Дмитриевская поминальная суббота: история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как поминать усопших

Дмитриевская поминальная суббота: не забудьте помолиться за усопших

5 ноября 2016 года в православном календаре отмечено как Дмитриевская поминальная суббота. Когда был установлен этот день? Какое отношение к нему имеет святой Дмитрий? Зачем в этот день приходить в храм и как поминать родных и близких? Обо всем этом мы расскажем в статье.

Дмитрий Солунский и поминовение усопших воинов

В церковном календаре насчитывается восемь поминальных суббот, заключающей среди которых считается Дмитриевская. Она предшествует дню памяти великомученика Дмитрия. Почему именно с этим святым связано поминовение усопших? Попробуем разобраться.

Дмитрий Солунский родился на территории современной Греции в городе Салоники в ІІІ веке. Тогда это еще была территория Римской империи. После смерти отца его назначили на отцовскую должность — быть прокуратором города. В чем заключались его обязанности? Охранять город от внешних захватчиков, руководить работой военных начальников. В связи с этим часто в житии святого пишут, что он был военным.

На Руси великомученика Дмитрия считали покровителем армии. Особенно импонировал образ святого Дмитрию Донскому, названному в честь святого. Перед сражениями князь молился не только к Господу и Богородице, но ко своему небесному покровителю.

После победы на Куликовом поле в 1380 году был установлен специальный день поминовения воинов. В присутствии Дмитрия Донского панихиду по погибшим отслужил Сергий Радонежский в Троице-Сергиевом монастыре.

Это была первая так называемая Дмитриевская поминальная суббота. Дату выбрали очень удачно:

  1. Это суббота — именно этот день в православии считается поминальным.
  2. Накануне дня памяти Дмитрия Солунского — защитника воинов и небесного покровителя Дмитрия Донского.

Традиция поминовения сохранилось до наших дней с одним только отличием: молятся за всех усопших, крещенных в православии, а не только военных.

Дмитриевская поминальная суббота: обязательно ли идти в храм?

Молиться за усопших — древняя благочестивая традиция и своего рода долг каждого православного христианина.

Христианство учит тому, что после физической смерти человек не перестает существовать. Он пребывает в ином мире в ожидании Страшного суда. Еще точно не известно, где после воскрешения умерших будет находиться дорогой вам человек. И каждой своей молитвой, милостыней вы облегчаете его загробную участь. Образно говоря, усопшие ждут поминовения как духовного подарка.

Если вам дорог отошедший в мир иной, не ленитесь помолиться за него, подать милостыню. Если он умер некрещеным, тогда вы можете поминать его только дома — келейно, если крещен — подавать записки в храме.

Что такое «панихида»?

Существует особая служба за усопших, и называется она «панихида». Именно ею и заканчивается Дмитриевская поминальная суббота.
Панихида совмещает в себе два вида помощи умершим:

Верующие приносят в храм жертву в виде разных продуктов питания: хлеб, растительное масло, сахар, крупы, овощи, фрукты, сладости. Нет определенного перечня и количества — кто сколько может, столько и жертвует. После службы священник освящает эти продукты. Затем их раздают нуждающимся или служащим в храме.

Также существует традиция готовить и освящать в поминальную субботу коливо — вареную пшеницу или рис с медом, орехами и сухофруктами. Эта кутья имеет символическое значение: как зерно прорастает в земле, так и усопший, захороненный в земле, восстанет в Судный день, мед же указывает на сладость райской жизни.

Как подготовиться к поминальной субботе?

Подготовьтесь к Дмитриевской поминальной субботе заранее: в пятницу купите все соответствующие продукты и напишите поминальную записку, которую с утра подадите в храме. Помните, что Церковь молится только за тех людей, которые к ней принадлежали.

Не поминаются в храме:

  1. Некрещеные, иноверцы — они через таинство крещения не вошли в Православную Церковь.
  2. Самоубийцы — по своей воле отказавшиеся от Божьего замысла и надежды на вечное блаженство.

Поданная записка — это только часть поминовения умерших. Важно, чтобы вместе со священниками молились и вы.

Дмитриевская поминальная суббота, то есть богослужения в этот день, включают не только панихиду, но и Литургию. Если есть возможность, заранее подготовьтесь и причаститесь в этот день. Тогда ваша молитва за усопших будет соединяться с благодатью Причастия.

Дополнительно о Дмитриевской родительской субботе и Дмитрие Солунском рассказывается в этом видео:

Вселенская родительская суббота: история, смысл, содержание (+Видео)

Вселенская родительская суббота — на какое число она выпадает в 2020 году? Какова история её установления и смысл в жизни Православной Церкви? Ответы здесь!

Вселенская родительская суббота в 2020 году — 22 февраля

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.

Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

История установления Вселенской родительской субботы

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.

Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому — накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и — притом — приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова — и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… — внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, — предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

Смысл Вселенской родительской субботы

Почему «родительская»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

В синаксаре на этот день написано «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви».

Нечасто, но приходится слышать от людей: «зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?».

Действительно, если эти Христовы слова отнести к моменту человеческой смерти, тогда заупокойная молитва не имеет никого смысла. Но правильно ли мы понимаем эти слова?

Данная фраза относится не к Писанию, а к аграфе, записанной мучеником Иустином Философом. Она созвучна слову Писания: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Значит, речь идет не о том, что Господь смертью нашей застанет нас в тот или иной момент, а в совсем другом, в том, что нельзя предаваться беспечности. Понятно, что почивший вряд ли может быть беспечен перед лицом Вечности.

Фото: Тёмный…, photosight.ru

По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.

Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что душа – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Но выход из этого есть!

Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).

Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.

Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.

Читайте также:  Праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение): история и происхождение, значение и смысл, традиции

Особенности богослужения во Вселенскую родительскую субботу

В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается (возглашается): «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним — свеча, а иногда и кутия. В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.

Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на «Господи, воззвах»: «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судий всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном».

«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, — упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех — царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».

«Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, — всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».

«Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота — безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся».

Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».

(Стихиры и тропарь даны автором на русском языке.)

Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).

«Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4).

«Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний — всякий человек. — Ред.), и лягания (здесь — ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4).

«Умершия Божиим прощением (здесь — наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).

Приготовление кутии на Вселенскую родительскую субботу

Кутия, иначе — коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.

Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять.

Замочим на несколько часов зерно, предпочтительно пшеницу, но так как она не всегда есть под рукой, подойдет недробленая перловая крупа или рис. Сварим из него умеренной разваренности кашу, чтобы зернышки были отдельные, но не жесткие. Готовим ингредиенты наполнители, здесь простор для вашей фантазии: традиционно добавляют изюм и мед, но любые сухофрукты, орехи всех видов, чищеные семечки, мак, фрукты, мармелад вполне подойдут, это уже дело вкуса хозяйки. Если меда нет, заправим сахаром, предпочтительно в виде сиропа.

Сухофрукты, изюм, курагу распарим (крупные можно измельчить). Орехи тоже можно измельчить, но не в категоричную пудру, пусть будут и кусочки, и более мелкая масса. Все приготовленные продукты перемешаем. Помещаем в удобную посуду – и в церковь, на панихиду, освятить, помолившись за усопших.

Вы прочитали статью Вселенская родительская суббота в 2020 году. Читайте также:

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Читайте также:  Именины Людмилы: когда по церковному календарю в 2020 году

Дмитриевская поминальная суббота: что обязательно нужно сделать в этот день

2 ноября у христиан восточного обряда Дмитриевская поминальная суббота. Дедова, или родительская суббота отмечается традиционно накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (который всегда приходится на 8 ноября). В Украине такие поминальные обряды проводятся семь раз в год. Поминают умерших панихидой-парастасом в храме и обедом дома.

Утром в субботу в церквах после литургии проводят особую поминальную службу, на которую люди приносят милостыню — продукты. Во время панихиды продукты находятся на столах в центре храма, а в конце службы — благословляются и окропляются святой водой. Перед панихидой верующие подают записки или книжечку с именами умерших родственников, чтобы за них помолились во время заупокойной.

Ну, а во второй половине дня семьи собираются дома за столом на особую поминальную трапезу. Вот как, по описаниям этнографов, такой обед проходил, к примеру, на Ровенщине: «Хозяйка готовит блюда, которые любили деды-прадеды. За стол садятся позже, чем обычно, ближе к вечеру. Во время трапезы по ложке каждого блюда откладывают в отдельную посуду, которую оставляют на столе, подоконнике или „на покутті“ до следующего дня. В миску обязательно кладут ложку, рядом ставят воду и вешают рушник или накрывают им еду». Люди верили, что души умерших в этот день придут в гости, умоются оставленной для них водой, вытрутся рушничком и пообедают.

Поминальный стол

Поскольку поминки — это своего рода милостыня для всех присутствующих, то поминальный стол обычно простой, на него не подают изысканных блюд. Такой обычай соответствует строгости моменту, ведь поминальная трапеза устраивается не для наслаждения и насыщения, а для духовного общения людей ради памяти о покойных.

Традиционно в Украине хозяйки готовили накануне Дмитриевской субботы коливо (кутью), варили борщ или капустняк, кашу, вареники с капустой или картошкой, жарили блинчики и рыбу, пекли хлеб и калачи, чтобы отнести в церковь.

На поминках не положено пить спиртное. Церковь всегда осуждала обычай употреблять алкоголь на такой трапезе. Ведь, как сказано в Писании, «вино веселит сердце человека». А поминки не повод для веселья. Поэтому из напитков подают узвар из фруктов и меда, кисель. Не стоит злоупотреблять и закусками, которые более уместны для застолья со спиртным.

Поминки принято начинать и заканчивать молитвами за упокой. Во время обеда можно зажечь лампады и свечи.

Еще один обычай: перед первым блюдом всем собравшимся за столом надо съесть по ложке колива (кутьи). Зерно, на основе которого готовят кутью, является символом воскресения, а мед и изюм символизируют райское наслаждение. Вообще, фрукты напоминают о плодах из райского сада, которыми Бог одарил человека.

Как приготовить коливо (кутью)

Для приготовления потребуется

2 ст. ложки меда

Пшеницу перебрать, промыть, всыпать в кипяток и, как только снова закипит, откинуть в дуршлаг и облить холодной водой. Затем переложить пшеницу в кастрюлю, залить водой, вскипятить, накрыть крышкой и поставить в горячую духовку на маленький огонь на 2 часа. Когда пшеница станет мягкой, достать и оставить охлаждаться.

Изюм промыть и облить кипятком.

Когда пшеница станет холодной, добавить в нее изюм, сахар, мед и перемешать. Переложить коливо в салатницу, на тарелку или блюдо, разровнять и выложить сверху изюмом крест.

Кстати, если нет времени возиться с варкой пшеницы, ее можно заменить рисом.

В Украине издревле считали, что поминальный обед в Дмитриевскую субботу должен начаться до заката, а завершиться поздно вечером, поскольку именно в это время, по поверью, в гости могут наведаться покойные родственники.

Еще одна легенда говорит о том, что, если прийти на кладбище в эту ночь, то можно увидеть, как тени усопших поднимаются из своих могил и расходятся в разные стороны, чтобы навестить родичей.

Что нужно сделать в этот день

Утром пойти в храм на поминальную службу, принести продукты и подать записку с именами умерших.

В старину женщины приносили в церковь, кроме других продуктов, калачи и три буханки хлеба. Первая предназначалась прародителям, родственникам, умершим давно, вторая — дедушкам, бабушкам, отцам, матерям и другим родным, перешедшим в мир иной недавно, а третья — тем, кто погиб на войне, в огне или в воде. Калачи после заупокойной службы женщины раздавали нуждающимся.

На обед полагается приглашать не только родных, но и соседей, людей, которым требуется помощь, и даже случайных прохожих.

Наши предки верили: если в это время к дому придет просить «старец», бедняк, это добрый знак. Считалось, что в их образе Бог посылает на землю покойных родственников, чтобы они посмотрели, как живут и что делают их предки. Поэтому таких людей обязательно приглашали к столу на обрядовую трапезу со словами: «Іди, діду, до обіду!» — или выносили им хлеб, калачи, вареники, сладости и щедро одаривали, чтобы обездоленный человек ни в коем случае не ушел со двора с пустой сумой. При этом просили помолиться за усопших родных.

Чего нельзя делать в поминальную субботу

Нельзя плохо говорить об умерших.

Не следует поминать родственников крепкими алкогольными напитками.

Не нужно подавать на поминальный стол изысканные блюда, деликатесы.

Во время поминального обеда нельзя петь, вести веселые разговоры и смеяться.

Приметы этого дня

Иней на деревьях 2 ноября предвещает неурожайны год

Если в этот день снег выпал на сухую землю — значит, скоро опять потеплеет

2 ноября именины празднуют: Александр, Артем, Иван, Леонид, Павел, Николай, Петр, Арина и Ирина.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об истории и традициях великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который православные и грекокатолики отмечали 14 октября.

Дмитриевская поминальная суббота — история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как поминать усопших

Поминальная суббота — важный день для всех православных христиан, когда они могут помолиться об усопших родных. Последним поминальным днём в году у верующих христиан является Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших по традиции происходит с последней недели октября по 8 ноября, в ближайшую субботу перед днём великомученика Димитрия Солунского. Какого числа Дмитриев день, легко было запомнить «советским» людям, ведь он как раз приходился на день перед 7 ноября (день Великой Октябрьской социалистической революции).

Отче наш, да будет воля Твоя! Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных

Кто такой Димитрий Солунский

Среди фессалоникийских христиан в четвертом веке был римский проконсул, имевший сына Димитрия. Семья проконсула относилась к тайным христианам. После смерти отца юноша был призван к императору Галерию Максимилиану для назначения его на пост умершего родителя.

Император ясно изложил перед молодым проконсулом требования:

  • оберегать город от нашествия варваров;
  • соблюдать порядок;
  • истребить христианство.

Если первые две задачи удачно выполнялись, то с третьей возникли проблемы. Некогда тайный христианин Димитрий Солунский стал открыто проповедовать идеи Иисуса Христа, искореняя язычество и поклонение чужим богам-идолам. Трудно описать гнев императора Максимилиана, узнавшего о христианской деятельности молодого проконсула во время возвращения из причерноморского похода.

Разгневанный Галерий направляет армию на Фессалоники, чтобы уничтожить солунян, принявших христианство. Святой Димитрий предвидел жестокое наказание, он раздал все свое богатство и проводил время перед встречей с императором в посте и молитве.

Великомученик Димитрий Солунский

Верный сын Бога Живого смело встретил своего палача, высказав ему все о суетности грешного римского мира, за что был брошен в темницу.

В честь своей победы император устроил в городе бои. Против сильного и опытного бойца Лия, любимца властелина принуждали бороться простых христиан, которые падали мертвыми один за другим. Святой Солунский благословил на бой своего друга Нестора, который победил Лия, сбросив его на копья. Сам Нестор за смерть императорского любимца был немедленно казнен.

Страшная казнь самого святого Димитрия состоялась 8 ноября 306 года. Тело юноши было пронзено множеством копьями и выброшено за стены города бродячим зверям. Верные ученики святого тайно похоронили его.

Спустя 100 лет равноапостольный Константин велел построить церковь над могилой святого. Во время раскопок строители обнаружили нетленное тело. Первоначально над местом захоронения святого построили базилику имени Димитрия Солунского, в которой постоянно происходили чудеса исцеления.

Нетленные мощи хранились в серебряном кивории, специальном ложе из серебра с ликом святого. Все желающие могли зайти внутрь и помолиться перед мощами. Впоследствии в XVI веке святые мощи были вывезены в итальянский город Сан-Лоренцо-ин-Кампо. Только в 1978 году часть мощей была возвращена в Салоники. Почитание святого Димитрия Солунского на Руси начали отмечать со дня крещения.

Традиции, дошедшие до наших дней

На Руси в родительский день было принято посещать службы в церквях и храмах, ставить свечи за упокой души и заказывать молитвы об умерших. После службы люди обычно шли на могилы родственников, приводили их в порядок. Затем православные шли домой, где за обедом вспоминали усопших.

Димитриевская поминальная суббота объединила в себе церковные обряды и языческие обычаи. В этот день было принято печь пироги, которые относили на кладбище, чтобы угостить усопших. Пироги имели продолговатую форму и были нашинкованы различными начинками. На могилах родных и близких людей женщины обычно плакали и причитали.

Для поминального обеда готовили ту пищу, которую любили умершие родственники при жизни. На стол ставили свечи. Считалось, что свет свечей даёт знак усопшим, что о них помнят. Наши предки верили, что в это время умершие спускаются на землю и посещают свои дома. После ужина хозяйка убирала стол, застилала его новой скатертью. Перед сном на столе оставляли блюда, чтобы угостить души усопших. А также оставляли сосуд с чистой водой и полотенцем, чтобы души могли очиститься после еды. В ночь с пятницы на субботу было заведено в бане оставлять чистую воду и новые веники. В родительский день было принято всем нищим подавать щедрую милостыню.

Читайте также:  Праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Православные традиции

Проповедь на Дмитриевскую родительскую субботу

В настоящее время христиане после службы на Дмитриевскую родительскую субботу в храме идут на кладбище, где на могилах поминают умерших.

Вечером в пятницу перед родительским днём проходит заупокойная служба по всем усопшим православным христианам — Парастас. А утром проводится заупокойная Божественная литургия и общая панихида.

Для поминовения на Парастас и на литургию следует заранее подготовить и принести записки с именами усопших. Имена почивших, которых необходимо поминать, следует писать крупными разборчивыми буквами в родительном падеже. Имена обязательно должны быть в церковном написании (Любови, Николая).

В церковь принято нести пожертвования:


Родительские субботы – почему имено по субботам? История и традиции Димитриевской родительской субботы

Вопрос:

Поминовение усопших – родительские субботы (Вселенская, 2-3-4 седмиц св.Четыредесятницы, Троицкая, Дмитриевская).

Почему именно по субботним дням? Каковы исторические корни этой традиции? Ведь она не имеет одновременного установления?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3).

У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).

Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха.

Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10).

Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу.

Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку.

В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков.

День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде.

Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни.

Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской.

Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.

В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений (панихид, литий).

Для восполнения этого, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, установлено совершать поминовения в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.

Димитриевская родительская суббота совершается в ближайший день перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября (н.с.)). Установлена она после битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) по благословению преподобного Сергия Радонежского. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении.

Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую да обрящу и аз путь покаянием; погибшее овча аз есмь, Воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Благословен еси, Господи,научи мя оправданием Твоим.

. Упокой Боже рабы Твоя, и учини я в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила. Усопшия рабы Твоя упокой презирая их вся согрешения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Трисиятельное единаго Божества благочестно поем вопиюще.

/ Свят еси Отче безначальный, / собезначальный Сыне и Божественный Душе, / Просвети нас верою Тебе служащих / и вечнаго огня исхити.

И ныне и присно и во веки веков ,аминь. Радуйся Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех

/ Еюже род человеческјй обрете спасение. / Тобою да обрящем рай, / Богородице чистая, благословенная.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже (трижды).

Музыка Степана Смоленского “панихида” – Фестиваль хор Данилова монастыря Дирижер: Георгий Сафонов Соло: протодиакон Андрей Папков

Кондак заупокойный

глас 8

Со святыми упокой,/ Христе,/ души раб Твоих,/ идеже несть болезнь, ни печаль,/ ни воздыхание,// но жизнь безконечная.

Тропари заупокойные

глас 2

Апостоли, мученицы и пророцы,/ святителие, преподобнии и праведнии,/ добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/ дерзновение имущии ко Спасу,/ о нас Того, яко Блага, молите// спастися, молимся, душам нашим. Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/ и елика в житии согрешиша, прости:/ никтоже бо безгрешен,// токмо Ты, могий и преставленным дати покой.

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

История установления

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Традиции

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей.

Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.

Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:

родителей моих, сродников, благодетелей (имена их)

и всех православных христиан,

и прости им вся согрешения вольная и невольная,

и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Суще

ствует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших.

В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты.

Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Необходимо помнить

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Ссылка на основную публикацию