Неделя О Мытаре и Фарисее: что означает и когда в 2020 году, история и притча седмицы

1 февраля Неделя о мытаре и фарисее Сплошная седмица Подготовка к Великому Посту

Неделя – древнерусское название воскресенья. В большинстве славянских языков воскресенье называется «неделей», то есть днём, когда «не делают», не работают. В романских языках – «день Господний» (от лат. dies Dominicus).
Неделя в нашем понимании в церковно-славянском языке имеет название седмица.
Неделя о Мытаре и Фарисее – в православном церковном календаре относится к Сплошным Седмицам (2 — 8 февраля) – пост отменяется и в среду, и пятницу.
В православном церковном календаре Неделя о мытаре и фарисее (наряду с Неделей о блудном сыне(8 февраля), мясопустной(15 февр.) и сыропустной (22 февраля- Прощеное воскресенье) неделями) является одной из четырёх подготовительных к Великому посту.

Эта неделя посвящена Церковью назидательному для нас воспоминанию о мытаре и фарисее.

ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

10. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк. 18:10-14).

Первая подготовительная седмица к Великому посту

Святая Православная Церковь как чадолюбивая мать не сразу вводит нас на поприще Поста, зная, что без должной подготовки человек может приуныть и ослабеть в любом, даже благом, деле. Поэтому перед Великим постом Устав назначает три подготовительные недели, или седмицы, которые постепенно приуготовляют душу человека к подвигу. Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно отличается от обычного. Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приуготовительные недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели (Воскресения) о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В приуготовительные недели, на воскресной всенощной после полиелея, Церковь оплакивает духовный плен христиан пением 136-го псалма: «На реках Вавилонских».
В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне. В основе третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном Суде.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.

И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого Воскресения Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная неделя. Эта притча задает тон на весь Пост.
Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп. 2:7).
Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение своему посту, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно ужесточается воздержание: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовления – запрещение вкушать мясную пищу.
Притча о грешных мыслях

Один праведный человек по имени Лавр оставил свое село и ушел в горы, искоренив в душе своей все свои желания, кроме желания посвятить себя Богу и попасть в Царство Небесное. Несколько лет Лавр провел в посте и молитвах, думая только о Боге. Когда он снова вернулся в село все односельчане подивились его святости. И все его почитали как истинного человека Божия. И жил в том селе некто по имени Фаддей, который позавидовал Лавру и сказал односельчанам, что и он может стать таким же, как Лавр. Тогда удалился Фаддей в горы и стал в одиночестве изнурять себя постом. Однако через месяц Фаддей вернулся обратно. И когда односельчане спросили, чем он занимался все это время, он ответил:

— Я убивал, крал, лгал, клеветал на людей, превозносил себя, прелюбодействовал, поджигал дома.
— Как это может быть, если ты был там один?
— Да, телом я был один но душой и сердцем я все время был среди людей, и чего не мог делать руками, ногами, языком и телом своим, делал мысленно в душе.

(Святитель Николай Сербский. Объяснение десяти заповедей. Заповедь 10-я)

Быть религиозным человеком сегодня – это значит осмысленно, сознательно относиться к своей вере, точно знать, почему мы живем так, а не иначе. Это нужно знать и для самих себя, и для того, чтобы уметь ответить всякому на любой вопрос, касающийся нашей веры; поэтому внутренняя интеллектуальная жизнь верующего православного человека всегда должна быть интенсивной. Нашей духовной жизни должны быть чужды умственная спячка, бездумность и беспамятство, нам необходимо постоянно размышлять о своих религиозных убеждениях, искать им рациональные подтверждения, дабы быть уверенными в правоте избранного нами жизненного пути.

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году. Первый зов великопостной весны

Протопресвитер Александр Шмеман

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году выпадает на 9 февраля и закончится 15 февраля. Подробнее об этой неделе без поста Вы узнаете из статьи!

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году — 9 февраля — 15 февраля

Неделя о мытаре и фарисее в 2021 году — 22 февраля — 28 февраля

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году – с 9 февраля по 15 февраля

Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия, — это те короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом.

Поразительно же в этих притчах, что сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель. А это значит — в наше сердце.

Ведь вот, устарели, забыты, канули в небытие книги и слова, созданные совсем недавно, вчера, позавчера. Они уже ничего не говорят нам, они мертвы. А эти, такие простые с виду, бесхитростные рассказы живут полной жизнью.

Мы слушаем их — и как будто что-то происходит с нами, как будто кто-то заглянул в самую глубину нашей жизни и сказал что-то — только к нам, ко мне относящееся.

В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.

Читайте также:  Именины Светланы по церковному календарю 2020

На нашем теперешнем языке мы сказали бы, что притча о мытаре и фарисее — это символический рассказ о важном представителе ведущего слоя, с одной стороны, о мелком и малопочтенном «аппаратчике», — с другой.

Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному!». Говорю вам, — заканчивает Христос эту притчу, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Всего три строчки в Евангелии, а сказано в них нечто вечное, такое, что действительно относится ко всем временам и ситуациям.

Но возьмем только наше время, возьмем самих себя. Если что-нибудь лежит в основе нашей государственной, общественной, да, наконец, и частной жизни, так это — не правда ли? — вот это самое безостановочное самопревозношение, самоутверждение, или, говоря более древним, но опять-таки вечным языком — гордыня.

Вслушайтесь в пульс нашей эпохи. Неужели не поразимся мы этой чудовищной саморекламе, хвастовству, бесстыдству самовосхваления, которые так вошли в нашу жизнь, что мы уже почти не замечаем их.

Всякая критика, пересмотр, переоценка, всякое проявление смирения — не стали ли они уже не только недостатком, пороком, а, хуже того, — общественным и даже государственным преступлением. Оказывается, любить родину — это все время бесстыдно восхвалять ее, унижая чужие родины. Оказывается, быть лояльным — это провозглашать все время безгрешность власти.

Оказывается, быть человеком — это унижать, топтать других людей, это возвышать себя путем их унижения. Проанализируйте свою жизнь, жизнь своего общества, самые основы его устройства, и вы должны будете признать, что это именно так.

Тот мир, в котором мы живем, так пронизан оглушительным и грубым бахвальством, что уже сам этого больше не замечает, оно уже стало его природой. Да так и сказал один из самых больших и тонких поэтов нашего времени — Пастернак — в знаменитой своей строчке: «…все тонет в фарисействе».

Самое страшное, конечно, в том, что фарисейство признается добродетелью. Нас так долго, так упорно глушили славой, достижениями, взлетами и полетами, нас так долго держали в атмосфере этого призрачного псевдовеличия, что все это в действительности нам стало казаться хорошим и благим, что в душе целых поколений возник образ мира, в котором только сила, только гордость, только бесстыдное самовосхваление оказываются нормой.

Пора ужаснуться этому, вспомнить слова Евангелия: «всякий, возвышающий себя, унижен будет». Сейчас тех немногих, кто исподволь, шепотом говорят об этом, напоминают об этом, — влекут в суды или заключают в психиатрические лечебницы. И на них науськивают других: смотрите на этих изменников и предателей! Они против величия и силы своей родины! Против ее достижений! Они сомневаются в том, что самая лучшая, самая сильная, самая свободная, самая счастливая страна… и так дальше. И благодарите, что вы не такие, как эти несчастные отщепенцы.

Но поймем, что этот бой, этот спор, ведомый сейчас ничтожным меньшинством, это бой и спор о самих духовных источниках жизни. Ибо фарисейская гордыня — это не только слова. Она рано или поздно оборачивается ненавистью к тем, кто не согласен признать моего величия, моего совершенства. Она оборачивается преследованьем и террором. Она ведет к смерти.

Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь.

И так оно и есть сейчас. Только вернувшись к этой забытой, презираемой, отбрасываемой силе — к смирению, — можно очистить мир. Ибо смирение — это признание другого, это-уважение к другому и это уменье мужественно признать себя несовершенным, раскаяться, и тем самым встать на путь исправления. От бахвальства, лжи и тьмы фарисейства — к свету и целостности подлинной человечности: к правде, к смирению и к любви. Вот призыв этой притчи Христовой, вот зов, первый зов великопостной весны…

[*] Из книги «Воскресные беседы».

Вы прочитали статью Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году. Читайте также —

Неделя о мытаре и фарисее. Материалы Правмира:

Видео о Неделе о мытаре и фарисее:

Проповедь в неделю о мытаре и фарисее

Даты и события подготовительных недель перед Великим постом в 2020 году

Великий пост — это одно из центральных событий в Православной церкви. Цель поста — подготовить тело и дух христианина к покаянию. Великому посту предшествует еще одно важное церковное событие – подготовка к нему. Начало подготовления к Великому посту происходит за четыре седмицы до него. Каждая из предшествующих недель (воскресений) и седмиц носит определенное название.

Подготовительная неделя к Великому посту, о мытаре и фарисее

Неделя о мытаре и фарисее (Лк 18:10-14) – 9 февраля. Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) 10-15 февраля.

Фарисеи в библейские времена считались ревностными исполнителями законов божьих, всевозможных правил и обрядов. Они являлись ярким примером набожности и нравственности. Мытари являлись, наоборот, презренными людьми, их сторонились и брезговали таким обществом.

Однажды фарисей вошел в храм и увидел мытаря. Гордо подняв голову вверх, важно прошествовал к алтарю и обратился в своей молитве к Богу со словами, что как хорошо, что он такой замечательный, богопослушный, хороший, высокодуховный человек, а не такой как всякое отребье типа мытарей, грабителей, убийц и тому подобное.

Мытарь тоже молился Богу, но его слова звучали по-другому. Он просил Бога быть милостивым к нему, грешному человеку, мытарь держался подальше от алтаря, не поднимая глаз на людей, и только просил у Бога милости.

Фарисей и мытарь – кардинально противоположные личности, но мытарь в этой истории выглядит лучшим человеком, чем фарисей. Смирение – это не бесхарактерность и безволие, не низкопоклонство и угодничество, а способность трезво оценивать свои недостатки и наклонности, умение усмирять гордыню.

Подготовительная неделя к Великому посту, о блудном сыне

Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32) – 16 февраля. Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля.

Фраза «блудный сын» давно стала крылатой, ее многие произносят, и большинство знает эту актуальную во все времена и несомненно поучительную историю.

Молодой человек решил, что он знает все лучше своего отца. Прихватив с собой денег, он отправился туда, где, по его мнению, лучше. Быстро растранжирив свой капитал, он понял, что его отец был прав, но боялся вернуться в отчий дом, опасаясь того, что его прогонят.

Скатившись в самый низ и умирая с голоду, он все-таки решился пойти на поклон к отцу. Отец так ждал своего сына, так надеялся на его возвращение, что выбежал из дома и обнял его.

Любой родитель любит своего ребенка и примет его и простит после всех совершенных им ошибок. Также понимает и прощает христиан Господь Бог, нужно только прийти к нему и покаяться, тогда Бог примет человека с распростертыми объятиями.

Масленица в подготовительной неделе 2020 года

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса), о Страшном суде (Мф. 25:31-46) –23 февраля. Седмица сырная (масленица), «сплошная» 24-29 февраля.

Неделю о «Страшном суде» называют мясопустной, именно с этого дня правила предписывают отказ от мяса. В эту неделю вспоминают почивших. Православная вера и учения Христа – это учение о любви, любви к ближним, к Богу и предкам, вспоминать тех, кого с нами нет, добрыми словами.

Неделя не зря называется неделей о «Страшном суде». Христианская религия учит множеству прекрасных вещей, как обычные люди учат своих детей, но за непослушание следует кара, апокалипсис или страшный суд. Вера в конец света кажется чем-то эфемерным, сложно представить, что такое может быть реально. В последнее время, а особенно в свете всевозможных исторических событий, появилась тенденция интерпретировать их как предвестники Последнего Суда. Приятно думать, что если человек ведет праведную жизнь, то она будет длиться вечно.

Мясопустная седмица в Древней Руси совпадала с языческим праздником проводов зимы, Масленицей. Языческая Масленица отмечалась не только вкусной едой и танцами с песнями, а и жертвоприношениями. Христианством запрещалось языческое празднование, но в языческом и христианском празднике совпало то, что в этот период поминают предков. Позже Масленицу переделали в «заговенье» – праздничную трапезу перед Великим постом.

Прощеное воскресенье в 2020 году

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (Мф. 6:14-21) – 1 марта.

Читайте также:  Именины Алексея: когда по церковному календарю 2020

В самую последнюю неделю перед постом церковь вспоминает «первородный грех» человека, «грех Адама», именно в нем покоится корень несовершенства человека. Человек был вознесен Богом над всей природой, но изменил своему призванию. Природа тоже не совершенна, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от мяса, человек пытается противостоять закону природы и ставит духовное выше телесного. Это основной смысл Великого поста.

Последнее воскресенье перед постом называют также прощеным. Поскольку нельзя совершить дело Божие, не примирившись с ближними.

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году – 10 февраля

С этой недели благочестивые христиане приступают к подготовке к Великому посту. Этот пост завершают в Вербное Воскресенье. Следует уточнить, что раньше словом «неделя» именовали воскресенье. Со временем слово стало означать именно последний день недели. Но вернемся к мытарю и фарисею: что связывает эти личности с Великим постом и вообще – кто они?

«Скоро Великий пост!» – думают верующие перед его приближением. На самом деле это так – он действительно скоро начнется. Большинство людей связывают пост с определенными ограничениями в еде. Если вы уже переживаете по этому поводу – не «накручивайте» себя заранее. Ведь до него еще 21 день! Вдобавок, перед самым постом идет неделя (с 10 по 16 февраля), во время которой христиане питаются как обычно, даже в среду и пятницу (обычные дни поста). Такая неделя носит название «седмица». И при этом мы все равно приближаемся к очищению, которое Бог дарует всем верующим.

Притча о мытаре о фарисее

Сказал Господь эту притчу. Два человека взошли в Храм помолиться, один — фарисей, а другой — мытарь. Фарисей встал и напоказ молился о себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди — корыстолюбцы, беззаконники, прелюбодеи, или хотя бы как вот этот мытарь. Нет, я соблюдаю пост дважды в неделю и жертвую десятую часть всего моего прибытка!» А мытарь, став подальше, даже глаз не смел возвести к небу, но только про себя молился со словами: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Говорю вам, что второй пошел к себе домой более оправданным, чем первый. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.

«Он словно фарисей!» – такое выражение давным-давно стало классическим, поскольку к фарисеям относят людей, обладающих определенными чертами характера и поведения. При этом их вера не играет никакой роли. Мытарь – это должность в Римской империи. В его обязанности входил сбор податей (налогов) для казны.

Притча о мытаре и фарисее начинается с того, что эти два человека зашли в храм, дабы совершить молитву. Примечательно, что фарисеев народ очень уважал и всегда прислушивался к их мнению. «Фарисей» переводится как «незапятнанный», «обособленный». Они знали и умели толковать Тору – основу основ Иудаизма, в которую входили законы Моисея. Главная проблема фарисеев была в том, что они требовали педантичного исполнения всех законов Моисея, перечисленных в Торе. Разумеется, для обычных людей это было невозможно.

Насколько сильно древние иудеи почитали фарисеев, настолько же сильно они презирали мытарей. Их считали «грязными» людьми, предавшими свой народ, поэтому разговаривали с ними лишь по делу и всячески избегали в любой другой ситуации. Но вернемся к притче. В ней говорится, что фарисей в молитве возвысил себя над мытарем, считая, что он лучше его стократ. А мытарь, смиренно склонив голову, лишь с силой стучал по своей груди кулаком и просил Бога помиловать его. Притча заканчивается тем, что Господь оказался гораздо снисходительнее к мытарю, чем к фарисею. Ведь последний сравнивал себя с мытарем и утверждал, что он выше его. И мытарь проявил истинное смирение. В различных церковных песнопениях постоянно обыгрывается суть притчи, заставляя верующих помнить о важности именно истинного покаяния. «Мерзкая надменность», «нелепое свирепствование» – именно так характеризуется ложное покаяние. Возможно, мы сами нередко поступаем как молящийся фарисей, даже не подозревая об этом?

О мытаре

«Мытарь» – синоним слов «откупщик» и «сборщик налогов». Это обычная профессия для городов того времени. Мытарями называли всех, кто собирал налоги. Но с начала 63 года до н. э., когда Палестину захватила Римская империя, слово «мытарь» приобрело крайне негативный оттенок. Это связано с тем, что такие иудеи работали на поработителей – Римскую империю. Преданные своим корням иудеи стали относить их к людям, не заслуживающим никакого уважения. С того самого времени это слово стало нарицательным, в том числе и на Руси (после ее Крещения). Теперь оно означало притеснителя и лихоимца.

Мытари пользовались безграничной властью над простыми людьми и могли позволять себе обращаться с ними как угодно. Издевательства, унижения, расправы – вот чего можно было ожидать от сборщика податей. Кроме того, он мог безнаказанно забрать то, что ему приглянулось, используя свое служебное положение как прикрытие. Именно поэтому иудеи люто их ненавидели. Более того, изначально все налоги платились в Иерусалимский храм – единственное место, куда Бог сходил, желая побывать на Земле. Так было изложено в еврейском законодательстве. Поэтому сбор налогов в пользу Римской империи изначально стали считать неправильным с точки зрения соблюдения ритуалов.

Библейские законы одинаково осуждали грешников, прелюбодеев и мытарей. Всех их полагалось отлучать от Синагоги. Разумеется, Иисус тоже испытал на себе гнев недовольных фарисеев, поскольку он одинаково приветливо общался и с праведными иудеями, и с мытарями. Своей притчей Христос произвел настоящую «революцию сознания» в иудейском обществе. Он специально сделал акцент на столь непохожих людях, чтобы продемонстрировать, что Богу неважно, чем человек зарабатывает себе на жизнь. Главное – искренняя молитва, а не фальшивое лицемерие фарисеев, прикрытое маской благообразности.

В Евангелие от Матфея упоминается, что блудницы и мытари первые на пути в Царствие Небесное. Будучи одним из 12 апостолов, Матфей изначально был мытарем. Произносится слово с ударением на букву «ы». Церковь настолько часто прибегала к этому слову, что оно стало самостоятельным, наподобие «компаса» у мореплавателей, «осужденный» у работников милиции и«искра» в речи автовладельцев и механиков.

О фарисеях

В древней Иудее существовало 3 религиозно-политических течения: ессеи, фарисеи и саддукеи. Все они появились примерно в середине 2 в. до н. э. (эпоха Маккавеев). Дословный перевод слова – «отделившиеся». Это означало, что люди, относившиеся к фарисеям, были религиозны и соблюдали все предписанные Торой ритуалы. Иудеи относились к ним как к признанным духовным лидерам и во всем поддерживали. Немалую роль в этом сыграло и то, что большинство фарисеев отлично знали Писание и умели его толковать. Львиная доля внимания уделялась Законам Моисея (Тора).

Существовало два «вида» Торы: письменная и устная. Последняя передавалась из уст в уста. При этом многие фарисеи часто пользовались доверчивостью иудеев и толковали заповеди Торы так, как считали нужным. Они верили в ангелов, духов и воскрешение умерших, тогда как саддукеи это отрицали. Именно фарисеи стали основоположниками христианского верования. Учитывая этот факт, фарисеев времен появления Евангелия нельзя обобщать. Ведь Никодим и Иосиф (Аримафейский) предали тело Иисуса со всеми подобающими почестями, а апостол Павел (ранее фарисей Савл) понес учение Господа по всей земле. Про фарисеев нам многое известно благодаря иудею Иосифу Флавию – он был историком. Говорится про них и в Новом Завете.

О песнопении, которое проводят на неделе мытаря и фарисея

В этот период в храмах проводят Всенощную, на которой исполняют специальные песнопения. Причем все верующие обязательно становятся на колени, когда на хорах начинают петь.

Перевод со старославянского:

Жизнодавец! Открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен: но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености: но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда: но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Что такое Неделя о мытаре и фарисее и почему на ней не соблюдают пост?

С 9 февраля 2020 года для православных христиан начинается особый подготовительный период, предшествующий Великому посту. Начинается он Неделей о мытаре и фарисее. А после нее начинается сплошная седмица. Что это такое, кто такие мытарь и фарисей и нужно ли поститься в ближайшие дни.

О чем рассказывает притча о мытаре и фарисее?
В первое “подготовительное” воскресенье Церковь вспоминает одну из коротких историй, которые часто рассказывал Иисус Христос в своем учении и общении с народом – притчу о мытаре и фарисее, которые пришли в храм помолиться. Она такая короткая, что пересказывать смысла нет, приводим ее полностью:
“Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк 18:11-14).

Читайте также:  Праздник пресвятой Троицы: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Кто такие мытарь и фарисей и в чем смысл этой притчи?
Мытарь – это сборщик налогов и податей, представитель всеми презираемой профессии в те времена.
Фарисей — представитель знати, правящей и религиозной элиты. Фарисеи претендовали на обладание уникальными знаниями, якобы переданными им Моисеем, и тщательно исполняли внешние обряды, в связи с чем многие считали их мудрыми и благочестивыми. Этих людей отличала особенная набожность, очень часто — фальшивая и показная.
В притче, которую рассказывает Христос, мытарь олицетворяет человека, который искренне раскаялся в грехах своих. Он отдает себе отчет, что он дурной человек, которому не на что рассчитывать, кроме незаслуженной милости Божией. Фарисей же, напротив, при показном благочестии гордится сам собой. Даже в молитве, обращаясь к Богу, он превозносит самого себя.
Притча говорит о том, что одни люди могут быть внешне праведны в своих поступках, но в мыслях у них нет ни смирения, ни покаяния, ни любви к ближним. Но и Бог останется равнодушным к их молитвам. Другие же может быть и грешны в своем образе жизни, но при этом смиренны и искренне в покаянии. И именно их молитвы будут услышаны.
Эта притча призывает людей избавиться от желания считать себя лучше других и искать недостатки в окружающих.

Какое отношение эта история имеет к Великому посту?
Чтением этой притчи перед Великим постом Церковь напоминает, что стремление осознать, увидеть свои ошибки и шаги на пути по их исправлению – это единственный путь к спасению. А гордыня, напротив, главный источник грехов и причина гибели. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением.
Подходить к посту нужно обязательно с покаянием, без гордыни.
С этого дня и до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва: “Покаяния отверзи ми двери”.
Кстати, после этой притчи слово “фарисей” стало синонимом к слову “лицемер”. А глагол “фарисействовать” подразумевает – притворяться, лицемерить, двоедушничать.

Что такое Сплошная седмица и надо ли поститься?
Седмица после Недели о мытаре и фарисее именуется Всеядной или Сплошной. То есть во это время нет ограничений в пище даже в традиционные дни поста – среду и пятницу. Христианам позволено вкушать скоромную (запрещенную к употреблению в большинство иных дней поста и подготовительных седмиц) пищу в знак обличения этим горделивого поста фарисея.

Зачем вообще нужны подготовительные недели и в чем их отличие?
Эта подготовка ведется для того, чтобы духовно приблизить христианина к главному и единственному смыслу Великого поста – покаянию. Каждая из четырех Недель имеет свое название и значение. Главный смысл и отличие подготовительных Недель – в евангельских чтениях во время воскресных богослужений, которые посвящены какому-то событию, связанному с жизнью и проповедью Иисуса Христа.
Напомним, что подготовка традиционно длится три календарные недели (они же седмицы). Но начинаются они всегда в воскресенье, и каждое такое воскресенье именуется Церковной неделей (один день).
https://www.amic.ru/voprosdnya/454760/

Великий пост начнется 2 марта и продлится до 18 апреля 2020 года, когда мы будем праздновать Светлое Христово Воскресенье.
Масленичная неделя начнется 24 февраля, а сам праздник выпадет на 1 марта. Убедительно просим более не рассылать фейковые новости о Масленице – 9, 15 и т. д. февраля. Сегодня не составляет труда уточнить информацию в Интернете.

Даты и события подготовительных недель перед Великим постом в 2020 году

Великий пост — это одно из центральных событий в Православной церкви. Цель поста — подготовить тело и дух христианина к покаянию. Великому посту предшествует еще одно важное церковное событие – подготовка к нему. Начало подготовления к Великому посту происходит за четыре седмицы до него. Каждая из предшествующих недель (воскресений) и седмиц носит определенное название.

Подготовительная неделя к Великому посту, о мытаре и фарисее

Неделя о мытаре и фарисее (Лк 18:10-14) – 9 февраля. Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) 10-15 февраля.

Фарисеи в библейские времена считались ревностными исполнителями законов божьих, всевозможных правил и обрядов. Они являлись ярким примером набожности и нравственности. Мытари являлись, наоборот, презренными людьми, их сторонились и брезговали таким обществом.

Однажды фарисей вошел в храм и увидел мытаря. Гордо подняв голову вверх, важно прошествовал к алтарю и обратился в своей молитве к Богу со словами, что как хорошо, что он такой замечательный, богопослушный, хороший, высокодуховный человек, а не такой как всякое отребье типа мытарей, грабителей, убийц и тому подобное.

Мытарь тоже молился Богу, но его слова звучали по-другому. Он просил Бога быть милостивым к нему, грешному человеку, мытарь держался подальше от алтаря, не поднимая глаз на людей, и только просил у Бога милости.

Фарисей и мытарь – кардинально противоположные личности, но мытарь в этой истории выглядит лучшим человеком, чем фарисей. Смирение – это не бесхарактерность и безволие, не низкопоклонство и угодничество, а способность трезво оценивать свои недостатки и наклонности, умение усмирять гордыню.

Подготовительная неделя к Великому посту, о блудном сыне

Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32) – 16 февраля. Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля.

Фраза «блудный сын» давно стала крылатой, ее многие произносят, и большинство знает эту актуальную во все времена и несомненно поучительную историю.

Молодой человек решил, что он знает все лучше своего отца. Прихватив с собой денег, он отправился туда, где, по его мнению, лучше. Быстро растранжирив свой капитал, он понял, что его отец был прав, но боялся вернуться в отчий дом, опасаясь того, что его прогонят.

Скатившись в самый низ и умирая с голоду, он все-таки решился пойти на поклон к отцу. Отец так ждал своего сына, так надеялся на его возвращение, что выбежал из дома и обнял его.

Любой родитель любит своего ребенка и примет его и простит после всех совершенных им ошибок. Также понимает и прощает христиан Господь Бог, нужно только прийти к нему и покаяться, тогда Бог примет человека с распростертыми объятиями.

Масленица в подготовительной неделе 2020 года

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса), о Страшном суде (Мф. 25:31-46) –23 февраля. Седмица сырная (масленица), «сплошная» 24-29 февраля.

Неделю о «Страшном суде» называют мясопустной, именно с этого дня правила предписывают отказ от мяса. В эту неделю вспоминают почивших. Православная вера и учения Христа – это учение о любви, любви к ближним, к Богу и предкам, вспоминать тех, кого с нами нет, добрыми словами.

Неделя не зря называется неделей о «Страшном суде». Христианская религия учит множеству прекрасных вещей, как обычные люди учат своих детей, но за непослушание следует кара, апокалипсис или страшный суд. Вера в конец света кажется чем-то эфемерным, сложно представить, что такое может быть реально. В последнее время, а особенно в свете всевозможных исторических событий, появилась тенденция интерпретировать их как предвестники Последнего Суда. Приятно думать, что если человек ведет праведную жизнь, то она будет длиться вечно.

Мясопустная седмица в Древней Руси совпадала с языческим праздником проводов зимы, Масленицей. Языческая Масленица отмечалась не только вкусной едой и танцами с песнями, а и жертвоприношениями. Христианством запрещалось языческое празднование, но в языческом и христианском празднике совпало то, что в этот период поминают предков. Позже Масленицу переделали в «заговенье» – праздничную трапезу перед Великим постом.

Прощеное воскресенье в 2020 году

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (Мф. 6:14-21) – 1 марта.

В самую последнюю неделю перед постом церковь вспоминает «первородный грех» человека, «грех Адама», именно в нем покоится корень несовершенства человека. Человек был вознесен Богом над всей природой, но изменил своему призванию. Природа тоже не совершенна, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от мяса, человек пытается противостоять закону природы и ставит духовное выше телесного. Это основной смысл Великого поста.

Последнее воскресенье перед постом называют также прощеным. Поскольку нельзя совершить дело Божие, не примирившись с ближними.

Ссылка на основную публикацию