Новый Год в православии: отмечать или нет, особенности и традиции празднования

Новый Год в православии — отмечать или нет, особенности и традиции празднования

Люди, делающие первые шаги на пути религиозности, часто задаются вопросом: «Можно ли справлять православный Новый год, который является самым волшебным торжеством атеистического прошлого?» Этого праздника ждет всё население Российской Федерации, тщательно готовясь и планируя большие финансовые расходы.

Разница между умонастроениями светских и православных людей в том, что последние не принижают образ Всевышнего до символа в виде зверя или птицы, тогда как первые называют новый цикл в честь какого-то животного.

Отметить Новый год по-православному можно!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать Новый год в Рождественский пост?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет».

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь». Любовь действительно – «самое существенное», но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Изучая первоисточники

Рождество или Новый год

Обратившись к «Правилам» Православной Церкви, можно выяснить, что празднование категорически запрещено. В апостольских писаниях сказано, что поступать следует, прежде всего, по удостоверению своего ума.

На самом деле существует возможность совместить годами установленную традицию посещения родственников на новогодние праздники и правильное выполнение постовых предписаний.

Иногда можно встретить предложение о переносе даты Рождества. Но по большому счету смысла в этом нет. 7 января или 25 декабря по старому стилю – православное Рождество. Бытует мнение, что Новый год является неудавшейся пародией на Рождество Христово. Есть ряд теорий, по которым этот праздник относится к языческим, неправославным.

Но было бы неправильно отвергать такой большой и к тому же любимый народом праздник. Если с детства внушать ребенку, что Новый год – не тот день, который заслуживает большого внимания, скорее всего в зрелом возрасте он просто отвернется от Церкви и Православия. Поэтому родителям, соблюдающим все православные традиции, следует дать ребенку возможность выбора. В этом случае хорошо применяется правило – «что чрез меру – то от лукавого».

Современное мнение церкви

Этот праздник приходится на время Рождественского поста, в период которого запрещено употребление в пищу мяса и молочных продуктов. Такая умеренная аскетичность идет вразрез с устоявшимися традициями, принятыми светскими людьми.

Сегодня Новый год стал символом одержавшего победу над умеренностью «культа потребления». Уставшие от тяжелой работы и тревог граждане стремятся полноценно развлечься, не отдавая отчетов о благочестивой норме и разрешая плоти совершать непотребности.

Ортодоксальные служители религии часто презрительно относятся к празднованию светских праздников и Нового года. Для них он есть бесовское и богомерзкое торжество, и их можно понять, если рассматривать ситуацию критично. Однако полное отрицание и видение в праздновании только греховность не совсем правильно.

Православный Новый год вполне закономерен, если избежать потребления алкоголя и отвратительного чревоугодия. Необходимо понимать, что он не является великим праздником, который приурочен к духовному или историко-общественному событию.

Церковь называет Новый год исключительно арифметической датой, которая позволяет определить веху земного существования, подвести суммарные итоги достижений и расстройств, а также спланировать будущее.

На заметку! В 20-е годы XX века большевистская власть яростно боролась с традицией установки и украшения праздничной ёлки на Новый год. Коммунисты ассоциировали это вечнозеленое дерево с Рождеством и, соответственно, религией. Разрешение на ёлки возобновились только в 1935 году.

Исторические корни

Различные человеческие эпохи справляли праздник в разное время. Этот критерий связывают как с историко-политическими предпосылками, так и желанием приспособиться к перемещению Солнца, Луны и других светил небосклона.

В православной традиции известно три Новых года.

  • Самый первый называли церковным Новолетием, оно праздновалось 1 сентября. В этот день Мессия вошел в священную синагогу Назарета и прочел слова пророка Исайи, возвеличивающие Господа и Его Сына. А 1 сентября 313 г. Великий император Константин одержал верх над своим врагом Максентием и издал документ, дарующий всем христианам полную свободу вероисповедания. Спустя 12 лет появилась традиция празднования Нового года как раз в первый день сентября.
  • Вторая дата приходится на 1 января (ст. ст.) и была официально утверждена в Российской империи (1700 г.) особым указом Петра Великого. Он взял за основу юлианский календарь, который изобрели во времена Юлия Цезаря.
  • Сейчас же общество живет в рамках григорианского летоисчисления, которое было введено Папой Григорием XIII в конце XVI столетия. В период гражданских столкновений 1918 года большевистская партия ввела этот календарь, чтобы противодействовать Церкви и создать некую «ловушку» для верующих. Последние должны воздерживаться, когда светское общество веселится, танцует и не отказывает себе в пище. При юлианском исчислении празднование не шло вразрез с Рождественским постом, а проходило после него.

Во всех мировых религиях присутствовала дата смены эпох и времен. Это показывает подсознательное стремление человеческой души ощутить соотношение проходящего времени и вечности, которая присуща нам при отсутствии мирских страданий.

Каждой личности необходимо видеть себя в определенных пространственных и временных рамках, знать, что он часть конкретной эпохи. В этом случае ему проще учится на ошибках прошлого и правильно выстраивать собственное будущее, благочестиво и смиренно живя в настоящем.

Интересно! Первого января почитают память христианского мученика Вонифатия, который вразумляет перед Всевышним пьяниц и хулиганов.

Согласно летописям, он принял мученическую смерть, проявив безграничное милосердие по отношению к христианским братьям. С помощью Ангела Хранителя он смог перенести самые страшные пытки, пока не был предан мечу. Из его ран текла кровь, смешанная с молоком. Увиденное поразило многих, и они поверили во Христа.

О других христианских святых:

Употребление алкоголя в новогодние праздники

Алкоголь в Новый год

В последнее время празднование Нового года ассоциируется с чрезмерным употреблением спиртных напитков. В магазинах наблюдается повышенный спрос на алкоголь, да и встретить в начале дня нетрезвого человека в эти дни – тоже не редкость. Конечно, такая модель поведения не способствует нравственному воспитанию и становлению личности.

Просто запрет на чрезмерное употребление алкоголя не приведет к решению этой проблемы. Здесь следует добавить и другой метод – объяснения и толкования.

Зачем и для чего соблюдать пост

Пожалуй, главный смысл поста – память, что все мы пред Богом ходим. Если человек съест в пост что-то скоромненькое, это не станет самым большим грехом. Гораздо хуже показывать свою насупленность, показательно соблюдать запреты и стремление сделать из личности праведника-наблюдателя, осуждающего всех, кто с размахом встречает Новый год. Самое главное – не заниматься собой, а служить другим.

Если с детства ребенок чувствует себя неполноценным из-за того, что родители неукоснительно соблюдают все православные традиции, в частности лишают его новогодних праздников, вряд ли в будущем он захочет регулярно посещать Церковь по собственному желанию.

Рождественский пост необходим для личного спасения. Но он станет таким только тогда, когда принесет радость и свет, а не горе и озлобленность. Как же сочетать новогодние торжества с ожиданием светлого праздника Рождества Христова?

Дед Мороз и Святой Николай

Вспоминаем самый главный атрибут Нового года — Дедушку Мороза, который приносит всем подарки. Образ Деда списан с Николая Чудотворца, который делает нужные подарки каждому просящему. Елочные гирлянды напоминают Вифлеемскую звезду, которая зажглась в преддверии Рождества. Хороводы под елками ассоциируются с ангельским пением. Таких параллелей можно провести еще очень много.

Если празднование Нового года несет людям радость, оно допустимо в разумных пределах. Главное, чтобы все было в меру. Лучше придерживаться середины. Сам праздник не является грехом. Все дело в том, как праздновать. Если в начале новогодней ночи помолиться, в полночь можно пригубить бокал шампанского, а потом и покушать немного. Господь обязательно возрадуется, ведь он увидит счастье и улыбку на радостных лицах.

На Новогоднем торжестве можно не произносить обычный тост, а прочитать отрывок из писаний. Это будет действительно православное празднование Нового года.

Так получается, но заснуть в Новогоднюю ночь в привычное время практически невозможно из-за шума вокруг. Поэтому православные тоже могут собраться вместе и пообщаться за постным столом. В Новый год самое время подвести итоги, построить планы на будущее.

Новый год не является церковным праздником, но это не значит, что его нельзя наполнить духовным смыслом. Некоторые православные просто ограничиваются новогодним молебном – и это тоже правильно.

Как бы ни отмечали православные Новый год, главное помнить, что все поступки должны исходить от чистого сердца.

Аргументы против празднования

Все возражения православных против намерений отметить Новый год празднованиями можно обобщить такими тезисами:

  • нарушается пост;
  • неверующие ведут себя в зимние праздники безнравственно;
  • много соблазнов для неокрепших душ;
  • новогодние традиции навязаны богохульниками-коммунистами;
  • христиане могут отмечать Новолетие как собственный праздник;
  • новогодние фейерверки и маскарады – мракобесие;
  • персона Деда Мороза списана с языческого божества и т. д.

Народные традиции

Пост окончен, поэтому разрешены скоромные кушанья. Обязательно к столу готовили кутью и варили вареники с творогом. В отличие от рождественского сочива, щедрую кутью не надо делать постной.

Со средины ночи мальчики ходят по домам и посыпают хозяев зерном, приговаривая пожелания. За это их благодарят небольшими денежными вознаграждениями и сладостями. Конечно, данная традиция смахивает на языческую, но в ней нет ничего худого, если часть «насеянных» денег раздать в качестве милостыни либо отнести в церковь.

День Святого Василия

Годами неверующие и христиане праздновали событие 13 января. Но если первые отмечают новогодний праздник просто по старому стилю, то для вторых это день памяти Василия Великого.

Историческая справка: Василий Великий жил в 4 в. н. э. Родился в семье убежденных христиан. Получил отличное образование: изучал риторику и философию, астрономию, математику и медицину. Позднее принял церковный сан и много лет посвятил написанию богословских трудов.

За проявленное при жизни благочестие посмертно канонизирован. Мощи хранятся в Афонской лавре, а десница в Иерусалимском храме Христова Воскресения.

Проявите всю свою любовь и терпение. Будьте примером для своих детей и родственников-атеистов. Если им понравится ваш образ жизни, они тоже с удовольствием выберут православие.

Помните, всегда можно подобрать вариант празднования, который устроит всех, но не будет претить вашим религиозным убеждениям.

Праздновать ли новый год? Новый год в православной семье

Древние римляне началом года считали март, потому что, по преданию, в марте Ромул основал Рим.
Таким он считался в России и в гражданском употреблении до 1343г., когда Поместный Собор постановил считать первым месяцем года сентябрь, по примеру Александрийской Церкви. Март же остался до наших дней началом и основанием пасхальных вычислений, и первое его число служит началом года, который называется пасхальным годом.
С 1700г. указом Петра I установлено считать вместе с европейскими народами началом гражданского года 1 января.
Год, началом которого служит 1 сентября, остался в церковно-богослужебном употреблении и называется церковным годом.

Нужно ли праздновать Новый год? Многие православные люди, особенно из новоначальных, с жаром отвергают этот праздник, тем более что он приходится на Рождественский пост. Они считают, что у православных – другое время и что истинный Новый год может наступить по «старому стилю» только 14 января. На самом деле гражданское новолетие, или Новый год, Церковью не отвергается. Накануне гражданского Нового года совершается благодарственный молебен. Когда-то Новый год в России праздновался 1 сентября и совпадал с церковным новолетием. До сих пор именно в этот день начинается богослужебный круг. Лишь при Петре I гражданский Новый год перенесли на 1 января, как в Европе.

Отвечая на вопрос, нужно ли праздновать Новый год, отец Александр (Шергунов) говорит: «Вообще, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет нового года именно с него.

Участие в праздновании Нового года – это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.

Новый год для всех людей – особенно теплый праздник. Это – как повеяло весною, это – как весна среди зимы. Все чувствуют торжественность, и зло как бы уходит. Как бы человеку ни было плохо, у него, непонятно откуда, берется надежда, что может произойти чудо, что добро победит. В предновогодние дни человек как будто немного порхает – уже как будто не идет, а летит. Но что означает эта поэзия, откуда эта обновленность, будто каждый из нас не стареет на год, а молодеет на год – больше чем на год? Еще на год сократилась наша жизнь, и, может быть, наступающий новый год будет для кого-то из нас последним годом жизни. Еще на год сократилась наша жизнь, и еще на год приблизились мы к вечности. Вот где разгадка этого праздника. Может быть, юность еще ждет ослепительной новизны земных даров, но зрелость знает, что все повторится. Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и «нет ничего нового под солнцем». На земле – утомительная повторность, но с каждым годом мы приближаемся к той вечно новой, бесконечной новизне, которая от Бога, от вечности. Поэтому даже на войне под бомбежками, в смертельной опасности люди не могут не встречать Новый год. «Я хочу дожить хотя бы до Нового года», – говорит безнадежно больной. Не еще один год прожить на земле, а чтобы ощутить эту предновогоднюю легкость и радость. Бессмертная душа каждого человека по природе – христианка и неосознанно чувствует тайну, но только христиане понимают, что это значит. Новый год – это праздник всех людей. Он – как бы Рождество Христово для незнающих Бога. А нам, христианам, дано видеть, как Вечность вступает во время, приоткрывается значимость нашего пребывания на земле и ценность человеческой жизни во Христе Боге.

Столько горя и зла на нашей земле, и мы знаем, что в новом году нам не удастся избежать новых бед. Так хотелось бы хотя бы на время праздника об этом забыть, но это – мир, в котором мы стоим на пороге нового года. Но что бы ни было – в Новый год всем предлагаются дары, каждому дается новая возможность. В Новом годе присутствует какой-то блеск, каждый человек, как сказал один ребенок, чувствует себя немножко елочной игрушкой, он как бы озарен невидимым солнцем. С Новым годом, с новым счастьем!» В Рождественский пост выпадает немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. И в Новый год для православного человека нет ничего предосудительного сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина.

Приближается Новый год, в связи с чем в некоторых верующих семьях опять будет поднят вопрос о его праздновании: надо ли? Можно ли? Не грех ли?
В конце 80-х — начале 90-х, когда начали открываться храмы и масса людей, утоляя духовный голод, обратилась к вере, то некоторые из неофитствующих объявили войну Новому году. Бесовский праздник, власти придумали, в разгар поста да за столом сидеть… Негативное отношение подогревали всяческие брошюрки с перечнем грехов современного человека, авторы которых отмечающих Новый год были готовы предать анафеме, да и многие батюшки отрицательно отзывались об этом празднике.
Сейчас, 25 лет спустя, страсти по Новому году утихли, горячие головы поостыли, и теперь уже можно обсудить этот вопрос без эмоций и лозунгов. Итак, можно ли, надо ли отмечать Новый год?
Скоро перевернется последняя страничка календаря, и мы скажем: «Ну вот, еще один год прошел». Этот праздник — отличная возможность вспомнить все, что было в ушедшем году, и поблагодарить Господа за все, что Он послал нам, за хорошее и, может, не очень хорошее, за скорби и радости, за встречи и расставания, за бесценный опыт, который мы получили. В некоторых семьях есть традиция: накануне Нового года или в первый его день всей семьей идут в церковь и заказывают благодарственный молебен.
Праздник Нового года не противоречит празднику Рождества Христова, и, несмотря на то, что Новый год приходится на постное время, его все равно можно скромно, по-постному отметить, ведь для хорошей хозяйки не проблема приготовить вкусные постные блюда.
Время поста совсем необязательно должно быть временем уныния и печали: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися…» (Мф. 6:16). Просто все должно быть в меру. В праздновании надо соблюдать приличия и держаться благочестия.
Новый год еще следует отмечать потому, что дети могут не понять: все вокруг отмечают новый год, всем дарят подарки, а они обделены этой радостью. Если отнестись к этой ситуации мудро, то ее можно обратить на пользу: объяснить детям, что для вашей семьи главный праздник это Рождество, и большие подарки вы получите на этот праздник, а на Новый год — небольшие. Можно еще раз вспомнить святителя Николая чудотворца, историю его жития, рассказать, почему подарки принять подкладывать ночью. Главное не противопоставлять себя «грешникам и язычникам», не осуждать и не воспитывать в ребенке негативного отношения в Новому году. Потом, когда дети подрастут, с ними уже будет можно договориться, а пока маленькие, не стоит лишать их радости праздника.

Читайте также:  Именины Дарьи: день ангела по церковному календарю

Ничто не согревает так душу, как напоминание о счастливых моментах, пережитых в детстве… Среди них — обязательно праздничная елка с запахом свежей хвои и мандаринов, окутанная мерцающими огоньками и каким-то особенным семейным теплом. И еще — гости, большие и маленькие.

А теперь вы и сами решили устроить домашнюю елку для своих дошколят. И не беда, если она состоится не в канун Нового года, а за день-два до него или после. Устраивать детям праздники и делать подарки — в любом случае сплошное удовольствие!

Приготовления желательно начинать уже сейчас, чтобы успеть все сделать, не торопясь. К примеру, взявшись мастерить самодельные елочные игрушки, не огорчайтесь, если они получатся немного корявыми. Зато, сколько в них будет вложено детской фантазии, ведь дети такие выдумщики. И как только игрушки будут готовы, приступайте к украшению комнат — и это лучше делать всем вместе. Включите музыку, пусть уже сейчас в доме будет празднично и весело.

По стенам можно развесить не только дождик, елочные и воздушные шары, но и флажки, которые нетрудно сделать из конфетных оберток. Дети умеют с невероятной легкостью генерировать гениальные идеи: например, изобрести волшебный новогодний фонарь, засунув обычную елочную гирлянду в вазу из цветного стекла. Или повесить конфеты на потолок на нитках разной длины: срываешь одну — а там вместе с конфеткой веселое пожелание на весь грядущий год. Наряжая праздничную комнату, имейте в виду, что в ярко освещенном помещении будут хорошо выглядеть разноцветные украшения из бумаги, а при слабом освещении — все то, что блестит.

Создать праздничное настроение можно в любой части вашей квартиры или дома — не только в зале или детской, но и в ванной комнате. Для этого вложите в руки детей кисточки, а в качестве красок используйте зубную пасту, подкрашенную гуашью. Предложите им нарисовать на кафеле еловую веточку с парой шаров, зайчика, снежинку. Можете и сами попробовать включиться в этот процесс. Поверьте, это будет весело, а хлопот при дальнейшей послепраздничной уборке принесет немного.

Не забудьте украсить и кухню, ведь все завтраки и ужины даже в новогодние каникулы ребенок будет проводить именно здесь. Разместите вместе с ним в небольшой вазочке новогоднюю композицию из отдельных еловых веточек, конфет в цветных фантиках, разрисуйте мандарины смешными «рожицами». А в качестве гирлянды можно использовать любой подсобный материал — даже апельсиновую или мандариновую кожуру.

Поближе к Новому году можно уже вплотную заняться лесной красавицей. Вначале устойчиво закрепите ее, выберите удобное и в то же время безопасное место, а уже затем начинайте украшать. Естественно вместе с ребенком. Пусть он сам нанижет на веточки разноцветные шары и игрушки, украсит их дождиком. Кстати, для украшения можно использовать не только традиционные стеклянные игрушки, но и мягкие; а также мандарины, конфеты, шоколадки и прочую вкуснятину.

Кстати, почему бы вместо привычной елки вам не порадовать ребятишек «конфетно-фруктовой»? Такая «сладкая» елка вызовет у детей не меньше восторга. Для ее исполнения сверните кусок картона в форме конуса или вырежьте конус из пенопласта. Естественно, позаботьтесь и об устойчивости — обрежьте основание и приклейте к нему картон прямоугольной формы, по типу подставки, после чего «елку» густо обклейте (или прикрепите нитками) конфетами в ярких обертках и увешайте ее мандаринами. Не забудьте вашу композицию украсить бананами.

Наряжать елку удобнее на первую неделю нового года, когда вы не слишком заняты предпраздничными приготовлениями и уже явно ощущается всеми новогодняя атмосфера. Желательно на утро, причем нужно учитывать, что детский праздник не должен быть слишком длинным (двух-трех часов для дошколят будет вполне достаточно). Заранее пригласите тех, кого хочет увидеть на этом празднике сам ребенок, а не тех, кого «надо». Если на елке детей будет много, можно попросить одну-двух мам вам помочь. Таким образом, вам будет легче и за порядком проследить, и поиграть с детьми, и заснять их на видеокамеру.

Сами устройте ребятишкам костюмированное «представление». Например, приходят к вам дети в обычной одежде, а прямо в коридоре их ждет большая коробка, полная всяких нарядов: костюмы Ангелочка и Ветра, Снежной королевы и Арлекина, лисички и зайчика. Пусть наряжаются сами — так будет гораздо интереснее. Простенькие наряды можно легко придумать самим или же взять костюмы напрокат.

Продумывая меню детского новогоднего стола, сделайте акцент на оформлении, а не на калорийности блюд. И помните, что самые вкусные для детей блюда — отнюдь не самые трудоемкие!

Когда мы задумываемся над тем, чем занять детей на празднике, важно помнить о том, что им трудно заниматься чем-то одним более 15-20 минут. При этом желательно перемежать спокойные игры — подвижными, песни — хороводом, загадки — рисованием. И во что бы то ни стало, стараться избегать соперничества между детьми: на елке — это лишнее.

Итак, вы не знаете, чем занять детвору? Устройте, например, на кухне конкурс лепки из теста, а в ванной комнате — страну мыльных пузырей, где каждый попробует свои силы в этом искусстве. У кого получится самый большой пузырь? А самый «живучий»? Спальню можно легко превратить в театр теней. Для этого только нужно натянуть плотную светлую ткань и подсветить ее снизу лампой.

После игр и застолья выйдите все вместе на воздух, поиграйте в снежки, полюбуйтесь елочными огнями в освещенных окнах. Если где-то рядом с вашим домом стоит елочка, сходите и на нее тоже. Поводить хоровод возле огромной елки на свежем воздухе — это ли не здорово!

В общем, как вы понимаете, детский праздник — это не праздник для детей.Это праздник вместе с детьми, попытка создать некое пространство, где всем — и взрослым и детям — хорошо и весело. Так постарайтесь все сделать на «ура».

Источники: сайт «Мамочка»,азбука веры

Молитва в день Hового года

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей, Творец и Зижди́тель, сотворивший времена и ле́та, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения.

Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительною жертвою Святoго Тела и Пречистой Крови освятил.

Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здравие, изобилие плодов земных и благорастворе́ние возду́хoв дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими.

Как православным встречать Новый Год?

Для людей делающих только первые шаги в Русской Православной Церкви возникает насущный вопрос – как встречать Новый год – самый […]

Для людей делающих только первые шаги в Русской Православной Церкви возникает насущный вопрос – как встречать Новый год – самый волшебный, пожалуй, и единственный по-настоящему сказочный праздник нашего атеистического детства?

Дело в том, что сие празднование приходится на Рождественский пост, который подразумевает исключение из рациона употребления мясной и молочной пищи. Однако, согласно нашей приходской традиции дозволяется вкушение рыбы (кроме среды и пятницы). Такая умеренная православная аскеза, мягко говоря, идет вразрез с теми традициями встречи Нового года, которые приняты в светском мире. Дело в том, что в нашем обществе победившего «культа потребления» Новый год становится главным символом этой сомнительной победы! Уставшие от работы и забот наши сограждане именно в эти дни имеют твердое намерение «оторваться по полной», «наесться до отвала из рога изобилия», «разрешить» торжество плоти! И как поступать православному человеку, который с одной стороны, желает твердо стоять на дисциплинарных предписаниях Матери-Церкви, но с другой – живет в окружении людей (в том числе и участников своей семьи), далеких от православных традиций?

Среди некоторых особо ревностных православных прихожан фигурирует крайне неодобрительное и презрительное отношение к Новому году – как к празднику «бесовскому» и «богомерзкому». Причины такого отношения вполне понятны (выше об этом говорилось), однако, полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех тоже будет неправильно! Дело в том, что изначально Новолетие (церковнославянское название Нового года) – это во многом религиозный праздник! Во всех религиозных культурах мира во все времена пусть и в разных вариациях, но присутствовало празднование «смены эпох и времен» (так же, как праздники «первых плодов» и «осеннего урожая»)! Это отражает определенное интуитивное ощущение человеческой душой онтологического соотношения времени и вечности. Человеку необходимо структурировать время для целостного восприятия истории, необходимо чувствовать, видеть себя в этом пространстве. Человеческой культуре необходимо обозначать вехи, грани, находясь на которых человеку надлежит подумать о прошлом и будущем.

В Ветхозаветной церкви существовал Праздник труб (Лев. XXIII, 24 — 26; Числ. XXIX, 1 — 6), который совершался в первый день осеннего месяца тишри, седьмого в священном году евреев и первого в гражданском году. Он был праздником нового (гражданского) года, с которым совпадал еще праздник новомесячия, так как в первый день каждого месяца также было празднество у евреев (Числ. XXVIII, 11 — 15). Эта традиция Новолетия была унаследована и Христианской Церковью. Вплоть до 1700 г. Новый год в нашей стране праздновался 1 сентября (14 сентября по новому стилю). Со времени государя императора Петра I Новый год стали праздновать 1 января (14 января по новому стилю). Однако в дореволюционной России главным зимним праздником было, несомненно, Рождество Христово, а Новый год (приходившийся на время святок) был все-таки второстепенным праздником (как и ныне на постхристианском Западе). Поскольку летоисчисление в Российской Империи (как и ныне в Российской Федерации) велось от Рождества Христова (а не Ленина или Вольтера), то согласно христианскому юлианскому календарю Новый год приходился на восьмой день после Рождества. И это было логично.

Однако, пришедшие к власти большевики-богоборцы, всеми силами стараясь уничтожить в народе христианскую веру, сместили акценты с Рождества на «советский» Новый год (который стал отмечаться по новому стилю), пытаясь создать некий светский аналог христианского праздника (точно так же, как Пасху пытались подменить Первомаем). Более того, все символы, которые современные россияне воспринимают именно как «новогодние» символы, изначально – символы Рождества Христова: ель – символ жизни (как и зеленый цвет в христианской традиции), гирлянды и венчающая ель звезда – символ Вифлеемской звезды. Изначально Новый Год, как и предшествующее ему Рождество Христово – добрый, семейный праздник, с праздничным столом. На сегодняшний день Новый год для православных христиан – тоже добрый семейный праздник, однако с учетом того, что в наши дни он предшествует Рождеству и приходится (как мы уже говорили) на время Рождественского поста! Примечательно, что на 1 января (по новому стилю) выпадает память мученика Вонифатия, который согласно христианскому преданию ходатайствует перед Господом о вразумлении пьяниц и хулиганов.

Иногда даже от церковных людей мне приходится слышать сожаления, что, в отличие от многих Поместных православных церквей, Русская Православная Церковь так и не перешла на Григорианский календарь и в дни всеобщего гуляния и веселия верующие вынуждены выглядеть «белыми воронами». Хочу сразу успокоить моих единоверцев – выглядеть белой вороной (пусть кому-то это покажется экстравагантным) лучше, чем быть пьяной свиньей! На мой взгляд, сохранение Рождественского поста в дни Новогодних праздников – есть предохранительный механизм для нас, православных христиан, от всего того «минометного» обстрела пошлости, похабщины, глупости и мерзости, которые выливаются на нас в эту ночь с экранов телевизора! К сожалению, многие из нас очень даже подвержены влиянию горящего экрана в «красном углу», который именно в эти дни начинает свое «особо увеселительное вещание». Но, мы, будучи понуждаемы воздерживаться от особых увеселений и беспечного времяпрепровождения требованиями церковной дисциплины, слава Богу, не попадем под этот «обстрел» в той мере, на которую он рассчитан – мы трезвимся, постимся, мы готовимся встречать Рождающегося Христа! Однако, если представить, что этого дисциплинарного заграждения не существует, у меня нет твердой уверенности в том, что православный мир сможет стойко и безукоризненно устоять перед атакой воинствующей пошлости. А ведь вполне светский афоризм гласит: «Как Новый год встретишь – так его и проведешь». Об этом тоже неплохо было бы вовремя вспоминать и уходить от советских привычек «праздновать». Ведь ежегодно в этот «большевистский праздник» только в Новосибирской области погибает порядка 100 человек.

Однако снова и снова повторю – православным нужно встречать Новый год, но делать это по-христиански. Во всех православных храмах в эти дни (31 декабря и 1 января) служится т. н. Новогодний молебен («Молебное пение на Новый год»), который в плане чиносовершения является «благодарственным молебном», но начинается литургическим возгласом священника «Благословенно Царство…» (в обычных молебнах – «Благословен Бог наш…») и заканчивается коленопреклоненной молитвой! В некоторых храмах существует традиция служения Божественной Литургии в полночь. И православному человеку никакой светский мир не помешает придти на молебен или Божественную Литургию, начать новый временной отчет с молитвы ко Господу – «Как Новый год встретишь – так его и проведешь».

Смысл христианского празднования Новолетия – поблагодарить Бога за те благости, которые Он ниспослал нам в уходящем году, испросить у Господа разума для верного осмысления прошедшего лета своей жизни и испросить благословения на грядущий временной отрезок своего бытия. Как в светском мире принято в конце года подводить некий итог того что сделано (писать пресловутые «отчеты» и т. д.), подчеркивая успехи и осмысляя недоработки, одновременно создавая некоторые планы на год грядущий, так и верующий человек должен провести духовную «ревизию» прошедшего года! Только таковая оценка должна даваться не с точки зрения политической, экономической или социальной, а с точки зрения нашего спасения! Очень важно задать себе вопрос – что же случилось за прошедший год с нами и окружающими людьми; что качественно и по-сути мы можем и должны изменить в нашей жизни, чтобы стать ближе к Божественному свету разума («Возсия мирови Свет Разума»). Что должно исправить, признать ошибочным и греховным? Как переходя, пусть условную, но и очень важную черту, переосмыслить и переоценить свою жизнь?

Одновременно с анализом прошедшего временного отрезка имеется насущная потребность подумать о грядущем. Будущее в большинстве случаев сокрыто от человека, кроме тех исключительных случаев, когда Господь по Своему Всеблагому Промыслу открывает праведникам это видение. Однако, не зная будущего, мы имеем возможность обращаться к Господу с горячей молитвой о том, чтобы Он помог нам в Новом году духовно возрастать от силы к силе, меняться к лучшему, исполняя заповеди и преодолевать искушения и соблазны века сего.

Говоря о соблазнах и искушениях, необходимо ответить на вопрос – как поступать молодому человеку, ставшему православным христианином, в то время, когда старшие участники его семьи пусть и не по-свински но и совсем не по православному собираются встречать Новый Год (с знаменитым салатом-оливье и обилием мясной пищи)? Как вести себя молодой православной христианке, которая приглашена на вполне приличный, но все-таки светский корпоратив? Как не выглядеть белой вороной и тем самым не привести в смущение своих сослуживцев своим строгим, «постным» поведением?

Есть два варианта – можно полностью отказаться от празднования Нового года и с родственниками и с сослуживцами. Но подобной «ревностью» мы можем обидеть своих ближних или привести таковых в крайнее недоумение… А на дворе пост и Новый год – семейный праздник – нужно сохранять мир и согласие! Отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно ненавязчиво попросить маму приготовить постные блюда – рыбу. Можно ночью и воздержаться от вкушения пищи. Православная девушка может помочь маме в приготовлении новогодних блюд и таким образом сделать два стола — постный и обычный, что и для парня, несомненно, будет «постным» поступком – смирения перед старшими и родными. Участие в корпоративах тоже возможно без нарушения поста, т. к. в наш «век изобилия» новогодние столы иной раз ломятся от разнообразной снеди, включая рыбные и овощные блюда. Православный человек вполне может поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями или своими сослуживицами, но знание меры и целомудренное поведение должно всегда являться объективной характеристикой православного человек. В конечно счете, никто вас не заставит сидеть за праздничным столом до пяти утра, можно уйти домой намного раньше или, если дома – в свою комнату.

Читайте также:  Именины Арсения: день ангела по церковному календарю

В то же время надо помнить, что осуждение – главное нарушение любого поста, а потому православный человек, держащий пост в Новогоднюю ночь, должен с уважением относиться к тем, кто не постится – по здоровью ли, по каким-то другим причинам. Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех прекратить торжество.

Однако, бывают такие ситуации, когда, как кажется, невозможно отказаться от скоромного угощения – в кругу семьи или на работе, ибо своим отказом православный верующий может обидеть радушную родительницу или выпускницу кулинарного техникума. И что же делать в этом случае? Конечно, ни один православный священнослужитель не скажет, что нужно нарушать пост! Каждый, кто попадает в такую ситуацию, должен поступать сообразно своей совести и разумению, при этом неся персональную ответственность за принятое им решение. Мир и взаимопонимание – самые драгоценные реалии любой семьи или профессионального коллектива и христианская вера вовсе не настаивает на том, чтобы во имя исполнения некоторых дисциплинарных постановлений (как то: пост) нужно рисковать этим миром и взаимопониманием. И здесь необходимо вспомнить евангельские слова – «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2: 27), т. е. – пост для человека, а не человек для поста.

Нужно особо подчеркнуть, что формальное нарушение поста в данном случае должно стать вынужденной мерой, а не потаканием своим «гастрономическим» страстям. Во имя сохранения мира и взаимопонимания человек вынужден в данном случае вкусить скоромную пищу (котлетку или салат-оливье), однако и здесь необходимо использовать чувство меры и ограничиться немногим. Абсолютно недопустимо, чтобы вследствие такого вынужденного послабления человек совсем забыл про пост и предался объедению и пьянству. Наоборот – до праздника Рождества остается почти неделя и есть возможность восполнить это вынужденное отступление путем усугубления личного поста с учетом того, что, согласно Уставу, со 2 по 6 января вкушение рыбы уже не благословляется.

Празднуя Новый год в светской среде, православный человек должен помнить замечательный принцип, указанный апостолом Павлом – «Не дать повод ищущим повода» (2 Кор. 11: 12). С одной стороны не окунаться в светский мир повального объедения и пьянства, с другой стороны – не вести себя подобно фарисеям, слепо исполняя закон, забыв при этом цель и предназначение всех внешних аспектов нашей религиозной жизни! Главное встречать Новый год с молитвой, в кругу семьи, сохранять мир, допуская веселье, но при этом не терять чувство меры. Как и в любые иные праздники, нужно помнить о тех, кого поздравить некому. Одинокий сосед или пожилая прихожанка вашего храма, многодетная семья, которой трудно выкроить средства на хороший подарок детям! Вокруг нас множество людей, которых некому поздравить с Новым годом и грядущим Рождеством. А в дни всеобщего праздника одиночество – острее, чем всегда. И если в эти праздничные новогодние дни православные молодые люди найдут время на то, чтобы поздравить одинокого и больного человека – это будет правильно, это будет достойно, это будет по-православному. Аминь.

Как отметить Новый год православному: советы Церкви

У православных христиан встреча Нового года приходится на большой Рождественский пост, когда нельзя есть мясную и молочную пищу, а также пить алкоголь. Светский мир отмечает новолетие с обилием яств на праздничном столе и неудержимым весельем до утра. Перед праведным христианином стоит задача провести в дружеской атмосфере Новый год с родными, которые не всегда разделяют духовное стремление близкого, и не предаться чревоугодию.

Новый год — это праздничный стол с мясными блюдами, салатами типа оливье и в многочисленном количестве алкогольной выпивки. Звон бокалов с шампанским в 12 часов — традиция, от которой сложно отказаться. Что должен сделать верующий человек: не отмечать праздник с родными в семейном кругу или отступить от поста, поддавшись всеобщему веселью. Этот вопрос волнует многих и требует совета от Церкви.

Можно ли православному праздновать Новый год?

Так что же делать православному верующему за праздничным столом в кругу близких людей: в семье или рабочем коллективе? Встает дилемма: строго следовать посту, способствующему очищению души и тела и духовному развитию, или не обижать родных и коллег, любовно приготовивших традиционные блюда.

У Православной церкви нет прямого запрета на празднование Нового года. Есть евангельские слова: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2: 27). Они говорят, что пост создан для очищения и духовного развития верующего, а не верующий живет ради поста. Во всем нужно соблюдать меру и подходить к празднованию Нового года осознанно, делать это по-христиански.

Для светского человека новолетие — это подведение итогов года и построение планов на будущее, вера во все хорошее и надежда на лучшие времена. Для православного — возможность поблагодарить Бога за блага, которые он ниспослал в этом году и обращение с просьбой послать благословение в новом:

Оценка событий прошедшего года должна быть не с экономической или политической точки зрения, а с духовной, необходимой для спасения души.

Нужно подумать, какие изменения сделать в жизни, чтобы стать ближе к Богу.

Обратиться к Господу с горячей молитвой о помощи в духовном росте для укрепления силы противостоять искушению и исполнять заповеди Божьи.

Подобный настрой помогает не избегать праздника, но подходить к его проведению с благонравием.

Советы Церкви по празднованию Нового года

1. Если христианин решил встретить Новый год в кругу семьи, потому что не хочет обижать горячо любимых близких людей, стоит заранее подготовить постный стол. Допускается вкушение горячих и холодных блюд на основе рыбы, а также фруктовых и овощных салатов. Такое меню не будет сильно расходиться с постом.

2. Бывают ситуации, когда нет возможности отказаться от традиционной еды, включающей в себя мясные блюда и салат оливье. Это может случиться на празднование Нового года в коллективе. Не все сотрудники могут понять и принять верование человека и соблюдение им христианской традиции. Эта ситуация способна перерасти в дальнейший конфликт. Особенно, когда люди уже празднуют некоторое время и находятся в алкогольном опьянении. Православный верующий может попробовать небольшое количество от предлагаемых блюд, но лучше отдать предпочтение рыбе. Если есть необходимость, можно поднять бокал вина или шампанского и пригубить несколько глотков.

3. Не нужно сидеть допоздна за столом, участвовать в танцах, отправляться на дискотеку и попадать под влияние дикого веселья. Стоит всегда помнить, что достойное поведение верующего человека — знать меру, не поддаваться искушению и не отступать от целомудренных действий.

4. Если празднование проходит дома, можно вкусить блюда со стола. Подобное поведение демонстрирует смирение перед родными и любимыми людьми.

5. Стоит помнить и самому православному, что нельзя осуждать окружение. Это будет нарушать церковные правила. Богобоязненный человек должен с уважением относится к людям, которые не постятся.

6. Нарушение поста в новогоднюю ночь — это вынужденная мера, призванная сохранить мир и взаимопонимание с близкими людьми. Главное, не предаваться чревоугодию. Когда после бокала шампанского и пробы на вкус нескольких ароматных и аппетитных блюд, человек не может остановиться, забывает про пост и предается обжорству и пьянству.

7. Нужно праздновать Новый год так, чтобы на следующий день можно было причаститься и при этом не мучила совесть. Не стоит забывать, что с 1 января начинается строгий пост. Его основу составляет растительная пища и духовная подготовка к Рождеству Христову.

Что нельзя делать православному

Современный мир привел к смешиванию различных традиций и использованию их символов в качестве поклонения. Это относится к всеобщему проникновению китайской культуры. В ней каждый новый год носит символ животного.

Православному человеку не стоит себя отождествлять с животным началом, надевать цвета в одежде, которые относятся к символу года по восточной мифологии. Согласно христианству, человек должен стремиться к Богу, чистоте и невинности и молиться за спасение души. А не приземлять себя и приравнивать к животному.

Встреча Нового года вне дома

Православный человек, который решил для себя не отмечать Новый год в кругу семьи, а посвятить этот день служению Богу, должен отправиться в Православную церковь и отстоять благодарственный молебен на начало Нового года. Он проводится 31 декабря.

1 января идет Божественная Литургия и молебен: о начале доброго дела или о просьбе благословения на добропорядочную жизнь в следующем году.

В Новый год принято дарить подарки и совершать благие дела. Праведный человек может навестить одинокого и помочь ему, сделав добро.

Каждый православный христианин должен решить для себя сам: делать ли послабление, пробуя мясные блюда и выпивая алкоголь, чтобы поддержать близкие и миролюбивые отношений с родными, или посвятить свой путь служения полностью Господу Богу, отправившись на молебен в Церковь.

При любом решении верующего, пусть встреча Нового года будет радостным событием, которое сближает вместе близких людей, и наполняет счастьем и силой для достойного соблюдения поста.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Как празднуется Новый Год у православных?

Начало года в религиозных кругах называют иногда индиктом, а иногда Новолетием. И оно приходится не на начало января, а на 1 сентября, т. е. 14 число по старому стилю. Именно с этого дня начинается отсчет цикла церковных событий.

Многие верующие считают, что православного Нового года как такового не существует, а есть светский праздник, которым пытаются заменить и затмить светлый день Рождества Христова. Другие же утверждают, что Старый Новый год 13 января можно считать угодным церкви. Так где же истина?

История праздника

В 988 г. н.э. князь Владимир Великий крестил Киевскую Русь. Вместе с новой верой пришло и новое византийское летоисчисление. Отныне отсчет вели от Создания мира. Наступление нового года отмечали в первый день весны, чествуя приход тепла, возрождение природы после длинной зимней спячки.

Только в 1942 году православная церковь смогла добиться того, чтоб и светское Новолетие перенесли на осень Православный мир отмечает Новый год по церковному календарю в сентябре. В 2019 отпразднуют 7528 год от сотворения мира и людей Богом. Начинается цикл с Рождения Богородицы, выпадающего на 21 сентября по новому стилю, а оканчивается Успением 28 августа.

Первый император России Петр Первый, под впечатлением от путешествий по Европе, решил ввести календарь, аналогичный европейскому, а вот церковное летоисчисление осталось прежним. Таким образом, празднование Нового года проходило уже после окончания Рождественского поста. Пышные гуляния и пиры никак не мешали простым людям оставаться благочестивыми христианами.

В 2017 году после революции и перехода на григорианский стиль перед христианами предстала огромная проблема: новое летоисчисление мешало достойно проводить пост. С приходом к власти Советов церковь на много десятилетий выпала из сферы влияния. Коммунизм крайне осуждал проявление религиозных порывов. Вместо церковных праздников ввели свои, советские.

Из-за отмены рождественских елок и детских утренников рабочие устраивали забастовки и незаконные мероприятия. Во времена Сталина, который хотел отмечать всего 2 революционные события, ситуация обострилась до крайности. Достичь некого компромисса удалось, введя официальный выходной и праздничный день 1 января.

В 1935 году разрешили ставить елку, а рождественскую атрибутику отныне называли новогодней.

В наследство от СССР нам досталась и традиция считать Новый год более значимым праздником, дарить подарки 1 января, а не 7 или и вовсе 25 декабря.

Мнение современной Русской Православной Церкви

РПЦ выступает категорически против праздника, из-за которого верующие нарушают Рождественский пост. Церковь считает, что Новый год на христианские ценности влияет негативно, растлевает: вместо того, чтоб поститься и молиться, очищаться физически и духовно, прихожане употребляют алкогольные напитки, чревоугодничают скоромной грешной едой, увлекаются развлечениями и увеселениями.

Особое возмущение среди церковнослужителей вызывает новомодный обычай отмечать год животного по китайскому календарю и переодеваться в маскарадные костюмы.

Альтернатива, предлагаемая православными храмами – сходить в храм послушать молебны и самому помолиться, раздать милостыню. Семьям, где есть дети, советуют приучить малыша к мысли, что подарки приносит Святой Николай, а не языческий волшебник.

Мысли о пышном праздновании, по мнению церкви, – испытания, посланные лукавым, чтоб испытывать веру. Лишь истинно верующий сумеет устоять перед соблазнами, но сберечь в сердце божественную искру любви и смиренно повиноваться православным канонам.

В радикальных православных публикациях прихожанам предлагается уподобиться ранним христианам и противостоять существующим общественным уставам.

Аргументы против празднования

Все возражения православных против намерений отметить Новый год празднованиями можно обобщить такими тезисами:

  • нарушается пост;
  • неверующие ведут себя в зимние праздники безнравственно;
  • много соблазнов для неокрепших душ;
  • новогодние традиции навязаны богохульниками-коммунистами;
  • христиане могут отмечать Новолетие как собственный праздник;
  • новогодние фейерверки и маскарады – мракобесие;
  • персона Деда Мороза списана с языческого божества и т. д.

День Святого Василия

Годами неверующие и христиане праздновали событие 13 января. Но если первые отмечают новогодний праздник просто по старому стилю, то для вторых это день памяти Василия Великого.

За проявленное при жизни благочестие посмертно канонизирован. Мощи хранятся в Афонской лавре, а десница в Иерусалимском храме Христова Воскресения.

Народные традиции

Со средины ночи мальчики ходят по домам и посыпают хозяев зерном, приговаривая пожелания. За это их благодарят небольшими денежными вознаграждениями и сладостями. Конечно, данная традиция смахивает на языческую, но в ней нет ничего худого, если часть «насеянных» денег раздать в качестве милостыни либо отнести в церковь.

Как праздновать православным

Даже если вы яро верующий человек, не стоит вступать в конфликты с несогласными, спорить и проявлять агрессию, пугать адом и т. д. Филиппов пост – время усмирять страсти и собственную гордыню, проявлять терпение и любовь не только к Богу, но и к ближним. Пути Господни неисповедимы, как ему угодно, так и будет.

Особо щекотливый вопрос, стоит ли позволять ребенку посещать новогодний праздник вместе с друзьями и одноклассниками из неверующих семей. Психологи и священники в один голос твердят, что лишать малыша праздника не стоит, ведь из-за принуждения он скорее обозлится на родителей и церковь, чем смирится.

Отрыв от коллектива и запреты воспринимаются как несправедливое наказание. Немаловажно это и с точки зрения социализации: изгоем никто не хочет быть.

Проявите всю свою любовь и терпение. Будьте примером для своих детей и родственников-атеистов. Если им понравится ваш образ жизни, они тоже с удовольствием выберут православие.

Помните, всегда можно подобрать вариант празднования, который устроит всех, но не будет претить вашим религиозным убеждениям.

Встречать ли Новый год?

Приближается Новый год и следующие за этим праздником продолжительные выходные. К сожалению, в это время вся страна без меры пьет и ест, и единственным отвлечением от застолья для многих становится просмотр всевозможных пошлых шоу и «голубых огоньков» по телевизору. Жизнь словно бы замирает.

Чтобы понять, отчего в современной России празднование Нового года возведено в культ, почему для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года, необходимо сделать небольшой исторический экскурс.

До Петра I и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. Петр постановил отмечать Новый год с 1 января – на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на святки – дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино. После революции 1917 года была проведена еще одна календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?

Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо большим размахом и сопровождается большим пьянством и разгулом, чем в советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей церковные праздники и насадила свои, пролетарско-революционные, которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год. «А душа, – как говорил герой В.М. Шукшина в фильме «Калина красная», – хочет праздника».

Читайте также:  Именины Виктора: день ангела по православному календарю

Но незнакомая с духовными русскими традициями душа, несчастная, лишенная настоящих праздников, думает, что отмечать торжество можно только пьянством и безудержным весельем.

Немного отвлекусь и расскажу небольшую историю, также связанную с утратой духовных традиций. Рассказал ее один священник.

Как-то, гуляя по кладбищу, он увидел на одной могиле открытку. Рядом в вазе стоял свежий букет цветов. Это была могила женщины, которая прожила чуть больше 30 лет. Он нагнулся и прочитал открытку. На ней было написано: «Дорогая мамочка! Поздравляем тебя с Днем рождения! Мы тебя помним и очень любим». И этот батюшка подумал: «Бедные советские дети! У них отняли веру, отняли Церковь. Они не знают, чего ждут от нас наши усопшие, как правильно относиться к смерти». В этом трагедия нашего народа – в разрыве с традициями, духовным опытом. Все это было почти полностью сметено бульдозером более чем 70-летнего атеизма.

Но вернемся к новогоднему празднику. Конечно, отмечать Новый год пьянкой и гулянкой – обычай советский, а никак не русский православный. И нужно нам от этой вредной традиции избавляться и возвращаться к праздникам настоящим, христианским. Тем паче что Рождество у нас сейчас, слава Богу, всегда является выходным днем, а значит, праздновать его никто не мешает. Не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Новый год в дореволюционной России всегда был неразрывно связан с Рождеством, просто этот праздник стоял в череде рождественских дней, и, конечно, никто его так широко и торжественно особо не отмечал.

Кстати, интересный факт: в 1920-е годы большевики боролись с традицией ставить и украшать на Новый год елки. Одна знакомая мне женщина, родившаяся еще до революции (ныне уже покойная), вспоминала, как советская власть вела борьбу с елками как с непременным атрибутом рождественского праздника. Ведь елку до революции наряжали перед Рождеством, и на Новый год она, естественно, уже была в доме. Так вот, был период, когда елка в целях борьбы с религией была запрещена. И вновь разрешили ставить елки уже в 1935 году.

Как же относиться людям православным ко всеобщему безудержному веселью и пьянству в новогодние дни? Никого не следует осуждать, но и самим в этом не участвовать. Мы готовимся к Рождеству, ожидаем этот второй по значимости и торжественности православный праздник и будем помнить, что идут дни поста Рождественского, который мы приносим как наш скромный дар к яслям родившегося Спасителя мира. Хотя, конечно, всероссийская новогодняя феерия порядком отвлекает нас от поста, создает нам определенные трудности. Например, в последних числах декабря люди начинают сметать с прилавков мясо, другие скоромные продукты и выпивку. В магазинах и на рынках в это время лучше не появляться: потеряешь уйму времени и сил. Также в новогоднюю ночь почти нереально уснуть из-за взрывов и хлопков петард и криков празднующих соседей. А у кого-то и в семье есть любители отметить с шумом приход Нового года. Но мы знаем, что православным христианам всегда было непросто и им всегда мешали праздновать праздники и соблюдать посты. Вспомним недавнее время, когда в сам день Рождества далеко не все желающие могли пойти в храм, если только праздник не приходился на субботу или воскресение. А так 7 января по новому стилю было обычным рабочим днем. Так что грех жаловаться, потому что можем мы сейчас и поститься, и молиться, и ходить ночью на Рождественскую службу.

Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год – праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством – об этом мы уже говорили. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. «Благословиши венец лета благости Твоея!» (Пс. 64: 12). По всем храмам Русской Православной Церкви служатся молебны, чтобы мы все имели возможность попросить у Господа благословение на год грядущий. Знаете, весьма заезженная фраза – новогоднее пожелание: «Как встретишь Новый год – так его и проведешь» – содержит в себе немалую долю правды. Кто-то под Новый год идет в храм со всей своей семьейи молится за новогодним молебном, чтобы призвать благословение и помощь на все свои дела, и потом за скромной трапезой вспомнить с благодарностью уходящее лето (в этом году ночь под Новый год приходится на субботу, когда Уставом разрешается даже рыба). А кто-то проведет новогоднюю ночь (да и всю последующую неделю) в телеалкогольном угаре. И получится, как в одном анекдоте про миллениум: мужчина просыпается с ужасного похмелья после новогодней ночи, еле-еле разлепляет веки, идет к зеркалу и, долго глядя на свое опухшее, заплывшее, помятое лицо, говорит: «Так вот ты какой, человек третьего тысячелетия!» Очень не хочется, чтобы лицо русского человека третьего тысячелетия было именно таким. Плохо, неудачно начав какое-нибудь дело, мы долго не можем войти в правильный ритм, колею. И многие, начав год с пьянки и безделья, усваивают этот стиль на все последующие месяцы. И наоборот, как гласит пословица: «Хорошее начало – полдела откачло»: начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела.

Позвольте, я немного расскажу о том, как обычно отмечает Новый год наша семья. 31 декабря вечером я служу в храме новогодний молебен. Супруга с детьми также, конечно, идет в церковь. А потом у нас есть традиция: каждый год мы с друзьями… нет, не идем в баню, а собираемся у них на даче в Подмосковье и отмечаем Новый год там. Мой кум и однокашник по семинарии протодиакон Алексий живет за городом и приглашает нас с детьми к себе. Семья у него большая – четверо мальчиков, и детям очень весело бывает вместе. За городом особенно хорошо встречать Новый год еще и потому, что в Москве в новогоднюю ночь заснуть практически невозможно, а в дачном поселке, хотя тоже шумновато, но гораздо спокойнее. Так вот. Обычно мы все вместе готовим постную трапезу и перед молитвой «Отче наш» поем еще «Царю небесный» и «Многая лета». После этого садимся и разделяем скромную дружескую трапезу, общаемся, вспоминаем уходящий год. А еще в эту ночь мы с детьми ходим в лес, где ребята делают из снега пещерки, ставят внутрь свечки и смотрят, чья свеча будет гореть дольше.

К сожалению, мы поставлены в такие условия, что в новогоднюю ночь, хочешь – не хочешь, приходится бодрствовать: уснуть можно разве что со снотворным и уже под утро. Поэтому и православные люди вполне могут посидеть вместе за столом, поговорить, но при этом, конечно, помня, что пост еще не окончен.

В дружеском застолье, общении нет ничего скверного, и Новый год тоже повод собраться вместе, подвести итоги, помянуть былое. Ведь праздники церковные мы празднуем и постом. Например, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим всегда празднуются в пост. Но отмечаются они скромно, по-постному и, конечно, с молитвой. Они дают нам возможность подкрепиться перед следующей частью поста. Конечно, Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному. Хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном. Это тоже допустимо.

Еще одна проблема: новогодние школьные каникулы – традиционно время всевозможных детских елок, утренников и театрализованных праздников. Как быть с детьми, можно ли им посещать эти мероприятия?

Обычно большинство новогодних елок в детских садах и школах проходят еще до Нового года, до начала каникул. Как правило, дети бывают задействованы в постановке этих праздников и поэтому волей-неволей в них участвуют. Я не вижу ничего душевредного в детском утреннике с Дедом Морозом, Снегурочкой и раздачей подарков; к тому же, если все дети принимают участие в празднике, а мы запретим нашим чадам его посещать, то они будут чувствовать себя обделенными. Хотя вполне допускаю, что современные детские праздники могут содержать какие-то неприемлемые для православных детей моменты. Это надо узнать заранее, и, если это так, лучше уклониться от участия в утреннике. Все детские мероприятия и праздники желательно посетить до 2 января (когда усиливается Рождественский пост).

Некоторые «ревнители Православия» принципиально не отмечают Новый год 1 января, но празднуют так называемый «старый Новый год» 14 января, то есть новолетие по старому стилю. Честно говоря, не вижу в этом никакого смысла. Ведь наша светская жизнь, а также жизнь страны и всего мира строится по новому, гражданскому календарю. А на святки и так приходится немало праздников: Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря / 8 января), память преподобного Серафима Саровского (2/15 января) и, конечно, Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – в сам день 1/14 января.

Интересно, что в Греции роль рождественско-новогоднего старца, который раздает детям подарки, традиционно усваивается не святителю Николаю (Санта Клаусу), как в западных странах, и не Деду Морозу, как в России, а святителю Василию. Так как его память приходится как раз на новолетие. Там он именуется Агиос Василис. Подобно Санта Клаусу, изображается с белой бородой и в красно-белом одеянии.

Напомню, что Греческая Церковь живет по новому стилю. Церковный календарь в Греции совпадает с гражданским, и Новый год они празднуют уже после Рождества.

Наши города и веси в новогодние каникулы цепенеют, очень сложно в это время заниматься какими-то делами вне дома, так как многие организации прекращают работу. Многих это всеобщее бездействие очень утомляет и раздражает. Но и это время можно провести с пользой. Современному семейному человеку остается очень мало времени для общения с семьей. Папы, да и многие мамы, целыми днями работают, а вечером сил и времени остается только на то, чтобы покормить детей, проверить у них уроки и уложить спать. И время довольно длительных зимних каникул очень хорошо посвятить общению с детьми и близкими. Можно также заняться изрядно запущенными делами домашними, навести порядок в доме перед Рождеством.

Думаю, что когда на Руси Новый год начинался 1 сентября, народ не проводил это время в праздности и безделье. Ведь Россия была страной, полностью зависящей от сельского хозяйства, а сентябрь – это время сбора урожая и подготовки к зимовке. А праздником, к которому было приурочено окончание полевых работ, был день празднования Покрова Богородицы (1/14 октября). Недаром традиционно на этот праздник приходилось много свадеб. Наступало время затишья в сельских работах до весны, и можно было подумать о создании семьи.

Как-то я размышлял над новогодними вопросами и пришел к выводу, что для нашей страны, конечно, сентябрьский Новый год являлся самым правильным. К сентябрю заканчивается годичный природный цикл. Плоды созревают, их убирают, и природа начинает готовиться к зимнему отдыху, чтобы весной вновь ожить для нового плодотворения.

Часто прихожане спрашивают меня, как быть, если в семье есть невоцерковленные родственники (иногда почти вся семья невоцерковлена), которые любят отмечать Новый год пышным застольем и не мыслят новогоднюю ночь без телевизора? Как не обидеть их, но и не навредить душе, не нарушить спокойное течение поста?

Здесь необходима немалая мудрость, рассудительность. Нужно найти золотую середину, чтобы и не обидеть родственников, не поссориться с ними, но и не повредить себе.

Представим, что какой-нибудь человек, православный христианин, живет с ближайшими родственниками в одной квартире (а ведь очень часто бывает, что и в супружеских парах одна половина верующая, а другая нет), и его нецерковные родные хотят отметить Новый год, «чтобы все было как у людей». С салатом оливье, холодцом, жареной курочкой и, конечно, обильной выпивкой. И, разумеется, главным украшением стола в Новый год, как когда-то заметил почтальон Печкин, для них является телевизор. Что же, верующему человеку забиться в самый дальний угол, демонстративно отвернуться от голубого экрана и, подобно фарисею из евангельской притчи, повторять про себя: «Я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи…»? Нет, это будет не по-христиански. У апостола Павла есть такие слова: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15: 1–2). Конечно, все это очень непросто. Христианин, имеющий нецерковных родственников, находится как бы на передовой духовной борьбы. Нужно понимать, что привести их к Богу мы можем только любовью и молитвой за них. Люди они немощные, как говорит апостол, «бессильные», значит, нужно нам понести и их немощи. Нам уже дано познать радость православных праздников, а кому-то еще нет. Остается им только посочувствовать. Итак, что же нам делать? Думаю, что если мы немного посидим за столом, по возможности соблюдая пост (можно заранее помочь родственникам в приготовлениях к празднику и сделать пару постных салатов), греха в этом не будет. Также, подняв бокал с шампанским, можно произнести тост о благодарности Богу за все, что было в уходящем году. Ведь христианин, разделяя застолье с людьми, далекими от духовных вопросов, вполне может как-то одухотворить это празднование. Сказать людям о настоящем смысле празднования новолетия, побеседовать о грядущем Рождестве Христовом. Ведь люди сейчас просто разучились праздновать, даже не умеют говорить нормальные пожелания и тосты. Светские праздники – это зачастую сплошное празднословие и «перемывание костей» ближним.

Конечно, некоторые православные сочтут и выпитый бокал шампанского в новогоднюю ночь грехом, но, например, когда я учился в семинарии, после новогоднего молебна семинаристы шли в столовую на ужин (естественно, постный), где братии также предлагалось «утешение» – бокальчик шампанского.

Отмечая Новый год с нецерковными близкими, конечно, нужно соблюдать меру. Совершенно необязательно просиживать за столом всю ночь и до конца участвовать в шумном веселье. Отдав дань уважения близким, можно под предлогом усталости удалиться, чтобы отдохнуть (если получится) или помолиться, почитать.

Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех к порядку.

Если родственники не очень возражают против вашего отсутствия в новогодний вечер, возможен такой вариант: пойти в гости к православным друзьям и отметить Новый год с ними.

Есть еще один выход, но он приемлем в основном для жителей Москвы. В нашем стольном граде уже не один год в нескольких приходах существует такой обычай: в ночь с 31 декабря на 1 января служится ночная служба. К литургии обычно присоединяют ектеньи, молитвы, Апостол и Евангелие из новогоднего молебна. Знаю, как минимум, три таких места. Это, конечно же, Сретенский монастырь, также храм Живоначальной Троицы в Хохлах и Николо-Перервинский монастырь. Вообще многие православные стремятся встретить наступление Нового года молитвой.

Некоторые священники специально ставят себя в богослужебное расписание 1 января. Весьма символично, что 1 января по новому стилю – память святого мученика Вонифатия. А 2 января – день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обоим этим святым молятся за страдающих от недуга пьянства. Помолимся и мы о тех несчастных, кто, не зная меры, пьянствует в Новый год. А для многих такое «празднование» оканчивается в больнице или морге. В новогоднюю ночь в России замерзают до смерти тысячи пьяных людей, а еще большее количество остаются калеками, на всю жизнь теряют здоровье, лишаются рук, ног из-за обморожения.

Желаю всем посетителям сайта в новом году быть всегда с Богом, и Господь не оставит нас! Самое плохое происходит, когда человек отходит от Источника Жизни, от Отца Небесного. И еще хочется пожелать всем не каких-то земных благ, а самого главного: мира и любви в сердцах и семьях. Ведь только тогда, когда люди имеют мир и любовь, они счастливы.

И еще будет не лишним напомнить: пост еще не окончен и после Нового года будет продолжаться еще шесть дней, а в последние пять дней, даже в воскресный день, он станет строже – не благословляется вкушение рыбы.

Православные знают: конец поста часто сопровождается немалыми искушениями. Происходит это потому, что падшие духи хотят посмеяться над нами и испортить нам подвиг поста, вовлекая в ссору или искушая предаться печали и унынию. К тому же, условия для этого весьма благоприятные. К концу поста христианин может ослабеть или, наоборот, успешно пройдя почти весь пост, впасть в некую эйфорию. Этой-то самоуверенностью и пользуются бесы. Как говорится, «не говори “гоп!”, пока не перепрыгнешь». Так что будем на чеку, и дай нам всем Бог сил пройти остаток пути без преткновения и с радостью встретить Рождество Христово!

Ссылка на основную публикацию