Старорусская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Старорусская икона Божией Матери

Чудотворная икона Богоматери, которая почитается всеми православными людьми, является святыней старорусской земли. Ее великая сила способна защитить от бедствий и болезней, а также помочь каждой заблудшей душе.

По словам священнослужителей, икона — это окно в храм Господа нашего. Изображение святого выступает проводником ваших желаний и просьб. По церковному уставу просить помощи можно только у Бога, а обращенные к святым молитвы, которые мы читаем у их икон, могут лишь донести наши желания до Всевышнего. Каждый, кто был причислен к лику святых, имеет определенную власть над разными обстоятельствами. Поэтому важно знать, какой силой обладает тот или иной помазанник Божий, когда просите помощи.

История Старорусской иконы

Привезенная греками с украинской земли, икона получила свое наименование от названия города Старая Русса в Новгородской области. Она находилась там очень длительное время и помогала старорусским людям своей чудотворной силой. Однако в период смертельной эпидемии, которая разразилась на родине живописной иконы, она потребовалась обратно жителям Тихвина. Решено было передать ее на время тихвинским горожанам, чтобы они замолили грехи свои и избежали тяжелой участи. Но после прекращения повальной болезни лик Божией Матери отдавать никто не захотел. Так она пробыла там почти триста лет, до 1768 года.

Жителям Старой Руссы в 18 веке разрешили только создать копию с великой иконы, которую они разместили в своем храме. Однако в 1848 году после нескольких попыток вернуть икону обратно в Новгородскую область старорусских людей охватила эпидемия холеры. Началась схватка за чудесную силу иконы Богоматери. И только в 1888, спустя почти 180 лет с первого прощения, было принято вернуть подлинник горожанам Старой Руссы. Встречали икону с должным почтением: всю дорогу от Тихвина ее несли на руках, а к ее возвращению на Новгородскую землю была построена церковь Чудотворной Старорусской Иконы Божией Матери.

Во времена советской власти икона была разграблена: все драгоценные камни, которые служили украшением, были сняты с нее. Лик Богоматери был отправлен в Краеведческий музей. После начала Великой Отечественной войны икона бесследно пропала. Копия, которая находилась в Воскресном Храме, ныне почитается как чудотворная.

Описание Старорусской иконы Божией Матери

Существует два типа копий почитаемой иконы. Древний образ был написан еще в 13 веке: на нем изображен Младенец Иисус, который расположился на руках у Матери и повернулся ликом к Пречистой Деве. Данная копия хранится и по сей день в Покровском женском монастыре в Ленинградской области.

А вот ныне почитаемый образ идет вразрез с изображением, написанным в 13 веке. Невозможность вернуть икону в Старую Руссу послужило поводом заказать копию, которую передали в 1768 году старорусским жителям. Спустя 180 лет, когда образ вернулся на Новгородскую землю, люди увидели несходства между оригиналом и копией: на левой руке покоится Младенец, но он отвернут от Святой Девы, его тело устремляется прочь от Матери.

История утверждает, что тихвинцы небрежно относились к чудотворной иконе, и скопившиеся грязь и копоть помешали разглядеть лики святых при написании копии. Но поверье утверждает иное развитие событий: лик Христа был отвернут от увиденной порочной жизни старорусских горожан. Но именно этот образ почитается на сегодняшний день. Также это самая большая выносная икона в мире, которая в высоту составляет 278 см, а в ширину — 202 см.

Молитва Старорусской иконе

Икону Божией Матери просят об искуплении грехов, о защите от воровства. Сила Богоматери способна исцелить любые недуги и помочь заблудшему встать на путь истинный. К ее чудотворной помощи обращаются многие люди с помощью молитвы:

«Милость Твоя, о Царица Небесная, помочь может от любой напасти — и смертной, и людской. Ты рождением Спасителя нашего закончила наши мучения и подарила жизнь вечную. Услышь просьбы мои и передай их Всевышнему, о Святая Владычица. Пусть снизойдет с неба благодать Твоя на жизни погибающих. О, Богоматерь, Ты единственная надежда отчаявшихся людей. Спаси и сохрани, да пусть недоброжелатели не вздумают ничего плохого. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Дни поминовения иконы — 17 мая и 1 октября. Эти даты не случайны: именно в это время Старорусскую икону вернули жителям Старой Руссы, сначала как копию ( 17 мая), а затем уже оригинал ( 1 октября). В эти дни нет ограничений, однако священнослужители призывают помолиться и посетить церковь, особенно если вас терзают болезни. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Храм, молитва, акафист Старорусской Иконы Божией Матери

Иконы Царицы Небесной – самые почитаемые Святыни Православной Церкви. Сила и мощь, которые излучаются, помогают многим людям, семьям, городам, странам в трудные периоды жизни, лишениях, болезнях. Исцеляют от нечисти. Оберегают.

Именно такими чудодейственными качествами обладает Старорусская Икона Божией Матери.

Храм, акафист, молитва, празднование, связанные с этой Святыней Православия – описаны в данной статье.

История

А названа Икона Божией Матери так в честь города – Старая Русса, что в Новгородской области. Здесь икона находилась с того времени, как была принесена греческими переселенцами из города Ольвиополь (в настоящее время – город Херсон, что на территории Украины). Было это во времена зарождения христианства на территории Киевской Руси.

Но в середине XVII века в городе Тихвин, что в Ленинградской области, разразилась моровая эпидемия язвы, из-за которой погибало множество людей.

Тогда одному тихвинцу пришло откровение свыше, что необходимо привезти в город Старорусскую Икону Божией Матери – для исцеления больных людей и защиты местности. Что и было осуществлено.

Только обратно Святыня была возвращена аж через 233 года. Отказывались тихвинцы отдавать обратно чудотворный Лик.

Только в 1768 году, было дано согласие рушанам написать копию для Старорусского Храма. Где ее потом и разместили.

В сентябре 1888 года оригинал торжественно перенесли на руках в Старую Руссу – в Спасо-Преображенский монастырь, который был построен специально в честь Иконы Божией Матери Старорусской.

Здесь Святыня находилась до того момента, как к власти пришли большевики. Тогда все украшения с Иконы были сняты, а Лик передан в Краеведческий музей.

Когда в Россию в 1941 году пришли немецкие войска, Старорусская Икона Божией Матери исчезла. Но позже была возвращена.

И в настоящее время находится в Храме Святого Георгия Победоносца – в Старой Руссе. Ее появление здесь было настоящим чудом, о чем красноречиво показывают фрески обители. На них изображено возвращение Иконы, которую несут высоко над головами прихожане. Один из участников шествия – священномученик Владимир Богоявленский, ставший, впоследствии, епископом Старорусским.

Чудесное исцеление

Предания тех дней гласят, что во время перенесения данной Святыни из Тихвина на ее законное место (в Старую Руссу), происходило множество чудес.

Присутствовал при том один монах – насельник Старорусского Преображенского Монастыря – Сергий. Он описал одно из происшедших чудесных исцелений.

В пути за Иконой Божией Матери шла группа женщин (15 человек). Они кричали не своими голосами. Говорили, что в женщин вселился бес.

И несшие Икону не выдержали, посочувствовали несчастным и опустили носилки. И разрешили женщинам приблизиться к Лику – каждой по 12 раз.

Произошло настоящее чудо: смотря на Святыню, исцелившиеся с горячими слезами стали целовать Икону и просить Царицу Небесную о спасении душ своих. И молитва их была услышана.

Описание

Таким образом, существует несколько Старорусских Икон Божией Матери. Первая, написанная в XIII столетии нашей эры, изображает Царицу Небесную с Иисусом на руках, который лицом повернут к Марии.

Вторая была написана в XVIII столетии, как копия первой, когда не было возможности вернуть Икону в город Старая Русса из Тихвина. А через 180 лет, когда подлинник вернулся на прежнее, законное место, прихожане заметили различия между оригиналом и копией. На последней Иисус располагается на левой руке у Марии, и лицо его обращено в сторону от нее.

Источники утверждают, что причиной тому была неухоженность поверхности Святыни. Она сплошь была в грязи и копоти. А потому художник не смог правильно увидеть Лики.

Оригинальная Старорусская Икона Божией Матери является самой крупной выносной иконой в мире, поскольку ее габариты составляют:

  • Ширина – 2,02 метра.
  • Высота – 2,78 метров.

Дни празднования

В те годы, когда Святыня находилась в Тихвине, а потом вернулась: поначалу в виде копии (17 мая по новому стилю), а через десятилетия оригинал (1 октября), зародилась у прихожан Старой Руссы традиция отмечать праздник Старорусской Иконы Божией Матери в эти дни.

На самом деле, праздновать и почитать Святыни можно в любое время года, но священнослужители рекомендуют именно в эти дни прихожанам посещать храм, чтобы помолиться и попросить о помощи, поддержке, исцелении у Царицы Небесной.

И обязательно придет ответ и может произойти настоящее чудо.

Молитва

Старорусская Икона Божьей Матери способна излечивать от различных недугов, искупить грехи, защитить, помочь запутавшемуся человеку встать на истинный путь.

Молитва к Богородице у этой Святыни начинается с обращения к Царице Небесной и утверждения, что Милость Ее помогает от всяких напастей: смертных и людских. Далее следуют слова о рожденном Ею Спасителе, благодаря которому закончились человеческие мучения и подарена жизнь вечная. Потом звучит просьба о том, чтобы Богородица услышала молящегося и передала эти слова Всевышнему. О том, чтобы снизошла благодать с неба на жизни погибающих. Взывание к Богоматери, как единственной Надежде отчаявшихся людей. Просьба о спасении и сохранении от недоброжелателей.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Читайте также:  Икона Божией Матери "Отчаянных Единая Надежда": история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Акафист

Старорусская Икона Божией Матери находится в Храме Святого Георгия Победоносца, что в городе Старая Русса. И в 2015 году, в октябре (когда была 20-я неделя по Пятидесятнице) была проведена вечерняя служба Митрополитом Старорусским и Новгородским. А после нее священнослужитель осуществил акафистное пение Пресвятой Богородице перед Старорусской Иконой Божией Матери.

Вообще, такой прославляющий Царицу Небесную гимн был сочинен еще в Византии в V-VII веках. В современной Православной Церкви акафист Пречистой Деве Марии занимает почетное место, поскольку из всех гимнов включен в богослужебный устав.

А исполнение его у Святыни Старорусской Иконы Божией Матери точно будет услышан.

Старорусская икона Божьей Матери. Значение. В чём помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает.

Икона Пресвятой Богородицы, которая носит название Старорусской, – одна из самых древних святынь новгородской земли, почитаемая всеми православными россиянами. Этот Богородичный образ имеет две версии происхождения, две даты почитания, но главное – два варианта иконографии. Подробно о Старорусской иконе Божьей Матери расскажет материал ниже.

Две версии появления Старорусской иконы Божьей Матери на Руси

Название «Старорусская» эта икона получила по месту её изначального расположения – в городке Старая Русса в ста километрах от Великого Новгорода. Согласно основной версии, она оказалась там в XV веке. В ту пору на Руси бушевала страшная эпидемия моровой язвы. Эта весть дошла до православных греческих священнослужителей из города Ольвиополя, где хранился очень древний чудотворный образ Божьей Матери.

Ольвиопольская икона датировалась XIII веком. Греческие монахи решили отправить свою святыню в северные новгородские земли, чтобы она помогла страждущим там православным христианам. Реликвия была доставлена в Старую Руссу, и эпидемия чудесным образом прекратилась.

По другой версии, икона Божьей Матери из Ольвиополя появилась на Руси на столетие позже – в XVI веке. Сторонники этой теории считают, что первоначально она располагалась в селе Выдропужск, в храме Святого Великомученика Георгия. В Старую Руссу она попала позже.

Старорусская икона Божьей Матери изначально была размещена в главном соборе Спасо-Преображенского мужского монастыря. Эта обитель была основана в XII веке, и как раз ко времени появления в ней чудотворной святыни здесь был возведён белокаменный храм вместо старого деревянного.

Два варианта иконографии Старорусской иконы Божьей Матери

На сегодняшний день под названием «Старорусская» известны две совершенно разные иконы Божией Матери. Первая полностью именуется Богоматерь Старорусская Умиление и датируется XIII веком. Её можно узнать по следующим признакам:

  • Иконографический тип Елеуса. Пресвятая Богородица держит Младенца Христа на левой руке, а Младенец прижимается к её лику щекой.
  • Взаимное положение ликов. Голова Богомладенца расположена почти на одном уровне с головой Пречистой и почти полностью закрывает левый глаз Богородицы. В этом прослеживается связь иконы с древнейшими византийскими образцами.
  • Восточные типы ликов. Связь стиля иконописи с греческими образцами сильно проявлена в характерном разрезе глаз и абрисе носа Богородицы и Младенца.

Важной деталью Старорусской иконы Божьей Матери Умиление является изображение священной реликвии – Ризы Пресвятой Богородицы. Она показана как тёмный плат, накинутый на голову Пречистой поверх алого мафория.

Наличие Ризы на Старорусской иконе некоторые исследователи считают основанием для связи этого образа с Влахернской церковью в Константинополе. Именно там до начала XV века хранился ковчег с одеждами Пречистой Девы.

Второй образ датируется XVIII веком и нередко называется «Старорусская грешных икона Божьей Матери». Формально эта реликвия считается списком с более древнего оригинала, однако сильно отличается по стилистике и композиции:

  • Иконографический тип Одигитрия. Богородица по-прежнему держит Младенца на левом локте, но их лики находятся на расстоянии друг от друга. Правой рукой Матерь Божия поддерживает Христа под коленями так, что Младенец сидит на её руках, как на престоле.
  • Положение тела Богомладенца. Он будто бы отпрянул от Матери, развернув главу в противоположную сторону. Левой рукой он касается своего лица, в правой держит свиток.

Поза Богомладенца на этой Старорусской иконе очень напоминает положение тела Христа на иконе «Спас Недреманное Око». На этом образе Христос также расположен полулёжа, и опирается ликом на руку.

На иконе «Старорусская грешных» лики выписаны в другом стиле и отличаются от ликов греческого образца. В этом плане список XVIII века имеет явные черты схожести с Тихвинской иконой Божьей Матери.

Спор о Старорусской иконе между тихвинцами и рушанами

Наличие двух икон Божьей Матери под названием «Старорусская» связано с любопытным историческим казусом. В середине XVI века в городе Тихвин вспыхнула эпидемия моровой язвы. Зная о том, что в Старой Руссе есть Богородичная икона, которая особо помогает в таких случаях, тихвинцы попросили рушан отпустить к ним чудотворную реликвию. Взамен они обещали прислать в Руссу список с Тихвинской иконы Божьей Матери.

Рушане отдали свою святыню в Тихвин. Тамошние жители внесли её в город на руках, отслужили молебен и совершили крестный ход. Эпидемия прекратилась практически сразу, но тихвинцы не спешили возвращать Старорусский образ. Они оставили его в храме Богородичного Успенского монастыря.

В конце XVII века, рушане, истосковавшись по родной святыне, решили испросить хотя бы список с неё. Копия была сделана и перенесена в Старую Руссу 4 (17) мая 1788 года.

Прошло ещё 20 лет, прежде чем терпеливые рушане решили потребовать возврата оригинала своей иконы. Однако архимандрит Тихвинского Богородичного Успенского монастыря категорически отказался. Началась долгая тяжба, и только в 1888 году, благодаря распоряжению императора Александра III, тихвинцев обязали вернуть Старорусскую икону.

Торжественное перенесение реликвии длилось более трёх недель. Сохранились письменные предания о чудесах, которые сопровождали Старорусскую икону Божьей Матери по пути домой:

«На этом пути помощью Божией и молитвами Царицы Небесной исцелилось пятнадцать бесноватых кликуш – женщин, которые, идя за иконой, кричали дикими голосами. Сжалившись над ними, несшие икону опустили носилки и, открыв стекло киота, с большим усилием подводили бесноватых к пречистому образу. Приложившись к иконе, каждая по двенадцать раз, они стали на колени и, взирая на нее, с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистую Божию Матерь и ноги предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; при этом они сами просили о помиловании и исцелении их от злого духа. Весь народ, видя такое чудо, что бесноватые сами со слезами просят помощи у Царицы Небесной, тогда как раньше их можно было только с трудом подвести к чудотворной иконе, немало дивился этому, радуясь об исцелении бесноватых и прославляя Царицу Небесную».

Иеромонах Сергий, насельник Старорусского Спасо-Преображенского монастыря

Наконец, 18 сентября (или 1 октября по новому стилю), Старорусская Богоматерь была внесена в собор Преображенского монастыря. И только тогда изумлённые рушане обнаружили, что святые лики на оригинале и на списке расположены по-разному.

Объяснения причин расхождения в иконографии Старорусской иконы

Существует две версии, объясняющие разницу иконографии оригинала и списка Старорусской иконы Божьей Матери:

  1. В пользу рушан. Предполагается, что тихвинцы настолько небрежно относились к святому образу, что снимающие список иконописцы не могли хорошо рассмотреть ликов.
  2. В пользу тихвинцев. В среде верующих бытовала версия, будто Христос на списке отвернул лик при виде грешной жизни рушан. Именно из-за этого список XVIII века иногда называют иконой «Старорусская грешных».

Несмотря на разную иконографию, со временем список стал почитаться чудотворным в так же, как и оригинал. Сейчас икона Божьей Матери «Старорусская грешных» даже более известна, чем «Старорусская Умиление».

У иконы Божьей Матери «Старорусская грешных» появились изводы – варианты иконографии, имеющие некоторые отличия от оригинала, но не выходящие за рамки канона. Например, в церкви Успения Пресвятой Богородицы деревни Коростынь Новгородской области по нижнему и боковым полям располагаются миниатюры с изображениями святых.

Современное местонахождение оригиналов Старорусских икон Божьей Матери

После Октябрьской революции 1917 года, в период богоборчества, старинные иконы были вынесены из храма и отданы на хранение в Старорусский краеведческий музей. Сейчас «Старорусская грешных» возвращена верующим и находится в Старой Руссе, в церкви Георгия Победоносца.

Старорусская икона Божьей Матери Умиление за долгие века сильно попортилась и утратила часть красочного слоя. Во избежание разрушения реликвии, было принято решение поместить её в специальные условия. Увидеть древний лик можно в Русском музее Санкт-Петербурга.

Оригинал иконы Божьей Матери «Старорусская грешных» – самая большая выносная икона в мире. Её размеры составляют 2,6 м в высоту и 1,9 м в ширину.

В чём помогает икона Божьей Матери Старорусская

Считается, что через образ Старорусской Божьей Матери Богородица несёт помощь страдающим от тяжёлых и даже неизлечимых болезней. Также к этой иконе обращаются с молитвами о следующем:

  • об укреплении духа в сложных жизненных ситуациях;
  • о защите от врагов;
  • об избавлении от разъедающих душу пороков;
  • о восстановлении справедливости;
  • о примирении с близкими;
  • о спасении души усопших друзей и родных.

По свидетельствам верующих, горячая молитва перед этой иконой даёт силы для преодоления многих трудностей и проблем:

«Если мне плохо, страшно, кто-то обидел, и я злюсь, если не знаю, как правильно поступить – всегда иду к Божьей Матери Старорусской. Уверена, что нам даётся по вере нашей, потому что ни одна моя молитва Богородице не осталась без ответа. Она всегда помогает, укрепляет и подсказывает выход».

Наталья, Новгородская область

Куда вешать и как молиться перед иконой Божьей Матери Старорусской

Приобретённый в храме освящённый образ Божьей Матери Старорусская нужно расположить в светлом, тихом и чистом уголке дома. Рядом не должно быть телевизора и отвлекающих предметов светского быта.

Читайте также:  Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы": история, значение, в чем помогает и как молиться

В году есть два дня, в которые совершается празднование этой иконе. Первый выпадает на 17 мая, второй – на 1 октября. В праздничные дни можно включить в утреннее молитвенное правило следующее величание:

«Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим».

Молитва перед Старорусской иконой Божьей Матери может твориться по такому тексту:

«О Надежда всех стран земных, Пречистая Дева Богородица, Утешение и Отрада наша! Не отвернись от нас, грешных, ведь мы уповаем на Твою милость. Погаси пламя наших грехов и дождем покаяния смягчи высохшие в грехах наши сердца, ум же наш очисти от мыслей беззаконных.

Прими просьбы, которые со вздохом молитвенным из глубины душ и сердце наших мы Тебе приносим. Будь вновь Ходатаицей о нас перед Сыном Твоим и Богом нашим, избавь нас от гнева Его Материнскими молитвами Твоими.

Укрепи в нас Православную веру, дай нам дух страха Божия, любви, смирения и терпения. Исцели наши душевные и телесные раны, успокой бурю нападений злых врагов и недоброжелателей. Сними с нас бремя грехов наших, не дай нам погибнуть окончательно. Подай нам Твою милость и Твое благословение святое даруй всем стоящим перед иконой Твоей и молящимся, будь с нами, подавая по молитвам нашим отраду и утешение, помощь и заступничество, чтобы мы все славили Тебя до последнего нашего вздоха. Аминь».

Старорусская икона Богоматери

Христос – возросший Младенец, Отрок на руках Своей Матери. Они вместе взирают на тайну – и касание Отрока щеки, по созвучию греческих слов, говорит о тайне и молчании.

Двенадцатилетний Отрок, Который удивлял знатоков Закона (Лк.46-47), созерцает тайну творения Своего с Матерью Своей, слагающей все слова Его – и само молчание Его! – в сердце Своём (Лк.2:51).

На Отроке белый хитон, украшенный разбросанным по всей его ткани символами троичности – Христос открывает творению Своему тайну Единого Бога в Трёх Лицах, сверх-единство Бога, Творца мира.

И нога Его обнажена, обнажено бедро Его – ибо Он тот, Кто боролся с древним Иаковом (Быт.32:24-25) теперь благословил мир, омытый и обновленной Кровью от ребра Его.

И ворот хитона – с разрезом, повторяющим начертания буквы Y в слове IXTYC, древнем кратком символе веры христиан эпохи гонений – «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Вырез хитона – словно знак ударения над греческим словом ΊΧΘΎΣ.

На Отроке – гиматий, плащ ярко-красной охры. Обычно гиматий символически изображает «божественные энергии» (по слову свт. Григория Паламы) Христа Богочеловека и изображается синим, как символ непостижимой бездны. Но здесь Отрок, открывающий в Себе людям Творца мира, в красном гиматии – Он Предвечный Младенец, на Чьей Жертве зиждется мир…

На других изводах Христос облечен в золотые ризы — как знак Его грядущего Воскресения из мертвых, знак того, что над Распятым смерть по Восстании Его не властна будет, и не будет властна она на теми, кто в Нем, кто с Ним, кто – «новая тварь» (2 Кор. 5, 17 )

Прекрасная и Пречистая Матерь Его, чей мафорий темно-красных охристых тонов, «исткала плоть Ему от пречистых кровей Своих», для того, чтобы Он обновил юность мира, одряхлевшего от грехов.

И прекрасный Лик Матери Его, обрамленной синевой плата – это прекрасный лик нового творения Христова, ибо Он сотворил на крови Своей все новое.

Он – Творец, «Поэт» неба и земли (как буквально говорится по-гречески в Символе веры), «сочинивших тварь из четырех стихий». Он Тот, кто «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис.40:12). И свиток держит Он в длани Своей – тайну Троического Совета.

Он – Христос, Превечное Слово Отчее, Он был в начале (Ин. 1:1).

«Новый Младенец явися, недомысленный, от Тебе, Пренепорочная, ставилом дубравы, и горы мерилом разума поставивый, лик звездам изсчитаяй, и капли росы, и ветров дыхание преложивый» (Канон Ангелу Хранителю).

Младенец возрос и пришел на Иордан, и крестился от Иоанна, выходя на Своё таинственное и страшное служение, на Крестный путь Свой:

Да возрадуется пустыня Иорданова, / и да процветет яко крин, / глас бо вопиющаго услышан бысть в ней, / уготовайте путь Господень. / Горы бо поставивый ставилом, и удолия мерилом, / вся исполняяй, яко Бог, крещается от раба, / обнищавати начат богатныя дары даруяй. / Услыша Ева, в печалех родиши чада. / Ныне же услыша Дева: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, / имеяй велию милость. (Предпраздненство Просвещения (Крещения Господня), стихира на стиховне)

Удивительны сплетения смыслов в сложности узора церковного года – здесь и недавний день воспоминания Усекновения главы Предтечи, и Новолетие, во день которого принято класть на аналой как праздничную икону – иконы Христа-Премудрости Божией…

«Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго (то есть- «Сыне Божий», Богородицы ради»(Канон Ангелу Хранителю).

…и Рождество Богоматери, как ожидание обновления состарившегося, подобно Иоакиму и Анне, и обрадованного с ними, доселе безутешными, мира.

И приносят младенцев в храм – крестить их во Имя Младенца Мариина, и читается над водой купели водосвятная молитва, и Крещение Господне снова и снова, весной и осенью, зимой и летом, всегда – обновляет мир, дает надежду превыше всякой надежды. Это Он, Отрок-Пиит, совершает обновление ветхого и преходящего, не уничтожая, а заботливо сберегая его.

«Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих.

Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая,

и Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир,

Ты, от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси.

Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы.

Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются.

Ты бо, Бог Сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим. Вся тварь воспевает Тя, явльшагося: Ты бо, Бог наш, на земли явился еси и с человеки пожил еси, Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию.

Старорусская икона Божией Матери

Память Старорусской иконы Божией Матери совершается в Русской Православной Церкви 17 мая и 1 октября по новому стилю.

История возникновения Старорусского образа
Город Старая Русса является весьма древним и располагается неподалеку от Новгорода. Одной из главных святынь считается образ Божией Матери, который почитается верующими людьми как чудотворный. К сожалению, не сохранилось сведений о том, где и когда была написана эта икона, однако предполагают, что она была перенесена на Русь из Греции во второй половине XVI века. По преданию, поводом для этого послужила угроза нападения на Византию турок. Для того, чтобы сохранить святыню от поругания, она была переправлена на Русь и оказалась в пределах могущественного Новгородского княжества. Жители Старой Руссы с благоговением приняли этот образ и поместили его в главном Преображенском монастыре города. Именно там от иконы начали совершаться чудеса и исцеления, и потому, когда в соседнем городе Тихвине возникла эпидемия моровой язвы, то жители попросили принести к ним образ Божией Матери, в надежде на помощь Царицы Небесной. В свою очередь они прислали в Старую Руссу копию чудотворной Тихвинской иконы. И вот, по молитвам Богородицы и вере людей совершилось чудо: после того как с иконой был совершен крестный ход вокруг города, страшная эпидемия прекратилась. Однако тихвинцы не возвратили чудотворный образ в Старую Руссу, и долгое время он находился в одном из храмов Тихвина.
В начале XIX века началась тяжба между двумя городами за право иметь Старорусскую икону Божией Матери. Поскольку Тихвин не желал возвращать образ, то спор принял затяжной характер, так что жителям Старой Руссы пришлось обращаться по этому вопросу не только в Священный Синод, но даже к самому императору Николаю I. Однако прошение долгое время не рассматривалось, а позже было по каким-то причинам отклонено. Спустя некоторое время рушане вновь повторили попытку вернуть свою святыню, но и в этот раз безрезультатно. Лишь в 1888 году по повелению императора Александра III икона была возвращена в свое историческое место в Спасо-Преображенский монастырь. Перенесение образа стало для Старой Руссы большим праздником, оно совершалось с большим крестным ходом, а для украшения образа жители собрали большую сумму денег, на которую был выполнен драгоценный оклад. В честь этого был установлен праздник, и отныне 1 октября вспоминается перенесение иконы.

Читайте также:  Икона Божией Матери "Милостивая": история, значение, в чем помогает и как молиться

Иконографические особенности
Первообраз Старорусской иконы является очень древним. По мнению исследователей, он был написан около XIII века. Иконография образа интересна тем, что совмещает в себе два типа Богородичных икон – Умиление и Путеводительницу. Старорусская икона представляет собой большую выносную икону. В то время, как первообраз находился в Тихвине, в Старой Руссе была сделана копия с чудотворного образа, которая не повторяет буквально старинную икону и имеет множество отличий, основным из которых является то, что лик Богомладенца отвернут от Божией Матери. Сохранилось предание, что изначально список с точностью повторял первообраз, но жители Старой Руссы не хранили икону с должным благоговением, за что Христос отвернулся от них.
Оба Старорусских образа были богато украшены окладами, однако после революции безбожные власти конфисковали эти ценности и передали иконы в городской музей. Во время Второй мировой войны древний первообраз был утерян, а список отвезен в один из городов Псковской области, где находился до освобождения Старой Руссы от вражеских захватчиков. В настоящее время чудотворный образ вновь находится в одном из старорусских храмов. Поток паломников к святыне не прекращается, и перед иконой люди молятся Царице Небесной об избавлении от душевных и телесных недугов, а также от всякого зла.

Тропарь, глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Молитва:
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Старорусская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Дата и место явления иконы Старорусской Божией Матери точно неизвестно. Согласно Виленскому мецеслову за 1609 год икона эта была перенесена из греческого города Ольвиополя (ныне в районе Херсона) в Русу (ныне Старая Русса). В 1470 году на Византию нападали турки и крымские татары, и, желая спасти икону от поругания иноверцами, жители решили отправить почитаемую святыню в Русу. Её доставили по великому пути «из варяг в греки» и поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря, самый древний храм в городе [2] . Другая версия гласит, что икона появилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия села Выдропуска Новгородская (позднее — Тверская губерния). Оттуда она была ненадолго перенесена в Старую Руссу. Позднее эта версия активно поддерживалась тихвинцами [3] .

Перенесение в Тихвин

Предание гласит, что в1570 году в Тихвине вспыхнуло моровое поветрие. Жители города обратились к рушанам с просьбой отпустить к ним чудотворную икону, а в ответ пообещали прислать копию чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери. На руках тихвинцы доставили икону и с крестным ходом обнесли вокруг города. Мор прекратился. Обрадованные жители поместили икону в главный храм своего монастыря. По другой версии, люди носили чудотворный образ из города в город, и, когда моровое поветрие прекратилось, оставили его в ближайшем храме, который оказался в городе Тихвине. Долгое время икона оставалась невозвращённой.

Тяжба

В августе 1805 года рушане начали ходатайствовать о возвращении иконы из Тихвина. Митрополит Новгородский Амвросий (Подобедов) и епископ Старорусский Евгений (Болховитинов) не возражали против возвращения святыни, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим (Князев) отказался выдать икону присланным из Старой Руссы депутатам под предлогом возможного возмущения тихвинцев. В 1806 году новое ходатайство рушан также не было удовлетворено. В марте 1808 года в Городскую Думу было послано благословение митрополита Новгородского Амвросия на возвращение иконы, но оно так и не состоялось. Следующее ходатайство было подано 22 октября 1830 года императору Николаю I, но в 1831 году оно было отклонено из-за восстания военных поселенцев, которое произошло в Старой Руссе. Следующая попытка была предпринята в июне 1848 года. В Старой Руссе вспыхнула эпидемия холеры. Городское общество обратилось в Святейший синод с просьбой о возвращении иконы, обязуясь оставить в Тихвине копию, украшенную драгоценностями. В указе Святейшего Синода от 22 сентября 1850 года № 9855 говорилось:

— Описание перенесения Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери

Но решение Синода оказалось вновь не в пользу рушан:

— Описание перенесения Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери

В 1888 году горожане вновь посылают очередное прошение в Священный Синод через митрополита Новгородского Исидора. При этом они обращаются за поддержкой к командующему войсками С.-Петербургского военного округа великому князю Владимиру Александровичу, который двадцать три года назад вместе со своим братом Алексеем Александровичем отдыхал на старорусском курорте. 29 октября 1887 года он отправляет письмо в поддержку прошения настоятеля Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Мардария. 7 мая 1888 года, спустя почти 180 лет со времени первого прошения, было принято окончательное решение о возвращении святыни, утверждённое императором Александром III.

24 августа 1888 года около ста человек, не считая полуроты солдат 86-го Вильманстрандского полка, отправляются за иконой. В Тихвин они также везут точную копию Старорусской иконы с равноценными украшениями, на написание которой в кратчайшие сроки были собраны 14500 рублей серебром. Икону несут на руках крестным ходом с молебнами. 17 сентября икону приносят в Старую Руссу и размещают в Спасо-Преображенском монастыре. Во встрече иконы в Новгороде и Старой Руссе участвовал епископ Старорусский Владимир (Богоявленский). В 1892 году в монастыре была построена церковь Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери, куда переносят икону.

Описание

Существуют два типа копий иконы Старорусской Божией Матери.

Древний образ

Древний образ датируется началом XIII века и представляет собой увеличенный образ Одигитрии, сочетающий в себе черты двух типов иконографии — Тихвинской и Грузинской Богородицы. Младенец сидит на левой руке, взор обращён к Пречистой Деве. От Тихвинской её отличает расположение правой ступни Младенца — она изображается развёрнутой к зрителю в профиль, а не подошвой. От Грузинской Божией Матери её отличает расположение складок мафория на груди Богородицы. Оригинал (как и все последующие списки) имел большие размеры — 3 аршина 12 вершков (260 см) в высоту и 2 аршина 15 вершков (190 см) в ширину.

Копия древнего образа Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери, написанная в мастерской Н. Сидорова в 1912 году, находится ныне в Покровском Поречском женском монастыре на Козьей Горе (Сланцевский район Ленинградской области) [6] .

Ныне почитаемый образ

Ещё в 1787 году, не имея возможности вернуть образ в Старую Руссу, соборный староста Иван Петрович Красильников заказал копию чудотворной иконы. 4 мая 1788 года она была перенесена в Старую Руссу и помещена в Воскресенский собор. При возвращении в 1888 году древнего образа оказалось, что святые лики расположены на ней иначе. На левой руке Богоматери покоится Младенец Христос, но он отвернулся от Пресвятой Девы, вся его фигура выражает стремление прочь от Матери. В правой руке Христа, опущенной на колено — свиток, левая поддерживает голову. Христос сидит на подобии трона, который образуют руки Богородицы. Икона близка по написанию к иконе Спаса Недреманое Око.

Одно из преданий гласит, что тихвинцы небрежно хранили святыню. От времени и копоти икона Богоматери потемнела, и было невозможно различить черты святых ликов. С большим трудом нанятые Красильниковым живописцы нарисовали с неё копию. А через некоторое время тихвинцы обновили икону по образцу Тихвинской иконы. Другой источник сообщает, что лик Христа отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан [7] .

В годы советской власти иконы были разорены, с них снято серебро, а сами образы переданы в Старорусский краеведческий музей. Судьба первой иконы неизвестна, она пропала в годы войны. Вторая икона при оккупации Старой Руссы германскими войсками была передана в открывшийся в городе храм. В 1943 году, при эвакуации из города гражданского населения, она была вывезена в г. Дно и поставлена в Михайловском храме, также открытом в условиях оккупации. После освобождения, в 1946 году, икона была возвращена в Старую Руссу и находится в церкви Святого Георгия в киоте в левом нефе. Именно она ныне почитается верующими как чудотворная.

Украшения

По описанию Тихвинского архимандрита Герасима в 1806 году на иконе были:

венцы на Богоматери и Предвечном Младенце серебряные, позолоченные, весом 16 фунтов. Убрус на Богоматери сделан из крупного и на половину китайского жемчуга. Из драгоценных камней:топазов белых 10, гранат 7, бирюзы 4, цветной бирюзы 4, жемчугу 144 золотника и множество мелких камней:аквамаринов, топазов, страз и прочьего.

Списки

Списки иконы находятся в:

  • Успенский собор Большого Тихвинского монастыря (икона 1888 года)
  • Никольский придел церкви Филиппа Апостола в Новгороде (икона XIX века)
  • новый список в Борисовском храме
  • новый список в Коростынском храме
  • 3 иконы в Старой Руссе (в Троицкой, Георгиевской церквях и Воскресенском соборе)

Ссылка на основную публикацию