузнецовского письма» – это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9 . Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10 , именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11 . «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12 .

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона, то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13 . Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14 .

_____________________________________________________________________
1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М., 2008. с. 117
2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4
3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 79
4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002, с. 267
5 Флоренский П. Иконостас. М., 2009. С. 36
6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 66-67
8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 63
9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 71
10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111
14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111

Икона святой Людмилы — первая славянская мученица

Святая мученица Людмила считается первой покровительницей Чехии. К рангу святых она была причислена за свое праведное житие и мученическую смерть.

Житие святой Людмилы

Людмила родилась в семье сербского князя, которого звали Славибор, в 860 г. В молодом возрасте она, получившая достойное образование и умевшая говорить на нескольких языках, вышла замуж и покинула родные пенаты. Вместе с супругом, князем Борживоем, она отправилась в Чехию. Брак между отпрысками двух богатых родов послужил к объединению народов. Людмилу стали чтить как женщину, явившую Богемии веру и правду в своем лице.

Супруги, как и почти весь народ, были язычниками, однако знакомство с Мефодием, великим славянским просветителем и создателем славянской письменности, побудило их принять христианство (в 882 году). Ими был возведен первый в стране христианский храм, получивший название в честь св. Климента; они всячески способствовали распространению истинной веры в своем государстве.

Людмила рано овдовела – ей было всего 29 лет, когда скончался ее супруг, оставив ее с 6 детьми, четырьмя дочерями и двумя сыновьями, из которых старший тоже умер довольно рано. Править страной стал младший сын Братислав, но фактически все бразды правления оказались в руках Людмилы, и правление ее считали мудрым благодаря ее христианскому милосердию, которое особенно проявлялось в деле помощи нуждающимся, обездоленным и больным.

Князь Братислав женился на Драгомире, девушке заносчивой, с непомерной гордыней, но что особенно важно – язычницей в душе. У них родилось два сына, совершенно не похожих друг на друга. Старший, Вячеслав, походил на своего отца-христианина, а младший – на свою нечестивую мать. Поскольку наследником был старший сын, то воспитание Вячеслава князь возложил на свою праведную мать Людмилу, а младшего оставил Драгомире.

В 921 году скончался сын Людмилы, князь Братислав, и на престол взошел Вячеслав, но поскольку он был несовершеннолетним, то чешский сейм назначил регентшей при нем Драгомиру. Тут-то она и выказала свое истинное лицо, пытаясь восстановить языческие порядки в своей земле. Людмила недвусмысленно выразила невестке недовольство, но поскольку у нее не было никакой власти, ей пришлось удалиться в Тетин, где она продолжала заниматься благотворительностью и много молилась.

Убийство св. Людмилы

Ночью в ее покои ворвались убийцы. Людмила все поняла и лишь просила убить ее мечом, чтобы, как и другие мученики, пролить свою кровь за Христа. Однако убийцам было известно, что пролитие крови означает признание убитого христианским мучеником, и потому задушили Людмилу, как предполагается, ее же повоем (вуалью), который стал ее неизменным атрибутом и изображается на каждой иконе Святой Людмилы.

Когда до Вячеслава, внука Людмилы, дошли эти вести, он перенес ее прах в базилику св. Йиржи в Праге, а затем, после возведения храма в честь св. Витта, в этот храм.

Хотя почитание мученицы Людмилы постоянно росло, церкви понадобилось более полутора веков для ее канонизации. Затем день ее памяти стал отмечаться в качестве церковного праздника, и появились иконы «Мученица Людмила, княгиня чешская».

Почитается она и Русской Православной Церковью: ее имя значится в святцах, во многих храмах есть икона «Людмила чешская». На иконе она всегда изображается с головой, покрытой повоем (вуалью), которым ее по преданию задушили, и в княжеском венце.

Изображение святой

На святых полотнах преподобная матушка предстает в длинном платье, голова её всегда покрыта княжеской шапочкой или повойником (древним головным убором замужних женщин), хвост которого спускается на шею.

  • Иногда иконописцы изображают на плечах веревку, символизирующую мучения преподобной Людмилы. На редких экземплярах богоугодная матушка держит в руках чашу с виноградом.
  • Существуют иконы, на которых перед верующими предстает маленький Вячеслав, внимающий учениям Священного Писания.
  • На других полотнах преподобная Людмила держит в левой деснице свиток, а в правой — православный крест. По бокам от основного лика, в рамках, располагаются Небесные Посланники, олицетворяющие поддержку от Господа, даруемую благочестивым людям.
  • Бросая взор на изображение божественной Людмилы, православные верующие интуитивно понимают, что она прожила смиренную жизнь в рамках ортодоксального христианства. В глазах мученицы мы видим следы пережитой скорби и радость принятия христианского учения. Икона преподобной Людмилы помогает обыкновенным мирянам преодолеть индивидуальные трудности, взрастить в сердце любовь.

Чтобы лично прикоснутся к святому изображению великомученицы, паломники приходят в церковь Николая Чудотворца, расположенную в московских Котельниках. В день памяти сюда торжественно привозят частицу мощей блаженной матери. Образу также можно помолиться в соборе Вячеслава Чешского, находящемся в Одинцово.

День празднования

Согласно православному обычаю, который предписывал называть новорожденного лишь спустя семь дней после появления на свет. Имя давал преподобный отец, согласно церковному календарю. Святой во имя которого был назван ребенок, считался его святым покровителем. Христианские верующие следуют этой традиции и в наше время.

Все прекрасные представительницы человечества, с именем Людмила (те которые крещены этим именем) обязаны чтить своего ангела-хранителя и защитницу, которой считается святая княжна, день памяти которой отмечается двадцать девятого сентября. Этот день и будет их днем Ангела. Он отмечается церковью 16 сентября по старому стилю и 29 сентября — по-новому.

О чём молят Святую Людмилу

Конечно, первоначально преподобной Людмиле воздают молитвы те верующие, которым она является небесной защитницей . Можно ежедневно читать молитву святой Людмилы либо произносить акафист просвещенный великомученицы. Эту святую молят о защите и божьем напутствии своих дочерей и сыновей. Молитвенное прошение преподобной Людмиле, Божьей Угодницы, необходимо произносить от чистой души и доброго сердца.

Молитва к Великомученицы способна избавить верующих от нечистых мыслей, помочь одержать прощение и спасение от Господа Бога. В мольбах и песнопениях, обращённых к святой Людмилы довольно часто можно встретить упоминание о ее внуке, преподобном Вячеславе. К нему обращают молитвы о защите своих детях и внуках.

Можно обращаться к святой не только специальными мольбами, а и говорить, как вы думаете защитница, внемлет каждой просьбе, о спасении которая идет от чистого сердца. Обычные церковные специальные песнопения находятся в молитвенники, которые можно купить в любом храме. Молится Великомученицы Людмилы Вы можете в любой удобный для вас час, когда вам будет необходима божественная помощь Святой.

Тропарь, глас 4

Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей зимли начав.

Кондак, глас 4

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещерена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Молитва

О, святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует на покаяние.

О, преблагая мати Людмило, не забуди посещати чад твоих, сице бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе же и со святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвати на него благословение Божие. Епископ, отслужив в церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, якоже благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, якоже венчал еси православных царей, равноапостольных Константина и Елену».

Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Почитание святой

Святая матушка является канонизированной великомученицей своей родной земли — Чехии. Статуя преподобной Людмилы, символизирующая величайшее почтение со стороны соплеменников, величественно размещена на Карловом мосту в Праге. В этом месте расположено множество подобных скульптур, сотворенных во имя тех или иных святителей Чехии.

Соотечественники Людмилы соорудили в 1888 г. роскошный католический храм в неоготическом стиле. Церковь является действующей и принадлежит Ватикану, богослужения здесь проходят ежедневно.

Икона преподобной Людмилы Чешской является покровителем для всех женщин с этим именем. Она также помогает преодолеть трудности материального бытия и встать на праведный путь христианского учения. Образ демонстрирует княгиню в длинном платье и с покрытой головой, в глазах преподобной великомученицы просматривается скорбь неминуемых потерь, переходящая во всепоглощающую радость обретения Христа.

Соборы в Праге

Католическая церковь преподобной княгини Людмилы Великомученицы была построена в конце восемнадцатого столетия. Она расположена на центральной площади Мира, которая находится в Виноградском районе. Это прекрасное новоготическое здание отличается наличием двух высоких, полностью однообразных колоколен.

Церковь возведена так, что кажется, что она висит в воздухе над центром города. Башни со шпилем достигают в высоту более пятидесяти метров. Храм преподобной Людмилы считается главной изюминкой площади и привлекает не только паломников, но и обычных путешественников. К главному входу ведут высокие длинные лестницы, а дубовые двери и вход имеют строгий орнамент.

Икона святой Людмилы

Святая мученица Людмила считается первой покровительницей Чехии. К рангу святых она была причислена за свое праведное житие и мученическую смерть.

Житие святой Людмилы

Дочь сербского князя, родившаяся в 860 году, Людмила получила прекрасное образование, что было необычно для женщин того времени, говорила на нескольких языках, включая греческий и латынь. Еще будучи юной, она сочеталась браком с чешским князем Борживоя и уехала на свою новую родину – Чехию. Благодаря этому браку произошло объединение нескольких племен на территории современной Чехии.

Супруги, как и почти весь народ, были язычниками, однако знакомство с Мефодием, великим славянским просветителем и создателем славянской письменности, побудило их принять христианство (в 882 году). Ими был возведен первый в стране христианский храм, получивший название в честь св. Климента; они всячески способствовали распространению истинной веры в своем государстве.

Людмила рано овдовела – ей было всего 29 лет, когда скончался ее супруг, оставив ее с 6 детьми, четырьмя дочерями и двумя сыновьями, из которых старший тоже умер довольно рано. Править страной стал младший сын Братислав, но фактически все бразды правления оказались в руках Людмилы, и правление ее считали мудрым благодаря ее христианскому милосердию, которое особенно проявлялось в деле помощи нуждающимся, обездоленным и больным.

Князь Братислав женился на Драгомире, девушке заносчивой, с непомерной гордыней, но что особенно важно – язычницей в душе. У них родилось два сына, совершенно не похожих друг на друга. Старший, Вячеслав, походил на своего отца-христианина, а младший – на свою нечестивую мать. Поскольку наследником был старший сын, то воспитание Вячеслава князь возложил на свою праведную мать Людмилу, а младшего оставил Драгомире.

В 921 году скончался сын Людмилы, князь Братислав, и на престол взошел Вячеслав, но поскольку он был несовершеннолетним, то чешский сейм назначил регентшей при нем Драгомиру. Тут-то она и выказала свое истинное лицо, пытаясь восстановить языческие порядки в своей земле. Людмила недвусмысленно выразила невестке недовольство, но поскольку у нее не было никакой власти, ей пришлось удалиться в Тетин, где она продолжала заниматься благотворительностью и много молилась.

Убийство св. Людмилы

Ночью в ее покои ворвались убийцы. Людмила все поняла и лишь просила убить ее мечом, чтобы, как и другие мученики, пролить свою кровь за Христа. Однако убийцам было известно, что пролитие крови означает признание убитого христианским мучеником, и потому задушили Людмилу, как предполагается, ее же повоем (вуалью), который стал ее неизменным атрибутом и изображается на каждой иконе Святой Людмилы.

Похоронили ее под городской стеной Тетина не по христианским обычаям, но Господь пометил это место – еженощно над ним появлялись горящие свечи и стали происходить чудесные исцеления. Когда до Вячеслава, внука Людмилы, дошли эти вести, он перенес ее прах в базилику св. Йиржи в Праге, а затем, после возведения храма в честь св. Витта, в этот храм.

Хотя почитание мученицы Людмилы постоянно росло, церкви понадобилось более полутора веков для ее канонизации. Затем день ее памяти стал отмечаться в качестве церковного праздника, и появились иконы «Мученица Людмила, княгиня чешская». Почитается она и Русской Православной Церковью: ее имя значится в святцах, во многих храмах есть икона «Людмила чешская». На иконе она всегда изображается с головой, покрытой повоем (вуалью), которым ее по преданию задушили, и в княжеском венце.

О чем молятся иконе святой Людмил и от чего она защищает

Икона святой обязательно должна быть у каждой женщины, носящей это имя, ведь она станет ее покровительницей. Вообще же св. Людмила, помимо своей родины Чехии, покровительствует бабушкам, матерям, педагогам и воспитателям, что вполне объясняется ее житием. Лучший подарок девочке, девушке, женщине этого имени — икона именная «Людмила».

Молятся иконе, святой мученицы, с просьбой уберечь от злых умыслов и семейного разлада, о благополучии и здоровье детей и внуков, о преодолении житейских неурядиц и, конечно же, о крепости в вере. Молитвы, которые можно произносить перед иконой «Людмила — святая мученица», должны идти от чистого сердца; молиться можно и своими словами.

День памяти св. Людмилы — 29 сентября, это же и день именин (день ангела) всех Людмил.

Молитва святой мученице княгине Людмиле

О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.

О, Преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».

Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Осложненное горе,
или Чудо святой Людмилы

История прихожанки храма святителя Николая в Котельниках

Каждый год 29 сентября, в день памяти святой Людмилы, княгини Чешской, в храм святителя Николая в Котельниках, где хранятся мощи мученицы, приходят сотни Людмил. Среди них всегда можно встретить нашу героиню. Она знает: святая Людмила, заступница перед Господом Богом, не оставит ее.

Людмила читает акафист мученице Людмиле в храме перед иконой святой. Беззвучно шевелятся губы, а в глазах – лучики света, надежды и благодарности святой мученице за то, что не оставила ее в беде.

Несчастья Людмилы начались, когда она похоронила мужа. Это была поздняя любовь. Они встретились, когда ей было 48. За спиной долгое одиночество, двое взрослых детей и серая тоска. Ему было 50, до Людмилы пытался завести семью, но как-то не складывалось. Никогда не винил своих бывших. Говорил, что, видно, всю жизнь искал свою Люсю. Надежный, молчаливый, но всегда найдет нужное слово, чтобы ободрить. Людмила и Виктор прожили вместе пять лет. Она еще никогда не была так спокойна и уверенна в жизни. Воспитанные в советское дефицитное время, они радовались тому, что у них было, умели обходиться малым. Да к тому же Люся и шила, и вязала, и готовила отлично. У них было простое тихое счастье.

А потом его убили. Подло. Ножом в подворотне. Подонков так и не нашли. Что им было нужно? Он больше 300 рублей и не носил с собой никогда. Всегда все деньги выкладывал в коробочку, которая лежала в шкафу. Небольшие, конечно, деньги, но честные, своим трудом заработанные.

Жизнь для Людмилы закончилась со смертью мужа. Словно выключили в комнате свет – и она осталась в темноте

Жизнь для Людмилы закончилась. Словно выключили в комнате свет. А она осталась сидеть в темноте. Для нее перестало существовать время, она просто сидела в оцепенении. Перестала ходить на работу, перестала одеваться. Перестала мыться, чистить зубы. Перестала разговаривать с людьми.

Психологи называют такое состояние осложненным горем – это стадия глубокой депрессии после потери близкого человека; в таком состоянии люди добровольно готовы отправиться на тот свет. Они винят себя в гибели любимого и не хотят без него жить.

Ни дети, ни подруги не могли вытащить Людмилу на улицу. Она похудела на 20 килограммов. За год после смерти Виктора ее квартира в подмосковном Егорьевске превратилась в логово дикого зверя: темно, все зеркала занавешены черной тканью. И, словно затравленный зверь, на серой от грязи кровати неподвижно смотрит в одну точку женщина, ставшая за год старухой…

Однажды, уже осенью, открыв дверь своим ключом – дали дети Людмилы на всякий случай, – в квартиру зашла подруга Людмилы Валентина:

Ты думаешь, мужу это всё нравится? Ему молитвы твои за его душу нужны, а она сидит себя жалеет!

– Так, дорогая моя, сейчас будем одеваться. Мне сегодня в маршрутке рассказали, что в Москве есть храм, в котором хранится икона твоей святой – Людмилы. Никогда в жизни такую не встречала. Давай поедем к ней, попросим ее помочь? Ну посмотри, уже кожа да кости, скоро сама окочуришься! Глянь, в холодильнике пусто, уже стала на ведьму похожа. Ты думаешь, Вите это всё нравится? Ему молитвы твои за его душу нужны, а она сидит себя жалеет!

Людмила продолжала сидеть на кровати. Она не жалела себя. В голове тускло промелькнула фраза: «Тебе не понять… Жалеет… У тебя муж живой, не понять тебе…»

Сдвинуть с места Людмилу не удалось.

– Ну, как знаешь! – через полтора часа в сердцах крикнула Валя. – Сиди себе, а я съезжу, помолюсь за тебя!

Она вернулась через три дня. Деловито открыла дверь, зашла. Осмотрелась в квартире. За это время здесь ничего не изменилось. Та же пыль, та же унылая черная ткань на зеркалах. Та же Люся в ночнушке. Только сидит не на кровати, а на табуретке, в неудобной позе. Обхватила коленки и сидит. Как не падает с табуретки, непонятно.

– Съездила, – Валентина стала расстегивать свое пальто, – насилу нашла храм этот. Центр вроде, на Таганке, а куда идти – неясно. Храмов-то много рядом. Кто в одну сторону пошлет, кто в другую. Но добралась, а там еще спуск такой к реке, по дороге… Чуть не покатилась вниз, представляешь? Но уж когда добралась – не пожалела: хорошо-то как там.

Казалось, Людмила не слушает болтливую подружку. Но Валя увидела, что впервые за последний год в глазах Люды появился осознанный взгляд. И даже подобие интереса.

– Ну так вот, – продолжала воодушевленная Валентина, – пока дошла, вся душа вон, с моим-то весом, а тут вниз семенить пришлось. Подхожу, захожу за ограду. Цветов – море! Хризантемы, георгины даже остались, представляешь? Это в ноябре-то! Ну, думаю, никак святая Людмила меня сюда привела, видит, как я хочу тебе помочь.

Церковь небольшая, белая, народу мало, тихо. Зашла в лавку, у свечницы спросила: где тут у вас икона святой Людмилы? Она мне показала, да, говорит, у нас еще и частица святых мощей ее, мученицы нашей, хранится. И оказалось, что через два часа будут и акафист ей читать! Я свечку поставила, а сама думаю: через два часа уже шесть вечера будет; пока почитают – еще час… на электричку-то могу и опоздать. Ну ничего, думаю, ради подруги потерплю. Постояла, помолилась. Вышла на улицу, а там дворик внутренний такой и статуя святой Людмилы стоит. А рядом скамеечки. Села. И вроде бы холодно должно быть, а нет – не мерзну. Дождалась акафиста, молилась сердечно. На вот, тебе привезла, – и Валентина протянула Людмиле тоненькую книжку: акафист святой Людмиле. – И ты знаешь, Люсь, так хорошо, так светло на душе было. В храме темно, свечечки горят, мерцают. Тепло, душевно. Собралось человек десять, так хорошо попели. Уж я со слезами молилась Людмилушке – тоже вдовица, оказывается, была, – чтобы помогла тебе. Ну, ты ж не одна такая… Сколько баб мужей хоронят, и ничего, живут дальше. Тебе не легче сегодня? Может, пройдемся на улице, а? Спертый дух у тебя, грязно, посмотри.

Людмила посмотрела на подругу, словно хотела что-то сказать, но вдруг опустила глаза и замолчала. А Валентине вдруг показалось, что вот-вот – и она вытащит Людмилу из оцепенения.

Она вдруг разухабисто начала:

– Ну-ка, мы сейчас тут порядок наведем, полы намоем, тебя вымоем, красавицей будешь!

Говоря, она начала собирать разбросанные вещи, раздвинула занавески, подошла к зеркалу и сдернула с него траурное полотно. Свет брызнул в комнату.

– Нет. А-а-а. Уходи. – Людмила вскочила и стала истерически задвигать занавески, судорожно набрасывать покрывало на зеркало. – Уходи. Видеть тебя не хочу! Зачем? Оставь.

Женщина зарыдала с диким ревом, и казалось, ничто ее не может остановить.

«Нет, – подумала Валентина, – ничего ей не поможет. Видно, уже в могилу собралась. Хотела как лучше. И святая Людмила не помогает чего-то. А сказали: скоропослушница, быстро на просьбы отзывается».

– Ну что ты, сумасшедшая! Ну и сиди себе в берлоге!

Нервы у Валентины сдали. Она набросила пальто и вышла, громко хлопнув дверью.

Людмила выла от боли, от горя, от непонимания. Затем притихла, продолжая изредка всхлипывать. Перед глазами проносились счастливые дни с Виктором, и ничего, ничего не могло вернуть их. Повернула голову: на столе лежала брошенная брошюрка с акафистом. Подошла. Открыла где-то на середине:

«Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница; радуйся, яко нищим была еси милостивая подательница и обидимых благая защитница. Радуйся, со князем, супругом твоим, во благочестии пожившая; радуйся, чада твоя в страсе Божием воспитавшая…»

– Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница, – прочитала Людмила. – Сиротам и вдовицам. А я и вдовица, и сирота. Никогошеньки нет у меня больше без Витеньки.

Она продолжала задергивать зеркало, а сама всё чаще посматривала на книжицу. Затем села и заставила себя прочитать первые два разворота.

На следующее утро Валентина проснулась от настойчивого звонка в дверь. Посмотрела на часы: половина седьмого. Еще полчаса можно было бы поспать. Валентина со вздохом взглянула на мужа, лежащего рядом: тот спокойно посапывал. «Ну и нервы у моего! Железные», – подумала Валя и стала надевать халат.

За дверью стояла Людмила, точнее то, что оставалось от пышущей когда-то здоровьем веселой подружки Людки: изможденная женщина, с всклокоченными волосами, в старом плаще поверх всё той же серой ночнушки, в разношенных шлепанцах.

Где этот храм? Помоги мне добраться до него

– Валя, – тяжело дыша, прохрипела Людмила. От долгой неподвижности она совсем разучилась ходить. Сил после подъема на третий этаж совсем не осталось. – Валя, где этот храм? Помоги мне добраться до него.

Валентина лихорадочно соображала: сегодня в магазине, где она работала товароведом, была назначена ревизия. Отменить нельзя. Но и подругу оставить нельзя: вон дела-то какие творятся! Не иначе как святая Людмила услышала мольбы.

– Так, подруга, давай-ка ты сначала умоешься, позавтракаешь, а потом будем решать. Одну я тебя точно в Москву не отпущу.

– Нет, Валь, ты мне только адрес скажи, мне сегодня нужно к ней приехать.

Людмила была настойчива. Она говорила жарко, задыхаясь, не осознавая, что выглядит нелепо в своем старом плаще, надетом на ночную рубашку; говорила о том, что ей нужно поклониться мощам своей святой… И много чего говорила, пока Валя мыла ей голову, одевала в свою теплую одежду, которая, правда, смотрелась не менее нелепо: юбка и кофта дородной Валентины болтались на истощенной Людмиле, но всё равно это было лучше ее первоначального наряда.

Валентина понимала: раз святая Людмила зовет подружку, нужно ехать. Но как ее отпустить? А ревизию не отменишь. В конце концов решилась – дала адрес храма, подробно написала на листочке, как добраться, и, опаздывая все-таки на ревизию, на такси довезла подругу до вокзала.

Людмила вышла из метро на улицу. Ослабленные от долгой темноты глаза уже стали привыкать к уличному свету. Она шла осторожно, пытаясь поймать несуществующую опору. Шла, пошатываясь, и в то же время старалась идти быстрее – торопилась к святой Людмиле. «Алкоголичка», – думали люди, но ей, Людмиле, было совсем всё равно, что думают про нее окружающие. Лишь бы поскорее до храма добраться! Для здорового человека дорога от метро до храма святителя Николая в Котельниках занимает от силы семь-десять минут, и то если человек идет не спеша. Для Людмилы это была дорога жизни: каждый шаг ей давался с трудом, мышцы ослабели и не хотели слушаться. Она останавливалась после каждых двадцати шагов – передохнуть. Спуск к Котельнической набережной ей и вовсе пыткой показался: крутой уклон, держаться не за что. Господи, как же люди сюда ходят? Святая Людмила, помоги! Потихоньку, осторожно добралась до перил, которые начинались у церковной ограды. Отдышалась.

В храме было пустынно. Ей не нужно было подсказывать, где находится икона, – с закрытыми глазами нашла бы. Долго стояла Людмила перед святым образом великой княгини Чешской, долго молилась и изливала свою душу. Как будто не была она истощена, как будто кто-то рядышком поддерживал ее и ободрял.

Подойдя к иконе, она ощутила теплый свет, исходящий от глаз святой. И в этом свете предметы вдруг начали обретать цвет

Уже потом Людмила рассказывала, что в это сложно поверить, но, когда она подошла к иконе со всем грузом своего горя, она ощутила теплый свет, исходящий от глаз святой. И в этом свете предметы вдруг начали обретать цвет. А до того дня всё было для Людмилы серым. И поняла она, что ее любимый Виктор просит за него молитв и как она эгоистично, греховно себя вела: думала только о себе.

Из церкви она вышла спустя несколько часов другим человеком. Она снова вернулась в наш живой мир – достойно нести свой крест.

В храм, где она избавилась от своей беды, Людмила старается приезжать хотя бы раз в месяц – поклониться святым мощам великой мученицы Людмилы, княгини Чешской.

Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является.

Радуйся, яко мощи твоя прослави Господь нетлением благодатно.

Икона “Умиление”: значение, в чем помогает, молитва

В иконописи существует несколько стилей изображения Богоматери, один из них «Умиление». Икона Божией Матери в этом жанре изображает Богородицу в виде портрета по пояс, склонившую взгляд к новорожденному, смотрящую на него с любовью и умилением.

Этот жанр изображения Богородицы – один из самых старых. На Русь он пришел из Византии, как и само православие. Данный иконографический тип по-гречески называется «Елеуса». Иконы, написанные в нем, стали за столетия существования христианства одними из самых почитаемых в православии.

Много ли таких икон?

Икона «Умиление» – не какое-либо отдельно взятое изображение Богородицы, находящееся в определенном храме и имеющее автора. Это тип, жанр иконописи, и подобных изображений очень много. Икона «Умиление» найдется практически в каждом храме, старом сельском доме, живущие в котором не выбросили образа в период советской власти, в этнографических музеях, как в залах, так и в запасниках, и в других местах.

Образ Богородицы в данном иконографическом типе чрезвычайно почитаем. Разумеется, есть и намоленная, известная среди православных икона «Умиление», молитва перед которой обладает чудодейственной силой. Таких образов тоже несколько.

Наибольшей известностью обладают Серафимо-Дивеевская и Псково-Печерская, являющиеся списком с древней Владимирской иконы. Не меньшей силой будет обладать молитва и перед другими образами этого типа иконографии. Икона Богородицы «Умиление» есть в практически в каждой церкви любого из российских городов. Наибольшей известностью, после Дивеевской и Печерской, пользуются Ярославская, Владимирская, Жировицкая, Донская. Однако в каждой из местностей, хранящих известные образы, имеется и еще много икон в этом жанре, не ставших популярными.

К примеру, в Ярославле икона «Умиление» была до революции в каждом доме. Сейчас же в каждом действующем храме этого города можно увидеть несколько образов в данном типе иконографии. Как старых, сохранившихся в годы советской власти, так и новых, написанных совсем недавно, но от этого не утративших ни свое содержание, ни силу эмоционального воздействия на верующих.

Серафимо-Дивеевская икона

Этот образ является обретенным. Значение слова “обретенный” в православной традиции в отношении иконописных образов включает в себя такие понятия:

  • данный свыше;
  • не имеющий автора;
  • пропавший и найденный.

То есть все то, о чем можно сказать – обретено. Согласно преданию, с которым не спорят и официальные представители духовенства, Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» была обретена в лесных чащобах, находящихся вблизи современного Саратова. Далась икона в руки подвижника Серафима, который не расставался с образом в течение всей своей жизни. Именно поэтому название образа связывается с его именем.

Где находится Серафимо-Дивеевская икона?

Этот вопрос волнует не многих верующих, а лишь тех, кто склонен к дотошности и обладает любопытством. Местонахождение чудотворного образа покрыто туманом тайны так же, как и история его обретения столетия назад.

Однако, помимо любопытства и стремления к дознанию, фактическая оригинальность иногда бывает важна, к примеру, если речь идет о необходимости исцеления от заболеваний, чем прославился настоящий Серафимовский образ «Умиление». Икона Божией Матери, согласно многочисленным сохранившимся в церковных записях свидетельствам, обладала такой силой. Серафим лично помещал перед образом на время службы елейницу, а после окончания проводил помазание недужных. После его смерти это продолжили делать и другие священнослужители.

Дивеевский монастырь, в котором хранился чудотворный лик, был закрыт, и, вероятнее всего, разграблен в далеком 1927 году. На десятилетия икона стала считаться церковью утраченной. Однако в 1991 году она вновь была обретена. Образ передали патриарху Алексию Второму люди, чьи имена церкви или неизвестны, либо же сохраняются в тайне.

С тех пор, то есть с 1991 года, оригинальный лик хранится в резиденции Патриарха. Доступна же Дивеевская икона «Умиление», значение которой не только велико для верующих, истории православной русской церкви, но и глубоко символично для всей страны, всего лишь раз в году, в день Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот праздник образ выставляется в зале Богоявленского Патриаршего собора и доступен для молитвы и поклонения.

В Третьяковской галерее выставлена копия иконы, аналоги ее, то есть списки с образа представлены и в других местах. Однако чудотворной силой, подтвержденной свидетельствами, такие списки не обладают. Хотя вопрос воздействия образа на верующего – открытая тема для дискуссий в церковной философии. Многие священнослужители полагают, что чудодейственная сила зависит не от самой конкретной иконы, а от веры того, кто молится.

Как называется Серафимо-Дивеевская икона?

Вопрос о названии чудотворного образа тоже достаточно интересен. Принятое сейчас наименование этой иконы – Серафимо-Дивеевская. Однако, наряду с этим, распространены и другие названия данного изображения. Среди них – просто «Умиление». «Умиление Богоматери» – тоже один из вариантов названия этого образа.

Нередко икону именуют «женской», приписывают к ней названия монастырей, например, Троицкого, где до революции у образа был собственный отдельный предел, часто нарекают попросту Серафимовской или Саровской. Сам же подвижник Серафим именовал образ «Радость всех радостей».

В чем может помочь Серафимо-Дивеевская икона?

Почитание образа начал сам обретший икону Серафим. У святого в келье был не один образ Богоматери, но только эта имела икона «Умиление» значение. В чем помогает данный образ, ответить однозначно не сможет ни один священнослужитель, поскольку влияет она на все, с чем к образу подходит верующий.

Принято считать, что Серафимо-Дивеевский лик Богородицы:

  • исцеляет недужных;
  • помогает обрести личное счастье женщинам;
  • способствует зачатию и рождению здоровых малышей;
  • избавляет от горестей и напастей;
  • предотвращает разрушения и беды.

Удостовериться в этом может каждый верующий в день Похвалы Богородицы.

Когда почитается Серафимо-Дивеевская икона?

У данного образа есть особые дни, в которые принято ее почитать. Даты эти выделялись до наступления советской эпохи. Особое богослужение проводилось в Троицком соборе монастыря два раза в год – 28 июля и 9 декабря. Числа были выбраны по следующим причинам:

  • 28 июля – день обретения образа;
  • 9 декабря – дата основания обители.

28 июля и 9 декабря – даты по старому стилю, сейчас это иные календарные дни. В современных же реалиях можно считать днем почитания иконы празднество Похвалы Богородицы.

Любопытен факт того, что на иконописном подворье Дивеевской обители было изготовлено большое количество списков с образа, попросту – его копий. В дни почитания иконы, до прихода власти Советов, отдельные службы проводились перед ее копиями в каждом храме, где были эти аналоги.

Отличается ли от прочих Серафимо-Дивеевская икона?

Уникальна Дивеевская икона Богородицы «Умиление» не только историей своего обретения, но еще манерой художественного исполнения и использованными материалами.

Оригинальная икона написана не на доске, а на холсте, натянутом на древесный срез кипариса. Этот момент мало интересен верующим, но чрезвычайно любопытен для историков. Вопросы о том, как можно было найти в глуши Саратовских икон холст, натянутый на доску кипариса, не дает покоя многим изучающим историю православия.

Интересен и сам образ. Говорить о том, что Богоматерь изображена без младенца – неверно, хотя Иисус на иконе отсутствует. Богородица на этом образе не одна, просто она изображена до факта рождения младенца, то есть – беременной им. Это уникальное изображение Богоматери, не свойственное православной иконописи.

Как молиться перед Серафимо-Дивеевской иконой?

Многих верующих сегодня волнует вопрос, как нужно молиться, чтобы придала сказанному икона «Умиление» значение. В чем помогает прихожанам разобраться духовный наставник или же сборники молитв, имеющиеся в продаже в магазинчиках при каждом храме.

Однако в отношении молитвы перед чудотворящим образом каноны важны лишь для церковников, проводящих посвященные иконе служения. Простому прихожанину следует помнить только о главной заповеди любого моления – об искренности. Не нужно запоминать наизусть слова молитв из сборников, как старинных, так и современных, они даны лишь в помощь истого верующим, но затрудняющимся в выборе нужных слов, способных отразить их чувства.

Если перед прихожанином находится икона «Умиление» Божьей Матери, значение имеет не порядок слов, а вера человека и чистота его помыслов.

О чем молятся перед Серафимо-Дивеевской иконой?

К чудотворному образу приходят с разными бедами. Разумеется, никакой статистики того, как влияет икона «Умиление», в чем помогает, от каких недугов исцеляет – не существует.

Принято считать, молить образ следует:

  • о здоровье, не только собственном, но и близких;
  • о благополучии детей;
  • о даровании семьи и наследников;
  • обо всем «женском» и материнском.

Есть и убежденность в том, что образ способен предотвратить разрушения, войны и связанные с этим напасти. Однако скептики, которых в современном мире не мало даже среди верующих, ставят под сомнения эти качества иконы, приводя в пример войны при Николае Втором, который поклонялся оригинальному образу и даже даровал иконе одно из ее облачений. Вспоминают и революцию, и Чеченский военный конфликт, и террористические акты.

Вопрос о том, икона Богородицы «Умиление» в чем помогает, а для чего бесполезна – не имеет ответа. Помощь образа зависит от веры и искренности человека, от его нужды в участии, от глубины отчаяния и беды. Не менее важную роль играют и такие качества души, как смирение, терпение, благодарность, о которых большинство современных прихожан забывают.

Какой может быть молитва перед Серафимо-Дивеевской иконой?

Молиться о своем «женском» перед образом можно по-разному. Никаких правил, ограничивающих обращение к Богородице, не существует, кроме чистоты собственного сердца.

Молитва перед образом может быть такой:

«Прими, Всеблагая Пречистая Безневестная Богоматерь мольбу мою (имя собственное). На тебя, Единую Пресвятую Заступницу уповаю в невзгодах моих и немощах. Молю тебя даровать мне (имя собственное), от благ Сына Божия, но избавить от его горестей.

Молю тебя, Дева Пречистая о (перечисление того, о чем просится). Уповаю на бесконечную милость твою в надежде и смирении. Молю о сохранении того, что даровано. Молю о даровании того, что могу сохранить. Молю об укреплении (перечисление личного, важного). Молю о защите и даровании благ всяческих (перечисление имен близких). Молю тебя, Пресвятая Богоматерь с благодарностью и смирением, с терпением и верою, с помыслами чистыми и надеждою. Аминь».

Молясь таким образом, важно действительно иметь все те качества, которые утверждаются в тексте. Хотя икона «Умиление» значение для верующих имеет большое, сам факт стояния перед ней уже дарует особое душевное состояние, просьба найдет отклик лишь правдивая, образ – не робот, выполняющий сиюминутные желания.

Какой может быть молитва матери перед Серафимо-Дивеевской иконой?

Матери, беспокоящиеся о своих детях, могут молиться так:

«Богоизбранная Матерь Пречистая, заступница наша пред Сыном Божием и Престолом Небесным. Молю тебя принять тревоги мои и разрешить их. Молю тебя о здравии и целости благополучия детей моих (имена). Молю о защите их от напастей и горестей, помыслов нечистых, путей лживых, искушений бесовских. Молю тебя, пресвятая Богородица о даровании покоя душе моей, о наставлении детей моих неразумных, о защите их и даровании им нужных, господу угодных помыслов. Аминь».

Мольба матери всегда идет от чистого сердца и обладает большой силой. Однако даже мать, молящаяся за своих детей, должна не просто уповать на помощь чудотворного образа, но и обладать искренней и глубокой верой в Господа.

Читайте также:  Икона Божией Матери "Геронтисса": история, значения, в чем помогает и как молиться
Ссылка на основную публикацию