Праздник Медовый спас: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Медовый спас: история праздника и традиции

Для верующих людей Медовый спас имеет большое значение: именно этот праздник 14 августа открывает Успенский пост и начинает подготовку к торжеству Успения Богородицы.

Считалось, что янтарное лакомство, собранное после этого дня, приобретает едва ли не волшебные свойства.

Медовый спас: история возникновения

До смены юлианского календаря праздник отмечался 1 августа, но затем, по новому стилю, был сдвинут на две недели вперед. Также он называется Первым или Маковым спасом (Маковеем), а еще – Мокрым, или Спасом на воде.

В старину в Медовый спас на пасеках начинался массовый сбор сладкого урожая. С этого дня людям официально разрешалось употреблять мед в пищу.

В честь праздника готовилась масса лакомств на основе меда и мака – от пряников, блинчиков, пирожков, плюшек, рулетиков и «орешков» до безалкогольных и слабоалкогольных напитков (так называемый «хмельной мед»).

Священная дата подобрана не случайно. В Константинополе в этот день проносили по улицам Животворящий Крест Господень, которым освящали весь город и родник. У нас праздник получил название Происхождения древ Креста Господня.

В церквях в важный августовский день кипит работа. Проводятся обряды малого водосвятия, освящаются мед и продукты земледелия, принесенные в корзинах прихожанами, а еще букетики, собранные из трав с полей и маковых коробочек.

В первых числах последнего летнего месяца природа начинает готовиться к осени. Покидают гнезда перелетные птицы, трудолюбивые пчелы наполняют соты и приостанавливают свою деятельность.

В начале августа пасечники с торжественным видом и всеми почестями подходят к своим ульям, чтобы собрать богатый урожай целебного меда.

Мед для здоровья и долголетия

Сладкий продукт янтарного цвета был очень ценным для наших предков, недаром ему отведен целый праздник. Не только за вкусовые качества любили лакомство: во времена, когда лекарств существовало не так уж много, мед был главнейшим из них.

Им смазывали и заживляли раны, словно антисептиком, им лечили сотни хронических хворей, им же спасались от истощения в тяжелые дни.

По своему составу продукт пчеловодства сходен с витаминной бомбой. Здесь активно представлена вся группа В, а также витамины С, А и фолиевая кислота.

А количество полезных микроэлементов – кальция, магния, фосфора, железа, цинка, – в нем зашкаливает.

Меду, собранному на Медовый спас, приписывали самые разнообразные целебные свойства. Считалось, что он способен избавить от самых сложных заболеваний.

Обычаи, приметы и традиции Медового спаса

Существовала примета: если не вскрыть соты в ульях в Медовый спас, то соседские пчелы непременно заберут весь мед себе. Поэтому суеверные пасечники никогда не пропускали важный день.

Начиналось мероприятие с раннего утра. Хозяин пасеки облачался в чистую, белоснежную рубаху, брал новую деревянную посуду и выбирал самый полный улей.

Потом свежесобранный мед освящался в церкви. Затем им угощали всех прохожих на улице, в том числе незнакомых детишек, бродяг и бедняков.

Накормить нищих, собравшихся возле церкви, считалось особенно важным. Молодежь в то же время пытались заслужить угощение, напевая песни и устраивая пляски.

Парни и девицы водили задорные хороводы, периодически осыпая друг друга маковыми семенами.

Пока мужчины собирали мед, женщины рвали целебные травы и плели из них обереги для домов. Традиционно в букетики брали мяту, пшеницу, календулу и, обязательно, – мак.

Оберегам, созданным в день празднования, придавалась особая сила, – они защищали жилища от сглаза и исцеляли болезных.

Кроме того, девушки плели красивые венки из «магических» трав, чтобы украсить ими колодцы (те заблаговременно чистили, и освящали в них воду).

Внутрь непременно кидали любисток с целью отпугнуть всяческую нечисть. Поэтому праздник получил и другое название – Спас на воде.

Что можно и нельзя на Медовый спас

Соблюдается несколько традиций, дошедших до наших дней и свято почитаемых церковью:

1. На Медовый спас купаются в последний раз, также купают домашних животных. После медового спаса уже нельзя купаться в водоемах, чтобы не заболеть и не утонуть.

Это правило вполне обосновано: к 14 августа завершаются теплые летние дни, вода становится холоднее и можно простудиться. К тому же реки начинали «цвести», в них размножались бактерии, что вело к неприятным хворям.

2. Женщинам можно просить прощения у своего ангела-покровителя: в этот день отпускаются дамские грехи.

3. Нельзя чревоугодничать, ругаться и ссориться. Важно не забывать: с этого дня начинается Успенский пост.

4. Нельзя шуметь, кричать, слишком громко петь – считалось, что это напугает или разозлит пчел.

5. Можно освящать продукты в церкви. В корзину желательно положить медовые соты, хлеб и соль, дары природы и сладкую домашнюю выпечку.

Обязательно украсьте ее оберегающим букетом-маковейчиком, собранным из полыни, калины, мяты, цветков подсолнуха, календулы и маковых коробочек.

Праздник Медовый спас: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Значение слова «Спас»

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Медовый спас

Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Итория Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Яблочный спас

Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Читайте также:  Именины Ильи: когда по церковному календарю в 2020 году

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.

Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.

Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

История и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.

Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.

О Спасе на Правмире:

Фильмы о Спасе:

Преображение Господне. Православный календарь

Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас

Православие, 14 августа. Какой Спас?

В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

Медовый Спас – собираем мед, готовим медовуху и купаемся в водоемах

Медовый Спас – большой праздник, объединивший ряд событий, повлиявших на историю православной веры и славянскую культуру. Мы расскажем, какое значение торжество имело для церкви и для народа, о происхождении его названий, и с чем они связаны, как отмечали этот день наши предки, и с какими он связан современными традициями.

Краткая история праздника

Первый Спас – Медовый, отмечается 14 августа, и считается самым важным по церковным канонам. По старому календарю он выпадал на 1 августа – первый день последнего летнего месяца. Праздник совпадает с началом Успенского поста.

Спас назвали Медовым за традицию собирать мед в начале августа

Этот день связывают с несколькими важными для христианства событиями. Название праздника Спас произошло от слова спаситель, в честь Иисуса-Спасителя. Согласно легенде, однажды в Константинополе началась страшная эпидемия, с которой не могли справиться ни местные врачеватели, ни знахари. Тогда священнослужители вынесли из церкви небольшую часть креста, на котором распяли Христа, и осветили ею реки. После этого болезнь отступила.

Из древних сказаний о Спасении пошла традиция освящать в этот день колодцы, реки и озера, поэтому в некоторых поселениях праздник называли Мокрый, или Спас на воде.

Приставку Медовый праздник получил в связи с “дозреванием” меда, и наступлением периода его активного сбора из ульев. Наши предки старались сливать мед и собирать соты именно на Спас, поскольку в этот день он считался особенно полезным.

Также в этот праздник поминают братьев Маккавеев, которые пострадали за веру. В народе Медовый Спас часто называют Маковей.

Традиции наших предков на Спас Медовый

Верующие в праздник утром отправлялись в церковь, освящали букеты цветов, мед и яблоки. Освященные букеты играли роль оберегов. Их хранили до следующего года, чтобы защититься от злых духов.

По весне молодые девушки выбирали цветы из букетов и вплетали в косы, чтобы бог дал красивые волосы. Также, из освященных цветов готовили настои и купали в них больных малышей.

Как правило, празднование Спаса заканчивалось застольем. Но учитывая начало Успенского поста, гуляния не были пышными. На стол ставили свежеприготовленную медовуху, яблоки, пироги с маком, печенье.

Верующие на Медовый Спас начинали Успенский пост, поэтому отмечали его без мяса

Не разрешалось ссориться и громко разговаривать. Крестьяне верили: чем тише себя ведешь в этот день, тем быстрее душа очистится от грехов.

Трапеза на праздник начиналась с ложки свежего меда, при этом каждый загадывал желание. Люди благодарили бога за то, что он им дал, и просили у него защиты.

На Медовый Спас трапезу начинали с ложки меда и благодарили бога за дары

Считалось, что любая женщина может получить в этот день отпущение грехов, если попросит об этом своего ангела-хранителя. Крестьяне старались на Спас простить друг друга и отпустить обиды. Они были уверены, что если пожелать кому-то зла в этот день, оно обязательно вернется с удвоенной силой.

Работы в саду на Маковея

В современной России на Медовый Спас проводятся фестивали и ярмарки. Торговцы продают медовуху и настойки на ягодах, мед и сладкие соты, готовят шашлыки и другие мясные блюда на мангале. Во многих городах и поселках до сих пор существует традиция обмазываться разбавленным медом, а после купаться в освященных водоемах. Можно поучаствовать в общем празднике, или устроить собственный – на даче.

Фестиваль меда в России на Маковея

На Маковея можно выполнить работы в саду и в огороде:

  • пересадить цветы и кустарники;
  • посадить пряные травы;
  • заняться укоренением черенков;
  • провести плановые подкормки;
  • обрезать пожелтевшие листья и отцветшие бутоны;
  • собрать урожай корнеплодов на длительное хранение.

14 августа рекомендуется собирать семена на будущий сезон, можно собрать урожай подходящий для длительного хранения. Благоприятное время для пересаживания растений.

Медовый Спас – старинный, но до сих пор актуальный праздник, который имеет большое значение как православной церкви, так и для народа. В этот день следует воздержаться от тяжелого труда, но можно провести необходимые работы на садовом участке и собрать урожай, пересадить или полить растения. Обязательно искупайтесь в реке, или других водоемах, омывайтесь из колодцев – вода в этот день имеет очищающую и целительную силу.

Медовый спас: история, смысл, традиции, поверья

Медовый Спас – одно из трех празднеств, проводимых в летние месяцы в честь Христа. Чествование пчелиного продукта происходит 14 августа. Сразу же после идут праздники, посвященные сбору яблок и орехов. Другие названия для этого мероприятия – Маковей, Лакомка, Первый, Маковый или Мокрый Спас. Как же зародилось это празднество, и в чем цель почитания меда?

История Медового Спаса

У праздника имеется длинное церковное название, в котором следующий ряд слов: «Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня». Начало идет еще с IX века из Константинополя. В одно и то же время каждый год часть Животворящего Креста несли в храм, где освящали воду, которая могла лечить все проблемы со здоровьем.

Начало третьего месяца лета (14 августа по новому стилю) было выбрано не случайно. Стоявшая в этот период жара ускоряла распространение инфекций по городам. Прикладывание к Кресту, питье освященной воды исцеляло людей. Болезни утихали, что послужило дальнейшему распространению празднества.

Со временем мероприятие добралось и до Руси. Главные вехи:

  1. В XX веке (1164 г.) Андрей Боголюбский, великий князь Владимирский, и Мануил, император Византии, одновременно, но все же далековато друг от друга победили своих врагов. К ним пришел один знак – сияние образа Спаса, креста, иконы Богоматери.
  2. Великие победители (Маунил, Андрей) поделились друг с другом своими достижениями. Оба были поражены чудесным совпадением. Поэтому для увековечивания события установили дату первого Спаса.
  3. Спустя некоторое времени это торжество начало проводиться с праздником Креста Господня. Получилось некое слияние.
  4. Одновременно к Всемилостивому Спасу в Церкви причислялось событие от 1 августа 988 года, Крещение Руси. В этот день нужно было выполнять малое освящение воды.
  5. Еще один праздник этого периода года – память о семи святых мучениках Маккавеев, их матери Соломонии и учителе Елеазаре.
Читайте также:  Именины Анны: день ангела по церковному календарю 2020

Медовый Спас – пчеловодческий праздник, который получил название от главного продукта, собираемого в период августа. К этому времени соты ульев уже наполнены свежим нектаром цветков, который после выкачки обязательно освящался церковью. Только такой мед разрешался к употреблению.

Для августа также характерен сбор маковых зерен, которые добавлялись к разным блюдам праздничных столов. Отсюда название «Маковей». Именно это связали с днем памяти семи святых мучеников Маккавеев. А вот наименование «Мокрый Спас» пошло от даты Крещения Руси 988 года, такое совпадение.

Смысл Медового Спаса

Смысл стоит искать в самом названии. Спас – это понятие, которое прямо напоминает о том, что празднуемые события тесно связаны с Иисусом Христом (Спасителем мира). Торжество предполагает обратить внимание на то, что всем людям до сих пор требуется вера, Его милость. Человек должен понимать – его положение в мире гибельное. Если это забывается, то празднество дает оценить и осмыслить драматические обстоятельства и события.

В общем, смысл торжества складывается в осознание высшего призвания души, очищение от грехов, укрепление здоровья. Освящается вода, цветочный нектар, который становится не просто сладким десертом, а Божьей благодатью. Люди вспоминают Того, благодаря которому орудие казни стало древом жизни.

Традиции Медового Спаса

К началу августа поспевает нектар, собранный пчелами, поэтому праздник получил соответствующее наименование. Мед приносят в храмы, где продукт освящают, благодарят Бога. После разрешается применять нектар для готовки и пиршеств.

Основные традиции этого дня:

  • раздача освященного меда беднякам и нищим;
  • малое освящение воды, мака, лекарственных растений или трав;
  • продолжение празднества на пасеках с толпой детей и подростков;
  • купание в освященных рудниках, водоемах, чистка домашнего скота;
  • начало сева озимой ржи в большинстве районов.

Традиции южных славян несколько отличаются. Например, сербы святят воду молодым базиликом. Для македонцев знание того, какого числа начинается Медовый Спас, крайне важно. Празднество длится 6 или 12 дней августа, во время которых люди предсказывают погоду на 6 месяцев вперед. В Болгарии принято зятьям навещать родителей супруги, чтобы поцеловать им руки.

Важно понимать, что освящение продуктов пчеловодства – это не больше чем просто традиция. Подобный обычай считается естественным мероприятием для верующих. Человек благодарит Бога за помощь в создании меда, поэтому и несет в храм первый полученный урожай. Обычай ни в коем случае не должен перекрывать основное торжество – Всемилостивый Спас.

Что можно и что нельзя кушать в Медовый Спас

У христиан на 14 сутки августа стартует пост. Поэтому запрещаются яйца, рыбные и мясные продукты, птица, молоко. Получается, что требуется убрать с рациона всю пищу животного происхождения. Разрешается оставить фрукты и овощи, травы, зелень, крупы, другую растительную еду. Популярные блюда:

  1. Медовая коврижка. Это пряничное изделие. Требуются к приготовлению сыпучие ингредиенты: 2 стакана муки, 2 ст. л. какао, 1 ч. л. соды, 1 стакан сахара и щепотка разрыхлителя. Остальные компоненты: 70 г нектара, по половине стакана изюма, орехов, растительного масла и 200 мл воды.
  2. Медовая меренга. Для приготовления печенья потребуется мед, сахарная пудра, пшеничная мука, лимонная цедра, немного соды. Молотую корицу или гвоздику добавить по вкусу.
  3. Медовый квас. Компоненты напитка: 800 г пчелиного продукта, вытяжка из 2 лимонов, 5 литров воды и 25 г дрожжей.
  4. Салат. Ингредиенты: 70 г цветочного нектара, по 2 яблока, моркови, 8–10 грецких орехов и сок половины лимона.

Коврижка медовая

Мед – один из лучших постных продуктов, так как насыщен витаминами, минералами, аминокислотами и ферментами, другими полезными веществами. Главное – выбрать, освятить качественный нектар. Разрешаются также блюда с маком: блины, булочки, постные пироги, рулеты, пряники.

Что нельзя делать в Медовый Спас

У Медового Спаса прослеживается определенный сценарий, обычаи или традиции. Отсюда вытекают и запреты для торжества. Нельзя ругаться матом и ссориться с другими людьми, выказывать злобу, быть в плохом настроении. Но не менее интересны древние обычаи. Например, в Македонии часто запрещали стирку или купание детей первые дни празднества. Сербы раньше не работали в начале августа, так как считалось, что это ведет к болезням.

Приметы и поверья на Медовый Спас

Подобные праздники всегда сопровождаются многочисленными песнями, поверьями, приметами, загадками. Как уже говорилось, некоторые народности предсказывают погоду и будущий урожай. Распространенные приметы:

  • идут дожди – будет мало пожаров;
  • после Медового Спаса нельзя заходить в воду – это ведет к болезням или смерти;
  • если женщина помолится в церкви, то простится все греховное;
  • все, загаданное с ранней порцией нектара, обязательно сбудется;
  • наступающий после Медового Спаса день – генеральная уборка, чтобы из дома убрать плохую энергетику.

Медовый Спас традиционно приходится на конец второй недели августа. Торжество заключается не только в сборе, освящении пчелиного продукта, но и в отпущении грехов, укреплении тела, духа. Для празднества установлены свои традиции, приметы, поверья, запреты. Совпадение с началом поста вносит коррективы. Особенно это касается рациона.

Августовские Спасы.История возникновения праздников.

Исследовательская работа ученицы 8 класса, которая поставила перед собой цель познакомиться с историей возникновения августовских Спасов.

Скачать:

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota.docx880.78 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная

школа» в с. Малиновка

Тема: «Августовские Спасы. История возникновения праздников»

ученица 8 класса

учитель русского языка и литературы Исаева Лиана Вахтанговна.

Глава 1.«Это удивительное слово – СПАС…» ………………………. …4

Глава 3. Яблочный Спас ………………………………………………. 7

Глава 4. Ореховый Спас …………………… ………………………….. .9

Список информационных источников …………………………………. 11

Август не зря называют месяцем трех религиозных праздников. Дело в том, что именно в последний месяц лета на Руси всегда отмечался великий Спас. 14 августа праздновали Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас и 29 августа – отводилось для Орехового, или Хлебного Спаса. Все эти три праздника перемежаются в течение Успенского поста (Приложение1).

Все три названия содержат общий элемент – Спас. Что это, случайность? Или здесь кроется какая-то тайна?!

Так наметился план нашего исследования: мы поставили цель работы, определили задачи, разработали маршрут движения к изучению темы. Мы посетили школьную и сельскую библиотеки, пользовались материалами из сети Интернет и узнали много интересного.

Цель нашей работы: узнать, почему все три названия религиозных августовских праздников содержат общий элемент – Спас.

-проанализировать полученные данные о каждом из трёх праздников в энциклопедической и художественной литературе, в материалах сети Интернет;

-описать историю возникновения праздников.

Гипотеза: названия праздников даны в честь Иисуса Христа – Спасителя (Спаса) и восходят к далёкой древности, отражая представления народа об окружающем его мире.

Основные методы исследования :

  1. Наблюдение, поиск и сбор информации.

2. Отбор наиболее значимых материалов.

Объект исследования : три религиозных праздника: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.

Значимость исследования: данная работа может быть использована на внеклассных мероприятиях.

«Это удивительное слово – СПАС…» 4

В названии трёх религиозных праздников есть общее слово – Спас.

Мы узнали, что у этого слова несколько значений. Так, например,

Т.Ф. Ефремова толкует значения этого слова следующим образом:

1.Иисус Христос, спасший, по христианскому вероучению, человечество, искупив его грехи; Спаситель.

2. Название церкви в честь Спасителя.

3. Название каждого из трёх летних православных церковных праздников, посвящённых Спасителю.

А вот материал из Википедии — свободной энциклопедии:

* Спас — эпитет , присваиваемый Иисусу Христу.

В Толковом словаре под редакцией Ожегова С.И. читаем:

-В христианском вероучении – Христос (цер. корень ). В христианстве и иудаизме: божественный избавитель человечества от его грехов. Пришествие Спасителя. Христос-Спаситель.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова также толкует значение слова Спас как Спаситель .

Значит , названия всех трёх праздников напрямую связаны с образом Иисуса Христа.

История каждого праздника уникальна и уходит корнями в древние страницы русской истории.

Первым из трех августовских Спасов отмечают Медовый . В основе первого Спаса – праздник с длинным названием — Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время, и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество — теперь уже посвященное Спасу. А началось всё с чуда… В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

Первый Спас празднуют 14 августа, и имеет он несколько названий: Спас на воде, мокрый, или медовый Спас . В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются. Мак связан с поминовением мучеников Маккавеев, которые отдали жизни за Русь.

В 988 году, 14 августа, или 1 августа по старому стилю, произошло Крещение Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.
Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.
Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас – медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он – один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.
Часть меда обязательно оставлялась в церкви; часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.
Принимая во внимание найденные материалы, скажем, что происхождение праздника Медовый Спас уходит корнями в глубокую древность, ознаменованную Пришествием Иисуса Христа на нашу Землю.

Яблочный Спас 7

Спас Второй – Яблочный – отмечается 19 августа и называется Преображением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В этот праздник – день Преображения Господня – прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик. Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников. С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое – это цвет Преображения.
Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса – до тех пор собирать можно только падалицу, а очень верующие люди совсем не едят яблок до этого дня. Существует поверие, что если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки – то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки. Вообще собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые

христиане традиционно к алтарю приносили виноград. В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания – считалось, что они обязательно сбудутся. Про Яблочный Спас ещё говорят – «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник – напоминание о духовном преображении каждого из нас. Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным. По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

Как видим , история праздника Яблочный Спас ( Преображение Господне ) насчитывает не одно столетие. Религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

Ореховый Спас 9

Завершает августовские праздники Ореховый спас , который отмечают 29 августа, прозванный по-народному Ореховым, а ещё Хлебным, потому что в этот день поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года, предлагая православным верующим насладиться орехами и угощением из них. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.
Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя . В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода .

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Аппетитные огромные караваи, выпечка и различные блюда с орехами —всё это очень полезно и вкусно.

Сделаем вывод : на Руси к образу Христа относились с большим почтением. В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский , во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

Мы установили, что три больших православных праздника, возникших у славян во славу Спасителя и одновременно чествующих щедрость природы, одарившей живущих богатым урожаем меда, яблок и орехов, выпадают на самый яркий и теплый месяц лета – август, за которым следует первый месяц осени.

Мы установили также, что названия даны в честь Иисуса Христа – Спасителя (Спаса). По народной этимологии, значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, чтобы употреблять в пищу нечто, а именно: мёд, яблоки, хлеб.

В настоящее время августовские Спасы не утратили своей значимости. Как и много веков назад, 14 и 19 августа верующие спешат на рассвете в храм, чтобы освятить мёд и свежие фрукты (Приложение 3). Традиционно в эти дни едят мёд, выпекаются пресные яблочные пироги и раздариваются ангельски чистым созданиям – детям, а также близким, знакомым, дорогим сердцу людям и нуждающимся.
Что касается народных обрядов, то Яблочный спас не обходится без шумных игр и веселья на природе. У нас, в сельской местности, всё ещё принято собираться вместе для танцев и песен, которые издавна использовались славянами для задабривания сил земли и выражения им своей благодарности. Праздник, сочетающий в себе чистоту православной веры и мистический смысл язычества, настолько тесно переплелся с реальностью современной жизни, что без него уже невозможно представить прощание с летом (Приложение 4). Неудивительно поэтому, что верующие поздравляют друг друга, одаривая красочными открытками (Приложение 3), угощая свежеиспечёнными пирогами и орехами.

Список информационных источников

1.Банников Е. Медовый Спас // Славянские праздники и обряды: Православный календарь. — М.: Гелеос Издательский дом, 2008. — 41 с. — ISBN 9785818914824 .

2.Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .

3. Спасать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 2: П—V.

Праздник Медовый спас: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней . Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Смысл

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Традиции

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Читайте также:  Праздник пресвятой Троицы: история и происхождение, значение и смысл, традиции
Ссылка на основную публикацию