Икона “В скорбях и печалях Утешение”: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Древняя икона «В скорбях и печалях утешение» и ее фотографии

Священный образ Матери Спасителя по-своему дополняя, раскрывает икона «В скорбях и печалях утешение». Она на особом счету, хотя до нашего времени, к сожалению, не дошла в первозданном виде. Сегодня в православных храмах есть только копии. Сей святой дар был когда-то доставлен на Русь с древнего Афона, где и являлись с помощью этой святыни и свершались чудеса, принесшие иконе славу.

Описание оригинала

Какова была первая икона помогают представить сохранившиеся списки и уцелевшие документы. В них говорится, что представлена она была в виде складня (30×40 см) с тремя створками.

Центральное место занимало изображение Богоматери по пояс, в жемчужном венце и в золоченной чеканной ризе. Венец над Матерью держит пара ангелов. Предвечный Младенец в золотом венце и в таком же чеканном одеянии был у нее на руках, со скипетром в левой руке, а св. Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов им предстояли. Принявшим учение, Спаситель правой рукой посылает свое благословление.

По низу и боковым створкам расположены изображения многих святых. В нижней части: преп. Антоний и Евфимий Великие и др. Великомученики на конях представлены в створках: Георгий Победоносец с одной стороны и Димитрий Солунский — с другой. Изображены и иные святители.

Известно, что оригинал сохранял святые мощи. Описанный образ Богородицы и остался навсегда в православной иконописи как «В скорбях и печалях утешение».

Исторические факты

Первые упоминания об иконе встречаются еще в письменах Византии. В документах XVII в упоминается ее принадлежность патриарху Афанасию III (Константинополь). Благодаря ему, в 1653 г она попадает на русскую землю. Как не стало обладателя (1654 г), складень переходит в Ватопедский монастырь.

Афанасий III жил и служил Господу в Ватопедском монастыре (св. Афон). В 1849 г на келейном месте предстоятеля византийской церкви стал действовать всемирно известный в дальнейшем Свято-Андреевский скит. Икона Божией Матери была передана как благословение игумену Виссариону.

В те времена, чтобы собирать средства для скита, в Санкт-Петербург был отправлен иеромонах Феодорит. Для поддержания в столь важном деле ему посылается и икона «В скорбях и печалях утешение». Летом 1853 г сначала она на корабле прибывает в Одессу и только потом уже в столицу.

К сожалению, пока образ доставляли в Санкт-Петербург, его повредили. Целых 6 лет икона путешествовала с Феодоритом, когда тот выполнял свое важное поручение. В обитель на св. Афон возвращение иконы состоялось лишь в 1859 г.

Явленные чудеса

Только лишь 4 года побыла в Греции икона, затем отправлена вновь в российские земли. Миссия все та же – теперь уже с иеромонахом Паисием. В этот раз ей предстояло в Курской губернии собирать средства для монастыря.

С этих пор слава о чудесах, происходивших с помощью этой иконы, разнеслась по всей России. Чтобы укрепить веру в Господа в людях, все чудесные явления, свершившиеся после молений Богородице перед данным образом, фиксировались записями в книгах. Их хранили и берегли, как свидетельство о чудотворности иконы.

Первый случай чудесного исцеления произошел с немым студентом в вятском уезде в 1863 г. О нем свидетельствует запись в церковной книге приходского храма в с. Кырмыж. Сам молодой человек был из религиозной семьи и обучался в духовном училище. Однажды он входил в храм, а на паперти его останавливал некий странник. Ему было нужно, чтобы юноша просто пересказал своему батюшке кое-какое сообщение. Студент оставил просьбу без внимания.

После этого снится ему сон, где трое святых осуждают его за легкомыслие и обещают наказать. Утром парень уже не мог выговорить ни слова. Он онемел. Шесть лет прошло в молчании, и вот икона была доставлена в сельский храм. Когда молебен завершился, не говорящий много лет приложился к ней. Он почувствовал, что язык его как бы горит и после уже смог говорить.

Случались и иные чудеса. Они благодатно изливались на тех, кто полный веры подходил к образу с молитвой. Имеются тому многочисленные свидетели, подтвердившие свои слова подписями.

Тогда же, когда обрел дар речи несчастный студент, в октябре 20-го, косноязычная жена дьячка Акулина Фролова, которая с самого детства едва произносила слова, после молитвы стала говорить. В ноябре того же года выздоровел и Савелий Ермаков, мещанин, долгое время парализованный. Через день роженица Е. Мартынова, жена купца, терявшая последние искры жизни от горячки после рождения ребенка, обрела силы и здоровье.

Подобных чудес описано немало в книге. Еще больше осталось незафиксированных.

Дар афонских старцев

Возвернулся благополучно иеромонах Паисий в Грецию и увез туда икону. Однако, народ не забыл ее силу и чудеса. Полетели жалостные письма в святой Афон, в которых православные молили вернуть полюбившийся образ хоть на краткое время.

В 1876 г в Россию опять привозят эту икону Богородицы в славный город Ростов. В 1890 г решено оставить ее на русской земле навсегда, в Санкт-Петербурге.

Там уже было свое подворье и иеромонах Иосиф должен был ее туда доставить. По пути в столицу икона посещала разные города: Одессу (исцелились две бесноватые), великий Ростов-на-Дону, Новочеркасск и даже побывала в Москве. Повсеместно на страждущих снизошла благодать. Встречали ее толпы богомольцев, непрестанно слышался колокольный звон.

Все чудесные явления, связанные с молитвой иконе, были записаны и засвидетельствованы. Всего известно 20.

Полюбившаяся икона и в страшные годы раздоров дарила свою силу верующим. Во время Первой мировой митрополит Петроградский Владимир повелел всем молиться о победе. Читался специальный акафист.

Существующие списки

На сегодня никто не сможет сказать, где находится оригинал и сохранился ли он. По одной версии в 1929 г он увезен иноками афонского подворья. Их выселили из Ленинграда, и они должны были проживать в п. Славянка. Точно ли это, неизвестно. Желающие помолиться Царице Небесной перед иконой, могут сделать это лишь перед списками с нее. Считается, что и они обладают целительной силой.

В числе известных копий – икона от 1863 г. Изготовлена афонскими мастерами по заказу господина К. А. Неволина (историка и юриста), чудесным образом исцелившегося от страшного недуга молитвами. Находилась в Христорождественском монастыре (г. Вятка). В 1864 г сделан другой список по распоряжению того же исцеленного деятеля для Свято-Никольского собора (г. Нолинск).

В 1882 г в честь святого образа построен собор в Вятке. В нем долгое время хранился список «В скорбях и печалях утешение». Еще один список (1890 г) в соборе Андреевского скита и в храме с. Вишкиль.

Немногие старинные списки иконы живы и по сей день. Один — в Слабодском Свято-Екатерининском соборе. Другой, созданный в 1913 г, – в Царскосельском Екатерининском с-ре. Сохраненный список представлен и в Санкт-петербургском Никольском соборе.

В Алексеево-Акатовом монастыре с Божьей помощью сохранен чудотворный список (1905 г). Икона мироточила в июле 1999 г.

День иконы «В скорбях и печалях утешение» празднуется 19 ноября (2 декабря).

В чем помогает икона?

Исходя из названия иконы уже можно понять в чем помогает она людям.

Обычно обращаются к иконе с просьбами об исцелении, в нуждах, в печалях. Просят избавить от уныния, помочь в различных тяжелых жизненных ситуациях.

В службе иконе используют тропарь, кондак и акафист иконе Божьей Матери «Утоли моя печали».

Молитва

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежной жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице, Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя Преблагая и скорая Заступнице, покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: Радуйся, Благодатная, Радуйся, Обрадованная, Радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою! Аминь.

Рекомендуем посмотреть видео о иконе «В скорбях и печалях утешение»:

Икона “В скорбях и печалях утешение”: описание, значение и интересные факты

Среди святых образов, не дошедших до нас, но известных сегодня благодаря позднейшим спискам, неизменным почитанием пользуется икона «В скорбях и печалях утешение». Она является даром, принесенным на российскую землю из обителей древнего Афона и здесь прославившимся многообразными чудесами, явленными через нее Пресвятой Богородицей и ее предвечным сыном.

Описание иконы «В скорбях и печалях утешение»

Существующие ныне списки этого образа достаточно полно воспроизводят оригинал, не сохранившийся до наших дней, но описанный в ряде исторических документов. Как в прежние времена, так и сейчас икона «В скорбях и печалях утешение» представляет собой трехстворчатый складень. В верхней половине его центральной части помещено поясное изображение Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом. Держа в правой руке скипетр – символ власти, левую он воздел вверх, как бы благословляя всех, кто принял его учение.

По обеим сторонам им предстоят святые – Иоанн Богослов и Иоанн Креститель. В нижней половине центральной части триптиха, а также на боковых его частях написаны фигуры святых, во дни своей земной жизни прославивших Господа. Судя по сохранившимся описаниям, на основе такой композиции был построен оригинал иконы, и она же неизменно сохранена на всех известных списках.

Реликвия Константинопольского патриарха

История иконы «В скорбях и печалях утешение» берет свое начало в Константинополе. И хотя первое упоминание о ней относится к началу XVII века, исследователи полагают, что написана она была гораздо раньше, возможно, даже прежде захвата этой столицы православия турками-османами в 1453 году. Достоверно же известно, что образ являлся собственностью Константинопольского патриарха Афанасия III (впоследствии причисленного к лику святых) и был привезен им в Россию в 1653 году. Когда же через непродолжительное время святитель Афанасий почил в бозе, то принадлежавшая ему икона была отправлена на Афон, где хранилась некоторое время среди прочих реликвий Ватопедского монастыря. Его современное фото представлено ниже.

Объясняется это тем, что еще до своего возведения в патриарший сан Афанасий III долгое время состоял в братии афонского Ватопедского монастыря и весьма прославился своими духовными подвигами и аскетической жизнью. Когда же после кончины он был причислен к лику святых, то было решено на месте, где стояла его келья, основать скит, впоследствии разросшийся и получивший название Свято-Андреевского. Туда-то и передали икону «В скорбях и печалях утешение» в память о ее прежнем владельце.

Читайте также:  Икона святого Николая Чудотворца: история, значения, в чем помогает и как молиться

Возвращение в Россию

В середине XIX века святому образу вновь довелось отправиться в Россию и, пробыв там 6 лет, возвратиться в Грецию. Дело в том, что Ватопедский монастырь имел в Петербурге свое подворье, инокам которого, кроме всего прочего, вменялся в обязанность сбор пожертвований для своей афонской обители. Дело это нелегкое и без покровительства небесных сил трудноосуществимое. Поэтому настоятель монастыря распорядился отправить на берега Невы икону «В скорбях и печалях утешение», молитвы перед которой должны были открыть для его посланников кошельки петербуржцев.

На берегах Невы

Отправленный морем, святой образ в 1853 году благополучно достиг Одессы и затем почтой был доставлен в столицу. В дороге с ним случилась неприятность: нерадивость ли персонала тому виной, или козни лукавого (что, разумеется, более вероятно), но в Петербург он прибыл с серьезными повреждениями, так что пришлось прибегнуть к помощи мастеров-реставраторов.

Как уже упоминалось, на берегах Невы икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение» пробыла 6 лет, в течение которых через нее призывалось покровительство Царицы Небесной на сборщиков средств для Ватопедской обители и их главу иеромонаха Феодорита. Когда же сей благочестивый инок завершил свое послушание (так в монастырях называется любое порученное дело) и возвратился на Афон, то вместе с ним покинула российскую землю и икона Богородицы.

На Курской земле

После своего возвращения из Петербурга она пробыла на греческой земле не более четырех лет. За это время монастырская казна вновь оскудела, и, как и в прежние годы, возникла необходимость ее пополнения от российских щедрот. На этот раз очередной посланник (им оказался иеромонах Паисий) отправился не на берега Невы, а в Курскую губернию, славившуюся не только соловьями, но и благочестием своих жителей.

Видно, Пресвятой Богородице было угодно, чтобы именно отсюда разнеслась по всей России весть о неслыханных чудесах, явленных по молитвам перед ее честным образом. Свидетельством заступничества Царицы Небесной за всех, кто молитвенно взывал к ней перед иконой «В скорбях и печалях утешение», является особая книга, в которую монахи скрупулезно заносили все случаи чудесных исцелений, а также исполнений самых сокровенных желаний богомольцев. Поскольку этот уникальный документ сохранился до наших дней, есть возможность обратиться к его записям.

Наказанный студент

В одном из повествований можно прочесть удивительную историю, случившуюся в конце XIX века с учащимся местной семинарии. Этот юноша был поражен немотой, но не на экзамене, что происходит со студентами и в наши дни, а во время богослужения. Как явствует из записи, незадолго до этого на церковной паперти его остановил странник и попросил выполнить несложное, но весьма важное для него поручение – передать некое сообщение одному из иеромонахов местной обители. Юноша согласился, но по легкомыслию пренебрег обещанием. В одну из ближайших ночей ему в тонком сне явились три святозарных мужа и, укорив за нерадивость, предрекли скорое наказание.

На следующий день во время богослужения, когда молодой человек намеревался вместе со всеми громко прочесть молитву, его уста не смогли издать ни звука. Он был поражен немотой и безмолвствовал в течение шести лет. Лишь по истечении этого срока он вновь обрел дар речи. Случилось это после того, как в их храм была доставлена икона «В скорбях и печалях утешение», акафист которой намеревались читать в присутствии епархиального архиерея.

Еще до начала обряда подойдя ко святому образу, о чудотворности которого он был немало наслышан, юноша пал перед ним на колени. И чудо свершилось – невидимая печать пала с его уст, и он восславил Господа и его Пречистую Матерь. Этот случай, как и все прочие, был не только занесен в книгу, но и заверен подписями многочисленных свидетелей.

Помощь, явленная через святую икону

Продолжая листать пожелтевшие от времени страницы, можно узнать о многом, в чем помогает икона «В скорбях и печалях утешение». Так, обращает на себя внимание запись, датированная 20 октября 1881 года. В ней рассказывается о том, как по молитвам перед иконой обрела дар чистой и ясной речи Пелагея Наумова – жена дьякона одного из курских храмов. С детства страдая косноязычием, она исцелилась от него, лишь вознеся свои молитвы перед святым образом.

Имеется также немало свидетельств и того, как богомольцы избавлялись от тяжких недугов, перед которыми была бессильна официальная медицина, и которые представляли реальную угрозу жизни. Взять, к примеру, историю жены надворного советника Петра Мироновича Климова – Анны Емельяновны, долгие годы страдавшей чахоткой и уже не чаявшей выздоровления. Ей не могли помочь ни российские медики, ни их зарубежные коллеги.

Как последнее средство несчастная женщина восприняла совет одной своей родственницы отправиться в Курскую губернию и там в одном из монастырей просить заступничества у Царицы Небесной перед ее иконой «В скорбях и печалях утешение». Ко всеобщей радости, из этой поездки чиновница возвратилась абсолютно здоровой и прожила еще много лет, подарив супругу шестерых детей.

Уничтоженный храм

С этой иконой связано строительство в Вятке одного из красивейших храмов конца XIX века. Его создательницей стала настоятельница местного Преображенского женского монастыря игуменья Серафима (Никонова). По обету, данному ей Царице Небесной, она возвела собор, освященный в честь ее знаменитого образа. К сожалению, он, как и многие российские храмы, был разрушен в годы атеистического мракобесия, захлестнувшего страну после прихода к власти большевиков.

Дар Святого Афона

В 1890 году братия афонского Свято-Андреевского скита приняла решение навсегда оставить чудотворную икону в России, как дар, посланный ей со святой горы. Помещена она была в Петербурге в храме их монастырского подворья. В последующие годы, вплоть до октябрьского переворота, с иконы было сделано несколько списков, которые сегодня являются особо чтимыми реликвиями. Сам же оригинал, прославленный в народе множеством чудес, бесследно пропал, став жертвой одной из бесчисленных антирелигиозных кампаний, проводившихся властями в те годы.

В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Икона Божией Матери “В скорбях и печалях утешение”

Икона Божией Матери “В скорбех и печалех утешение”

Восходит к XVII веку. Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III Пателарию, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию. После смерти святителя в 1654 году она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон.

В день открытия Афонского Андреевского скита 22 октября 1849 года проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву) как благословение от обители и в связи с тем, что этот образ ранее был келейной иконой патриарха Афанасия III Пателлария, на месте кельи которого и возник Андреевский скит.

В августе 1853 года икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в Санкт-Петербург иеромонаху Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В ноябре он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 года, вернувшись на Афон, возвратил её в обитель. Перед кончиной в 1862 году игумен Виссарион (Толмачёв) передал икону братии с пророческими словами: “Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех“.

В августе 1863 года, во время второго пребывания иконы в России на период сборов иеромонахом Паисием средств для устроения Андреевского скита, в Казанской губернии икона проявила чудотворную силу при исцелении людей. Первое чудо от иконы было зафиксировано 19 ноября того года в женском монастыре в честь Рождества Христова в городе Слободском, где игуменией была монахиня Пульхерия, дочь отца Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита – обрёл дар речи 18-летний учащийся Вятского духовного училища Владимир Неволин. На Рождество 1857 года он отправился в село Кырмыж Вятского уезда. 31 декабря на паперти храма некто приказал передать весть его отцу иеромонаху Неону, насельнику Слободского Крестовоздвиженского монастыря, и предостерег, что если он этого не сделает, то пострадает. Юноша не исполнил веления и вскоре стал чувствовать недомогание. В 1-й день Великого поста он имел видение 3 светозарных мужей, один упрекнул его в неисполнении приказа и предрек наказание – немоту. Владимир рассказал о видении сестре, жене священника. В тот же день он онемел. Спустя 6 лет, когда Владимир после молебна приложился к иконе, то ощутил “в своем языке жар, который распространился по всему телу”. Вернувшись домой, неожиданно заговорил. Первыми его словами были: “Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!

С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно. 22 ноября заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви города Слободского Параскева Овчинникова, 24 ноября исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног семилетняя девочка Ксения Кайсина и от припадков трёхлетний мальчик Петр Лихачёв, 25 ноября – от беснования А. Г. Шуктомова, 5 декабря от воспаления кости четырёхлетний мальчик Василий Кибардин. За два месяца после первого чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств [1].

В 1876-1882 годы икона снова находилась в России в сопровождении иеромонаха Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных. В 1890 году икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию. Сопровождал ее будущий игумен скита иеромонах Иосиф (Беляев). 3 марта икону торжественно встретили в Одессе, где в соборном храме получили исцеление от беснования две девочки. 14 марта – на станции Борки. 16 марта – в Ростове-на-Дону, где также был зафиксирован случай исцеления от беснования. Затем икону встречали в Новочеркасске, в Москве, на Афонском подворье скита в Санкт-Петербурге.

В местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих. В 1890-1891 годах иеромонахом Иосифом в Санкт-Петербурге было зафиксировано 21 исцеление от различных недугов. С 17 сентября по 2 октября икона находилась в Угличе и его окрестностях, где от неё также совершались исцеления.

В службе иконе стали использовать тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери “Утоли моя печали”. 6 февраля 1915 года на Петроградском подворье Андреевского скита митрополит Петроградский священномученик Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы русскому воинству.

В 1933 году чтимый образ был передан в Николо-Богоявленский собор. Был установлен обычай выносить икону на её праздник вечером 1 декабря на вечернюю службу и 2 декабря на Литургию; чаще всего икона находилась затем до конца дня в центре храма [2]. Ныне святыня хранится в алтаре собора [3].

Икона Божией Матери “В скорбех и печалех утешение”. Список 1890 г. Афонский Андреевский скит.

Описание

Икона представляет собой створчатый складень размером 40 на 31 см. В центре складня – поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу – преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий Великий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золочёные. Венцы золотые, венец Божией Матери украшен жемчугом. На окладе над Богородицей изображены 2 ангела, держащие венец. В иконе хранятся частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, преподобного Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских. “Стиль письма” указывает “на многовековую древность этой иконы” [4].

Списки

В Вятском краю

Списки образа стали распространяться в России со второй половины XIX века. Несколько ранних списков было в Вятской губернии. Первый был сделан Неволиным после исцеления в 1863 году и находился в Вятском Христорождественском монастыре. 19 ноября 1866 года его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке.

В 1864 года Неволиным был создан ещё один список для собора во имя святителя Николая в городе Нолинске.

В 1882 году игуменией Вятского Преображенского монастыря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери “В скорбех и печалех Утешение”, где был помещён список, оставленный иеромонахом Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губернии в праздничные дни 12 декабря, когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 января.

В 1883 году был создан список для храма села Вишкиль Вятской губернии.

В настоящее время один из чтимых списков находится в Слободском Екатерининском соборе.

Икона Божией Матери “В скорбех и печалех утешение”. Список 1913 г. из Андреевского скита. Санкт-Петербургский Екатерининский собор в Пушкине.

Петербург и окрестности

В 1913 году в Андреевском скиту был написан список, в том же году подаренный епископу Гдовскому священномученику Вениамину (Казанскому). В 1917 году эта икона была передана митрополитом Вениамином в утешение жителям Царского Села (ныне Пушкин) после убиения их пастыря, священномученика Иоанна Кочурова. Образ был поставлен в Екатерининском соборе. После того как собор был взорван в 1939 году, многие иконы оттуда были сожжены прямо на Соборной площади, но чтимый список уцелел. В 1995 году ключарь Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов передал её в Софийский собор Пушкина. В декабре 2012 года святыня была возвращена в возрожденный Екатерининский собор [5].

Икона Божией Матери “В скорбех и печалех утешение”. Список 1905 г. из Афонской келлии свт. Иоанна Златоуста. Воронежский Алексеево-Акатов монастырь.

Прочие

В 1890 году, при передаче святыни в Россию, был создан список помещённый в соборе Афонского Андреевского скита над царскими вратами.

Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 году в келье святителя Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря, сохраняется в Алексеево-Акатовом женском монастыре города Воронежа. На нём есть надпись: “сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года“. В июне 1999 года икона обильно мироточила, впоследствии мироточение повторялось в меньшей степени.

Видео

  • Празднование иконы Божией Матери “В скорбех и печалех Утешение” в Санкт-Петербурге, 2016:

Литература

  • Описание чудес, совершившихся перед чудотворною иконою Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», находящейся в Рус. на Афоне Св.-Андреевском общежительном ските // Кр. ист. очерк Рус. на Афоне Св.-Андреевского общежительного скита. Од., 1890, 19126;
  • Памятники христ. древности и святыни в святогорских афонских мон-рях. // Наставления и утешения св. веры христианской. 1902. № 1. С. 74-85;
  • Летопись Св.-Андреевского скита. СПб., 1911. С. 171-172;
  • Третье путешествие в Россию со Св. Горы Афонской из Андреевского рус. скита чудотворной иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»: Описание чудес. Од., 1912. С. 123;
  • [Описание чудес] // Наставления и утешения св. веры христианской. 1915. № 4. С. 189;
  • Обитель неусыпающих в Петербурге // Там же. 1916. № 5. С. 160;
  • Любомудров А. Матушка Пульхерия – подвижница града Слободского // Вятский епарх. вестн. 1997. № 8 (88).

Использованные материалы

  • Троицкий П. В., “«В скорбех и печалех Утешение», икона Божией Матери”, Православня энциклопедия, т. 9, с. 718-719:
    • http://www.pravenc.ru/text/155570.html
  • “В Екатерининский собор Царского Села вернулась его главная святыня – икона Богородицы «В скорбех и печалех Утешение»”, портал Православие.Ru, 10 декабря 2012:
    • http://www.pravoslavie.ru/58006.html ]].
  • Страница сайта Вашингтонского Иоанно-Предтеченского собора Русской Православной Церкви Заграницей:
    • http://www.stjohndc.org/Russian/theotokos/r_1107_uteshenije.htm
  • “Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»”, официальный сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству Монастырский вестник:
    • http://monasterium.ru/monastyri/svjatiny/ikona-bozhiey-mater. 297
  • “2 декабря. Икона Богородицы «В скорбех и печалех Утешение»”, календарь православной энциклопедии Азбука веры:
    • https://azbyka.ru/days/ikona-v-skorbeh-i-pechaleh-uteshenie
  • “Андреевский”, официальный сайт Херсонской епархии Православная Херсонщина, 15 декабря 2018:
    • http://pravoslavie.ks.ua/rubric/skity-afona/article/andreevskij

[1] “О благодатных исцелениях, совершившихся в г. Слободском пред Афонской иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»”, Вятские епархиальные ведомости, 1864, № 3, с. 73-109.

[3] Шкаровский М. В., Русские обители Афона и Элладская Церковь в XX веке, гл. “Подворье Свято-Андреевского скита в Санкт-Петербурге”, https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkie-obiteli-. e/3

[4] “Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение»”, Наставления и утешения св. веры христианской, 1898, № 12, с. 1108.

Значение иконы «В скорбях и печалях утешение» в христианской религии

История появления иконы

Первые упоминания о чудотворном лике относятся к XVII столетию. Тогда икона принадлежала Афанасию Цареградскому, патриарху Константинополя, который вместе с ней путешествовал по России. Когда преподобный скончался, образ отправили обратно в Ватопедскую обитель, на гору Афон. Там он находился до середины XIX века, выполняя роль келейной святыни.

Когда в 1849 г. завершилось строение Андреевского монастыря (г. Москва), митрополит Ватопедский даровал икону «В скорбях и печалях утешение» только что назначенному настоятелю скита, Виссариону. Таким образом, Григорий благословил новую обитель на успешное процветание.

Спустя четыре года образ попал в Одессу, где находился по 1859 г. Дальше местом пребывания святыни стал Санкт-Петербург. Там с ее помощью монахи собирали средства для восстановления афонского скита. Когда икона случайно пострадала, ее было решено отправить обратно на родину.

Однако пробыл образ на горе Афон недолго. Через пару лет, когда в Казани стали собирать пожертвования для Андреевского монастыря, икона была передана иеромонаху Паисию. Именно он первым узрел чудо, которое совершил святой лик, исцелив от немоты Владимира Неволина, инока Слободской обители (Вятская губерния).

После прихода к власти большевиков святыня бесследно исчезла. Некоторые историки утверждают, что бежавшие из скита монахи унесли ее с собой, однако сегодняшнее местонахождение оригинального образа до сих пор остается неизвестным.

Видео «Икона “В скорбях и печалях утешение”: описание и значение»

В этом видеоролике рассказывается, какую роль в православной вере играет святой образ.

Описание и дни празднования иконы

Несмотря на исчезновение чудотворного лика, исторические документы позволяют воспроизвести образ до мельчайших деталей. Кроме того, было создано немало списков, которые теперь украшают храмы по всей России.

Икона «В скорбях и печалях утешение» представляет собой складной триптих. Центральная часть посвящена Богородице. Здесь Божья Мать изображена с Младенцем на руках. Правая ручка маленького Иисуса поднята в благословляющем жесте, а левой Он удерживает скипетр, символизирующий власть (на некоторых списках это может быть свиток). Прямо над ними парят два ангела, держащие корону. По обе стороны от Пресвятой Девы Марии расположены два Иоанна: любимый апостол Мессии и Предтеча. Внизу же стоят четверо святых: Антоний, Евфимий, Савва, Онуфрий.

Ставни триптиха исписаны образами святого Георгия и Дмитрия Солунского. Они представлены в виде наездников, которые пиками убивают ползучих гадов. Выше них находятся Спиридон Тимифунтский и Мирликийский Николай Угодник. У обоих святых правая рука поднята для благословения.

Икона «В скорбях и печалях утешение» представляет собой складной триптих

Одеяния Утешительницы, держащей на руках Младенца, а также нимбы над их головами украшены позолотой. Известно, что первоначальный образ был отделан еще и серебром, а венец, удерживаемый ангелами – бриллиантами.

Оригинал иконы «В скорбях и печалях утешение» содержал мощевик, где находились частички мощей святых великомучеников.

Согласно православному церковному календарю, празднование чудотворной святыни отмечают 2 декабря. Первая торжественная служба была проведена в Слободской обители во славу чудесного исцеления Владимира Неволина. Тогда иноки из Афона даровали драгоценную ризу для святыни.

Где находится святой образ

Сегодня поклониться святыне можно в Петербургском Свято-Никольском храме. Северная столица обрела икону почти сто лет назад, и долгое время она находилась на иконостасе Благовещенского собора. Еще одна чудотворная копия является собственностью Свято-Екатерининского храма. Не менее значимые списки можно найти в Вятском краю, а также Воронеже (Алексиево-Акатов монастырь).

В чем помогает чудотворный образ

Молитвы Утешительнице помогают в любой жизненной ситуации. Священники советуют обращаться к Божьей Матери не только при жизненных трудностях, но и когда случается радость. У чудотворного образа «В скорбях и печалях утешение» просят:

  • исцелить от тяжелых недугов;
  • унять печаль скорбящих;
  • утешить во время жизненных трудностей;
  • обрести душевное спокойствие и гармонию;
  • поправить финансовое положение;
  • избавить от страданий;
  • укрепить веру;
  • помочь справиться со страхом и отчаянием.

Пресвятая Дева Мария является Заступницей людской перед Господом, а потому помогает всем искренне молящимся. Если в храме нет нужной иконы, молиться можно любому богородичному образу.

Священники советуют обращаться к Божьей Матери при жизненных трудностях

Чудесные дарования святого лика

После того как афонская святыня прибыла на русскую землю, чудеса не заставили себя долго ждать. Первое чудо исцеления случилось с молодым монахом Владимиром Неволиным в Слободском монастыре Вятской губернии. Юноша несколько лет был немым и никак не мог избавиться от болезни. Во время очередного молебна, вознося пламенные молитвы к Богородице, он прикоснулся губами к святому лику. Тут же инок почувствовал, как начали гореть его губы, а затем внутреннее пламя разлилось по всему телу. Однако вместо боли Владимир ощутил непередаваемую радость и торжество. Вернувшись со службы, он вдруг сказал: «Какой прекрасный бриллиантовый венец у Богородицы!».

Все произошло настолько неожиданно, что молодой человек долго не мог поверить чуду, а вскоре благостная весть разлетелась по всей округе. С тех пор к чудотворной иконе «В скорбях и печалях утешение» приходили многие паломники. Божья Мать исцеляла их от тяжелых болезней, параличей, немоты, припадков, ревматизма, косноязычия, беснования. Она утешала скорбящих, а также помогала побороть печали.

Чудеса, происходящие со святым ликом, заносились в церковную книгу, а сам образ долгое время путешествовал по стране, помогая монахам собрать пожертвования на храм. Из подробных записей можно выделить самые яркие случаи:

  • студент из Вятского уезда благополучно избавился от немоты после молитвы иконе;
  • Акулина Фролова исцелилась от косноязычия;
  • мещанин Савелий Ермаков вылечился от паралича;
  • Елизавете Мартыновой Богоматерь помогла справиться с родильной горячкой;
  • маленький Петя Лихачев перестал страдать от припадков;
  • четырехлетний Вася Кибардин исцелился от суставной болезни.

Во время Первой мировой войны святой лик находился на территории Петрограда. Чтобы помочь русским войскам одолеть недруга, у иконы «В скорбях и печалях утешение» монахами велся неусыпный молебен. Текст этого акафиста используют до сих пор как мощную защитную молитву. К ней обращаются, когда хотят защититься от злых сил, врагов и прочих бед.

Поскольку богородичные иконы очень сильные, обращение к ним практически никогда не остается неуслышанным. Небесная Заступница всегда ходатайствует за человека перед Всевышним, если тот говорит с Ней искренне, от чистого сердца, со светлыми помыслами. Священники говорят, что чудеса исцеления дарует не само красивое изображение на холсте, а Божья благодать, коей наделена святыня.

Молитва перед иконой «В скорбях и печалях утешение»

Святые образы с ликом Богородицы почитаются среди православных христиан больше всего. Среди них, конечно, и икона «В скорбях и печалях утешение». Пресвятая Дева Мария является Матерью не только Христа, но также всех праведников на грешной земле. Она относится ко всем с материнской любовью и заботой, а потому никогда не оставит своих детей без защиты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Икона «В скорбях и печалях утешение»

Образ Божией Матери, на иконе «В скорбях и печалях Утешение», изображен при неизвестных обстоятельствах. При этом прочитав письмо иконы, можно получить свидетельство о древнем происхождении, которое, несомненно, добавляет весомость существующей иконе и предает ей особую значимость, подтверждая уникальность и возможность совершать настоящие чудеса и поддерживать в печалях и скорбях народ.

История иконы

По одному из существующих преданий икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» на протяжении долгого времени находилась во владении у Афанасия Третьего, цареградского патриарха и святителя. Именно он привез ее в середине семнадцатого века на территорию государства Российского. Владелец скончался и изображенный образ был передан в Афонский монастырь под названием Ватопед. Там она пробыла на протяжении нескольких столетий.

В девятнадцатом веке окончилось масштабное строительство Андреевского скита, поэтому митрополит Ватопеда решил выразить собственное благословение и пожелал процветания новому месту, и передал ценный подарок икону Богородицы «В скорбях и печалях утешение», которая до этого имела статус келейной святыни.

На данный момент она является достоянием Свято-Никольского собора, расположенного на территории Санкт-Петербурга. На пороге двадцать первого века один из престолов Крестовоздвиженского монастыря, который ранее был мужским, был освящен в честь образа, который по праву считается чудотворным. Сама икона «В скорбях и печалях утешение» имеет строение, которое имеет название створчатый складень, то есть состоит из разных частей, которые могут складываться. Хотя образ может выполняться и на плоскости с нарисованными рамками.

Кроме Богоматери тут представлен и ряд других святых, в том числе и получившие статус великомучеников из них Георгий Победоносец и Сологунский Дмитрий, Николай Чудотворец и Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча.

Сам образ для украшения обрамлен несколькими ризами, одна из которых покрыта золотом.

Чудеса иконы

Много в чем помогает икона «В скорбях и печалях утешение» и особенно следует отметить различные чудеса, многие из которых занесены в специальные церковные книги, которые созданы для того, чтобы фиксировать различные чудеса. На протяжении 19 века святой образ много путешествовал с территории Афона и многократно отправлялся на своеобразные «гастроли» с монахом, который собирал средства для строительства храма. На протяжении таких путешествий образ сотворил немалое количество чудес.

Из наиболее популярных и часто фиксируемых следует отметить такие как:

  • исцеление студента в Вятском уезде от немоты;
  • исцеление речи Акулины Фроловой;
  • лечение от паралича представителя мещанства Савелия Ермакова;
  • исцеление Елизаветы Мартыновой от родильной горячки.

Есть возможность и далее продолжать перечисление этих фактов, они излагаются в огромном количестве в различных церковных книгах. Чудеса фиксируются до сих пор.

В начале 20 века образ оказался на территории Петербурга и в годы Первой мировой велась так называемая неусыпная молитва иконе «В скорбех и печалех утешение» для того, чтобы помочь русским войскам. Таким образом монахи и священнослужители непрестанно читали специально написанные для этого образа слова.

Этот акафист иконе известен до сих пор и используется для того, чтобы даровать или получить особое оберегание от Богородицы. Собственно, само название говорит о значении этой иконы – образ уберегает верующих от всякого зла, дает возможность избавиться от различных горестей.

Ведь Богородица непрестанно молит Господа о всех людях, подобным занимаются и святые подвижники, которые ходатайствуют о других людях перед Господом. Именно поэтому обращение с искренней молитвой к образу является действенным методом для того, чтобы покаяться и связаться с высшим и духовным миром.

Молитва иконе «В скорбях и печалях утешение»

Днем почитания этого образа является 5 декабря

Именно в этот день целесообразно прийти в храм помолиться перед этой иконой или при возможности молиться келейно. Так или иначе, есть смысл раскаяться в собственных грехах и просить у Богородицы и святых подвижников заступничества и помощи в вере.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ея «В скорбях и печалях Утешение»

глас 5

Утоли́ боле́зни многовоздыха́ющия души́ моея́, Утоли́вшая вся́ку сле́зу от лица́ земли́: Ты́ бо челове́ком боле́зни отго́ниши и гре́шных ско́рби разруша́еши, Тебе́ бо вси́ стяжа́хом наде́жду и утвержде́ние, Пресвята́я Ма́ти Де́во.

Кондак Божией Матери пред иконой Ея «В скорбех и печалех Утешение»

глас 6

Не вве́ри мя́ челове́ческому предста́тельству, Пресвята́я Влады́чице, но приими́ моле́ние раба́ Твоего́: ско́рбь бо обдержи́т мя́, терпе́ти не могу́ де́монскаго стреля́ния, покро́ва не и́мам, ниже́ где́ прибе́гну окая́нный, всегда́ побежда́емь, и утеше́ния не и́мам, ра́зве Тебе́, Влады́чице ми́ра, упова́ние и предста́тельство ве́рных, не пре́зри моле́ние мое́, поле́зно сотвори́.

Молитва Божией Матери пред иконой Ея «В скорбех и печалех Утешение»

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м, гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́, гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́, гре́шнаго, к ти́хой и безмяте́жной жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице, Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ Преблага́я и ско́рая Засту́пнице, покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых; умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем, еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние; и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о, Пренепоро́чная и Пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю! Ами́нь.

Икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение»

«В скорбях и печалях утешение» — одна из множества икон, посвященных Пресвятой Деве Марии. К данному образу обращаются при самых тяжелых жизненных ситуациях, в особенности с проблемами физического здоровья и внутреннего опустошения.

Икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение» имеет особое положение в христианской религии. Народной памяти известно огромное количество святынь с образом Небесной Царицы, но данный образ является одним из самых чтимых и главенствующих среди православных икон. Именно перед этой иконой верующие воспевают молитвы Божией Матери, которые способны навсегда прогнать из сердца боль утраты, печаль и уныние.

История иконы «В скорбях и печалях утешение»

К сожалению, точные данные о времени появления иконы Богоматери «В скорбях и печалях утешение» не дошли до наших дней. Известно, что зарождение святого образа относится к древним временам. Согласно записям из старинных документов, лик Богоматери был впервые упомянут лишь в XVII веке.

Наибольшее уважение и признание православных верующих святыня обрела на территории России в XIX веке. В это время один из монахов со святого Афона прибыл в город Тверь, принеся с собой икону Пречистой Девы в качестве подарка местному митрополиту. Священный образ поместили в храме Рождества Христова на территории Христорождественского монастыря.

Православная икона впервые проявила свои чудодейственные свойства уже через несколько дней, излечив смертельно больного юношу. С тех пор святыня не переставала удивлять местных жителей божественными чудесами. Многие люди обрели поддержку и получили помощь от чудотворного образа Пресвятой Девы в моменты серьезных тягостных испытаний в жизни. На Ее счету огромное количество благих деяний, которые происходят и по сей день. Именно поэтому данный лик Богородицы имеет столь великую славу и почтение со стороны христианского народа.

Где находится святой образ

В начале 20 века чудесный лик Богоматери был перевезен в Санкт-Петербург, заняв место в иконостасе Благовещенского собора. В наши дни ее оригинал хранится в Свято-Никольском соборе в Санкт-Петербурге.

Один из наиболее почитаемых списков расположен в санкт-петербургском Свято-Екатерининском соборе. Вторая не менее значимая копия православной иконы «В скорбях и печалях утешение» находится в Воронеже, в Алексиево-Акатовом монастыре.

Описание иконы «В скорбях и печалях утешение»

Святая икона имеет необычный внешний облик. Она состоит из трех створок, соединенных между собой. Пресвятая Дева изображена по пояс и расположена в центре. Младенец на ее руках держит свернутый свиток, двуперстным жестом даря Свое благословение. По обе стороны от Богоматери и Богомладенца изображены святые мученики: Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Створы по бокам и в нижней части имеют изображения еще нескольких прославленных святых. Именно такой полный облик чудотворной иконы Пресвятой Девы обрел название «В скорбях и печалях утешение» и вошел в число самых почитаемых православных святынь.

В чем помогает чудотворный образ Богородицы

Христиане молятся перед святой иконой Девы Марии о помощи и поддержке в минуты страха и отчаяния, в тяжелые моменты жизни, когда надежды утеряны и охватывает глубокая печаль. Святейший образ Богородицы способен подарить молящимся людям:

  • исцеление при смертельных заболеваниях;
  • утешение при потерях и неудачах;
  • внутреннюю гармонию и душевное спокойствие;
  • избавление от нужд, страданий и бедности.

Богоматерь способна защитить от любой беды и помочь справиться с любой трудностью. В Ее силах изменить жизнь к лучшему каждого глубоко верующего, возносящего молитвы перед Ее чудодейственным ликом.

Дни празднования

Люди, исповедующие православие, отмечают день памяти прекрасного образа Богородицы «В скорбях и печалях утешение» 2 декабря. Во многих православных священных обителях проводится служба в честь празднования великой иконы. Христиане воздают молитвы и восхваляют божественный лик.

Молитва перед иконой «В скорбях и печалях утешение»

«О, Пресвятая Дева! Великая защитница людей! К Тебе обращены мои молитвы. Прошу, снизойди ко мне с высот небес, ибо я нуждаюсь в Тебе. Умоляю, обрати все страдания мои в пепел. Предай огню все горести и печали. Освети мою душу любовью и добром. Подари счастье и убереги от злых деяний и врагов. Исцели от недугов мое тело и не позволяй болезням терзать меня. Со всей любовью и уважением я молюсь пред Тобой. Да вознесу я почести Тебе, Пречистая Дева! Прославлю и восхвалю я прекрасное имя Твое! Во веки веков. Аминь».

Спустя несколько дней после дня празднования иконы «В скорбях и печалях утешение» верующих ожидает еще одно торжество — Введение во храм Пресвятой Богородицы. В этот день каждый человек может воспеть молитвы к Божией Матери и попросить ее о помощи, укреплении силы духа, избавлении от трудностей и несчастий. Мы желаем вам счастья и любви. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Читайте также:  Икона Страшного суда: описание и толкование, значение, история
Ссылка на основную публикацию