День памяти Иоанна Златоуста: история, традиции, значение и смысл

История Иоанна Златоуста

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника.

Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына. Юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний, который прочил его себе в приемники если бы не христианство Иоанна.

В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Там будущий святитель обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.

Возвратившись в 367 году на родину в Антиохию, Иоанн в 20-летнем возрасте принял святое крещение от святителя Мелетия, епископа Антиохийского, который полюбил Иоанна, как сына, и наставлял его в вере.

Через 3 года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор.

Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, которое называл «истинной философией», поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана.

В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.

В 381 году отшельник вернулся на родину, его посвятили в дьяконы. А позже — в архиепископы Константинопольские. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей. Он приносил пожертвования неимущим; строил больницы и благотворительные учреждения. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.

В своих проповедях обличал пороки власть имущих, чем нажил себе немало врагов. По их доносам императрица Евдоксия отправила Иоанна в заточение. Но как только он уехал из Константинополя, в городе началось страшное землетрясение, и перепуганная Евдоксия тут же вернула ненадолго святого обратно.

Спустя некоторое время за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе, Златоуста сослали в Армению, где он прожил 2 года. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в Пицунду (Абхазия).

В 407 году на пути к месту ссылки святой скончался. Ему было 60 лет от роду — век не великий, и из него он в течение 6,5 лет был архиепископом, а 3 года и 3 месяца провел в заточении. Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах.

Перенесение его честных мощей из Коман в Константинополь совершилось в 438 году, через 30 лет после смерти святителя, при сыне Евдоксии императоре Феодосии II (408 — 450). По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосии II со слезами просил святителя простить его мать.

Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 года мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле.

Известно, что большая часть мощей святителя Иоанна Златоуста хранится в греческих монастырях на Святой Горе Афон: перст от десницы — в монастыре Ксиропотам, левая рука — в монастыре Великая Лавра, большая часть десницы — в монастыре Филофей. Однако история появления этих мощей на Афоне не вполне ясна. Вероятно, они попали в афонские монастыри после разграбления Константинополя крестоносцами: часть святынь тогда удалось спасти и перевезти на Афон.

В XVI–XVII веках русское правительство скупило 14 частей мощей Иоанна Златоуста. В 1655 году царь Алексей Михайлович попросил афонских монахов привезти в Москву для поклонения Крест Константинов и главу уже упоминавшегося ранее Иоанна Златоуста. Царь даже лично написал грамоту с обязательством вернуть реликвии обратно. За услугу же заплатил монастырю 2000 рублей, но отдавать крест и мощи передумал. Видимо, в обладании этими мощами была такая уж большая необходимость, что царь пошел на совершение греха — солгал монахам. Однако на Афоне решили отомстить и сказали, что в Москву главу Иоанна Златоуста не отправляли, а переслали голову Андрея Кесарийского. Мол, извините, ошибка вышла, не ту голову отправили, нам очень жаль.

В итоге развернулись нешуточные споры. В результате всей этой неразберихи до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, где же на самом деле находится голова Иоанна Златоуста. Так или иначе, но ничто не мешает обеим сторонам важно заявлять о том, что именно их церковь обладает истинными мощами святого.

Иоанн Златоуст — вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения.

В учении Святителя Иоанна Златоуста отразились общие черты, характеризующие творения великого учителя: основательность знания Священного Писания, постоянное стремление выяснить смысл его, а не вводить в него собственные мысли, усвоить идею, которая занимала предшествующих святых отцов, а главное – удивительно глубокое понимание и проникновение в дух Христова и апостольского учения и неподражаемая ясность изложения богодухновенных мыслей.

Среди его экзегетических творений — толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).

Тропарь Иоанну Златоусту, архиеп. Константинопольскому

Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать /
вселенную просвети: / несребролюбия мирови сокровища сниска, / высоту нам смиренномудрия показа, / но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, / моли Слова Христа Бога спастися душам нашим

День памяти святителя Иоанна Златоуста: история праздника 26 ноября

25.11.2017 | 19:13 | Joinfo.ua

Биография этого человека являет собой истинный пример уникального сочетания мудрости, веры и готовности следовать своим идеалам до самого конца, несмотря на козни злопыхателей. Поэтому Joinfo.ua расскажет вам как о самом святителе, так и о истории становления 26 ноября как дня его памяти.

Биография

Родился будущий великой святитель в 347 году от Рождества Христова. Отец, видный чиновник, очень рано ушел из жизни, так что Иоанна воспитывала мать. И она приложила максимум усилий, чтобы дать ему хорошее образование. И, как это очень часто случалось в те времена, именно чтение литературы и привело Иоанна в храм.

Юноша изначально выделялся умом среди сверстников, поэтому проблемы с обучением у лучших философов, ораторов и богословов своего времени у него не возникало. Буквально через 3 года ученичества он уже получил должность чтеца и на этом его карьера заканчиваться не собиралась.

Вот только сам Иоанн не был карьеристом. Он действительно верил в то, о чём говорил, и старался жить согласно своей вере. Он провёл 4 года отшельником в пустыне и 2 года держал строгий обет молчания. Даже заняв реально высокую должность патриарха Константинопольского, он продолжал жертвовать деньги на благотворительность, при этом живя весьма скромно.

Но прославился он те только из-за этого. Именно он стал учителем многих одарённых епископов, которым потом посчастливиться в полностью реформировать христианство того времени. Именно он стал тем, кто систематизировал многие традиции и ритуалы. В частности, именно он является автором классической литургии.

И, понятное дело, его деятельность не осталась незамеченной. Многие епископы стали предметом его обличающих речей. Часть из них даже лишилось своих должностей, поэтому когда в 404 году состоялся масштабный собор, посвященный конкретно делу Иоанна Златоустого против римской императрицы Евдоксии, затаившие злобу священнослужители приняли решение о казни святителя. К счастью, сам император Аркадий заменил казнь изгнанием. Что, правда, не сильно облегчило жизнь Иоанна.

Его отправили в ссылку в далёкий город Пифиунт, что в Абхазии. Причём в сопровождении лиц, настроенных к Иоанну не слишком благожелательно. И длительное путешествие окончательно порвало здоровье святителя. Проезжая небольшое поселение Команы, стало понятно, что дальше он двигаться уже не сможет. Он причастился и помер со словами «Спасибо Богу за всё». Было это в 407 году.

Однако останкам святого не долго пришлось лежать в земле Абхазии. В 436 году их перевезли в Константинополь. Потом, во времена чётвёртого крестового похода – примерно 1204 год, их перевезли в Рим. И лишь в 2004 году, согласно распоряжению папа Иоанна Павла II их вернули в Стамбул, в собор Святого Георгия, где они и покоятся по сей день.

История самого праздника

Изначально день памяти Иоанна Златоустого совпадал с днём его смерти – то есть приходился на 13 сентября. Но в этот же день в православной церкви отмечали праздник Воздвижения Креста Господнего, так что праздник пришлось сдвинуть на месяц – на 13 ноября по старому стилю. По новому же – 26 ноября.

Также нельзя не отметить один интересный факт – дело в том, что ранние христиане очень долго спорили, кому из трёх великих святителей принадлежит первенство и кто из них больше всего полезного сделал для церкви. Но в 1084 году митрополиту Иоанну, который как раз был призван разобраться с этим вопросом. Для чего был даже созван специальный собор, во сне явились все трое святых и заявили ему, что перед Богом они все равны, так что вопрос изначально лишен смысла.

К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника

30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.

Икона трех святителей

Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма – плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

Читайте также:  Праздник пресвятой Троицы: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).

Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию – синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи – Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи – Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий – 1.01, Григорий Богослов – 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста – 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания.

Три святителя в византийских литературных источниках

Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X – н. XI вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия, и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три Святителя – совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи: такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор, патриарх Константинопольский, Герман, патриарх Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.).

Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах

Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в.

Изображения Трех Святителей

Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в.

Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне входящей в состав коллекции Британского Музея. Ко второй половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на которой Три Святителя предводительствуют сонму святых. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050), в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154). С распространением синаксарной легенды в XIV в. связано появление уникального иконографического сюжета «Видение Иоанна Мавропода» – Иоанн Евхаитский перед сидящими на тронах Тремя Иерархами в церкви Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция), роспись которой датируется 1366 г.

Три святителя на славянской почве

В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а в древнерусские — с конца XIV в. «Похвала» Мавропода и служба с синаксарем попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую – на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые изображения – псковская икона Три Святителя с св. Параскевой (XVв.). В XIV-XV вв. возникают посвящения храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим посвящением).

К происхождению праздника

В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным Трем Святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом даре. Три святителя подобны Св. Троице и верно учат о Св. Троице – «Во единой Троице трегубо богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа единого исхождение». Они сокрушают ереси – дерзость еретических движений «тает, словно воск, пред лицем огня» святительских речей. И в «Похвале», и в канонах Три Святителя изображены как некое догматическое всеоружие Православной Церкви, их учения автор называет «третьим заветом». Обращение к их троическому богословию, т.е. учению о Св. Троице, можно рассмотреть в контексте схизмы 1054 г., отделения от Вселенской Церкви Церкви западной (католической), одним из нововведений которой было Filioque (“и от Сына” – католическая прибавка к Символу Веры). Указания канонов и «Похвалы» на сохранении Церкви и прекращение святителями еретических движений, поминание их многочисленных «трудов и болезней», которые они претерпели за Церковь «с Востоком и Западом борящеся» т.о. можно понять как использование догматических сочинений святителей в борьбе с заблуждениями латинствующих и неверно понимающих отношения внутри Святой Троицы. Ключ к разгадке, как кажется, можно найти в полемике Восточной Церкви с Западной, т.н. антилатинской полемике XI в. Авторы антилатинских полемических трактатов часто подтверждают сказанное цитатами из этих Святых Отцов; непочитание Трех Святителей является одним из обвинений, предъявляемых латинствующим. Так, Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский, в своем послании к Петру, патриарху Антиохийскому, так высказывается о латинствующих: «Святыя и великия отца наша и учителя Великаго Василия и богослова Григория, Иоанна Златоустаго не счиняют с святыми ни учения их приемлют». В «Стязании с Латиною» Георгия, митр. Киевского (1062-1079 гг.), в послании Никифора (1104-1121гг.), митр. Киевского, к Владимиру Мономаху латиняне также обвиняются в отсутствии уважения к Трем Святителям и пренебрежению к их церковным учениям. В «Повести Симеона суздальского о восьмом (флорентийском) соборе», на котором в 1439 г. была подписана Уния (объединение) Католической и Православной Церквей, святитель Марк, митр. Эфесский, отстаивавший ортодоксальную позицию, сравнивается автором Повести с Тремя Святителями: «Аще бы еси видал, что честный и святый Марко ефесьский митрополит глаголет к папе и ко всей латыне, и ты бы тако же, яко же и аз, плакался и веселился. Яко же ты видиши честнаго и святаго Марка ефесскаго, якоже был преже его святый Иоанн Златоустый и Василий кесарийский и Григорий Богослов, тако же и ныне святый Марко подобен им».

Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.

День памяти Иоанна Златоуста — история, традиции, значение и смысл, когда и как праздновать

В один из последних осенних дней православные христиане отмечают праздник, посвящённый одному из самых почитаемых христианских святых — святителю Иоанну Златоусту. Его жизненный путь — пример праведной жизни, основанной на традиционных христианских ценностях, в которой нет места для гордыни, излишнего стяжательства и мирской суете.

Биография

Родился будущий великой святитель в 347 году от Рождества Христова. Отец, видный чиновник, очень рано ушел из жизни, так что Иоанна воспитывала мать. И она приложила максимум усилий, чтобы дать ему хорошее образование. И, как это очень часто случалось в те времена, именно чтение литературы и привело Иоанна в храм.

Юноша изначально выделялся умом среди сверстников, поэтому проблемы с обучением у лучших философов, ораторов и богословов своего времени у него не возникало. Буквально через 3 года ученичества он уже получил должность чтеца и на этом его карьера заканчиваться не собиралась.

Вот только сам Иоанн не был карьеристом. Он действительно верил в то, о чём говорил, и старался жить согласно своей вере. Он провёл 4 года отшельником в пустыне и 2 года держал строгий обет молчания. Даже заняв реально высокую должность патриарха Константинопольского, он продолжал жертвовать деньги на благотворительность, при этом живя весьма скромно.

Читайте также:  Поминовение воинов: история и истоки возникновения, как и когда праздновать, традиции

Но прославился он те только из-за этого. Именно он стал учителем многих одарённых епископов, которым потом посчастливиться в полностью реформировать христианство того времени. Именно он стал тем, кто систематизировал многие традиции и ритуалы. В частности, именно он является автором классической литургии.

И, понятное дело, его деятельность не осталась незамеченной. Многие епископы стали предметом его обличающих речей. Часть из них даже лишилось своих должностей, поэтому когда в 404 году состоялся масштабный собор, посвященный конкретно делу Иоанна Златоустого против римской императрицы Евдоксии, затаившие злобу священнослужители приняли решение о казни святителя. К счастью, сам император Аркадий заменил казнь изгнанием. Что, правда, не сильно облегчило жизнь Иоанна.

Его отправили в ссылку в далёкий город Пифиунт, что в Абхазии. Причём в сопровождении лиц, настроенных к Иоанну не слишком благожелательно. И длительное путешествие окончательно порвало здоровье святителя. Проезжая небольшое поселение Команы, стало понятно, что дальше он двигаться уже не сможет. Он причастился и помер со словами «Спасибо Богу за всё». Было это в 407 году.

Однако останкам святого не долго пришлось лежать в земле Абхазии. В 436 году их перевезли в Константинополь. Потом, во времена чётвёртого крестового похода – примерно 1204 год, их перевезли в Рим. И лишь в 2004 году, согласно распоряжению папа Иоанна Павла II их вернули в Стамбул, в собор Святого Георгия, где они и покоятся по сей день.

«О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды гонимым — терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, нын

История

Житие святого Иоанна началось в 347 г. в Антиохии. Родившись в семье обеспеченного чиновника, мальчик получил хорошее образование. Он постигал основы философии и риторики под руководством лучших учителей своего времени. Также в его образовании большое внимание уделялось изучению Святого Писания и молитвам, помогающим ему разбираться в вопросах веры и встать на путь служения Господу.

Святой Иоанн Златоуст

В 367 г. Иоанн принял крещение. Образованный молодой человек успешно познавал тонкости подвижнического образа жизни. Приняв иночество и отказавшись от кафедры епископа, он на 4 года уходит в странствие по пустыни. Здесь он создаёт множество богословских трудов, работу над которыми продолжает, возвратившись в Антиохию. В это время раскрывается его уникальный дар — трогать сердца и души людей, неся им Слово Божие. Слушатели, приходящие в храм, называли его «Златоуст».

Читайте о святом:

В 397 г. святой Иоанн назначается архиепископом Константинопольским. Многие благие дела, удалось ему совершить на этом служении. К ним относятся:

  • утверждение христианской веры среди населения империи, в том числе начало христианизации готов и славян;
  • строительство больниц и путевых домов для паломников;
  • установление полного круга Богослужения;
  • обличение пороков священства и неправедной жизни аристократов.

Настойчивое следование своим принципам и нежелание идти на компромиссы настроило часть византийской элиты, во главе с императрицей, против святителя. Это привело к распространению клеветнических сплетен об архипастыре, опираясь на которые его низложили и отправили в изгнание в далекие восточные провинции. Но даже гонения не помешали ему поддерживать силу Духа и Веры в своих последователях, с которыми он вёл активную переписку. Она стала поводом для ужесточения его участи. Зимой 406 г. святителя Иоанна приказали перевести в современную Пицунду, которая находится в Абхазии. Измождённый жестоким обращением и лишениями, подорвавшими его здоровья, старый человек не выдержал долгого перехода и закончил свой земной путь 14 сентября 407 г. в селении Команы.

Святителя Иоанна Златоуста возвели в лик святого через 30 лет. Его мощи с почетом перенесли в византийскую столицу и поместили в церкви Всех Святых. В начале XIII в. крестоносцы вывезли святыню в Рим, из которого она вернулась в Стамбул (собор Святого Георгия) в начале XXI столетию по распоряжению главы Римской Католической церкви.

Интересно: существует легенда, рассказывающая, что во время водружения раки со святыми мощами в соборной церкви произошло чудо — святитель открыл уста и пожелал всем собравшимся мира.

Установление праздника

День памяти Иоанна Златоуста праздновался в христианской церкви в дату его смерти — 13 сентября. Но на эту же дату приходился один из основных церковных праздников — Воздвижение Креста Господнего. Поэтому на Соборе решили перенести поминовение святителя на 13 ноября по юлианскому календарю.

Таким образом, современные православные люди отмечают этот день в конце осени — 26 ноября.

Народные приметы на 26 ноября

  1. Если дождь 26 ноября идет, и вообще, в предыдущие дни также было ненастье – это сулит богатый урожай в следующем году
  2. Угли в печи тлеют ярко – будет ненастная погода
  3. Порывистый ветер 26 ноября затихает только к вечеру – в ближайшие дни можно ожидать потепления.
  4. Если человек родился 26 ноября, то в качестве талисмана ему нужно носить шпинель
  5. Млечный путь отлично просматривается – по приметам, ожидай стужу
  6. Звезды 26 ноября мерцают ярко – жди снежной и ветреной погоды
  7. Шум леса слышится – это предвещает несчастье
  8. Днем началась снежная буря – ночью будет мороз
  9. Деревья покрылись инеем – по приметам, будет урожайный год
  10. Любые осадки предвещают богатый урожай в следующем году
  11. Зайцы бегут из леса – будет стужа
  12. Снег падает крупными хлопьями – будет легкий мороз
  13. Каркают вороны – ожидай оттепели
  14. Если отправиться в путешествие 26 ноября, то оно будет удачным
  15. Можно лечить нарушения речи у детей
  16. Нельзя ругаться на Иоанна, иначе Бог никогда молитв не услышит
  17. Люди, чье имя начинается на букву «И», в этот день будут особенно удачливыми

Традиции праздника

В народе Златоусту молились, чтобы просвятил разум, помог постичь духовную грамоту и помог в отчаянии. Также в этот день принято было произносить заговор от зубной боли: «Лазарева суббота, Златоустьев день, у кого болят зубы, чтобы те зубы окаменели и вовек не болели».

А еще этот день иногда называли в народе Златоустьев огонь, потому что нужно было особенным образом растопить печь, чтобы все дрова загорелись сразу, тогда в семье будет мир и достаток. Печной огонь был заместителем солнечного света зимой, поэтому к нему относились с таким же уважением, как и к солнцу. Если так зажечь печь, то ее устье станет золотым (злато-устье). Для этого обряда специально заранее сушили дрова.

Популярные статьи сейчас

Лучины тоже заготавливали зимой намного наперед. А делали это именно зимой, потому что деревья «спят» и в них нет столько сока. 80-ти сантиметровые березовые чурки раскалывали пополам, снимали кору и сушили весь год. Иначе она будет трещать и шипеть. В печах специально еще досушивали перед использованием.

Напоминаем, стало известно, сколько украинцы будут отдыхать на выходных на Пасху. Нам светят настоящие каникулы. В Кабмине утвердили пасхальные выходные. В частности, сообщается, что в 2019 году украинцам советуют сделать 5 выходных.

Как сообщал Знай.ua, вот почему не стоит делиться планами на будущее. Бог помогает найти верное решение и путь в жизни.

Также Знай.ua сообщал, в Днепре девушка случайно отгуляла свадьбу с самой собой.

9 февраля — Златоустов день

Святитель Иоанн Златоуст в документах истории

Трудно оспаривать факт, что истоки российской цивилизации, а тем более православной духовности во многом, если не прежде всего, связаны с Византией, с духовным наследием византийских Отцов Церкви. Греко-византийские образцы оказали глубокое влияние не только на речевые структуры русской словесности, но и на структуру мысли, и на формирование типа личности.

В этой связи тема духовного опыта святителя Иоанна Златоуста, одного из виднейших мыслителей Византии, святого, образ жизни и способ мышления которого сильнейшим образом повлияли на становление культурного архетипа русского человека, представляется чрезвычайно актуальной. Духовное наследие Иоанна Златоуста, воспринятое отечественной культурой прежде всего через перевод его творений на древние славянские языки, оказало мощное воздействие на формирование -наших собственных традиций мышления, нашей оригинальной литературы, философии, способствовало формированию образцов, норм и стандартов жизнедеятельности отечественной христианской культуры. Творения Иоанна Златоуста встречаются в составе древнерусских сборников духовно-назидательного содержания (“Златоцтруй”, “Измарагд”, “Маргарит” и т. д.) чаще творений других авторов, и поэтому вряд ли будет ошибкой сказать, что именно Златоуст пользовался на Руси наивысшим авторитетом как учитель и как толкователь Священного Писания.

Однако влияние Златоуста на древнерусскую культуру не ограничивалось его творениями. Начиная с XIV в. (а скорее всего и ранее) в славянском мире стали распространяться и обрели популярность разные редакции жития святителя Иоанна Златоуста. Раньше других на Руси стало известно византийское житие этого святого, приписываемое Георгию Александрийскому (VII в.). Критическое комментированное издание церковнославянского перевода этого жития осуществил Э. Ханзак 1 . По словам Ханзака, это житие – первое в ряду житий Златоуста VII-XI вв., которые Уне имеют ценности в качестве исторического источника, но представляют собой компил€ции более ранних материалов 2 . Неизвестный автор, составляя текст жития Иоанна Златоуста, открыто заявляет, что собрал информацию “от писанаго Съкратомь церковнымь историкомь, а другое от инех писаний” 3 ; не забывает он и о работе главного биографа Златоуста- епископа Палладия, “самому в тыи годы сущу в Коньстянтине граде и видевъшу своима очима все то бывшее” 4 . В свое повествование автор жития включает также обширный материал из устной традиции: “а другое слышахь от верных иерей, еже суть чистители, и от рядник благочьстивых, клятвами страшными известивьше, вписано и обретено еже намь исповедаша о нем” 5 . Внесение элементов устного предания в повествование о Златоусте явилось ответом на требования житийного жанра в Византии 6 .

Устное предание играло существенную роль и в последующих византийских житиях Златоуста, периодически появлявшихся после сочинения, приписанного Георгию Александрийскому, и явно зависящих друг от друга (авторы эти житий – император Лев, аноним, Метафраст). Помимо исторически достоверных свидетельств о жизни Святителя, в них содержатся и многочисленные народные легенды о чудесах, сотворенных Златоустом в разные периоды его жизни, легенды о его блестящей учебе в Афинах и т. д.

На славянской почве народная традиция, связанная с именем Златоуста, получила дальнейшее развитие. Постепенно из живого человека Златоуст превращается в некий абсолютно недосягаемый эталон идеального пастыря и проповедника: “Должен всяк проповедник имети у себе книги святаго Златоустаго, и прилежно чести оныя: ибо тако приобучится складать чистейшее и яснейшее слово, хотя и не будет Златоустому равное” 7 . Так Иоанн Златоуст в русской культуре становится духовным символом, некоторым надындивидуальным “мерилом” духовной жизни, “культурным героем”.

Все это заставляет нас задаться вопросом о том, каким же был реальный Иоанн Златоуст? Назрела необходимость отделить достоверные исторические свидетельства от позднейших культурных наслоений и проанализировать обе эти составляющие, из соединения которых и сложился на Руси образ великого учителя и святителя Церкви. Настоящая статья – это попытка дать краткий обзор основных источников, которые можно в большей или меньшей степени признать достоверными, помогающими в поисках “исторического” Иоанна Златоуста.

Читайте также:  Великая Среда в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Условно все свидетельства делятся на две группы:

1) личные свидетельства самого Иоанна Златоуста;

2) свидетельства историков о жизни и творчестве Святителя.

Самым авторитетным источником, бесспорно, являются собственные творения Златоуста. Однако, к большому сожалению исследователей, много говорить о себе было не в обычае Святителя: в своих произведениях, дошедших до наших дней, он дает очень мало информации личного характера 8 . Тем не менее собрание его творений является настоящей сокровищницей, из которой богословы, историки и археологи черпают сведения о городской, политической и церковной жизни тех времен. Тем самым оно позволяет восстановить социокультурный контекст, в котором развивались личность и талант великого святого.

Наибольшее количество собственно личных свидетельств содержится в письмах Святителя. Обширный корпус писем Златоуста 9 за одним исключением (первое письмо папе Иннокентию I) относится к последнему периоду его жизни, ко времени его ссылки – 404–407 гг. и также имеет большую историческую ценность, проливая “особенно ярчайший свет на душевное состояние и заботы великого Святителя в эту самую тяжелую эпоху его жизни” 10 . В своих письмах времен ссылки Златоуст писал друзьям о тяготах пути, об отношении к нему людей, которых он встречал по дороге, о своем здоровье, опасностях, одиночестве и т. д. Наибольшее количество писем (семнадцать) было адресовано константинопольской диакониссе Олимпиаде 11 . Эти письма – самые длинные, и самые “личные”, а потому – самые известные.

Особое же значение для реконструкции жизненного пути “исторического” Златоуста имеют два его письма к папе Иннокентию I, первое из которых было написано в 404 г., после дня Пасхи, прежде чем смещенный с должности архиепископа Константинопольского Иоанн был отправлен во вторую (и последнюю) ссылку. Первое письмо содержит свидетельство о событиях, произошедших в Константинополе после прибытия туда Феофила, епископа Александрийского (в июне 403 г.), о смещении Иоанна на так называемом “соборе под дубом” (Synodus ad Quercum), о восстановлении Иоанна в епископском достоинстве в июле 403 г., о возобновившихся впоследствии происках против него. В этом же письме Златоуст описывает ужасные события, произошедшие накануне и в само празднество Пасхи в 404 г. 12 . Письмо цитируется у Палладия 13 .

Второе письмо папе Иннокентию было написано после июня 406 г., что явствует из замечания Иоанна о том, что он проводит в ссылке третий год 14 . Это письмо, очень небольшое по объему, содержит слова благодарности папе за его усилия по реабилитации Иоанна и просьбу не оставлять этих усилий.

Ко второй группе источников, наиболее достоверных с исторической точки зрения, относятся:

1) Диалог о жизни Иоанна Златоуста(Dialogus de Vita Sancti Johannis Chrysostomi), написанный Палладием Эллинопольским 15 ;

2) Церковная история (Historia Ecclesiastica) Сократа (Socrates Scholasticus) 16 ;

3) Церковная история (Historia Ecclesiastica) Созомена (Salaminius Hermias Sozomen) 17 ;

4) Церковная история (Historia Ecclesiastica) Феодорита, епископa Киррского 18 .

В одной из своих публикаций историограф ван Оммеслэге доказывает, что биография Златоуста, авторство которой приписывалось Мартирию Антиохийскому (†471 г.), составлена современником Святителя 19 . Таким образом, этот до сих пор пренебрегавшийся документ также рассматривается некоторыми учеными в числе значительных источников.

В основе своей тексты этих жизнеописаний имеют тенденцию к субъективному изложению фактов: “противники Златоуста чаще всего изображаются злодеями. В мотивах их поступков видят лишь обиды и зависть” 20 .

Палладий, епископ Эллинопольский, друг Иоанна Златоуста и автор Historia Lausiaca, составил биографию Златоуста в форме диалога приблизительно в 408 г., то есть немного спустя после смерти Святителя. Моделью для построения Диалога послужил платоновский “Федон”. Диалог между восточным епископом и римским диаконом Феодором происходит в Риме вскоре после смерти Златоуста. Основная цель написания Диалога – защита Златоуста от клеветнического памфлета “Liber innormis”, написанного патриархом Александрийским Феофилом, злейшим врагом Златоуста. Сам памфлет до нас не дошел, однако основные его выпады можно реконструировать исходя из текста Диалога 21 .

Цель написания Диалога объясняет некоторые недостатки данного произведения, которые необходимо учитывать, используя его в качестве источника. Во-первых, у Палладия почти ничего не сказано о политической ситуации за пределами Церкви; он, к примеру, ни разу не упоминает имени императрицы Евдоксии, которая, как известно, сыграла заметную роль в жизненной драме Златоуста. Во-вторых, Палладий редко указывает даты обсуждаемых в Диалоге событий – например, у него не обозначена дата смерти Иоанна Златоуста. В-третьих, повествование Палладия очень избирательно; некоторые факты опускаются из апологетических или литературных соображений 22 . Однако несмотря на эти недостатки Диалога Палладий, по мнению большинства исследователей, заслуживает наибольшего внимания среди всех других биографов Златоуста, поскольку был очевидцем многих описываемых событий.

Авторы “Церковных историй” Сократ и Созомен согласно законам жанра также очень мало говорят о светской политике даже тогда, когда светские события очевидно влияли на дела церковные. Оба историка сочувствуют Иоанну Златоусту, но Сократ включает в свое повествование и данные, упоминаемые в сочинениях врагов Святителя. У Сократа насчитывается около 20 фактических ошибок, и виднейший исследователь жизни и творчества Иоанна Златоуста Баур полагается на его информацию только в том случае, если она подтверждается другими источниками 23 . Другие ученые считают работу Сократа ценной главным образом благодаря буквальной цитации источников 24 . Известно, что Сократ не был клириком. По сути, он первый из мирян, подвизавшихся на поле церковной историографии. Это обстоятельство и способствовало тому, что Сократ “объективен, не вмешивается в богословские распри, беспристрастен (nonpartisan)” 25 . Он далек от категоричности в оценках своих героев; Юлиан Отступник, например, предстает в описании Сократа не только однозначным антигероем, гонителем христиан, но и замечательным политиком, администратором 26 .

Созомен писал несколько позже Сократа. Его описание полнее, в некоторых местах он стремится дополнить или исправить своего предшественника, включает в свою работу некоторые архивные данные и сирийский материал, неизвестный Сократу. “С точки зрения стиля работа Созомена превосходит работу Сократа, но Созомен менее критичен и временами включает в свое повествование недостоверный материал (legendary material)” 27 . Созомен как историк был всегда гораздо менее известным, чем Сократ 28 . Житие, приписываемое Георгию Александрийскому, например, не имеет в составе своей компиляции материала Созомена.

“Церковная история”, написанная Феодоритом (ок. 448–491 гг.), посвящает архиепископу Константинопольскому лишь небольшую часть. Тем не менее Феодорит дает некоторую уникальную информацию – например, рассказ о ходатайстве Златоуста перед императором об отказе в выделении готам-арианам храма в черте Константинополя. Феодорит тяготеет к апологетике (он широко известен своими апологетическими сочинениями и непримиримой борьбой с еретиками) и зачастую включает в свое повествование небесспорные с исторической точки зрения факты. В силу этой “апологетической” наклонности Феодорит не всегда может рассматриваться как совершенно надежный источник 29 .

К менее значимым, но все-таки ценным историческим источникам следует отнести 30 :

1) Bibliotheca Фотия, глава 59 31 , где патриарх Фотий повествует о “соборе под дубом”, в том числе цитирует основные пункты обвинений против Златоуста;

2) Vita Porphyrii ep. Gazensis; это сочинение было написано дьяконом Марком, который повествует о своих путешествиях в марте 389 г. и в начале 401 г. в Константинополь и о встречах там с епископом Иоанном и императрицей Евдоксией 32 . У диакона Марка мы находим уникальное подтверждение тому, что Златоуст обличал Евдоксию по поводу виноградника, который та отняла силой у некой вдовы (как известно, эта история не упоминается ни у Палладия, ни у Сократа, ни у Созомена, на основании чего историчность упомянутого события иногда подвергается сомнению). Несколько глав жития епископа Порфирия Газского цитирует в своем исследовании Баур 33 .

3) Historia nova, написанная Зосимой (ок. 450–500 гг.) 34 . Повествование этого ревностного язычника, почитателя “старых богов”, откровенно пристрастно; кроме того, оно полно фактических ошибок 35 . Однако работа Зосимы интересна тем, что в ней изложена точка зрения человека, не симпатизировавшего ни Златоусту, ни христианам вообще.

Таковы основные документы, дающие мозаичный материал, из которого нам и предстоит составить портрет “исторического” Златоуста. К сожалению, до сих пор не существует сравнительно-сопоставительного анализа всех существующих источников о жизни Святителя. Данный краткий обзор – первый шаг на пути к преодолению этого препятствия 36 .

Hansack E. Die Vita des Johannes Chrysostomus des Georgios von Alexandrien in kirchenslavischer Ubersetzung. Band I-III. Wurzburg, 1975–1984.

День Иоанна Златоуста 26 ноября: молитвы святому

Из года в год православный мир чтит память святителя Иоанна Златоуста. Его мудрые проповеди и сейчас затрагивают самые сокровенные уголки человеческих сердец, а молитвы, обращенные к святому, творят чудеса.

День святителя Иоанна Златоуста ежегодно отмечается 26 ноября. В это время христиане прославляют святого и просят его о помощи в преодолении проблем, семейных невзгод, о налаживании отношений с близкими людьми, а также о пособлении в усвоении новых знаний. Родители молятся о ниспослании детям дарования и помощи в учении. Считается, что молитва Иоанну Златоусту способна исцелить от немоты и речевых дефектов, потому к святителю часто обращаются, если ребенок долгое время не говорит.

Жизненный путь Иоанна Златоуста

Святой был рожден в одной из отдаленных провинций Римского государства. Юность Иоанна Златоуста выпала на сложное время: император лишь недавно принял христианство, и еще не забылись времена, когда за веру в Спасителя человек обрекался на смертную казнь. Язычество не ушло в прошлое и существовало наряду с христианским учением.

Иоанн Златоуст с юных лет проникся истинной верой. Юноша, выделявшийся высокой нравственностью и ярким умом, уделял особое внимание изучению Священного Писания, уединению и молитве. По достижении зрелости Иоанн был окрещен и поставлен во чтеца.

После смерти матери Иоанн Златоуст принял монашеский сан, отказался от имущества в пользу бедных и отправился в далекую обитель. Там святитель начал писать труды, направленные на обличение скупости и стяжательства. Через некоторое время Иоанну было поручено проповедовать Божественное учение в Константинополе. Именно тогда святитель получил прозвание «Златоуст» за великий дар слова: прихожане с трепетом внимали его проповедям, обличающим сильных мира сего, наделенных всеми материальными благами, но равнодушных к бедам нуждающихся.

Речи Иоанна задели богачей. По велению императрицы святой был выслан из Царьграда. Даже в изгнании святитель поддерживал тех, кто обращался к нему за помощью: наставлял учеников, утешал страждущих. Вскоре Иоанна сразила тяжелая болезнь. В это самое время было получено очередное приказание — отправить святого в еще более отдаленную от столицы местность. Не выдержав тягот пути, Иоанн Златоуст скончался.

Тело святого было переправлено в Константинополь. В дороге произошло чудо: случайно коснувшись гроба, человек, страдающий тяжелым недугом, внезапно исцелился.

Как молиться Иоанну Златоусту

К святому часто обращаются в безвыходных положениях, когда проблема кажется неразрешимой. Искренняя молитва помогает избавиться от отчаяния и найти выход из самой тяжелой ситуации. К молитвенным словам также можно прибегать в важные жизненные моменты, перед трудным и ответственным делом.

Святитель великий Иоанн Златоуст! Многими и различными талантами наделил Тебя Господь, и ты, как благой и верный раб Божий, приумножил их. Воистину Великий Учитель, всякому возрасту ты пример, и всякое знание тебе послушно. Детям ты — образец послушания, юношам — праведности светило, мужам — наставник во трудах, старцам — благодушия пример. Все дарования соединил ты в лице своем и с любовью передал в проповедях. Мы же, грешнники, снедаемы грехом тщеславия и зависти, и дарования наши не во и спасение, но в раздор и в осуждение нам. Уповаем на милость Твою и просим уберечь нас от всякого порока, дабы дела наши служили во славу Божию. Наставь нас в истинной мудрости, укажи на путь правильный, ниспошли пособление в делах земных и духовных. Вечную славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Не забывайте о светлых датах календаря, совершайте благие поступки и будьте в гармонии с собой и миром. Помните, что Небесные Силы никогда не оставят просящего без покровительства. Пусть каждый ваш день будет наполнен счастьем и благополучием, и не забывайте нажимать на кнопки и

Ссылка на основную публикацию