День памяти Дмитрия Солунского: история, традиции, значение и смысл

День памяти Дмитрия Солунского: история, традиции, значение и смысл

3 ноября в церковном календаре — особая дата: Дмитриевская родительская суббота, последний день в году, когда соборно поминают усопших.

В храме Святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове было совершено заупокойное Богослужение.

Считается, что этот день поминовения ввел князь Дмитрий Донской, который желал почтить память павших в Куликовской битве.

Позже поминать стали воинов, отдавших жизни за Отечество во все времена, а затем и вообще всех усопших христиан.

Установление

Предание гласит: поминальный день 7 ноября установил князь Дмитрий Донской, когда одержал победу на Куликовом поле. Святитель Димитрий Ростовский так пишет об этом событии: после битвы князь возвратился в Москву «с величайшей радостью» и немедленно отправился к преподобному Сергию Радонежскому. Прибыв в обитель, он благодарил святого игумена и братию за молитвы и помощь, рассказывал преподобному подробно о битве, а в конце встречи повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, на Куликовом поле убиенных.

Почему именно этот день, 7 ноября, был выбран для поминовения воинов, неизвестно. Куликовская битва произошла двумя месяцами ранее, 8 сентября. «Возможно, день поминовения определился первою удобностию по возвращении князя из похода», — писал святитель Филарет Дроздов, богослов XIX века. Или же — как гласит другая версия — князь хотел приурочить поминовение ко дню своего тезоименитства: на следующий день после Дмитриевской субботы Православная церковь чтит память великомученика Димитрия Солунского — римского христианина, пострадавшего за веру в 306 году.

Память великомученика издревле связывалась с защитой родины, воинским подвигом и патриотизмом. Имя этого святого открывает страницы русской летописи: когда в 907 году князь Олег Вещий одержал победу над греками под Константинополем, греки согласно летописи «убоялись» — они решили, что это не Олег, но святой Димитрий послан на них Богом в наказание за их грехи. Храм во имя великомученика Димитрия стал первым каменным храмом в Московском Кремле, а, например, князь Александр Невский назвал в честь святого своего сына.

Житие Дмитрия Донского говорит: победитель Мамая чтил солунского великомученика, возможно, даже более других святых. Известно, что в 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из владимирского Димитриевского собора в Москву икону великомученика. Поэтому вполне вероятно, что именно канун дня его памяти был выбран князем как день поминовения павших воинов.

Версии

Впрочем, ряд историков Церкви полагают, что связь Дмитриевской субботы с поминовением воинов, принявших смерть на Куликовом поле, оформилась позднее: не раньше конца XVII — начала XVIII века. Говоря об этом, исследователи приводят такой аргумент: в исторических документах и рукописях Дмитриевская суббота упоминается редко — чаще все о ней говорят так называемые монастырские обиходники, календари, где прописывали порядок богослужений. Так, обиходник Троицкой лавры XVI века говорит о Дмитриевской субботе как о дне поминовения исключительно усопшей братии монастыря, не связывая его с Куликовской битвой. То же отмечают уставы волоколамского и тихвинских монастырей.

Вне монастырских обителей этот день воспринимали как день памяти обо всех усопших христианах. Известно, что царь Иоанн Грозный приказал в этот день давать милостыню, кормить нищих, а в церквях петь панихиды.

В XVII веке о панихиде в честь воинов упоминает святитель Димитрий Ростовский, а в XVIII–XIX веке появляются духовные стихи, где уже прямо говорится об установлении дня поминовения Дмитрием Донским. В одном из этих стихов есть рассказ о видении князя во время литургии — он вновь видит павших воинов и тогда решает установить в их память особый день.

В 1903 году императорский указ предписал совершать в Дмитриевскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество на поле брани живот свой положившим». Этот указ окончательно закрепил за днем связь с Куликовской битвой.

Традиции

Дмитриевская суббота — последний поминальный день в году. На Руси к нему относились очень ответственно: к этому дню готовили обильные поминальные кушанья, убирались в доме, чтобы встретить день в чистоте.

В канун поминального дня шли мыться в бане — причем часто оставляли в предбаннике одно или несколько банных полотенец, чтобы души умерших тоже могли помыться. То же самое производили и за трапезой: ставили отдельные приборы для усопших родственников и откладывали порцию еды. До трапезы обязательно посещали кладбище.

В период между праздником Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) и Дмитриевской субботой прекращали играть свадьбы — боялись, что брачные союзы, заключенные в это время, будут неудачными.

Как провести этот день

Православные христиане в этот день идут в храм на богослужение. В храме в этот день ставят свечи за упокой усопших и подают поминальные записки с их именами. После службы посещают кладбище: убираются на могилах перед долгой зимой. За трапезу садятся к вечеру и стараются провести ее за воспоминаниями об ушедших родных.

День памяти великомученика Димитрия Солунского 8 ноября: история празднования и важные традиции, которым стоит следовать

По церковному календарю День памяти великомученика Димитрия Солунского отмечается 8 ноября каждого года. История, произошедшая с этим человеком, послужила началом празднования многих других исторических событий. В честь памяти Димитрия по всей Руси издавна проводились разнообразные мероприятия, которые сопровождались важными традициями.

История празднования Дня памяти великомученика Димитрия Солунского 8 ноября

День памяти Димитрия Солунского напрямую связан с событиями, которые вспоминают все православные люди в день 8 ноября 2019 года. Отец молодого человека служил консулом при императорском дворе в Риме . При этом не был язычником, и тайно исповедовал христианство. Своего сына он крестил без свидетелей, следуя всем православным правилам и традициям.

После смерти своего отца, Димитрий Солунский заменил его при дворе. При этом он был ярым защитником свое веры, и очень неосторожно распространял её среди окружающих. Именно из-за этого император Рима очень быстро узнал о деяниях Димитрия . Он приказал взять юношу под стражу и жестоко пытать его, убеждая принять язычество.

Впоследствии Димитрия казнили из-за того, что он не отрёкся от христианства. Его тело бросили с обрыва, чтобы останки разорвали на части дикие звери. Последователи Димитрия смогли найти тело и похоронили его по православным правилам. Один из друзей Солунского нашёл его одеяния, которые помогли ему совершить множество добрых поступков.

Традиции в День памяти великомученика Димитрия Солунского 8 ноября

С давних времён на Руси существовало поверье о том, что в День памяти Димитрия Солунского на кладбища и на могилы прилетают дикие птицы. Их нужно было задабривать, чтобы животные не портили места захоронения людей. Для этого на землю вокруг кладбищ рассыпали зерно. Также было принято во время поминок ставить на стол блины, первый из которых всегда оставляли на отдельном блюде для душ покойников.

Очень правильным поступком со стороны хозяев дома, в котором в день 8 ноября проводились поминки, было накрытие очень богатого стола. Так, большое количество блюд было показателем не только благополучия семье. Также считалось, что от такого обилия закусок души покойников будут спокойны в ином мире.

Не менее важной традицией в День памяти великомученика Димитрия Солунского 8 ноября 2019 года является употребление пива. Так, многие мужчины считали, что при распитии алкогольного напитка, нужно было оставлять один стакан для душ покойников. Так они могли тоже принять участие в пиршестве.

Действия, которые нельзя совершать в День памяти Димитрия Солунского 8 ноября

Среди славянского народа считалось, что День памяти Димитрия Солунского приходится на ту пору, когда очень сменяется зимой и сильными морозами. Именно поэтому в день 8 ноября люди очень редко видели ясную и тёплую погоду. Также в День памяти великомученика запрещено было играть шумные и весёлые свадьбы.

В день 8 ноября среди православного народа считалось, что в этот праздник нельзя заниматься тяжёлым ручным трудом и ведением хозяйства. Запрещено было заниматься стройкой, колоть дрова, ухаживать за скотом. Можно было только вспоминать усопших родственников, молиться за их души и накрывать поминальный стол.

Существовало поверье, которое гласило о том, что в День памяти Димитрия Солунского 8 ноября вода проливалась на умерших родственников, беспокоя их. Из-за этого православные люди старались не принимать душ или ванну, резко занимались влажной уборкой и вообще пытались избегать каких-то действий с водой.

Приметы в День памяти великомученика Димитрия Солунского 8 ноября

Как и во многие другие православные праздники, в день памяти Димитрия Солунского люди верили и замечали некоторые особенности в природе. Эти приметы и в современности очень правдивы:

  • если день 8 ноября тёплый, значит, вся зима будет такой же;
  • если в день 8 ноября выпадает снег, значит, он будет идти до празднования Пасхи;
  • иней с утра говорит о том, что зима будет очень морозная и долгая.

Снежная погода всегда говорила о том, что людям стоит ждать затянутой зимы и очень жаркой весны.

Великомученик Димитрий Солунский. Наш защитник

8 ноября — день памяти Великомученика Димитрия Солунского

Великомученик Димитрий Солунский родился в городе Солуни в Греции (иначе – Фессалоники, ныне – Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий Солунский достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.

Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий Солунский — христианин.

Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий Солунский раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий Солунский сидел в темнице, хваля и прославляя Бога.

Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

В это время нечестивый Максимиан развлекал себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов гордый и надменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия Солунского в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов.

Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила злочестивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца.

Читайте также:  Именины Марии: день по церковному календарю, что означает

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Слуга Димитрия Солунского Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить голову.

В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Когда Леонтий отправлялся на родину, он взял с собой плащаницу, обагренную кровью святого, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку.

Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпьев и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город.

В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. Вышедшему им навстречу великомученику ангелы возвестили Божие повеление оставить город, ибо Богу было угодно предать Солунь в руки врага. Святой Димитрий смиренно ответил, что не покинет родного города, умоляя милосердие Божие пощадить городских жителей, после чего он возвратился в свою гробницу.

Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Но в результате осады оказались уничтоженными все хлебные запасы, и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил в Константинополе новый великолепный храм во имя Софии Премудрости Божией на месте сгоревшего старого, он послал в Солунь благочестивых мужей, чтобы они доставили оттуда часть мощей великомученика Димитрия. Когда посланники приблизились к ковчегу, оттуда вырвался столп пламени, и из огня послышался грозный голос, запрещавший прикасаться к мощам.

Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами, и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его.

Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия Солунского (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия Солунского. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский и в нашем Отечестве.

По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому».

Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстает русским по происхождению.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, миро или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия.

В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный ввпоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы.

Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля.

Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии Государя.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечем в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу в видении Иллюстрия: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской.

После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому

Молитва первая

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию (или храм сей) и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вторая

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

Читайте также

Золотое кольцо

Ярославская областная газета

Культура, Разное

День памяти Дмитрия Солунского: история праздника, обряды, традиции

07.11.2017 • 1 комментарий

8 ноября Русская православная церковь почитает память великомученика Дмитрия Солунского, пострадавшего в 306 году за веру во Христа при правлении императора Диоклетиана.

Святой занимал высокий пост проконсула при дворе. Император не знал, что Дмитрий является тайным христианином и назначил его наместником в город Солунь, чтобы он от внешних врагов защищал доверенные земли, а также очистил город от христиан.

Прибыв на место службы, Дмитрий начал искоренять языческие обычаи и распространять веру во Христа. Император, узнав о происходящем, приказал казнить святого, пронзив копьями. Мученическую смерть Дмитрий принял в 306 году. Его тело погребли верные христиане, а когда к власти пришел Константин Великий над могилой мученика воздвигли храм.

С давних пор на Руси почитали иконы Дмитрия Солунского. У великого князя Всеволода Юрьевича находилась одна из самых ранних икон, которая была написана на гробовой доске святого мученика. Из Солуни во Владимир её перенесли в 1197 году. В 1380 году при князе Дмитрии Донском икона была перевезена в Москву. Поставили икону в Успенском соборе. В честь глубоко почитаемого великомученика многие русские князья называли своих наследников Дмитриями.

Читайте также:  Рождественское Богослужение: православные обряды и традиции на Рождественский пост

Дмитрию Солунскому молятся об оказании помощи на поле брани, о даровании терпения и мужества, об исцелении глазных болезней, о прозрении ослепших.

После Куликовской битвы в 1380 году великий князь Дмитрий Донской приказал совершать вселенскую панихиду о всех воинах, погибших на поле боя, в субботу перед днем памяти его небесного покровителя – Дмитрия Солунского. Со временем этот день признали днем поминовения не только погибших воинов, но и всех усопших. Так Дмитриевская суббота вошла в систему годовых «родительских суббот».

В Дмитриев же день устраивали поминальную трапезу и приглашали гостей. Хозяевам хотелось угостить пришедших повкуснее и посытнее. На Руси традиционными поминальными блюдами считались кисель и блины.

Дмитриев день был одним из сроков сватовства. На Дмитрия девки хитрые, т.е. собираются замуж выйти. После этого дня и до зимнего мясоеда в деревнях уже не играли свадьбы. Поэтому 8 ноября считали завершением осеннего брачного сезона.

Дмитриев день считали началом дмитриевского (зимнего) полугодия, которое длится до 6 мая (Юрьева дня). Юрьев день открывал второе, юрьевское полугодие. Согласно поверью, в ночь на Дмитриев день (как и на Юрьев) ведьмы с неба сбрасывают луну, превращают её в корову и доят.

В народе считали, что святой Дмитрий приносит зиму, а святой Георгий (Юрий) – лето. С этим связаны и некоторые поговорки:

Пришел к нам святой Дмитрий на белом коне.

Дмитриев день – зима уже лезет на плетень.

Приметы на Дмитриев день:

Если в этот день снег выпал, то и на Пасху будет снег.

Если на Дмитрия оттепель, то зима и весна тоже теплыми будут.

Переход по сообщениям

0 комментариев для “ День памяти Дмитрия Солунского: история праздника, обряды, традиции ”

Ну это относится к мифам, не подтвержденным серьезными историческим источниками.

А вот как это происходило «с другой стороны», по-настоящему в масштабах, не соизмеримых с римскими репрессиями.
«В марте 1307 года, в святую субботу, Дольчина, его Маргариту и Лонгина, наконец-то захваченных солдатами, привезли в город Биеллу и передали епископу, ожидавшему папских распоряжений. Папа, получив эти новости, немедленно поставил в известность французского короля Филиппа. Он писал: «У нас сообщения самые великолепные, чреватые восторгом и ликованием. Зловоннейший демон, отродье Велиала и мерзкое чудовище ересиарх Дольчин ценой огромной опасности, лишений, битв и постоянных усилий наконец-то и со своими приспешниками схвачен и находится в наших острогах заслугами многоуважаемого нашего брата Раньера, епископа града Верчелли, и он пойман в канун святой вечери Господней, и многая толпа с ним бывшая, зараженная еретической проказою, перебита в тот же самый день». Папа не имел жалости к преступникам и поручил епископу предать их смерти. Поэтому в июле того же года, в первый день месяца, еретики поступили в руки светской власти. На всех колокольнях города заливались колокола; обреченных поместили на повозку, там же находились палачи, вокруг — стражники, и так волоклись по площадям города, и на каждой площади раскаленными щипцами разрыва-ли им члены. Маргариту со-жгли первой на глазах Дольчина, который должен был смотреть, как ее жгут. У него не изменилась ни одна черта лица, точно так же как он не дрогнул под пытками каленым железом. И так продолжали двигаться по городу — а палачи всякий раз накаляли свои орудия в котлах, полных пылающих угольев. Дольчин вынес все мучения и не проронил ни звука, только когда ему отнимали нос — сотрясся всем телом, а когда рвали щипцами детородный орган, он испустил глубокий вздох, похожий на мычание. Его последние слова были непримиримы. Он заявил, что воскреснет в третий день. После этого он был сожжен, а пепел развеяли по ветру».
*
Не менее интересно происходило и сожжение отечественных «отступников», например, о. Аввакума.
Когда протопопа Аввакума повели на костер, ему уже было за шестьдесят. Земляные ямы, ржавые цепи, пытки, голод согнули старца вдвое, но твердости, силы в измученной душе не убавилось. Его глаза горели, хоть и лицо было превращено истязателями в огромную черную рану. И стран-но, Аввакум будто улыбался, у него всегда и во всем светилась улыбка. А когда от огня затлели веревки, он медленно освободил горящую руку и поднял ее вверх. Два перста взметнулись над костром… Говорить он не мог…

Добавить комментарий Отменить ответ

Новое

Рубрики

  • Армия (141)
  • Без рубрики (466)
  • Безопасность (626)
  • Город (951)
  • Губернские вести (4 490)
  • Закон (704)
  • Коррупция (118)
  • Культура (3 388)
  • Медицина (2 746)
  • Мнение (593)
  • Мы и звери (78)
  • На главной (4 722)
  • Наука (126)
  • Образование (2 395)
  • Общество (12 643)
  • Политика (5 548)
  • Происшествия (5 834)
  • Разное (13 394)
  • События (5 396)
  • Спорт (3 235)
  • Экономика (3 503)

Обсуждают

  • Анатолий к записи Зам начальника Генштаба украл больше, чем все ветераны ВОВ получат ко дню Победы
  • Natassia к записи Наиболее достоверная версия трагической гибели студентов на перевале Дятлова
  • Татьяна к записи Наиболее достоверная версия трагической гибели студентов на перевале Дятлова
  • Алексей к записи Чиновник правительства Ярославской области обвиняется в хищении 56 миллионов рублей
  • Алексей к записи Чиновник правительства Ярославской области обвиняется в хищении 56 миллионов рублей

Интересное

Культура, Разное

Мелодии гор и вересковых пустошей — в Рыбинске и Ярославле состоится концерт кельтской музыки

12.02.2020

Поклонникам кельтской музыки повезло. Из культурной столицы Шотландии — города Глазго — в Ярославскую область в конце февраля приедет коллектив Gnoss. Молодые люди — выпускники консерватории, они живут и работают в Глазго. Под аккомпанемент скрипки, флейты, гитары и кельтского барабана…

Культура, Разное

МХАТ и другие: в Ярославле сегодня открывается Розовский фестиваль

12.02.2020

С 12 по 17 февраля в Ярославском театре юного зрителя имени Виктора Розова будет проходить III всероссийский ​фестиваль «Розовфест». – Фестиваль носит имя Виктора Розова – драматурга и сценариста советской эпохи, с личностью которого связано рождение Ярославского ТЮЗа, – отметил…

Культура, Разное

12 февраля — Трехсвятие. Родившиеся в этот день хорошо понимают зверей и птиц

11.02.2020

Трехсвятие отмечается 12 февраля 2020 года (по старому стилю – 30 января). В церковном календаре – это Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, отцов Православной церкви. В народе его называют еще Васильев день, Три…

Общество, Разное

Какие выплаты на детей получают рыбинские семьи

11.02.2020

В Рыбинске 609 семей получают ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка и 719 семей при рождении третьего ребенка или последующих детей. Общая сумма выплат ежемесячно составляет порядка 15,0 млн. рублей. Финансовая помощь семьям оказывается по региональному проекту «Финансовая…

Значение имени Дмитрий

1 июня Церковь совершает память благоверного князя Дмитрия Донского

Имя Дмитрий

По своему происхождению имя Дмитрий древнегреческое. «Δημήτριος» значит «посвященный богине плодородия Деметре», или «имеющий отношение к Деметре, Матери Земле». В силу происхождения имя Дмитрий получило самое широкое распространение, причем во многих языках оно имеет даже женский вариант: Дмитрия. Мы встречаем мужское имя Дмитрио у испанцев, португальцев, итальянцев, каталонцев и корсиканцев, Думитру – у румын и молдаван, Дёмётера – у венгров, и традиционное имя Дмитрий – у русских, поляков, чехов, болгар, сербов, украинцев, белорусов. В Греции, где особо почитается великомученик Дмитрий Солунский, имя Дмитрий наиболее популярно. Каждого четвертого мужчину в стране зовут Дмитрий.

В России пик популярности имени Дмитрий пришелся на 1982 год. Тогда по стране на каждые 10 тысяч новорожденных мальчиков 400 были названы Дмитриями. За последние тридцать лет интерес к этому имени стабильно высокий. Несмотря на меняющуюся моду, родители в нашей стране по-прежнему и с удовольствием называют сыновей Дмитриями, Димами, Митями. Поэтому имя Дмитрий в рейтинге популярности не опускается ниже четвертого пункта.

Впрочем, это не удивительно, ведь имя Дмитрий в России на протяжении многих столетий было княжеским, царским, ассоциировалось с могучей человеческой силой и воинской славой.

Одной из ярчайших фигур русской истории по сей день остается победитель войска Мамая, благоверный князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским. Его память Русская Православная Церковь совершает 1 июня (19 мая по ст.стилю).

Дмитрий Донской

Он получил московский княжеский престол, когда ему едва исполнилось девять лет. За тридцать лет своего правления (умер 1 июня, или 19 мая ст.ст, 1389 года) фактически исполнил миссию «первого русского царя», стремящегося в своей политике к объединению и образованию Московского царства.

Его воспитывал умнейший человек своего времени московский митрополит Алексей, а духовным наставником был преподобный Сергий Радонежский. Еще будучи малолетним юношей, он ездил в Орду за великокняжеским ярлыком. Там он соприкоснулся с миром лжи, смуты, распрей и раздоров. Но несмотря на это не утратил ни терпения, ни смирения, возрос в мужестве, мудрости и милосердии.

Первый свой поход Дмитрий предпринял в тринадцать лет, когда оружием ему пришлось доказать свои претензии на власть. Его соперником был суздальский князь, желавший помешать Дмитрию венчаться на великое княжество. Но увидев многочисленные войска князя Дмитрия Ивановича, суздальский князь отступил. В 1366 году, упрочивая свое положение, великий князь Дмитрий венчался на дочери своего бывшего соперника, суздальской княжне Евдокии. В браке, который был освящен необыкновенной любовью обоих супругов к Богу, как пишет житие, родилось двенадцать детей.

Все годы своего правления Дмитрию Ивановичу приходилось отстаивать свое право на власть и бороться за нее, отражая то нападения литовских войск с Запада, то татарской орды с Востока. Он был мудрым дипломатом, а когда требовалось – отважным воином.

В 1378 году он разбил огромное войско Мамая на реке Воже. Эта битва стала репетицией перед еще более колоссальным сражением, которое произошло спустя два года между реками Непрядвой и Доном.

Преподобный Сергий Радонежский благословил иконой Божией Матери объединенные войска под командованием князя Дмитрия отправиться в поход против Орды. 8 сентября (21 сентября) 1380 года в устье реки Непрядвы на Куликовом поле русские полки нанесли войску Мамая сокрушительный удар. Как говорит житие, князь сражался в латах простого воина, а на его коне, в великокняжеских доспехах командовал войском боярин Михаил Бренко. В жестокой битве, после которой татары с позором бежали, побросав свои обозы, боярин Михаил Бренко был убит, а князь Дмитрий Иванович тяжело раненен. После битвы его нашли войны-костромичи. Князя Дмитрия и икону после победы у Дона стали называть Донскими. С тех пор Донской иконе Божией Матери молились каждый раз, когда стране грозила опасность.

Из ста пятидесяти тысяч воинов домой вернулось всего сорок тысяч. Очевидно было, что битва, сокрушившая татар, нанесла колоссальный урон русскому воинству и ослабила Москву. Появились разногласия между князем и боярами. Это сыграло на руку хану Тохтамышу, который в 1382 году разорил и сжег Москву.

Читайте также:  День Иверской иконы Божией Матери: история, традиции, значение и смысл

После этого князю Дмитрию приходилось еще не раз браться за оружие, отражая нападения то одного, то другого соседа. Однако даже на этом фоне он проявлял себя как истинный христианин. Был милостив и богобоязненен, был благочестивым и ревностным христианином, строил монастыри и храмы (Успенский Стромынский монастырь, Николо-Угрешский и Голутвинский монастыри под Москвой, Рождества Богородицы на Куликовом поле) и всегда прибегал к духовной помощи и поддержке своего наставника преподобного Сергия Радонежского.

Кончина князя Дмитрия Донского 1 июня 1389 года стала для многих личным горем, так любили этого справедливого, мудрого и доброго князя. На смертном одре он обратился к своим ближним и боярам со словами: «Бог мира да будет с вами!»

Великий князь был погребен в Архангельском соборе московского Кремля рядом с гробницами отца, деда и прадеда. На отпевании о князе молился и плакал преподобный Сергий Радонежский.

Благоверный князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых 600 лет спустя после своей кончины, в год тысячелетия Крещения Руси, в мае 1988 года. День памяти святого князя Дмитрия Донского Русская Православная Церковь отмечает 1 июня (19 мая по ст.стилю).

Дмитрий Солунский

Святой Дмитрий Солунский широко почитается христианами всего мира, а с момента крещения Руси – и у нас в стране. Многие из русских князей были названы в честь Великомученика Дмитрия. Среди них и благоверный князь Дмитрий Донской. Икону любимого святого, своего небесного покровителя, главную святыню Дмитривского собора, великий князь перенес из Владимира в Москву накануне Куликовской битвы.

Дмитрий Солунский родился в конце III века семье вельможи, состоявшего в должности проконсула Рима в Фессалониках. Семья тайно исповедовала христианство. Тайно же, в домовой церкви, Дмитрий был крещен. С детства воспитывался в христианском благочестии и страхе Божием. Когда в 305 году отец его скончался, император Галерий Максимиан, вступивший незадолго до этого на престол, повелел сыну проконсула занять должность отца. Юноша, который только достиг совершеннолетия, был вызван в Рим. Убедившись в образованности и мужественности, административных способностях Дмитрия, император рассчитывал, что талантливый юноша сумеет грамотно управлять провинций от лица Рима, и станет не только защищать город от нападения варваров (прежде всего славян), но и истреблять христиан. Однако в последнем император жестоко ошибся. Вернувшись из Рима, Дмитрий тут же открыто объявил себя христианином и начал проповедь. Вопреки повелению императора «казнить каждого, кто призывает имя Христа», Дмитрий боролся с язычеством и идолопоклонниками, многих обращал в христианство. Он стал «вторым апостолом Павлом», как пишет о нем составитель его жития Метофраст, потому что община верующих в городе при нем стала стремительно расти.

Когда император узнал о своей ошибке, его гневу не было предела. Возвращаясь из похода, бывшего в Причерноморье, он повел войска через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом-христианином. Святой Дмитрий, узнав, что император приближается к городу, велел слуге раздать все свое богатство нищим со словами: «Раздадим богатство земное и будем искать себе богатства небесного».

Перед императором святой Дмитрий также объявил себя христианином, открыто обличал язычество, за что был отправлен в тюрьму дожидаться казни.

Император любил тешить себя гладиаторскими боями. Особенно его восхищала сила и красота германца Лия, который легко расправлялся с соперниками-христианами, сбрасывая их на копья. К святому Дмитрию в тюрьму пришел его ученик, юноша-христианин Нестор, который просил святого Дмитрия молиться о нем и благословить сразиться с гладиатором Лием.

На арене Нестор не просто одолел гладиатора, но передал его смерти, сбросив на копья. Император вознегодовал и немедленно казнил Нестора. А узнав, что его наставником был святой Дмитрий, отправил к последнему убийц. Утром 8 ноября (26 октября по ст.стилю) 306 года воины закололи копьями безоружного Дмитрия.

Его слуга Лупп собрал кровь святого полотенцем, а императорский перстень, снявши с руки святого, омочил в крови мученика. Впоследствии от этих вещей совершалось немало чудес и исцелений.

По приказанию императора тело святого Дмитрия было брошено на растерзание диким зверям, но христианам удалось спрятать тело святого и тайно похоронить.

Много лет спустя Император Константин повелел воздвигнуть над могилой святого Дмитрия храм. А еще через сто лет, при строительство уже новой церкви, мощи святого Дмитрия Солунского были обретены нетленными и помещены в раку. В VII веке мощи неожиданно стали источать миро. С тех пор в церковной традиции принято именовать Великомученика Дмитрия Солунского Мироточивым.

Дмитриевская суббота

Дмитриевская суббота – это день (накануне 8 ноября, когда совершается память св. Дмитрия Солунского) всеобщего поминовения «от века преставльшихся православных христиан» и прежде всего воинов. В народном календаре Дмитриевская суббота считалась последней в году и главной родительской субботой. Считается, что поминать погибших воинов в этот день стало принято благодаря князю Дмитрию Донскому, обратившемуся к преподобному Сергию Радонежскому с просьбой служить впредь панихиды по погибшим на Куликовом поле воинам. Впрочем, прямых документальных доказательств тому нет, если не считать сюжета о княжеской просьбе в «Сказании о Мамаевом побоище». Это «Сказание» находится в составе Никоновской летописи, датированной серединой XVI века. Однако в уставных новгородских книгах уже в XV веке мы встречаем дмитриевскую субботу, как день всеобщего поминовения воинов, что косвенно подтверждает теорию об установлении такого ее значения еще во времена благоверного князя Дмитрия Донского. Как бы то ни было, поминовение усопших воинов в дмитриевскую субботу было как минимум народной традицией.

Однако к концу XIX века мнение о связи дмитриевской субботы с Куликовской битвой стало широкого распространено. И 22 августа 1903 года император Николай II издал указ, установивший совершать в воинских частях панихиды по усопшим войнам «за веру, царя и отечество на поле брани живот свой положившим».

Тропарь благоверного князя Димитрия

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.

Кондак благоверного князя Димитрия

Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.

Дмитриев день: что нельзя делать 8 ноября

8 ноября православные верующие отмечают Дмитриев день. В этот день чтят память великомученика Димитрия Солунского, принявшего мученическую смерть за христианскую веру.

В Дмитриев день OBOZREVATEL подготовил информацию о празднике, а также главные приметы, запреты и традиции этого дня.

Кто такой Дмитрий Солунский?

Дмитрий Солунский, также известный как Мироточец, – христианский святой-великомученик из греческого города Солунь (Фессалоники), которого из-за его веры римляне пронзили копьями.

Известно, что жил он во времена императора Диоклетиана. В житии его сказано, что родители Дмитрия сначала были тайными христианами и после рождения сразу же его окрестили, а потом старались воспитывать в благочестии и вере.

Дмитрий Солунский также известен как Мироточец

Не зная о христианской вере Димитрия, римский император назначил его проконсулом Фессалоникийской области. Вместо того, чтобы преследовать христиан, Дмитрий на своем посту открыто учил жителей города христианской вере и искоренял идолопоклонство и языческие обычаи.

Когда об этом узнала римская власть, святого Дмитрия бросили в тюрьму и пронзили копьями. Тело святого бросили на съедение зверям, но набожные солуньские христиане подобрали и похоронили его.

Дмитриев день 2019: что следует делать в этот день

В Дмитриев день с именинами поздравляют всех Дмитриев.

Дмитрий открыто учил христианской вере и искоренял идолопоклонство и языческие обычаи

Кроме того, в этот день в народе было принято пить пиво: “В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит”.

Также принято было одеваться тепло – считалось, что это спасет от свирепых морозов зимой.

Дмитриев день 2019: что нельзя делать в этот день

В Дмитриев день традиционно не разрешалось работать.

Также в этот день нельзя забывать об усопших родственниках. Причем их не только поминают за праздничным столом и заказывают службу в церкви (хотя бы просто ставят свечи в храме), но еще и оставляют на ночь им воду и новое полотенце: чтобы почившая душа могла напиться или умыться.

В Дмитриев день с именинами поздравляют всех Дмитриев

Причем обед в этот день подают вечером, поскольку прихода душ ждут после наступления темноты. От каждого блюда откладывают по ложке в отдельную посуду, оставляя ее затем под иконой или в другом “торжественном” месте.

Главные приметы и суеверия в Дмитриев день

Дмитриев день означал окончание сезона сватовства. Накануне рождественского поста и последующих праздников только до этого дня разрешалось засылать сватов. В народе говорили: “До Дмитра девка хитра, а после Дмитра не будет такой”.

По примете, Дмитриев день знаменует приход зимы: святой Дмитрий закрывает землю золотым ключом до прихода святого Георгия (6 мая). Предки говорили: “Дмитриев день – зима уж лезет на плетень”.

Если этот день выдавался снежным и морозным, то и весны ждали холодной и снежной: “Дмитриев день по снегу, то и Пасха по снегу, а Дмитриев день по голу (без снега) – и Святая по тому. Дмитрий на снегу – весна поздняя. Дмитриев день по голу – Святая тёплая”.

Если заря была багровой, то ждали ветреной погоды, а холод означал, что стекло на окнах запотеет.

В некоторых странах на Дмитриев день гадают по гостям, если первым в этот день в дом зайдет человек состоятельный и добрый, то и год будет прибыльным.

В народе говорили, что в ночь на Дмитриев день нечисть крадет с неба луну, чтобы выдоить ее как корову.

Что можно просить в Дмитриев День

В Дмитриев день просят:

– о помощи во время военных действий,

– об исцелении болезней глаз,

– о даровании терпения и мужества,

– о прозрении слепых.

Молитва Святому Дмитрию

К Святому Дмитрию обращаются с молитвами. OBOZREVATEL приводит одну из них:

Дмитриев день знаменует приход зимы

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших, и еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни: моли благость Его, еже ущедрити град сей (обитель сию) и всякую страну христианскую, исходатайствуй у Царя царствующих на враги победу народу русскому и всей же державе нашей мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да, благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Ранее OBOZREVATEL рассказывал о Святой Казанской иконе Божьей Матери. Эта икона почитается как чудотворная, она считается покровительницей женщин, семьи и детей.

Ссылка на основную публикацию