Крещенский сочельник: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Человеческий смысл Крещения Господня

Пророк сразу понял, что перед ним – не просто человек грешник, перед ним – Тот, Кому вовсе не надо омывать свои грехи, потому что таковых нет, и сказал Иисусу об этом. Но Тот, Кто взял на Себя грехи всего мира, Тот, кто уничижил Свое Божественное до плотского естества по любви к людям, ответил: «Нет, нам следует исполнить всякую правду – Я человек, и хочу весь путь человеческий пройти честно и до конца…». Этот путь, начавшийся в яслях в хлеву и ныне продолжающийся омовением в водах Иордана вместе со всеми грешниками, прошел через крест и Голгофу – к Воскресению. И голос Самого Отца Небесного сопровождал всюду Своего Сына, истинного Сына Божия – и истинного человека: «Это Мой Сын возлюбленный, в Нем Мое благоволение…».

Однако первые пару веков Церковь, ожидающая скорого второго пришествия Христова, день Крещения Господня (как, впрочем, и другие события из земной жизни Спасителя) не праздновала. Это событие как-то особо отмечали, например, еретики-василидиане, и отмечали как торжество «духовного Иисуса», который лишь прикидывался человеком, но на самом деле был только небожителем, и схождением во Иордан разделил мир на две части — духовную и материальную (как и у всех гностиков, у Василида и его последователей в учении наверчено много чего и фантастического, и невразумительного, а вся суть того, почему их учение – нехристианское и тоскливое, сводится к вечной заплачке гностиков: только душа достойна спасения, спасения через тайное знание, а плотский мир – выгребная яма и порождение темных сил, и его участь – либо погибнуть окончательно, либо бытовать в тупом состоянии, без самосознания и без Бога…). Именно оттуда, от отголосков той борьбы отцов Церкви за чистоту христианства – и представление о «змиях», гнездящихся в струях реки (не столько Иордана, сколько Нила, на берегах которого жили и мудрствовали василидиане), и изображение – до сих пор – на иконах странных полупрозрачных существ, которых Иисус, сходящий в воду, попирает Своими стопами…

Фреска. Кастория. Церковь святого Афанасия ту Мусаки. 1386 г.

Из простого, хотя и великого, факта: Бог стал человеком и в земном возрасте тридцати лет активно вступает в нашу земную суету, вступает в поток покаяния, смывающий грехи народа Израиля, осознавая себя кровной частью этого народа — Церковь, в борьбе с ересями, во всех перипетиях своего исторического становления, взрастила поистине космического масштаба симфонию, прославляющую Творца, которую ныне мы слышим в храмах во дни свершения крещенского освящения воды :

«Ты бо хотением от не сущих во еже бытиприведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырмивремены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерлеси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил есиморе песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси…» (из молитвы Последования великого освящения воды святых Богоявлений).

Этот отголосок сакральной космичности (вполне, еще раз повторю, исторически оправданной) до сих пор присутствует во всех тех явлениях, которые мы с вами, дорогие собратья-сослужители, навыкли бичевать в прихожанах как «народное язычество»: в ежегодной давке за «богоявленской» (18-го, в крещенский сочельник) и «крещенской» (19-го, в самый день праздника) водой, в представлениях простецов, что эти две воды – разные по свойствам, и одна из них, вкушаемая вместе с просфорой, может заменить собой причастие Тела и Крови Христовых, что можно смыть все грехи и омолодиться посредством этой воды и вообще «достойно и праведно есть» в полночь на Крещение заниматься моржеванием в проруби, а равно рассуждениями, псевдонаучными и околорелигиозными, про то, какая великая первооснова жизни – вода, как она хранит в себе информацию, и как неким магическим образом в ночь на Крещение все источники воды на Земле сами собой обновляются, так что и в храм за водой, в общем, идти не надо, достаточно открыть в полночь кран на кухне…

Здесь мне думается несколько дум. Я их изложу, а вы меня поправьте, если усмотрите мою неправоту.

Первая дума. Прежде чем язвительно осадить прихожанина, вопрошающего о том самом кране на кухне в крещенскую полночь, распространенным ехидным: «А в унитазе для вас тоже святая вода потечет?», подумаем, братие-священники: ведь именно к нам с вами, к служителям Престола, непосредственным наследникам апостолов, в первую очередь относится заповедь Христова : «Идите, научите все народы…». И если эти самые народы, в самом лоне так называемой христианской цивилизации – на Святой, как мы навыкли проповедовать, Руси — являют незнание основ христианства, то не наша ли с вами это вина? Не мы ли с вами – те самые «псы нелающие, бредящие лежа» из книги пророка Исаии, которые не просвещали и не пасли стадо? И не с нас ли самый главный спрос?… Не мы ли так усердствовали в день Крещения об устройстве баков для воды и о том, сколько гекалитров этой воды роздано (и сколько пожертвований за эту воду приходящими в кружку положено), что забыли о главном – о просвещении вверенного нам народа Божия?

И вторая дума. Вот этот самый «космический» смысл Крещения, на мой взгляд, так разросся, «уты, утолсте», что несколько придавил и оттеснил другой смысл события – простой, евангельский и человеческий. А значит, особо важный и наиболее практически значимый для нас, именующих себя христианами… Именно вот что: призыв Христа – следовать за Ним.

Через крещение покаяния в водах Иордана Иисус подтвердил: Я с ними, с этими людьми, пришедшими покаяться и омыться, Я – для них и ради них. Смысл Крещения Господня – смысл человеческий, простой, трезвый, даже утилитарный: я рожден в центрифуге, именуемой «миром сим», и осознаю, какая это трагедия, как «мир сей», во зле и грехе лежащий, насилует мои благие намерения, лучшее во мне – это раз (а такое осознание – уже очень немало, это знают те, кому знакомы слезы бессилия перед крестом и Евангелием на исповеди….). Я хочу быть с ближними моими, без них, в одиночку, в умозрительной «космической» пустоте, моя реальная жизнь превращается в виртуальную, в симулякр, в подмену – это два. И вот этот шаг (Он Сам совершил его в возрасте тридцати лет и потом не останавливался; собственно, все главные события, о которых говорят евангелисты, произошли после Крещения) – это шаг к практическому изменению СЕБЯ САМОГО, это три. Об этом – все притчи и все заповеди Христа. Об этом – всё то, что делал Он Сам и до, и после смерти на кресте, и делает до сих пор. Иными словами, не набранная канистра крещенской воды приблизит тебя к Богу, и не ныряние в полночную прорубь, с троекратным крестознамением ли ты туда окунаешься или приняв «для сугреву» стакан перцовки – а исполнение заповедей. И никак иначе. А заповеди просты: примирись с обидчиком и прости его. Делаешь пакости – перестань делать. Имеешь чем поделиться с голодным и нагим – поделись. Сделай так, чтоб ближнему стало от тебя светлее и радостней. Люби Бога и вот этого самого ближнего, как самого себя.

Как-то это не «по-православному», как-то по-протестантски, как-то «примитивно», говорите вы? А я отвечу: вы так думаете? Так перестаньте «думать» — и попробуйте исполнить делом. И увидите, как это бывает трудно – до крови, до смерти…. Но, слава Богу, не до НАШЕЙ смерти – до смерти того «ветхого человека» внутри нас, того нашего прогнившего «я», которое предпочтет ничего не делать, плыть по любому течению, в том числе по накатанной колее «церковности», лишь бы ничего не менять в себе, в своем мировоззрении, в своем сердце, не прилагать никаких практических усилий для вступления в Царство Божие. В то Царство, в которое единственно и призывает всех нас Христос Господь, «во Иордане креститися изволивый спасения нашего ради».

Крещенский сочельник: история и традиции праздника

Крещенский сочельник: история и традиции праздника

Русская Православная Церковь отмечает Крещенский Сочельник 18 января. АиФ.Ru напомнил читателям об истоках, традициях и обычаях праздника.

История празднования Крещенского сочельника

До пятого века нашей эры Богоявление и Рождество праздновали в один день — 6 января. День, объединявший два нынешних праздника, называли «Богоявление» (по-гречески — Феофания), празднуя приход Христа в мир и Его крещение в водах Иорданских.

Память о древнем совмещении жива в некоторых восточных церквях: армяне и индийцы-христиане Малабара продолжают праздновать Рождество 6 января, в день Богоявления. Традиция праздновать 6 января «старое» Рождество сохранилась и в северной Шотландии, на Шетландских островах (где, как и в Питере, летом белые ночи, а зимой, как в Архангельске, сполохи).

А ещё древнее соединение праздников отражено в сходстве их встречи: сначала сочельник с постом до звезды и одинаковый чин Богослужения в праздники и в их навечерия.

Праздник начинается вечером 18 января, навечерием в Крещенский Сочельник. «Навечерие» означает преддверие церковного торжества, а название сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день делать сочиво. От слов «сочень», «сочиво», «сочевица», «сочевник» и произошло название сочельника.

В народе праздник получил множество названий: «Крещенский сочельник», «Крещенский вечер», «Голодная кутья» или «Голодный святой вечер», «Свечки» (потому что после вечерни ставили к водосвятной чаше свечи, перевитые лентами или цветными нитками).

В древности в навечерие Крещения и в сам праздник крестили «оглашенных» (готовящемуся к крещению «оглашали» — читали — Евангелие и другие необходимые тексты), и поэтому праздник называли праздником светов, праздником просвещения, а воскресный день перед праздником — неделей перед Просвещением.

Читайте также:  Праздник Происхождение честных древ Креста Господня: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Особенности Крещенского поста

Православные держат строгий пост в течение всего дня перед праздником (до «первой звезды»), а вечером, как и перед Рождеством, вся семья собирается за столом, к которому подают постные блюда, в их числе сочиво (кутья) из риса, меда и изюма с маковым, миндальным или ореховым соком и мёдом.

Сочиво ставят на стол перед Рождеством и Крещеньем в воспоминание о посте Даниила и трёх отроков, которые, дав обет поститься, не принимали царских угощений, а питались зернами пшеницы.

Пожилые люди особенно строго соблюдали пост и ничего не ели до вечерней звезды, а затем пили освященную воду и ели «сочни» — небольшие пироги из пресного теста круглой формы. В старину «разговлялись» коливом — разваренной пшеницей, подслащенной медом.

Крещенская вода

В память о крещении Иисуса Христа на реке Иордан в Крещенский сочельник совершается особый обряд –Великое освящение воды. Вода эта называется Агиасмой или просто крещенской водой.

Слово «крещаю» или «крещу» в переводе с греческого означает «погружать в воду». Вода символизирует омовение души во имя Отца, Сына и Святого Духа. Считается, что она очищает человека от грехов и направляет на путь истинный.

Набранную в храме или на источнике освященную воду приносят домой, и пользуются ей до следующего праздника Крещения: пьют, умываются, окропляют жилище. Крещенская вода, как правило, не портится, оставаясь свежей целый год и дольше.

Православный блог

18 января православные отмечают Крещенский Сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.

Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста.

Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой низошёл на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину — великим Иорданским освящением и называется крещенской.

Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму («агиасма», греч. – «святыня»). Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку — каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится. Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается.

Как это часто бывает на Руси, языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами. С Крещенским Сочельником связано много народных примет и поверий. В старину, например, на стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», – это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» – о чем открытому небу помолишься, то сбудется. В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки – для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки – для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги.

Крещенский сочельник – это строгий пост. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. А вообще в пищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб. Но все очень скромно.

Я с Сочельником Крещенским

Поздравляю Вас друзья.

Этот праздник столь прекрасный

И столь важный для меня.

Пусть застолье небогато,

Ведь поститься надо нам.

Но зато святой водицы

С радостью я Вам отдам.

Надо верить, и конечно

Пусть почаще Вам везет.

Пожелаю чистых мыслей,

Чтобы жизнь шла не спеша,

И конечно, чтобы светлой

Стала с возрастом душа.

Крещение Господне, Богоявление – особенности богослужения и освящения воды, смысл, значение, история, икона и тропарь

Праздник Крещение Господне(Богоявление) в России празднуют 19 января. Смысл праздника, история его возникновения, значение, освящение воды. Иконография и тропарь праздника Крещения Господня.

19 января 2019 года, в субботу, Русская православная церковь отмечает один из главных господских, двунадесятых праздников – Крещение Господне. Иное название – Богоявление, связано с событием, которое вспоминают в этот день.

Смысл и история праздника Богоявления

Крещение Иисуса Христа произошло на реке Иордан, где призывал к покаянию, проповедовал пришествие мессии и погружал приходящих к нему троекратно в воду пророк Иоанн Креститель, которого позже стали называть Предтеча. Когда Христос подошел к Иордану, Иоанн удивился и сказал, что ему надлежит самому креститься от Него. Но Спаситель ответил, что «надобно исполнить всякую правду».

Богоявлением этот праздник называют в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Иисуса Христа с небес сошел Дух Святой в виде голубя и раздался с неба глас, что назвал Его Сыном возлюбленным. Таким образом, всем присутствующим была явлена новозаветная Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Сын Божий.

Праздник Крещения Господня был установлен еще в апостольские времена. Поначалу его объединяли вместе с Рождеством Христовым. Лишь с конца IV века Крещение Господне в разных местах постепенно становится отдельным праздником. Сочельник, отмечающийся как перед Крещением, так и перед Рождеством, это отголосок единого когда-то праздника.

Особенности богослужения и освящения воды

Главная особенность богослужения на Крещение — это Великое освящение воды. Таким чином воду освящают всего два раза в год – в Крещенский сочельник 18 января, и в сам день Богоявления, 19 января, после Божественной Литургии.

Облачение церковнослужителей и убранство храма белые. Крещенская служба является заключительной в праздничной череде особенно красивых служб, которые начинаются в Рождественский сочельник.

Писание говорит нам о том, что после Крещения, Христос 40 дней постился в пустыне, где его три раза искушал враг рода человеческого, эти дни православные вспоминают Великим постом. После этого, Спаситель вышел на проповедь и на открытое служение, ступая по Своему крестному пути.

С первых веков христианства, на Богоявление существовала традиция крещения тех, кто ранее прошел оглашение. Поэтому, праздник назывался «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами», так как Таинство Крещения не только очищает человека от грехов, но и просвещает Светом Христовым. Именно тогда, на заре христианства, установилась традиция освящения в этот день воды в водоемах и купания в них.

Икона праздника Крещение Господне

Самая распространенная икона праздника полностью раскрывает само событие Крещения. Там обязательно изображен Иоанн Предтеча, рядом с ним, в водах Иордана, находится Иисус Христос. Над Ним отверстое небо, откуда на Крещаемого нисходит Святой Дух в виде голубя в лучах света. Иногда в облаке видна указующая десница Бога Отца, символизирующая сказанные Им слова, нередко на иконе присутствуют фигуры ангелов.

Тропарь Крещению Господню, исполняется на 4 глас

Тропарь праздника пересказывает нам все событие Богоявления – Крещения Господня.

Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции

18 и 19 января православные христиане традиционно отмечают Крещение. Этот день имеет свою историю, уходящую корнями в древние времена, а церковные каноны за долгое время тесно переплелись с народными поверьями.

История праздника. Крещение

В переводе с греческого слово «крещение» означает погружение. Именно так проводят очистительное омовение человека, решившего принять христианскую веру. Истинный смысл ритуала с водой состоит в духовном очищении. Согласно христианской традиции, 19 января принял крещение Иисус Христос, а также в этот день отмечают Богоявление, когда миру явился Всевышний в трех ипостасях.

В Крещение Господне (история праздника так повествует) Бог-сын проходил Таинство в реке Иордан в возрасте 30-ти лет, где ему в образе голубя явился Святой Дух, а Бог-Отец дал знать с небес о том, что Иисус Христос – его сын. Отсюда и второе название праздника – Богоявление.

18 января по православной традиции принято поститься до выноса свечи, который следует за Литургией, сопровождающейся причащением водой. Праздник Крещения Господня, точнее, его канун, также называют сочельником, что связано с обычаем варить пшеничное сочиво с добавлением изюма и мёда.

Читайте также:  Лазарева суббота: что за праздник, как и когда праздновать, история, значение и традиции

Традиции празднования

Крещение – праздник, традиции которого связаны с необыкновенной способностью воды исцелять, причем ее можно взять из самого обычного водоема. Даже та, которая подается в квартиры наших домов, наделена этим свойством. Для исцеления необходимо принимать освященную крещенскую воду на голодный желудок в очень маленьком объеме (чайной ложки вполне достаточно). После приема нужно выждать время перед тем, как принимать пищу.

Целебные свойства крещенской воды

Крещение – православный праздник и, согласно христианской вере, святая вода – это самое эффективное лекарство от всех болезней. Для избавления от телесных и духовных недугов ее нужно пить ежечасно, глубоко веруя в целительную силу. Женщинам в критические дни прикасаться к святой воде нельзя, можно только в исключительном случае, например, при тяжелой болезни.

В православных традициях хорошо известна история праздника. Крещение Господне наделяет воду чудодейственной силой. Ее капелька может освятить огромный источник, и она не портится при любых условиях хранения. Современные исследования подтвердили, что крещенская вода не меняет свою структуру без холодильника.

Где хранить крещенскую воду

Вода, собранная в день праздника Крещения, должна храниться в Красном углу возле икон, это самое лучшее для нее место в доме. Брать ее из Красного угла надлежит без ругани, в этот момент нельзя ссориться и позволять себе неблагочестивые помыслы, от этого теряется святость волшебного напитка. Окропление дома водой очищает не только жилище, но и членов семьи, делает их более здоровыми, нравственными и счастливыми.

Крещенские купания

Традиционно 19 января, в праздник Крещения Господня, вода из любого источника обладает чудодейственными свойствами и способностью исцелять, поэтому в этот день все православные христиане набирают ее в различные емкости и бережно хранят, добавляя по необходимости небольшими капельками, например, в стакан с водой. Как вы помните, даже небольшая порция способна освятить огромные объемы. Однако наиболее широко известен праздник Крещения массовыми купаниями. Конечно, решиться на это может далеко не каждый. Однако в последнее время крещенские купания становятся все более популярны.

Погружения проводятся в вырезанной в форме креста проруби, которая называется Иорданью. Окунувшись в холодную воду 19 января в Крещение, православный праздник, верующий человек, как гласит поверье, избавляется от грехов и всех хворей на целый год.

Когда принято набирать воду

В церковь за святой водой люди идут утром 19 января. Есть примета, что нужно взять ее первому. Это делает поведение некоторых прихожан неприемлемым для храма, ибо в священном месте нельзя толкаться, ругаться и суетиться.

Освященную воду можно набирать также накануне, 18 января, в Крещенский Сочельник. Служба в церкви идет и в этот день. Как говорят священники, вода освящается одинаково и 18, и 19 января, поэтому на ее целебных свойствах время сбора не отражается. При невозможности пойти в церковь можно воспользоваться обыкновенным квартирным водопроводом. Набирать воду из-под крана лучше в ночь с 18 на 19 января между 00.10 до 01.30. Это время считается наиболее благоприятным. Когда и где купаться в праздник Крещения? Относительно купания церковь отмечает, что оно не является каноном христианства, а просто стало традицией. Окунаться на Крещение можно как в ночь с 18 на 19 января, так и утром 19-го. В каждом городе к этому празднику организуются специальные места, узнать о них можно в любой церкви.

О принятии крещения в православной традиции

В Крещение Господне (история праздника повествует об этом) миру впервые явился Бог в трех ипостасях (Богоявление). Мало кто задумывается, что приобщение к Господу – важное событие в жизни каждого православного христианина. В день принятия крещения человек усыновляется Богом и становится частью Христа.

Крещение, как уже говорилось выше, следует переводить как погружение или обливание. Оба значения так или иначе связаны с водой, которая является символом православной христианской религии. Она обладает огромной разрушительной и созидательной силой. Вода – символ обновления, преображения и духовного очищения. Первые христиане проходили обряд принятия крещения в реках, озерах. В последующем, как и в настоящее время, это действо стали совершать в купелях. Православное крещение обязательно для освобождения от негативных сил.

После прохождения обряда крещения человек принимается Православной Церковью и перестает быть рабом сатаны, который теперь может искушать его только хитростью. После обретения веры можно посещать храм и молиться, а также пользоваться другими Таинствами православной веры.

Принятие Крещения взрослым человеком совершается осознанно, поэтому наличие крестных родителей не обязательно. Будущий христианин должен обязательно ознакомиться с основами православной веры и, по желанию, выучить молитвы.

Когда речь идет о младенцах, то им необходимы крестные родители, которые в последующем должны позаботиться о религиозном развитии ребенка и, конечно, молиться за него. Они должны быть примером нравственности для своих крестников.

Перед совершением Таинства всем, кто будет присутствовать в церкви, рекомендовано соблюдать пост и воздерживаться от мирских развлечений. Сами младенцы не нуждаются в подготовке.

Сейчас в каждой церкви существует запись на крещение, там же можно узнать, что необходимо взять с собой. Обязательно нужно приготовить освященный крестик и, по желанию, крестильный набор, в который входят рубашка, чепчик, пеленка. Для мальчиков чепчик не обязателен.

После проведения обряда вы получите «Свидетельство о крещении». Храните его, если ваш ребенок решит поступать в духовное училище, оно обязательно потребуется.

Надо сказать, что крещение ребенка – праздник, которому в России с каждым годом придается все большее значение.

Народные обычаи и традиции, связанные с Крещением

Праздник Крещения, конечно, менее популярен, чем Рождество Христово, однако он очень богат различными ритуалами. Вот некоторые из них.

В этот день принято выпускать в небо голубей во время богослужения, что является символом Духа Божьего, явившегося на землю в обличие этой птицы. Также этот ритуал «отпускает» рождественские праздники.

Обязательно происходит освящение воды в церквях. Накануне Крещения в водоемах вырезается крестообразная прорубь, крест же устанавливают вблизи от нее и иногда украшают. Воду крестят огнем, для чего священник опускает в нее горящий трехсвечник.

Чтобы смыть грехи во время крещенского купания, нужно окунуться с головой три раза.

В прежние времена молодежь в этот день развлекалась, катаясь на каруселях и коньках. Также парни и девушки колядовали – обходили с песнями и поздравлениями дома, а хозяева давали им угощение.

После этого праздника заканчивался пост. Молодые люди снова начинали собираться вместе на гулянья, где можно было выбрать себе вторую половинку. Период от окончания Крещенского и до Великого поста – время, когда можно было сыграть свадьбу.

В Крещение не принято работать и много есть.

Приметы и поверья

Человеку, который принял крещение 18 и 19 января, суждено быть счастливым всю жизнь.

Договориться о свадьбе в этот день – к счастливой жизни для будущей семьи. Вообще, любое доброе дело, начатое в этот день, благословенно.

Снег в Крещение – к богатому урожаю.

Солнце в этот день – быть плохому урожаю.

Умыться льдом и снегом в этот день – быть целый год красивой, милой да пригожей.

В Крещенскую ночь сны – вещие.

Девушки в этот вечер собирались вместе и гадали.

Крещенские гадания

Наиболее популярны, конечно, гадания на суженого. Способов узнать имя и увидеть будущего мужа – великое множество, некоторые из них достаточно жутковаты: с зеркалами, свечами, «спиритическими кругами» и алфавитом.

Практически каждая современная девушка знает о гадании на жениха по методу Татьяны Лариной: чтобы узнать имя суженого, нужно в полночь выйти на улицу и спросить у первого попавшегося мужчины, как его зовут.

А вот очень забавное гадание на исполнение желания. Задаете вопрос, хорошо представляя то, о чем спрашиваете (вопрос действительно должен быть важен для вас, ну а если делаете это ради шутки, то и ответ будет неправдивым), а потом зачерпываете из мешка зерна (крупу). Далее высыпаете все на тарелку и пересчитываете. Если количество зерен четное – сбудется, нечетное – не сбудется.

18 января – Крещенский сочельник. Суть праздника, традиции, запреты, гадания, приметы

Крещенский сочельник отмечается 18 января (по старому стилю – 5 января). Он завершает период рождественских праздников. В этот день проводятся главные приготовления к Крещению. 18 января – день строгого поста. Последний день колядований, последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года. Другие названия праздника: «Крещенский вечер», «Голодный вечер», «Водяная коляда», «Второй Сочельник».

Фото из открытых источников/Интернет

Суть праздника

Крещенский сочельник (сочевник) – народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» – постное блюдо, которое верующие едят в этот день. Сочиво – это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями. В церковной традиции это время называется Навечерие (то есть преддверие) Крещения Господня, или Навечерие Богоявления.

Крещенский Сочельник – это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Само Крещение Господне – один из главных праздников православной церкви и совершается 19 января (по старому стилю – 6 января).

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, она не является обязательной, но прижилась повсеместно. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской воды.

18 января в храмах проходит большая служба, похожая на те, которые проходят в Рождественский сочельник и в Великую субботу. Все богослужебные тексты посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается великой вечерней – это вид литургии, которая совершается всего несколько раз в год. Речь идет о таких церковных праздниках, как Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Великий четверг и Великая суббота.

Читайте также:  Праздник Преображения Господня: история и происхождение, значение и смысл, традиции

В сочельник после литургии в храмах проходит великое освящение воды. Так оно называется по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о евангельском событии, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением всей воды в мире после того, как в нее погрузился Иисус Христос. Вода эта называется агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века водоосвящение проходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть традиция кропить в этот день крещенской водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры.

Фото: tuapsevesti.ru

Традиции

Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям «колядных» (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечётное количество постных блюд. Восточные славяне обязательно варили кутью, блюда из гороха или бобов, узвар из сухофруктов, пекли блины и хлебные изделия. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали «мороз» («волка», «птиц», «зверей» и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу «для мёртвых»; откладывали с каждого блюда часть для душ предков.

Чтобы увидеть Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнется ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть «развёрстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Всё исполнится». В полночь ходили на реку, родник, колодец набрать воды, которой приписывали целебные свойства и которую тщательно оберегали. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы. Умывались снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, — чтобы «без белила белыми быть, без румяна — румяными».

Снег этого сочельника считался целебным, про него говорили: «подмешивай в корм – не зябок скот станет; сыпли курам — будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов». Этим снегом лечили недуги — онемение в ногах, головокружения, судороги. Крещенской водой окропляли ульи во время собирания роев. Собранный за околицей (за селом), в поле — сыпали в колодец. Это делалось для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы.

Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна, а утром осматривали — на которое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году». Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями.

Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под скатертью, делали перевясла и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Полесье на Водяную коляду хозяин шел вечером босыми ногами в сад и перевязывал деревья, чтобы «не боялись мороза», приговаривая: «Я босой пришёл не боясь мороза и ты не бойся».

Святки подходили к концу, и с ними страшные вечера, когда нечисть кудесит. Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носилась по всем дворам, била мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисовали мелом или углём кресты. Особенно был опасен в крещенскую ночь оборотень «Огненный змей», являющийся девушкам в виде прекрасного юноши.

Запреты

  • ругаться и сквернословить;
  • просто сердиться;
  • ставить на стол четное количество блюд;
  • думать о дурном или просто думать о ком-то плохо, пока набираешь освященную воду или воду, которую только собираешься святить;
  • есть мясное и пить спиртное, использовать даже растительное масло при готовке – 18 января строгий пост;
  • переедать во время праздничного ужина.

Фото из открытых источников/Интернет

Гадания

С незапамятных времен, в канун Крещения Господня на Руси широко практиковались гадания: на жениха, на вещий сон, на богатство, и так далее. Важно отметить, что гадания в православии запрещены и приравниваются к колдовству. По этой причине, сразу после обряда, люди обливались святой водой или ныряли в прорубь, чтобы смыть с себя грех.

Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девушки брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет. Тщательно перемешав яблоки, девушки откусывали от каждого и выбирали самое сладкое. То, чье имя было вырезано на самом вкусном яблоке, и был будущим женихом.

Средствами для гаданий служили предметы, в которых, по поверьям, сосредоточена магическая сила. Это могли быть башмак, юбка, пояс, чулок, наперсток, иголка, кольцо, гребень, зеркало. При гадании девушка должна была соблюсти определенные условия, выбрав правильные место и время. Но прежде всего девушка должна была выйти из-под защиты своей религии и оберегов. Христианки, например, снимали крест, а все без исключения, вне зависимости от религии, развязывали на себе всевозможные узлы, в том числе пояса, распускали волосы, иногда снимали с себя всю одежду, включая и обувь.

Для защиты от потусторонних сил девушка очерчивала вокруг себя магический круг – свечой или лучиной, ножом, кочергой. Если гадали группой, девушки вставали в круг, держа друг друга за мизинцы.

К месту гадания следовало идти молча, в темноте, стараясь оставаться незамеченной. Место для гадания тоже выбиралось особое – «нечистое». Это могли быть либо заброшенной дом, а также хлев или сени, подвал или чердак, иногда даже кладбище, либо «пограничные» места – те, где два мира образуют границу: порог или угол дома, ворота, перекресток, места у воды (колодцы, проруби). Гадали и в домах, гадали и у церквей.

Перекресток издревле считался нечистым местом, которое принадлежит демонам, говорили, что на перекрестке над человеком имеет власть нечистый дух. Это место – «пограничное» между двумя мирами, здесь свершались как опасные, так и, наоборот, исцеляющие действия. Ворота, которые также служили местом для гадания, – символ границы между своим миром и чужим. Через ворота перекидывали девушки башмачки, стоя в воротах, загадывали, кто пройдет мимо (появление мужчины предвещало скорое замужество), на ворота влезали и «окликали долю», по услышанным звукам и голосам угадывая свое будущее.

Гадание на перекрестке

Ровно в полночь придите на перекресток, чтобы «послушать округу». Веселый смех или пение невдалеке означает скорое замужество, веселье. Если послышатся плач или причитания – в этом году свадьбы не будет. Считается, что именно на перекрестке можно услышать голос судьбы, ведь здесь проходит граница между двумя мирами, и, стоя на перекрестке, вы как будто находитесь в двух мирах одновременно.

Гадание на зеркале и месяце

В одну из святочных ночей, когда на небосводе виден месяц, возьмите небольшое зеркальце, подойдите к окну и направьте зеркальце так, чтобы в нем отражался месяц. Смотрите пристально – через некоторое время вместо одного месяца вы увидите несколько. Посчитайте, сколько месяцев вам примерещилось: таким образом девушки гадали о будущей семье – большая она будет или нет.

Гадание с тремя зеркалами

Для этого гадания потребуются три зеркала примерно одинакового размера и две высокие свечи. Начинают такое гадание в полночь, предварительно очертив себя магическим кругом – знаком защиты (чертили и мелом, и горящей лучиной, и свечой).

Два зеркала поставьте одно напротив другого по бокам от себя, перед ними зажгите свечи, а третье установите позади. Вы должны видеть в боковые зеркала отражение из третьего зеркала, откуда и должен появиться суженый из зазеркалья позади вас.

Ни в коем случае нельзя оборачиваться, а также слишком долго рассматривать фигуру в зеркале. Если видение пугающее, скажите три раза: «Чур меня!» – и прекратите гадание, погасив свечи.

Гадание на спичках

По бокам спичечной коробки вставьте две спички и подожгите. Если сгоревшие головки поворачивались друг к другу, значит, «загаданные» парень и девушка будут вместе.

Гадание на нитях

Отрежьте нити одинаковой длины и подожгите их. У кого быстрее догорит нитка, та первая окажется замужем. Если сгорело меньше половины нитки или нитка сразу потухла, то в этом году замуж не выйдете.

Богатство или нищета

Зажженную лучину быстро погрузите в воду. Если она сразу погаснет, значит, ожидается бедная жизнь, а если огонь перейдет выше – богатая.

Гадание по кошачьей лапке

Загадайте желание и подзовите кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапой, значит, желание сбудется. Если правой – увы! – нет.

Царский сон

Положите под подушку четырех королей из карточной колоды и произнесите просьбу-заклинание: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне!» Суженый-ряженый обязательно должен присниться – в образе короля – с короной на голове и в царской мантии.

Приметы

  • Сильный снег в вечер перед Крещением к хорошему урожаю зерновых.
  • Сильная метель к хорошему урожаю.
  • Если выпал снег в Крещенский сочельник, то весь год будет урожайным.
  • Какая погода в этот день, такой она будет и на масленицу.
  • Если на деревьях мало снега, ягод будет очень мало или совсем не будет.
  • Если снега много и он погнул ветви деревьев – это к богатому урожаю.
  • Если на деревьях много снега, будет много меда.
  • Мало снега – в лесу будет мало ягод и грибов.

Подготовлено на основе информации из открытых источников

Ссылка на основную публикацию